Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Коми от 16.02.2015 № 67
от 16 февраля 2015 г. № 67 г. Сыктывкар Об утверждении программы Республики Коми «Право быть равным (Мир равных возможностей)» на 2015-2017 годы» ___________________________________ Правительство Республики Коми постановляет: 1. Утвердить программу Республики Коми «Право быть равным (Мир равных возможностей)» на 2015-2017 годы» согласно приложению. 2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Коми, осуществляющего в соответствии с распределением обязанностей координацию работы органов исполнительной власти Республики Коми в сфере социальной политики.
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Республики Коми от 16 февраля 2015 г. № 67 (приложение) ПРОГРАММА Республики Коми «Право быть равным (Мир равных возможностей)» на 2015-2017 годы» Паспорт программы
I. Обоснование проблемы организации системной помощи, абилитации и реабилитации детей-инвалидов и детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, профилактики инвалидности, интеграции детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов, в общество Основной целью государственной социальной политики в интересах детей-инвалидов на современном этапе является успешная интеграция их в жизнь общества, создание благоприятных условий и равных возможностей для обеспечения их прав на образование, всестороннее развитие и самореализацию. Одной из стратегических целей и основных задач Правительства Республики Коми в области социального развития является повышение эффективности социальной поддержки семей с детьми, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-инвалидов, предоставление им качественных социальных услуг, а также совершенствование системы социального обслуживания граждан, в первую очередь детей-инвалидов ( Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. № 45 «О Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года»). В целях координации деятельности органов в системе исполнительной власти Республики Коми по вопросам реабилитации детей-инвалидов, повышения эффективности мероприятий в сфере реабилитации детей-инвалидов, разработки и реализации мероприятий в области социальной, медицинской, средовой и иной реабилитации детей-инвалидов в регионе создан Совет по делам инвалидов при Главе Республики Коми. II. Цель, задачи и сроки реализации программы Целью программы является осуществление системных изменений в Республике Коми в организации работы по абилитации и реабилитации детей-инвалидов (в том числе с ментальной инвалидностью), в том числе в раннем возрасте, преодолению изолированности семей с детьми-инвалидами и интеграции детей-инвалидов в среду здоровых сверстников, созданию условий для повышения уровня жизни семей и самореализации родителей детей-инвалидов в трудовой и общественной деятельности. Программа предусматривает решение следующих задач: 1) обеспечение межведомственного подхода к решению задач программы; 2) ранняя профилактика детской инвалидности; 3) помощь семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными физическими возможностями; 4) ресурсное и методическое сопровождение деятельности. Сроки реализации программы: 2015-2017 годы. Программа реализуется в один этап. Условиями досрочного прекращения реализации программы является ее досрочное выполнение либо возникновение обстоятельств, создавших предпосылки к изменению или отмене утвержденной программы. III. Система программных мероприятий и ожидаемые результаты Система программных мероприятий реализуется в соответствии с задачами программы по следующим основным направлениям. 1. Обеспечение межведомственного подхода к решению задач программы. В целях реализации поставленной задачи планируется активизировать межведомственное и внутриведомственное взаимодействие специалистов в оказании услуг детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам и семьям, их воспитывающим. 1.1. Создание межведомственной рабочей группы по контролю за реализацией мероприятий программы в целях обеспечения принципа преемственности и комплексности в процессе реабилитации и абилитации детей-инвалидов, в том числе с умственной отсталостью (в составе представителей заинтересованных министерств и ведомств: Министерства труда и социальной защиты Республики Коми, Министерства образования Республики Коми, Министерства здравоохранения Республики Коми, Агентства Республики Коми по физической культуре и спорту, Управления Республики Коми по занятости населения, федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми»). Создание данной рабочей группы позволит осуществлять контроль за реализацией мероприятий программы по направлениям деятельности различных ведомств - участников программы, что в свою очередь будет способствовать не только выполнению всех мероприятий программы вовремя и в полном объеме, но и формированию целостной межведомственной системы интеграции детей-инвалидов и преодоления социальной изолированности семей, воспитывающих детей-инвалидов, а также формировать предложения в адрес Правительства Республики Коми по улучшению положения семей, воспитывающих детей-инвалидов. Заседания рабочей группы планируется проводить не реже 1 раза в полугодие. Денежных средств гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее – Фонд), на данное мероприятие не требуется. 1.2. Организация семинаров, конференций, круглых столов с привлечением специалистов отраслей социальной защиты, образования, здравоохранения, учреждений медико-социальной экспертизы, культуры, занятости и других по вопросам реабилитации детей-инвалидов. Проведение данного мероприятия позволит обмениваться опытом по вопросу реабилитации и абилитации детей-инвалидов, в том числе с умственной отсталостью. Знакомство с наработками различных ведомств в данной области позволит совершенствовать механизмы межведомственного взаимодействия в реализации мероприятий по комплексной многопрофильной реабилитации, по обеспечению социальной защищенности детей-инвалидов, в том числе с умственной отсталостью, что положительно скажется на качестве и объеме услуг по реабилитации и социальной интеграции детей-инвалидов. Организацию проведения семинаров, конференций, круглых столов и т.д. планируется проводить не реже 1 раза в год. Денежных средств гранта Фонда на данное мероприятие не требуется. 1.3. Создание реабилитационной лаборатории гностико-праксической направленности для детей-инвалидов с поражением центральной нервной системы. Предполагается на базе государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями им. И.П. Морозова» создать реабилитационную лабораторию, в которой планируется ежегодно проводить реабилитационные мероприятия для 50 детей-инвалидов с поражением центральной нервной системы (детские параличи, церебральные травмы и другие заболевания нервной системы с двигательными и когнитивными нарушениями). У 80-85 процентов детей-инвалидов с поражением центральной нервной системы нарушены гностические функции (тактильного, зрительного, слухового гнозиса), служащие базисными для овладения произвольными продуктивными действиями, то есть различными видами праксиса (кинестического, динамического, пространственного, конструктивного, графического). В связи с этим у детей-инвалидов резко затруднено формирование учебных умений: письма, чтения, рисования, продуктивной трудовой деятельности, что затрудняет процесс их социализации. Гностико-праксические функции являются фундаментом для развития всех высших психических функций, их коррекция является неотъемлемой частью реабилитационного процесса, требует много времени, трудоемка и нуждается в наличии специального оборудования. Гностико-праксическая реабилитация является составной частью нового реабилитационного направления – технологии нейропсихологического сопровождения. Ее элементы апробируются на базе государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями им. И.П. Морозова» с 2011 года и доказали свою высокую эффективность в преодолении нарушений отклоняющегося развития детей-инвалидов. Данная технология имеет трехуровневую систему организации и представляет собой комплекс этапов психолого-педагогической коррекции и абилитации детей-инвалидов с целью развития их мозгового обеспечения и компенсации отклоняющегося развития. В рамках данного мероприятия за счет средств Фонда планируется: 1) приобрести и освоить Монтессори-оборудование: модульное оборудование, сенсорные материалы, материалы для формирования практических навыков, методический инструментарий и материалы к урокам математики, русского языка и чтения и прочее; 2) приобрести оборудование для развития функций верхних конечностей и мелкой моторики: специализированные стенды, панели, пособия и материалы для формирования целенаправленных движений рук; 3) приобрести компьютеры со специальной клавиатурой и планшеты для формирования у детей-инвалидов навыков письма и рисования; 4) приобрести опоры для стояния и сидения с целью создания особых образовательных условий для детей-инвалидов с тяжелыми двигательными нарушениями. 2. Ранняя профилактика детской инвалидности предусматривает следующее: 2.1. Осуществление сопровождения социальным работником семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, начиная с момента рождения таких детей и до 1 года. Предполагается на базе 20 государственных бюджетных учреждений Республики Коми – центров по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения и на базе одного государственного бюджетного учреждения Республики Коми – Центра социальной помощи семье и детям города Сыктывкара осуществлять сопровождение всех семей, имеющих детей, которым на первом году жизни установлена инвалидность, путем закрепления за семьей социального работника с целью предоставления всех видов социальных услуг данным семьям оперативно и в полном объеме. Данное мероприятие осуществляется за счет собственных средств учреждений. 2.2. Функционирование социальных мобильных бригад с целью осуществления социальной абилитации и реабилитации, а также оказание помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития от 0 до 3 лет. Предполагается на базе государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Ухты» осуществлять сопровождение ребенка с нарушениями в развитии и семьи в период дошкольного детства и обеспечивать преемственность при переходе ребенка к школьному обучению (не менее 30 семей ежегодно). Данное мероприятие осуществляется за счет собственных средств учреждения. 2.3. Функционирование лаборатории ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям на базе государственного учреждения Республики Коми «Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи». Предполагается на базе государственного учреждения Республики Коми «Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» охватить ранней диагностикой не менее 450 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья от 0 до 18 лет, продолжить работу по развитию данной категории детей и по коррекции их психического развития и эмоционального состояния. Приобретение дополнительного оборудования и инструментария за счет средств Фонда не предполагается. Функционирование данной лаборатории будет осуществляться за счет собственных средств названного учреждения. 2.4. Внедрение и реализация проекта по социотуризму «Мир вокруг нас» для детей с ментальной инвалидностью и их родителей. Предполагается на базе государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр социальной помощи семье и детям города Сыктывкара» реализовать проект по социотуризму «Мир вокруг нас», направленный на реабилитацию детей-инвалидов и адаптацию семей, воспитывающих детей-инвалидов; улучшить качество реабилитационных мероприятий, направленных на успешную адаптацию и интеграцию детей-инвалидов в общество; сформировать социально-педагогические знания, умения и навыки, способствующие социализации данной категории детей; активизировать жизненную позицию семей, воспитывающих детей-инвалидов. За счет средств Фонда предполагается осуществить следующие мероприятия для детей-инвалидов и их семей: 1) посещение музеев, театров, выставочных залов; 2) проведение туристических походов; 3) приобретение туристического оборудования; 4) организация экскурсий с выездом по знаменитым местам Республики Коми и России. 2.5. Открытие группы абилитации для детей с ментальной инвалидностью и группы дневного пребывания «Дневная няня» по присмотру за детьми-инвалидами с ментальной инвалидностью. Предполагается на базе государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр социальной помощи семье и детям города Сыктывкара» открыть группу абилитации для детей с ментальной инвалидностью на 10 человек и группу дневного пребывания «Дневная няня» на 5 человек. Реализация данного мероприятия позволит улучшить качество комплексной реабилитации, направленной на успешную адаптацию и интеграцию детей с ментальной инвалидностью в общество (не менее 1000 услуг в течение года, проведение абилитационных мероприятий для 60 детей-инвалидов с ментальной инвалидностью, в том числе с задержкой психического развития, ежегодно). В целях повышения эффективности социально-реабилитационной работы с детьми-инвалидами (в том числе в возрасте от 0 до 3 лет) и их семьями, а также для совершенствования деятельности по выполнению мероприятий индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов с внедрением инновационных методик комплексной реабилитации, а также детей-инвалидов с ментальной инвалидностью и с задержкой психического развития планируется за счет средств Фонда: 1) приобрести реабилитационное оборудование (включая оборудование для занятий на Аппаратно-программном комплексе БОС, интерактивный стол); 2) приобрести компьютерный лицензионный диагностический инструментарий для занятий психолога: «диагностика мыслительных операций восприятия, внимания и памяти»; комплекты методических и дидактических пособий для занятий дефектолога, логопеда, психолога; оборудование логопедического кабинета; 3) приобрести и установить специализированную детскую площадку для детей-инвалидов с тяжелой степенью дефекта, которая позволит проводить абилитационные мероприятия для 60 детей-инвалидов (ежегодно). Психолого-педагогическое сопровождение развития детей-инвалидов (в том числе детей с ментальной инвалидностью), выявление степени тревожности ребенка-инвалида, исследование родительства, субъективно-психологических проявлений, особенностей личности и поведения детей, выявление сферы проблем и ресурсов в отношениях между родителями и их детьми предусматривают необходимость наличия психопрофилактических и психокоррекционных программ, приобретение которых также планируется за счет средств Фонда. Создание условий для занятости родителей детей-инвалидов с ментальной инвалидностью путем расширения спектра услуг по присмотру за неорганизованными детьми-инвалидами в группе абилитации и группе дневного пребывания «Дневная няня» предусматривает оплату труда задействованных работников учреждения за счет собственных средств учреждения. 2.6. Внедрение инновационной формы реабилитационной работы с детьми-инвалидами с особенностями ментального развития «Лекотека» на базе государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Республиканский Кочпонский психоневрологический интернат». Предполагается на базе государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Республиканский Кочпонский психоневрологический интернат» проведение реабилитационной работы с детьми-инвалидами с умственной отсталостью в возрасте 4-17 лет (142 человека). Появление новых форм организации коррекционно-педагогического процесса предоставляет широкие возможности внедрения новых педагогических технологий воспитания и обучения в семье детей раннего и дошкольного возраста. До недавнего времени многие дети с тяжелыми отклонениями в развитии рассматривались как необучаемые инвалиды. В связи с этим родителям в основном рекомендовалось помещать их в учреждения социального обслуживания. Успех медико-коррекционной работы с ребенком, имеющим отклонения в развитии, во многом зависит от правильного подхода к нему в семье. Особое внимание нужно обратить на роль правильно организованного эмоционально развивающего взаимодействия матери с ребенком, а также на стимуляцию его психического, речевого и моторного развития. Поэтому важно научить мать проводить коррекционно-развивающую работу одновременно со специалистами, а также самостоятельно под их руководством по специально разработанной для каждого ребенка программе. Программа разрабатывается специалистом совместно с родителями с учетом структуры основного дефекта и связанных с ним нарушений. Этому процессу может содействовать внедрение инновационной формы реабилитационной работы с детьми-инвалидами с интеллектуальной инвалидностью «Лекотека», что позволит воспитанникам повысить свои потенциальные возможности. При этом привлечение детей-инвалидов города Сыктывкара, проживающих в семьях, позволит повысить объем оказания реабилитационных услуг (не менее 1000 услуг в течение года). Для создания «Лекотеки» требуется провести ремонт помещения площадью 100 кв. м с подсобными помещениями, который будет осуществлен за счет собственных средств. За счет средств гранта Фонда планируется закупить мебель и игровое реабилитационное оборудование. 2.7. Внедрение новых технологий коррекции двигательных нарушений у детей-инвалидов с поражением центральной нервной системы. Предполагается на базе государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями им. И.П. Морозова» внедрять технологии коррекции движений и проводить ежегодно реабилитационные мероприятия для 50 детей-инвалидов с поражением центральной нервной системы (детские параличи, церебральные травмы и другие заболевания нервной системы с двигательными и когнитивными нарушениями), что позволит улучшить их двигательные функции. Дети с вышеуказанными патологиями имеют выраженные двигательные нарушения, которые в поздней резидуальной стадии проявляются в виде патологически сложившегося двигательного стереотипа. Коррекция этих нарушений вызывает большие трудности и эффективна при использовании современных тренажерных комплексов. Современные технологии коррекции движений, в основе которых лежат механизмы электростимуляции мышц при патологической ходьбе, механическая стимуляция пяточных и плюсневых зон стопы, рефлекторно-нагружающий механизм, основанный на воздействии на проприорецепторы, позволяют улучшить функциональное состояние мышц, скорректировать неправильно выполняемые движения и выработать приближающийся к норме двигательный стереотип. В рамках данного мероприятия за счет средств Фонда планируется: 1) приобрести аппаратный комплекс «МБН Стимул», реализующий технологию искусственной коррекции движений; 2) приобрести подошвенный имитатор опорных нагрузок Корвит, механически стимулирующий опорные зоны стопы и активизирующий структуры коры головного мозга, ответственные за ходьбу, что существенно ускоряет процесс формирования и восстановления движений; 3) приобрести нейро-ортопедические реабилитационные пневмо-костюмы «Атлант» для восстановления когнитивных и двигательных функций; 4) обучить специалистов для работы на указанном оборудовании. 2.8. Разработка и внедрение системных мероприятий по повышению обучаемости детей с компенсаторным левшеством. Предполагается на базе государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями им. И.П. Морозова» проведение реабилитационных занятий для детей-инвалидов с компенсаторным левшеством. Особого подхода в реабилитации требует сопровождение детей-инвалидов с компенсаторным левшеством. Эта группа детей имеет психофизиологические особенности, проявляющиеся в левополушарном типе мышления и способах обработки информации, трудности социальной адаптации. Сопровождение детей-инвалидов с компенсаторным левшеством требует создания определенных условий для развития и обучения. В связи с этим в рамках данного мероприятия за счет средств Фонда планируется приобрести специальные приспособления для обучения и формирования практических навыков у детей-инвалидов с компенсаторным левшеством (канцелярские товары, рамка для обучения письму, клавиатура и мышь для компьютера, столовые принадлежности). 2.9. Внедрение современных диагностических и коррекционных методик, направленных на преодоление нарушений речевого и психического развития детей-инвалидов. Предполагается на базе государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями им. И.П. Морозова» внедрять ежегодно коррекционные технологии для 50 детей-инвалидов с поражением центральной нервной системы (детские параличи, церебральные травмы и другие заболевания нервной системы с двигательными и когнитивными нарушениями), что позволит улучшить их речевые функции и повысить уровень психического развития. Дети с поражением центральной нервной системы имеют выраженные нарушения когнитивных функций: речи, памяти, мышления, что затрудняет процесс обучения; трудности эмоционального развития, проявляющиеся в виде боязливости, тревожности, эмоциональной лабильности, агрессивности и характерный для большинства детей-инвалидов психологический инфантилизм, который нарушает коммуникативное развитие, препятствует полноценной адаптации детей в среду здоровых сверстников. Современные методики позволяют эффективно осуществить диагностический процесс, выявить имеющиеся трудности развития ребенка, установить первичный дефект и вторичные отклонения, определить пути компенсации нарушений. Грамотно и своевременно проведенная нейропсихологическая диагностика, правильный подбор коррекционных методов и методик позволяют компенсировать нарушения речевого и психического развития, преодолеть барьеры интеграции детей-инвалидов в социум. В связи с этим в рамках данного мероприятия за счет средств Фонда планируется приобрести: 1) дополнительное логопедическое и игровое оборудование (для расширения возможностей тренажера «Дэльфа-142.1», направленного на коррекцию устной и письменной речи детей; логопедические зонды для коррекции речевых нарушений); 2) тест Векслера (кабинетный вариант для психолога) с целью определения уровня интеллектуального развития детей с инвалидностью; 3) методику цветодиагностики и психотерапии произведениями искусства (кабинетный вариант для психолога) В.М. Элькина, предназначенную для диагностики и коррекции нервно-психического состояния детей (с 4-х летнего возраста) и взрослых; 4) альбом для нейропсихологического обследования «Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы»; 5) набор фигур для песочной терапии «Песочная магия»; 6) коррекционные пособия и компьютерные игры для коррекции нарушений когнитивного развития детей-инвалидов. 2.10. Создание клуба «Друзья человека» по канистерапии детей-инвалидов, в том числе с особенностями ментального развития. Предполагается осуществить на базе государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр социальной помощи семье и детям города Сыктывкара». В целях повышения качества и эффективности реабилитации детей-инвалидов, максимального развития их реабилитационного потенциала предусматривается внедрение различных методик и технологий. Канистерапия способствует развитию умственных и эмоциональных способностей, улучшению двигательных функций и моторики детей-инвалидов. Данное мероприятие планируется реализовывать совместно с общественной организацией Клуб собаководства «Кинология Север Плюс». В терапии планируется участие различных пород собак, обслуживание которых в ветеринарных лечебницах города Сыктывкара, а также приобретение амуниции для них предполагается осуществить за счет средств Фонда. 3. Помощь семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными физическими возможностями, предусматривает: 3.1. Создание «Консультативного пункта» для родителей детей-инвалидов по вопросам психолого-педагогической помощи и коррекции детей с ментальной инвалидностью. Предполагается на базе государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр социальной помощи семье и детям города Сыктывкара»: организовать работу консультативного пункта по диагностике и ранней помощи детям с ментальной инвалидностью (в том числе с задержкой психического развития) в целях предоставления консультаций на постоянной основе в очной форме, а также через систему «Интернет»; оборудовать логопедический кабинет, что в свою очередь повлияет на повышение качества и увеличение количества социально-психологических и социально-педагогических услуг, оказанных детям-инвалидам (не менее 7000 услуг в течение года); проводить ежегодно психолого-педагогические коррекционные мероприятия для детей-инвалидов ежегодно (не менее 5000 услуг в течение года); увеличить число детей-инвалидов, в том числе с ментальной инвалидностью и задержкой психического развития, получивших реабилитационные психолого-педагогические услуги (не менее 150 детей ежегодно). За счет средств Фонда предполагается приобретение Аппаратно-программного комплекса БОС, компьютера, ряда компьютерных методик, логопедического инструментария и другого необходимого оборудования. 3.2. Создание отделения дневного пребывания и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья «Служба семейной помощи». Предполагается на базе государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Республиканский Кочпонский психоневрологический интернат» создать отделения дневного пребывания из 2 групп по 8 детей-инвалидов, что повлияет на повышение уровня и качества жизни семей, воспитывающих детей-инвалидов, улучшит их социальное самочувствие и психологический климат. Кроме того, функционирование данного отделения позволит создать условия для занятости родителей, воспитывающих детей инвалидов, обеспечить качественный уход и реабилитацию детей в период исполнения родителями трудовых обязанностей. Для создания отделения дневного пребывания и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья «Служба семейной помощи», состоящего из 2 групп, потребуется произвести перепланировку помещений по разработанному проекту на общую сумму 9 млн. рублей. Данные работы будут произведены за счет собственных средств учреждения. Приобретение мебели и оборудования планируется осуществить за счет средств гранта Фонда. 3.3. Внедрение новых оздоровительных технологий для детей-инвалидов с поражением центральной нервной системы. Предполагается на базе государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями им. И.П. Морозова» ежегодно внедрять оздоровительные технологии для 50 детей-инвалидов с поражением центральной нервной системы (детские параличи, церебральные травмы и другие заболевания нервной системы с двигательными и когнитивными нарушениями). Дети-инвалиды с поражением центральной нервной системы имеют нарушения центрального и периферического кровообращения, высокую спастичность мышц, что затрудняет развитие когнитивных и двигательных функций. Вследствие низкого иммунитета они подвержены частым простудным и инфекционным заболеваниям, что негативно сказывается на эффективности реабилитационного воздействия. Использование широкого спектра современного физиотерапевтического оборудования для детей-инвалидов с поражением центральной нервной системы помогает повысить эффективность реабилитационных мероприятий. Во время проведения физиотерапевтического лечения улучшается кровоток головного и спинного мозга, улучшается питание тканей, снижается спастичность мышц, активизируются обменные процессы организма. Употребление кислородных коктейлей способствует обновлению клеток, ускорению внутренних процессов обмена веществ в организме, стимулирует процессы метаболизма клеток, что приводит к повышению работоспособности, снижению утомляемости и нормализации сна. Все перечисленное увеличивает сопротивляемость организма и снижает заболеваемость детей-инвалидов, вследствие чего повышается эффективность всего реабилитационного процесса. Предполагается за счет средств Фонда приобрести: 1) современное физиотерапевтическое оборудование: аппараты УВЧ-ЗОМ, Алмаг 02 (исп 2), Поток-1, АмД Искра 4, БОП-01-27, Амплипульс 7, компрессорный ингалятор; 2) оборудование для изготовления кислородных коктейлей: концентратор кислорода, кислородный коктейлер, пенообразователи. Приобретенное оборудование будет использоваться для проведения оздоровительных мероприятий, направленных на оздоровление детей с целью профилактики простудных и инфекционных заболеваний. 3.4. Создание условий для проведения занятий по адаптивной физкультуре на свежем воздухе для детей-инвалидов с поражением центральной нервной системы. Предполагается на базе государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями им. И.П. Морозова» ежегодно проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия для 50 детей-инвалидов с поражением центральной нервной системы (детские параличи, церебральные травмы и другие заболевания нервной системы с двигательными и когнитивными нарушениями), что позволит улучшить состояние их здоровья. Дети с поражением центральной нервной системы, имеющие двигательные нарушения, нуждаются в ежедневных занятиях, направленных на формирование практических двигательных навыков (ходьбы, лазанья, ползанья) и развитие равновесия, координации движений, меткости и ловкости. Проведение таких занятий на свежем воздухе помимо практической пользы способствует оздоровлению, повышает резервные возможности организма. Современные детские игровые комплексы, выпускаемые для детей с ограниченными возможностями здоровья, доступны для использования детьми с разной двигательной патологией, безопасны, учитывают возрастные особенности. Такие комплексы способствуют закреплению практических двигательных навыков и развивают коммуникативные способности детей-инвалидов. Предполагается за счет средств Фонда приобрести: 1) специализированную детскую площадку с функциональными модулями (детский игровой комплекс для детей с ограниченными возможностями здоровья, качалка-балансир, горка зимняя); 2) оплатить услуги по установке специализированной детской площадки на территории государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями им. И.П. Морозова». 3.5. Создание музыкально-театральной студии для детей-инвалидов с поражением центральной нервной системы. Предполагается на базе государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями им. И.П. Морозова» проводить ежегодно мероприятия, направленные на творческую реабилитацию для 50 детей-инвалидов с поражением центральной нервной системы (детские параличи, церебральные травмы и другие заболевания нервной системы с двигательными и когнитивными нарушениями). Дети с инвалидностью в силу имеющихся у них двигательных, когнитивных, речевых, личностных трудностей, социальной изоляции испытывают проблемы в осознании своих возможностей, раскрытии внутренних ресурсов, проявлении способностей. Психологические особенности таких детей (личностная незрелость, низкая коммуникативность, эгоцентричность) резко затрудняют приобретение детьми-инвалидами социального опыта, снижают социальную активность, нарушают процесс интеграции их в среду здоровых сверстников. Творческая реабилитация посредством музыкальной и театральной деятельности является одним из эффективных современных методов раскрытия потенциала детей с инвалидностью, осознания ими своих возможностей, развития способностей. В процессе музыкальной, театральной деятельности обогащается внутренний мир детей, расширяется социальный опыт, преодолеваются трудности личностного развития - замкнутость, тревожность, низкая самооценка, боязнь публичных выступлений. Творческая реабилитация способствует успешной интеграции детей-инвалидов в жизнь общества, развивает их социальную активность, повышает личностную ценность. Предполагается за счет средств Фонда приобрести: 1) баян для проведения музыкальных занятий и театрализации; 2) театральную ширму и набор кукол для постановки спектаклей; 3) музыкальные инструменты для детского оркестра (барабаны, маракасы, тамбурины, дудочки, губные гармошки, бубенцы); 4) микрофоны для исполнения сольных номеров. 3.6. Создание «Театра ростовых кукол» для детей-инвалидов, в том числе с умственной отсталостью. Предполагается на базе государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр социальной помощи семье и детям города Сыктывкара» проведение мероприятий по совершенствованию системы творческой реабилитации детей-инвалидов путем организации и проведения досуговых мероприятий для детей-инвалидов и их семей. За счет средств Фонда запланировано приобретение карнавальных костюмов, ростовых кукол, настольного театра и т.д. 3.7. Создание центра трудовой и допрофессиональной подготовки детей-инвалидов с ментальной инвалидностью. Предполагается на базе государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Республиканский Кочпонский психоневрологический интернат» организовать работу учебных и производственных бригад на более высоком профессиональном уровне. Не менее 1000 услуг ежегодно. На базе государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Республиканский Кочпонский психоневрологический интернат» в рамках программы Республики Коми «Смогу жить самостоятельно» (2011 - 2013 годы)» организованы и действуют шесть лечебно-трудовых мастерских. Трудовые мастерские имеют своей целью не только формирование элементарных трудовых операций, но и организацию полноценного производственного труда с формированием личностных качеств человека. Подготовка и включение детей с нарушениями в развитии в общественный труд позволяет наиболее успешно компенсировать недостатки их развития. Поэтому на базе указанного учреждения целесообразна организация центра трудовой и допрофессиональной подготовки путем модернизации уже функционирующих мастерских. Данное мероприятие поможет сформировать у 90 детей-инвалидов из числа воспитанников государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Республиканский Кочпонский психоневрологический интернат» трудовые и допрофессиональные умения и навыки; навыки предметно-практической, бытовой и доступной трудовой деятельности; навыки самообслуживания и жизнедеятельности у лиц с ментальной инвалидностью. За счет средств гранта Фонда планируется приобретение сборно-щитового модуля за 8 млн. рублей и оборудования для столярной, швейной, картонажно-переплетной мастерских. 3.8. Организация и проведение совместных (интегративных) мероприятий для детей-инвалидов и детей, не имеющих инвалидности, в рамках проведения Новогодних и Рождественских мероприятий. Предполагается на базе государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Региональный центр развития социальных технологий» провести одно интегративное мероприятие с охватом 300 детей, в том числе не менее 50 детей-инвалидов, что позволит привлечь внимание населения к проблеме толерантного отношения к детям-инвалидам, а также способствовать снятию психологической напряженности у детей-инвалидов. В условиях развития современного российского общества происходит смена отношения к людям с особенностями развития как со стороны общества, так и со стороны государства, отмечается рост интереса детей с инвалидностью к общению, потребности пользоваться всеми правами наравне со сверстниками, быть независимыми членами общества. Поэтому в ходе реализации программы планируется аренда большого помещения для проведения одного интегративного мероприятия в год с охватом 300 детей, в том числе не менее 50 детей-инвалидов. Такие ежегодные совместные мероприятия позволят привлечь внимание населения к проблеме толерантного отношения к детям-инвалидам, разрушить сложившиеся стереотипы по отношению к детям с особенностями ментального развития, а также будут способствовать социализации детей-инвалидов, снятию их психологической напряженности в среде своих сверстников. Формирование способности детей-инвалидов к социальной активности, привлечение их к участию в различных культурно-досуговых мероприятиях являются на современном этапе важными задачами социокультурной реабилитации детей-инвалидов. 3.9. Внедрение новых форм взаимодействия с родителями детей-инвалидов в реабилитационном процессе («Родительский клуб»). Предполагается активизировать работу с родителями 50 детей-инвалидов, проходящих реабилитацию на базе государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями им. И.П. Морозова». Родители детей-инвалидов являются полноправными участниками реабилитационного процесса. Они ознакамливаются с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида, разрабатываемой и утверждаемой медико-педагогическим консилиумом учреждения, консультируются со специалистами и работают по их рекомендациям, посещают занятия, встречаются на общих собраниях, участвуют в досуговых мероприятиях для детей. Организация и проведение встреч с родителями в новых разнообразных формах (семинары для родителей, групповые тренинги, родительский клуб, «круглые столы», творческие встречи) оптимизируют реабилитационный процесс, улучшают психологический климат в семьях. За счет средств Фонда запланировано приобретение информационных стендов и оплата услуг по изготовлению раздаточного материала для родителей. 3.10. Внедрение и реализация проекта для родителей детей с ментальной инвалидностью «Как Нам Быть?». Предполагается на базе государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр социальной помощи семье и детям города Сыктывкара» проведение обучающего курса тренинговых занятий по совместной супружеской жизни родителей, воспитывающих детей-инвалидов, «Как Нам Быть?». Данные занятия направлены на сохранение и укрепление супружеских отношений родителей, столкнувшихся с проблемой детской инвалидности. За счет средств Фонда планируется произвести оплату услуг по аренде помещения базы отдыха, где будут проходить тренинги, а также приобретение необходимого инструментария. 3.11. Организация обучающих семинаров для родителей, воспитывающих детей-инвалидов, по различным аспектам реабилитации детей-инвалидов. Предполагается на базе государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр социальной помощи семье и детям города Сыктывкара» проведение не реже чем 1 раз в полугодие обучающих семинаров по различным аспектам реабилитации детей-инвалидов: эффективным способам и методам детско-родительского взаимодействия и реабилитационным методикам, особенностям психофизического развития детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Данное мероприятие будет содействовать созданию условий, способствующих реализации внутреннего потенциала детей-инвалидов (в том числе с ментальной инвалидностью и задержкой психического развития) с учетом психофизического состояния, направленных на полноценное развитие и адаптацию ребенка в социум посредством обучения родителей (не менее 30 семей в год). За счет средств Фонда планируется произвести оплату услуг по проведению специалистами занятий и мастер-классов. 3.12. Организация Интернет-Ярмарок вакансий на сайтах центров занятости населения информационного портала Управления Республики Коми по занятости населения для родителей, воспитывающих детей-инвалидов, способствует расширению возможностей для трудоустройства родителей, воспитывающих детей-инвалидов, за счет своевременного доведения актуальной информации о вакансиях в соответствии с имеющимися у родителей, зарегистрированных в органах службы занятости населения, профессиями (специальностями), а также повышению численности трудоустроенных граждан из числа указанных лиц. 3.13. Проект социальной адаптации детей-инвалидов от 1,5 до 8 лет, имеющих сложную структуру дефекта, и социальной поддержки их семей «Муса челядь («Любимые дети»)» направлен на создание специализированной группы для детей-инвалидов от 1,5 до 8 лет, имеющих сложную структуру дефекта. Психолого-педагогическое сопровождение и социальная поддержка семей, имеющих детей-инвалидов от 1,5 до 8 лет со сложной структурой дефекта осуществляется на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 8 компенсирующего вида» города Сыктывкара. В данном учреждении создаются условия для максимально возможного развития в семье и детском саду детей-инвалидов от 1,5 до 8 лет, имеющих сложную структуру дефекта. Специфика данного проекта заключается в предоставлении образовательных услуг семьям, воспитывающим детей-инвалидов, имеющих сложную структуру дефекта. Благодаря открытию группы для детей со сложной структурой дефекта происходит реализация права детей на образование, а родители детей-инвалидов получают возможность частичной трудовой занятости, реализации своих потребностей. Открытие группы для детей-инвалидов от 1,5 до 8 лет со сложной структурой дефекта само по себе является инновационным: в Республике Коми это первая группа данного вида. Для работы в указанной группе необходима адаптированная образовательная программа дошкольного образования для группы детей со сложной структурой дефекта. Программа будет разрабатываться педагогами детского сада на основе примерной программы «Диагностика, развитие, коррекция» (автор – Баряева Л.Б.). Внедрение данной адаптированной образовательной программы является инновационным процессом. Для создания предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с требованиями программы и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования необходимо приобретение развивающего оборудования. В рамках реализации проекта «Муса челядь (Любимые дети)» планируется провести: 1) городской фестиваль детского творчества детей-инвалидов «Минута славы». В данном мероприятии планируется участие 40-50 детей-инвалидов с разной патологией развития и их семей. Целью данного мероприятия является социальная адаптация детей-инвалидов от 1,5 до 8 лет, имеющих различную структуру дефекта (сложный дефект, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата, ДЦП, Синдром Дауна, речевые нарушения, зрительные нарушения, нарушения слуха, генные заболевания и др.); 2) праздник мам для детей-инвалидов, имеющих сложную структуру дефекта. Данное мероприятие будет способствовать изменению отношения родителей к дефекту своего ребенка. Родители приобретут опыт взаимодействия со своим ребенком в процессе игровой развивающей деятельности; 3) ежегодный городской фестиваль «Дни радуги», посвященный Международному дню инвалида, проводится в детском саду на протяжении 10 лет. В течение 10 дней воспитанники встречаются с интересными людьми, проходят мероприятия совместно с родителями, проводятся концерты с участием детей, родителей и приглашенных артистов. Данный фестиваль способствует не только социальной адаптации детей-инвалидов, но и инклюзии детей-инвалидов в среду здоровых сверстников. В рамках реализации проекта планируется разработать технологию по развитию и социальной адаптации детей-инвалидов с 1,5 до 8 лет, имеющих сложную структуру дефекта, в условиях семьи и детского сада, в рамках которой планируется внедрение в образовательный процесс технологии Монтессори, коррекционно-развивающего обучения с использованием сенсорной комнаты, игровых модулей. Для реализации проекта планируется приобрести за счет средств Фонда оборудование для открытия сенсорной комнаты и класса Монтессори, игровое развивающее оборудование, подъемник в бассейн, поручни для туалета, вертикализатор. В результате реализации проекта ожидаются следующие изменения для целевых групп, принимающих участие в данном проекте: 1) для детей-инвалидов от 1,5 до 8 лет, имеющих сложную структуру дефекта, будут усовершенствованы условия для обеспечения их всестороннего развития с учетом специфических особенностей (моторно-двигательных, эмоциональных, сенсорных, умственных, речевых и социально-личностных), ведущих мотивов и потребностей, характера ведущей деятельности, социальных ситуаций. В процессе игровых занятий в полифункциональной среде (темная и светлая сенсорные комнаты, класс Монтессори) дети испытают снижение эмоционального напряжения, чувство защищенности, покоя, уверенности в себе. Дети-инвалиды, имеющие сложную структуру дефекта, смогут максимально реализовать потребность в движении и игре в специально приспособленной безопасной среде, посещать бассейн; 2) в течение реализации проекта родители детей-инвалидов, имеющих сложную структуру дефекта, смогут получить квалифицированную помощь педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, воспитателей, врача-психиатра, врача-ортопеда по волнующим их вопросам; принять участие в «круглых столах», семинарах, родительских собраниях; научиться игровому взаимодействию со своим ребенком в домашних условиях; научиться подбирать игровой материал для своего ребенка в соответствии с его потребностями; изменить модель поведения по отношению к своему ребенку; научиться взаимодействовать друг с другом, педагогами. 4. Ресурсное и методическое сопровождение деятельности предусматривает: проведение мониторинга потребностей родителей, воспитывающих детей-инвалидов, в услугах отделения дневного пребывания для детей-инвалидов; обучение специалистов системы социальной защиты населения по вопросам реабилитации и социального сопровождения детей-инвалидов с умственной отсталостью; создание регионального информационного поля по формированию толерантного отношения населения Республики Коми к лицам с умственной отсталостью; информационное освещение хода реализации и результатов программы через открытие консультационного Интернет-кабинета. В целях повышения уровня профессиональной компетентности специалистов системы социальной защиты населения, занимающихся вопросами реабилитации, социальным сопровождением детей-инвалидов с умственной отсталостью, повышения их методической грамотности планируется прохождение обучения указанных специалистов как на базе учреждений системы социальной защиты населения Республики Коми, так и на базе образовательных организаций за пределами Республики Коми. В целях формирования толерантного отношения к лицам с умственной отсталостью предполагается размещение тематической информации на сайтах Министерства труда и социальной защиты Республики Коми, государственных учреждений социального обслуживания населения Республики Коми – участников программы. Информационная деятельность среди населения по вопросам социальной реабилитации, адаптации в общество лиц с умственной отсталостью будет проводиться специалистами 21 государственного бюджетного учреждения Республики Коми – центра по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения. Информационное освещение хода реализации и результатов реализации программы в целях информирования населения Республики Коми предполагается осуществлять на уровне Правительства Республики Коми в рамках деятельности Совета по делам инвалидов при Главе Республики Коми, Общественной приемной Главы Республики Коми, Общественной палаты Республики Коми, Общественного совета при Министерстве труда и социальной защиты Республики Коми, а также путем проведения совместных мероприятий с представителями республиканских общественных организаций инвалидов, а также размещения информации в средствах массовой информации, в том числе на официальном сайте Правительства Республики Коми. Таблица 1 Перечень программных мероприятий
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|