Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Республики Карелия от 22.08.2008 № 349р-П

 



            РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ             

       1. Утвердить  прилагаемую  Программу  развития  конкуренции  на
продовольственном рынке Республики Карелия на 2008-2011 годы.
       2. Контроль за выполнением Программы возложить на  Министерство
экономического развития Республики Карелия.

       Исполняющий обязанности
       Главы Республики Карелия          П.В. ЧЕРНОВ

Петрозаводск
22 августа 2008 г.
N 349р-П


                                              Утверждена распоряжением
                                              Правительства Республики Карелия
                                              от 22 августа 2008 года N 349р-П


                              ПРОГРАММА                               
           развития конкуренции на продовольственном рынке            
                 Республики Карелия на 2008-2011 годы                 

                          I. Общие положения                          

       1. Программа развития конкуренции  на  продовольственном  рынке
Республики   Карелия,   устанавливает   цели   и  приоритеты  развития
конкуренции, а также  основные  мероприятия  по  реализации  Программы
развития  конкуренции  на продовольственном рынке Республики Карелия в
2008–2010 годах.
       2. Программа развития конкуренции  на  продовольственном  рынке
Республики Карелия разработана в соответствии с протоколом совещания у
Председателя Правительства Российской Федерации  Зубкова  В.А.  от  22
октября  2007  года  N  ВЗ-П9-10пр о подготовке региональной программы
развития конкуренции на продовольственном рынке.

                 II. Основные цели и задачи Программы                 
                                                                      
       Основная    цель    Программы    развития    конкуренции     на
продовольственном  рынке  Республики  Карелия  - это увеличение темпов
потребительского спроса  на  продовольственные  товары  отечественного
производства,   удовлетворение   потребностей   населения   в  товарах
(работах, услугах), обеспечение баланса интересов крупных,  средних  и
малых предприятий. Программа содержит три основные задачи.
       Первая  задача  –  развитие  инфраструктуры  торговли,  включая
оценку  фактического  ее  состояния, и реализация мер, направленных на
развитие инфраструктуры торговли по плану мероприятий.
       Вторая    задача    –    насыщение    товарами     региональных
продовольственных рынков, включая меры по недопущению административных
барьеров  по  ввозу-вывозу  продовольственных  товаров,  а  также   по
расширению ассортимента товаров местного производства, увеличение доли
товаров, производимых на территории республики,  в  товарных  ресурсах
за счет вытеснения товаров импортного производства.
       Третья  задача  –  поддержка   социально   незащищенных   слоев
населения,   включая   меры   обеспечения  ценовой  и  территориальной
доступности продовольственных товаров для незащищенных слоев населения
республики.

      Задача 1: развитие инфраструктуры торговли в Республике Карелия 

       Осуществляемая   Правительством    Российской    Федерации    и
Правительством  Республики  Карелия  долгосрочная  политика  повышения
конкурентоспособности  и   эффективности   экономики   направлена   на
достижение   устойчивых  темпов  экономического  роста.  Благоприятная
экономическая конъюнктура, сложившаяся в  последние  годы,  позитивная
динамика  макроэкономических  показателей,  а  также  устойчивый  рост
реальной  заработной  платы   и   пенсий   способствовали   ежегодному
увеличению  потребительского  спроса  населения  республики и развитию
положительной динамики оборота розничной торговли.
       Оборот розничной торговли на территории  Республики  Карелия  в
2007  году  составил  41,3  млрд. рублей, что выше объема оборота 2006
года в сопоставимых ценах на 10,8 процента. Прирост физического объема
оборота   обеспечен   за  счет  роста  реально  располагаемых  доходов
населения республики, а  также  использования  предприятиями  торговли
благоприятных  факторов, способствующих росту потребительского спроса,
включая внедрение прогрессивных форм торгового обслуживания населения,
применение  гибкой  системы  скидок, увеличение количества предприятий
торговли и общественного питания и торговых площадей.
       Товарный рынок республики  стабильно  насыщен  потребительскими
товарами.   Обеспеченность   товарными  запасами  составляет  29  дней
оборота. Происходят заметные изменения в  структуре  товарооборота.  В
розничном  обороте растет доля продаж непродовольственных товаров, что
в  значительной  мере  обусловлено  наличием  у  населения   свободных
денежных средств, направляемых на приобретение строительных материалов
при   развитии   жилищного   строительства,   открытием    современных
специализированных  торговых  предприятий  по продаже сложно - бытовой
техники, мебели, обуви не только  в  городе  Петрозаводске,  но  и  на
других   муниципальных   территориях.  В  обороте  розничной  торговли
удельный  вес  продовольственных  товаров  составляет  51,6  процента,
непродовольственных товаров 48,4 процента.
       Тенденция  роста  доли  организованной  торговой  сети  создает
дополнительные  возможности  расширения  внутреннего рынка и повышения
прозрачности  торговых  операций.  В  республике   решаются   проблемы
соблюдения   типизации   и  рационального  размещения  торговой  сети,
развиваются предприятия в формате «удобного магазина»,  расположенного
в  радиусе  пешеходной  доступности  населения,  реализующего  широкий
ассортимент продовольственных  и  непродовольственных  товаров  первой
необходимости.
       Количество объектов торговли в 2007 году  достигло  7,1  тысячи
единиц,  из  них  4,1  тысячи  объектов  -  это магазины и павильоны с
торговой площадью 307 тыс.кв.метров.
       Из общего количества магазинов и павильонов в 1499 объектах (36
процентов  от  общего  количества  магазинов и павильонов) реализуется
исключительно  ассортимент   продовольственной   группы   товаров.   В
настоящее    время    активно    происходит   обновление   интерьеров,
реконструируются   старые   помещения,    обновляется    торговое    и
технологическое     оборудование,     благоустраиваются    прилегающие
территории.
       Продолжается поэтапная работа  по  упорядочению  мелкорозничной
торговой   сети.  Количество  объектов  мелкорозничной  торговой  сети
сократилось в 2007 году на  548  единиц.  В  муниципальных  районах  и
городских  округах  ведется  работа  по разработке порядков размещения
объектов мелкорозничной торговли и общественного  питания  на  улицах,
площадях,  в  скверах  и  других  общественных  местах,  что  позволит
обеспечить    соблюдение    в    нестационарной    сети     требований
противопожарных,  санитарно-эпидемиологических  и  иных норм и правил,
устранить факты несанкционированной торговли на территориях населенных
пунктов.
       Растет  инвестиционная  привлекательность  розничной  торговли.
Прирост  торговых  площадей  в  2007 году составил 42 тыс. кв. метров.
Обеспеченность жителей республики торговыми площадями  составляет  440
кв. метров на 1 тысячу жителей. Во всех муниципальных образованиях нет
недостатка в торговых площадях.
       С учетом развития российского рынка ритейла в республике растет
роль  предприятий  крупных форматов. Крупные торговые компании открыли
в  республике  предприятия  розничной  торговли,  входящие  в   состав
российских  торговых сетей, в том числе торговый комплекс ООО «Лента»,
где представлен ассортимент более 13000 наименований товаров, магазины
«Дикси», «Магнит», работающие в формате «магазин у дома» и другие.
       Крупные торгующие организации регионального уровня представлены
предприятиями:    гипермаркет   «Сигма»,   ООО   «Ариана»,   ООО   «ТД
Бородинский», ООО «ТД Ленторг», ООО фирма «Лотос» и другие.
       В  торговых   объектах   открываются   цеха   по   производству
полуфабрикатов   и   кулинарной   продукции,  пользующейся  спросом  у
населения.
       Развитие   устойчивого   потребительского   спроса   на    фоне
стабильного  роста денежных доходов, улучшения пенсионного обеспечения
граждан при улучшении конкурентоспособности продовольственных  товаров
отечественного  производства  повлекут  увеличение  физического объема
розничного оборота в 2009-2011 годах в среднем на 10 процентов, или  в
абсолютном выражении - по 11 млрд. рублей ежегодно.
       Развитие инфраструктуры розничной торговли предполагает  наряду
с   реализацией   социальных   программ   совершенствование  торгового
процесса,  укрупнение  розничных   сетей,   изменение   покупательских
предпочтений   в   пользу  современных  форм  обслуживания  населения.
Ожидается, что  в  период  до  конца  2011  года  около  40  процентов
предприятий     розничной    торговли,    осуществляющих    реализацию
продовольственной  группы  товаров,  перейдут  на  работу  по   методу
«самообслуживания» (для справки: в 2007 году этот показатель составлял
6  процентов),  при  этом  около  36   процентов   предприятий   будут
использовать  современные формы учета поступления и реализации товаров
с помощью штрихового кодирования товаров и компьютерных комплексов.
       Количество  объектов   общественного   питания   в   республике
насчитывает  852  объекта  на 55,2 тысячи посадочных мест, в том числе
238 школьных столовых, 27 ресторанов, 167 кафе, 148 столовых.  В  2007
году  открыт  ряд  предприятий общественного питания, включая ресторан
«Хотей»,  кафе  «Редакция»,  кафе  «МакДак»  и   другие.   Проводилась
реконструкция  объектов,  внедрено современное торгово-технологическое
оборудование. В целом через предприятия общественного питания  в  2007
году   реализовано   населению  продукции  на  1,6  млрд.  рублей.  На
протяжении  ряда  лет  в  республике  сохраняется  тенденция  прироста
оборота  общественного  питания,  который обеспечен за счет увеличения
доли  реализованной  населению  собственной  кулинарной  и   обеденной
продукции.  В  2009-2011 годах продолжится динамичное развитие оборота
общественного питания, прирост физического  объема  оборота  продукции
общественного питания ежегодно составит порядка 2 - 4 процентов.
       Активизация рынка услуг  общественного  питания  произойдет  за
счет  увеличения  количества  общедоступных  предприятий общественного
питания, восстановления и расширения сети общепита  в  образовательных
учреждениях,  на промышленных предприятиях республики, а также за счет
развития туристических услуг.
       Рост  реально  располагаемых  доходов  населения   и   принятые
Правительством   Российской   Федерации  и  Правительством  Республики
Карелия меры организационного характера  лишили  вещевые  и  смешанные
рынки   их   конкурентных   преимуществ.   В  республике  приняты  все
необходимые нормативные правовые документы, включая  Закон  Республики
Карелия   «О   некоторых   вопросах  организации  розничных  рынков  и
деятельности ярмарок на  территории  Республики  Карелия»  позволяющие
защитить  интересы  местных  товаропроизводителей  на  потребительском
рынке,  облагородить  инфраструктуру  городов  (районов)   республики,
внедрить  современные  стандарты  и  методики  работы,  активизировать
позитивный  процесс  создания  цивилизованных   условий   для   работы
торгового  персонала  и обслуживания покупателей. В 2007 году введен в
эксплуатацию  сельскохозяйственный  кооперативный   рынок   в   городе
Кондопоге на 50 торговых мест.
       В настоящее время на территории Республики Карелия действует 18
рынков,  в том числе 14 универсальных рынков и 4 специализированных (3
вещевых  рынка,  1  сельскохозяйственный  кооперативный   рынок).   На
розничных  рынках организовано 1438 торговых мест, из них 507 торговых
мест, или 35 процентов от общего количества, предназначено для продажи
населению  продовольственной  группы товаров. В 2007 году населению на
вещевых и смешанных рынках реализовано потребительских товаров на  4,2
млрд.  рублей,  что ниже показателей 2006 года на 410 млн. рублей, или
на 14 процентов в сопоставимых ценах.
       Доля товарооборота, формируемого на вещевых и смешанных  рынках
в  республике сократилась с 13,2 процента в 2006 году до 10,3 процента
в 2007 году, что свидетельствует о возвращении покупательских  потоков
в  стационарные  предприятия  торговли,  а  денежных потоков - в русло
официального оборота. В среднем на душу населения на розничных  рынках
продано потребительских товаров на 5,2 тыс. рублей в год.
       В целях развития и сохранения  торгового  обслуживания  жителей
сельской  местности  республики в 2007 году торгующими организациями и
предпринимателями республики инвестировано 17 млн. рублей  собственных
оборотных  средств в реконструкцию и строительство объектов торговли и
общественного питания в сельской местности, что позволило сохранить на
селе 112 рабочих мест и создать 81 новое рабочее место.
       Потребительская кооперация республики развивается как социально
ориентированная  отрасль,  расширяя наряду с торговлей заготовительную
и производственную деятельность, сельское  хозяйство.  Взаимоотношения
Правительства  Республики  Карелия  и  Союза  потребительских  обществ
Республики Карелия в 2007-2009 годах строятся на основании  Соглашения
о   сотрудничестве,  в  котором  учтены  формы  поддержки  предприятий
потребительской кооперации.  Кооператоры  республики  обслуживают  259
населенных  пунктов, в том числе 177 населенных пунктов с численностью
населения от  5  до  300  человек.  Общая  численность  обслуживаемого
населения  составляет  88 тысяч человек, из которых сельское население
составляет 58 тысяч человек, или 66 процентов. Продажа товаров на душу
обслуживаемого   населения  составила  у  организаций  потребительской
кооперации   9446   рублей.    Большинство    магазинов    Карельского
республиканского   потребительского  союза  являются  заготовительными
пунктами, что позволяет жителям  сельской  местности  сдавать  излишки
сельхозпродукции со своего подворья.
       На  предприятиях   потребкооперации   республики   производится
хлебобулочная    продукция,   кондитерские   и   макаронные   изделия,
осуществляется квашение капусты.  Имеющиеся  у  кооператоров  мощности
позволяют  увеличить  объемы  выпуска  новых  видов  изделий  за  счет
повышения их конкурентоспособности, использования новых  видов  сырья,
снижения себестоимости.
       Развитие сельского  хозяйства  у  кооператоров  наиболее  полно
представлено   в  Калевальском  райпо,  где  на  откорме  в  подсобном
хозяйстве содержатся свиньи, крупный рогатый скот, выделена земля  для
выращивания   картофеля   и   покосные   угодья.   Молочная   ферма  и
свинокомплекс  райпо  обеспечивают  продуктами   питания   потребности
пайщиков  района,  детские  и  лечебные учреждения района. В настоящее
время специалисты Калевальского райпо работают над изучением  условий,
необходимых   для   развития   овцеводства.  Лоухское  райпо  передает
населению района молодняк свиней для дальнейшего откорма.
       В рамках Соглашения о сотрудничестве  Правительства  Республики
Карелия   и   Союза  потребительских  обществ  Республики  Карелия  на
2007-2009 годы Карелреспотребсоюз  планирует:
       - реализовать сельскому  населению  потребительских  товаров  в
2008 году на сумму 1000 млн.рублей, в 2009 году – 1100 млн.рублей;
       - закупить сельскохозяйственной  продукции  и  сырья  с  личных
подсобных хозяйств граждан, у сельхозпроизводителей, включая фермеров,
ежегодно 40 тонн мяса и мясопродуктов, 270 тонн  картофеля,  230  тонн
овощей, 350 тонн дикорастущих грибов и ягод, 150 тонн молока;
       - произвести на собственных предприятиях  товаров  ежегодно,  в
том   числе   3700  тонн  хлеба  и  хлебобулочных  изделий,  130  тонн
кондитерских изделий.
       В   целях   обеспечения   защиты   населения   республики    от
контрафактной   алкогольной   продукции   и   исключения   возможности
злоупотреблений в сфере  торгового  оборота  в  республике  проводится
целенаправленная  работа по упорядочению розничной продажи алкогольной
продукции,  обеспечению   прозрачности   каналов   сбыта   алкогольной
продукции.
       Анализ сведений из деклараций организаций розничной торговли за
2007  год  показал,  что объем розничной продажи алкогольной продукции
на  территории  республики   составил   2,4   млн.   декалитров,   что
соответствует объемам продаж в 2006 году.
       В ассортименте потребляемой населением  республики  алкогольной
продукции доля водок составляет 39,7 процента, ликеро-водочных изделий
5,1 процента, вин 35,1 процента, шампанских вин 3,6  процента,  прочей
алкогольной  продукции  крепостью  менее  9  процентов  объема готовой
продукции 14,9 процента, коньяков 1,6 процента. Продолжится работа  по
максимальной легализации рынка алкогольной продукции.
                                                                      
       Задача 2: насыщение товарами регионального продовольственного  
          рынка под потребность населения Республики Карелия          
                                                                      
       Формирование ресурсов продовольственных товаров в республике  в
значительной мере осуществляется за счет ввоза продуктов питания из-за
пределов республики. Зависимость продовольственного  рынка  республики
по  отдельным  товарным  группам  от  внешних  источников обусловлена,
прежде всего, географическим положением  региона,  его  климатическими
условиями.
       В настоящее время  позитивные  тенденции  на  продовольственном
рынке республики определяются:
       - физической доступностью  продовольственных  товаров  (наличие
продовольственных  товаров  в  розничной  торговой  сети  республики в
каждый момент времени и в необходимом ассортименте);
       - экономической доступностью продовольственных товаров (уровнем
доходов,   независимо   от   социального  статуса,  который  позволяет
приобретать продовольственные товары, по крайней мере, на  минимальном
уровне потребления);
       - безопасностью продовольствия для потребителей (принятием  мер
по    предотвращению    производства,    реализации    и   потребления
некачественных пищевых  продуктов,  способных  нанести  вред  здоровью
населения).
       В рамках единого экономического пространства регионы России  не
могут  существовать обособленно, опираясь только на собственные силы и
ресурсы.  Избыток  в  одном  регионе  некоторых  видов   продукции   и
недостаток  других  обуславливает  необходимость широких связей любого
региона  с  другими  субъектами  Российской  Федерации,  и  не  только
Российской   Федерации,  но  и  с  иностранными  партнерами.  В  целях
повышения конкурентоспособности продукции, формирования  благоприятной
для  бизнеса  конкурентной среды, снижения административных барьеров с
учетом  того,  что  республика  является  частью   единого   рыночного
пространства   Российской   Федерации,   распоряжением   Правительства
Республики Карелия от 21 января 2008 года N 33р-П одобрено  Соглашение
о   взаимодействии   Правительства  Республики  Карелия  и  Управления
Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия.
       В 2005 году  из  регионов  Российской  Федерации  в  Республику
Карелия  было  ввезено  продовольственных товаров на сумму 1769,8 млн.
руб., в 2006 году – 1850,8 млн. руб. (рост 104,5 процента).  Более  30
процентов  стоимости  ввезенных  из регионов продовольственных товаров
составляет   ликеро-водочная   продукция.   В   республику    ввозятся
кондитерские   изделия,  мука,  цельномолочная  продукция,  макаронные
изделия, масло животное, колбасные изделия  и  другие.  В  Карелии  не
производятся  крупы,  сахар,  соль,  маргариновая  продукция,  поэтому
потребности республики в этих продуктах полностью  удовлетворяются  за
счет  ввоза.                     По  экспертной  оценке в 2007 году не
произошло сокращения  объемов  поставок  продовольственных  товаров  к
уровню 2006 года.
       Объем импорта продовольственных товаров составил  в  2005  году
419  млн.  рублей,  в  2006 году - 472,2 млн. рублей (112,7 процента),
2007 году 619,5 млн. рублей (131 процент). Вместе с тем статистические
данные  по  импорту  товаров  не  позволяют выявить истинное положение
зависимости  республики  от  импорта,  так  как  большинство   товаров
попадают   на  карельский  рынок  через  посредников  и  не  учтены  в
таможенной статистике нашего региона.
       В 2005 году вывоз продовольственных  товаров  из  республики  в
регионы Российской Федерации составил 774,2 млн. рублей, в 2006 году –
762,3 млн. рублей, или 98,5 процента к предыдущему году в  действующих
ценах.  Республика  вывозит  рыбную  продукцию, муку, консервы рыбные,
растительное масло, цельномолочную продукцию, ликероводочные  изделия.
В  2006  году по сравнению с 2005 годом на 31 процент сократился вывоз
рыбной продукции в натуральных единицах  измерения  (тонн),  консервов
рыбных  –  в  2,6  раза,  цельномолочной  продукции  (на 42 процента).
Увеличились поставки  за  пределы  республики  мяса  и  птицы  (на  41
процент),  ликероводочных изделий (в 1,9 раза). По экспертной оценке в
2007 году не произошло  сокращения  объемов  вывоза  продовольственных
товаров к 2006 году.
       Экспорт продовольственных товаров в 2005  году  составил  1 475
млн.  рублей, в 2006       году – 1905,2 млн. рублей (129,2 процента),
2007 году - 2069 млн. рублей (108,6 процента).  В  структуре  экспорта
более  80  процентов  -  поставки  рыбной  продукции, оставшаяся часть
поставок (20 процентов) – поставки дикорастущих ягод,  ликеро-водочной
продукции и муки.
       В общей сумме ввезенных и вывезенных продовольственных  товаров
(включая  импорт  и экспорт) в 2005 году вывоз продовольствия превышал
ввоз на 2,7 процента, в последующие  годы  превышение  объемов  вывоза
продукции  к  показателям  ввоза колеблется в пределах от 13,7 до 14,8
процента.
       Анализ фактического потребления основных  продуктов  питания  в
разрезе  укрупненных  групп  за  2007 год свидетельствует о стабильном
росте потребления основных продовольственных  товаров  в  сравнении  с
предыдущими  периодами.  Наиболее  значительно увеличилось потребление
мяса и мясопродуктов, молока и молочных  продуктов,  фруктов,  овощей,
рыбы  и рыботоваров, что свидетельствует об улучшении качества питания
населения, увеличении потребления  товаров  с  более  высокой  пищевой
ценностью и калорийностью.
       При этом потребление  мяса  и  мясопродуктов,  яйца,  сахара  и
кондитерских изделий приближается к среднероссийским показателям, а по
группам масло растительное, рыба и  рыбопродукты,  хлебопродукты  даже
превышает российский показатель.
       Действовавшая ранее тенденция сглаживания  уровней  потребления
между  группами  населения  с  различным  доходом становится все менее
заметна,   происходит   выравнивание   потребления   продовольственных
товаров,  прежде всего по фруктам, овощам, кондитерским изделиям, мясу
и молокопродуктам.
       В структуре потребления хлебопродуктов преобладает  потребление
хлеба  и хлебо-булочных изделий, снижается потребление муки по причине
уменьшения использования ее в домашних условиях современными хозяйками
и наличия большого количества заменителей - полуфабрикатов.
       Изменилась структура обеспечения республики  продовольственными
ресурсами,  растет  доля  продукции местного производства. В 2007 году
самообеспеченность республики сформировалась по хлебным  продуктам  на
уровне  72,4  процента,  яйцу - 15,4 процента, молочным продуктам – 27
процентов,   макаронным   изделиям   -   19,2   процента,   водке    и
ликеро-водочным изделиям – 40 процентов, мясопродуктами на уровне 24,3
процента, колбасными изделиями - 27,9 процента, маслом животным -  7,1
процента,  мороженым - 102,4  процента, кондитерскими изделиями - 13,9
процента, безалкогольными  напитками  -  6,6  процента,  пивом  -  1,8
процента.
       В 2007 году утверждена региональная целевая программа «Развитие
агропромышленного  комплекса  Республики  Карелия  на  период  до 2010
года», которая является основным механизмом реализации государственной
поддержки  сельскохозяйственных  товаропроизводителей. Государственная
поддержка     позволила     сельхозтоваропроизводителям     республики
компенсировать  часть  затрат  и  увеличить  к уровню 2006 года объемы
производства мяса всех видов, молока, яиц, овощей открытого грунта.
       Растет  значимость  личных  подворий  в  обеспечении  населения
собственным  продовольствием.  В  2007  году сохранилась положительная
динамика  производства   сельскохозяйственной   продукции.   По   всем
категориям  хозяйств  отмечен рост производства: молока, мяса (в живом
весе), яйца, надоя молока на одну корову к уровню 2006 года.
       В 2007 году хозяйствами всех категорий  (включая  фермерские  и
личные  подсобные  хозяйства)  произведено  74,7 тыс. тонн молока, что
выше  уровня  2006  года   на   2   процента,   при   этом   на   долю
сельскохозяйственных  предприятий  приходится  77,7 процента от общего
объема производства молока в республике. Высокие результаты достигнуты
за   счет   совершенствования   систем   кормления   скота,  улучшения
селекционно-племенной  работы  и  воспроизводства  стада,   применения
высокоэнергетических кормовых добавок.
       Производство мяса всех видов (в живом весе) во всех  категориях
хозяйств  достигло 11,5 тыс. тонн, что выше показателей 2006 года на 9
процентов, при этом доля сельскохозяйственных  предприятий  составляет
69,6 процента.
       Основной   объем   мяса   птицы   производится   ОАО    «Корм»,
специализирующемся на выращивании бройлеров, модернизация производства
и совершенствование системы кормления  птицы  позволили  произвести  в
2007  году  5,1  тыс. тонн мяса птицы, что выше уровня 2006 года на 23
процента.
       Хозяйствами всех категорий произведено 46,9 млн. штук яиц,  что
выше  уровня  2006  года  на  4,9  процента,  при  этом птицеводческие
предприятия республики произвели 42,9  млн.  штук  яиц,  в  республике
начато производство яйца с повышенным содержанием селена, что позволит
восполнить недостаток важного микроэлемента в организме человека.
       Особое  внимание  уделяется  развитию   предприятий   товарного
рыбоводства   различных   форм   собственности:  фермеры,  общества  с
ограниченной   ответственностью,   рыболовецкие   колхозы,   подсобные
хозяйства   при  крупных  промышленных  предприятиях.  Форелеводческие
хозяйства  расположены  практически  во  всех  районах  республики   и
используют  акватории  69  водоемов  республики.  На  сегодняшний день
зарегистрировано 84 форелевых садковых хозяйства  проектной  мощностью
37,6 тыс. тонн. По сравнению с 2006 годом объем выращенной рыбы в 2007
году увеличился на 2419 тонн, или 34,7 процента.
       К  уровню  2006  года  общий  прирост  объема  поставок  рыбной
продукции  составил 6,7 тыс. тонн, или 13,7 процента. При этом прирост
объема поставок в Россию составил 4,2 тыс. тонн  (11,6  процента),  на
экспорт - 2,5 тыс. тонн (19,7 процента).
       Сохранили   свои   позиции   предприятия   по   переработке   и
консервированию  рыбы и морепродуктов, увеличились объемы производства
рыбной товарной пищевой продукции (без консервов) – на 20,2  процента.
Возросли  объемы  производства  рыбы  живой (без сельди) – в 2,8 раза,
сельди всех видов обработки –  на  45,2  процента,  кулинарных  рыбных
изделий  –  на  32,1 процента, икры – на 30,7 процента, рыбы мороженой
(без сельди) – 30,0 процента, рыбы охлажденной (без сельди) - на  13,7
процента.  В  то же время сократилось производство фарша пищевого – на
87,6 процента, рыбы спецразделки (без сельди) – на 69,9 процента, филе
мороженого  –  на  20,9  процента, рыбы соленой (без сельди) – на 13,4
процента.
       В целом по  республике  стабильно  отмечается  высокий  уровень
потребления  рыбной продукции на душу населения по сравнению с другими
регионами Северо-Западного федерального округа. По данным Карелиястата
потребление   рыбы   и  рыбопродуктов  в  среднем  за  последние  годы
сохраняется на уровне 26,7 кг на человека в год.
       В целях  продвижения  выпускаемой  продукции  на  внутренний  и
международный  рынки,  увеличения  продаж,  предприятия рыбной отрасли
принимают участие в выставках и презентациях,  а  также  предоставляют
свою продукцию для мероприятий выставочного характера.
       В  пищевой   и   перерабатывающей   отрасли   наблюдался   рост
производства   мясных   полуфабрикатов,   масла   животного,   муки  и
комбикормов.  Для  обновления  ассортимента   выпускаемой   продукции,
увеличения   номенклатуры   продуктов  диетического  и  диабетического
питания, повышения конкурентоспособности на пищевых и перерабатывающих
предприятиях начато осуществление ряда инвестиционных проектов.

      Задача 3:   поддержка  социально  незащищенных  слоев  населения
Республики Карелия

      В области социальной защиты населения деятельность Правительства
Республики  Карелия  направлена на реализацию государственной политики
по обеспечению социальных гарантий и социального  обслуживания  семей,
женщин  и  детей,  граждан  пожилого  возраста, ветеранов и инвалидов,
других категорий граждан, нуждающихся в особой поддержке.
       Объем  расходных  полномочий  на   выполнение   государственных
функций  в  сфере  социальной  политики:  предоставление установленных
законодательством   мер  социальной  поддержки   гражданам,   оказание
государственной   социальной   помощи,   социальное   обслуживание   и
социальное обеспечение населения,  проведение  мероприятий  в  области
социальной  политики  составили в 2007 году 2228,0 млн. рублей, что на
420,7 млн. рублей больше  по  сравнению  с  2006  годом  (1807,3  млн.
рублей).
       На  осуществление  установленных  законодательством  Российской
Федерации   и   законодательством  Республики  Карелия  полномочий  по
предоставлению  гарантированных  мер  социальной  поддержки  отдельным
категориям  граждан  в  2007  году направлены средства в объеме 1797,4
млн. рублей, в том числе за счет средств бюджета Республики Карелия  –
1317,6   млн.   рублей,  за  счет  средств  межбюджетных  трансфертов,
поступивших  из  федерального  бюджета   на   выполнение    переданных
полномочий, – 479,8 млн. рублей с общим увеличением объема расходов по
сравнению с 2006 годом на 348,8 млн. рублей.
       На реализацию Закона Республики Карелия от 16 декабря 2005 года
N  927-ЗРК «О некоторых вопросах социальной поддержки граждан, имеющих
детей» в 2007 году направлено  140,4  млн.  рублей,  в  том  числе  на
выплату  ежемесячных  пособий  и едино-временного пособия при рождении
ребенка – 139 млн. рублей, ежегодную компенсационную выплату на  детей
из  многодетных  семей  на  приобретение  школьных принадлежностей для
детей,  обучающихся  на  ступени  начального  общего   образования   в
общеобразовательных учреждениях, – 1,4 млн. рублей.
       В целях смягчения негативных  последствий  снижения  жизненного
уровня   малоимущих   категорий   граждан   осуществляется  реализация
мероприятий  ведомственной  целевой  программы  «Адресная   социальная
помощь»  на 2008 год, на выполнение которых будет направлено 99,9 млн.
рублей.
       Разработана   концепция    региональной    целевой    программы
«Совершенствование      организации      питания     обучающихся     в
общеобразовательных учреждениях Республики Карелия на период 2008-2011
годов».  С  1  сентября  2007 года во всех образовательных учреждениях
республики реализуется программа «Школьное молоко», благодаря  которой
почти  24 тысячи учащихся начальных классов в качестве дополнительного
питания  ежедневно   получают   молоко,   обогащенное   витаминами   и
микроэлементами.  Учитывая,  что  88  процентов  родителей и педагогов
высказались  за  целесообразность  получения  молока  учащимися  пятых
классов,  Правительством  Республики  Карелия поддержана инициатива по
расширению контингента учащихся, которых будут  обеспечивать  молоком.
На  обеспечение  школ молоком в 2008 году в бюджете Республики Карелия
предусмотрено 38 млн. рублей. Для обеспечения молоком  учащихся  пятых
классов,  которых  в  республике  около  6  тысяч  человек,  ожидается
выделение дополнительных финансовых средств в сумме 12 млн. рублей.
       В  связи  с   ростом   цен   на   социально   значимые   товары
Правительством   Республики  Карелия  принимаются  меры  по  борьбе  с
инфляцией и дополнительной поддержке  социально  не  защищенных  слоев
населения.   В   июне  2008  года  принято  решение  о  единовременных
материальных  выплатах  жителям  республики,  получающим  пенсию  ниже
прожиточного  минимума  и не обеспеченным мерами социальной поддержки.
Размер единовременной выплаты составит 1 тысячу рублей. Кроме того,  с
1  июля  2008  года  увеличивается размер ежемесячной денежной выплаты
ветеранам труда.

                 III. Система программных мероприятий                 

       Программа основывается на реализации мероприятий  по  следующим
основным направлениям:
       -   анализ   и   оценка   состояния   конкурентной   среды   на
продовольственном   рынке   Республики   Карелия.   В  рамках  данного
направлении будет проведен мониторинг состояния конкурентной  среды  и
предпринимательского  климата в важных сферах социально-экономического
развития республики,  исследование  состояния  конкурентной  среды  на
рынках  продовольственных товаров в рамках Соглашения о взаимодействии
между Правительством  Республики  Карелия  и  Управлением  Федеральной
антимонопольной  службы  Российской  Федерации  по Республике Карелия.
Проведение  мониторинга  платежеспособного  спроса  и  предложения  на
товарных  рынках  республики  в  целях  обеспечения  баланса интересов
крупных,  средних  и  малых  предприятий,   проведение   маркетинговых
исследований  внутреннего  рынка в разрезе товарных групп по городам и
районам  республики,  анализ   среднедушевого   потребления   основных
продовольственных   товаров,   определение  уровня  самообеспеченности
республики товарами местного производства. Данные  исследований  будут
учитываться  при  проведении  ежемесячного  мониторинга товарооборота,
разработке программ развития муниципальных территорий,  выработке  мер
по расширению ассортимента товаров отечественного производства;
       -   недопущение   создания   административных   барьеров    при
перемещении   продоволь-ственных   товаров,   ликвидация   барьеров  в
межрегиональном  обороте.  В  рамках  реализации  данного  направления
Управление  Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по
Республике Карелия в соответствии  с  Федеральным  законом  «О  защите
конкуренции»  будет  проводить  мониторинг  нормативных правовых актов
республики в сфере товарного обращения. В соответствии с распоряжением
Правительства  Республики  Карелия  от  21  декабря 2007 года N 489р-П
утверждена   Программа   противодействия   коррупции   на   территории
Республики  Карелия  на  2008-2010  годы,  в  соответствии  с  которой
постоянно будет  проводиться  экспертиза  нормативных  правовых  актов
Республики  Карелия  и  их проектов в целях выявления в них положений,
способствующих проявлению коррупции;
       -  предупреждение  действий  по   заключению   антиконкурентных
соглашений  и  согласованных  действий,  направленных  на  ограничение
конкуренции.   В   рамках   реализации   данного   направления   будет
осуществляться   государственный   контроль   за  наличием  соглашений
хозяйствующих субъектов – участников рынка социально значимых товаров,
иных   соглашений,   которые   ведут   к   ограничению  конкуренции  в
республике, в частности, к повышению, снижению  или  поддержанию  цен,
принятие   мер  антимонопольного  реагирования  в  случае  обнаружения
признаков нарушения законодательства;
       -   повышение    ценовой    и    территориальной    доступности
продовольственных  товаров на товарных рынках Республики Карелия через
увеличение реальных денежных доходов  населения,  оказание  социальной
поддержки  гражданам,  меры по недопущению необоснованного роста цен и
недобросовестной конкуренции, восстановление и сохранение  предприятий
розничной   торговли   в   сельской   местности,  проведение  ярмарок,
организацию   деятельности   розничных   рынков   в   соответствии   с
требованиями   законодательства,   реализацию  принципов  равенства  и
открытости   при   размещении   государственного   заказа,   поддержку
предприятий  потребительской кооперации в рамках реализации Соглашения
о   сотрудничестве   Правительства   Республики   Карелия   и    Союза
потребительских обществ Республики Карелия на 2007-2009 годы;
       - совершенствование нормативной правовой базы в сфере товарного
обращения  и  развития  конкуренции.  Реализация  данного  направления
предусматривает   принятие   правовых   актов   в   целях   реализации
федерального  законодательства,  подготовку  предложений  для внесения
необходимых изменений в федеральное законодательство. Для  минимизации
нарушений   в   сфере  оборота  алкогольной  продукции  и  пива  будут
доработаны  нормативные  правовые  акты,  регулирующие  данную  сферу,
выработаны    предложения    по   проекту   федерального   закона   «О
государственном  регулировании  торговой  деятельности  в   Российской
Федерации».  В  республике  принят  Закон Республики Карелия от 15 мая
2008 года N 1191-ЗРК «Об  административных  правонарушениях»,  который
предусматривает    необходимость    разработки    органами    местного
самоуправления порядка  размещения  объектов  торговли,  общественного
питания и бытовых услуг в общественных местах. Будет продолжена работа
по   предоставлению   субсидий   из   бюджета    Республики    Карелия
сельскохозяйственным     товаропроизводителям    согласно    условиям,
утвержденным постановлением  Правительства  Республики  Карелия  от  3
марта 2008 года N 48-П;
       -   развитие   межрегионального   сотрудничества   и   создание
положительного  имиджа  республики  с  целью  расширения  рынков сбыта
продовольственных  товаров.  Реализация  данного   направления   будет
направлена  на повышение эффективности участия в выставочно-ярмарочных
мероприятиях  в  виде  получения  конкретных  результатов,  увеличения
поставок  карельской продукции в регионы Российской Федерации. Решение
задач в области межрегионального сотрудничества через подготовку новых
протоколов   о   сотрудничестве   с   Администрациями   Архангельской,
Вологодской,  Мурманской  областями,   с   Правительством   Республики
Беларусь,  что  послужит  новым  импульсом для развития товарооборота,
поиска и развития взаимовыгодных направлений сотрудничества;
       -  обеспечение  устойчивого  роста  объемов   продовольственных
ресурсов  Республики  Карелия будет реализовано в рамках приоритетного
национального  проекта  «Развитие  АПК»,  мероприятий  Государственной
программы   развития   сельского   хозяйства  и  регулирования  рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и  продовольствия  на  2008-2012
годы. В рамках программы «Социальное развитие села до 2010 года» будет
продолжена работа  по  обеспечению  жильем  молодых  семей  и  молодых
специалистов  на  селе.  Будет  продолжена  государственная  поддержка
инвестиционных проектов, в том  числе  на  основе  решения  вопроса  о
субсидировании   процентной   ставки  по  кредитам,  привлеченным  для
реализации инвестиционных  проектов.  Будет  продолжена  реконструкции
предприятий  торговли  и общественного питания в сельской местности за
счет собственных оборотных  средств  предпринимателей  и  коммерческих
организаций;
       - координация действий органов исполнительной  власти,  органов
местного  самоуправления,  правоохранительных и контролирующих органов
по выявлению нелегально действующих предприятий. В  рамках  реализации
данного    направления    ожидается   активизация   взаимодействия   с
правоохранительными и контролирующими органами  и  обмен  информацией.
Усилить   работу   в  данном  направлении  позволят  положения  Закона
Республики Карелия  от           15  мая  2008  года  N  1191-ЗРК  «Об
административных   правонарушениях»,   который   предусматривает   ряд
составов административных правонарушений в  сфере  несанкционированной
торговли и деятельности на розничных рынках;
       - повышение профессионального  уровня  специалистов  для  сферы
потребительского   рынка.   С   целью  усиления  кадровой  политики  и
профессионального  уровня  специалистов  будут  решаться   задачи   по
приведению   профессиональной   подготовки  кадров  в  соответствие  с
запросами  рынка.  На  фоне  поэтапного   сокращения   подготовки   по
невостребованным  профессиям начального профессионального образования,
высокого спроса со стороны предпринимателей и организаций, будет расти
количество  специалистов  по профессиям для пищевых и перерабатывающих
производств, общественного питания, сферы продовольственной торговли;
       - поддержка предприятий  малого  и  среднего  бизнеса  в  сфере
потребительского рынка через выполнение мероприятий отраслевой целевой
программы  государственной   поддержки   малого   предпринимательства,
направленной   на   организацию   и   становление  производственной  и
инновационной инфраструктуры в республике, открытие новых предприятий,
производящих   и   реализующих  конкурентоспособную  продовольственную
продукцию, увеличение возможностей для  создания  жителями  республики
собственного  бизнеса,  включая  переработку  и  производство  пищевой
продукции, усиление роли кредитной кооперации.

            IV. Ожидаемые результаты реализации Программы             

       Ожидаемые результаты реализации Программы:
       - увеличение физического объема оборота  розничной  торговли  и
общественного  питания  в  2011 году до 83,6 млрд. рублей; обеспечение
устойчивых темпов прироста оборота в сопоставимых  ценах  ежегодно  на
уровне 8-10 процентов;
        -  стабилизация  доли  средств,  направляемых  на  потребление
товаров  продовольственной  группы  в  общей структуре потребительских
расходов семей республики, в 2011 году на уровне 50 процентов;
       - прирост торговых площадей на 30  тыс.  кв.  метров  ежегодно,
увеличение  количества  посадочных  мест на предприятиях общественного
питания до 1 тысячи  единиц  ежегодно.  Достижение  общего  количества
предприятий  розничной  торговли  в  республике до 7200 единиц за счет
увеличения количества крупноформатных  объектов  торговли,  сокращения
павильонов,  киосков  и  иных  объектов  мелкорозничной торговой сети.
Внедрение современных форм и  методов  обслуживания  населения,  охват
методом   «самообслуживания»   40   процентов   предприятий  розничной
торговли, осуществляющих реализацию продовольственной группы  товаров,
использование  в 36 процентах объектов торговли современных форм учета
поступления и реализации  товаров  с  помощью  штрихового  кодирования
товаров    и    компьютерных    комплексов.   Модернизация   складской
инфраструктуры,  внедрение  новых  технологий   управления   товарными
потоками,    удовлетворение   спроса   производственных   и   торговых
предприятий  на  логистические  услуги  обеспечит  прирост  количества
предприятий оптовой торговли на 20 единиц;
       - с учетом емкости республиканского рынка ожидается  устойчивый
рост  объемов  продовольственных  ресурсов, производимых в республике.
Увеличение в общем объеме товарных ресурсов республики удельного  веса
овощей, производимых в республике, до 60 процентов, картофеля - до 100
процентов,    сохранение    удельного    веса    яиц,     производимых
сельхозтоваропроизводителями республики, на уровне 30 процентов, хлеба
и хлебобулочных изделий - до 80 процентов, молока и молокопродуктов  -
до  35  процентов,  макаронных              изделий - до 25 процентов,
алкогольной продукции - до 20 процентов;
       - ежегодный  прирост  объемов  продукции  сельского  хозяйства,
пищевой  и перерабатывающей продукции от 2 до 4 процентов,  увеличение
в 2010 году к уровню 2003 года улова рыбы и нерыбных объектов на  28,6
процента,  выпуска пищевой рыбной продукции, включая консервы, на 50,7
процента, ежегодное выращивание до 2,2 млн. штук посадочного материала
форели;
       -  увеличение  среднедушевого  потребления  основных  продуктов
питания  до  уровня 100  процентов к рекомендуемым рациональным нормам
потребления  за  счет   изменения   структуры   потребления   основных
продовольственных товаров;
       -  увеличение  объемов   закупки   сельхозпродукции   и   сырья
предприятиями  потребительской  кооперации республики (ежегодно мяса и
мясопродуктов 40 тонн, картофеля -   270  тонн,  овощей  -  270  тонн,
дикорастущих  ягод  и  грибов  -  350 тонн, молока - 150 тонн, а также
лекарственного и кожсырья), интеграция  потребительской  кооперации  с
сельскими  товаропроизводителями, фермерскими хозяйствами, владельцами
личных подсобных хозяйств;
       - в рамках реализации Соглашения о взаимодействии Правительства
Республики  Карелия и Управления Федеральной антимонопольной службы по
Республике Карелия (утверждено распоряжением Правительства  Республики
Карелия  от  21  января  2008  года  N  33р-П)  будут  решены проблемы
взаимоотношений  участников  торговой  деятельности,   в   том   числе
обеспечение  баланса  интересов  торговых  предприятий и предприятий –
поставщиков, обеспечено развитие здоровой  конкуренции  и  недопущение
злоупотреблений.

       V. Сроки реализации, ресурсное обеспечение и контроль за       
                        исполнением Программы                         

       Срок  реализации  Программы  -   2008-2011   годы.   Реализация
Программы  предусматривает исполнение программных мероприятий в рамках
утвержденного  Главой  Республики  Карелия  Катанандовым  С.Л.   Плана
мероприятий   по   развитию  конкуренции  на  продовольственном  рынке
Республики  Карелия  в  2008-2010  годах  и  достижение   поставленных
Программой  целей.  В 2011 году будут подведены итоги исполнения Плана
мероприятий  по  развитию  конкуренции  на   продовольственном   рынке
Республики   Карелия  в  2008-2010  годах  во  исполнение  программных
мероприятий  и  приняты   решения,   при   необходимости,   разработки
мероприятий на последующие годы.
       Для   реализации    мероприятий    Программы    не    требуется
дополнительных  средств  бюджета  Республики  Карелия,  за исключением
средств,   предусмотренных   в   бюджете   Республики    Карелия    на
соответствующий  финансовый  год  на содержание исполнительных органов
государственной власти Республики Карелия.
       Контроль за реализацией Программы осуществляется  Министерством
экономического  развития Республики Карелия, которое готовит ежегодный
доклад Главе Республики Карелия о результатах реализации  Программы  и
соответствующие предложения.

Информация по документу
Читайте также