Расширенный поиск
Указ Главы Республики Коми от 28.12.2007 № 121
Республика Коми
Глава Указ
28.12.2007 г. N 121
Утратил силу - Указ Главы
Республики Коми
от 29.09.2017 г. N 98
О Концепции демографического развития Республики Коми на период до 2015 года
(В редакции Указов Главы Республики Коми от 16.03.2010 г. N 32;
от 08.02.2012 г. N 9)
Во исполнение Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 года и от 26 апреля 2007 года, а также в целях определения стратегии демографического развития Республики Коми постановляю:
1. Одобрить Концепцию демографического развития Республики Коми на период до 2015 года (далее - Концепция) согласно приложению. 2. Предложить министерствам и иным органам исполнительной власти Республики Коми при планировании и осуществлении мероприятий руководствоваться положениями Концепции. 3. Предложить органам местного самоуправления руководствоваться Концепцией при планировании и осуществлении мероприятий на соответствующих территориях муниципальных образований Республики Коми. 4. Признать утратившим силу Указ Главы Республики Коми от 10 декабря 2001 г. N 506 "О Концепции демографического развития Республики Коми на период до 2015 года". 5. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на заместителя Главы Республики Коми Стаханова В.В. (В редакции Указа
Главы Республики Коми от 08.02.2012 г. N 9)
6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Глава
Республики Коми В.ТОРЛОПОВ г. Сыктывкар
28 декабря 2007 г.
N 121
Одобрена
Указом
Главы Республики Коми
от 28 декабря 2007 г. N 121
(приложение)
КОНЦЕПЦИЯ демографического развития Республики Коми на период до 2015 года (В редакции Указа Главы Республики Коми от 08.02.2012 г. N 9)
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Концепция демографического развития Республики Коми на период
до 2015 года (далее - Концепция) учитывает особенности демографического развития Республики Коми и основывается на Концепции
демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007
г. N 1351, положениях и выводах, содержащихся в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10
мая 2006 года и от 26 апреля 2007 года. Концепция представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов демографического развития Республики Коми, дающих целостное представление о происходящих демографических процессах, является основой для разработки программных мероприятий в области демографического развития Республики Коми, служит ориентиром для органов исполнительной власти Республики Коми, органов местного самоуправления в Республике Коми, граждан, способствует объединению их усилий для решения проблем в сфере демографического развития республики. В силу взаимообусловленности социальных, экономических и демографических процессов любые действия в социально-экономической сфере должны учитывать цели, задачи и приоритеты демографического развития Республики Коми, утвержденные Концепцией. 2. СОВРЕМЕННАЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ И СЛОЖИВШИЕСЯ ТЕНДЕНЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Численность населения Республики Коми постоянно уменьшается с
начала 90-х годов. Наибольшая численность населения в республике составляла 1250,8 тыс. человек в 1989 году (данные итогов переписи населения 1989 года), на начало 2001 года - 1042,9 тыс. человек, на начало 2007 года - 974,6 тыс. человек. За период с 1990 по 2006 годы снижение численности населения республики составило 276,2 тыс. человек, за последние 6 лет - более 68 тыс. человек. Ежегодно население снижалось в среднем на 1,2 процента, и темпы убыли населения республики в 3 раза выше, чем в среднем по Российской Федерации. Главной составляющей сокращения численности населения является миграционный отток - превышение числа выехавших за пределы республики над численностью прибывших. Общее снижение численности населения республики в результате миграции за последние 6 лет превышает 46 тыс. человек. В 2001 - 2004 годах наблюдалось замедление
темпов миграционной убыли, в 2005 - 2006 годы миграционный отток усилился и составил в 2006 году 7,8 тыс. человек. Показатель миграционной убыли является самым высоким по Российской Федерации. Без учета внутрирегиональной миграции в республику прибыло 5,9 тыс. человек, выбыло - 13,7 тыс. человек. Наиболее существенный миграционный отток населения зарегистрирован из городов Воркуты и Инты - 5,0 тыс. человек. Это обусловлено закрытием угледобывающих предприятий и государственной политикой переселения населения из районов, неблагоприятных для проживания. Для естественного воспроизводства населения и потенциальных трудовых ресурсов немаловажное значение имеет возрастной состав мигрантов. В миграционных потерях население трудоспособного возраста составляет более 70 процентов, дети до 16 лет - более 10 процентов. Республика теряет профессиональные кадры: каждый четвертый мигрант трудоспособного возраста, покинувший республику, имел высшее и незаконченное высшее образование, каждый третий - среднее специальное
образование. В последние годы отмечается увеличение оттока мигрантов,
имеющих профессиональное высшее и незаконченное высшее образование. Большинство прибывших мигрантов по прежнему месту жительства проживали в семье, однако почти половина из них переселились в республику отдельно от других членов семьи. Среди прибывших мигрантов
выше чем среди выбывших удельный вес не состоящих в браке, что увеличивает долю одиноких жителей в общей численности населения республики. Результатом миграционного оттока является не только снижение численности населения, но и ухудшение его качественного состава - его
возрастная, семейная и образовательная структура. Динамику численности населения и характер режима его воспроизводства во многом определяют уровень и тенденции рождаемости и смертности. В республике тенденция превышения смертности над рождаемостью
сохраняется с 1993 года. В течение последних 6 лет ежегодно умирали 13,5 - 15,8 тыс. человек, рождались 10,3 - 11,5 тыс. человек, потери от естественной убыли населения с 2001 года превышают 22,5 тыс. человек. Низкая рождаемость является одной из причин постоянного уменьшения численности населения республики. На протяжении многих лет
уровень рождаемости в Республике Коми остается ниже уровня, обеспечивающего простое замещение родительского поколения поколением детей. В 2006 году суммарный коэффициент рождаемости по республике составил 1,33, в то время как для простого воспроизводства населения необходим показатель не менее 2,15. Вместе с тем необходимо отметить позитивную тенденцию роста рождаемости в 2000 - 2004 годы. Численность родившихся в 2004 году оказалась самой высокой за последние 11 лет - 11489 новорожденных, в 2006 году родилось 10872 ребенка, что на 617 детей меньше. Общий коэффициент рождаемости в Республике Коми составлял 11,1 на 1000 человек населения и превышал общероссийский показатель на 6,7 процента. Рост общих показателей рождаемости был вызван как благоприятными сдвигами в возрастном составе населения (в репродуктивный возраст входили женщины, родившиеся в 1980-е годы, когда имел место некоторый прирост числа родившихся), так и повышением уровня жизни и стабилизацией экономической ситуации в республике. Наибольший рост рождаемости отмечался у женщин в возрасте 30 - 39 лет. Динамика рождаемости тесно связана с происходящими в последние годы изменениями в обществе. Доля внебрачных рождений в общем числе рождений на протяжении длительного времени быстро росла и
в 2006 году составила 40 процентов. В городе почти каждый третий ребенок, а на селе - каждый второй рождался вне официально зарегистрированного брака. Очевидным негативным следствием внебрачной
рождаемости и высоким уровнем разводов является социальная и экономическая уязвимость одиноких матерей, которые нуждаются в помощи
государства. Из 4,4 тыс. детей, родившихся в 2006 году вне официально зарегистрированного брака, более половины (51 процент) зарегистрированы по совместному заявлению родителей, 49 процентов - по заявлению одной матери. Это может свидетельствовать о распространении
нового типа семейно-брачных отношений - так называемых фактических (незарегистрированных) брачных союзов. Следовательно, возникает необходимость ориентировать социально-демографическую политику на разные типы семей, и в частности на семьи, в которых супруги не состоят в зарегистрированном браке. Определенной опасностью для репродуктивного здоровья молодежи
является и обозначившаяся в последние годы тенденция к раннему вступлению в сексуальные отношения. В 2006 году несовершеннолетними женщинами, не состоящими в браке, рождено 216 детей. Молодым людям должна быть обеспечена возможность получения своевременной и квалифицированной помощи в области контрацепции и защиты от заболеваний, передающихся половым путем. Это особенно важно в условиях, когда искусственное прерывание беременности по-прежнему является широко распространенным методом предотвращения нежеланных рождений, а угроза дальнейшего распространения эпидемии ВИЧ/СПИДа является вполне реальной. Искусственное прерывание беременности наносит непоправимый ущерб репродуктивному здоровью и возможности воспроизводства здорового населения. В Республике Коми уровень абортов превышает общероссийский
показатель, ежегодно производится до 13,5 тыс. абортов в год, в том числе у несовершеннолетних - 1,6 тыс. абортов. Следует проводить тактичную воспитательную работу, направленную на повышение нравственной культуры отношений между полами, объяснение опасностей, которые влекут за собой ранние половые
контакты, пропаганду ценностей семьи, отцовства и материнства. На демографическом развитии республики неблагоприятно сказывается высокий уровень разводов. Начиная с 2003 года число разводов в республике снижалось. В 2006 году на 1000 браков приходилось 625 разводов, тогда как в 2002 году, на который пришелся пик разводов на протяжении последних 6 лет, - 833. Общий уровень разводимости - 4,8 на 1000 жителей - в 2006 году является одним из самых высоких в стране. Большинство из распадающихся семей имеют детей. Проблема рождаемости во многом связана со стабильностью браков, так как разводы ведут к ограничению деторождения. Низкая рождаемость и нестабильность браков имеют общие базовые причины - низкая ценность семьи и брака, философия бездетности и малодетности, объективно существующие социально-экономические проблемы. Уровень смертности и уровень продолжительности жизни в Республике Коми, как и в Российской Федерации в целом, на протяжении нескольких десятилетий являются крайне неблагоприятными. Ежегодным ростом смертности характеризовался период с 1998 г. по 2003 г., в котором отмечен самый высокий уровень смертности в республике за последние 10 лет - 15,6 на 1000 населения. В 2006 году коэффициент смертности составлял 13,8 на 1000 населения. Общие показатели смертности по республике ниже, чем в среднем по Российской Федерации,
за счет более молодой возрастной структуры населения. Большую социальную значимость имеет высокая смертность граждан трудоспособного возраста и особенно смертность мужчин. Темпы роста смертности населения трудоспособного возраста опережали темпы роста общей смертности. В 2006 году на долю умерших в трудоспособном возрасте приходилось 43,7 процента, доля мужчин, умерших в трудоспособном возрасте, еще выше - 59,8 процента. Уровень смертности мужчин трудоспособного возраста на протяжении последних 10 лет в 3-4 раза выше уровня смертности женщин.
Более половины смертей мужского населения происходит в трудоспособном
возрасте, женщин - в возрасте старше трудоспособного. В 2006 году на долю умерших приходилось 57,7 процента мужчин, среди умерших в трудоспособном возрасте 79 процентов составляли мужчины. Это оказывает негативное влияние на формирование трудовых ресурсов, усугубляет диспропорцию полов. Высокий уровень смертности населения объясняется в значительной степени болезнями системы кровообращения, неестественными причинами смерти (несчастные случаи, отравления и травмы) и новообразованиями, на долю которых приходилось в среднем 80 процентов
всех смертельных исходов. В 2006 году в структуре смертности по основным классам причин
смерти болезни системы кровообращения составили 47,2 процента к общему числу умерших от всех причин, от несчастных случаев, отравлений, травм - 18,7 процента, от новообразований - 11,1 процента. По сравнению с 2001 годом из всех основных классов причин смерти наибольший рост смертности населения отмечается от болезней органов пищеварения - в 1,5 раза, инфекционных и паразитарных болезней - на 45 процентов. В структуре смертности указанные причины составили 7,2 процента к общему числу умерших. Уровень смертности населения от болезней системы кровообращения, занимающий первое место в структуре причин смерти, в 2003 году имел максимальное значение за последние 16 лет - 752,9 умерших в расчете на 100 тыс. населения. Смертность женщин от заболеваний органов кровообращения охватывала более половины смертельных исходов и отмечалась в старших возрастных группах населения. Значительную долю в уровне общей смертности составляют несчастные случаи, отравления и травмы, занимающие первое место в структуре смертности трудоспособного населения (34,6 процента в 2006 году). Всего от неестественных причин смерти в республике с 2001 года
погибли 18,5 тыс. человек, и в большинстве случаев - граждане трудоспособного возраста, в основном мужчины. Ведущее место в структуре неестественных причин смерти занимали алкогольные отравления, составляя пятую часть всех смертей. С начала текущего десятилетия наибольшее значение показателя смертности
от случайных отравлений алкоголем в расчете на 100 тыс. населения отмечен в 2002 году - 74,9, в 2006 году - 52,8, что превышает, несмотря на снижение, среднероссийский показатель в 2,6 раза. Одним из индикаторов социального неблагополучия населения является уровень насильственной смертности от убийств и самоубийств, концентрирующий в себе результат действия многочисленных факторов: ухудшение материального благосостояния некоторой части населения, хронический стресс и сохранение условий, провоцирующих злоупотребление алкоголем, неуверенность в своем будущем и будущем детей, рост криминализации общества. Тенденция роста смертности от самоубийств продолжалась до 2003 года, убийств - до 2004 года, затем началось снижение. Ежегодно заканчивают жизнь самоубийством в среднем около 500 человек. Половина добровольно ушедших из жизни были моложе 40 лет. Всего за период с 2001 года покончили жизнь самоубийством 3,0 тыс. человек. В 2006 году показатель смертности от самоубийств составлял 44,8 на 100 тыс. населения. Суицидам больше подвержены мужчины - в 4,5 раза больше, чем женщины. Среди сельского населения уровень смертности от самоубийств был выше, чем среди городского населения, в
2,2 раза. От убийств за период с 2001 года погибли 2,7 тыс. человек. В 2006 году показатель смертности от убийств составлял 33,6 на 100 тыс.
населения и был в сельской местности выше в 1,2 раза, что обусловлено
более низким уровнем жизни на селе. Жертвами убийств мужчины являлись
в 4 раза чаще, чем женщины. Важнейшим демографическим показателем, по которому оценивается уровень экономического развития страны и социального благополучия общества, является младенческая смертность. В общем числе умерших детей и подростков до 15 лет новорожденные, не дожившие до одного года, составляют 51 процент. Сложившаяся с 2002 года позитивная динамика младенческой смертности в республике является более благоприятной по сравнению с Российской Федерацией. В 2006 году показатель младенческой смертности по республике составил 7,0 в расчете на 1000 родившихся живыми, в Российской Федерации - 10,2 на каждую 1000 новорожденных. В структуре причин смерти детей в возрасте
до 1 года преобладала смертность от состояний, возникающих в перинатальном периоде - 45 процентов, врожденные аномалии - 26 процентов, синдром внезапной смерти грудного ребенка - 13 процентов, болезни нервной системы - 8 процентов, несчастные случаи, отравления и травмы - 4 процента, инфекционно-паразитарные болезни - 3 процента. Высокий удельный вес в структуре младенческой смертности от состояний, возникших в перинатальный период, свидетельствует о том, что состояние здоровья и жизнеспособность младенцев находятся в прямой зависимости от здоровья матери. За последние три года отмечается рост
заболеваемости беременных в 1,5 раза за счет роста экстрагенитальной патологии. Среди заболеваний беременных лидирует анемия - 47 процентов, заболевания почек - 21 процент, что превышает российские показатели в 1,2 раза. Обращает на себя внимание увеличение распространения табакокурения, алкоголизма, наркозависимости среди беременных. Уровень смертности адекватно выражается в ожидаемой продолжительности жизни населения, динамика которой является точной характеристикой тенденций смертности. В 2005 году средняя продолжительность жизни составляла 62,3 года. Республика относится к числу регионов с самыми низкими значениями показателя, и по сравнению
с Российской Федерацией средняя ожидаемая продолжительность жизни ниже на 2-3 года. Среднестатистический мужчина не доживал в 2005 году до пенсионного возраста 4 года, в том числе горожанин - 3 года, селянин - 7 лет. Среди факторов, влияющих на различия, отмечаются более низкий уровень образования сельского населения, слабое развитие сельского здравоохранения и инфраструктуры, большая степень алкоголизации сельского населения. Значительным остается разрыв между средней ожидаемой продолжительностью мужчин и женщин - 13,5 года. В 2005 году средняя ожидаемая продолжительность жизни женщин составляла 69,5 лет, мужчин - только 56 лет. Различия в продолжительности жизни по полу только до 5
лет могут быть обусловлены биологическими факторами. Прогнозные сценарии демографического развития Республики Коми. Вариант 1. На тенденциях и предпосылках демографического развития и миграционных процессов, происходящих в России в целом и в субъектах Российской Федерации, Федеральная служба государственной статистики произвела расчет перспективной численности населения. В соответствии со средним вариантом прогноза в Республике Коми и в дальнейшем ожидается сокращение численности населения, которое будет ежегодно составлять 10-11 тыс. человек. На конец 2010 года предположительно численность населения составит 926,7 тыс. человек, 2015 - 874,3 тыс. человек. В целом по Российской Федерации прогнозируется положительный миграционный прирост населения, тогда как республика по-прежнему будет характеризоваться миграционным оттоком. В расчете на 1000 жителей миграционная убыль населения составит в 2010 году - 11,4, в 2015 году
- 8,2. Миграционная убыль населения будет количественно дополнять естественные потери населения, еще более ускоряя сокращение его общей
численности. В республике прогнозируется рост общего коэффициента рождаемости, который достигнет своего максимального значения 12,7 родившихся на 1000 человек населения в 2012-2013 годы и снизится к 2015 году до 12,3 на 1000 населения. Предполагается, что в ближайшие годы будет повышаться и суммарный коэффициент рождаемости. Число рожденных детей, приходящихся на одну женщину репродуктивного возраста в 2010 году возрастет до 1,445, а к 2015 году - 1,551, но останется ниже границы простого воспроизводства 2,15. Увеличению суммарного коэффициента рождаемости будет способствовать реализация государственных мер по стимулированию рождаемости (существенное повышение частичной оплаты отпусков по уходу за ребенком и детских пособий, предоставление материнского (семейного) капитала). Рождаемость в сельской местности будет выше, чем в городе. Определенные резервы увеличения демографического потенциала республики связаны со снижением смертности населения. Ежегодное число
умерших будет уменьшаться до 13,4 тыс. человек в 2010 году, 12,7 тыс.
человек - в 2015 году. В расчете на 1000 жителей численность умерших останется в пределах 14,3-14,4 человека. За счет этого сохранится естественная убыль населения, хотя относительный показатель естественной убыли снизится к 2015 году до 2,1 на 1000 человек населения. Прогнозируется рост ожидаемой средней продолжительности жизни
населения. К 2010 году она увеличится и составит около 65 лет, к 2015
году - 65,4 года. Средняя ожидаемая продолжительность городских жителей выше, чем у сельских жителей, более чем на 3,5 года. Значительной останется разница в продолжительности жизни мужчин и женщин - 14 лет, что связано с высокой преждевременной смертностью мужчин. К 2010 году женщины в среднем будут жить более 72 лет, мужчины - более 58 лет, к 2015 году соответственно 73 года и 59 лет. Ожидаемая продолжительность жизни в республике останется ниже среднероссийского показателя. В связи с этим произойдут существенные изменения в возрастной
структуре населения. Доля лиц трудоспособного возраста будет из года в год сокращаться. В абсолютном выражении ожидается максимальное сокращение численности населения трудоспособного возраста в 2010 - 2013 годы, когда среднегодовая убыль населения этой возрастной группы
будет превышать 14 тыс. человек. Такое снижение численности трудоспособного населения обусловлено как повышенной смертностью, так
и оттоком населения за пределы республики, большую часть которого составляют мигранты трудоспособного возраста. В последующем она будет
составлять в среднем за год 13 тыс. человек. Такое изменение состава населения может вызвать дефицит рабочей силы на рынке труда. Сокращение населения трудоспособного возраста и увеличение доли лиц нетрудоспособных возрастов приведет к росту коэффициента демографической нагрузки на трудоспособное население. В 2010 году на 1000 лиц трудоспособного возраста будет приходиться 502 человека нетрудоспособного возраста, в 2015 - 588 человек. Продолжится процесс старения населения республики. С 2013 года в общей численности населения начнет расти доля лиц в возрасте 65 лет и старше, так как за границу 60-летнего возраста перешагнет поколение 50-х годов рождения. Следовательно, будут расти потребности
в финансировании систем пенсионного обеспечения и социальной защиты населения. Увеличение доли лиц пожилого возраста приведет к росту нагрузки на учреждения здравоохранения. Вариант 2. В соответствии со сценарными условиями социально-экономического развития Республики Коми разработана Стратегия экономического и социального развития Республики Коми на 2006 - 2010 годы и на период до 2015 года, утвержденная постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. N 45. С учетом выполнения в полном объеме задач, определенных Стратегией Правительства Республики Коми, представлен более оптимистичный вариант прогноза демографического развития республики. Позитивные изменения в экономике республики окажут положительное влияние на демографическую ситуацию в республике, однако в прогнозируемом периоде сохранится тенденция сокращения численности населения за счет естественной убыли и миграционного оттока. На конец 2010 года предположительно численность населения составит 946,4 тыс. человек, 2015 - 912,2 тыс. человек. Ожидается незначительное увеличение коэффициента рождаемости, который в 2010 году составит 12,4 на 1000 населения и в 2015 году - 13,2 на 1000 населения, при этом абсолютное число родившихся останется в пределах 11-12 тыс. человек. Будет снижаться ежегодное число умерших до 12,0 тыс. человек в 2010 году и 11,1 тыс. человек - в 2015 году. В расчете на 1000 жителей численность умерших составит 12,7 в 2010 году и 12,2 в 2015 году. Естественная убыль населения, прогнозируемая к 2010 году в абсолютном выражении 0,3 тыс. человек, сменится естественным приростом к 2015 году - 0,9 тыс. человек. Относительный показатель естественной
убыли на 1000 населения снизится и составит в 2010 году 0,3, а в 2015
году естественный прирост населения составит 1,0 на 1000 человек населения. Прогнозируется рост ожидаемой средней продолжительности жизни населения. К 2010 году она увеличится и составит 65,3 года. Влияние фактора естественной убыли будет ослабевать в связи с
положительной динамикой рождаемости и снижением показателей смертности, а миграционный отток за пределы республики в связи с прогнозируемым увеличением численности граждан, выезжающих из республики в рамках реализации федеральных и республиканских целевых программ переселения северян, станет определяющим фактором снижения численности населения. (В редакции Указа Главы Республики Коми
от 08.02.2012 г. N 9)
На фоне сокращения общей численности населения сохранится тенденция сокращения численности трудовых ресурсов. При этом удельный
вес трудовых ресурсов в численности населения республики будет возрастать за счет сокращения доли населения трудоспособного возраста
в миграционном потоке. Представленные варианты демографического прогноза предполагают сокращение общей численности населения республики, обусловленное сохранением естественной убыли населения и миграционным
оттоком. Проведение эффективной демографической политики позволит уменьшить отток квалифицированных специалистов; реализация национальных проектов в здравоохранении, образовании, жилищной политике, установление материнского (семейного) капитала, использование родовых сертификатов и выплат родителям компенсаций затрат на содержание ребенка в дошкольном учреждении - увеличить рождаемость; реализация комплекса мер, направленных на развитие ответственного отношения людей к здоровью, формирование здоровьесберегающего поведения мужчин - снизить смертность мужчин, особенно в трудоспособном возрасте.
3. ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Целью демографического развития Республики Коми является преодоление тенденций неблагоприятного развития демографических процессов, создание условий для стабилизации демографической ситуации
в республике, увеличение ожидаемой продолжительности жизни, повышение
качества жизни населения. В основу демографического развития Республики Коми положены следующие принципы: комплексность решения демографических задач. Мероприятия в демографической сфере должны охватывать все направления: смертность, рождаемость, миграцию в их взаимосвязи; концентрация на приоритетах: выбор в каждом из трех направлений наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов для их решения; своевременное реагирование на демографические тенденции текущего периода; учет региональных особенностей демографического развития и дифференцированный подход к разработке и реализации региональных демографических программ; взаимодействие государственных органов власти с институтами гражданского общества. Основными задачами демографического развития Республики Коми на период до 2015 года являются: снижение уровня смертности более чем 12,2 на 1000 населения, прежде всего в трудоспособном возрасте, от внешних причин; снижение материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков; укрепление здоровья населения, существенное снижение заболеваемости социально значимыми болезнями, создание условий и формирование мотивации к ведению здорового образа жизни; повышение уровня рождаемости не менее чем 13,2 на 1000 населения за счет роста числа рождений вторых и последующих детей; укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений; реализация программ переселения жителей районов Крайнего Севера в более благоприятные для проживания районы; привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА Для решения задачи снижения смертности населения требуется:
а) сокращение смертности населения от болезней системы кровообращения за счет создания комплексной системы профилактики и ранней диагностики с применением передовых медико-профилактических технологий, образовательных информационных программ, направленных на предупреждение развития сердечно-сосудистых заболеваний; б) улучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения, оказывающих помощь, в том числе экстренную, больным,
страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, оснащение и кадровое обеспечение учреждений здравоохранения в соответствии со стандартами,
создание необходимых служб в муниципальных и региональных учреждениях
здравоохранения, повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи указанным больным, а также развитие системы восстановительного
лечения и реабилитации этих больных; в) снижение смертности и травматизма в дорожно-транспортных происшествиях за счет повышения качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, а также повышения оперативности и качества оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях как на догоспитальном этапе, так и на стадии лечения в медицинских учреждениях; г) снижение смертности и травматизма от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками, а также за счет экономической мотивации работодателя к улучшению условий труда; д) снижение смертности от самоубийств за счет повышения эффективности профилактической работы с населением групп риска, направленной на предупреждение суицидов; е) снижение смертности населения от онкологических заболеваний за счет внедрения скрининговых программ по профилактике и
раннему выявлению онкологических заболеваний; ж) сокращение уровня смертности от ВИЧ/СПИДа и туберкулеза за
счет совершенствования программ профилактики и лечения этих заболеваний, а также за счет применения новых инновационных технологий лечения; з) внедрение специальных программ для населения старших возрастных групп; и) повышение доступности медицинской помощи для жителей сельской местности и отдаленных районов. Для решения задачи снижения материнской и младенческой смертности, укрепления репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков требуется: а) повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, их новорожденным детям за счет развития семейно-ориентированных перинатальных технологий, снижающих риск неблагоприятных исходов беременности и родов; б) укрепление материально-технического обеспечения службы материнства и детства в соответствии со стандартами оснащения родовспомогательных учреждений; в) развитие высокотехнологичной медицинской помощи женщинам в
период беременности и родов и новорожденным детям; г) обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи по восстановлению репродуктивного здоровья, снижение доли рабочих мест с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда в целях сохранения репродуктивного здоровья; д) проведение профилактических мероприятий в целях раннего выявления нарушений состояния здоровья детей и подростков, обеспечение доступности первичной медико-санитарной, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детям, совершенствование системы оказания реабилитационной помощи детям и подросткам, восстановительной медицины, усиление профилактической работы по предупреждению алкоголизма, наркомании, табакокурения, нежелательной беременности; е) развитие системы оказания медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях, организация качественного горячего питания школьников и учащихся учреждений начального профессионального образования, в том числе бесплатного для детей из малообеспеченных семей; ж) внедрение обязательности занятий физической культурой во всех типах образовательных учреждений. Для решения задачи укрепления здоровья населения, снижения заболеваемости и создания условий для мотивации к ведению здорового образа жизни требуется: а) формирование у различных групп населения, особенно у подрастающего поколения, мотивации к ведению здорового образа жизни путем повышения информированности о влиянии на здоровье негативных факторов и возможностях их предупреждения; б) привлечение к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, организации отдыха и досуга независимо от места жительства с
активным участием средств массовой информации, разработка механизмов поддержки общественных инициатив, направленных на укрепление здоровья
населения; в) обеспечение безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями, развитие реабилитационной индустрии, направленной на создание возможностей максимальной социализации инвалидов; г) разработка мер, направленных на сохранение здоровья и продление трудоспособного периода жизни пожилых людей, развитие геронтологической помощи. Для решения задачи увеличения рождаемости требуется:
а) усиление государственной поддержки семей, имеющих детей, включая поддержку семьи в воспитании детей, для чего необходимо: развитие адресной системы пособий в связи с рождением и воспитанием детей (включая регулярный пересмотр и индексацию их размеров с учетом инфляции), усиление стимулирующей роли дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей; создание механизмов дополнительной поддержки неполных семей с
детьми и многодетных семей с низкими доходами, а также семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей; обеспечение потребности семей в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных организаций (как государственных, так и частных), повышения доступности и качества их услуг; б) создание условий для повышения доступности жилья семьям с детьми за счет развития ипотечного кредитования, в первую очередь молодых семей с детьми, а также за счет внедрения новых кредитных инструментов; в) реализация региональных программ обеспечения жильем молодых семей; г) разработка системы дополнительных мер, направленных на обеспечение жильем малоимущих граждан с детьми, нуждающихся в жилых помещениях, включая меры по расселению семей с детьми из неприспособленных жилых помещений и ветхого жилого фонда, по первоочередному предоставлению жилья детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в семьях опекунов (попечителей), приемных семьях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; д) развитие системы адресной помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг в зависимости от состава и материального положения семей; е) реализация комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, позволяющих обеспечить совмещение родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, содержание и воспитание детей, в том числе: создание для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком, условий, способствующих их возвращению к трудовой деятельности, организация системы повышения их квалификации и переобучения профессиям, востребованным на рынке труда; расширение использования гибких форм занятости (в том числе надомный труд, частичная занятость), позволяющих совмещать занятость с выполнением семейных обязанностей; разработка специальных программ, позволяющих женщинам получить новые профессии в случае их перевода (высвобождения) с рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями труда на новые рабочие места. Для решения задачи укрепления института семьи, возрождения и сохранения духовно-нравственных традиций семейных отношений требуется: а) развитие сети организаций по консультативной и психологической поддержке семей в налаживании благоприятного психологического климата во внутрисемейных отношениях, профилактике семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; б) подготовка и комплексное сопровождение семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей; в) пропаганда ценностей семьи, имеющей нескольких детей, а также различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с целью формирования в обществе позитивного образа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов, имеющей нескольких детей или принимающей на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей; г) социальная реабилитация и последующая интеграция в общество несовершеннолетних правонарушителей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Для решения задачи привлечения мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития требуется: а) регулирование миграционных потоков на региональном уровне;
б) повышение миграционной привлекательности территории Республики Коми и сокращение выезда экономически активного населения,
необходимого Республике Коми по возрастным и профессионально-квалификационным критериям; в) содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Республику Коми, а также стимулирование возвращения в Республику Коми эмигрантов, ранее выехавших за границу; г) совершенствование механизма организации добровольного переселения в Республику Коми соотечественников в зависимости от их профессии, специальности, квалификации, возраста, семейного положения
и состояния здоровья. 5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ Информационное обеспечение реализации Концепции предполагает использование данных государственной статистики, итогов переписей населения и данных социологических исследований и будет обеспечиваться путем: расширения социальной рекламы в средствах массовой информации: выпуска тематических теле- и радиопрограмм, газет и журналов;
разработки учебных программ;
информирования населения о возможных опасностях для жизни и здоровья, связанных с наиболее распространенными заболеваниями, эпидемической обстановкой, стихийными бедствиями и техногенными авариями, появлением на рынке опасных для здоровья товаров, а также о
мерах, позволяющих предупредить вредное воздействие на здоровье человека. 6. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ Реализацию Концепции предполагается осуществлять путем:
дальнейшего совершенствования законодательства Республики Коми в области здравоохранения, образования, социального обеспечения,
трудовых отношений, политики занятости населения с учетом предусмотренных мер демографического развития; внесения в установленном порядке предложений по включению в федеральные целевые программы мероприятий по улучшению демографической ситуации; включения задач и мероприятий, призванных улучшить демографическую ситуацию, в республиканские целевые программы; (В редакции Указа Главы Республики Коми от 08.02.2012 г. N 9)
учета задач демографического развития в бюджетном процессе при формировании республиканского бюджета Республики Коми, концентрации финансовых и материальных ресурсов на реализации основных задач демографической политики; привлечения дополнительных внебюджетных поступлений на эти цели; методического обеспечения деятельности органов местного самоуправления, направленной на управление демографическими процессами; постоянного мониторинга и анализа демографических процессов и
корректировки на их основе конкретных мер демографического развития.
7. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ Реализация Концепции будет осуществляться в два этапа.
На первом этапе (в 2008 - 2010 гг.) будут реализованы меры, направленные на преодоление сложившихся негативных тенденций в демографическом развитии, в том числе основная часть мероприятий по снижению смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий и от сердечно-сосудистых заболеваний, по повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и
родов, развитию перинатальных семейно ориентированных технологий, уменьшающих риск неблагоприятных исходов беременности и родов, по государственной адресной материальной поддержке семей, имеющих детей,
включая проведение индексации пособий этим семьям с учетом темпов роста потребительских цен, по подготовке к приему в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению, материальной поддержке замещающих семей. Предусматривается разработать специальные меры по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний,
улучшению условий труда, по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей и повышению их конкурентоспособности на рынке труда,
по развитию инфраструктуры дошкольного образования, обеспечению местами в дошкольных образовательных учреждениях в приоритетном порядке детей работающих женщин, а также разработать меры, направленные на популяризацию здорового образа жизни и самосохранительного поведения. На первом этапе будут также разработаны муниципальные демографические программы, направленные на улучшение демографической ситуации и учитывающие специфику каждого муниципального образования (долю сельского населения, сложившуюся модель семьи, обычаи и традиции) и согласованные с реализуемыми мероприятиями приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, жилищной политики, развития сельского хозяйства. При разработке Плана мероприятий по улучшению демографической
ситуации первоочередное внимание будет уделяться наиболее острым проблемам, с обеспечением необходимого финансирования, методическим и
информационным сопровождением. На первом этапе должны быть созданы условия, позволяющие уменьшить остроту демографического кризиса, сформировать правовую, организационную и финансовую базу для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций к началу 2011 года. По итогам реализации мероприятий первого этапа к 2011 году предполагается снизить темпы естественной убыли населения и миграционного оттока. На втором этапе (в 2011 - 2015 гг.) будет продолжено проведение мероприятий по стабилизации демографической ситуации, реализуемых на первом этапе. Основной акцент будет сделан на внедрении программы здорового образа жизни, программы поэтапного сокращения рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда, мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний у работников. К 2015 году предусматривается существенно улучшить здоровье населения, создать условия для комфортной жизнедеятельности семей, воспитывающих детей, сформировать у населения самосохранительное поведение. По итогам реализации второго этапа предполагается к 2016 году: стабилизировать численность населения на уровне 912,2 тыс. человек; увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни более 65 лет; увеличить коэффициент рождаемости не менее 13,2 на 1000 населения; снизить уровень смертности населения более 12,2 на 1000 населения; при сохранении ежегодной миграционной убыли населения 6,5 - 7,8 тыс. человек уменьшить отток квалифицированных специалистов, увеличить объемы привлечения в Республику Коми соотечественников, проживающих за рубежом, квалифицированных специалистов и молодежи на постоянное место жительства. 8. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ Финансирование расходов, связанных с решением задач Концепции, планируется осуществлять за счет и в пределах средств, предусматриваемых в республиканском бюджете Республики Коми, а также средств из иных источников, не запрещенных законодательством. Приложение
к Концепции
демографического развития
Республики Коми
на период до 2015 года
ПРОГНОЗ основных показателей демографического развития Республики Коми --------------------+-----+-------------------+------------------------- ¦ ¦ 2006¦ 2010 год ¦ 2015 год ¦ ¦ ¦ год,+---------+---------+---------+--------------+ ¦ ¦отчет¦по данным¦ по про- ¦по данным¦ по программе ¦
¦ ¦ ¦Федераль-¦ грамме ¦Федераль-¦экономического¦ ¦ ¦ ¦ной служ-¦ экономи-¦ной служ-¦ и социального¦ ¦ ¦ ¦ бы госу-¦ческого и¦ бы госу-¦ развития ¦ ¦ ¦ ¦дарствен-¦ социаль-¦дарствен-¦ Республики ¦ ¦ ¦ ¦ ной ста-¦ного раз-¦ ной ста-¦ Коми ¦ ¦ ¦ ¦ тистики ¦ вития ¦тистики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республи-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ки Коми ¦ ¦ ¦ +-------------------+-----+---------+---------+---------+--------------+ ¦Численность населе-¦974,6¦ 926,7 ¦ 946,4 ¦ 874,3 ¦ 912,2 ¦ ¦ния на конец года,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тыс. чел. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------+-----+---------+---------+---------+--------------+ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|