Расширенный поиск
Указ Главы Республики Коми от 10.12.2001 № 506Республика Коми Глава Указ 10.12.2001 г. N 506 Утратил силу - Указ Главы Республики Коми от 28.12.2007 г. N 121 О Концепции демографического развития Республики Коми на период до 2015 года В целях определения основных приоритетов демографической политики Республики Коми, создания необходимых условий для стабилизации демографической ситуации постановляю: 1. Утвердить Концепцию демографического развития Республики Коми на период до 2015 года согласно приложению. 2. Межведомственной комиссии при Главе Республики Коми по вопросам демографической политики до 31 марта 2002 г. представить на утверждение Главе Республики Коми План первоочередных действий по реализации Концепции демографического развития Республики Коми на 2002 год (далее именуется - Концепция). 3. Министерствам, ведомствам Республики Коми принять Концепцию к руководству. Рекомендовать органам местного самоуправления руководствоваться Концепцией в практической работе. 4. Контроль за выполнением настоящего Указа возложить на заместителя Главы Республики Коми, министра здравоохранения Республики Коми Дзуцева Г.М. Глава Республики Коми Ю.СПИРИДОНОВ г.Сыктывкар 10 декабря 2001 г. N 506 Утверждена Указом Главы Республики Коми от 10 декабря 2001 г. N 506 (приложение) КОНЦЕПЦИЯ демографического развития Республики Коми на период до 2015 года Концепция демографического развития Республики Коми на период до 2015 года (далее именуется - Концепция) является составной частью Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 г. N 1270-р, и конкретизирует ее положения, относящиеся к основным составляющим демографического развития Республики Коми. Концепция разработана в соответствии с Экономической программой Правительства Республики Коми на 2001 - 2005 годы, утвержденной Указом Главы Республики Коми от 19 марта 2001 г. N 120, и Указом Главы Республики Коми от 22 октября 2001 г. N 433 "О Межведомственной комиссии при Главе Республики Коми по вопросам демографической политики". Настоящая Концепция представляет собой комплекс ключевых положений, взглядов, принципов, дающих целостное представление о происходящих демографических процессах; факторах, оказывающих влияние на демографическую ситуацию; возможных сценариях развития демографических процессов, способствующих их пониманию, определяющих методологию и организацию практической деятельности. Государственная демографическая политика - целенаправленная деятельность органов государственного управления Республики Коми по созданию системы взаимоувязанных законов и иных нормативных правовых актов в области регулирования демографических процессов и принятию на их основе административных, организационных и технических решений, обеспечивающих: повышение жизненного уровня населения; поддержку молодых семей; укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни населения; закрепление населения на постоянном месте жительства. I. Современная демографическая ситуация в Республике Коми Главной проблемой демографического развития Республики Коми с позиции обеспечения ее экономической безопасности является депопуляция (сокращение численности) населения, поскольку именно демографические процессы определяют не только современное, но и будущее развитие Республики Коми, возможность реализации экономических, социальных и этнических целей и интересов. За последнее десятилетие снижение численности населения республики составило более 140 тыс.человек. Численность населения Республики Коми на начало 2001 года составила 1124 тыс.человек. Основное влияние на формирование состава и структуры населения Республики Коми оказывает миграция. Превышение числа выехавших за пределы республики над численностью прибывших сохраняется с 1990 года. Общие потери численности населения республики в результате миграции за последние десять лет превышают 120 тыс.человек. Более 70 процентов выезжающих - население в трудоспособном возрасте. Миграционный отток населения за пределы республики обусловлен происходящими структурными изменениями в экономике, а также государственной политикой переселения населения из районов, неблагоприятных для проживания. Следующей составляющей депопуляции населения является резкое снижение показателей рождаемости при сохранении высоких показателей смертности населения. В итоге, с 1993 года в республике сохраняется тенденция превышения смертности над рождаемостью, потери от естественной убыли населения превысили 20 тыс.человек. Естественная убыль населения, предопределенная долговременными тенденциями снижения рождаемости и роста смертности, прогнозировалась в начале 21 века. События опередили прогнозы почти на десять лет, чем, в значительной мере, обязаны кризисному этапу развития страны, обусловившему ускорение негативных тенденций. Одной из причин депопуляции является низкая рождаемость. Суммарный коэффициент рождаемости по республике понизился с 1,93 в 1989 году до 1,12 в последние годы, в то время как для простого воспроизводства населения необходим показатель не менее 2,15. Численность младенцев, рожденных после 1990 года, в два раза меньше числа родившихся за предыдущее десятилетие. Характер рождаемости определяется распространением малодетности, сближением параметров рождаемости городского и сельского населения, откладыванием рождения первого ребенка, ростом внебрачной рождаемости. В 1998 году в Республике Коми наблюдалось некоторое повышение показателей рождаемости. Учитывая, что в настоящее время в репродуктивный возраст начинают входить представители многочисленных поколений 80-х годов рождения, и структура женщин фертильного возраста в течение некоторого времени будет улучшаться, указанное повышение могло бы положить начало тенденции роста уровня рождаемости. Однако в 1999 году общий коэффициент рождаемости снизился на 8,6 процента, при этом величина общего коэффициента оказалась ниже показателя не только за предыдущий год, но и за 1997, в котором наблюдался минимальный до этого уровень рождаемости. В 2000 году численность новорожденных по отношению к 1999 году возросла незначительно и оставалась ниже показателя 1997 года. В 2001 году, учитывая улучшение возрастной структуры женщин фертильных возрастов, можно надеяться на улучшение показателей рождаемости. Самостоятельной проблемой депопуляции является смертность населения Республики Коми, которая за последнее десятилетие остается на стабильно высоком уровне. В 1994 году коэффициент смертности населения по республике достиг своего максимального значения и составил 13,2 на 1000 человек населения против аналогичного показателя 1990 года 7,4 чел. (рост 178 процента). В последующие годы отмечалось незначительное снижение коэффициента смертности, однако, этот показатель по-прежнему превышает 10 промилле. По итогам 2000 года коэффициент смертности составил 12 человек на 1000 населения. В 2001 году показатели смертности населения продолжают ухудшаться. Рост числа умерших наблюдался практически от всех причин смерти. Основными причинами смерти, на которые приходится более 80 процентов всех смертей, в 2000 году являлись болезни системы кровообращения (48 процентов), новообразования (13 процентов), а также несчастные случаи (22 процента). Около 80 процентов случаев смерти от несчастных случаев приходится на трудоспособный возраст, абсолютные показатели смертности в трудоспособном возрасте у мужчин в 4 раза выше, чем у женщин. Рост смертности напрямую зависит от состояния здоровья населения. Обращает на себя внимание то, что рост уровня смертности произошел на фоне стабилизации и некоторого снижения уровня заболеваемости. Это может означать только снижение зарегистрированной заболеваемости, обращаемости населения в учреждения здравоохранения. Особую озабоченность вызывает высокий - примерно в 4 раза выше, чем в развитых странах, - уровень младенческой смертности. Коэффициент смертности детей в возрасте до 1 года, сохраняясь на уровне 16,5 - 16,9 человек на 1000 родившихся, в 1994 - 1995 годах возрастал до 21,4 - 25,3 промилле. В 2000 году ситуация несколько улучшилась: показатели младенческой смертности составили 13 промилле. Важным показателем социально-демографических процессов является изменение возрастной структуры населения республики. Основная тенденция ее эволюции - демографическое старение или увеличение доли пожилых и старых людей в общей численности населения. Доля лиц в возрасте старше трудоспособного возросла в республике с 10 процентов в 1989 году до 14 процентов к 2000 году, при сохранении основных тенденций она увеличится к 2011 году до 19 процентов, к 2016 - до 24 проц. Особенно неблагоприятна возрастная структура населения в сельской местности. Многолетнее "вымывание" молодежи в города привело к очень значительному старению сельского населения. Коми деревня, демографический потенциал которой в течение длительного времени подрывался миграционным оттоком, в настоящее время значительно истощается за счет естественной убыли населения, доля которой в общем сокращении численности сельского населения приближается к 60 процентам. Демографическому старению способствует также миграционная убыль населения, так как в миграцию вовлечено наиболее мобильное население трудоспособного возраста, что также негативно влияет на состав населения, увеличивая долю старших возрастных групп. Сдвиги в возрастной структуре влияют на демографическую нагрузку на трудоспособное население. В 2000 году на 1000 населения трудоспособного населения республики приходилось 540 пожилых людей и детей. Большую часть совокупной демографической нагрузки пока еще составляет нагрузка детьми, однако, все более явственно происходит ее перераспределение в пользу пожилых людей. К 2015 году демографическая нагрузка на трудоспособное население по прогнозам возрастет до 613. Зарождение феномена под названием "демографическая волна", т.е. разных по численности смежных поколений людей, можно считать одним из наиболее негативных последствий низкого уровня рождаемости в 1990-е годы. Последствия этой демографической волны будут сказываться на протяжении жизни нескольких поколений. Демографический прогноз предполагает продолжение сокращения общей численности населения республики, обусловленного снижением рождаемости, ростом смертности и миграционной убылью населения. При сохранении сложившихся тенденций за ближайшие 15 лет превышение смертности над рождаемостью в целом по республике составит более 60 тыс.человек, уже в 2016 году республика может иметь следующие результаты: сокращение численности трудоспособного населения составит 17 процентов; сокращение численности детей - 43 процента; увеличение числа пенсионеров - 1,5 раза. Уже к 2006 году может сформироваться регрессивный тип возрастной структуры населения, когда доля лиц пенсионного возраста в численном составе превысит удельный вес детей до 15 лет. II. Цели и задачи демографического развития Основные параметры демографического развития Республики Коми, как субъекта федерации, и достижения ею уровня, соответствующего интересам национальной безопасности Российской Федерации, определяются: необходимостью динамичного экономического развития Российской Федерации, без которого невозможно решение ключевых социально-экономических проблем отдельных регионов и сохранение государственного потенциала, отвечающего современным условиям; проявлением геополитических интересов Российской Федерации, в соответствии с ее экономическими, политическими, историческими, духовными связями с бывшими республиками СССР и той ролью, которую Российская Федерация играет в консолидации стран СНГ; важностью освоения огромных северных территорий и более масштабным вовлечением в экономический оборот их природно-сырьевых ресурсов, как основы роста благосостояния всего российского населения; стремлением России, как федерации входящих в нее субъектов, к сохранению своей территориальной целостности. Целями демографической политики Республики Коми являются: создание правовых, экономических, социальных условий для стабилизации демографической ситуации в республике; преодоление тенденций неблагоприятного развития демографических процессов; формирование предпосылок к последующему демографическому росту, мобилизуя для этого как воспроизводственные, так и миграционные компоненты. Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих первоочередных задач: в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи: создание предпосылок для повышения рождаемости путем постепенного перехода от преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей; принятие дополнительных мер и гарантий в рамках республиканского законодательства, стимулирующих молодые семьи к рождению и воспитанию детей; создание дополнительных механизмов для реализации молодыми семьями права на жилище; всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации; создание условий для самореализации молодежи; обеспечение адресной социальной защиты семьи, включая предоставление материальной помощи при рождении ребенка; социальная защита и материальное поощрение ответственного родительства; в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни: увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения за счет реализации резервов снижения преждевременной и предотвратимой смертности, в первую очередь, в трудоспособном возрасте; увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни путем сокращения профессиональной заболеваемости, бытового и производственного травматизма; улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов путем предоставления им условий для реализации имеющегося (остаточного) потенциала здоровья; увеличение репродуктивного здоровья населения; снижение криминальной напряженности в обществе, в том числе в молодежной среде; в области миграции и расселения: принятие экономических и социальных мер, стимулирующих население трудоспособного возраста к закреплению на постоянном месте жительства; реализация программ переселения жителей районов Крайнего Севера в более благоприятные для проживания регионы страны; принятие экономических и социальных мер, стимулирующих выезжающее из районов Крайнего Севера население трудоспособного возраста к расселению в центральных и южных районах республики; совершенствование управления миграционными процессами в направлении заселения геополитически и экономически приоритетных северных районов при соблюдении экологического равновесия между природой и жизнедеятельностью человека. III. Приоритеты демографического развития В области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни определены следующие приоритеты: здоровье населения всех возрастов, прежде всего младенческого и детского, а также трудоспособного контингента, для которого ключевые проблемы состоят в снижении преждевременной смертности от травм и отравлений, основных неинфекционных заболеваний (болезни системы кровообращения, новообразования, болезни органов дыхания, болезни органов пищеварения) и инфекционных болезней; репродуктивное здоровье населения, в первую очередь беременных женщин, и качество потомства, для достижения которого наиболее значимо: снижение гинекологической и экстрагенитальной заболеваемости женщин репродуктивного возраста; профилактика детской инвалидности; здоровье подростков, для которых особую актуальность представляет: профилактика психических расстройств, алкоголизма и наркомании; снижение заболеваний, передающихся половым путем; здоровье социально уязвимых групп населения, определяемых по признаку, как низких доходов, так и социального статуса (бомжи, мигранты), для которых наиболее важны профилактика: инфекционных (туберкулез) и паразитарных заболеваний, отставания детей в физическом и умственном развитии, социальных девиаций (убийства, суициды, несчастные случаи); здоровье пожилых, для которых особую значимость представляет: увеличение сроков жизни, свободной от инвалидности, в таком состоянии здоровья, которое позволяет сохранять независимость, самоуважение и почетное место в обществе. В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи определены следующие приоритеты: формирование гражданской позиции общества в отношении необходимости повышения рождаемости и укрепления семьи, в первую очередь молодой семьи; стабилизация, а в последующем повышение рождаемости путем создания условий жизнедеятельности семьи, дающих возможность воспитания нескольких детей и постепенного перехода от принятых в обществе норм малодетности к нормам среднедетности; переориентация системы общественных и личностных ценностей на семью с несколькими детьми и обоими родителями, состоящими в первом браке, усиление приоритетности ее интересов в социальной политике; содействие сплочению семьи, улучшению внутрисемейных отношений, формированию общесемейных целевых ориентиров и интересов; формирование в процессе социализации семейно ориентированной личности через систему подготовки молодежи к семейной жизни, повышение воспитательного потенциала семьи как основного субъекта социализации; обеспечение работникам, имеющим детей, условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности и выполнению семейных обязанностей; разработка и реализация стратегии развития доступных форм семейного обустройства детей-сирот, в том числе детей-инвалидов. В области миграции и расселения определены следующие приоритеты: использование миграционного потенциала русскоязычного населения нового зарубежья в интересах демографического развития Республики Коми и заселения ее стратегически значимых районов; создание условий для сокращения эмиграционного оттока научно-технического, интеллектуального, творческого и трудового потенциала из Республики Коми; придание цивилизованных форм миграции в районы Севера России и применение соответствующих механизмов адаптации и социально-экономического стимулирования; эффективное функционирование механизма приема вынужденных мигрантов и оптимизация процесса их расселения для экономического освоения приоритетных регионов; стимулирование приема мигрантов, относящихся к титульным народам (нациям), формирующим население Российской Федерации и имеющим свои национально-государственные образования на ее территории; совершенствование законодательства, касающегося защиты прав вынужденных мигрантов и регулирование миграционных процессов. IV. Принципы демографической политики Принципы, лежащие в основе демографической политики, отражают отношение государства к регулированию процессов, формирующих численность, динамику и структуру населения в целом и его конкретных групп на территории Республики Коми. Согласно задачам такого регулирования принципы делятся на общие и специальные. Правовая связь государства с индивидом и группами индивидов является предметом специальной регламентации как в национальной системе законодательства, так и в международных документах, устанавливающих универсальные подходы и нормы по отношению к населению. Сочетание государственного и международного механизмов регулирования в указанной сфере является основой для достижения оптимальных решений в ходе подготовки и реализации демографической политики. К общим принципам демографической политики относятся: территориальная целостность государства, означающая распространение его юрисдикции и защиты на всех индивидов, составляющих его население, и признание этого права со стороны международного сообщества. Межгосударственные миграции населения не отменяют действие этого принципа, а дополняют его на основе действующих международно-правовых принципов и норм; уважение и обеспечение основных стандартов в области прав человека, содержащихся во Всеобщей Декларации прав человека и Международных Пактах по правам человека, ратифицированных Российской Федерацией, как универсальная правовая основа отношения государства ко всем индивидам, находящимся на его территории; гарантии реального приоритета норм международных соглашений по правам человека, участником которых является Российская Федерация, и положений Конституции по отношению к нормам национального законодательства; соблюдение принципа единства семьи и содействие быстрейшему ее воссоединению при любых обстоятельствах и без всяких ограничений, что соответствует гуманитарным принципам современного международного права; недопущение дискриминации индивида по признаку пола, расы, языка, принадлежности к определенной этнической, социальной, политической группе, в любой сфере государственного регулирования. К специальным принципам демографической политики относятся: соответствие федерального и республиканского законодательств в сферах демографической политики нормам Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Коми и международных договоров, участниками которых они являются; сочетание федеральных приоритетов с региональными особенностями расселения коренных групп и мигрантов на территории Республики Коми, в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Коми и законодательной базой по разделению компетенции Федерации и ее субъектов; предоставление равного доступа к системе правовой, социальной и медицинской защиты, действующей в Российской Федерации, для всех групп населения; равноправие мужчин и женщин, которое регламентируется нормами законодательства Российской Федерации и Республики Коми и соответствует международным обязательствам по Конвенции о политических правах женщин, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Конвенции о гражданстве замужней женщины; особый механизм защиты женщин, имеющих детей, включая их материнские обязанности, как следование национальной практики Российской Федерации нормам международной Конвенции о правах ребенка и Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека, регулируемый трудовым и социально-пенсионным законодательством Российской Федерации; соблюдение прав семьи и ее членов, в соответствии с действующим семейным законодательством Российской Федерации, охрана частной жизни индивида и семьи и право семьи обеспечивать воспитание своих детей в соответствии с собственными убеждениями как нормы, предусмотренные Международным Пактом о гражданских и политических правах; предоставление каждой семье свободного выбора в определении желаемого для нее количества детей и сочетание этого права с правом государства на стимулирование тех типов семьи, которые соответствуют целям проведения демографической политики Российской Федерации и Республики Коми, и обеспечение приоритетного права ребенка на проживание в семье; создание условий со стороны государства для охраны и укрепления здоровья всех групп населения, а также эффективного механизма участия населения в здравоохранительной деятельности с целью достижения людьми их потенциала здоровья, на основе принципов, выработанных Всемирной организацией здравоохранения, и норм социального и медицинского законодательства Российской Федерации; социально-правовая защита и создание достойных условий существования для наиболее уязвимых категорий населения (инвалиды, дети, молодежь, престарелые), как выражение гуманной направленности гражданского общества и государства; координация усилий государственных структур и неправительственных организаций в этом направлении, в том числе и в рамках реализации норм Конвенции СНГ о правах и основных свободах; реализация свободы выбора гражданами Российской Федерации места жительства в пределах ее территории или выезда из нее в другое государство, в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации по свободе передвижения, что не противоречит праву государства на создание собственной системы регулирования процессов миграции на своей территории, в рамках его суверенитета; сочетание прав мигрантов, прибывающих на территорию Республики Коми и получивших соответствующий правовой статус, с геополитическими интересами Российской Федерации в части их регионального расселения и обустройства; предоставление вынужденным мигрантам, въезжающим на территорию Российской Федерации, а далее в Республику Коми, возможности пройти процедуру определения их правового статуса, получения соответствующей легализации и социальной интеграции в гражданское общество, в соответствии с положениями Конвенции 1951 г. о статусе беженцев и Протокола 1967 г., и федеральными законами о беженцах и вынужденных переселенцах. Такая практика осуществляется в рамках концепции Российской Федерации в области иммиграционной политики; обеспечение баланса прав и законных интересов местного населения и мигрантов, прибывающих в Республику Коми и обустраивающихся на ее территории, и формирование дифференцированного подхода к приему различных категорий мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья; связь института гражданства Российской Федерации с доступом лиц, его получивших, к механизмам защиты их гражданских и социальных прав, в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации и осуществляемой ею политикой приема бывших соотечественников из стран нового зарубежья. V. Сферы деятельности и направления реализации Концепции Концепция определяет общую идеологию и направления разработки программ по различным компонентам демографического развития. Программы по оздоровлению демографической ситуации включают экономические, правовые, организационные и информационные меры в области здоровья и продолжительности жизни, рождаемости и укрепления семьи, а также миграции и расселения. В сфере здоровья и продолжительности жизни. Разработка и реализация политики в этой сфере требует развития соответствующей инфраструктуры. Аккумулированный Всемирной организацией здравоохранения опыт стран, успешно идущих по пути разработки соответствующих национальных стратегий, свидетельствует, что выделяется, как минимум, три основных направления. Первое направление ориентировано на развитие научно-исследовательских, информационных и коммуникационных систем, которые содействуют приобретению, эффективному использованию и распространению данных по проблемам охраны и укрепления здоровья. В рамках этого направления выделяется два наиболее важных аспекта: выработка научно-исследовательской политики, ориентированной на приоритеты по достижению здоровья в интересах всех граждан Республики Коми; обеспечение беспрепятственного доступа к информации по вопросам охраны здоровья для политиков, представителей медицинских и иных профессий, а также для населения в целом. Второе направление ориентировано на создание структур и механизмов, обеспечивающих реальное участие отдельных лиц, групп и организаций, как в общественном, так и в частном секторе, в деятельности в интересах охраны здоровья на основе содружества и партнерства. При этом стратегия партнерства охватывает федеральный, региональный и муниципальный уровень взаимодействия и международное сотрудничество. Третье направление предполагает формирование нового мировоззрения на проблемы охраны здоровья в сфере разработки и принятия конкретных политических решений по различным аспектам развития республики. Ценности здоровья должны составить, наряду с другими гуманитарными аспектами, сердцевину концепции устойчивого развития республики и быть интегрированы в приоритетные национальные интересы. В сфере рождаемости и укрепления семьи. Целесообразно формирование системы государственного воздействия на демографические процессы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В рамках реализации проекта социально-экономической программы Правительства Республики Коми на 2001 - 2005 годы необходимо предусмотреть меры социальной поддержки семей с детьми, в первую очередь, для жизнедеятельности семьи с несколькими детьми. С учетом отечественного и зарубежного опыта стимулирования рождаемости и укрепления семьи, а также социально-экономических и этнокультурных особенностей Республики Коми следует, в первую очередь, ориентироваться на содействие семье в реализации ее собственного потенциала, а также на поддержку социально уязвимых семей. В области информационного обеспечения демографической политики следует формировать мониторинг ситуации в области рождаемости и семьи, обеспеченный необходимой базой данных, создать адекватную информационную систему пропаганды семейных ценностей. Следует максимально использовать возможности влияния гражданского общества на органы государственной власти и средства массовой информации с целью мобилизации их сил и средств на решение задач повышения рождаемости и укрепления семьи. В сфере миграции и расселения. Механизмы реализации Концепции представляют те инструменты и рычаги, посредством которых возможно управление миграционными процессами. К ним относятся те элементы государственного воздействия, использование которых позволяют реализовать цели демографической политики в указанной сфере, а именно: совершенствование на федеральном и республиканском уровнях общего блока законодательства по вопросам миграции и гражданства, принятие и реализация межгосударственных соглашений на двусторонней и многосторонней основе в указанной сфере; предоставление обоснованных льгот для мигрантов, чье пребывание в Республике Коми отвечает ее потребностям, создание системы государственных субсидий для обустройства социально не защищенных категорий мигрантов, обеспечение долевого участия государства и мигрантов в строительстве жилья; обеспечение эффективности деятельности представительств миграционной службы в странах СНГ и Балтии, а также в других государствах, миграционные связи с которыми влияют на демографический потенциал Республики Коми, и дальнейшее усиление и расширение функций иммиграционного контроля за внешним миграционным обменом населения; создание информационной системы, содержащей сведения о возможностях расселения и обустройства эмигрантов на территории Республики Коми и иммигрантов в Российской Федерации; создание автоматизированной базы данных по всем видам миграционных потоков, моделирование перспективной миграционной ситуации, мониторинг условий проживания в регионах и странах выхода мигрантов. VI. Информационное обеспечение и механизм реализации основных положений Концепции Информационное обеспечение реализации Концепции предполагает использование данных государственной статистики, итогов предстоящей переписи населения и данных создаваемого Государственного регистра населения Российской Федерации с целью предоставления населению достоверных данных о демографических проблемах и путях их решения. Важную роль в реализации информационного обеспечения демографического развития должны играть средства массовой информации. Регулярное подробное освещение в средствах массовой информации таких тем, как здоровый образ жизни, активная гражданская позиция, оптимистическое мировоззрение, рациональные стереотипы поведения населения в различных жизненных ситуациях, а также повышение общественного престижа устойчивой семьи с несколькими детьми, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью членов семьи - важнейшая составляющая успешной реализации Концепции. Необходимо также развивать систему информирования населения о возможных опасностях для жизни и здоровья, связанных с наиболее распространенными заболеваниями, эпидемической обстановкой, стихийными бедствиями и техногенными авариями, появлением на рынке опасных для здоровья товаров, а также о мерах предупреждения вредных воздействий на здоровье человека, в том числе с использованием образовательных программ. Механизм реализации Концепции предполагает: объединение усилий государственных и общественных организаций, партий и движений, а также населения в целом, направленных на выработку единых подходов к формированию демографического поведения и установок с целью сохранения и укрепления демографического потенциала Республики Коми; обеспечение согласованных действий органов государственной власти Республики Коми, органов местного самоуправления и организаций в решении проблем, направленных на оздоровление демографической ситуации, снижение криминальной напряженности в обществе, в том числе в молодежной среде; разработку программ действий по достижению конкретных результатов в рамках основных задач, сформулированных в Концепции, включающих сроки реализации и исполнения; определение источников финансирования реализации основных положений Концепции с учетом использования средств федерального бюджета, бюджета республики, привлечения дополнительных внебюджетных поступлений, включая средства международных организаций; обеспечение включения блока демографических вопросов, предусмотренных Концепцией, в федеральные и региональные программы социально-экономического и демографического развития. Реализация Концепции предполагает организацию поэтапной работы, включающей: разработку Плана первоочередных мер, направленных на улучшение демографической ситуации, включающего мероприятия, которые необходимо осуществить на республиканском уровне в целях снижения напряженности демографической ситуации. Подобные планы должны быть разработаны в городах и районах республики и содержать меры, направленные на решение наиболее остро стоящих демографических проблем применительно к конкретным территориям; подготовку программного документа, содержащего Основные направления демографического развития Республики Коми на долгосрочную перспективу, включающего конкретные стратегии действий по реализации Концепции на основе перспектив социально-экономического развития Республики Коми и учитывающего региональные особенности демографических процессов; подготовку Программы действий по реализации Основных направлений демографической политики в Республике Коми, включающей конкретные мероприятия, направленные на решение проблем в области народонаселения. Разработка и реализация этих основополагающих документов позволит создать условия для обеспечения устойчивого социально-экономического развития Республики Коми путем проведения активной демографической политики. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|