Расширенный поиск

Постановление Губератора - главы администрации Тульской области от 19.03.1996 № 159

 

             ГУБЕРНАТОР ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ - ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ 

 

                               ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

     от 19.03.1996 N 159

 

 

                      О мерах по формированию единого
              информационного пространства Тульской области

 

 

     В соответствии  с  Указами  Президента  Российской  Федерации  от
3 августа  1992  года N 819 и N 820,  от 8 мая  1993  года  N 644,  от
23 апреля 1993 года N 477,  от 12 мая 1993 года N 663, от 28 июня 1993
года N 966,  от 31 декабря 1993 года N 2334,  от 20 января  1994  года
N 170,  от 17 февраля 1994 года N 328,  постановлениями  Правительства
Российской Федерации от 17 августа 1994 года N 963,  от 2 августа 1993
года N 732 и во исполнение постановлений главы  администрации  области
от  20  сентября  1993 года N 414,  от 24 июня  1994  года  N 295,  от
26 декабря 1994 года N 626,  от 5 января 1995 года N 7 и постановления
главы  администрации  области "О защите государственных информационных
ресурсов     области",     на     территории      области      создана
организационно-технологическая     и     нормативная     система    по
информационно-аналитическому  обеспечению   функционирования   органов
регионального управления и власти,  а так же позволяющая в перспективе
оказывать информационные услуги и предоставлять  информацию  субъектам
хозяйствования любой формы собственности, удовлетворять законные права
граждан на разнообразную информацию.
     Функционирование и  развитие  подобной системы переводит на новую
качественную  ступень  развития  взаимоотношения  органов   власти   и
управления,  субъектов хозяйствования и населения, создает необходимые
предпосылки  для  формирования  единого  информационного  пространства
области,  для  интеграции  его  в  единое  информационное пространство
России.
     В целях    выработки    программы    по    формированию   единого
информационного  пространства  Тульской   области   и   на   основании
Конституции  Российской  Федерации,  Законов  Российской  Федерации "О
краевом,  областном Совете народных  депутатов  и  краевой,  областной
администрации",    федеральных  органах  правительственной  связи  и
информации",  Федерального Закона  "Об  информации,  информатизации  и
защите   информации"  и  с  учетом  рассмотрения  данного  вопроса  на
заседании Совета глав администраций

 

                               ПОСТАНОВЛЯЮ:

 

     1. Утвердить следующие нормативные документы, определяющие состав
и  порядок  мероприятий  по  формированию  и  функционированию единого
информационного пространства Тульской области:
     - "Основные  принципы  формирования  и  функционирования  единого
информационного пространства Тульской области"( Приложение 1);
     - "Регламент    работы   и   взаимодействия   субъектов   единого
информационного пространства Тульской области" (Приложение 2);
     - "Положение   о  реестре  информационно-вычислительных  ресурсов
Тульской области" ( Приложение 3).
     2. Информационно-аналитическому    управлению   (Штарков   С.В.),
совместно  с  заинтересованными   подразделениями   и   организациями,
подготовить  от  имени губернатора для предоставления в областную Думу
до 01.04.1996 т.г. законопроект Тульской  области  "Об  информационном
обеспечении в Тульской области".
     До принятия указанного закона все органы управления,  предприятия
и  организации,  расположенные  на  территории  области  и  являющиеся
субъектами   единого   информационного   пространства,    осуществляют
информационный   обмен   и   предоставляют   информацию   в  интересах
губернатора   области,   областной   Думы,   территориальных   органов
управления  в соответствии с настоящим постановлением,  а так же иными
нормативными  документами,  утвержденными  губернатором   области   на
основании статьи 49 Закона Российской Федерации "О краевом,  областном
Совете народных депутатов и краевой, областной администрации".
     Обязательное предоставление   документированной   информации  для
формирования  государственных  информационных  ресурсов  в   интересах
федеральных  органов  власти  и управления осуществляется на основании
Федерального  Закона   "Об   информации,   информатизации   и   защите
информации".
     3. Установить,  что общую координацию вопросов  информатизации  и
созданию  систем  информационного  обеспечения  на  территории области
осуществляет губернатор области,  в  его  отсутствие  вице-губернатор.
Оперативное   решение   вопросов,   связанных   с   финансированием  и
организацией работ по разработке и  внедрению  систем  информационного
обеспечения,  автоматизированных  информационных  систем,  проведением
мероприятий по информатизации на  территории  области  возлагается  на
руководителя аппарата администрации области.
     4. Определить,  что на  первом  этапе  основой  для  формирования
единого   информационного   пространства   Тульской  области  является
создание системы информационного обеспечения,  которая реализуется  по
следующим наиболее важным для области функциональным направлениям:
     - правовая информатизация;
     - региональная статистика;
     - информационное обеспечение сферы товарного обращения;
     - информационная     поддержка     экологических    программ    и
предупреждения чрезвычайных ситуаций.
     5. Секретно. (Приложение 4).
     6. Поручить        информационно-аналитическому        управлению
(Штарков С.В.),  главам  администраций городов и районов разработать и
наметить  программы  реализации  мероприятий  по  вхождению  в  единое
информационное пространство Тульской области.
     7. Поручить        информационно-аналитическому        управлению
(Штарков С.В.)  при  участии  областного  центра  по кадровой политике
(Ливанов А.В.) разработать и представить в 1 полугодии  1996  года  на
утверждение целевую программу подготовки и переподготовки специалистов
по информационным технологиям на 1997 года.
     8. В   связи   с   принятием   настоящего  постановления  считать
утратившими  силу  следующие  постановления   и   распоряжения   Главы
администрации области (Перечень - приложение 5).
     9. Контроль   за   исполнением   постановления    возложить    на
руководителя аппарата администрации области Титова В.И..
     10. Постановление вступает в силу с момента подписания.

 

 

     Губернатор
     Тульской области - глава администрации          Н.В. Севрюгин

 

 

 

 

                                                          Приложение 1
                                           к постановлению Губернатора
                                                      Тульской области
                                                   от 19.03.1996 N 159

 

 

             Основные принципы формирования и функционирования
           единого информационного пространства Тульской области

 

                          1. Основные положения

 

     Глобальной целью информатизации России является  наиболее  полное
удовлетворение  информационных  потребностей  общества  во всех сферах
деятельности,  повышение  эффективности  экономических  отношений  при
проведении      рыночных      реформ,      содействие     стабилизации
социально-политических  отношений  в  государстве  за  счет  получения
наиболее объективных жизненных ориентиров каждым членом общества.
     Решение этих задач возможно и наиболее рационально  только  путем
целенаправленного  формирования  единого  информационного пространства
России.
     Подготовительная работа  по  его  формированию  в настоящее время
проводится Комитетом при Президенте Российской Федерации  по  политике
информатизации    (Роскоминформом)   совместно   с   заинтересованными
министерствами  и   ведомствами,   региональными   информационными   и
аналитическими органами.
     Пакет нормативных документов по формированию  и  функционированию
единого  информационного  пространства  Тульской  области  подготовлен
информационно-аналитическим управлением на основании:
     - опыта  совместной работы Центрального научно-исследовательского
института систем управления  (ЦНИИСУ)  и  информационно-аналитического
управления   (ИАУ)   администрации  области  по  внедрению,  развитию,
сопровождению и эксплуатации региональной компьютерной  сети  (РКС)  и
созданию  на  ее  базе  системы  информационно-аналитической поддержки
регионального управления;
     - проекта  концепции "Единое информационное пространство России",
подготовленной рабочей  группой  при  Роскоминформе  под  руководством
профессора Артамонова Г.Т.
     Данные нормативные документы регламентируют поведение и  основные
принципы   взаимотношений   органов  власти  и  управления,  субъектов
хозяйствования и жителей области,  основные этапы  интеграции  единого
информационного   пространства   области   в   единое   информационное
пространство Российской  Федерации.  Эти  документы  отрабатываются  в
порядке эксперимента в рамках единой федеральной программы.

 

                   2. Цели, задачи, главные определения

 

        2.1. Основные цели и направления по формированию и развитию
                   единого информационного пространства

 

     Основными целями  и  направлениями  по  формированию  и  развитию
единого информационного пространства Тульской области являются:
     - обеспечение    гарантий    прав    граждан    на    информацию,
провозглашенных Конституцией Российской Федерации,
     - полноту,    точность,    достоверность    и     своевременность
представления информации органам управления всех уровней,  юридическим
и физическим лицам,  независимо  от  их  территориального  размещения.
Создание   необходимых  условий  для  повышения  качества  принимаемых
решений;
     - интеграцию  информационных ресурсов различных сфер деятельности
государства и общества и реализацию доступа к ним;
     - применение  типовых,  эффективных средств и методов обеспечения
защиты   информации   в   едином   информационном    пространстве    и
соответствующих   государственных   информационных  ресурсов,  которые
обеспечат  защиту  прав  юридических  и  физических  лиц  в   условиях
территориально-распределенного  сбора,  обработки,  хранения  и выдачи
информации;
     - создание  и  поддержание  необходимого  уровня  информационного
обеспечения  эффективного   решения   задач   в   интересах   надежной
безопасности и обороноспособности государства;
     - совместимость и взаимодействие  (на  всех  уровнях  управления)
ведомственных   и   территориальных   информационных  систем  на  базе
современных   типовых   информационных    технологий,    международных
стандартов, общеединой системы классификации и кодирования информации,
форм представления информационных ресурсов;
     - обеспечение  согласованности решений,  принимаемых федеральными
органами государственной власти, органами власти субъектов Федерации и
органами местного самоуправления;
     - расширение   и   укрепление   информационных    связей    между
общественными структурами,  укрепление доверия, общественного согласия
и повышение заинтересованности в коллективных действиях;
     - эффективное    использование    в   практической   деятельности
юридических и физических лиц информационных  ресурсов,  накопленных  в
различных сферах деятельности;
     - усиление  правосознания   граждан   путем   предоставления   им
свободного  доступа к правовым и нормативным документам,  определяющим
их права и обязанности;
     - предоставление   возможности  контроля  со  стороны  граждан  и
общественных  организаций  за  деятельностью  органов  государственной
власти и управления и органов местного самоуправления;
     - повышение  деловой  активности  граждан   и   развитие   малого
предпринимательства  путем обеспечения равной возможности пользоваться
социально-экономической, общественно-политической информацией, а также
информационными фондами сфер науки, образования, культуры и т.д.;
     - интеграция с информационными  пространствами  других  регионов,
России, стран СНГ и мировым информационным пространством.

 

                    2.2. Главные понятия и определения

 

     Тульская область,      являясь     субъектом     интегрированного
информационного,  экономического и правового  пространства  Российской
Федерации,   претендует   на   разнообразные   информационные  ресурсы
межрегионального и национального характера.  При этом она выступает  и
как   потребитель   информации   и   как   заинтересованный  поставщик
соответствующих сведений о себе и как поставщик обязательных  сведений
в   систему   обеспечения  государственных  нужд  в  фактографической,
аналитической, управленческой информации.
     Для решения  общефедеральных программ,  задач внутрирегионального
управления,  социального,  экономического  и  политического   развития
области,   создания   необходимых   основ   функционирования  рыночной
инфраструктуры,  информационного  обеспечения  органов  госуправления,
субъектов хозяйствования различных форм собственности,  удовлетворения
законных прав граждан на разнообразную информацию в  Тульской  области
формируется единое информационное пространство.
     Единое информационное  пространство  представляет  собой  систему
одинаковых  возможностей,  сферу  специфических взаимоотношений (сферу
обитания)  по  вопросам   добровольного   и   взаимовыгодного   обмена
информацией,   а   так  же  обеспечения  возможности  получения  любой
информации (кроме специально  оговоренных  случаев)  для  формирования
субъектом пространства необходимых жизненноважных ориентиров.
     Формирование полномасштабного       единого       информационного
пространства  задача  далекой перспективы.  Целесообразно на начальном
этапе сконцентрировать усилия на:
     - "инвентаризации" ресурсных возможностей;
     - решении   вопросов    организационного    и    технологического
взаимодействия;
     - определение круга функциональных проблем,  решаемых  на  первом
этапе.
     Субъектом единого информационного пространства или  пользователем
на   территории   области   могут  быть  все  субъекты  экономических,
производственных,  социальных,  политических и юридических  отношений,
как   обладающие  определенной  информацией,  так  и  претендующие  на
разнообразную  информацию.  Любые   ограничения   прав   пользователей
недопустимы,   кроме   случаев   специально   оговоренных   российским
законодательством.
     Субъекты единого     информационного     пространства     области
подразделяются на три основные категории:
     1. Администрация   области,   администрации  городов  и  районов,
областная Дума, органы местного самоуправления, территориальные органы
управления;
     2. Предприятия   и   организации   любой   формы   собственности,
банковские  и  коммерческие  структуры и объединения,  фонды,  биржи и
т.д.;
     3. Граждане  России,  подданные  других  государств постоянно или
временно  проживающие  на  территории  Тульской  области   и   имеющие
соответствующие подтверждающие официально оформленные документы.
     Субъекты или пользователи реализуют свои права или информационные
возможности  путем эксплуатации или прямого использования объектов или
технологических компонент единого информационного пространства.
     Права, правила поведения,  взаимодействия и общения пользователей
изложены в  "РЕГЛАМЕНТЕ  РАБОТЫ  И  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  СУБЪЕКТОВ  ЕДИНОГО
ИНФОРМАЦИОННОГО   ПРОСТРАНСТВА  ТУЛЬСКОЙ  ОБЛАСТИ",  который  является
приложением 2 к настоящему постановлению.
     Объектами или     основными     необходимыми     технологическими
компонентами единого информационного пространства являются:
     - ИНФОРМАЦИОННЫЕ,   ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ   РЕСУРСЫ   И   ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ,   которые   содержат   сведения,   документы   и   знания,
зафиксированные  на  соответствующих  носителях  информации,  а так же
обеспечивают субъекту пространства (пользователю) возможность  доступа
к   информации,   ее   приема-передачи,   хранения,   представления  и
отображения,  в  том  числе   с   использованием   самых   современных
телекоммуникационных средств и средств изготовления документов;
     - СТАНДАРТЫ  И  ОРГАНИЗАЦИОННО-НОРМАТИВНЫЕ   ДОКУМЕНТЫ,   которые
регламентируют    взаимодействие    всех    субъектов   информационных
взаимоотношений    в    процессе    сбора,    обработки,     хранения,
распространения,   поиска   и   передачи   информации,   использования
информационных  ресурсов  и   информационных   технологий,   а   также
обеспечения информационной безопасности;
     - ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ  СТРУКТУРЫ,  которые   обеспечивают   развитие,
сопровождение    и    функционирование   информационных   ресурсов   и
информационных технологических  комплексов,  в  том  числе  по  защите
информации,      при      строгом      соблюдении     стандартов     и
организационно-нормативных документов.
     Данные технологические    компоненты    единого   информационного
пространства  непосредственно  не  связаны  с  конкретной   категорией
пользователя и его функциональными потребностями.
     Для формирования  и  развития  информационного  пространства  как
системы  требуется не только привязка отдельных составляющих подсистем
(самостоятельных составляющих систем) к конкретному пользователю, но и
выбор    основной   подсистемы,   которая   обеспечит   открытость   и
бесконфликтность общего развития,  прозрачность информационного обмена
и надежную защиту информации.
     Функциональную структуру  единого  информационного   пространства
целесообразно рассматривать как многоуровневую систему информационного
обеспечения органов территориального управления  и  власти,  субъектов
хозяйствования любой формы собственности и населения области.
     Многоуровневая система информационного обеспечения реализуется  в
виде следующих самостоятельных составляющих систем:
     - системы информационного  обслуживания  населения  области  (СИО
НО);
     - системы  информационно-аналитического   обеспечения   субъектов
хозяйствования  (СИАО СХ) различных форм собственности,  расположенных
на территории области;
     - системы   информационно-аналитической  поддержки  регионального
управления (СИАП РУ).
     Формирование и  развитие  многоуровневой  системы информационного
обеспечения должно вестись  путем  координации  работ  и  консолидации
финансово-материальных  ресурсов  ведомственного,  территориального  и
коммерческих   направлений   при   максимальном   использовании    уже
существующих информационных систем и ресурсов.
     В целях исключения параллелизма при создании  и  функционировании
самостоятельных  составляющих  систем (СИАП РУ,  СИАО СХ,  СИО НО) и с
учетом опыта проведения мероприятий информатизации в Тульской  области
система информационно-аналитической поддержки регионального управления
(СИАП РУ) определяется базовой  при  создании  многоуровневой  системы
информационного  обеспечения  и  формировании  единого информационного
пространства.
     Многоуровневая система  информационного обеспечения базируется на
следующих основных принципах:
     - полнота отображения состояния управляемой системы;
     - актуальность и достоверность информации;
     - однократный ввод информации и ее многоцелевое использование;
     - унифицированное  представление  данных,  простота,  удобство  и
быстрота доступа пользователя к информации;
     - возможность    поэтапного    и     непрерывного     наращивания
функциональных ресурсных возможностей и баз данных.
     Основные термины,   используемые   в   сфере   информатизации   и
использования информации,  изложены в статье 2 Федерального Закона "Об
информации, информатизации и защите информации" :

 

                                  ВЫПИСКА
           из Федерального Закона "Об информации, информатизации
                           и защите информации"

 

     Статья 2.  Термины,  используемые в настоящем Федеральном законе,
их определения.

 

     В настоящем Федеральном законе используются следующие понятия:
     информация -  сведения  о  лицах,  предметах,  фактах,  событиях,
явлениях и процессах независимо от формы их представления;
     информатизация -   организационный   социально-экономический    и
научно-технический    процесс   создания   оптимальных   условий   для
удовлетворения информационных потребностей и реализации прав  граждан,
органов   государственной  власти,  органов  местного  самоуправления,
организаций,  общественных   объединений   на  основе  формирования  и
использования информационных ресурсов;
     документированная информация  (документ)  -  зафиксированная   на
материальном   носителе  информация  с  реквизитами,  позволяющими  ее
идентифицировать;
     информационные процессы - процессы сбора,  обработки, накопления,
хранения, поиска, и распространения информации;
     информационная система     -     организационно     упорядоченная
совокупность  документов    (массив   документов)   и   информационных
технологий,  в  том  числе  с  использованием  средств  вычислительной
техники и связи, реализующих информационные процессы;
     информационные ресурсы  - отдельные документы и отдельные массивы
документов,  документы и массивы документов в информационных  системах
(библиотеках,  архивах,  фондах,  банках данных, других информационных
системах);
     информация о  гражданах    (персональные  данные)  -  сведения  о
фактах,  событиях  и  обстоятельствах  жизни  гражданина,  позволяющие
идентифицировать его личность;
     конфиденциальная информация   -   документированная   информация,
доступ  к  которой  ограничивается  в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
     cредства обеспечения  автоматизированных  информационных систем и
их технологий -  программные,  технические,  лингвистические  правовые
орнизационные   средства  (программы  для  электронных  вычислительных
машин;  средства вычислительной техники и связи;  словари тезаурусы  и
классификаторы;  инструкции и методики; положения, уставы, должностные
инструкции;  схемы  и   их   описания,   другая   эксплуатационная   и
сопроводительная   документация),  используемые  или  создаваемые  при
проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатацию;
     собственник информационных   ресурсов,   информационных   систем,
технологий и  средств  их  обеспечения  -  субъект,  в  полном  объеме
реализующий полномочия владения,  пользования, распоряжения указанными
объектами;
     владелец информационных    ресурсов,    информационных    систем,
технологий и средств их обеспечения - субъект осуществляющий  владение
и   пользование   указанными   объектами   и   реализующий  полномочия
распоряжения в пределах, установленных законом;
     пользователь (потребитель)  информации - субъект,  обращающийся к
информационной системе или посреднику за  получением  необходимой  ему
информации и пользующийся ею.

 

                 3. Информационные, вычислительные ресурсы
                       и информационные технологии

 

                3.1. Проблемы формирования и использования
                          информационных ресурсов

 

     К ключевым моментам создания единого информационного пространства
относится  проблема  формирования   и   использования   информационных
ресурсов.
     В общем  случае  информационные   ресурсы   (как   предварительно
обработанная,  упорядоченная  и  представленная  в  требуемой форме на
соответствующих  носителях  информация)   формируются   как   органами
государственной   власти,   так  и  государственными  и  коммерческими
предприятиями, научными, учебными и общественными организациями.
     Информационные ресурсы   представляются   как   на   традиционных
носителях (бумажных,  микрофишах и т.д.),  так и на машинных носителях
(банки и базы данных, базы знаний) и включают в себя:
     - данные, документы и знания;
     - общероссийские      и/или      международные     классификаторы
(технико-экономической,    экологической,    общественно-политической,
научной и другой информации);
     - языковые  средства,   применяемые   для   описания   конкретной
предметной области, и средства доступа к данным.
     В соответствии со статьей 5 Федерального Закона  "Об  информации,
информатизации   и   защите  информации"  документирование  информации
является обязательным условием включения информации  в  информационные
ресурсы.
     Основы правового  режима  информационных  ресурсов,   определение
информационных   ресурсов  по  формам  собственности  регламентируется
главой 2 Федерального Закона "Об информации,  информатизации и  защите
информации".
     Информационные ресурсы по формам собственности подразделяются  на
межгосударственные,  государственные, негосударственные (коммерческие)
и смешанной собственности.
     Понятие национальных  информационных  ресурсов  объединяет в себе
ресурсы, относящиеся к последим трем формам собственности.
     К государственным   информационным  ресурсам  относятся  ресурсы,
создаваемые  государственными  или  негосударственными  (на  основании
соответствующих лицензий) органами за счет бюджетных средств с целью:
     - обеспечения деятельности всех органов государственной власти  и
управления в соответствии с их компетенцией;
     - обеспечения     информационных      потребностей      общества,
ответственность  за  организацию  которого  в  законодательном порядке
возложена на органы государственной власти.
     Обязательное представление   документированной   информации   для
формирования  государственных  информационных  ресурсов  в   интересах
федеральных  органов  власти  и управления осуществляется на основании
статьи 8 Федерального Закона "Об информации,  информатизации и  защите
информации".
     Для формирования     системы     обязательного      представления
документированной    информации   для   формирования   государственных
информационных  ресурсов  в  интересах  областных  органов  власти   и
управления  по  аналогии  с  указанным Федеральным Законом должен быть
подготовлен от имени губернатора для представления  в  областную  Думу
законопроект   Тульской   области   "Об   обязательном   представлении
документированной информации для формирования областных информационных
ресурсов (о региональной статистике)".
     До принятия указанного закона все органы управления,  предприятия
и  организации,  расположенные  на  территории  области  и  являющиеся
субъектами   единого   информационного   пространства,    осуществляют
информационный   обмен   и   предоставляют   информацию   в  интересах
губернатора   области,    областной    Думы,    областного    комитета
государственной  статистики в соответствии с настоящим постановлением,
а так же иными нормативными  документами,  утвержденными  губернатором
области на основании статьи 49 Закона Российской Федерации "О краевом,
областном   Совете   народных   депутатов   и    краевой,    областной
администрации".

 

             3.2. Политика в области информационных  ресурсов

 

     Политика в    области    информационных    ресурсов,   являющихся
государственной собственностью, должна предусматривать:
     - структурирование  информационных  ресурсов  с целью определения
государственных   органов,   ответственных   за   ведение    отдельных
компонентов государственных информационных ресурсов;
     - определение  порядка  и  правил  формирования  и  использования
государственных   информационных   ресурсов,   обязательных  для  всех
субъектов информационных отношений в  рамках  единого  информационного
пространства;
     - обеспечение защиты государственных информационных ресурсов;
     - создание условий, гарантирующих реализацию конституционных прав
граждан на доступ к информационным ресурсам;
     - определение   порядка  и  правил  разрешения  споров  субъектов
информационных отношений,  связанных с формированием и  использованием
информационных ресурсов;
     - формирование   института   государственной   собственности   на
информационные  ресурсы,  обеспечивающего  контроль  как за процессами
создания и развития информационных ресурсов (и  систем  их  ведения  и
использования),  так  и за эффективностью их функционирования в едином
информационном пространстве;
     - создание  механизма  окупаемости  бюджетного  финансирования на
капитальные вложения и  перехода  на  самофинансирование  расширенного
воспроизводства     информационных    ресурсов,    путем    реализации
платежеспособного   спроса   субъектов   хозяйствования    на    рынке
информационных услуг.
     На начальном   этапе   формирования    единого    информационного
пространства  к приоритетным государственным информационным ресурсам в
интересах  обеспечения  управления  социально-экономическим  развитием
области,  а также законных прав на информацию юридических и физических
лиц следует отнести:
     - правовую   информацию,   обеспечивающую   построение  правового
государства и возможности реализации гражданами своих законных прав;
     - информацию  о  природных  ресурсах,  инфраструктуре  и объектах
недвижимости (в том числе в части  собственности),  обеспечивающую  их
эффективное   использование  и  планирование  социально-экономического
развития области;
     - информацию о деятельности органов государственного управления и
власти и использовании бюджетных средств,  обеспечивающую  возможность
демократического контроля за их деятельностью и представляющую большой
интерес для всех субъектов экономики России;
     - информацию  о  физических  лицах с целью обеспечения адресности
социальной    защиты,     мониторинга     медико-демографических     и
социально-трудовых процессов;
     - открытую информацию о юридических  лицах,  поставляемую  ими  в
соответствии  с  законодательством  в  государственные  органы (органы
налоговой инспекции,  органы статистики и др.),  и информацию  органов
государственной   статистики,   необходимую  для  поддержания  деловой
активности юридических и физических лиц;
     - открытую   информацию   о   предприятиях   военно-промышленного
комплекса:   количественные   показатели   проведения    конверсионных
мероприятий, объемы выпуска гражданской продукции, и т.д.;
     - информацию о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях
и   процессах,   экологическую,  санитарно-эпидемиологическую  и  др.,
необходимую  для  обеспечения   безопасного   существования   граждан,
населения  в  целом,  населенных  пунктов,  а  также  производственных
объектов;
     - информацию,    обеспечивающую    сохранение   и   использование
культурного       наследия        общества        (научно-техническую,
литературно-художественную, музейную, архивную и пр.).
     В результате  приватизации  и  становления   рыночной   экономики
значительная  часть информационных ресурсов,  имеющих общенациональное
значение   формируется   организациями   негосударственного    сектора
экономики.
     Политика в  области  информационных  ресурсов  негосударственного
сектора должна способствовать:
     - включению  организаций,  действующих  на  рынке  информационной
продукции    и    услуг    и   владеющих   информационными   ресурсами
общенационального значения в единое  информационное  пространство  как
субъектов информационных отношений;
     - созданию государственной системы  обязательной  сертификации  и
лицензирования  для  обеспечения  и контроля полноты,  достоверности и
надежности информационных ресурсов, включаемых в единое информационное
пространство, а также защиты прав потребителей;
     - созданию и  обеспечению  работы  систем  защиты  информационных
ресурсов   и  безопасности  информационных  систем  негосударственного
сектора;
     - обеспечению возможности субъектам хозяйствования различных форм
собственности санкционированного доступа (на контрактных  условиях)  к
информационным  ресурсам  другой  стороны  при  безусловном выполнении
требований    законодательнства    о    государственной    тайне     и
конфиденциальной информации;
     - поддержке малого предпринимательства в этой сфере;
     - обеспечению  доступа граждан и юридических лиц к информационным
ресурсам    негосударственного    сектора,    с    целью    реализации
конституционных прав на доступ к информации.

 

                   3.3. Единая система структурирования
                         информационных ресурсов

 

     В рамках   работ   по   формированию   единого    информационного
пространства  первой  наиболее важной задачей является создание единой
системы структурирования,  учета и описания  информационных  ресурсов.
Для этих целей создается и ведется реестр информационно-вычислительных
ресурсов (Реестр ИВР) Тульской области,  содержащий основные  сведения
об   информационных   ресурсах  государственной,  негосударственной  и
смешанных  форм  собственности,  их   организациях-держателях,   видах
распространяемой   ими   информационной  продукции  и  предоставляемых
информационных  услугах,  вычислительных   ресурсах   и   используемых
информационных технологиях.
     Вычислительными ресурсами   являются   аппаратно-программные    и
телекоммуникационные       комплексы,      обеспечивающие      функции
приема-передачи,  создания,  хранения,   обработки   и   представления
информации. Под информационными ресурсами в общем виде подразумевается
совокупность информационных систем  на  данной  территории,  в  данной
отрасли, организации.
     Основные правовые нормы,  определяющие  отношения  собственников,
владельцев,  пользователей  и  информационных  систем,  вычислительных
ресурсов,  определены в статье 2 Федерального Закона  "Об  информации,
информатизации и защите информации".
     Основные принципы и правила формирования Реестра ИВР  изложены  в
"Положении  о  реестре  информационно-вычислительных ресурсов Тульской
области", а так же в следующих нормативных документах:
     - инструкции        по       заполнению       формы       "Реестр
информационно-вычислительных ресурсов";
     - регламенте   работы   с  реестром  информационно-вычислительных
ресурсов;
     - перечне  структурных  подразделений  и органов государственного
управления,   представляющих   информацию   для    создания    реестра
ИВР.(Приложение 3 к настоящему постановлению).

 

         4. Стандартизация и унификация информационных технологий.
                    Создание нормативно-правовой базы

 

         4.1. Главные направления по стандартизации и унификации

 

     Единое информационное     пространство     является     постоянно
развивающейся,    открытой   организационно-технологической   системой
большой размерности,  уровень развития которой во многом  определяется
стандартизацией    и   унификацией   используемых   всеми   субъектами
информационных отношений (технологий)  информационного  взаимодействия
(сбора, обработки, хранения, распространения и поиска информации).
     Стандарты и    реализующие    их    технологии    информационного
взаимодействия    обеспечивают   единые   правила   как   оперативного
информационного обмена и любых информационных  отношений  между  собой
(по горизонтали и по вертикали),  так и доступа к любым информационным
ресурсам  коллективного  пользования  в  процессе   сбора,   хранения,
обработки, передачи и использования информации.
     Таким образом,  стандартизации и унификации подлежат  технические
решения, применяемые всеми субъектами информационных отношений по:
     - созданию,  ведению и хранению информационных  ресурсов    том
числе и территориально-распределенных);
     - организации доступа к информационным ресурсам (в первую очередь
являющихся  государственной  собственностью),  а так же предоставления
информационных услуг пользователям;
     - организации     интерфейсов     (протоколов)     взаимодействия
пользователей;
     - защите информации от несанкционированного доступа и обеспечению
безопасности сетей и систем.
     Основу комплекса  стандартов  составляют  базовые  международные,
государственные стандарты  и  документы,  направленные  на  унификацию
методологических,   процедурных,   общетехнических   и   общесистемных
требований:
     - регламентирующие  требования  безопасности  труда,  надежности,
основные системо-технические параметры и типоразмеры;
     - обеспечивающие      совместимость     отечественных     систем,
информационных  технологий  и  продуктов  между  собой  и  зарубежными
аналогами.

 

        4.2. Основные задачи в области стандартизации и унификации

 

     Основными задачами    государственной    политики    в    области
стандартизации и унификации информационных технологий являются:
     - проведение   аналитической   работы  по  выявлению  стандартов,
"де-факто" сложившихся в стране на средства компьютерных коммуникаций,
системы  создания  и ведения информационных ресурсов и информационного
взаимодействия  субъектов  информационных  отношений   с   последующим
анализом  на  совместимость  их  между  собой  и  соответствие мировым
тенденциям развития научно-технического прогресса  в  этой  области  с
целью   выработки   рекомендаций   по   стандартизации  информационных
технологий единого информационного пространства,
     - создание   организационной   инфраструктуры   по   контролю  за
соблюдением стандартов,  сертификации информационных систем, продукции
и услуг и лицензированию деятельности в этой сфере, а также управлению
качеством вновь создаваемых систем и средств  информатизации  (решение
этой задачи изложено в следующем разделе 5 настоящего приложения);
     - проведение   работ   по   разработке    проектов    стандартов,
территориальных  нормативов  на  информационные ресурсы,  технологии и
отношения,    выявленные    в    процессе     формирования     реестра
информационно-вычислительных     ресурсов     и    не    подкрепленные
соответствующей    нормативной     базой.     Разработка     указанных
территориальных   нормативных  актов  проводится  в  целях  реализации
политики вхождения в  единое  информационное  пространство  России  на
основе международных стандартов,  общероссийской системы классификации
и  кодирования  информации  и  требований   обеспечения   национальной
информационной безопасности;
     - проведение работ по унификации передачи информации, организации
доступа    к    информационным   ресурсам,   организации   интерфейсов
(протоколов)   взаимодействия   пользователей,    а    также    защите
информационных  ресурсов от несанкционированного доступа и обеспечению
безопасности систем;
     - предоставление     потребителям    возможности    использования
информационных    технологий     (стандартов)     международного     и
транснационального масштаба (ЭДИФАКТ, СВИФТ, CALS и др.);
     - разработка  системы  поощрительных  и  защитных  мер  (как  для
государственных,  так и для негосударственных структур), стимулирующих
использование в едином информационном пространстве стандартизированных
средств информатизации и унифицированных технических решений;
     - развитие производства современных унифицированных отечественных
информационных технологий и средств информатизации высокого качества и
надежности,  удовлетворяющих  требованиям  функционирования  в  едином
информационном пространстве;
     - подготовка квалифицированных кадров для работы в данном секторе
информатизации.

 

                  4.3. Создание нормативно-правовой базы

 

     Формирование единого    информационного    пространства   требует
создания нормативно-правовой базы, направленной на обеспечение:
     - гарантий  соблюдения  конституционного  права каждого "свободно
искать,  получать, передавать, производить и распространять информацию
любым   законным  способом"  (статья  29  п.4  Конституции  Российской
Федерации);
     - гарантий соблюдения конституционного права каждого ознакомиться
с документами и материалами,  непосредственно затрагивающими его права
и свободы;
     - гарантий   возможностей   контроля   со   стороны   граждан   и
общественных организаций за деятельностью государственных органов;
     - соблюдения  авторского   права   и   права   собственности   на
документированную  информацию  и  информационные  ресурсы,  а также на
информационные технологии и средства их обеспечения;
     - информационной безопасности;
     - формирования и использования информационных ресурсов в условиях
равенства  всех  форм  собственности,  с использованием различных форм
организации  рынка  информационной  продукции  и  услуг  и  проведение
антимонопольной политики государством;
     - ответственности   всех   субъектов   единого    информационного
пространства   за   правонарушения   при  формировании  информационных
ресурсов и их использовании;
     - персональной      ответственности     руководителей     органов
государственной власти и органов местного самоуправления  за  качество
формирования государственных информационных ресурсов;
     - согласованности решений органов государственной власти;
     - тесного  информационного  взаимодействия  с  другими  регионами
России и активного информационного  обмена  в  системе  международного
сотрудничества в целом.
     В настоящее время сложился определенный свод  нормативно-правовых
и    инструктивных    материалов,   позволяющих   регламентировать   и
поддерживать  функционирование  и  развитие  единого   информационного
пространства.
     Единый свод нормативно-правовых актов и инструктивных  материалов
включает в себя:
     1. Конституцию Российской Федерации;
     2. Законы  Российской  Федерации    краевом,  областном  Совете
народных депутатов и краевой, областной администрации", "О федеральных
органах  правительственной  связи  и  информации",  "О государственной
тайне";
     3. Федеральный  Закон  "Об  информации,  информатизации  и защите
информации";
     4. "Концепцию   правовой   информатизации  России",  утвержденную
Указом Президента Российской Федерации от 23 апреля  1993  г.  N  477,
Указ  Президента  Российской  Федерации  "Вопросы формирования единого
информационно-правового    пространства    Содружества     Независимых
Государств"  от 27 декабря 1993 г.  N 2293, Указ Президента Российской
Федерации "О дополнительных гарантиях права граждан на информацию"  от
31  декабря 1993 г.  N 2334, Указ  Президента Российской Федерации "Об
основах государственной политики в сфере информатизации" от 20  января
1994 г.  N 170,  Указ   Президента   Российской   Федерации   "Вопросы
деятельности Комитета при Президенте Российской Федерации по  политике
информатизации" от   17   февраля  1994  г.  N  328,  Указ  Президента
Российской  Федерации    совершенствовании  деятельности  в  области
информатизации органов государственной власти Российской Федерации" от
21 февраля 1994 г.  N 361, а также ряд других Указов, регламентирующих
создание   органов  и  телекоммуникационных  систем  правительственной
связи;
     5. Концепцию  создания информационно-телекоммуникационной системы
специального назначения (ИТКС) ФАПСИ;
     6. Закон Тульской области "О законах области";
     7. Постановление губернатора области    мерах  по  формированию
единого    информационного    пространства    Тульской   области",   и
соответствующие приложения:
     - "Основные  принципы  формирования  и  функционирования  единого
информационного пространства Тульской области" Приложение 1;
     - "Регламент    работы   и   взаимодействия   субъектов   единого
информационного пространства Тульской области" Приложение 2;
     - "Положение   о  реестре  информационно-вычислительных  ресурсов
Тульской области" Приложение 3.
     8. Техно-рабочий    проект    на   СИАП   РУ   и   соответстующие
технологические схемы информационного взаимодействия;
     9. Единый      свод      правил,      протоколов      соглашений,
нормативно-инструктивных документов,  определяющих порядок и  основные
принципы информационного обмена между АП КП РКС;
     10. Единый  каталог  описаний  всех   баз   данных   КП   РКС   и
универсальные   для  всех  АП  КП  программные  средства  формирования
запросов  и   получения   результатов   запроса   в   соответствии   с
установленным регламентом правилами доступа;
     11. Инструкции  по  работе  специалистов   и   информационных   и
аналитических служб конечных пользоваиелей.

 

                5. Обеспечение информационной безопасности

 

     Особую значимость    и   сложность   имеет   вопрос   обеспечения
информационной безопасности.  Как видно из предыдущих разделов решение
данной  проблемы  требует не только обеспечения технических мер защиты
информации и обеспечения безопасности информационного  взаимодействия,
но    и    создания    целостной    организационно-правовой    системы
функционирующей с целью:
     - предотвращения  угроз  информационной  безопасности  общества и
государства;
     - предотвращения  утечки,  утраты  и  подделки  информации  путем
несанкционированных действий по уничтожению,  модификации,  искажению,
копированию,   блокированию  информации,  предотвращения  других  форм
незаконного вмешательства в информационные  ресурсы  и  информационные
системы, обеспечения правового режима документированной информации как
объекта собственности;
     - защиты  конституционных прав граждан на сохранение личной тайны
и конфиденциальности персональных данных,  имеющихся в  информационных
системах;
     - сохранения  секретности,  конфиденциальности  документированной
информации;
     - обеспечения прав субъектов в  информационных  процессах  и  при
разработке,   производстве   и   применении   информационных   систем,
информационных технологий и средств их обеспечения;
     - проведения  анализа  программных средств для оценки возможности
их   применения   в   безопасных   информационных   системах   единого
информационного пространства и выработки рекомендаций по их применению
и адаптации в различных сферах информатизации;
     - анализа   компьютерной  безопасности  и  защиты  создаваемых  и
существующих информационных систем от вирусного воздействия;
     - сертификации   создаваемых   средств   и   систем   обеспечения
безопасности,  используемых  для  создания   единого   информационного
пространства;
     - подготовки кадров и их обучения  для  создания  соответствующих
служб безопасности информации;
     - создания   информационно-справочного   фонда    по    проблемам
информационной безопасности и информационно-аналитического обеспечения
организаций,   участвующих   в   разработке   и    создании    единого
информационного пространства.
     Аппаратно-программные средства  и   организационные   мероприятия
должны  обеспечивать  защиту  информации на всех этапах ее электронной
обработки,  хранения и приемо-передачи и соответствовать  требованиям,
установленным   компетентными  органами  (Государственной  технической
комиссией при Президенте Российской Федерации,  Федеральным агентством
правительственной   связи   и  информации  при  Президенте  Российской
Федерации, другими органами государственной власти и управления).
     На территории области полномочия и ответственность за организацию
и   проведение   мероприятий   по   информатизационной   безопасности,
сертификации информационных систем по защите информации возлагается на
Центр       правительственной       связи        и        Региональный
информационно-аналитический центр.

 

              6. Формирование организационной инфраструктуры

 

     Одна из   основных   проблем   формирования  и  развития  единого
информационного пространства связана  с  созданием  и  оформлением  на
территории   области  организационной  инфраструктуры,  обеспечивающей
функционирование   системы    информационно-аналитической    поддержки
регионального  управления  и рынка информационных услуг,  вовлечение в
этот процесс коммерческих структур (в т.ч.  сектора малого и  среднего
предпринимательства).
     Организационная инфраструктура      единого       информационного
пространства в общем виде состоит из следующих секторов:
     1) органы  управления,  субъекты  хозяйствования  различных  форм
собственности,  обладающие уникальной, первичной на территории области
документированной информацией,  т.е.  организации держатели  первичных
баз данных;
     2) производители средств информатизации: вычислительной техники и
средств    связи,    системного   и   инструментального   программного
обеспечения;
     3) производители    прикладных    (функциональных)    программных
продуктов,  реализующих информационные  технологии  (сбора,  хранения,
передачи, поиска, обработки и анализа, представления информации);
     4) организации,  формирующие  и   поддерживающие   в   актуальном
состоянии   информационные  ресурсы  на  основе  сбора  информации  от
источников;
     5) организации,   специализирующиеся   на   оказании   услуг   по
транспортировке информации;
     6) организации,  специализирующиеся  на  переработке информации и
предоставлении услуг пользователям (конечным потребителям);
     7) организаций,   занимающиеся   стандартизацией   и  унификацией
информационных    технологий    необходимых     для     удовлетворения
информационных потребностей общества;
     8) органы,  координирующие  деятельность  всех  вышеперечисленных
секторов   с   целью  повышения  уровня  информационного  обслуживания
общества при условии обеспечения эффективности затрат.
     Указанные сектора  необязательно  должны  быть оформлены как одно
или несколько самостоятельных организаций с правами юридического лица.
Целесообразно    создание    государственных   или   негосударственных
подразделений или предприятий, обслуживающих некоторый технологический
цикл, включающий несколько перечисленных секторов.
     Создаваемая организационная        инфраструктура         единого
информационного  пространства  должна  обеспечивать  органы управления
необходимой статистической и аналитической  информацией  для  принятия
адекватного  решения  и  гарантировать доступ физических и юридических
лиц   к    социально-значимым    информационным    ресурсам    органов
государственной власти,  а также к широкому кругу нормативно-правовых,
справочных и других данных.
     Для обеспечения доступа к информационным ресурсам,  создаваемым в
едином   информационном   пространстве,   целесообразно    максимально
использовать  возможности уже существующих как государственных,  так и
негосударственных информационных структур.
     На федеральном  уровне  сложилась  определенная структура органов
информационного и аналитического обеспечения высших органов  власти  и
управления:
     - Аналитическое управление Президента Российской Федерации;
     - Федеральное  агентство правительственной связи и информации при
Президенте Российской Федерации (ФАПСИ);
     - Комитет   при   Президенте  Российской  Федерации  по  политике
информатизации (Роскоминформа).
     Аналогично, на  территориальном  уровне,  основу  организационной
инфраструктуры   единого   информационного   пространства   составляет


Информация по документу
Читайте также