Расширенный поиск

Постановление Правительства Тульской области от 02.06.2016 № 221

ПРАВИТЕЛЬСТВО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 02.06.2016 № 221

 

 

Об утверждении региональной программы Тульской области «Доступная среда» на 2016-2020 годы

 

 

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 года № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы», приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.12.2012 № 575 «Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения», на основании статьи 48 Устава (Основного Закона) Тульской области правительство Тульской области

 

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

1. Утвердить региональную программу Тульской области «Доступная среда» на 2016-2020 годы (приложение).

2. Постановление вступает в силу со дня официального опубликования.

 

 

Первый заместитель Губернатора Тульской области – председатель правительства Тульской области

 

 

Ю.М. Андрианов

 

 

 

 

 

Приложение
к постановлению правительства Тульской области

 

от 02.06.2016

№ 221

 

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

«Доступная среда» на 2016-2020 годы

 

Паспорт региональной программы

 

Наименование Программы

Региональная программа Тульской области «Доступная среда» на 2016-2020 годы (далее – Программа)

Основания разработки Программы

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р);

постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 года № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы»;

приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.12.2012 № 575 «Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения»;

Концепция стратегии социально-экономического развития Тульской области до 2030 года;

распоряжение правительства Тульской области от 07.10.2015 № 940-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Тульской области»

Ответственный исполнитель Программы

Министерство труда и социальной защиты Тульской области

Соисполнители Программы

Министерство здравоохранения Тульской области;

министерство образования Тульской области;

министерство культуры и туризма Тульской области;

министерство по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области;

комитет Тульской области по спорту и молодежной политике;

органы местного самоуправления Тульской области (по согласованию)

Цель Программы

Обеспечение беспрепятственного доступа (далее доступность) к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее МГН) в Тульской области

Задача Программы

Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Тульской области

Целевые показатели (индикаторы) Программы

1. Доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов в Тульской области.

2. Доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности Тульской области по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов.

3. Доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов.

4. Доля приоритетных объектов социальной защиты населения, доступных для инвалидов (в общей численности приоритетных объектов органов социальной защиты населения).

5. Доля приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов (в общей численности приоритетных объектов органов службы занятости).

6. Доля приоритетных объектов здравоохранения, доступных для инвалидов (в общей численности приоритетных объектов здравоохранения).

7. Доля приоритетных объектов образования, доступных для инвалидов (в общей численности приоритетных объектов образования).

8. Доля приоритетных объектов культуры, доступных для инвалидов (в общей численности приоритетных объектов органов культуры).

 

9. Доля приоритетных объектов физической культуры и спорта, доступных для инвалидов (в общей численности приоритетных объектов физической культуры и спорта).

10. Доля приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов (в общей численности приоритетных объектов транспортной инфраструктуры).

11. Доля объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности, среди общего количества объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Тульской области.

12. Доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и МГН, в парке этого подвижного состава (автобусного, трамвайного, троллейбусного).

13. Доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций.

14. Доля государственных профессиональных образовательных организаций Тульской области, в которых сформирована безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушения развития, в общем количестве государственных профессиональных образовательных организаций Тульской области.

15. Доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций.

16. Доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации и услугами в соответствии с региональным перечнем в рамках исполнения индивидуальной программы реабилитации, в общей численности инвалидов Тульской области, нуждающихся в технических средствах реабилитации.

17. Доля граждан, удовлетворенных качеством обеспечения техническими средствами реабилитации в соответствии с региональным перечнем технических средств реабилитации в рамках исполнения индивидуальной программы реабилитации (от общего числа граждан).

18. Доля выпускников инвалидов 9, 11 классов, охваченных профориентационной работой, от общей численности выпускников – инвалидов.

19. Доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, от общей численности детей-инвалидов данного возраста.

20. Доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, от общей численности детей-инвалидов данного возраста.

21. Доля детей-инвалидов, получивших услуги в государственных учреждениях социального обслуживания населения Тульской области, в общей численности детей-инвалидов, проживающих в Тульской области.

22. Доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста.

23. Доля сотрудников, предоставляющих услуги инвалидам и прошедших инструктирование или обучение для работы с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов и услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тульской области (от общей численности таких сотрудников, предоставляющих услуги инвалидам).

24. Количество часов субтитрированного эфирного времени на региональном телевидении (в год).

25. Доля инвалидов, принявших участие в социокультурных мероприятиях (спортивные мероприятия, фестивали, выставки творческих работ), в общей численности инвалидов Тульской области.

26. Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидности, в общей численности опрошенных инвалидов в Тульской области.

27. Доля специалистов, занятых в сфере реабилитации и социальной интеграции инвалидов, прошедших обучение и повышение квалификации, среди всех специалистов, занятых в этой сфере в Тульской области.

28. Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения

Сроки и этапы реализации Программы

2016-2020 годы.

Реализуется в один этап.

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования мероприятий Программы на период 2016-2020 годы составляет 340926,79 тыс. руб., в том числе:

в 2016 году – 117629,03 тыс. руб.;

в 2017 году – 39243,92 тыс. руб.;

в 2018 году – 61351,28 тыс. руб.;

в 2019 году – 61351,28 тыс. руб.;

в 2020 году – 61351,28 тыс. руб.

В том числе средства федерального бюджета – 35875,7 тыс. руб., в том числе:

в 2016 году – 35875,7 тыс. руб.;

В том числе по администраторам бюджетных средств:

Министерство образования и науки Российской Федерации – 13116,6 тыс. руб., в том числе:

в 2016 году – 13116,6 тыс. руб.;

Министерство спорта Российской Федерации – 7000,0 тыс. руб., из них:

в 2016 году – 7000,0 тыс. руб.;

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации – 15759,1 тыс. руб., из них:

в 2016 году – 15759,1 тыс. руб.;

В том числе средства бюджета Тульской области – 305051,09 тыс. руб., в том числе:

в 2016 году – 81753,33 тыс. руб.;

в 2017 году – 39243,92 тыс. руб.;

в 2018 году – 61351,28 тыс. руб.;

в 2019 году – 61351,28 тыс. руб.;

в 2020 году – 61351,28 тыс. руб.

В том числе средства местных бюджетов – 2896,11 тыс. руб., в том числе:

в 2016 году – 2896,11 тыс. руб.

Ожидаемые результаты реализации Программы

1. Повышение уровня оценки доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности.

2. Увеличение доступных для инвалидов приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры.

3. Увеличение доступных для инвалидов приоритетных объектов социальной защиты населения.

4. Увеличение доступных для инвалидов приоритетных объектов органов службы занятости населения.

5. Увеличение доступных для инвалидов приоритетных объектов здравоохранения.

6. Увеличение доступных для инвалидов приоритетных объектов образования.

7. Увеличение доступных для инвалидов приоритетных объектов культуры.

8. Увеличение доступных для инвалидов приоритетных объектов физической культуры и спорта.

9. Увеличение доступных для инвалидов приоритетных объектов транспортной инфраструктуры.

10. Обеспечение доступности подвижного состава основных видов пассажирского, в том числе наземного, электрического транспорта для инвалидов и других МГН в Тульской области.

11. Увеличение числа общеобразовательных организаций Тульской области, в которых сформирована безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушения развития.

12. Увеличение числа государственных профессиональных образовательных организаций Тульской области, в которых сформирована безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушения развития.

13. Увеличение числа дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве государственных общеобразовательных организаций.

14. Увеличение числа инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации и услугами за счет средств бюджета области в рамках индивидуальной программы реабилитации.

15. Увеличение числа граждан, удовлетворенных качеством обеспечения техническими средствами реабилитации в соответствии с региональным перечнем технических средств реабилитации в рамках исполнения индивидуальной программы реабилитации.

16. Увеличение числа занятых инвалидов трудоспособного возраста, увеличение числа инвалидов, трудоустроенных органами службы занятости.

17. Формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других МГН в Тульской области.

18. Обеспечение межведомственного взаимодействия и координации работ органов исполнительной власти региона, органов местного самоуправления в создании условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Тульской области.

19. Сбор и систематизация информации о доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Тульской области с целью размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

20. Формирование условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.

21. Повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов) в Тульской области.

22. Увеличение числа сотрудников, предоставляющих услуги населению и прошедших инструктирование или обучение для работы с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов и услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тульской области, увеличение числа сотрудников организаций, на которых административно-распорядительным актом возложено оказание инвалидам помощи при предоставлении им услуг в сфере, труда, занятости и социальной защиты.

23. Субтитрирование эфирного времени на региональном телевидении.

24. Создание эффективно действующей системы информационного, консультативного обеспечения инвалидов и других МГН на основе современных информационно-коммуникационных технологий с учетом особых потребностей инвалидов.

25. Преодоление социальной разобщенности и «отношенческих» барьеров в обществе.

26. Увеличение числа инвалидов, принимающих участие в социокультурных мероприятиях (спортивные мероприятия, фестивали, выставки творческих работ) (совместные мероприятия инвалидов и их сверстников, не имеющих инвалидность).

 

I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости

ее решения программными методами

 

Основанием для разработки региональной Программы являются следующие нормативные правовые акты:

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р);

постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 года № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы»;

приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.12.2012 № 575 «Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения»;

Концепция стратегии социально-экономического развития Тульской области до 2030 года.

В период с 2009 года по 2013 год в регионе реализовывались
7 отраслевых целевых программ, предусматривающих меры по интеграции инвалидов в общество:

долгосрочная целевая программа по решению проблем инвалидности и инвалидов Тульской области на 2013-2016 годы, утвержденная постановлением правительства Тульской области от 31.10.2011 № 111;

долгосрочная целевая программа «Доступная среда» на 2013-2015 годы, утвержденная постановлением правительства Тульской области
от 15.10.2012 № 586;

долгосрочная целевая программа «Развитие здравоохранения Тульской области на 2009-2016 годы», утвержденная постановлением администрации Тульской области от 20.05.2009 № 350;

долгосрочная целевая программа «Содействие занятости населения Тульской области на 2012-2016 годы», утвержденная постановлением правительства Тульской области от 31.10.2011 № 90;

долгосрочная целевая программа по улучшению положения детей в Тульской области на 2009-2016 годы, утвержденная постановлением администрации Тульской области от 27.05.2009 № 375;

долгосрочная целевая программа «Культура Тульской области
(2013-2016 годы)», утвержденная постановлением правительства Тульской области от 31.10.2011 № 110;

долгосрочная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Тульской области на 2012-2016 годы», утвержденная постановлением правительства Тульской области от 31.10.2011 № 105.

Наличие в области разнонаправленных целевых программ позволяло комплексно решать вопросы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в общество.

В связи с внесением изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации взамен отмененных целевых программ в регионе приняты и с 2014 года реализуются 9 государственных программ Тульской области, предусматривающих меры по интеграции инвалидов в общество:

государственная программа Тульской области «Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Тульской области», утвержденная постановлением правительства Тульской области от 02.12.2013 № 691;

государственная программа Тульской области «Развитие здравоохранения Тульской области», утвержденная постановлением правительства Тульской области от 20.08.2013 № 429;

государственная программа Тульской области «Содействие занятости населения Тульской области», утвержденная постановлением правительства Тульской области от 30.10.2013 № 605;

государственная программа Тульской области «Улучшение демографической ситуации и поддержка семей, воспитывающих детей, в Тульской области», утвержденная постановлением правительства Тульской области от 24.10.2013 № 575;

государственная программа Тульской области «Развитие культуры и туризма Тульской области», утвержденная постановлением правительства Тульской области от 05.11.2013 № 619;

государственная программа Тульской области «Развитие физической культуры, спорта и повышение эффективности реализации молодежной политики Тульской области», утвержденная постановлением правительства Тульской области от 09.12.2013 № 725;

государственная программа Тульской области «Развитие образования Тульской области», утвержденная постановлением правительства Тульской области от 19.11.2013 № 637;

государственная программа Тульской области «Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования в Тульской области», утвержденная постановлением правительства Тульской области от 20.11.2013 № 662;

государственная программа Тульской области «Информационная политика в Тульской области», утвержденная постановлением правительства Тульской области от 09.12.2013 № 711.

Специфика социально-демографической структуры населения Тульской области проявляется в высоком удельном весе инвалидов и других МГН в общей численности населения.

В Тульской области по состоянию на 1 января 2015 года проживает более 1,5 миллиона человек. Из них: 29,4% люди пенсионного возраста, 15,0% дети. Доля инвалидов в общей численности населения составляет 11,2%.

Высокий процент людей пенсионного возраста в социально-демографической структуре населения (почти одна треть) значительно превышает среднестатистический уровень по стране и ускоряет процесс старения населения Тульской области.

В Тульской области по состоянию на 1 января 2016 года проживало более 156,3 тыс. инвалидов, а это почти каждый 9-й житель области. В их числе: дети-инвалиды 2,2% (3,4 тыс. чел.), инвалиды трудоспособного возраста 27,5% (43 тыс. чел.), инвалиды пенсионного возраста – 70,3% (109,9 тыс. чел.).

В структуре инвалидности преобладают более тяжелые группы инвалидности. Доля инвалидов в общей численности взрослых инвалидов составляет: 1-й группы – 8,7%, 2-й группы – 49,5%, 3-й группы – 41,8%.

В регионе проводится ежегодный мониторинг потребности инвалидов в создании особых условий жизнедеятельности. По состоянию на 01.01.2016 в регионе проживает более 2 тысяч инвалидов-колясочников, около 3 тысяч инвалидов по зрению, почти тысяча инвалидов с тотальной глухотой и более 9 тысяч инвалидов, использующих протезно-ортопедические изделия для осуществления жизнедеятельности.

С 2003 года численность инвалидов в регионе возросло почти
на 36 тысяч человек. Особенно большой рост числа инвалидов пришелся
на период с 2004 по 2008 год. Ежегодный прирост в этот период составлял
от 10 до 15 тысяч человек.

С 2008 по 2012 год численность инвалидов уменьшилась с 184,4 до 173,1 тыс. человек (2008 г. 184,4 тыс. чел., 2009 г. 184,3 тыс. чел.,
2010 г.
179,9 тыс. чел., 2011 г. 174,1 тыс. человек).
Численность детей-инвалидов уменьшилась с 5,0 до 4,5 тысяч человек.

Анализ сложившейся ситуации по состоянию на 1 января 2015 года свидетельствует о стабилизации в Тульской области численности инвалидов, с некоторой тенденцией к сокращению. Вместе с тем такая ситуация на фоне низких показателей полной реабилитации и демографической структуры инвалидности является негативной.

Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач.
На протяжении последних 15 лет проблемы реабилитации и социальной интеграции инвалидов с обществом решались в регионе в рамках целевых программ.

Действовавшие до 2014 года долгосрочные целевые программы Тульской области, направленные на развитие здравоохранения, образования, занятости населения, физической культуры и спорта, повышение качества жизни людей старшего поколения и детей, содержали в том числе, и меры социальной поддержки инвалидов.

Долгосрочные целевые программы по решению проблем инвалидности и инвалидов Тульской области на 2013-2016 годы и «Доступная среда»
на 2013-2015 годы содержали исключительно меры социальной поддержки для лиц с ограниченными возможностями.

В рамках реализации долгосрочных целевых программ реконструировались объекты социальной инфраструктуры в муниципальных образованиях, приобреталось промышленное оборудование для специализированных предприятий, учрежденных общественными организациями инвалидов, с целью сохранения и создания специализированных рабочих мест осуществлялась комплексная реабилитация инвалидов, с получением профессии и содействием в трудоустройстве, укреплялась материально-техническая база учреждений реабилитационной направленности, проводились спортивные и культурно-массовые мероприятия для инвалидов и детей-инвалидов.

Реализация долгосрочных целевых программ активизировала работу в муниципальных образованиях по предоставлению инвалидам дополнительных мер социальной поддержки в соответствии с муниципальными целевыми программами. В 2012 году в муниципальных образованиях Тульской области реализовывались 13 аналогичных программ.

Однако, несмотря на принимаемые меры, сопровождающиеся возрастающими объемами финансового обеспечения из бюджета Тульской области, остается нерешенной важнейшая социальная задача создания равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества. В числе наиболее важных проблем стоит проблема доступности услуг, оказываемых этой категории граждан, в приоритетных объектах социальной сферы, и в первую очередь в сфере здравоохранения, социальной защиты, образования, спорта и физической культуры, транспорта.

Проведенный в области мониторинг мнения инвалидов о доступности услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности выявил, что по пятибалльной системе доступность услуг социально-медицинского и образовательного характера оцениваются инвалидами «удовлетворительно» и «хорошо» (соответственно 3,65 балла и 3,03 балла), возможности осуществления трудовой деятельности и занятий физической культурой и спортом – «плохо» и «удовлетворительно» (соответственно 2,9 балла и 2,84 балла).

С целью определения степени доступности для инвалидов социально значимых объектов и услуг в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 года № 627 и постановлением  правительства Тульской области от 24.07.2013 № 365 «Об организации паспортизации и классификации объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения» проведена паспортизация.

Паспортизация проведена по отраслевому принципу в 4 этапа:

этап подготовки, включающий формирование перечня объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (далее ОСИ) и определения степени их приоритетности, начало формирования реестра ОСИ;

этап скрининга, включающий сбор информации об ОСИ путем проведения анкетирования и обследования с оформлением соответствующего акта, формирование паспорта доступности ОСИ, размещение информации об ОСИ на открытом информационном ресурсе (Карта доступности);

этап экспертной оценки, включающий разработку проектов решения о сроках и порядке модернизации ОСИ (с учетом принципа «разумного приспособления»), на основании оценки состояния доступности ОСИ по результатам обследования;

этап управленческих решений, включающий разработку, утверждение и реализацию адресных программ и планов по адаптации ОСИ (в порядке текущего, капитального ремонта, реконструкции или проведения организационных мероприятий) и контроль их реализации.

В реализации всех этапов паспортизации были привлечены общественные организации инвалидов различных уровней.

Координацию социальной политики в Тульской области осуществляет Координационный совет Тульской области по делам инвалидов, в состав которого включены руководители семи общественных организаций инвалидов, представляющих интересы различных категорий людей с ограничениями жизнедеятельности. Таким образом, обеспечивается общественный контроль при разработке проектов решений, вносимых на рассмотрение в Координационный совет Тульской области по делам инвалидов.

Ратификация Российской Федерацией в 2012 году Конвенции о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13.12.2006 (далее Конвенция), фактически утвердила ее принципы как базовые при реализации политики в отношении инвалидов. Поэтому задача интеграции инвалидов в общество относится к приоритетам развития сложившейся системы социальной поддержки населения.

В 2015 году в целях подготовки к вступлению в силу Федерального закона от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» проведены следующие мероприятия:

приняты законы Тульской области о внесении изменений в следующие законы Тульской области:

Закон Тульской области от 25 сентября 2015 года № 2348-ЗТО
«О внесении изменения в статью 2 Закона Тульской области
«О разграничении полномочий органов государственной власти Тульской области в области содействия занятости населения в Тульской области»;

Закон Тульской области от 25 сентября 2015 года № 2347-ЗТО
«О внесении изменений в статью 19 Закона Тульской области
«О библиотечном деле» и статью 8 Закона Тульской области «О системе органов исполнительной власти Тульской области»;

Закон Тульской области от 13 июля 2015 года № 2342-ЗТО
«О внесении изменений в Закон Тульской области «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации в Тульской области»;

Закон Тульской области от 26 октября 2015 года № 2366-ЗТО
«О внесении изменения в статью 8 Закона Тульской области «О системе органов исполнительной власти Тульской области»;

принято распоряжение правительства Тульской области от 07.10.2015 № 940-р «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Тульской области»;

приняты планы мероприятий («дорожные карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в муниципальных образованиях Тульской области;

проведена работа по утверждению перечней административных регламентов государственных и муниципальных услуг, в которые будут внесены изменения, а также определен характер вносимых изменений. Работа по внесению изменений будет планово завершена в 2016 году.

Реализация на условиях софинансирования региональной программы Тульской области «Доступная среда» на 2014-2015 годы, утвержденной постановлением правительства Тульской области от 29.01.2014 № 35 «Об утверждении региональной программы Тульской области «Доступная среда» на 2014-2015 годы» позволила адаптировать 44 приоритетных объекта в сферах социальной защиты населения, труда и занятости, здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, увеличить количество просубтитрированных информационных программ (новостных блоков на региональном телевидении до 528 часов в год), пополнить библиотечные фонды учреждений культуры книгами для слабовидящих и слепых людей.

В связи с этим для повышения качества и увеличения объема услуг по предоставлению всего комплекса мер социальной помощи и поддержки инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также устранения негативного влияния физического окружения на условия жизни инвалидов необходимо продолжение решения вопросов реабилитации и социальной интеграции инвалидов с обществом программно-целевым методом.

Комплексный подход к социальной интеграции людей с ограниченными возможностями с обществом может быть обеспечен одновременным расширением спектра доступных услуг, оказываемых инвалидам, повышением их качества и устранением физических барьеров в различных сферах жизнедеятельности МГН.

С целью создания условий для равноправного участия инвалидов в жизни общества необходимо:

продолжить работу по организации межведомственного взаимодействия для решения поставленных задач с вовлечением профильных министерств, муниципальных образований, общественных организаций инвалидов;

продолжить постоянный мониторинг среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН;

объективно оценить существующие потребности инвалидов, уточнить барьеры и разработать меры по их ликвидации для достижения максимального эффекта от вложенных ресурсов;

расширить спектр услуг, оказываемых людям с ограничением жизнедеятельности;

реализовать комплекс мероприятий по адаптации инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН для обеспечения беспрепятственного доступа к приоритетным объектам (здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты населения, занятости, физической культуры и спорта, транспортной инфраструктуры);

снизить степень социальной разобщенности среди инвалидов и граждан, не имеющих ограничений жизнедеятельности.

 

Социальная защита населения

 

Структура социальной защиты населения области сформирована с учетом социально-демографических особенностей региона.

В области действуют 27 учреждений социального обслуживания населения (в их структуре 10 социально-реабилитационных отделений),
16 стационарных учреждений социального обслуживания, управление социальной защиты населения, имеющее в составе 24 отдела на территории всей области.

В системе учреждений социального обслуживания семьи и детей с сентября 2015 года функционируют 12 центров:

4 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних;

6 комплексных центров социального обслуживания населения, в структуре которых 12 отделений по предоставлению услуг семьям и детям;

кризисный центр помощи женщинам;

региональный ресурсный центр.

Социальные услуги детям-инвалидам предоставляются учреждениями социального обслуживания семьи и детей с учетом мероприятий, указанных в индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида, разработанной специалистами соответствующего бюро медико-социальной экспертизы.

По состоянию на 01.08.2015 в регионе функционирует 1 стационарное учреждение социального обслуживания для детей-инвалидов, подведомственное министерству труда и социальной защиты Тульской области – государственное учреждение Тульской области «Головеньковский детский дом-интернат для умственно отсталых слепых детей».

На базе 3 государственных учреждений Тульской области (государственное учреждение Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 1», государственное учреждение Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 3», государственное учреждение Тульской области «Комплексный центр социального обслуживания населения № 1») функционируют отделения социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 1 стационар на 21 койко-место
и 3 полустационарных отделения на 100 мест.

С декабря 2012 года на базе государственного учреждения социального обслуживания населения Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Тулы» функционирует Областная служба социальной реабилитации детей-инвалидов (далее – Служба).

Специалисты Службы оказывают консультативную помощь родителям (законным представителям) детей, осуществляют социальное сопровождение и реабилитацию ребенка-инвалида и его семьи, проводят занятия по повышению психолого-педагогической компетентности родителей посредством обучения их коррекционно-развивающим методикам, организуют межведомственное взаимодействие по реализации мероприятий индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида.

Ежегодно в учреждениях социального обслуживания семьи и детей курс реабилитации проходят более 600 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, различные услуги получают порядка 1000 семей, воспитывающих детей-инвалидов.

Как правило, объекты социальной защиты населения расположены в неприспособленных помещениях старой застройки. Только 21 объект
из 109 зданий системы социальной защиты доступен для инвалидов-колясочников. Вопросам доступности действующих учреждений социальной защиты населения для инвалидов с нарушениями слуха, по зрению,
с психическими отклонениями уделено недостаточное внимание.

С целью повышения доступности социальных услуг для инвалидов на базе указанных учреждений развиваются мобильные формы работы с населением, взамен нерентабельных форм работы вводятся новые формы работы с инвалидами. Внедрен принцип «одного окна», созданы мобильные бригады для обслуживания удаленных населенных пунктов, организуются новые надомные виды обслуживания.

Вместе с тем наличие физических и информационных барьеров ограничивает возможности инвалидов при получении социальных услуг, что требует продолжить адаптацию учреждений сферы социальной защиты населения с учетом обслуживаемого контингента населения и итогов паспортизации.

Для расширения спектра доступных услуг необходимо комплексное оснащение объектов сферы социальной защиты населения специальными средствами (пандусы, подъемники, информационные таблички, индукционные системы и другие) для различных категорий инвалидов: с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями слуха и зрения, психическими нарушениями.

С целью повышения профессионального уровня сотрудников социальных служб, занятых в сфере интеграции инвалидов в общество, осуществляется повышение квалификации специалистов, проводится обучение и инструктирование, конкурс профессионального мастерства.

С 2013 года функции организации специального транспортного обслуживания инвалидов и других МГН возложены на государственное учреждение Тульской области «Сервис» (далее – ГУ ТО «Сервис»).

Для организации специального транспортного обслуживания инвалидов и других МГН в автопарке ГУ ТО «Сервис» имеются пять единиц специальных автотранспортных средств, оборудованных подъёмниками и два легковых автомобиля повышенной вместимости.

Основными местами поездок являются социально значимые объекты, расположенные в Тульской области: учреждения социальной защиты и социального обслуживания населения; учреждения медико-социальной экспертизы; протезно-ортопедические учреждения; учреждения Пенсионного фонда Российской Федерации; региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации; учреждения здравоохранения (лечебно-профилактические учреждения, поликлиники, диагностические центры, аптечные учреждения). При наличии свободного транспорта и отсутствии заявок транспортные средства предоставляются для поездок в парки культуры и отдыха, предприятия торговли и бытового обслуживания, доставки с одного места жительства на другое. Ежегодно услугами «Социальное такси» пользуются более 2 тысяч инвалидов.

Для увеличения количества услуг по специальному транспортному обслуживанию и повышения их качества с 2016 года полномочия по специальному транспортному обслуживанию переданы в коммерческий сектор.

 

Здравоохранение

 

В целях решения приоритетных задач в сфере здравоохранения в течение ряда лет проводится целенаправленная работа по модернизации здравоохранения Тульской области, совершенствованию оказания медицинской помощи населению на основе новых медицинских технологий.

Принятые меры позволили поднять на новый качественный уровень медицинскую помощь жителям Тульской области, в том числе инвалидам, оказываемую в государственных учреждениях здравоохранения региона.

В рамках реализации Программы модернизации здравоохранения Тульской области на 2011-2013 годы, за счет оснащения современным лечебно-диагностическим оборудованием, проведения ремонтных работ, реконструкции существующих объектов здравоохранения значительно улучшилось ресурсное обеспечение здравоохранения и его материально-техническая база.

В целях увеличения доступности медицинской помощи в области созданы и действуют межмуниципальные лечебно-диагностические центры, оснащенные современным лечебно-диагностическим оборудованием.

В 2015 году на базе государственных учреждений здравоохранения функционируют 4 центра и 1 отделение программного гемодиализа,
в которых получают лечение 259 пациентов с хронической почечной недостаточностью.

С 2013 года в государственных учреждениях здравоохранения Тульской области проводится работа по адаптации зданий учреждений здравоохранения к обслуживанию инвалидов и МГН: устройство пандусов, расширение входных площадок, замена входных групп (дверей и порогов); установка опорных поручней для санитарно-бытовых помещений; поручней вдоль стен лестничных маршей и коридоров, приобретение и установка специальных средств и приспособлений для людей с нарушенной функцией зрения и слуха, подъемных устройств для инвалидов-колясочников, капитальный ремонт лифтового оборудования.

Учитывая состояние доступности объектов здравоохранения для всех категорий инвалидов, требуется комплексный подход к устранению физических барьеров на пути следования МГН при посещении учреждений здравоохранения Тульской области.

Необходимо продолжить создание условий, обеспечивающих беспрепятственный доступ МГН к местам получения государственных услуг в учреждениях здравоохранения Тульской области.

 

Образование

 

В Тульской области по состоянию на 1 января 2013 года проживало
4,5 тысячи детей-инвалидов, в том числе 2,4 тысячи – учащихся.

Доля детей-инвалидов в общей численности учащихся общеобразовательных организаций области составляет 1,9%.

Для детей с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, детей с ослабленным здоровьем в общеобразовательных организациях созданы классы компенсирующего обучения. В них обучаются 578 детей, или 23,7% от общей численности детей-инвалидов, обучающихся в названных организациях.

В 25 общеобразовательных организациях, реализующих коррекционные программы, обучаются 702 ребенка-инвалида. Образовательные услуги на дому получают 578 детей.

В государственных образовательных организациях начального и среднего профессионального образования ежегодно возрастает численность обучающихся детей-инвалидов и инвалидов.

В 2012-2013 учебном году в данных организациях обучались 133 инвалида, из них 43 человека – дети-инвалиды.

С 2009 года в области функционирует Центр дистанционного образования детей-инвалидов.

В области действуют 2 образовательные организации начального профессионального образования системы социальной защиты населения, на базе которых обучаются дети-инвалиды, инвалиды и дети-сироты. В одном из названных учебных заведений совместное обучение получают глухие инвалиды и инвалиды без нарушения слуха. В связи с чем, образовательные услуги предоставляются, в том числе, и на жестовом языке.

На базе образовательных организаций системы социальной защиты населения инвалиды получают профессии «мастер по обработке цифровой информации», «радиомеханик», «закройщик», «портной», «слесарь по ремонту швейного оборудования», «слесарь механосборочных работ», «токарь-универсал», «оператор швейного оборудования», «обувщик по ремонту обуви».

Мониторинг состояния доступности организаций образования области выявил их частичную доступность для инвалидов, пользующихся протезами, дополнительными опорами, по зрению и слуху и полную недоступность для инвалидов-колясочников. Такая ситуация обусловила увеличение численности детей-инвалидов, обучающихся на дому и дистанционным методом.

Следует также отметить отсутствие системы переподготовки педагогических кадров специальных (коррекционных) образовательных организаций и недостаток специального оборудования для обучения инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

Создание условий, обеспечивающих физическую доступность государственных образовательных организаций начального и среднего профессионального образования для инвалидов, наличие в образовательных организациях достаточной численности квалифицированных кадров и специального учебного оборудования позволит избежать помещения детей на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми, что будет способствовать эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.

В 2014-2015 учебном году из 125,5 тыс. обучающихся в общеобразовательных организациях Тульской области 3,5% – дети с ограниченными возможностями здоровья и 1,8% – дети-инвалиды.

 

Для удовлетворения потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Тульской области функционирует сеть дошкольных и общеобразовательных организаций:

132 дошкольных образовательных организации компенсирующего и комбинированного вида;

2 начальные общеобразовательные школы;

16 общеобразовательных организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья;

197 образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, в которых осуществляется инклюзивное образование в отдельных классах или совместно с нормативно развивающимися сверстниками.

Мониторинг состояния доступности организаций образования области выявил их частичную доступность для инвалидов, пользующихся протезами, дополнительными опорами, по зрению и слуху и инвалидов-колясочников.

С целью создания предпосылок для развития инклюзивного образования детей-инвалидов в 2013 году Тульская область впервые приняла участие в реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы по формированию сети базовых образовательных организаций, осуществляющих совместное обучение детей-инвалидов с детьми, не имеющими нарушений в развитии.

Общий объем средств, направленный на реализацию данного мероприятия, за 2013-2015 годы составляет более 340 млн. рублей, которые позволили к концу 2015 года увеличить:

до 20% долю базовых общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций;

до 14,3% долю государственных профессиональных образовательных организаций Тульской области, в которых сформирована безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушения развития, в общем количестве государственных профессиональных образовательных организаций Тульской области;

до 40% долю государственных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве государственных общеобразовательных организаций.

 

Занятость

 

Доля занятых инвалидов в общей численности инвалидов области по состоянию на 2016 год составляет 22,2%. Процент занятости среди инвалидов трудоспособного возраста – 26,1%. При этом занятость инвалидов в трудоспособном возрасте, имеющих минимальные ограничения способностей к трудовой деятельности (3-я группа), составляет 70,8% от общей численности инвалидов данной категории.

Участие в трудовой деятельности, наряду с производством определенных общественно полезных продуктов (ценностей), позволяет удовлетворить материальные и духовные потребности инвалидов, а значит, расширять границы их самостоятельности в бытовой и экономической сферах жизнедеятельности.

Содействие в трудоустройстве инвалидам оказывают, в том числе, органы службы занятости населения Тульской области посредством предоставления центрами занятости населения гражданам из числа инвалидов всего спектра государственных услуг в сфере занятости населения с учетом рекомендаций, содержащихся в их индивидуальных программах реабилитации. Инвалидам предоставляются услуги по профессиональной ориентации, психологической поддержке, социальной адаптации на рынке труда, прохождению профессионального обучения и получению ими дополнительного профессионального образования, участию в общественных и временных работах, по организации самозанятости, участию в проводимых ярмарках вакансий.

Ежегодно в органы занятости населения за предоставлением государственных услуг обращаются более 2-х тысяч инвалидов, из них порядка 1 тысячи человек трудоустраиваются.

Трудоустройство инвалидов осуществляется, в том числе,
на квотируемые рабочие места. Законом Тульской области от 11 января
2006 года № 679-ЗТО «О квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов» предусмотрено, что квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов подлежат организации, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек.

В регионе квотированию подлежат порядка 1800 работодателей, которыми в счет квоты создано (выделено) более 9 тысяч рабочих мест, работают на квотируемых местах около 8 тысяч инвалидов.

Одновременно на базе санаторных учреждений области проводится комплексная реабилитация инвалидов, в ходе которой наряду с оздоровительными мероприятиями инвалид получает профессию, востребованную на рынке труда, и последующее содействие в трудоустройстве.

Также, с целью поддержки социально значимых инициатив общественных организаций инвалидов Тульской области в государственных программах предусмотрены средства, выделяемые на конкурсной основе на оснащение, переоборудование, сохранение и создание новых рабочих мест в действующих на территории Тульской области предприятиях, учредителями (соучредителями) которых являются общественные организации инвалидов.


Информация по документу
Читайте также