Расширенный поиск

Постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 14.01.2015 № 149

 

РЕСПУБЛИКА  КАРЕЛИЯ

АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

14.01.2015

 

149

 

Об утверждении муниципальной программы Петрозаводского городского округа «Развитие сферы культуры Петрозаводского городского округа»

В соответствии с Федеральным законом от 07.05.2013 № 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса», постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 09.09.2013 № 4692 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Петрозаводского городского округа» и в целях  повышения качества и расширения спектра услуг в сфере культуры Администрация Петрозаводского городского округа

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1.                       Утвердить муниципальную программу Петрозаводского городского округа «Развитие сферы культуры Петрозаводского городского округа» (прилагается).

2.                       Информационно-аналитическому управлению аппарата Администрации Петрозаводского городского округа (М.Г. Мухина) опубликовать данное постановление в источнике официального опубликования муниципальных правовых актов.

3.                       Настоящее постановление распространяет действие на правоотношения, возникшие  с 01.01.2015.

4.                       Признать утратившим силу постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 22.04.2014 № 1897 «Об утверждении ведомственной программы комитета социального развития Администрации Петрозаводского городского округа «Развитие сферы культуры города Петрозаводска на 2014-2015 годы».

5.              Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы Администрации Петрозаводского городского округа   председателя комитета социального развития Р.Е. Ермоленко.

 

Глава Петрозаводского городского округа                                                 Г.И.Ширшина

 


 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Администрации

Петрозаводского городского круга

от_14.01.2015__№ _149________

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальная программа

Петрозаводского городского округа

«Развитие сферы культуры Петрозаводского городского округа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комитет социального развития

Администрации Петрозаводского городского округа

 

Управление культуры комитета социального развития

Администрации Петрозаводского городского округа

 

Начальник управления культуры

комитета социального развития

Администрации Петрозаводского городского округа

 

Соловьев Сергей Иванович

Тел.: 71 34 44

Эл. почта: uk@petrozavodsk-mo.ru

 

2014 год

ПАСПОРТ

 

муниципальной программы Петрозаводского городского округа

«Развитие сферы культуры Петрозаводского городского округа»

(далее – муниципальная программа)

 

1

Ответственный исполнитель муниципальной программы

Комитет социального развития

Администрации Петрозаводского городского округа,

управление культуры комитета социального развития

Администрации Петрозаводского городского округа

2

Соисполнители, участники  муниципальной программы

Муниципальное бюджетное учреждение культуры Петрозаводского городского округа «Городской дом культуры»

Муниципальное бюджетное учреждение культуры Петрозаводского городского округа

«Централизованная библиотечная система»

Муниципальное бюджетное учреждение культуры Петрозаводского городского округа  «Городской выставочный зал»

Муниципальное бюджетное учреждение культуры Петрозаводского городского округа« Городской танцевальный клуб «РИТМ»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей  Петрозаводского городского округа «Детская музыкальная школа №1 им. Г. Синисало»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей  Петрозаводского городского округа «Детская музыкально-хоровая  школа»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей  Петрозаводского городского округа «Детская музыкальная школа им. Г.В. Свиридова»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей  Петрозаводского городского округа «Петрозаводская детская школа искусств имени М.А. Балакирева»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей  Петрозаводского городского округа «Детская художественная школа»

3

Подпрограммы муниципальной программы

Нет

4

Цель муниципальной программы

 

 

 

Повышение качества городской культурной среды как важного ресурса развития человеческого потенциала города, формирования позитивного эмоционального настроя горожан. Содействие созданию привлекательного образа Петрозаводска.

5

Задачи муниципальной программы

-   Модернизация деятельности муниципальных учреждений культуры и дополнительного образования в сфере культуры, приведение ее в соответствие с современными потребностями и ожиданиями жителей города;

-   Выявление и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи;

-   Развитие масштабных культурных проектов, отражающих колорит территории,  содействующих формированию сплоченности городского сообщества,  способствующих раскрытию  творческого потенциала города, повышению узнаваемости Петрозаводска;

-   Сохранение и развитие кадрового потенциала муниципальных учреждений культуры и дополнительного образования сферы культуры;

-   Создание эффективной системы продвижения культуры и культурного продукта в городскую среду.

6

Конечные результаты муниципальной программы

-   Рост количества посещений   муниципальных и республиканских  организаций культуры, расположенных на территории Петрозаводского городского округа на 1,8 процента;

-   Рост уровня удовлетворенности жителей Петрозаводского городского округа качеством предоставления муниципальных услуг в сфере культуры  с 75 процентов до 80 процентов;

-   Увеличение доли горожан,  положительно оценивающих влияние современного состояния сферы культуры города на привлекательность проживания в Петрозаводске с 36,2 процентов до 40 процентов;

-   Сохранение охвата детского населения в возрасте 5-18 лет   обучением в муниципальных  детских школах  искусств на  уровне 9,6 процентов;

-   Рост количества посещений муниципальных библиотек на 1000 жителей с 1500 до 1530;

-   Увеличение  доли  населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, по отношению к общей численности населения Петрозаводского городского округа с 53 процентов до 69 процентов;

-    Сохранение     доли  населения города, посетившей  выставки, организованные Городским выставочным залом, на уровне 6 процентов;

-   Увеличение  доли призеров международных, всероссийских и межрегиональных конкурсов и фестивалей  от общего числа обучающихся на бюджетных местах в муниципальных детских школах искусств и МУ «ГТК «РИТМ» с 11,5 процентов до 14 процентов;

-   Рост количества организаций, участвующих  в подготовке и проведении культурных событий, на 66 процентов;

-   Рост количества регионов России и зарубежных государств–участников культурных событий Петрозаводска  в 2 раза;  

-   Увеличение доли  специалистов в возрасте до 30 лет, работающих в учреждениях, подведомственных управлению культуры, с 12 процентов до 20 процентов;

-   Рост количества специалистов отрасли «культура», прошедших повышение квалификации, до 22 процентов;

-   Рост количества посещений сайтов учреждений культуры и дополнительного образования в сфере культуры (в день, в среднем на одно учреждение) в 3 раза.

7

Целевые индикаторы муниципальной программы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-   Количество посещений   муниципальных и  республиканских  организаций культуры, расположенных на территории Петрозаводского городского округа;

-   Уровень удовлетворенности жителей Петрозаводского городского округа качеством предоставления муниципальных услуг в сфере культуры;

-   Доля горожан,  положительно оценивающих влияние современного состояния сферы культуры города на привлекательность проживания в Петрозаводске;

-   Уровень охвата детского населения в возрасте 5-18 лет   обучением в муниципальных  детских школах  искусств;

-   Количество посещений муниципальных библиотек на 1000 жителей;

-   Доля населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, по отношению к общей численности населения Петрозаводского городского округа;

-     Доля населения города, посетившая  выставки, организованные Городским выставочным залом;

-   Доля призеров международных, всероссийских и межрегиональных конкурсов и фестивалей  от общего числа обучающихся на бюджетных местах в муниципальных детских школах искусств и МУ «ГТК «РИТМ»;

-   Количество организаций, участвующих  в подготовке и проведении культурных событий;

-   Количество регионов России и зарубежных государств – участников культурных событий Петрозаводска;  

-   Доля  специалистов в возрасте до 30 лет, работающих в учреждениях, подведомственных управлению культуры;

-   Доля специалистов  отрасли «культура», прошедших повышение квалификации;

-   Количество посещений сайтов учреждений культуры и дополнительного образования сферы культуры (в день, в среднем на одно учреждение).

8

Показатели результатов и эффективности муниципальной программы

-   Рост числа обучающихся в детских школах искусств по предпрофессиональным общеобразовательным программам  от общего числа обучающихся в этих школах;

-   Сохранение  среднего  балла    ежегодной промежуточной аттестации обучающихся в детских школах искусств;

-   Увеличение доли обучающихся в детских школах искусств, принимающих участие в концертной и иной просветительской деятельности школы;

-   Увеличение  объема  электронных баз данных библиотек МУ «ЦБС» для предоставления гражданам доступа к ним;

-   Рост  числа  библиотек,  переведенных    на обслуживание по электронному читательскому билету;

-   Увеличение  числа  участников  мероприятий по продвижению чтения, воспитанию читательской культуры детей и подростков;

-   Увеличение    числа   индивидуальных библиографических консультаций и справок;

-   Рост  числа  культурно-досуговых мероприятий, проводимых муниципальными учреждениями культуры;   

-   Рост числа   участников культурно-досуговых мероприятий;          

-   Рост числа  участников культурно-досуговых формирований;

-   Сохранение   количества   посетителей международных, межрегиональных, республиканских  выставок;

-   Приобретение компьютеров и программного обеспечения;

-   Оборудование помещений двух библиотек;

-   Увеличение количества единиц приобретенных музыкальных инструментов и другого оборудования;

-   Сохранение количества учреждений, помещения которых соответствуют требованиям технической и санитарной безопасности;

-   Увеличение количества участников фестивалей и конкурсов;

-   Увеличение количества участников творческих лагерей, лабораторий;

-   Ежегодная выплата стипендий Администрации Петрозаводского городского округа одаренным детям и творческим коллективам;

-   Увеличение  количества посетителей комплексных мультикультурных  проектов «День города», «Международный зимний фестиваль «Гиперборея»;

-   Увеличение количества посетителей межрегиональных массовых мероприятий (фестивалей, праздников и др.) различных организаций и творческих групп граждан, насыщающих городской календарь культурных событий;

-   Увеличение количества посетителей мероприятий, отражающих   самобытность, колорит традиционной  национальной культуры территории;

-   Увеличение количества учреждений, в которых внедрены нормы труда, профессиональные стандарты и показатели эффективности труда работников;

-   Изменение соотношения средней заработной платы работников учреждений культуры к средней заработной плате в Республике Карелия;

-   Изменение соотношения среднемесячной заработной платы педагогов муниципальных организаций дополнительного образования детей к среднемесячной заработной плате учителей в регионе;

-   Обучение  специалистов учреждений культуры по программам дополнительного профессионального образования;

-   Участие в региональных и межрегиональных семинарах, конференциях и других информационно-методических мероприятиях по вопросам  культуры и искусства;

-   Проведение региональных и межрегиональных семинаров, конференций и других информационно-методических мероприятий по вопросам  культуры и искусства на территории города Петрозаводска;

-   Проведение профориентационных мероприятий;

-   Увеличение количества граждан, вовлеченных в подготовку программы крупных городских культурных акций;

-   Увеличение количества участников программ в помощь образованию и самообразованию горожан, развитию их информационной грамотности;

-   Увеличение количества поддержанных совместных проектов муниципальных и республиканских (федеральных) учреждений культуры;

-   Сохранение количества премий и проектов, в которых Администрация Петрозаводского городского округа выступает в качестве соучредителя;

-   Рост количества посещений сайтов учреждений культуры и дополнительного образования сферы культуры (в день, в среднем на одно учреждение);

-   Наличие публикаций по вопросам культурной жизни города Петрозаводска;

-   Создание сетевых информационных и образовательных программ учреждений культуры различной ведомственной принадлежности;

-   Рост количества участников мероприятий, направленных  на популяризацию профессий отрасли «культура»;

-   Реализация совместных  проектов (мероприятий) в рамках  международного и межрегионального культурного сотрудничества.

9

Этапы и сроки реализации муниципальной программы

Программа не имеет этапов реализации.

Сроки реализации программы – 2015-2017 годы.

10

Финансовое обеспечение муниципальной программы, в том числе подпрограмм с указанием источников, с разбивкой по этапам и годам реализации

Объем финансового обеспечения муниципальной программы составляет 530 534,1 тыс. руб., в том числе по годам:

2015 год

176 690,7 тыс. рублей

2016 год

176 726,5 тыс. рублей

2017 год

177 116,9 тыс. рублей

 

Финансовое обеспечение муниципальной программы за счет бюджета Петрозаводского городского округа составляет 477 854,1 тыс. рублей, в том числе по годам:

2015 год

  159 130,7 тыс. рублей

2016 год

  159 166,5 тыс. рублей

2017 год

  159 556,9 тыс. рублей

Финансовое обеспечение муниципальной программы за счет средств от платных услуг составляет 52 680,0 тыс. руб., в том числе по годам:

2015 год

  17 560,0 тыс. рублей

2016 год

  17 560,0 тыс. рублей

2017 год

  17 560,0 тыс. рублей

Потребность в средствах, не обеспеченная источниками финансирования на реализацию муниципальной программы, составляет 622,0 тыс. руб., в том числе по годам:

2015 год                    0,0 тыс.рублей

2016 год                    311,0 тыс.рублей

2017 год                    311,0 тыс.рублей

Потребность в средствах, не обеспеченная источниками финансирования на реализацию муниципальной программы за счет бюджета Петрозаводского городского округа, составляет 622,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2015 год                       0,0 тыс.рублей

2016 год                       311,0 тыс.рублей

2017 год                       311,0 тыс.рублей

11

Ожидаемый эффект от реализации муниципальной программы

Повышение качества городской культурной среды,  степени доступности культурных благ для каждого жителя города. Создание условий для улучшения социально-психологического климата в городском сообществе, формированию  привлекательного образа города.

 

 

Раздел 1. Характеристика текущего состояния сферы культуры  Петрозаводского городского округа

 

Проект Концепции социально-экономического развития Петрозаводского городского округа до 2025 года рассматривает сферу культуры города в качестве одного из ресурсов развития человеческого потенциала и как фактор формирования привлекательного образа города.

Сфера культуры Петрозаводска представляет собой, прежде всего, исторически сложившуюся республиканскую и муниципальную инфраструктуры, состоящие из традиционных для регионального центра России набора учреждений. На территории города работает 21 республиканское учреждение культуры, в том числе 4 театра, 2 концертные организации, 3 библиотеки, 2 музея и другие учреждения. В культурной  среде города также представлены федеральные учреждения – Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» и Петрозаводская государственная консерватория им. А.К. Глазунова. В Петрозаводске действует несколько продюсерских организаций, обуславливающих активную концертную деятельность коллективов и исполнителей других территорий на сценических площадках города, в городе  работает незначительное число некоммерческих организаций культуры: театр, художественная галерея и творческий центр, на частной основе реализуются некоторые арт-проекты.

В соответствии с методикой определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации                      от 19.10.1999   1683-р,  город Петрозаводск на 100 процентов обеспечен библиотеками, театрами, музеями и выставочными залами, на  38 процентов  - парками культуры и отдыха, на 4 процента - клубами и учреждениями клубного типа.

Источниками количественных показателей, использованных далее в описании  состояния сферы культуры Петрозаводска, являются:

- формы ежегодного федерального статистического наблюдения «Свод годовых сведений об учреждениях культурно-досугового типа системы Минкультуры России» (7-НК), «Свод годовых сведений об общедоступных (публичных) библиотеках системы Минкультуры России» (6-НК), «Сведения об учреждениях дополнительного образования детей» (1-ДО) за 2011-2013 годы;

- данные территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия за 2011-2013 годы;

- данные федеральной службы государственной статистики (сведения по территории РФ) за 2011-2013годы;

- доклад Главы Петрозаводского городского округа о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности Администрации Петрозаводского городского округа за  2013 год и их значениях на трехлетний период в части перечня дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, утвержденные постановлением Правительства РФ  от 17.12.2012 № 1317;

- аналитические отчеты Министерства культуры Республики Карелия за 2011-2013 годы, государственные задания республиканских учреждений культуры и образовательных учреждений, размещенные на официальном портале органов государственной власти Республики Карелия и на официальном сайте Министерства культуры Республики Карелия;

 - отчеты о выполнении муниципальных заданий учреждений, подведомственных управлению культуры комитета социального развития Администрации Петрозаводского городского округа.

Среди  ключевых преимуществ  сферы  культуры   Петрозаводска можно указать следующие.

 Существует большая концентрация специалистов высокого профессионального уровня в сфере музыкального искусства, которая обусловлена наличием в городе образовательных учреждений, обеспечивающих полный цикл профессионального музыкального образования: детские школы искусств – музыкальный колледж – консерватория.

Доля детей в возрасте 5 - 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в сфере культуры (детских музыкальных, художественной школе и  школе искусств) составляет 9,6 процентов. В среднем по России –1,6 процента. Такой высокий процент вовлеченности детского населения в систему  обучения по программам художественно-эстетической направленности способствует формированию грамотной, требовательной слушательской и зрительской аудитории, что во многом влияет на объем и качество культурного продукта, предлагаемого горожанам различными организациями.

За последние 10 лет произошло существенное обновление материально-технической базы республиканских и федеральных учреждений культуры, произведена реконструкция зданий, создавшая условия для совершенно нового уровня деятельности учреждений, в том числе и муниципальных, которые используют эти помещения для проведения крупных культурных событий.

В городе – насыщенный культурный календарь, ежегодно на его территории  организациями различной ведомственной принадлежности проводится более 30 международных и межрегиональных фестивалей по различным жанрам искусства, на которых присутствует в общей сложности более 40 тысяч зрителей. Растет популярность мультикультурных комплексных событий (таких как  День города и Международный зимний фестиваль «Гиперборея»), в которых  ежегодно участвуют более 60 тысяч человек.

Важным аспектом является то, что сохраняя творческий потенциал и традиции, за последние годы городские мероприятия поднялись на новый качественный уровень, оказывая благотворное влияние на общий социально-психологический климат в городском сообществе, а также привлекая туристов. Возрастает роль массовых, масштабных культурных событий как средства расширения межрегионального и международного сотрудничества.

Петрозаводск имеет развитые побратимские и международные связи в сфере гуманитарного образования и культуры с 13 городами мира, ежегодно реализуя порядка 5 проектов в сфере культуры совместно с городами – побратимами. Проекты включают в себя культурные события, конференции, семинары, образовательные мероприятия.

В последние годы муниципальная политика в сфере культуры реализовывалась на основе Концепции развития сферы культуры                        г.Петрозаводска на 2009–2015 годы, одобренной постановлением Главы Петрозаводского городского округа от 07.03.2008 № 517 «О рассмотрении Концепции развития сферы культуры города Петрозаводска на 2009-2015 годы».

Основные достижения муниципальной сферы последних лет связаны с обеспечением стабильной деятельности муниципальных учреждений и развитием партнерства с федеральными и республиканскими учреждениями, находящимися на территории г.Петрозаводска.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Администрация Петрозаводского городского округа в рамках решения вопросов местного значения городского округа осуществляет предоставление дополнительного (музыкального и художественного) образования, организацию библиотечного обслуживания, создание условий для организации досуга и обеспечения жителей города услугами организаций культуры.

Значительная часть работы в этом направлении происходит через организацию деятельности 9 муниципальных учреждений, в соответствии с установленными  муниципальными заданиями на оказание услуг (выполнение работ) населению, которые можно объединить в 3 группы: дополнительное образование, библиотечное обслуживание и культурно-досуговая деятельность.

 Детские школы искусств Петрозаводска признаны сильными стабильными образовательными учреждениями, они развивают традиции российской академической школы, обеспечивают реализацию дополнительных образовательных программ в сфере искусства. В этих образовательных учреждениях в 2014 году обучается 3,5 тысячи человек в возрасте от 5 до 18 лет. Ежегодно за последние 3 года анкетирование выпускников и их родителей показывает  высокую степень удовлетворенности (свыше 90 процентов) результатами обучения и организации образовательного процесса. Степень востребованности предлагаемых школами  услуг демонстрирует ежегодный конкурс: 2-3 человека  на бюджетное место. 

 О высоком качестве подготовки обучающихся свидетельствует их успешное участие в конкурсах, фестивалях, выставках разных уровней, более 11,5 процентов от общей численности обучающихся на бюджетных местах в  детских школах искусств ежегодно становятся обладателями призовых мест. С 2013 года в этих учреждениях ведется обучение по предпрофессиональным дополнительным образовательным программам, предусматривающим итоговую аттестацию обучающегося в соответствии с федеральными государственными стандартами. Введение предпрофессиональных программ позволит лучше подготовить наиболее способных учащихся к поступлению в профессиональные учебные заведения сферы культуры и искусства и обеспечит лучшую подготовку музыканта или художника-любителя, грамотного зрителя и слушателя.

Увеличивается число предложений для подростков и детей дошкольного возраста, в том числе на отделениях дополнительных платных образовательных услуг, которые созданы в большинстве школ. На этих отделениях действуют обучающие программы по различным направлениям  музыкального образования и общеэстетического развития для детей различного возраста с различными сроками обучения: от 1 года до 5 лет. Особенно популярными становятся занятия в группах раннего эстетического развития для детей от 2 лет.

Значительную часть деятельности школ искусств занимает концертно-просветительская работа, проведение конкурсов и фестивалей исполнительского мастерства. Исполнительская практика учащихся является важной составляющей обучения и одновременно позволяет дополнять календарь культурных событий города. В каждом из этих мероприятий  принимают участие представители более 10 регионов России и 3-4 зарубежных государств. В течение года участниками фестивалей становятся около 2000 юных музыкантов – исполнителей. Эти события в немалой степени  способствуют укреплению имиджа Петрозаводска как музыкального города.

Число зарегистрированных пользователей Централизованной библиотечной системы Петрозаводска (далее – МУ «ЦБС»), объединяющей 12 библиотек, составляет 69,1 тысяч человек, что составляет 21 процент населения города (общероссийский показатель по муниципальным библиотекам – 31,5 процентов).

Об интенсивности работы специалистов свидетельствует те факты, что  количество зарегистрированных пользователей на 1 работника библиотеки  составляет 626 (общероссийский показатель – 493), количество книговыдач на одного работника 11420 (общероссийский показатель –7457).

Библиотечный фонд ЦБС составляет 401,14 тысяч  экземпляров. Финансирование из бюджетов различного уровня  позволило значительно обновить фонды библиотек, в течение последних 5 лет библиотеки имеют возможность приобретать свыше 20 тысяч экземпляров новых книг в год. Однако,  в соответствии с  распоряжением Правительства  РФ                                от 13.07.2007 № 923Р «Об изменении социальных нормативов и норм, одобренных распоряжением Правительства  РФ от 03.07.2006 № 1063Р», норматив обновления библиотечного фонда составляет 250 экземпляров книг  на 1000 жителей, в Петрозаводске  в рамках комплектования МУ «ЦБС» обеспечивается  107,5 новых поступлений на 1000 жителей, то есть в 2,3 раза ниже норматива.

В последнее время происходит переосмысление механизмов деятельности муниципальных библиотек. Роль библиотек в современном мире трансформируется. Само посещение библиотеки в связи с возможностью  электронного чтения и получения информации в сети Интернет перестало для многих горожан быть насущной необходимостью. Мобильный доступ к Интернету – обыденная составляющая абсолютно всех сфер деятельности.

Единственная проблема, с которой владельцы мобильных устройств сталкиваются сегодня и будут сталкиваться завтра, заключается в доступе к закрытой платной части контентного наполнения Сети. Именно в этой области библиотеки имеют потенциальную возможность предложить услуги, востребованные основной пользовательской аудиторией.

В системе цифровых коммуникаций информационная функция, в реализации которой заключён главный смысл существования библиотек, трансформируется в обеспечение для всех граждан бесплатного временного доступа ко всему разнообразию цифрового интеллектуального контента.

К числу перспективных и потенциально наиболее востребованных направлений деятельности библиотек относится развитие образовательных программ по информационной культуре. Стоит задача переоборудования помещений библиотек под места для комфортного проведения интеллектуального досуга и создания зон для обучения и консультирования горожан по работе с электронной информацией.

МУ «ЦБС» в течение последних 10 лет проводит целенаправленную работу по внедрению форм работы, связанных с обеспечением доступа граждан к Интернет-ресурсам. Все библиотеки городской библиотечной системы оснащены компьютерами, имеющими выход в Интернет (в среднем по России – 42,1 процента). Жители имеют свободный доступ к сайтам государственной власти федерального, регионального и муниципального уровня, а также интернет-порталам государственных и муниципальных электронных услуг. Кроме этого, библиотеки предоставляют горожанам электронные базы библиотек Республики Карелия, полнотекстовые базы публикаций республиканских газет, справочные правовые базы «Консультант+» и «Государственная система правовой информации».

В течение 3 лет идет поэтапный переход городских библиотек на обслуживание по электронному читательскому билету, уже 5 из 12  муниципальных библиотек используют эту форму обслуживания. Более 5 лет городские библиотеки проводили занятия для читателей в рамках программы «Информационная культура личности», с 2014 года реализуется новая программа «Информационная культура учащихся», которая помогает  сформировать у школьников важные навыки по самостоятельному, безопасному поиску и дальнейшей работе с информацией, полученной в сети Интернет.

 Серьезным ограничением в развитии этого  перспективного направления библиотечной деятельности является устаревший парк компьютеров и программного обеспечения к ним, большая часть которого была сформирована  в рамках муниципальной целевой программы «Электронный Петрозаводск» в 2005 – 2006 годах.

Одним из важных направлений муниципальной сферы культуры  является оказание культурно-досуговых услуг, которое осуществляют Городской выставочный зал, Городской танцевальный клуб «РИТМ» и Городской дом культуры.

В  Городском танцевальном клубе «РИТМ»  занимается более 600 человек. Подготовка спортивных танцевальных пар по программам Союза танцевального спорта России занимает значительное место в деятельности клуба. 161 человек достигли категории «спорт высших достижений».

Федерация танцевального спорта Карелии, лидером которой является  клуб «РИТМ», получила аккредитацию и имеет право на проведение в Петрозаводске соревнований российского уровня. Клуб является организатором престижных соревнований – Чемпионатов по Северо-Западу среди молодежи, Республики Карелия и Кубка мэра по спортивным бальным танцам. Ансамбль бального танца «РИТМ», работающий на базе клуба,  ведет активную концертную деятельность в Петрозаводске, выезжает с концертными программами в другие города России и зарубежных государств.

         Городской выставочный зал (далее МУ «ГВЗ») – единственная в Петрозаводске муниципальная художественная галерея, специализирующаяся на профессиональном изобразительном искусстве и фотографии. Одновременно это один из поликультурных центров, в котором  ежегодно организуется не только 12 - 13 выставок, но и более 70 концертов, встреч, литературных вечеров, экскурсий.

В течение года выставки и другие мероприятия МУ «ГВЗ» посещают 16,2 тысячи  человек. Зал работает с авторами и творческими объединениями художников, дизайнеров, писателей, архитекторов Петрозаводска и других городов России и других стран. Это учреждение успешно продвигает собственный долговременный проект – международную выставку акварельной живописи «Аквабиеннале», представляющий лучшие работы акварелистов России и зарубежных художников. Этот и другие проекты  давно демонстрируют острую необходимость в расширении выставочных площадей в Петрозаводске, назревшую потребность в большом современном выставочном зале, который бы позволил организовывать и принимать престижные всероссийские и международные выставки.

Структурные подразделения Городского дома культуры (МУ «ГДК») работают в шести жилых районах города, в связи с отсутствием собственных зрительных залов ведут целенаправленную работу, используя так называемые «малые» формы работы: вечера отдыха, детские и молодежные конкурсно-игровые программы и т.п. Особое внимание уделяется культурно-просветительским программам и социально значимым акциям. На базе МУ «ГДК» работает городской центр ремесел, который проводит выставки прикладного искусства, обучающие курсы, мастер-классы по различным видам ремесел.

Основным направлением деятельности дома культуры является проведение массовых общегородских праздников, других масштабных  культурных акций. 

За последние три года (2011–2013) муниципальными учреждениями культуры организовано более 10 тысяч мероприятий (в 2011 году  3,5 тысячи, в 2012 – 3,5 тысячи, в  2013 – 4,0 тысячи), на которых обслужено более 600 тысяч человек, из них для детей организовано 5 тысяч мероприятий, на которых присутствовало  более 200 тысяч человек. Развивается система оказания платных услуг населению, в 2013 году на платной основе в среднем на одно культурно-досуговое учреждение проведено 70,5 мероприятий (в среднем по России – 56).

 Несмотря на высокий уровень развития сферы культуры и искусства в городе и большое число проектов, реализуемых в этой сфере, существует ряд проблем, ограничивающих возможности организации культурной жизни горожан.

Серьезнейшей проблемой является неразвитость муниципальной  инфраструктуры сферы культуры: 50 процентов помещений, в которых размещены библиотечные и культурно-досуговые учреждения, находятся в жилых домах, большая часть их является ветхими, плохо оборудованными, не позволяет вместить достаточное количество посетителей и обеспечить их комфортное пребывание, 40 процентов учреждений дополнительного образования сферы культуры  арендует помещения в общеобразовательных школах, испытывая при этом проблемы с организацией учебного процесса.

При проектировании застройки новых районов города в 1970-1980 годы не было предусмотрено и не предусматривается в настоящее время размещение  на их территории объектов культуры. Особенно остро проблема отсутствия достаточных площадей стоит в части обеспечения населения культурно-досуговыми (клубными) услугами. На основании действующей методики определения нормативной потребности субъектов РФ в объектах социальной инфраструктуры (одобрена распоряжением Правительства РФ                               от 19.10.1999 № 1683-р, изменения от 23.11.2009 № 1767) и социальных нормативов и норм, одобренных распоряжением Правительства РФ                       от 03.07.1996 № 1063 (в редакции распоряжений Правительства РФ                      от 14.07.2001   № 942-р,  от 13.07.2007 № 923-р) по учреждениям культурно-досугового типа жители  Петрозаводска должны быть обеспечены учреждениями данного типа с общим количеством мест 5270 - (количество жителей /1000х20). В настоящее время общее количество зрительских мест во всех  культурно-досуговых учреждениях, расположенных на территории Петрозаводска, составляет 220, то есть 4 процента от нормы.

Ограничение площадей для организации репетиционного процесса в виду закрытия ведомственной сети культурно-досуговых учреждений (Дворцов, Домов культуры) привело к снижению за последние 15 лет числа любительских художественных коллективов, которые являются неотъемлемой частью культурной среды большинства городов России. Потребность в помещениях велика, не один десяток любительских коллективов не находит даже временных помещений для репетиций на базе различных организаций. Ограничены возможности для организации крупных художественных выставок и культурно-просветительских мероприятий. Петрозаводск – единственный региональный цент на Северо-Западе РФ, не имеющий полноценного здания для размещения культурно-досугового (клубного) учреждения – Дома (Центра) культуры.

Следует отметить, что при низкой обеспеченности зрительскими местами подведомственных учреждений в городе отмечается высокий уровень участия населения в целом в культурно-досуговых мероприятиях, организованных Администрацией Петрозаводского городского округа. Доля населения, принимающего участие в культурно-досуговых мероприятиях, с учетом мероприятий на открытых пространствах, составляет ежегодно более 50 процентов населения Петрозаводска (в 2013 году – 57 процентов). По имеющейся статистике по  региональным центрам Северо-Западного федерального округа в Архангельске – 171 процент, в Великом Новгороде – 193 процента. Но климатические условия территории позволяют организовывать работу на открытых пространствах не более 3 – 3,5 месяцев в году.

Значительное влияние на развитие сферы культуры оказывает неразвитость арт-рынка, коммерческого сектора культуры, в том числе, культурных индустрий, отсутствие коллекционерской, галерейной деятельности, незначительно число частных театральных, музыкальных и прочих художественных организаций из-за низкого уровня доходов большинства населения города и отсутствия навыков маркетинговой деятельности у представителей художественной среды.

Неразвита система поддержки органами местного самоуправления частных инициатив в сфере культуры (грантовая, промоутерская поддержка). Несовершенна система взаимодействия органов местного самоуправления с учреждениями и деятелями профессионального искусства («обратная связь», привлечение экспертного сообщества к решению важных городских  проблем).

 На состояние сферы культуры в г.Петрозаводске оказывают влияние общие тенденции развития российской культуры, в государственной программе Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020 годы отмечается заметное снижение культурно-образовательного уровня населения Российской Федерации. В проекте Основ государственной культурной политики России  указывается на снижение роли общеэстетической подготовки ученика в общеобразовательной школе, роли семьи в нравственном воспитании ребенка, снижение просветительской, популяризаторской составляющей в работе учреждений профессионального искусства, упрощение художественного вкуса населения, усиление позиций массовой  культуры.

Острой проблемой является старение кадрового состава, консервативность специалистов учреждений культуры, отсутствие системы поиска и привлечения персонала, имеющего современную подготовку. На рынке труда Петрозаводска отсутствуют молодые специалисты – выпускники ВУЗов культуры по различным специальностям. Наиболее благополучна кадровая ситуация в Детских школах искусств, обусловленная наличием в Петрозаводске федерального образовательного учреждения – Петрозаводской государственной консерватории им.А.К.Глазунова. Значительные кадровые  проблемы испытывает библиотечная и культурно-досуговая деятельность,  доля специалистов в этих учреждениях в  возрасте старше 45 лет составляет более 40 процентов. Низкая заработная плата специалистов учреждений культуры также является серьезным ограничением для привлечения квалифицированного персонала. Из-за ограниченности ресурсов учреждений отсутствует возможность получения работниками систематизированной современной профессиональной информации, качественных образовательных услуг, направленных на повышение квалификации. За период с 2011 по 2013 год доля специалистов библиотек, проходящих в течение года  повышение квалификации, составляла 3,7 процента от общего числа работников, в Городском доме культуры эта доля составляла 5 процентов.

Недостаточно эффективна деятельность по продвижению культуры в городскую среду, воспитанию у населения потребности в качественном культурном продукте. Отсутствуют сетевое взаимодействие между организациями культуры различной ведомственной принадлежности по проведению систематической работы по популяризации культуры и искусства, увеличению зрительской аудитории организаций культуры.

 

Раздел 2. Приоритеты и цели муниципальной политики в сфере культуры. Описание основных целей и задач муниципальной программы. Прогноз развития сферы культуры и планируемые показатели по итогам реализации муниципальной программы

 

Приоритеты муниципальной политики Петрозаводского городского округа в сфере культуры определяются следующими документами:

-  Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, в которой указывается на возрастание роли человеческого капитала в социально-экономическом процессе, определяется  ведущая роль сферы  культуры в его формировании, ставится задача насыщения, улучшения качества культурной среды, повышения  степени доступности культурных благ. Данные обстоятельства требуют перехода к качественно новому развитию деятельности в сфере культуры;


Информация по документу
Читайте также