Расширенный поиск
Распоряжение Премьера Правительства Москвы от 15.01.1998 № 36-РП-6, Министерства науки и технологий Российской Федерации от 15.01.1998 № 36-РП-6М О С К В А ПРЕМЬЕР ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 15 января 1998 г. N 36-РП-6 О долгосрочной программе энергосбережения в городе Москве В соответствии с Соглашением от 19 августа 1997 года "О сотрудничестве в области энергосбережения между Министерством науки и технологий Российской Федерации и Правительством Москвы": 1. Утвердить Долгосрочную программу энергосбережения в городе Москве (приложение 1) с Перечнем научно-технических проектов (приложение 2), прошедших конкурсный отбор и подлежащих реализации в рамках данной Программы. 2. Осуществить финансирование энергосберегающих проектов по схеме: - Миннауки России финансирует в полном объеме НИОКР всех проектов, включенных в Перечень; - Правительство Москвы ежегодно финансирует в полном объеме капитальные вложения в 4-5 объектов бюджетной сферы при условии успешного окончания на них НИОКР. 3. Возложить всю ответственность за организацию финансирования НИОКР на Миннауки России, наделившее научно-производственно-инвестиционную компанию "Энергосбережение-М" функциями генеральной дирекции (заказчика) Программы в части научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и правом заключения соответствующих контрактов, финансируемых из средств федерального бюджета, выделенных на эти цели по линии Миннауки России. 4. Возложить на Управление топливно - энергетического хозяйства Правительства Москвы функции инвестора в энергосберегающие мероприятия на 4-5 конкретных объектах бюджетной сферы города по завершении на них НИОКР ежегодно. Соответствующую заявку-обоснование результатов НИОКР и годовой потребности в инвестициях Управление топливно-энергетического хозяйства Правительства Москвы представляет по установленной форме в Департамент экономической политики и развития г. Москвы. Поручить Управлению топливно-энергетического хозяйства осуществлять мониторинг фактического энергосбережения на инвестиционных объектах Программы. Реальное сокращение бюджетных расходов на оплату энергии, потребленной проинвестированными бюджетными организациями, будет засчитываться в качестве возврата городских инвестиций. 5. Провести во II квартале 1998 года совместное заседание коллегий Министерства науки и технологий Российской Федерации и Правительства Москвы по ходу выполнения работ, включенных в Долгосрочную программу энергосбережения. 6. Установить годичную периодичность проведения конкурсов НИОКР на энергосберегающие проекты и ежегодную практику проведения совместных заседаний коллегий Миннауки России и Правительства Москвы по данному вопросу. 7. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Министра науки и технологий Российской Федерации Костюка В.В. и первого заместителя Премьера Правительства Москвы Никольского Б.В. Премьер Правительства Москвы Ю.М. Лужков Министр науки и технологий Российской Федерации В.Е. Фортов Приложение 1 к распоряжению Премьера Правительства Москвы и Министерства науки и технологий РФ от 15 января 1998 г. N 36-РП-6 ДОЛГОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ Введение В августе 1997 г. Министерство науки и технологий Российской Федерации и Правительство Москвы подписали Соглашение о сотрудничестве в области энергосбережения. В соответствии с этим Соглашением сотрудничество будет развиваться в направлении создания и внедрения новых энергосберегающих экологически чистых технологий, призванных содействовать переводу экономики города на энергосберегающий путь развития. Настоящая Долгосрочная программа энергосбережения в городе Москве (далее - Программа), разработанная в рамках этого Соглашения, направлена на обеспечение повышения энергетической эффективности экономики города и создание экономического механизма для содействия ее реализации. К числу первоочередных технологических направлений совместной деятельности Миннауки России и Правительства Москвы следует отнести: - развитие высокоэффективного децентрализованного теплоснабжения в городе; - обеспечение учета, контроля и регулирования расхода топлива, электрической и тепловой энергии на базе современных технических средств и методов; - повышение энергетической эффективности и надежности работы действующего в настоящее время энергетического оборудования, увеличение ресурса его использования; - создание и широкое применение экологически чистых и эффективных технологий сжигания органических топлив, в том числе городских отходов; - использование нетрадиционных методов производства энергии, в том числе с помощью тепловых насосов, возобновляемых источников энергии, перепада давления газа на газовых вводах в городские ТЭЦ и на газораспределительных станциях, а также давления пара в котельных; - создание и внедрение энергосберегающих технологий и оборудования у потребителей энергии в жилищно-коммунальном хозяйстве, быту, промышленности, строительстве, общественных зданиях, городском транспорте. Миннауки России и Правительство Москвы рассматривают реализацию Долгосрочной программы энергосбережения в Москве в качестве одной из важнейших составляющих осуществления жилищно-коммунальной реформы, а также вклада в решение экологических проблем города. Важным направлением совместной деятельности в соответствии с Соглашением в ближайшее время будет разработка механизма стимулирования проведения политики энергосбережения во всех сферах жизни города. Надлежит доработать и представить на рассмотрение Московской городской Думы проект городского закона "О повышении энергетической эффективности экономики в городе Москве". Финансирование НИОКР, проводимых в рамках Программы, предусмотрено осуществлять на паритетных началах за счет средств федерального бюджета, распределяемого по линии Миннауки России, бюджета Москвы, а также внебюджетных источников, в первую очередь средств заказчиков и др. Реализация большого числа энергосберегающих проектов, охватывающих практически все народно-хозяйственные комплексы, позволяет рассматривать Москву в качестве демонстрационной зоны создания, отработки и внедрения в условиях формирующихся рыночных отношений энергосберегающих технологий, оборудования, приборов, конструкций и материалов, а также связанных с этим организационных, хозяйственных и финансовых механизмов. К числу важнейших задач использования ассигнований из федерального бюджета для реализации НИОКР в рамках настоящей Программы следует отнести: - стимулирование отечественных и зарубежных инвестиций в энергосберегающую деятельность в Москве; - ускорение осуществления НИОКР и внедрение их результатов в безусловно прибыльные энергосберегающие проекты, что могло бы содействовать накоплению средств для инвестиций в более масштабную энергосберегающую деятельность. Для содействия Правительству Москвы в реализации энергоэффективных проектов в рамках Программы привлечена научно-производственная инвестиционная компания "Энергосбережение-М", на которую решением коллегии Министерства науки и технологий Российской Федерации от 25 июля 1997 г. возложены функции генеральной дирекции настоящей Программы. Руководителем этой Программы утвержден академик Российской академии наук Шейндлин А.Е. Этим же решением Российскому фонду технологического развития поручено обеспечить рассмотрение в первую очередь предложений по выделению средств для московских энергосберегающих проектов и оказывать необходимое содействие в проведении конкурсов и тендеров в этой области деятельности. В целях содействия в реализации проводимой Правительством Москвы политики по переводу экономики города на энергосберегающий путь развития Министр науки и технологий Российской Федерации в августе 1997 г. создал при Министерстве Научно-технический совет, первоочередной задачей которого была подготовка настоящей Программы и конкурсный отбор проектов НИОКР в области энергосбережения. В последующем этот Научный совет будет отслеживать ход реализации Программы, проводить периодические конкурсы по отбору новых научно-технических проектов. В Научно-технический совет включены ученые и ведущие специалисты Миннауки России, Минтопэнерго России, Правительства Москвы, Российской академии наук, Высшей школы и других организаций. Руководителем Совета назначен член-корреспондент РАН Шпильрайн Э.Э. Координация работы по реализации Соглашения между Министерством науки и технологий Российской Федерации и Правительством Москвы о сотрудничестве в области энергосбережения и, следовательно, по осуществлению Программы возложена на отдел топливно-энергетического комплекса Миннауки России и Управление топливно-энергетического хозяйства Правительства Москвы. Раздел 1. Энергетическое хозяйство Москвы, оценка городского потенциала энергосбережения Суммарное годовое потребление в городе электроэнергии составляет несколько более 58 млрд. кВтч и тепловой энергии - 133 млн. Гкал. Потери электроэнергии при ее распределении в черте города оценены в 3,5 млрд. кВтч, а потери тепла в тепловых сетях - 15-20%. Для производства указанного количества электрической и тепловой энергии расходуется порядка 35 млн. т условного топлива (т у.т.). Несколько миллионов тонн условного топлива органического топлива используется в городе непосредственно без предварительного их преобразования в электрическую или тепловую энергию, т.е. прямым сжиганием в промышленных печах, в двигателях, быту. Суммарный годовой расход энергоресурсов (без транспорта), используемых в черте города, может быть оценен величиной немногим более 40 млн. т у.т. Потенциал энергосбережения, определяемый как возможное уменьшение расхода первичных энергетических ресурсов, благодаря реализации экономически целесообразных энергосберегающих мероприятий может быть оценен величиной порядка 10-15 млн. т у.т. в год. При этом большая часть этого потенциала энергосбережения приходится на сферу конечного потребителя энергии, т.е. на промышленные предприятия, жилищно-коммунальное хозяйство, строительство и систему внутригородского транспорта. Значительный потенциал энергосбережения имеется и в самой системе поставки в Москву топлива, производства электрической и тепловой энергии. Годовой экономический эффект от использования этого потенциала на 20% (только за счет осуществления относительно малозатратных мер по рациональному использованию и экономному расходованию энергоносителей) при современном уровне мировых цен на них может быть определен для Москвы величиной порядка 1,5-1,8 трлн. руб. (в ценах 1997 г.) в год, или 250-300 млн. дол. США. При освоении всего имеющегося в экономике города потенциала энергосбережения экономия может составить от 5 до 7 трлн. руб. в год (в ценах 1997 г.), или 800-1200 млн. дол. США. С учетом косвенного экологического эффекта от освоения потенциала энергосбережения Москвы эти экономические показатели в целом по городу можно оценивать на 15-20% больше приведенных выше данных. Наиболее важными для города результатами осуществления Долгосрочной программы энергосбережения в городе Москве будут: - обеспечение необходимых темпов развития городского хозяйства при существенно более низких темпах увеличения в городе энергопотребления и, следовательно, при существенно более низкой потребности в выделении из городского бюджета денежных средств для инвестирования создания новых производственных мощностей в энергетическом хозяйстве города; - существенное снижение дотаций из бюджета города на оплату населением отопления, горячего и холодного водоснабжения; - снижение финансового бремени на население города в результате происходящего и ожидаемого в перспективе роста тарифов и цен на энергоносители. На промышленность, расположенную в черте города, может быть отнесена значительная часть всего городского потенциала энергосбережения. Примерно треть всего потенциала энергосбережения сосредоточена в системе энергоснабжения города. Приведенные здесь оценки городского потенциала энергосбережения следует считать относительно условными. Однако последующие коррективы не изменят важности вывода о необходимости вовлечения в реализацию политики энергосбережения всех промышленных и транспортных предприятий и организаций города вне зависимости от форм собственности и подчиненности. Раздел 2. Итоги деятельности Правительства Москвы в области энергосбережения в 1996-1997 гг. В 1996-1997 гг. в Москве проводился комплекс энергосберегающих работ во всех сферах хозяйства города, позволивших сэкономить несколько сот тысяч тонн условного топлива. К числу основных направлений деятельности в области энергосбережения следует отнести: - расширение производства ограждающих конструкций зданий с высоким сопротивлением теплопередаче (приближающихся по своим технико-экономическим показателям к наиболее совершенным зарубежным аналогам); - внедрение приборов учета расхода тепловой энергии, а также воды и газа; - расширение использования энергосберегающего оборудования и устройств во всех сферах городского хозяйства; - обследование энергоснабжающих сетей и объектов энергопотребления с последующим устранением потерь энергии; - подготовка документов по методическому и нормативному обеспечению энергосбережения; - информационно-разъяснительная работа роли проводимой Правительством Москвы энергосберегающей политики. Подготовлен ряд документов по методическому и нормативному обеспечению энергосбережения. Среди них можно отметить: - Временное положение о проведении энергетических обследований организаций; - Положение о стимулировании энергосбережения в строительстве, в том числе для проектных организаций; - Временные строительные нормы по герметизации окон, проектированию тепловых сетей из труб с пенополиуретановой (ППУ) изоляцией, по выбору, расчету и размещению счетчиков воды, систем и узлов учета электропотребления, проектированию инженерного оборудования зданий и сооружений. Были также разработаны 2-я редакция Эталона энергетического паспорта проекта жилого здания, проект закона о налоговых льготах, стимулирующих энергосбережение в строительном комплексе, и ряд других нормативно-правовых документов. В 1997 г. были утверждены мероприятия по применению новых энергосберегающих технических решений в проектах жилых домов массовых серий. Выполнена разработка проектной документации и осуществлена подготовка к производству и комплектации московских строек "теплыми" панелями, теплосберегающей оконной "столяркой", эффективным инженерным оборудованием. В 1997 г. был налажен выпуск и начата комплектация московских строек сборными ограждающими конструкциями оконных и балконных блоков с повышенным уровнем теплоизоляции, начато применение отопительных систем с индивидуальными регуляторами отопительных приборов и систем водоснабжения с водосберегающей арматурой, а также поквартирных и подомовых узлов учета расхода холодной и горячей воды. В соответствии с требованиями Федерального закона "Об энергосбережении" разработаны Временные требования по проектированию для Москвы энергоэффективных зданий. Получили распространение надежные и высокоэффективные блочные центральные тепловые пункты мощностью до 3,5 Гкал/час и частотно-регулируемые электроприводы малой мощности на сетевых насосах системы теплоснабжения и т.д. Планом работ на 1997 г. помимо отмеченного выше в Москве предусматривалось осуществление ряда других энергосберегающих мероприятий, включая применение труб с пенополиуретановой изоляцией в полиэтиленовой оболочке и сильфонных компенсаторов для распределительных тепловых сетей, спиральных и пластинчатых теплообменников, систем автоматического регулирования процесса горения органического топлива, установок вторичного использования отработанных нефтяных масел, систем регулирования освещения на станциях метрополитена, новых высокоэффективных источников света, фотоэлектронных выключателей осветительных приборов и т.д. В последнее время при поддержке Правительства Москвы продолжалась работа, курируемая по линии Миннауки России, по созданию на территории города в рамках проекта Европейской экономической комиссии ООН "Энергетическая эффективность 2000" трех демонстрационных зон высокой энергетической эффективности" (см. раздел 5). Каждое из перечисленных направлений деятельности Правительства Москвы в области энергосбережения в 1996-1997 гг. обеспечило достижение определенного экономического эффекта. Весьма важным было принятие Правительством Москвы постановления от 17.12.96 N 971 "О ходе работ по энергосбережению", в соответствии с которым запрещено принимать на экспертизу проекты, не содержащие разделы "Энергоэффективность". Настоящую Долгосрочную программу энергосбережения в Москве следует рассматривать как развитие работ в области энергосбережения, осуществлявшихся в последнее время в городе. Раздел 3. Первоочередные меры, подлежащие реализации в рамках Программы 3.1. Разработка, согласование и подготовка к передаче на рассмотрение Московской городской Думы проекта закона Москвы "О повышении энергетической эффективности экономики в городе Москве". Эта работа будет осуществлена силами специально созданного для этой цели при Правительстве Москвы коллектива ученых и специалистов-энергетиков до конца I квартала 1998 г. Разработка Программы и анализ действующих в стране региональных нормативных актов в области повышения эффективности использования топлива и энергии позволяют с учетом Федерального закона "Об энергосбережении" сформулировать основные требования, которым должен отвечать закон г. Москвы о повышении энергетической эффективности экономики. Эти требования сводятся к тому, что закон должен: - развивать и конкретизировать Федеральный закон "Об энергосбережении" применительно к городу Москве. Содержать нормы, обеспечивающие создание и функционирование механизма решения задачи перевода экономики города на энергосберегающий путь развития; - обеспечить Правительству Москвы условия для вовлечения в процесс рационального использования и экономного расходования топлива и энергии всех московских предприятий и организаций вне зависимости от формы собственности и подчиненности; - определить и разграничить компетенцию и ответственность различных городских структур в сфере осуществления энергосберегающей политики Правительства Москвы; - содержать нормы прямого действия, обеспечивающие устойчивое финансирование энергосберегающих проектов, создаваемых в городе; - определять основные задачи и методы управления работой по реализации Программы; - предусмотреть создание Московского фонда энергосбережения и определить источники его формирования; - установить налоговые и другие экономические стимулы при разработке и осуществлении важнейших крупномасштабных энергосберегающих мероприятий; - предусматривать возможность разработки и внедрения городских стандартов и норм, дополняющих государственные стандарты и нормы, адаптированные к условиям столичного города; - устанавливать возможность применения штрафных санкций к энергоснабжающим организациям и энергопотребителям за расточительное использование энергоресурсов; - обязывать все предприятия и организации вне зависимости от формы собственности и подчиненности, расположенные на территории Москвы, периодически осуществлять энергоаудиты и реализовывать разработанные на их основе программы повышения эффективности использования топлива, электрической и тепловой энергии, освоения нетрадиционных возобновляемых источников энергии. В целях повышения уровня заинтересованности энергоснабжающих организаций в содействии энергопотребителям в повышении эффективности использования ими энергоносителей и в снижении за счет энергосбережения необходимых приростов производственных мощностей в городском энергетическом хозяйстве необходимо, чтобы закон определял финансовую и материальную ответственность энергоснабжающих организаций за снижение качества поставляемой энергии и перерывы в энергоснабжении. Затраты на разработку и согласование проекта закона, научно-экономическое обоснование его основных положений и на подготовку необходимых комментариев могут быть оценены в 200-250 тыс. рублей в ценах 1998 г. 3.2. Уточнение и дополнение действующих, разработка новых требований и норм в области использования энергоносителей и энергосбережения, отвечающих требованиям, возникающим в связи с введением в действие Федерального закона "Об энергосбережении". Эта работа должна проводиться одновременно с разработкой и рассмотрением в Московской городской Думе проекта закона города Москвы. Эти требования и нормы должны определять оптимальные расходы топлива и энергии в удельном исчислении в производстве продукции и выполнении услуг, а также в жилищно-коммунальном хозяйстве и в быту, сверх которых городские власти будут вправе налагать на потребителя энергии штрафные санкции. Работа в этом направлении будет выполнена коллективом ученых и специалистов при Правительстве Москвы до конца 1998 г. Общие затраты на выполнение этой работы могут быть оценены в размере 100-150 тыс. рублей в ценах 1998 г. 3.3. Внедрение законченных НИОКР в сфере энергосбережения, выполнявшихся ранее в рамках федеральных и московских научно-технических программ. Эта деятельность может включать создание и освоение головных образцов оборудования и технологии, после чего станут возможным и организация производства, и широкое применение созданных в результате их завершения технологий, оборудования, приборов, конструкций и материалов. К числу таких законченных НИОКР следует отнести пофасадное регулирование потребления тепла в зданиях, автоматизированные системы регулирования расхода тепловой энергии в общественных и промышленных зданиях, двухслойные конденсаторы на городских электрических подстанциях, а также использование турбодетандеров на вводах газопроводов на московских ТЭЦ и на газораспределительных станциях с производством на них электроэнергии и холода. К числу первоочередных мер, реализуемых в рамках настоящей Программы, следует отнести также создание Московского (регионального) центра энергосбережения, который на первом этапе свою деятельность должен направлять полностью на решение научно-технических проблем по повышению энергетической эффективности экономики Москвы. Финансирование работ по реализации законченных НИОКР будет осуществляться за счет средств заказчика. В случае необходимости выполнения работы по созданию на базе законченных НИОКР головных образцов новой энергосберегающей техники и технологий, а также их отработки для финансирования такой работы в установленном порядке могут быть использованы средства Российского фонда технологического развития. 3.4. Организация и осуществление широкомасштабного энергетического аудита, главная цель которого состоит в оценке возможных масштабов энергосбережения на малых и средних предприятиях и в организациях, подведомственных Правительству Москвы. Финансирование такого энергоаудита и разработка на его основе рекомендаций по осуществлению энергосберегающих мероприятий будет осуществляться за счет средств заказчиков капитального строительства. В первую очередь энергоаудиты должны быть проведены на московских отопительных котельных, в медицинских учреждениях, школах, общественных и служебных зданиях, подведомственных Правительству Москвы. Общие затраты на осуществление этой финансовой поддержки энергоаудитов оцениваются в 250-300 тыс. рублей ежегодно в ценах 1998 г. Раздел 4. НИОКР в области энергосбережения, подлежащие реализации до 2000 года Двадцать проектов, включенных в этот раздел Программы (приложение 2) и финансируемых из средств заказчиков капитального строительства и федерального бюджета, распределяемого по линии Миннауки России, направлены на решение научно-технических задач в области повышения эффективности использования топлива, электрической и тепловой энергии в городском энергетическом и жилищно-коммунальном хозяйствах, на метрополитене, в быту, строительстве, а также на промышленных предприятиях и в организациях вне зависимости от формы собственности и принадлежности. Перечень заказчиков и исполнителей проектов будет уточняться при заключении договоров на их реализацию. Реализация проектов позволит решить в ближайшие годы такие задачи в области теплоснабжения, как повышение эффективности использования топлива в городских системах теплоснабжения, упрощение определения мест энергетических потерь в теплотрассах, из зданий и сооружений, а также разработка мер по их ликвидации, эффективное использование в системах теплоснабжения нетрадиционных возобновляемых источников энергии, внедрение АСУ ТП теплоснабжения и др. В области строительства осуществление включенных в этот раздел НИОКР позволит создать демонстрационный энергоэффективный административно-общественный комплекс и жилой дом, а также пилотную линию для нанесения энергосберегающих покрытий на оконные стекла жилых, общественных и промышленных зданий и энергоэффективное производство строительных материалов. Весьма важным для города являются проекты в области теплоэнергетики и тепловых процессов. Они позволят экологически безопасно перерабатывать отходы московских станций аэрации с утилизацией образующегося при этом тепла, оснастить городские котельные оборудованием, которое наряду с производством тепла обеспечит выработку электроэнергии, позволят продвинуться вперед в деле создания в Москве на основе отечественных технологий и оборудования заводов по переработке твердых городских отходов с производством на этой основе электроэнергии и тепла. Электротехника представлена проектами, направленными на экономию электроэнергии за счет усовершенствования тягового электроснабжения в метрополитене Москвы, внедрения частотно-регулируемых приводов насосных агрегатов, вентиляционных и компрессорных установок, применения высокоэффективных пускорегулирующих устройств для газоразрядных ламп и управляющих систем освещения в общественных зданиях. Проекты, включаемые в приложение 2, отобраны Научно-техническим советом из более чем 140 заявок, поступивших на конкурс. Общий объем затрат по проектам НИОКР, включенным в приложение 2, в 1998 г. оценивается в 20 млн. рублей в ценах 1998 г. Эти затраты будут финансироваться за счет средств федерального бюджета, распределяемого на эти цели по линии Миннауки России. Объемы финансирования этих проектов в последующий период будут составлять по 20-30 млн. рублей в год в ценах 1998 г. Важнейшие требования, предъявляемые к проектам, указанным в приложении 2, помимо определения экономической целесообразности состоят в следующем: - освоение на практике результатов НИОКР должно начаться в Москве до конца 2000 г.; - освоение каждого из проектов должно быть экономически оправдано. Для реализации результатов НИОКР, выполняемых в рамках этой Программы в конкретных московских проектах, объем необходимых инвестиций оценен в сумме около 100 млн. рублей (в ценах 1998 года). Раздел 5. Демонстрационные зоны высокой энергетической эффективности в г. Москве В целях демонстрации возможностей отечественной и зарубежной науки и техники, а также рыночных механизмов в осуществлении энергосберегающей политики в рамках проекта Европейской экономической комиссии ООН "Энергетическая эффективность 2000" создаются демонстрационные зоны высокой энергетической эффективности. По инициативе местных органов власти в Москве реализуются три такие демонстрационные зоны в районах Фили, Лефортово и Зеленограда. Каждая из них содержит по несколько энергосберегающих проектов, призванных продемонстрировать возможности, экономическое, социальное и экологическое значение новых отечественных и зарубежных энергосберегающих технологий, оборудования, технических средств и материалов, а также методов управления энергопотреблением. Реализация этих демонстрационных зон проводится при поддержке Миннауки России, Минтопэнерго России и Правительства Москвы. Большая часть энергосберегающих проектов московских демонстрационных зон связана: - с повышением эффективности теплоснабжения жилых и общественных зданий, обеспечением должного учета расхода энергоносителей и воды конечным потребителем; - с внедрением автономных экологически чистых систем жизнеобеспечения объектов инфраструктуры городских парков с применением установок, позволяющих использовать нетрадиционные возобновляемые источники энергии, в том числе теплонасосные, ветроэнергетические и солнечные; - со снижением энергоемкости производства строительных материалов для строек Москвы. Общий объем необходимого финансирования по этим демонстрационным зонам до конца 1997 г. оценивается в 1,5 млрд. рублей в ценах 1997 г. Финансирование осуществляется из средств федерального бюджета, распределяемого по линии Миннауки России. В последующий период объем финансирования по всем трем демонстрационным зонам может быть оценен в сумме 1,5 млн. рублей в год в ценах 1998 г. Заключение Изложенная выше Программа предусматривает достижение энергосберегающего эффекта в Москве в основном за счет создания и внедрения в городском хозяйстве новых технологий, оборудования, конструкций и материалов, обеспечивающих снижение потребностей в энергоносителях на производство продукции, работ и услуг без каких-либо негативных последствий для жизни городского населения и гостей города, условий труда. Вместе с тем существует большое число уже используемых в России и в том числе в Москве энергосберегающих технологий и технических решений, широкое применение которых в городе не связано с необходимостью выполнения научных исследований и разработок. Обеспечение их использования в Москве должно стать предметом отдельной городской программы повышения эффективности использования топлива и энергии в городе. Особенно большие возможности в области повышения энергетической эффективности производства имеются на промышленных предприятиях, расположенных в черте города и находящихся в ведении различных федеральных и коммерческих структур. Экономический эффект от энергосберегающих мероприятий, повышающих энергетическую эффективность производства продукции, может быть во многих случаях дополнен выпуском энергосберегающего оборудования, технических средств, материалов и конструкций, использование которых в Москве и других регионах страны будет способствовать переводу экономики на энергосберегающий путь развития. К первой группе направлений должны относиться предприятия, новая продукция которых при ее использовании в Москве и других регионах страны будет требовать меньшего количества энергоносителей на единицу выполняемой работы. К числу предприятий, выпускающих такую продукцию, должны быть отнесены заводы машиностроения, автомобилестроения, приборостроения, стройиндустрии и т.д. Ко второй группе направлений в первую очередь должно быть отнесено энергосбережение, достигаемое за счет повышения энергетической эффективности производства на крупных металлургических, химических, нефтеперерабатывающих и других энергоемких предприятиях. Принятие закона города Москвы о повышении энергетической эффективности экономики должно расширить возможности правительственных структур Москвы в части оказания ими влияния на такие промышленные предприятия в целях осуществления на них в короткие сроки экономически оправданных энергосберегающих мероприятий. Программа открыта для включения в нее новых научно-технических проектов на основе конкурсов, которые Миннауки России и Правительство Москвы намерены проводить не реже одного раза в год. Реализация Долгосрочной программы энергосбережения в Москве должна продемонстрировать всем другим крупным, а также средним и малым городам России пути, возможности, экономическую и социальную значимость осуществления под руководством городских властей программ энергосбережения. Москва должна быть превращена на рубеже ХХ и ХХI веков в энергоэффективный и экологически чистый город и своим примером вызвать цепную реакцию в стране по переводу экономики российских городов на энергосберегающий путь развития. Приложение 2 к распоряжению Премьера Правительства Москвы и Министерства науки и технологий РФ от 15 января 1998 г. N 36-РП-6 ПЕРЕЧЕНЬ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ К ДОЛГОСРОЧНОЙ ПРОГРАММЕ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Наименование направлений ¦Основные ¦Сроки ¦Сметная стоимость программных ¦Краткая и проектов (конечный ¦исполни- ¦выполнения ¦мероприятий, тыс. рублей ¦характеристика результат) ¦тели ¦(начало - ¦ (в ценах 1998 г.) ¦результатов, ¦ ¦окончание). +---------------------------------------¦включая ¦ ¦Заказчик, ¦ ¦в том числе ¦социально - ¦ ¦финансирующая ¦Всего +--------------------------------¦экономические ¦ ¦организация ¦ ¦НИОКР (бюджетные средства¦Капит.¦и экологические ¦ ¦ ¦ ¦ Миннауки России) ¦вложе-¦последствия ¦ ¦ ¦ +-------------------------¦ния* ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Всего¦в т.ч. по годам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1998 ¦1999 ¦2000 ¦ ¦ --------------------------+----------+--------------+------+-----+-----+-------+-----+------+------------------- 1 ¦2 ¦3 ¦4 ¦5 ¦6 ¦7 ¦8 ¦9 ¦10 ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1. Реконструкция и модер- Унитарное IV кв. 1997 г. 1870 200 100 100 - 1670 Снижение низация системы теплоснаб- государ- II кв. 1999 г. расхода газа на жения микрорайона N XII ственное Заказчик: 15-20%, г. Зеленограда с переходом предпри- Мостеплоэнерго электроэнергии открытой системы тепло- ятие Финансирующие до 30% (270 тыс. снабжения к независимому "Зелено- организации: КВтч/год), подключению потребителей градпро- Мостепло- вредных выбросов и созданию АСУ ТП ект" энерго, CO2 на 2 т/год и теплоснабжения Правительство Nox на 0,7 т/год Москвы, Миннауки России 2. Разработка Объеди- IV кв. 1997 г. 600 600 600 - - - Снижение технологической схемы ненный III кв. энергозатрат на по реконструкции институт 1998 г. эксплуатацию комплексной системы высоких Заказчики: больницы не менее энергоснабжения температур Комитет 12-15%. городской клинической РАН здраво- Разработка больницы N 4 (ОИВТ охранения рекомендаций для РАН) Правительства использования в Москвы, других лечебных городская учреждениях клиническая больница N 4. Финансирующие организации: Миннауки России, Правительство Москвы 3. Разработка Объединен- IV кв. 1997 г. 800 800 800 - - - Сокращение технологической схемы ный III кв. потребления по реконструкции институт 1998 г. топливно - комплексной системы высоких Заказчик: энергетических энергообеспечения температур Ракетно - ресурсов Ракетно - космического РАН космический на 12-15%. завода ГКНПЦ (ОИВТ РАН) завод ГКНПЦ Сокращение им. Хруничева им. Хруничева. уровня выбросов Финансирующие по окислам азота организации: в 3 раза завод им. Хруничева, Миннауки России, Правительство Москвы 4. Создание энергоэффек- АО IV кв. 1997 г. 25000 5000 1400 1600 2000 20000 Демонстрация в тивной технологии комбини- "ИНСО- IV кв. 2000 г. натурных условиях рованного использования ЛАР- Заказчики: на объектах нетрадиционных возобнов- ИНВЕСТ" ПКиО "Фили" Московского ляемых источников энергии г. Москвы. городского в системах теплоэнерго- Финансирующие парка "Фили" снабжения объектов инфра- организации: энергоэффективных структуры городских парков ПКиО "Фили" и экологически г. Москвы, чистых технологий Миннауки теплоэнерго- России, снабжения, Правительство создание основ для Москвы широкого распро- странения техничес- ких решений и тех- нологий на другие объекты инфраструк- туры городских парков и граждан- ского строительства 5. Энергоэффективный ЗАО IV кв. 1997 г. 13000 5000 1000 1500 2500 8000 Снижение не административно - общест- "ПРИМ - I кв. 2000 г. менее чем в 2 венный комплекс в муници- ЭКО- Заказчик: раза энергозатрат пальном районе Строгино СТРОЙ" супрефектура на эксплуатацию муниципального комплекса. района Выдача Строгино, рекомендаций для ООО корректировки "Общество Московских Виктория". городских Финансирующие строительных норм организации: ООО "Общество Виктория", Миннауки России, Правительство Москвы 6. Энергоэффективный Российская IV кв. 1997 г. 12400 5400 1000 1600 2800 7000 Снижение на 50% жилой дом в Москве ассоциация IV кв. 2000 г. затрат на по Заказчик: теплоэнергоснаб- отоплению, Управление жение жилого вентиля- топливно - дома и выдача ции, энергетичес- рекомендаций кондицио- кого для корректировки нированию хозяйства Московских воздуха, (УТЭХ) городских теплосна- Правительства строительных бжению и Москвы. норм строи- Финансирующие тельной организации: теплофи- Миннауки зике России, (АВОК) Правительство Москвы 7. Создание пилотной Научно - IV кв. 1997 г. 4800 4800 4800 - - - Экономия линии на основе научных исследова- IV кв. 1998 г. энергоресурсов при разработок Научно - тельский Заказчик: выпуске и исследовательского центра центр Управление использовании в прикладных проблем прикладных топливно - строительстве электродинамики РАН для проблем энергетичес- 400 тыс. кв. м/год нанесения энергосбере- электро- кого составит 6000 гающих покрытий на динамики хозяйства тонн условного стекло жилых и производ- РАН (НИЦ (УТЭХ) топлива ственных помещений ППЭ РАН) Правительства Москвы. Финансирующие организации: Миннауки России, Правительство Москвы 8. Микродемзона - энерго- Малое IV кв. 1997 г. 2500 1000 300 700 - 1500 Экономия эффективное производство государ- I кв. 1999 г. тепловой энергии строительных материалов ственное Заказчик: 7000 Гкал в год предпри- Управление ятие топливно - "ЭТЭКА" энергетичес- кого хозяйства (УТЭХ) Правительства Москвы. Финансирующие организации: Миннауки России, Правительство Москвы 9. Установка для АООТ IV кв. 1997 г. 1000 200 150 50 - 800 Сокращение экологически безопасного "Всерос- IV кв. 1999 г. количества сжигания отходов, сийский Заказчик: вывозимых на образующихся на станциях научно - Курьяновская полигоны отходов, аэрации при механической исследова- станция уменьшение фильтрации сточных вод, тельский аэрации транспортных с утилизацией тепла теплотех- г. Москвы. затрат, получение нический Финансирующие на станциях институт" организации: аэрации (ВТИ) Миннауки дополнительного России, источника энергии. Правительство Экономический Москвы эффект составит 4300 Гкал в год 10. Создание автоматизиро- Московский IV кв. 1997 г. 570 570 570 - - - Использование ванного информационного энерге- IV кв. 1998 г. автоматизированного банка данных технических тический Заказчик: банка данных характеристик объектов АО институт Управление позволит получить "Мосэнерго" и (МЭИ) топливно - объективную Муниципальное городское энергетичес- информацию, предприятие (МГП) "Мостеп- кого что может на лоэнерго" с оценкой их эф- хозяйства 5-8% снизить фективности и концентрации (УТЭХ) энергозатраты вредных веществ в Правительства на производство уходящих газах Москвы. тепловой и Финансирующие электроэнергии организации: Миннауки России, Правительство Москвы 11. Разработка и создание Исследо- IV кв. 1997 г. 5000 2300 1300 2000 - 2700 Производительность демонстрационного комплек- вательский IV кв. 1999 г. демонстрационного са опытно - промышленных центр Заказчик: комплекса - около установок экологически им. М.В. УТЭХ 1т/час с мощностью чистой переработки твердых Келдыша Правительства по вырабатываемой бытовых и промышленных Москвы. электроэнергии 400 отходов по новым Финансирующие кВт и тепловой технологиям с получением организации: мощностью 1200 электроэнергии и тепла Миннауки кВт России, Правительство Москвы 12. Надстройка Объеди- IV кв. 1997 г. 9500 1120 700 420 - 8380 Выработка отопительных котельных ненный IV кв. 1999 г. электроэнергии газотурбинными установками институт Заказчик: при среднем высоких УТЭХ расходе топлива температур Правительства 180-150 г. у. т. РАН Москвы. на 1 кВтч (ОИВТ Финансирующие позволит экономить РАН) организации: 40% топлива Правительство по сравнению Москвы, с конденсационной Миннауки электростанцией России, РАО "ЕЭС России" 13. Разработка высокоэф- Всероссий- I кв. 1998 г. 4000 2000 800 1200 - 2000 Годовая экономия фективной системы тягового ский IV кв. 1999 г. электроэнергии электроснабжения для научно - Заказчик: составит 240 млн. Московского исследова- УТС кВтч метрополитена тельский Правительства институт Москвы. железно- Финансирующие дорожного организации: транспорта Миннауки (ВНИИЖТ) России, Правительство Москвы 14. Разработка АО IV кв. 1997 г. 3000 1400 1400 - - 1600 Сокращение высокоэффективных "Научно - IV кв. 1998 г. потребления энергосберегающих исследо- Заказчик: энергии на 10-12% устройств и системы ватель- УТЭХ по сравнению с комплексной автоматизации ский Правительства существующей типовых технологических институт Москвы, технологией процессов водо- электро- Муниципальное управления и теплоснабжения на энерге- городское основе современных тики РАО предприятие преобразователей частоты "ЕЭС (МГП) России" "Мостепло- (АО энерго", МГП ВНИИЭ) "Теплоремонт- наладка". Финансирующие организации: Миннауки России, Правительство Москвы 15. Комплексная система АО IV кв. 1997 г. 6700 1400 200 800 400 5300 Увеличение автоматического контроля, "Научно - IV кв. 1999 г. экономичности и регулирования и управления исследо- Заказчик: ресурса основного насосно - перекачивающей ватель- АО оборудования станцией (НПС) "Ховрино" ский "Мосэнерго", на 15-30% как основное типовое реше- институт филиал ние повышения эффектив- электро- "Тепловые ности и надежности для НПС энерге- сети". г. Москвы тики РАО Финансирующие "ЕЭС организации: России" АО (АО "Мосэнерго", ВНИИЭ) Миннауки России 16. Разработка высокоэф- Московский IV кв. 1997 г. 680 680 680 - - - Сокращение фективных пускорегулирую- энерге- IV кв. 1998 г. потребления щих устройств для эконо- тический Заказчик: электроэнергии до мичных газоразрядных ламп институт УТЭХ 20% по сравнению освещения объектов (МЭИ) Правительства с серийными г. Москвы Москвы, люминесцентными АООТ лампами "Московский электро- ламповый завод" (АООТ "МЭЛЗ"). Финансирующая организация: Миннауки России 17. Разработка системы Московский IV кв. 1997 г. 500 500 500 - - - Сокращение управления внутренним энерге- IV кв. 1998 г. электропотребления освещением демонстраци- тический Заказчик: зданий на онных объектов в школах, институт префектура 40-50% больницах и детских (МЭИ) МО садах муниципального "Лефортово". округа (МО) "Лефортово" Финансирующие организации: Миннауки России, Правительство Москвы 18. Создание АСУ ТП Московский IV кв. 1997 г. 2080 280 200 80 - 1800 Экономия тепловой теплоснабжения жилых и государст- III кв. энергии: общественных зданий в венный 1998 г. в жилых домах - зоне действия ЦТП-13 институт Заказчик: 10%, в школах - муниципального округа электрон- Предприятие 25%, в детских (МО) "Крюково" ной "Мосте- садах - 20% г. Зеленограда с автома- техники - плоэнерго". тизацией пообъектного Техниче- Финансирующие отпуска тепла ский организации: и организацией универ- Миннауки коммерческого учета ситет России, (МГИЭТ - Правительство ТУ) Москвы, внебюджетные источники 19. Энергосиловая ЗАО IV кв. 1997 г. 1863 331 331 - - 1532 Удельный установка для утилизации "Независи- III кв. расход пара энергии дросселируемого мая 1998 г. снижается в 2 пара путем выработки энерге- Заказчик: раза. Удельная электроэнергии для тика" МГП масса винтовой собственных нужд "Мостепло- машины в 2 раза районной тепловой энерго". ниже по станции РТС-1 в Предприятие сравнению с Зеленограде на тепловых паровой базе паровых винтовых станций, турбиной машин теплоэлектро- аналогичной сетей и мощности газового хозяйства г. Зеленограда. Финансирующие организации: Правительство Москвы, Миннауки России 20. Система комплексной Научно - I кв. 1998 г. 2500 2000 1600 400 - 500 Экономия диагностики и определения производ- IV кв. 1999 г. средств на ресурса тепловых сетей ственный Заказчик: ремонт теплотрасс г. Москвы комплекс УТЭХ на 20%, сокращение "Вектор" Правительства объемов работ, Москвы. сопровождающих Финансирующие вскрытие теплотрасс организации: Правительство Москвы, Миннауки России, внебюджетные источники ИТОГО по 20 проектам 98363 35581 18431 10450 7700 62782 _______________________ * Капитальные вложения по каждому проекту предусматриваются по смешанной схеме финансирования, включающей средства из бюджета Правительства Москвы и внебюджетные источники финансирования. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|