Расширенный поиск
Постановление Правительства Москвы от 28.06.2005 № 491-ППМ О С К В А ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 28 июня 2005 года N 491-ПП Утратилo силу - Постановление Правительства Москвы от 03.07.2012 г. N 309-ПП О Московской городской миграционной программе на 2005-2007 годы (В редакции постановлений Правительства Москвы от 06.12.2005 г. N 975-ПП; от 28.03.2006 г. N 224-ПП; от 25.07.2006 г. N 565-ПП; от 03.10.2006 г. N 767-ПП; от 29.05.2007 г. N 438-ПП) Неупорядоченная, криминальная миграция является фактором, постоянно осложняющим социально-экономическое развитие Российской Федерации в целом и ее столицы в особенности. Передача функций по разработке и осуществлению миграционной политики и актуальных вопросов ее регулирования в компетенцию Министерства внутренних дел Российской Федерации, к сожалению, не позволила в последние годы внести коренной перелом в динамику миграционных процессов. Нелегальный рынок труда, постоянно подпитываемый неконтролируемой миграцией из ближнего и дальнего зарубежья, существенно ослабляет усилия органов власти в наведении порядка в столице. Более того, показатели социально-экономической обеспеченности населения, служащие критерием оценки эффективности развития градообразующих отраслей, могут существенно меняться, если их рассчитывать с поправкой на миграцию. Правоохранительные органы обязаны более эффективно решать проблемы нарушений миграционного законодательства. Но так как миграция затрагивает все сферы жизни города от демографии и здоровья населения до рынка труда, транспорта и общественной морали, Правительство Москвы не может отвернуться от миграционных проблем и пустить их на самотек или отдать на откуп теневым структурам, тем более, что подавляющее большинство москвичей требует наведения порядка в миграционной сфере именно от московского правительства. В соответствии с разделом четвертым Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, предусматривающим разработку и реализацию региональных миграционных программ, учитывая тенденции развития миграционной ситуации в городе, изменения в структуре управления миграционными процессами и законодательстве Российской Федерации, а также необходимость продолжения комплексного решения миграционных проблем, Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить Московскую городскую миграционную программу на 2005-2007 годы (далее - Программа), согласно приложению. 2. Возложить на Комитет межрегиональных связей и национальной политики функции координатора Программы. (В редакции Постановления Правительства Москвы от 06.12.2005 г. N 975-ПП) 3. Установить, что государственным заказчиком Программы является Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы. (В редакции Постановления Правительства Москвы от 25.07.2006 г. N 565-ПП) 4. Департаментам, комитетам, управлениям города Москвы, префектурам административных округов города Москвы и другим организациям, участвующим в регулировании миграции в городе Москве, обеспечить выполнение Программы в части, их касающейся. 5. Префектурам административных округов города Москвы совместно с ГУВД г. Москвы и Комитетом межрегиональных связей и национальной политики в III квартале 2005 г. провести оценку динамики миграционной ситуации в округах, подготовить предложения по определению механизма регулирования миграции с учетом особенностей положения в каждом округе и представить свои предложения в Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы. (В редакции постановлений Правительства Москвы от 06.12.2005 г. N 975-ПП; от 25.07.2006 г. N 565-ПП) 6. (Утратил силу - Постановление Правительства Москвы от 25.07.2006 г. N 565-ПП) 7. Комитету межрегиональных связей и национальной политики совместно с ГУВД г. Москвы: (В редакции Постановления Правительства Москвы от 06.12.2005 г. N 975-ПП) 7.1. До 1 декабря 2005 г. провести оценку миграционной ситуации в городе и уточнить механизмы ее регулирования с учетом предложений префектур. 7.2. В 2005 году отработать эффективные схемы межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти города и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, занимающихся вопросами реализации государственной миграционной политики. 8. Департаментам, комитетам и префектурам административных округов города Москвы с целью повышения эффективности использования иностранной рабочей силы ежегодно: 8.1. До 15 февраля текущего года обеспечивать доведение до работодателя (по направлению, входящему в компетенцию данного органа исполнительной власти) информации Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников о начале и порядке подготовки заявок о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и вновь создаваемых рабочих мест за счет привлечения иностранных работников на предстоящий год. 8.2. Обеспечить сбор и анализ получаемых от работодателей заявок о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и вновь создаваемых рабочих мест за счет привлечения иностранных работников на предстоящий год и не позднее 10 июня текущего года представлять необходимые материалы, а также предложения и замечания по заявкам работодателей в Комитет межрегиональных связей и национальной политики. (В редакции Постановления Правительства Москвы от 06.12.2005 г. N 975-ПП) 9. Комитету межрегиональных связей и национальной политики города Москвы при подготовке предложений по проектам бюджета города Москвы на 2006-2007 годы предусматривать ежегодное выделение средств на реализацию Программы в пределах установленных лимитов перспективного финансового плана на 2006-2007 годы. (В редакции Постановления Правительства Москвы от 06.12.2005 г. N 975-ПП) 10. Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы, Комитету межрегиональных связей и национальной политики совместно с ГУП "Московский центр трудового обмена" и ГУП "Московский центр международного сотрудничества" обеспечить разъяснение Программы и освещение хода ее реализации в средствах массовой информации. (В редакции Постановления Правительства Москвы от 06.12.2005 г. N 975-ПП) 11. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам межрегионального сотрудничества, массовых коммуникаций и спорта Виноградова В.Ю. (В редакции Постановления Правительства Москвы от 25.07.2006 г. N 565-ПП) Исполняющий обязанности Мэра Москвы В.П.Шанцев Приложение к постановлению Правительства Москвы от 28 июня 2005 г. N 491-ПП Московская городская миграционная программа на 2005-2007 годы (В редакции постановлений Правительства Москвы от 06.12.2005 г. N 975-ПП; от 28.03.2006 г. N 224-ПП; от 25.07.2006 г. N 565-ПП; от 03.10.2006 г. N 767-ПП; от 29.05.2007 г. N 438-ПП) ПАСПОРТ Московской городской миграционной программы на 2005-2007 годы Наименование Программы Московская городская миграционная программа на 2005-2007 годы Основание для разработки Концепция регулирования миграционных Программы процессов в Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 01.03 2003 N 256-р, раздел четвертый, пункт 4). Постановление Правительства Москвы от 31.07.2001 N 707-ПП "О Московской городской программе регулирования миграции на 2002-2004 годы" с учетом постановлений Правительства Москвы от 08.07.2003 N 542-ПП "О корректировке мероприятий по реализации Московской городской программы регулирования миграции на 2003-2004 годы" и от 27.04.2004 N 275-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 08.07.2003 N 542-ПП". Поручение Мэра Москвы от 18.01.2005 N 4-19-13057/4. Государственный Комитет межрегиональных связей и заказчик Программы национальной политики города Москвы Персональным руководителем Программы является председатель Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы А.О.Александров. (В редакции постановлений Правительства Москвы от 06.12.2005 г. N 975-ПП; от 25.07.2006 г. N 565-ПП; от 29.05.2007 г. N 438-ПП) Координатор Программы Управление координации деятельности Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы. (В редакции Постановления Правительства Москвы от 25.07.2006 г. N 565-ПП) Разработчики Программы Управление координации деятельности Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы. (В редакции Постановления Правительства Москвы от 25.07.2006 г. N 565-ПП) Сроки реализации 2005-2007 годы. Программы Цель Программы Обеспечение условий для решения вопросов регулирования вынужденной и добровольной миграции с учетом положений Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации и законодательства города Москвы и Российской Федерации. Оптимизация объема и структуры миграционных потоков в целях устойчивого социально-экономического и демографического развития города. Основная задача Улучшение миграционной ситуации в Программы городе, исходя из того, что одним из приоритетных направлений миграционной политики является противодействие незаконной миграции, регулирование притока трудовых ресурсов, нахождение эффективных методов легализации мигрантов и адаптации легальных мигрантов путем вовлечения их в общественный социум. Основные мероприятия 1. Совершенствование нормативной Программы правовой базы в сфере регулирования миграции. 1.1. Подготовка предложений о внесении изменений и дополнений в федеральные законы и другие нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с регистрацией, свободой передвижения, выбором места пребывания и жительства, правовым положением иностранных граждан, социальными гарантиями легальных мигрантов, въездом и выездом, пересечением государственной границы. 1.2. Проведение анализа действующего законодательства в городе, затрагивающего миграционные процессы; подготовка предложений по совершенствованию механизма регулирования миграционных процессов в столице Российской Федерации. 2. Противодействие незаконной миграции. 2.1. Предоставление в Правительство Москвы проекта городской Программы борьбы с нелегальной миграцией. 2.2. Подготовка предложений об образовании Московской миграционной биржи труда, ее филиалов в странах СНГ - ведущих поставщиках иностранных работников на столичный рынок труда и организации модельного центра интеграции и адаптации иностранных граждан. 2.3. Организация системы наложения штрафных санкций на работодателей, предоставляющих рабочие места иностранцам, не имеющим соответствующих разрешений на работу (в соответствии с законом г. Москвы от 16.07.2003 N 51 "Об административной ответственности за правонарушения в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы"). 2.4. Всемерное содействие деятельности правоохранительных органов в эффективной реализации мер по борьбе с незаконной миграцией, включая создание в городе специальных помещений для размещения в них иностранных граждан, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации. 2.5. Внедрение эффективной системы квотирования привлечения иностранной рабочей силы. 2.6. Создание сети гостиниц упрощенного типа для иногородней рабочей силы. 2.7. Активизация работы Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников. 3. Организация мониторинга, совершенствование учета и проведение социологических обследований. 3.1. Организация сбора, обобщения и анализа информации о миграционном движении населения; сведений о естественном движении населения в рамках социальнодемографических паспортов округа (района) г. Москвы. 3.2. Проведение социологических обследований по оценке эффективности и последствий маятниковой миграции, анализу динамики мнения москвичей о привлечении иностранных работников, последствиях нелегальной миграции и необходимости поступательного замещения иностранных работников на трудовые ресурсы из регионов России. 3.3. Формирование банка данных о потребности городских организаций и предприятий в иностранной рабочей силе и проведение оценки профессионально-квалификационной пригодности иностранных работников. 3.4. Проведение оценки и организация мониторинга профессионально-квалификационной пригодности трудовых мигрантов. 3.5. Анализ рынка труда и тенденций его развития с учетом привлечения иностранной и иногородней рабочей силы. 4. Адаптация и интеграция законных мигрантов. 4.1. Формирование условий для реализации прав вынужденных мигрантов, зарегистрированных в установленном порядке в г. Москве с учетом социально-экономического развития города. 4.2. Работа в образовательных учреждениях города Москвы с большой долей учащихся из семей мигрантов клубов интернациональной дружбы. 4.3. Подготовка предложений по организации модельного центра адаптации и интеграции вынужденных мигрантов. 4.4. Расширение сотрудничества с Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) и Международной организацией по миграции (MOM) по вопросам интеграции беженцев и вынужденных мигрантов, находящихся на территории города, а также по содействию добровольному их возращению на места прежнего проживания. 5. Координация деятельности городских структур в регулировании миграции путем совершенствования взаимодействия между органами исполнительной власти города и федеральными органами исполнительной власти. 6. Сохранение здоровья населения и предупреждение возникновения инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваний у мигрантов. 6.1. Проведение первичного и периодических медицинских освидетельствований всех подлежащих учету мигрантов, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также обязательного медицинского страхования иностранных граждан, привлекаемых в соответствии с действующим законодательством для реализации трудовой деятельности в г. Москве, за которых страхователями уплачиваются страховые взносы на обязательное медицинское страхование. 6.2. Осуществление и совершенствование надзора за санитарно-эпидемиологическим содержанием мест размещения и пребывания мигрантов, созданием и обеспечением работодателями условий и охраны труда, а также условий бытового обеспечения мест размещения (проживания) для трудящихся мигрантов, своевременностью и полнотой проведения профилактических, предварительных и периодических медицинских осмотров, в том числе осуществление санитарно-эпидемиологической экспертизы деятельности работодателей, при получении разрешения на привлечение иностранных работников. 6.3. Проведение предупредительных мер по недопущению распространения мигрантами инфекционных заболеваний среди населения города. 7. Международное и межрегиональное сотрудничество по вопросам миграции, предусматривающее развитие двухсторонних связей и заключение соответствующих соглашений со странами СНГ со столицами и крупнейшими городами иностранных государств, субъектами Российской Федерации, международными правительственными и неправительственными организациями по вопросам миграции. 8. Идеологическое и информационное обеспечение Программы, направленное на освещение в средствах массовой информации работы Правительства Москвы по реализации Программы и анализа миграционной ситуации, формирование общественного мнения, способствующего борьбе с нелегальной миграцией, адаптации и интеграции законных мигрантов. Ожидаемые результаты Комплексная реализация мероприятий реализации Программы Программы (приложение 1 к Программе) позволит: - обеспечивать ежегодное 100% квотирование иностранной рабочей силы путем предоставления работодателям разрешений на привлечение и использование иностранных работников в пределах установленной квоты на выдачу приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности; - увеличить долю иностранцев, осуществляющих трудовую деятельность в городе при наличии разрешения на работу, которая в настоящее время по оценке ГУВД г. Москвы составляет 10%, в 2005 году - до 15%, в 2006 году - до 20%, в 2007 году - до 40%; - повысить уровень регистрируемости мигрантов в г. Москве; - улучшить координацию и взаимодействие органов исполнительной власти Москвы, включая префектуры, в решении вопросов регулирования миграции в городе; - повысить уровень взаимодействия органов исполнительной власти города и федеральных органов исполнительной власти на различных уровнях в целях эффективной реализации миграционной политики; - предоставлять Правительству Москвы на основе мониторинга достоверные данные об объемах и структуре миграционных потоков в городе и предпринять меры для улучшения качества статистики миграции; - обосновывать объемы привлечения и использования иностранной рабочей силы предприятиями города с целью регулирования миграции в его интересах; - повысить ответственность органов исполнительной власти, работодателей и других структур, занимающихся вопросами миграции, а также физических лиц за незаконное использование иностранных работников; - снизить санитарно-эпидемиологический риск для населения Москвы, связанный с миграцией; - формировать адекватное отношение населения к миграционной политике Правительства Москвы и позитивное мнение жителей города к законным мигрантам. Финансовое обеспечение Расходы по финансовому обеспечению Программы Программы осуществляются из бюджета города Москвы, федерального бюджета в порядке, предусмотренным действующим законодательством, а также за счет средств работодателей, личных средств граждан и средств государственных внебюджетных фондов. Общий объем финансирования 41,016 млн.руб. (В редакции Постановления Правительства Москвы от 25.07.2006 г. N 565-ПП) (в ценах года утверждения) в т.ч. по годам реализации: 2005 г.* 2006 г.** 2007 г.** по источникам финансирования Городской бюджет - 20,0 21,016 по направлению расходов: прочие расходы - 20,0 21,016 ИТОГО - 20,0 21,016 (В редакции Постановления Правительства Москвы от 25.07.2006 г. N 565-ПП) * - в рамках функций основных исполнителей за счет средств текущего финансирования и привлеченных средств. ** - с последующим уточнением по фактическим затратам 2005 года. Финансирование мероприятий программы, координатором выполнения которых является Управление координации деятельности Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы, производится через Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы. Финансирование мероприятий Программы, проводимых органами исполнительной власти города Москвы, производится за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на очередной финансовый год согласно смет расходов по соответствующим направлениям. (В редакции постановлений Правительства Москвы от 06.12.2005 г. N 975-ПП; от 25.07.2006 г. N 565-ПП) Организация управления Координацию выполнения программы и контроль за осуществляет Управление координации реализацией Программы деятельности Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы путем: (В редакции Постановления Правительства Москвы от 25.07.2006 г. N 565-ПП) - сбора и обобщения информации о реализации программы и ее базовых показателях, включающих уровень квотирования иностранной рабочей силы, состав иностранной рабочей силы, осуществляющей трудовую деятельность при наличии разрешения на работу, и основные показатели по населению города. - согласования вопросов и, в случае необходимости, проведения ряда организационных мероприятий, направленных на своевременное выполнения ее мероприятий. Основные исполнители программы: департаменты, комитеты, управления города Москвы, структурные подразделения Правительства Москвы, префекты административных округов, федеральные органы исполнительной власти и организации, участвующие в регулировании миграции в городе. Управление координации деятельности Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы ежегодно предоставляет в Департамент экономической политики и развития города Москвы отчеты о ходе реализации мероприятий Программы. (В редакции Постановления Правительства Москвы от 25.07.2006 г. N 565-ПП) Контроль за реализацией Программы осуществляет Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы. (В редакции Постановления Правительства Москвы от 25.07.2006 г. N 565-ПП) ОСНОВАНИЯ И НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ Динамичность развития Москвы, как столичного мегаполиса, определяет сохраняющуюся высокую миграционную притягательность столицы. Объективно Москва, как мультифункциональный город, постоянно испытывает острый дефицит рабочей силы во многих отраслях городского хозяйства и потребность в стабильном населении. Миграция стала постоянно действующей экономической составляющей социально-экономического развития столицы. Приток иногородней и иногородней рабочей силы позволяет в целом обеспечивать фактическое развитие таких важных отраслей городского хозяйства как: строительство, транспорт, торговля и общественное питание коммунальное хозяйство и др. За счет миграции поддерживается на приемлемом уровне численность населения города. Однако, по целому ряду составляющих миграция отрицательно влияет на экономическую и общественную жизнь столицы, осложняет ее санитарно-эпидемиологическую ситуацию, затрагивает безопасность жителей города. Несовершенство системы регистрации иностранцев и официального механизма привлечения и использования иностранной рабочей силы привели к тому, что значительная часть миграции стала незаконной и обслуживает теневой сектор экономики. Отсутствие в стране политики интеграции законных мигрантов является причиной дальнейшего сохранения их неопределенного положения в течение длительного времени, и как следствие - массовой маргинализации и нарушения прав мигрантов, распространения принудительного труда. Развитие теневых отношений в области миграции связана по-прежнему с неспособностью ответственных структур в полной мере обеспечивать законную миграцию, отсутствием миграционной инфраструктуры, в том числе общежитий и гостиниц для иностранной и иногородней рабочей силы, надежных, действующих официально и законно, государственных и частных служб по оказанию услуг в подборе работы, слабостью юридического сопровождения трудовой миграции в условиях абсолютного доминирования неофициальных каналов и неформальных связей между работодателями и привлекаемой рабочей силой. Нестабильность структуры управления, обеспечивающей легитимность миграции и практическую реализацию прав законных мигрантов, еще более усугубляет положение. Учитывая, что ответственность за миграционную ситуацию на территории субъекта Российской Федерации фактически лежит на органах государственной власти данного субъекта Российской Федерации, возникает необходимость принятия дополнительных мер, направленных на регулирование численности и улучшение структуры притока мигрантов, а также мер по сдерживанию интеллектуальной эмиграции. В городе также не в полной мере выстроена вертикаль регулирования миграции, вне которой находятся префектуры административных округов города Москвы и районные управы. Оценка положения мигрантов в округах и таких показателей, как их численность, социальный, возрастной и семейный состав, а также занятость, проживание, влияние на ситуацию в муниципальных образованиях, степень давления на социальную сферу, систему здравоохранения и образования не производится. Деятельность милиции, префектур и муниципальных властей ориентирована в основном на борьбу с правонарушениями среди мигрантов. В связи с этим необходимо четкое определение роли органов государственного управления субъектов Федерации в регулировании миграционных процессов в России в целом и в Москве, как субъекте Российской Федерации, с учетом целей и на основе принципов, определенных Концепцией регулирования миграционных процессов в Российской Федерации и в соответствии с Планом мероприятий по ее реализации. Одним из основных механизмов реализации Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации определены региональные миграционные программы. В этой связи, учитывая необходимость сохранения преемственности в программном регулировании миграции и в соответствии с поручением Мэра Москвы Управлением координации деятельности Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы подготовлена Московская городская миграционная программа на 2005-2007 годы. (В редакции Постановления Правительства Москвы от 25.07.2006 г. N 565-ПП) МИГРАЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ В МОСКВЕ Москва, как столичный мегаполис, в настоящее время играет роль крупнейшего в Европе центра миграционного притяжения и транзита. Здесь разместилось около 300 посольств иностранных государств и представительств субъектов Российской Федерации, центральные офисы, более 12 тысяч общественных и гуманитарных организаций, около одной тысячи банков В Москве имеются значительные возможности для образования, медицинского обслуживания и занятия трудовой деятельностью как граждан России, так и иностранцев из ближнего и дальнего зарубежья. В 2004 году стационарный миграционный прирост в Москве с учетом регистрации мигрантов по месту жительства составил 51,6 тыс. человек. Как и в предыдущие годы, преобладала внутрироссийская миграция - на долю субъектов Российской Федерации приходилось около 91% от общего миграционного прироста Вторым по значению остается миграционный обмен с государствами - участниками СНГ и странами Балтии. Миграционный оборот со странами дальнего зарубежья характеризуется отрицательными величинами. В отличие от предыдущих лет стационарный миграционный прирост в 2004 году восполнил естественную убыль населения, которая составила 39,2 тыс. человек (в 2003 году миграционный прирост был равен 50,7 тыс. человек при естественной убыли в 41,4 тыс. человек) В целом, по оценкам специалистов, численность дневного населения Москвы с учетом всех потоков миграции достигает 13-14 млн. человек при постоянной численности населения 10,4 млн человек (по данным Всероссийской переписи населения 2002 года). При этом плотность постоянного населения в столице составляет около 10 тыс. человек на кв.км., что в 140 раз превышает данный показатель в целом по Центральному федеральному округу. Однако, о реальной численности населения можно судить лишь по экспертным оценкам из-за не эффективной системы учета мигрантов, пребывающих в столице. Увеличиваются объемы маятниковой миграции в Москву, которая достигает в сезон до одного миллиона человек. При этом все большая часть иногородних граждан стремится не выезжать ежедневно из столицы, а, снимая жилье, постоянно или вахтовым методом работать в Москве с конечной целью закрепиться в ней. В орбиту маятниковой миграции включаются не только Московская, но и прилегающие к ней области. В составе маятниковой миграции определенное положение занимают учебные мигранты, которые составляют 27% от общего числа обучающихся в высших и средних специальных учебных заведениях. Отмечается увеличение разнополюсной этнической составляющей миграционных процессов. Так, если во внутрироссийском миграционном обмене Москвы явно выражено преобладание русских, то в миграционном обмене с государствами СНГ и странами Балтии удельный вес русских составляет менее 40%. Одной из особенностей состава мигрантов на сегодняшнем этапе является явное преобладание среди них молодых мужчин. Особенно значительна доля мужчин в миграционных потоках из государств СНГ. Одним из серьезных проявлений последствий миграции является увеличение разнообразия состава мигрантов и населения Москвы по национальности, языку, конфессиям, образу жизни. При этом на фоне ежегодного сокращения численности постоянного населения Москвы наиболее заметным является сокращение удельного веса русских. За последние три года доля русских в структуре родившихся сократилась на 15% и в настоящее время составляет немногим более 55% от числа всех родившихся. В структуре же умерших на долю русских приходится 76%. По данным Мосгоркомстата, в детородном процессе участвует более 40 этнических групп, более активно участвуют в нем этногруппы азербайджанцев, украинцев, татар, белорусов и те, кто в ходе переписи свои национальности не назвали. Эти этногруппы формируют около 20% от общего числа родившихся. Таким образом, происходит быстрое изменение национальной структуры населения города, которая в ближайшей перспективе будет характеризоваться нарушением сложившегося этнического равновесия и может привести к снижению толерантности (терпимости) совместно проживающих в городе людей. При этом определение реальных и перспективных оценок состояния и изменений национальной структуры населения Москвы весьма затруднено по причине отсутствия в официальных документах, удостоверяющих личность, сведений о национальной принадлежности граждан, а также из-за того, что эти оценки по данным переписей населения, периодичность проведения которых составляет десять и более лет, регистрации по месту жительства и пребывания, при этом информация предоставляется самими гражданами по их желанию. Негативное отношение к присутствующим в столице мигрантам москвичи связывают, прежде всего, с неадекватностью их поведения традициям Москвы, ростом преступности, обострением конкуренции на рынке труда и активной криминализацией бизнеса. По данным Паспортно-визового управления ГУВД г. Москвы, численность граждан, зарегистрированных в г. Москве по месту жительства, в 2004 году составила 288 тыс.человек (в том числе совершивших переезд внутри города), из них прибывших из-за пределов города по причине заключения брака - 16%, в связи с покупкой жилья - 12%. Численность граждан, зарегистрированных по месту пребывания - 1458 тыс. человек, что на 44% больше по сравнению с 2003 годом, из них граждан из государствучастников СНГ, - 591 тыс. человек. Численность граждан, прибывших из дальнего зарубежья и получивших регистрацию в Москве, в 2004 году увеличилась по сравнению с 2003 годом в 2 раза и составила 318 тыс.человек. Данное уменьшение может быть связано с определенным ужесточением иммиграционного законодательства Российской Федерации после выхода Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и недостатками системы регистрации. Однако, отсутствие единой базы данных относительно иностранцев, которая бы в реальном времени пополнялась за счет ввода в нее информации из миграционных карточек, отрицательно сказывается на уровне контроля за пребыванием иностранцев в городе, порождает появление значительного числа структур, пытающихся подменить регистрационные органы, а также снижает действенность иммиграционного контроля и за прибыванием и выездом иностранцев из Москвы и страны в целом. Тем не менее, в 2004 году органами внутренних дел за нарушение правил регистрационного учета задержано около 1 млн. человек, из них иностранных граждан - 336 тыс. человек. Российское гражданство в Москве в 2004 году получили - 14,3 тыс. человек, что в 3 раза больше чем в 2003 году. Однако, с учетом сложной ситуации с народонаселением в столице, требуется проведение анализа применения института гражданства в столице с целью определения в целом по Москве социального, национального, возрастного, семейного состава лиц, получивших гражданство, и их участия в экономической и общественной жизни столицы. Также необходим анализ приобретения гражданства России на территории Москвы гражданами из стран дальнего зарубежья. Среди получивших вид на жительство удельный вес возрастных групп населения, которые способны наиболее эффективно интегрироваться в рынок труда, остается невысоким около 30% и в 2004 году составило 1,5 тыс. человек. Большинство мигрантов, а также тех, кто получил российское гражданство на территории Москвы, стремятся уехать в другие страны. Более того, имеются значительные группы мигрантов, которые пребывание в столице рассматривают как промежуточный этап для выезда в Европу или США. Численность легальных трудящихся мигрантов не имеет ярко выраженной динамики. В экономике города в 2004 году официально было занято 145,4 тыс. иностранных работников. Основными отраслями, наиболее активно использующими труд иностранцев, в последние два года являются торговля и общественное питание (44% от общего количества трудящихся мигрантов), строительство (27%) и транспорт (9%). В 90-е годы приоритетным по привлечению иностранной рабочей силы было строительство (около 40%). Доля иностранных работников в общем объеме занятых в экономике города по официальным данным невелика - менее 2%, однако реальная роль мигрантов в хозяйстве Москвы гораздо выше и их доля достигает почти 20% общего числа занятых. В 2004 году учтенная дополнительная потребность города в трудовых ресурсах составила 178 тыс. человек. Иностранным гражданам было предоставлено 114 тыс. рабочих мест, но не на те вакансии, которые имеются в банке данных Департамента федеральной государственной службы занятости населения по городу Москве. В действительности реальная потребность в рабочей силе намного выше, однако, она удовлетворяется владельцами предприятий за счет возможности использования труда незаконных мигрантов. В этой связи они, получая от этого прямые выгоды, не заинтересованы в предоставлении достоверной информации по рабочим местам. Частный сектор в области привлечения и использования иностранной рабочей силы старается и имеет возможность действовать вне правового поля. Наибольшее число частных хозяйствующих субъектов сосредоточено в торговле и общественном питании (48% от общего числа), промышленности (9%), строительстве (8%) и других отраслях, в основном в сфере обслуживания. Оценка последствий расширения трудовой миграции в Москву противоречива. С одной стороны, в результате притока мигрантов увеличивается ресурсный потенциал экономического роста, улучшается сбалансированность на рынке труда, появляется возможность компенсации спада прироста трудовых ресурсов. Дешевизна труда незаконных мигрантов, позволяет говорить и о неком положительном экономическом (но не социальном) эффекте их работы с точки зрения отдельных частных предприятий. Кроме того, предоставление жилья мигрантам, в том числе незаконным, для временного проживания стало существенной статьей дохода слабо защищенных слоев населения, в первую очередь пенсионеров. При этом ситуация с неуплатой налогов мигрантами в большей мере определяется общей ситуацией уклонения от налогов легально работающих иностранных граждан и граждан России. С другой стороны, увеличение масштабов трудовой миграции сопровождается ростом незаконной миграции, образующей теневой рынок труда и попадающей в сферу деятельности криминальных структур. По имеющимся оценкам, на каждого "законного" трудового мигранта приходится до 10-15 "незаконных". Без надежной статистической информации невозможно целенаправленное и эффективное регулирование миграционных процессов в городе. В настоящее время миграционная статистика не полностью учитывает все категории мигрантов, находящихся на территории города, и не отражает качественный состав миграционных потоков, которые во многом определяют миграционную ситуацию в столице. В то же время, работа по социальному обеспечению, адаптации и интеграции легальных мигрантов, в том числе беженцев, вынужденных переселенцев и лиц, претендующих на этот статус не заметна на фоне борьбы с нелегальной миграцией. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Оценка регулирования миграции в Москве показала, что создание эффективной системы управления миграционными процессами возможно при комплексном подходе к решению проблем интеграции и тесном взаимодействии как исполнительных органов государственной власти Москвы между собой, так и Правительства Москвы с федеральными органами исполнительной власти. При этом одной из основных задач программы и условием ее выполнения является четкое законодательное определение роли и места субъектов Российской Федерации в регулировании миграционных процессов. Без этого система управления миграционными процессами будет ущербной. Кроме того, сложилась определенная устойчивая заинтересованность в незаконном использовании иностранной рабочей силы. Наличие нелегальной миграции выгодно многим хозяйствующим субъектам в условиях слабости миграционного законодательства и структур, призванных с ней бороться. Необходимо создать атмосферу общественной непримиримости к нелегальной миграции, что будет способствовать правоохранительным органам выполнять свои задачи в этой сфере. Приоритетными задачами Программы являются: - регулирование и оптимизация объема и структуры миграционных потоков в целях устойчивого социально-экономического и демографического развития города; - содействие формированию системы регулирования миграции в городе; - эффективное использование иностранной рабочей силы, повышение ответственности руководителей предприятий и организаций города за незаконное использование иностранных работников независимо от их организационно-правовой формы; - обеспечение оптимального объема привлечения иностранной рабочей силы для обеспечения баланса трудовых ресурсов города; - сокращение незаконной миграции и выведение значительной ее части из теневой экономики; - создание условий для быстрейшей адаптации и интеграции находящихся в городе мигрантов; - формирование условий для более широкого привлечения международной помощи в интересах вынужденных мигрантов из других государств, находящихся на территории города на законном основании, в целях содействия их добровольному возвращению в места прежнего проживания; - формирование основных направлений воспитания толерантности между мигрантами и жителями города; - сохранение здоровья жителей города в условиях масштабной миграции, снижение негативного влияния последствий заболеваемости среди мигрантов на население города; - организация мониторинга миграционной ситуации в городе и совершенствование статистического учета миграции. ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ Принципами обеспечения Программы являются: - уважение и обеспечение основных стандартов в области прав человека, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и международными соглашениями, ратифицированными Российской Федерацией; - преемственность и последовательность при разработке и реализации программы; - содействие в обеспечении прав и возможностей для всех категорий мигрантов на доступ к правовой, социальной и медицинской защите в соответствии с законодательством Российской Федерации; - обеспечение решения миграционных вопросов с учетом международных обязательств Российской Федерации. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Механизм реализации Программы обеспечивается комплексом мероприятий по правовому, организационному, социально-экономическому, международному, информационному и финансовому обеспечению, представленных в Приложении 1 к Программе. Важным элементом механизма является определение координатора программы. В дальнейшем при необходимости может быть создан координационный совет. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Расходы по финансовому обеспечению Программы осуществляются из бюджета города Москвы в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Ряд мероприятий выполняется за счет текущего финансирования соответствующих структур. Финансирование мероприятий программы производится через Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы. (В редакции Постановления Правительства Москвы от 06.12.2005 г. N 975-ПП) Технико-экономическое обоснование расходования средств на реализацию Программы представлено в Приложении 2 к Программе. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ Московская городская миграционная программа на 2005-2007 годы предусматривает организацию координации взаимодействия городских структур, упорядочивает и систематизирует мероприятия, проводимые в городе по регулированию миграционных процессов, с учетом Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и города Москвы. Основными исполнителями Программы являются: 1. Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы; 2. Отраслевые департаменты, комитеты и управления города Москвы; 3. Префектуры административных округов; 4. Департамент международных связей города Москвы; 5. Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы; 6. Управление государственной службы занятости населения города Москвы; (В редакции Постановления Правительства Москвы от 29.05.2007 г. N 438-ПП) 7. Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы; 8. Комитет общественных связей города Москвы; 9. Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы; 10. Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве; 11. Департамент науки и промышленной политики города Москвы; 12. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы; 13. Управление Федеральной миграционной службы России по городу Москве (УФМС России по г. Москве); 14. Главное управление внутренних дел города Москвы; 15. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по городу Москве; 16. Государственная инспекция труда в городе Москве; 17. Московская федерация профсоюзов; 18. Московская конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей); 19. Московский городской фонд обязательного медицинского страхования; 20. Государственное учреждение города Москвы "Межрегиональный информационно-деловой центр"; 21. ГУП "Мосрегионторг"; 22. ГУП "Московский центр международного сотрудничества" и другие заинтересованные организации. (В редакции Постановления Правительства Москвы от 25.07.2006 г. N 565-ПП) Контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Москвы - Управление координации деятельности Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы. (В редакции Постановления Правительства Москвы от 25.07.2006 г. N 565-ПП) Оценка хода выполнения Программы осуществляется на основании сведений о миграционной обстановке в городе и отчетов о привлечении иностранной рабочей силы Управления Федеральной миграционной службы России по г. Москве, данных Управления государственной службы занятости населения города Москвы, статистических данных Федеральной службы государственной статистики и Мосгорстата, а также информации исполнителей мероприятий Программы о ходе их выполнения в соответствии с параметрами, определенными разделом Паспорта "Ожидаемые результаты реализации Программы" и планируемыми результатами, указанными в графе 8 "ожидаемые результаты" мероприятий по реализации Московской городской миграционной программы приложения 1 к Программе. (В редакции постановлений Правительства Москвы от 25.07.2006 г. N 565-ПП; от 29.05.2007 г. N 438-ПП) Отчетный период выполнения Программы - календарный год. Срок предоставления основными исполнителями отчетов - в течение месяца, следующего за отчетным периодом. Информация о ходе выполнения мероприятий Программы может быть запрошена координатором Программы по мере необходимости. Кроме этого, в Программе выделен раздел "Организация мониторинга миграционных процессов", предусматривающий предоставление в Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы информации (в том числе и оперативной) о миграционном движении населения, анализа основных направлений работы с пребывающими в городе мигрантами. (В редакции Постановления Правительства Москвы от 25.07.2006 г. N 565-ПП) Корректировка Программы возможна при изменении государственной политики и законов в области регулирования миграции, иммиграционной ситуации в Москве и структуры управления миграционными процессами. Приложение 1 к Программе МЕРОПРИЯТИЯ по реализации Московской городской миграционной программы на 2005-2007 годы (В редакции постановлений Правительства Москвы от 28.03.2006 г. N 224-ПП; от 25.07.2006 г. N 565-ПП; от 03.10.2006 г. N 767-ПП; от 29.05.2007 г. N 438-ПП) ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- N Наименование Основные Срок Объем Ожидаемые Источники п/п мероприятия исполнители испол- финансирования результаты финансиро- нения (тыс. руб.) вания 2005 год* 2006 год 2007 год (оценка) (проект) (проект) ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1. Совершенствование нормативной правовой базы 1.1 Внесение изменений и до- УФМС России 2005- - - - Снижение на- Осуществля- полнений в законодательные по г. Москве, 2007 гг. пряженности ется в рам- акты и другие нормативные ГУВД г. Москвы, миграцион- ках функций правовые акты, регулирующие Управление ко- ной ситуации основных отношения, связанные с реги- ординации дея- в столице и исполните- страцией, свободой передви- тельности Ком- повышение лей жения, выбором места пребы- плекса развития уровня регу- вания и жительства, правовым научно-произ- лируемости положением иностранных водственного миграции, граждан, социальными гаран- потенциала го- Подготовка тиями, въездом и выездом, пе- рода Москвы, предложений ресечением государственной венных отноше- о внесении границы, в т.ч. в: ных и общест- изменений и 1.1.1 - Федеральный закон "О пра- венных отноше- дополнений в вовом положении иностран- ний, законодатель- ных граждан в Российской Департамент ные и другие Федерации", устанавливаю- международных нормативные щий более четкое регулирова- связей, правовые ак- ние правоотношений, связан- Департамент об- ты ных с квотированием и разования, использованием иностранной Управление по рабочей силы; связям с органа- 1.1.2 - Федеральный закон "О пра- ми законода- граждан РФ на свободу пе- тельной и ис- редвижения, выбор места пре- полнительной ве бывания и жительства в власти Прави- пределах РФ"; тельства Моск- 1.1.3 - Уголовный кодекс Россий- вы, ской Федерации в части до- Московская полнения его статьей "Неза- Конфедерация конный ввоз на территорию промышленни- Российской Федерации ино- ков и предпри- странных граждан", устанав- нимателей (ра- ливающей повышенную от- ботодателей), ветственность за незаконный Префектура ввоз иностранных граждан в Южного адми- Российскую Федерацию с целью нистративного привлечения и использо- округа вания их в качестве рабочей силы без соответствующих разрешений; 1.1.4 - Кодекс об административ- ных правонарушениях по уси- лению ответственности за со- действие незаконной миграции. 1.2 (Утратил силу - Постановление Правительства Москвы от 25.07.2006 г. N 565-ПП) 1.3 Разработка предложений по Управление ко- 2005- - - - Разработка Осуществля- совершенствованию механиз- ординации дея- 2007 гг. предложений. ется в рам- ма регулирования миграцион- тельности Ком- Повышение ках функций ных процессов в городе в со- плекса развития эффективнос- основных ответствии с изменениями в научно-произ- ти взаимодей- исполните- федеральном законодательст- водственного ствия с феде- лей ве, регулирующем вопросы потенциала го- ральными гражданства, въезда, выезда, рода Москвы, органами ис- пребывания и правового по- межрегиональ- полнительной ложения иностранных граж- ных и общест- власти в сфере дан и представление их в Ком- венных отноше- миграции плекс развития ний, научно-производственного Управление по потенциала города Москвы, работе с органа- межрегиональных и общест- ми обеспечения венных отношений. безопасности Правительства Москвы, УФМС России по г. Москве, Департаменты, комитеты и уп- равления города Москвы (по принадлежнос- ти), Префектуры ад- министративных округов 1.4 Разработка предложений по Управление ко- 2005- - - - Повышение Осуществля- совершенствованию норма- ординации дея- 2007 гг. эффективнос- ется в рам- тивных правовых актов, регла- тельности Ком- ти привлече- ках функций ментирующих порядок и усло- плекса развития ния иностран- основных вия определения квот на научно-произ- ной рабочей исполните- выдачу иностранным гражда- водственного силы в городе, лей нам приглашений на въезд в потенциала го- Предоставле- Российскую Федерацию в це- рода Москвы, ние предложе- лях осуществления трудовой межрегиональ- ний в Ком- деятельности. ных и общест- плекс венных отноше- развития на- ций, учно-произ- департаменты, водственного комитеты и уп- потенциала равления города города Моск- Москвы, вы, межрегио- префектуры ад- нальных и об- министративных щественных округов, отношений УФМС России по г. Москве, Управление фе- деральной госу- дарственной службы занятос- ти населения по городу Москве, Московская Фе- дерация профсо- юзов, Московская Конфедерация промышленни- ков и предпри- нимателей (ра- ботодателей), Государственное учреждение города Москвы "Межрегиональный информационно- деловой центр, ГУП "Москов- ский центр меж- дународного со- трудничества" 1.5 Подготовка и представление Управление ко- 2006 г. - - - Утверждение Осуществля- Комплексной целевой про- ординации дея- комплексных ется в рам- граммы регулирования демо- тельности Ком- мероприятий, ках функций графических процессов в го- плекса развития направленных основных роде Москве в Правительство научно-произ- на стабилиза- исполните- Москвы. водственного цию числен- лей потенциала го- ности посто- рода Москвы, янного межрегиональ- населения, ных и общест- формирова- венных отноше- ние желатель- ний ного для горо- да режима воспроизводства (тенденций рождаемости и смертности), улучшение здоровья насе- ления, снижение смертности, создание оптимальных условий для укрепления семьи 2. Регулирование миграционных процессов, их объемов и структуры в целях соответствия их параметров интересам социально-экономического развития города 2.1. Организация мониторинга, совершенствования учета и социологических обследований миграционных процессов 2.1.1 Анализ основных направле- УФМС России, еже- - - - Создание ин- Осуществля- ний работы с пребывающими по г. Москве, квартально формацион- ется в рам- в городе мигрантами и предо- Мосгорстат, ной базы, не- ках функций ставление информации о миг- департаменты, обходимой основных рационном движении населе- комитеты, уп- для принятия исполните- ния согласно компетенции в равнения города Правительст- лей Комитет межрегиональных связей Москвы, вом города и национальной политики города Управление фе- решений по Москвы, и в секретариат деральной госу- решению во- Московской трехсторонней дарственной просов миг- комиссии. службы занятое- рации ти населения по городу Москве, Территориаль- ное управление Федеральной службы по над- зору в сфере за- щиты прав по- требителей и благополучия человека по го- роду Москве 2.1.2 Проведение анализа миграци- УФМС России еже- - - - Подготовка Осуществля- онной ситуации в городе и по г. Москве, годно ежегодного ется в рам- подготовка предложений по ее Управление ко- доклада Мэру ках функций стабилизации с предоставле- ординации дея- Москвы основных нием их в Комитет тельности исполните- межрегиональных связей и Комитета меж- лей национальной политики города региональных Москвы связей и национальной политики города Москвы 2.1.3 Содействие повышению эф- УФМС России 2005- - - - Повышение Осуществля- фективности использования по г. Москве 2007 гг. оперативнос- ется в рам- данных Автоматизированной Управление ко- ти при приня- ках функций системы учета населения ординации дея- тии решений основных (АСУН) органами исполни- тельности Ком- исполните- тельной власти с целью веде- плекса развития лей ния мониторинга миграции в научно-произ- городе. водственного потенциала города Москвы, межрегиональных и общественных отношений, префектуры ад- министративных округов 2.1.4 Разработка предложений по Управление ко- 2005 г. - - - Повышение Осуществля- организации мониторинга ми- ординации дея- эффективнос- ется в рам- граций в г. Москве в целях ис- тельности Ком- ти принимае- ках функций пользования полученных дан- плекса развития мых мер при основных ных при решении научно-произ- решении во- исполните- экономических и социальных водственного просов соци- лей задач развития г. Москвы и потенциала го- ально-эконо- предоставление их в Ком- рода Москвы, мического плекс развития научно-произ- межрегиональ- развития в го- водственного потенциала го- ных и общест- роде с учетом рода Москвы, венных отноше- миграции межрегиональных и общест- ний, венных отношений и в секре- УФМС России тариат Московской трехсто- по г. Москве, ронней комиссии. Мосгорстат, Департаменты, комитеты и уп- равления города Москвы 2.1.5 Определение направлений по Департамент на- 2005 г. - - - Сокращение Осуществля- сокращению эмиграционного уки и промыш- иммиграцион- ется в рам- оттока научно-технического и ленной полита- ных настрое- ках функций творческого потенциала горо- ки, ний среди жи- основных да. Департамент об- телей столицы исполните- разования лей 2.1.6 Оценка эффективности и по- Управление ко- 2006- - 241,58 260,91 Доведение по- Бюджет го- следствий маятниковой миг- ординации дея- 2007 гг. лученных ре- рода Моск- рации. тельности Ком- зультатов до вы плекса развития городских научно-произ- структур орга- водственного нов исполни- потенциала го- тельной в це- рода Москвы, лях межрегиональ- использова- ных и общест- ния получен- венных отноше- ной информа- ний, Комитет ции при межрегиональ- планировании ных связей и на- социально- циональной по- экономичес- литики, кого развития Департамент об- города и ре- разования, шении вопро- Мосгорстат, сов взаимо- префектуры ад- действия с министративных Московской и округов другими обла- стями 2.1.6.1 Предоставление информации Управление фе- еже- - - - -"- Осуществля- о количестве иногородних деральной госу- квартально ется в рам- граждан, обратившихся в дарственной ках функций службу занятости в поисках службы занятое- основного работы. ти населения по исполнителя городу Москве 2.1.7 Проведение социологических обследований: 2.1.7.1 Мнение москвичей о мигра- Управление ко- 2006- - 382,87 274,27 Оценка мас- Бюджет го- ционной ситуации и деятель- ординации дея- 2007 гг. штабов и оп- рода Моск- ности Правительства Москвы тельности Ком- ределение по- вы и органов исполнительной плекса развития казателей власти всех уровней по ее опе- научно-произ- восприятия ративному регулированию в водственного москвичами текущем году - "Москвичи и потенциала го- процессов мигранты о миграции". рода Москвы, трудовой миг- межрегиональ- рации, на базе ных и общест- которых будут венных отноше- выработаны ний, корректирую- Государственное щие методы и учреждение способы регу- города Москвы лирования по- "Межрегиональный зитивного от- информационно- ношения деловой центр" москвичей к иностранным работникам, и уровня дея- тельности фе- деральных и городских структур в об- ласти регули- рования миг- рации в городе. Выяв- ление харак- терных разно- чтений, основанных на функцио- нальных обя- занностях раз- личных структур ис- полнительной власти, обес- печивающих регулирование миграции 2.1.7.2 Проведение исследования Управление ко- 2006 г. - 175,0 - Выработка ре- Бюджет го- среди педагогов и учащихся ординации дея- комендаций и рода Моск- московских образовательных тельности Ком- совершенст- вы учреждений на тему: "Влия- плекса развития вование орга- ние миграционной ситуации научно-произ- низации учеб- на московскую школу" и вы- водственного но-воспита- работка соответствующих ре- потенциала го- тельной рабо- комендаций по совершенство- рода Москвы, ты в школе ванию учебно-воспитательной межрегиональ- работы в школе. ных и общест- венных отноше- ний, Департамент об- разования горо- да Москвы, Центр межнаци- онального обра- зования "Этно- сфера" 2.2. Регулирование трудовой миграции 2.2.1 Организация взаимодействия УФМС России постоян- - - - Совершенст- Осуществля- с органами исполнительной по г. Москве но вование меха- ется в рам- власти всех уровней при осу- низма взаимо- ках функций ществлении деятельности, действия и основного связанной с выдачей иност- снижение не- исполнителя ранным работникам разреше- законной тру- ний на работу в пределах ут- довой мигра- вержденных объемов ции привлечения иностранных ра- ботников и квоты на выдачу иностранным гражданам при- глашений на въезд в РФ в це- лях осуществления трудовой деятельности. 2.2.2 Подготовка и размещение те- Управление ко- 2006- - 2721,6 2939,33 Снижение не- Бюджет те- матических и справочных ма- ординации дея- 2007 гг. гативного вос- рода Моск- териалов в городских и феде- тельности Ком- приятия жите- вы ральных средствах массовой плекса развития лей Москвы к информации по вопросам тру- научно-произ- проблеме тру- довой миграции. водственного довой мигра- потенциала го- ции, создание рода Москвы, позитивного межрегиональ- отношения к ных и общест- трудовой миг- венных отноше- рации, осуще- ний, Государст- ствляющих венное учреждение свою трудо- города Москвы вую деятель- "Межрегиональный ность в инте- информационно- ресах деловой центр", социально- Комитет по те- экономичес- лекоммуникаци- кого развития ям и средствам в городе массовой ин- формации 2.2.3 Формирование банка данных Управление ко- 2005- -* 684,542 739,305 Принятие Бюджет го- о потребности городских орга- ординации дея- 2007 гг. оперативных рода Москвы низаций и предприятий в тельности Ком- решений в во- иностранной рабочей силе. плекса развития просах целе- научно-произ- сообразности водственного привлечения потенциала го- иностранных рода Москвы, работников, межрегиональ- на основе ве- ных и общест- дения тща- венных отноше- тельного отбо- ний, ра по Государственное профессио- учреждение нальным и города Москвы образователь- "Межрегиональный ным качест- информационно- вам соискате- деловой центр" лей (в том числе и регио- нальных) по заявкам пред- приятий и ор- ганизаций 2.2.4 Организация Управление ко- 2006- - 427,33 461,52 Повышение Бюджет га- мониторинга професси- ординации дея- 2007 гг. эффективнос- рода Моск- онально-квалификационной тельности Ком- ти при опре- вы пригодности иностранных ра- плекса развития делении кво- ботников и предоставление научно-произ- ты на итогов в Управление коорди- водственного привлечение нации деятельности Комплек- потенциала го- иностранной са развития научно-производ- рода Москвы, рабочей силы с ственного потенциала города межрегиональ- учетом профес- Москвы, межрегиональных и ных и общест- сионально- общественных связей. венных отноше- квалификаци- ний, Государст- онных харак- венное учреждение теристик при- города Москвы влеченных и "Межрегиональный планируемых информационно- к привлече- деловой центр", нию иност- Московская ранных работ- Конфедерация- ников промышленни- ков ипредпри- нимателей (ра- ботодателей) 2.2.5 Анализ рынка труда и тенден- Управление фе- 2006 г. - - - Повышение Осуществля- ций его развития с учетом деральной госу- эффективнос- ется в рам- привлечения иностранной и дарственной ти использо- ках функций иногородней рабочей силы, службы занятос- вания иност- основных используемой организациями ти населения по ранной и исполните- города (в том числе в государ- городу Москве, иногородней лей ственном и частном секторах) отраслевые де- рабочей силы и предоставление его в Ком- партаменты, ко- в городе плекс развития научно-произ- митеты и управ- водственного потенциала го- ления, рода Москвы, Мосгорстат межрегиональных и общест- венных отношений и в секре- тариат Московской трехсто- ронней комиссии. 2.2.6 Оценка эффективности кво- Управление ко- 2005 г. - - - -"- Осуществля- тирования привлекаемой ино- ординации дея- ется в рам- странной рабочей силы в го- тельности Ком- ках функций роде (в целом и в рамках плекса развития основных утвержденной квоты). научно-произ- исполните- водственного лей потенциала го- рода Москвы, межрегиональных и общественных отношений, УФМС России По г. Москве 2.2.7 Совершенствование работы Управление ко- постоян- - - - Координация Осуществля- Межведомственной комиссии ординации дея- но работы и ре- ется в рам- по вопросам привлечения и тельности Ком- шение вопро- ках функций использования иностранных плекса развития сов трудоуст- основных работников, в том числе по научно-произ- ройства в исполните- использованию Закона водственного интересах со- лей г. Москвы от 16.07.03 N 51 потенциала го- циально-эко- "Об административной ответст- рода Москвы, номического венности за правонарушения в межрегиональ- развития го- сфере потребительского рынка ных и общест- рода и защиты и услуг города Москвы". венных отноше- прав москви- ний чей и трудя- щихся миг- рантов 2.2.8 Предоставление в целях обес- - - - Принятие эф- печения деятельности Межве- фективных домственной комиссии по во- решений в во- просам привлечения и просах при- использования иностранных влечения ино- работников в Комитет странной межрегиональных связей рабочей силы, и национальной политики определения города Москвы и в квоты на при- секретариат Московской трех- влечение ино- сторонней комиссии: странных ра- ботников в разрезе отраслей, а также 2.2.8.1 - сведений о количестве Управление фе- еже- - - - при регулиро- Осуществля- предприятий, организаций и деральной госу- квартально вании трудо- ется в рам- предпринимателей, которым дарственной вой миграции ках функций были выданы заключения о службы занятос- основного целесообразности привлече- ти населения по исполнителя ния и использования иност- городу Москве ранных работников с указани- ем численности работников по отраслям; 2.2.8.2 - сведений о профессиях Управление фе- еже- - - - -"- Осуществля- и вакантных должностях, по деральной госу- квартально ется в рам- которым сохраняется устойчи- дарственной ках функций вый спрос. службы занятос- основного ти населения по исполнителя городу Москве 2.2.8.3 Предоставление информации УФМС России еже- - - - -"- Осуществля- о разрешениях на право рабо- по г. Москве месячно ется в рам- ты в г. Москве, выданных ино- ках функций странным гражданам (с указа- основного нием численности работников исполнителя по профессиям и должнос- тям), в Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы. 2.2.9 Содействие организованному Государственное 2005- - - - Организация Осуществля- трудоустройству москвичей за учреждение 2007 гг. трудоустрой- ется в рам- рубежом и создание регулиру- города Москвы ства и содей- ках функций емого паспортно-визового ре- "Межрегиональный ствие образо- основных жима для специалистов, выез- информационно- ванию моск- исполните- жающих за рубеж в целях деловой центр", вичей за лей временного трудоустройства и УФМС России рубежом по повышения профессиональ- по г. Москве, заявкам зару- ного и образовательного уров- ГУП "Москов- бежных рабо- ня. ский центр меж- тодателей. дународного со- Создание условий трудничества" професси- онального, об- разовательного и трудового обмена с развитыми стра- нами Европы 2.2.10 Оценка миграционной ситуа- Префектуры ад- 2006- - - - Совершенст- Осуществля- ции в административных ок- министративных 2007 гг. вование сис- ется в рам- ругах, определение показате- округов, темы управле- ках функций лей миграционного давления Управление ко- ния основных на их инфраструктуру и пре- ординации дея- миграцион- исполните- доставление ее в Комитет тельности Ком- ными процес- лей межрегиональных связей плекса развития сами в городе и национальной политики научно-произ- города Москвы водственного по- тенциала города Москвы, межре- гиональных и общественных отношений 2.2.11 Подготовка и размещение ин- Управление ко- 2005- -* 3314,08 3579,21 Создание ин- Бюджет го- формационных материалов в ординации дея- 2007 гг. формацион- рода Моск- специализированных печат- тельности Ком- ных возмож- вы ных изданиях о потребности плекса развития ностей для городских организаций и научно-произ- предприятий предприятий в рабочей силе в водственного и организа- целях сокращения и замеще- потенциала го- ций, финан- ния иностранных работников рода Москвы, сируемых из рабочей силой из числа моск- межрегиональ- бюджета горо- вичей и жителей регионов ных и общест- да Москвы и России. венных отноше- остро нужда- ний, ющихся в спе- Государственное циалистах в учреждение подборе пер- города Москвы сонала из чис- "Межрегиональный ла региональной информационно- рабочей силы и деловой центр" москвичей 2.2.12 Разработка и издание спра- Управление ко- 2006- - 434,725 469,5 Информиро- Бюджет го- вочно-методических и темати- ординации дея- 2007 гг. вание иност- рода Моск- ческих материалов в помощь тельности Ком- ранных работ- вы работодателям и иностранным плекса развития ников и работникам, в том числе: научно-произ- работодателей - информационных листовок водственного в т.ч. в т.ч. о порядке "Как принять на работу ино- потенциала го- - 146,75 158,49 привлечения странца"; рода Москвы, и использова- - справочно-информацион- межрегиональ- - 287,975 311,01 ния иностран- ного буклета "В помощь рабо- ных и общест- ной рабочей тодателю и иностранному ра- венных отноше- силы в городе ботнику" и пособий по работе ний, по правовым с иностранной рабочей силой. Государственное вопросам учреждение города Москвы "Межрегиональный информационно- деловой центр" 2.2.13 (Исключен - Постановление Правительства Москвы от 25.07.2006 г. N 565-ПП) 2.2.14 Организация отбора инвесто- Управление ко- 2005- - - - -"- Осуществля- ров для реализации проектов ординации дея- 2006 гг. ется в рам- строительства гостиниц упро- тельности Ком- ках функций щенного типа для иногород- плекса развития основных ней рабочей силы. научно-произ- исполните- водственного лей потенциала го- рода Москвы, межрегиональ- ных и общест- венных отноше- ний, Государственное учреждение города Москвы "Межрегиональный информационно- деловой центр" 2.2.15 Разработка адресной програм- Государственное 2005 г. - - - -"- Осуществля- мы по созданию сети гости- учреждение ется в рам- ниц упрощенного типа для города Москвы ках функций иногородней рабочей силы. "Межрегиональный основного информационно- исполнителя деловой центр", Управление ко- ординации дея- тельности Ком- плекса развития научно-произ- водственного по- тенциала города Москвы межре- 2.2.16 Строительство 2-х гостиниц гиональных и 2006 г. - - - -"- За счет упрощенного типа для иного- общественных средств ин- родней рабочей силы. отношений весторов 2.2.17 Координация и организация Комитет по 2005- - - - Организован- Осуществля- расселения иногородних и внешнеэконо- 2007 гг. ное расселение ется в рам- иностранных работников в мическойдея- иногородней и ках функций гостиницах Москвы. тельности, иностранной основных Государственное рабочей силы исполните- учреждение в целях созда- лей города Москвы ния условий "Межрегиональный контроля за их информационно- проживанием деловой центр", ГУП "Москов- ский центр меж- дународного со- трудничества" 2.2.18 Подготовка предложений об Государственное 2005 г. - - - Создание ус- Осуществля- образовании Московской ми- учреждение ловий эффек- ется в рам- грационной биржи труда. города Москвы тивного под- ках функций "Межрегиональный бора кадров из основных информационно- числа иного- исполните- деловой центр", родних и ино- лей Управление ко- странных спе- ординации дея- циалистов с тельности Ком- учетом по- плекса развития требности го- научно-произ- родских пред- водственного приятии и потенциала го- организаций, рода Москвы, Оказание ши- межрегиональ- рокого спектра ных и общест- консультаци- венных отноше- онных и про- ний, фориентаци- Московская онных услуг, Конфедерация Подбор спе- промышленни- циалистов по ков и предпри- заявкам мос- нимателей (ра- ковских рабо- ботодателей) тодателей, фи- нансируемых из городского бюджета. Со- здание условий для посту- пательного замещения иностранной рабочей силы на российских работников 2.2.19 Подготовка предложений по Государственное 2005- - - - Снижение до- Осуществля- организации филиалов Мос- учреждение 2006 гг. ли нелегаль- ется в рам- ковской миграционной биржи города Москвы ных работни- ках функций труда в странах СНГ - веду- "Межрегиональный ков, основного щих поставщиках иностран- информационно- приезжающих исполнителя ных работников на столичный деловой центр", в Москву в рынок труда. Московская поисках раз- Конфедерация личного рода промышленни- деятельности. ков и предпри- Создание фи- нимателей (ра- лиалов позво- ботодателей), лит вести бо- Управление ко- лее ординации дея- качественный тельности Ком- первичный плекса развития профессио- научно-произ- нальный от- водственного бор потенци- потенциала го- альных рода Москвы, соискателей и межрегиональ- значительно ных и общест- понизит долю тех венных отноше- работников, ний которые не имеют со- ответствующих профес- сиональных навыков и об- разования, в том числе в рамках организации краткосрочных профессио- нальных курсов для подготовки специалистов под имеющиеся заявки предприятий городской экономики 2.3. Противодействие незаконной миграции и адаптация законных мигрантов: 2.3.1. Осуществление мероприятий по предотвращению незаконной миграции: 2.3.1.1 Обеспечение исполнения в УФМС России постоян- - - - Реализация Осуществля- городе миграционного зако- по г. Москве, но субъектом ется в рам- нодательства. ГУВД г. Москвы, Концепции ках функций Управление ко- регулирова- основных ординации дея- ния миграци- исполните- тельности Ком- онных про- лей плекса развития цессов в научно-произ- Российской водственного Федерации потенциала го- рода Москвы, межрегиональ- ных и общест- венных отноше- ний, Управление по работе с органа- ми обеспечения безопасности Правительства Москвы 2.3.1.2 Активизация работы в местах УФМС России постоян- - - - Сокращение Осуществля- компактного проживания по г. Москве, но числа неза- етсяврам- иностранных граждан, вре- ГУВД г. Москвы конной миг- ках функций менно пребывающих в городе, рации основных с целью выявления и предот- исполните- вращения нарушений правил лей регистрационного учета, по- рядка въезда и пребывания в РФ, а также лиц, причастных к организации каналов траф- фика через Москву нелегаль- ных мигрантов. 2.3.1.3 Осуществление комплекса УФМС России постоян- - - - Пресечение Осуществля- предупредительных и опера- по г. Москве, но деятельности ется в рам- тивно-розыскных мероприя- ГУВД г. Москвы, и усиление ках функций тий по устранению экономи- Управление ко- ответственно- основных ческих основ незаконной ординации дея- сти коммер- исполните- миграции путем пресечения тельности Ком- ческих струк- лей противоправной деятельности плекса развития тур, коммерческих структур, зани- научно-произ- организаций мающихся оказанием посред- водственного и фирм, зани- нических услуг в документа- потенциала го- мающихся ровании, регистрации и рода Москвы, посредничес- трудоустройстве граждан РФ и межрегиональ- кой деятель- иностранных граждан, а также ных и общест- ностью по туристических агентств, пред- венных отноше- оказанию со- ставляющих в органы внут- ний действия миг- ренних дел вымышленные рантам сведения о жилищном обуст- ройстве прибывающих в город иногородних и иностранных граждан и др. 2.3.1.4 Оценка влияния миграции на Департамент по- 2006 г. - - - Предоставле- Осуществля- ситуацию в сфере услуг (осо- требительского ние предложе- ется в рам- бенно на рынках города) и рынка и услуг, ний в Ком- ках функций подготовка предложений по ее Департамент плекс основных изменению в интересах жите- поддержки и развития на- исполните- лей города и предоставление развития малого учно-произ- лей их в Комитет предпринима- водственного межрегиональных связей тельства, потенциала и национальной политики Управление ко- города Моск- города Москвы. ординации дея- вы, межрегио- тельности Ком- нальных и об- плекса развития щественных научно-произ- отношений, водственного Нормализа- потенциала го- ция ситуации рода Москвы, на рынках го- межрегиональ- рода и приле- ных и общест- гающих к ним венных отноше- районах ний, префектуры административ- ных округов, Государственное учреждение города Москвы "Межрегиональный информационно- деловой центр", ГУП "Мосреги- онторг" 2.3.1.5 Оказание содействия Управление ко- 2005- - - - Локализация Осуществля- по созданию в городе ординации дея- 2007 гг. иностранных ется в рам- специальных помещений тельности Ком- граждан, под- ках функций для размещения в них иност- плекса развития лежащих де- основных ранных граждан, подлежащих научно-произ- портации исполните- административному выдворе- водственного по- лей нию за пределы Российской тенциала города Федерации. Москвы, межре- гиональных и общественных отношений, Уп- равление по ра- боте с органами обеспечения бе- зопасности Пра- вительства Москвы, УФМС России по г. Москве, ГУВД г. Москвы 2.3.1.6 Содействие деятельности пра- Департаменты, постоян- - - - Сокращение и Осуществля- воохранительных органов в комитеты и уп- но предупрежде- ется в рам- эффективной реализации мер равления города ние незакон- ках функций по борьбе с незаконной миг- Москвы, ной миграции основных рацией. заинтересован- Вынужденная исполните- ные структуры миграция (во- лей Правительства просы эконо- Москвы, мической, со- Управление ко- циокультурной ординации дея- и языковой тельности Ком- адаптации и плекса развития интеграции) научно-произ- водственного потенциала го- рода Москвы, межрегиональ- ных и общест- венных отноше- ний, Государственное учреждение города Москвы "Межрегиональный информационно- деловой центр", ГУП "Москов- ский центр меж- дународного со- трудничества" 2.3.2. Вынужденная миграция (вопросы экономической, социокультурной и языковой адаптации и интеграции) 2.3.2.1 Формирование условий для Управление ко- постоян- - - - Более эффек- За счет адаптации и интеграции вы- ординации дея- но тивное выпол- средств теку- нужденных мигрантов, заре- тельности Ком- нение законо- щего финан- гистрированных в установлен- плекса развития дательства в сирования ном порядке в г. Москве с научно-произ- области миг- исполните- учетом социально-экономиче- водственного по- рации лей меро- ских особенностей города. тенциала города приятия Москвы, межре- гиональных и общественных отношений, Де- партамент соци- альной защиты населения города Москвы, Департамент здравоохранения города Москвы, Департамент об- разования города Москвы, Департамент семейной и молодежной политики города Москвы, Отделение пен- сионного фонда по г. Москве, УФМС России по г. Москве, префектуры административ- ных округов Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|