Расширенный поиск

Постановление Председателя Правительства Республики Карелия от 25.04.1997 № 225

 
 
 
 
 
      ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ     
 
      Утратило силу - Указ Главы Республики Карелия от 23.03.2017 № 36
 
 Об утверждении Концепции развития финно - угорской школы Республики  
                               Карелия                                
 
      В соответствии с  законами  Российской  Федерации  и  Республики
Карелия  "Об  образовании",  Постановлением Председателя Правительства
Республики  Карелия  от  30  января  1995  года  N  58     Программе
возрождения  и  развития  языков  и  культуры карелов, вепсов и финнов
Республики Карелия" постановляю:
      1.  Утвердить  Концепцию  развития  финно   -   угорской   школы
Республики Карелия (прилагается).
      2.  Министерству  образования  Республики   Карелия   (Геккину),
Комитету  Республики  Карелия  по  национальной политике (Клееровой) в
срок до 1 июля  1997  года  разработать  Программу  развития  финно  -
угорской  школы  Республики  Карелия  на 1997-2001 годы, как составную
часть Республиканской программы развития образования.
      3. Рекомендовать главам местного самоуправления городов, районов
и  Вепсской  национальной  волости  Республики  Карелия способствовать
развитию  национальной  школы  и  созданию  условий   для   реализации
Концепции развития финно - угорской школы Республики Карелия.
      4. Контроль за выполнением данного  Постановления  возложить  на
Министерство образования Республики Карелия (Геккина).
 
       Председатель Правительства
       Республики Карелия          В. СТЕПАНОВ
 
Петрозаводск
25 апреля 1997 г.
N 225
 
 
 
 
                                                            Утверждена
                                                        Постановлением
                                            Председателя Правительства
                                                    Республики Карелия
                                          от 25 апреля 1997 года N 225
 
                              КОНЦЕПЦИЯ                               
                   РАЗВИТИЯ ФИННО - УГОРСКОЙ ШКОЛЫ                    
                          РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ                          
 
                             I. ВВЕДЕНИЕ                              
 
      Концепция  государственной  национальной   политики   Российской
Федерации,  утвержденная  Указом Президента Российской Федерации от 15
июня 1996 г. (N 909), а  также  федеральный  Закон    национально  -
культурной  автономии",  утвержденный 17 июня 1996 г. (N 74-ФЗ), одной
из  важных  задач  государственной  национальной  политики  определяют
укрепление  и совершенствование национальной общеобразовательной школы
как инструмента сохранения и развития культуры и языка каждого народа,
воспитание  уважения к культуре, истории, языку других народов России,
мировым культурным ценностям. В связи с этим разработка  и  реализация
"Концепции  развития  финно  -  угорской школы" становится чрезвычайно
актуальной,  обеспечивающей  оптимальные  условия  для  сохранения   и
развития  языков и культур финно - угорских народов Республики Карелия
и переход их на  более  высокую  ступень  языкового  и  национально  -
культурного развития.
      Цель настоящей Концепции - содействовать сохранению  и  развитию
языков  и  культур  карелов,  вепсов,  финнов,  обеспечить на практике
функционирование  финно  -  угорской  школы  в  рамках   возможностей,
предоставляемых действующей системой образования.
      Разрушение  среды  обитания   народов,   регрессивный   характер
демографического   воспроизводства,   ускоренные   темпы   языковой  и
культурной   ассимиляции,   разрыв   межпоколенных,   в   том    числе
внутрисемейных,  языковых  взаимосвязей  стали реальной угрозой самого
существования народов как этнических образований. По  данным  переписи
1989  г. 51,5 % карелов, 40,6 % финнов и 37,5 % вепсов признали родным
язык своего народа. Микропереписью населения 1994 г. установлено,  что
82,5  % карелов, 90,6 % финнов и 75,7 % вепсов общаются дома только на
русском языке.  Использование  русского  языка  в  производственной  и
образовательной сфере практикуется абсолютным большинством.
      В условиях глубокой языковой ассимиляции карелов, вепсов, финнов
особую  роль  в  сохранении  их  языков  приобретает школа с изучением
этнических языков и культур. Для разрешения проблем развития  финно  -
угорской  школы к настоящему времени имеется правовая основа. Согласно
Конституции Российской Федерации  (ст.  26)  "Государство  гарантирует
всем  народам  Российской Федерации право на сохранение родного языка,
создание  условий  для  его  изучения  и  развития".  По   Конституции
Республики    Карелия    "Равноправие   граждан   Республики   Карелия
обеспечивается   во   всех   областях   экономической,   политической,
социальной и культурной жизни" (ст. 17).
      Это в полной мере относится и к сфере  образования,  созданию  и
развитию  финно  -  угорской  школы, изучению карельского, вепсского и
финского языков. Закон Российской Федерации "О языках  народов  РСФСР"
(1991  г.)  создает  предпосылки для их изучения и преподавания. Право
народов  Республики  Карелия  на  сохранение,  изучение   и   развитие
национальных языков закреплено в законах Республики Карелия о культуре
и образовании. В соответствии с ними Правительство Республики  Карелия
приняло  в  1995  г.  Программу возрождения языков и культуры карелов,
вепсов и финнов.
      Названные народы относятся к прибалтийско - финской ветви  финно
-  угорской языковой семьи. При этом Республика Карелия - единственный
в мире  центр  функционирования  карельского  и  вепсского  языков,  и
поэтому несет особую ответственность за их сохранение и развитие.
 
            II. КАРЕЛЫ, ВЕПСЫ, ФИННЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ             
                              И ИХ ЯЗЫКИ                              
 
      КАРЕЛЫ  -   титульный   коренной   народ   Республики   Карелия.
Численность  78,9  тыс.  человек. Карельская письменность возрождена в
1989 году и функционирует на двух наречиях - ливвиковском и собственно
карельском.
      Карельский язык изучается в 53 общеобразовательных  школах  2205
учащимися.
 
      ВЕПСЫ  -  коренной  малочисленный  народ   Республики   Карелия.
Численность  -  6,0  тыс. чел. Письменность возрождена в 1989 г. Вепсы
отнесены к малочисленным народам  Российской  Федерации,  в  отношении
которых государство проводит политику патернализма.
      Вепсский язык изучается в 4 школах 305 учащимися.
 
      ФИННЫ - национальное меньшинство, традиционно  приравниваемое  к
коренному малочисленному народу Республики Карелия. Численность - 18,4
тыс. чел. Финский  язык  относится  к  языкам  с  длительным  периодом
нормативного развития.
      Финны являются репрессированным народом России.  Реабилитированы
постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 29.06.1993 г.
      Финский язык изучается в 94 школах 8469 учащимися.
 
                  III. НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА В КАРЕЛИИ                   
 
      Национальная  школа   -   это   образовательное   учреждение   с
моноэтническим  или смешанным контингентом учащихся, которое реализует
широкий спектр социальных, культурных  и  образовательных  функций  от
определения и обеспечения обучения языка до реализации общего идеала и
целей воспитания.
      Первые  нормативные  документы,  заложившие   основу   советской
национальной  школы,  были приняты в 1918 г. В постановлении НКП РФ от
31 октября 1918 года "О школах национальных меньшинств" дано  одно  из
первых   определений  национальной  школы:  "Под  национальной  школой
Российской   Республики   разумеется   школа,   которая    обслуживает
меньшинство  населения,  отличающееся  от  большинства  своим языком и
бытовыми особенностями. Преподавание в национальной школе  ведется  на
родном   языке.   В  связи  с  родным  языком  изучается  национальная
литература  и  история  своего  народа...  на  обеих  ступенях  единой
трудовой школы и в высшей школе".
      В первые 1,5-2 десятилетия  советского  периода  преподавание  в
начальной   школе   России   осуществлялось   на  60  языках  коренных
национальностей, в том числе на финском и вепсском.
      Столь активный на первых порах процесс формирования национальной
школы  был  замедлен принятием постановления ЦК ВКП (б) и СНК СССР "Об
обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и
областей"   (1938   г.).  Названное  постановление  не  помешало  ряду
национальных школ России сохранить изучение всех предметов  на  родном
языке.  Другие  же  школы  стали  изучать  родной язык лишь в качестве
учебного предмета. Но большинство национальных школ перешли на русский
язык обучения.
      Начало нового периода в развитии национальной  школы  датируется
концом 80-х годов, когда в связи с изменившейся политической ситуацией
в  стране   появились   возможности   для   возрождения   и   развития
национальной   школы.  На  нее  стали  возлагаться  особые  надежды  в
сохранении и развитии этносов, их языков и культур.
      Формирование   национальной   школы   Карелии   было   осложнено
неразрешенностью, как в общественной и административной жизни, так и в
школе,  проблем  соотношения  между  родственными  финно  -  угорскими
языками: финским, с одной стороны, карельским и вепсским, с другой. По
существу, с первых лет советской власти  в  республике  не  действовал
принцип равноправия языков. Так, в 20-х, начале 30-х г. г. в районах с
преимущественно карельским населением настойчиво  внедрялось  обучение
на  финском  языке. Ухудшение советско - финляндских отношений в конце
30-х годов привело, напротив, к полному запрету финского языка (приказ
N 352 от 29 июня 1938 года НКП КАССР).
      В 30-е годы была разработана  карельская  письменность.  В  1937
году  решением Президиума ЦИК Карельской АССР были предприняты шаги по
созданию  единого  для  всех  групп   карелов   литературного   языка.
Конституция  Карельской АССР 1937 года наделила карельский язык наряду
с  финским  некоторыми  функциями   государственного   языка.   Однако
карельская  письменность,  созданная  директивными  решениями,  была в
значительной степени искусственной, трудно усваивалась  учащимися,  не
была  воспринята  населением  и  отменена  решением 1 съезда ЦК КП (б)
КФССР от 1 сентября 1940 года. Широкое распространение среди населения
получила  точка  зрения,  что, якобы, общение на карельском и вепсском
языках мешает полноценному овладению русским  языком.  Это  привело  к
негласному  запрету говорить на этих языках в дошкольных учреждениях и
школе.
      В  те  годы  была  разработана  вепсская  письменность.  Однако,
вепсский язык оказался втянут в сферу противопоставления карельского и
финского  языков.  В  результате,  если  в  школах   Ленинградской   и
Вологодской областей обучение детей осуществлялось на вепсском языке с
1932 по 1937 годы, то в Карелии всего лишь  месяц  (сентябрь)  в  1937
году.
      Национальная школа на финском языке существовала с перерывами  в
20-е,  - 30-е и с 40-х до середины 50-х годов. Затем изучение финского
языка в школах республики было прекращено. И только  с  середины  60-х
г.г.  преподавание  финского  языка как предмета в школах Карелии было
возобновлено.
      Таким образом, за 70 лет  советской  государственности  финно  -
угорская  школа  Карелии  не получила достаточного развития и три раза
меняла свою языковую ориентацию.
      Началом формирования  национальной  финно  -  угорской  школы  в
Карелии  можно  считать  1989 год. В 1990 году Министерством народного
образования  КАССР  была  принята  "Программа  обновления  и  развития
национальной  школы  Карельской  АССР",  в  которой национальная школа
определялась как учебное заведение "где основной  процесс  обучения  и
воспитания   ведется  на  русском  языке.  Наряду  с  этим  в  процесс
воспитания и обучения вводится родной язык как предмет  с  постепенным
расширением его функций".
      Эта  чрезвычайно  осторожная  характеристика  была   обусловлена
критической  языковой  ситуацией,  отсутствием  необходимой  учебной и
учебно - методической литературы, педагогических кадров. Тем не  менее
основные положения Программы постепенно реализовывались. Это помогло в
какой-то  мере  улучшить  ситуацию.  Так,  число  учащихся,  изучающих
карельский  язык,  за  6  лет  (1989-1995)  увеличилось с 300 до 2500,
вепсский язык соответственно с 59 до 197 и финский язык -  с  5625  до
13640 человек.
      Вместе с  тем,  опрос  проведенный  в  начале  1996  года  среди
учителей  финского,  карельского  и вепсского языков и директоров школ
республики, в которых ведется преподавание финно  -  угорских  языков,
показал,  что  и  в  настоящее  время  языковая компетенция школьников
остается лишь удовлетворительной на уровне  понимания  родной  речи  и
умения,  с трудом, объясняться на языке своей национальности. Основным
средством взаимоотношений продолжает оставаться  русский  язык  (57  %
детей говорят только на русском языке, 43 % используют преимущественно
русский язык).  Кроме  того,  по  мнению  42  %  опрошенных  учителей,
ученики и сейчас стесняются говорить на родном языке.
      Оценивая  возможности  финно  -  угорской   школы,   большинство
опрошенных  педагогов  считают, что она развивается слишком медленными
темпами, а внимание к  ее  проблемам  со  стороны  структур  власти  и
управления   образованием  неудовлетворительны.  Тем  не  менее  почти
половина учителей выразила уверенность в том, что у финно  -  угорской
школы республики есть перспективы.
      Современную финно - угорскую школу Карелии можно определить  как
общеобразовательное  учреждение со смешанным национальным контингентом
учащихся,  расположенное  в  местах  компактного  проживания  карелов,
вепсов   и   финнов,   в  содержании  образования  которого  в  рамках
национально - регионального компонента  присутствует  изучение  языка,
культуры,  истории,  быта  и традиций указанных народов, а организация
образовательного процесса строится с учетом интересов этносов.
 
                    IV. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ                    
              ФИННО - УГОРСКОЙ ШКОЛЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ               
 
      Основными принципами функционирования  и  развития  национальной
финно - угорской школы являются:
      1). Народность:  формирование  интеллектуальных  способностей  и
нравственных  качеств  детей с учетом этнопсихологических особенностей
познавательных процессов и традиций народной педагогики;
      2). Научность: программное и научно -  методическое  обеспечение
финно  -  угорской  школы; учет результатов научно - исследовательских
работ в области  лингвистики,  истории,  культурологии,  топонимики  и
других наук;
      3). Региональность: учет социальных, экономических, культурных и
иных   условий   республики;   введение  национально  -  регионального
компонента в содержание образования финно - угорской школы;
      4).  Сбалансированность:  достижение  оптимального   соотношения
федерального  и  национально  -  регионального  компонента  содержания
образования;
      5). Вариативность: возможность  выбора  вариантов  содержания  и
форм получения образования; разнообразие типов и видов образовательных
учреждений;
      6). Открытость и доступность: возможность получения  образования
в  национальной  школе любым желающим; взаимодействие финно - угорской
школы с населением, средствами массовой информации и общественностью;
      7).  Преемственность:  возможность  продолжения  образования  от
ступени  к ступени общей структуры непрерывного образования, а также в
учреждениях дополнительного образования детей, тесное взаимодействие с
семьей  и  укрепление внутрисемейных языковых связей; подготовка детей
к жизни и труду  в  реальной  действительности  с  учетом  требований,
возникающих при переходе к новым экономическим отношениям;
      8). Обоюдное двуязычие  (многоязычие):  направленность  финно  -
угорской  школы  на  достижение  взаимного равного владения карельским
(вепсским и финским) и русским языками;
      9). Культурный плюрализм: укрепление и совершенствование финно -
угорской   общеобразовательной  школы  как  инструмента  сохранения  и
развития  языка  и  культуры  каждого  народа,  воспитание   взаимного
уважения  к  культуре,  истории,  языку  других  народов, формирование
сознания общероссийского единства;
      10). Протекционизм:  государственная  защита  финно  -  угорской
школы.
      Программа развития финно - угорской школы  должна  строиться  на
основе указанных принципов.
 
                     V. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В                      
                        ФИННО - УГОРСКОЙ ШКОЛЕ                        
 
      Процесс обучения в финно - угорской школе предполагает несколько
последовательных  этапов:  1  -  дошкольный,  2 - начальная школа, 3 -
основная  школа,  4  -  полная   средняя   школа,   5   -   учреждения
профессионального образования. При этом обучение в общеобразовательных
учреждениях дополнительного образования детей сочетается  с  занятиями
по  изучению  и  совершенствованию  знаний  карельского,  вепсского  и
финского языков и расширению представления о культуре данных народов.
 
                          1. ДОШКОЛЬНЫЙ ЭТАП                          
 
      Введение национально -  регионального  компонента  в  дошкольные
учреждения Республики Карелия может быть вариативным:
      а)  введение  в   процесс   воспитания   занятий   по   изучению
карельского,  вепсского  и  финского языков, знаний о культуре народа,
которые способны воспринимать дети дошкольного возраста.
      б) ведение всего воспитательного и познавательного  процесса  на
карельском,  вепсском  и  финском языках, оказание практической помощи
родителям в приобщении их детей к культуре финно - угорских народов.
      Дети   дошкольного   возраста   воспитываются   в   определенной
этнокультурной  среде,  знакомятся  с  устным  народным  и музыкальным
творчеством карелов, вепсов и финнов.
      Дошкольный  этап  является   исключительно   важным,   так   как
обеспечивает  плавный переход ученика в финно - угорскую школу и более
эффективное  усвоение  карельского,  вепсского  и  финского  языков  и
культур этих народов.
 
                 2. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА (1-3, 1-4 классы)                 
 
      Школа расширяет знание карельского, вепсского и финского  языков
и  культуры данных народов, вводит преподавание курсов "Родной язык" и
"Родное чтение", осуществляет переход преподавания ряда  предметов  на
карельский,  вепсский  и  финский  языки  или  используют  эти языки в
качестве элемента урока в преподавании отдельных предметов  (например,
природоведения, музыки, физического и трудового воспитания).
      Классы с числом учащихся более 12 человек делятся  при  изучении
карельского,  вепсского  и  финского  языков  на подгруппы. Количество
часов родного языка в учебном плане - не менее 4  часов  в  неделю.  У
учащихся  складываются  представления  о  национальной  культуре.  Они
знакомятся с жанрами фольклора, легендами и преданиями, сочиняют стихи
и  сказки,  исполняют  народные  песни,  танцы, изучают декоративное и
прикладное искусство народа.
 
                    3. ОСНОВНАЯ ШКОЛА (5-9 классы)                    
 
      Школы  3   этапа   призваны   углублять   знания   национального
компонента, соотнося их со знаниями по всем другим предметам. Учащиеся
изучают грамматику карельского, вепсского,  финского  языков,  "Родную
литературу",  "Историю финно-угорских народов Карелии". Через классную
и внеклассную работу осуществляется формирование практических  навыков
игры  на народных инструментах, навыков национальной резьбы по дереву,
шитья, вышивки, ткачества, приготовления национальных  блюд,  освоение
национальных   игр,  знакомство  с  народными  обычаями,  национальным
этикетом, верованиями финно - угорских народов.
      Объем  предметов   (курсов)   с   национально   -   региональным
компонентом - не менее 8 часов в неделю.
 
                4. ПОЛНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА (10-11 классы)                
 
      Школы 4 этапа обучения продолжают  знакомство  с  литературой  и
фольклором  финно  - угорских народов на уроках литературы, овладевают
навыками в народных ремеслах и народных промыслах, изучают философию и
этику названных народов.
      Школы данного этапа  могут  быть  преобразованы  в  национальные
лицеи  и  гимназии  с  углубленным  изучением карельского, вепсского и
финского языков, литературы  и  культуры  финно  -  угорских  народов.
Лучшие  выпускники  финно-угорских  школ  могут быть рекомендованы для
поступления в высшие учебные заведения республики  по  специальностям,
связанным  с финно - угорскими языками и культурой. Количество часов с
национально - региональным компонентом в школах от  2  до  6  часов  в
неделю.
      Знания национально - регионального компонента, получаемые детьми
в  финно  -  угорской школе, углубляясь от этапа к этапу, гармонически
сочетаются с  требованиями  федерального  образовательного  стандарта.
Руководители  школ  не допускают при всем разнообразии и вариативности
учебных планов превышения допустимой нормы недельной нагрузки учащихся
во всех классах.
      Управление образованием в финно -  угорской  школе  строится  на
основе  личностной ориентированности, свободы выбора, сотрудничества и
демократизации. Последовательно формируется  республиканский  комплект
учебников  и учебно - методических пособий, обеспечивающих возможности
функционирования и развития финно - угорской школы.
      Осуществляется специальная подготовка и переподготовка учителей,
руководителей финно - угорских школ.
 
      5. УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
 
      Традиции общеобразовательной финно - угорской школы продолжаются
образовательными   учреждениями   начального,   среднего,   высшего  и
послевузовского   профессионального   образования   республики.    Это
достигается путем:
      а) введения конкретных специальностей (специализаций), связанных
с   национальным   языком  и  культурой  в  указанных  образовательных
учреждениях;
      б) введения национально - региональной составляющей в содержание
обучения.
 
      Таким образом,  финно  -  угорская  школа  -  основное  звено  в
возрождении и развитии языков и культуры карелов, вепсов и финнов. Она
призвана,   с   одной   стороны,   воспитать   у   учащихся    чувство
принадлежности   к  родному  народу,  сопричастности  к  его  языку  и
культуре, традициям и обычаям и, с другой стороны, должна сформировать
и    распространить   идеи   духовного   единства,   дружбы   народов,
межнационального согласия и российского патриотизма.
 
                             Концепция развития финно - угорской школы
                                Республики Карелия одобрена коллегиями
                           Министерства образования Республики Карелия
                                         и Комитета Республики Карелия
                                              по национальной политике
                                                            17.10.1996
 


Информация по документу
Читайте также