Расширенный поиск
Постановление Правительства Ярославской области от 09.11.2015 № 1217-п
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от
09.11.2015 N 1217-п г. Ярославль Об
утверждении Концепции демографической политики Ярославской области на период до
2025 года (В редакции Постановления Правительства
Ярославской области В
целях улучшения демографической ситуации в регионе и реализации основных
положений Концепции демографической политики Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от
9 октября 2007 года N 1351 «Об утверждении Концепции демографической
политики Российской Федерации на период до 2025 года», ПРАВИТЕЛЬСТВО
ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1.
Утвердить прилагаемую Концепцию демографической политики Ярославской области на
период до 2025 года (далее – Концепция). 2.
Органам исполнительной власти Ярославской области: - организовать работу по реализации
Концепции; - при формировании
государственных программ учитывать приоритетные направления демографической
политики Ярославской области, определенные Концепцией. 3.
Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских
округов области активизировать работу, направленную на увеличение рождаемости, снижение смертности и повышение ожидаемой
продолжительности жизни. 4.
Управлению по социальной и демографической политике Правительства области
совместно со структурными подразделениями аппарата Правительства области и
иными органами исполнительной власти Ярославской области разработать проекты: - плана мероприятий по
реализации Концепции на 2016 – 2020 годы – до 15 декабря 2015 года; - плана мероприятий по
реализации Концепции на 2021 – 2025 годы – до 15 декабря 2020 года. 5.
Органам исполнительной власти Ярославской области и структурным подразделениям
аппарата Правительства области при формировании проекта областного бюджета на
очередной финансовый год и плановый период предусматривать бюджетные
ассигнования на финансирование мероприятий в рамках действующих государственных
программ, обеспечивающих реализацию Концепции. 6.
Управлению массовых коммуникаций Правительства области осуществлять
информационное сопровождение реализации Концепции. 7.
Управлению по социальной и демографической политике Правительства области
осуществлять координацию действий по реализации Концепции. 8. Контроль за исполнением постановления возложить на первого
заместителя Председателя Правительства области Костина В.Г.
(Пункт в редакции Постановления Правительства Ярославской области от
24.11.2017 № 880-п) 9.
Постановление вступает в силу с момента его подписания. Председатель Правительства области А.Л. Князьков
КОНЦЕПЦИЯ демографической
политики Ярославской области на период до 2025 года 1. Общие положения Демографическая политика Ярославской области направлена на
увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности,
рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и
укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической
ситуации в регионе. Концепция демографической политики Ярославской области на
период до 2025 года (далее – Концепция) разработана в соответствии с
положениями Концепции демографической политики Российской Федерации на период
до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от
9 октября 2007 года N 1351 «Об утверждении Концепции демографической
политики Российской Федерации на период до 2025 года», а также мерами по
реализации демографической политики Российской Федерации, предусмотренными
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 «О мерах по
реализации демографической политики Российской Федерации», со Стратегией
социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года,
утвержденной постановлением
Правительства области от 06.03.2014 N 188-п «Об утверждении Стратегии
социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года», Концепцией
социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года,
утвержденной указом
Губернатора области от 27.02.2013 N 110 «Об утверждении Концепции
социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года». Концепция определяет стратегию действий при реализации
демографической политики Ярославской области на период до 2025 года. В
Концепции проведен анализ современной демографической ситуации в Ярославской
области, выявлены ключевые проблемы, последствия и ограничения текущего и
перспективного социально-демографического развития, определены цели, задачи и
приоритетные направления деятельности органов исполнительной власти Ярославской
области и органов местного самоуправления муниципальных образований области по
регулированию демографического развития Ярославской области на период до 2025
года. 2. Современная
демографическая ситуация в Ярославской области и тенденции ее развития 2.1. Современное демографическое развитие Ярославской
области в значительной степени обусловлено демографическими процессами,
происходившими во второй половине XX века,
предшествующим социально-экономическим развитием региона, возрастно-половой
структурой населения, сложившимися традициями и социально-психологическими
установками населения. В настоящее время в Ярославской области наблюдается
стабилизация численности населения: с 2010 года население региона
стабилизировалось на уровне 1271 тыс. человек. Среди субъектов Центрального
федерального округа Ярославская область является одним из самых
урбанизированных регионов. Городские жители преобладают в структуре населения
области и составляют 81,8 процента, сельское население – 18,2 процента. В регионе, с одной стороны, наблюдается положительная
динамика омолаживания населения: численность населения в возрасте моложе
трудоспособного (от 0 до 15 лет) в 2013 году составила 15,6 процента (2007 год
– 14 процентов) в общей численности населения. С другой стороны, группа лиц
старше трудоспособного возраста стала многочисленней и составила 27,3 процента
в общей численности населения (2007 год – 25,1 процента). Таким образом,
сохраняется динамика сокращения численности лиц трудоспособного возраста. При уменьшении
за 2013 год этой категории населения на 9,4 тыс. человек к началу 2014 года в
трудоспособном возрасте числилось 726,2 тыс. человек (57,1 процента). 2.2. Возрастно-половая структура населения Ярославской
области характеризуется существенной гендерной диспропорцией. По данным
Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по
Ярославской области, в числе молодых лиц, не достигших 21 года, в каждом
возрасте преобладает мужское население. Среди жителей в возрасте 21 – 30 лет
перевес полов варьирует, начиная с 31 года отмечается стабильное превышение
числа женщин над мужчинами, и с возрастом этот перевес увеличивается.
Численность мужчин по состоянию на 01 января 2014 года составила 569,2 тыс.
человека (44,8 процента), женщин – 702,6 тыс. человека (55,2 процента). На 1000
мужчин приходится 1234 женщины. 2.3. По информации Федеральной службы государственной
статистики (далее – Росстат), численность женщин репродуктивного возраста в
Ярославской области на 01 января 2014 года составляет 303949 человек, или 43,3
процента в общей численности женщин. По прогнозу Росстата, к 2025 году количество женщин
репродуктивного возраста сократится до 291767 человек (уменьшится на 5
процентов). Численность женщин в наиболее активном репродуктивном возрасте (20
– 29 лет) составит всего лишь 61187 человек, или 21 процент в общей численности
женского населения репродуктивного возраста. 2.4. Общая динамика процессов естественного движения
населения и миграции в Ярославской области представлена в таблице:
2.5. С
2007 года в Ярославской области наблюдается тенденция увеличения числа
родившихся (рост на 15,8 процента), при этом общий показатель рождаемости в
2013 году достиг наиболее высокого значения за последние годы. Коэффициент
рождаемости вырос с 10,1 человека на 1000 населения в 2007 году до 11,9
человека на 1000 населения в 2014 году. В
последние годы в семьях чаще появляются вторые и третьи дети. Доля повторных
рождений у женщин Ярославской области увеличилась с 36 процентов в 2006 году (с
момента введения материнского капитала) до 53,3 процента в 2014 году. Среди
новорожденных в 2014 году удельный вес родившихся по очерёдности рождения
первыми детьми в семье составил 46,7 процента, вторыми – 39,5 процента,
третьими – 10 процентов, четвёртыми – 2,2 процента, пятыми и более – 1,4
процента. Статистика
семейно-брачных отношений в Ярославской области характеризуется уменьшением
числа заключенных браков и увеличением числа разводов. За последние пять лет
наблюдается отрицательная динамика соотношения регистрируемых браков и разводов
(в 2007 году на 1000 браков приходилось 567 разводов, в 2014 году - 607
разводов). Наиболее
точно тенденцию рождаемости отражает суммарный коэффициент рождаемости – среднее
число рождений у одной женщины в гипотетическом поколении за всю её жизнь при
сохранении существующих уровней рождаемости в каждом возрасте независимо от
смертности и от изменений возрастного состава. Для простого воспроизводства
населения он должен составлять 2,14 – 2,15 ребенка на одну женщину
репродуктивного возраста. Суммарный коэффициент рождаемости, не зависящий от
возрастного состава населения, в 2014 году достиг наибольшей величины с 2007
года и составил 1,640 (в 2007 году – 1,274). 2.6. Продолжительность
жизни населения в Ярославской области выросла с 66,9 года в 2007 году до 70,63
года в 2014 году. Показатель
младенческой смертности в 2014 году составил 5,8 на 1000 родившихся живыми. В
2007 году показатель младенческой смертности составлял 6,9 на 1000
новорожденных. Несмотря на переход Российской Федерации в 2012 году на новые
критерии регистрации рождений детей, рекомендованные Всемирной организацией
здравоохранения (с 500 граммов и 22 недель гестации),
удалось не только стабилизировать, но и снизить младенческую смертность на 16
процентов по сравнению с 2007 годом. В
Ярославской области в 2014 году отмечается снижение общей смертности населения
на 11,4 процента по сравнению с 2007 годом: с 17,5 на 1000 населения в 2007
году до 15,5 на 1000 населения в 2014 году (в абсолютных цифрах на 3264
человека – с 23016 до 19752). Отмечается
снижение смертности: - от
болезней системы кровообращения на 30,5 процента: с 1019,7 на 100 тысяч
населения в 2007 году до 708,7 в 2014 году; - от
онкологических заболеваний на 4,2 процента: с 240,9 на 100 тысяч населения в
2007 году до 231,2 в 2014 году; - от
туберкулеза в 1,9 раза: с 11,7 на 100 тысяч населения в 2007 году до 6,2 в 2014
году. Смертность от туберкулеза в Ярославской области в течение последних лет в
1,8 – 2,0 раза ниже средних показателей по Российской Федерации (по Российской
Федерации в 2013 году – 11,4 случая на 100 тысяч населения); - от
болезней органов дыхания на 15,7 процента: с 61,0 на 100 тысяч населения в 2007
году до 51,4 в 2014 году; - от
внешних причин на 28,7 процента: с 209,1 на 100 тысяч населения в 2007 году до
149,2 в 2014 году, в том числе от транспортных травм всех видов на 31,9
процента – с 32,3 на 100 тысяч населения в 2007 году до 22,0 в 2014 году
(смертность при дорожно-транспортных происшествиях в 2014 году составила 20,7
на 100 тысяч населения). В 2014 году 76,8 процента от общего числа погибших
погибли на месте происшествия по причинам травм, несовместимых с жизнью. Вместе
с тем наблюдается рост смертности от заболеваний органов пищеварения на 17
процентов: с 61, 0 на 100 тысяч населения в 2007 году до 102,7 в 2014 году. Вдвое
увеличилась смертность от причин, связанных с употреблением алкоголя: с 42,0 на
100 тысяч населения до 86,9 в 2014 году. 2.7. В
результате роста рождаемости и снижения смертности сократилась естественная
убыль населения: уровень естественной убыли населения составил в 2014 году 3,6
человека на 1000 населения (в 2007 году – 7,7 человека на 1000 населения). 2.8. В
условиях естественной убыли населения значительно повышается роль миграционных
процессов в формировании и сохранении демографического потенциала региона. По
данным Росстата, 71,4 процента прибывших в Ярославскую область в 2014 году
составляют лица трудоспособного возраста, что оказывает позитивное влияние на
возрастную структуру населения и формирование трудового потенциала. За
2014 год число мигрантов внутри области выросло по сравнению с предыдущим
годом на 0,4 процента. Миграционный прирост населения области за этот период
уменьшился на 375 человек, или на 7,7 процента. Прирост мигрантов в обмене с
регионами Российской Федерации снизился на 549 человек (20,1 процента), с
государствами, являющимися участниками Содружества Независимых Государств,
напротив, увеличился на 291 человека (14,9 процента). В
связи с миграционным приростом, происходящим в 2014 и 2015 годах, необходимо
внедрение системы эффективных рычагов регулирования притока мигрантов,
прибывающих на постоянное место жительства в Ярославскую область, а также
содействие интеграции таких мигрантов в культурную, социально-экономическую,
демографическую среду региона на основе координации действий органов
государственной власти, международных, общественных организаций и иных
объединений. 2.9. Анализ демографической ситуации Ярославской
области выявил следующие основные проблемы: - дальнейшее
сохранение естественной убыли населения; - уровень
рождаемости, не обеспечивающий воспроизводство населения; - трансформация
репродуктивного поведения: откладывание рождения первого ребенка, увеличение
доли первых рождений детей в зрелом возрасте родителей; - трансформация брачного
поведения: более позднее вступление в брак, откладывание или отказ от
регистрации брака, нестабильность браков; - рост демографической
нагрузки на трудоспособное население прежде всего лицами старше трудоспособного
возраста, а также повышение нагрузки на систему здравоохранения и социального
обеспечения; - рост смертности населения
от причин, связанных с употреблением алкоголя, от заболеваний органов
пищеварения; - сохраняющийся высокий
уровень преждевременной смертности мужчин, особенно в трудоспособном возрасте; - низкий уровень
репродуктивного здоровья населения (в частности, высокий уровень онкологических
заболеваний репродуктивной системы у женщин, увеличение случаев женского и мужского
бесплодия). 3. Цели, принципы, задачи демографической политики
Ярославской области на период до 2025 года Основной
целью демографической политики региона, определяемой Концепцией, является
увеличение численности населения Ярославской области к 2025 году до 1280 тыс.
человек. Достижение
данной цели обеспечивается решением следующих основных задач: - повышение
суммарного коэффициента рождаемости до 1,806 в 2025 году; - снижение
смертности и повышение ожидаемой продолжительности жизни до 76,6 года в 2025
году; - привлечение
мигрантов в соответствии с потребностями демографического и
социально-экономического развития региона. Для
достижения поставленной цели демографической политики необходимо успешное
решение широкого круга задач социально-экономического развития региона:
обеспечение стабильного экономического роста и повышение качества жизни
населения, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной
социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения),
рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшение
санитарно-эпидемиологической обстановки в области. В
основу демографической политики Ярославской области положены следующие
принципы: - комплексность
решения демографических задач – мероприятия в этой сфере должны охватывать все
направления демографического развития (смертность, рождаемость и миграцию) в их
взаимосвязи; - концентрация
на приоритетах – выбор по каждому направлению демографического развития
наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов их решения; - своевременное
реагирование на демографические тенденции в текущий период; -
партнерство органов государственной власти с институтами гражданского общества
в решении актуальных вопросов демографической политики; -
координация действий законодательных и исполнительных органов государственной
власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Для
достижения цели и решения задач Концепции с учетом причин негативных аспектов
демографической ситуации в регионе, выявленных резервов ее улучшения и
накопленного опыта реализации демографической политики определены приоритетные
направления демографической политики на период до 2025 года. 4. Приоритетные направления демографической политики Ярославской
области 4.1. Основными
направлениями демографической политики Ярославской области на период до 2025
года являются: -
сокращение уровня смертности от управляемых причин, прежде всего в
трудоспособном возрасте, увеличение ожидаемой продолжительности жизни; -
сокращение уровня материнской и младенческой смертности, укрепление
репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков; -
сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности
активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового
образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и
представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества
жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов; -
создание условий для повышения уровня рождаемости (увеличение суммарного
показателя рождаемости); -
укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных
традиций семейных отношений; -
привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и
социально-экономического развития с учетом необходимости их социальной
адаптации и интеграции. 4.2. Решение задачи по сокращению уровня смертности от
управляемых причин, прежде всего в трудоспособном возрасте, увеличению
ожидаемой продолжительности жизни включает в себя: 4.2.1. Совершенствование системы оказания медицинской помощи
больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями: - соблюдение порядков оказания медицинской помощи
больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями; - развитие и совершенствование методов диагностики и
лечения больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями; - совершенствование деятельности регионального
сосудистого центра и первичных сосудистых отделений Ярославской области; - расширение применения тромболитической
терапии при острых коронарных синдромах и остром нарушении мозгового
кровообращения; - применение новейших хирургических методов и
технологий при оперативных вмешательствах на сосудах головного мозга и сердца; - долечивание работающих граждан непосредственно после
стационарного лечения после перенесенного инфаркта миокарда, острого нарушения
мозгового кровообращения, операций на сердце и крупных сосудах, нестабильной
стенокардии. 4.2.2. Совершенствование системы оказания медицинской помощи
больным с онкологическими заболеваниями: - повышение эффективности работы медицинских организаций
области по раннему выявлению злокачественных новообразований; - развитие и совершенствование методов диагностики и лечения
больных с онкологическими заболеваниями. 4.2.3. Совершенствование оказания медицинской помощи
пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях: - совершенствование деятельности травматологических центров; - обеспечение маршрутизации при оказании медицинской помощи
пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях; - внедрение новых методов диагностики и лечения пострадавших
при дорожно-транспортных происшествиях. 4.2.4. Совершенствование системы оказания медицинской помощи
больным туберкулезом: - организация профилактической работы, направленной на
предупреждение распространения туберкулеза; - повышение эффективности профилактических обследований с
целью раннего выявления больных туберкулезом. 4.2.5. Совершенствование организации оказания
высокотехнологичной медицинской помощи: - увеличение объемов оказания высокотехнологичной
медицинской помощи; - расширение профилей высокотехнологичной медицинской
помощи, оказываемой в медицинских организациях области. 4.2.6. Развитие системы оказания паллиативной помощи: - создание эффективной службы паллиативной помощи неизлечимо
больным пациентам; - организация кабинетов паллиативной медицинской помощи; - организация оказания стационарной паллиативной помощи. 4.2.7. Развитие медицинской реабилитации: - совершенствование организации оказания реабилитационной
помощи в амбулаторных условиях; - развитие стационарной реабилитационной помощи; - развитие реабилитационной помощи, оказываемой в
санаторно-курортных организациях. 4.2.8. Повышение квалификации и профессионального
уровня медицинских кадров. 4.2.9. Улучшение материально-технического обеспечения
государственных медицинских организаций Ярославской области, оказывающих
медицинскую помощь, в том числе экстренную. 4.2.10. Повышение доступности медицинской помощи для
жителей сельской местности и отдаленных районов. 4.3. Решение
задачи по сокращению уровня материнской и младенческой смертности, укреплению
репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков включает в
себя: 4.3.1. Мероприятия,
направленные на снижение смертности от врожденных аномалий развития: -
информирование населения о необходимости ранней явки в женские консультации при
беременности, а также о льготах для беременных, в том числе при ранней
постановке на учет; -
внедрение в действующие программы школ для беременных информационного блока по
актуальным вопросам пренатальной диагностики в I-м
триместре беременности; -
мероприятия, направленные на улучшение выявляемости
врожденных аномалий развития плода; -
увеличение охвата беременных женщин пренатальной
диагностикой в установленные сроки; -
совершенствование мониторинга пренатальной
(дородовой) диагностики нарушений развития ребенка. 4.3.2.
Мероприятия, направленные на улучшение маршрутизации женщин с патологией
беременности и экстрагенитальными заболеваниями: -
информирование населения о необходимости родоразрешения
в акушерских стационарах в соответствии с группой перинатального риска путем
размещения информации на сайтах государственных медицинских организаций; -
внедрение в программы школ для беременных блока информации о необходимости родоразрешения в рекомендованных специалистами учреждениях; -
анализ мониторинга на соответствие маршрутизации беременных установленной
группе риска не реже 1 раза в полугодие. 4.3.3.
Мероприятия, направленные на улучшение первичной реанимации новорожденных: - совершенствование
навыков медицинского персонала акушерских стационаров по проведению первичной
реанимации новорожденных; - обучение
врачей учреждений родовспоможения на базе федеральных симуляционных
центров; - внедрение
щадящих методов родоразрешения при рождении детей с
экстремально низкой массой тела. 4.3.4.
Внедрение клинических рекомендаций по лечению новорожденных, а также аудит их
использования: - дополнительное
обучение врачей-неонатологов по основным протоколам ведения отдельных состояний
новорожденных; - анализ
медицинской документации – историй развития новорожденных. 4.3.5.
Укрепление материально-технического и кадрового обеспечения службы материнства
и детства в соответствии со стандартами оснащения родовспомогательных учреждений,
развитие высокотехнологичной медицинской помощи женщинам в период беременности
и родов и новорожденным детям. 4.3.6.
Мероприятия по снижению материнской смертности: - проведение
комплекса мер по недопущению распространения высококонтагиозного
гриппа среди беременных, рожениц и родильниц, включая широкий охват вакцинацией
против гриппа в сезон ожидаемой эпидемии и обеспечение неснижаемого запаса
противовирусных препаратов; - внедрение
в медицинских организациях алгоритмов действий в критической ситуации в
акушерстве на основании имеющихся клинических протоколов Министерства
здравоохранения Российской Федерации и клинических протоколов; - совершенствование
работы мобильной акушерско-анестезиологической бригады; -
повышение профессиональной грамотности акушеров-гинекологов и врачей смежных
специальностей по вопросам ведения беременных с экстрагенитальной
патологией. 4.3.7. Проведение
профилактических мероприятий в целях раннего выявления нарушений состояния
здоровья детей и подростков, обеспечение доступности первичной
медико-санитарной, специализированной, в том числе высокотехнологичной,
медицинской помощи детям, совершенствование системы оказания реабилитационной
помощи детям и подросткам, восстановительной медицины, усиление
профилактической работы по предупреждению алкоголизма, наркомании, табакокурения, нежелательной беременности. 4.3.8. Развитие
системы оказания медицинской помощи детям и подросткам в образовательных
организациях, организация качественного горячего питания обучающихся в
общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных
организациях, в том числе бесплатного питания для детей из малообеспеченных
семей, обязательность занятий физической культурой во всех типах
образовательных организаций. 4.3.9. Обеспечение
функционирования в вечернее время спортивных залов общеобразовательных
организаций, профессиональных образовательных организаций для занятий в них
обучающихся. 4.4. Решение задач по сохранению и укреплению здоровья
населения, увеличению продолжительности активной жизни, созданию условий и
формированию мотивации для ведения здорового образа жизни, существенному
снижению уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность
для окружающих заболеваниями, улучшению качества жизни больных, страдающих хроническими
заболеваниями, и инвалидов включает в себя: 4.4.1. Мероприятия по профилактике заболеваний и
формированию здорового образа жизни: - развитие инфраструктуры медицинской профилактики в
рамках первичной медико-санитарной помощи; - совершенствование
системы подготовки медицинских кадров по вопросам формирования здорового образа
жизни, профилактики заболеваний; - совершенствование работы
государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области
«Областной центр медицинской профилактики»; - совершенствование
системы мероприятий по ограничению потребления табака, профилактике
немедицинского потребления наркотических веществ и психоактивных
веществ; - формирование системы
мероприятий по здоровому питанию; - развитие системы мероприятий по повышению уровня
физической активности населения. 4.4.2. Совершенствование системы диспансеризации и
профилактических осмотров населения: - мероприятия по раннему выявлению
факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний, туберкулеза; - дифференцированный подход к
перечню участвующих в диспансеризации специалистов и применяемых методов
обследования в различных половозрастных группах населения; - осуществление профилактического
консультирования в рамках диспансеризации; - организация преемственности
между результатами диспансеризации и процессом последующей коррекции выявленных
факторов риска и диспансерного динамического наблюдения; - меры по укомплектованию штатов
медицинских организаций, участвующих в проведении диспансеризации. 4.4.3. Организация льготного лекарственного обеспечения.
Обеспечение непрерывной лекарственной терапии льготных категорий граждан. 4.4.4. Обеспечение безбарьерной
среды обитания для лиц с ограниченными возможностями, развитие реабилитационной
индустрии, направленной на обеспечение максимальной социализации инвалидов. 4.4.5. Организация и проведение спортивных и
спортивно-массовых мероприятий. Реализация общественно значимых проектов в
сфере массовой физической культуры и спорта, в том числе Всероссийского физультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и
обороне». 4.4.6. Размещение в средствах массовой информации
тематических сюжетов и программ, направленных на пропаганду здорового образа
жизни, занятий физической культурой и спортом (количество сюжетов и программ, размещённых
в средствах массовой информации, – 50). 4.4.7. Формирование здорового образа жизни детей и
подростков: - проведение просветительской работы в образовательных
организациях, в том числе направленной на недопущение потребление алкоголя и
табачных изделий; - повышение квалификации педагогических работников,
специалистов, работающих в системе образования, по вопросам здоровьесбережения. 4.4.8. Создание эффективной системы профилактики социально
значимых заболеваний, предупреждения факторов их развития. 4.4.9. Развитие общедоступной спортивной инфраструктуры. 4.5.
Решение задачи по созданию условий для повышения уровня рождаемости (увеличению
суммарного показателя рождаемости) включает в себя: 4.5.1. Улучшение репродуктивного здоровья населения, применение
вспомогательных репродуктивных технологий. 4.5.2. Профилактику и снижение числа абортов. 4.5.3. Поддержку молодых и студенческих семей с детьми. 4.5.4. Поддержку семьи при рождении детей в зависимости от
очередности рождений. 4.5.5. Создание условий для совмещения профессиональных и
семейных обязанностей, содействие занятости родителей, имеющих малолетних
детей. 4.5.6.
Обеспечение потребности семей в услугах дошкольного образования, повышение
доступности и качества предоставляемых услуг. 4.5.7. Повышение информированности населения о мерах
поддержки семей с детьми. 4.5.8. Содействие улучшению жилищных условий, прежде всего
молодых семей и семей с несколькими детьми, в том числе: -
улучшение жилищных условий многодетных семей; - государственная
поддержка граждан, проживающих на территории Ярославской области, в сфере
ипотечного жилищного кредитования; - улучшение
жилищных условий отдельных категорий граждан, нуждающихся в специальной
социальной защите; - переселение
граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) с
высоким уровнем износа; - бесплатное
предоставление земельных участков, находящихся в государственной или
муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более
детей, гражданам, являющимся участниками программ по поддержке молодых семей и
др. 4.6.
Решение задач по укреплению института семьи, возрождению и сохранению
духовно-нравственных традиций семейных отношений включает в себя: 4.6.1. Развитие системы консультативной и
психологической поддержки семьи в целях создания благоприятного внутрисемейного
климата, профилактики семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей и
детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подготовки и комплексного
сопровождения семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения
родителей. 4.6.2.
Пропаганду традиционных семейных, моральных и нравственных ценностей путем
проведения региональных информационно-рекламных кампаний, в том числе с
использованием интернет-ресурсов. 4.6.3.
Повышение общественного престижа семейного образа жизни, многодетности и
многопоколенной семьи путем создания специальных телевизионных передач, иных
информационных проектов. 4.6.4.
Пропаганду ответственного родительства и формирование
позитивного образа отца и матери. 4.6.5.
Обучение родителей по вопросам профилактики суицидального поведения
несовершеннолетних, употребления психоактивных
веществ, распространения ВИЧ-инфекции, жестокого обращения с детьми. 4.6.6. Реализацию
дополнительных образовательных программ подготовки молодежи к созданию семьи и
семейным отношениям на основе традиционных семейных ценностей, формирование
ответственного отношения молодежи к браку и семье, репродуктивному здоровью и
поведению, психологической готовности к браку и родительству. 4.6.7. Внедрение
в работу с разводящейся семьей программ психологического и юридического
сопровождения (консультаций психологов и юристов), медиативных технологий: - развитие
деятельности семейных клубов, родительских объединений, ассоциаций замещающих
родителей, имеющих различную целевую направленность, распространение опыта межсемейной волонтерской помощи; - внедрение
эффективных механизмов сотрудничества органов исполнительной власти,
гражданского общества, представителей различных конфессий, средств массовой
информации, родительских сообществ в области сохранения духовно-нравственных
традиций в семейных отношениях и семейном воспитании; -
развитие мер стимулирования полных благополучных семей через организацию
различных форм поощрения, в том числе основанных на государственно-общественном
и государственно-частном партнерстве (награждение знаками, премиями, грамотами,
учреждение наград); -
проведение научно-практических конференций, круглых столов, дискуссионных
площадок по проблемам семьи с участием ученых, общественности, практиков,
региональных семейных праздников и мероприятий. 4.6.8. Реализацию
Концепции семейной политики Ярославской области на период до 2025 года. 4.6.9. Повышение
обязательств родителей по обеспечению надлежащего уровня жизни и развития
ребенка. 4.7. Решение задачи по привлечению мигрантов в
соответствии с потребностями демографического и социально-экономического
развития с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции включает в
себя: 4.7.1. Разработку комплекса мер, направленных на повышение
миграционной привлекательности региона, привлечение квалифицированных
специалистов, соотечественников, проживающих за рубежом. 4.7.2. Создание
инфраструктур, способных стимулировать приток мигрантов, как внутренних, так и
внешних. 4.7.3. Определение потребности в привлечении
иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы. 4.7.4. Рациональное и эффективное использование
потенциала мигрантов в целях привлечения дополнительных трудовых ресурсов и
улучшения их качества. 4.7.5. Содействие добровольному переселению
соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в
Ярославскую область. 4.7.6. Создание условий для интеграции иммигрантов и
развития толерантности в отношениях между местным населением и выходцами из
других стран в целях предотвращения этноконфессиональных
конфликтов. 5. Информационное обеспечение реализации Концепции Информационное
обеспечение реализации Концепции включает в себя: - подготовку
аналитических и информационных материалов по вопросам демографической политики
области с учетом критериев эффективности реализации Концепции; - проведение
выборочных социологических и социально-психологических исследований в сфере
регулирования региональной демографической политики; - обеспечение
систематического всестороннего освещения вопросов, связанных с реализацией
Концепции, в средствах массовой информации; - активную
пропагандистскую работу, направленную на возрождение традиционных семейных
ценностей, повышение престижа семьи с детьми, материнства и отцовства; -
создание социальной рекламы, тематических программ в средствах массовой
информации, направленных на формирование в общественном сознании установок на
здоровый образ жизни; -
информирование населения о возможных опасностях для жизни и здоровья, связанных
с наиболее распространенными заболеваниями, эпидемической обстановкой,
стихийными бедствиями и техногенными авариями, с появлением на рынке опасных
для здоровья товаров, а также о мерах, позволяющих предупредить их вредное
воздействие на здоровье человека. Для
получения достоверных сведений о демографической ситуации в Ярославской области
предполагается использование данных статистического наблюдения, выборочных
исследований, отражающих: -
состояние демографической ситуации в области; -
реализацию областных и федеральных программ, конкретных мероприятий,
направленных на улучшение демографической ситуации. 6.
Механизм реализации Концепции Механизмом
реализации Концепции предусматривается: - объединение
и координация действий территориальных органов федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти Ярославской области и
органов местного самоуправления муниципальных образований области,
государственных, муниципальных и общественных организаций, направленных на выработку
единых подходов к формированию демографической политики, необходимой для
сохранения и укрепления демографического потенциала региона; - организация
мониторинга эффективности принимаемых мер в сфере реализации Концепции,
совершенствование системы мониторинга и анализа демографической ситуации в
Ярославской области; - дальнейшее
совершенствование законодательства Ярославской области в сфере социальной и
семейной политики, здравоохранения, образования, жилищного обеспечения,
занятости, миграции с учетом мер по реализации демографической политики; - обеспечение
учета демографической ситуации при разработке государственных программ
Ярославской области; - разработка
и реализация мероприятий в составе государственных программ Ярославской области
в сфере охраны здоровья, занятости, образования, социальной защиты населения,
молодежной политики, направленных на решение основных задач Концепции; - разработка
и реализация планов мероприятий по улучшению демографической ситуации в
Ярославской области на среднесрочную перспективу; - учет
задач демографического развития при формировании областного бюджета и бюджетов
муниципальных образований области; - обеспечение
координации деятельности межведомственных комиссий (советов) по вопросам
реализации мер демографического развития; - обеспечение
координации деятельности органов местного самоуправления муниципальных
образований области по разработке программ (планов мероприятий) по улучшению
демографической ситуации на местном уровне; -
осуществление методического обеспечения деятельности органов исполнительной
власти Ярославской области и органов местного самоуправления муниципальных
образований области, направленной на управление демографическими процессами. 7. Основные этапы и ожидаемые результаты реализации
демографической политики Ярославской области на период до 2025 года Реализация
Концепции включает три этапа. В
рамках первого этапа (2007 – 2015 годы) была разработана Концепция
демографического развития Ярославской области на период до 2015 года и
реализованы первоочередные меры, направленные на закрепление и дальнейшее
развитие положительных тенденций демографического развития Ярославской области.
Важным направлением первого этапа стала организация межведомственного
взаимодействия и реализация мероприятий приоритетных национальных проектов,
реализуемых в сфере образования, здравоохранения, жилищной политики. Были разработаны и реализованы планы мероприятий по
реализации Концепции демографического развития Ярославской области на период до
2015 года, проведена оценка результатов их выполнения, корректировка
приоритетов региональной демографической политики, разработка долгосрочных
перспективных планов по улучшению демографической ситуации. В этот
период был разработан план мероприятий по распространению здорового образа
жизни и повышению мотивации населения к ведению здорового образа жизни,
расширению вовлечения населения в занятия физической культурой и спортом, мер
профилактической направленности по снижению смертности и заболеваемости от
социально значимых причин и активизации информационно-пропагандистской работы в
отношении определенных групп населения, предупреждению профессиональных
заболеваний и улучшению условий труда, созданию благоприятных и стабильных
условий для жизнедеятельности семей с детьми, в том числе семей с несколькими
детьми, реализации специальных мер содействия занятости женщин, имеющих детей,
закреплению в обществе репродуктивных установок, повышающих значимость семьи и
детей, и т.д. На
втором этапе (2016 – 2020 годы) предполагается с учетом результатов
реализации мероприятий первого этапа осуществить корректировку запланированных
мер и разработать дополнительные мероприятия, направленные на предупреждение
возможных негативных тенденций в сфере демографического развития, вызванных
снижением рождаемости, а также продолжающимся старением населения. На
третьем этапе (2021 – 2025 годы) предполагается на основе оценки
влияния реализуемых проектов и программ на демографическую ситуацию разработать
дополнительные мероприятия по упреждающему реагированию на возможное ухудшение
демографической ситуации в регионе. В
связи со значительным уменьшением к началу третьего этапа численности женщин
репродуктивного возраста потребуется принять дополнительные меры, стимулирующие
рождение в семьях как первого, так и последующих детей. К 2025
году предполагается: -
обеспечить постепенное увеличение численности населения (в том числе за счет
замещающей миграции); -
увеличить ожидаемую продолжительность жизни, снизить уровень смертности; -
увеличить суммарный коэффициент рождаемости. Целевые
показатели достижения задач, поставленных Концепцией, определяются
соответствующими «дорожными картами». Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|