Расширенный поиск

Постановление Правительства Ярославской области от 09.08.2012 № 750-п

                    ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09.08.2012 N 750-п
г. Ярославль

   Об утверждении Концепции областной целевой программы "Повышение
    безопасности жизнедеятельности населения Ярославской области" 
                           на 2013- 2015 годы

     В  целях  совершенствования  мер  в  сфере  защиты  населения   и
территорий  от  чрезвычайных  ситуаций   природного   и   техногенного
характера на территории  Ярославской  области,  во  исполнение  Закона
Ярославской области от 7 апреля 2003 г. N 19-з "О защите  населения  и
территорий Ярославской области от чрезвычайных ситуаций  природного  и
техногенного   характера"   и   в   соответствии   с    постановлением
Правительства области от 01.06.2011 N 412-п  "О развертывании  системы
управления программами и проектами  в  органах  исполнительной  власти
Ярославской   области   и    структурных    подразделениях    аппарата
Правительства области"
     ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
     1. Утвердить прилагаемую Концепцию  областной  целевой  программы
"Повышение  безопасности   жизнедеятельности   населения   Ярославской
области" на 2013-2015 годы.
     2. Департаменту  региональной  безопасности  Ярославской  области
разработать проект областной целевой программы "Повышение безопасности
жизнедеятельности населения Ярославской области" на 2013-2015  годы  и
представить на утверждение Правительству области в срок до 15 сентября
2012 года.
     3.   Контроль   за   исполнением   постановления   возложить   на
исполняющего обязанности заместителя Губернатора области Березкина  С.
В.
     4. Постановление вступает в силу с момента подписания.


Губернатор области          С.Н. Ястребов

                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                                        постановлением
                                                 Правительства области
                                                 от 09.08.2012 N 750-п

                              КОНЦЕПЦИЯ
областной целевой программы "Повышение безопасности жизнедеятельности
           населения Ярославской области" на 2013-2015 годы

                          1. Общие положения


---------------------------------------------------------------------------
|Заказчик     |Правительство Ярославской области                          |
|ОЦП          |                                                           |
|-------------+-----------------------------------------------------------|
|Краткое      |Разработка областной целевой программы "Повышение          |
|описание     |безопасности жизнедеятельности населения Ярославской       |
|анализа      |области" на 2013-2015 годы (далее - ОЦП) обусловлена       |
|ситуации     |необходимостью продолжения реализации на региональном      |
|             |уровне государственной политики в соответствии со          |
|             |Стратегией национальной безопасности Российской            |
|             |Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента     |
|             |Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537             |
|             |"О Стратегии национальной безопасности Российской          |
|             |Федерации до 2020 года", Основами государственной          |
|             |политики в области обеспечения безопасности населения      |
|             |Российской Федерации и защищенности критически             |
|             |важных и потенциально опасных объектов от угроз            |
|             |природного, техногенного характера и террористических      |
|             |актов на период до 2020 года, утвержденных Президентом     |
|             |Российской Федерации от 15 ноября 2011 года N Пр-3400,     |
|             |Стратегией социально-экономического развития               |
|             |Центрального федерального округа на период до 2020 года,   |
|             |утвержденной распоряжением Правительства Российской        |
|             |Федерации от 6 сентября 2011 г. N 1540-р, а также          |
|             |Стратегией социально-экономического развития               |
|             |Ярославской области до 2030 года, утвержденной             |
|             |постановлением Губернатора области от 25.06.2007 N 572     |
|             |"О Стратегии социально- экономического развития            |
|             |Ярославской области до 2030 года", путем осуществления     |
|             |мероприятий по обеспечению безопасности в чрезвычайных     |
|             |ситуациях (далее - ЧС) через совершенствование и развитие  |
|             |единой государственной системы предупреждения и            |
|             |ликвидации ЧС, развития системы проведения                 |
|             |превентивных мер по снижению риска и смягчению             |
|             |последствий ЧС техногенного и природного характера и       |
|             |повышения уровня личной и общественной безопасности        |
|             |населения и территорий.                                    |
|             |ЧС в современной действительности все чаще становятся      |
|             |серьезной угрозой общественной стабильности, наносят       |
|             |непоправимый ущерб здоровью и материальному достатку       |
|             |людей, объектам экономики, инфраструктуре и                |
|             |территориям.                                               |
|             |По данным государственного статистического учета, на       |
|             |территории Ярославской области в 2011 году                 |
|             |зарегистрировано 4 ЧС (50 человек погибло, 71 человек      |
|             |пострадал), 23 происшествия техногенного характера (9      |
|             |человек погибло, 804 человека пострадало) и 1838 пожаров   |
|             |(161 человек погиб, 220 человек пострадавших). Несмотря    |
|             |на то, что в области наблюдается некоторое снижение        |
|             |количества пожаров по сравнению с 2010 годом (на 6,33      |
|             |процента), общий материальный ущерб составил 106 млн.      |
|             |500 тыс. рублей, что на 21,4 процента больше, чем в 2010   |
|             |году (87 млн. 721 тыс. рублей).                            |
|             |Программно-целевой метод решения проблем защиты            |
|             |населения от ЧС различного характера показал свою          |
|             |эффективность на региональном уровне. С 2010 года в        |
|             |области реализуется областная целевая программа            |
|             |"Повышение безопасности жизнедеятельности населения        |
|             |Ярославской области" на 2010-2012 годы. В результате       |
|             |реализации мероприятий данной программы открыто 7          |
|             |пожарных частей, укомплектованных новыми пожарными         |
|             |автомобилями и пожарно-техническим вооружением, что        |
|             |позволило повысить площадь прикрытия населенных            |
|             |пунктов пожарными подразделениями до 74,8 процента и       |
|             |снизить время реагирования на ЧС. Усовершенствована        |
|             |материальная база обучения руководящего состава и          |
|             |спасателей к действиям в ЧС различного характера.          |
|             |Но в связи с тем, что финансирование областной целевой     |
|             |программы "Повышение безопасности жизнедеятельности        |
|             |населения Ярославской области" на 2010-2012 годы за счет   |
|             |средств областного бюджета к концу 2011 года составило     |
|             |около 60 процентов от запланированных финансовых           |
|             |средств, то основные цели оказались достигнутыми не в      |
|             |полном объеме.                                             |
|             |По итогам работы в 2011 году Ярославская область           |
|             |отмечена Центральным региональным центром МЧС              |
|             |России, как один из худших субъектов Центрального          |
|             |федерального округа в сфере обеспечения безопасности       |
|             |жизнедеятельности населения в связи с тем, что на          |
|             |мероприятия по снижению рисков и смягчению                 |
|             |последствий ЧС природного и техногенного характера         |
|             |областью выделено наименьшее количество финансовых         |
|             |средств (13 млн. рублей).                                  |
|             |Анализ состояния пожарно-спасательных сил области          |
|             |показывает, что их возможности в настоящее время           |
|             |недостаточны для обеспечения необходимого уровня           |
|             |безопасности жизнедеятельности населения Ярославской       |
|             |области.                                                   |
|             |Одной из основных причин такого состоянии дел является     |
|             |то, что в рамках реализации областной целевой программы    |
|             |"Повышение безопасности жизнедеятельности населения        |
|             |Ярославской области" на 2010-2012 годы не удалось          |
|             |оснастить автомобильный парк подразделений пожарно-        |
|             |спасательных сил области современной техникой и            |
|             |техническими средствами. В настоящее время замены          |
|             |требует 85 процентов пожарных автомобилей, которые         |
|             |являются главным боевым средством реагирования на ЧС.      |
|             |Приобретаемая автомобильная техника направлялась только    |
|             |во вновь создаваемые пожарные части.                       |
|             |Из 164 единиц основной и специальной техники,              |
|             |положенных по штату, на вооружении пожарных                |
|             |подразделений имеется в наличии только 127 единиц, из      |
|             |которых у 89 единиц превышен предельный срок               |
|             |эксплуатации (3 единицы эксплуатируются от 11 до 15 лет,   |
|             |28 единиц эксплуатируются от 16 до 20 лет и 58 единиц в    |
|             |эксплуатации свыше 20 лет).                                |
|             |Расходы на ремонт пожарного автотранспорта за 2011 год     |
|             |(приобретение автозапчастей) составили 2,64 млн. рублей.   |
|             |Текущее финансирование не позволяет приобретать новые      |
|             |автомобили.                                                |
|             |Расчеты показывают, что непринятие мер для решения         |
|             |поставленной проблемы может привести к тому, что к 2018    |
|             |году в подразделениях пожарной охраны области будет        |
|             |находиться техника со 100-процентным износом. Для          |
|             |исправления данной ситуации требуется ежегодно             |
|             |приобретать по 5-7 специальных пожарных и аварийно-        |
|             |спасательных автомобилей. Таким образом, это позволит в    |
|             |рамках ОЦП обновить парк автомобильной техники на 20       |
|             |процентов.                                                 |
|             |Отсутствие новой техники в Ярославской области заметно     |
|             |увеличило среднее время прибытия первого пожарного         |
|             |подразделения на место ЧС. Так, в 2010 году среднее время  |
|             |прибытия составляло 12,75 минуты, в 2011 году это время    |
|             |составляет 12,82 минуты. При этом, согласно                |
|             |статистическим данным Центрального регионального           |
|             |центра МЧС России среднее время реагирования пожарно-      |
|             |спасательных сил на возникающие ЧС составляет 12,12        |
|             |минуты.                                                    |
|             |Важным аспектом в действиях пожарных при ликвидации        |
|             |пожаров является оснащение их средствами                   |
|             |индивидуальной защиты органов дыхания (далее - СИЗОД)      |
|             |для выполнения обязанностей по спасению людей и            |
|             |тушению пожаров в непригодной для дыхания среде. В 2011    |
|             |году на территории области пожарными, оснащенными          |
|             |СИЗОД (газодымозащитниками) потушено 230 пожаров и         |
|             |при этом спасено 288 человек.                              |
|             |К настоящему времени газодымозащитная служба создана       |
|             |только в 11 из 19 подразделений противопожарной службы     |
|             |области, где такая служба должна быть организована. Такое  |
|             |положение дел не позволяет эффективно выполнять задачи     |
|             |по спасению людей и тушению пожаров.                       |
|             |Таким образом, по-прежнему актуальна задача оснащения      |
|             |материально-технической базы противопожарной службы        |
|             |области современными средствами пожаротушения.             |
|             |Кроме того, необходимо отметить крайне низкий уровень      |
|             |оснащенности спасательных подразделений оборудованием      |
|             |для сбора нефти и нефтепродуктов с водной акватории, а     |
|             |также водолазным оборудованием и снаряжением для           |
|             |поиска и спасения людей.                                   |
|             |Это обусловлено тем, что на территории области             |
|             |насчитывается 4327 рек общей протяженностью 19340          |
|             |километров (основные - Волга и Которосль), имеется 2       |
|             |крупных водохранилища (Рыбинское и Угличское), 83 озера    |
|             |(самые крупные - Неро и Плещеево озеро), при этом общая    |
|             |площадь водного зеркала составляет 6,4 тыс. кв. километров |
|             |с глубинами до 30 метров.                                  |
|             |Крупные водные объекты используются как водные             |
|             |магистрали с большой интенсивностью судов. В 2010 и 2011   |
|             |годах на водных объектах зафиксировано 3 чрезвычайных      |
|             |происшествия. Это потребовало проведения мероприятий       |
|             |по спасению людей, в том числе водолазных работ. К         |
|             |настоящему времени подразделения поиска и спасения         |
|             |людей области укомплектованы водолазным                    |
|             |оборудованием, позволяющим проводить работы на глубине     |
|             |не более 12 метров. Это оборудование в основном            |
|             |приобреталось в 2001-2007 годах и относится к легкому      |
|             |классу. Оно технически и морально устарело, небезопасно    |
|             |для проведения водолазных работ в аварийных ситуациях и    |
|             |не сопрягается с современными образцами водолазного        |
|             |оборудования.                                              |
|             |Анализ обеспеченности подразделений пожарно-               |
|             |спасательных сил области современными инновационными       |
|             |технологиями, средствами управления, связи, разведки в     |
|             |сравнении с обеспеченностью подразделений федеральной      |
|             |противопожарной службы и службы спасения людей,            |
|             |находящихся на территории области, выявил серьезное        |
|             |отставание последних.                                      |
|             |Так, укомплектованность современными средствами связи,     |
|             |в том числе средствами радиосвязи, составляет 70           |
|             |процентов. В то же время подразделения федеральной         |
|             |противопожарной службы и службы поиска и спасения          |
|             |людей полностью укомплектованы новыми                      |
|             |радиостанциями. Это было осуществлено в соответствии с     |
|             |требованиями приказа Министерства Российской               |
|             |Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным       |
|             |ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий      |
|             |от 23.06.2006 N 375 "Руководство по радиосвязи" о переходе |
|             |на новые режимы работы средств радиосвязи и на новые       |
|             |выделенные радиочастоты.                                   |
|             |Полная несовместимость режимов работы и частот старых      |
|             |средств радиосвязи, состоящих на вооружении                |
|             |подразделений пожарно-спасательных сил области, с          |
|             |новыми средствами не позволяет достичь требуемого          |
|             |уровня взаимодействия, координации деятельности            |
|             |федеральных и областных пожарно-спасательных сил при       |
|             |спасении людей, тушении пожаров и ликвидации               |
|             |последствий ЧС.                                            |
|             |Очевидно, что решение данной проблемы потребует            |
|             |внедрения новых инновационных технологий, которые          |
|             |позволят обеспечить подразделения пожарно-спасательных     |
|             |сил всеми современным видами телекоммуникационных          |
|             |услуг (видео-конференц-связь, передача данных,             |
|             |определение местоположения, навигация и др.) и             |
|             |значительно расширит спектр их возможностей.               |
|             |При этом следует учитывать, что решение указанных задач    |
|             |позволит обеспечить выполнение требований к развитию       |
|             |системы пожаротушения, поиска и спасения людей, а          |
|             |именно:                                                    |
|             |- укрепить материально-техническую базу и повысить         |
|             |оснащенность элементов системы, позволяющих с              |
|             |наибольшей эффективностью осуществлять поиск и             |
|             |спасение людей;                                            |
|             |- оперативно осуществлять локализацию и ликвидацию         |
|             |последствий ЧС;                                            |
|             |- повысить мобильность (подвижность) системы, т.е.         |
|             |способность к быстрому изменению ее состояния и            |
|             |положения относительно места произошедшей ЧС;              |
|             |- достичь необходимого уровня своевременного               |
|             |реагирования элементов системы на возникающие ЧС для       |
|             |оказания помощи пострадавшим, локализации и ликвидации     |
|             |последствий ЧС;                                            |
|             |- обеспечить всеситуационность системы с целью решения     |
|             |всего спектра задач по пожаротушению, поиску и спасению    |
|             |людей, локализации и ликвидации последствий ЧС.            |
|             |В среднесрочной перспективе кризисы и ЧС по-прежнему       |
|             |будут представлять одну из серьезных угроз стабильному     |
|             |экономическому развитию Ярославской области.               |
|             |С учетом разграничения функций и ответственности           |
|             |федеральных органов государственной власти, органов        |
|             |государственной власти субъектов Российской Федерации,     |
|             |смещения акцентов при финансировании мероприятий по        |
|             |предупреждению и ликвидации возможных ЧС, пожарной         |
|             |безопасности на уровень субъекта, принимаемая ОЦП будет    |
|             |направлена на создание условий для уменьшения              |
|             |последствий ЧС, снижение материального ущерба и            |
|             |спасение жизни людей.                                      |
|             |Это обусловлено в том числе и необходимостью               |
|             |выполнения на территории области требований                |
|             |Федерального закона от 6 мая 2011 года N 100-ФЗ            |
|             |"О добровольной пожарной охране".                          |
|             |В настоящее время на территории Ярославской области        |
|             |подразделениями противопожарной службы прикрыто 74,8       |
|             |процента населенных пунктов. В то же время 25,2 процента   |
|             |населенных пунктов с численностью населения 43802          |
|             |человека находятся за пределами нормативного времени       |
|             |прибытия подразделений пожарной охраны, которое            |
|             |составляет 10 минут согласно Федеральному закону от 22     |
|             |июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о           |
|             |требованиях пожарной безопасности".                        |
|             |За счет создания подразделений добровольной пожарной       |
|             |охраны, финансовой поддержки общественных                  |
|             |объединений пожарной охраны будет осуществляться           |
|             |развитие пожарно-спасательных сил Ярославской области.     |
|             |Появится возможность увеличить группировку пожарных        |
|             |сил области за счет создания добровольных пожарных         |
|             |дружин (команд), соответственно, увеличится                |
|             |противопожарная защищенность населенных пунктов и          |
|             |населения области. Это позволит решать вопросы пожарной    |
|             |безопасности в населенных пунктах, где в настоящее время   |
|             |отсутствуют подразделения профессиональной пожарной        |
|             |охраны.                                                    |
|             |Важным аспектом деятельности органов власти                |
|             |Ярославской области всех уровней является обеспечение      |
|             |всестороннего (межфункционального и                        |
|             |межтерриториального) взаимодействия в сфере повышения      |
|             |безопасности жизнедеятельности населения Ярославской       |
|             |области.                                                   |
|             |Необходимость этого обусловлена тем, что местное           |
|             |самоуправление в соответствии с действующим                |
|             |законодательством представляет собой относительно          |
|             |самостоятельный институт власти, организационно            |
|             |обособленный от системы государственных органов.           |
|             |Поэтому в настоящее время необходимо продолжить            |
|             |совершенствование форм взаимодействия между органами       |
|             |исполнительной власти и органами местного                  |
|             |самоуправления муниципальных образований области           |
|             |(далее - органы местного самоуправления), особенно в       |
|             |сфере повышения безопасности жизнедеятельности             |
|             |населения на территории Ярославской области.               |
|             |Решение данной проблемы возможно через развитие            |
|             |системы межфункционального и межтерриториального           |
|             |взаимодействия органов исполнительной власти и органов     |
|             |местного самоуправления в сфере повышения безопасности     |
|             |жизнедеятельности населения Ярославской области в          |
|             |рамках реализации мероприятий ОЦП.                         |
|             |При этом основные требования к системе                     |
|             |межфункционального и межтерриториального                   |
|             |взаимодействия органов исполнительной власти и органов     |
|             |местного самоуправления, исполнения которых возможно       |
|             |достичь через мероприятия ОЦП, включают:                   |
|             |- формирование общих подходов заинтересованных органов     |
|             |исполнительной власти области, органов местного            |
|             |самоуправления, территориальных органов федеральных        |
|             |органов исполнительной власти к вопросам повышения         |
|             |безопасности жизнедеятельности населения Ярославской       |
|             |области;                                                   |
|             |- повышение знаний и навыков руководителей органов         |
|             |местного самоуправления и организаций, в области           |
|             |подготовки к управлению и управления силами и              |
|             |средствами, входящими в состав звеньев территориальной     |
|             |подсистемы единой государственной системы                  |
|             |предупреждения и ликвидации ЧС, решения задач в сфере      |
|             |защиты населения, территорий и объектов экономики от       |
|             |ЧС;                                                        |
|             |- разработку (уточнение) документов                        |
|             |межтерриториального взаимодействия и методических          |
|             |документов для добровольных формирований                   |
|             |(общественных организаций), регламентирующих вопросы       |
|             |обеспечения безопасности жизнедеятельности населения на    |
|             |территории муниципальных районов и городских округов.      |
|             |Таким образом, анализ ситуации, сложившейся в сфере        |
|             |обеспечения безопасности жизнедеятельности населения       |
|             |Ярославской области, показывает, что современное           |
|             |состояние социально-экономического развития Ярославской    |
|             |области по-прежнему характеризуется высоким уровнем        |
|             |риска возникновения ЧС, в том числе и техногенного         |
|             |характера, и требует продолжения деятельности по           |
|             |развитию в сфере повышения безопасности населения          |
|             |области.                                                   |
|             |SWОT-анализ обеспечения безопасности                       |
|             |жизнедеятельности населения в Ярославской области          |
|             |приведен в приложении 1 к Концепции.                       |
|             |Для решения указанных проблем и обеспечения высоких        |
|             |стандартов жизнеобеспечения, создания условий              |
|             |безопасной жизнедеятельности населения, предотвращения     |
|             |экологических бедствий и техногенных катастроф,            |
|             |снижения рисков возникновения и смягчения последствий      |
|             |ЧС необходимы целенаправленные скоординированные           |
|             |действия Правительства области и других субъектов          |
|             |деятельности посредством реализации мероприятий в          |
|             |рамках ОЦП.                                                |
|             |Так как проблемы системы пожаротушения, поиска и           |
|             |спасения людей области носят комплексный характер, их      |
|             |решение требует продуманной координации действий и         |
|             |общих усилий органов исполнительной власти области и       |
|             |всех соответствующих субъектов деятельности. Это           |
|             |возможно осуществить только на основе единого              |
|             |методологического подхода к их решению с учетом            |
|             |взаимосвязи (исключение дублирования и взаимного           |
|             |дополнения) с другими реализуемыми и планируемыми к        |
|             |реализации мероприятиями в рамках программно-целевого      |
|             |метода планирования деятельности.                          |
|             |В  результате  реализации  ОЦП   будет   решена   важнейшая|
|             |задача    заблаговременного     осуществления     комплекса|
|             |мероприятий,   направленных   на   максимально    возможное|
|             |снижение  риска   возникновения   ЧС,   снижение   размеров|
|             |ущерба окружающей  среде,  материальных  потерь  и  главное|
|             |-  снижения  количества  погибших  и  пострадавших   людей,|
|             |что  в  совокупности  обеспечит   качественное   социально-|
|             |экономическое развитие Ярославской области.                |
|             |                                                           |
|-------------+-----------------------------------------------------------|
|             |С учетом существующего риска гибели людей и ущерба,        |
|             |наносимого экономике Ярославской области, эффективное      |
|             |реагирование на происшествия и ЧС не может быть            |
|             |достигнуто только в рамках основной деятельности органов   |
|             |исполнительной власти области.                             |
|             |Государственное управление повышением безопасности         |
|             |жизнедеятельности населения в условиях фактического        |
|             |отсутствия программно-целевого подхода характеризуется     |
|             |недостаточной системностью, отсутствием четкого            |
|             |разделения полномочий и ответственности между              |
|             |субъектами управления на областном и местном уровнях.      |
|             |Повышение безопасности жизнедеятельности населения         |
|             |Ярославской области без использования программно-          |
|             |целевого планирования предполагает финансирование          |
|             |только за счет средств, выделяемых органам                 |
|             |исполнительной власти и органам местного самоуправления    |
|             |Ярославской области на осуществление текущей               |
|             |деятельности.                                              |
|             |При таком варианте решения проблемы предполагается:        |
|             |- организационная разобщенность и автономная структура     |
|             |управления государственных органов власти и органов        |
|             |местного самоуправления;                                   |
|             |- снижение эффективности управления на всех этапах         |
|             |деятельности в сфере повышения безопасности                |
|             |жизнедеятельности населения;                               |
|             |- слабая координация деятельности всех субъектов,          |
|             |участвующих в мероприятиях по смягчению последствий        |
|             |ЧС природного и техногенного характера на территории       |
|             |области, в том числе Главного управления МЧС России по     |
|             |Ярославской области;                                       |
|             |- невозможность системной реализации комплекса             |
|             |практических мер, сводящих к минимуму причины              |
|             |возникновения ЧС и их негативных последствий;              |
|             |- низкая концентрация и недостаток ресурсов, необходимых   |
|             |для достижения устойчивой положительной динамики           |
|             |снижения рисков и смягчения последствий ЧС природного и    |
|             |техногенного характера;                                    |
|             |- невысокий уровень реагирования служб спасения и          |
|             |пожаротушения на чрезвычайные происшествия.                |
|             |Таким образом, без использования программно-целевого       |
|             |метода планирования станет невозможным достижение в        |
|             |приемлемые сроки необходимого уровня защищенности          |
|             |населения и территорий Ярославской области от угроз        |
|             |природного и техногенного характера.                       |
|             |Таблица  анализа   рисков,   возникающих   при   реализации|
|             |ОЦП, представлена в приложении 2 к Концепции.              |
|             |                                                           |
|-------------+-----------------------------------------------------------|
|             |01.01.2013                                                 |
|             |                                                           |
|-------------+-----------------------------------------------------------|
|Дата         |31.12.2015                                                 |
|окончания    |                                                           |
|ОЦП          |                                                           |
|-------------+-----------------------------------------------------------|
|Ответственны-|департамент региональной безопасности Ярославской          |
|й            |области                                                    |
|исполнитель  |                                                           |
|ОЦП          |                                                           |
|-------------+-----------------------------------------------------------|
|Исполнители  |органы местного самоуправления                             |
|ОЦП          |                                                           |
|-------------+-----------------------------------------------------------|
|Участники    |государственные учреждения Ярославской области,            |
|ОЦП          |находящиеся в функциональной подчиненности                 |
|             |ответственного исполнителя ОЦП, Главное управление         |
|             |МЧС России по Ярославской области                          |
|-------------+-----------------------------------------------------------|
|Куратор ОЦП  |Березкин Сергей Владимирович - исполняющий                 |
|             |обязанности заместителя Губернатора Ярославской области    |
|-------------+-----------------------------------------------------------|
|Ответственны-|Максимов Сергей Юрьевич - председатель комитета по         |
|е лица для   |гражданской защите и пожарной безопасности                 |
|контактов    |департамента региональной безопасности Ярославской         |
|             |области, тел. 206-054;                                     |
|             |Кислицын Сергей Николаевич - консультант комитета по       |
|             |гражданской защите и пожарной безопасности                 |
|             |департамента региональной безопасности Ярославской         |
|             |области, тел. 206-056;                                     |
|             |Рыбка Олег Иванович - главный специалист комитета по       |
|             |гражданской защите и пожарной безопасности                 |
|             |департамента региональной безопасности Ярославской         |
|             |области, тел. 206-058                                      |
|-------------+-----------------------------------------------------------|
|Электронный  | http://www.yarregion.ru/depts/drb/tmpPages/programs.aspx  |
|адрес        |                                                           |
---------------------------------------------------------------------------

                     Общая потребность в ресурсах


--------------------------------------------------------------
|   Источники    | Единица | Предельный объем финансирования |
| финансирования |измерения|---------------------------------|
|                |         | всего |2013 год|2014 год| 2015  |
|                |         |       |        |        |  год  |
|----------------+---------+-------+--------+--------+-------|
|Областной бюджет|тыс. руб.|77258,3|25728,3 |25550,1 |25979,9|
|                |         |       |        |        |       |
|----------------+---------+-------+--------+--------+-------|
|Местные бюджеты |тыс. руб.|   -   |   -    |   -    |   -   |
|                |         |       |        |        |       |
|----------------+---------+-------+--------+--------+-------|
|Всего           |тыс. руб.|77258,3|25728,3 |25550,1 |25979,9|
|                |         |       |        |        |       |
--------------------------------------------------------------

                             2. Цель ОЦП


-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|Наименование |                        Показатель                         |  Обоснование плановых значений  |
|    цели     |-----------------------------------------------------------|           индикатора            |
|             |наименовани |единица |весово-|          значение           |                                 |
|             |     е      |измерен-|   й   |-----------------------------|                                 |
|             |            |   ия   |коэфф- |базовое|     планируемое     |                                 |
|             |            |        |ициент | (2011 |---------------------|                                 |
|             |            |        |       | год)  | 2013  | 2014 | 2015 |                                 |
|             |            |        |       |       |  год  | год  | год  |                                 |
|-------------+------------+--------+-------+-------+-------+------+------+---------------------------------|
|      1      |     2      |   3    |   4   |   5   |   6   |  7   |  8   |                9                |
|-------------+------------+--------+-------+-------+-------+------+------+---------------------------------|
|Повышение    |количество  |процент-|  0,5  |  100  |  93   |  90  |  88  |согласно среднему значению       |
|уровня       |граждан,    |   ов   |       |(1315*)|(1223) |(1184)|(1157)|снижения количества граждан,     |
|защищенности |погибших и  |(человек|       |       |       |      |      |погибших и пострадавших в        |
|населения и  |пострадавши-|   )    |       |       |       |      |      |чрезвычайных ситуациях, по       |
|территорий от|х в         |        |       |       |       |      |      |Центральному федеральному округу |
|воздействия  |результате  |        |       |       |       |      |      |в 2011 г. - 6,9 процента         |
|чрезвычайных |чрезвычайн- |        |       |       |       |      |      |(Статистические данные           |
|ситуаций     |ых ситуаций |        |       |       |       |      |      |Центрального регионального центра|
|(стихийные   |            |        |       |       |       |      |      |по делам гражданской обороны,    |
|бедствия,    |            |        |       |       |       |      |      |чрезвычайным ситуациям и         |
|пожары,      |            |        |       |       |       |      |      |ликвидации последствий стихийных |
|техногенные  |            |        |       |       |       |      |      |бедствий. Информационно-         |
|аварии и     |            |        |       |       |       |      |      |аналитический сборник по итогам  |
|катастрофы)  |            |        |       |       |       |      |      |работы Центрального регионального|
|             |            |        |       |       |       |      |      |центра МЧС России за 2011 г., г. |
|             |            |        |       |       |       |      |      |Москва, 2012)                    |
|-------------+------------+--------+-------+-------+-------+------+------+---------------------------------|
|             |сумма       |процент-|  0,3  |  100  |  91   |  89  |  87  |согласно среднему значению       |
|             |материально-|   ов   |       |(106,5)|(96,91)|(94,78|(92,65|снижения материального ущерба от |
|             |го ущерба от| (млн.  |       |       |       |  )   |  )   |чрезвычайных ситуаций по         |
|             |чрезвычайн- | руб.)  |       |       |       |      |      |Центральному федеральному округу |
|             |ых ситуаций |        |       |       |       |      |      |- 8,62 процента (Статистические  |
|             |            |        |       |       |       |      |      |данные Центрального регионального|
|             |            |        |       |       |       |      |      |центра по делам гражданской      |
|             |            |        |       |       |       |      |      |обороны, чрезвычайным ситуациям  |
|             |            |        |       |       |       |      |      |и ликвидации последствий         |
|             |            |        |       |       |       |      |      |стихийных бедствий.              |
|             |            |        |       |       |       |      |      |Информационно-аналитический      |
|             |            |        |       |       |       |      |      |сборник по итогам работы         |
|             |            |        |       |       |       |      |      |Центрального регионального центра|
|             |            |        |       |       |       |      |      |МЧС России за 2011 г., г. Москва,|
|             |            |        |       |       |       |      |      |2012)                            |
|-------------+------------+--------+-------+-------+-------+------+------+---------------------------------|
|             |время       | минут  |  0,2  | 12,82 | 12,5  |  12  | 11,5 |согласно среднему показателю     |
|             |реагировани-|        |       |       |       |      |      |времени реагирования пожарно-    |
|             |я пожарно-  |        |       |       |       |      |      |спасательных сил на возникающие  |
|             |спасательны-|        |       |       |       |      |      |чрезвычайные ситуации по         |
|             |х сил на    |        |       |       |       |      |      |Центральному федеральному округу |
|             |возникающи- |        |       |       |       |      |      |- 12,12 минуты (Статистические   |
|             |е           |        |       |       |       |      |      |данные Центрального регионального|
|             |чрезвычайн- |        |       |       |       |      |      |центра по делам гражданской      |
|             |ые ситуации |        |       |       |       |      |      |обороны, чрезвычайным ситуациям  |
|             |            |        |       |       |       |      |      |и ликвидации последствий         |
|             |            |        |       |       |       |      |      |стихийных бедствий.              |
|             |            |        |       |       |       |      |      |Информационно-аналитический      |
|             |            |        |       |       |       |      |      |сборник по итогам работы         |
|             |            |        |       |       |       |      |      |Центрального регионального центра|
|             |            |        |       |       |       |      |      |МЧС России за 2011 г., г. Москва,|
|             |            |        |       |       |       |      |      |2012)                            |
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
     *Общее количество граждан, погибших и пострадавших  в  результате
чрезвычайных ситуаций в Ярославской области в  2011  году,  составляет
1315 человек (100 процентов).

                            3. Задачи ОЦП


------------------------------------------------------------------------------------------------------
|N |  Наименование задачи  |Весово-|Затраты с  разбивкой|      Результат (для каждого года)          |
|п/|                       |   й   |по  годам  за   счет|--------------------------------------------|
|п |                       |коэффи-|областного  бюджета,|  наименование  |едини- |  значение         |
|  |                       | циент |тыс. руб.           |                |  ца   |-------------------|
|  |                       |       |                    |                |измере-|баз-|планируемое   |
|  |                       |       |                    |                |  ния  |ово |--------------|
|  |                       |       |                    |                |       | е  |2013|2014|2015|
|  |                       |       |--------------------|                |       |(20-|год |год |год |
|  |                       |       | 2013 | 2014 | 2015 |                |       | 11 |    |    |    |
|  |                       |       | год  | год  | год  |                |       |год)|    |    |    |
|--+-----------------------+-------+------+------+------+----------------+-------+----+----+----+----|
|1 |           2           |   3   |  4   |  5   |  6   |       7        |   8   |  9 | 10 | 11 | 12 |
|--+-----------------------+-------+------+------+------+----------------+-------+----+----+----+----|
|1.|Задача 1. Развитие     |  0,3  |  -   |  -   |  -   |система         |да/нет | нет| да | да | да |
|  |системы                |       |      |      |      |межфункциональ- |       |    |    |    |    |
|  |межфункционального и   |       |      |      |      |ного и          |       |    |    |    |    |
|  |межтерриториального    |       |      |      |      |межтерриториаль-|       |    |    |    |    |
|  |взаимодействия органов |       |      |      |      |ного            |       |    |    |    |    |
|  |исполнительной власти и|       |      |      |      |взаимодействия  |       |    |    |    |    |
|  |органов местного       |       |      |      |      |органов         |       |    |    |    |    |
|  |самоуправления в сфере |       |      |      |      |исполнительной  |       |    |    |    |    |
|  |повышения безопасности |       |      |      |      |власти и органов|       |    |    |    |    |
|  |жизнедеятельности      |       |      |      |      |местного        |       |    |    |    |    |
|  |населения Ярославской  |       |      |      |      |самоуправления  |       |    |    |    |    |
|  |области                |       |      |      |      |развита в       |       |    |    |    |    |
|  |                       |       |      |      |      |соответствии с  |       |    |    |    |    |
|  |                       |       |      |      |      |требованиями,   |       |    |    |    |    |
|  |                       |       |      |      |      |указанными в    |       |    |    |    |    |
|  |                       |       |      |      |      |разделе 1       |       |    |    |    |    |
|  |                       |       |      |      |      |Концепции       |       |    |    |    |    |
|--+-----------------------+-------+------+------+------+----------------+-------+----+----+----+----|
|2.|Задача 2. Оснастить    |  0,3  |21995 |20954 |20954 |количество      | едини | -  | 14 | 13 | 13 |
|  |современными           |       |      |      |      |наименований    |   ц   |    |    |    |    |
|  |средствами             |       |      |      |      |пожарно-        |       |    |    |    |    |
|  |пожаротушения и        |       |      |      |      |технического    |       |    |    |    |    |
|  |средствами связи       |       |      |      |      |вооружения и    |       |    |    |    |    |
|  |противопожарную        |       |      |      |      |средств связи,  |       |    |    |    |    |
|  |службу Ярославской     |       |      |      |      |поставленного и |       |    |    |    |    |
|  |области                |       |      |      |      |введенного в    |       |    |    |    |    |
|  |                       |       |      |      |      |эксплуатацию    |       |    |    |    |    |
|--+-----------------------+-------+------+------+------+----------------+-------+----+----+----+----|
|3.|Задача 3.              |  0,3  |3683,3|4521,1|4935,9|количество      | едини |  - | 14 | 25 | 23 |
|  |Модернизировать        |       |      |      |      |наименований    |   ц   |    |    |    |    |
|  |систему поиска и       |       |      |      |      |поисково-       |       |    |    |    |    |
|  |спасения людей на      |       |      |      |      |спасательного   |       |    |    |    |    |
|  |территории Ярославской |       |      |      |      |оборудования,   |       |    |    |    |    |
|  |области и внедрить в ее|       |      |      |      |поставленного и |       |    |    |    |    |
|  |состав современную     |       |      |      |      |введенного в    |       |    |    |    |    |
|  |технику и технические  |       |      |      |      |эксплуатацию    |       |    |    |    |    |
|  |средства               |       |      |      |      |                |       |    |    |    |    |
|--+-----------------------+-------+------+------+------+----------------+-------+----+----+----+----|
|4.|Задача 4. Увеличить    |  0,1  |  50  |  75  |  90  |количество      | едини | -  | 6  |  6 |  6 |
|  |группировки пожарных   |       |      |      |      |созданных       |   ц   |    |    |    |    |
|  |сил области за счет    |       |      |      |      |добровольных    |       |    |    |    |    |
|  |создания добровольных  |       |      |      |      |пожарных        |       |    |    |    |    |
|  |пожарных дружин        |       |      |      |      |дружин (команд) |       |    |    |    |    |
|  |(команд)               |       |      |      |      |                |       |    |    |    |    |
------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                                          Приложение 1
                                                           к Концепции

                             SWОT-анализ
  обеспечения безопасности жизнедеятельности населения в Ярославской
                               области


---------------------------------------------------------------------------------
|          Сильные стороны (S)           |          Слабые стороны (W)          |
|----------------------------------------+--------------------------------------|
|наличие необходимой нормативной         |недостаточная координация действий    |
|правовой базы для реализации            |территориальных органов федеральных   |
|мероприятий ОЦП;                        |органов исполнительной власти, органов|
|появление в органах исполнительной      |исполнительной власти области, органов|
|власти области специализированной       |местного самоуправления               |
|структуры, связанной с решением         |муниципальных образований области и   |
|вопросов региональной безопасности;     |организаций в сфере снижения рисков   |
|наличие возможности осуществления       |чрезвычайных ситуаций природного и    |
|финансирования мероприятий ОЦП за       |техногенного характера и смягчения их |
|счет областного бюджета;                |последствий;                          |
|наличие специализированных субъектов,   |длительный срок эксплуатации и        |
|осуществляющих деятельность по          |процент износа средств пожаротушения, |
|поддержанию безопасных условий          |недостаточное количество и качество   |
|жизнедеятельности населения и           |спасательной техники, практически     |
|функционирования объектов экономики     |полное отсутствие инновационных       |
|на территории Ярославской области       |технологий, которые применяются для   |
|(структурные подразделения аппарата     |снижения рисков чрезвычайных          |
|Правительства области, органы           |ситуаций природного и техногенного    |
|исполнительной власти области,          |характера в других регионах Российской|
|постоянно действующие                   |Федерации;                            |
|координационные органы и органы         |низкое оснащение, отсутствие          |
|повседневного управления, силы и        |материальных запасов и слабая         |
|средства территориальной подсистемы     |развитость компонентов системы поиска |
|единой государственной системы          |и спасения людей, противопожарной     |
|предупреждения и ликвидации             |службы на территории Ярославской      |
|чрезвычайных ситуаций Ярославской       |области;                              |
|области с соответствующими звеньями     |невысокий уровень развития системы    |
|органов местного самоуправления и       |связи пожарно-спасательных сил        |
|организаций, иные заинтересованные      |области и практически полное          |
|органы и организации, Главное           |отсутствие ее сопряжения с системой   |
|управление МЧС России по Ярославской    |связи федеральной противопожарной     |
|области);                               |службы и службы спасения; кроме того, |
|наличие органов контроля и надзора за   |слабое оснащение унифицированным      |
|потенциально опасными объектами         |цифровым телекоммуникационным         |
|области;                                |оборудованием и, как следствие, низкая|
|наличие высококвалифицированных         |эффективность функционирования        |
|кадров, которые будут вовлечены в       |системы управления кризисными         |
|реализацию мероприятий ОЦП в            |ситуациями;                           |
|Ярославской области в сфере повышения   |неоптимальное размещение на           |
|безопасности жизнедеятельности;         |территории Ярославской области        |
|опыт органов исполнительной власти      |элементов системы спасения и эвакуации|
|области, Главного управления МЧС        |пострадавших с мест катастроф и       |
|России по Ярославской области и         |аварий, оказания им медицинской       |
|участников ОЦП в подготовке и           |помощи;                               |
|реализации ее мероприятий;              |недостаточное внимание руководства    |
|активная роль органов исполнительной    |органов местного самоуправления       |
|власти области в решении проблем        |муниципальных образований области к   |
|повышения безопасности                  |проблемам развития инфраструктуры     |
|жизнедеятельности населения и           |снижения рисков чрезвычайных          |
|территорий;                             |ситуаций природного и техногенного    |
|наличие положительного опыта            |характера и смягчения их последствий  |
|организации взаимодействия              |на территории Ярославской области;    |
|территориальных органов федеральных     |слабая работа органов местного        |
|органов исполнительной власти с         |самоуправления муниципальных          |
|органами исполнительной власти области  |образований области по организации    |
|в сфере обеспечения безопасности,       |взаимодействия (межтерриториального и |
|снижение рисков чрезвычайных ситуаций   |межфункционального) и, как следствие, |
|и смягчение их последствий на           |отсутствие должного взаимодействия на |
|территории области;                     |межмуниципальном и                    |
|наличие в регионе организаций, частично |межведомственном уровне, не           |
|дополняющих инфраструктуру,             |позволяющее осуществлять устойчивое,  |
|обеспечивающую безопасность             |непрерывное и оперативное управление  |
|жизнедеятельности населения, снижение   |объединенными силами и средствами     |
|рисков чрезвычайных ситуаций            |поиска и спасения людей в случае      |
|природного и техногенного характера и   |возникновения чрезвычайных ситуаций;  |
|смягчение их последствий;               |недостаточный уровень знаний и        |
|наличие в Ярославской области учебной   |навыков руководителей всех уровней    |
|базы для подготовки и                   |управления, особенно органов местного |
|совершенствования специалистов по       |самоуправления муниципальных          |
|гражданской обороне и чрезвычайным      |образований области и организаций, в  |
|ситуациям;                              |области подготовки к управлению и     |
|наличие в муниципальных образованиях и  |управлению силами и средствами,       |
|организациях на территории Ярославской  |входящими в состав звеньев            |
|области соответственно единых дежурно-  |территориальной подсистемы единой     |
|диспетчерских служб и дежурно-          |государственной системы               |
|диспетчерских служб;                    |предупреждения и ликвидации           |
|наличие в Ярославской области           |чрезвычайных ситуаций в сфере защиты  |
|функционирующей системы подготовки      |населения, территорий и объектов      |
|руководящего состава, должностных лиц   |экономики от чрезвычайных ситуаций;   |
|и специалистов в области защиты         |неразвитость телекоммуникационной     |
|населения от угроз различного характера;|инфраструктуры в ряде районов области |
|наличие в Ярославской области учебной   |и, как следствие, "цифровой разрыв"   |
|базы для подготовки спасателей и        |между органами исполнительной власти  |
|совершенствования их навыков            |области и органами местного           |
|                                        |самоуправления муниципальных          |
|                                        |образований области, недостаточный    |
|                                        |уровень ИТ-грамотности и невысокая    |
|                                        |профессиональная квалификация         |
|                                        |сотрудников единых дежурно-           |
|                                        |диспетчерских служб и дежурно-        |
|                                        |диспетчерских служб в муниципальных   |
|                                        |образованиях и в организациях области;|
|                                        |недостаточный уровень знания всеми    |
|                                        |группами населения правил поведения и |
|                                        |основных мер безопасности при         |
|                                        |возникновении чрезвычайных ситуаций,  |
|                                        |приемов оказания первой помощи,       |
|                                        |правил пользования индивидуальными    |
|                                        |средствами защиты                     |
|----------------------------------------+--------------------------------------|
|                                        |              Угрозы (T)              |
|                                        |                                      |
|                                        |                                      |
|----------------------------------------+--------------------------------------|
|наличие государственной политики в      |постоянное ухудшение состояния        |
|сфере снижения рисков чрезвычайных      |дорожного покрытия на территории      |
|ситуаций природного и техногенного      |области и в связи с этим значительное |
|характера и смягчения их последствий;   |увеличение времени прибытия сил и     |
|внимание на федеральном уровне и        |средств спасения и пожаротушения к    |
|политическая поддержка в Ярославской    |месту возникновения чрезвычайного     |
|области деятельности по развитию,       |происшествия;                         |
|направленной на совершенствование       |низкий уровень предложения на рынке   |
|функциональных характеристик            |труда высококвалифицированных         |
|компонентов в сфере снижения рисков     |специалистов для государственных      |
|чрезвычайных ситуаций природного и      |учреждений пожаротушения, поиска и    |
|техногенного характера и смягчения их   |спасения людей;                       |
|последствий;                            |возможность изменения                 |
|возможность использования передового    |законодательства на федеральном       |
|российского и зарубежного опыта для     |уровне;                               |
|улучшения оснащенности компонентов      |возможность изменения климата,        |
|противопожарной службы Ярославской      |которое повысит вероятность           |
|области, а также системы поиска и       |возникновения чрезвычайных ситуаций   |
|спасения людей на территории области    |                                      |
---------------------------------------------------------------------------------

                                                          Приложение 2
                                                           к Концепции


                                РИСКИ,
                    возникающие при реализации ОЦП


--------------------------------------------------------------------------------------------------
|                               Наименование риска                                |Величина риска|
|                                                                                 |   (баллов)   |
|---------------------------------------------------------------------------------+--------------|
|Невыполнение объемов финансирования ОЦП                                          |      6       |
|---------------------------------------------------------------------------------+--------------|
|Срыв сроков реализации мероприятий ОЦП                                           |      9       |
|---------------------------------------------------------------------------------+--------------|
|Изменения федерального законодательства, регулирующего отношения в сфере снижения|      12      |
|рисков чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, содержащие     |              |
|требования, несовместимые с проводимыми в рамках ОЦП мероприятиями               |              |
|---------------------------------------------------------------------------------+--------------|
|Повышение стоимости приобретаемого оборудования и техники                        |      6       |
|---------------------------------------------------------------------------------+--------------|
|Изменения климата, влияющие на вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций   |      1       |
--------------------------------------------------------------------------------------------------

                               ТАБЛИЦА
            анализа рисков, возникающих при реализации ОЦП


---------------------------------------------------------------------------------------------------------
|N |          Наименование          |Величина|    Предупредительные меры    |    Меры по исправлению    |
|п/|             риска              | риска  |  (предупреждающие действия)  | (корректирующие действия) |
|п |                                |(баллов)|                              |                           |
|--+--------------------------------+--------+------------------------------+---------------------------|
|1.|Невыполнение объемов            |   6    |ранжировать мероприятия ОЦП   |исполнение мероприятий     |
|  |финансирования ОЦП              |        |по приоритету реализации      |ОЦП, имеющих низкие        |
|  |                                |        |                              |приоритеты, будет          |
|  |                                |        |                              |переноситься на более      |
|  |                                |        |                              |поздний срок               |
|--+--------------------------------+--------+------------------------------+---------------------------|
|2.|Срыв сроков реализации отдельных|   9    |при исполнении ОЦП            |принятие мер для           |
|  |мероприятий ОЦП                 |        |осуществляется ежемесячный    |устранения причин,         |
|  |                                |        |мониторинг хода выполнения    |вызывающих затруднение     |
|  |                                |        |мероприятий и оперативное     |или прекращение            |
|  |                                |        |выявление причин, приводящих к|реализации отдельных       |
|  |                                |        |срыву реализации отдельных    |мероприятий ОЦП,           |
|  |                                |        |мероприятий ОЦП               |внесение изменений в ОЦП   |
|--+--------------------------------+--------+------------------------------+---------------------------|
|3.|Изменения федерального          |   12   |при реализации ОЦП            |приведение в соответствие с|
|  |законодательства, регулирующего |        |исполнители осуществляют      |новыми требованиями        |
|  |отношения в сфере повышения     |        |тесное взаимодействие с       |федерального               |
|  |безопасности жизнедеятельности  |        |территориальными органами     |законодательства отдельных |
|  |населения и содержащих          |        |федеральных органов           |положений ОЦП              |
|  |требования, несовместимые с     |        |исполнительной власти и       |                           |
|  |проводимыми в рамках ОЦП        |        |мониторинг федерального       |                           |
|  |мероприятиями                   |        |законодательства              |                           |
|--+--------------------------------+--------+------------------------------+---------------------------|
|4.|Повышение стоимости             |   6    |изучение рынка сбыта          |проведение новых           |
|  |приобретаемого оборудования и   |        |оборудования и техники        |аукционов по закупке       |
|  |техники                         |        |                              |оборудования и техники     |
|--+--------------------------------+--------+------------------------------+---------------------------|
|5.|Изменения климата, влияющие на  |   1    |при реализации ОЦП            |пересмотр целевых          |
|  |вероятность возникновения       |        |исполнители осуществляют      |значений показателей, и,   |
|  |чрезвычайных ситуаций           |        |мониторинг состояния          |возможно, отказ от         |
|  |                                |        |окружающей среды              |реализации отдельных       |
|  |                                |        |                              |мероприятий и даже задач   |
|  |                                |        |                              |ОЦП                        |
---------------------------------------------------------------------------------------------------------


Информация по документу
Читайте также