Расширенный поиск
Постановление Правительства Ярославской области от 30.11.2011 № 953-пПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 30.11.2011 N 953-п г. Ярославль Об утверждении Концепции областной целевой программы "Гармонизация межнациональных отношений в Ярославской области" на 2012-2014 годы В соответствии с постановлением Правительства области от 01.06.2011 N 412-п "О развертывании системы управления программами и проектами в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях аппарата Правительства области", а также в целях гармонизации межнациональных отношений в Ярославской области ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию областной целевой программы "Гармонизация межнациональных отношений в Ярославской области" на 2012-2014 годы. 2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Березкина С. В. 3. Постановление вступает в силу с момента подписания. Губернатор области С.А. Вахруков УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства области от 30.11.2011 N 953-п КОНЦЕПЦИЯ областной целевой программы "Гармонизация межнациональных отношений в Ярославской области" на 2012-2014 годы I. Общие положения --------------------------------------------------- |Заказчик Программы |Правительство Ярославской | | |области | |---------------------+---------------------------| |Краткое описание |приведено в приложении 1 к | |анализа ситуации |Концепции | |---------------------+---------------------------| |Возможные варианты |приведены в приложении 3 | |решения |к Концепции | |---------------------+---------------------------| |Дата начала Программы|01.01.2012 | |---------------------+---------------------------| |Дата окончания |31.12.2014 | |Программы | | |---------------------+---------------------------| |Разработчики |- административно- | |Программы |контрольное управление | | |Правительства области; | | |- Ярославское региональное | | |отделение Общероссийской | | |общественной организации | | |"Ассамблея народов | | |России"; | | |- Ярославская региональная | | |общественная организация | | |поддержки гражданских | | |инициатив "Диалог" | |---------------------+---------------------------| |Ответственный |Правительство области в | |исполнитель |лице административно- | |Программы |контрольного управления | | |Правительства области | |---------------------+---------------------------| |Исполнитель |Правительство области в | |Программы |лице административно- | | |контрольного управления | | |Правительства области | |---------------------+---------------------------| |Участники Программы |- департамент | | |информационно- | | |аналитического | | |обеспечения органов | | |государственной власти | | |Ярославской области; | | |- департамент культуры | | |Ярославской области; | | |- департамент образования | | |Ярославской области; | | |- департамент по делам | | |молодежи, физической | | |культуре и спорту | | |Ярославской области; | | |- управление по вопросам | | |местного самоуправления | | |Правительства области; | | |- управление коммуникаций | | |и общественных связей | | |Правительства области; | | |- органы местного | | |самоуправления | | |муниципальных | | |образований Ярославской | | |области | |---------------------+---------------------------| |Куратор Программы |заместитель Губернатора | | |области | | |Березкин С. В. | | | | |---------------------+---------------------------| |Ответственные лица |- Дубов В. М., начальник | |для контактов |административно- | | |контрольного управления | | |Правительства области, тел.| | |(4852) 40-07-79; | | |- Ямщиков И. А., | | |заместитель начальника | | |административно- | | |контрольного управления | | |Правительства области, | | |тел. (4852) 40-14-05 | --------------------------------------------------- II. Общая потребность в ресурсах ----------------------------------------------------- | Источники |Един-| Предельный объем | | финансирования | ица | финансирования | | |изме-|----------------------------| | |рени |всего|2012 г.|2013 г.|2014 г| | | я | | | | . | | | | | | | | |----------------+-----+-----+-------+-------+------| |Областной бюджет|млн. | 2,0 | 2,0 | 0 | 0 | | |руб. | | | | | | | | | | | | |----------------+-----+-----+-------+-------+------| |Внебюджетные |млн. | 2,9 | 0,4 | 1,1 | 1,4 | |источники |руб. | | | | | | | | | | | | |----------------+-----+-----+-------+-------+------| |Всего |млн. | 4,9 | 2,4 | 1,1 | 1,4 | | |руб. | | | | | | | | | | | | ----------------------------------------------------- III. Цель Программы ------------------------------------------------------------------------------------------------ | Наименование | Показатель |Обоснование| | цели |-------------------------------------------------------------| плановых | | |наименовани | единица |весовой | значение | значений | | | е |измерения |коэффиц-|----------------------------|показателя | | | | | иент |базовое| планируемое | | | | | | | |--------------------| | | | | | | |2012г.|2013г.|2014г.| | | | | | | | | | | | |--------------------+------------+----------+--------+-------+------+------+------+-----------| |Формирование |прирост |процентны-| 0,25 | нет | нет | 1,5 | 1,5 |значение | |межэтнической |доли | е пункты | |данных |данны | | |показателя | |толерантности и |населения | | | | х* | | |принято | |гражданского |Ярославской | | | | | | |расчетным | |согласия у жителей |области, | | | | | | |путем | |Ярославской области |отмечающей | | | | | | | | |на основе духовных и|отсутствие | | | | | | | | |нравственных устоев |социальных | | | | | | | | |многонационального |конфликтов | | | | | | | | |российского общества|на почве | | | | | | | | | |межэтническ-| | | | | | | | | |их | | | | | | | | | |отношений | | | | | | | | | |------------+----------+--------+-------+------+------+------+-----------| | |прирост |процентны-| 0,3 | нет | нет | 1,1 | 1,1 |значение | | |доли | е пункты | |данных |данны | | |показателя | | |граждан, | | | | х* | | |принято | | |удовлетворе-| | | | | | |расчетным | | |нных | | | | | | |путем | | |имеющимис- | | | | | | | | | |я | | | | | | | | | |возможностя-| | | | | | | | | |ми | | | | | | | | | |реализации | | | | | | | | | |своих | | | | | | | | | |национальн- | | | | | | | | | |ых | | | | | | | | | |потребносте | | | | | | | | | |й, от всего | | | | | | | | | |населения | | | | | | | | | |Ярославской | | | | | | | | | |области | | | | | | | | |--------------------+------------+----------+--------+-------+------+------+------+-----------| | |прирост |процентны-| 0,15 | нет | нет | 1,4 | 1,4 |значение | | |уровня | е пункты | |данных |данны | | |показателя | | |толерантног-| | | | х* | | |принято | | |о отношения | | | | | | |расчетным | | |к | | | | | | |путем | | |представите-| | | | | | | | | |лям других | | | | | | | | | |национально-| | | | | | | | | |стей и | | | | | | | | | |вероисповед-| | | | | | | | | |ания (по | | | | | | | | | |данным | | | | | | | | | |соцопроса) | | | | | | | | | |------------+----------+--------+-------+------+------+------+-----------| | |прирост |процентны-| 0,1 | нет | нет | 1,4 | 1,4 |значение | | |доли | е пункты | |данных |данны | | |показателя | | |населения | | | | х* | | |принято | | |Ярославской | | | | | | |расчетным | | |области, | | | | | | |путем | | |толерантно | | | | | | | | | |относящейся | | | | | | | | | |к мигрантам | | | | | | | | | |------------+----------+--------+-------+------+------+------+-----------| | |прирост |процентны-| 0,1 | нет | нет | 1,1 | 1,1 |значение | | |доли | е пункты | |данных |данны | | |показателя | | |мигрантов, | | | | х* | | |принято | | |оценивающи- | | | | | | |расчетным | | |х | | | | | | |путем | | |этническую | | | | | | | | | |ситуацию в | | | | | | | | | |Ярославской | | | | | | | | | |области как | | | | | | | | | |благоприятн-| | | | | | | | | |ую, от | | | | | | | | | |общего | | | | | | | | | |числа | | | | | | | | | |зарегистрир-| | | | | | | | | |ованных | | | | | | | | | |мигрантов | | | | | | | | |--------------------+------------+----------+--------+-------+------+------+------+-----------| | |прирост |процентны-| 0,1 | нет | нет | 1,5 | 1,5 |значение | | |доли | е пункты | |данных |данны | | |показателя | | |представите-| | | | х* | | |принято | | |лей диаспор | | | | | | |расчетным | | |от общего | | | | | | |путем | | |числа, | | | | | | | | | |постоянно | | | | | | | | | |проживающ- | | | | | | | | | |их в | | | | | | | | | |Ярославской | | | | | | | | | |области, | | | | | | | | | |оценивающи- | | | | | | | | | |х | | | | | | | | | |этническую | | | | | | | | | |ситуацию в | | | | | | | | | |Ярославской | | | | | | | | | |области как | | | | | | | | | |благоприятн-| | | | | | | | | |ую | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------ *Данные будут определены по итогам исследований (опросов), проводимых в 2012 году в рамках Программы. IV. Задачи Программы ---------------------------------------------------------------------------------------------- |N | Наименование | Весовой | Результат | |п/| задачи |коэффици-|------------------------------------------------------------| |п | | ент | наименование |единиц | значение | | | | | | а |----------------------------| | | | | |измере-|базов-| планируемое | | | | | | ния | ое |---------------------| | | | | | | |2012 г|2013 г|2014 г.| | | | | | | |. |. | | | | | | | | | | | | |--+------------------+---------+-----------------------+-------+------+------+------+-------| |1.|Информационное | 0,1 |количество материалов |ед./год| нет | 30 | 35 | 35 | | |обеспечение | |по вопросам | |данны | | | | | | | |межнациональных и | | х | | | | | | | |межконфессиональных | | | | | | | | | |отношений, | | | | | | | | | |взаимодействия культур | | | | | | | | | |и формирования | | | | | | | | | |толерантного сознания, | | | | | | | | | |размещенных на | | | | | | | | | |государственных | | | | | | | | | |информационных | | | | | | | | | |ресурсах | | | | | | |--+------------------+---------+-----------------------+-------+------+------+------+-------| |2.|Вовлечение | 0,3 |количество мероприятий | ед. | нет | 100 | 120 | 130 | | |населения | |этнокультурной |(чел.) |данны |(8000)|(9500)|(11000 | | |Ярославской | |направленности в рамках| | х | | | ) | | |области в | |реализуемых программ и | | | | | | | |мероприятия по | |проектов, количество их| | | | | | | |вопросам | |участников | | | | | | | |межнациональных | | | | | | | | | |и | | | | | | | | | |межконфессиональ- | | | | | | | | | |ных отношений, | | | | | | | | | |взаимодействия | | | | | | | | | |культур и | | | | | | | | | |формирования | | | | | | | | | |толерантного | | | | | | | | | |сознания | | | | | | | | |--+------------------+---------+-----------------------+-------+------+------+------+-------| |3.|Формирование | 0,3 |наличие в планах |да/нет | нет | да | да | да | | |условий для | |мероприятий органов | |данны | | | | | |обсуждения | |исполнительной власти | | х | | | | | |проблем и | |области и органов | | | | | | | |конфликтов на | |местного самоуправления| | | | | | | |почве | |муниципальных | | | | | | | |межэтнических | |образований области | | | | | | | |отношений | |мероприятий | | | | | | | | | |этнокультурной | | | | | | | | | |направленности | | | | | | |--+------------------+---------+-----------------------+-------+------+------+------+-------| |4.|Актуализация | 0,2 |наличие необходимой и |да/нет | нет | нет | да | да | | |нормативной базы | |достаточной | |данны | | | | | |для | |региональной | | х | | | | | |удовлетворения | |нормативной правовой | | | | | | | |национально- | |базы этнокультурной | | | | | | | |культурных и | |направленности | | | | | | | |социальных | | | | | | | | | |интересов народов,| | | | | | | | | |проживающих на | | | | | | | | | |территории | | | | | | | | | |Ярославской | | | | | | | | | |области | | | | | | | | |--+------------------+---------+-----------------------+-------+------+------+------+-------| |5.|Воспитание | 0,1 |наличие в планах |да/нет | нет | да | да | да | | |уважительного | |учреждений образования | |данны | | | | | |отношения к | |области детских и | | х | | | | | |истории, | |молодежных | | | | | | | |традициям и | |мероприятий, | | | | | | | |языкам этнических | |направленных на | | | | | | | |групп, | |воспитание | | | | | | | |проживающих в | |уважительного | | | | | | | |Ярославской | |отношения к истории, | | | | | | | |области | |традициям и языкам | | | | | | | | | |этнических групп, | | | | | | | | | |проживающих в | | | | | | | | | |Ярославской области | | | | | | ---------------------------------------------------------------------------------------------- V. Риски Программы ----------------------------- | Наименование риска |Балл| |----------------------+----| |Невыполнение объемов | 6 | |финансирования | | |----------------------+----| |Срыв сроков реализации| 6 | |мероприятий | | ----------------------------- Приложение 1 к Концепции АНАЛИЗ состояния и основные проблемы гармонизации межнациональных отношений в Ярославской области Напряженные межнациональные отношения в бывших союзных республиках, массовые столкновения, военные конфликты усилили территориальную подвижность населения. По данным исследований, наша область приняла значительное число русскоязычных беженцев. В решении этой проблемы участвуют многие организации. По данным Института социально-политических исследований Российской академии наук, Ярославская область относится к регионам со средней степенью национальной напряженности. По результатам исследования 36 процентов респондентов отмечают национальную напряженность, а 46 процентов характеризуют ситуацию как стабильную. Однако есть признаки роста межнациональной напряженности. Сталкиваются интересы коренного населения и представителей других национальностей, есть факты и открытых конфликтов, происшедших в Мышкине, Угличе, Ростове, Ярославле. Нельзя не отметить усиление националистических настроений, возникновения группировок, объединенных идеей освобождения России от неславянских народов вплоть до насильственного их вытеснения. В Ярославле нет четко оформленных групп такой направленности. Анализ данных переписей населения показывает снижение удельного веса русских в Ярославской области с 97,7 процента в 1959 году до 96,4 процента в 1989 году и 95,15 процента в 2002 году. Результаты переписи 2010 года по этническому составу территорий пока не обнародованы. Но, вероятно, данная тенденция сохранилась, и доля русских продолжила сокращаться. Из других национальностей наиболее многочисленные были украинцы, татары, армяне, азербайджанцы, белорусы, езиды, цыгане, грузины, немцы и евреи. Отмечен прирост числа чеченцев, ингушей, лезгин, даргинцев, осетин - преимущественно мужчин. Таблица 1* Этнический состав Ярославской области по данным переписи 2002 года ---------------------------------------------------- |N | Национальность |Количество| |п/п| | | |---+-----------------------------------+----------| | 1 | 2 | 3 | |---+-----------------------------------+----------| |1. |Русские | 1301130| | | | | |---+-----------------------------------+----------| |2. |Украинцы | 13155| | | | | |---+-----------------------------------+----------| |3. |Татары | 6175| | | | | |---+-----------------------------------+----------| |4. |Армяне | 5993| | | | | |---+-----------------------------------+----------| |5. |Азербайджанцы | 5667| | | | | |---+-----------------------------------+----------| |6. |Белорусы | 4275| | | | | |---+-----------------------------------+----------| |7. |Езиды | 2718| | | | | |---+-----------------------------------+----------| |8. |Цыгане | 1308| | | | | |---+-----------------------------------+----------| |9. |Грузины | 1169| | | | | |---+-----------------------------------+----------| |10.|Немцы | 1042| | | | | |---+-----------------------------------+----------| |11.|Евреи | 1014| | | | | |---+-----------------------------------+----------| |12.|Чуваши | 991| | | | | |---+-----------------------------------+----------| |13.|Чеченцы | 989| | | | | |---+-----------------------------------+----------| |14.|Молдаване | 820| | | | | |---+-----------------------------------+----------| |15.|Таджики | 725| | | | | |---+-----------------------------------+----------| |16.|Мордовцы | 713| | | | | |---+-----------------------------------+----------| |17.|Узбеки | 687| | | | | |---+-----------------------------------+----------| |18.|Ингуши | 511| | | | | |---+-----------------------------------+----------| |19.|Лица других национальностей | 6623| | | | | |---+-----------------------------------+----------| |20.|Лица, не указавшие национальность в| 11830| | |переписном листе | | ---------------------------------------------------- *Показаны национальности численностью более 500 человек По оценкам экспертов, на территории Ярославской области проживают представители более 70 этнических групп. В Ярославской области насчитывается 35 национально-культурных объединений. В 1999 г. по инициативе 14 диаспор было образовано Ярославское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Ассамблея народов России". Сейчас 24 организация входит в Ярославское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Ассамблея народов России". По данным опроса департамента информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской области, проведенного в конце октября 2010 года выборкой 1018 человек, 20,6 процента респондентов встречало проявления национальной или религиозной дискриминации, 15,2 процента респондентов отметили, что у них есть негативные эмоции к представителям иной национальности, религиозной конфессии. По данным социологического исследования "Толерантность межнациональных отношений в молодежной среде", проведенного в марте- апреле 2011 года государственным учреждением Ярославской области "Ярославский областной молодежный информационный центр" объемом выборки 1447 человек, 16 процентов молодежи не считает себя терпимыми по отношению к людям иной национальности, а четверть - уклонилась от ответа. В целом примерно треть молодежи придерживается интолерантных представлений и взглядов в сфере межнациональных отношений. Наличие прямой неприязни к представителям какой-либо определенной национальности высказали 27 процентов молодых людей. Проведенный в 2011 году в рамках подготовки ежегодного доклада Общественной палаты Ярославской области эксперт-опрос позволяет говорить о том, что в Ярославской области существует достаточно высокая толерантность к вероисповеданию, к лицам других конфессий и национальностей. В среднем показатель эксперт-опроса "Терпимость к вероисповеданию, к лицам других конфессий и национальностей" получил 6,5 балла. Это на 0,5 балла ниже, чем в 2009 году. Более высокие баллы выставлялись представителями органов управления - в среднем 7,23 балла, в то время как сотрудники и активисты некоммерческих организаций, а также представители бизнеса оценили данный показатель в 6,1 балла. Двадцать процентов сотрудников и активистов некоммерческих организаций выставили 8 баллов, 18 процентов выбрали оценку 6, и 14 процентов - оценку 5. Кроме того, по 12 процентов сотрудников и активистов некоммерческих организаций выбрали оценки 4 и 7 баллов. Двадцать девять процентов представителей бизнеса оценили данный показатель на 8 баллов, по 15 процентов выбрали оценки 5,6 и 7, еще по 9 процентов бизнесменов поставили оценки 3 и 4 балла. Большинство (28 процентов) представителей органов власти оценили терпимость к вероисповеданию на 7 баллов, 25 процентов - оценку 8, 13 процентов - оценку 9 и 10 процентов - оценку 10 баллов. Никто из представителей органов власти не выбрал оценки 1 и 3 балла. Почти четверть (24 процента) опрошенных оценили показатель "Терпимость к вероисповеданию, к лицам других конфессий и национальностей" на 8 баллов, 18 процентов - на 7 балов, по 13 процентов выставили оценки в 5 и 6 баллов. Терпимость к вероисповеданию, к лицам других конфессий и национальности (график не приводится) Двадцать четыре процента руководителей некоммерческих организаций Ярославской области, принявших участие в опросе, проведенном в ходе подготовки Доклада о состоянии гражданского общества в Ярославской области, отметило, что деятельность по укреплению межнациональных, межэтнических и межконфессиональных отношений, профилактика экстремизма и ксенофобии является наиболее актуальной в настоящее время, 8 процентов указали, что эта деятельность является основной для их организации. Необходимо отметить достаточно высокий уровень ксенофобии в Ярославской области. Так потенциальные квартиросъемщики в частных газетных объявлениях об аренде жилья указывают на свою этническую принадлежность - русский - при поиске квартиры. Выборочные исследования методом контент-анализа объявлений в газете частных объявлений "Из рук в руки" в 2002 г., 2008 г., 2009 г. демонстрируют достаточно высокий уровень ксенофобии. В среднем в 30 процентах объявлений указывается на русскость потенциальных арендаторов жилья. Стоит отметить, что в ряде проанализированных выпусков этот показатель доходил до 38 процентов. Таблица 2 Желающие снять жилье в Ярославле и указывающие свою национальность (2002-2009 гг.) -------------------------------------------------------------- |Номе- |Год | Число |Страниц|Количес-|Количеств-| Процент | | р | | |ы/часть| тво | о |указавших| |газет-| | | |объявле-|указавших |"русский"| |ы "Из | | | | ний |"русский" | | |рук в | | | | | | | |руки" | | | | | | | |------+----+----------+-------+--------+----------+---------| | 261 |2002|08 января | 7-8/1 | 104 | 27 | 26 | |------+----+----------+-------+--------+----------+---------| | 269 |2002| 05 марта |13-14/1| 161 | 55 | 34 | |------+----+----------+-------+--------+----------+---------| | 278 |2002| 07 мая | 7-8/1 | 98 | 27 | 27 | |------+----+----------+-------+--------+----------+---------| | 286 |2002| 01 июля | 14/1 | 101 | 23 | 23 | |------+----+----------+-------+--------+----------+---------| | 295 |2002| 02 |13-14/1| 233 | 70 | 30 | | | | сентября | | | | | |------+----+----------+-------+--------+----------+---------| | 304 |2002|04 ноября |15-16/1| 245 | 67 | 29 | |------+----+----------+-------+--------+----------+---------| | 814 |2008| 31 июля |28-29/1| 247 | 66 | 37 | |------+----+----------+-------+--------+----------+---------| | 828 |2008| 18 |28-29/1| 338 | 102 | 30 | | | | сентября | | | | | |------+----+----------+-------+--------+----------+---------| | 831 |2008|01 октября|42-43/1| 292 | 105 | 34 | |------+----+----------+-------+--------+----------+---------| | 839 |2008|29 октября|40-41/1| 381 | 148 | 38 | |------+----+----------+-------+--------+----------+---------| | 857 |2008|29 декабря| 42/1 | 403 | 103 | 25 | |------+----+----------+-------+--------+----------+---------| | 863 |2009|29 января |37-38/1| 330 | 112 | 33 | |------+----+----------+-------+--------+----------+---------| | 880 |2009| 30 марта |45-46/1| 411 | 98 | 24 | |------+----+----------+-------+--------+----------+---------| |всего | | | | 3344 | 1003 | 29,99 | -------------------------------------------------------------- Этнополитическую ситуацию в данный момент как нестабильную оценивать нельзя. Русские, указывающие свою национальность в объявлениях знают о том, что некоторым хозяевам квартир не хочется впускать в свое жилье нерусских, поэтому используют имеющееся у них преимущество по национальному признаку. Даже с этой точки зрения налицо достаточно высокий уровень институционализации этнической принадлежности в качестве способа конкуренции, что не может не разделять представителей разных народов, проживающих в Ярославле. Кроме того, продолжается иноэтничный миграционный поток в регион, усиливающий ксенофобию укоренившегося населения. В 2008 году в Ярославскую область прибыло из других субъектов Российской Федерации 6492 человека, из зарубежных стран - 3026 человек (в том числе из Армении - 798, из Узбекистана - 443, с Украины - 434, из Азербайджана - 361, из Молдовы - 216, из Казахстана - 179, из Таджикистана - 149, из Киргизии - 131, из Грузии - 127). Наряду с привлечением трудовых ресурсов процесс миграции приводит к качественно новым демографическим и этническим изменениям в структуре населения Ярославской области. При этом нет никаких правовых оснований для сокращения или прекращения миграции. Очевидно, что она будет увеличиваться и влиять на все стороны жизни региона, что скажется на межнациональных отношениях. Обозначилась тенденция формирования компактного проживания этнических групп. Осуществляется процесс самоорганизации этнических групп, ведущий к образованию центров влияния, позиционированию части этнической элиты в качестве знаковых фигур общественно-политической жизни Ярославской области. Наблюдается конкуренция между этническими группами в сфере собственности, бизнеса и предпринимательства. Отмечается объединение и позиционирование молодежи и студенчества по этническому принципу. В Ярославской области создается нормативно-правовая база для регулирования вопросов взаимодействия с национальными и религиозными объединениями, гармонизации межнациональных отношений, миграционных процессов. В частности можно отметить: - приказ департамента информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской области от 25.12.2008 N 1 "Об утверждении ведомственной целевой программы развития институтов гражданского общества и гармонизации межнациональных отношений в Ярославской области на 2010-2012 годы", в котором закрепляются принципы бюджетной поддержки гражданских инициатив общественных объединений, направленных на гармонизацию межнациональных отношений в Ярославской области; - постановление Правительства области от 20.09.2011 N 704-п "О Концепции областной целевой программы сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов в Ярославской области на 2012-2014 годы"; - указ Губернатора Ярославской области от 16.02.2011 N 38 "Об образовании координационного совета Ярославской области по вопросам межнациональных отношений", создающий совещательный орган при высшем должностном лице Ярославской области. Также заключено Соглашение между Министерством регионального развития Российской Федерации и Ярославской областью о сотрудничестве в сфере реализации государственной национальной политики от 19 августа 2011 года N 221. SWOT - анализ межнациональных отношений в Ярославской области представлен в приложении 2 к Концепции. Приложение 2 к Концепции SWOT - АНАЛИЗ межнациональных отношений в Ярославской области -------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | ВОЗМОЖНОСТИ | УГРОЗЫ | |-------------------------------------+---------------------------------+------------------------------| | |- за счет мигрантов в Ярославской|- неконтролируемая массовая | | |области (в основном из стран СНГ)|миграция и наносимый ею | | |частично компенсируется |ущерб; | | |естественная убыль населения. |- конфликты на почве | | |Своим трудом мигранты |национальной принадлежности, | | |содействуют развитию экономики |а в случае наложения каких- | | |Ярославской области; |либо национальных | | |- представители различных |противоречий на | | |этнических групп делают |неблагоприятные социальные | | |культурное пространство |условия конфликт может | | |Ярославской области |приобрести форму острого | | |разнообразным |противостояния; | | | |- стереотипное восприятие | | | |этническими группами друг | | | |друга; | | | |- потеря этнической | | | |идентичности, самобытности | | | |представителями различных | | | |этнических общностей. Данное | | | |явление достаточно опасно, так| | | |как для представителя не | | | |титульной национальности это | | | |означает "отрыв от корней" без| | | |формирования связи с новой | | | |этнической группой. | | | |Формируется проблема | | | |отчужденности от | | | |общественной жизни; | | | |- развитие националистических | | | |взглядов и идей среди ряда | | | |общественных групп, в том | | | |числе и в молодежной среде; | | | |- распространение экстремизма,| | | |к которому большинство | | | |членов общества научились | | | |относиться как к негативному, | | | |но привычному явлению; | | | |- способность | | | |националистических | | | |группировок к стремительному | | | |преобразованию и | | | |приспосабливанию к | | | |меняющимся условиям; | | | |- низкое | | | |антинационалистическое | | | |сознание среди населения | | | |Ярославской области; | | | |- продолжающееся изменение | | | |национально-культурного | | | |состава населения и | | | |неуправляемость процесса | | | |миграции ведут к росту | | | |напряженности между | | | |титульным населением и | | | |мигрантами; | | | |- неуправляемость ситуацией | | | |(кризисом) со стороны власти; | | | |- этнополитические конфликты | | | |с непредсказуемыми | | | |последствиями; | | | |- представители различных | | | |этнических групп, как правило,| | | |психологически настроены на | | | |то, чтобы не "потеряться" и не| | | |ассимилироваться с "чужим" | | | |народом. Поэтому | | | |наблюдаются противоречия в | | | |их стремлении адаптироваться | | | |и в то же время сохранить свою| | | |этническую общность как | | | |самостоятельное культурное | | | |целое; | | | |- языковой барьер. Уровни | | | |языкового барьера варьируются | | | |начиная с представителей | | | |меньшинств, которые не | | | |говорят на языке государства. | | | |Далее идут те, для кого | | | |государственный язык является | | | |не родным, а вторым языком, и | | | |говорят на нем с различной | | | |степенью совершенства. И | | | |наконец, те, для кого он | | | |является первым языком, но не | | | |является языком их семей; | | | |- негативная реакция русского | | | |населения Ярославской области | | | |на рост национального | | | |самосознания национальных | | | |меньшинств, вопреки тому что | | | |народы испытывают | | | |объективную потребность в | | | |сохранении этнических групп; | | | |- сложные отношения | | | |мигрантов и представителей | | | |национальных меньшинств с | | | |правоохранительными | | | |органами. Их нежелание | | | |решать спорные ситуации и | | | |нарушения своих прав при | | | |помощи суда и сотрудников | | | |полиции; | | | |- взаимодействие этнических | | | |групп "внутри" себя, | | | |обособленность коренных | | | |народов. Все коммуникации в | | | |основном проходят именно в | | | |рамках собственного этноса, | | | |который зачастую в большей | | | |степени не доступен | | | |"посторонним" | |-------------------------------------+---------------------------------+------------------------------| | | ВОЗМОЖНОСТИ/СИЛЬНЫЕ | УГРОЗЫ/СИЛЬНЫЕ | | | СТОРОНЫ | СТОРОНЫ | | | | | |-------------------------------------+---------------------------------+------------------------------| |- многовековой опыт мирного |благодаря большому количеству |за счет большого количества | |совместного проживания на |законов и нормативных актов, |законов и нормативных актов, | |территории Ярославской области |регулирующих права |регулирующих права | |представителей различных |национальных меньшинств и |национальных меньшинств и | |этнических и конфессиональных |пресекающих их дискриминацию, |пресекающих их | |групп; |а также активному участию |дискриминацию, а также | |- развитие экономики области за счет |органов исполнительной власти, |активного участия органов | |привлечения в нее средств различных |опыту предыдущего |исполнительной власти высока | |этнических экономически |бесконфликтного проживания на |вероятность предотвращения | |состоятельных организаций; |территории Ярославской области |увеличения количества | |- значительное внимание органов |этнических групп существует |участников | |государственной власти и органов |высокая вероятность реализации |националистических | |местного самоуправления вопросам |возможности по стабилизации |группировок и искоренения | |этнической коммуникации и |этнополитической ситуации в |неправомерных связей в | |миграции; |области. |государственных органах, | |- представители различных этносов |Активное взаимодействие всех |имеющих отношение к | |имеют возможность свободно |субъектов (членов Ярославского |национальным меньшинствам. | |отстаивать свои интересы. В области |регионального отделения |Повышение | |официально действуют организации, |Общероссийской общественной |информированности жителей | |представляющие интересы различных |организации "Ассамблея народов |Ярославской области о | |этнических меньшинств: Ярославская |России", представителей диаспор, |традициях, культуре различных | |областная общественная организация |членов координационного совета |этнических групп будет | |"Армянское общество "Наири", |Ярославской области по вопросам |содействовать формированию | |Ярославская региональная |межнациональных отношений, |толерантности в отношениях | |азербайджанская национально- |депутатов Ярославской областной |друг с другом представителей | |культурная автономия, Ярославская |Думы) дает хорошую возможность |различных этнических | |региональная благотворительная |для налаживания системы |общностей. | |организация "Объединение немцев |межэтнического взаимодействия и |Задача средств массовой | |Ярославской области", Ярославская |улучшению этнополитической |информации - грамотно, | |областная общественная организация |ситуации в регионе. Объединив |корректно представить, а | |"Общество чечено-ингушской |силы и направив их на реализацию |власти - вовремя предотвратить| |культуры "Вайнах", Ярославская |существующих возможностей, |разжигание межэтнических | |региональная общественная |можно создать межэтническую |конфликтов, рост | |организация русско-белорусской |площадку для дискуссий, а при |националистических | |дружбы "Сяброуства" и др. Наиболее |участии средств массовой |настроений, перерастание | |крупными являются землячества, |информации сформировать |противоречий в конкретные и | |объединяющие армян (7696 человек), |представление у населения |реальные формы конфликта | |азербайджанцев (5767), езидов (2301),|Ярославской области о своей | | |грузин (1407), таджиков (1039), |области как многонациональном, | | |узбеков (1037), чеченцев (1008), |культурном, толерантном регионе | | |ингушей (748), лезгин (577). |нашей страны | | |Всего на территории области | | | |зарегистрированы и функционируют | | | |35 национальных общественных | | | |объединений, в том числе | | | |национально-культурные автономии | | | |регионального и местного уровней; | | | |-заинтересованность должностных | | | |лиц в стабилизации этнополитической | | | |ситуации в Ярославской области, | | | |посредством воспитания в обществе | | | |уважения к интересам и культурным | | | |особенностям национальных | | | |меньшинств, а также применения | | | |разрешенных законом мер к | | | |экстремистам, разжигающим | | | |национальную рознь; | | | |- весомое участие органов | | | |исполнительной власти Ярославской | | | |области в решении проблем, | | | |связанных с этническими | | | |конфликтами и их стабилизацией | | | |этнополитической ситуации в области | | | |в целом; | | | |- развитие межрегиональных и | | | |международных связей с | | | |территориями, где представители | | | |национальных меньшинств | | | |Ярославской области являются | | | |представителями титульной нации; | | | |- представление интересов этнических | | | |общностей Ярославской области в | | | |органах власти, в отношениях с | | | |другими объединениями; | | | |- налаживание межэтнических | | | |коммуникаций посредством создания | | | |площадок взаимодействия; | | | |- урегулирование межэтнических | | | |противоречий до перерастания их в | | | |стадию собственно конфликта; | | | |- пропаганда в средствах массовой | | | |информации культурного | | | |многообразия многонационального | | | |народа. Внедрение в телеэфир, | | | |колонки журналов, газет кампаний и | | | |программ, направленных на | | | |просвещение граждан о своем | | | |многонациональном регионе | | | |-------------------------------------+---------------------------------+------------------------------| | | ВОЗМОЖНОСТИ/ | УГРОЗЫ/СЛАБЫЕ СТОРОНЫ | | | СЛАБЫЕ СТОРОНЫ | | | | | | |-------------------------------------+---------------------------------+------------------------------| |- отсутствие эффективно работающей |неполнота и противоречия |из-за неполноты и | |системы интеграции мигрантов в |нормативных актов и законов, |противоречия нормативных | |социальную среду Ярославской |имеющих прямое отношение к |актов и законов, имеющих | |области. Нелегальная миграция |национальным меньшинствам, а |прямое отношение к | |является питательной почвой для |также негативное отношение со |национальным меньшинствам, | |различных правонарушений и |стороны русского населения, могут|а также негативного отношения | |преступлений от попрошайничества |помешать воспользоваться |со стороны русского населения,| |до терроризма; |предполагаемыми возможностями. |возможны значительный рост | |- отсутствие специализированной |Значительное государственное |националистических | |работы по позитивной |внимание, опыт бесконфликтного |группировок и их влияния, а | |социокультурной адаптации |проживания могут позволить |так же процветание | |мигрантов, обучающихся в средних |создать условия для преодоления |неправомерных связей в | |общеобразовательных учреждениях |языкового барьера мигрантами. |государственных органах, | |области; |Приезжающие мигранты смогут |имеющих отношение к | |- средства массовой информации не |адаптироваться и интегрироваться |национальным меньшинствам. | |ведут активных пропагандистских |в социум Ярославской области. |Этнические группы будут | |кампаний, направленных на |Экономика Ярославской области |замыкаться в себе, | |популяризацию культурного |получит значительные ресурсы для |бесконтрольные процессы | |многообразия многонационального |своего развития. |социализации в подростковом | |народа |Открытие площадки для диалога, |возрасте будут оставлять | | |освещение в средствах массовой |негативный след и | | |информации дает возможность |формировать отрицательное | | |открытого транслирования |отношение к окружающим. | | |этнополитической ситуации в |Неуправляемость и рост | | |регионе, развития межэтнического |националистических | | |взаимодействия, урегулирования |настроений, снижению которых | | |межнациональных отношений |не смогут поспособствовать | | | |средства массовой | | | |информации, приведет к | | | |конфликтным столкновениям | | | |массового характера, | | | |последствия которых будут | | | |непредсказуемы. | | | |Изменение ситуации возможно | | | |будет только за счет | | | |значительной активизации | | | |деятельности органов власти в | | | |сфере межнациональных | | | |отношений и миграции и | | | |существенного увеличение | | | |бюджетных средств, | | | |направляемых на | | | |гармонизацию | | | |межнациональных отношений | -------------------------------------------------------------------------------------------------------- Приложение 3 к Концепции ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ решения проблем гармонизации межнациональных отношений в Ярославской области Актуальность задачи гармонизации межнациональных отношений в Ярославской области обусловлена наличием в Стратегии социально- экономического развития Ярославской области до 2030 года цели вовлечения жителей в решение социально-экономических и общественно- политических задач региона. При этом данная цель является поддерживающей для таких стратегических целей, как: - развитие потенциала трудовых ресурсов и культуры постоянного совершенствования преимущественно среди молодежи; - гарантирование жителям области стандарта жизнеобеспечения; - создание конкурентоспособных условий жизнедеятельности трудовым ресурсам в точках роста; - активное формирование целевого образа региона; - обеспечение стратегического единства регионального и муниципального управления. Потребность в решении проблемы гармонизации межнациональных отношений в Ярославской области обусловлена необходимостью создания благоприятной социальной среды для жизни на территории Ярославской области, развития экономики и социальной сферы. Для решения проблемы гармонизации межнациональных отношений в Ярославской области будут использованы следующие механизмы: - проведение массовых культурных мероприятий, направленных на формирование общероссийское гражданской идентичности, на популяризацию элементов этнической культуры; - мониторинг состояния межнациональных отношений на территории Ярославской области; - вовлечение молодежи в просветительские мероприятия; - привлечение общественного внимания к проблемам межнациональных отношений и миграции; - формирование условий для диалога представителей различных этнических общностей по проблемам, осложняющим совместное проживание на территории Ярославской области; - консолидация усилий органов исполнительной власти Ярославской области, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества, направленных на утверждение в общественном сознании жителей области ценностей гуманизма, отвечающих традициям межэтнической солидарности и межнационального согласия; - повышение квалификации специалистов в области межкультурного и межнационального взаимодействия; - предоставление государственной поддержки организациям, деятельность которых направленна на утверждение в общественном сознании жителей области ценностей гуманизма, отвечающих традициям межэтнической солидарности и межнационального согласия; - содействие органам местного самоуправления муниципальных образований области в деятельности по гармонизации межнациональных отношений; - реализация комплекса мер по интеграции мигрантов в социум Ярославской области; - создание условий для сохранения этнической идентичности, этнической культуры, языка. Реализация мероприятий ОЦП позволит: - повысить эффективность работы общественных организации и национальных объединений по формированию в Ярославской области гражданской солидарности, культуры мира и согласия, духовного единства; - консолидировать многонациональное население Ярославской области на основе базовых ценностей гражданского общества, этнической и общегражданской идентичности жителей Ярославской области; - снизить степень распространенности негативных этноконтактных установок в регионе. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|