Расширенный поиск
Постановление Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 28.06.1993 № 5278-IП О С Т А Н О В Л Е Н И Е ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О записке "О практике проведения парламентских слушаний в Верховном Совете Российской Федерации" Президиум Верховного Совета Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: 1. Записку Секретаря Президиума Верховного Совета Российской Федерации "О практике проведения парламентских слушаний в Верховном Совете Российской Федерации" принять к сведению. 2. Комитету Верховного Совета Российской Федерации по судебной реформе и текущему законодательству совместно с Комиссией по соблюдению Регламентов Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации (Дорофеев Г. П.), Юридическим (Цивилев Р. М.), Организационным (Пушков В. Н.) и Редакционно-издательским (Лазарева Т. В.) отделами разработать проект закона Российской Федерации о внесении изменений в Регламент Верховного Совета Российской Федерации и в Закон Российской Федерации "О постоянных комиссиях палат и комитетах Верховного Совета РСФСР", определяющий порядок подготовки и проведения парламентских слушаний в Верховном Совете Российской Федерации, и представить его до 1 сентября 1993 года. Председатель Верховного Совета Российской Федерации Р. И. Хасбулатов Москва, Дом Советов России 28 июня 1993 года N 5278-I __________________________ О практике проведения парламентских слушаний в Верховном Совете Российской Федерации За прошедший период в Верховном Совете Российской Федерации накоплен определенный опыт проведения парламентских слушаний. По данным, представленным постоянными комиссиями палат и комитетами Верховного Совета, начиная с первой сессии проведено около 90 слушаний. За последнее время такая форма парламентской деятельности используется все более активно. Так, если в 1990-1991 годах количество слушаний исчислялось буквально единицами, то в прошлом году их было проведено свыше 30, а в первом полугодии с. г. уже достигло 50. Изучение практики парламентских слушаний показало: характерным для них является то обстоятельство, что предметом коллективного обсуждения были главным образом вопросы, связанные с реализацией функции парламентского контроля, предварительным рассмотрением проектов законодательных актов, выработкой позиции по тем или иным проблемам внутренней и внешней политики. В процентном отношении это можно проиллюстрировать следующим образом. Почти 60 процентов слушаний проведено по вопросам законотворческой работы, 15 процентов - по вопросам контроля за исполнением законов и постановлений Верховного Совета, остальные - по другим направлениям деятельности Верховного Совета и его органов. Среди комиссий и комитетов, наиболее часто использующих парламентские слушания в качестве одной из форм своей работы, следует отметить Комиссию по бюджету, планам, налогам и ценам, комитеты по международным делам и внешнеэкономическим связям, по вопросам обороны и безопасности, по вопросам экологии и рациональному использованию природных ресурсов, которые провели 6-10 слушаний. Говоря о парламентских слушаниях, где обсуждались проекты нормативных актов, следует отметить, что на них речь шла в одних случаях о концепции будущих законов, в других - практиковалось постатейное обсуждение уже имеющихся законопроектов, открывались также дискуссии о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство. К примеру, в концептуальном плане обсуждались проекты законов о ветеранах, о государственной службе, о внешней политике. Предметный разговор по содержанию подготовленных разработчиками проектов состоялся, когда участникам слушаний представлялись, в частности, проекты законов о земле, собственности, кооперации, налогообложении, приватизации и т. д. Активный обмен мнениями по вопросам, вынесенным на слушания, позволил своевременно выявить иные точки зрения по законопроектам, учесть позиции государственных органов и общественных организаций, широкого круга специалистов, ученых, народных депутатов различных звеньев Советов при дальнейшей доработке соответствующих документов. В конечном счете все это положительным образом отразилось на качестве законопроектов, на ходе их рассмотрения и при принятии Верховным Советом. Постоянные комиссии палат и комитеты Верховного Совета в соответствии со статьей 16 Закона РСФСР "О постоянных комиссиях палат и комитетах Верховного Совета РСФСР" использовали парламентские слушания и как одну из действенных форм контроля за исполнением законов Российской Федерации, реализацией решений высшего органа государственной власти. В качестве примера можно назвать обсуждение представителями ряда комиссий и комитетов социально-экономической ситуации в Республике Бурятии. В дискуссии по материалам, подготовленным народными депутатами с выездом на место, участвовали руководители Верховного Совета и Совета Министров республики, ответственные работники правительства, министерств и ведомств Российской Федерации. Итогом заинтересованного разговора явилось принятие по материалам слушаний постановлений Президиума Верховного Совета и Совета Министров России, направленных на преодоление негативных тенденций в экономике и социальной сфере Бурятии. Комитет по охране здоровья и социальному обеспечению детально обсудил пути выхода из кризисной ситуации, сложившейся в системе здравоохранения. В ходе нелицеприятного разговора работа Министерства здравоохранения была признана неудовлетворительной, а министру выражено недоверие. Результаты этих слушаний стали достоянием общественности, с их учетом принималось впоследствии решение об отставке министра. Широким представительством регионов Российской Федерации, государственных органов, общественных движений отличались парламентские слушания, посвященные выполнению в России Международной конвенции о ликвидации всех форм дискриминации женщин, проведенные Комитетом по делам женщин, охране семьи, материнства и детства. Материалы и рекомендации, выработанные участниками слушаний, были направлены в соответствующие инстанции для использования при подготовке нормативных актов, федеральных и региональных программ, практической реализации органами власти и управления. На парламентские слушания комиссиями и комитетами вносились также и другие вопросы, относящиеся к ведении Верховного Совета. Так, Комитет по вопросам социального и экономического развития республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов и малочисленных народов организовал обсуждение вопроса "О подготовке и проведении Международного года коренных народов мира", Комитет по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов провел слушания о проекте "Комплексной программы поэтапного уничтожения химического оружия в Российской Федерации". Ряд слушаний имел внешнеполитическую направленность, например, по проблемам Крыма, Севастополя, Черноморского флота, Приднестровья, Южной Осетии, взаимоотношениям с некоторыми государствами ближнего и дальнего зарубежья. Заслуживает внимания опыт проведения парламентских слушаний в Совете Национальностей Верховного Совета Российской Федерации. Эта палата, в частности, вынесла на обсуждение проект республиканской программы ликвидации последствий аварии Чернобыльской АЭС, законопроект о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, и некоторые другие проекты документов. В развернувшейся дискуссии приняли участие руководители, народные депутаты, специалисты из семи областей России, представители федеральных министерств и ведомств. Результаты заинтересованного обмена мнениями позволили внести ряд существенных изменений и дополнений в представленные участникам слушаний проекты нормативных актов и выработать с исполнительными органами власти план совместных действий. Совет Национальностей провел также парламентские слушания по вопросам, связанным с контролем за выполнением Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов" и постановления Верховного Совета о порядке введения его в действие, состоянием и проблемами российско-монгольских отношений. Нельзя не отметить, что слушания используются не только комиссиями и комитетами, но и другими депутатскими формированиями: блоками, фракциями, группами, что не предусмотрено правовыми нормами. Такие "инициативные" мероприятия нередко готовились наспех, обсуждение проблем велось поверхностно, кроме организаторов там присутствовали всего лишь по несколько человек, до и то не всегда имеющих непосредственное отношение к теме разговора, результативность таких слушаний низкая. Анализ практики парламентских слушаний свидетельствует, что эта форма деятельности представительного органа власти имеет значительный, не использованный пока потенциал. В частности, участие в них руководителей Верховного Совета, его палат с обязательным приглашением министров, председателей госкомитетов, других ведомств, а также их заместителей придало бы слушаниям дополнительный общественный вес, позволило привлечь внимание к работе Российского парламента средств массовой информации, органов власти и управления на местах. Следовало бы наладить планирование слушаний, причем сделать это можно "отдельной строкой" в общем плане мероприятий, намечаемых для проведения в Верховном Совете. При этом станет возможным более эффективное их использование прежде всего в сфере парламентского контроля. Ведь в настоящее время контрольные вопросы занимают лишь шестую часть от рассмотренных в целом, их в четыре раза меньше, чем вопросов, связанных с законотворческой работой. Представляется, что проблемы бюджетно-финансовой системы, оплаты труда, ценообразования, налогообложения как правило должны обсуждаться на парламентских слушаниях. Таким образом, можно сделать вывод о том, что без наличия единой процедуры проведения парламентских слушаний в Верховном Совете и их правового статуса возможности Российского парламента как постоянно действующего представительного органа власти, особенно в части контроля и проверки исполнения, в значительной мере обедняются. Поправить ситуацию, активизировать депутатский корпус возможно за счет осуществления ряда мероприятий. Среди них вполне реальным явилось бы принятие Верховным Советом правовых актов, регламентирующих порядок проведения парламентских слушаний. Сделать это целесообразно путем внесения соответствующих изменений и дополнений в Регламент Верховного Совета, Закон о постоянных комиссиях палат и комитетах Верховного Совета, Положение об аппарате Верховного Совета Российской Федерации. При этом, как показывает практика, следовало бы предусмотреть решение следующих вопросов: определить круг органов и лиц, по инициативе которых могут проводиться слушания; установить виды парламентских слушаний; зафиксировать правовой статус слушаний в зависимости от органа их назначившего; предусмотреть обязательность в определенных случаях явки на слушания должностных лиц; определить порядок доведения результатов слушаний до народных депутатов. Поручение по данному вопросу могли бы реализовать по решению Президиума Верховного Совета Комитет по судебной реформе и текущему законодательству, Комиссия по соблюдению Регламентов Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, Юридический и Организационный отделы. Секретарь Президиума Верховного Совета Российской Федерации В. Г. Сыроватко Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|