Расширенный поиск

Постановление Губернатора Ярославской области от 12.11.1999 № 719

 
                 АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                  ГУБЕРНАТОРА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 12.11.99 № 719
г. Ярославль

                        О концепции развития
                   здравоохранения и медицинской
           науки в Ярославской области на 2000-2003 годы

     (В редакции Постановления Губернатора Ярославской области
                       от 04.02.2002 г. N 65)


ПОСТАНОВЛЯЮ:
     1. Утвердить Концепцию развития здравоохранения и медицинской
науки в Ярославской области на 2000-2003 годы (прилагается).
     2. Постановление вступает в силу с момента подписания.


Губернатор области                                       А.И.Лисицын

                                                          Утверждена
                                                      постановлением
                                                 Губернатора области
                                                   от 12.11.99 № 719

                         КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ
                ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ НАУКИ
                       В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
                         на 2000-2003 годы
                            г. Ярославль


     (В редакции Постановления Губернатора Ярославской области
                       от 04.02.2002 г. N 65)

                            I. Введение

     Стратегическая цель, стоящая перед органами управления  системы
здравоохранения,  состоит   в  том,  чтобы,   несмотря  на   тяжелую
экономическую ситуацию, обеспечить  охрану здоровья населения  путем
рациональных реформ и элективного использования имеющихся финансовых
ресурсов.
     Из анализа  демографической  ситуации и  уровня  заболеваемости
населения области можно выделить следующие проблемы, которые требуют
принятия неотложных мер как со стороны исполнительной власти, так  и
со стороны органов управления:
     - в   области   продолжается   естественная   убыль   населения
(смертность превышает рождаемость в 2,2 раза);
     - медленными  темпами  снижается уровень  смертности  населения
трудоспособного возраста (6,5 на 1000 населения);
     - сохраняется  высокий  показатель  младенческой  смертности  в
сельских районах области (17,7 на 1000 родившихся живыми);
     - в структуре  общей заболеваемости  отмечается рост  патологии
органов  дыхания,  органов  пищеварения,  а  также  аллергических  и
психосоматических болезней;
     - не  снижается  удельный  вес  женщин  детородного   возраста,
имеющих патологию внутренних органов;
     - отмечаются высокие  темпы  хронизации патологии  в детском  и
подростковом возрасте;
     - регистрируется  рост  заболеваемости туберкулезом  и  другими
социально-значимыми болезнями;
     - большой  проблемой  становится наркомания  и  особенно  среди
молодежи;
     - растет инвалидизация в трудоспособном возрасте.
     Среди факторов,   способствующих   отрицательным   явлениям   в
здравоохранении, следует выявить такие, как:
     - политическая и национальная  напряженность в обществе и,  как
следствие, дестабилизация условий жизни основных масс населения;
     - возрастание интенсивности миграции;
     - социальное расслоение общества;
     - дальнейшее постарение  населения, ранее в  основной массе  не
охваченного профилактикой заболеваний; (в  1998 г. доля пожилых  лиц
составила 24%);
     - неустойчивость семьи;
     - увеличение стрессовых ситуаций;
     - увеличение несбалансированности и ухудшение качества питания;
     - увеличение интенсивности труда;
     - появление безработицы.
     Однако, помимо    сложных   социально-экономических    проблем,
влияющих на здоровье населения, необходимо констатировать отсутствие
четкой стратегии в решении проблем здравоохранения.
     Отрицательное воздействие на  отрасль оказывают  несовершенство
системы   управления,    острейший    дефицит   и    децентрализация
финансирования,  усиление  структурных  диспропорций,   неадекватная
инфраструктура  медицинской  помощи, недостатки  в  функционировании
отдельных звеньев охраны здоровья.
     Кроме того,   в   последние  годы   складывается   нестабильная
санитарно-эпидемиологическая обстановка, влияние которой на здоровье
населения становится все более заметным. Сохраняется высокий уровень
загрязнения   окружающей   природной   среды.    Неудовлетворительно
выполняются мероприятия, направленные  на охрану труда работающих  и
оздоровление окружающей среды,  производство и реализацию  населению
доброкачественных пищевых продуктов.
     Требует решения вопрос  о  повышении доступности  лекарственной
помощи населению области.
     Нуждается в  совершенствовании,  прежде   всего,  в  уходе   от
экстенсивных    показателей,    кадровая    политика    в    системе
здравоохранения.
     Необходимо также констатировать, что в последнее время  утрачен
комплексный подход к охране здоровья. Образование, наука и культура,
социальная защита,  физкультура  и спорт,  окружающая среда,  охрана
труда,  ряд  внебюджетных  фондов, средства  массовой  информации  -
далеко   не   полный   перечень  структур,   имеющих   отношение   к
общественному здоровью.
     Все названные обстоятельства  остро поставили  вопрос о  поиске
резервов  медицинских  вмешательств в  проблему  состояния  здоровья
жителей  области.   Учтенные  направления   и  составляют   сущность
представляемого программного  документа, в  конкретном варианте  они
будут изложены в последующем стратегическом плане мероприятии.


     II. Основные направления развития системы здравоохранения

Для обеспечения  единой  политики в  сфере  здравоохранения  выбраны
следующие ключевые направления развития системы:
     1. Формирование  правовой   базы   здравоохранения  области   с
принятием     соответствующих    нормативных     правовых     актов,
предусматривающих  ответственность за  обеспечение  прав граждан  на
охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
     2. Оптимальная   централизация   управления    здравоохранением
отрасли.
     3. Формирование  финансовых  ресурсов  отрасли  с  акцентом  на
обеспечение разумной их централизации на уровне территории.
     4. Реализация    территориальной   программы    государственных
гарантии обеспечения жителей области бесплатной медицинской помощью.
     5. Формирование   многоукладного   здравоохранения;   поддержка
развития,  наряду  с  государственными  и  муниципальными,   частных
некоммерческих   медицинских   организаций   и    частнопрактикующих
медицинских работников,  прежде  всего, в  сфере оказания  первичной
медицинской  помощи.   Основу   должна  составлять   государственная
система. Государственный бюджет на здравоохранение должен составлять
в  структуре  не  менее  60%, около  30%  -  средства  обязательного
медицинского страхования и не более 10% - платные услуги.
     6. Повышение      эффективности     использования      ресурсов
здравоохранения за счет изменения и оптимизации структуры, объема  и
технологий  медицинской   помощи;  внедрение   новых  технологий   в
профилактике заболеваний, а также в лечебно-диагностическом процессе
с  обязательным  включением  реабилитационных  методик,  что  должно
обеспечить  максимальный  медицинский,  социальный  и  экономический
эффект.
     Внедрение мониторинга   общественного    здоровья   и    оценки
деятельности лечебных учреждений.
     7. Устранение  структурных  диспропорций  в  здравоохранении  с
акцентом на организацию  и качество  первичной медицинской помощи  и
регионализацию  сети   ЛПУ  с   обязательным  развитием   договорных
отношений как по вертикали, так и по горизонтали.
     8. Введение системы мер по защите семьи, материнства и детства;
развитие служб  планирования   семьи   и  безопасного   материнства,
способствующих рождению желанных детей в оптимальном периоде  жизни;
интеграция родовспомогательных учреждений  с общей лечебной сетью  в
целях совершенствования специализированной и профилактической помощи
женщинам.
     9. Принятие комплексных мер по сохранению психического здоровья
населения области,      развитие      медико-психологической       и
психотерапевтической помощи, дальнейшее развитие и совершенствование
наркологической службы.
     10. Внедрение   обязательного  мониторинга   социально-значимых
заболеваний  с  разработкой  конкретных  моделей   совершенствования
служб.
     11. Рациональная организация,  доступность  и высокое  качество
скорой медицинской помощи.
     Развертывание системы подготовки работников МВД и МЧС, учащихся
школ в области оказания доврачебной помощи.
     12. Разработка и обеспечение медицинских аспектов программы  по
сохранению качества жизни лиц старших возрастов.
     13. Совершенствование  деятельности   в  области   медицинского
просвещения.      Формирование      территориальной      медицинской
информационно-пропагандистской  системы  для  проведения   активного
воздействия на население в  целях воспитания потребности в  здоровом
образе  жизни   и   создание  на   одном   из  местных   телеканалов
государственной программы по  проблемам здравоохранения и  экологии.
Обеспечение  широкой  гласности  о  ситуации  по  социально-значимой
патологии. Реорганизация центра медицинской профилактики.
     14. Развитие социальной рекламы, усиление контроля за  рекламой
продукции медицинской промышленности, медицинских услуг.
     15. Содействие созданию общественных объединений по медицинским
интересам (общество больных диабетом, бронхиальной астмой и др.).
     16. Проведение  единой   политики   в  области   лекарственного
обеспечения (приоритетное обеспечение жизненно важными  препаратами,
тендер).
     17. Обеспечение медицинской техникой и оборудованием с  позиций
ориентации на выполнение целевых медицинских программ; использование
разрешительного механизма при распределении дорогостоящих ресурсов.
     18. Формирование единой политики  в области поддержки  развития
медицинской науки.
     19. Обеспечение  защиты  прав  и  интересов  граждан  в   сфере
здравоохранения путем реализации государственных гарантий, улучшения
системы лицензирования производителей медицинских услуг, обеспечения
качества медицинской помощи.
     20. Повышение  заинтересованности   граждан   в  сохранении   и
укреплении своего  здоровья, в  том числе  путем привлечения  личных
средств граждан к частному финансированию программы  государственных
гарантий.
     21. Обеспечение  возможности   реального   выбора  в   пределах
договорных  отношений  гражданами учреждений  и  врача,  оказывающих
первичную медико-санитарную помощь.
     22. Создание  условий  для  получения  гражданами   медицинской
помощи сверх видов,  объемов и условий, предусмотренных  программами
государственных гарантий в сфере здравоохранения.
     23. Формирование единой с  ЯГМА политики подготовки кадров  для
медицинских организаций.  Повышение уровня квалификации  медицинских
работников    путем     совершенствования    системы     подготовки,
переподготовки и сертификации.
     24. Повышение социальной  защищенности медицинских  работников,
страхование их профессиональной ответственности.


    III. Правовое обеспечение государственной политики в области
         здравоохранения на территории Ярославской области

     Необходимым условием     проведения    реформ     в     области
здравоохранения  является   создание   правовой  базы,   позволяющей
закрепить в законах  и иных  нормативных правовых актах  накопленный
позитивный  опыт  и   определить  модели  развития   здравоохранения
области.
     Требуют правового регулирования новые подходы к  финансированию
здравоохранения.
     Поэтому наряду с действующими  Основами законодательства РФ  об
охране здоровья граждан (в ред. от 22.07.93 N 5487-1), Законом РФ "О
медицинском страховании граждан в РФ" (в ред. от 22.12.92 N  4180-1)
и  Законом   Ярославской   области  "Об   охране  здоровья   жителей
Ярославской области"  (в редакции  от 5.05.99 г.  N 7-з)  необходимо
принятие закона о  здравоохранении. Основой законотворчества  должны
стать   федеральные   законы  и   федеральные   программы   развития
здравоохранения, в том числе программы законотворческой деятельности
в области здравоохранения в целях гармонизации законодательной  базы
(федерального  и   регионального  уровня,   изучение  и   применение
международного    опыта    правового   регулирования    в    области
здравоохранения.
     Кроме того,   необходимо  законодательно   определить   степень
ответственности родителей за состояние здоровья детей и их лечение.
     Ведущим направлением   по   правовому   обеспечению   концепции
остается   контроль   за  исполнением   и   правильным   применением
действующего законодательства о здравоохранении.


              IV. Совершенствование системы управления
                          здравоохранением

     Ключевыми компонентами системы реформы управления должны стать:
     1.    Организация    на    уровне    администрации   территории
межведомственной   комиссии,  объединяющей  все  ведомства,  органы,
комитеты, управления (здравоохранения, образования, по физкультуре и
спорту,   социальной   защиты   населения),   фонды   (в  том  числе
территориальный   фонд   обязательного   медицинского  страхования),
имеющие отношение к охране здоровья жителей области. (В     редакции
Постановления Губернатора Ярославской области от 04.02.2002 г. N 65)
     Одной  из  первоочередных  задач  такой комиссии будет активное
участие в решении проблем сохранения здоровья жителей территории. (В
редакции     Постановления     Губернатора    Ярославской    области
от 04.02.2002 г. N 65)
     2. Обеспечение   общих    подходов   и   принципа    совместной
ответственности с территориальным фондом ОМС:
     - за   разработку   и  реализацию   территориальной   программы
государственных гарантий обеспечения жителей бесплатной  медицинской
помощью;
     - за осуществление планирования сети лечебных учреждений (ЛПУ),
объемов и структуры медицинской помощи;
     - за мониторинг общественного здоровья и оценку эффективности и
деятельности ЛПУ;
     - за разработку и реализацию правил финансового  взаимодействия
и контроля субъектов ОМС.
     3. Разработка   и    внедрение   мониторинга   за    состоянием
общественного и группового здоровья населения области по  обобщенным
критериям (потери  потенциала  воспроизводства, трудовой  потенциал,
потеря активности жизни) и специализированным (для отдельных  служб)
как в суммарном варианте, так и в разрезе городов и районов.
     Мониторинг здоровья должен включать следующие компонент:
     - в качестве основы  - государственную статистику и  отчетность
по вопросам здоровья;
     - результаты   выборочных   обследований   здоровья   населения
отдельных  муниципальных  округов,  профессиональных,  возрастных  и
других групп;
     - модели  общественного  и  группового  здоровья,  использующие
разные  методы  представления  данных  и  знаний  и   обеспечивающие
поддержку принятых решений.
     Важно заметить, что мониторинг общественного здоровья  является
межотраслевой и  межведомственной проблемой.  Поэтому необходимо  на
уровне   Правительства   области   определить   головное   ведомство
(вероятно,  здравоохранение)  в  качестве  координатора   реализации
программы с соответствующими  полномочиями и централизацией  средств
на  разработку  и   внедрение  систем  мониторинга.   Информационное
взаимодействие различных  межведомственных  структур по  горизонтали
должно быть закреплено законодательно.
     Для обеспечения  иерархической  структуры  сбора,  обработки  и
выдачи информации как снизу вверх, так и сверху вниз по  результатам
анализа   должен   быть  организован   территориальный   медицинский
информационный центр, базисом которого может быть научно-медицинское
бюро   статистики   или  медицинский   отдел   при   территориальном
информационно-вычислительном центре. Разработка и внедрение  системы
мониторинга должна позволить:
     - создать  на  основе  распределенного  медицинского   регистра
населения    компьютерную    технологию    исследования    тенденций
общественного здоровья, используя методы потенциальной демографии  и
оценки  влияния  на  него  социальных,  экологических  и   ресурсных
факторов;
     - определить   критерии   деятельности   служб   и   учреждений
здравоохранения;
     - реформировать  информационную   базу  для   совершенствования
охраны здоровья;
     - выделить актуальные проблемы здравоохранения;
     - создать   инструмент  медико-социального   и   экономического
обоснования проектов региональных целевых программ охраны здоровья;
     - применить   современные    информационные   технологии    для
моделирования процессов улучшения здоровья населения.
     Необходимо строить     единую    для     территории     систему
здравоохранения  с   жесткой  вертикальной  структурой   управления,
основным  принципом   формирования   которой  является   эффективная
реализация   установленных  для   каждого   уровня  единой   системы
здравоохранения   (путем   разграничения   полномочий)   функций   и
конкретных задач  при проведении единой  государственной политики  в
этой сфере.
     5. Разработка  среднесрочного  (на  4  года)   территориального
стратегического   плана    деятельности    органов   и    учреждений
здравоохранения  с  ежегодным  анализом  и  необходимой  коррекцией,
устанавливающего      медицинские     задачи      по      достижению
социально-экономических целей развития области. В этом плане  должны
быть определены (как по основным службам здравоохранения, так и  для
муниципальных образований):
     - показатели здоровья  населения, в  достижение которых  должна
внести  вклад  система  здравоохранения, как  часть  системы  охраны
здоровья;
     - плановый     объем    финансовых     ресурсов,     выделенных
здравоохранению,   общие   принципы  финансирования   и   показатели
эффективности деятельности отрасли;
     - принципы  совершенствования   системы  оказания   медицинской
помощи  по  основным   службам  и   в  территориальном  разрезе   (с
обязательным  установлением  конкретных  показателей,   определяющих
эффективность реорганизации);
     - принципы      совершенствования      системы       управления
здравоохранением;
     - основные  направления профилактической  деятельности,  прежде
всего вопросы предупреждения заболеваний.
     На основе стратегического плана осуществляется процесс текущего
планирования здравоохранения     региона    в     виде     комплекса
взаимосвязанных программ.
     Центральным звеном    новой   схемы    планирования    является
территориальная программа государственных гарантий на предоставление
населению   медицинской  помощи   за   счет  средств   обязательного
медицинского страхования и бюджета.
     Территориальная программа  служит   основой  для   формирования
государственных  и   муниципальных   заказов - комплексных   планов,
содержащих   объемные    и   финансовые   показатели    деятельности
здравоохранения   административной  территории   в   целом  и   всех
муниципальных медицинских учреждений, формируемых на основе  анализа
структуры  потребностей населения  в  медицинской помощи,  имеющихся
финансовых   ресурсов   бюджетов  всех   уровней   и   обязательного
медицинского страхования.
     6. Разработка и утверждение по единой государственной  методике
финансовых нормативов,  а также  стандартов, устанавливающих  единые
требования   к  качеству   и   доступности  медицинской   помощи   и
эффективности использования ресурсов.
     7. Важным управленческим компонентом главным образом на  уровне
муниципального   здравоохранения   является   проведение   комплекса
мероприятий  по   эффективному   использованию  ресурсов.   Объектом
управления  при  этом  должны  быть  объем,  качество  и   структура
медицинской помощи.  Это комплексный  этапный процесс,  охватывающий
развитие  сектора  здравоохранения  с  учетом  их  взаимозависимости
(стационар,  поликлиника, др.  звенья),  основные усилия  в  котором
сосредоточены  не  на  увеличения  объема  работ,  а  на  достижении
максимально высоких клинических результатов.
     8. Усиление подотчетности органов и учреждений  здравоохранения
за результаты своей деятельности.
     С одной   стороны,   это  подотчетность   перед   обслуживаемым
населением,  что   предполагает  регулярные   отчеты  о   выполнении
поставленных перед  органами и  учреждениями здравоохранения  задач,
включая      придание      гласности      основных       показателей
лечебно-диагностической и профилактической работы. С другой стороны,
необходимо   восстановить    систему   контроля   за    результатами
деятельности по управленческой  вертикали. Это означает, что  органы
управления  здравоохранением   регулярно  анализируют  и   оценивают
результаты  деятельности  ЛПУ,  корректируют на  этой  основе  планы
развития отрасли.
     9. В    условиях    недостаточного    финансирования    следует
пересмотреть взаимоотношения с ведомственной медициной; прежде всего
исключить   дублирование   предоставляемых  медицинских   услуг,   в
дальнейшем  интегрировать  ведомственные  медицинские  учреждения  в
единую систему  здравоохранения  для выполнения  общегосударственных
задач.


            V. Совершенствование системы финансирования

     Разобщенность финансовых      потоков,      направляемых      в
здравоохранение, ограничивает возможности стратегического и текущего
планирования   и   ведет  к   структурным   диспропорциям.   Следует
перестроить экономические отношения  в здравоохранении по  следующим
основным направлениям:
     1. Территориальная  программа государственных  гарантий  должна
строиться как  единая система обязательств  государства в  отношении
предоставляемой населению области бесплатной медицинской помощи.
     Сумма финансовых   средств   на   реализацию    территориальной
программы государственных  гарантий, в том  числе базовую  программу
ОМС, должна  составлять  основу консолидированного  государственного
заказа  на   оказание  медицинской  помощи   населению  и   развитие
здравоохранения. Государственный заказ должен формироваться  органом
управления  здравоохранением,  департаментом  финансов  совместно  с
органами местного самоуправления и территориальным фондом ОМС.
     2. При формировании и утверждении областного бюджета и бюджетов
муниципальных образований     следует    одновременно     утверждать
территориальную   программу   государственных   гарантий,    включая
программу ОМС и взносы на ОМС на неработающее население.
     3. Планирование и финансирование отрасли должно  осуществляться
на основе  подушевого  норматива как  по обязательному  медицинскому
страхованию,  так  и  по бюджету.  Для  обеспечения  государственных
обязательств в отношении  предоставляемой всем категориям  населения
области  медицинской   помощи  и   оценки  деятельности   учреждений
здравоохранения всех уровней,  включая муниципальные, необходимо  на
уровне  области  централизовать часть  собираемых  на  муниципальном
уровне средств  здравоохранения с последующим  распределением их  по
городам и  районам  на основе  подушевого норматива  финансирования.
Реализация этого направления потребует принятия нормативных актов.
     4. Для обеспечения реализации целевых программ  здравоохранения
необходимо концентрировать финансовые ресурсы на уровне департамента
здравоохранения, что  позволит решать  приоритетные задачи  развития
отрасли  и   одновременно  осуществлять  контроль   за  их   целевым
использованием.
     5. Утверждение   тарифов    на   медицинские   услуги    должно
осуществляться  до начала  финансового  года.  В тариф  должны  быть
включены   все  статьи   расходов   за  исключением   строительства,
капитального   ремонта   и  приобретения   наиболее   дорогостоящего
медицинского оборудования, которое финансируется из бюджета.
     6. Ввести  запрет  на  использование  средств  территориального
фонда ОМС  и страховщиков  на приобретение  лекарств и  медицинского
оборудования вне договорных отношений с ЛПУ.
     7. Для   привлечения   дополнительных  финансовых   средств   в
здравоохранении необходимо:
     - применять   систему    льготного   налогообложения    прибыли
юридических лиц и предпринимателей;
     - предоставлять государственный льготный кредит на формирование
независимых общих врачебных практик;
     - предоставлять налоговые льготы на инвестиции в  строительство
и развитие любых частных медицинских предприятий;
     8. Необходимо     осуществлять     льготное     налогообложение
предпринимательской деятельности учреждений здравоохранения с  целью
реинвестирования заработанных средств в развитие учреждений.
     9. В   качестве    экономического    рычага   повышения    роли
амбулаторно-поликлинической   помощи   целесообразно    использовать
принцип  подушевого  финансирования  на  прикрепленное  население  с
элементами гонорарного метода оплаты отдельных услуг.


        VI. Совершенствование организации медицинской помощи

     Действующая система управления и финансирования здравоохранения
предопределила недостаточную эффективность использования ресурсов  и
несбалансированность  структуры   оказания  медицинской  помощи.   В
условиях  реформы   здравоохранения  необходима  переориентация   на
развитие амбулаторно-поликлинической медицинской помощи.
     Стратегическое направление реформы  -  формирование и  развитие
института врача общей (семейной) практики (ОВП), переход на оказание
основной  части  первичной медико-социальной  помощи  (ПМСП)  силами
полностью  независимых общих  врачебных  практик;  но при  этом  они
должны опираться на качественно новый институт поликлиники с  новыми
функциями,  который трансформируется  в  диагностико-консультативный
центр.
     Организация службы общей врачебной практики может быть различна
в городском   и   районном   звеньях   здравоохранения;    создаются
индивидуальные и групповые ОВП.
     При индивидуальной   форме   врач   общей   практики   является
независимым хозяйствующим субъектом,  работает независимо от  других
общепрактикующих врачей и врачей специалистов.
     Групповая практика может быть нескольких видов:
     - объединение двух или нескольких общепрактикующих врачей;
     - объединение    общепрактикующих    врачей    с     отдельными
специалистами (акушерами-гинекологами, педиатрами);
     - объединение   нескольких  специалистов;   совместная   работа
позволяет    обеспечить    разумную   кооперацию    врачей    разных
специальностей, их взаимозаменяемость.
     Учитывая серьезные   препятствия    на   пути    преобразования
поликлиник в  ОВП  и отсутствие  средств  для поддержки  независимых
врачебных практик, необходимо наметить этапы перехода:
     1 этап.  Организация   ОВП   преимущественно  как   структурных
подразделений  поликлиник с  предоставлением  им своего  субсчета  и
договорными  отношениями  с администрацией  поликлиник  по  принципу
бригадного подряда. Необходимо  обеспечить адекватные методы  оплаты
подушевого финансирования с  элементами фондодержателя и  разделение
финансовых рисков между ОВП и страховщиками.
     2 этап.  ОВП   учреждаются  на  базе   поликлиник  в   качестве
самостоятельно хозяйствующих субъектов с передачей им  собственности
на правах оперативного управления.
     3 этап. На основе государственных льготных кредитов независимые
врачебные практики арендуют  или выкупают  долю государственной  или
муниципальной собственности.
     Создание сети   ОВП    нельзя   рассматривать   вне    проблемы
преобразования функций поликлиник.  Это две стороны одного  процесса
реформирования   амбулаторно-поликлинической   помощи.   Поликлиника
трансформируется в  консультативно-диагностический  центр со  своими
отделениями:
     - специализированной консультативной помощи,
     - диагностическое,
     - лечебно-оздоровительное,
     - профилактическое,
     - служба ухода,
     - дневной стационар,
     - центр амбулаторной хирургии,
     - центр медико-социальной помощи.
     Важными направлениями реформирования ПМСП являются также:
     - организация  на   уровне   поликлиники  амбулатории   дневных
стационаров с использованием стационарозамещающих технологий
     - создание  межрайонных  специализированных  центров,   имеющих
адекватную диагностическую и лечебную базу.
     Целесообразно в течение 1999-2000 годов разработать  конкретную
целевую  территориальную  программу по  совершенствованию  первичной
медицинской помощи.

            Новые формы организации стационарной помощи

     К настоящему времени  требует  изменений организационная  схема
оказания стационарной помощи.
     Необходима разработка    модели    стационарной    помощи     с
дифференциацией по интенсивности лечебного процесса.
     Это предполагает   проведение    структурной   перестройки    в
соответствии  с  требованиями  многоуровневой  системы   медицинской
помощи на основе разделения действующей сети стационаров на:
     - отделения (койки) кратковременного пребывания больного (до  7
дней),  обеспечивающие интенсивную  диагностику  и лечение  на  базе
применения высокоразрешающих  современных  медицинских технологий  и
высокоэффективных лекарственных средств;
     - койки долечивания (реабилитации);
     - койки для планового лечения хронических больных;
     - койки сестринского ухода и хосписы.
     Основными механизмами    реализации   многоуровневой    системы
стационарной помощи являются:
     1. Создание нормативной базы.
     Нормативы должны быть  дифференцированы по профилям  больничных
коек,  возрастным  группам  населения (дети,  взрослые  до  40  лет,
взрослые   40-59   лет,   60   лет   и   старше)   и   интенсивности
лечебно-диагностического процесса.
     2. Построение региональной перспективной модели сети больниц  с
учетом максимального использования имеющихся ресурсов. Реорганизация
сети больничных учреждений предусматривает:
     - обоснование  региональных  нормативов  на  основе   адаптации
федеральных стандартов,
     - разработка перспективной региональной модели сети  больничных
учреждений как основы развития  больниц с утверждением ее на  уровне
глав администраций,
     - проведение лицензирования больничных учреждений и определение
их места в перспективной региональной модели,
     - разработка программ  развития специализированных  межрайонных
центров.
     Реализация новых   форм    организации   стационарной    помощи
предполагает  изменение   хозяйственно-правового  статуса   больниц.
Перспективным  решением  может   быть  придание  больницам   статуса
некоммерческой организации или  больничного траста. Целью  изменения
хозяйственно-правового   станса    является    повышение   прав    и
ответственности больниц за  результаты своей деятельности,  развитие
конкуренции между ними за получение заказа на оказание  стационарной
помощи.


    VII. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия
                         населения области

Для обеспечения  санитарно-эпидемиологического благополучия  области
необходимо    дальнейшее   проведение    системы    организационного
построения, управления, ресурсного и научного обеспечения службы.
     С этой целью необходима реализация следующих основных задач:
     1. Совершенствование организационной структуры службы области;
     Пути реализации этой задачи:
     - развитие   и   укрепление   отдела   социально-гигиенического
мониторинга  в центре  госсанэпиднадзора  в Ярославской  области  по
изучению влияния факторов среды обитания на здоровье населения;
     - создание    зональных    центров     социально-гигиенического
мониторинга в базовых центрах; г. Ярославле, Рыбинске, Переславском,
Ростовском, Угличском, Даниловском муниципальных округах;
     - организация   единой   локальной   информационной   сети    в
учреждениях санэпидслужбы области;
     - развитие  и  укрепление лабораторной  базы,  внедрение  новых
технологий и исследований среды обитания человека;
     - развитие взаимодействия с органами местного самоуправления  в
вопросах  обеспечения санэпидблагополучия  населения,  департаментом
здравоохранения,    высшими     учебными    заведениями     области,
соответствующими ведомствами.
     2. Укрепление     материально-технического    обеспечения     и
перевооружения учреждений службы.
     Эта задача   предусматривает   обеспечение   и   перевооружение
учреждений  службы,  капитальную  реконструкцию  зданий  10  центров
госсанэпиднадзора, а также ввод в эксплуатацию лабораторных корпусов
Центра  государственного  санитарно-эпидемиологического  надзора   в
г. Ярославле.
     3. Научное обеспечение выполняемых работ, что включает развитие
научно-обоснованных санитарно-эпидемиологических   мероприятий    на
основе  повышения  уровня  взаимодействия  научных  и   практических
учреждений службы, совместную разработку региональных  гигиенических
и противоэпидемических норм и правил.
     4. Формирование   санитарного   законодательства    Ярославской
области. Формирование санитарного законодательства должно выразиться
в  принятии  закона  "О  санитарно-эпидемиологическом   благополучии
населения области" с включением в него приоритетных направлений:
     - охраны здоровья детского населения;
     - улучшения качества питьевой воды и продуктов питания;
     - обеспечения радиационной безопасности;
     - проведения   массовой    иммунизации   против    инфекционных
заболеваний;
     - профилактики йоддефицитных состояний;
     - пропаганды здорового образа жизни у населения.
     5. Повышение           эффективности           государственного
санитарно-эпидемиологического  надзора  через участие  в  разработке
целевых межотраслевых программ по обеспечению санэпидблагополучия на
областном территориальном уровнях  по актуальным проблемам, а  также
через        обеспечение        эффективного        государственного
санитарно-эпидемиологического      надзора      за       выполнением
санитарно-гигиенических  норм  и   правил  и  пресечение   нарушений
санитарного законодательства с  привлечением к ответственности  лиц,
их совершивших.
     6. Совершенствование    системы    гигиенического    воспитания
населения путем  применения информационных  программ адресованных  и
адаптированных к определенным  группам населения с учетом  возраста,
образования, социального положения  и других характеристик, а  также
широкого использования средств массовой информации.


  VIII. Совершенствование организации лекарственного обеспечения,
              гарантии в области лекарственной помощи

     Государственная политика      обеспечения      населения      и
лечебно-профилактических  учреждений  лекарственными  средствами   и
изделиями  медицинского  назначения  направлена  на  гарантированное
обеспечение    населения    лекарственными,    диагностическими    и
профилактическими       средствами      в       рамках       единого
лечебно-диагностического  процесса  на  основе  научно  обоснованных
стандартов,   обеспечения   доступности,   качества,    экономически
эффективного и рационального использования лекарственных препаратов.
     Реализация этой политики  осуществляется  путем создания  рынка
фармацевтических услуг на основе конкуренции между фармацевтическими
организациями  различных   форм  собственности  и   государственного
регулирования его деятельности.
     Основными направлениями реализации  государственной политики  в
области лекарственной помощи являются:
     - разграничение  полномочий  и ответственности  между  органами
исполнительной  государственной  власти и  исполнительными  органами
муниципальных  образований  в  вопросах  организации  лекарственного
обеспечения населения;
     - правовое      регулирование      деятельности       субъектов
фармацевтического рынка в  рамках полномочий органов  исполнительной
власти;
     - гарантированное лекарственное обеспечение населения в  рамках
государственной   системы   здравоохранения   в   соответствии    со
стандартами  диагностики   и  лечения,  территориальной   программой
государственных  гарантий, целевыми  программами  охраны здоровья  и
финансовыми ресурсами;
     - государственное регулирование цен на лекарственные средства и
контроль за ценами на лекарственные препараты и изделия медицинского
назначения, стоимость   которых  возмещается   из   государственного
бюджета.
     В соответствии    с   основными    направлениями    организация
лекарственного обеспечения населения предусматривает:
     1. Построение   региональной  модели   системы   лекарственного
обеспечения   населения   и   лечебно-профилактических   учреждений,
разработку   моделей   оказания   лекарственной   помощи   социально
незащищенным слоям населения.
     2. Определение    источников    и    объемов     финансирования
лекарственной помощи.
     3. Усиление   государственного    контроля   за    рациональным
использованием  финансовых  ресурсов и  повышения  эффективности  их
использования,  развитие  ресурсосберегающих технологий  в  оказании
лекарственной помощи.
     4. Формирование    государственного    заказа    области     на
лекарственные  препараты с  определением  порядка его  размещения  и
финансирования.
     5. Разработку  системы  организации и  финансирования  поставок
жизненно важных препаратов на основе консолидации бюджетов различных
уровней.
     6. Проведение     тендерных    закупок     медикаментов     для
государственных нужд.
     7. Формирование областного формуляра лекарственных средств  для
амбулаторной и стационарной медицинской помощи в качестве основы для
расчета  стоимости  гарантированного уровня  бесплатных  медицинских
услуг,  в  том   числе  льготного  лекарственного  обеспечения   при
амбулаторном лечении.
     8. Разработку модели закупок лекарственных препаратов для  нужд
лечебно-профилактических учреждений на основе создания единого банка
данных о наличии лекарственных препаратов на фармацевтическом  рынке
региона.
     9. Создание территориальной программы по обеспечению  льготного
и бесплатного  отпуска  лекарственных средств  на основе  разработки
минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых  для
оказания медицинской помощи.
     10. Формирование  территориального  реестра  граждан,   имеющих
право  на бесплатное  и  льготное получение  лекарственных  средств,
введение   контроля   за  назначением   и   отпуском   лекарственных
препаратов, стоимость которых  подлежит возмещению за счет  бюджетов
различных уровней.
     11. Внедрение системы  мониторинга за состоянием  лекарственной
помощи населению, уровнем цен на лекарственные средства.
     12. Создание  нормативной базы,  регулирующей  фармацевтическую
деятельность на территории области, разработку принципов и  программ
развития и размещения аптечной сети.


           IX. Преобразования в области кадровой политики

     Вопросы кадровой политики должны  решаться с учетом  изменений,
происходящих   во    всех    сферах   здравоохранения.    Необходимо
усовершенствовать    системы   планирования,    прогнозирования    и
мониторинга  подготовки   специалистов  здравоохранения,   способных
реализовать стоящие  перед  системой здравоохранения  задачи, в  том
числе,  по  таким  новым  направлениям,  как  врач  общей  практики,
клинический фармаколог, медицинский  психолог, медицинская сестра  с
высшим  образованием,  специалист по  социальной  работе,  экономист
здравоохранения, менеджер здравоохранения.
     В результате перестройки  образовательного  процесса в  области
окончательно    сформирована   многоуровневая    система    среднего
медицинского образования, в том  числе по таким новым  направлениям,
как   фельдшер   с  углубленной   подготовкой,   сестра-организатор.
Совместно  с   Ярославской  государственной  медицинской   академией
необходимо приступить к подготовке сестер с высшим образованием.
     Необходимо ликвидировать  сложившийся   дисбаланс  в   кадровой
структуре здравоохранения  (врач-сестра). Постдипломное  образование
должно  быть  ориентировано на  обеспечение  здравоохранения  высоко
квалифицированными   кадрами,  на   совершенствование   сертификации
специалистов.
     Следует перейти     к    практике     формирования     органами
здравоохранения  целевых  заказов   на  подготовку  специалистов   с
заключением ими соответствующих контрактов с учебными заведениями  и
абитуриентами.
     Система оплаты  труда  работников здравоохранения  должна  быть
реформирована с целью достижения максимально возможного соответствия
размеров вознаграждения  объему  и качеству  выполненной работы  для
создания   экономических   стимулов   к   повышению    эффективности
медицинского   труда   и   рационального   использования   ресурсов,
используемых  при  производстве  медицинских  услуг.  Этому   должно
способствовать повышение  гарантий социальной  защиты медицинских  и
фармацевтических работников, создание для них благоприятных  условий
труда и быта.


                   X. Развитие медицинской науки

     Основными задачами медицинской науки являются:
     - формирование долговременной стратегии сохранения и укрепления
здоровья населения,  разработка  научных  основ  борьбы  с  наиболее
распространенными заболеваниями;
     - получение  на  основе фундаментальных  исследований  новых  и
углубление  имеющихся знаний  о  структуре  и функциях  здорового  и
больного организма  человека,  его жизнедеятельности  и адаптации  к
условиям окружающей, в том числе социальной, среды;
     - разработка   новых   медицинских   технологий   профилактики,
диагностики и лечения болезней, восстановления утраченного здоровья,
увеличение продолжительности активного периода жизни человека:
     - разработка  новых  схем  организации  медицинской  помощи   и
управления здравоохранением;
     - создание банка данных современных медицинских технологий.
     Развитие медицинской науки необходимо осуществлять совместно  с
Ярославской   государственной   медицинской  академией   на   основе
следующих принципов:
     - концентрация  научно-технического  потенциала и  ресурсов  на
приоритетных направлениях медицинской науки;
     - возрастание роли программно-целевого планирования и поддержки
ученых и научных школ;
     - бюджетное   финансирование   фундаментальных   и   прикладных
исследований,   государственная   поддержка   научных   коллективов,
использование внебюджетных источников финансирования;
     - разработка программ поддержки уникальных научных школ;
     - наращивание кадрового потенциала научных исследований;
     - развитие   региональных  научно-практических   подразделений,
разработка   программ   и    проведение   исследований   с    учетом
заболеваемости населения;
     - защита прав  интеллектуальной  собственности исследований  на
результаты научной деятельности;
     - создание   постоянно    действующего   мониторинга    научных
исследований;
     Необходимо повысить  экономическую  заинтересованность  научных
сотрудников в результатах исследований.
     Определение приоритетности финансирования научных  исследований
должно   осуществляться   на   строгой   конкурсной   основе.    Для
осуществления разработок теоретического и практического  направления
необходимо  использовать  многоканальную  систему  финансирования  с
привлечением внебюджетных источников.


           XI. Расширение социальной базы здравоохранения

     Работа по  расширению  социальной базы  здравоохранения  должна
осуществляться по следующим направлениям:
     1. Поиск  действенных   форм  сотрудничества  с   общественными
благотворительными  и   религиозными  организациями,  содействие   в
координации их деятельности,
     2. Широкое привлечение  населения к  вопросам своего  здоровья,
содействие   созданию   общественных   объединений   пациентов    по
медицинским   интересам   ("Коронарные  клубы",   общества   больных
диабетом, бронхиальной астмой и т.д.);
     3. Совершенствование   деятельности  в   области   медицинского
просвещения:
     - создание  единой  общегосударственной  системы   медицинского
просвещения и оперативной медицинской информации:
     - широкое   привлечение    средств   массовой   информации    к
популяризации  здорового образа  жизни,  решению единых  вопросов  в
интересах здравоохранения;
     - развитие социальной  рекламы, усиление  контроля за  рекламой
продукции  медицинской промышленности,  а  также услуг  медицинского
характера.
     4. Содействие    любым    государственным    и     общественным
мероприятиям,  направленным  на сохранение  и  защиту  нравственного
здоровья общества:
     - работа  среди  населения   по  планированию  семьи  в   целях
формирования духовно-нравственного отношения к семье и  материнству,
сокращения числа абортов;
     - пропаганда   биологической  и   социальной   целесообразности
рождения в семье нескольких детей;
     - поддержка мер  по пресечению рекламы  алкоголя, наркотиков  и
табака,  производства и  распространения  печатной и  видеопродукции
порнографического характера.
     5. Развертывание  системы подготовки  работников  МВД и  МЧС  и
других специальных служб в области доврачебной помощи.






Информация по документу
Читайте также