Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Карелия от 13.12.2010 № 294-ППОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ Утратилo силу - Постановление Правительства Республики Карелия от 17.07.2014 г. N 228-П О долгосрочной целевой программе "Развитие физической культуры и массового спорта в Республике Карелия" на 2011-2015 годы В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", статьей 2 Закона Республики Карелия от 12 января 2009 года N 1257-ЗРК "О некоторых вопросах в области физической культуры и спорта в Республике Карелия", постановлением Правительства Республики Карелия от 29 апреля 2009 года N 93-П "О долгосрочных целевых программах Республики Карелия", в целях координации деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Карелия в области физической культуры и спорта на территории Республики Карелия Правительство Республики Карелия постановляет: 1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Развитие физической культуры и массового спорта в Республике Карелия" на 2011-2015 годы (далее - Программа). 2. Определить государственным заказчиком-координатором Программы Государственный комитет Республики Карелия по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму. 3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Главы Республики Карелия Алиханова Д.М. Глава Республики Карелия А.В. НЕЛИДОВ Петрозаводск 13 декабря 2010 г. N 294-П Утверждена постановлением Правительства Республики Карелия от 13 декабря 2010 года N 294-П Долгосрочная целевая программа "Развитие физической культуры и массового спорта в Республике Карелия" на 2011-2015 годы ПАСПОРТ долгосрочной целевой программы |————————————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————| | Наименование долгосрочной | - долгосрочная целевая программа "Развитие | | программы | физической культуры и массового спорта в Республике | | | Карелия" на 2011 - 2015 годы (далее - долгосрочная | | | программа) | |————————————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————| | Решение о разработке | - распоряжение Правительства Республики Карелия от | | проекта долгосрочной | 27 апреля 2010 года N 156р-П | | программы Правительством | | | Республики Карелия и | | | одобрении концепции | | | долгосрочной программы | | | (номер и дата распоряжения)| | |————————————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————| | Решение об утверждении | | | долгосрочной программы | | | (наименование, номер и дата| | | нормативного правового | | | акта) | | |————————————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————| | Государственные заказчики | - Министерство образования Республики Карелия; | | долгосрочной программы | Министерство строительства Республики Карелия | |————————————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————| | Государственный | - Государственный комитет Республики Карелия по | | заказчик-координатор | делам молодежи, физической культуре, спорту и | | долгосрочной программы | туризму | |————————————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————| | Цель долгосрочной программы| - создание условий, обеспечивающих возможность для | | | жителей Республики Карелия вести здоровый образ | | | жизни, систематически заниматься физической | | | культурой и спортом, получить доступ к развитой | | | спортивной инфраструктуре | |————————————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————| | Задачи долгосрочной | - совершенствование системы физического воспитания | | программы | различных категорий и групп населения Республики | | | Карелия; | | | развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом| | | в образовательных учреждениях и по месту жительства;| | | развитие кадрового обеспечения сферы физической | | | культуры и спорта; | | | популяризация массового спорта и приобщение | | | различных слоев общества к регулярным занятиям | | | физической культурой и спортом | |————————————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————| | Ожидаемые конечные | - к концу 2015 года по сравнению с 2009 годом | | результаты реализации | ожидается: | | долгосрочной программы и | рост доли жителей в Республике Карелия, | | показатели эффективности | систематически занимающихся физкультурой и спортом, | | | с 15,3 % до 30 % в общей численности населения | | | Республики Карелия (увеличение на 14,7 процентных | | | пунктов); | | | повышение уровня обеспеченности населения | | | спортивными сооружениями с 27,4% до 27,9% | | | (увеличение на 0,5 процентных пунктов); | | | рост количества действующих физкультурно-спортивных | | | организаций и центров для занятий спортом со 119 до | | | 149 единиц (увеличение на 25,2 %); | | | рост доли обучающихся и студентов, систематически | | | занимающихся физической культурой и спортом, с 27,6%| | | до 60% (увеличение на 32,4 процентных пункта); | | | рост доли лиц с ограниченными возможностями здоровья| | | и инвалидов, систематически занимающихся физической | | | культурой и спортом, в общей численности данной | | | категории населения с 0,8% до 10% (увеличение на 9,2| | | процентных пункта); | | | рост доли населения, занятого в экономике Республики| | | Карелия, систематически занимающегося физической | | | культурой и спортом, с 7,1% до 30% (увеличение на | | | 22,9 процентных пункта); | | | увеличение количества спортивных сооружений, | | | расположенных на территории Республики Карелия с | | | 1402 до 1426 (увеличение на 1,7 %); | | | повышение единовременной пропускной способности | | | спортивных сооружений с 35,8 тысяч человек до 36,2 | | | тысяч человек (увеличение на 1,1 %); | | | рост численности тренеров по видам спорта с 438 до | | | 500 человек (увеличение на 14 %); | | | рост численности зрителей при проведении спортивных | | | мероприятий с 5 тысяч до 18 тысяч человек | | | (увеличение в 3,6 раза); | | | рост численности участников массовых спортивных | | | мероприятий с 31 тысячи до 50 тысяч человек | | | (увеличение на 61,3 %) | | | | |————————————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————| | Сроки реализации | - 2011-2015 годы | | долгосрочной программы | | |————————————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————| | Перечень подпрограмм | - нет | |————————————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————| | Источники финансирования | - бюджет Республики Карелия, бюджеты муниципальных | | долгосрочной программы | образований в Республике Карелия, средства | | | федерального бюджета и внебюджетные средства | |————————————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————| | Система организации | - Государственный комитет Республики Карелия по| | контроля за реализацией | делам молодежи, физической культуре, спорту и | | долгосрочной программы | туризму на основании представленных сведений от | | | государственных заказчиков долгосрочной программы | | | осуществляет ежеквартальный и ежегодный мониторинг | | | реализации долгосрочной программы, составляет | | | ежеквартальный отчет о результатах реализации | | | мероприятий долгосрочной программы, ежегодно | | | проводит оценку эффективности реализации | | | долгосрочной программы, готовит доклад о выполнении | | | долгосрочной программы | |————————————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————| I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена долгосрочная программа 1. Развернутая постановка проблемы развития физической культуры и массового спорта в Республике Карелия, анализ причин её возникновения, обоснование связи с национальными и региональными приоритетами социально-экономического развития В Республике Карелия на государственном уровне принимаются меры, направленные на обеспечение оптимальных условий для развития физической культуры и спорта. С 2009 года вступил в силу Закон Республики Карелия от 12 января 2009 года N 1257-ЗРК "О некоторых вопросах в области физической культуры и спорта в Республике Карелия", заключены соглашения о взаимодействии между Государственным комитетом Республики Карелия по физической культуре и спорту и администрациями муниципальных районов и городских округов по вопросам развития физической культуры и спорта в муниципальных образованиях. В рамках реализации региональной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Республике Карелия на 2006-2010 годы", одобренной распоряжением Правительства Республики Карелия от 18 октября 2005 года N 295р-П, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 17 ноября 2005 года N 2061-III ЗС, были заложены основы и реализованы конкретные мероприятия по совершенствованию организационно-управленческой деятельности и кадрового обеспечения, повышению качества и эффективности научно-методической деятельности, пропаганде, развитию массовой физической культуры, футбола, дзюдо, самбо и других видов спорта, подготовке спортивного резерва и развитию спорта высших достижений, а также укреплению материально-технической базы отрасли. Республика Карелия принимает участие в реализации федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 года N 7. На начало 2009 года в Республике Карелия число занимающихся физической культурой и спортом в организованных формах составило 102531 человек или 14,9% от числа жителей в республике (на начало реализации программы - 13,8%). По итогам работы в 2008 году по этому показателю Республика Карелия занимает 5 место в Северо-Западном федеральном округе и 43 место в Российской Федерации. В Республике Карелия культивируется 58 видов спорта, созданы и работают республиканские федерации по 45 видам спорта. В структуру физкультурно-оздоровительного и спортивного движения в настоящее время входят 953 коллектива физической культуры, в том числе государственное учреждение Республики Карелия Центр спортивной подготовки "Школа высшего спортивного мастерства", автономное учреждение Республики Карелия "Центральный республиканский стадион "Спартак", государственное унитарное предприятие Республики Карелия "Водноспортивный центр", Олимпийский совет Республики Карелия, Карельская региональная общественная организация "Студенческий спортивный союз Республики Карелия", Карельское региональное отделение общественно-государственного физкультурно-спортивного объединения "Юность России", Карельское региональное общественно-государственное объединение физкультурно-спортивного общества "Динамо", региональная общественная организация "Российская оборонная спортивно-техническая организация" Республики Карелия", 72 спортивных клуба, 5 специализированных детско-юношеских спортивных школ Олимпийского резерва, 24 детско-юношеские спортивные школы, 143 физкультурно-спортивных объединения и общества по месту жительства. Всего в республике насчитывается 4 стадиона, 746 спортивных залов (в том числе 325 - стандартных размеров), Дворец спорта с искусственным льдом, 25 плавательных бассейнов, в том числе 5 - двадцати пяти метровых. Завершено строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в поселке Хийтола (Лахденпохский район) и плавательного бассейна с миниаквапарком в городе Костомукше, продолжается строительство республиканского лыжного центра "Курган" в городе Петрозаводске. В рамках Социального проекта Всероссийской политической партии "Единая Россия" в 2008 году на средства из федерального бюджета в Республику Карелия поступило спортивное оборудование на сумму 15 миллионов рублей. В период с 2006 по 2010 год в рамках реализации национального инвестиционного проекта "Подарим детям стадион" и подпрограммы "Развитие футбола в Российской Федерации на 2008-2015 годы" завершена реконструкция с укладкой искусственного покрытия на футбольных полях республиканского стадиона "Спартак", муниципального стадиона "Юность" в городе Петрозаводске, городских стадионов городов Сегежи, Олонца и Медвежьегорска. Благодаря мерам, принятым в рамках реализации региональной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Республике Карелия на 2006-2010 годы" и федеральных целевых программ в области физической культуры и спорта, была создана база для решения новых задач, направленных на усиление роли физической культуры и спорта в социально-экономическом развитии республики. Однако, остались проблемы, которые, по оценке специалистов, не будут решены к 2011 году, даже при условии реализации указанной программы. Это такие проблемы как: недостаточная государственная поддержка общественных инициатив в области физической культуры и спорта; недостаточно активная пропаганда занятий физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни; несоответствие инфраструктуры физической культуры и спорта, расположенной в Республике Карелия, целям развития массового спорта в регионе, а также ее моральное и физическое старение; недостаточное количество профессиональных тренерских кадров. На 9 единиц сократилось по сравнению с 2005 годом количество спортивных сооружений, в которых осуществляется физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа, а также подготовка спортсменов высокого класса. В соответствии с Методикой определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах физической культуры и спорта, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1999 года N 1683-р, уровень обеспеченности Республики Карелия спортивными сооружениями составляет 27,3% от нормативной потребности, что явно недостаточно. Недостаточна эффективность взаимодействия между органами исполнительной власти Республики Карелия, органами местного самоуправления, а также общественными спортивными организациями в вопросах привлечения населения к регулярным занятиям спортом. Не разработаны действенные механизмы государственной поддержки социально значимых проектов и инициатив общественных организаций, не предусмотрена поддержка волонтеров и тренеров-общественников, недостаточна поддержка стремления к занятиям спортом малообеспеченных категорий населения, а также привлечения несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, к занятиям в спортивных клубах, кружках, секциях. Занятия физической культурой и спортом для взрослого населения в Республике Карелия проводятся, в основном, на базе самодеятельных спортивных клубов, которые создаются не в зависимости от потребности населения, а исходя из возможностей кадрового потенциала и материально-технической базы. Вопросами вовлечения занятого в экономике населения в регулярные занятия физической культурой и спортом, которыми ранее активно и целенаправленно занимались профсоюзные комитеты, в настоящее время в организациях практически никто не занимается. В результате лишь 7,1% занятого в экономике населения республики регулярно занимаются физической культурой и спортом. Существуют проблемы в организации физкультурных занятий в образовательных учреждениях. Всего 13,5 процентов посещающих дошкольные учреждения детей охвачены в настоящее время дополнительными организованными занятиями физической культурой и спортом. В общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального образования и среднего профессионального образования к внеучебным занятиями по физической культуре и спорту в Республике Карелия в 2008 году было привлечено 28,3% учащихся указанных учреждений (Федеральное государственное статистическое наблюдение по форме N 1-ФК "Сведения о физической культуре и спорте по состоянию на 31 декабря 2008 года"). В среднем по Российской Федерации данный показатель составил 34,5 процента. Ежегодно сокращается численность учащихся детско-юношеских спортив-ных школ, за время реализации региональной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Республике Карелия на 2006-2010 годы" с 2006 по 2008 год их численность сократилась в целом на 9,3 процента. Для улучшения здоровья, благосостояния и качества жизни жителей в Карелии необходимо акцентировать внимание государственных и общественных структур на возрождении массового спорта и физической культуры, направленных на поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого гражданина. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, и Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года N 1101-р, основной целью государственной политики в сфере физической культуры и спорта определено создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, а также повышение конкурентоспособности российского спорта. Концепцией социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2012 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 4 июля 2006 года N 2520-III ЗС, основными задачами в области спорта определены содействие деятельности всех спортивных движений и развитию традиционных и массовых видов спорта в Республике Карелия, развитие массовой физической культуры и спорта по месту жительства, совершенствование физического воспитания детей и молодежи. В Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 24 июня 2010 года N 1755-IV ЗС, отмечается, что главный ресурс Карелии - люди, способные к творческой деятельности и генерации новых идей, а инвестиции в человека, развитие человеческого капитала будут способствовать формированию населения республики как толерантной, образованной, поликультурной общности людей, способных обеспечить решение основных стратегических задач. Основной целью государственной политики в области физической культуры и спорта определено создание условий, ориентирующих граждан на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры. Реализация разрабатываемой долгосрочной программы будет непосредственно связана с целями и задачами, определенными в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1663-р. Так, основным направлением государственной политики в сфере здоровья и демографии определена необходимость разработки и реализации комплексов мероприятий по пропаганде здорового образа жизни и развитию массовой физической культуры, формированию эффективной системы физкультурно-спортивного воспитания. За последние годы наметилось улучшение основных показателей развития физической культуры и массового спорта в Республике Карелия, которое произошло, в первую очередь, благодаря реализации региональной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Республике Карелия на 2006-2010 годы". Однако уровень развития физической культуры и спорта в республике по-прежнему не соответствует общероссийским показателям. При этом необходимо учитывать, что государственные средства, вложенные в организацию занятий граждан физической культурой и спортом являются экономически эффективным вложением в развитие человеческого потенциала и улучшение качества жизни жителей республики. 2. Соответствие целей и задач долгосрочной программы полномочиям, отнесенным согласно действующему законодательству к ведению Республики Карелия В соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится решение вопросов осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта относится принятие и реализация государственных региональных программ развития физической культуры и спорта. В соответствии со статьей 2 Закона Республики Карелия от 12 января 2009 года N 1257-ЗРК "О некоторых вопросах в области физической культуры и спорта в Республике Карелия" к полномочиям органов государственной власти Республики Карелия в области физической культуры и спорта относится принятие и реализация государственных региональных программ в области физической культуры и спорта. 3. Обоснование целесообразности и необходимости решения проблемы развития физической культуры и массового спорта в Республике Карелия программно-целевым методом, анализ различных вариантов этого решения, описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы 3.1. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере при отсутствии введения программно-целевого метода Без использования программно-целевого метода основными недостатками в развитии физической культуры и спорта в Республике Карелия будут являться: отсутствие единой системы планирования и использования инвестиций на развитие инфраструктуры спорта и использования иных ресурсов развития физической культуры и спорта в Республике Карелия; длительный период, необходимый для достижения запланированного в Российской Федерации уровня привлечения населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом; неурегулированными останутся вопросы межведомственной координации в области развития физической культуры и массового спорта. Без долгосрочной программы невозможно в короткое время создать эффективные механизмы, обеспечивающие высокий уровень привлечения населения Республики Карелия к регулярным занятиям физической культурой и массовым спортом. Обеспеченность населения Республики Карелия спортивными сооружениями и, следовательно, доля жителей Республики Карелия, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, будут сокращаться, что окажет негативное влияние на развитие экономики республики за счет ухудшения состояния здоровья населения Республики Карелия и увеличение затрат на оказание медицинской помощи. Анализ развития проблемной ситуации в инерционном варианте (т.е. без долгосрочной программы) по сравнению с инвестиционным вариантом (т.е. с учетом реализации мероприятий долгосрочной программы) с указанием соответствующих значений показателей на среднесрочную перспективу представлен в приложении N 1. В инерциальном варианте развития проблемной ситуации прогнозируется снижение доли жителей в Республике Карелия, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения Республики Карелия по причине сокращения количества функционирующих в республике спортивных объектов и работающих тренеров по видам спорта, а также дальнейшего развития существующих тенденций сокращения количества детей и подростков, занимающихся физической культурой и спортом в образовательных учреждениях. 3.2. Возможные варианты решения проблемы, оценка соответствующих вариантам преимуществ и рисков Существуют два возможных варианта решения проблемы: первый вариант - программно-целевой с обеспечением финансирования программных мероприятий в запланированных объемах, позволяющий достичь цели и выполнить задачи долгосрочной программы; второй вариант - реализация долгосрочной программы с уменьшенным объемом финансирования по сравнению с запланированным. В этом случае предполагается сконцентрировать выделяемые ресурсы на наиболее важных мероприятиях. Однако без полного финансирования не представляется возможным в полной мере достичь поставленной цели и решить задачи долгосрочной программы, целевые показатели и индикаторы не будут выполнены в прогнозируемом объеме. Наиболее оптимальным представляется первый вариант решения проблемы. Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексное решение проблем, включая развитие инфраструктуры физической культуры и спорта, за счет: определения целей, задач, мероприятий и запланированных показателей результатов; концентрации ресурсов по реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в области развития физической культуры и спорта в Республике Карелия; повышения эффективности государственного управления в области физической культуры и спорта в Республике Карелия; повышения результативности государственных инвестиций, использования материальных и финансовых ресурсов. В настоящее время реализуется федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы", в рамках которой осуществляется строительство и реконструкция спортивных сооружений на условиях софинансирования за счет средств бюджетов разного уровня. Долгосрочная программа позволит обеспечить строительство и реконструкцию спортивных объектов на территории Республики Карелия при максимально эффективном использовании финансовых средств из бюджета Республики Карелия и местных бюджетов при условии взаимодействия органов исполнительной власти и местного самоуправления Республики Карелия. Можно выделить следующие основные преимущества программно-целевого метода: - комплексный подход к решению проблемы; - распределение полномочий и ответственности между всеми заинтересованными органами исполнительной власти; - эффективное планирование и мониторинг результатов реализации долгосрочной программы. При реализации мероприятий долгосрочной программы в полном объеме доля жителей в Республике Карелия, систематически занимающихся физической культурой и спортом, возрастет с 14,9% в 2008 году до 30% в 2015 году. Финансовый риск реализации долгосрочной программы связан с замедлением запланированных темпов развития расположенной в Республике Карелия инфраструктуры вследствие уменьшения поступлений из федерального бюджета и бюджета Республики Карелия, а также разработкой проектно-сметной документации органами местного самоуправления. Способом ограничения финансового риска является ежегодная корректировка программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутых результатов. Возможный риск реализации долгосрочной программы связан с неэффективным управлением долгосрочной программой, которое может привести к невыполнению установленных плановых значений показателей целей и задач долгосрочной программы, и обусловлен срывом мероприятий, неэффективным использованием ресурсов, повышением вероятности неконтролируемого влияния негативных факторов на реализацию долгосрочной программы. Способами ограничения этого риска являются: публикация данных о ходе финансирования долгосрочной программы, обобщение и анализ опыта привлечения внебюджетных ресурсов, контроль за ходом выполнения программных мероприятий и совершенствование механизма текущего управления реализацией долгосрочной программы, своевременная корректировка мероприятий долгосрочной программы. II. Основные цели и задачи долгосрочной программы с указанием показателей их достижения Целью долгосрочной программы является создание условий, обеспечивающих возможность для жителей Республики Карелия вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре. Общеизвестно, что основы здорового образа жизни формируются в детстве, в связи с чем особое внимание должно уделяться развитию физической культуры и массового спорта среди детей, подростков и молодежи. Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт имеют большое значение для социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Крайне низкой на протяжении последних лет остается доля женщин и жителей сельских поселений, занимающихся физической культурой и спортом. В последние годы благодаря серьезному вниманию, уделяемому вопросам развития физической культуры и спорта в Республике Карелия, возросла потребность населения в регулярных занятиях физической культурой и спортом. По данным опроса, впервые проведенного в 2009 году Карельской государственной педагогической академией, в Республике Карелия свыше 60 процентов опрошенных занимаются физической культурой и спортом, в том числе около 30 процентов - дома и свыше 11 процентов - самостоятельно на плоскостных спортивных сооружениях. При выборе места для занятий физической культурой и спортом свыше 30 процентов опрошенных учитывают место расположения спортивного объекта и свыше 25 процентов ориентируются на качество предоставляемых услуг. Таким образом, в настоящее время спрос на физкультурно-спортивные услуги начал превышать предложение и на первый план выступают не вопросы привлечения населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, а создание условий для обеспечения общедоступного набора жизненно необходимых физкультурно-спортивных услуг, в первую очередь за счет развития физической культуры и спорта по месту жительства граждан. В процессе занятий физической культурой, по мере совершенствования уровня физической подготовленности, у занимающихся возникает потребность в выборе специализации по виду спорта, а впоследствии - желание принимать участие в соревнованиях, для реализации которых необходимо создать благоприятные условия, обеспечив содействие деятельности всех спортивных движений и развитию традиционных и массовых видов спорта в Республике Карелия. Таким образом, для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) совершенствование системы физического воспитания различных категорий и групп населения Республики Карелия; 2) развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом в образовательных учреждениях и по месту жительства; 3) развитие кадрового обеспечения сферы физической культуры и спорта; 4) популяризация массового спорта и приобщение различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Показатели целей и задач долгосрочной программы по годам представлены в приложении N 2. При условии реализации мероприятий долгосрочной программы планируются значительные улучшения таких показателей как: повышение обеспеченности населения Республики Карелия спортивными сооружениями, увеличения количества физкультурно-спортивных организаций и центров для занятий спортом. По таким показателям, как количество действующих физкультурно-спортивных организаций и центров для занятий спортом, количество обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, количество лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, количество жителей Республики Карелия, занятых в экономике Республики Карелия, систематически занимающихся физической культурой и спортом, количество расположенных в Республике Карелия спортивных сооружений и их пропускная способность, количество тренеров, имеется статистическая отчетность. Официальное статистическое наблюдение по форме N 1-ФК "Сведения о физической культуре и спорте" в соответствии с постановлением Росстата от 3 апреля 2007 года N 30 ведет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области физической культуры и спорта. По таким показателям, как количество зрителей при проведении спортивных мероприятий и количество участников массовых спортивных мероприятий, статистическая отчетность отсутствует. Указанные показатели будут рассчитываться на основании отчетов главных судей о проведении соревнований. III. Сроки и этапы реализации долгосрочной программы Реализацию долгосрочной программы предполагается осуществить в течение 5 лет (2011-2015 годы). В 2011-2015 годах предусматривается реализация конкретных мероприятий долгосрочной программы по совершенствованию системы физического воспитания различных категорий и групп населения Республики Карелия, развитию инфраструктуры для занятий массовым спортом в образовательных учреждениях и по месту жительства, развитию кадрового обеспечения сферы физической культуры и спорта, популяризации массового спорта и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Реализация долгосрочной программы может быть досрочно прекращена при условии выполнения запланированных мероприятий раньше указанного срока, а также в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Этапы в долгосрочной программе не выделяются. IV. Перечень программных мероприятий с указанием показателей результатов по каждому мероприятию 1. Обоснование выбора комплекса мероприятий Для реализации поставленных целей и решения задач долгосрочной программы, достижения планируемых значений показателей и индикаторов предусмотрено выполнение мероприятий, перечень которых приведен в приложении N 3 к долгосрочной программе. В течение 5 лет планируется строительство и реконструкция объектов спорта в образовательных учреждениях и по месту жительства граждан, производство и размещение рекламы, направленной на продвижение ценностей физической культуры и здорового образа жизни, подготовка и трансляция спортивных программ на телевидении и радио, проведение периодических опросов населения с целью выявления удовлетворенности организацией занятий физической культурой и спортом. Развитие инфраструктуры массового спорта будет осуществляться на основе системного подхода, который предполагает использование типовых проектов с учетом климатических условий, привязки к местности и конкретных потребностей каждого муниципального образования. Необходимым условием включения объектов в долгосрочную программу является наличие проектно-сметной документации и гарантия органов местного самоуправления в последующей эксплуатации за счет балансодержателя. Реализация Программы позволит за пять лет значительно улучшить состояние спортивной инфраструктуры с учетом территориального планирования размещения спортивных объектов и стратегии каждого муниципального района и городского округа республики по развитию приоритетных видов спорта. Задача значительного увеличения охвата жителей Республики Карелия занятиями физической культурой и спортом требует привлечения значительного числа тренеров, инструкторов и организаторов спортивной работы с населением. Реализовать указанную задачу исключительно силами государственных и муниципальных учреждений представляется затруднительной. Более рациональным и экономически выгодным представляется привлечение к решению этой задачи негосударственных некоммерческих спортивных организаций, существующих в настоящее время в Республике Карелия, а также стимулирование создания новых организаций в виде спортивных клубов по месту жительства и направление огромного потенциала некоммерческих спортивных организаций к решению главных задач развития физической культуры и массового спорта в Республике Карелия. Программные мероприятия предусматривают также повышение квалификации специалистов, работающих в области физической культуры и спорта в Республике Карелия, повышение роли общественных организаций в развитии физической культуры и массового спорта в Республике Карелия, совершенствование системы проведения спортивных мероприятий, повышение их зрелищности, привлечение наибольшего количества участников и зрителей. Основаниями для досрочного прекращения реализации долгосрочной программы являются несоответствие результатов выполнения долгосрочной программы целевым индикаторам и показателям эффективности, непредставление отчетности о ходе реализации долгосрочной программы в установленные сроки, а также результаты проведенных уполномоченными органами проверок, свидетельствующие о нецелевом и неэффективном использовании средств. 2. Прогнозируемый объём расходов на реализацию долгосрочной программы При включении строительства запланированных спортивных объектов в Федеральную целевую программу "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 года N 7, и физкультурных и спортивных мероприятий - в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на соответствующий год, прогнозируемый объем расходов составляет 2049870 тысяч рублей. V. Механизм реализации долгосрочной программы 1. Исполнительные органы государственной власти Республики Карелия, участвующие в реализации мероприятий долгосрочной программы Государственным заказчиком-координатором долгосрочной программы является Государственный комитет Республики Карелия по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму. Государственными заказчиками долгосрочной программы являются: Министерство образования Республики Карелия; Министерство строительства Республики Карелия. 2. Исполнители мероприятий долгосрочной программы. Исполнители мероприятий долгосрочной программы определяются на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. 3. Формы и методы управления, контроль за реализацией долгосрочной программы. Управление реализацией долгосрочной программы осуществляется Государственным комитетом Республики Карелия по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму. До начала реализации долгосрочной программы Государственный заказчик-координатор и государственные заказчики долгосрочной программы утверждают положения об управлении реализацией долгосрочной программой, определяющее: порядок формирования организационно-финансового плана реализации долгосрочной программы; механизмы корректировки мероприятий долгосрочной программы в ходе её реализации; процедуры обеспечения открытости информации о значениях целевых показателей и показателей результатов, результатах мониторинга реализации долгосрочной программы, программных мероприятиях и об условиях участия в них исполнителей, а также о проводимых конкурсах и критериях определения победителей. Государственный заказчик-координатор и государственные заказчики долгосрочной программы: осуществляют распределение средств бюджета Республики Карелия и средств из внебюджетных источников, в случае их привлечения, на реализацию программных мероприятий, ответственными за выполнение которых являются; осуществляют отбор на конкурсной основе исполнителей программных мероприятий долгосрочной программы; несут ответственность за своевременную и качественную реализацию мероприятий долгосрочной программы, обеспечивают эффективное использование средств бюджета Республики Карелия и средств, привлекаемых из внебюджетных источников; осуществляют ежеквартальный и ежегодный мониторинг реализации долгосрочной программы в соответствии с установленным Порядком проведения и критериями оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ; составляют ежеквартальный отчет о результатах реализации мероприятий долгосрочной программы; ежегодно проводят оценку эффективности реализации долгосрочной программы, подготавливают доклад о выполнении долгосрочной программы. Государственные заказчики долгосрочной программы ежеквартально, в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляют государственному заказчику-координатору отчет по установленной форме о результатах реализации мероприятий, ответственными за выполнение которых они являются. Государственный заказчик-координатор ежеквартально, в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляет в уполномоченный орган сводный квартальный отчет по долгосрочной программе. Государственные заказчики долгосрочной программы ежегодно в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным годом, направляют государственному заказчику-координатору доклады о выполнении долгосрочной программы. Государственный заказчик-координатор долгосрочной программы направляет в уполномоченный орган и Министерство финансов Республики Карелия ежегодно в срок не позднее 10 февраля года, следующего за отчетным, сводный доклад о выполнении долгосрочной программы. Государственные заказчики и государственный заказчик-координатор размещают в сети Интернет на своем сайте текст долгосрочной программы, доклады о реализации долгосрочной программы, информацию о конкурсах на участие в реализации долгосрочной программы, результаты мониторинга реализации долгосрочной программы, оценку значений целевых показателей и показателей результатов. Ответственность за выполнение показателей по росту доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения, росту доли населения, занятого в экономике Республики Карелия, систематически занимающихся физической культурой и спортом, возлагается на государственного заказчика-координатора долгосрочной программы. Ответственность за выполнение показателей по росту количества спортивных сооружений, расположенных на территории Республики Карелия, и повышению единовременной пропускной способности спортивных сооружений возлагается на государственного заказчика-координатора долгосрочной программы и Министерство строительства Республики Карелия. Ответственность за выполнение показателей по росту количества тренеров по видам спорта возлагается на Министерство образования Республики Карелия и государственного заказчика-координатора долгосрочной программы. Ответственность за выполнение показателей по росту доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, росту количества зрителей при проведении спортивных мероприятий и количества участников массовых спортивных мероприятий возлагается на Министерство образования Республики Карелия и государственного заказчика - координатора долгосрочной программы Ответственность за выполнение показателей результатов программных мероприятий возлагается на государственных заказчиков и государственного заказчика - координатора долгосрочной программы в соответствии с прилагаемым перечнем программных мероприятий. Ответственность за проведение ежеквартального и ежегодного мониторинга реализации долгосрочной программы, публикацию его результатов несут государственные заказчики и государственный заказчик-координатор в соответствии с указанным распределением ответственности по установленным в Программе показателям. VI. Показатели эффективности, конечных и непосредственных результатов долгосрочной программы Важнейшим результатом реализации долгосрочной программы станет увеличение численности населения, занимающегося физической культурой и спортом и ведущего здоровый образ жизни. Повышение двигательной активности и закаливание организма являются основными компонентами регулярных занятий физической культурой и спортом, положительно влияющими на сохранение и укрепление здоровья человека, снижение уровня заболеваемости. Долгосрочная программа носит профилактический характер и затраты на ее реализацию несравненно ниже затрат на оказание и совершенствование лечебной помощи и лекарственного обеспечения, на содержание в специальных государственных учреждениях молодых правонарушителей, на создание специальных условий для наркоманов и алкоголиков, на социальную поддержку лиц, утративших трудоспособность и инвалидов. Кроме того, в результате выполнения мероприятий долгосрочной программы предполагается строительство новых спортивных сооружений, для организации работы которых необходимо создать дополнительные рабочие места. Показатели для оценки эффективности долгосрочной программы представлены в приложении N 4. Значение показателя "доля жителей в Республике Карелия, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения Республики Карелия" определяется по следующей формуле: численность занимающихся физической культурой и спортом в Республике Карелия х 100%/численность населения Республики Карелия Численность занимающихся физической культурой и спортом в Республике Карелия определяется на основании данных официального статистического наблюдения по форме N 1-ФК "Сведения о физической культуре и спорте". Уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями определяется по Методике определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах физической культуры и спорта, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1999 года N 1683-р: единовременная пропускная способность физкультурно-спортивных сооружений Республики Карелия х 100%/0,19 x численность населения Республики Карелия Единовременная пропускная способность физкультурно-спортивных сооружений Республики Карелия определяется на основании данных официального статистического наблюдения по форме N 1-ФК "Сведения о физической культуре и спорте". Приложение N 1 к долгосрочной программе Анализ развития проблемной ситуации |—————————————————————————————|————————————————————|——————————|————————————————————————————————————————————————|-————————————————| | Показатели | Варианты | 2009 год | Планируемые показатели по годам | 2015 год | | | развития | | | к 2009 году в | | | | | | % | |—————————————————————————————|————————————————————|——————————|———————————|——————|———————|——————|———————|——————|——-——————————————| | | | | 2010 год | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | | | | | | (оценка) | год | год | год | год | год | | |—————————————————————————————|————————————————————|——————————|———————————|——————|———————|——————|———————|——————|—————————————————| | Доля жителей в Республике | инерционный | 15,3 | 16,0 | 16,0 | 15,9 | 15,8 | 15,7 | 15,6 | уменьшение на | | Карелия, систематически | | | | | | | | | 0,3 процентных | | занимающихся физкультурой и | | | | | | | | | пункта | | спортом, в общей | | | | | | | | | | | численности населения | | | | | | | | | | | Республики Карелия, процент | | | | | | | | | | |—————————————————————————————|————————————————————|——————————|———————————|——————|———————|——————|———————|——————|—————————————————| | | инвестиционный | | 16,0 | 17,0 | 19,0 | 21,0 | 25,0 | 30,0 | увеличение на | | | | | | | | | | | 14,7 процентных | | | | | | | | | | | пункта | |—————————————————————————————|————————————————————|——————————|———————————|——————|———————|——————|———————|——————|—————————————————| | Уровень обеспеченности | инерционный | | 27,4 | 27,4 | 27,4 | 27,4 | 27,4 | 27,4 | 0 | | населения спортивными | | 27,4 | | | | | | | | | сооружениями, процент от | | | | | | | | | | | норматива | | | | | | | | | | |—————————————————————————————|————————————————————|——————————|———————————|——————|———————|——————|———————|——————|—————————————————| | | инвестиционный | | 27,5 | 27,5 | 27,5 | 27,5 | 27,7 | 27,9 | увеличение на | | | | | | | | | | | 0,5 процентных | | | | | | | | | | | пункта | |—————————————————————————————|————————————————————|——————————|———————————|——————|———————|——————|———————|——————|—————————————————| Приложение N 2 к долгосрочной программе Показатели целей и задач долгосрочной программы по годам |—————|————————————————————————————|———————————————————————————————————————|—————————————|————————————————————————————————————————————————————————————————| | N | Целевой показатель | Содержание показателя, единицы | 2009 год | Целевое значение показателя | | п/п | | измерения | (базо-вый) | | | | | | | | |—————|————————————————————————————|———————————————————————————————————————|—————————————|—————————————|——————|——————|——————|——————|———————|——————————————| | | | | | 2010 год | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2015 год к | | | | | | (оценка) | год | год | год | год | год | базовому | | | | | | | | | | | | году, % | |—————|————————————————————————————|———————————————————————————————————————|—————————————|—————————————|——————|——————|——————|——————|———————|——————————————| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |—————|————————————————————————————|———————————————————————————————————————|—————————————|—————————————|——————|——————|——————|——————|———————|——————————————| | 1. | Рост количества | количество физкультурно-спортивных | 119 | 119 | 121 | 125 | 131 | 139 | 149 | 125,2 | | | действующих | организаций и центров для занятий | | | | | | | | | | | физкультурно-спортивных | спортом, единиц | | | | | | | | | | | организаций и центров для | | | | | | | | | | | | занятий спортом | | | | | | | | | | |—————|————————————————————————————|———————————————————————————————————————|—————————————|—————————————|——————|——————|——————|——————|———————|——————————————| | Задача 1. Совершенствование системы физического воспитания различных категорий и групп населения Республики Карелия | |—————|————————————————————————————|———————————————————————————————————————|—————————————|—————————————|——————|——————|——————|——————|———————|——————————————| | 1. | Рост доли обучающихся и | доля обучающихся и студентов, | 27,6 | 29,5 | 31 | 35 | 40 | 48 | 60 | увеличение | | | студентов, систематически | систематически занимающихся | | | | | | | | на 32,4 | | | занимающихся физической | физической культурой и спортом, | | | | | | | | процентных | | | культурой и спортом | процент | | | | | | | | пункта | |—————|————————————————————————————|———————————————————————————————————————|—————————————|—————————————|——————|——————|——————|——————|———————|——————————————| | 2. | Рост доли лиц с | доля лиц с ограниченными | 0,8 | 0,8 | 1 | 2 | 4 | 7 | 10 | увеличение | | | ограниченными | возможностями здоровья и инвалидов, | | | | | | | | на 9,2 | | | возможностями здоровья и | систематически занимающихся | | | | | | | | процентных | | | инвалидов, систематически | физической культурой и спортом, в | | | | | | | | пункта | | | занимающихся физической | общей численности данной категории | | | | | | | | | | | культурой и спортом, в | населения, процент | | | | | | | | | | | общей численности данной | | | | | | | | | | | | категории населения | | | | | | | | | | |—————|————————————————————————————|———————————————————————————————————————|—————————————|—————————————|——————|——————|——————|——————|———————|——————————————| | 3. | Рост доли занятых в | доля занятых в экономике Республики | 7,1 | 7,1 | 17 | 19 | 22 | 26 | 30 | увеличение | | | экономике Республики | Карелия, систематически занимающихся | | | | | | | | на 22,9 | | | Карелия, систематически | физической культурой и спортом, | | | | | | | | процентных | | | занимающихся физической | процент | | | | | | | | пункта | | | культурой и спортом | | | | | | | | | | |—————|————————————————————————————|———————————————————————————————————————|—————————————|—————————————|——————|——————|——————|——————|———————|——————————————| | Задача 2. Развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом в образовательных учреждениях и по месту жительства | |—————|————————————————————————————|———————————————————————————————————————|—————————————|—————————————|——————|——————|——————|——————|———————|——————————————| | 1. | Рост количества спортивных | количество спортивных сооружений, | 1402 | 1403 | 1406 | 1412 | 1416 | 1421 | 1426 | 101,7 | | | сооружений, расположенных | единиц | | | | | | | | | | | на территории Республики | | | | | | | | | | | | Карелия | | | | | | | | | | |—————|————————————————————————————|———————————————————————————————————————|—————————————|—————————————|——————|——————|——————|——————|———————|——————————————| | 2. | Повышение единовременной | единовременная пропускная способность | 35,8 | 35,7 | 35,7 | 35,8 | 35,9 | 36,0 | 36,2 | 101,1 | | | пропускной способности | спортивных сооружений, расположенных | | | | | | | | | | | спортивных сооружений | в Республике Каре-ия, тысяч человек | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |—————|————————————————————————————|———————————————————————————————————————|—————————————|—————————————|——————|——————|——————|——————|———————|——————————————| | Задача 3. Развитие кадрового обеспечения сферы физической культуры и спорта | |—————|————————————————————————————|———————————————————————————————————————|—————————————|—————————————|——————|——————|——————|——————|———————|——————————————| | 1. | Рост численности тренеров | численность тренеров по видам спорта, | 438 | 358 | 458 | 470 | 480 | 490 | 500 | 114 | | | по видам спорта | человек | | | | | | | | | |—————|————————————————————————————|———————————————————————————————————————|—————————————|—————————————|——————|——————|——————|——————|———————|——————————————| | Задача 4. Популяризация массового спорта и приобщение различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом | |—————|————————————————————————————|———————————————————————————————————————|—————————————|—————————————|——————|——————|——————|——————|———————|——————————————| | 1. | Рост численности зрителей | численность зрителей при проведении | 5 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 | увеличение в | | | при проведении спортивных | спортивных мероприятий в Республике | | | | | | | | 3,6 раза | | | мероприятий | Карелия, тысяч человек | | | | | | | | | |—————|————————————————————————————|———————————————————————————————————————|—————————————|—————————————|——————|——————|——————|——————|———————|——————————————| | 2. | Рост численности | численность участников массовых | 31 | 32 | 33 | 35 | 40 | 45 | 50 | 161 | | | участников массовых | спортивных мероприятий, тысяч | | | | | | | | | | | спортивных мероприятий | человек | | | | | | | | | |—————|————————————————————————————|———————————————————————————————————————|—————————————|—————————————|——————|——————|——————|——————|———————|——————————————| Приложение N 3 к долгосрочной программе Перечень программных мероприятий <*> Приложение N 4 к долгосрочной программе Показатели эффективности долгосрочной программы |—————|—————————————————————————|—————————————————————————|—————————————|———————————————————————————————————————————————————————————————| | N | Целевой показатель | Содержание показателя, | 2009 год | Целевое значение показателя | | п/п | | единицы измерения | (базовый) | | | | | | | | |—————|—————————————————————————|—————————————————————————|—————————————|——————————|——————|———————|———————|———————|——————|——————————————| | | | | | 2010 год | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2015 год | | | | | | (оценка) | год | год | год | год | год | к базовому | | | | | | | | | | | | году | |—————|—————————————————————————|—————————————————————————|—————————————|——————————|——————|———————|———————|———————|——————|——————————————| | 1. | Рост доли жителей | доля жителей | 15,3 | 16 | 17 | 19 | 21 | 25 | 30 | увеличение | | | Республики Карелия, | Республики Карелия, | | | | | | | | на 14,7 | | | систематически | систематически | | | | | | | | процентных | | | занимающихся | занимающихся | | | | | | | | пункта | | | физкультурой и спортом, | физкультурой и спортом, | | | | | | | | | | | в общей численности | в общей численности | | | | | | | | | | | населения Республики | населения Республики | | | | | | | | | | | Карелия | Карелия, процент | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |—————|—————————————————————————|—————————————————————————|—————————————|——————————|——————|———————|———————|———————|——————|——————————————| | 2. | Повышение уровня | уровень обеспеченности | 27,4 | 27,5 | 27,5 | 27,5 | 27,5 | 27,7 | 27,9 | увеличение | | | обеспеченности | населения Республики | | | | | | | | на 0,5 | | | населения спортивными | Карелия спортивными | | | | | | | | процентных | | | сооружениями | сооружениями, процент | | | | | | | | пункта | | | | | | | | | | | | | |—————|—————————————————————————|—————————————————————————|—————————————|——————————|——————|———————|———————|———————|——————|——————————————| _____________________ <*> - не приводится Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|