Расширенный поиск

Указ Губернатора Ярославской области от 13.08.2014 № 362

ГУБЕРНАТОР ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

УКАЗ

 

от 13.08.2014 N 362

г. Ярославль

 

Об Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов

 

В целях разработки проекта областного бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 4 Закона Ярославской области от 26 июня 2008 г. N 28-з «О бюджетном процессе»

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.

2. Правительству области при разработке проекта областного бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов обеспечить соблюдение Основных направлений бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.

3. Контроль за исполнением указа оставляю за собой.

4. Указ вступает в силу с момента подписания.

 

 

Губернатор области                                                              С.Н. Ястребов


 

УТВЕРЖДЕНЫ

указом

Губернатора области
от 13.08.2014 N 362

 

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2015 год

и на плановый период 2016 и 2017 годов

 

1.       Общие положения

 

Основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов подготовлены в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Ярославской области от 26 июня 2008 г. N 28-з «О бюджетном процессе». При подготовке учитывались положения следующих документов:

- Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 – 2016 годах от 13 июня 2013 года;

- Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов;

- Основные направления бюджетной политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов;

- указ Губернатора области от 12.08.2013 N 423 «Об Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»;

- отчет Губернатора области «Об основных результатах деятельности Правительства Ярославской области в 2013 году».

Основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов являются базой для формирования областного бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.

Основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов определяют стратегию действий Правительства области в части доходов, расходов областного бюджета, межбюджетных отношений и долговой политики. Основная цель – эффективное решение текущих задач и задач развития в соответствии со стратегией социально-экономического развития Ярославской области в условиях ограниченности бюджетных ресурсов.

 

 

 

 

 

 

2. Основные итоги региональной бюджетной и налоговой политики

2013 – начала 2014 годов

 

2.1. Основные итоги социально-экономического развития

Ярославской области в 2013 году

 

Итоги социально-экономического развития Ярославской области в 2013 году позволяют говорить о преобладании позитивной динамики большинства важнейших показателей развития: наблюдается устойчивый рост валового регионального продукта Ярославской области, продолжается увеличение объемов жилищного строительства, розничного товарооборота. Улучшаются показатели уровня и качества жизни населения, что подтверждает исследование «Рейтинг качества жизни в регионах Российской Федерации», ежегодно проводимое рейтинговым агентством «РИА Рейтинг», по итогам которого Ярославская область поднялась на 12-е место в исследовании «Рейтинг регионов по качеству жизни – 2013».

По итогам 2013 года по подавляющему большинству показателей удалось достичь, а в некоторых сферах и превысить целевые значения, установленные в рамках выполнения указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.

В истекшем году ситуация на региональном рынке труда оставалась стабильной. На конец декабря 2013 года уровень регистрируемой безработицы составил 1,5 процента экономически активного населения и по сравнению с аналогичным периодом 2012 года уменьшился на 0,2 процентного пункта.

Наиболее общий показатель экономического развития – динамика валового регионального продукта Ярославской области – демонстрирует на протяжении 2010 – 2013 годов прирост. Прогнозируемый рост валового регионального продукта Ярославской области в 2013 году составит 101 процент (в сопоставимых ценах), что в значительной степени обусловлено увеличением розничного товарооборота, высокими темпами роста заработной платы и доходов населения, а также положительными итогами работы в ряде отраслей промышленного сектора (химической и деревообрабатывающей промышленности, судостроении, производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производстве металлических изделий и так далее).

Производство продукции сельского хозяйства в 2013 году сохранилось на уровне предыдущего года. По предварительным данным, индекс физического объема производства продукции сельского хозяйства к уровню 2012 года составил 99,6 процента. Положительную динамику демонстрируют региональное животноводство и птицеводство.

В региональном сопоставлении по показателю валового регионального продукта на душу населения Ярославская область занимает 5-ю позицию в Центральном федеральном округе, уступая городу Москве, Белгородской, Московской и Калужской областям.

В 2013 году значительное внимание, как и в предыдущие годы, уделялось повышению заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы. В результате средняя заработная плата врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, составила по итогам 2013 года 29 799 рублей, среднего медицинского персонала – 17 702 рубля. Уровень средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования по итогам 2013 года превысил уровень средней заработной платы по региону и составил 23 262 рубля.

По отношению к уровню 2012 года рост объемов построенного жилья в 2013 году составил 105,5 процента. Ввод жилой площади на 1 жителя в среднем по области достиг 0,383 кв. м (при плановом показателе 0,377 кв. м).

Постановлением Правительства области от 06.03.2014 N 188-п «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года» принят документ государственного стратегического планирования, определяющий цели, приоритеты социально-экономической политики и задачи социально-экономического развития Ярославской области. Главная цель социально-экономического развития Ярославской области – вхождение к 2025 году в число 10 регионов-лидеров Российской Федерации по качеству жизни населения и в число 20 регионов-лидеров по уровню среднедушевого валового регионального продукта.

 

2.2. Основные итоги бюджетной и налоговой политики

2013 – начала 2014 годов

 

2.2.1. Итоги налоговой политики и формирования доходов бюджета.

Поступление налоговых и неналоговых доходов в 2013 году в консолидированный бюджет области составило 54884,5 млн. рублей (рост к предыдущему году на 8,8 процента, или на 4458,4 млн. рублей).

Для увеличения доходной базы областного бюджета Правительством области принимались меры по привлечению перспективных налогоплательщиков за счет предоставления поддержки их инвестиционной деятельности, по сохранению и увеличению объема выпуска продукции на предприятиях области, росту неналоговых доходов, вовлечению в налогообложение объектов недвижимости, сокращению задолженности по налогам.

Результаты проводимой работы непосредственно отразились на поступлениях в областной бюджет. Благодаря сохранению и увеличению производства подакцизной продукции в 2013 году в областной бюджет поступило 12,5 млрд. рублей. Темпы роста акцизов в Ярославской области самые высокие в Центральном федеральном округе, а в абсолютном выражении Ярославская область занимает 3-е место после города Москвы и Московской области.

Несмотря на падение поступления налога на прибыль такие субъекты инвестиционной деятельности, как закрытое акционерное общество «Р-Фарм», открытое акционерное общество «Вымпелком», общество с ограниченной ответственностью «Линдаб Билдингс» увеличили уплату налога на прибыль на 690 млн. рублей.

По состоянию на 01 января 2014 года в перечне приоритетных инвестиционных проектов Ярославской области, утвержденном постановлением Администрации области от 27.03.2006 N 48-а «Об утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов Ярославской области», числилось 23 проекта с объемом инвестиционных затрат 38,1 млрд. рублей. За год создано 888 рабочих мест. По сравнению с 2012 годом платежи в областной бюджет по проектам увеличились на 335,3 млн. рублей и составили 1020,1 млн. рублей. Для увеличения поступлений в областной бюджет Порядок формирования перечня приоритетных инвестиционных проектов Ярославской области, определения форм государственной поддержки и осуществления мониторинга реализации инвестиционных проектов, утвержденный постановлением Администрации области от 27.03.2006 N 47а «О Порядке формирования перечня приоритетных инвестиционных проектов Ярославской области, определения форм государственной поддержки и осуществления мониторинга реализации инвестиционных проектов», дополнен требованием к инвестору обеспечить сохранение (увеличение) объема налогов в областной бюджет.

Осуществлен анализ социальной и бюджетной эффективности региональных налоговых льгот. Результаты обсуждены на заседании комиссии по предоставлению налоговых льгот при Правительстве области с участием депутатов Ярославской областной Думы. Проект закона Ярославской области об отмене льгот для 4 категорий налогоплательщиков направлен в Ярославскую областную Думу.

Финансовыми органами проводится мониторинг своевременности уплаты организациями налога на доходы физических лиц. Указанным мониторингом охвачены 442 организации из числа крупных и средних. Выявленная задолженность – 591,3 млн. рублей. Осуществляется индивидуальная работа с должниками в рамках межведомственной комиссии по укреплению налоговой дисциплины и легализации заработной платы при Губернаторе области и аналогичных муниципальных комиссий. Рассмотрена деятельность 812 налогоплательщиков, в результате поступило в областной бюджет 188,7 млн. рублей, в Пенсионный фонд Российской Федерации – 209,6 млн. рублей. Недоимка по налогам в областной бюджет сократилась на 103,7 млн. рублей.

Взаимодействие Правительства области с федеральными органами государственной власти при проведении мониторинга соблюдения действующего налогового законодательства, укрепления платежной дисциплины и сокращения задолженности по платежам в бюджетную систему осуществляется на постоянной основе.

С целью обеспечения своевременности уплаты имущественных налогов физическими лицами проводились информационные компании с трансляцией видеороликов, выпуском листовок с напоминанием сроков уплаты имущественных налогов. Налоговыми органами организована акция «Заплати налоги – внеси свой вклад в развитие области» в торговых центрах, на предприятиях области, на вокзале.

Ведется мониторинг экономических показателей деятельности и платежей в областной бюджет по 183 организациям области с целью обеспечения достоверного планирования доходов областного бюджета.

На территории области с октября 2011 года для увеличения доходной базы местных бюджетов проводятся мероприятия по инвентаризации земельных участков. Инициатива Ярославской области в сфере совершенствования администрирования земельного налога была поддержана Председателем Правительства Российской Федерации Медведевым Д.А. При Министерстве экономического развития Российской Федерации создана рабочая группа по подготовке предложений, направленных на обеспечение полноты и достоверности сведений об объектах недвижимости в целях налогообложения.

Осуществляются анализ информационных ресурсов о земельных участках и об их правообладателях, оценка резервов поступления земельного налога, выявление несоответствий в информационных базах налоговых и регистрирующих органов. В работе задействованы региональные органы власти, федеральные структуры: налоговые органы, филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области. За период с апреля 2013 года по май 2014 года выявлены несоответствия сведений в информационных базах, приводящие к полному или частичному выпадению земельных участков из налогообложения по 13 тысячам земельных участков. Предложения по устранению несоответствий направлены в налоговые и регистрирующие органы.

По результатам анализа выявленных несоответствий подтверждены и исправлены технические ошибки по 3 815 земельным участкам, общая сумма подтвержденного резерва увеличения доходов областного бюджета составляет на текущий момент около 30 млн. рублей.

Для муниципальных образований области разрабатываются рекомендации по проведению инвентаризации земель для обеспечения единого подхода и координации совместных действий. В указанных рекомендациях должен быть определен алгоритм действий в отношении земельных участков с недостаточными или противоречивыми сведениями для налогообложения, участков, не имеющих адресов, либо участков с адресами, присвоенными не в структурированном в соответствии с действующим законодательством виде, и так далее. 

Осуществляется анализ показателей экономической деятельности целевой группы промышленных предприятий, имеющих потенциал роста налоговой базы. Проводятся «круглые столы», семинары, конференции по вопросам предоставления государственной поддержки (субсидий) субъектам промышленной деятельности Ярославской области (далее – СПД ЯО). В 2013 году предоставлены субсидии 44 СПД ЯО (комплексно) на общую сумму 40,8 млн. рублей по различным направлениям деятельности, в том числе возмещена часть затрат:

- по кредитным и лизинговым договорам, заключенным в целях приобретения оборудования (12 СПД ЯО на сумму 19,2 млн. рублей);

- на сертификацию системы менеджмента качества предприятия (7 СПД ЯО на сумму 2,0 млн. рублей);

- на сертификацию и (или) декларирование соответствия продукции (11 СПД ЯО на сумму 2,2 млн. рублей);

- на участие в общероссийских и международных выставках (25 СПД ЯО на сумму 7,7 млн. рублей) и прочее.

По направлению подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в 2013 году предоставлены субсидии 16 СПД ЯО на обучение более 900 сотрудников на общую сумму 5,4 млн. рублей.

От предприятий, получивших субсидии, поступление налогов в 2013 году в областной бюджет увеличилось на 545 млн. рублей, прирост к 2012 году составил 20 процентов.

2.2.2. Итоги бюджетной политики в части расходов областного бюджета.

Областной бюджет на 2014 – 2016 годы сформирован на основе требований федерального и регионального бюджетного законодательства. В связи с изменениями, внесенными в 2013 году в федеральное законодательство, главной новацией при составлении проекта закона об областном бюджете является переход с 2014 года к формированию расходов областного бюджета в рамках государственных программ Ярославской области.

В Программу Правительства области на среднесрочный период 2013 – 2015 годов, утвержденную постановлением Правительства области от 17.01.2013 N 7-п «О Программе Правительства области на среднесрочный период 2013 – 2015 годов и внесении изменения в постановление Правительства области от 09.02.2012 N 87-п», включен перечень государственных программ Ярославской области в разрезе подпрограмм. Разработан и утвержден постановлением Правительства области от 22.01.2014 N 28-п «О внесении изменения в постановление Правительства области от 24.08.2012 N 819-п и признании частично утратившим силу постановления Правительства области от 14.08.2013 N 1039-п» порядок разработки и реализации государственных программ Ярославской области.

С 2014 года действуют 22 государственные программы Ярославской области, включающие в качестве подпрограмм 76 областных целевых, региональных и ведомственных целевых программ. Государственные программы Ярославской области разработаны с учетом соответствующих государственных программ Российской Федерации.

Разработана и использована при планировании областного бюджета на 2014 – 2016 годы новая структура классификации целевых статей расходов областного бюджета, полностью увязанная со структурой государственных программ Ярославской области.

Расходы областного бюджета сформированы с учетом принципов бюджетирования, ориентированного на результат, в разрезе государственных программ и входящих в них областных и региональных целевых программ, ведомственных программ, основных мероприятий государственных программ и непрограммных расходов, раздельного планирования областного бюджета по действующим и принимаемым обязательствам.

Ассигнования на оказание государственных услуг и исполнение публично-нормативных обязательств спланированы с учетом оценки потребности в оказании каждой услуги, количества получателей указанных услуг. В части межбюджетных отношений планирование осуществлялось на основе методик предоставления и распределения соответствующих межбюджетных трансфертов.

При формировании областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период наиболее важными являются следующие приоритеты:

- повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы;

- рост валового регионального продукта и доходов населения;

- приведение дорог в нормативное состояние;

- жилищное строительство и коммунальные услуги;

- экологическая и социальная безопасность.

В целях достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, установленных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, проводится работа по оптимизации расходных обязательств областного бюджета, расходы сконцентрированы на достижении целевых показателей.

Расходная часть областного бюджета в 2013 году исполнена в сумме 55626,0 млн. рублей, или 92 процента от утвержденного областного бюджета.

Отрасли социальной сферы в расходах областного бюджета занимают 60 процентов (33,5 млрд. рублей); расходы отраслей производственной сферы – 25 процентов (13,9 млрд. рублей); расходы на содержание органов власти составили 1,8 млрд. рублей, или 3 процента; дотации муниципальным образованиям области – 7 процентов (3,6 млрд. рублей); национальная безопасность и правоохранительная деятельность – 1 процент (0,6 млрд. рублей); обслуживание государственного долга – 3 процента, или 1,4 млрд. рублей; прочие расходы составили 1 процент.

В течение 2013 года в соответствии с бюджетными приоритетами производилось повышение заработной платы работникам бюджетной сферы социальных отраслей, в том числе:

- с 01 января всем работникам отраслей здравоохранения, культуры, социальной защиты, молодежной политики и физической культуры и спорта – на 10 процентов;

- с 01 мая педагогическим работникам образовательных и дошкольных учреждений – на 15 процентов;

- с 01 сентября педагогическим работникам образовательных учреждений общего образования – на 20 процентов, педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений – на 35 процентов, управленческому персоналу для 2 категорий учреждений (школ и детских садов) – на 10 процентов.

Всего в 2013 году на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы социальных отраслей направлено 2 099,7 млн. рублей, в том числе субсидий муниципальным образованиям области – 1 016 млн. рублей.

По итогам за 2013 год в части заработной платы отдельных категорий работников бюджетного сектора отраслей социальной сферы выполнено 7 из 10 показателей «дорожных карт».

2.2.3. Итоги долговой политики области.

В 2013 году долговая политика области была направлена на  обеспечение сбалансированности областного бюджета и исполнения принятых долговых обязательств.

В связи с необходимостью финансирования за счет государственных заимствований дефицита областного бюджета, обусловленного  высокими социальными обязательствами региона, объем государственного долга области за 2013 год увеличился на 6 130 млн. рублей и составил 22 013,9 млн. рублей. Уровень государственного долга области относительно доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений составил 53,4 процента фактических доходов областного бюджета за 2013 год без учета безвозмездных поступлений.

Погашение и обслуживание долговых обязательств осуществлялись в установленный срок и в полном объеме.

Расходы на обслуживание государственного долга области за 2013 год составили 1 445,2 млн. рублей (2,6 процента к общим расходам областного бюджета и 6,6 процента к объему государственного долга области).

Было обеспечено поддержание диверсифицированной структуры заимствований. В структуре государственного долга области на 01.01.2014 кредиты кредитных организаций занимают 46,2 процента, государственные ценные бумаги – 45,2 процента, бюджетные кредиты из федерального бюджета – 8,6 процента.  

В ноябре 2013 года международное рейтинговое агентство «Fitch Ratings» подтвердило долгосрочные рейтинги Ярославской области в иностранной и национальной валюте на уровне «BB», прогноз «Стабильный». Также указанное агентство подтвердило национальный долгосрочный рейтинг региона «AA-(rus)» и краткосрочный рейтинг в иностранной валюте «B». Одновременно оно подтвердило на уровнях «BB» и «AA-(rus)» рейтинги государственных облигаций области, находящихся в обращении на внутреннем рынке.

В апреле 2014 года данные рейтинги были подтверждены на тех же уровнях.

 

3.       Основные цели бюджетной политики области на 2015 год

и на плановый период 2016 и 2017 годов

 

Бюджетная политика области как составная часть экономической политики региона нацелена на повышение уровня и качества жизни населения через повышение уровня экономического развития и реализуется по следующим основным направлениям Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства области от 06.03.2014 N 188-п «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года»:

- развитие стратегических отраслей;

- формирование благоприятного инвестиционного климата и повышение эффективности использования мер государственной поддержки инвестиционной деятельности;

- обеспечение привлечения инвестиций в экономику региона в объеме, необходимом для решения задач социально-экономического развития;

- осуществление модернизации и внедрения инноваций в экономику региона;

- повышение конкурентоспособности региональной экономики за счет создания кластеров на базе действующих хозяйствующих субъектов, учебных заведений и научных организаций;

- развитие производственного аутсорсинга (субконтрактация);

- создание условий для опережающего развития малого и среднего бизнеса в области, в первую очередь в нишах аутсорсинга высокотехнологичных услуг для традиционных, смежных с базовыми предприятиями стратегических отраслей;

- развитие инфраструктуры как основы для экономического и социального развития области;

- повышение эффективности координации и взаимодействия между участниками образовательного процесса, общего и среднего профессионального образования, высшего образования, профильных научных институтов с бизнес-сообществом по портфелю стратегических отраслей;

- повышение доступности и качества дошкольного и школьного образования, в том числе через проекты государственно-частного партнерства;

- развитие проектов государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения, обеспечивающих внедрение медицинских технологических инноваций, которые связаны с появлением новых методов профилактики, диагностики и лечения;

- обеспечение экологически безопасных условий для проживания жителей региона;

- повышение ценности здорового образа жизни у населения и развитие инфраструктуры здорового образа жизни;

- обеспечение эффективности государственного управления в регионе через развитие системы стратегического планирования и контроля;

- обеспечение комплексного развития территорий региона с учетом существующего потенциала каждого муниципального образования области.

В условиях роста социальной нагрузки на региональный бюджет сохраняются задача повышения эффективности расходов на действующие обязательства и последовательное сокращение данных расходов на основе инвентаризации и оптимизации. 

Развитие экономики региона за счет собственных средств необходимо сочетать с привлечением дополнительных источников финансирования. Масштабная и конкурентоспособная экономика обеспечивает комфортный уровень доходов жителей и необходимую для реализации социальных обязательств доходную часть областного бюджета.

Основным инструментом достижения целей региональной политики должны стать государственные программы, требования к которым вытекают из документов стратегического планирования, а объемы их финансового обеспечения устанавливаются в 3-летних бюджетах.

 

4.  Основные направления бюджетной и налоговой политики области

на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов

 

4.1. Основные направления бюджетной политики области

в части доходов областного бюджета

 

Приоритетом Правительства Российской Федерации в области налоговой политики в средне- и долгосрочной перспективе является дальнейшее повышение эффективности налоговой системы. Целями налоговой политики остаются сохранение бюджетной устойчивости, получение необходимого объема бюджетных доходов при поддержке предпринимательской и инвестиционной активности.

Для более полного формирования доходной части областного бюджета в рамках, определенных федеральной налоговой политикой, Правительством области будет проводиться работа по направлениям, обозначенным  в текущей деятельности.

В первую очередь это касается стимулирования инвестиционной активности на территории области. Для расширения форм государственной поддержки разрабатывается система мер, направленных на стимулирование управляющих компаний, реализующих инвестиционные проекты по созданию и развитию промышленных (индустриальных) парков за счет внебюджетных средств. Назначение промышленных (индустриальных) парков – создание подготовленных инвестиционных площадок, обеспеченных надлежащей транспортной, коммунальной и энергетической инфраструктурой, необходимой для притока внешних инвестиций.  

Механизм государственной поддержки промышленных (индустриальных) парков предполагается аналогичным применяемому в отношении отбора и поддержки приоритетных инвестиционных проектов Ярославской области. Для получения финансовой государственной поддержки проект создания (развития) промышленного (индустриального) парка должен быть включен в Реестр инвестиционных проектов по созданию и (или) развитию промышленных (индустриальных) парков, утверждаемый Правительством области.

Правительством области будут разработаны порядок рассмотрения инвестиционных проектов по созданию промышленных (индустриальных) парков, критерии их отбора, параметры эффективности. Целесообразно заключение соглашений между Правительством области, управляющей компанией и инвестором (при его участии в осуществлении инвестиционного проекта) о реализации и государственной поддержке инвестиционного проекта.

Выделение в установленном законом порядке льготной категории промышленных (индустриальных) парков регионального значения позволит не только оказывать государственную поддержку в виде налоговых льгот, субсидий, государственно-правовых гарантий, но и в дальнейшем обеспечит взаимодействие между инвесторами, реализующими проекты, и Правительством области в рамках государственно-частного партнерства, земельных отношений, политики развития территорий.

Для расширения возможности применения налоговых льгот разрабатывается  система льготирования инвестиционных проектов в части объектов основных средств, подвергшихся модернизации, достройке, реконструкции, дооборудованию. Это позволит стимулировать обновление уже действующих на территории области производств, тем самым создавая предпосылки роста налоговой базы в перспективе. Соответствующие изменения будут вноситься в налоговое законодательство области.

При этом необходимо, чтобы налоговые расходы областного бюджета в перспективе служили росту доходной базы региона. Жестким правилом должен стать следующий принцип: помощь государства предоставляется только в обмен на реалистичную программу развития с последующим контролем за ее исполнением.

Сохранятся пониженные ставки налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства в сферах производства, строительства, бытового обслуживания и тому подобных. Целесообразно рассмотреть возможность увязки применения пониженной ставки с полнотой начисления и уплаты налога на доходы физических лиц, перечислений в социальные фонды.

На основе имеющейся практики будет осуществляться совершенствование патентной системы налогообложения. Предложения по изменению федерального законодательства в части дифференциации величины потенциального дохода для расчета стоимости патента по типам муниципальных образований учтены в последней редакции Налогового кодекса Российской Федерации. В настоящее время разрабатывается региональный закон по внесению изменений в размер величины потенциального дохода с учетом места ведения бизнеса. В рамках полномочий субъектов Российской Федерации в интересах предпринимателей будет организована работа по уточнению потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в сфере розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети.

Основной резерв роста собственных доходов местных бюджетов – работа по инвентаризации земельных участков. Для вовлечения в налогообложение всех имеющихся ресурсов Правительством области подготовлены мероприятия, в том числе:

- проведение консультационно-методических мероприятий для органов местного самоуправления муниципальных образований области по вопросам реализации рекомендаций по проведению инвентаризации земель на территории Ярославской области, разработанных департаментом земельных и имущественных отношений Ярославской области;

- разработка предложений по оптимизации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в части учета объектов налогообложения для вынесения на рассмотрение рабочей группы при Министерстве экономического развития Российской Федерации в рамках участия Ярославской области в пилотном проекте, в том числе предложения по внесению изменений в действующее федеральное законодательство.

Государственное бюджетное учреждение Ярославской области «Электронный регион» будет осуществлять функции оператора автоматизированной обработки сведений об объектах налогообложения и проведение следующих мероприятий:

- выявление несоответствий в сведениях о земельных участках и об их правообладателях, содержащихся в базах данных федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в 19 муниципальных районах и городских округах;

- взаимодействие с органами местного самоуправления и федеральными органами по вопросу корректировки данных о земельных участках, в отношении которых выявлены несоответствия, с целью актуализации сведений, необходимых для обеспечения полноты налогообложения;

- разработка регламентов взаимодействия федеральных регистрационных и налоговых органов, органов местного самоуправления, государственного бюджетного учреждения Ярославской области «Электронный регион» в процессе обмена информацией о земельных участках и об их правообладателях;

- разработка прикладных информационных систем, необходимых для осуществления инвентаризации земель и иных объектов недвижимости.

Для выявления резервов роста имущественных налогов совместно с регистрирующими и налоговыми органами будет проводиться работа по установлению на территории области особенностей исчисления налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.

 

4.2. Основные направления бюджетной политики области

в части расходов областного бюджета

 

При разработке мер в области бюджетной политики области, которые предполагается реализовать в 2015 – 2017 годах, будет продолжена реализация целей и задач, предусмотренных в предыдущие годы.

Планируется оптимизация структуры бюджетных расходов в целях мобилизации ресурсов на приоритетные направления. Так, решение задач, сформулированных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, будет осуществляться за счет не увеличения налоговой нагрузки, а повышения эффективности бюджетных расходов и реорганизации неэффективных учреждений. Средства, высвобождаемые в результате реализации мер, установленных в планах мероприятий («дорожных картах»), изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания, в первоочередном порядке будут использоваться на финансовое обеспечение задач, сформулированных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, в том числе и на повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы.

Одновременно с повышением оплаты труда будут приниматься меры, направленные на повышение производительности труда в бюджетном секторе. Продолжится работа по переходу на «эффективный контракт», включающий показатели и критерии оценки эффективности деятельности работника для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг. При сопоставлении уровня оплаты труда в разных отраслях экономики планируется оценивать совокупные доходы работников бюджетной сферы с учетом их фактической занятости и почасовой стоимости труда, а также предоставляемых льгот и иных мер социальной поддержки.

Формирование бюджетных ассигнований на поддержку отраслей экономики планируется осуществлять с учетом выполнения планов приоритетных мероприятий, обеспечивающих решение задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года в сфере социально-экономического развития и отраженных в «дорожных картах», утвержденных постановлениями Правительства области, повышения качества программно-целевого планирования с целью роста эффективности использования бюджетных ассигнований.

Стратегическая задача в области управления государственным долгом области будет заключаться в осуществлении взвешенной долговой политики области и совершенствовании системы управления долговыми обязательствами.

Долговая политика области является неотъемлемой частью бюджетной политики области. Поскольку государственные заимствования продолжают оставаться необходимыми для обеспечения выполнения принятых бюджетных и долговых обязательств, то остается актуальным проведение ответственной и взвешенной политики в сфере государственного долга области.

В целях недопущения роста объема государственного долга области в качестве максимальной задачи на среднесрочный период ставится необходимость ограничения объема заимствований суммой, направляемой на погашение долговых обязательств области.

Планируется продолжить реализацию следующих основных принципов и направлений при осуществлении государственных заимствований и управлении государственным долгом области:

- полнота и своевременность исполнения долговых обязательств области;

- поддержание минимально возможной стоимости обслуживания долговых обязательств области с учетом ситуации на финансовом рынке;

- использование различных инструментов заимствований.

Принципиальной основой организации государственных заимствований остается использование среднесрочных и долгосрочных долговых инструментов, отвечающих требованиям оптимизации структуры государственного долга области.

Немаловажным аспектом является обеспечение информационной прозрачности (открытости) в вопросах долговой политики области.

Приоритетной задачей является поддержание кредитного рейтинга области и создание предпосылок для его повышения с целью улучшения условий заимствований.

4.2.1. Основные направления бюджетной политики области в части бюджета текущих обязательств области.

При формировании бюджета текущих обязательств области приоритетными расходами должны стать расходы на улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг.

В 2015 – 2017 годах необходимо:

- проведение аттестации специалистов с целью завершения перехода на «эффективный контракт»;

- внедрение в отраслях бюджетной сферы механизма нормативно-подушевого финансирования государственных (муниципальных) услуг;

- создание системы независимой оценки качества работы организаций социальной сферы с учетом единых подходов, стандартов и критериев;

- привлечение негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев к предоставлению государственных (муниципальных услуг);

- развитие рынка социальных услуг путем расширения круга организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги, внедрение механизма государственно-частного партнерства;

- эффективное расходование средств областного бюджета на оказание мер социальной поддержки населению Ярославской области на основе адресности  и критерия нуждаемости граждан;

- дальнейшее проведение реформ, призванных повысить эффективность расходов и качество услуг в социальной сфере, направленных на оптимизацию бюджетной сети за счет сокращения неэффективных расходов и снятие барьеров для самостоятельности государственных (муниципальных) учреждений;

- продолжение перехода на полную оплату населением жилищно-коммунальных услуг с введением механизмов социальной защиты населения.

4.2.2. Основные направления бюджетной политики области в части бюджета развития области.

При формировании бюджета развития области приоритетными расходами должны стать расходы, обеспечивающие модернизацию социальной сферы, реализацию инвестиционной и инновационной политики Правительства области. При этом нужно отдавать предпочтение тем способам решения задач развития, которые позволят получить реальный значимый эффект с точки зрения достижения стратегических целей. Государственные программы в части задач развития должны опираться на долгосрочные отраслевые, территориальные и функциональные стратегии.

Бюджетные инвестиции должны быть настроены на повышение качества предпринимательского и инвестиционного климата. Бюджетные инвестиции в экономику региона должны стимулировать рост частных инвестиций, способствовать формированию современной транспортной и инженерной инфраструктуры.

В 2015 – 2017 годах планируются:

- реализация программ развития на принципах максимально эффективного использования ресурсов с установлением ответственности органов исполнительной власти за поиск и привлечение всех возможных источников финансирования;

- расширение применения механизмов государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов модернизации производства и развития инфраструктуры;

- улучшение инвестиционного климата путем развития инфраструктуры промышленных (индустриальных) парков и перспективных инвестиционных площадок, а также использования механизма предоставления государственных гарантий при осуществлении инвестиционных проектов на территории региона;

- развитие рынка услуг путем расширения круга организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих услуги социальной сферы.

Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 418-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены поправки в статьи 79 и 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В целях реализации положений данных статей постановлением Правительства области от 27.06.2014 N 624-п «О внесении изменений в постановление Правительства области от 23.12.2010 N 994-п» разработаны Правила осуществления капитальных вложений в собственность Ярославской области, которые предусматривают 2 формы осуществления капитальных вложений в основные средства государственных бюджетных, автономных учреждений и государственных унитарных предприятий – в виде бюджетных инвестиций и субсидий на осуществление капитальных вложений, направленных на повышение качества использования организациями бюджетных средств.

Органам местного самоуправления в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации рекомендуется принять аналогичные правила осуществления капитальных вложений в основные средства муниципальных бюджетных, автономных учреждений и муниципальных унитарных предприятий.

4.2.3. Основные направления бюджетной политики области в части расходов областного бюджета на эффективное государственное управление.

Основная цель бюджетной политики области по направлению «эффективное государство» – интегрировать бюджетное планирование в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития региона.

В 2015 – 2017 годах планируется:

- сохранить при формировании областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период разделение бюджетных ресурсов  на 2 части – текущие обязательства и развитие. При этом необходимо отдавать предпочтение мероприятиям, позволяющим привлечь внебюджетные источники, что обеспечит рост относительной доли средств, выделяемых на развитие, по сравнению с долей средств, выделяемых на текущие расходы;

- продолжить внедрение новых механизмов оказания и финансового обеспечения государственных услуг, повышение их доступности и качества, внедрение принципа «одного окна»;

- обеспечить открытость деятельности власти, её легитимность и привлечение общественности к выработке, принятию и реализации решений как стратегических, так и тактических;

- внедрить новые подходы к подбору, оценке и развитию государственных гражданских и муниципальных служащих, современных кадровых технологий и инструментов в кадровую работу органов исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований области;

- обеспечить повышение эффективности бюджетных расходов за счет оптимизации государственных закупок и бюджетной сети;

- обеспечить взаимодействие процессов программно-целевого и бюджетного планирования на основе использования единой автоматизированной информационной системы.

 

4.3. Основные направления политики в сфере

межбюджетных отношений

 

Основными задачами в области регулирования межбюджетных отношений в Ярославской области останутся:

- формирование устойчивой собственной доходной базы местных бюджетов, создание стимулов по ее наращиванию;

- создание условий для сбалансированности местных бюджетов;

- укрепление финансовой дисциплины муниципальных образований области, достижение условий соблюдения органами местного самоуправления муниципальных образований области бюджетного законодательства;

- создание стимулов для улучшения качества управления муниципальными финансами, повышения эффективности расходования бюджетных средств.

В целях решения поставленных задач планируется:

- продолжить применение практики поощрения органов местного самоуправления муниципальных образований области за достижение наилучших значений показателей деятельности;

- продолжить практику заключения с высокодотационными муниципальными образованиями области соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений доходов в местные бюджеты в целях повышения ответственности органов местного самоуправления муниципальных образований области за проводимую бюджетную политику;

- проводить не реже 1 раза в 2 года проверку годового отчета об исполнении местного бюджета в тех муниципальных образованиях области, с которыми заключены указанные соглашения (в соответствии со статьей 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации);

- сохранить механизм кредитования муниципальных образований области из областного бюджета.

Реализация данных мер будет способствовать повышению эффективности системы межбюджетных отношений, обеспечению сбалансированности местных бюджетов и увеличению их финансовых возможностей, а также улучшению качества управления бюджетным процессом на местном уровне.

 


Информация по документу
Читайте также