Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Республики Карелия от 20.05.2003 № 204 р-П

 



             РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

  О совершенствовании системы управления лесопромышленным комплексом
                          Республики Карелия

     В   целях   стабилизации   работы  и  совершенствования   системы
управления  лесопромышленным комплексом Республики Карелия в  условиях
передачи участков лесного фонда в долгосрочное пользование:
     1.   Утвердить   прилагаемую  Программу  действий   Правительства
Республики    Карелия   по   совершенствованию   системы    управления
лесопромышленным комплексом.
     2.  Министерству лесного комплекса, природных ресурсов и экологии
Республики   Карелия   продолжить  работу  по   разработке   стратегии
государственного  управления  лесопромышленным  комплексом  Республики
Карелия и в срок до 1 ноября 2003 года представить ее для рассмотрения
на заседании Правительства Республики Карелия.
     3.  Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя
Премьер-министра Правительства Республики Карелия Пономарева Ю.И.

     Глава Республики Карелия          С.Л. КАТАНАНДОВ
     
Петрозаводск
20 мая 2003 г.
N 204 р-П
                                                   УТВЕРЖДЕНА
                                          распоряжением Правительства
                                               Республики Карелия
                                               от 20 мая 2003 г.
                                                   N 204 р-П

                               ПРОГРАММА
действий Правительства Республики Карелия по совершенствованию системы
                управления лесопромышленным комплексом

                               ВВЕДЕНИЕ

     Ситуация  в  лесопромышленном комплексе (далее - ЛПК), являющемся
основой  экономики  Республики Карелия, сложнейшая.  ЛПК  представляет
собой  совокупность расположенных на территории республики предприятий
лесозаготовительной,         целлюлозно-бумажной,          лесопильно-
деревообрабатывающей и мебельной промышленности  в  их  взаимосвязи  и
взаимодействии.
     Удельный  вес  ЛПК  в  общем  объеме  промышленного  производства
республики   -   более  половины,  однако  его  роль  в   формировании
консолидированного бюджета Республики Карелия неуклонно сокращается  -
с 30 процентов в 1999 году до 13 процентов в 2002 году.
     Ухудшается  финансовое  состояние  лесопромышленных  предприятий,
недоперечисляются  средства  в  бюджеты  всех  уровней.  Это,  в  свою
очередь,  резко осложняет финансовое и социальное состояние Республики
Карелия,  ее  районов и поселков. Свою роль здесь играет  и  политика,
направленная  на  экспорт леса из Карелии, с низкой долей  добавленной
стоимости.
     Поскольку  лесозаготовительные предприятия строят свой бизнес  на
основе   природного  ресурса  (лесного  фонда),  государство  в   лице
Правительства   Республики  Карелия  может   и   должно   осуществлять
государственное  регулирование этого сегмента рынка с целью  повышения
доходов  консолидированного бюджета Республики Карелия за счет  лесных
податей,   арендной   платы   и  увеличения   добавленной   стоимости,
производимой на территории республики, за счет углубления  переработки
древесного сырья.
     Выход  из  кризиса  и  развитие ЛПК необходимы  для  формирования
доходной части бюджета Республики Карелия, создания новых производств,
вовлечения  в  промышленную сферу и инфраструктуру  кадров  различного
уровня, выхода на зарубежный рынок и привлечения инвестиций в условиях
присоединения к Всемирной торговой организации.
     Проблема  обеспечения  экономически эффективного  и  экологически
безопасного освоения сырьевого, финансового потенциала лесных ресурсов
для Карелии входит в число приоритетных.
     Одна  из важнейших причин сложившейся ситуации заключается в том,
что   лесопромышленные   предприятия  функционируют   без   достаточно
обоснованной государственной стратегии управления лесными ресурсами  -
базиса  российской  и региональной лесной политики. Государство  слабо
использует действенные механизмы управления лесными ресурсами,  в  том
числе    и    возможности   лесопромышленной   холдинговой    компании
"Кареллеспром" - структуры с государственным пакетом акций.
     Изменить  ситуацию  можно,  приняв и  реализовав  государственную
стратегию  республиканской лесопромышленной  политики,  обеспечивающую
поступательное развитие экономики республики.
     Стратегия должна:
     -   предусматривать   рациональную   схему   управления   лесными
ресурсами;
     -  базироваться на обоснованном региональном балансе производства
и потребления лесоматериалов в республике;
     - учитывать противоречивые интересы Управления природных ресурсов
и   охраны   окружающей  среды  МПР  России  по  Республике   Карелия,
лесопользователей и лесопереработчиков:
     органов  управления  лесами - обеспечить экологически  безопасное
освоение и последующее восстановление лесных ресурсов,
     лесопользователей - заготовить древесину с минимальными затратами
и реализовать по максимальной цене,
     лесопереработчиков  - переработать эту древесину  с  минимальными
затратами,  а  следовательно, и приобрести  ее  по  минимальной  цене,
обеспечив себя стабильными объемами древесного сырья.
     Задача   Правительства   Республики  Карелия   -   сбалансировать
противоречивые интересы различных ведомств, лесопромышленных  структур
и  населения, обеспечив на этой основе развитие экономики республики и
ее  районов,  неистощительное многоцелевое использование  лесов  и  их
воспроизводство.
     Для   решения   этой   задачи  предлагается  Программа   действий
Правительства  Республики  Карелия  по  совершенствованию   управления
лесопромышленным комплексом на 2003-2004 годы, основанная  на  анализе
республиканских  проблем  и  влиянии  внешних  факторов   на   процесс
управления  лесопромышленным комплексом  и  том,  что  основной  метод
государственного   управления  на  данном  этапе   развития   рыночных
отношений в ЛПК - управление лесными ресурсами.

        ПРОБЛЕМЫ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

     Следует    повысить   экономическую   отдачу   от    деятельности
лесопромышленных  предприятий, необходимую для стабилизации  работы  и
развития   этих  предприятий,  увязать  экономические,  социальные   и
экологические цели лесохозяйственников, лесопользователей и  населения
всех лесопромышленных районов Карелии и республики в целом.
     Не  решена  проблема безболезненного перевода сырьевых потоков  с
зарубежного  на  внутренний  рынок  с  целью  обеспечения  углубленной
переработки древесного сырья в Карелии.
     Научно   не   обоснован   региональный  баланс   производства   и
потребления  лесоматериалов, не обоснованы величины  и  дифференциация
платежей   за   пользование  лесными  ресурсами  -  важнейшие   рычаги
управления лесами.
     Заготавливаемых  сырьевых ресурсов недостаточно  для  обеспечения
сырьем  перерабатывающих предприятий республики. Необходимо увеличение
освоения расчетной лесосеки лесного фонда республики.
     Недоосвоение  расчетной лесосеки ведет к  сокращению  платежей  в
бюджет,  сокращению  объемов лесопиления, производства  бумаги  и  так
далее.
     В  числе  острых  проблем  управления  лесным  фондом  Карелии  -
несовершенство лесного законодательства.
     Продолжаются  нарушения  лесохозяйственных  требований,   пожары,
необходима  интенсификация лесопользования  в  лесах,  исключенных  из
расчета главного пользования.
     Неудовлетворительно  развивается сеть лесных (лесовозных)  дорог,
необходимых  как  для  экономики, так и  для  жизнеобеспечения  лесных
поселков,   развития  инфраструктуры  лесных  поселков   и   повышения
экономической  доступности  лесов.  Краткосрочное  лесопользование  не
стимулирует развитие инфраструктуры и строительство дорог.
     В числе острых проблем:
     низкая  экономическая доступность лесного фонда  (деконцентрация,
низкий  запас  на  гектаре,  низкий выход деловой  древесины,  сложные
природно-производственные  условия,  низкое  качество  лесного  фонда,
заготавливаемого в летний период);
     износ  основных фондов лесозаготовительных предприятий подошел  к
критической грани;
     расчетная  лесосека имеет тенденцию к снижению  и  находится  под
необоснованно пристальным вниманием сторонников "Гринпис";
     значительная  часть  лесного  фонда  -  перестойные   насаждения,
поврежденные  стволовыми  гнилями и имеющие низкую  товарность;  выход
деловой  древесины  на ряде лесосек по хвойным  породам  не  более  60
процентов, по лиственным - значительно ниже;
     в лесозаготовительной отрасли низок уровень заработной платы;
     имеются  сложности при переводе лесных земель в нелесные  (в  том
числе под карьеры для строительства лесовозных дорог);
     не  решен  вопрос  с  использованием  низкосортной  древесины   и
древесины осины.
     Для   решения   сформулированных  проблем   необходимо   ускорить
совершенствование   системы  управления  лесопромышленным   комплексом
Республики  Карелия, разработать и реализовать региональную  стратегию
лесопользования, решить проблему обоснованной передачи лесного фонда в
аренду.
     Для  этого сформулированы концептуальные подходы к решению задачи
совершенствования  управления лесопромышленным комплексом,  основанные
на  анализе проблем ЛПК и с учетом того, что передача участков леса  в
аренду   в  разрезе  районов  республики  и  лесопользователей  должна
определяться:
     стратегией управления лесным комплексом, правами собственности на
землю и выделяемые в аренду участки лесного фонда;
     формами   передачи   участков  лесного  фонда  лесопользователям,
государственной   стратегией  в  области  комплексного   использования
древесины;
     установленным   сроком   передачи  участков   лесного   фонда   в
пользование;
     характеристиками  лесопользователей и эффектом,  который  получит
государство (общество) от передачи им лесного фонда.
     Цель    разработки   -   обоснование   стратегии    осуществления
взаимосвязанных  действий с Управлением природных  ресурсов  и  охраны
окружающей  среды  МПР  России по Республике  Карелия,  обеспечивающих
повышение   эффективности  управления  лесами  и   лесопользования   в
Республике    Карелия,   основными   критериями    которой    являются
рациональность,  комплексность  использования  ресурсов  и   бюджетная
эффективность.
     Принципы разработки:
     общие стратегические принципы;
     принципы интеграции;
     принципы комплексности использования лесных ресурсов;
     принципы рациональности передачи участков лесного фонда в аренду;
     принципы научной обоснованности;
     принципы обратной связи и контроля.

                   I. Общие стратегические принципы

     Управление    лесными    ресурсами   должно    базироваться    на
государственной  стратегии, увязанной с решением  трех  важных  задач:
экономической,   социальной  и  экологической.  Основными   критериями
эффективности  в данном подходе являются рациональность, комплексность
использования ресурсов и бюджетная эффективность.
     Совершенствование  лесопользования  на  принципах   обоснованного
распределения  лесного  фонда  между лесопользователями  в  Республике
Карелия  будет  осуществляться путем государственного регулирования  с
учетом   интересов   республики.  Необходима  государственная   лесная
политика, основанная на следующих принципах:
     Правительство   Республики   Карелия,   участвуя   в   проведении
экономических реформ, оказывает влияние на их проведение, предотвращая
возникновение региональных рисков и социальных взрывов;
     Правительство  Республики Карелия должно эффективно  использовать
механизмы управления лесными ресурсами, обеспечивать скоординированную
политику   крупных  предприятий  подотраслей  ЛПК,   разрабатывать   и
реализовывать    программы    развития    подотраслей,    осуществлять
доверительное управление пакетами акций предприятий ЛПК, находящихся в
собственности   Республики   Карелия,  через   управляющую   компанию;
допускать   к   лесопользованию  только  предприятия  с  положительным
балансом;
     стратегия  основывается на рациональной схеме управления  лесными
ресурсами  и  базируется на научно обоснованном  региональном  балансе
производства и потребления лесоматериалов.
     Правительство   Республики  Карелия   совместно   с   Управлением
природных  ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Республике
Карелия принимает меры для обеспечения:
     устойчивого  управления лесами, рационального  лесопользования  и
воспроизводства лесных ресурсов;
     соблюдения  принципов  экономической безопасности,  использования
рыночных  отношений с учетом баланса интересов всех участников  рынка,
не допуская монопольного владения лесами;
     оптимизирования   сочетания   площадей,   передаваемых   как    в
долгосрочную, так и в краткосрочную аренду;
     создания  условий  для безболезненного перераспределения  потоков
древесного  сырья  с  внешнего  рынка  на  внутренний  для  углубления
переработки древесины в регионе (как химической, так и механической);
     необходимых условий для гарантированного финансирования  расходов
на охрану и воспроизводство лесных ресурсов;
     инвестиционной привлекательности лесных ресурсов, в том  числе  и
за счет долговременной аренды;
     научно   обоснованного  регионального  баланса   производства   и
потребления лесоматериалов.
     Государственное   управление  должно   осуществляться   на   базе
представленных  всеми претендентами на аренду участков  лесного  фонда
обоснованных    коммерческих   проектов,   программ,    бизнес-планов,
обеспечивающих   полное   экологически   безопасное   и   экономически
эффективное освоение лесных ресурсов. Масштабность и глубина  действий
будет  достигнута  за  счет системного воздействия  на  весь  комплекс
социально-экономических и культурно-политических процессов. Необходимы
коммерческие   проекты   в   области  лесопромышленной   деятельности,
увязанные  с  принципами  и планами социально-экономического  развития
депрессивных районов Карелии.
     В  данные  проекты  необходимо включать мероприятия  по  развитию
районов  лесопромышленного  комплекса  Республики  Карелия,  экономика
которых  базируется,  прежде всего, на лесных  ресурсах,  используемых
недостаточно  эффективно.  Они  не  должны  превращаться  в   сырьевые
придатки  потребителей  древесины. Такими в настоящее  время  являются
Пудожский, Калевальский, Муезерский районы.
     Целесообразна  государственная  поддержка  крупных   региональных
интегрированных  саморазвивающихся  корпоративных  структур  рыночного
типа в лесном комплексе Карелии.
     1. Мероприятия:
     1.1.  Обеспечить  реализацию функций государственного  управления
через:
     подготовку   процесса   передачи   участков   лесного   фонда   в
долгосрочную   конкурсную  аренду  Комиссией  по   проведению   лесных
конкурсов в Республике Карелия;
     контроль   за  соблюдением  условий  аренды  (с  непосредственным
участием  Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды  МПР
России по Республике Карелия);
     тесное  взаимодействие  и сотрудничество с Управлением  природных
ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Республике Карелия  в
области  природопользования и охраны окружающей  среды  на  территории
Pеспублики   Карелия   в   соответствии  с  Генеральным   соглашением,
заключенным   Правительством  Республики   Карелия   с   Министерством
природных ресурсов Российской Федерации. Срок выполнения - до  1  июля
2003 года.
     Исполнитель - Министерство лесного комплекса, природных  ресурсов
и экологии Республики Карелия.
     Результаты  -  действенная система государственного управления  в
лесопромышленном комплексе.
     1.2.  Разработать  предложения  для  рассмотрения  Комиссией   по
проведению лесных конкурсов в Республике Карелия.
     Срок выполнения - до 1 июля 2003 года.
     Исполнители - Министерство лесного комплекса, природных  ресурсов
и    экологии   Республики   Карелия,   Министерство   государственной
собственности Республики Карелия.
     Результаты   -   повышение  эффективности  работы   Комиссии   по
проведению лесных конкурсов в Республике Карелия.
     1.3.   Разработать  концептуальный подход к развитию  критических
(депрессивных)   лесопромышленных  районов  и  территорий   Республики
Карелия,  обеспечивающий повышение эффективности использования  лесных
ресурсов.
     Срок выполнения - до 1 августа 2003 года.
     Исполнители - Министерство лесного комплекса, природных  ресурсов
и  экологии  Республики Карелия, Министерство экономического  развития
Республики  Карелия  с  участием Карельского научно-исследовательского
института лесопромышленного комплекса Петрозаводского государственного
университета (далее - КарНИИЛПК ПетрГУ).
     Результаты  -  представленная на утверждение  концепция  развития
критических  (депрессивных)  лесопромышленных  районов  и   территорий
Республики Карелия.
     1.4.  Разработать стратегию государственного управления развитием
лесопромышленного комплекса Республики Карелия на 2004-2007 годы.
     Срок выполнения - до 20 ноября 2003 года.
     Исполнитель - Министерство лесного комплекса, природных  ресурсов
и экологии Республики Карелия.
     Результаты   -   представленный  на   утверждение   Правительства
Республики   Карелия  проект  стратегии  государственного   управления
развитием  лесопромышленного комплекса Республики Карелия на 2004-2007
годы.

                        II. Принципы интеграции

     Развитие  крупных  интегрированных структур  в  лесном  комплексе
Карелии   способно   воссоздать  производственно-хозяйственные   связи
предприятий   лесопромышленного  комплекса,   осуществить   финансовое
оздоровление производств, прежде всего, лесозаготовительных, создавать
новые  перспективные  производства, обеспечить развитие  капиталоемких
производств,   техническое  перевооружение,   приобретение   машин   и
оборудования,  аккумулируя  накопления и  перераспределяя  средства  в
рамках интегрированных лесопромышленных систем.
     В   условиях,  когда  при  сложившейся  системе  уровень  цен  на
отечественном  рынке  лесоматериалов  диктуется,  прежде   всего,   их
потребителями,  холдинговые  структуры должны  интегрировать  интересы
разбросанных   по   территории  региона   и   работающих   разрозненно
лесопромышленников   и   на   этой   основе   проводить    эффективную
маркетинговую  работу,  формировать и  изучать  рынок,  прогнозировать
колебания в ценообразовании.
     Основными  функциями  головных компаний интегрированных  структур
должно  быть  стратегическое планирование  и  принятие  стратегических
решений, отслеживание и реакция на изменения конъюнктуры рынка,  выбор
направлений использования финансовых ресурсов, организация  управления
дочерними  предприятиями, входящими в группы,  помощь  им  в  принятии
организационных  и  кадровых решений, отбор перспективных  проектов  и
решение   вопросов   привлечения  инвестиций   в   них,   модернизация
производства и внедрение современных технологий.
     2. Мероприятия:
     2.1.  Проработать  вопрос  создания в 2003  году  интегрированной
структуры   на   базе   целлюлозно-бумажных  предприятий   республики,
способной стать одной из крупнейших на Северо-Западе России.
     Срок выполнения - до 10 июля 2003 года.
     Исполнители - Министерство лесного комплекса, природных  ресурсов
и    экологии   Республики   Карелия,   Министерство   государственной
собственности Республики Карелия, Министерство экономического развития
Республики Карелия.
     Результаты  - в перспективе создание и функционирование  на  базе
целлюлозно-бумажных   предприятий   интегрированной    структуры    на
территории Республики Карелия.
     2.2.  Разработать  бизнес-план  по развитию  ЛХК  "Кареллеспром",
нацеленный на развитие лесозаготовок и регулирование товарных  потоков
в   регионе,  направление  их  на  внутренний  рынок  для  углубленной
переработки древесины в Республике Карелия.
     Срок выполнения - до 1 августа 2003 года.
     Исполнители - Министерство лесного комплекса, природных  ресурсов
и    экологии   Республики   Карелия,   Министерство   государственной
собственности Республики Карелия, Министерство экономического развития
Республики  Карелия  с  участием  ЛХК  "Кареллеспром".  
     Результаты    -    утвержденный    бизнес-план    развития    ЛХК
"Кареллеспром".

       III. Принципы комплексности использования лесных ресурсов

     Отраслевая   политика   в  области  комплексности   использования
древесины  недостаточно эффективна. Единственный инструмент фискальной
политики  при этом - таможенное регулирование - зачастую не обоснован.
Предприятия если и решают вопросы комплексности, то самостоятельно под
воздействием   конъюнктуры   рынка   (комплексность   -   это   полное
использование  биомассы  дерева, это и вся  гамма  продукции,  которую
можно   получить   из   элементов  дерева:  пилопродукция,   продукция
целлюлозно-бумажной   промышленности,   плиты,    мебель,    топливно-
энергетические ресурсы).
     Управление  природных  ресурсов и  охраны  окружающей  среды  МПР
России  по  Республике Карелия должно обеспечить комплексное  освоение
лесопользователями расчетной лесосеки.
     Диверсификация   лесопромышленного  производства   необходима   в
Республике Карелия для обеспечения экономической безопасности и защиты
от потрясений, возникающих при изменении конъюнктуры цен на базовый  в
регионе  вид продукции (в особенности - экспортной). Поэтому не  может
игнорироваться  значимость  комплексности  производства  из   биомассы
дерева  всей гаммы продукции, которую можно получить из его  различных
структурных элементов.
     Необходимо  обосновать рациональный (а лучше оптимальный)  баланс
производства и потребления древесного сырья в лесопромышленном регионе
с   учетом  целлюлозно-бумажных,  лесопильных  и  деревообрабатывающих
предприятий,  производства древесно-волокнистых и  древесно-стружечных
плит, домостроения, производства мебели, продукции лесохимии.
     3. Мероприятия:
     3.1.  Разработать  перспективный баланс сырья по  производству  и
потреблению древесины в республике до 2010 года.
     Срок выполнения - до 1 декабря 2004 года.
     Исполнители - Министерство лесного комплекса, природных  ресурсов
и  экологии Республики Карелия, Мининистерство экономического развития
Республики Карелия с участием КарНИИЛПК ПетрГУ.
     Результаты   -  утвержденный  Министерством  лесного   комплекса,
природных  ресурсов  и  экологии Республики Карелия  баланс  сырья  по
производству и потреблению древесины в республике до 2010 года.
     3.2.   Рассматривать   подготовленные   предприятиями   программы
освоения  участков  лесного фонда, составляющего  более  25  процентов
расчетной   лесосеки  района,  с  учетом  решения  вопросов   развития
территории   (строительство  новых  производств   и   предприятий   по
переработке древесины).
     Срок   выполнения   -  согласно  графику  проведения   конкурсов.
Исполнители  -  Министерство лесного комплекса, природных  ресурсов  и
экологии  Республики  Карелия,  Министерство  экономического  развития
Республики   Карелия,   Министерство   государственной   собственности
Республики Карелия с участием Управления природных ресурсов  и  охраны
окружающей среды МПР России по Республике Карелия.
     Результаты - вовлечение предприятий лесопромышленного комплекса к
участию в развитии территорий районов Республики Карелия.
     3.3.  Разработать предложения (баланс сырья) по совершенствованию
потоков древесного сырья в Пудожском, Калевальском, Муезерском районах
Республики  Карелия, предусматривающие соблюдение баланса производства
и  переработки древесины, осуществление структурной перестройки ЛПК  и
развитие этих районов.
     Срок выполнения - до 10 августа 2003 года.
     Исполнители - Министерство лесного комплекса, природных  ресурсов
и  экологии Республики Карелия с участием КарНИИЛПК ПетрГУ. 
     Результаты  -  совершенствование  управления  потоками древесного
сырья  в  Пудожском,  Калевальском  и  Муезерском районах, обоснование
условий  для  переориентации  товарных  потоков с экспортных рынков на
внутренний рынок Республики Карелия.

     IV. Принципы рациональности передачи участков лесного фонда в
                              пользование

     Лесным  законодательством Российской Федерации арендные отношения
в  лесном  секторе  определяются как основополагающие.  Их  оформление
позволяет   лесопользователям  получить   возможность   перспективного
планирования,   своевременного  проведения   подготовительных   работ,
добиваться  снижения себестоимости продукции и оздоровления финансово-
экономических  показателей. От того, кому будет передан  лесной  фонд,
будет   зависеть   эффективность   лесопользования   и   всего    ЛПК.
Лесозаготовительному  предприятию,  располагающему   производственными
мощностями  для  освоения лесного фонда, необходимо  ежегодно  строить
лесные  дороги.  В  связи  с этим возрастают затраты  на  производство
конечной  продукции, что отрицательно отражается  на  себестоимости  и
конкурентоспособности лесной продукции на внешнем и внутреннем рынках.
     Необходимо   предусмотреть  рациональное   соотношение   участков
лесного фонда, передаваемых в аренду на открытых и закрытых конкурсах.
     Передача  лесного  фонда  в аренду в долгосрочное  пользование  -
реальный  путь  привлечения  инвестиций в лесной  комплекс,  повышения
ликвидности акций лесозаготовительных предприятий. Она необходима  для
заинтересованности    лесопользователей   в    надежной    многолетней
лесосырьевой  базе,  в полном цикле работ, включая  развитие  дорожной
сети,  защиту леса от пожара, проведение необходимых лесохозяйственных
мероприятий под контролем и с соблюдением экологических нормативов.
     Чтобы  исключить риски потерь бюджетов всех уровней  и  нанесения
ущерба   лесу  при  ошибках  в  передаче  участков  лесного  фонда   в
долгосрочную   аренду,   а  также  усилить   влияние   государства   в
лесопромышленном комплексе необходимо разработать критерии выставления
участков  лесного  фонда  на  конкурс и  предложения  по  установлению
условий  расторжения  договоров  аренды  в  одностороннем  порядке  по
инициативе   арендодателя  (при  невыполнении  условий   договора,   в
определенных случаях и при смене собственника арендатора).
     Опасен  сценарий  передачи  лесного фонда  только  "традиционным"
лесопользователям,  в том числе находящимся на грани  банкротства  без
возможности выхода из кризисного состояния.
     Для  нынешнего  состояния экономики весьма  опасен  сценарий,  по
которому  весь  лес  региона  может  быть  передан  в  аренду   только
управляющим (холдинговым) компаниям. При этом возможен их  переход  на
работу   со  сторонними  подрядчиками,  а  не  с  лесозаготовительными
предприятиями Республики Карелия.
     4. Мероприятия:
     4.1.  Разработка критериев выставления участков лесного фонда  На
конкурс, планов проведения заседаний Комиссии по рассмотрению вопросов
лесопользования  в Республике Карелия, рекомендаций  для  Комиссии  по
проведению  лесных конкурсов в Республике Карелия по оценке документов
претендентов на аренду.
     Срок выполнения - до 1 июля 2003 года.
     Исполнители - Министерство лесного комплекса, природных  ресурсов
и  экологии  Республики Карелия, Министерство экономического  развития
Республики Карелия, с участием Управления природных ресурсов и  охраны
окружающей среды МПР России по Республике Карелия.
     Результаты  -  утвержденный график выставления  участков  лесного
фонда на конкурс.
     4.2.   Классифицировать  претендентов  на  пользование  участками
лесного фонда на группы по результатам работы за последние три года на
основе следующих характеристик:
     А  -  крупные  и средние стабильно работающие лесозаготовительные
предприятия,   производственные   мощности   которых    должны    быть
удовлетворены полностью (имеющийся в аренде лесной фонд), с выделением
леса на длительный срок в аренду на закрытом конкурсе;
     Б  -  ЛХК  "Кареллеспром" с государственным влиянием через  пакет
акций  и  совет  директоров компании может иметь  право  на  получение
лесного  фонда в аренду на закрытом конкурсе, представив  бизнес-планы
эффективного  использования выделенного  лесного  фонда  и  вывода  из
кризиса предприятий;
     В  -  целлюлозно-бумажным  комбинатам  целесообразно  выделить  в
долгосрочную  целевую  аренду  площади  с годовым объемом заготовки до
300  тыс.  куб.  м.  с  целью  создания  в  республике  целевых лесных
хозяйств,  обеспечивающих  увеличение  съема древесины с 1 га и выхода
товарной    продукции   из   нее   (предложение   Росгипролесхоза)   и
распространения этого опыта в республике;
     Г  -  краткосрочное пользование для решения социальных  задач  на
республиканском  и  муниципальном уровнях  (по  решению  Правительства
Республики Карелия), аукционы;
     Д  -  все  остальные  участники  лесных  правоотношений  (включая
участников  групп  А,  Б,  В, Г, претендующих на  объемы,  превышающие
выделенные  им  по  классификационным признакам)  право  аренды  могут
получать только на открытых лесных конкурсах или аукционах.
     Срок выполнения - до 1 августа 2003 года.
     Исполнители - Министерство лесного комплекса, природных  ресурсов
и  экологии  Республики Карелия, Министерство экономического  развития
Республики   Карелия,   Министерство   государственной   собственности
Республики Карелия, с участием Управления природных ресурсов и  охраны
окружающей  среды  МПР  России  по  Республике  Карелия,  Комиссии  по
рассмотрению вопросов лесопользования в Республике Карелия.
     Результаты  -  классификация претендентов  на  конкурсную  аренду
участков лесного фонда.
     4.3.  С  учетом состояния экономики и развития рыночных отношений
признать  целесообразным в целом по республике следующее распределение
долей объемов лесного фонда между участниками лесных правоотношений:
     -  на  открытый конкурс (аукцион) с участием группы  Д  -  до  42
процентов;
     - на закрытый конкурс с участием группы А - до 20 процентов;
     - на закрытый конкурс с участием группы Б - до 20 процентов;
     - на закрытый конкурс с участием группы В - до 12 процентов;
     -  с  участием  группы  Г  (по решению  Правительства  Республики
Карелия) - до 3 процентов;
     - на аукционы - до 3 процентов.
     4.4.  В  рамках подготовки к организации конкурсов и  обеспечения
прозрачности их проведения для лесопользователей определить дислокацию
участков лесного фонда, планируемых к передаче в аренду по результатам
лесных конкурсов.
     Срок выполнения - до 1 июля 2003 года.
     Исполнители - Министерство лесного комплекса, природных  ресурсов
и  экологии  Республики Карелия, Министерство экономического  развития
Республики Карелия, с участием Управления природных ресурсов и  охраны
окружающей  среды  МПР России по Республике Карелия,  ГУП  "Карельское
лесоустроительное предприятие".
     Результаты  -  разработанная дислокация участков  лесного  фонда,
планируемых к передаче в аренду по результатам лесных конкурсов.
     4.5.    Рекомендовать   всем   потенциальным    лесопользователям
подготовить  материалы  для  участия в конкурсах,  включающие  бизнес-
планы,    подтверждающие    их   состоятельность    как    эффективных
лесопользователей. Министерству лесного комплекса, природных  ресурсов
и   экологии   Республики  Карелия  усилить  контроль   за   проверкой
достоверности названных бизнес-планов.

   V. Принципы передачи участков лесного фонда в аренду по конкурсу

     Процесс   участия  Республики  Карелия  как  субъекта  Российской
Федерации  в  передаче  участков лесного фонда в  аренду  по  конкурсу
определен  лесным  законодательством и  включает  в  себя  утверждение
состава  конкурсной комиссии, выставление участков  лесного  фонда  на
конкурс, участие в разработке условий конкурсной аренды.
     Претенденты  на аренду участков лесного фонда по конкурсу  должны
доказать  свою способность быть эффективными лесопользователями  путем
достижения   необходимого  для  общества  наиболее   высокого   уровня
бюджетного, экономического и социального эффекта от своей деятельности
при  неистощительном, рациональном и экологически безопасном  освоении
лесных ресурсов.
     При  передаче  участков лесного фонда в долгосрочное  пользование
Правительство    Республики    Карелия   руководствуется    следующими
принципами:
     -   реализация   перспективных  бизнес-планов  или   коммерческих
проектов,   направленных  на  углубленную  переработку   древесины   и
получивших  положительное заключение Министерства  лесного  комплекса,
природных ресурсов и экологии Республики Карелия;
     -  устойчивая платежеспособность (в течение последних  трех  лет)
претендентов на участки лесного фонда, отсутствие задолженности  перед
бюджетами всех уровней, внебюджетными фондами, лесхозами;
     -  осуществление  пользования  лесным  фондом  в  соответствии  с
нормативными  документами лесного хозяйства и  обеспечение  сохранения
экологического равновесия;
     -  обеспечение  в  процессе  освоения арендатором  лесного  фонда
неистощительного, рационального и равномерного использования  участков
лесного фонда;
     - обеспечение арендатором на переданных в аренду участках лесного
фонда  проведения всего комплекса подготовительных и лесохозяйственных
работ,  включая  качественное  лесовосстановление  (в  соответствии  с
заключаемым    дополнительным   соглашением   между   арендатором    и
арендодателем),  регулярного ремонта и содержания, а также  ежегодного
строительства лесовозных (лесных) дорог;
     - обеспечение арендатором обязательного выполнения дополнительных
условий   передачи  участков  лесного  фонда  в  аренду  по  конкурсу,
внесенных в протокол о его результатах;
     -    представление    арендатором   в    установленном    порядке
уполномоченным  Правительством Республики Карелия  органам  информации
для контроля и оценки деятельности по осуществлению лесопользования  и
по выполнению условий передачи участков лесного фонда в аренду;
     -     обеспечение    арендатором    приоритетного     привлечения
производственных  мощностей  и  трудовых ресурсов  лесозаготовительных
предприятий,  расположенных на территории арендуемого участка  лесного
фонда;
     -   максимально  полная  переработка  круглых  лесоматериалов  на
собственных  мощностях  и  (или)  их  поставка  на  внутренний   рынок
перерабатывающим предприятиям;
     -  активное участие арендатора в социально-экономическом развитии
территорий, на которых осуществляется лесопользование, в том  числе  в
обеспечении дровами населения и бюджетных учреждений.

                VI. Принципы обратной связи и контроля

     Должен быть усилен контроль за ходом выполнения условий договоров
аренды  и принятием своевременных решений на основе оперативной оценки
внешних условий.
     Управленческие решения должны реализовываться на основе  научного
мониторинга,  анализа  эколого-лесоводственных  факторов,   ресурсных,
кадровых  и  научно-технических возможностей,  ограничений  и  рисков,
исключающих социальные взрывы и потрясения.
     6. Мероприятия:
     6.1.  Обеспечить систематический контроль за выполнением арендных
договоров  предприятиями,  получившими лес  в  аренду,  освоением  ими
отводимых участков лесного фонда, за реализацией коммерческих проектов
(бизнес-планов, программ развития), за перечислением средств в бюджеты
всех уровней.
     Срок выполнения - по утвержденному графику.
     Исполнители  - Министерство лесного комплекса, природных ресурсов
и  экологии  Республики  Карелия, Министерство экономического развития
Республики   Карелия,   Министерство  финансов  Республики  Карелия  с
участием  Управления  природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР
России по Республике Карелия.
     Результаты    -    обеспечение    эффективного    лесопользования
арендаторами,   увеличение  доли  переработки   древесного   сырья   в
республике.
     6.2.   Рекомендовать  КарНИИЛПК  Петр  ГУ  создать   региональный
информационно-аналитический   центр  ЛПК   для   проведения   научного
мониторинга,  анализа  эколого-лесоводственных  факторов,   ресурсных,
кадровых  и  научно-технических возможностей,  ограничений  и  рисков,
движения  товарных потоков лесопродукции, эффективности  использования
лесных ресурсов.
     Срок выполнения - до 1 марта 2004 года.



Информация по документу
Читайте также