Расширенный поиск
Постановление Городской Думы Москвы от 19.03.2003 № 93М О С К В А МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 19 марта 2003 N 93 О поправках Московской городской Думы к проекту Федерального закона N 280525-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации и статьей 35 Устава города Москвы, МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА П О С Т А Н О В Л Я Е Т: 1. Внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации поправки к проекту Федерального закона N 280525-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", принятому в первом чтении 21 февраля 2003 года (приложение). 2. Поручить представление поправок к проекту Федерального закона N 280525-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" на всех этапах его рассмотрения в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации депутату Московской городской Думы Ковалевскому В.Ф. 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия. 4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Московской городской Думы. П.п. Заместитель Председателя Московской городской Думы О.Е.Бочаров П Р И Л О Ж Е Н И Е к постановлению Московской городской Думы от 19 марта 2003 года N 93 Вносится Московской городской Думой ПОПРАВКИ к проекту Федерального закона N 280525-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", внесенному в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Президентом Российской Федерации, принятому в первом чтении 21 февраля 2003 года ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- N ¦Текст, ¦Автор ¦Содержание ¦Новая редакция ¦ Примечание п/п ¦к которому предлагается ¦ ¦поправки ¦текста законопроекта ¦ ¦поправка ¦поправки ¦ ¦с предлагаемой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦поправкой ¦ ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1. Статья 1: Москов- В пункте 4 статьи 1 зако- Статья 1: Пункт 2 предлагаемой :4. Статью 3 изложить в сле- ская нопроекта изложить предлага- :4. Статью 3 изложить в проектом новой редакции дующей редакции: город- емый в новой редакции пункт следующей редакции: статьи 3 Федерального за- "Статья 3. Обеспечение вер- ская 2 статьи 3 в следующей ре- "Статья 3. Обеспечение кона предусматривает, об- ховенства Конституции Рос- Дума дакции: верховенства Конституции щий (универсальный) срок, сийской Федерации и федераль- "2. Субъекты Российской Фе- Российской Федерации и в течение которого законы ного законодательства дерации вправе осуществлять федерального законода- и иные нормативные право- :2. Субъекты Российской Фе- собственное правовое регули- тельства вые акты субъектов Рос- дерации вправе осуществлять рование по предметам сов- :2. Субъекты Российской сийской Федерации должны собственное правовое регули- местного ведения до принятия Федерации вправе осу- приводиться в соответс- рование по предметам совмест- федеральных законов. После ществлять собственное твие с вновь принятыми ного ведения до принятия фе- принятия соответствующего правовое регулирование федеральными законами. деральных законов. После при- федерального закона законы и по предметам совместного Этот срок составляет 2 нятия соответствующего феде- иные нормативные правовые ведения до принятия фе- месяца. Это положение рального закона законы и иные акты субъектов Российской деральных законов. После нуждается в корректиров- нормативные правовые акты Федерации подлежат приведе- принятия соответствующе- ке. В тех случаях, когда субъектов Российской Федера- нию в соответствие с феде- го федерального закона требуется корректировка ции подлежат приведению в со- ральным законом в течение законы и иные норматив- законодательных актов ответствие с федеральным за- трех месяцев, если иной срок ные правовые акты субъ- субъектов Российской Фе- коном в течение двух месяцев. не предусмотрен федеральным ектов Российской Федера- дерации большого объема и До приведения законов и иных законом. До приведения зако- ции подлежат приведению высокой сложности, в та- нормативных правовых актов нов и иных нормативных пра- в соответствие с феде- кой короткий срок будет субъектов Российской Федера- вовых актов субъектов Рос- ральным законом в тече- невозможно обеспечить ции в соответствие с феде- сийской Федерации в соот- ние трех месяцев, если разработку, квалифициро- ральными законами применяются ветствие с федеральными за- иной срок не предусмот- ванную экспертизу зако- федеральные законы." конами применяются федераль- рен федеральным законом. нопроектов и проведение ные законы." До приведения законов и иных парламентских проце- иных нормативных право- дур, связанных с приняти- вых актов субъектов Рос- ем закона. В подобном сийской Федерации в со- случае принятие нового ответствие с федеральны- закона субъекта Российс- ми законами применяются кой Федерации в нереально федеральные законы:" короткий двухмесячный срок приведет к появлению заведомо некачественного юридического документа и нарушению прав депутатов и иных субъектов законо- дательной инициативы на своевременное ознакомле- ние с проектом закона, а также представление и надлежащее рассмотрение поправок и предложений. Кроме того, предлагаемая законопроектом императив- ная норма исключает воз- можность установления в конкретном федеральном законе иного срока. Сле- дует вспомнить, что, нап- ример, сам Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации за- конодательных (представи- тельных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российс- кой Федерации" предусмат- ривал срок в 2 года на приведение конституций (уставов) и законов субъ- ектов Российской Федера- ции в соответствие с ним. Причем практика показала, что этот срок не был за- вышен. Норму пункта 2 статьи 3 Федерального за- кона следует сделать дис- позитивной, то есть при- меняемой лишь в том слу- чае, если федеральным за- коном не установлен иной (более длительный или бо- лее короткий) срок. 2. Статья 1: Москов- В пункте 4 статьи 1 зако- Статья 1: Согласно предлагаемому :4. Статью 3 изложить в сле- ская нопроекта изложить предлага- :4. Статью 3 изложить в законопроектом положению дующей редакции: город- емый в новой редакции пункт следующей редакции: до вступления в силу ре- "Статья 3. Обеспечение вер- ская 3 статьи 3 в следующей ре- "Статья 3. Обеспечение шения суда, лишающего ховенства Конституции Рос- Дума дакции: верховенства Конституции юридической силы феде- сийской Федерации и федераль- "3. Если орган государс- Российской Федерации и ральный закон или иной ного законодательства твенной власти субъекта Рос- федерального законода- нормативный правовой акт :3. Если орган государствен- сийской Федерации полагает, тельства федерального органа госу- ной власти субъекта Российс- что федеральный закон, нор- : 3. Если орган госу- дарственной власти, не кой Федерации полагает, что мативный правовой акт феде- дарственной власти субъ- допускается принятие за- федеральный закон, норматив- рального органа государс- екта Российской Федера- конов и иных нормативных ный правовой акт федерального твенной власти не соответс- ции полагает, что феде- правовых актов субъекта органа государственной власти твует установленному Консти- ральный закон, норматив- Российской Федерации, не соответствует установлен- туцией Российской Федерации, ный правовой акт феде- противоречащих соответс- ному Конституцией Российской федеральными законами, дого- рального органа госу- твующему федеральному за- Федерации, федеральными зако- ворами о разграничении пол- дарственной власти не кону или иному норматив- нами, договорами о разграни- номочий разграничению пред- соответствует установ- ному правовому акту феде- чении полномочий разграниче- метов ведения и полномочий ленному Конституцией рального органа государс- нию предметов ведения и пол- между федеральными органами Российской Федерации, твенной власти. Эта, на номочий между федеральными государственной власти и ор- федеральными законами, первый взгляд, логичная органами государственной ганами государственной влас- договорами о разграниче- норма на практике может власти и органами государс- ти субъектов Российской Фе- нии полномочий разграни- привести к нарушению ряда твенной власти субъектов Рос- дерации, спор о компетенции чению предметов ведения положений Конституции сийской Федерации, спор о либо вопрос о соответствии и полномочий между феде- Российской Федерации. Бе- компетенции либо вопрос о со- федерального закона, норма- ральными органами госу- зусловно, правопримени- ответствии федерального зако- тивного правового акта феде- дарственной власти и ор- тель обязан исходить из на, нормативного правового рального органа государс- ганами государственной презумпции действитель- акта федерального органа го- твенной власти акту более власти субъектов Рос- ности федерального закона сударственной власти Консти- высокой юридической силы сийской Федерации, спор или иного нормативного туции Российской Федерации разрешается в судебном по- о компетенции либо воп- правового акта федераль- либо акту высшей юридической рядке." рос о соответствии феде- ного органа государствен- силы разрешается соответству- рального закона, норма- ной власти до их проверки ющим судом. До вступления в тивного правового акта соответствующим судом. силу решения суда принятие федерального органа го- Однако сложные проблемы законов и иных нормативных сударственной власти ак- коллизионного права не правовых актов субъекта Рос- ту более высокой юриди- могут быть решены введе- сийской Федерации, противоре- ческой силы разрешается нием в федеральное зако- чащих соответствующему феде- в судебном порядке:" нодательство предлагаемо- ральному закону, нормативному го положения. правовому акту федерального Во-первых, не изжита органа государственной влас- практика издания феде- ти, не допускается." ральных ведомственных ак- тов, противоречащих Конс- титуции Российской Феде- рации и федеральным зако- нам. При этом субъекты Российской Федерации рассматриваемой нормой будут лишены права руко- водствоваться в своем нормотворчестве непос- редственно Конституцией Российской Федерации и федеральным законом, а не ведомственными правилами. Это может, в частности, привести к нарушению час- ти 1 статьи 15 Конститу- ции Российской Федерации, устанавливающей высшую юридическую силу и прямое действие Конституции Рос- сийской Федерации. На практике возможны случаи, когда законодатели субъ- ектов Российской Федера- ции не смогут обойти ди- лемму: чем руководство- ваться в своем нормотвор- честве - Конституцией Российской Федерации или подзаконным актом, еще не дисквалифицированн ым су- дом. Во-вторых, рассматривае- мая норма нарушает конс- титуционное право субъек- тов Российской Федерации на собственное нормотвор- чество вне пределов веде- ния Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Рос- сийской Федерации и субъ- ектов Российской Федера- ции (статья 73, части 4 и 6 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Указанное конституционное право субъектов Российс- кой Федерации при таком регулировании утратит свое реальное содержание. В-третьих, рассматривае- мая норма может быть ис- точником коллизий иного рода. Так, при проверке соответствия закона субъ- екта Российской Федерации федеральному закону суд общей юрисдикции, усом- нившись в соответствии Конституции Российской Федерации федерального закона, обязан обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конс- титуционности этого феде- рального закона, приоста- новив рассмотрение дела (статья 101 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"). Однако из рассматриваемой нормы законопроекта сле- дует, что в таком случае издание закона субъекта Российской Федерации, не соответствующего по со- держанию норм федерально- му закону, следует квали- фицировать как правонару- шение еще до проверки конституционности феде- рального закона Конститу- ционным Судом Российской Федерации. Более того, суд общей юрисдикции при этом фактически лишается права выбирать, какой нормативный акт подлежит применению: акт федераль- ного органа, которому формально противоречит акт субъекта Российской Федерации, или иерархи- чески вышестоящий акт. Тем самым ограничиваются дискреционные полномочия судов, что недопустимо. Исходя из этого, предла- гается исключить послед- нее предложение данного пункта, а также внести в его текст уточнение ре- дакционного характера. 3. Статья 1: Москов- Пункт 7 статьи 1 изложить в Статья 1: 1. В пункте 7 статьи 1 :7. В статье 5: ская следующей редакции: :7. В статье 5 подпункт законопроекта предлагает- в пункте 2: город- "7. В статье 5 подпункт "в" "в" пункта 2 изложить в ся исключить из пункта 2 подпункт "б" исключить; ская пункта 2 изложить в следую- следующей редакции: статьи 5 базового закона подпункт "в" считать под- Дума щей редакции: "в) в пределах полномо- подпункт "б", в соответс- пунктом "б" и изложить его в "в) в пределах полномочий, чий, определенных феде- твии с которым "Законом следующей редакции: определенных федеральным за- ральным законом, уста- субъекта Российской Феде- "б) в пределах полномочий, коном, устанавливаются прин- навливаются принципы ор- рации: определенных федеральным за- ципы организации местного ганизации местного само- устанавливаются в соот- коном, устанавливается поря- самоуправления на территории управления на территории ветствии с конституцией док проведения выборов в ор- субъекта Российской Федера- субъекта Российской Фе- (уставом) субъекта Рос- ганы местного самоуправления ции, порядок проведения вы- дерации, порядок прове- сийской Федерации основы на территории субъекта Рос- боров в органы местного са- дения выборов в органы организации и деятельнос- сийской Федерации;" моуправления;" местного самоуправле- ти законодательного подпункты "г" - "к" считать в пункте 3: ния;" (представительного) орга- соответственно подпунктами абзац второй считать под- в пункте 3: на государственной власти "в" - "и"; пунктом "а" и изложить его в абзац второй считать субъекта Российской Феде- подпункт "л" исключить; следующей редакции: подпунктом "а" и изло- рации". подпункты "м" и "н" считать "а) принимается регламент жить его в следующей ре- Поскольку конституция соответственно подпунктами указанного органа и решаются дакции: (устав) субъекта РФ не "к" и "л"; вопросы внутреннего распо- "а) принимается регла- может иметь противоречий в пункте 3: рядка его деятельности;" мент указанного органа и с Конституцией РФ - по абзац второй считать под- абзац третий считать под- решаются вопросы внут- определению, то и уста- пунктом "а" и изложить его в пунктом "б" и изложить его в реннего распорядка его новление законами субъек- следующей редакции: следующей редакции: деятельности;" та РФ основ организации и "а) принимается регламент "б) назначаются на долж- абзац третий считать деятельности законода- указанного органа и решаются ность и освобождаются от подпунктом "б" и изло- тельного (представитель- вопросы внутреннего распоряд- должности отдельные долж- жить его в следующей ре- ного) органа власти явля- ка его деятельности;" ностные лица субъекта Рос- дакции: ется правомерным, а с абзац третий считать под- сийской Федерации, оформля- "б) назначаются на учетом специфики субъекта пунктом "б" и изложить его в ется согласие на их назначе- должность и освобождают- РФ, еще и необходимым. следующей редакции: ние на должность, если такой ся от должности отдель- Представляется целесооб- "б) назначаются на должность порядок назначения предус- ные должностные лица разным данную норму сох- и освобождаются от должности мотрен Конституцией Российс- субъекта Российской Фе- ранить в действующем Фе- отдельные должностные лица кой Федерации, федеральными дерации, оформляется деральном законе, тем бо- субъекта Российской Федера- законами и принятой (приня- согласие на их назначе- лее, что в законопроекте ции, оформляется согласие на тым) в соответствии с ними ние на должность, если и пояснительной записке к их назначение на должность, конституцией (уставом) субъ- такой порядок назначения нему изъятие этой нормы если такой порядок назначения екта Российской Федерации, предусмотрен Конституци- никак не обосновывается. предусмотрен Конституцией оформляется назначение члена ей Российской Федерации, 2. Из действующей редак- Российской Федерации, феде- Совета Федерации Федерально- федеральными законами и ции Федерального закона ральными законами и принятой го Собрания Российской Феде- принятой (принятым) в законопроектом предлага- (принятым) в соответствии с рации от законодательного соответствии с ними ется исключить положение ними конституцией (уставом) (представительного) органа конституцией (уставом) о том, что законом субъ- субъекта Российской Федера- государственной власти субъ- субъекта Российской Фе- екта Российской Федерации ции, оформляется назначение екта Российской Федерации и дерации, оформляется в пределах полномочий за- члена Совета Федерации Феде- дается согласие на назначе- назначение члена Совета конодательного (предста- рального Собрания Российской ние члена Совета Федерации Федерации Федерального вительного) органа госу- Федерации от законодательного Федерального Собрания Рос- Собрания Российской Фе- дарственной власти субъ- (представительного) органа сийской Федерации от высшего дерации от законодатель- екта Российской Федерации государственной власти субъ- исполнительного органа госу- ного (представительного) определяется порядок дея- екта Российской Федерации и дарственной власти субъекта органа государственной тельности органов местно- дается согласие на назначение Российской Федерации;" власти субъекта Российс- го самоуправления. Такое члена Совета Федерации Феде- абзацы четвертый и пятый кой Федерации и дается предложение корреспонди- рального Собрания Российской считать соответственно под- согласие на назначение рует с положениями проек- Федерации от высшего исполни- пунктами "в" и "г"; члена Совета Федерации та новой редакции Феде- тельного органа государствен- абзац шестой считать под- Федерального Собрания рального закона "Об общих ной власти субъекта Российс- пунктом "д" и изложить его в Российской Федерации от принципах организации кой Федерации;" следующей редакции: высшего исполнительного местного самоуправления в абзацы четвертый и пятый "д) оформляется решение о органа государственной РФ", внесенного Президен- считать соответственно под- недоверии высшему должност- власти субъекта Российс- том Российской Федерации пунктами "в" и "г"; ному лицу субъекта Российс- кой Федерации;" в Государственную Думу в абзац шестой считать под- кой Федерации (руководителю абзацы четвертый и пя- едином пакете с рассмат- пунктом "д" и изложить его в высшего исполнительного ор- тый считать соответс- риваемым законопроектом, следующей редакции: гана государственной власти твенно подпунктами "в" и которым не предусматрива- "д) оформляется решение о субъекта Российской Федера- "г"; ется принятия базового недоверии высшему должностно- ции);" абзац шестой считать закона субъекта Российс- му лицу субъекта Российской абзац седьмой считать под- подпунктом "д" и изло- кой Федерации об органи- Федерации (руководителю выс- пунктом "е"; жить его в следующей ре- зации местного самоуправ- шего исполнительного органа дополнить пункт подпунктом дакции: ления и существенно сужа- государственной власти субъ- "ж" следующего содержания: "д) оформляется решение ется предмет регулирова- екта Российской Федерации);" "ж) одобряется проект дого- о недоверии высшему ния законов субъектов абзац седьмой считать под- вора о разграничении полно- должностному лицу субъ- Российской Федерации в пунктом "е"; дополнить пункт мочий;" екта Российской Федера- сфере местного самоуправ- подпунктом "ж" следующего со- абзацы восьмой и девятый ции (руководителю высше- ления. держания: считать соответственно под- го исполнительного орга- Конституционный Суд Рос- "ж) одобряется проект дого- пунктами "з" и "и"; на государственной влас- сийской Федерации в своих вора о разграничении полномо- подпункт "б" пункта 4 изло- ти субъекта Российской актах неоднократно подт- чий;" жить в следующей редакции: Федерации);" верждал, что те или иные абзацы восьмой и девятый "б) осуществляет иные пол- абзац седьмой считать вопросы деятельности ор- считать соответственно под- номочия, установленные Конс- подпунктом "е"; ганов местного самоуправ- пунктами "з" и "и"; титуцией Российской Федера- дополнить пункт под- ления не могут регулиро- подпункт "б" пункта 4 изло- ции, настоящим Федеральным пунктом "ж" следующего ваться законами субъектов жить в следующей редакции: законом, другими федеральны- содержания: Российской Федерации и "б) осуществляет иные полно- ми законами, конституцией "ж) одобряется проект должны решаться органами мочия, установленные Консти- (уставом) и законами субъек- договора о разграничении местного самоуправления туцией Российской Федерации, та Российской Федерации."; полномочий;" самостоятельно. Однако настоящим Федеральным зако- пункт 5 изложить в следую- абзацы восьмой и девя- согласно пункту "н" части ном, другими федеральными за- щей редакции: тый считать соответс- 1 статьи 72 Конституции конами, конституцией (уста- "5. Если конституцией (ус- твенно подпунктами "з" и Российской Федерации ус- вом) и законами субъекта Рос- тавом) субъекта Российской "и"; тановление общих принци- сийской Федерации."; Федерации предусмотрен двух- подпункт "б" пункта 4 пов организации местного пункт 5 изложить в следующей палатный законодательный изложить в следующей ре- самоуправления находится редакции: (представительный) орган го- дакции: в совместном ведении Рос- "5. Если конституцией (уста- сударственной власти субъек- "б) осуществляет иные сийской Федерации и ее вом) субъекта Российской Фе- та Российской Федерации, за- полномочия, установлен- субъектов. Таким образом, дерации предусмотрен двухпа- коны субъекта Российской Фе- ные Конституцией Рос- установление принципов латный законодательный дерации принимаются палатой, сийской Федерации, нас- организации местного са- (представительный) орган го- сформированной в соответс- тоящим Федеральным зако- моуправления на террито- сударственной власти субъекта твии с требованиями пункта 4 ном, другими федеральны- рии субъекта Российской Российской Федерации, законы статьи 4 настоящего Феде- ми законами, конституци- Федерации не может быть субъекта Российской Федерации рального закона. Иные полно- ей (уставом) и законами полностью изъято из пол- принимаются палатой, сформи- мочия каждой из палат осу- субъекта Российской Фе- номочий законодателей рованной в соответствии с ществляются на основании дерации."; субъектов Российской Фе- требованиями пункта 4 статьи настоящего Федерального за- пункт 5 изложить в сле- дерации. Объем указанных 4 настоящего Федерального за- кона и принятых в соответс- дующей редакции: полномочий должен опреде- кона. Иные полномочия каждой твии с ним конституции (ус- "5. Если конституцией ляться федеральным зако- из палат осуществляются на тава) и законов субъекта (уставом) субъекта Рос- ном. основании настоящего Феде- Российской Федерации." сийской Федерации пре- 3. В пункте 7 статьи 1 рального закона и принятых в дусмотрен двухпалатный законопроекта предлагает- соответствии с ним конститу- законодательный (предс- ся исключить из пункта 2 ции (устава) и законов субъ- тавительный) орган госу- статьи 5 базового закона екта Российской Федерации." дарственной власти субъ- подпункт "л", лишая тем екта Российской Федера- самым субъект РФ права ции, законы субъекта самому определять адми- Российской Федерации нистративно-территориаль- принимаются палатой, ное устройство своего ре- сформированной в соот- гиона. ветствии с требованиями Непонятно, почему, нап- пункта 4 статьи 4 насто- ример, при определении ящего Федерального зако- наименования и структуры на. Иные полномочия каж- законодательного (предс- дой из палат осуществля- тавительного) органа го- ются на основании насто- сударственной власти ящего Федерального зако- субъект РФ должен учиты- на и принятых в соот- вать исторические, нацио- ветствии с ним конститу- нальные и иные традиции ции (устава) и законов региона, а при определе- субъекта Российской Фе- нии административно-тер- дерации." риториального устройства эти традиции, а также на- родно-хозяйственные, ге- ографические, климатичес- кие, коммуникационные и другие особенности регио- на он не имеет право учи- тывать. Федеральный центр не может и не должен брать эти функции на себя за исключением случаев, когда особенности адми- нистративно-территориаль- ного устройства региона диктуются геополитичес- кими соображениями. Целесообразно указанную норму сохранить в базовом законе, дополнив ее тре- бованием обязательного учета мнения населения при решении вопросов ад- министративно-территориа- льного устройства путем проведения референдума. 4. Статья 1: Москов- В пункте 13 статьи 1 допол- Статья 1: Статьи 13 и 14 действую- :13. В статье 13: название ская нить предлагаемую в новой :13. В статье 13: наз- щей редакции Федерального статьи и пункт 1 изложить в город- редакции статью 13 пунктом 3 вание статьи и пункт 1 закона должны быть приве- следующей редакции: ская следующего содержания: изложить в следующей ре- дены в соответствие с "Статья 13. Гарантии депу- Дума "3. Законодательный (предс- дакции: Конституцией Российской татской деятельности тавительный) орган государс- "Статья 13. Гарантии Федерации, как требует 1. Гарантии прав депутата твенной власти субъекта Рос- депутатской деятельности постановление Конституци- при привлечении к уголовной сийской Федерации вправе об- 1. Гарантии прав депу- онного Суда Российской или административной ответс- жаловать соответственно в тата при привлечении к Федерации от 12 апреля твенности, задержании, арес- верховный суд республики, уголовной или админист- 2002 г. N 9-П по делу о те, обыске, допросе, соверше- краевой или областной суд, ративной ответственнос- проверке конституционнос- нии иных уголовно-процессу- суд города федерального зна- ти, задержании, аресте, ти отдельных положений альных и административно-про- чения, суд автономной облас- обыске, допросе, совер- Федерального закона "Об цессуальных действий, а также ти, суд автономного округа шении иных уголовно-про- общих принципах организа- оперативно-розыскных меропри- решение о привлечении депу- цессуальных и админист- ции законодательных ятий в отношении депутата, тата к уголовной или адми- ративно-процессуальных (представительных) и ис- занимаемых им жилого и слу- нистративной ответственнос- действий, а также опера- полнительных органов го- жебного помещений, его бага- ти, его аресте или избрании тивно-розыскных меропри- сударственной власти жа, личных и служебных транс- иной меры процессуального ятий в отношении депута- субъектов Российской Фе- портных средств, переписки, принуждения в ходе уголовно- та, занимаемых им жилого дерации". используемых им средств связи го и административного прес- и служебного помещений, В указанном постановле- и принадлежащих ему докумен- ледования, в случаях если, его багажа, личных и нии Конституционный Суд тов устанавливаются федераль- по мнению этого органа, име- служебных транспортных Российской Федерации выс- ными законами. ются факты, подтверждающие, средств, переписки, ис- казал, в частности, сле- пункты 2-4 исключить; что такое преследование пользуемых им средств дующие правовые позиции: пункт 5 считать пунктом 2. предпринято с целью воспре- связи и принадлежащих - федеральный законода- 2. Депутат не может быть пятствовать осуществлению ему документов устанав- тель не может освобождать привлечен к уголовной или ад- депутатом своих полномочий и ливаются федеральными депутатов законодательных министративной ответственнос- повлиять на его деятель- законами." органов субъектов Рос- ти за высказанное мнение, по- ность. Решение законодатель- пункты 2-4 исключить; сийской Федерации от уго- зицию, выраженную при голосо- ного (представительного) ор- пункт 5 считать пунктом ловной и от администра- вании, и другие действия, со- гана государственной власти 2; тивной ответственности, ответствующие статусу депута- субъекта Российской Федера- дополнить статью пунк- налагаемой в судебном по- та, в том числе по истечении ции об обращении в суд том 3 следующего содер- рядке, но вправе предус- срока его полномочий. Данное оформляется его постановле- жания: мотреть особые условия положение не распространяется нием. Верховный суд респуб- "3. Законодательный привлечения их к такой на случаи, когда со стороны лики, краевой или областной (представительный) орган ответственности; депутата были допущены пуб- суд, суд города федерального государственной власти - недопустимо введение личные оскорбления, клевета значения, суд автономной об- субъекта Российской Фе- федеральным законом тако- или иные нарушения, ответс- ласти, суд автономного окру- дерации вправе обжало- го условия, как согласие твенность за которые предус- га обязан рассмотреть ука- вать соответственно в парламента субъекта Рос- мотрена федеральным законом. занное обращение в порядке, верховный суд республи- сийской Федерации на установленном федеральным ки, краевой или област- привлечение депутата к законом, в течение десяти ной суд, суд города фе- уголовной или администра- дней." дерального значения, суд тивной ответственности, автономной области, суд налагаемой в судебном по- автономного округа реше- рядке, на применение к ние о привлечении депу- нему ареста и иных мер тата к уголовной или ад- процессуального принужде- министративной ответс- ния; твенности, его аресте - дополнительный меха- или избрании иной меры низм защиты прав депутата процессуального принуж- парламента субъекта Рос- дения в ходе уголовного сийской Федерации может и административного заключаться в участии преследования, в случаях прокурора вышестоящего если, по мнению этого уровня в принятии соот- органа, имеются факты, ветствующего решения и подтверждающие, что та- обязательность согласия кое преследование предп- суда на проведение соот- ринято с целью воспре- ветствующих процессуаль- пятствовать осуществле- ных действий. нию депутатом своих пол- Указанные правовые пози- номочий и повлиять на ции ныне закреплены в его деятельность. Реше- статьях 448, 450 Уголов- ние законодательного но-процессуального кодек- (представительного) ор- са Российской Федерации, гана государственной к которым фактически от- власти субъекта Российс- сылает законопроект. Од- кой Федерации об обраще- нако Конституционный Суд нии в суд оформляется Российской Федерации в его постановлением. Вер- вышеуказанном Постановле- ховный суд республики, нии высказал еще одну краевой или областной правовую позицию: суд, суд города феде- - федеральный законода- рального значения, суд тель мог бы предусмотреть автономной области, суд право парламента субъекта автономного округа обя- РФ принимать решение о зан рассмотреть указан- несогласии на привлечение ное обращение в порядке, депутата к уголовной или установленном федераль- административной ответс- ным законом, в течение твенности, его арест и десяти дней." иные меры процессуального принуждения, в случаях если имеют место факты, подтверждающие, что такое преследование предпринято с целью воспрепятствовать осуществлению депутатом своих полномочий, при этом решение парламента по данному вопросу не мо- жет исключать судебную проверку выявленных фак- тов и обоснованности сде- ланных выводов. Данная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации не получила закрепления в законопроекте, что предс- тавляется упущением. Предлагается дополнить статью 13 новой редакции Федерального закона "Об общих принципах организа- ции законодательных (представительных) и ис- полнительных органов го- сударственной власти субъектов Российской Фе- дерации" пунктом 3, вклю- чающим в себя соответс- твующие нормы. Впоследс- твии такие нормы могли бы быть инкорпорированы в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федера- ции. 5. Статья 1: Москов- Пункт 15 статьи 1 изложить Статья 1: Статью 17 действующей :15. Статью 17 дополнить ская в следующей редакции: :15. Статью 17 допол- редакции Федерального за- пунктом 4 следующего содержа- город- "15. Статью 17 дополнить нить пунктом 4 следующе- кона законопроект предла- ния: ская пунктом 4 следующего содер- го содержания: гает дополнить пунктом 4, "4. Структура (перечень) ис- Дума жания: "4. Структура (пере- устанавливающим, что полнительных органов госу- "4. Структура (перечень) чень) исполнительных ор- структура (перечень) ис- дарственной власти субъекта исполнительных органов госу- ганов государственной полнительных органов го- Российской Федерации опреде- дарственной власти субъекта власти субъекта Российс- сударственной власти ляется высшим должностным ли- Российской Федерации опреде- кой Федерации определя- субъекта Российской Феде- цом субъекта Российской Феде- ляется высшим должностным ется высшим должностным рации определяется высшим рации (руководителем высшего лицом субъекта Российской лицом субъекта Российс- должностным лицом субъек- исполнительного органа госу- Федерации (руководителем кой Федерации (руководи- та Российской Федерации дарственной власти субъекта высшего исполнительного ор- телем высшего исполни- (руководителем высшего Российской Федерации)." гана государственной власти тельного органа госу- исполнительного органа субъекта Российской Федера- дарственной власти субъ- государственной власти ции) в соответствии с конс- екта Российской Федера- субъекта Российской Феде- титуцией (уставом) субъекта ции) в соответствии с рации). При этом сохраня- Российской Федерации." конституцией (уставом) ется в неизменном виде Подпункт "м" пункта 2 субъекта Российской Фе- абзац первый статьи 2 Фе- статьи 5 исключить." дерации." дерального закона: "Сис- Подпункт "м" пункта 2 тему органов государс- статьи 5 исключить. твенной власти субъекта Российской Федерации сос- тавляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Феде- рации; высший исполни- тельный орган государс- твенной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государствен- ной власти субъекта Рос- сийской Федерации, обра- зуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Феде- рации". В правоприменительной практике последняя норма толкуется, как допускаю- щая создание только тех органов государственной власти субъекта Российс- кой Федерации (в том чис- ле исполнительных), кото- рые предусмотрены консти- туцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Вопрос о структуре орга- нов исполнительной власти субъекта Российской Феде- рации напрямую связан с вопросом об администра- тивно-территориальном устройстве субъекта Рос- сийской Федерации (в са- мостоятельных администра- тивно-территориальных единицах субъекта Рос- сийской Федерации могут создаваться органы испол- нительной власти общей компетенции). Согласно же постановлению Конституци- онного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 года по делу о про- верке конституционности Закона Удмуртской Респуб- лики "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике" вопрос об административ- но-территориальном деле- нии субъекта Российской Федерации имеет конститу- ционноправовое (уставноп- равовое) значение. Таким образом, предлагаемая за- конопроектом новелла об- разует внутреннее проти- воречие в законе и не согласуется с правовыми позициями Конституционно- го Суда Российской Феде- рации. Предлагается изменить редакцию предложенной за- конопроектом нормы пункта 4 статьи 17 Федерального закона, одновременно иск- лючив из действующей ре- дакции Федерального зако- на подпункт "м" пункта 2 статьи 5 (в соответствии с законопроектом он оста- ется неизменным), соглас- но которому законом субъ- екта Российской Федерации утверждается схема управ- ления субъектом Российс- кой Федерации, определя- ется структура высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Феде- рации. Таким образом, структура высшего испол- нительного органа госу- дарственной власти субъ- екта Российской Федерации будет определяться высшим должностным лицом (руко- водителем высшего испол- нительного органа госу- дарственной власти) субъ- екта Российской Федерации в соответствии с консти- туцией (уставом) субъекта Российской Федерации. 6. Статья 1... Москов- В подпункте "а" пункта 7 Статья 1... Данное изменение направ- ... 16. Статья 18, пункт 7, ская статьи 18 слова "внешнеэко- ... 16. Статья 18, ленно на приведение зако- подпункт "а": город- номических связей" заменить пункт 7, подпункт "а": на в соответствие с Конс- а) представляет субъект Рос- ская на слова "международных и а) представляет субъект титуцией Российской Феде- сийской Федерации в отношени- Дума внешнеэкономических связей" Российской Федерации в рации. ях с федеральными органами отношениях с федеральны- государственной власти, орга- ми органами государс- нами государственной власти твенной власти, органами субъектов Российской Федера- государственной власти ции, органами местного само- субъектов Российской Фе- управления и при осуществле- дерации, органами мест- нии внешнеэкономических свя- ного самоуправления и зей, при этом вправе подписы- при осуществлении между- вать договоры и соглашения от народных и внешнеэконо- имени субъекта Российской Фе- мических связей, при дерации; этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта Российс- кой Федерации; 7. Статья 1: Москов- В пункте 17 статьи 1 изло- Статья 1: Действующая редакция :17. В статье 19: ская жить предлагаемый в новой :17. В статье 19: пункта 8 статьи 19 Феде- :пункт 8 считать пунктом 9 и город- редакции абзац второй пункта :пункт 8 считать пунк- рального закона гаранти- изложить его абзац второй в ская 9 статьи 19 в следующей ре- том 9 и изложить его аб- рует субъектам Российской следующей редакции: Дума дакции: зац второй в следующей Федерации право самостоя- "В случае прекращения полно- "В случае прекращения пол- редакции: тельно определять в своих мочий высшего должностного номочий высшего должностного "В случае прекращения конституциях (уставах) лица субъекта Российской Фе- лица субъекта Российской Фе- полномочий высшего долж- или законах порядок вре- дерации (руководителя высшего дерации (руководителя высше- ностного лица субъекта менного исполнения обя- исполнительного органа госу- го исполнительного органа Российской Федерации занностей высшего долж- дарственной власти субъекта государственной власти субъ- (руководителя высшего ностного лица (руководи- Российской Федерации), а так- екта Российской Федерации), исполнительного органа теля высшего исполнитель- же должностного лица, которое если конституцией (уставом) государственной власти ного органа государствен- в соответствии с конституцией или законом субъекта Рос- субъекта Российской Фе- ной власти) субъекта Рос- (уставом), законом или иным сийской Федерации не уста- дерации), если конститу- сийской Федерации во всех нормативным правовым актом новлен порядок временного цией (уставом) или зако- случаях, когда это долж- субъекта Российской Федерации исполнения обязанностей выс- ном субъекта Российской ностное лицо не может ис- временно исполняет обязаннос- шего должностного лица субъ- Федерации не установлен полнять свои обязанности. ти высшего должностного лица екта Российской Федерации порядок временного ис- При наличии же пробела в субъекта Российской Федерации (руководителя высшего испол- полнения обязанностей конституции (уставе) и (руководителя высшего испол- нительного органа государс- высшего должностного ли- законах субъекта Российс- нительного органа государс- твенной власти субъекта Рос- ца субъекта Российской кой Федерации Президент твенной власти субъекта Рос- сийской Федерации) или от- Федерации (руководителя Российской Федерации име- сийской Федерации), Президент сутствуют лица, уполномочен- высшего исполнительного ет право в случае отреше- Российской Федерации назнача- ные в соответствии с консти- органа государственной ния высшего должностного ет временно исполняющего обя- туцией (уставом) или законом власти субъекта Российс- лица (руководителя высше- занности высшего должностного субъекта Российской Федера- кой Федерации) или от- го исполнительного органа лица субъекта Российской Фе- ции временно исполнять обя- сутствуют лица, уполно- государственной власти) дерации (руководителя высшего занности высшего должностно- моченные в соответствии субъекта Российской Феде- исполнительного органа госу- го лица субъекта Российской с конституцией (уставом) рации от должности опре- дарственной власти субъекта Федерации (руководителя выс- или законом субъекта делить лицо, временно ис- Российской Федерации) на пе- шего исполнительного органа Российской Федерации полняющее его обязаннос- риод до вступления в долж- государственной власти субъ- временно исполнять обя- ти, на период до вступле- ность вновь избранного высше- екта Российской Федерации), занности высшего долж- ния в должность вновь го должностного лица субъекта Президент Российской Федера- ностного лица субъекта избранного лица. Наделе- Российской Федерации (руково- ции назначает временно ис- Российской Федерации ние Президента Российской дителя высшего исполнительно- полняющего обязанности выс- (руководителя высшего Федерации такими полномо- го органа государственной шего должностного лица субъ- исполнительного органа чиями призвано обеспечить власти субъекта Российской екта Российской Федерации государственной власти единство и стабильное Федерации)." (руководителя высшего испол- субъекта Российской Фе- функционирование исполни- нительного органа государс- дерации), Президент Рос- тельной власти в соот- твенной власти субъекта Рос- сийской Федерации назна- ветствии с частью 2 сийской Федерации) на период чает временно исполняю- статьи 77, частями 1, 2 до вступления в должность щего обязанности высшего статьи 80 Конституции вновь избранного высшего должностного лица субъ- Российской Федерации. должностного лица субъекта екта Российской Федера- Законопроект предлагает Российской Федерации (руко- ции (руководителя высше- иную формулировку, сог- водителя высшего исполни- го исполнительного орга- ласно которой в случае тельного органа государс- на государственной влас- прекращения полномочий твенной власти субъекта Рос- ти субъекта Российской высшего должностного лица сийской Федерации)." Федерации) на период до (руководителя высшего ис- вступления в должность полнительного органа го- вновь избранного высшего сударственной власти) должностного лица субъ- субъекта Российской Феде- екта Российской Федера- рации, а также должност- ции (руководителя высше- ного лица, которое в со- го исполнительного орга- ответствии с конституцией на государственной влас- (уставом), законом или ти субъекта Российской иным нормативным правовым Федерации)." актом субъекта Российской Федерации временно испол- няет обязанности высшего должностного лица (руко- водителя высшего исполни- тельного органа государс- твенной власти) субъекта Российской Федерации, Президент Российской Фе- дерации назначает времен- но исполняющего обязан- ности высшего должностно- го лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российс- кой Федерации на период до вступления в должность вновь избранного лица. Однако конституцией (ус- тавом) и законодательст- вом субъекта Российской Федерации может быть пре- дусмотрено несколько лиц, которые могут временно исполнять обязанности досрочно прекратившего свои полномочия высшего должностного лица. Эти лица могут последователь- но (в установленной оче- редности) временно (до проведения новых выборов) замещать должность высше- го должностного лица (ру- ководителя высшего испол- нительного органа госу- дарственной власти) субъ- екта Российской Федерации в случае прекращения пол- номочий предшествующего лица. В этом случае меха- низм применения предлага- емой проектом нормы будет неясен. Предлагаемая формулиров- ка данной нормы устанав- ливает, что Президент Российской Федерации об- ладает такими полномочия- ми только при наличии пробела в конституции (уставе) и законодатель- стве субъекта Российской Федерации или в случае отсутствия лица, которое вправе временно замещать должность высшего долж- ностного лица (руководи- теля высшего исполнитель- ного органа государствен- ной власти) субъекта Рос- сийской Федерации в соот- ветствии с конституцией (уставом) или законода- тельством субъекта Рос- сийской Федерации. 8. Статья 1: Москов- Из пункта 2 статьи 263 иск- 1. Задачи, перечисленные :20. Дополнить Федеральный ская лючить: в подпунктах 6, 8, 25, 1 2 город- подпункт 6; 26, носят государственный закон главами IV и IV сле- ская подпункт 8; общенациональный харак- дующего содержания:: Дума подпункт 25; тер, и их решение не мо- Статья 263 подпункт 26 жет возлагаться исключи- - подпункт 13 дополнить аб- тельно на бюджеты субъек- зацем: тов Российской Федерации. "Для городов федерального 2. Дополнения, вносимые значения Москвы и Санкт-Пе- в подпункты 13, 37, отве- тербурга, являющихся субъек- чают особенностям - осу- тами Российской Федерации, - ществления полномочий ор- организации транспортного ганами государственной обслуживания населения го- власти в городах феде- родским пассажирским транс- рального значения. портом." - подпункт 37 дополнить но- вым абзацем: "Для городов федерального значения Москвы и Санкт-Пе- тербурга, являющихся субъек- тами Российской Федерации, - наделение внутригородских территорий статусом муници- пальных образований." 9. Статья 1: Москов- В пункте 20 статьи 1 изло- Статья 1: Согласно статье 76 Конс- :20. Дополнить Федеральный ская жить предлагаемый в новой :20. Дополнить Феде- титуции РФ по предметам 1 2 город- редакции пункт 2 статьи 261 ральный закон главами совместного ведения Рос- закон главами IV и IV сле- ская в следующей редакции: IV1 и IV2 следующего со- сийской Федерации и субъ- дующего содержания:: Дума "2. Полномочия, осуществля- держания: ектов Российской Федера- :Статья 261. Определение емые органами государствен- :Статья 261. Определе- ции издаются федеральные полномочий органов государс- ной власти субъектов Рос- ние полномочий органов законы и принимаемые в твенной власти субъектов Рос- сийской Федерации по предме- государственной власти соответствии с ними зако- сийской Федерации там совместного ведения, оп- субъектов Российской Фе- ны и иные нормативные :2. Полномочия, осуществляе- ределяются Конституцией Рос- дерации правовые акты субъектов мые органами государственной сийской Федерации, федераль- :2. Полномочия, осу- Российской Федерации. Ус- власти субъектов Российской ными законами, договорами о ществляемые органами го- тановление полномочий Федерации по предметам сов- разграничении полномочий и сударственной власти осуществляемых органами местного ведения, определяют- соглашениями." субъектов Российской Фе- государственной власти ся Конституцией Российской дерации по предметам субъектов Российской Фе- Федерации, федеральными зако- совместного ведения, оп- дерации по предметам сов- нами и принятыми на основании ределяются Конституцией местного ведения норма- и во исполнение Конституции Российской Федерации, тивными правовыми актами Российской Федерации и феде- федеральными законами, Президента Российской Фе- ральных законов нормативными договорами о разграниче- дерации и Правительства правовыми актами Президента нии полномочий и согла- Российской Федерации Российской Федерации и Прави- шениями: представляется неправо- тельства Российской Федера- мерным. ции, договорами о разграниче- нии полномочий и соглашения- ми: 10. Статья 1: Москов- В части 2 статьи 264 слово Статья 1: Срок 30 дней недостато- :20. Дополнить Федеральный ская "тридцатидневный" заменить :20. Дополнить Феде- чен для получения проек- закон главами IV1 и IV2 сле- город- словом "шестидесятидневный". ральный закон главами та, составления и утверж- дующего содержания:: ская IV1 и IV2 следующего со- дения отзыва в установ- :Статья 264. Участие органов Дума держания:: ленном порядке и направ- государственной власти субъ- :Статья 264. Участие ления его в Государствен- ектов Российской Федерации в органов государственной ную Думу. рассмотрении Государственной власти субъектов Рос- Думой Федерального Собрания сийской Федерации в Российской Федерации проектов рассмотрении Государс- федеральных законов по пред- твенной Думой Федераль- метам совместного ведения ного Собрания Российской :2. Проекты федеральных за- Федерации проектов феде- конов по предметам совместно- ральных законов по пред- го ведения после их внесения метам совместного веде- в Государственную Думу Феде- ния рального собрания Российской :4. Проекты федеральных Федерации (далее - Государс- законов по предметам твенная Дума) направляются в совместного ведения пос- законодательные (представи- ле их внесения в Госу- тельные) органы государствен- дарственную Думу Феде- ной власти субъектов Российс- рального собрания Рос- кой Федерации для представле- сийской Федерации (далее ния ими в Государственную Ду- - Государственная Дума) му в тридцатидневный срок от- направляются в законода- зывов на указанные законопро- тельные (представитель- екты. ные) органы государс- твенной власти субъектов Российской Федерации для представления ими в Го- сударственную Думу в шестидесятидневный срок отзывов на указанные за- конопроекты. 11. Статья 1: Москов- Дополнить часть 3 статьи Статья 1: В настоящее время способ :20. Дополнить Федеральный ская 264 абзацем четвертым в сле- :20. Дополнить Феде- определения мнения субъ- закон главами IV1 и IV2 сле- город- дующей редакции: ральный закон главами екта Российской Федерации дующего содержания:: ская "Если отзыв одного из орга- IV1 и IV2 следующего со- в случае, если отзыв по- :Статья 264. Участие органов Дума нов государственной власти держания:: лучен только от одного государственной власти субъ- субъекта Российской Федера- :Статья 264. Участие органа государственной ектов Российской Федерации в ции не представлен в уста- органов государственной власти этого субъекта, рассмотрении Государственной новленный срок, мнение субъ- власти субъектов Рос- законом не определен, что Думой Федерального Собрания екта Российской Федерации сийской Федерации в позволяет трактовать спо- Российской Федерации проектов определяется по отзыву орга- рассмотрении Государс- соб действия в этих обс- федеральных законов по пред- на государственной власти твенной Думой Федераль- тоятельствах по-разному, метам совместного ведения данного субъекта Российской ного Собрания Российской в том числе не в интере- :3. Если законодательные Федерации, представившего Федерации проектов феде- сах данного субъекта Рос- (представительные) органы го- свой отзыв." ральных законов по пред- сийской Федерации. сударственной власти субъек- метам совместного веде- тов Российской Федерации и ния высшие исполнительные органы :3. Если законодатель- государственной власти субъ- ные (представительные) ектов Российской Федерации органы государственной более чем одной трети субъек- власти субъектов Рос- тов Российской Федерации выс- сийской Федерации и выс- кажутся против принятия соот- шие исполнительные орга- ветствующего федерального за- ны государственной влас- кона, по решению Государс- ти субъектов Российской твенной Думы может быть соз- Федерации более чем од- дана согласительная комиссия. ной трети субъектов Рос- Отзыв органов государствен- сийской Федерации выска- ной власти субъекта Российс- жутся против принятия кой Федерации считается поло- соответствующего феде- жительным, в случае если и рального закона, по ре- законодательный (представи- шению Государственной тельный) орган государствен- Думы может быть создана ной власти субъекта Российс- согласительная комиссия. кой Федерации, и высший ис- Отзыв органов государс- полнительный орган государс- твенной власти субъекта твенной власти субъекта Рос- Российской Федерации сийской Федерации выскажутся считается положительным, за принятие проекта федераль- в случае если и законо- ного закона. дательный (представи- Отзыв органов государствен- тельный) орган государс- ной власти субъекта Российс- твенной власти субъекта кой Федерации считается отри- Российской Федерации, и цательным, в случае если и высший исполнительный законодательный (представи- орган государственной тельный) орган государствен- власти субъекта Российс- ной власти субъекта Российс- кой Федерации выскажутся кой Федерации, и высший ис- за принятие проекта фе- полнительный орган государс- дерального закона. твенной власти субъекта Рос- Отзыв органов государс- сийской Федерации выскажутся твенной власти субъекта против принятия проекта феде- Российской Федерации рального закона. считается отрицательным, Если мнения законодательного в случае если и законо- (представительного) органа дательный (представи- государственной власти субъ- тельный) орган государс- екта Российской Федерации и твенной власти субъекта высшего исполнительного орга- Российской Федерации, и на государственной власти высший исполнительный субъекта Российской Федерации орган государственной разделились, следует считать, власти субъекта Российс- что мнение органов государс- кой Федерации выскажутся твенной власти субъекта Рос- против принятия проекта сийской Федерации не выраже- федерального закона. но. Если отзыв одного из Отзыв законодательного органов государственной (представительного) органа власти субъекта Российс- государственной власти субъ- кой Федерации не предс- екта Российской Федерации на тавлен в установленный проект федерального закона срок, мнение субъекта оформляется постановлением Российской Федерации оп- указанного органа. ределяется по отзыву ор- Отзыв высшего исполнительно- гана государственной го органа государственной власти данного субъекта власти субъекта Российской Российской Федерации, Федерации подписывается выс- представившего свой от- шим должностным лицом субъек- зыв. та Российской Федерации (ру- Если мнения законода- ководителем высшего исполни- тельного (представитель- тельного органа государствен- ного) органа государс- ной власти субъекта Российс- твенной власти субъекта кой Федерации). Российской Федерации и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российс- кой Федерации раздели- лись, следует считать, что мнение органов госу- дарственной власти субъ- екта Российской Федера- ции не выражено. Отзыв законодательного (представительного) ор- гана государственной власти субъекта Российс- кой Федерации на проект федерального закона оформляется постановле- нием указанного органа. Отзыв высшего исполни- тельного органа госу- дарственной власти субъ- екта Российской Федера- ции подписывается высшим должностным лицом субъ- екта Российской Федера- ции (руководителем выс- шего исполнительного ор- гана государственной власти субъекта Российс- кой Федерации). 12. Статья 1: Москов- В пункте 20 статьи 1 изло- Статья 1: 1. Срок между первым и :20. Дополнить Федеральный ская жить предлагаемый в новой :20. Дополнить Феде- вторым чтением проекта закон главами IV1 и IV2 сле- город- редакции пункт 4 статьи 264 ральный закон главами федерального закона, сос- дующего содержания:: ская в следующей редакции: IV1 и IV2 следующего со- тавляющий 30 дней, факти- :Статья 264. Участие органов Дума "4. Проекты федеральных за- держания:: чески лишает субъекты государственной власти субъ- конов по предметам совмест- :Статья 264. Участие Российской Федерации пра- ектов Российской Федерации в ного ведения Российской Фе- органов государственной ва высказать свое отноше- рассмотрении Государственной дерации и субъектов Российс- власти субъектов Рос- ние к этому проекту и Думой Федерального Собрания кой Федерации, принятые Го- сийской Федерации в предложить поправки к не- Российской Федерации проектов сударственной Думой в первом рассмотрении Государс- му. На практике сроки пе- федеральных законов по пред- чтении, не позднее чем через твенной Думой Федераль- ресылки принятого в пер- метам совместного ведения пять дней после их принятия ного Собрания Российской вом чтении проекта феде- :4. Проекты федеральных за- направляются в законодатель- Федерации проектов феде- рального закона и предла- конов по предметам совместно- ные (представительные) и ральных законов по пред- гаемых органами государс- го ведения, принятые Госу- высшие исполнительные органы метам совместного веде- твенной власти субъектов дарственной Думой в первом государственной власти субъ- ния Российской Федерации поп- чтении, не позднее чем через ектов Российской Федерации, "4. Проекты федеральных равок составляют около 5 пять дней после их принятия а также в Совет Федерации законов по предметам дней каждый. Поправки направляются в законодатель- Федерального Собрания Рос- совместного ведения Рос- должны поступить в Госу- ные (представительные) и выс- сийской Федерации (далее - сийской Федерации и дарственную Думу как ми- шие исполнительные органы го- Совет Федерации) для предс- субъектов Российской Фе- нимум за 10 дней до дня сударственной власти субъек- тавления в Государственную дерации, принятые Госу- рассмотрения проекта во тов Российской Федерации, а Думу в шестидесятидневный (в дарственной Думой в пер- втором чтении, чтобы они также в Совет Федерации Феде- исключительных случаях, оп- вом чтении, не позднее были включены в таблицу рального Собрания Российской ределяемых Государственной чем через пять дней пос- поправок и рассмотрены Федерации (далее - Совет Фе- Думой, - тридцатидневный) ле их принятия направля- профильным комитетом Го- дерации). Указанные законоп- срок поправок к указанным ются в законодательные сударственной Думы. Таким роекты могут быть рассмотрены законопроектам. Указанные (представительные) и образом, на рассмотрение во втором чтении не ранее чем законопроекты могут быть высшие исполнительные проекта федерального за- через 30 дней после их приня- рассмотрены во втором чтении органы государственной кона (нередко большого тия в первом чтении и расс- не ранее чем через 60 дней власти субъектов Рос- объема) у органов госу- матриваются в Совете Федера- после их принятия в первом сийской Федерации, а дарственной власти субъ- ции в порядке, предусмотрен- чтении. В исключительных также в Совет Федерации ектов Российской Федера- ном статьей 105 Конституции случаях указанный срок может Федерального Собрания ции остается не более 10 Российской Федерации. быть сокращен решением Госу- Российской Федерации дней. дарственной Думы до 30 (далее - Совет Федера- Так, в течение этих 10 дней." ции) для представления в дней в законодательном Государственную Думу в (представительном) органе шестидесятидневный (в государственной власти исключительных случаях, субъекта Российской Феде- определяемых Государс- рации необходимо успеть: твенной Думой, - тридца- изучить проект, провести тидневный) срок поправок его экспертизу с участием Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|