Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Республики Карелия от 09.02.2004 № 70 р-ПРАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ О политике и стратегии Правительства Республики Карелия в области лесопользования и развития лесопромышленного комплекса на 2004 - 2010 годы Во исполнение Программы действий Правительства Республики Карелия по совершенствованию системы управления лесопромышленным комплексом Республики Карелия, утвержденной распоряжением Правительства Республики Карелия от 20 мая 2003 года N 204 р-П (Собрание законодательства Республики Карелия, 2003, N 5, ст. 597): Одобрить политику и стратегию Правительства Республики Карелия в области лесопользования и развития лесопромышленного комплекса на 2004 - 2010 годы (прилагается). Глава Республики Карелия С.Л. КАТАНАНДОВ Петрозаводск 9 февраля 2004 г. N 70 р-П ОДОБРЕНА распоряжением Правительства Республики Карелия от 9 февраля 2004 г. N 70 р-П ПОЛИТИКА И СТРАТЕГИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ В ОБЛАСТИ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА НА 2004 - 2010 ГОДЫ Введение Лесопромышленный комплекс (далее - ЛПК) является ведущим в экономической и социальной сфере Республики Карелия и представляет собой совокупность расположенных на ее территории предприятий лесозаготовительной, целлюлозно-бумажной, лесопильно-деревообрабатывающей и мебельной промышленности в их взаимосвязи и взаимодействии. Однако в ЛПК сложилась сложнейшая ситуация. Удельный вес ЛПК в общем объеме промышленного производства республики более половины, однако его роль в формировании консолидированного бюджета Республики Карелия сократилась с 30% в 1999 году до 13% в 2002 году. Ухудшается финансовое состояние лесопромышленных предприятий, недоперечисляются средства в бюджеты всех уровней. Это, в свою очередь, резко осложняет финансовое и социальное состояние республики, ее районов и поселков. Свою роль здесь играет и экспорт леса из Карелии с низкой долей добавленной стоимости. Ввиду разрозненности лесопромышленных предприятий и как следствие непродуманных реформ отсутствует скоординированная система рациональной организации потоков лесоматериалов и финансов. Выход из кризиса и развитие ЛПК необходимы для формирования доходной части бюджета Республики Карелия, вовлечения в промышленную сферу и инфраструктуру кадров различного уровня, выхода на зарубежный рынок и привлечения инвестиций в условиях перспектив присоединения России к ВТО и обострения конкуренции с западными фирмами за доступ к сырьевым и финансовым источникам, кадрам, технологиям, рынкам сбыта. Решение проблемы обеспечения экономически эффективного и экологически безопасного освоения сырьевого потенциала лесных ресурсов и экономически обоснованного распределения выручки от переработки и реализации для Карелии входит в число приоритетных. Для решения задачи развития ЛПК, обеспечивающего поступательное развитие экономики республики, предлагаются основные принципы политики и стратегии Правительства Республики Карелия (далее - Правительство РК) в области лесопользования и развития ЛПК на 2004 - 2010 годы, основанные на анализе республиканских проблем, с учетом влияния внешних факторов на процесс управления ЛПК на данном этапе развития рыночных отношений. Настоящий документ определяет генеральную линию, проводимую Правительством Республики Карелия в ЛПК на долгосрочную перспективу, и является промежуточным между концепцией социально-экономического развития и программами, а также проектами, реализуемыми в ЛПК на территории Республики Карелия. 1. Проблемы ЛПК Республики Карелия и принципы разработки политики и стратегии в области лесопользования и развития ЛПК В Республике Карелия недостаточен уровень экономической отдачи от деятельности лесопромышленных предприятий, необходимый для наполнения бюджета Республики Карелия и для стабилизации работы и развития этих предприятий. Слабо увязаны экономические, социальные и экологические цели лесохозяйственников, лесопользователей, населения районов Карелии и республики в целом. Не решена проблема перевода сырьевых потоков с зарубежного на внутренний рынок с целью углубления переработки древесного сырья в Карелии. Не обоснованы оптимальный баланс производства и потребления лесоматериалов в регионе, дифференциация платежей за пользование лесными ресурсами, являющимися рычагами управления развитием ЛПК. Необходимо полнее осваивать лесной фонд республики и обеспечивать заготовляемым сырьем лесоперерабатывающие предприятия. Недоосвоение расчетной лесосеки сокращает объемы переработки древесины и соответствующие платежи в бюджет. В числе острых проблем управления лесопользованием - несовершенство лесного законодательства. Значительная часть лесного фонда экономически недоступна (деконцентрация насаждений, низкие запас древесины и выход деловой древесины с 1 га, сложные природно-производственные условия). Продолжаются нарушения лесохозяйственных требований и лесные пожары. Необходима интенсификация лесопользования в лесах, исключенных из расчета главного пользования. Неудовлетворительно развивается сеть лесных (лесовозных) дорог, необходимых для жизнеобеспечения и развития инфраструктуры лесных поселков и повышения экономической доступности лесов. В числе острых проблем ЛПК: слабо осваивается ресурс промежуточного пользования; износ основных фондон предприятий подошел к критической грани; расчетная лесосека снижается; значительная часть лесного фонда - перестойные насаждения, поврежденные стволовыми гнилями, имеющие низкую товарность; выход деловой древесины в ряде лесосек по хвойным породам не более 60%, по лиственным - значительно ниже: в лесозаготовительной отрасли низок уровень заработной платы; на долю летнего лесфонда в среднем приходится 40% от общего объема (по некоторым районам - 20%); не решена ситуация с эффективным использованием низкосортной и лиственной древесины. Для решения сформулированных проблем необходимо определение государственной политики и стратегии в области управления и развития ЛПК, которые должны: базироваться на обоснованном региональном балансе производства и потребления лесоматериалов; предусматривать рациональную схему управления лесными ресурсами; обеспечить баланс интересов между максимальными темпами развития и получением доходов собственниками предприятий, обеспечением устойчивого функционирования систем жизнеобеспечения и ростом реальных доходов населения; обеспечить поэтапное установление рыночного баланса цен в условиях изначально противоречивых интересов органов управления, собственников-лесопользователей, лесопереработчиков, транспортных и сбытовых структур, кредитных организаций, их работников и населения республики в целом. Задача Правительства РК - сбалансировать противоречивые интересы различных ведомств и лесопромышленных структур, обеспечив на этой основе развитие экономики республики и ее районов, неистощительное многоцелевое использование лесов и их воспроизводство. Поскольку предприятия ЛПК строят свой бизнес на основе природного ресурса (лесного фонда), государство, в лице Правительства РК, будет стремиться осуществлять государственное регулирование этого сегмента рынка с целью повышения доходов консолидированного бюджета Республики Карелия за счет лесных податей, арендной платы и увеличения добавленной стоимости продукции, производимой на территории республики. Цель разработки - обоснование формирования региональной политики и стратегического плана в области развития лесопромышленного комплекса, обеспечивающих поступательное развитие экономики республики и на этой основе исключающих возникновение региональных рисков. Осуществляя государственную лесную политику и стратегию, Правительство РК ставит своими задачами: - влиять на проведение экономических реформ, предотвращая возникновение региональных рисков и социальных взрывов; - эффективно использовать механизмы управления ЛПК, обеспечить скоординированную политику крупных предприятий ЛПК, разрабатывать и реализовывать программы развития отраслей, осуществлять доверительное управление пакетами акций предприятий ЛПК, находящихся в собственности республики, через управляющую компанию; допускать к лесопользованию только предприятия с положительным балансом и деловым авторитетом; - реализовать стратегию, основанную на программно-целевом подходе, рациональной схеме лесопользования и обоснованном региональном балансе производства и потребления лесоматериалов. Стратегические этапы и мероприятия на 2004 - 2010 годы предусматривают: 1 этап. Разработка принципов политики и стратегии Правительства РК в области управления и развития ЛПК на 2004 - 2010 годы и реализация тех из них, правильность которых не вызывает сомнений у государства, профессионалов и общества (2004 год); 2 этап. Формирование научно-методической базы для прогноза и разработки стратегического плана развития ЛПК (2003 - 2005 годы); 3 этап. Анализ результатов реализации первоочередных мер (2004 - 2005 годы); 4 этап. Разработка стратегического плана развития лесопромышленного комплекса Республики Карелия на 2006 - 2010 годы (2005 год); 5 этап. Реализация стратегического плана развития лесопромышленного комплекса Республики Карелия (2006 - 2010 годы). Создание актуализируемой базы данных: - о лесном фонде в Республике Карелия (включая геоинформационную систему "Леса Карелии"), о сортиментносортной структуре древостоя (предмет труда), включая данные о количестве деловой древесины, вторичных ресурсах, объемах и резервах для увеличения съема древесины с 1 га в разрезе лесхозов и районов, о выполнении арендных договоров, о бюджетной эффективности, включая налоговую нагрузку, о дорожной сети и движении грузов и др.; - о кадрах ЛПК (структура, система подготовки, переподготовки, сценарии высвобождения кадров в результате роста производительности труда кадров и их трудоустройства в соответствующие секторы экономики; - о технологии и технике ЛПК (стратегические партнеры по приобретению конкурентоспособного оборудования с решением вопросов по частичному сбыту продукции в счет оплаты оборудования; период возможного начала импортозамещения с сохранением конкурентоспособности и т. п.). При реализации стратегического плана предлагается создание: конкурентоспособного промышленного капитала на территории Республики Карелия, торгово-транспортного комплекса и промышленно-финансового комплексов. Управление лесными ресурсами предусматривает базирование на государственной политике и стратегии, увязанными с решениями экономической, социальной и экологической задач. Основными критериями эффективности в данном подходе являются рациональность, комплексность использования ресурсов, экологическая, бюджетная эффективность и добавленная стоимость. Совершенствование управления ЛПК на принципах обоснованного распределения лесного фонда между лесопользователями должно быть осуществлено путем государственного регулирования с учетом интересов республики. Правительство РК совместно с Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Республике Карелия (по согласованию) принимают меры для: - устойчивого управления лесами, рационального лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов, вовлечения лесного фонда в экономический оборот; - соблюдения принципов экономической безопасности, учета баланса интересов всех участников рынка, не допускать монопольного владения лесами; - финансирования расходов на охрану и воспроизводство лесных ресурсов; - выделения дополнительных особо охраняемых территорий только на основе детального изучения последствий для экономики республики и по согласованию со всеми заинтересованными в этом организациями; - инвестиционной привлекательности территории; - обоснованного баланса производства и потребления лесоматериалов; - решения вопросов развития дорожной инфраструктуры ЛПК. 2. Пути совершенствования системы управления в ЛПК Система управления в ЛПК требует целенаправленного государственного влияния и осуществления мер регулирования развитием производительных сил и экономики республики в рамках активизации конкуренции, рыночных отношений и перспектив вхождения России в ВТО. Консолидация деятельности в области ЛПК предусмотрена следующими актами Республики Карелия: - Концепция социально-экономического развития Республики Карелия на период 2002 - 2006 - 2010 годов (с учетом изменений и дополнений в Концепцию социально-экономического развития Республики Карелия на период 1999 - 2002 - 2010 гг. "Возрождение Карелии"), утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 25 декабря 2002 года N 405-III ЗС; - Основные направления деятельности Правительства РК по социально-экономическому развитию Республики Карелия на 2002 - 2006 годы, одобренные распоряжением Правительства Республики Карелия от 29 июля 2002 года N 207 р-П. Государственное управление лесными ресурсами предусматривает представление всеми претендентами на аренду участков лесного фонда обоснованных коммерческих проектов, программ, бизнес-планов, обеспечивающих полное экологически безопасное и экономически эффективное освоение лесных ресурсов. В рамках стратегических направлений планируется осуществить действия, направленные на: - оптимизацию планирования и управления в ЛПК; - переориентацию в республике потоков древесного сырья с внешнего на внутренний рынок (2003 - 2007 годы); - оптимизацию организации и осуществления грузоперевозок; - развитие критических (депрессивных) лесопромышленных районов и территорий Республики Карелия; - укрепление взаимодействия и осуществление сотрудничества с Управлением природных ресурсов МПР России по Республике Карелия в области природопользования и охраны окружающей среды на территории Республики Карелия; - передачу пакетов акций лесопромышленных предприятий, находящихся в собственности Республики Карелия, в доверительное управление на конкурсной основе; - создание в ЛПК Республики Карелия согласительной комиссии по рассмотрению вопросов совершенствования товарных потоков и проведения ценовой политики (2005 год); - способствование созданию крупной региональной корпоративной структуры, интегрирующей лесопромышленные структуры Республики Карелия, для обеспечения экономически эффективного и экологически безопасного освоения лесных ресурсов региона (2004 - 2006 годы); - оценку перспектив и партнеров для создания республиканской транспортной компании (транспортных компаний), с регистрацией ее в качестве налогоплательщика на территории Республики Карелия, обеспечивающей доставку товаров и продукции на франко-склад покупателя (2004 - 2005 годы); - создание регионального инвестиционного фонда развития ЛПК (2005 год); - осуществление системы мер, направленных на создание республиканской торговой марки, соответствие процессов проектирования, монтажа, эксплуатации, обслуживания; качества конечной продукции современным системам качества, действующим в мире); - развитие в республике лесопильно-деревообрабатывающих производств; - передачу участков лесного фонда в долгосрочную конкурсную аренду; - организацию целенаправленной информационно-аналитической работы в ЛПК; - контроль за выполнением условий договора аренды с непосредственным участием Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Республике Карелия (по согласованию) (систематически, начиная с 2004 года); - совершенствование системы кадровой подготовки и переподготовки специалистов для ЛПК; - изучение перспектив создания товарно-сырьевой биржи, расчетно-клирингового центра; - изучение перспектив создания региональной лесной финансовой компании и республиканского лесного банка на территории Республики Карелия; - определение мест и объемов рационального использования тех или иных видов биотоплива (щепа, гранулы, дрова, торф, уголь), изучение перспектив создания торговых площадок на территориях западных стран. Результаты - система стратегического планирования в области ЛПК. 3. Пути интеграции лесопромышленных структур республики Развитие крупных интегрированных структур в лесном комплексе Карелии способно воссоздать производственно-хозяйственные связи предприятий лесопромышленного комплекса, осуществить финансовое оздоровление производств, прежде всего лесозаготовительных, создавать новые перспективные производства, обеспечить развитие капиталоемких производств, техническое перевооружение, приобретение машин и оборудования, аккумулирование накоплений и перераспределение средств в рамках интегрированных лесопромышленных систем. В условиях, когда при сложившейся системе уровень иен на отечественном рынке лесоматериалов диктуется прежде всего их потребителями, холдинговые структуры должны интегрировать интересы разбросанных по территории региона и работающих разрозненно лесопромышленников и на этой основе проводить эффективную маркетинговую работу, формировать и изучать рынок, прогнозировать колебания в ценообразовании, проводить ценовую политику в интересах как группы предприятий, так и региона и т. п. Основными функциями головных компаний интегрированных структур должно быть стратегическое планирование, отслеживание и реакция на изменение конъюнктуры рынка, выбор направлений использования финансовых ресурсов, организации управления дочерними предприятиями, входящими в группы, помощь им в принятии организационных и кадровых решений, отбор перспективных проектов и решение вопросов привлечения инвестиций, модернизация производства и внедрение технологий. В сложившихся условиях республике необходимы: координация действий государства с крупнейшими региональными заготовителями и потребителями древесного сырья, сокращение вывоза необработанной древесины и организация ее глубокой переработки в регионе. С этой целью ОАО "Кондопога", ОАО "Сегежский ЦБК" и ОАО "ЛХК "Кареллеспром" 16 июля 2003 года был подписан меморандум о намерении организовать региональную группу лесопромышленных предприятий. Цель создания региональной группы лесопромышленных предприятий - интеграция научно-технического, сырьевого, финансового, кадрового и социального потенциала крупных лесопромышленных структур Республики Карелия для решения проблем экономически эффективного и экологически безопасного освоения лесных ресурсов и повышения экономической безопасности региона. Стратегические задачи: - поэтапное создание интегрированной структуры, увязывающей ведущие лесопромышленные предприятия региона в единую корпоративную систему, эффективно использующую лесные ресурсы региона и обеспечивающую производственно-хозяйственные связи предприятий; - финансовое оздоровление лесопромышленных производств, в том числе лесозаготовительных, их техническое перевооружение, создание новых производств, оптимизация накопления и распределения ресурсов в рамках единой комплексной лесопромышленной системы; - взаимная поддержка, совершенствование системы привлечения заемных средств для увеличения активов, уменьшение рисков, укрепление позиций на рынке производимой в Карелии лесопродукции и его расширение и т. д. 1 этап - подготовительный: - разработка идеологии и концепции создания на базе ОАО "Кондопога", ОАО "Сегежский ЦБК", ОАО "ЛХК "Кареллеспром" региональной интегрированной группы лесопромышленных предприятий. Определение функций сторон, принципов корпоративного управления в рамках группы предприятий и определение формы государственного участия в ней (2004 год); - доработка стратегий развития ОАО "Кондопога", ОАО "Сегежский ЦБК", ОАО "ЛХК "Кареллеспром" с учетом обеспечения координации их дальнейших совместных действий (2004 год); - разработка бизнес-планов освоения участков лесного фонда, на которые стороны будут претендовать в конкурсах на долгосрочную аренду (2004 год); - участие в конкурсах на долгосрочную аренду; - согласование, выбор направлений оптимизации транспортных потоков, замыкающих цикл от лесозаготовок до реализации в рамках интегрированной группы предприятий, предусмотреть систематическую актуализацию направлений (2004 год); - передача на конкурсной основе в доверительное управление государственных пакетов акций лесозаготовительных предприятий; - определение направлений инвестирования в производства группы предприятий (2004 год); - разработка мероприятий по освоению закрепленных за группой предприятий лесных ресурсов, нацеленных на развитие лесозаготовок, регулирование товарных потоков и переработки древесины (2004 год); - разработка механизма и принципов организации инвестирования в рамках интегрированной группы предприятий, рассмотрение целесообразности создания Регионального инвестиционного фонда развития лесопромышленного комплекса (ОАО "ЛХК "Кареллеспром", ОАО "Кондопога", ОАО "Сегежский ЦБК" при участии Кар-НИИЛПКа) (2004 год); - разработка КарНИИЛПКом (по согласованию) проекта положения о согласительной комиссии интегрированной группы предприятий с участием Государственного комитета Республики Карелия по лесному и горнопромышленному комплексу (2004 год). 2 этап - переход к практическому осуществлению: - разработка оптимального баланса производства и потребления древесного сырья предприятиями группы (2004 - 2005 годы); - реализация мероприятий, нацеленных на развитие лесозаготовок и регулирование товарных потоков в регионе, направив их на внутренний рынок за счет переработки древесины в Карелии (2004 - 2005 годы); - оценка бизнеса (капитала) ОАО "ЛХК "Кареллеспром", ОАО "Кондопога", ОАО "Сегежский ЦБК" (4 квартал 2004 год); - подготовка и заключение договора о создании ОАО "ЛХК "Кареллеспром", ОАО "Кондопога", ОАО "Сегежский ЦБК" региональной ассоциированной группы лесопромышленных предприятий (2004 год). 3 этап - реализация стратегических решений: - на конкурсной основе получить в долгосрочную аренду лесной фонд, с последующей разработкой мероприятий по их ежегодному освоению (2004 - 2006 годы); - разработка мероприятий по развитию сети лесных дорог для освоения выделенных участков лесного фонда (2004 год); - разработка мероприятий по транспортным проблемам (увеличение мощностей, координация использования транспортного парка, создание транспортных подразделений) (2005 год); - оценка бизнеса (капитала) сторон (2005 год); - организация "перекрещивающегося директората" входящих в стратегическую группу предприятий (обмен акциями, взаиморбменный вход в советы директоров - правления) (2005 год). 4 этап - завершающий: - создание холдинговой структуры на базе ОАО "Кондопога", ОАО "Сегежский ЦБК", ОАО "ЛХК "Кареллеспром", рассмотрение целесообразности создания совместного центра по реализации продукции и обеспечению единой ценовой политики на лесоматериалы предприятий группы (2005 год); - развитие региональной деревообработки, создание производств по переработке лиственного и низкосортного древесного сырья, перевода котельных на древесное топливо (2004 - 2007 годы); - модернизация имеющихся мощностей целлюлозно-бумажного производства, организация производства хвойной беленой целлюлозы; - оптимизация загрузки производственных мощностей предприятий, входящих в интегрированную группу; - укрепление позиций на внешнем и внутреннем рынках лесобумажной продукции, повышение ее конкурентоспособности; - подготовка и создание финансово-промышленной группы на базе ОАО "Кондопога", ОАО "Сегежский ЦБК", ОАО "ЛХК "Кареллеспром" (2006 год). 4. Повышение эффективности управления пакетами акций, находящимися в собственности Республики Карелия Система эффективного управления пакетами акций лесопромышленных предприятий, находящихся в собственности Республики Карелия, требует дальнейшего совершенствования в части усиления влияния, предотвращения критических ситуаций и случаев банкротства. Стратегические мероприятия: 1) передача пакетов акций лесопромышленных предприятий, находящихся в собственности Республики Карелия, в доверительное управление на конкурсной основе; 2) обеспечить участие ОАО "ЛХК "Кареллеспром" акционерного общества с контрольным государственным пакетом акций в конкурсах по передаче пакетов акций лесопромышленных предприятий, находящихся в собственности Республики Карелия, в доверительное управление; 3) организация действенной системы использования пакетов акций лесопромышленных предприятий, находящихся в собственности Республики Карелия, через доверительное управление и контроль за этим управлением. 1 этап (2004 год). Организация передачи пакетов акций в доверительное управление на основе: постановления Правительства Республики Карелия "О передаче государственного имущества Республики Карелия в доверительное управление"; организации взаимоотношений учредителя доверительного управления Республики Карелия с ОАО "ЛХК "Кареллеспром" на основе заключенного сторонами договора, предусматривающего взаимные права и обязанности сторон. 2 этап (2004 год). Заключение договора (договоров) доверительного управления. В случае победы на конкурсе с доверительным управляющим заключается договор доверительного управления на срок не более трех лет. Управляющий получает в доверительное управление государственные пакеты акций для осуществления прав собственника по ценным бумагам. На данном этапе, в соответствии с заданием доверительного управления, он инициирует созыв органов управления леспромхозов (общих собраний, советов директоров), с повесткой дня по рассмотрению заданий Министерства государственной собственности Республики Карелия. 3 этап (2004 - 2010 годы). Управление акциями предприятий ЛПК. Осуществление доверительным управляющим как юридических, так и фактических действий по управлению акциями предприятий ЛПК включает в себя как прямое участие в управлении через общие собрания акционеров обществ, так и косвенное - через выдвинутых управляющим и избранных общим собранием обществ членов советов директоров, членов ревизионной комиссии обществ, исполнительные органы. Последовательные действия управляющего должны быть направлены на повышение эффективности влияния на предприятия, акции которых переданы в доверительное управление в интересах, прежде всего, учредителя. Управляющий для решения задач третьего этапа осуществляет: консолидацию под его эгидой максимально возможных пакетов акций управляемых предприятий; ведение переговорного процесса с собственниками и владельцами крупных пакетов акций предприятий по участию управляющего в управлении ими; оказание предприятиям помощи, в том числе по повышению эффективности производственных процессов, снабжению, сбыту продукции, бизнес-планированию, проведению корпоративной политики и т. д. Осуществление мероприятий третьего этапа позволит сформировать на его базе полноценную управляющую компанию, координирующую лесозаготовительную деятельность дочерних и зависимых обществ, развивающую собственные перерабатывающие производства, принимающую на себя решение "общих дел" предприятий холдинга. Министерство государственной собственности Республики Карелия совместно с Государственным комитетом Республики Карелия по лесному и горнопромышленному комплексу осуществляют систематический контроль за соблюдением доверительным управляющим условий договора доверительного управления государственными пакетами акций. 5. Обеспечение комплексности использования лесных ресурсов республики Отраслевая политика в области комплексности использования древесины не достаточно эффективна. Предприятия, если и решают вопросы комплексности, то самостоятельно под воздействием конъюнктуры рынка (комплексность - это полное использование биомассы дерева, это и вся гамма продукции, которую можно получить из элементов дерева: пилопродукция, продукция ЦБП, плиты, мебель, топливно-энергетические ресурсы и др.). Диверсификация лесопромышленного производства необходима в республике для обеспечения экономической безопасности и защиты от потрясений, возникающих при изменении конъюнктуры цен на базовый в регионе вид продукции (в особенности - экспортной), поэтому не может игнорироваться значимость комплексности производства из биомассы дерева всей гаммы продукции, которую можно получить из различных структурных элементов древесины. Необходимо обосновать рациональный (а лучше оптимальный) баланс производства и потребления древесного сырья в лесопромышленном регионе. Основной стратегической задачей в области комплексного использования древесины должен стать оптимальный баланс производства и потребления древесного сырья в республике с учетом целлюлозно-бумажных, лесопильных и деревообрабатывающих предприятий, производства древесноволокнистых и древесностружечных плит, домостроения, производства мебели, лесохимии и др. Только целевым образом направив каждую часть дерева на конкретные виды переработки (обработки), можно говорить о правильности подходов к грамотному планированию и управлению лесопромышленным регионом. Стратегические мероприятия: 1 этап. Рассмотрение подготовленных предприятиями бизнес-планов освоения участков лесного фонда, составляющих более 25% расчетной лесосеки района, с учетом решения вопросов развития территории (строительство новых производств и предприятий по переработке древесины) - согласно графику проведения конкурсов. 2 этап. Разработка перспективного баланса сырья по производству и потреблению древесины в республике до 2007 года (2004 - 2005 годы). 3 этап. Принятие концептуальных решений по перспективам создания новых и развитию действующих производств, обеспечивающих в Республике Карелия эффективное и комплексное использование биомассы дерева (2005 год). 4 этап. Принятие концептуальных решений по перспективам создания в республике предприятий и производств, обеспечивающих освоение в республике недревесных лесных ресурсов (2005 год). , . 5 этап. Организация целенаправленной работы с инвесторами по созданию на территории республики новых и развитию действующих производств, обеспечивающих эффективное и комплексное использование биомассы дерева, разработка и экспертиза предпроектных решений (2005- 2006 годы). 6. Принципы рациональности передачи участков лесного фонда в пользование Лесным законодательством Российской Федерации арендные отношения в лесном секторе определяются как основополагающие. Оформление долговременных арендных отношений позволяет лесопользователям получить возможность перспективного планирования, своевременного проведения подготовительных работ, добиваться снижения себестоимости продукции и оздоровления финансово-экономических показателей. От того, кому будет передан лесной фонд, будет зависеть эффективность лесопользования и всего ЛПК. Предприятию, располагающему производственными мощностями для освоения лесного фонда, необходимо ежегодно строить лесные дороги. В связи с этим возрастают затраты на производство конечной продукции, что отрицательно отражается на себестоимости и конкурентоспособности лесной продукции на внешнем и внутреннем рынках. Передача участков лесного фонда в аренду должна способствовать реализации долгосрочной программы наполнения бюджета Республики Карелия. Необходимо предусмотреть рациональное соотношение площадей участков, передаваемых в аренду на открытых и закрытых конкурсах. Передача лесного фонда в аренду в долгосрочное пользование - реальный путь привлечения инвестиций в лесной комплекс, повышения ликвидности акций лесозаготовительных предприятий. Она необходима для заинтересованности лесопользователей в надежной многолетней лесосырьевой базе, в полном цикле работ, .включая развитие дорожной сети, защиту леса от пожара, проведение необходимых лесохозяйственных мероприятий под контролем и с соблюдением экологических нормативов. Чтобы исключить риски потерь бюджетов всех уровней и нанесения ущерба лесу при передаче участков лесного фонда в долгосрочную аренду, а также усиления влияния государства в лесопромышленном комплексе, провести работу с Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Республике Карелия по включению в договоры аренды участков лесного фонда условий конкурсов, а также иных условий, невыполнение которых будет признаваться договором основанием к его расторжению. Процесс участия Республики Карелия, как субъекта Российской Федерации, в передаче участков лесного фонда в аренду по конкурсу определен лесным законодательством и включает в себя: утверждение состава конкурсной комиссии, выставление участков лесного фонда на конкурс, участие в разработке условий конкурсной аренды. Претенденты на аренду участков лесного фонда по конкурсу должны доказать свою способность быть эффективными лесопользователями путем достижения необходимого для общества наиболее высокого уровня бюджетного, экономического и социального эффекта от своей деятельности при неистощительном, рациональном и экологически безопасном освоении лесных ресурсов. При передаче участков лесного фонда в долгосрочное пользование Правительство РК руководствуется следующими критериями: - реализация перспективных бизнес-планов или коммерческих проектов, направленных на углубленную переработку древесины и получивших положительное заключение Государственного комитета Республики Карелия по лесному и горнопромышленному комплексу; - устойчивая платежеспособность (в течение последних 3 лет) претендентов на участки лесного фонда, отсутствие задолженности перед бюджетами всех уровней, внебюджетными фондами, лесхозами; - осуществление пользования лесом производится в соответствии с нормативными документами лесного хозяйства и обеспечивает сохранение экологического равновесия; - обеспечение е процессе освоения арендатором лесного фонда неистощительного, рационального и равномерного использования участков лесного фонда; - обеспечение арендатором на переданных в аренду участках лесного фонда проведения всего комплекса подготовительных и лесохозяйственных работ, включая качественное лесовосстановление (в соответствии с заключаемым дополнительным соглашением между арендатором и арендодателем), регулярные ремонт и содержание, а также ежегодное строительство лесовозных (лесных) дорог; - обеспечение арендатором обязательного выполнения дополнительных условий передачи участков лесного фонда в аренду по конкурсу, внесенных в протокол о его результатах; - представление арендатором в установленном порядке уполномоченным Правительством Республики Карелия органам информации для контроля и оценки деятельности по осуществлению лесопользования и по выполнению условий передачи участков лесного фонда в аренду; - обеспечение арендатором приоритетного привлечения производственных мощностей и трудовых ресурсов лесозаготовительных предприятий, расположенных на территории арендуемого участка лесного фонда; - максимально полная переработка круглых лесоматериалов на собственных мощностях и (или) их поставка на внутренний рынок перерабатывающим предприятиям; - активное участие арендатора в социально-экономическом развитии территорий, на которых осуществляется лесопользование, в том числе в обеспечении дровами населения и бюджетных учреждений. 7. Совершенствование системы подготовки кадров ЛПК В Карелии назрела необходимость консолидации усилий республиканских и местных властей, учебных заведений республики и предприятий лесного комплекса на решении вопросов социальной сферы путем переподготовки высвобождающихся работников отрасли, их трудоустройства, создания новых рабочих мест, реструктуризации лесных поселков, повышении квалификации рабочих, кадров среднего и высшего звена управления. Решению задач кадрового обеспечения лесного комплекса должны активно способствовать решения, направленные на создание в республике комплексной системы подготовки и переподготовки рабочих и кадров управления высшего и среднего звена. Эта система должна базироваться прежде всего на использовании учебных заведений республики и обеспечить ЛПК Республики Карелия специалистами высокой квалификации, соответствующими прогрессирующему уровню техники и технологии и развитию рыночных отношений в отрасли. Перечень этапов и мероприятий: 1 этап. Создание совета, координирующего профессиональную подготовку специалистов всех уровней для лесного комплекса региона (2004 год); 2 этап. В рамках комплексной программы развития лесопромышленного комплекса республики предусмотреть мероприятия, направленные на переподготовку высвобождающихся работников лесного комплекса, их трудоустройство, создание новых рабочих мест, реструктуризацию лесных поселков, повышение квалификации рабочих, кадров среднего и высшего звена управления (совет с привлечением заинтересованных министерств и ведомств, 2004 - 2005 годы); 3 этап. Целевая подготовка руководящего персонала для предприятий лесного комплекса (систематическая работа); 4 этап. Организация подготовки резерва управленческого персонала высшего звена и др. (систематическая работа). 8. Научно-методическое обеспечение ЛПК Устойчивое развитие Л ПК невозможно без его качественного научно-методического и кадрового обеспечения. Наука - своеобразный отечественный товаропроизводитель, без продукции которого - новых технических и организационно-экономических решений, прогрессивных научно обоснованных разработок, проектов, экспертиз, рекомендаций и т. п. - ЛПК не сможет динамично развиваться. ЛПК обладает значительным научным потенциалом, сосредоточенным прежде всего в КарНИ-ИЛПКе, на ЛИФе ПетрГУ, в Институте леса и Институте экономики КНЦ РАН, в конструкторских подразделениях предприятий лесного машиностроения. Эти организации слабо востребованы в решении задач выхода из кризиса и развития лесного комплекса Республики Карелия, не имеют единого координирующего центра, испытывают острую потребность в государственной поддержке. Мероприятия, предлагаемые для интенсификации научно-методического обеспечения лесного комплекса: - подготовка мероприятий по научно-методическому обеспечению лесного комплекса Республики Карелия, базирующихся на использовании научного потенциала республики (2004 - 2005 годы); - создание и обеспечение функционирования института экспертов из числа ведущих ученых, инженеров и экономистов республики для исключения необоснованного принятия решений, способных нанести экономический, экологический и социальный ущерб лесному комплексу и Карелии в целом (2004 год); - анализ результатов деятельности подведомственных Государственному комитету Республики Карелия по лесному и горнопромышленному комплексу научно-образовательных структур (2004 год). / 9. Повышение эффективности освоения расчетной лесосеки Несмотря на то что среди субъектов Российской Федерации Республика Карелия имеет один из самых высоких показателей освоения расчетной лесосеки, этот показатель не превышает 70%. Расчетная лесосека в Республике Карелия в последние годы снижается (в 2002 году по отношению к 2001 году на 53 тыс. м3, в 2003 году к 2002 году на 300 тыс. м') ввиду исключения из расчета рубок главного пользования насаждений в связи с выходом нормативных документов, имеющих природоохранную направленность и ограничивающих объемы пользования лесом (водоохранные зоны, придорожные полосы, особо охраняемые участки). Насаждения крайне неравномерно распределены по группам возраста по отдельным лесхозам. Значительно увеличены площади насаждений, исключенных из расчета главного пользования в связи с выходом нормативных документов, имеющих природоохранную направленность и ограничивающих объемы пользования лесом. Низка экономическая доступность лесных ресурсов, в том числе из-за слабого развития сети лесовозных (лесных) дорог. Без серьезного научного технологического, экономического и лесоводственного обоснования на лесозаготовках широко используются разнообразные типы технологий и комплектов отечественных и зарубежных машин. Рекомендации и правовая база по их эффективному и экологически безопасному применению отсутствуют, а многие из ранее известных устарели и не учитывают современного развития технических средств, а также их влияния на лесную среду и возможности ее воспроизводства в условиях Северо-Запада Российской Федерации. Зачастую бездумное копирование зарубежных рекомендаций может нанести непоправимый вред лесной среде, приводя к ее деградации. 1 этап. Разработка мероприятий по повышению эффективности использования расчетной лесосеки (2004 - 2005 годы), включающих систему передачи лесного фонда в долгосрочную аренду эффективным лесопользователям на условиях конкурса и усиление контроля за выполнением арендаторами условий договоров; привлечение инвестиций путем проведения открытых лесных конкурсов по передаче в аренду участков лесного фонда, своевременное выделение для этого лесосечного фонда ежегодно в объеме не менее 500 тыс. м'; увеличение за счет арендатора объемов строительства лесовозных дорог; повышение полноты вовлечения ресурсов от рубок промежуточного пользования (общие ресурсы 2,6 млн. м1), в том числе рубок прореживания (ресурсы около 1 млн. м3), предусматривающие проведение рубок ухода в молодняках в объеме 23 тыс. га в год. 2 этап. Подготовка обоснования направлений и путей решения проблемы развития сети лесных дорог Республики Карелия (2004 - 2006 годы). 3 этап. Разработка технологического, экономического и лесоводственного обоснований экологически безопасных и экономически эффективных типов технологий и комплектов машин для освоения лесных ресурсов Карелии (2004 - 2007 годы). 4 этап. Разработка рекомендаций и предложений к правовой базе по эффективному и экологически безопасному применению комплектов машин и технологий (2005 год). 5 этап. Разработка проекта наставлений по технологии и лесоводственно безопасным приемам работы в различных природно-производственных условиях в Республике Карелия (2005 - 2006 годы). 10. Повышение продуктивности лесов Разработанные Институтом леса КарНЦ РАН в начале 90-х годов нормативные материалы по основным видам лесохозяйственной деятельности в значительной мере не соответствуют изменившимся экономическим условиям, а также новым требованиям, связанным с проблемами биоразнообразия, депонирования углерода, сертификации лесов и комплексного использования лесных ресурсов. В лесном фонде Карелии наибольшую долю участия имеют молодняки в покрытой лесом площади 38,5% (3607 тыс. га). Они, особенно в богатых условиях местопроизрастания, имеют в составе значительную представленность в составе малоценных мягко-лиственных пород (6 - 7 единиц), которые в силу своих биологических особенностей являются быстрорастущими. В этой связи без ухода за молодняками, как правило, происходит угнетение хвойных и впоследствии смена пород на менее ценные лиственные насаждения. Ежегодный объем ухода за молодняками в последние годы составляет 20 - 23 тыс. га вместо установленного лесоустройством объема 39 тыс. га. Кроме уменьшения объемов ухода за молодняками не разработана четкая научная система мероприятий по уходу за молодняками, которая способствовала бы повышению продуктивности лесов и переводу молодняков в разряд хозяйственно ценных. Рекомендуется Управлению природных ресурсов МПР России по Республике Карелия совместно с Институтом леса КНЦ РАН осуществить обоснование региональных нормативов для всех видов лесохозяйственных мероприятий применительно к целевому назначению с учетом экологических аспектов, изменившихся экономических условий, требований сертификации лесов (2004 - 2006 годы). Повышение продуктивности лесов путем выполнения комплекса лесохозяйственных мероприятий должно базироваться на научной основе. 11. Повышение эффективности лесовосстановления Природные условия территории Карелии значительно отличаются от соседних областей (сильнопересеченный рельеф, высокая каменистость и большая неоднородность почв и др.), что определяет специфические подходы к разработке методов и способов лесовосстановления. Переход России к устойчивому лесопользованию предусмотрен международными соглашениями. В связи с этим возрастают требования к воспроизводству лесных ресурсов. Это не в полной мере учтено в действующем "Руководстве по лесовосстановлению в гослесфонде Республики Карелия". Некоторые его положения требуют переработки с учетом новых экологических требований и меняющихся социально-экономических условий. В ближайшей перспективе основным методом восстановления леса в Карелии (25 - 30 % площади сплошных рубок) остается естественное лесовосстановление (для ели - сохранение подроста, для сосны - оставление обсеменителей). Лесные культуры следует создавать преимущественно на плодородных почвах, что позволит предотвратить нежелательную смену породного состава и сократить сроки лесовыращивания. Необходима разработка интенсивных технологий лесовосстановления применительно к почвенно-климатическим условиям Карелии. Повышение продуктивности лесов и сокращение сроков лесовырашивания позволит высвободить часть лесных земель для рекреационного лесопользования. Целесообразно рекомендовать Институту леса КНЦ РАН, ЛИФу ПетрГУ и КарНИИЛПКу осуществить: - разработку рекомендаций по улучшению породного состава, повышению продуктивности и устойчивости лесов путем оптимизации методов лесовосстановления и применения современных технологий лесовыращивания с учетом почвенно-климатических условий Карелии; - обоснование рекомендаций по лесовосстановлению применительно к условиям устойчивого управления лесами, способствующих улучшению состояния лесного фонда Карелии, повышению конкурентоспособности лесной продукции на зарубежном рынке, развитию многоцелевого использования лесных ресурсов, улучшению генофонда хвойных пород. 12. Обратная связь и контроль Необходимо обеспечить систематический анализ и контроль за выполнением арендных договоров и работой предприятий, получивших лес в аренду, за качеством освоения отводимых участков лесного фонда, за реализацией коммерческих проектов (бизнес-планов, программ развития), перечислением средств в бюджеты всех уровней, использовать механизмы расторжения договоров аренды. Для актуализации прогнозных и статистических рекомендаций и положений стратегического плана необходимы отслеживание и учет (сбор, обработка, обобщение, систематизация), анализ изменений в нормативной правовой базе (кредитно-денежной, бюджетно-налоговой, таможенной политике и т. д.), динамики бизнес-изменений в социальной сфере, в том числе направления, количество и уровень подготовки кадров, изменений в структуре экономики. Необходима полная картина состояния дел в комплексе (лесном хозяйстве, лесозаготовках, лесопереработке, торговле и сбыте, финансовых потоках, налоговых платежах, трансформации рынков сбыта и т. п.). Следует определиться с полнотой информации, разработать необходимые формы. Необходимо организовать ежеквартально анализ работы лесопользователей республики, рассмотрение предложений по распределению заготовленной древесины, принятие рекомендаций по направлениям реализации лесоматериалов, учитывающих интересы всех сторон. По результатам анализа должно быть обеспечено оперативное принятие своевременных решений на основе оперативной оценки внешних условий. Управленческие решения должны реализовываться на основе научного мониторинга, анализа эколого-лесоводственных факторов, ресурсных, кадровых и научно-технических возможностей, ограничений и рисков, исключающих социальные взрывы и потрясения. Должна быть разработана методология сбора, обработки, обобщения и систематизации информации о состоянии, динамике и ходе функционирования лесопромышленного комплекса и его элементов. Мероприятия: 1 этап. Организация систематического контроля за выполнением арендных договоров предприятиями, получившими лес в аренду, освоением ими отводимых участков лесного фонда, за реализацией коммерческих проектов (бизнес-планов, программ развития), за перечислением средств в бюджеты всех уровней (начиная с 2004 года). 2 этап. Создание в составе КарНИИЛПКа ПетрГУ регионального информационно-аналитического центра ЛПК для проведения научного мониторинга, анализа эколого-лесоводственных факторов, ресурсных, кадровых и научно-технических возможностей, ограничений и рисков, движения товарных потоков лесопродукции, эффективности использования лесных ресурсов (2004 год). 3 этап. Утверждение системы оперативного принятия своевременных решений по отношению к предприятиям, нарушающим условия аренды участков лесного фонда. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|