Расширенный поиск
Постановление Правительства Москвы от 04.03.2003 № 128-ППМ О С К В А ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 4 марта 2003 N 128-ПП Утратилo силу - Постановление Правительства Москвы от 21.03.2013 г. N 163-ПП О проекте закона города Москвы "Об общем образовании в городе Москве" В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 12 сентября 2000 года N 726 "О мерах по совершенствованию законопроектной работы в органах исполнительной власти города", во исполнение распоряжения Мэра Москвы от 21 декабря 2001 года N 1143-РМ "О Плане первоочередных законопроектных работ органов исполнительной власти города Москвы на 2002 год", рассмотрев проект закона города Москвы "Об общем образовании в городе Москве", Правительство Москвы постановляет: 1. Одобрить проект закона города Москвы "Об общем образовании в городе Москве" (приложение). 2. Рекомендовать Мэру Москвы внести указанный проект закона в установленном порядке на рассмотрение Московской городской Думы. 3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И. П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков Приложение к постановлению Правительства Москвы от 4 марта 2003 года N 128-ПП Проект ЗАКОН ГОРОДА МОСКВЫ Об общем образовании в городе Москве Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с реализацией права граждан на общедоступное, бесплатное и качественное общее образование в государственных образовательных учреждениях в различных формах в объеме, установленном государственными образовательными стандартами; устанавливает принципы деятельности образовательных учреждений различных типов и видов, реализующих образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, направленные на формирование общей культуры личности юного москвича, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, окружающей природе, семье, формирование здорового образа жизни, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ с учетом региональной специфики субъекта Российской Федерации - города Москвы. Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Государственные гарантии права граждан на получение общего образования в городе Москве В целях дальнейшего повышения уровня образования, сознательности и культуры населения, подготовки молодежи к жизни, труду и общественной деятельности органы государственной власти города Москвы создают условия для получения гражданами всеобщего среднего (полного) общего образования и реализации права на общедоступное, бесплатное и качественное дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование, на выбор образовательного учреждения и формы получения образования, и обеспечивают: равные возможности на получение общего образования для всех детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); безнадзорных детей; детей с девиантным поведением; одаренных детей и других категорий; единство образовательного пространства в городе Москве; академические свободы обучающихся и педагогических работников; академическую мобильность обучающихся, право выбора образовательного учреждения и формы получения образования; защиту обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья; преемственность образовательных программ общего образования, возможность продолжения обучения на всех ступенях общего образования, возможность получения профессионального образования; социальную и профессиональную защищенность обучающихся и педагогических работников; контроль за соответствием условий осуществления образовательного процесса санитарным и гигиеническим нормам, требованиям охраны жизни и здоровья обучающихся и воспитанников; реализацию права граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников. Глава 2. МОСКОВСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Статья 2. Московский региональный компонент государственного образовательного стандарта общего образования 1. Московский региональный компонент государственного образовательного стандарта общего образования, являясь составной частью государственного образовательного стандарта общего образования: отражает социально-экономические, географические, культурные и исторические особенности города Москвы; способствует развитию и духовно-нравственному становлению личности обучающихся, приобщению ее к историческому и культурному наследию, формированию навыков жизненного самоопределения, действий в чрезвычайных ситуациях техногенного, социального и природного характера. 2. Московский региональный компонент государственного образовательного стандарта общего образования обязателен для реализации в образовательных учреждениях, осуществляющих образовательный процесс по общеобразовательным программам. 3. Различия в содержании региональных (национально-региональных) компонентов государственного образовательного стандарта общего образования не могут являться основанием для отказа в приеме обучающегося из общеобразовательного учреждения другого региона в образовательное учреждение города Москвы, реализующее общеобразовательные программы данного уровня. Статья 3. Структура Московского регионального компонента государственного образовательного стандарта общего образования 1. Московский региональный компонент государственного образовательного стандарта общего образования включает в себя: обязательный минимум содержания основных общеобразовательных программ по образовательным областям и учебным предметам, включенным в Московский региональный компонент; гарантированный минимум условий, способствующих духовно-нравственному становлению каждого ребенка, его готовности к жизненному самоопределению; требования к уровню подготовки обучающихся и выпускников образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, по образовательным областям и учебным предметам, включенным в Московский региональный компонент. 2. Установление Московского регионального компонента государственного образовательного стандарта общего образования осуществляется с учетом федерального компонента государственного стандарта общего образования. Статья 4. Финансово-организационное обеспечение базисного учебного плана общеобразовательных учреждений города Москвы 1. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений города Москвы обеспечивает возможность формирования компонента образовательного учреждения и организации деятельности обучающихся в различных формах: индивидуальной, в том числе занятия по индивидуальным учебным планам, групповой, экскурсионной, проектной, научно-исследовательской и иной, и предусматривает: совместную работу двух преподавателей при проведении занятий по учебным предметам в I-XI классах с использованием современных информационных технологий при наличии в общеобразовательном учреждении необходимых условий, подготовленных педагогических кадров и утвержденной образовательной программы; деление I-XI классов, имеющих нормативную наполняемость, на две группы при проведении занятий по изучению иностранного языка, информатике, физической культуре при наличии условий и педагогических кадров, если для данного общеобразовательного учреждения не предусмотрено другое деление классов. 2. Учебный план общеобразовательного учреждения составляется на основе базисного учебного плана общеобразовательных учреждений города Москвы и обеспечивает реализацию федерального, Московского регионального компонентов образования и компонента образовательного учреждения. Преподавание учебных курсов и дисциплин в общеобразовательном учреждении ведется на основании рабочих программ учебных курсов и дисциплин, которые разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением. Рабочая учебная программа, измененная образовательным учреждением более чем на 25% по сравнению с учебными программами, имеющими гриф "допущено" или "рекомендовано" федеральным или городским органом управления образованием, подлежит согласованию с уполномоченными органами в порядке, определяемом правовыми актами города Москвы. 3. Органы государственной власти города Москвы осуществляют финансирование расходов, связанных с реализацией государственными общеобразовательными учреждениями и негосударственными образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию, базисных учебных планов, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы. Глава 3. ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГОРОДЕ МОСКВЕ Статья 5. Общеобразовательные программы 1. К общеобразовательным программам относятся программы следующих ступеней общего образования: дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; среднее (полное) общее образование. 2. Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования являются преемственными и направлены на обеспечение дальнейшей непрерывности среднего и профессионального образования. Взаимодействие высшей и средней школы осуществляется на основе договоров между образовательными учреждениями, реализующими общеобразовательные программы, и высшими учебными заведениями. Статья 6. Виды образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы 1. В целях максимального удовлетворения потребностей детей и их родителей (законных представителей), формирования у них приоритетов выбора будущей профессии, обеспечения многообразия условий и форм организации образовательного процесса, в городе Москве создаются различные виды государственных образовательных учреждений: детский сад; детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и других); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида; центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников; детский сад с этнокультурным (национальным) компонентом образования; начальная школа-детский сад; начальная школа-детский сад компенсирующего вида - с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся; прогимназия - с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и других); специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад; начальная общеобразовательная школа; основная общеобразовательная школа; средняя общеобразовательная школа; средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов; гимназия; лицей; общеобразовательная школа-интернат начального общего образования; общеобразовательная школа-интернат основного общего образования; общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования; общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов; гимназия-интернат; лицей-интернат; санаторная школа-интернат; санаторно-лесная школа; кадетская школа; кадетская школа-интернат; специальная (коррекционная) общеобразовательная школа; специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат; специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии; детский дом-школа; школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальная общеобразовательная школа; средняя общеобразовательная школа с этнокультурным (национальным) компонентом образования; средняя общеобразовательная школа надомного обучения; начальная общеобразовательная школа "Школа здоровья"; основная общеобразовательная школа "Школа здоровья"; средняя общеобразовательная школа "Школа здоровья"; центр образования "Школа здоровья"; центр образования; вечерняя (сменная) общеобразовательная школа; открытая (сменная) общеобразовательная школа. 2. Общеобразовательные программы могут реализовываться в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; учреждениях начального профессионального, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, и в других государственных образовательных учреждениях, в которых созданы условия для реализации общеобразовательных программ, а также в негосударственных образовательных организациях. Статья 7. Реализация дошкольных образовательных программ в городе Москве 1. Дошкольное образование осуществляется в государственных дошкольных образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы различной направленности, в негосударственных образовательных организациях и в семейных (домашних) условиях. 2. Государственные дошкольные образовательные учреждения обеспечивают воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет. Допускается функционирование государственных дошкольных образовательных учреждений в дневное, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми дошкольных образовательных учреждений. 3. В государственных дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также иных образовательных учреждениях города Москвы, реализующих программы дошкольного образования, при наличии необходимых материально-технических условий и кадрового обеспечения, в установленном порядке могут открываться группы кратковременного пребывания: адаптационная группа, группа развития, будущий первоклассник, группа для детей, у которых русский язык не является родным, группа для детей с отклонениями в развитии, группы для детей-инвалидов, группы вечернего пребывания, выходного и праздничного дня и другие. Количество групп кратковременного пребывания в учреждении устанавливается в зависимости от потребности населения и условий, созданных для обеспечения образовательного процесса, с учетом санитарных норм. Группы кратковременного пребывания функционируют по гибкому режиму: от 2 до 5 раз в неделю, от 2 до 5 часов в день в зависимости от потребностей родителей (законных представителей). Группы могут открываться в течение учебного года по мере комплектования. 4. Родители (законные представители) имеют право выбора дошкольного образовательного учреждения с учетом индивидуальных способностей детей, состояния их здоровья, уровня физического развития, возможностей семьи. 5. В целях оказания детям социально-психологической поддержки и (или) корекционно-педагогической помощи органы управления образованием создают в учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, условия для проведения диагностико-консультативной работы с детьми пяти- и шестилетнего возраста, направленной на выявление уровня и особенностей развития ребенка. Статья 8. Реализация иных общеобразовательных программ в государственных образовательных учреждениях города Москвы 1. В целях обеспечения равных возможностей на получение общего образования для всех детей, в том числе проявивших выдающиеся способности, имеющих повышенную мотивацию к обучению, детей с ограниченными возможностями здоровья и других категорий детей, требующих создания особых условий для реализации ими права на образование, Правительство Москвы в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы, может создавать типовые и нетиповые государственные образовательные учреждения. 2. Прогимназия - вид государственного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, реализующего общеобразовательные программы дошкольного и начального общего образования, с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и других) и обеспечивающего воспитанников и обучающихся разносторонним образованием, позволяющим продолжить обучение в общеобразовательном учреждении любого вида. 3. Кадетская школа - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего и дополнительного образования, обеспечивающие подготовку обучающихся к профессиональному служению России на гражданском и военном поприще. 4. Кадетская школа-интернат - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего и дополнительного образования, обеспечивающие подготовку обучающихся к профессиональному служению России на гражданском и военном поприще. 5. Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и обеспечивающего дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам начиная с I(II), V-VI (VII), VII(VIII) класса. Сроки введения углубленного курса определяются учебной программой предмета углубленного изучения. 6. Гимназия - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования и обеспечивающего подготовку обучающихся к активному интеллектуальному труду, творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук на основе интеграции содержания гуманитарного образования. Обучение в гимназии начинается с V класса. 7. Лицей - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающего профильную подготовку обучающихся VIII-XI, IX-XI, X-XI и, по решению органа управления образованием, VII-XI классов и формирование у них навыков самостоятельной проектной и научно-исследовательской деятельности. 8. Средняя общеобразовательная школа с этнокультурным (национальным) компонентом образования - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы по изучению национальных языков, истории, культуры и традиций народа - носителя языка. 9. Средняя общеобразовательная школа надомного обучения - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и обеспечивающего лицам с ограниченными возможностями здоровья возможность получения в условиях, адекватных их физическим особенностям, образование в пределах государственных образовательных стандартов, а также социальную адаптацию и интеграцию в обществе (в соответствии с перечнем заболеваний, по которым детям рекомендуется индивидуальное обучение на дому). 10. Начальная общеобразовательная школа "Школа здоровья", основная общеобразовательная школа "Школа здоровья", средняя общеобразовательная школа "Школа здоровья", центр образования "Школа здоровья" - виды государственных общеобразовательных учреждений, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и обеспечивающих комплексное решение задач по образованию и оздоровлению обучающихся с проблемами в здоровье и профилактике заболеваний. 11. Центр образования - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, программы профессиональной подготовки обучающихся и дополнительного образования на основе преемственности, непрерывности, доступности и личной ориентации обучающихся с учетом образовательных запросов населения. Статья 9. Формы получения образования 1. Форма получения образования - способ организации деятельности гражданина по освоению образовательных программ. 2. С учетом потребностей и возможностей личности общеобразовательные программы в городе Москве реализуются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. Гражданам не может быть отказано в получении образования соответствующего уровня в избранной форме и (или) в их сочетании. 3. Органы государственной власти города Москвы создают условия для поддержки различных форм получения образования. Дети с ограниченными возможностями здоровья, осваивающие общеобразовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий, обеспечиваются средствами компьютерной техники и связи и программным обеспечением. 4. Образовательное учреждение обязано создавать условия и оказывать содействие обучающемуся в получении им образования в избранной форме. В случае выявления неосвоения обучающимся образовательных программ в избранной им форме, образовательное учреждение рекомендует перевод обучающегося на другую форму получения образования, обеспечивающую качественное и своевременное освоение им образовательных программ. 5. Для всех форм получения общего образования в пределах конкретной общеобразовательной программы действует единый государственный стандарт общего образования. Статья 10. Виды классов (групп) в государственных образовательных учреждениях и порядок их комплектования 1. В целях максимального удовлетворения потребностей личности в образовательных услугах в государственных образовательных учреждениях города Москвы открываются классы различного уровня и направленности: лицейские, гимназические классы, классы с углубленным изучением отдельных предметов, классы с этнокультурным (национальным) компонентом образования, коррекционно-развивающие классы, спортивные классы (по видам спорта, лечебной физкультуры) и другие. 2. Виды образовательных учреждений, в которых могут открываться классы различного уровня и направленности, порядок их открытия и функционирования определяется правовыми актами города Москвы. 3. Деятельность указанных классов по реализации соответствующих программ, включая разработку требований к приему, содержанию образования и к организации образовательного процесса, предоставление прав, социальных гарантий и льгот обучающимся и работникам, осуществляется в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами и правовыми актами города Москвы об аналогичных видах образовательных учреждений, а в части, не урегулированной ими, положениями, разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном порядке. 4. Финансирование указанных классов осуществляется по нормативам финансирования, установленных для аналогичных видов образовательных учреждений соответствующего уровня и направленности, а в случае их отсутствия - по нормативам, устанавливаемым правовыми актами города Москвы. Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Статья 11. Общие требования к приему в государственные образовательные учреждения 1. Порядок комплектования государственных дошкольных образовательных учреждений и порядок приема в государственные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования определяется учредителем и закрепляется в уставе образовательного учреждения в соответствии с федеральным законодательством. 2. Обучение детей в образовательных учреждениях по программам начального общего образования начинается с достижения ими возраста шести лет - шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, готовых к освоению общеобразовательных программ начального общего образования, с более раннего возраста - по желанию родителей (законных представителей) и с разрешения учредителя. 3. С целью определения программы обучения, соответствующей уровню развития, способностям и здоровью ребенка, после зачисления ребенка в учреждение, допускается проведение психолого-педагогической диагностики, собеседования с детьми. 4. Количество групп в дошкольном образовательном учреждении и классов в общеобразовательном учреждении определяется на основании данных учета детей, подлежащих обучению, осуществляемому в соответствии с настоящим Законом, в зависимости от числа поданных заявлений граждан, созданных для осуществления образовательного процесса условий, санитарных норм и контрольных нормативов, указанных в лицензии, в порядке, установленном правовыми актами города Москвы. 5. Гражданам может быть отказано в приеме в конкретное общеобразовательное учреждение только при отсутствии в нем свободных мест. 6. Наполняемость классов и групп продленного дня в общеобразовательных учреждениях, групп в дошкольных учреждениях устанавливается в соответствии с типовыми положениями о соответствующих образовательных учреждениях и настоящим Законом. Комплектование классов (групп) с иной наполняемостью осуществляется образовательным учреждением по согласованию с учредителем. Статья 12. Дополнительные требования к приему в десятые классы государственных образовательных учреждений 1. В десятые классы государственных общеобразовательных учреждений принимаются обучающиеся, желающие получить среднее (полное) общее образование, при наличии личного заявления, аттестата об основном общем образовании и медицинских документов установленного образца. 2. Количество десятых классов, открываемых в общеобразовательном учреждении, должно обеспечивать прием всех выпускников девятых классов данного общеобразовательного учреждения, освоивших программы основного общего образования и желающих получить среднее (полное) общее образование в данном образовательном учреждении. 3. Общеобразовательное учреждение обязано обеспечить возможность продолжения на ступени среднего (полного) общего образования обучения по гимназическим, лицейским программам, программам углубленного изучения отдельных предметов, а также по общеобразовательным программам. 4. При комплектовании лицейских, гимназических классов, классов с углубленным изучением отдельных предметов, приоритетным правом пользуются выпускники девятых классов этого же общеобразовательного учреждения и выпускники аналогичных классов других общеобразовательных учреждений в связи с переменой места жительства. Статья 13. Дополнительные требования к приему в отдельные виды государственных образовательных учреждений 1. Прием обучающихся в среднюю общеобразовательную школу с углубленным изучением отдельных предметов, гимназию, лицей, кадетскую школу (кадетскую школу-интернат) производится в порядке, определяемом правовыми актами города Москвы. 2. В первые классы кадетских школ и пятые классы кадетских школ-интернатов принимаются несовершеннолетние граждане, годные по состоянию здоровья обучаться в данном виде образовательного учреждения. Преимущественным правом при зачислении в кадетскую школу (кадетскую школу-интернат) пользуются категории лиц, определенные федеральным законодательством, а также уставом кадетской школы (кадетской школы-интерната). 3. Преимущественным правом при приеме в гимназию пользуются выпускники прогимназий, успешно освоившие программы начального общего образования. 4. Преимущественным правом при зачислении в лицей пользуются обучающиеся с высоким уровнем базовой подготовки по основным предметам, победители олимпиад, интеллектуальных марафонов, конкурсов. 5. Комплектование общеобразовательных учреждений с этнокультурным (национальным) компонентом образования производится независимо от их места проживания в городе Москве и национальной принадлежности. В школу надомного обучения принимаются дети на основании заключения городской психолого-медико-социальной комиссии и направления органа управления образованием. Критерии отбора детей и подростков в иные нетиповые образовательные учреждения определяются учредителем. Статья 14. Финансирование образовательного процесса в отдельных видах государственных образовательных учреждений 1. Прогимназия, кадетская школа, средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов, средняя общеобразовательная школа с этнокультурным (национальным) компонентом образования, гимназия, лицей, центр образования работают по индивидуальным штатным расписаниям, утверждаемым по согласованию с городским органом управления образованием и предусматривающим дополнительное финансирование индивидуальной внеурочной работы по развитию творческой и исследовательской деятельности обучающихся, организации кружков, клубов, студий, научных обществ и других объединений, и оплаты отдельных лекций, циклов, курсов. 2. Наполняемость классов и групп продленного дня в прогимназии, средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов, средней общеобразовательной школе с этнокультурным (национальным) компонентом образования, гимназии, лицее устанавливается в количестве 25 обучающихся. В средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии и лицее классы делятся на две группы при проведении уроков и лабораторных занятий по профильным предметам, которые закрепляются в образовательной программе и учебном плане образовательного учреждения. В гимназии и лицее классы делятся на три группы при проведении занятий по иностранному языку и информатике. В прогимназии классы делятся на три группы при проведении занятий по иностранному языку, и на две группы при проведении занятий по информатике. Деление на группы классов с иной наполняемостью осуществляется по согласованию с городским органом управления образованием. Средняя общеобразовательная школа с этнокультурным (национальным) компонентом образования может формировать отдельные группы по изучению предметов на национальном (родном) языке в пределах имеющихся бюджетных ассигнований. 3. При расчете учебной нагрузки учителей прогимназии, гимназии и лицея 3 часа могут отводиться на научно-методическую и опытно-экспериментальную работу. 4. Оплата труда руководителей прогимназии, средней общеобразовательной школы с этнокультурным (национальным) компонентом образования, гимназии и лицея и их заместителей устанавливается по первой группе независимо от объемных показателей учреждения. 5. Сверхнормативное финансирование иных нетиповых образовательных учреждений осуществляется за счет средств бюджета города Москвы. Статья 15. Организация и финансирование образовательного процесса в средней общеобразовательной школе надомного обучения 1. Образовательный процесс в средней общеобразовательной школе надомного обучения строится на основе сочетания различных форм обучения, которые определяются общеобразовательным учреждением в соответствии с медицинскими показаниями обучающихся. С целью предоставления обучающимся возможностей обучения с использованием дистанционных образовательных технологий средней общеобразовательной школе надомного обучения выделяется дополнительное финансирование на компьютерную технику и программное обеспечение. 2. Средняя общеобразовательная школа надомного обучения работает по индивидуальному штатному расписанию, утверждаемому городским органом управления образованием. 3. Наполняемость классов при классно-урочной организации обучения составляет не более 8 обучающихся, при групповой - не более 4 обучающихся. При необходимости организуются индивидуальные занятия с обучающимися. При проведении занятий по профессиональной подготовке наполняемость группы не должна превышать 6 человек. 4. Объем учебной нагрузки обучающихся определяется индивидуальным учебным планом, разрабатываемым образовательным учреждением с учетом медицинских показаний обучающихся. Статья 16. Организация и финансирование образовательного процесса в начальной общеобразовательной школе "Школа здоровья", основной общеобразовательной школе "Школа здоровья", средней общеобразовательной школе "Школа здоровья", центре образования "Школа здоровья" 1. Обучение в начальной общеобразовательной школе "Школа здоровья", основной общеобразовательной школе "Школа здоровья", средней общеобразовательной школе "Школа здоровья", центре образования "Школа здоровья" строится на основе гибких форм организации образовательного процесса, в режиме полного дня, который предусматривает сочетание обучения, воспитания, лечебно-профилактических мероприятий и отдыха. Образовательная программа "Школы здоровья" ориентирована на вовлечение обучающихся в различные виды деятельности по формированию навыков здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья при поддержке медико-психилого-социальной службы учреждения. 2. Наполняемость классов и групп продленного дня в "Школе здоровья" устанавливается в количестве 20 обучающихся. Классы делятся на две группы при проведении занятий по иностранному языку (I-XI классы), трудовому обучению, информатике и вычислительной технике (V-XI классы), при проведении лабораторных работ по химии и физике. При проведении занятий по физкультуре классы делятся на две группы (I-XI классы), в соответствии с группами здоровья обучающихся. При проведении занятий по лечебной физкультуре наполняемость групп составляет не более 8 обучающихся. 3. В "Школе здоровья" в течение учебного года могут устанавливаться дополнительные каникулы. 4. Медицинская деятельность в "Школе здоровья" осуществляется при наличии соответствующей лицензии. 5. В "Школе здоровья" организуется трехразовое горячее питание для всего контингента обучающихся за счет средств бюджета. 6. Финансирование "Школы здоровья" осуществляется на основании индивидуального штатного расписания. Глава 5. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ДЕТЕЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ ОБУЧЕНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ИХ ПРАВ НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Статья 17. Организация учета детей, подлежащих обучению в образовательных учреждениях 1. В целях обеспечения получения гражданами всеобщего среднего (полного) общего образования, повышения ответственности образовательных учреждений за полный охват детей и подростков общим образованием и сохранение контингентов обучающихся до окончания ими образовательных учреждений ежегодно проводится персональный учет детей в возрасте от 6 до 18 лет, а также проверка приема и явки их в образовательные учреждения. 2. С целью учета детей, проживающих на данной территории, в каждом районе города Москвы органом управления образованием за образовательными учреждениями закрепляются жилые дома, расположенные в непосредственной близости от учреждения. 3. Списочный учет детей осуществляют образовательные учреждения с 1 по 15 января ежегодно. Территориальные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и органы внутренних дел, расположенные на территории района, в пределах своей компетенции, оказывают помощь образовательным учреждениям в проведении данной работы. Списки детей от шести до восемнадцати лет передаются в городской и окружные органы управления образованием ежегодно до 15 января для создания единой информационной базы данных. 4. Положение об организации учета детей, подлежащих обучению в образовательных учреждениях, утверждается Правительством Москвы. Статья 18. Ответственность государственных образовательных учреждений, обучающихся и их родителей (законных представителей) в области реализации прав граждан на общее образование 1. Государственные образовательные учреждения обязаны: осуществлять реализацию образовательных программ и оказывать образовательные услуги обучающимся в соответствии с лицензией, в объеме, установленном государственными образовательными стандартами общего образования; развивать общественную и социальную активность обучающихся, формировать у них навыки законопослушного поведения; оказывать помощь и содействие родителям (законным представителям) по вопросам воспитания и обучения их детей, представлять им любую информацию, касающуюся воспитания и обучения их ребенка; совместно с органами внутренних дел, территориальными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления проводить работу по выявлению и учету детей в возрасте от 6 до 18 лет, подлежащих обучению в образовательных учреждениях; выявлять семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывать им помощь в обучении и воспитании детей; осуществлять ведение документации по учету и движению обучающихся и своевременно информировать органы управления образованием о выбывающих в течение учебного года обучающихся и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав - о детях, прекративших обучение; выполнять иные функции, отнесенные к их компетенции федеральным законодательством и законодательством города Москвы, уставами образовательных учреждений. 2. Образовательные учреждения несут в установленном федеральным законодательством порядке ответственность за: невыполнение функций, отнесенных к их компетенции; реализацию не в полном объеме общеобразовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников; несоответствие применяемых форм, методов и средств воспитания, организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающихся, воспитанников; жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения; иные действия, ответственность за которые предусмотрена законодательством. 3. Обучающиеся должны настойчиво овладевать знаниями и навыками самообразования, принимать активное участие в общественной и культурной жизни образовательного учреждения, общественно-полезном труде, готовиться к осознанному выбору профессии, систематически заниматься физкультурой и спортом, уважительно относиться к родителям, педагогическим работникам. 4. Родители (законные представители) обучающихся обязаны содействовать получению детьми среднего (полного) общего образования и несут ответственность за их воспитание и обучение. Статья 19. Соблюдение прав обучающихся при переводе и отчислении из государственных образовательных учреждений 1. Перевод обучающихся в общеобразовательных учреждениях осуществляется в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством и законодательством города Москвы. 2. В случае несогласия родителей (законных представителей) с результатами аттестации обучающихся решение об уровне подготовки по общеобразовательной программе принимает комиссия по соблюдению гарантий прав несовершеннолетних на получение образования. 3. За обучающимися гимназий и лицеев сохраняется право свободного перехода в соответствующий класс средней общеобразовательной школы. При условии неуспеваемости обучающегося по гимназической или лицейской программе он может быть аттестован по общеобразовательной программе, и, по заявлению обучающегося, переведен в среднюю общеобразовательную школу. Вопрос о переводе обучающегося в среднюю общеобразовательную школу администрация гимназии или лицея решает совместно с органами управления образованием. Повторный курс обучения в гимназии или лицее возможен в случае неуспеваемости обучающегося по болезни при условии его хорошей систематической успеваемости в предыдущие годы. Перевод обучающегося, не получившего общего образования, осуществляется только в исключительных случаях при условии перехода его в вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение или в учреждение начального профессионального образования, по представлению окружного органа управления образованием и с согласия районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. 4. Отчисление обучающихся из общеобразовательных учреждений допускается только в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством. 5. Об отчислении обучающихся образовательное учреждение в трехдневный срок информирует районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для принятия мер к продолжению ими обучения и (или) трудоустройству. Статья 20. Контроль за соблюдением прав обучающихся на получение общего образования 1. В целях осуществления контроля за соблюдением государственными образовательными учреждениями федерального законодательства и законодательства города Москвы в области обеспечения права граждан на получение всеобщего среднего (полного) общего образования в городе Москве создаются постоянно действующие комиссии по соблюдению гарантий прав несовершеннолетних на получение общего образования. 2. В компетенцию городской комиссии входит: координация деятельности органов управления образованием и образовательных учреждений в области обеспечения получения детьми общего образования; организационное и методическое руководство деятельностью окружных комиссий и образовательных учреждений в области обеспечения получения детьми общего образования; ежегодный анализ данных учета детей в возрасте от 6 до 18 лет; использование единой информационной базы данных учета детей для уточнения планов приема в образовательные учреждения и рационального размещения сети; контроль за соблюдением окружными органами управления образованием и подведомственными образовательными учреждениями условий приема, перевода, аттестации и отчисления обучающихся, иных прав и законных интересов обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей). 3. В компетенцию окружных комиссий входит: координация деятельности подведомственных образовательных учреждений в области обеспечения получения детьми общего образования; организационное и методическое руководство деятельностью подведомственных образовательных учреждений в области обеспечения получения детьми общего образования; организация деятельности подведомственных образовательных учреждений по учету детей в возрасте от 6 до 18 лет, проживающих на территориях, закрепляемых за образовательными учреждениями; координация взаимодействия подведомственных образовательных учреждений с территориальными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и органами внутренних дел по осуществлению списочного учета детей, подлежащих обучению; организация приема в подведомственные государственные образовательные учреждения детей и подростков, прибывших в Москву, родители которых не прошли регистрацию по месту жительства; контроль за соблюдением подведомственными образовательными учреждениями условий приема, перевода, аттестации и отчисления обучающихся, и иных прав и законных интересов обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей). 4. Положение о комиссии по соблюдению гарантий прав несовершеннолетних на получение общего образования утверждается Правительством Москвы. Статья 21. Заключительные и переходные положения 1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования. 2. В связи с введением в действие настоящего Закона внести изменения и дополнения в Закон города Москвы от 20 июня 2001 года N 25 "О развитии образования в городе Москве" (в редакции Закона города Москвы от 10 октября 2001 года N 46): 2.1. Часть 5 статьи 2 изложить в следующей редакции: "Городской орган управления образованием - отраслевой орган исполнительной власти города Москвы, подведомственный Правительству Москвы, и осуществляющий государственную политику в сфере образования: дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального, среднего, высшего профессионального образования, дополнительного образования и обеспечивающий условия для реализации конституционного права на образование.". Дополнить статью 2 частью 6 следующего содержания: "Окружные органы управления образованием - отраслевые органы исполнительной власти города Москвы, подведомственные городскому органу управления образованием, и осуществляющие в границах территорий административных округов государственную политику в сфере образования: дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования, дополнительного образования и обеспечивающие условия для реализации конституционного права на образование.". Части 6, 7, 8 статьи 2 считать соответственно частями 7, 8, 9. 2.2. Дополнить часть 5 статьи 15 дефисами 10, 11 и 12 следующего содержания: "- доплаты в размере 50 процентов ставок (должностных окладов) воспитателям кадетской школы-интерната за организацию и проведение работы по военно-патриотическому и физическому воспитанию, проведение практических полевых занятий в рамках дополнительных образовательных программ, имеющих целью военную подготовку, и спортивных соревнований; - повышение на 15 процентов ставок (должностных окладов) педагогических и библиотечных работников средних общеобразовательных школ с этнокультурным (национальным) компонентом образования по дисциплинам этнокультурного (национального) компонента и заведующим, воспитателям, музыкальным руководителям, воспитателям-методистам детских садов с этнокультурным (национальным) компонентом образования, использующим в своей работе дисциплины этнокультурного (национального) компонента; - повышение на 15 процентов ставок и должностных окладов руководящим, педагогическим, инженерным, библиотечным и медицинским работникам начальных общеобразовательных школ "Школа здоровья", основных общеобразовательных школ "Школа здоровья", средних общеобразовательных школ "Школа здоровья", центров образования "Школа здоровья.". 3. Предложить Мэру Москвы и Правительству Москвы привести нормативные правовые акты Мэра Москвы и Правительства Москвы в соответствие с настоящим Законом в шестимесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|