Расширенный поиск

Приказ Департамента информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской области от 25.12.2008 № 1

        ДЕПАРТАМЕНТ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ
              ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

                                ПРИКАЗ


от 25.12.2008 г. N 1
г. Ярославль

  Об утверждении ведомственной целевой программы развития институтов
   гражданского общества и гармонизации межнациональных отношений в
                Ярославской области на 2009-2011 годы

     В целях содействия развитию гражданского общества и  гармонизации
межнациональных отношений в Ярославской области  и  в  соответствии  с
постановлением Правительства Ярославской области от 27.08.2008 N 448-п
"Об утверждении  Положения  о  разработке,  утверждении  и  реализации
ведомственных целевых программ"
     ДЕПАРТАМЕНТ  ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО   ОБЕСПЕЧЕНИЯ   ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗЫВАЕТ:
     1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу развития
институтов  гражданского  общества  и   гармонизации   межнациональных
отношений в Ярославской области на 2009-2011 годы (далее - программа).
     2.  Разместить  информацию  о  программе,  а  в  дальнейшем  -  о
результатах   мониторинга   ее   выполнения   на   официальном   сайте
департамента.
     3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
     4. Приказ вступает в силу с момента официального опубликования.


Директор департамента          Д.В. Пономаренко

                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                                 приказом департамента
                                          информационно-аналитического
                                                   обеспечения органов
                                                государственной власти
                                                   Ярославской области
                                             от 25 декабря 2008 г. N 1

                   ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
       РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ГАРМОНИЗАЦИИ
           МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
                          НА 2009-2011 ГОДЫ

                               ПАСПОРТ
                   ведомственной целевой программы


                                                                                                      
 Наименование исполнителя программы (субъекта    департамент информационно-аналитического             
 бюджетного планирования)                        обеспечения органов государственной власти           
                                                 Ярославской области                                  
                                                                                                      
 Наименование программы                          ведомственная целевая программа развития             
                                                 институтов гражданского общества и гармонизации      
                                                 межнациональных отношений в Ярославской области      
                                                 (далее - программа)                                  
                                                                                                      
 Фамилия, имя, отчество должностного лица,       директор департамента информационно-                 
 утвердившего программу, дата, номер и           аналитического обеспечения органов                   
 наименование соответствующего нормативного акта государственной власти Ярославской области           
                                                 Пономаренко Дмитрий Васильевич;                      
                                                 приказ департамента информационно-                   
                                                 аналитического обеспечения органов                   
                                                 государственной власти Ярославской области от 25     
                                                 декабря 2008 г. N 1                                  
                                                 "Об утверждении ведомственной целевой программы      
                                                 развития институтов гражданского общества и          
                                                 гармонизации межнациональных отношений в             
                                                 Ярославской области на 2009-2011 годы"               
                                                                                                      
 Наименования задач программы                    подготовка условий для поступательного роста         
                                                 гражданского самосознания, развития гражданской      
                                                 инициативы, формирования в обществе атмосферы        
                                                 уважения прав и свобод человека, верховенства        
                                                 закона, толерантности, непримиримости к              
                                                 проявлениям расизма, ксенофобии, экстремизма;        
                                                 расширение диапазона участия общественных            
                                                 объединений в разработке и реализации социально      
                                                 значимых мероприятий, проектов и программ,           
                                                 поддержке инноваций и самореализации социальной      
                                                 активности жителей Ярославской области               
                                                                                                      
 Сроки реализации программы                      2009-2011 годы                                       
                                                                                                      
 Объемы и источники финансирования программы     32274 тыс. руб. - средства областного бюджета, в том 
                                                 числе по годам:                                      
                                                 2009-10000 тыс. рублей,                              
                                                 2010-10750 тыс. рублей,                              
                                                 2011-11524 тыс. рублей                               
                                                                                                      
 Должностное лицо, ответственное за реализацию   заместитель директора департамента - председатель    
 программы                                       комитета политического мониторинга департамента      
                                                 информационно-аналитического обеспечения             
                                                 органов государственной власти Ярославской           
                                                 области                                              
                                                 Исаев Павел Валентинович, тел. 401637                
                                                                                                      

                   I. Основные положения и понятия

     Программа разработана на период с 2009 до 2011 года и  определяет
приоритеты  и  мероприятия  департамента  информационно-аналитического
обеспечения  органов  исполнительной   власти   Ярославской   области,
ориентированные на решение задач  общественного  развития  Ярославской
области,  включающие  задачи,   связанные   с   развитием   институтов
гражданского   общества,   социального   партнерства,    межсекторного
взаимодействия,   формированием   в   обществе    духовно-нравственной
атмосферы уважения прав человека, верховенством закона, толерантности,
непримиримости к проявлениям  расизма,  ксенофобии  и  экстремизма  на
этнической и религиозной почве.

         Основные термины и понятия, используемые в программе

     Гражданское   общество   -   ступень   общественного    развития,
характеризующаяся   совокупностью   социально-политических,   товарно-
рыночных,     семейно-бытовых,      духовно-культурных      отношений,
соответствующих   им   систем   соционормативного   регулирования    и
функционирующих на их основе независимых от  государства  общественных
институтов, позволяющих человеку, общности  людей  удовлетворять  свои
разнообразные интересы и потребности, участвовать в управлении  делами
общества и государства. Отделенная от государства структура, состоящая
из множества ассоциаций, добровольных  объединений;  сфера  реализации
общественных интересов, находящихся вне непосредственной  деятельности
государства; совокупность людей, строящих определенные  отношения  без
вмешательства государства, на основе свободы выбора;
     институты     гражданского     общества     -      некоммерческие
негосударственные организации: политические  партии,  профессиональные
союзы, религиозные конфессии, общественные  объединения,  национально-
культурные автономии, общественные фонды и т.д.;
     общественные   объединения   -   добровольные,   самоуправляемые,
некоммерческие  формирования,   созданные   по   инициативе   граждан,
объединившихся на  основе  общности  интересов  для  реализации  общих
целей, указанных в уставе общественного объединения;
     социальное  партнерство  -  совместная  деятельность   участников
партнерства (общественных объединений, органов государственной власти,
коммерческих  организаций),  предполагающая  согласование  (консенсус)
интересов   и   кооперацию   усилий   и   ресурсов   для    реализации
взаимоприемлемых целей и удовлетворения  потребностей  его  участников
(то же, что межсекторное взаимодействие);
     гражданская инициатива -  совокупность  действий  по  выдвижению,
распространению и практической реализации общественными  объединениями
предложений по решению вопросов жизнедеятельности;
     общественная  экспертиза  -  процедура  изучения  уполномоченными
органами  общественных   объединений   либо   отдельным   общественным
объединением вопросов жизнедеятельности, проектов нормативных правовых
актов;
     развитие   институтов   гражданского   общества    -    правовое,
политическое, экономическое и  социальное  содействие  общественным  и
иным некоммерческим объединениям  органами  государственной  власти  с
целью   становления   и   укрепления    демократических    институтов,
межэтнической стабильности, развития гражданского диалога;
     толерантность  -  ценность  и   социальная   норма   гражданского
общества, проявляющаяся в праве всех индивидов  гражданского  общества
быть различными, в обеспечении устойчивой  гармонии  между  различными
конфессиями,  политическими,   этническими   и   другими   социальными
группами,  уважении  к   разнообразию   различных   мировых   культур,
цивилизаций и народов,  готовности  к  пониманию  и  сотрудничеству  с
людьми, различающимися по  внешности,  языку,  убеждениям,  обычаям  и
верованиям;
     права человека -  данные  всем  людям,  согласно  национальным  и
международным правовым нормам, равные возможности  удовлетворять  свои
основные  потребности,   обеспечивающие   развитие   личности   и   ее
полноценное участие в жизни общества;
     ксенофобия - навязчивый страх перед иностранцами, неприязненное к
ним отношение;
     расизм - совокупность учений, в основе которых лежат положения  о
физической и психической неравноценности человеческих рас  и  решающем
влиянии расовых различий на историю и культуру общества;
     экстремизм - деятельность общественных и религиозных  объединений
либо иных организаций, средств массовой информации, физических лиц  по
планированию,   организации,   подготовке   и   совершению   действий,
направленных на: насильственное изменение основ конституционного строя
и нарушение целостности России; подрыв безопасности России; захват или
присвоение  властных  полномочий;  создание   незаконных   вооруженных
формирований; осуществление террористической деятельности; возбуждение
расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни,
связанной с насилием или призывами к насилию;  унижение  национального
достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских  действий
и актов вандализма по мотивам идеологической,  политической,  расовой,
национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам
ненависти  либо  вражды  в  отношении  какой-либо  социальной  группы;
пропаганду  исключительности,   превосходства   либо   неполноценности
граждан по признаку  их  отношения  к  религии,  социальной,  расовой,
национальной, религиозной или языковой  принадлежности;  пропаганда  и
публичное демонстрирование нацистской атрибутики  или  символики  либо
атрибутики  или  символики,  сходных  с  нацистской  атрибутикой   или
символикой до степени  смешения;  публичные  призывы  к  осуществлению
указанной   деятельности   или    совершению    указанных    действий;
финансирование вышеуказанной  деятельности  либо  иное  содействие  ее
осуществлению  или  совершению  указанных  действий,  в  т.  ч.  путем
предоставления для  осуществления  указанной  деятельности  финансовых
средств,  недвижимости,  учебной,   полиграфической   и   материально-
технической  базы,  телефонной,  факсимильной  и  иных  видов   связи,
информационных услуг, иных материально-технических средств.

  II. Описание проблемы на основе анализа имеющихся сильных и слабых
  сторон, возможностей и угроз со стороны внешних факторов, а также
   обоснование целесообразности решения проблемы в рамках программы

     Программа является основой  системы  формирования  приоритетов  и
мер,   направленных   на   создание    правовых,    экономических    и
организационных   условий,   максимально    способствующих    развитию
институтов гражданского общества, социального партнерства  и  активной
реализации гражданских  инициатив  в  интересах  Ярославской  области,
оказывающих  положительный   эффект   на   социально-экономическое   и
культурное развитие региона, обеспечение его  конкурентоспособности  и
укрепление безопасности.
     Программа ориентирована преимущественно на институты гражданского
общества,   общественные   объединения   и   общественные   отношения,
действующие на территории Ярославской области.

                 Правовые основы разработки программы

     Правовую  основу  программы  составляют   следующие   нормативные
правовые акты Российской Федерации и Ярославской области:
     - распоряжение Правительства Российской Федерации  от  19  января
2006 г. N 38-р;
     -  Закон  Ярославской  области  от  23  октября  2003 г.   N 61-з
"О взаимодействии органов государственной власти Ярославской области и
общественных объединений";
     -  решение  II  конференции  Общественного  совета   Центрального
федерального округа от 13 апреля 2007 года "О программе  общественного
развития Центрального федерального округа на 2008-2012 годы";
     - Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 года N 909
"Об утверждении ";
     - постановление Правительства Российской  Федерации  от  11  июля
2005 г. N 422 "О государственной программе "Патриотическое  воспитание
граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы".

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-
  целевыми методами, анализ сильных и слабых сторон, возможностей и
                                угроз

     Гражданское    общество    наряду    с    рыночной    экономикой,
демократическим  типом  политической  системы  и  правовым  характером
государства  является  отличительной  чертой  всех   развитых   стран.
Институты    гражданского    общества    характеризуют,     во-первых,
относительную  независимость  людей  от  государства   и,   во-вторых,
добровольность их объединения в  ассоциации  и  союзы  для  реализации
своих интересов. Основными элементами гражданского общества  являются:
многообразие  и  равенство  форм  собственности,   свобода   труда   и
предпринимательства, идеологическое многообразие и свобода информации,
незыблемость  прав  и  свобод   человека,   развитие   самоуправления,
цивилизованная правовая власть.
     К основным направлениям развития институтов гражданского общества
современной России следует отнести  следующие:  формирование  среднего
класса; становление гражданского финансового контроля -  своеобразного
и  наиболее  действенного   общественного   мониторинга   расходования
государственных средств; создание условий  для  развития  политических
партий  и  движений;   формирование   независимых   средств   массовой
информации;   государственная   поддержка   правозащитных,    научных,
просветительских, экологических,  потребительских,  иных  общественных
объединений; использование  потенциала  общественных  организаций  для
практической защиты прав граждан; законодательное  оформление  статуса
общественной экспертизы; формирование информационной открытости.
     Особую актуальность для современного российского  общества  имеет
формирование  установок  общероссийского  патриотизма,   межэтнической
солидарности, этнотолерантности, профилактика фашизма, национализма  и
различных  видов   ксенофобии,   выстраивание   духовно-нравственного,
интеллектуального   барьера,   препятствующего   их   распространению,
налаживание   подлинного   диалога   культур.   Обстановка   войны   с
терроризмом, прорывающиеся в социум всплески межнациональной ненависти
и  вражды,  поиск  эффективного   государственного   и   общественного
противодействия угрозам целостности Российского государства заставляют
осознавать необходимость комплексного программного  решения  указанных
проблем.
     Развитие  институтов   гражданского   общества   и   гармонизация
межнациональных  отношений  является  важной   составляющей   процесса
формирования  демократических   институтов   в   современной   России.
Гражданская инициатива  является  элементом,  без  которого  немыслимо
эффективное развитие общества, демократизация государства  и  активный
экономический рост.

     Анализ сильных сторон
     В настоящее время в России и  в  Ярославской  области  созданы  и
работают   отдельные    институты,    обеспечивающие    взаимодействие
гражданского общества и государства в  решении  важных  для  страны  и
региона проблем.  По  данным  Управления  Федеральной  регистрационной
службы по  Ярославской  области,  на  01  июля  2008  года  в  области
зарегистрировано 1406 общественных объединений,  которые  осуществляют
уставную деятельность по различным  направлениям  общественной  жизни:
объединения   профсоюзов,   инвалидов,   ветеранов,   правозащитников,
молодежи, отраслевые, научные, женские и другие организации. Также  на
территории области зарегистрированы и  функционируют  48  национальных
общественных объединений, в том числе национально-культурные автономии
регионального и местного уровней.
     Органами государственной власти, органами местного самоуправления
муниципальных образований Ярославской области (далее - органы местного
самоуправления)   совместно   с    общественными    объединениями    и
некоммерческими  организациями  созданы  предпосылки   для   успешного
формирования и  развития  правовых,  экономических  и  организационных
условий построения гражданского общества и  межнационального  согласия
на территории Ярославской области. С  1996  года  эффективно  работает
Ярославское губернское общественное собрание при Губернаторе  области,
регулярно  общественным  объединениям  предоставлялась   методическая,
организационная и  финансовая  поддержка,  активно  ведется  работа  с
молодежными общественными объединениями,  в  2003  году  принят  Закон
Ярославской области "О взаимодействии органов  государственной  власти
Ярославской  области  и  общественных  объединений",   в   2008   году
проводится  работа  по  учреждению  Общественной  палаты   Ярославской
области,   на   протяжении   десяти   лет   при   поддержке    органов
государственной власти в регионе действует Ассамблея  народов  России,
объединяющая национальные диаспоры Ярославской области.
     Во  многом  благодаря   этой   работе   и   позитивной   динамике
экономического развития региона  общественно-политическая  ситуация  в
Ярославской области устойчиво сохраняет характеристики стабильности.

     Анализ слабых сторон
     Однако  работа  по  развитию  институтов  гражданского  общества,
проводимая  в  настоящий  момент   органами   государственной   власти
Ярославской   области   и   органами   местного   самоуправления,   не
систематизирована и имеет дискретный характер. Она не охватывает и  не
учитывает всю совокупность институтов гражданского общества,  факторов
их  развития  и  ведется  в  основном   в   направлении   выстраивания
взаимодействия отдельных  органов  исполнительной  власти  Ярославской
области с узким кругом общественных объединений исходя преимущественно
из ведомственных и отраслевых интересов.
     Порядок  предоставления  организационной  и   финансовой   помощи
общественным   объединениям   не   имеет   единой   регламентации    и
выстраивается у каждого распорядителя бюджетных средств индивидуально.
Отсутствуют  механизмы   оценки   эффективности   и   результативности
государственной поддержки институтов гражданского  общества.  Сами  же
общественные объединения  Ярославской  области  продолжают  испытывать
сложности с формированием  собственной  материально-технической  базы,
приобретением  и  использованием  офисных   помещений,   неразвитостью
инфраструктуры некоммерческого сектора, отсутствием дееспособных сетей
общественных объединений в муниципальных образованиях области.
     В  регионе  сохраняется   проблема   несовершенства   нормативно-
правового обеспечения совместной деятельности институтов  гражданского
общества  и   органов   государственной   власти,   органов   местного
самоуправления. С момента утверждения Закона Ярославской области от 23
октября  2003 г.  N 61-з  "О взаимодействии  органов   государственной
власти Ярославской области  и  общественных  объединений"  не  принято
практически ни одного нормативного акта, регулирующего  механизмы  его
исполнения, что фактически приостановило его действие.
     В Ярославской области существует проблема отсутствия  эффективной
обратной  связи  при  утверждении  решений  по  общественно   значимым
вопросам  жизнедеятельности.  Проекты  решений  не  обсуждаются  и  не
согласовываются с общественными объединениями, либо охват привлекаемых
для  этого  организаций  в  настоящее  время  явно  недостаточен   для
выдерживания паритета мнений  и  обеспечения  общественного  признания
вынужденных непопулярных решений. При абсолютном  большинстве  органов
государственной власти и органов местного самоуправления в Ярославской
области отсутствуют общественные советы, которые  могли  бы  выполнять
функции контроля и общественной экспертизы работы  публичных  органов.
Непроработанными остаются формы  участия  общественных  объединений  в
законотворческом  процессе.  Не  реализуются  программы   и   проекты,
направленные на развитие современных форм социального партнерства.
     Серьезной  проблемой  остается  подготовка  специалистов  органов
государственной   власти,   местного    самоуправления,    сотрудников
правоохранительных органов, национальных  общественных  объединений  и
национально-культурных автономий в области соблюдения  конституционных
прав  и  гарантий  граждан,  принадлежащих  к   различным   этническим
общностям, национального  развития,  национальных  и  конфессиональных
отношений. Практически полностью отсутствует выпуск  учебной,  учебно-
методической, научно-справочной литературы.
     Отсутствует    специализированная    работа     по     позитивной
социокультурной  адаптации  мигрантов  и  иммигрантов,  обучающихся  в
средних общеобразовательных учреждениях области. Имеют место  заметные
барьеры во взаимопонимании между  ярославцами  и  бывшими  мигрантами,
ставшими  жителями  региона  в  течение  последнего  десятилетия.  Они
приобретают все  более  отчетливые  очертания  в  связи  с  изменением
этнического   и   конфессионального   состава    населения    области,
политизацией    этничности,    непрофессионализмом     в     освещении
межнациональных отношений средствами массовой информации.

     Анализ угроз
     При этом общественно-политическая ситуация в регионе не  является
абсолютной и находится в перманентном развитии.  На  сегодняшний  день
становление гражданского  общества  проходит  в  значительной  степени
спонтанно. Отсутствие планов, четких  и  ясных  механизмов  поэтапного
развития ведет к потере управляемости процессом.
     Низкий уровень включенности институтов  гражданского  общества  в
процесс внедрения  изменений  в  общественном  устройстве  региона,  в
проведение в  жизнь  ключевых  реформ  несет  за  собой  опасность  их
общественного  отторжения,  неприятия   и   торможения   общественного
развития в целом.
     Отсутствие эффективного посредника между органами государственной
власти, органами местного самоуправления и населением области  в  виде
общественных  объединений  создает  опасность  ограничения  публичного
диалога по ключевым вопросам развития региона, защиты гражданских прав
и свобод населения. Отсутствие такого диалога  может  вести  за  собой
разрыв  связей  между  обществом  и  органами  государственной  власти
области и органами местного самоуправления.  Потеря  данных  связей  в
свою очередь ограничит  органы  управления  в  возможностях  получения
объективной информации об эффективности своих  действий,  возможностей
выстраивания прогнозов последствий вынужденных  непопулярных  решений,
возможностей смягчать влияния этих негативных факторов на общество.
     Продолжающееся    изменение    национально-культурного    состава
населения и относительная неуправляемость процесса  миграции  ведут  к
росту напряженности между титульным населением и мигрантами.  В  такой
ситуации межэтническая напряженность и этноконфликтогенность в регионе
постепенно  придут  к  устойчиво  выраженной   реальности.   Отдельные
проявления   экстремизма,    национальной    розни,    необоснованного
социального протеста уже принимают вполне конкретные формы.

     Анализ возможностей
     Тем не менее  в  сложившихся  условиях  потенциал  развивающегося
гражданского общества  возрастает,  так  как  общество  в  лице  своих
наиболее активных представителей способно разделить ответственность  с
органами управления за  совершенствование  межнациональных  отношений,
утверждение  атмосферы  гражданской  солидарности  и  межнационального
согласия. Поэтому основной задачей  на  современном  этапе  становится
обеспечение  участия  населения  в  решении  политических,  социально-
экономических и духовно-нравственных задач, утверждение новых подходов
к сотрудничеству общественного и государственного секторов.
     Активизация   деятельности   институтов   гражданского   общества
является  одной  из   важнейших   предпосылок   успешного   проведения
административной   реформы,   реформирования   судебной   системы    и
правоохранительных органов (через создание общественных наблюдательных
комиссий при пенитенциарных органах), проведения  реформы  образования
(через развитие попечительских, управляющих и  наблюдательных  советов
учебных учреждений), реформы  жилищно-коммунального  хозяйства  (через
содействие  формированию  товариществ  собственников  жилья),  реформы
местного самоуправления (через создание  ассоциаций  глав  поселений).
Многие ключевые реформы и кардинальные изменения  в  жизнедеятельности
населения не могут реализовываться успешно без активного вовлечения  в
их продвижение широкой общественности.
     Общественные объединения выполняют роль посредника между органами
государственной власти, органами местного самоуправления и  населением
области, организуют публичный диалог  по  ключевым  вопросам  развития
региона, защиты  гражданских  прав  и  свобод  населения.  Они  служат
надежным средством связи между обществом  и  органами  государственной
власти области и  органами  местного  самоуправления.  При  их  помощи
органы управления получают информацию об эффективности своих действий,
прогнозируют последствия необходимых  непопулярных  решений,  а  также
смягчают влияние этих негативных факторов на общество.
     Очевидно,  что  для  Ярославской  области   развитие   институтов
гражданского общества и решение проблемы дальнейшего совершенствования
межнациональных  отношений,  налаживания  подлинного  диалога  культур
становится  актуальным  и  исходным  условием   развития   демократии,
обеспечения  политической  и  социальной   стабильности   ярославского
общества.

                     III. Цель и задачи программы

     Цель программы - подготовка условий для  развития  и  эффективной
деятельности   институтов   гражданского   общества   и   гармонизации
межнациональных отношений.
     Задачи программы:
     -  подготовка  условий  для  поступательного  роста  гражданского
самосознания, развития гражданской инициативы, формирования в обществе
атмосферы  уважения  прав  и  свобод  человека,  верховенства  закона,
толерантности,  непримиримости  к  проявлениям  расизма,   ксенофобии,
экстремизма;
     -  расширение  диапазона  участия  общественных   объединений   в
разработке и реализации социально  значимых  мероприятий,  проектов  и
программ, поддержке инноваций и самореализации  социальной  активности
жителей Ярославской области.
     Развитие  институтов   гражданского   общества   и   гармонизация
межнациональных отношений предполагает решение комплексной  задачи  по
развитию институциональной основы общественных объединений Ярославской
области и созданию общественного механизма,  интегрирующего  различные
этнические группы жителей региона в единое сообщество, более активному
привлечению общественных  объединений,  к  конструктивному  диалогу  с
органами государственной власти Ярославской области, органами местного
самоуправления и  учету  мнения  гражданского  общества  при  принятии
управленческих решений  по  социально  значимым  вопросам.  Для  этого
требуется   объединение   усилий   органов   государственной    власти
Ярославской области,  органов  местного  самоуправления,  общественных
объединений и других институтов гражданского общества, образовательных
и научных учреждений, экспертного сообщества.
     Учитывая масштаб задач, стоящих  перед  регионом,  и  объективную
ограниченность ресурсов развития,  приоритетными  должны  стать  такие
направления, работа по которым обеспечит создание условий для успешной
реализации  потенциала  институтов  гражданского  общества,  а   также
возможностей для самостоятельного и эффективного  решения  институтами
гражданского общества возникающих  в  регионе  проблем.  Такой  подход
будет способствовать взаимосвязанному развитию институтов гражданского
общества и региона в целом.
     Ключевым приоритетом развития институтов гражданского общества  и
гармонизации межнациональных отношений в Ярославской области  является
создание   правовых,   экономических   и   организационных    условий,
максимально способствующих развитию институтов гражданского  общества,
социального партнерства и активной реализации  гражданских  инициатив,
формированию гражданской солидарности на основе развития межэтнической
интеграции.
     Задача развития институтов гражданского общества  и  гармонизации
межнациональных  отношений  в  Ярославской  области   призвана   также
объединить государственные и негосударственные ресурсы в целях:
     -  системного  вовлечения  общественных  объединений  в   процесс
выработки  решений  органов  власти  и  обеспечения  контроля  за   их
исполнением;
     -  выявления,  продвижения,  поддержки   гражданской   активности
населения Ярославской области и достижений общественных объединений  в
социально-экономической,   общественно-политической,   творческой    и
спортивной сферах, а также в сфере межнациональных отношений.
     Для  реализации  приоритетных  направлений  развития   институтов
гражданского  общества  и  гармонизации  межнациональных  отношений  в
Ярославской  области  программой  предусмотрена  реализация  следующих
проектов:
     -   обеспечение   нормативно-правового   регулирования   процесса
конкурсного предоставления государственной  поддержки  общественным  и
национально-культурным объединениям;
     - апробация системы регулярного проведения конкурсов  программ  и
проектов общественных объединений с выделением финансовой поддержки из
областного бюджета и системы формирования  приоритетов  предоставления
государственной финансовой поддержки;
     -   создание   и   обеспечение   функционирования   общественного
ресурсного центра  для  негосударственных  некоммерческих  организаций
Ярославской области;
     -  отработка  процесса   функционирования   Общественной   палаты
Ярославской   области    как    инструмента    эффективного    участия
общественности в принятии решений органами  государственной  власти  и
местного самоуправления;
     - создание системы мониторинга состояния институтов  гражданского
общества и межнациональных отношений, доминирующих  ценностей  и  норм
поведения жителей Ярославской области;
     - разработка и апробация просветительских и учебных программ  для
жителей  области  как  эффективного  инструмента  популяризации   идей
межнационального  согласия  и  комфорта   межнационального   соседства
жителей Ярославской области.

   IV. Потребность в финансовых ресурсах и источники финансирования

     Финансирование   программы   осуществляется   за   счет   средств
областного бюджета. Общая потребность в финансовых ресурсах составляет
32274 тыс. рублей, в том числе:
     - на 2009 год - 10000 тыс. рублей;
     - на 2010 год - 10750 тыс. рублей;
     - на 2011 год - 11524 тыс. рублей.
     Данные средства будут использованы  на  финансирование  отдельных
мероприятий программы, не финансируемых за счет средств на  содержание
и обеспечение деятельности департамента, а именно:
     -  организация  и   проведение   ежегодных   конкурсов   проектов
общественных объединений и выделение субсидий на их реализацию;
     - разработку системы мониторинга состояния гражданского  общества
и межнациональных отношений в Ярославской области;
     - создание и поддержку электронного сайта в сети Интернет.
     Все указанные средства будут  расходоваться  целевым  образом,  в
соответствии  со  сметами  расходов,  утвержденными  в   установленном
порядке.
        V. Механизм реализации и система управления программы

     Для  решения  задач  настоящей  программы   требуется   внедрение
механизмов прямого  взаимодействия  с  общественными  объединениями  и
представителями национальных диаспор,  этнических  и  конфессиональных
групп, которые обеспечили бы высокую результативность и  оперативность
в управлении процессами, проистекающими в общественном секторе.
     Развитие институтов гражданского общества в  Ярославской  области
должно проводиться с учетом условий социально-экономического  развития
региона на основе следующих принципов:
     - выделение приоритетных направлений;
     - учет интересов и потребностей различных гражданских институтов;
     - учет лучшей мировой и отечественной практики;
     -  участие  институтов  гражданского  общества  в  разработке   и
реализации приоритетных направлений;
     - взаимодействие государства, институтов гражданского общества  и
представителей бизнеса;
     - информационная открытость;
     - системный  подход  и  комплексная  институционализация  системы
развития   институтов    гражданского    общества    и    гармонизации
межнациональных отношений;
     - независимость оценки результатов.
     Программа будет реализована на территории муниципальных районов и
городских округов Ярославской области.
     Исполнителем  программы   является   департамент   информационно-
аналитического обеспечения органов государственной власти  Ярославской
области в лице своих структурных подразделений  -  комитетов.  Комитет
политического мониторинга будет реализовывать мероприятия 1.2.,  2.1.,
2.2, ответственный исполнитель -  председатель  комитета  Исаев  Павел
Валентинович. Комитет  аналитических  разработок  и  экспертизы  будет
реализовывать   мероприятие   1.1.,   ответственный   исполнитель    -
консультант отдела социально-политического  анализа  Палатников  Денис
Евгеньевич.
     В целях успешной реализации задач будет обеспечено информационное
сопровождение, информационная открытость и общий доступ ко всем данным
о мероприятиях и проектах программы посредством сайта в сети Интернет.
     Механизм управления программой состоит из следующих действий:
     - периодический (1  раз  в  квартал)  мониторинг  и  анализ  хода
выполнения мероприятий программы ответственным должностным лицом;
     -  рассмотрение  результатов  указанного  мониторинга  и  анализа
руководством департамента, принятие и проведение  (при  необходимости)
корректирующих решений;
     - внесение изменений в мероприятия программы (при необходимости);
     -  ежеквартальное  информирование   департамента   экономического
развития Ярославской области о ходе реализации мероприятий  программы,
предоставление в установленном порядке необходимой отчетности;
     - предоставление в установленном  порядке  годовой  отчетности  с
оценкой  эффективности  и  результативности  программы  в  департамент
экономического  развития  Ярославской  области,  департамент  финансов
Ярославской области;
     - проведение корректировок по замечаниям контролирующих структур.
     Контроль за реализацией программы будет осуществляться заказчиком
программы - Правительством  области  в  лице  заместителя  Губернатора
области Бушуева А. В.
     Департамент    обеспечивает    реализацию    программы    и    ее
финансирование, осуществляет координацию деятельности  ее  участников,
оценку эффективности программы,  формирует  и  представляет  заказчику
отчет о реализации  программы,  организует  анкетирование  получателей
государственных субсидий, социологические наблюдения,  исследования  и
другие мероприятия.
     Основные мероприятия планируется реализовывать путем  конкурсного
предоставления субсидий общественным объединениям. Конкурсный механизм
и условия предоставления субсидий будут закреплены нормативно-правовым
актом, который будет разработан в ходе выполнения программы.
     Отдельные  мероприятия  программы  предполагается   реализовывать
путем  размещения  заказов  на  поставки  товаров,  выполнение  работ,
оказание услуг для государственных нужд в соответствии  с  Федеральным
законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки
товаров,  выполнение  работ,  оказание  услуг  для  государственных  и
муниципальных нужд".

 VI. Предварительная оценка ожидаемой результативности программы, ее
    вклада в решение стратегических задач социально-экономического
                           развития области
     Основным  результатом  реализации   программы   станет   создание
правовых,  экономических  и   организационных   условий,   максимально
способствующих развитию институтов гражданского общества,  социального
партнерства, активной реализации гражданских инициатив, установлению и
поддержанию  стабильных   неконфликтных   межнациональных   отношений,
формированию гражданской солидарности, установок толерантного сознания
и поведения в обществе, обеспечению межэтнической интеграции.
     К  ожидаемым  результатам  создания  данных   условий   относятся
следующие:
     -  повышение  эффективности   участия   институтов   гражданского
общества в социально-экономическом и общественно-политическом развитии
Ярославской области, а также в выработке решений, принимаемых органами
государственной власти и местного самоуправления Ярославской области;
     - создание нормативной  базы  для  регулирования  государственной
поддержки деятельности общественных объединений на территории  области
и решения проблем в сфере межнациональных отношений;
     - повышение  уровня  институционального  развития  инфраструктуры
общественных объединений, предоставляющих  социальные  услуги  жителям
Ярославской области;
     - увеличение доли общественных объединений,  активно  реализующих
социально значимые  проекты  и  программы  на  территории  Ярославской
области;
     - рост уровня общественного доверия к работе и  решениям  органов
государственной власти и органов местного  самоуправления  Ярославской
области;
     -  создание  механизмов  общественного  контроля  и  общественной
экспертизы  решений  органов   государственной   власти   и   местного
самоуправления Ярославской области;
     - обеспечение поддержки гражданских  инициатив,  направленных  на
предотвращение   межэтнических   и   межконфессиональных   конфликтов,
снижение опасности этнического и религиозного экстремизма,  реализацию
просветительских   программ   по   гармонизации   межнациональных    и
межконфессиональных отношений;
     -  реализация  системы  мер,  способствующих   этнополитическому,
этносоциальному  и  этнокультурному  развитию  региона,   формированию
гражданской  солидарности  в   обществе   на   основе   роста   уровня
межэтнической интеграции.
     Для этого разработаны специальные индикаторы. Источником исходной
информации для оценок станут данные мониторингов и  экспертных  оценок
участников мероприятий программы, предоставляемых всеми ее  адресатами
и участниками, данные статистики и социологических  исследований.  При
оценке реализации программы будут использованы  следующие  индикаторы,
рассчитанные с условием реализации программы до 2011 года:

----------------------------------------------------------------------------------------
|N п/п|                 Наименование индикатора, показателя                  |Плановое |
|     |                                                                      |значение |
|-----+----------------------------------------------------------------------+---------|
|1.   |Уровень осведомленности жителей Ярославской области о деятельности    | 20-26%  |
|     |общественных объединений                                              |         |
|-----+----------------------------------------------------------------------+---------|
|2.   |Уровень обеспеченности взаимодействия органов государственной власти  | 85-95%  |
|     |Ярославской области с институтами гражданского общества нормативно-   |         |
|     |правовым регулированием                                               |         |
|-----+----------------------------------------------------------------------+---------|
|3.   |Доля общественных объединений, получающих поддержку органов           |  4-6%   |
|     |государственной власти                                                |         |
|-----+----------------------------------------------------------------------+---------|
|4.   |Доля населения области, получающая помощь общественных объединений,   |2,5-3,5% |
|     |имеющих поддержку органов государственной власти                      |         |
|-----+----------------------------------------------------------------------+---------|
|5.   |Количество инфраструктурных<1> некоммерческих организаций оказывающих |8-12 ед. |
|     |услуги некоммерческим организациям                                    |         |
|-----+----------------------------------------------------------------------+---------|
|6.   |Количество проведенных общественных экспертиз проектов федеральных,   |15-20 ед.|
|     |региональных и местных нормативно-правовых актов в год                |         |
|-----+----------------------------------------------------------------------+---------|
|7.   |Уровень толерантности к представителям национальных и конфессиональных| 57-69%  |
|     |меньшинств                                                            |         |
----------------------------------------------------------------------------------------
     Формируемая    система    показателей    обеспечит    возможность
осуществления  оперативного  анализа  мер  программы,  прогнозирования
развития институтов гражданского общества и состояния  межнациональных
отношений   в   регионе,   выявления    актуальных    задач    органов
государственной власти и органов местного  самоуправления  Ярославской
области на краткосрочную и среднесрочную перспективу.
     Реализация программы не несет существенных рисков.
     ________________________
     <1>  В  классификации  некоммерческих  организаций  по  специфике
взаимоотношений  с  органами  власти  -  некоммерческие   организации,
имеющие   миссию   содействия   деятельности   других   некоммерческих
организаций.

         План-график достижения значений целевых показателей


---------------------------------------------------------------------------------------
|  Наименование целевого индикатора,   |Планируемые значения индикаторов и показателей|
|показателя, единица измерения, способ |                (по кварталам)                |
|              исчисления              |                                              |
|--------------------------------------+----------------------------------------------|
|                                      |   2009 год    |   2010 год   |   2011 год    |
|--------------------------------------+---------------+--------------+---------------|
|                                      | I |II |III|IV | I |II |III|IV| I |II |III|IV |
|--------------------------------------+---+---+---+---+---+---+---+--+---+---+---+---|
|1. Уровень осведомленности жителей    |13 |14 |15 |16 |17 |18 |19 |20|21 |22 |23 |24 |
|Ярославской области о деятельности    |   |   |   |   |   |   |   |  |   |   |   |   |
|общественных объединений (% по        |   |   |   |   |   |   |   |  |   |   |   |   |
|результатам социологических           |   |   |   |   |   |   |   |  |   |   |   |   |
|исследований)                         |   |   |   |   |   |   |   |  |   |   |   |   |
|--------------------------------------+---+---+---+---+---+---+---+--+---+---+---+---|
|2. Уровень обеспеченности             |65 |67 |70 |72 |74 |76 |78 |80|83 |85 |87 |90 |
|взаимодействия органов государственной|   |   |   |   |   |   |   |  |   |   |   |   |
|власти Ярославской области с          |   |   |   |   |   |   |   |  |   |   |   |   |
|институтами гражданского общества     |   |   |   |   |   |   |   |  |   |   |   |   |
|нормативно-правовым регулированием    |   |   |   |   |   |   |   |  |   |   |   |   |
|(% экспертная оценка)                 |   |   |   |   |   |   |   |  |   |   |   |   |
|--------------------------------------+---+---+---+---+---+---+---+--+---+---+---+---|
|3. Доля общественных объединений,     |1,5|2,0|2,5| 3 |3,2|3,5|3,7|4 |4,2|4,5|4,7| 5 |
|получающих поддержку органов          |   |   |   |   |   |   |   |  |   |   |   |   |
|государственной власти                |   |   |   |   |   |   |   |  |   |   |   |   |
|(% от общего числа зарегистрированных |   |   |   |   |   |   |   |  |   |   |   |   |
|объединений)                          |   |   |   |   |   |   |   |  |   |   |   |   |
|--------------------------------------+---+---+---+---+---+---+---+--+---+---+---+---|
|4. Доля населения области, получающая |0,2|0,2|0,3|0,5|0,7|1,1|1,5|2 |2,2|2,5|2,7| 3 |
|помощь общественных объединений,      |   |   |   |   |   |   |   |  |   |   |   |   |
|имеющих поддержку органов             |   |   |   |   |   |   |   |  |   |   |   |   |
|государственной власти                |   |   |   |   |   |   |   |  |   |   |   |   |
|(% от всего населения области по      |   |   |   |   |   |   |   |  |   |   |   |   |
|отчетам общественных объединений).    |   |   |   |   |   |   |   |  |   |   |   |   |
|                                      |   |   |   |   |   |   |   |  |   |   |   |   |
|--------------------------------------+---+---+---+---+---+---+---+--+---+---+---+---|
|5. Количество инфраструктурных        | 2 | 3 | 4 | 5 | 5 | 5 | 6 |7 | 7 | 8 | 9 |10 |
|некоммерческих организаций            |   |   |   |   |   |   |   |  |   |   |   |   |
|оказывающих услуги некоммерческим     |   |   |   |   |   |   |   |  |   |   |   |   |
|организациям (ед.)                    |   |   |   |   |   |   |   |  |   |   |   |   |
|--------------------------------------+---+---+---+---+---+---+---+--+---+---+---+---|
|6. Количество проведенных             | 0 | 1 | 2 | 4 | 5 | 7 | 8 |10|11 |12 |14 |17 |
|общественных экспертиз проектов       |   |   |   |   |   |   |   |  |   |   |   |   |
|федеральных, региональных и местных   |   |   |   |   |   |   |   |  |   |   |   |   |
|нормативно-правовых актов (ед. в год) |   |   |   |   |   |   |   |  |   |   |   |   |
|--------------------------------------+---+---+---+---+---+---+---+--+---+---+---+---|
|7. Уровень толерантности к            |50 |52 |54 |55 |56 |57 |58 |60|62 |63 |64 |65 |
|представителям национальных и         |   |   |   |   |   |   |   |  |   |   |   |   |
|конфессиональных меньшинств (% по     |   |   |   |   |   |   |   |  |   |   |   |   |
|результатам социологических           |   |   |   |   |   |   |   |  |   |   |   |   |
|исследований)                         |   |   |   |   |   |   |   |  |   |   |   |   |
---------------------------------------------------------------------------------------

     VII. Перечень программных мероприятий и целевых индикаторов

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| N п/п |    Наименование задачи, целевого индикатора,     |  Единица  |                                 Сумма расходов                                  |
|       |       мероприятия, источник финансирования       | измерения |                                                                                 |
|-------+--------------------------------------------------+-----------+---------------------------------------------------------------------------------|
|       |                                                  |           | отчетный год  |     текущий      |    очередной     |   1-й год   |   2-й год   |
|       |                                                  |           |               |  финансовый год  |  финансовый год  |  планового  |  планового  |
|       |                                                  |           |               |                  |                  |   периода   |   периода   |
|-------+--------------------------------------------------+-----------+---------------+------------------+------------------+-------------+-------------|
|       |                                                  |           |     2007      |       2008       |       2009       |    2010     |    2011     |
|-------+--------------------------------------------------+-----------+---------------+------------------+------------------+-------------+-------------|
|   1   |                        2                         |     3     |       4       |        5         |        6         |      7      |      8      |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|  Задача 1. Подготовка условий для поступательного роста гражданского самосознания, развития гражданской инициативы, формирования в обществе атмосферы  |
|           уважения прав и свобод человека, верховенства закона, толерантности, непримиримости к проявлениям расизма, ксенофобии, экстремизма           |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|                       Мероприятия                        |      N индикаторов*       |                          1, 2, 3, 4, 7                          |
|----------------------------------------------------------+---------------------------+-----------------------------------------------------------------|
|1.1.   |Проведение ежегодного социологического            |тыс. руб.  |       -       |        -         |       500        |     538     |     576     |
|       |исследования в области мониторинга состояния      |           |               |                  |                  |             |             |
|       |институтов гражданского общества и                |           |               |                  |                  |             |             |
|       |межнациональных отношений                         |           |               |                  |                  |             |             |
|-------+--------------------------------------------------+-----------+---------------+------------------+------------------+-------------+-------------|
|1.2.   |Проведение ежегодного конкурса и выделение        |тыс. руб.  |       -       |        -         |       1300       |    1397     |    1498     |
|       |субсидии на разработку и апробацию                |           |               |                  |                  |             |             |
|       |просветительских и учебных программ для жителей   |           |               |                  |                  |             |             |
|       |области как эффективного инструмента              |           |               |                  |                  |             |             |
|       |популяризации идей межнационального согласия и    |           |               |                  |                  |             |             |
|       |комфорта межнационального соседства жителей       |           |               |                  |                  |             |             |
|       |Ярославской области                               |           |               |                  |                  |             |             |
|-------+--------------------------------------------------+-----------+---------------+------------------+------------------+-------------+-------------|
|       |Итого по задаче 1                                 |тыс. руб.  |       -       |        -         |       1800       |    1935     |    2074     |
|       |                                                  |           |               |                  |                  |             |             |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Задача 2. Расширение диапазона участия общественных объединений в разработке и реализации социально значимых мероприятий, проектов и программ, поддержке|
|                                      инноваций и самореализации социальной активности жителей Ярославской области                                      |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|                       Мероприятия                        |       N индикаторов       |                        1, 2, 3, 4, 5, 6                         |
|----------------------------------------------------------+---------------------------+-----------------------------------------------------------------|
|2.1.   |Проведение ежегодных конкурсов и выделение        |тыс. руб.  |       -       |        -         |       4600       |    4945     |    5301     |
|       |субсидий общественным объединениям                |           |               |                  |                  |             |             |
|-------+--------------------------------------------------+-----------+---------------+------------------+------------------+-------------+-------------|
|2.2.   |Проведение ежегодного конкурса и выделение        |тыс. руб.  |       -       |        -         |       3600       |    3870     |    4149     |
|       |субсидии на создание и функционирование           |           |               |                  |                  |             |             |
|       |общественного ресурсного центра для общественных  |           |               |                  |                  |             |             |
|       |объединений Ярославской области                   |           |               |                  |                  |             |             |
|-------+--------------------------------------------------+-----------+---------------+------------------+------------------+-------------+-------------|
|       |Итого по задаче 2                                 |тыс. руб.  |       -       |        -         |       8200       |    8815     |    9450     |
|       |                                                  |           |               |                  |                  |             |             |
|-------+--------------------------------------------------+-----------+---------------+------------------+------------------+-------------+-------------|
|       |Всего по программе                                |тыс. руб.  |       -       |        -         |      10000       |    10750    |    11524    |
|       |                                                  |           |               |                  |                  |             |             |
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

     * - нумерация согласно таблице "План-график  достижения  значений
целевых показателей".

       VIII. Методика оценки эффективности реализации программы

     Оценка результативности  реализации  программы  осуществляется  в
сроки, установленные для сдачи отчетности, путем установления  степени
достижения ожидаемых результатов,  а  также  путем  сравнения  текущих
значений показателей и индикаторов с их целевыми значениями.
     Эффективность   реализации   программы   с   учетом    бюджетного
финансирования  оценивается  путем  соотнесения   степени   достижения
основных целевых показателей программы с уровнем ее  финансирования  с
начала реализации. Комплексный показатель эффективности рассчитывается
по формуле:


                                                       
                  Xi тек - Xi начальн                  
       CUMMi1 Ki ------------------------------        
                 Xi план - Xi начальн                  
 R = ------------------------------------------ х 100% 
                      Fтек/Fплан                       
                                                       
                                                       

     где:
     Xi начальн. - значение i-го целевого показателя  (индикатора)  на
начало реализации программы;
     Xi план. - плановое значение показателя;
     Xi тек. - текущее значение показателя;
     F план. - плановая сумма бюджетного финансирования по программе;
     F тек. - сумма бюджетного финансирования на текущую дату;
     Ki - весовой коэффициент.
     При расчете комплексного  показателя  эффективности  используются
следующие основные целевые показатели и их весовые коэффициенты:


-------------------------------------------------------------------------------------------
| N |                      Наименование показателя                      |Значение весового|
|п/п|                                                                   |  коэффициента   |
|---+-------------------------------------------------------------------+-----------------|
| 1 |                                 2                                 |        3        |
|---+-------------------------------------------------------------------+-----------------|
|1. |Уровень осведомленности жителей Ярославской области о деятельности |       0,2       |
|   |общественных объединений                                           |                 |
|---+-------------------------------------------------------------------+-----------------|
|2. |Уровень обеспеченности взаимодействия органов государственной      |       0,2       |
|   |власти Ярославской области с институтами гражданского общества     |                 |
|   |нормативно-правовым регулированием                                 |                 |
|---+-------------------------------------------------------------------+-----------------|
|3. |Доля общественных объединений, получающих поддержку органов        |       0,2       |
|   |государственной власти                                             |                 |
|---+-------------------------------------------------------------------+-----------------|
|4. |Доля населения области, получающая помощь общественных             |       0,1       |
|   |объединений, имеющих поддержку органов государственной власти      |                 |
|---+-------------------------------------------------------------------+-----------------|
|5. |Количество инфраструктурных некоммерческих организаций             |       0,1       |
|   |оказывающих услуги некоммерческим организациям                     |                 |
|---+-------------------------------------------------------------------+-----------------|
|6. |Количество проведенных общественных экспертиз проектов             |       0,1       |
|   |федеральных, региональных и местных нормативно-правовых актов в год|                 |
|---+-------------------------------------------------------------------+-----------------|
|7. |Уровень толерантности к представителям национальных и              |       0,1       |
|   |конфессиональных меньшинств                                        |                 |
|---+-------------------------------------------------------------------+-----------------|
|   |                               Итого                               |       1,0       |
-------------------------------------------------------------------------------------------

     При значении показателя  R 100 процентов  и  более  эффективность
реализации программы признается высокой, при значении R 95 процентов и
менее - низкой.


Информация по документу
Читайте также