Расширенный поиск

Постановление Правительства Ярославской области от 29.06.2009 № 649-п

                   ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ                   
                                                                      
                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ                             

от 29.06.2009 N 649-п
г. Ярославль
                                                                      
    Об утверждении Концепции
    развития системы
    начального и среднего
    профессионального образования
    Ярославской области на 2010 - 2011 годы

                    ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:               

     1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития системы начального  и
среднего  профессионального  образования Ярославской области на 2010 -
2011 годы.
     2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя
Губернатора области Костина В.Г.
     3. Постановление вступает в силу с момента подписания.


     Губернатор области          С.А. Вахруков
                                                                      
                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                                        постановлением
                                                 Правительства области
                                                 от 29.06.2009 N 649-п
                                                                      
                            Концепция развития                        
        системы начального и среднего профессионального образования   
                Ярославской области на 2010-2011 годы                 
                                                                      
                            1. Общие положения                        

     Концепция    развития    системы    начального     и     среднего
профессионального  образования  Ярославской  области на 2010-2011 годы
(далее -  Концепция)  разработана  в  целях  определения  приоритетных
направлений   развития   начального   и   среднего   профессионального
образования,  предоставляемого   в   государственных   образовательных
учреждениях  Ярославской области (далее - образовательные учреждения),
на среднесрочную перспективу.
     В соответствии с Законом Российской Федерации  от  10  июля  1992
года  N 3266-I «Об образовании», Федеральным законом от 6 октября 1999
года  N  184-ФЗ  «Об  общих  принципах   организации   законодательных
(представительных)  и  исполнительных  органов  государственной власти
субъектов Российской Федерации» организация предоставления  начального
и  среднего профессионального образования (за исключением образования,
получаемого  в  федеральных  образовательных   учреждениях,   перечень
которых  утверждается  Правительством Российской Федерации) отнесена к
полномочиям  органов  государственной   власти   субъекта   Российской
Федерации.
     С 01 января 2005 года Ярославская  область  является  учредителем
всех  учреждений  начального профессионального и тринадцати учреждений
среднего   профессионального   образования,   расположенных   на    ее
территории.

             2. Анализ развития системы начального и среднего         
 профессионального образования Ярославской области в 2005-2009 годах  

     В 2005-2009 годах осуществлялась реализация трех основных функций
профессионального    образования:    экономической,   образовательной,
социальной.  Благоприятная  ситуация  в  экономике  страны  и  региона
создала  возможность  для  дальнейшего  развития начального и среднего
профессионального образования.
     Ключевые направления этого процесса нашли отражение  в  Концепции
развития  системы начального профессионального образования Ярославской
области  на  период  до   2010   года,   утверждённой   постановлением
Администрации   Ярославской   области   от   05.07.2006  N  140-а  «Об
утверждении Концепции развития  системы  начального  профессионального
образования  Ярославской  области на период до 2010 года», и Областной
целевой программе развития образования на 2008-2009 годы, утверждённой
постановлением  Администрации  Ярославской  области  от  18.07.2007  N
263-а «Об Областной целевой программе развития образования Ярославской
области  на  2008-2009  годы  и о признании утратившими силу отдельных
нормативных правовых актов».
     В  части  реализации  экономической   функции   профессионального
образования    деятельность    учреждений    начального   и   среднего
профессионального образования Ярославской области в 2005-2009 гг. была
направлена   на  обеспечение  соответствия  требованиям  регионального
рынка труда. Объёмы и профили профессиональной подготовки  обучающихся
формировались  с  учётом  позиции органов службы занятости населения и
объединений работодателей. Почти в два раза выросла доля  выпускников,
закончивших  учреждения  начального  профессионального  образования  с
повышенными квалификационными разрядами.
     Продолжалась  реализация  образовательной   функции.   Повысилась
доступность  начального  и  среднего профессионального образования для
всех категорий  населения  Ярославской  области.  Успешно  развивалась
профессиональная   подготовка   лиц   с   ограниченными  возможностями
здоровья, инвалидов, а также профессиональная подготовка молодежи,  не
получившей  основного  общего  образования.  В  рамках  взаимодействия
учреждений среднего и высшего профессионального  образования  получила
развитие  идея непрерывного педагогического образования. В 2008 году в
учреждениях  начального  профессионального  образования   открыты   на
бюджетной основе очно-заочные (вечерние) отделения.
     Сохранилась  реализация  социальной   функции   профессионального
образования,   направленной   на   поддержку   малообеспеченных  слоев
населения, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
     В 2005-2009 годах  изменился  ресурсный  потенциал  начального  и
среднего  профессионального  образования.  Переход  на  финансирование
образовательных   учреждений   из   регионального   бюджета   позволил
существенного  обновить учебно-материальную базу учреждений начального
профессионального   образования.   Создано   6    ресурсных    центров
профессионального  образования для подготовки выпускников c повышенным
уровнем квалификации. С учётом  демографических  процессов,  пожеланий
органов  местного  самоуправления  муниципальных образований области в
2005  -  2009  годах  оптимально   проведена   реструктуризация   сети
учреждений   начального   и  среднего  профессионального  образования.
Введены  новая  система   оплаты   труда   и   нормативное   подушевое
финансирование.
     Нарастание   кризисных   явлений    в    экономике    затормозило
поступательное   развитие   начального  и  среднего  профессионального
образования области. Спад в деятельности предприятий и организаций под
влиянием  экономического  кризиса создал препятствия в трудоустройстве
выпускников. Усилилась необходимость обучения  работников  предприятий
области,   находящихся   под  риском  увольнения.  Сокращение  средств
областного бюджета приостановило совершенствование учебно-материальной
базы   образовательных   учреждений.  Прервался  процесс  формирования
государственно-общественного  управления  как  новой  модели  развития
профессионального образования.
     Современная социально-экономическая  ситуация  требует  уточнения
приоритетов  развития  и  формирования  новых  ориентиров для органов,
осуществляющих управление в сфере профессионального образования.

       3. Концентрация ресурсов как ведущий принцип образовательной   
 политики Ярославской области в сфере профессионального образования в 
                           2010-2011 годах                            

     Основным    объектом    образовательной     политики     органов,
осуществляющих   управление   в   сфере  образования,  является  рынок
образовательных  услуг  по  предоставлению   начального   и   среднего
профессионального  образования.  В  его  пределах  сложился  широкий и
разнообразный круг потребителей.
     Потребители   образовательных   услуг   подразделяются   на   две
категории:
     - обучающихся за счёт государственных средств;
     -  обучающихся  за  счёт  средств   заинтересованных   заказчиков
(государственных  органов  службы  занятости населения, работодателей,
граждан).
     К  гражданам,  нуждающимся  в  получении  начального  и  среднего
профессионального  образования, а также профессиональной подготовки за
счёт государственных средств, относятся:
     - выпускники общеобразовательных школ,  получившие  основное  или
среднее (полное) общее образование;
     -  молодежь,  не  получившая   по   различным   причинам   общего
образования  и  нуждающаяся  в  педагогической  поддержке  для  начала
трудовой деятельности;
     - лица с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды;
     - граждане,  нуждающиеся  в  получении  начального  или  среднего
профессионального образования в целях изменения своей профессиональной
деятельности, в том числе без отрыва от основного занятия.
     К гражданам, нуждающимся в получении профессиональной подготовки,
переподготовки    или   повышении   квалификации   за   счёт   средств
заинтересованных заказчиков относятся:
     - лица, направляемые на  обучение  в  образовательные  учреждения
органами службы занятости населения или работодателями;
     -  взрослое  население,  нуждающееся  в  ускоренном  приобретении
навыков, необходимых для выполнения определенной работы, и обучающееся
за счёт собственных средств.
     Рост  потребностей  населения   в   получении   профессионального
образования  или  профессиональной  подготовки, и их меняющиеся объёмы
делают  невозможной  дальнейшую   равную   государственную   поддержку
образовательных учреждений по всем направлениям.
     Выходом из создавшейся ситуации должно  стать  усиление  практики
государственного регулирования рынка образовательных услуг с опорой на
рыночные механизмы.
     Основой государственной политики на рынке  образовательных  услуг
на  2010-2011  годы  станет  концентрация  ресурсов  в целях повышения
эффективности  организации  предоставления   начального   и   среднего
профессионального образования.
     Концентрация ресурсов  образования  предусматривает  поиск  новых
конструкций   построения   образовательных   систем,  включая  все  их
компоненты  (содержание  образовательных   программ,   типы   и   виды
образовательных   учреждений,   деятельность  органов,  осуществляющих
управление  в  сфере  образования),  адаптацию   под   запросы   рынка
образовательных  услуг, быстрое реагирование на меняющиеся потребности
заказчиков и потребителей.
     Концентрация ресурсов будет осуществляться на уровне:
     - образовательного учреждения;
     - региона в целом.
     Концентрация ресурсов на уровне образовательного учреждения
     Предоставление   начального    и    среднего    профессионального
образования    как    вида    образовательных   услуг   осуществляется
образовательными   учреждениями   как   самостоятельными    субъектами
образовательной деятельности.
     Потребность населения в  разнообразных  образовательных  услугах,
ориентация   учреждений   начального   и   среднего  профессионального
образования не на потребности конкретного предприятия, а  всего  рынка
труда  требует  от  учреждений начального и среднего профессионального
образования пересмотра  всей  традиционной  структуры  образовательной
деятельности.
     В современных социально-экономических  условиях  и,  особенно,  в
условиях   экономического   кризиса,   ослабла  связь  образовательных
учреждений с конкретными предприятиями и организациями.  Последние  не
несут   ответственности   за   ресурсное  обеспечение  образовательных
учреждений,  предоставление   мест   производственной   практики,   не
гарантируют    трудоустройства    выпускников.   Ситуацию   усугубляет
усиливающийся  демографический  спад,  который  резко  сужает   объёмы
традиционного    контингента    учреждений   начального   и   среднего
профессионального образования - молодежи, получающей  профессиональное
образование впервые.
     Учреждения начального и  среднего  профессионального  образования
для  решения  задач,  направленных  на  сохранение  и  развитие своего
потенциала,   вынуждены   отказываться   от   традиционного    профиля
подготовки,  осваивать  новые,  в том числе инновационные, направления
образовательной деятельности.
     Приоритетными  направлениями  развития  учреждений  начального  и
среднего профессионального образования становятся:
     - при сохранении  минимально  допустимых  объёмов  подготовки  по
традиционному профилю - концентрация ресурсов по тем профилям, которые
востребованы потребителями образовательных услуг;
     - при  сохранении  программ  обучения  традиционного  контингента
(выпускников  общеобразовательных учреждений) - концентрация усилий на
увеличение объёмов подготовки граждан со специальными образовательными
потребностями  (с  ограниченными возможностями здоровья, инвалидов), а
также  граждан,  испытывающих  необходимость  сменить   вид   трудовой
деятельности,  в том числе имеющих среднее или высшее профессиональное
образование;
     -  при  сохранении  получения   государственного   финансирования
эффективное  развитие  внебюджетной  деятельности, в том числе платных
образовательных услуг.
     Механизмы реализации приоритетных направлений развития учреждений
начального и среднего профессионального образования:
     -   разработка   и   освоение   инструментария   изучения   рынка
образовательных услуг, развитие маркетинговой деятельности;
     -  усиление  активности  образовательных  учреждений   на   рынке
образовательных    услуг,    освоение    конкурентоспособных   методов
предоставления качественного профессионального образования;
     -  переподготовка   и   повышение   квалификации   педагогических
работников,   формирование   их  готовности  к  освоению  новых  видов
образовательной деятельности;
     - увеличение объёмов профессиональной подготовки,  переподготовки
и  повышения квалификации взрослого населения, в том числе безработных
граждан,  незанятого  населения  и   лиц,   находящихся   под   риском
увольнения.
     Результатом реализации указанных приоритетных направлений  станет
нахождение   образовательными   учреждениями   своей   ниши  на  рынке
образовательных услуг, повышение устойчивости и конкурентоспособности,
и,   в   конечном  итоге,  сохранение  потенциала  для  посткризисного
периода.

                  Концентрация ресурсов на уровне региона             
                                                                      
     Целью  концентрации   ресурсов   на   уровне   региона   является
обеспечение   эффективного  государственного  регулирования  на  рынке
образовательных  услуг  по  приоритетным  направлениям  развития   при
сохранении   всех   устойчивых   и  традиционных  форм  предоставления
начального и среднего профессионального образования.
     Приоритетными  направлениями  образовательной  политики  в  сфере
профессионального  образования  на  уровне  региона  на 2010-2011 годы
становятся:
     -  концентрация  ресурсов  в  рамках   реализации   экономической
функции:
     при общем сохранении подготовки квалифицированных кадров для всей
экономики   региона  -  концентрация  средств  на  поддержку  профилей
подготовки, наиболее востребованных в современных условиях;
     при сохранении финансового обеспечения образовательных учреждений
на  уровне  норматива  бюджетного  финансирования - усиление поддержки
образовательных   учреждений,   обеспечивающих   более    качественную
подготовку по профилям, наиболее востребованным на рынке труда;
     -  концентрация  ресурсов  в  рамках  реализации  образовательной
функции:
     научно-методическая, информационная и финансовая поддержка  новых
видов  и  форм  обучения  населения,  объективно  возникающих на рынке
образовательных услуг, - при одновременном финансировании традиционных
образовательных   программ   на   уровне   не   ниже  государственного
образовательного стандарта;
     - концентрация ресурсов в рамках реализации социальной функции:
     при  сохранении   услуг   социальной   поддержки   в   минимально
необходимых  объёмах  всем  обучающимся  -  переход  к адресной помощи
категориям, наиболее востребованным рынком труда.
     Механизмы  реализации  приоритетных  направлений  образовательной
политики в сфере профессионального образования на уровне региона:
     - с учетом кластерной политики региона  введение  государственных
заданий  образовательным  учреждениям  по  предоставлению начального и
среднего профессионального образования;
     - введение  системы  стимулирования  образовательных  учреждений,
обеспечивающих достижение наилучших результатов деятельности;
     -  перераспределение  и  концентрация   финансовых   ресурсов   в
структурных  подразделениях образовательных учреждений, обеспечивающих
подготовку  квалифицированных  кадров  для  рынка  труда  по  наиболее
приоритетным   профилям,   -   ресурсных   центрах   профессионального
образования;
     - усиление взаимодействия с органами службы  занятости  населения
по  вопросам  организации  стажировок  и трудоустройства выпускников в
рамках  мероприятий  по  снижению   напряженности   на   рынке   труда
Ярославской   области,   обеспечение   максимально   полной  занятости
выпускников учреждений профессионального образования;
     -   продолжение   политики   реструктуризации   сети   учреждений
начального   и   среднего   профессионального  образования  на  основе
долгосрочного прогноза:
     создание  укрупненных  профильных  образовательных  комплексов  в
крупных промышленных центрах региона;
     создание    многопрофильных    образовательных    комплексов    в
муниципальных районах области;
     создание условий для повышения самостоятельности функционирования
образовательных  учреждений  на  рынке  образовательных  услуг и роста
численности автономных образовательных учреждений;
     - формирование механизмов взаимодействия  учреждений  начального,
среднего  и  высшего  профессионального  образования  в целях развития
непрерывного профессионального образования;
     -    обеспечение     поддержки     инновационной     деятельности
образовательных  учреждений по разработке и реализации образовательных
программ, обеспечивающих  удовлетворение  специальных  образовательных
потребностей населения;
     - учреждение региональных стипендий обучающимся  по  приоритетным
профилям для экономики региона;
     - создание  в  рамках  общего  объёма  финансирования  учреждений
начального  и  среднего  профессионального образования стратегического
фонда развития, назначением которого станет  обеспечение  региональных
приоритетов.
     Отдельным  механизмом   региональной   образовательной   политики
является     содействие     учреждениям    начального    и    среднего
профессионального   образования   со    стороны    органов    местного
самоуправления муниципальных образований области.
     Организация     предоставления     начального     и      среднего
профессионального образования действующим законодательством отнесена к
компетенции  органов  государственной  власти   субъектов   Российской
Федерации, однако в развитии данных уровней образования заинтересованы
и органы местного самоуправления  муниципальных  образований  области.
Сохранение  и  пополнение  трудовых  ресурсов,  предотвращение  оттока
молодежи в крупные центры  региона  являются  существенными  факторами
сохранения    стабильности    социально-экономической   обстановки   в
муниципальных образованиях Ярославской области.
     Поддержка многопрофильности образовательных учреждений,  оказание
содействия  их комплектованию, включая предоставление обучающимся мест
в  муниципальных  общежитиях,  должны   стать   одними   из   ключевых
направлений   муниципальной   политики   в   сфере   профессионального
образования. Включение  в  программы  развития  муниципальных  районов
мероприятий    по   поддержке   учреждений   начального   и   среднего
профессионального образования, особенно по решению  организационных  и
хозяйственных  задач,  является легитимным средством реализации данной
политики.
     Результатом образовательной политики  на  уровне  региона  станут
последовательное   продвижение   к   рыночной   модели  предоставления
начального  и  среднего   профессионального   образования,   повышение
эффективности  использования  бюджетных  средств  при достижении общих
целей, стоящих перед системой начального и среднего  профессионального
образования области.

               4. Ожидаемые результаты реализации Концепции           

     Реализация  положений,  предусмотренных   настоящей   Концепцией,
позволит   существенно   уменьшить   негативное   влияние  на  систему
начального и среднего профессионального образования демографического и
социально-экономического кризиса.
     Реализуя    Концепцию,    система    начального    и     среднего
профессионального  образования  области сможет выполнить свои основные
задачи:
     -  сохранить  в  условиях  наметившегося  разрыва  между   рынком
образовательных   услуг   и   рынком  труда  механизм  воспроизводства
квалифицированных кадров для экономики региона;
     -  реализовать  в   полной   мере   свою   основную   функцию   -
удовлетворение  потребностей  личности в профессиональном становлении,
культурном   и    нравственном    развитии    посредством    получения
профессионального образования соответствующего уровня;
     - стать фактором социальной защиты населения в  условиях  трудной
социально-экономической ситуации.

Информация по документу
Читайте также