Расширенный поиск

Областной закон Архангельской области от 21.01.1999 № 108-20-ОЗ

Документ имеет не последнюю редакцию.
               А Р Х А Н Г Е Л Ь С К А Я   О Б Л А С Т Ь


                           ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН

                     О ПОЛИТИКЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
                        АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

     Руководствуясь   Конституцией   Российской   Федерации,   Законом
Российской  Федерации  "Основы  законодательства  Российской Федерации
о культуре", Уставом Архангельской области,
     признавая    основополагающую   роль   культуры    в  развитии  и
самореализации   личности,    подчеркивая    особую    ответственность
органов   государственной   власти   и  местного   самоуправления   за
сохранение  и развитие   историко-культурного  наследия  Архангельской
области,
     с  целью  определения   приоритетных  направлений государственной
политики  на территории  Архангельской  области  в сфере культуры,
     областное   Собрание   депутатов    принимает    настоящий  закон
Архангельской   области   "О политике  в сфере  культуры Архангельской
области"  (далее  - закон)   в качестве   правовой базы  сохранения  и
развития  культуры,   а также  основы  последующего законотворчества в
данной сфере.

     Статья 1. Основные понятия, используемые в законе

     Государственная   политика   в сфере   культуры   -  совокупность
принципов,   законодательных  актов  и норм,  которыми руководствуются
органы   представительной   и  исполнительной   власти   Архангельской
области    в  своей    деятельности    по   сохранению,   развитию   и
распространению   культуры,    а  также   сама   деятельность  органов
представительной  и исполнительной  власти  в области  культуры.
     Инвестиции  - долгосрочные  вложения  финансовых  и иных ресурсов
в развитие сферы культуры.
     Инвестиционная  политика    -    целенаправленная    деятельность
органов  представительной   и  исполнительной  власти   по привлечению
инвестиций в сферу культуры.
     Культурная   деятельность   -  деятельность,    направленная   на
сохранение,   создание,   распространение    и    освоение  культурных
ценностей.
     Культурное  наследие  Архангельской  области   -  материальные  и
духовные   ценности,   созданные   в  прошлом,    а  также  памятники,
историко-культурные  территории  и объекты,   значимые  для сохранения
и развития самобытности Архангельской области.
     Культурные    аспекты    программ   -  перспективы    социально -
экономических  и других  программ   развития  Архангельской области  с
точки зрения  воздействия  результатов  их реализации  на сохранение и
развитие  культуры  Архангельской  области,   а также влияния культуры
на эти результаты.
     Культурные   блага    -    условия   и  услуги,   предоставляемые
организациями,   другими   юридическими   и  физическими   лицами  для
удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.
     Культурные  ценности   -  нравственные   и  эстетические  идеалы,
нормы и  образцы  поведения,   языки,  диалекты и говоры, национальные
традиции  и обычаи,  исторические  топонимы,  фольклор, художественные
промыслы,  ремесла,  произведения  культуры  и искусства, результаты и
методы   научных   исследований   культурной   деятельности,   имеющие
историко-культурную   значимость   здания,   сооружения,   предметы  и
технологии,   уникальные  в историко-культурном  отношении  территории
и объекты.
     Культурное   достояние   Архангельской  области   -  совокупность
культурных  ценностей,   отдельные   творческие   коллективы,  объекты
культуры  и искусства,   которые   имеют   областное  и общероссийское
значение.
     Организация    культуры    -    объединение    людей,   совместно
реализующих    социально-культурную   и культурно-досуговую  программу
или   цель,    государственное   и  негосударственное   учреждение   и
предприятие   культуры   и  искусства,   созданное   для осуществления
социально-культурных   функций,   действующее   на  основе   устава  и
являющееся юридическим лицом.
     Сфера культуры - область действия культурной деятельности.
     Творческая  деятельность   - создание  культурных  ценностей и их
интерпретация.
     Творческий  работник   -  физическое  лицо,   которое создает или
интерпретирует культурные ценности.

     Статья 2. Специфика сферы культуры Архангельской области

     Культура   Архангельской   области,   сформировавшаяся   в рамках
самостоятельного  историко-культурного  субрегиона   Русского  Севера,
является самобытным феноменом национальной культуры России.
     Сфера   культуры   Архангельской   области    оказывает  активное
влияние на формирование национального самосознания.
     Культурная   инфраструктура   Архангельской   области    включает
крупные   историко-культурные   комплексы   и  организации   культуры,
имеющие   определяющее   значение   для развития   всей сферы культуры
области,   а также  культурно-досуговые  организации,  расположенные в
малых городах и сельских населенных пунктах.

     Статья  3.  Обязательность   культурных   аспектов   в  областных
программах развития

     Органы   государственной   власти    Архангельской    области   в
обязательном   порядке    учитывают    культурные   аспекты   во  всех
областных  программах  экономического,   экологического,   социального
развития.

     Статья 4. Область применения закона

     Настоящий   закон    регулирует    культурную    деятельность   в
следующих областях:
     выявление,    сохранение,   изучение,    охрана,   реставрация  и
использование памятников истории и культуры;
     традиционная  художественная  культура,   традиционные   народные
художественные промыслы и ремесла;
     формирование, реставрация и сохранение музейных фондов;
     библиотечное    дело,     книгоснабжение,     книгоиздательская,
информационная деятельность в сфере культуры;
     архивное дело;
     детское художественное творчество;
     специализированная  система  образования  в области   культуры  и
искусства;
     профессиональное искусство;
     кинематография;
     телевидение,  радио  и другие  аудиовизуальные  средства  в части
создания и распространения культурных ценностей;
     самодеятельное   (любительское)   художественное   творчество   и
культурно-досуговая деятельность;
     международные культурные обмены;
     научно-исследовательская деятельность в сфере культуры;
     иная  деятельность   по созданию,  распространению,  сохранению и
освоению культурных ценностей.

     Статья 5. Государственная политика в сфере культуры

     Основополагающими  принципами  государственной  политики  в сфере
культуры Архангельской области являются:
     -  обеспечение  государственных  гарантий   сохранения и развития
сферы культуры;
     -  содействие  сохранению  и развитию   некоммерческого сектора в
сфере культуры;
     -  перманентное   согласование   интересов   и  сближение позиций
разных слоев населения, производителей культурных услуг;
     - содействие формированию рынка культурно-досуговых услуг.
     Основными   направлениями   государственной   политики   в  сфере
культуры Архангельской области определены следующие:
     -  сохранение,    изучение     и     эффективное    использование
культурного наследия Архангельской области;
     -  создание   условий   для   полного  использования  культурного
потенциала  Архангельской  области   как на  территории области, так и
за ее пределами;
     -  приобщение    детей    к  художественным   традициям   русской
культуры;
     - оптимизация функционирования организаций культуры;
     -  организация   образования   и  повышение  уровня  подготовки и
переподготовки  кадров  для сферы  культуры,   сохранение  и  развитие
специализированной системы образования в области культуры;
     -  привлечение    внебюджетных    источников    финансирования  и
совершенствование   системы   государственного   управления   в  сфере
культуры;
     -  регулирование   развития   коммерческого  сектора  культуры  и
формирование  рынка  массовой  культуры;   стимулирование  культурного
многообразия.

     Статья 6. Управление в сфере культуры

     Управление    в  сфере    культуры    заключается    в   создании
организационных   и  экономических   условий   развития   культуры   и
строится на основе:
     - программно-целевого механизма финансирования;
     -  определения    приоритетных    направлений    государственного
финансирования;
     -  осуществления  государственного  заказа   как  экономической и
правовой гарантии защиты интересов населения.
     Базовыми   методологическими   принципами   управления   в  сфере
культуры являются:
     - принцип программно-целевого управления;
     - принцип демократизма;
     -  принцип    распределения    ответственности    между   разными
уровнями управления (федеральным, областным, местным);
     -  принцип    свободы    создания    и   потребления   культурных
ценностей;
     -  принцип   максимально  возможного   удовлетворения  культурных
потребностей.

     Статья  7.     Компетенция    органов    государственной   власти
Архангельской области

     В   компетенцию    областного   органа   представительной  власти
(областного Собрания депутатов) входит:
     -  принятие  правовых  актов   по вопросам культуры,  контроль за
их исполнением;
     -  определение    основ    культурной    политики   Архангельской
области;
     -  законодательное    регулирование    порядка    образования   и
деятельности    бюджетных,   внебюджетных   фондов   содействия  сфере
культуры, контроль за их использованием;
     -  утверждение    программ    и    планов   социально-культурного
развития Архангельской области;
     -  введение    или    отмена    областных   налогов   и   сборов,
освобождение   от  их   уплаты,    предоставление    налоговых   льгот
юридическим  и физическим  лицам,   инвестирующим  средства в развитие
культуры;
     -  законодательное  регулирование   порядка  управления объектами
культуры областной собственности;
     -  ратификация     международных    соглашений     о   культурном
сотрудничестве,   договоров,  соглашений  о культурном  сотрудничестве
с субъектами Российской Федерации.
     В   компетенцию    областного    органа    исполнительной  власти
(администрации области) входит:
     -  формирование  областного  органа  управления в сфере культуры;
     -  формирование   областного   бюджета    в  части   расходов  на
культуру;
     -  образование   целевых   бюджетных,   внебюджетных  и  валютных
фондов содействия сфере культуры;
     -  проведение   государственной   финансовой   политики  в  сфере
культуры;
     -  защита   культурного   наследия    и  инфраструктуры  культуры
Архангельской  области  в качестве  опоры  ее социально-экономического
развития;
     - стимулирование культурного многообразия;
     -  обеспечение      руководства      в     области    культурного
сотрудничества;
     -  представление    Архангельской    области    в   международном
культурном обмене;
     -  обеспечение  проведения   на территории  Архангельской области
культурной политики.
     В  компетенцию   областного  органа  управления  в сфере культуры
входит:
     -  осуществление  использования  целевых  бюджетных, внебюджетных
и валютных  фондов  содействия  сфере  культуры Архангельской области;
     -  разработка   областных   стандартов    с  целью  сохранения  и
развития   единого  культурного  пространства   Архангельской области;
поддержка базовых объектов культуры;
     -  освоение  культурного  потенциала   через развитие культурного
туризма;
     - содействие формированию системы общественных институтов;
     -  разработка  (создание)   инструментов   (ресурсов)  культурной
политики;
     -  содействие   формированию   местных   направлений   культурной
политики,    осуществляемых    от    лица    государства,  в  границах
культурной политики Архангельской области.

     Статья  8.   Компетенция    органов    местного    самоуправления
Архангельской области

     В компетенцию органов местного самоуправления входит:
     -  осуществление   культурной   политики,   исходя  из  интересов
населения, исторических и иных местных традиций территории;
     -  принятие   (издание)   нормативных   правовых  актов  местного
значения;
     -  обеспечение   удовлетворения  потребностей  населения  в сфере
культуры   на уровне  не ниже  государственных  минимальных социальных
стандартов;
     -  формирование   местной   налоговой  политики,  направленной на
развитие  сферы  культуры;  установление  местных налогов и сборов;
     -  сохранение  памятников   истории   и  культуры,  находящихся в
муниципальной собственности;
     -  содействие     появлению     новых     субъектов    культурной
деятельности;
     -  координация     участия      организаций     различных    форм
собственности     в    социально-культурном    развитии     территории
муниципального образования.

     Статья 9. Собственность в сфере культуры

     Права    и    обязанности    собственников    в  сфере   культуры
регулируются законодательством Российской Федерации.
     Имущество      культурного     назначения,      находящееся     в
государственной   собственности   Архангельской  области,   может быть
передано:
     государственной   унитарной   организации   культуры    на  праве
хозяйственного ведения;
     государственной  организации  культуры   на  праве   оперативного
управления;
     иным  коммерческим   и некоммерческим  организациям  культуры  на
основе соответствующего договора;
     на баланс областного органа управления в сфере культуры;
     в   ведение   органов   местного   самоуправления   при  передаче
органам   местного  самоуправления   отдельных   полномочий  в области
культуры   органов  государственной  власти   Архангельской области  в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
     Контроль  за сохранением  и надлежащим  использованием  имущества
культурного     назначения,     находящегося     в     государственной
собственности  Архангельской  области,  осуществляется  в соответствии
с действующим законодательством.

     Статья 10. Деятельность организаций культуры

     Организация   культуры   самостоятельна   в осуществлении   своей
творческой,   производственной   и  экономической    деятельности    в
пределах,   определяемых   законодательством  Российской  Федерации  и
своим уставом (положением).
     Областной  орган  управления  в сфере  культуры  в пределах своей
компетенции   осуществляет   контроль   за деятельностью   организаций
культуры на территории Архангельской области.
     Органы  местного  самоуправления   в пределах   своей компетенции
осуществляют   контроль    за   деятельностью   организаций  культуры,
находящихся на территории муниципального образования.

     Статья  11.  Финансирование    сферы   культуры    и   культурной
деятельности

     Основной  принцип   финансирования   сферы  культуры и культурной
деятельности - программно-целевой, что предполагает:
     -  выделение   средств    областного   бюджета   с  обусловленным
целевым   назначением    и    направление   их   на  проекты,  имеющие
общественно  значимый  результат,  в виде  государственного заказа;
     -  целевое    финансирование    организаций   культуры,   имеющих
определяющее  значение  для развития  культуры  Архангельской области;
     -  долевое  финансирование   проектов   юридических лиц различных
форм  собственности,    частных   инициатив    на   основе  проведения
конкурса   заявок   на участие   в решении  задач  областных  программ
сохранения и развития сферы культуры;
     -  разработку   и  реализацию   совместных  проектов с различными
ведомствами, организациями, творческими союзами;
     -  межведомственную    кооперацию    и    долевое  финансирование
социально-культурной сферы.

     Статья 12. Инвестиционная политика в сфере культуры

     Принципами  инвестиционной  политики  в сфере  культуры являются:
     -  государственное   управление    инвестиционными   проектами  и
активизация инвестиционной деятельности;
     -  осуществление  государственной  поддержки  значимых культурных
проектов   и  инициатив    путем   предоставления    налоговых  льгот,
областных  гарантий,   поддержки  в продвижении   культурных проектов,
поиске инвесторов.
     Инвестиционная политика в сфере культуры направлена на:
     -  разработку    областных   нормативных   актов,  способствующих
формированию       привлекательного      инвестиционного       климата
Архангельской области;
     -  государственное    регулирование    процессов,    связанных  с
решением   проблем   культуры,    посредством    развития  культурного
туризма.

     Статья 13. Налоговые льготы

     Характер,   размер   и  порядок   предоставления  налоговых льгот
организациям   культуры   независимо   от  их  организационно-правовых
форм, физическим  лицам,  в том  числе  иностранным, вкладывающим свои
средства   в развитие  культуры  Архангельской  области,  определяются
действующим законодательством Российской Федерации.
     Налоговые  льготы  предоставляются   прежде  всего организациям и
физическим  лицам,   осуществляющим  программы,   проекты,  культурные
инициативы,    являющиеся   социально   значимыми   для  Архангельской
области.
     Органы   государственной   власти   области   могут  предоставить
организациям   культуры   независимо   от  их  организационно-правовых
форм, физическим  лицам  дополнительные  льготы  по налогам и платежам
в части, зачисляемой в областной бюджет.

     Статья  14.  Политика  и приоритеты   международного  культурного
сотрудничества

     Органы   государственной   власти    и  местного   самоуправления
содействуют    развитию    культурных    обменов    и   международного
культурного  сотрудничества  организаций  культуры  и искусства, любых
физических и юридических лиц.
     Политика      международного      культурного     сотрудничества
определяется   программами   и  соглашениями  с другими  территориями,
регионами и странами.
     На  областном  уровне   к числу  приоритетных относятся программы
и соглашения  о культурном  сотрудничестве  с территориями  и странами
Баренцева  Евро-Арктического  региона,   на муниципальном   -  также с
городами  и районами  - побратимами   городов  и районов Архангельской
области.

     Статья  15.    Взаимоотношения    с    религиозными   движениями,
организациями и конфессиями

     Органы  управления   в сфере   культуры   и  организации культуры
сотрудничают     с    религиозными    движениями,    организациями   и
конфессиями     в    деятельности    по    выявлению,   сохранению   и
использованию     историко-культурного     наследия     области,     в
осуществлении    мероприятий,   способствующих   духовно-нравственному
возрождению.
     Их   взаимоотношения    регулируются    Конституцией   Российской
Федерации,    законодательными    актами    Российской   Федерации   и
Архангельской области.

     Статья 16. Вступление закона в действие

     Данный  закон   вступает  в силу   по истечении десяти дней после
его официального опубликования.



     Глава администрации области          А.А.Ефремов

     г. Архангельск
     21 января 1999 года
     N 108-20-ОЗ




Информация по документу
Читайте также