Расширенный поиск

Постановление Правительства Ярославской области от 15.04.2011 № 245-п

                   ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15.04.2011 N 245-п
г. Ярославль

О Концепции межведомственного взаимодействия в процессе сопровождения
                одаренных детей в Ярославской области

     В целях реализации государственной политики в интересах одаренных
детей  и  организации  межведомственного  взаимодействия  в   процессе
сопровождения одаренных детей в Ярославской области
     ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
     1.    Утвердить    прилагаемую    Концепцию     межведомственного
взаимодействия в процессе сопровождения одаренных детей в  Ярославской
области.
     2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя
Губернатора области Костина В.Г.
     3. Постановление вступает в силу с момента подписания.


Губернатор области          С.А. Вахруков

                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                                        постановлением
                                                 Правительства области
                                                 от 15.04.2011 N 245-п

                              КОНЦЕПЦИЯ
 межведомственного взаимодействия в процессе сопровождения одаренных
                     детей в Ярославской области

                          1. Общие положения

     В  соответствии  с  Посланием  Президента  Российской   Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации от  30  ноября  2010  года,
национальной   образовательной   инициативой   "Наша   новая   школа",
утвержденной Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г.  N Пр-
271,  материалами  заседания   президиумов   Государственного   совета
Российской Федерации, Совета при Президенте  Российской  Федерации  по
культуре и искусству и Совета при Президенте Российской  Федерации  по
науке, технологиям и  образованию  от  22.04.2010  одним  из  основных
направлений работы, проводимой одновременно с реализацией федерального
государственного  образовательного   стандарта   общего   образования,
является развитие системы поиска  и  поддержки  талантливых  детей,  а
также  их  сопровождения  в  течение  всего  периода  становления.   В
национальной   образовательной   инициативе   "Наша    новая    школа"
акцентируется внимание на необходимости многообразия форм и содержания
образования в новой образовательной системе  для  развития  потенциала
разных типов одаренности и склонностей детей,  а  работа  по  развитию
системы поддержки талантливых детей определяется как одна из  основных
составляющих развития общего образования.
     Обращение к проблеме целенаправленной работы с одаренными  детьми
и талантливой молодежью  на  уровне  государства  обусловлено  многими
кардинальными  переменами,  происходящими  в   социально-экономическом
развитии нашей страны. Качественный скачок в развитии новых технологий
повлек за собой потребность общества в людях,  способных  нестандартно
решать  новые  проблемы,  вносить  новое  содержание  во   все   сферы
жизнедеятельности. Реализовать эту потребность возможно  только  путем
сохранения и преумножения интеллектуального потенциала страны.  Именно
одаренные  дети  дают  уникальную  возможность  российскому   обществу
компенсировать    потребность    в    экстенсивном     воспроизводстве
интеллектуального человеческого ресурса.  Именно  они  -  национальное
достояние, которое надо  беречь  и  которому  надо  помогать.  Поэтому
важной задачей современного образования в России является сохранение и
развитие творческого потенциала личности.
     Последний период социально-экономического развития  нашей  страны
характеризуется  интеграционными  процессами,  позволяющими  создавать
новые условия для образования детей не только в  отдельной  школе  или
учреждении дополнительного  образования  детей,  учреждении  культуры,
спорта, но и в рамках системы более высокого порядка - в муниципальной
или региональной системах образования,  муниципальном  и  региональном
пространствах. Одаренный ребенок в процессе своего развития выходит за
рамки  учреждения,  выбирает  услуги,   оказываемые   другими   типами
образовательных учреждений системы образования, культуры и спорта.
     Решение этой проблемы  актуализирует  необходимость  формирования
инновационного  образовательного  пространства   региона   на   основе
межведомственного взаимодействия систем образования, культуры, спорта,
работы с молодежью, что позволит создать  новые  условия  и  средства,
способствующие развитию одаренных и талантливых детей в регионе.

 2. Анализ состояния работы с одаренными детьми в Ярославской области

     В соответствии с Законом Ярославской области от 8 октября 2009 г.
N 50-з "О гарантиях прав ребенка в Ярославской  области"  и  областной
целевой   программой   "Семья   и   дети   Ярославии",    утвержденной
постановлением   Правительства   области   от   23.12.2010    N 1000-п
"Об областной целевой программе "Семья и дети Ярославии" на  2011-2013
годы" (далее - областная целевая программа "Семья и дети  Ярославии"),
управление по  социальной  и  демографической  политике  Правительства
области (далее - управление по социальной и демографической политике),
департамент  образования  Ярославской  области  (далее  -  департамент
образования),  департамент  культуры  Ярославской  области  (далее   -
департамент  культуры),  департамент  по  делам  молодежи,  физической
культуре и спорту Ярославской области (далее -  департамент  по  делам
молодежи, физической культуре и  спорту)  реализуют  комплекс  мер  по
созданию условий для  выявления  и  поддержки  одаренных  детей  и  их
творческого развития, повышению квалификации специалистов,  работающих
с одаренными детьми.
     В Ярославской области основные направления  работы  с  одаренными
детьми и молодежью реализуют образовательные учреждения разных  типов:
дошкольные,    общеобразовательные,     учреждения     дополнительного
образования детей (далее - УДОД),  учреждения  начального  и  среднего
профессионального образования, а также учреждения культуры, физической
культуры и спорта. С одаренными детьми в системе образования  работают
114 УДОД, в  том  числе  7  государственных  и  107  муниципальных;  8
гимназий, 14 школ с углубленным изучением предметов, 4 лицея, 74 школы
с обучением на профильном уровне. Система  образовательных  учреждений
сферы культуры включает 38 муниципальных  УДОД  (детских  музыкальных,
художественных   школ   и   школ    искусств),    3    государственных
образовательных  учреждения  среднего  профессионального   образования
(музыкальное,  художественное   училища   и   училище   культуры),   1
федеральное   государственное   образовательное   учреждение   высшего
профессионального  образования   (театральный   институт).   В   сфере
физической культуры и спорта работает 65 спортивных школ.
     Координацию работы с  одаренными  детьми  в  системе  образования
осуществляют: государственное учреждение  дополнительного  образования
детей Ярославской области "Центр образования школьников "Олимп" (далее
-   Центр   "Олимп"),   государственное   образовательное   автономное
учреждение Ярославской области Центр детей и юношества (далее -  Центр
детей  и  юношества),   государственное   образовательное   учреждение
Ярославской области Центр детско-юношеского  технического  творчества,
государственное образовательное учреждение Ярославской области  "Центр
детского  и   юношеского   туризма   и   экскурсий",   государственное
образовательное   учреждение   дополнительного    образования    детей
Ярославской области "Центр развития творчества детей и юношества".
     В системе  культуры  координатором  работы  с  одаренными  детьми
выступает государственное образовательное  учреждение  дополнительного
профессионального образования Ярославской области "Учебно-методический
и информационный центр работников  культуры  и  искусства  Ярославской
области"  (далее  -   Учебно-методический   и   информационный   центр
работников культуры и искусства),  в  системе  физической  культуры  и
спорта  -  государственное  учреждение   Ярославской   области   Центр
спортивной  подготовки   "Школа   высшего   спортивного   мастерства",
государственное   образовательное   учреждение   Ярославской   области
"Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва".
     Осуществляется финансовая поддержка УДОД из областного бюджета на
обеспечение уставной  деятельности,  а  также  целевое  финансирование
инновационных  проектов  системы  дополнительного  образования  детей,
областного конкурса педагогических проектов  по  работе  с  одаренными
детьми.
     Реализуется областная целевая программа "Семья и дети Ярославии",
в которой предусмотрены средства на поддержку участия одаренных  детей
во   всероссийских,   межрегиональных,   международных   мероприятиях.
Ежегодно  проводится  более  450   областных   творческих   конкурсов,
фестивалей,   олимпиад,   конференций,    выставок,    мастер-классов,
спортивных соревнований для 52 тысяч обучающихся.
     В  системе  художественного  образования   постоянно   проводятся
открытые областные конкурсы  пианистов  им.  А.  Д.  Львовой,  Алексея
Наседкина, исполнителей на духовых и народных инструментах им.  В.  Н.
Городовской,   на   струнно-смычковых   инструментах,    на    ударных
инструментах  "Отражение  в  ритме",  конкурсы   детского   творчества
"Восходящие  звездочки",  "Кладовая  радости",  вокальные  и   хоровые
конкурсы, олимпиады по музыкально-теоретическим  дисциплинам,  истории
искусств. Реализуются комплексные  проекты:  летняя  творческая  школа
"Взгляд на мир через культуру",  мастер-классы  "Урок  дает  маэстро",
Ярославская  летняя  фортепианная  академия   "ЛЯ-ФА".   Ежегодно   на
конкурсной основе формируется команда Ярославской области для  участия
в молодежных Дельфийских играх России.
     Осуществляется    олимпиадное    движение,    организатором     и
координатором  которого  выступает  Центр   "Олимп".   Накоплен   опыт
реализации программ по развитию одаренности: программа Центра детей  и
юношества "Одаренные дети", Ярославская городская программа "Открытие"
и другие.
     Более   15000   обучающихся   Ярославской   области    занимаются
исследовательской  деятельностью.  Ежегодно   организуются   областные
летние профильные лагеря для 2000 детей. Выплачивается 60  ежемесячных
стипендий Губернатора  области  одаренным  детям  и  60  поощрительных
премий   их   педагогам-наставникам,   премии   Губернатора    области
выпускникам,  окончившим  школу  с  золотой  медалью,  28  ежемесячных
стипендий департамента образования, 45 ежегодных  областных  стипендий
департамента культуры  для  обучающихся  и  студентов  образовательных
учреждений культуры.
     Создана  интернет-система   "Одаренные   дети".   Государственное
учреждение Ярославской области Центр телекоммуникаций и информационных
систем в образовании (далее - Центр телекоммуникаций и  информационных
систем в образовании) выполняет функции специализированного учреждения
по работе с одаренными детьми в Центральном федеральном округе.
     Развивается система подготовки и повышения  квалификации  кадров,
работающих   с   одаренными   детьми,   на   базе:    государственного
образовательного учреждения  Ярославской  области  "Институт  развития
образования",  Центра  "Олимп",  Центра  детей  и  юношества,   Центра
телекоммуникаций  и  информационных  систем  в  образовании,   Учебно-
методического  и  информационного   центра   работников   культуры   и
искусства, федераций и союзов по видам спорта. Подготовлена  и  издана
серия брошюр, сборников статей по работе с одаренными детьми.
     На  территории  области  проводились   мероприятия   федерального
уровня: заключительный  этап  Всероссийской  олимпиады  школьников  по
физике и  математике,  Первенство  России  по  автомодельному  спорту,
Всероссийский лагерь туристов-краеведов, ежегодная Российская  научная
конференция школьников "Открытие",  международный  фестиваль  детского
анимационного кино "Золотая рыбка", Шестые молодежные Дельфийские игры
России, серия турниров и чемпионатов федерального  и  межрегионального
уровня по видам спорта и другие.
     Вместе  с  тем  проведенный  анализ  позволил  выявить  проблемы,
главной из которых является отсутствие системности и межведомственного
взаимодействия в организации сопровождения развития одаренных детей на
территории Ярославской области, в том числе:
     - недостаточно организована межведомственная  и  внутриотраслевая
интеграция в работе с одаренными детьми;
     - недостаточно выстроены связи в структуре регион - муниципальное
образование - образовательное учреждение,  обеспечивающие  непрерывное
социально-педагогическое сопровождение одаренного ребенка в социуме  и
регионе;
     отсутствует система в подготовке педагогических и  управленческих
кадров разных ведомств к организации сопровождения развития одаренного
ребенка;
     слабо ведется работа по организации взаимодействия с родителями в
вопросах поддержки и сопровождения одаренности;
     - недостаточно осуществляется мотивационная  поддержка  работы  с
одаренными детьми в регионе;
     - не  отработана  система  диагностических  процедур  и  методов,
направленных на выявление одаренных детей, отсутствует  мониторинг  их
продвижения в социуме и регионе;
     - не создана информационная база сопровождения одаренных детей  в
регионе.
     По  результатам  проведенного  анализа  выявлена  потребность   в
разработке модели процесса сопровождения одаренных детей,  позволяющей
отобразить региональные особенности этой деятельности, а именно:
     - сформировать социальный  заказ  и  региональную  идею  развития
одаренных   детей,   направленную   на   получение    социального    и
экономического эффекта в развитии Ярославской области;
     - согласовать общее понимание одаренности, договориться, на каком
уровне и с какими детьми будет организована работа:  с  одаренными,  с
признаками одаренности или интеллектуальной элитой;
     - создать ресурсные центры на  базе  учреждений  разных  ведомств
региона,  имеющих  возможности  в  обеспечении  отдельных  направлений
работы с одаренными детьми;
     - найти новые  формы  и  методы  сопровождения  одаренных  детей,
разработать "сквозные" программы работы с одаренными детьми в регионе;
     -  создать  экспериментальные   площадки   по   отработке   новых
технологий социально-педагогического адресного сопровождения одаренных
детей;
     - организовать систематическую пропаганду  детских  достижений  в
социуме через средства массовой информации;
     -  определить  критерии  и  показатели   эффективности   процесса
сопровождения развития одаренных детей в регионе.
     Результаты  анализа  с   учетом   возможностей   и   особенностей
социально-экономического развития Ярославской области вошли  в  основу
данной Концепции.

     3. Цели и задачи межведомственного взаимодействия в процессе
               сопровождения одаренных детей в регионе

     Цели межведомственного взаимодействия:
     - обеспечить системный подход к  участию  способных  и  одаренных
детей,   подростков,   молодежи   Ярославской   области   в   массовых
мероприятиях  (олимпиадах,  конкурсах,  фестивалях,  соревнованиях   и
других) различного  уровня,  направленных  на  выявление  дарований  и
расширение возможностей  для  их  самореализации  и  совершенствования
способностей;
     - разработать механизмы оценки эффективности работы с  одаренными
детьми в условиях взаимодействия учреждений различных ведомств;
     - создать единую информационную базу  выявления  и  сопровождения
развития одаренных детей в Ярославской области;
     -  обеспечить  доступность   ресурсов   Ярославской   области   и
эффективное их использование для всех категорий одаренных детей;
     - создать единую систему мотивационной поддержки одаренных  детей
и педагогических кадров разных ведомств, обеспечивающих  сопровождение
развития одаренных детей на территории Ярославской области;
     -  обеспечить  поиск  новых   возможностей   для   финансирования
сопровождения одаренных детей на  территории  Ярославской  области  из
различных источников;
     - обновить нормативную  правовую  базу,  учитывающую  особенности
межведомственного взаимодействия в  процессе  сопровождения  одаренных
детей на территории Ярославской области.
     Задачи межведомственного взаимодействия:
     -   формирование   единой   региональной   политики   на   основе
межведомственного взаимодействия, способствующей полноценному развитию
личности каждого ребенка (одаренного и с признаками одаренности),  его
самоопределению и  самореализации,  формированию  его  индивидуального
дарования, достижению успеха в жизни, а  также  созданию  условий  для
одаренных  детей,  имеющих  особо  выдающиеся  достижения   в   разных
предметных областях и сферах жизнедеятельности региона;
     - рассмотрение личностного  развития  как  основополагающей  цели
обучения  и  воспитания  одаренных  детей,  при  этом   отбор   целей,
содержания и форм работы с одаренными детьми должен  производиться  на
основе принципов  индивидуализации  и  дифференциации  и  обеспечивать
непрерывность   развития   одаренного   ребенка   как   по   вертикали
(соответствие и взаимосвязь содержания образования  и  методов  работы
специфическим особенностям одаренных  учащихся  на  разных  возрастных
этапах развития),  так  и  по  горизонтали  (интеграция  разных  типов
учреждений, обеспечивающая повышенный уровень и широту образовательной
подготовки на определенном этапе развития ребенка);
     - рассмотрение межведомственного  взаимодействия  в  регионе  как
механизма  интеграции  всех  видов  образования,   учреждений   разных
ведомств, работающих с одаренными детьми, ведущего к целостности  этой
системы,   что   позволит   создать    благоприятные    условия    для
педагогического сопровождения развития одаренных детей;
     - определение информационного пространства важнейшим  компонентом
образовательной  среды,  нахождение   в   котором   позволит   ребенку
осуществить выбор вида деятельности,  ее  содержания,  способа  своего
участия в ней;
     -  поддержка  традиционно  эффективной  деятельности  на   уровне
образовательных  учреждений,  муниципальных  образований,  региона   и
разработка эффективных форм работы,  позволяющих  создать  новый  опыт
работы с одаренными детьми и талантливой молодежью.

4. Направления работы с одаренными детьми в процессе межведомственного
                 взаимодействия в Ярославской области
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|  |         Направления         |         Департамент образования         |      Департамент культуры       |   Департамент по делам молодежи,   |
|  |           работы            |                                         |                                 |    физической культуре и спорту    |
|--+-----------------------------+-----------------------------------------+---------------------------------+------------------------------------|
|1 |              2              |                    3                    |                4                |                 5                  |
|--+-----------------------------+-----------------------------------------+---------------------------------+------------------------------------|
|1.|Создание комплекса методов,  |создание ресурсных центров:              |создание условий для выявления   |создание условий для выявления      |
|  |направленных на раннее       |- по разработке системы диагностики      |одаренных детей через систему    |одаренных детей через систему       |
|  |выявление и отслеживание     |одаренности детей и консультационной     |конкурсов, фестивалей и других   |конкурсов, соревнований и других    |
|  |развития одаренных детей     |помощи детям, их родителям, педагогам и  |мероприятий в рамках системы     |мероприятий в рамках системы        |
|  |региона                      |специалистам разных ведомств;            |культуры Ярославской области.    |физической культуры и спорта        |
|  |                             |- по ведению адресного мониторинга       |Ведение адресного мониторинга    |Ярославской области.                |
|  |                             |достижений детей;                        |достижений одаренных детей в     |Ведение адресного мониторинга       |
|  |                             |- по консультированию детей по вопросам  |сфере культуры и искусства.      |достижений одаренных детей в сфере  |
|  |                             |трудоустройства и самоопределения.       |Участие в формирование единого   |физической культуры и спорта.       |
|  |                             |Создание условий для выявления           |календаря областных массовых     |Участие в формировании единого      |
|  |                             |одаренных детей через систему конкурсов, |мероприятий для детей            |календаря областных массовых        |
|  |                             |фестивалей и других мероприятий в рамках |                                 |мероприятий для детей               |
|  |                             |системы образования Ярославской          |                                 |                                    |
|  |                             |области.                                 |                                 |                                    |
|  |                             |Формирование единого календаря           |                                 |                                    |
|  |                             |областных массовых мероприятий для       |                                 |                                    |
|  |                             |детей                                    |                                 |                                    |
|  |                             |                                         |                                 |                                    |
|--+-----------------------------+-----------------------------------------+---------------------------------+------------------------------------|
|2.|Интеграция различных         |организация работы инновационного        |организация взаимодействия с     |организация взаимодействия с        |
|  |субъектов образовательной    |учреждения дополнительного образования   |органами местного самоуправления |органами местного самоуправления    |
|  |деятельности в рамках        |детей Ярославской области "Новая школа". |(органами управления культурой   |муниципальных образований области   |
|  |региональной системы         |Организация взаимодействия с органами    |муниципальных районов и          |(органами управления физической     |
|  |образования, создание        |местного самоуправления муниципальных    |городских округов области) и     |культурой и спортом муниципальных   |
|  |педагогических комплексов для|образований области, осуществляющими     |инициирование межведомственных   |районов и городских округов области)|
|  |работы с одаренными детьми   |управление в сфере образования, и        |инновационных проектов по работе |и инициирование межведомственных    |
|  |                             |инициирование межведомственных           |с одаренными детьми.             |инновационных проектов по работе с  |
|  |                             |инновационных проектов по работе с       |Организация взаимодействия с     |одаренными детьми.                  |
|  |                             |одаренными детьми.                       |вузами и научно-                 |Организация взаимодействия с вузами |
|  |                             |Организация и проведение областных       |исследовательскими               |и научно-исследовательскими         |
|  |                             |межведомственных научно-практических     |организациями в вопросах         |организациями в вопросах            |
|  |                             |конференций по проблемам                 |сопровождения одаренных детей в  |сопровождения одаренных детей в     |
|  |                             |сопровождения одаренных детей в          |сфере культуры и искусства.      |сфере физической культуры и спорта. |
|  |                             |региональном образовательном             |Организация взаимодействия с     |Организация взаимодействия с        |
|  |                             |пространстве (совместно с вузами         |организациями культуры и         |организациями физической культуры и |
|  |                             |Ярославской области).                    |искусства региона в вопросах     |спорта региона в вопросах           |
|  |                             |Организация взаимодействия с вузами и    |сопровождения одаренных детей    |сопровождения одаренных детей.      |
|  |                             |научно-исследовательскими                |                                 |Развитие форм реабилитации,         |
|  |                             |организациями в вопросах сопровождения   |                                 |поддержания и восстановления        |
|  |                             |одаренных детей в сфере образования      |                                 |здоровья одаренных детей средствами |
|  |                             |(обобщение опыта, ведение научных        |                                 |физической культуры и спорта        |
|  |                             |исследований и другое).                  |                                 |                                    |
|  |                             |Развитие форм реабилитации,              |                                 |                                    |
|  |                             |поддержания и восстановления здоровья    |                                 |                                    |
|  |                             |одаренных детей: санаториев,             |                                 |                                    |
|  |                             |профилакториев и других                  |                                 |                                    |
|--+-----------------------------+-----------------------------------------+---------------------------------+------------------------------------|
|3.|Непрерывное социально-       |создание ресурсного центра               |создание ресурсных центров       |создание ресурсных центров          |
|  |педагогическое сопровождение |организационной поддержки олимпиад       |организационной поддержки        |организационной поддержки детского  |
|  |одаренных детей в рамках     |школьников.                              |детского творчества в сфере      |спорта.                             |
|  |региональной системы         |Создание ресурсных центров               |культуры и искусства.            |Создание ресурсного центра          |
|  |образования                  |организационной поддержки детского       |Создание системы конкурсов,      |поддержки одаренных детей.          |
|  |                             |творчества в сфере технического          |выставок и других мероприятий    |Создание системы спортивных         |
|  |                             |творчества, туризма, экологии и др.      |творческой деятельности детей в  |мероприятий, согласованных на       |
|  |                             |направлений, реализуемых в системе       |сфере искусства и культуры,      |уровне региона, муниципального      |
|  |                             |образования региона.                     |согласованных на уровне региона, |образования, образовательных        |
|  |                             |Формирование календаря массовых          |муниципального образования       |учреждений.                         |
|  |                             |мероприятий с одаренными детьми в        |области, образовательных         |Развитие здоровьесберегающих        |
|  |                             |регионе.                                 |учреждений.                      |технологий для детей с признаками   |
|  |                             |Создание системы конкурсов, олимпиад и   |Создание областных               |одаренности, помощь в формировании  |
|  |                             |других мероприятий по творческим видам   |инновационных площадок по        |образовательного и развивающего     |
|  |                             |деятельности, согласованных на уровне    |апробации новых технологий       |спорта.                             |
|  |                             |региона, муниципального образования      |сопровождения одаренных детей в  |Создание областных                  |
|  |                             |области, образовательных учреждений.     |сфере культуры                   |экспериментальных площадок по       |
|  |                             |Обеспечение каникулярного отдыха         |                                 |апробации новых технологий          |
|  |                             |одаренных детей, организация             |                                 |сопровождения одаренных детей в     |
|  |                             |образовательного досуга.                 |                                 |сфере физической культуры и спорта  |
|  |                             |Проведение конкурсов исследовательских   |                                 |                                    |
|  |                             |работ и проектов обучающихся.            |                                 |                                    |
|  |                             |Организация исследований по вопросам     |                                 |                                    |
|  |                             |социально-педагогического сопровождения  |                                 |                                    |
|  |                             |одаренных детей в рамках региона и       |                                 |                                    |
|  |                             |поддержки одаренности.                   |                                 |                                    |
|  |                             |Создание областных экспериментальных     |                                 |                                    |
|  |                             |площадок по апробации новых технологий   |                                 |                                    |
|  |                             |сопровождения одаренных детей в сфере    |                                 |                                    |
|  |                             |образования                              |                                 |                                    |
|  |                             |                                         |                                 |                                    |
|--+-----------------------------+-----------------------------------------+---------------------------------+------------------------------------|
|4.|Подготовка педагогических    |создание ресурсного центра по подготовке,|организация и проведение         |организация и проведение семинаров  |
|  |кадров к работе с одаренными |повышению квалификации педагогических    |семинаров, "круглых столов" для  |для педагогических кадров разных    |
|  |детьми                       |кадров разных ведомств в вопросах        |педагогических кадров разных     |ведомств по проблемам               |
|  |                             |сопровождения одаренного ребенка.        |ведомств по проблемам            |сопровождения одаренных детей в     |
|  |                             |                                         |сопровождения одаренных детей в  |сфере физической культуры и спорта. |
|  |                             |Разработка и апробация новой             |сфере культуры и искусства.      |Методическая поддержка педагогов,   |
|  |                             |позиции педагога в работе с одаренными   |Методическая поддержка           |руководителей учреждений            |
|  |                             |детьми: позиции тьютора, модератора,     |педагогов, руководителей         |физической культуры и спорта в      |
|  |                             |фасилитатора и других.                   |учреждений культуры в вопросах   |вопросах сопровождения одаренных    |
|  |                             |Организация обучения руководителей и     |сопровождения одаренных детей.   |детей.                              |
|  |                             |специалистов органов управления,         |Обобщение и распространение      |Обобщение и распространение опыта   |
|  |                             |руководителей образовательных            |опыта работы учреждений культуры |работы учреждений физической        |
|  |                             |учреждений разных ведомств по            |по данному направлению.          |культуры и спорта по данному        |
|  |                             |организации сопровождения развития       |Организация стажерских площадок  |направлению.                        |
|  |                             |одаренных детей.                         |для учреждений разных ведомств   |Организация стажерских площадок     |
|  |                             |Организация стажерских площадок для      |по направлениям детского         |для учреждений разных ведомств по   |
|  |                             |учреждений разных ведомств по            |творчества в сфере культуры      |направлениям детского творчества в  |
|  |                             |направлениям детского творчества в сфере |                                 |сфере физической культуры и спорта  |
|  |                             |образования.                             |                                 |                                    |
|  |                             |Методическая поддержка педагогов,        |                                 |                                    |
|  |                             |руководителей образовательных            |                                 |                                    |
|  |                             |учреждений в вопросах сопровождения      |                                 |                                    |
|  |                             |одаренных детей.                         |                                 |                                    |
|  |                             |Обобщение и распространение опыта        |                                 |                                    |
|  |                             |работы учреждений образования по         |                                 |                                    |
|  |                             |данному направлению                      |                                 |                                    |
|--+-----------------------------+-----------------------------------------+---------------------------------+------------------------------------|
|5.|Мотивационная поддержка      |проведение межведомственных конкурсов    |разработка системы доплат        |разработка системы доплат педагогам |
|  |работы с одаренными детьми в |инновационных проектов по работе с       |педагогам учреждений культуры за |учреждений физической культуры и    |
|  |регионе                      |одаренными детьми.                       |работу с одаренными детьми.      |спорта за работу с одаренными       |
|  |                             |Разработка системы доплат педагогам      |Разработка системы грантовой     |детьми.                             |
|  |                             |образовательных учреждений за работу с   |поддержки педагогов и учреждений |Разработка системы грантовой        |
|  |                             |одаренными детьми.                       |культуры                         |поддержки педагогов и учреждений    |
|  |                             |Разработка системы грантовой поддержки   |                                 |физической культуры и спорта        |
|  |                             |педагогов и учреждений образования       |                                 |                                    |
|--+-----------------------------+-----------------------------------------+---------------------------------+------------------------------------|
|6.|Информационное обеспечение   |создание ресурсного центра               |участие в работе информационного |участие в работе информационного    |
|  |процесса выявления, поддержки|информационной поддержки и организации   |интернет-портала "Одаренные      |интернет-портала "Одаренные дети":  |
|  |и развития одаренных детей в |работы интернет-портала "Одаренные       |дети": предоставление            |предоставление информации, ее       |
|  |региональной системе         |дети", в том числе предоставление        |информации, ее анализ,           |анализ, применение в системе        |
|  |образования                  |информации по системе образования        |применение в системе культуры    |физической культуры и спорта        |
|  |                             |региона.                                 |региона.                         |региона.                            |
|  |                             |Размещение на сайте департамента         |Размещение на сайте              |Размещение на странице              |
|  |                             |образования документов и материалов по   |департамента культуры документов |департамента по делам молодежи,     |
|  |                             |вопросам сопровождения одаренных         |и материалов по вопросам         |физической культуре и спорту на     |
|  |                             |детей.                                   |сопровождения одаренных детей.   |официальном портале органов         |
|  |                             |Издание информационных буклетов,         |Издание информационных           |государственной власти Ярославской  |
|  |                             |брошюр о мероприятиях с одаренными       |буклетов, брошюр о мероприятиях с|области документов и материалов по  |
|  |                             |детьми в сфере образования.              |одаренными детьми в сфере        |вопросам сопровождения одаренных    |
|  |                             |Поддержка специального                   |культуры и искусства.            |детей.                              |
|  |                             |телекоммуникационного проекта "Молодые   |Освещение работы с одаренными    |Издание информационных буклетов,    |
|  |                             |таланты" совместно со средствами         |детьми в средствах массовой      |брошюр о спортивных и молодежных    |
|  |                             |массовой информации, Молодежным          |информации                       |мероприятиях с одаренными детьми.   |
|  |                             |правительством Ярославской области.      |                                 |Освещение работы с одаренными       |
|  |                             |Издание на CD-дисках методических        |                                 |детьми в средствах массовой         |
|  |                             |материалов, творческих работ             |                                 |информации                          |
|  |                             |обучающихся и других материалов по       |                                 |                                    |
|  |                             |направлениям работы с одаренными         |                                 |                                    |
|  |                             |детьми                                   |                                 |                                    |
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

     5. Управление реализацией Концепции

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|  |  Направления работы   |        Управление по социальной и        |      Департамент образования      |       Департамент культуры        |  Департамент по делам молодежи,   |
|  |                       |         демографической политике         |                                   |                                   |   физической культуре и спорту    |
|--+-----------------------+------------------------------------------+-----------------------------------+-----------------------------------+-----------------------------------|
|1 |           2           |                    3                     |                 4                 |                 5                 |                 6                 |
|--+-----------------------+------------------------------------------+-----------------------------------+-----------------------------------+-----------------------------------|
|1.|Координация работы с   |подготовка заданий на изучение и          |структурирование и организация     |обеспечение участия в реализации   |организация участия в реализации   |
|  |одаренными детьми в    |формирование государственного и           |межведомственного взаимодействия в |Концепции и координация            |Концепции и координация            |
|  |региональном           |социального заказов на работу с одаренными|вопросах сопровождения одаренных   |деятельности учреждений,           |деятельности учреждений,           |
|  |образовательном        |детьми, изучение потребностей             |детей в Ярославской области.       |подведомственных департаменту      |подведомственных департаменту по   |
|  |пространстве           |экономики региона в талантливых           |Обеспечение участия в реализации   |культуры                           |делам молодежи, физической культуре|
|  |                       |специалистах.                             |Концепции и координация            |                                   |и спорту                           |
|  |                       |Издание ежегодного сборника "Одаренные    |деятельности учреждений,           |                                   |                                   |
|  |                       |дети Ярославской области"                 |подведомственных департаменту      |                                   |                                   |
|  |                       |                                          |образования                        |                                   |                                   |
|--+-----------------------+------------------------------------------+-----------------------------------+-----------------------------------+-----------------------------------|
|2.|Нормативное обеспечение|совершенствование нормативно-правовой     |разработка комплекса положений о   |разработка комплекса положений о   |разработка комплекса положений о   |
|  |сопровождения одаренных|базы, регламентирующей работу с           |конкурсах, олимпиадах и других     |конкурсах, фестивалях и других     |конкурсах, соревнованиях и других  |
|  |детей в региональном   |одаренными детьми в регионе.              |мероприятиях для детей разного     |мероприятиях для детей разного     |мероприятиях для детей разного     |
|  |образовательном        |Осуществление общего руководства по       |возраста, организуемых             |возраста, организуемых             |возраста, организуемых             |
|  |пространстве           |разработке и реализации программ          |департаментом образования.         |департаментом культуры,            |департаментом по делам молодежи,   |
|  |                       |межведомственного взаимодействия в работе |Подготовка и утверждение           |согласованных на уровне региона,   |физической культуре и спорту,      |
|  |                       |с одаренными детьми в регионе             |нормативных правовых документов (в |муниципального образования области,|согласованных на уровне региона,   |
|  |                       |                                          |т. ч. положений о региональном     |образовательных учреждений.        |муниципального образования области,|
|  |                       |                                          |ресурсном центре, тьюторе          |Внесение изменений в действующие   |образовательных учреждений.        |
|  |                       |                                          |одаренного ребенка, порядке        |нормативные документы с целью      |Внесение изменений в действующие   |
|  |                       |                                          |межведомственного взаимодействия, о|активизации работы с одаренными    |нормативные документы с целью      |
|  |                       |                                          |стимулировании работы с одаренными |детьми                             |активизации работы с одаренными    |
|  |                       |                                          |детьми в регионе и других).        |                                   |детьми                             |
|  |                       |                                          |Внесение изменений в действующие   |                                   |                                   |
|  |                       |                                          |нормативные документы с целью      |                                   |                                   |
|  |                       |                                          |активизации работы с одаренными    |                                   |                                   |
|  |                       |                                          |детьми                             |                                   |                                   |
|--+-----------------------+------------------------------------------+-----------------------------------+-----------------------------------+-----------------------------------|
|3.|Финансовое обеспечение |участие в финансировании мероприятий с    |укрепление материально-технической |укрепление материально-технической |укрепление материально-технической |
|  |сопровождения одаренных|одаренными детьми (в рамках областной     |базы учреждений образования,       |базы учреждений культуры,          |базы физической культуры и спорта, |
|  |детей в региональном   |целевой программы "Семья и дети           |приобретение материалов и          |приобретение материалов и          |приобретение материалов и          |
|  |образовательном        |Ярославии")                               |инструментов для обеспечения       |инструментов для обеспечения       |инструментов для обеспечения       |
|  |пространстве           |                                          |сопровождения одаренных детей.     |сопровождения одаренных детей.     |сопровождения одаренных детей.     |
|  |                       |                                          |Поддержка социально значимых       |Поддержка социально значимых       |Поддержка социально значимых       |
|  |                       |                                          |проектов.                          |проектов.                          |проектов.                          |
|  |                       |                                          |Разработка системы грантов, целевых|Разработка системы грантов, целевых|Разработка системы грантов, целевых|
|  |                       |                                          |проектов.                          |проектов.                          |проектов.                          |
|  |                       |                                          |Привлечение внебюджетных средств в |Привлечение внебюджетных средств в |Привлечение внебюджетных средств в |
|  |                       |                                          |качестве спонсорской поддержки     |качестве спонсорской поддержки     |качестве спонсорской поддержки     |
|  |                       |                                          |работы с детьми                    |работы с детьми                    |работы с детьми                    |
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

   6. Ожидаемые результаты реализации Концепции и показатели оценки
                         эффективности работы

     Ожидаемые результаты:
     -   создание   механизма   скоординированного   и    оперативного
межведомственного взаимодействия научных, образовательных  учреждений,
учреждений  культуры  и  спорта,   других   организаций   в   вопросах
сопровождения одаренных детей на территории Ярославской области;
     -  сохранение  и  развитие   сложившейся   сети   образовательных
учреждений, учреждений культуры и спорта, делающих ставку на  развитие
талантливой     молодежи     Ярославской     области.     Формирование
государственного и социального заказов на работу с одаренными детьми в
регионе (муниципальном образовании области);
     - совершенствование и  укрепление  региональной  межведомственной
системы диагностики, выявления, развития и поддержки одаренных детей;
     -  появление  новых  педагогических  комплексов   по   работе   с
одаренными детьми (лицея, центра дистанционного обучения и др.);
     - открытие региональных (муниципальных) инновационных площадок по
отработке   диагностики   одаренности    и    технологий    социально-
педагогического сопровождения одаренных детей;
     - создание сети ресурсных центров по работе с одаренными  детьми,
поддерживающей деятельность  образовательных  учреждений  всех  типов,
учреждений культуры, спорта на территории Ярославской области;
     - создание единого регионального  информационного  банка  данных,
интернет-портала  о  талантливых  и  одаренных  детях  дошкольного   и
школьного возраста Ярославской области;
     -  совершенствование   нормативно-правовой   базы   сопровождения
одаренных детей в регионе;
     -   формирование   политики   научно-методического,    социально-
педагогического сопровождения  развития  одаренных  детей  в  условиях
межведомственного взаимодействия;
     -  материально-техническое  оснащение  учреждений,  работающих  с
одаренными детьми, соответствующее современным требованиям;
     - отработка механизмов оценки эффективности, мониторинг работы  с
одаренными  детьми  в  условиях  взаимодействия  учреждений  различных
ведомств региона;
     -  создание  комплексной   межведомственной   системы   повышения
квалификации  и  переподготовки  кадров,   осуществляющих   работу   с
одаренными детьми, с  учетом  реальных  потребностей  общества,  новых
тенденций в развитии российской культуры, спорта, образования, а также
мирового опыта;
     - создание  региональной  (муниципальной)  системы  мотивационной
поддержки работы с одаренными детьми.

     Показатели оценки эффективности работы:
     -  удовлетворенность  детей  и  родителей  состоянием  работы   с
одаренными детьми в регионе;
     - доля детей, имеющих признаки одаренности, от общего числа детей
региона;
     - доля одаренных детей, проживающих в сельской местности;
     - доля детей региона, охваченных программами для одаренных детей;
     - доля участия детей региона в  олимпиадах,  конкурсах  одаренных
детей;
     -  доля   детей,   реализующих   индивидуальные   образовательные
маршруты;
- доля образовательных учреждений региона (муниципального образования
области), реализующих программы для одаренных детей, участвующих в
олимпиадах, конкурсах.


Информация по документу
Читайте также