Расширенный поиск

Постановление Председателя Правительства Республики Карелия от 29.05.1996 № 488

 



               ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА               
                          РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ                          

                 Об основных направлениях и подходах                  
             Правительства Республики Карелия в развитии              
             внешнеэкономической деятельности Республики              
                      Карелия на 1996-1998 годы                       

      В целях осуществления  планомерной  и  скоординированной  работы
Правительства  Республики  Карелия, министерств и ведомств по развитию
внешнеэкономической деятельности Республики Карелия и решения на  этой
основе   целого   ряда   социально-экономических   проблем  республики
постановляю:
      1.  Утвердить  Концепцию   "Основные   направления   и   подходы
Правительства   Республики   Карелия  в  развитии  внешнеэкономической
деятельности на 1996-1998 годы" (прилагается).
      2. Министерствам  и  ведомствам  Республики  Карелия  принять  к
сведению данную Концепцию.
      3.  Поручить  Министерству  внешних  связей  Республики  Карелия
(Шлямин)   совместно  с  Министерством  экономики  Республики  Карелия
(Сенюшкин) в двухмесячный срок представить в Правительство  Республики
Карелия план мероприятий по реализации Концепции.

       Председатель Правительства
       Республики Карелия          В. СТЕПАНОВ

Петрозаводск
29 мая 1996 г.
N 488





                                                            Утверждена
                                                        Постановлением
                                            Председателя Правительства
                                                    Республики Карелия
                                               от 29 мая 1996 г. N 488

                    ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПОДХОДЫ                    
                   ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ                   
             В РАЗВИТИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ              
                          НА 1996-1998 ГОДЫ                           
                              КОНЦЕПЦИЯ                               

                          ГОРОД ПЕТРОЗАВОДСК                          
                               1996 ГОД                               

                                                 Руководитель проекта:
                                                Министр внешних связей
                                                    Республики Карелия
                                                            В.А.ШЛЯМИН

                                                  Разработчик проекта:
                                                экономический советник
                                           Министерства внешних связей
                                                    Республики Карелия
                                                           Ю.В.СМИРНОВ

      1.  Основные   особенности   настоящего   момента   в   развитии
внешнеэкономической деятельности Республики Карелия

      Формирование нового видения проблем развития внешнеэкономической
деятельности,  постановка  целей и задач, определение способов и путей
их реализации востребовано изменившимися условиями как внутри  страны,
так и внешними факторами.
      Концепция  внешнеэкономической  деятельности  (ВЭД)   Республики
Карелия  (РК),  утвержденная Постановлением Верховного Совета РК от 16
февраля 1993 года N XII-16/451,  сыграла  свою  положительную  роль  в
1993-1995  годах  в  определении  стратегических  и практических задач
развития ВЭД РК.
      В соответствии с этой концепцией строило  свою  работу  в  целом
Правительство   РК,   Министерство   внешних   связей   РК  как  орган
государственного управления, ответственный перед Правительством РК  за
развитие  данного направления, а также другие министерства и ведомства
РК.
      В рамках Концепции 1993 года получили развитие такие направления
ВЭД,   как   международное   сотрудничество,  обеспечивающее  развитие
внешнеэкономических  связей  (ВЭС),  внешнеторговая  и  инвестиционная
сферы  деятельности,  вопросы  экономической  безопасности  в условиях
либерализации ВЭД в России, взаимоотношения  с  федеральными  органами
управления  ВЭД:  с  Министерством  внешнеэкономических  связей (МВЭС)
Российской Федерации (РФ), с Министерством иностранных дел (МИД) РФ, с
Государственным  таможенным  комитетом  (ГТК)  РФ  и  с  рядом  других
ведомств.   Республика   продолжает   накапливать   опыт   работы    с
предприятиями с иностранными инвестициями, которых зарегистрировано на
ее территории более 400.
      За прошедший период существенно изменились условия развития  ВЭД
в РФ и в РК, и внешнеэкономические связи постепенно переходят в другое
качество.
      В  первую  очередь,   в   России   сформировалась   определенная
законодательная  база  для  развития  ВЭД.  Введены  в  действие новая
редакция Гражданского Кодекса  и  Таможенный  Кодекс,  Законы  РФ:  "О
государственном   регулировании   внешнеторговой   деятельности",   "О
международных  договорах",  дополнения  к   Закону   "Об   иностранных
инвестициях",  а  также  целый ряд других законов, имеющих отношение к
ВЭД ("О недрах", "О лесах" и т.д.).
      Во многом осуществлен переход  к  мировой  практике  таможенного
тарифного    регулирования   и   использования   нетарифных   методов,
формируется  система  валютного   и   экспортно-импортного   контроля.
Постепенно  формируется  новая  система  взаимоотношений федеральных и
региональных  органов  управления   ВЭС;   идет   процесс   разделения
полномочий центра и субъектов Федерации.
      Республика Карелия вышла на определенный международный уровень и
стала  членом  ряда  международных  организаций. Накоплен определенный
опыт работы с этими организациями, а также с органами государственного
и регионального управления ряда стран - важнейших партнеров РК.
      Прямые  связи  предприятий   Карелии   с   зарубежными   фирмами
окончательно  оформились  в  основную  форму внешней торговли. Внешний
товарооборот  за  1995  год  по  прямым  связям  предприятий   Карелии
увеличился по сравнению с 1992 годом в 9 раз.
      Появилась  таможенная  статистическая  информация,   позволяющая
более точно судить о происходящих процессах во внешней торговле.
      Изменился и ряд  общеэкономических  условий  макроэкономического
порядка.   Несколько  стабилизировались  курс  рубля  по  отношению  к
конвертируемым валютам и ставка банковского процента, замедлился  спад
производства  и  наметился  его рост в некоторых областях, что создает
лучшие предпосылки для инвестирования.  При  всех  издержках,  тем  не
менее,  шел  процесс  приватизации,  который  привел к заметному росту
числа новых участников ВЭД.
      Одной из основных характеристик экономического порядка,  которая
будет  во  многом  определять  особенности  развития  ВЭД  в  России в
ближайшем будущем - это  выравнивание  внутренних  и  мировых  цен  на
основной  ассортимент экспорта, что потребует иных подходов к развитию
экспортной базы. В этих условиях логично предположить, что темпы роста
экспорта  будут  замедляться  по отношению к достигнутому за последние
три года.
      Нельзя  не  замечать,  что  политическое  противостояние  внутри
России,   экономический  кризис  за  последние  годы  замедлили  темпы
научно-технического прогресса и  обновления  активной  части  основных
фондов.   Усилилась  угроза  увеличения  отставания  нашей  страны  от
развитых стран и потери влияния России на мировой арене.  Эта  угроза,
несомненно,  будет  оказывать  воздействие  на  руководство  России  и
стимулировать его на форсированное включение  страны  в  международное
разделение   труда   с   целью  ускорения  технического  обновления  и
модернизации  отечественной  промышленности.  С  этой   точки   зрения
особенно  привлекательно  видятся  кооперация  и  технический  обмен с
высокоразвитыми  странами  Западной  и  Северной   Европы.   Сближению
интересов   России   и   ее  соседей  на  Севере  Европы  способствует
усложняющаяся  экологическая  обстановка  в  регионах,  прилегающих  к
Балтийскому морю.
      По  этим  причинам  Карелия,   как   и   соседние   приграничные
территории,  в  силу  целого  ряда обстоятельств оказались на одном из
самых перспективных направлений международной деятельности  России  на
ближайшую перспективу.
      Таким образом,  для  Республики  Карелия  объективно  существует
необходимость   скорректировать,   в   соответствии   с  изменившимися
условиями, свою стратегию и тактику в области  развития  ВЭД,  имея  в
виду  ее  неразрывность  и  взаимозависимость  от  внутриэкономической
ситуации в России и в республике.
      Дальнейшая  либерализация  ВЭД   России   и   включение   ее   в
международную  систему  торговли и разделения труда будут определять в
рассматриваемый период (1996-1998 годы) тенденцию на возрастание  роли
ВЭД в экономическом развитии РК.
      Основными факторами, влияющими на выработку стратегии и  тактики
Правительства РК на ближайший период, следует признать следующие:
      1.    Геополитические    факторы    выгодного    географического
расположения  республики.  Присоединение  к  Европейскому  Союзу  (ЕС)
Финляндии  и  Швеции  и  неприсоединение  Норвегии.  Карелия  получает
уникальную временную возможность быть территорией, расположенной между
ЕС  и  остальной  территорией  России.  Временный   характер   данного
преимущества  заключается  в  присоединении  в  перспективе к ЕС таких
стран, как Польша,  Словакия,  Чехия,  государств  Балтии.  Белоруссия
практически уже вошла в единую торговую зону с Россией. Являясь местом
пересечения водных, железнодорожных, воздушных  путей,  Карелия  стала
выгодным  транзитным пространством для организации импортно-экспортных
грузоперевозок России.
      2.   Наличие   достаточно    конкурентного    ресурсно-сырьевого
потенциала РК, а также наметившаяся тенденция относительного (а в ряде
случаев абсолютного) снижения спроса на сырье в мире.
      3. Все еще существующая разница в структуре внутренних и мировых
затрат   по   основным  экспортным  группам  товаров  РК  и  имеющаяся
тенденция на их постепенное сглаживание.
      4. Неустойчивость политической ситуации,  неразвитость  правовой
базы, низкий уровень развития информационной, технической и финансовой
инфраструктуры в России и в РК, что определяет высокую  степень  риска
в ВЭД для иностранных партнеров.
      5. Неконкурентоспособность  большинства  отраслей  экономики  РК
(кроме    сырьевых)    на    рынках   развитых   стран   и   возможная
конкурентоспособность на  рынках  развивающихся  стран,  стран  СНГ  и
Восточной  Европы.  Рост  интереса  ряда восточно-европейских стран, а
также стран Балтии к российскому рынку.
      6. Формирующееся российское законодательство в  области  ВЭД  на
основе  единства  внешнеторговой  политики  и системы государственного
регулирования внешнеторговой деятельности,  единого  экономического  и
таможенного пространства России.
      Однако здесь, тем не менее, существует  широкая,  законодательно
не   разработанная,  кроме  отдельных  направлений,  сфера  в  области
разделения  полномочий  Центра  и   субъектов   Федерации,   а   также
отсутствуют многие механизмы их взаимодействия.

      2. Основные цели и задачи  Правительства  Республики  Карелия  в
условиях  включения  республики  в  систему  международного разделения
труда

      Правительство Республики Карелия исходит из  того,  что  вопросы
социально-экономического  развития  РК  с  учетом интеграции в систему
мирового  хозяйства  будут  строиться,   исходя   из   геополитических
преимуществ   РК   на  данном  историческом  этапе,  когда  республика
оказалась на одном из самых перспективных участков  границы  России  и
Европейского Союза.
      Правительство  РК  нацелено  на  реализацию  данного  временного
преимущества,  соединяющего  российское  и  евросоюзное  пространство.
Однако  у  Республики  Карелия  всегда  останется  ее   географическое
преимущество  связующей территории между глубинными регионами России и
Северной Европой. Важно постоянно показывать Центру возможности  нашей
территории  для  решения  стратегических  задач  Федерации. Реализация
этого    фактора    даст    экономике     республики     свою     долю
транспортно-транзитных  доходов,  развитие  соответствующих отраслей и
новые рабочие места в обслуживающей инфраструктуре.
      Правительство РК осознает, что данная цель во многом совпадает с
той  ролью,  которую  отводит  себе  Финляндия  в сфере международного
транзита. Согласование  действий  соседних  российских  территорий  по
реализации  данной  идеи  через  Правительство  РФ,  через центральные
государственные органы управления, различные международные организации
должно   занять   центральное  место  в  работе  Правительства  РК  на
ближайший период.
      Нам предстоит принять активное участие  в  разработке  идеологии
приграничного сотрудничества. Правительство РК свои усилия направит на
реализацию  идеи  развития  инфраструктуры   приграничных   территорий
России,  непосредственно  граничащих  с  Европейским  Союзом,  с целью
отражения данных вопросов в будущих этапах  договоренностей  России  и
Европейского  Союза,  предусмотренных  "Соглашением  о  партнерстве  и
сотрудничестве между Европейским Союзом и Российской Федерацией" от 24
июня 1994 года (о. Корфу).
      Основной смысл идеи развития инфраструктуры республики:
      1. Транспортный коридор "Финляндия-Карелия" - это  наикратчайший
путь  стран  Европейского  Союза к производителям и природным ресурсам
Севера России, а предприятий России этих регионов - к рынкам Европы.
      2.  Сокращение  транспортных  затрат  по  расстоянию  и   срокам
доставки  грузов,  а  также  железнодорожная  доставка груза до портов
Финляндии без дополнительных перегрузок на границе  "Россия-Финляндия"
(одинаковая ширина железнодорожного полотна).
      Правительство  РК  подтверждает  свой   приоритет   в   развитии
транспортно-технической    инфраструктуры   территории   и   будет   в
максимальной  степени  направлять  свои  государственные  ресурсы   на
решение  данной  задачи,  имея  в виду недостаточную привлекательность
такого направления капиталовложения для частного капитала.
      С целью дальнейшей интеграции республики в сферу  международного
разделения  труда  и  учитывая основные особенности настоящего момента
(см. раздел 1), Правительство РК также определяет для  себя  следующие
основные направления своей деятельности:
      1. Создание благоприятных условий для  инвестиций  и  проведение
подготовительных  мероприятий  для  приема  инвестиций. При этом прием
иностранных  инвестиций  рассматривается  как  одно   из   направлений
инвестирования экономики в целом.
      2. Развитие экспортной  базы.  Политика  в  этой  области  будет
строиться  на  поддержке  экспорта  наиболее  высокодоходных товаров с
высокой степенью их  обработки  и  содействии  продвижению  карельских
товаров на мировом рынке.
      3. Развитие ВЭД, интеграция в международное разделение труда  не
должны идти вразрез с выработанными подходами к вопросам экономической
безопасности республики, когда  еще  существуют  факторы,  существенно
влияющие  на  эффективность  внешнеэкономических сделок, в особенности
связанных с природными ресурсами  республики,  являющимися  изначально
государственной собственностью. Правительство РК продолжит свою работу
в  данной  области,  сохраняя,  с  одной  стороны,   принцип   свободы
предпринимательства,  с  другой  -  выдерживая  интересы  республики в
целом.  Имеется  в  виду,  с  одной  стороны,  достижение  оптимальных
результатов от вовлечения в хозяйственный оборот природных ресурсов, с
другой  стороны,  необходимо   принимать   во   внимание   последствия
предпринимательской деятельности для окружающей среды.
      4.  Развитие  ВЭД  невозможно   без   создания   ее   участникам
определенного  информационного  обеспечения,  а также оказания разного
рода услуг, снижающих их издержки, не относящиеся к прямым затратам на
реализацию  конкретных проектов. Содействие организации инфраструктуры
подобных услуг, работающей на коммерческих началах, а также  поддержка
достаточного   уровня   конкуренции  среди  предприятий  данной  сферы
деятельности становится важным приоритетом работы Правительства РК.
      5.  Правительство  РК  будет  стремиться  учитывать,  наряду   с
собственными,  социально-экономические  интересы  соседних  российских
территорий и координировать вместе с ними ВЭД, направленную на решение
общих с ними задач.
      6. Международная деятельность Правительства РК, а также  решение
целого  ряда  проблем по регламентации и регулированию ВЭД, невозможны
без тесного взаимодействия с  федеральными  органами  государственного
управления  и  их  структурами,  поэтому  эффективным формам и методам
подобного  взаимодействия  в  рамках  российского  законодательства  и
принципов  федерализма  уделялось  и  будет  уделяться особое внимание
Правительства РК.
      7. В условиях вовлечения в международную  и  внешнеэкономическую
деятельность  все  большего  числа отраслей и органов государственного
управления республики,  курирующих  данные  отрасли,  важным  вопросом
деятельности  Правительства РК остается координация работы министерств
и  ведомств  республики,  органов  местного  самоуправления  в  данной
области.  Имеется  в виду не жесткая регламентация или соподчиненность
органов государственного  управления,  а  отладка  их  взаимодействия,
направленная   на   решение   социально-экономических  целей  и  задач
республики. Предстоит уточнить функции Министерства внешних связей  РК
как   единого   координатора   международной   и   внешнеэкономической
деятельности органов исполнительной власти в республике.
      8. Особую роль в своей международной деятельности  Правительство
РК  отводит  приграничным  связям с Финляндией. Правительство РК будет
стремиться  в  рамках  своей  компетенции   к   дальнейшему   развитию
сотрудничества  и  координации  действий с регионами, министерствами и
ведомствами Финляндии, направленных на  реализацию  идей  и  проектов,
основанных на общих интересах.
      9.  Будут  развиваться  и  укрепляться  экономические  связи  со
странами СНГ, регионами и субъектами Российской Федерации.

      3. Основные направления  деятельности  Правительства  Республики
Карелия

      3.1. Внешнеторговая деятельность

      Правительство РК рассматривает внешнеторговую деятельность (ВТД)
как важнейшую составляющую ВЭД РК в целом.
      Правительство   РК   признает,    что    законодательная    база
регулирования  ВТД  должна  быть  основана  на  федеральных законах, с
соблюдением   принципов   единого   экономического    и    таможенного
пространства,   единства   политики   экспортного   контроля,  системы
государственного  регулирования  ВТД.  В  основу  выработки   действий
Правительства  РК  на  планируемый  период  в  данной области положены
Концепция государственного регулирования ВЭД РФ  (Москва,  1995  год),
Закон РФ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"
и ряд других (17,18).
      Основную задачу в сфере регионального развития ВТД Правительство
РК  видит  в  развитии  экспорта  и экспортного потенциала республики,
который  должен  быть  нацелен  на  выпуск  товаров   с   максимальной
доходностью  и  высокой  степенью  обработки.  Наравне с этим ставится
задача развития сферы экспортных услуг.
      Экспорт занимает особое место в  экономике  республики,  которая
имеет статус приграничной.
      Экспорт для республики  -  это  фактор  поддержки  производства,
источник  валюты  для решения социально-экономических проблем. В своем
развитии он должен  стать  важным  элементом  структурной  перестройки
промышленности.
      Необходимость поддержки экспорта на  данном  этапе  продиктована
следующим:
      - сближение внутренних и мировых цен снижает  заинтересованность
в  экспорте, так же, как и введение "валютного коридора", в результате
чего может возникнуть угроза потери уже завоеванных рынков;
      - усиливающиеся защитные меры от импорта,  применяемые  странами
мира,  а  также  растущая поддержка ими своего экспорта, что усиливает
международную конкуренцию;
      -   появление   признаков    исчерпания    факторов    объемного
("экстенсивного")  роста  экспорта,  на  фоне  растущей  потребности в
сырьевых ресурсах собственной промышленности, что  должно  настраивать
на  "интенсивные"  методы  поддержки  и  расширения  экспорта с учетом
внутренних потребностей.
      Правительство  РК  намечает  уже  в  этом  году   приступить   к
разработке  собственной  программы  мер по развитию экспорта товаров и
услуг на основе Федеральной программы (21).
      Однако  необходимо  учитывать,  что  ни  у  республики,   ни   у
предприятий   нет   достаточных  финансовых  ресурсов  для  масштабной
структурной  перестройки,  в  том  числе  и  экспортно-ориентированной
промышленности,    требующей    больших    капитальных   затрат.   Эти
обстоятельства  диктуют  необходимость  указать  основные  подходы   к
развитию экспорта, на основе которых будет выработана программа мер:
      1.  Экспортная  база  должна   развиваться   прежде   всего   от
существующего   производства,   т.е.  за  счет  таких  процессов,  как
реконструкция, модернизация, производственная кооперация.
      2. Основное  внимание  следует  уделить  улучшению  ассортимента
товаров,  повышенной  степени  обработки исходного сырья и товара, его
качества и улучшения условий поставки.
      3. Содействие восстановлению  или  налаживание  новых  связей  с
такими  регионами,  как  Восточная Европа, страны СНГ, Ближний Восток,
Юго-Восточная Азия, при сохранении основной сложившейся ориентации  на
центрально-европейский   и   северно-европейский   рынки.  Это  сможет
обеспечить повышение эффективности экспорта не только  за  счет  более
высоких цен, но и за счет маневра поставкой товара различного качества
и ассортимента с привязкой к спросу конкретного региона.
      4. Большее внимание должно  быть  уделено  развитию  нетоварного
экспорта,  т.е.  сферы  экспортных  услуг,  в частности, транспортно -
экспедиционных, туристических и т.д.
      5.    Смешанное    государственно-коммерческое    финансирование
инвестиционных  проектов  с  использованием и развитием международного
лизинга.
      6. Содействие созданию финансово-промышленных групп с экспортной
ориентацией.
      7.   Дальнейшее   развитие   и   совершенствование    механизмов
внешнеэкономических сделок на компенсационной основе.
      8. Повышение конкурентоспособности продукции  за  счет  развития
системы  сертификации экспортной продукции и приближения установленных
требований к экологическим и потребительским характеристикам на рынках
промышленных государств.
      9. Развитие и удешевление способов  упаковки  и  транспортировки
экспортных товаров, развитие транзитных перевозок.
      10.      Поощрение       экспортно-ориентированного       малого
предпринимательства.
      11.  Тесное  взаимодействие  республиканских  органов  власти  с
отраслевыми объединениями и крупнейшими экспортерами республики.

      3.2. Привлечение иностранных инвестиций

      Правительство РК рассматривает иностранные инвестиции  как  один
из  источников  структурной перестройки экономики республики и исходит
из того, что в настоящий момент в  России  только  создаются  реальные
предпосылки  для  нормального  инвестиционного  процесса,  что не дает
повода прогнозировать  значительный  рост  внешнего  инвестирования  в
планируемый  период,  в  том  числе  и  в  Карелии.  Правительство  РК
убеждено, что, в отличие от такой  сферы,  как  регулирование  внешней
торговли,  вопрос  о  привлечении  иностранных  инвестиций должен быть
максимально децентрализован, т.к. практика доказывает,  что  работа  с
конкретными проектами - это, в первую очередь, уровень регионов.
      Федеральное  Правительство  ставит  основной  своей  задачей   в
ближайший период продолжить работу по улучшению общего инвестиционного
климата в России, и в первую очередь  -  для  национальных  инвесторов
(1,  2,  3).  Предполагается  основной упор сделать на снижение ставки
рефинансирования ЦБ РФ, создание надежной правовой базы для инвестора,
повышение  политической  стабильности общества. Тем не менее, наряду с
решением   общероссийских    задач    по    созданию    благоприятного
инвестиционного  климата,  существует целый ряд региональных проблем в
этой  области,  которые  дополняют  общероссийские   и   находятся   в
непосредственной  компетенции Правительства РК. Эти проблемы связаны с
реализацией   определенных    преимуществ    РК,    с    продвижением,
инициированием  и  поддержкой  конкретных проектов, что не в состоянии
сделать   Федеральное    Правительство.    Данные    проблемы    имеют
непосредственное  отношение  к основным факторам производства - земле,
рабочей силе, природно-сырьевым ресурсам, а также  к  созданию  других
макро-  и  микроэкономических  условий  (инфраструктура,  региональные
гарантии, преференции и т.д.).
      Правительство РК намерено в планируемом периоде  сосредоточиться
на   формировании   в   первую  очередь  "микроэкономических"  условий
инвестирования по  следующим  направлениям,  которые  составят  основу
будущей  правительственной  программы  мер по привлечению инвестиций в
РК.
      1.  Практика  последних  лет  показывает,   что   инвестиционную
активность   во   многом   сдерживает   достаточно  слабая  подготовка
инвестиционных   проектов   на   стадии   разработки   и    экспертизы
технико-экономических обоснований (ТЭО), а также отсутствие какой-либо
упорядоченной  системы  продвижения  данных  проектов   и   работы   с
потенциальными   инвесторами.   В   республике   сегодня   отсутствует
соответствующая инфраструктура, способная оформлять или экспертировать
ТЭО  на предмет их соответствия мировым стандартам (требования ЮНИДО),
а также заинтересовано работать с инвесторами.
      Правительство РК намерено  выработать  механизм  государственной
поддержки  и  стимулирования  этой важнейшей стадии прединвестиционной
подготовки, который включит в себя ряд таких направлений, как:
      - совершенствование и расширение базы данных инвестиционных идей
(предложений)    и   инвестиционных   проектов   с   перспективой   ее
автоматизации и возможностью ввода в "Интернет";
      - поиск источников и форм финансовой поддержки разработки ТЭО  в
соответствии с требованиями ЮНИДО;
      - поддержка ряда карельских предприятий, нацеленных на  оказание
консалтинговых услуг по разработке ТЭО по мировым стандартам;
      -  привлечение  в  республику  консалтинговых   фирм   (в   т.ч.
иностранных),   уже   имеющих  опыт  разработки  ТЭО  и  работающих  с
потенциальным инвестором;
      - совершенствование  механизма  государственной  экспертизы  ТЭО
проектов,   которые   претендуют   на   государственную   поддержку  и
финансирование.
      2. Правительство РК последовательно ведет подготовку к  созданию
эффективного  механизма  гарантий  иностранным инвесторам по проектам,
представляющим особый социально-экономический  интерес  РК.  Введен  в
действие   Закон   РК   "О   государственных  гарантиях  осуществления
иностранных  инвестиций  в  РК",  подготовлен  временный  порядок   по
реализации  данного  Закона. Тем не менее предстоит в этом направлении
работа по изысканию и соответствующему оформлению активов  республики,
способных  выступать  в качестве предмета гарантийных обязательств РК.
Сертификация активов республики позволит создать основу для  получения
международных кредитов под гарантии Правительства РК. Правительство РК
будет выступать партнером карельских предприятий в  их  переговорах  с
зарубежным инвестором в значимых для социально-экономического развития
республики проектах.
      3. Правительство РК готово  провести  исследование  возможностей
для  предоставления  определенных  налоговых льгот инвесторам в рамках
республиканских налоговых поступлений и приоритетных отраслей и внести
в  Законодательное  Собрание  РК законопроект, гарантирующий возможные
льготы. Одновременно будут рассмотрены возможности применения  другого
рода  преференций,  позволяющих инвестору снижать уровень своих затрат
(плата за землю, создание новых рабочих мест и др.)
      4. С целью дальнейшего изучения  условий  для  инвестирования  в
республике,    улучшения   ценовой   конкурентоспособности   продукции
Правительство намерено финансировать работы по сравнительному  анализу
основных составляющих себестоимости продукции карельских предприятий и
размеров налогов на территории РК (с учетом  налогов  республиканского
уровня) между РК и другими субъектами Северо - Запада РФ.
      5. Важнейшим направлением  инвестиционного  процесса  становится
лизинг. Становлению и развитию этого вида инвестиций Правительством РК
будет уделено особое  внимание  как  способу,  позволяющему  проводить
реконструкцию производства в условиях отсутствия достаточных средств у
предприятий.
      6. Выработка инвестиционной политики со стороны Правительства РК
должна  сочетаться  с  мониторингом  инвестиционного  процесса. С этой
целью будет рассмотрен вопрос о  создании  в  рамках  Минэкономики  РК
специализированного  подразделения  по  примеру  финского  "Invest  in
Finland bureau",  основную  задачу  которого  составляли  бы  вопросы,
связанные с привлечением инвестиций на территорию РК.
      К механизмам  практической  реализации  привлечения  иностранных
инвестиций  под  региональные проекты Правительство РК относит и такие
сферы, как:
      -  активное  сотрудничество  с  МВЭС  РФ   и   его   структурами
(институтами  торговых представительств за рубежом и уполномоченными в
регионах), накопившими определенный опыт в  оформлении  материалов  по
инвестиционным  проектам  в соответствии с международными требованиями
(ЮНИДО) и обладающими дополнительными возможностями в продвижении этих
проектов на мировой рынок;
      - привлечение хозяйствующих субъектов республики  к  продвижению
региональных   проектов   в   рамках  международных  мероприятий  типа
"БОРИТЕК" под эгидой МВЭС РФ.
      Правительством РК будет изучена и такая форма,  как  создание  в
республике   специального   фонда   поддержки   подобной  деятельности
предприятий.

      3.3. Международное сотрудничество Республики Карелия

      Международное сотрудничество применительно  к  данной  концепции
рассматривается  как  одно  из  средств  государственного  обеспечения
развития ВЭД республики и решения поставленных целей.
      За прошедшие три года существенно изменились международные связи
Республики   Карелия.   Республика   активно   работает  в  нескольких
международных межрегиональных организациях, таких, как Совет Баренцева
Евро-Арктического  региона  (СБЕР),  Совет Государств Балтийского Моря
(СГБМ),  Ассамблея  Европейских  регионов  (АЕР),  а  также  расширяет
сотрудничество  с  Северным  Советом  Министров,  Европейским  центром
регионального развития,  с  губерниями  Финляндии,  Норвегии,  Швеции.
Проводится  работа  в  рамках  отдельных  программ  Европейского Союза
(ТАСИС,  Интеррег),  российско-финляндской  подгруппы,  осуществляются
различного     рода     презентации    республики    через    торговые
представительства  России.  Заключен  ряд  соглашений   с   субъектами
отдельных государств.
      Правительство РК и далее будет развивать существующие  и  искать
новые  формы  международного  сотрудничества  в  рамках  формирующейся
правовой основы международной деятельности регионов.
      Исходя  из  этого,  Республика  Карелия   будет   строить   свою
международную   деятельность,   не   затрагивая   основ   федерального
устройства России и максимально используя при  этом  свои  права,  как
субъекта федерации, на следующих принципах и подходах:
      1. Только Российская Федерация как единое  государство  обладает
полной международной правосубъектностью и правоспособностью.
      2. Республика Карелия не является субъектом международного права
и   имеет  право  на  определенную  международную  правоспособность  в
пределах   федеративных    конституционных    прав    и    в    рамках
межгосударственных договоров.
      3. Республика Карелия полномочна заключать соглашения в  области
внешнеэкономических   и  международных  связей  на  субгосударственном
уровне    отдельных    административно-территориальных     образований
иностранных  государств,  их  органов государственного управления. Эти
связи не должны противоречить международным  договорам  России  и  тех
государств,  с  субъектами которых устанавливаются соглашения, а также
нормам и традициям международного права.
      4.   Действия   Республики    Карелия    в    международных    и
внешнеэкономических  связях  не  должны  подрывать  территориальную  и
политическую  целостность  России  и  противоречить   единой   внешней
политике Федерации.
      5. Представительства и представители  РК  в  других  иностранных
государствах   функционируют  как  юридические  лица  и  не  выполняют
дипломатические или консульские функции, кроме случаев, оговоренных  и
решенных    в    установленном   порядке   с   федеральными   органами
государственного управления.
      6. Республика вводит  в  практику  максимальную  согласованность
своих  действий  с  соответствующими федеральными структурами и единой
российской внешней политикой.
      7.  Республика  претендует  на  свое  участие   в   переговорных
процессах  Российской  Федерации  и  других  государств, когда предмет
договора касается  вопросов  ведения  республики  или  непосредственно
затрагивает ее интересы.
      8.  Республика  придерживается  принципа   разумного   сочетания
максимальной самостоятельности РК в сфере развития внешних связей и их
регулирования по  конкретным  направлениям  и  незыблемости  принципов
единства   внешней   политики   России,   единства  ее  таможенного  и
экономического пространства.
      9. Республика Карелия по взаимной договоренности  с  федеральной
властью   допускает   возможность   придания   международного  статуса
соглашениям  Республики  Карелия   через   заключение   международного
договора  на федеральном уровне России с государством, под юрисдикцией
которого находится второй субъект этого соглашения.
      Часть   данных   принципов   уже   нашла   свое   отражение    в
законодательстве России (15, 17).
      Задачи, которые ставит перед собой  Правительство  РК,  развивая
международное  сотрудничество в рамках различных его форм, заключается
в следующем:
      1.  Всестороннее  изучение  и  анализ   возможностей   различных
международных   организаций   и   программ  и  условий  финансирования
проектов, имея в виду механизм поиска, обследования, отбора  проектов,
другие условия, при которых возможно финансирование.
      2.  Отладка  механизма  взаимодействия  органов  государственной
власти   для   документальной   подготовки  проектов  и  защиты  их  в
международных организациях и программах. В первую очередь - между  МВС
РК, Минэкономики РК и Минпромтранссвязи РК.
      3. Постоянный мониторинг продвижения и  реализации  проектов,  а
также  оперативное  реагирование  на  любые задержки и проблемы в ходе
реализации.
      4. Расширение сферы международного сотрудничества, имея  в  виду
налаживание   отношений   с   другими   международными  организациями,
работающими    в     сфере     экономики,     финансов,     индустрии,
научно-технического  сотрудничества, что расширит возможности развития
республики. В первую  очередь,  это  поиск  возможностей  и  вариантов
сотрудничества   с   такими   организациями,  как  ЮНИДО  (Организация
Объединенных Наций по  промышленному  развитию),  ЮНКТАД  (Конференция
Объединенных   Наций   по   торговле  и  развитию),  ЕЭК  (Европейская
экономическая   комиссия),   МИГА   (Многостороннее    агентство    по
инвестиционным  гарантиям),  ЮНЕП  (Программа  Объединенных  Наций  по
окружающей среде) и ряд других.
      5. Поиск и выход на новые соглашения с субъектами государств для
реализации   проектов   и   с   целью  их  двусторонней  поддержки  на
государственном уровне.
      6. Развитие представительских функций Республики Карелия в  ряде
стран-партнеров в их различных формах должно быть продолжено на основе
дальнейшего  изучения  целесообразности,  а  также  в   сочетании   со
смешанными  государственно-коммерческими  формами  финансирования, где
это требуется. Здесь республика имеет широкий набор форм,  начиная  со
своих   (РК)  постоянных  представительств,  представителей  в  рамках
Торговых Представительств РФ, и вплоть до создания торговых домов.
      7.  Взаимный  информационный  обмен  о   предпринимательском   и
общеторговом климате как в РК, так и в странах, представляющих интерес
для республики. Данная работа предполагает  расширение  сотрудничества
с   торговыми   представительствами   России  и  с  другими  подобными
российскими структурами за рубежом, проведение презентаций республики,
выставок и других мероприятий.
      Реализация   поставленных   задач    требует    соответствующего
финансового  обеспечения. Правительство РК предусмотрит для этих целей
специальные бюджетные статьи, начиная с проекта бюджета на 1997 год.

      3.4. Вопросы экономической безопасности Республики Карелия

      В целом, в сфере внешнеэкономических связей в РК были выработаны
подходы  по экономической безопасности РК в условиях либерализации ВЭД
(постановление СМ РК от 28.02.1994 N 92). На этой основе создан  Совет
Экономической     безопасности    РК    (Постановление    Председателя
Правительства РК от 25.01.1995 N 31), выполнен целый  ряд  программных
мероприятий.  Разработан  и  введен  в  действие Закон РК "О гарантиях
иностранных  инвестиций",  вводится   система   проведения   экспертиз
внешнеэкономических  сделок,  где  предметом  купли-продажи  выступают
природные  ресурсы   республики,   отрабатывается   система   проверки
надежности  иностранных  фирм,  выступающих потенциальными инвесторами
РК, формируется определенный имидж республики на международной арене.
      Вместе с  тем  сохраняются  особенности  РК,  которые  усиливают
отдельные  угрозы  экономической  безопасности  как  внешнего,  так  и
внутреннего порядка:
      1.  Наличие  лесоресурсного  потенциала   республики,   имеющего
достаточный  спрос  на мировом рынке и относительно низкую затратность
на добычу.
      2.  Карелия  -  приграничная  республика,  имеющая  относительно
низкую  (по  отношению  к  многим  другим  субъектам  РФ) транспортную
составляющую затрат. Ликвидация экспортных пошлин  на  лесные  товары,
вместе  с  транспортными  преимуществами  по  себестоимости еще больше
ориентирует  республику  на  экспорт  необработанного  леса,  создавая
угрозу  диспропорции в перерабатывающих отраслях, а также усиливая фон
для экономических злоупотреблений.
      3. Республика все больше становится транзитным  регионом  России
со  всеми  вытекающими,  в  т.ч.  и  отрицательными, последствиями или
явлениями, касающимися вопросов экономической безопасности.
      Исходя   из   особенностей   РК,   которые   накладываются    на
общероссийские    факторы,    имеющие    отношение   к   экономической
безопасности,   Правительство   РК   намерено   и   далее    развивать
концептуальные   основы,   заложенные   в   документах,   утвержденных
Постановлением Совета Министров РК от 28.02.1994 N 92.
      Особое внимание будет уделено следующим проблемам:
      1. Дальнейшей отработке  механизмов  эффективного  использования
природных   ресурсов   республики  для  осуществления  компенсационных
сделок,  направленных  на  решение  социально-экономических  задач.  В
первую очередь - это введение строгой обязательности экспертных оценок
как  экономической,  так  и  правовой  стороны  контрактов,  а   также
введение   100%   обязательного   контроля   надежности   иностранного
инвестора, его платежеспособности и т.д. При необходимости  выполнения
подрядных   работ   на   стадии   реализации   проекта  и  привлечения
фирм-подрядчиков ввести обязательный тендерный принцип.
      2. Созданию эффективного механизма отбора проектов на  получение
гарантий  Правительства РК иностранным инвесторам, который бы сводил к
минимуму риски Правительства РК, а также решение проблем, связанных  с
созданием гарантийного фонда республики в рамках Законодательства РФ и
полномочий самой РК.
      3. Формированию законодательной базы республики.  Первоочередной
разработке,    с    целью    предупреждения    коррупции   в   органах
государственного управления, подлежат законопроекты "О государственной
службе",   "О   Правительстве   РК",   а   также   касающиеся  порядка
использования  лесного   фонда   местного   значения,   и   разработка
законопроекта  о  взаимоотношениях  государства  и  инвесторов (в т.ч.
иностранных) при осуществлении портфельных инвестиций (продажа пакетов
акций).
      4. Сквозной информатизации системы государственного управления в
республике,  которая  позволила  бы  оперативно  принимать  решения на
уровне ведомств и Правительства РК, обмениваться информацией по  всему
спектру экономической деятельности, подключению через МВС РК к мировой
информационной системе "Интернет".
      5.   Осуществлению   комплекса   мероприятий   по   формированию
привлекательного международного имиджа Республики Карелия.

      3.5. Развитие сопутствующей инфраструктуры и процессов

      Наряду с  созданием  организационно-правовых  условий  и  прямой
поддержкой  инвесторов  и  карельских  экспортеров, необходимо принять
меры, которые опосредованно влияют на развитие  ВЭД  и  выполняют  ряд
целевых функций, таких как:
      - развитие финансовой инфраструктуры республики;
      - обучение предпринимателей и государственных служащих  вопросам
ВЭД;
      - снижение для участников ВЭД  издержек,  не  относящихся  к  их
прямым  затратам на реализацию конкретных проектов или торговых сделок
(налаживание информационного, консалтингового, правового обеспечения);
      -      совершенствование      статистической,      аналитической
информированности   Правительства   РК   и   органов  государственного
управления для обеспечения  возможности  адекватного  реагирования  на
развитие ВЭД;
      -  расширение  подачи  информации  зарубежным  партнерам  РК   о
состоянии экономики, политической, правовой ситуации в республике;
      - защита законных интересов инвестора, импортера, экспортера  от
противозаконных  действий  предприятий-монополистов, государственных и
местных управляющих структур.
      Важнейшую потенциальную роль  в  выполнении  ряда  вышеуказанных
функций,  а  также  в  развитии  ВЭД  в целом Правительство РК отводит
Торгово-промышленной палате РК (ТПП РК) и активизации деятельности  ВО
"Карелвнешторг".

      Сегодня необходимо отметить, что ТПП РК не  стала  пока  центром
деловой   активности   в   республике   и   связующим   звеном   между
предпринимателями и Правительством РК, как это имеет место  в  мировой
практике.  Членами  ТПП  РК  являются  56  предприятий  (около  1%  от
зарегистрированных в РК), что говорит об ее  низком  авторитете  среди
предпринимателей РК.

      В ближайшей перспективе Правительство РК ставит задачу на основе
всестороннего  анализа принять меры по повышению значимости ТПП РК как
в  развитии  республиканской  промышленности,  торговли,  так   и   во
внешнеэкономической  деятельности  РК.  Будущая  комплексная программа
развития ТПП  РК  должна  будет  включать  в  себя  меры  по  широкому
делегированию  полномочий Правительства РК, другие предусматриваемые в
мировой практике  мероприятия,  а  также  возможное  организационно  -
кадровое укрепление ТПП РК.
      Основная преследуемая цель-создание в  республике  авторитетного
центра   предпринимательства,  способного  реально  разгрузить  органы
государственного управления от целого ряда функций и ощутимо влиять на
развитие  предпринимательства,  в  том  числе и во внешнеэкономической
сфере, а также отстаивать законные интересы предпринимателей.
      Вопросы информационного  обмена  с  реальными  и  потенциальными
партнерами  Республики  Карелия  уже сейчас занимают достаточно важное
место в деятельности Правительства РК. За последние  2  года  выпущено
несколько   изданий,   таких,  как  "Карелия  1994",  "Карелия  1995",
"Инвестиционные проекты 1995", "Karelia Travel Guide",  лазерный  диск
"Карелия".  Информация  о  республике размещалась в ряде международных
изданий  ("Бизнес",  "Бизнес-Матч").  Налажены   определенные   каналы
поступления  внешней информации и в республику: информация от торговых
представительств  и  посольств  России,  зарубежных  торговых   палат,
международных  организаций,  обзоры  прессы.  Правительство РК и далее
намерено расширять и совершенствовать  эти  информационные  каналы.  В
частности, предстоит провести ряд мероприятий по подключению Карелии к
международной телекоммуникационной сети "Интернет".
      Эффективное  влияние  Правительства  РК  на  развитие   ВЭД   РК
невозможно   без   совершенствования  внешнеэкономической  статистики,
которая еще проходит  в  республике  этап  своего  становления.  Здесь
предстоит  реализация  уже  намеченной  общей структуры статистической
информации и  аналитики,  реально  отражающей  ситуацию  как  текущего
момента, так и в динамике.
      Создание благоприятного инвестиционного климата в  РК,  а  также
развитие экспортно-ориентированных производств требует реализации ряда
мер  по  повышению  общего  уровня   финансово-кредитной   системы   в
республике. Существующая инфляция издержек значительно сдерживает рост
оборотных средств предприятий,  увеличивает  потребность  в  кредитных
ресурсах  под  увеличивающийся  объем экспорта. Имеющаяся в РК система
региональных банков не  в  состоянии  обеспечить  требуемой  кредитной
массой  экспортно-импортные  операции.  Тем  более,  что, как правило,
система характеризуется отсталым уровнем международных расчетов.
      Вновь образованные  в  РК  филиалы  ряда  крупных  московских  и
санкт-петербургских  банков  ориентированы  во  многом  на  работу  по
депозитам и самостоятельно не  кредитуют.  В  связи  с  этим  ставится
задача привлечения в республику реально кредитующих крупных финансовых
структур  России,  в  т.ч.  Росэксимбанка,  или  расширение  кредитной
самостоятельности  их существующих филиалов. Будет проработан вопрос о
возможности  создания  в  республике  финансового  центра,  способного
обслуживать   экспортно-импортные  контакты  и  страховать  экспортную
деятельность. Будет обеспечена поддержка Правительства РК  в  создании
финансово-промышленных  групп,  прежде  всего  в целлюлозно-бумажной и
деревообрабатывающей  промышленности,   с   участием   российских   и,
возможно, зарубежных банков.
      Существенным моментом активизации ВЭД в РК  является  дальнейшее
развитие  инфраструктуры  услуг  как  карельским,  так  и  иностранным
предпринимателям. Предоставление  разного  рода  информации,  оказание
консалтинговых   услуг,   обучение  предпринимателей,  регистрация  на
вторичном рынке ценных бумаг и т.д. снижают издержки  предпринимателей
и   способствуют   улучшению  предпринимательского  климата.  Развитие
конкуренции в этой области - одна из задач Правительства РК.
      Одним из важнейших  направлений  эффективного  развития  ВЭД  РК
становится   подготовка   государственных   служащих  для  этой  сферы
деятельности Правительства РК. Объективный процесс интеграции России и
субъектов  Федерации  в  мировую экономику требует планового подхода к
подготовке профессиональных экономистов, администраторов,  финансистов
и  дипломатов на уровне мировых стандартов. С этой целью Правительство
РК поручает МВС РК  внести  предложения  по  организации  специального
Совета  по  профессиональной  подготовке  государственных  служащих  в
области мировой экономики, финансов, международной  деятельности.  Для
выполнения   программы   подготовки   будет  обеспечено  ее  бюджетное
финансирование.
      Развитие ВЭД РК принимает все  более  широкий  характер.  В  эту
деятельность   вовлекаются   новые   ведомства   республики.  В  целом
Правительство  РК   поощряет   разумную   инициативу   своих   органов
государственного управления в этой сфере и видит положительные моменты
в подобной самостоятельности.
      Тем  не   менее,   возникает   настоятельная   необходимость   в
координации  действий  в области ВЭД. Совмещение в целом ряде ведомств
функций, которые не скоординированы, не следуют в русле единой позиции
и  подходов  республики  в  решении  внешних  вопросов, может принести
ущерб престижу республики.
      Правительством РК  ставится  задача  перед  МВС  РК  о  реальной
координации   внешней   деятельности   ведомств   РК   без   ущемления
функциональной  самостоятельности  и  ответственности   в   сфере   их
компетенции.
      К  основным  моментам,  требующим  первоочередного  решения   по
координации действий ведомств РК, Правительство РК относит:
      -  унификация  процесса  подготовки,  согласования,  подписания,
реализации, учета и хранения соглашений международного характера РК;
      - утверждение порядка  взаимодействия  органов  государственного
управления   при   совершенствовании   внешнеэкономических   сделок  с
использованием государственных ресурсов РК;
      - отработка системы обмена информацией органов  государственного
управления, местного самоуправления по вопросам внешних связей;
      - анализ функций ведомств республики на предмет их  дублирования
и  определения ведомства-координатора по каждой функции исполнительной
власти РК.
      Существует  ряд  стратегических  долговременных  задач  для  РК,
решение  которых  окажет  существенное  воздействие  на  развитие  как
внешнеэкономических связей РК, так и на развитие  ее  производительных
сил.     Это    позволит    в    конечном    счете    решить    многие
социально-экономические   проблемы   республики.   Правительство   РК,
применительно  к настоящей концепции, выделяет из них наиболее важные,
способствующие в том числе и развитию ВЭД:
      1.   По   имеющимся   данным,   сегодня   завершена   разработка
технико-экономического  обоснования  (ТЭО)  на освоение Штокмановского
газоконденсатного месторождения в Баренцевом море. Республика  Карелия
ранее высказывала свою стратегическую заинтересованность в прохождении
газопровода в  Европу  через  свою  территорию,  что  позволит,  кроме
вопросов  занятости  населения,  решать  проблемы  энергетики  в самой
республике, используя экологически чистые технологии. В связи с этим в
республике  предстоит выполнить целый комплекс подготовительных работ,
а  также  определить  конкретные   перспективы   возможного   развития
производительных  сил РК. Правительство РК намерено поручить одному из
своих ведомств сопровождение проекта и решение вышеупомянутых проблем,
т.к.  существуют  альтернативные  варианты  прокладки  газопровода  по
другим территориям.
      2. Исходя из  стратегической  задачи  по  прохождению  через  РК
транзитных  перевозок,  Правительство  РК приступает к разработке идеи
проекта автомагистрали, которая в будущем  может  наикратчайшим  путем
соединить  южные  города  Финляндии  (Хельсинки, Турку), Петрозаводск,
Архангельскую область и Республику Коми  (Сыктывкар).  В  основе  идеи
создания  подобного  транспортного  коридора положено ТЭО коммерческой
автомагистрали "Петрозаводск - государственная  граница  (Париккала)".
Реализация только этого участка нового транспортного коридора позволит
сократить расстояние между  Хельсинки  и  Петрозаводском  на  260  км.
Правительство   РК   намерено   привлечь  заинтересованные  регионы  к
проработке идеи  проекта,  который,  в  случае  его  реализации,  даст
сильнейший  толчок к развитию производительных сил Европейского Севера
России и, в первую очередь - РК.
      3. В условиях  перехода  к  рыночной  экономике  открытого  типа
важнейшим  фактором экономического развития и эффективной ВЭД является
функция государственного управления, которая должна переходить в  свое
новое  качество.  Применительно  к  данной концепции ставится вопрос о
переходе на новые формы регламентации  и  регулирования  хозяйственной
деятельности  преимущественно  экономического характера, основанные на
рыночных принципах, которые позволяют более эффективно  воздействовать
на развитие ВЭД республики в соответствии с поставленными целями.
      Правительством РК будут продолжены поиски оптимальной  структуры
и  методов  государственного  управления, особенно в отраслях, имеющих
экспортное значение для РК и  связанных  с  ее  природными  ресурсами.
Значимость  данной  работы  усиливают факторы, отличающие РК от других
субъектов Российской Федерации (см. разделы 1, 2).
      4.  Вопрос  о  возможности  создания  на  территории  республики
свободных  экономических  зон,  таможенных зон приобретает все большую
актуальность. Сегодня имеются реальные предпосылки  создания  подобных
зон  в  Сортавальском  и  Лахденпохском районах, в городах Костомукша,
Петрозаводск (порт), Медвежьегорск.  Проблема  в  планируемом  периоде
должна  рассматриваться  в плане уточнения мест расположения и условий
создания подобных зон, технико-экономической проработки, имея  в  виду
отсутствие на сегодняшний день российского законодательства по данному
вопросу. Правительство РК будет  изыскивать  средства  на  организацию
изучения   вопроса   и   привлечение   к  данной  работе  компетентных
исполнителей.
      5. Республика все больше вовлекается в  проекты,  способствующие
ее   развитию   и   одновременно   выходящие   за  региональные  рамки
(транспортные проекты, связь и т.д.). Это требует координации действий
с  соседними  субъектами Федерации. Здесь далеко не всегда эффективным
бывает взаимодействие в  рамках  Ассоциации  Северо-Запада.  Необходим
поиск   новых  форм  взаимодействия,  одной  из  которых  может  стать
сотрудничество на основе конкретных проектов (рабочие группы и т.д.).

      3.6. Взаимодействие  с  федеральными  органами  государственного
управления и их структурами

      Процессы регулирования ВЭД  в  России  принимают  многоуровневый
характер,  отходя  от  строго  централизованной схемы управления. Идет
процесс разделения и уточнения полномочий Центра и  регионов  в  сфере
ВЭД и международной деятельности, требующий отработки новых механизмов
взаимодействия  российских   и   региональных   структур   управления.
Существует и целый ряд вопросов совместного ведения Центра и регионов,
которые тем более требуют тесного взаимодействия на всех уровнях.
      Конечной целью отладки механизмов  взаимодействия  всех  уровней
ВЭД   является  соблюдение  баланса  интересов  Российской  Федерации,
Республики Карелия и всех участников  ВЭД  (как  национальных,  так  и
иностранных).
      Основные принципы, на которых  Правительство  РК  будет  строить
свою работу по данному направлению, изложены в разделе 3.3 Концепции.
      Основными партнерами во взаимодействии правительства РК в  сфере
международной и внешнеэкономической деятельности являются:
      - МИД РФ и его Представительство в РК;
      - МВЭС РФ и Уполномоченный Представитель МВЭС РФ по РК;
      - ГТК РФ и Северо-Западное Управление ГТК РФ;
      - министерство экономики РФ;
      - Центральный Банк РФ и Национальный Банк РК;
      -   Посольства   РФ   и   торговые   представительства   РФ    в
странах-партнерах.
      Правительство РК видит  следующие  основные  моменты,  требующие
уточнения и совершенствования механизмов взаимодействия:
      1. Вопросы валютного контроля.
      Имеется в виду совершенствование работы региональной комиссии по
возврату  валютной выручки экспортеров. Остается до конца невыясненным
также статус валютной комиссии, особенно в вопросах  взаимодействия  с
ГТК РФ.
      2. Совершенствование  системы  регистрации  контрактов  с  точки
зрения исключения их двойной регистрации (Уполномоченным МВЭС РФ по РК
и в Минэкономики РК). Регистрация контрактов  Уполномоченным  МВЭС  РФ
по РК должна удовлетворять в том числе и интересам РК.
      3. Вопросы приграничной торговли.
      Отсутствие   четкого,   законодательно   закрепленного   статуса
приграничной  торговли  сдерживает  ее  развитие. Для РК данный вопрос
имеет важнейшее значение.
      4. Изучение вопроса о создании в  РК  отделения  Государственной
Регистрационной  Палаты РФ, что позволит максимально упростить процесс
регистрации предприятий с иностранными инвестициями на территории РК.
      5. Возрастает роль  как  транзитного  региона,  следствием  чего
является   увеличение   грузопотоков   через   границу   и  территорию
республики, а также усиление роли таможенных  органов  в  упорядочении
ВЭД  на территории РК (или транзита). Правительство РК продолжит поиск
возможностей   для   создания   на   территории   РК   административно
обособленного   территориального   таможенного   управления   в  целях
повышения уровня координации действий Правительства  РК  и  таможенных
органов.

      Реализация  вышеуказанных  моментов,  а  также  других  вопросов
взаимодействия,  возможна  через  выход  на заключение соответствующих
соглашений Правительства РК с государственными органами исполнительной
власти  России,  через  систему  координационных советов при МВЭС РФ и
МИД РФ, совместных совещаний и различного рода рабочих  групп,  личных
контактов руководителей ведомств и структур.

      3.7.     Вопросы      карельско-финляндского      экономического
сотрудничества

      Финляндия  занимает  ведущее   место   в   торгово-экономическом
сотрудничестве  Карелии  с другими странами. В объеме внешней торговли
РК удельный вес Финляндии составляет 23,5%  (1995  г.).  Положительные
результаты  достигнуты  и  в  приграничных  связях.  В  соответствии с
Протоколом о развитии торгово-экономического сотрудничества и оказания
технической  помощи  между  Правительством  РК  и  МИДом  Финляндии от
06.10.1994 в республике реализуется 93 совместных проекта  с  участием
бюджетных  средств  Финляндии.  Более 40 проектов к настоящему времени
выполнены на общую сумму свыше 40 млн. финляндских марок.
      С  момента  вступления  Финляндии  в  ЕС  (1995  г.)  объективно
усилились   предпосылки   для   более   широкого  развития  всех  форм
сотрудничества РК и Финляндской  Республики,  тем  более,  что  именно
через  Финляндию,  как  члена  ЕС,  проходят практически все программы
Европейского Союза, направленные  на  развитие  сотрудничества  с  его
приграничными  территориями.  Кроме  того,  те  цели,  которые  ставит
Финляндская Республика, а именно - быть связующим звеном между  рынком
ЕС   и   Россией,  полностью  совпадают  со  стратегическими  задачами
Правительства РК. При благоприятных  условиях  развития  Соглашения  о
партнерстве  и сотрудничестве между ЕС и Россией (24.06.1994 о. Корфу)
по движению к режиму свободной торговли потребует от  сторон  создания
достаточно  развитой  инфраструктуры.  В  этой  связи Правительство РК
приступает к проработке  вопросов  и  подготовке  пакета  предложений,
которые потенциально могут быть включены в последующие соглашения ЕС и
России, Финляндии и России.
      Состоявшееся подписание соглашения  о  защите  инвестиций  и  об
избежании  двойного  налогообложения  между Финляндией и Россией также
укрепляет законодательную базу сотрудничества  с  Финляндией.  Тем  не
менее,   Правительство   РК   озабочено   существующими  существенными
изменениями в системе управления  приграничными  связями  Финляндии  с
российскими  регионами,  связанными  с  изменением  правового  статуса
союзов  коммун   Финляндии,   которым   делегируются   полномочия   по
социально-экономическому  развитию  территорий  и внешним приграничным
связям. К важнейшим вопросам приграничного сотрудничества с Финляндией
относится  вопрос  о подходах российской стороны к таможенным льготам,
предусмотренным   п.    6    Российско-Финляндского    Соглашения    о
сотрудничестве   сопредельных  регионов.  Неопределенность  в  позиции
российской стороны по своим обязательствам ставит  под  сомнение  саму
перспективу приграничного сотрудничества.
      Правительство  РК  также  констатирует,  что  пока  не   удалось
преодолеть   организационную   разобщенность  Финляндии  и  Карелии  в
вынесении согласованных проектов в Европейский  Союз,  имеющих  важное
значение  для  обеих  сторон, особенно разрешающих проблему транзитных
сообщений и грузоперевозок.
      Правительство  РК  в  планируемый  период  нацелено  на   тесное
взаимодействие   с   финской   стороной   в   рамках   всех  имеющихся
организационных форм для пересмотра и уточнения системы сотрудничества
сопредельных  территорий. Возможно создание совместных проектных групп
специалистов, которые смогли  бы  отстаивать  наши  общие  интересы  в
конкурсах по линии программ ТАСИС и других международных программ.
      Правительство  РК  продолжит  отстаивать  свою   позицию   перед
Правительством  РФ  по выполнению обязательств России в соответствии с
п.  6  Российско-Финляндского  Соглашения  от  20.01.1992  и  созданию
максимально  упрощенного механизма его реализации, при соответствующем
делегировании полномочий представителям МВЭС  РФ,  ГТК  РФ  и  МИДа  в
Республике  Карелия. Важнейшее значение будет придаваться таким формам
взаимодействия,    как    прямые    контакты    ответственных     лиц,
межправительственной     российско-финляндской     Группы     развития
сотрудничества   сопредельных    регионов,    прямым    контактам    с
представителями  МИДа  РФ,  а также карельско-финляндской подгруппы по
сотрудничеству.

      Список использованных в работе документов

      1. Постановление Правительства Российской Федерации N 1016 от 13
октября    1995   года   "О   Комплексной   программе   стимулирования
отечественных  и  иностранных  инвестиций   в   экономику   Российской
Федерации"
      2.  "Комплексная  программа   стимулирования   отечественных   и
иностранных  инвестиций  в  экономику  Российской Федерации". Одобрена
Постановлением Правительства РФ N 1016 от 13 октября 1995 года
      3. Федеральная инвестиционная программа на 1995 год.  Утверждена
постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1995 года N 415
      4. Указ Президента Российской Федерации от 26 июля 1995  года  N
765  "О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной
политики в Российской Федерации"
      5. Указ Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 года
N 1928 "О частных инвестициях в Российской Федерации"
      6.  Постановление  Правительства  Российской  Федерации  от   19
августа  1994  года  N  967  "Об  использовании  механизма  ускоренной
амортизации и переоценке основных фондов"
      7.  Постановление  Правительства  Российской  Федерации  от   29
сентября  1994  года  N  1108  "Об  активизации  работы по привлечению
иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации"
      8. Постановление Правительства Российской Федерации от  22  июня
1994  года N 744 "О порядке размещения централизованных инвестиционных
ресурсов на конкурсной основе"
      9. Письмо Министерства  экономики  Российской  Федерации  от  29
декабря  1994  года  N  ЯУ-779/081-349 "О методических рекомендациях о
порядке   организации   и   проведения   конкурсов    по    размещению
централизованных  инвестиционных ресурсов", Приложение - "Методические
рекомендации"
      10. Указ Президента Российской Федерации  от  17  сентября  1994
года   N   1929  "О  развитии  финансового  лизинга  в  инвестиционной
деятельности"
      11. Постановление Правительства Российской Федерации от 29  июня
1995 года N 633 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности"
      12. Указ Президента Российской Федерации от 26 июля 1995 года  N
765  "О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной
политики в Российской Федерации"
      13. Постановление Правительства Российской Федерации от 30  июня
1995   года   N   657  "О  Российском  центре  содействия  иностранным
инвестициям при Министерстве экономики Российской Федерации"
      14. Закон Республики Карелия от 13 июля 1995 года  N  60-ЗРК  "О
государственных   гарантиях  осуществления  иностранных  инвестиций  в
Республике Карелия"
      15. Федеральный Закон Российской Федерации от 15 июля 1995  года
N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации"
      16.  "Концепция  внешнеэкономической   деятельности   Республики
Карелия",   г.   Петрозаводск,   1993  год  Утверждена  постановлением
Верховного Совета Республики Карелия N XII-16/451 от 16  февраля  1993
года
      17. Федеральный Закон Российской Федерации от  13  октября  1995
года   N   157-ФЗ   "О  государственном  регулировании  внешнеторговой
деятельности"
      18.       "Концепция       государственного        регулирования
внешнеэкономической деятельности", г. Москва, 1995 год
      19. "Концепция развития  внешнеэкономических  связей  Республики
Карелия", г. Москва, 1994 год
      20. "Социально-экономическое положение РК за январь-декабрь 1995
года", Госкомстат РК
      21. "Федеральная  программа  развития  экспорта".  Постановление
Правительства РФ от 08.02.1996 N 123




Информация по документу
Читайте также