Расширенный поиск
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24.02.2016 № 68ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ ПРИКАЗ Москва 24 февраля 2016 г. N 68 Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Положение о порядке объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации и организации экстренной помощи атомным станциям в случаях радиационно опасных ситуаций" Зарегистрирован Минюстом России 25 марта 2016 г. Регистрационный N 41573 (В редакции Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.10.2016 г. N 415) В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4552; 1997, N 7, ст. 808; 2001, N 29, ст. 2949; 2002, N 1, ст. 2; N 13, ст. 1180; 2003, N 46, ст. 4436; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 49, ст. 6079; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 52, ст. 6450; 2011, N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590, ст. 4596; N 45, ст. 6333; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7025; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3451), подпунктом 5.2.2.1 пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2006, N 5, ст. 544; N 23, ст. 2527; N 52, ст. 5587; 2008, N 22, ст. 2581; N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 49, ст. 5976; 2010, N 9, ст. 960; N 26, ст. 3350; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 41, ст. 5750; N 50, ст. 7385; 2012, N 29, ст. 4123; N 42, ст. 5726; 2013, N 12, ст. 1343; N 45, ст. 5822; 2014, N 2, ст. 108; N 35, ст. 4773; 2015, N 2, ст. 491; N 4, ст. 661), п р и к а з ы в а ю: Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Положение о порядке объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации и организации экстренной помощи атомным станциям в случаях радиационно опасных ситуаций" (НП-005-16). Руководитель А.В.Алёшин ________________ УТВЕРЖДЕНЫ приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24 февраля 2016 г. N 68 Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Положение о порядке объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации и организации экстренной помощи атомным станциям в случаях радиационно опасных ситуаций" (НП-005-16) (В редакции Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.10.2016 г. N 415) I. Назначение и область применения 1. Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Положение о порядке объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации и организации экстренной помощи атомным станциям в случаях радиационно опасных ситуаций" (далее - Положение) разработаны в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4552; 1997, N 7, ст. 808; 2001, N 29, ст. 2949; 2002, N 1, ст. 2; N 13, ст. 1180; 2003, N 46, ст. 4436; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 49, ст. 6079; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 52, ст. 6450; 2011, N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590, ст. 4596; N 45, ст. 6333; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7025; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3451), постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 1511 "Об утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 49, ст. 5600; 1999, N 27, ст. 3380; 2000, N 28, ст. 2981; 2002, N 4, ст. 325; N 44, ст. 4392; 2003, N 40, ст. 3899; 2005, N 23, ст. 2278; 2006, N 50, ст. 5346; 2007, N 14, ст. 1692; N 46, ст. 5583; 2008, N 15, ст. 1549; 2012, N 51, ст. 7203). 2. Настоящее Положение устанавливает: критерии объявления на атомных станциях (далее - АС) состояний "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка"; порядок объявления на АС состояний "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка"; порядок оповещения и передачи информации при возникновении радиационно опасных ситуаций на АС; требования к организации оказания экстренной помощи АС со стороны эксплуатирующей организации при возникновении радиационно опасных ситуаций. 3. Требования настоящего Положения распространяются на все действующие, строящиеся и проектируемые АС Российской Федерации с реакторами всех типов. 4. Требования настоящего Положения должны выполняться при проектировании, сооружении, эксплуатации и выводе из эксплуатации АС, а также при взаимодействии организаций, осуществляющих реагирование при возникновении радиационно опасных ситуаций на АС. Используемые термины и определения приведены в приложении N 1 к настоящему Положению. II. Критерии объявления состояний "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка" на атомной станции 5. Критериями объявления состояния "Аварийная готовность" являются: превышение значений мощностей доз в помещениях и на территории АС, в санитарно-защитной зоне (далее - СЗЗ) и зоне наблюдения, приведенных в приложении N 2 к настоящему Положению, при нарушении пределов и условий безопасной эксплуатации АС; внешнее воздействие природного и/или техногенного происхождения, взрыв, пожар или затопление на территории АС, нарушившие нормальную работу систем и/или элементов, важных для безопасности, и приведшие к нарушению пределов и/или условий безопасной эксплуатации. 6. В качестве критериев объявления состояния "Аварийная обстановка" должны использоваться: значения мощностей доз в помещениях и на территории АС, в СЗЗ и зоне наблюдения, указанные в приложении № 2 к настоящему Положению; факт введения в действие административным руководством АС руководства по управлению запроектными, в том числе тяжелыми, авариями. (Пункт в редакции Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.10.2016 г. N 415) III. Порядок объявления на атомной станции состояний "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка" 7. Решения об объявлении на АС состояний "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка" принимает директор АС или лицо, исполняющее его обязанности. Одновременно с принятием данного решения директор АС или лицо, исполняющее его обязанности, а при их отсутствии - начальник смены АС принимает решение о введении в действие плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на АС. 8. При принятии директором АС или лицом, исполняющим его обязанности, решения об объявлении на АС состояния "Аварийная готовность" или "Аварийная обстановка" и о введении в действие плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на АС данные лица должны немедленно отдать указание начальнику смены АС об объявлении на АС состояния "Аварийная готовность" или "Аварийная обстановка" и о введении в действие плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на АС. 9. Информация об объявлении на АС состояний "Аварийная готовность" и/или "Аварийная обстановка" и о введении в действие плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на АС доводится до сведения работников (персонала) АС согласно утвержденным схемам оповещения с применением средств оповещения и связи. 10. После объявления на АС состояния "Аварийная готовность" должны быть приведены в состояние готовности силы ликвидации чрезвычайных ситуаций и средства для ослабления, локализации и ликвидации последствий радиационно опасных ситуаций, определенные в документах эксплуатирующей организации. IV. Порядок оповещения и передачи информации при возникновении радиационно опасных ситуаций 11. До завоза ядерного топлива на АС директором АС должна быть утверждена схема оповещения организаций, участвующих в аварийном реагировании. 12. Не позднее чем через 15 минут после объявления на АС состояний "Аварийная готовность" и/или "Аварийная обстановка" и введения в действие плана мероприятий по защите персонала информация об этом должна быть доведена до органа повседневного управления функциональной подсистемы контроля за ядерно и радиационно опасными объектами и органа повседневного управления функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 13. Информирование участников аварийного реагирования при радиационно опасной ситуации на АС должно быть оперативным, лаконичным, исчерпывающим и достоверным для достижения своевременного и адекватного реагирования на возможное развитие радиационно опасной ситуации. 14. Лица, передающие и принимающие сообщения об объявлении состояний "Аварийная готовность" и/или "Аварийная обстановка", должны регистрировать их с обязательным указанием даты, времени передачи/приема сообщения и лиц, передавших и принявших сообщение. 15. В случае возникновения радиационно опасной ситуации эксплуатирующая организация не реже одного раза в сутки должна информировать Ростехнадзор и уполномоченный орган управления использованием атомной энергии о радиационной обстановке, осуществляемых мерах по обеспечению безопасности и принимаемых мерах оказания помощи АС. 16. В случае возникновения радиационно опасной ситуации административное руководство АС не реже одного раза в сутки должно информировать работников (персонал) АС о радиационной обстановке, осуществляемых мерах по обеспечению безопасности АС в зависимости от масштабов радиационно опасной ситуации. V. Организация оказания экстренной помощи атомным станциям при возникновении радиационно опасных ситуаций 17. Эксплуатирующая организация должна планировать и обеспечивать выполнение организационных и технических мер по ослаблению, локализации и ликвидации последствий радиационно опасных ситуаций и оказанию экстренной помощи АС. 18. В эксплуатирующей организации должна быть создана группа оказания экстренной помощи АС (далее - группа ОПАС). Эксплуатирующая организация должна обеспечить функционирование группы ОПАС для оказания научно-технической и консультативной поддержки при организации и осуществлении мер по локализации и ликвидации последствий радиационно опасных ситуаций на АС. 19. Руководитель и заместитель (заместители) руководителя группы ОПАС назначаются уполномоченным органом управления использованием атомной энергии по представлению эксплуатирующей организации. 20. С целью выполнения анализа, прогноза развития и масштабов последствий радиационно опасных ситуаций, выработки рекомендаций по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при оказании экстренной помощи АС эксплуатирующая организация должна привлекать для формирования группы ОПАС и участия в ее работе проектные, научные, конструкторские, ремонтные и другие организации, выполняющие работы и предоставляющие услуги для эксплуатирующей организации. 21. Для оказания научно-технической поддержки группе ОПАС эксплуатирующая организация должна обеспечить создание и функционирование центров технической поддержки (далее - ЦТП) на базе организаций, участвующих в формировании и работе группы ОПАС. ЦТП по направлению своей деятельности должны решать следующие задачи: анализ радиационно опасных ситуаций на АС, идентификация причин их возникновения и прогнозы возможных путей развития; оценка степени повреждения оборудования и конструкций реактора (реакторной установки), состояния критических функций безопасности и физических барьеров АС; разработка вариантов возвращения АС в контролируемое состояние и мероприятий по ликвидации радиационно опасных ситуаций и их последствий; анализ и прогнозы развития радиационно опасных ситуаций и их последствий для АС, персонала, населения и окружающей среды; подготовка рекомендаций по защите персонала; подготовка рекомендаций по оказанию медицинской помощи персоналу, в том числе в зависимости от полученной дозы облучения; подготовка предложений по защите населения с учетом состояния АС и результатов мониторинга компонентов окружающей среды; проведение необходимых расчетов, подготовка предложений: по замене вышедшего из строя оборудования; по сохранению/восстановлению работоспособности систем, зданий и сооружений АС. 22. Эксплуатирующая организация должна обеспечивать постоянную готовность группы ОПАС к выполнению функций аварийного реагирования. 23. Для обеспечения постоянной готовности группы ОПАС к выполнению своих функций у каждого члена группы ОПАС должен быть дублер. 24. Эксплуатирующая организация должна обеспечивать: финансирование мероприятий по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения при радиационно опасных ситуациях; оснащение группы ОПАС материальными ресурсами, транспортными средствами, средствами связи, а также проектной, нормативной и технической документацией; создание резервов финансовых и материальных ресурсов для обеспечения мероприятий по локализации и ликвидации последствий радиационно опасных ситуаций; финансирование создания и функционирования центров технической поддержки. 25. В эксплуатирующей организации для координации противоаварийной деятельности должен быть создан и функционировать кризисный центр (далее - КЦ). 26. КЦ должен включать: специально оснащенные помещения; персонал, обеспечивающий работу КЦ, включая дежурно-диспетчерскую службу эксплуатирующей организации. 27. КЦ должен обеспечивать: работу группы ОПАС; информационное взаимодействие между участниками аварийного реагирования; функционирование единого для всех участников аварийного реагирования информационного пространства, где в режиме реального времени обеспечивается предоставление данных о состоянии всех блоков АС, радиационной и метеорологической обстановке в районе площадки АС, СЗЗ и зоне наблюдения. 28. Эксплуатирующая организация должна обеспечивать оснащение КЦ: средствами связи; транспортными средствами; документацией; системой автоматизированного оповещения; программно-техническими комплексами для работы группы ОПАС. 29. Для организации проведения работ по аварийному реагированию эксплуатирующая организация должна разработать и утвердить документы (положения, инструкции), определяющие: организацию оповещения участников аварийного реагирования в случаях радиационно опасных ситуаций; организацию оказания экстренной помощи АС; порядок формирования, задачи и функции группы ОПАС; регламент работы и режимы функционирования КЦ, аварийных центров АС, центров технической поддержки; порядок имущественного, транспортного, медико-санитарного обеспечения и обеспечения средствами связи КЦ, группы ОПАС; перечень необходимой технической документации и порядок обеспечения КЦ технической документацией для каждого блока АС. 30. До завоза ядерного топлива на АС руководством АС должна быть образована из состава руководителей и персонала АС комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и обеспечению пожарной безопасности АС (далее - КЧСПБО) для выполнения функций координационного органа при осуществлении противоаварийных действий на АС в условиях радиационно опасных ситуаций. 31. На АС должны функционировать внутренний (в составе защищенного пункта управления противоаварийными действиями на территории АС) и внешний (в составе защищенного пункта управления противоаварийными действиями в городе при АС) аварийные центры (далее - АЦ), служащие местом сбора и работы участников аварийного реагирования КЧСПБО и группы ОПАС после ее прибытия на аварийную АС. 32. Размещение и техническое оснащение АЦ должно быть предусмотрено проектом АС. 33. АЦ должен включать: специально оснащенные помещения; персонал, обеспечивающий функционирование АЦ. 34. Помещения АЦ должны быть защищены от внешних радиационных и иных техногенных и (или) природных воздействий для обеспечения безопасности персонала, выполняющего работы по аварийному реагированию и находящегося в этих помещениях. 35. АЦ должны иметь технические возможности для обеспечения информационного взаимодействия с КЦ, организациями, осуществляющими действия по аварийному реагированию, и органами местного самоуправления. 36. В АЦ должно быть предусмотрено наличие: систем обеспечения жизнедеятельности; средств связи с участниками аварийного реагирования; технических средств, обеспечивающих поступление, обработку, отображение, регистрацию информации о технологических параметрах АС и радиационной обстановке на площадке АС, в СЗЗ и зоне наблюдения; средств связи с блочными пунктами управления (блочными щитами управления), резервными пунктами управления (резервными щитами управления) блоками АС, начальниками смен цехов (служб) АС, а также с организациями, осуществляющими действия по аварийному реагированию; технических средств, необходимых для функционирования АЦ в условиях радиационно опасной ситуации; технической документации для всех блоков данной АС; средств аварийного электроснабжения АЦ. 37. На момент завоза ядерного топлива на АС материальные и технические средства, необходимые для обеспечения функционирования АЦ, должны быть полностью укомплектованы, а в дальнейшем находиться всегда в наличии в состоянии готовности к применению. Использование этих средств допускается только при осуществлении аварийного реагирования и при проведении учений и тренировок. 38. Руководство АС должно обеспечивать содержание, техническое обслуживание и ремонт АЦ, комплектование АЦ технической документацией. 39. Подразделение радиационной безопасности АС должно быть оснащено таким образом, чтобы в условиях радиационно опасных ситуаций на АС для целей аварийного реагирования выполнять: контроль радиационной обстановки на территории площадки АС, в СЗЗ и зоне наблюдения; анализ проб компонентов окружающей среды (например, воздуха, воды, почвы); контроль и учет индивидуальных доз облучения работников (персонала) и лиц, привлекаемых к работам по локализации аварии и ликвидации ее последствий. 40. Оповещение населения производится с использованием локальной системы оповещения АС (далее - ЛСО). Запуск ЛСО осуществляется в автоматизированном режиме с одного из пультов управления, расположенных на рабочих местах начальника смены станции, а также в защищенных пунктах управления противоаварийными действиями, расположенных на территории промплощадки АС и в городе при АС. Пульт управления ЛСО может устанавливаться на рабочем месте другого должностного лица (оператора), назначенного приказом (распоряжением) директора АС. 41. Для поддержания в постоянной готовности к работе автоматизированной ЛСО должны проводиться регламентные и контрольные проверки ее работоспособности. 42. Необходимо обеспечивать четкое разграничение между сообщениями, передаваемыми о реальных ситуациях, и сообщениями в целях проверок и тренировок. Сообщения, передаваемые в целях проверок и тренировок, должны иметь однозначно трактуемое название ("Проверка", "Учение", "Тренировка"). 43. Работники (персонал) АС и все лица, находящиеся на площадке АС и в СЗЗ, должны быть заранее проинструктированы о действиях после получения сигнала оповещения о введении на АС состояний "Аварийная готовность" и/или "Аварийная обстановка" при радиационно опасной ситуации. 44. Для осуществления проверок практических навыков и готовности к выполнению действий аварийного реагирования, а также всех организационных взаимосвязей эксплуатирующая организация и руководство АС должны обеспечивать организацию и проведение в установленные сроки противоаварийных учений и тренировок. 45. Противоаварийные учения с участием группы ОПАС и привлечением сил и средств ликвидации последствий радиационно опасных ситуаций должны проводиться эксплуатирующей организацией не реже одного раза в год согласно утвержденному эксплуатирующей организацией графику проведения противоаварийных учений. 46. Противоаварийные тренировки на АС с участием группы ОПАС и привлечением организаций, указанных в пунктах 20 и 21 настоящего Положения, должны проводиться по сценариям радиационных аварий согласно ежегодно разрабатываемому графику. (В редакции Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.10.2016 г. N 415) _______________ ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 к федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии "Положение о порядке объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации и организации экстренной помощи атомным станциям в случаях радиационно опасных ситуаций", утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24 февраля 2016 г. N 68 Термины и определения 1. Аварийное реагирование - согласованные действия эксплуатирующей организации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, ослабление и ликвидацию последствий радиационно опасных ситуаций. 2. Радиационно опасная ситуация - авария на АС либо угроза возникновения аварии на АС вследствие внешних воздействий природного и техногенного происхождения, террористических актов или изменения технологических параметров АС. 3. Состояние "Аварийная готовность" - состояние АС, объявление которого требует введения режима функционирования системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций "Повышенная готовность" с установлением объектового уровня реагирования с целью предупреждения чрезвычайной ситуации. 4. Состояние "Аварийная обстановка" - состояние АС, объявление которого требует введения режима функционирования системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций "Чрезвычайная ситуация" с установлением объектового уровня реагирования с целью ликвидации чрезвычайной ситуации. _______________ ПРИЛОЖЕНИЕ N 2 к федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии "Положение о порядке объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации и организации экстренной помощи атомным станциям в случаях радиационно опасных ситуаций", утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24 февраля 2016 г. N 68 Значения мощностей доз в помещениях и на территории атомной станции, в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения, при превышении которых объявляются состояния "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка" |-------------------|---------------------------------------------| | Критерий для | Состояние | | определения |----------------------|----------------------| | состояния |"Аварийная готовность"|"Аварийная обстановка"| |-------------------|----------------------|----------------------| | Помещения | 10 мкЗв/ч | 600 мкЗв/ч | | постоянного | | | | пребывания | | | | персонала зоны | | | | контролируемого | | | | доступа | | | |-------------------|----------------------|----------------------| | Территория | 2,5 мкЗв/ч | 200 мкЗв/ч | | промплощадки и | | | | СЗЗ | | | |-------------------|----------------------|----------------------| | Территория зоны | 0,1 мкЗв/ч* | 20 мкЗв/ч | | наблюдения АС | | | |-------------------|----------------------|----------------------| ___________ * Превышение естественного радиационного фона. _________________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|