Расширенный поиск

Постановление Правительства Ярославской области от 05.08.2009 № 804-п

                   ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 05.08.2009 N 804-п
г. Ярославль

   О Концепции областной целевой программы "Чистая вода Ярославской
                      области" на 2010-2014 годы

     В целях обеспечения населения  Ярославской  области  качественной
питьевой  водой,  восстановления   и   охраны   источников   питьевого
водоснабжения,  защиты  окружающей  природной  среды  от   воздействия
загрязняющих веществ и рационального использования водных ресурсов
     ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
     1. Утвердить прилагаемую Концепцию  областной  целевой  программы
"Чистая вода Ярославской области" на 2010-2014 годы.
     2. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и  инфраструктуры
Ярославской области обеспечить разработку  проекта  областной  целевой
программы "Чистая  вода  Ярославской  области"  на  2010-2014  годы  и
представить его на утверждение Правительства  области  в  IV  квартале
2009 года.
     3. Департаменту  охраны  окружающей  среды  и  природопользования
Ярославской   области,   департаменту   агропромышленного    комплекса
Ярославской области, департаменту топлива, энергетики и  регулирования
тарифов  Ярославской  области,   управлению   по   вопросам   местного
самоуправления Правительства  области  принять  участие  в  разработке
проекта Программы, указанной в пункте 2.
     4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя
Губернатора области Епанешникова А. В.
     5. Постановление вступает в силу с момента подписания.


Губернатор области          С.А. Вахруков

                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                                        постановлением
                                                 Правительства области
                                                 от 05.08.2009 N 804-п

                             Концепция
   областной целевой программы "Чистая вода Ярославской области"
                         на 2010-2014 годы

   I. Описание проблемы и обоснование целесообразности ее решения в
 рамках областной целевой программы "Чистая вода Ярославской области"
                          на 2010-2014 годы

     Ярославская  область  представляет  собой  промышленный   регион,
экономическое развитие которого было  связано  с  размещением  на  его
территории предприятий машиностроения, приборостроения,  химической  и
нефтеперерабатывающей промышленности.
     Неблагоприятные экологические факторы, большой  износ  инженерных
сооружений, технически устаревшее  оборудование,  а  также  недостаток
финансовых средств  и  низкая  эффективность  использования  имеющихся
ресурсов   привели   к   кризисному   состоянию   большинства   систем
коммунального водоснабжения и водоотведения.
     В результате происходит дальнейшее загрязнение водных объектов, а
питьевая вода на значительной части территории Ярославской области  не
отвечает установленным нормативам безопасности.
     Численность населения,  проживающего  на  территории  Ярославской
области,  составляет  более  1,32   млн.   человек.   Централизованным
водоснабжением обеспечено  97  процентов  городского  и  65  процентов
сельского населения. Поверхностными источниками водоснабжения являются
реки  Волга,  Которосль,  Уча,  Сара,  Устье,  Сить,  Печегда,   озеро
Плещеево, питьевой водой из указанных источников обеспечивается  около
70  процентов   жителей   региона.   Централизованным   водоснабжением
население области  обеспечивает  1336  источников,  из  них  26  -  из
поверхностных водных объектов.
     Качество питьевой воды как  по  санитарно-химическим,  так  и  по
микробиологическим  показателям  остается  стабильно  низким.  Из   89
эксплуатируемых артезианских скважин, лишь 37  имеют  обеззараживающие
установки.    Из    подземных    источников     водоснабжения     доля
неудовлетворительных проб воды в  2008  году  по  санитарно-химическим
показателям составила 65,2 процента, по микробиологическим показателям
- 4,8 процента. Доля неудовлетворительных проб воды  из  поверхностных
источников  водоснабжения  в   2008   году   по   санитарно-химическим
показателям составила 38,8 процента, по микробиологическим показателям
- 14,7 процента.
     В  области  функционирует   5463   нецентрализованных   источника
водоснабжения, в основном в сельской местности, которыми пользуются не
более 10 процентов населения.
     Анализ состояния систем и объектов водоснабжения и  водоотведения
выявил слабые стороны водного сектора, который характеризуется:
     - недостаточным развитием централизованных систем  водоснабжения.
Доля  городского  населения,  имеющего  доступ   к   централизованному
водоснабжению, составляет 97 процентов, доля сельского населения -  65
процентов;
     -  высоким  уровнем  износа  сооружений,  сетей  водоснабжения  и
водоотведения. В сельской местности 75 процентов объектов находятся  в
аварийном состоянии или не действуют, ощущается дефицит питьевой  воды
нормативного качества; из эксплуатирующихся  канализационных  очистных
сооружений 32 процента перегружены, 74 процента эксплуатируются  25-30
лет и более  и  требуют  срочной  реконструкции.  Общая  протяженность
водопроводных сетей 3827 километров, объем ветхих сетей, нуждающихся в
замене,  составляет  1389  километров  или  36  процентов   от   общей
протяженности; ежегодный прирост амортизированных  водопроводных  труб
достигает 107 километров, ежегодная потребность в реконструкции  сетей
3 процента от общей  протяженности  (в  2008  году  заменено  менее  1
процента),  для  сокращения  объема   амортизированных   трубопроводов
потребность в замене ветхих труб не менее 200 километров в год  или  6
процентов от общей протяженности;
     -   несоответствием   поверхностных   и   подземных    источников
централизованного  питьевого   водоснабжения   санитарным   нормам   и
правилам, отсутствием зон санитарной охраны (удельный вес  источников,
не соответствующих санитарным правилам, в том числе по организации зон
санитарной охраны составляет 70 процентов от их общего количества;  из
сточных вод, проходящих очистку, до нормативных  требований  доводится
менее 30 процентов);
     - неэффективным процессом производства  и  транспортировки  воды,
влекущим   нерациональное   использование   водных   ресурсов.   Из-за
неудовлетворительного состояния водопроводных сетей свыше 20 процентов
отпущенной воды не доходит до потребителей,  при  среднем  нормативном
уровне   потерь   15   процентов;   -    отсутствием    экономического
стимулирования   водопользователей   для    внедрения    инновационных
природоохранных  технологий,  а  также  проведения  активной   работы,
направленной на ресурсосбережение в  условиях  ужесточения  требований
природоохранного законодательства и нормативов качества воды;
     - отставанием по  внедрению  новейших  информационных  технологий
управления, а также новейших мировых тенденций эффективной организации
бизнес-процессов на предприятиях водного сектора;
     - низкой инвестиционной привлекательностью водного сектора;
     - недостаточным методическим обеспечением формирования тарифов на
водоснабжение и водоотведение.
     Решение данных проблем  входит  в  число  приоритетов  социальной
политики Правительства Российской Федерации и  Ярославской  области  в
соответствии  с  Концепцией   долгосрочного   социально-экономического
развития Российской Федерации на период  до  2020  года,  утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября  2008 г.
N 1662-р,  Стратегией  социально-экономического  развития  Ярославской
области до 2030 года, утвержденной постановлением Губернатора  области
от 22.06.2007  N 572  "О Стратегии  социально-экономического  развития
Ярославской области до 2030 года".
     Наряду  со  слабыми  сторонами,   существуют   сильные   стороны,
характеризующие водный сектор:
     - наличие значительных запасов  месторождений  подземных  пресных
вод;
     -  наличие  нормативных,   правовых   и   организационных   основ
государственной политики  в  секторе  водоснабжения  и  водоотведения,
определение  ее  приоритетных  направлений   и   отработка   механизма
реализации;
     - наличие условий  и  предпосылок  для  повышения  инвестиционной
привлекательности  и   развития   сектора   водоснабжения   на   новой
технологической  основе,  повышения  качества   предоставления   услуг
водохозяйственными организациями области;
     - наличие усилий со  стороны  органов  регионального  и  местного
управления, водохозяйственных  предприятий  и  финансовых  институтов,
направленных на осуществление постепенного  перехода  к  новым  формам
управления, которые обеспечат устойчивое развитие систем водоснабжения
и водоотведения;
     -  наличие  предпосылок   совершенствования   системы   тарифного
регулирования;
     В последние годы водохозяйственная проблема приобрела еще большую
остроту, поскольку из-за недостаточных темпов модернизации и  развития
системы водоснабжения и удаления сточных вод продолжают деградировать,
и население не обеспечивается питьевой водой нормативного качества и в
достаточном количестве.
     Организация процесса развития водного сектора  региона  в  рамках
долгосрочной областной  целевой  программы  "Чистая  вода  Ярославской
области" на 2010-2014 годы (далее - Программа) позволит:
     -   повысить   эффективность   капитальных   вложений   благодаря
концентрации ресурсов различных уровней бюджетной системы на  наиболее
важных,   первоочередных   объектах    областной    и    муниципальной
собственности;
     - обеспечить долгосрочное планирование развития водного  сектора,
что    соответствует    принципам    федерального    законодательства,
предусматривающего    возможность    предоставления    субсидий     на
строительство и  реконструкцию  объектов  муниципальной  собственности
исключительно в рамках долгосрочных областных целевых программы
     Мероприятия Программы направлены на решение стратегических  целей
Правительства области по созданию условий для привлечения инвестиций в
жилищное строительство, развитие строительной индустрии  и  инженерной
инфраструктуры,  повышению   эффективности   использования   природных
ресурсов,  обеспечению  качества  окружающей  среды  и   экологических
условий жизни населения.
     Выявление сильных и слабых сторон, характеризующих водный сектор,
важно прежде всего в контексте анализа возможностей и  угроз,  которые
позволяют им реализоваться в том или ином направлении.
     К угрозам следует отнести:
     -  дефицит  питьевой  воды  нормативного  качества  в  населенных
пунктах, удаленных от поверхностных источников водоснабжения;
     -   рост   антропогенной   нагрузки   на   источники    питьевого
водоснабжения,  их  техногенное  загрязнение,  снижение  самоочищающей
способности рек - факторы, негативно влияющие на состояние здоровья  и
продолжительность жизни населения;
     - замедление развития научных разработок в области  водоснабжения
и водоотведения;
     -  несовершенство  механизмов  отбора   в   применении   новейших
технологий в водном секторе;
     - низкую инвестиционную привлекательность водного сектора;
     -  неэффективность  водного   сектора,   выражающуюся   в   росте
эксплуатационных расходов и увеличении износа основных фондов;
     -   высокие   требования   кредитно-финансовых   организаций    к
обеспечению кредитов водохозяйственных организаций, высокие процентные
ставки по кредитам.
     Эффективному решению системных проблем  в  водном  секторе  будут
способствовать следующие возможности:
     - государственная  финансовая  поддержка  реализации  мероприятий
программы  развития  и  совершенствования   систем   водоснабжения   и
водоотведения;
     - наличие энергоресурсосберегающих и инновационных технологий;
     -   сформированные   основы   нормативной    базы,    позволяющей
реализовывать программные мероприятия;
     - заинтересованность и готовность органов местного самоуправления
муниципальных образований области и предприятий области  к  участию  в
совместной работе по решению имеющихся проблем;
     - передача  в  муниципальную  собственность  бесхозных  систем  и
объектов водоснабжения и водоотведения;
     - использование институтов частно - государственного  партнерства
в целях обеспечения устойчивого развития водного сектора;
     -  наличие   образовательной   системы   повышения   квалификации
персонала водохозяйственных предприятий.
     Если имеющиеся проблемы не будут решены  до  2014  года,  прогноз
развития ситуации в водном секторе области предполагает:
     - возникновение угрозы экологической безопасности  водной  среды,
влияющей на здоровье и продолжительность жизни населения;
     - низкие темпы модернизации систем водоснабжения и водоотведения,
которые  не  позволят  обеспечить  требуемой   санитарной   надежности
разводящей сети  и  гарантированной  подачи  населению  питьевой  воды
нормативного качества и в требуемых количествах;
     -  сохранение   недостаточной   эффективности   водной   отрасли,
выражающееся  в  одновременном  росте  эксплуатационных   расходов   и
увеличении износа основных фондов до 80 процентов;
     - увеличение потребления  энергетических  ресурсов  в  результате
увеличения потерь в процессе производства  и  доставки  питьевой  воды
потребителям;
     - не  обеспечение  технического  перевооружения  и  реконструкции
объектов   водоснабжения   и   водоотведения,   уменьшения    выбросов
загрязняющих веществ при сбросе сточных вод;
     - снижение инвестиционной привлекательности водного сектора.
     SWOT-анализ ситуации  в  секторе  водоснабжения  и  водоотведения
Ярославской области на  2010-2014  годы  представлен  в  приложении  к
Концепции.

          II. Цель, задачи, куратор и исполнители Программы

     Целью  Программы  является  обеспечение   населения   Ярославской
области  питьевой  водой,  соответствующей  установленным   санитарно-
гигиеническим   требованиям,    в    количестве,    достаточном    для
удовлетворения жизненных потребностей и сохранения здоровья граждан, а
также снижение загрязнения  природных  водных  объектов  -  источников
питьевого водоснабжения сточными водами бытовых объектов, промышленных
и сельскохозяйственных предприятий.
     Для  достижения  цели   необходимо   комплексное,   системное   и
целенаправленное решение следующих задач:
     в сфере источников водоснабжения:
     - развитие централизованных систем водоснабжения, в том  числе  с
использованием подземных месторождений вод;
     - сокращение сбросов загрязняющих веществ в водные объекты;
     в сфере организации водоснабжения:
     -   осуществление   строительства,    реконструкции,    повышения
технического уровня  и  надежности  функционирования  централизованных
систем  водоснабжения,  артезианских  скважин,  шахтных   колодцев   с
применением прогрессивных технологий  и  оборудования,  обеспечивающих
подготовку воды,  соответствующей  установленным  требованиям,  в  том
числе   отечественного    производства;    в    сфере    рационального
водопользования:
     - снижение непроизводственных потерь воды при ее  транспортировке
и использовании;
     в сфере водоотведения:
     - осуществление строительства, реконструкции систем и  сооружений
по сбору, очистке и отведению сточных вод с применением  прогрессивных
методов,  технологий,  материалов   и   оборудования,   обеспечивающих
качество сточных вод, соответствующее  установленным  требованиям  при
сбросе их в водные объекты;
     - осуществление строительства систем и сооружений  для  сброса  и
очистки  ливневого  стока  с   территорий   поселений   для   снижения
загрязнения водных объектов;
     -  организация  утилизации  осадков  сточных   вод,   исключающей
вторичное загрязнение окружающей среды.
     Куратором Программы  является  заместитель  Губернатора  области,
координирующий реализацию государственной политики в области  жилищно-
коммунального комплекса области.
     Ответственным   исполнителем   Программы   является   департамент
жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области.
     Исполнители   Программы   -   органы   местного    самоуправления
муниципальных образований Ярославской области.
     Участники  Программы  -   департамент   топлива,   энергетики   и
регулирования  тарифов   Ярославской   области,   департамент   охраны
окружающей среды и природопользования Ярославской области, департамент
агропромышленного  комплекса  Ярославской   области,   управление   по
вопросам местного самоуправления Правительства области.

                    III. Срок реализации Программы

     Срок реализации Программы - 2010-2014 годы.

       IV. Основные механизмы реализации мероприятий Программы

     Реализацию Программы предполагается  осуществлять  на  территории
всех  муниципальных  образований  области,  на  объектах  областной  и
муниципальной собственности.
     В сферу действия  Программы  будут  включены  следующие  основные
группы объектов водохозяйственного комплекса:
     - источники водоснабжения с зонами санитарной охраны;
     - водозаборные сооружения и станции подготовки питьевой воды;
     - системы хозяйственно-питьевого водоснабжения населенных мест;
     -  системы  водоотведения  хозяйственно-бытовых  и  поверхностных
сточных вод;
     - сооружения очистки сточных вод.
     На  объектах  планируется  выполнение  следующих  основных  видов
работ:
     - реконструкция, расширение существующих  и  строительство  новых
объектов,  включая  выполнение  проектно-изыскательских,  строительно-
монтажных работ;
     -    организация    надлежащей     эксплуатации     существующих,
реконструируемых и  вновь  создаваемых  объектов  в  целях  достижения
количественных и качественных  эксплуатационных  показателей  не  ниже
проектных;
     - разработка проектов зон санитарной охраны источников  питьевого
водоснабжения;
     - проведение геологоразведочных работ по поиску подземных пресных
вод для населенных пунктов, испытывающих дефицит питьевой воды.
     Участники   Программы   обеспечивают   формирование   мероприятий
Программы   в   курируемой    сфере,    оказывают    методическую    и
консультационную помощь органам местного самоуправления  муниципальных
образований  области  в  части  формирования  муниципальных   программ
развития  систем  водоснабжения  и  водоотведения;   водохозяйственным
организациям - в части установления инвестиционных надбавок к  тарифам
на  услуги   водоснабжения   и   водоотведения;   также   осуществляют
взаимодействие с органами государственной власти Российской  Федерации
при  предоставлении   субсидий   из   федерального   бюджета   бюджету
Ярославской  области  на  софинансирование   расходных   обязательств,
связанных  с  государственной  поддержкой  реализации   инвестиционных
проектов развития систем  водоснабжения  и  водоотведения  в  случаях,
когда  предоставление  таких   субсидий   предусмотрено   федеральными
законами и (или) принятыми в соответствии с ними  нормативными  актами
Правительства Российской Федерации.

      V. Предельные объемы и источники финансирования Программы

     Финансирование  Программы  предполагается  осуществлять  за  счет
бюджетных источников всех уровней и внебюджетных средств.
     Выделение средств областного бюджета  муниципальным  образованиям
области на реализацию мероприятий Программы будет осуществляться путем
предоставления субсидий  на  софинансирование  объектов  муниципальной
собственности в пределах средств, предусматриваемых Программой.
     В  качестве  источников  внебюджетных  средств   для   реализации
Программы в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года
N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов  организаций  коммунального
комплекса"   рассматриваются   средства,   полученные   в   результате
установления инвестиционных надбавок к тарифам на услуги водоснабжения
и  водоотведения,  собственные  средства  организаций,  осуществляющих
эксплуатацию коммунальных инженерных систем, а также  привлеченные  на
концессионной основе средства.
     Непрерывность финансирования работ планируется обеспечить за счет
привлечения кредитных ресурсов. Для  обеспечения  условий  устойчивого
развития   организаций,    оказывающих    услуги    водоснабжения    и
водоотведения, и наилучшего учета интересов  потребителей  планируется
максимально  полное   использование   возможностей   всех   источников
финансирования с учетом существующего положения.
     В этой связи предполагается  предоставление  мер  государственной
поддержки   субъектам   инвестиционной    деятельности,    реализующим
инвестиционные проекты развития систем водоснабжения и водоотведения в
Ярославской   области,   в   порядке   и    формах,    предусмотренных
законодательством Российской Федерации и Ярославской области.
     Общие  затраты  на  реализацию  Программы  составят  6517,0  млн.
рублей, в том числе: 2010 год - 1167 млн. рублей, 2011 год - 1200 млн.
рублей, 2012 год - 1200 млн. рублей. 2013 год - 1450 млн. рублей, 2014
год - 1500 млн. рублей.

              Предельные объемы финансирования Программы

                                                         (млн. рублей)

------------------------------------------------------------
|  Наименование  | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 |Итого |
|   источника    | год  | год  | год  | год  | год  |      |
|----------------+------+------+------+------+------+------|
|Объем инвестиций|      |      |      |      |      |      |
|----------------+------+------+------+------+------+------|
|всего           |1167,0|1200,0|1200,0|1450,0|1500,0|6517,0|
|----------------+------+------+------+------+------+------|
|    в том числе:|      |      |      |      |      |      |
|                |      |      |      |      |      |      |
|----------------+------+------+------+------+------+------|
|из федерального |467,0 |480,0 |480,0 |580,0 |600,0 |2607,0|
|бюджета         |      |      |      |      |      |      |
|----------------+------+------+------+------+------+------|
|из областного   |350,0 |360,0 |360,0 |362,5 |375,0 |1807,5|
|бюджета         |      |      |      |      |      |      |
|----------------+------+------+------+------+------+------|
|из местных      |117,0 |120,0 |120,0 |145,0 |150,0 |652,0 |
|бюджетов        |      |      |      |      |      |      |
|----------------+------+------+------+------+------+------|
|из внебюджетных |233,0 |240,0 |240,0 |362,5 |375,0 |1450,5|
|источников      |      |      |      |      |      |      |
------------------------------------------------------------

        VI. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

     Основными ожидаемыми конечными результатами реализации  Программы
являются:
     - приведение качества  и  количества  питьевой  воды,  подаваемой
населению, в соответствие действующим требованиям по безопасности;
     -  приведение   источников   водоснабжения   в   соответствие   с
санитарными правилами, включая наличие зон санитарной охраны;
     -  экономически-обоснованное  развитие  централизованных   систем
водоснабжения;
     -  приведение  качества  сточных  вод,  отводимых  в  водоемы,  в
соответствие  требованиям  Водного  кодекса  Российской  Федерации  по
охране водных объектов от загрязнения при сбросе сточных вод;
     -  обеспечение   надежности   работы   систем   водоснабжения   и
водоотведения, в том числе сокращение утечек воды в системах питьевого
водоснабжения.
     Реализация Программы позволит  достичь  следующих  количественных
показателей:

------------------------------------------------------------------
| N |   Наименование показателя   |Единица | Значение | Значение |
|п/п|                             |измерен-|показател-|показател-|
|   |                             |   ия   |   я на   |   я на   |
|   |                             |        |  начало  |  конец   |
|   |                             |        |2010 года |2014 года |
|   |                             |        | (оценка) |          |
|---+-----------------------------+--------+----------+----------|
| 1 |              2              |   3    |    4     |    5     |
|---+-----------------------------+--------+----------+----------|
|1. |Уровень износа объектов      |   %    |   71,2   |66,0-68,0 |
|   |коммунального водоснабжения  |        |          |          |
|   |и водоотведения              |        |          |          |
|---+-----------------------------+--------+----------+----------|
|2. |Удельный вес потерь воды в   |   %    |   20,4   |12,0-14,0 |
|   |процессе производства и      |        |          |          |
|   |транспортировки, в том числе |        |          |          |
|   |из-за аварий                 |        |          |          |
|---+-----------------------------+--------+----------+----------|
|3. |Доля населения, обеспеченного|        |          |          |
|   |питьевой  водой   надлежащего|        |          |          |
|   |качества:                    |        |          |          |
|   |                             |        |          |          |
|   |                             |        |          |          |
|   |городских поселений          |   %    |   90,0   |92,0-93,0 |
|   |                             |        |          |          |
|   |сельских населенных пунктов  |   %    |   60,0   |74,0-75,0 |
|---+-----------------------------+--------+----------+----------|
|4. |Доля   населения,    имеющего|        |          |          |
|   |доступ  к   централизованному|        |          |          |
|   |водоснабжению:               |        |          |          |
|   |                             |        |          |          |
|   |                             |        |          |          |
|   |городских поселений          |   %    |   97,0   |97,5-98,0 |
|   |                             |        |          |          |
|   |сельских населенных пунктов  |   %    |   65,0   |71,0-73,0 |
|---+-----------------------------+--------+----------+----------|
|5. |Доля сточных вод,            |   %    |   30,0   |36,0-42,0 |
|   |соответствующих              |        |          |          |
|   |установленным требованиям    |        |          |          |
|---+-----------------------------+--------+----------+----------|
|6. |Доля российского оборудования|   %    |  будет   |  будет   |
|   |и материалов в структуре     |        |установле-|установле-|
|   |сектора водоснабжения и      |        |   на в   |   на в   |
|   |водоотведения                |        |результат-|результат-|
|   |                             |        |    е     |    е     |
|   |                             |        |дополнит- |дополнит- |
|   |                             |        |  ельной  |  ельной  |
|   |                             |        |  оценки  |  оценки  |
------------------------------------------------------------------
     В условиях роста дефицита пресной воды водные ресурсы Ярославской
области являются благоприятным фактором развития  региона.  Реализация
Программы будет способствовать созданию экологически безопасной водной
среды,  а  также   решению   главной   задачи   стратегии   социально-
экономического развития Ярославской области - повышению благосостояния
населения на основе высоких жизненных  стандартов  в  части  повышения
комфорта проживания и здоровья жителей региона.

                                                            Приложение
                                                           к Концепции

    SWOT - анализ ситуации в секторе водоснабжения и водоотведения
                Ярославской области на 2010-2014 годы


--------------------------------------------------------------------------
|                     |Возможности              |Угрозы                  |
|---------------------+-------------------------+------------------------|
|                     |1. Государственная       |1. Дефицит питьевой     |
|                     |финансовая поддержка     |воды нормативного       |
|                     |реализации мероприятий   |качества в населенных   |
|                     |программы развития и     |пунктах, удаленных от   |
|                     |совершенствования        |поверхностных           |
|                     |систем водоснабжения и   |источников              |
|                     |водоотведения.           |водоснабжения.          |
|                     |2. Наличие               |2. Рост антропогенной   |
|                     |энергоресурсосберегающи- |нагрузки на источники   |
|                     |х и инновационных        |питьевого               |
|                     |технологий.              |водоснабжения, их       |
|                     |3. Сформированные        |техногенное загрязнение,|
|                     |основы нормативной       |снижение                |
|                     |базы, позволяющей        |самоочищающей           |
|                     |реализовывать            |способности рек -       |
|                     |мероприятия Программы.   |факторы, негативно      |
|                     |4. Заинтересованность и  |влияющие на состояние   |
|                     |готовность органов       |здоровья и              |
|                     |местного самоуправления  |продолжительность       |
|                     |и предприятий области к  |жизни населения.        |
|                     |участию в совместной     |3. Замедление развития  |
|                     |работе по решению        |научных разработок в    |
|                     |имеющихся проблем.       |области водоснабжения и |
|                     |5. Передача в            |водоотведения.          |
|                     |муниципальную            |4. Несовершенство       |
|                     |собственность бесхозных  |механизмов отбора в     |
|                     |систем и объектов        |применении новейших     |
|                     |водоснабжения и          |технологий в водном     |
|                     |водоотведения.           |секторе.                |
|                     |6. Использование         |5. Снижение             |
|                     |институтов частно-       |инвестиционной          |
|                     |государственного         |привлекательности       |
|                     |партнерства в целях      |водного сектора.        |
|                     |обеспечения устойчивого  |6. Неэффективность      |
|                     |развития водного сектора.|водной отрасли,         |
|                     |7.                Наличие|выражающаяся в росте    |
|                     |образовательной   системы|эксплутационных         |
|                     |повышения    квалификации|расходов и увеличении   |
|                     |персонала                |износа основных фондов. |
|                     |водохозяйственных        |7.  Высокие   требования|
|                     |предприятий.             |кредитно-финансовых     |
|                     |                         |организаций            к|
|                     |                         |обеспечению     кредитов|
|                     |                         |водохозяйственных       |
|                     |                         |организаций.     Высокие|
|                     |                         |процентные   ставки   по|
|                     |                         |кредитам.               |
|                     |                         |                        |
|---------------------+-------------------------+------------------------|
|                     |Возможности/сильные      |Угрозы/сильные стороны  |
|                     |стороны                  |                        |
|---------------------+-------------------------+------------------------|
|1. Наличие           |1. Наличие запасов       |1. Использование        |
|значительных запасов |подземных пресных вод    |подземных пресных вод   |
|месторождений        |при господдержке         |позволит компенсировать |
|подземных пресных    |реализации мероприятий   |угрозу дефицита         |
|вод.                 |позволит успешно         |питьевой воды           |
|2. Наличие           |развивать                |нормативного качества.  |
|нормативных,         |централизованные         |2. Использование        |
|правовых и           |системы водоснабжения    |нормативно-правовой     |
|организационных      |из подземных источников. |базы в водном секторе   |
|основ                |2. Наличие нормативных,  |будет способствовать    |
|государственной      |правовых и               |улучшению качества      |
|политики в секторе   |организационных основ в  |питьевой воды в         |
|водоснабжения и      |водном секторе при       |условиях                |
|водоотведения,       |участии органов местного |продолжающегося         |
|определение ее       |самоуправления и         |загрязнения водной      |
|приоритетных         |водохозяйственных        |среды.                  |
|направлений и        |предприятий позволят     |3. Наличие усилий со    |
|отработка механизма  |обеспечить проведение    |стороны органов         |
|реализации.          |государственной          |регионального и         |
|3. Наличие условий и |политики в сфере         |местного управления,    |
|предпосылок для      |создания экологически    |водохозяйственных       |
|повышения            |безопасной водной среды, |предприятий и           |
|инвестиционной       |доступности оказываемых  |финансовых институтов,  |
|привлекательности и  |услуг, эффективного      |частично компенсирует   |
|развития сектора     |развития водного сектора.|угрозу сохранения       |
|водоснабжения на     |3. Использование         |неэффективности водной  |
|новой                |кредитно-финансовых      |отрасли.                |
|технологической      |механизмов структурой    |4. Модернизация  водного|
|основе, повышения    |органов регионального и  |сектора      стимулирует|
|качества             |местного управления,     |развитие      прикладной|
|предоставления услуг |предприятий позволит     |науки     в      области|
|водохозяйственными   |обеспечить устойчивое    |водоснабжения          и|
|организациями.       |развитие систем          |водоотведения, в условия|
|4. Наличие усилий со |водоснабжения и          |мирового                |
|стороны органов      |водоотведения, снизить   |экономического     спада|
|регионального и      |износ сооружений и сетей,|позволит      поддержать|
|местного управления, |повысить                 |отечественного          |
|водохозяйственных    |инвестиционную           |производителя          и|
|предприятий и        |привлекательность водной |исключит зависимость  от|
|финансовых           |отрасли, перейти к новым |зарубежного             |
|институтов,          |формам управления.       |оборудования.           |
|направленных на      |4. Возможность           |                        |
|осуществление        |улучшения технического   |                        |
|постепенного         |состояния бесхозных      |                        |
|перехода к новым     |систем и объектов        |                        |
|формам управления,   |водоснабжения и          |                        |
|которые обеспечат    |водоотведения позволит   |                        |
|устойчивое развитие  |привести их в            |                        |
|систем водоснабжения |соответствии с           |                        |
|и водоотведения.     |санитарными нормами и    |                        |
|5. Наличие           |правилами, обеспечить    |                        |
|предпосылок          |население качественной   |                        |
|совершенствования    |питьевой водой.          |                        |
|системы тарифного    |5. Проведение            |                        |
|регулирования.       |модернизации и развитие  |                        |
|                     |материально- технической |                        |
|                     |базы водного сектора с   |                        |
|                     |применением              |                        |
|                     |отечественных            |                        |
|                     |прогрессивных            |                        |
|                     |технологий.              |                        |
|---------------------+-------------------------+------------------------|
|                     |Возможности/слабые       |Угрозы/слабые стороны   |
|                     |стороны                  |                        |
|---------------------+-------------------------+------------------------|
|1. Недостаточное     |1. Государственная       |1. Государственная      |
|развитие             |поддержка дает           |финансовая поддержка    |
|централизованных     |возможность развивать    |развития системы        |
|систем               |систему водоснабжения    |водоснабжения области   |
|водоснабжения;       |области.                 |позволит обеспечить     |
|2. Высокий уровень   |2. Применение            |питьевой водой          |
|износа сооружений,   |энергоресурсосберегающи- |население области,      |
|сетей водоснабжения  |х технологий повысит     |удаленное от            |
|и водоотведения. 3.  |эффективность            |поверхностных           |
|Несоответствие       |использования водных     |водоисточников.         |
|поверхностных и      |ресурсов.                |2. Применение           |
|подземных            |3. Сформированные        |энергоресурсосберегающ- |
|источников           |основы нормативной       |их и прогрессивных      |
|централизованного    |базы, государственная    |технологий снижает      |
|питьевого            |финансовая поддержка,    |техногенное и           |
|водоснабжения        |передача в               |антропогенное           |
|санитарным нормам и  |муниципальную            |загрязнение водных      |
|правилам, отсутствие |собственность бесхозных  |источников.             |
|зон санитарной       |систем и объектов        |3. Применение           |
|охраны.              |позволят привести в      |прогрессивных           |
|4. Неэффективный     |соответствие санитарным  |технологий процесса     |
|процесс производства |нормам источники         |добычи и                |
|и транспортировки    |водоснабжения и системы  |транспортировки до      |
|воды, влекущий       |водоотведения.           |потребителя питьевой    |
|нерациональное       |4. Наличие прогрессивных |воды уменьшит издержки  |
|использование водных |технологий позволит      |эксплуатирующих         |
|ресурсов.            |усовершенствовать        |предприятий, приведет к |
|5. Отсутствие        |процессы добычи и        |снижению тарифов на     |
|экономического       |транспортировки до       |водоснабжение и         |
|стимулирования       |потребителя питьевой     |водоотведение.          |
|водопользователей,   |воды.                    |4.    Переоснащение    и|
|внедряющих           |5.                Наличие|модернизация     отрасли|
|инновационные        |образовательной   системы|стимулирует     развитие|
|природоохранные      |повышения    квалификации|конкуренции  и  развитие|
|технологии, а также  |персонала        улучшает|прикладной   науки    по|
|проводящих активную  |эффективность            |водоснабжению          и|
|работу, направленную |использования            |водоотведению.          |
|на ресурсосбережение.|оборудования             |                        |
|6. Отставание по     |водохозяйственных        |                        |
|внедрению новейших   |предприятий.             |                        |
|информационных       |                         |                        |
|технологий           |                         |                        |
|управления, а также  |                         |                        |
|новейших мировых     |                         |                        |
|тенденций            |                         |                        |
|эффективной          |                         |                        |
|организации бизнес-  |                         |                        |
|процессов на         |                         |                        |
|предприятиях водного |                         |                        |
|сектора.             |                         |                        |
|7. Низкая            |                         |                        |
|инвестиционная       |                         |                        |
|привлекательность    |                         |                        |
|водного сектора.     |                         |                        |
|8.      Недостаточное|                         |                        |
|методическое         |                         |                        |
|обеспечение          |                         |                        |
|формирования         |                         |                        |
|тарифов            на|                         |                        |
|водоснабжение       и|                         |                        |
|водоотведение.       |                         |                        |
|                     |                         |                        |
--------------------------------------------------------------------------


Информация по документу
Читайте также