Расширенный поиск

Закон Тверской области от 18.04.1996 № 24

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

З  А  К  О  Н

 

Утратил силу - Закон  Тверской области

 от 30.05.2000 № 103-ОЗ-2

 

О выборах депутатов, глав муниципальных образований

и иных выборных должностных лиц местного самоуправления

 

(В редакции Законов  Тверской области от 30.05.1996 № 27;

от 24.04.1997 № 63; от 30.07.1998 № 31-ОЗ-2;

от 29.12.1998 № 42-ОЗ-2)

 

18.04.96 г.                                            г. Тверь                                            N 24

 

ГЛАВА I. Общие положения

 

Статья 1. Основные принципы участия граждан в выборах депутатов, глав муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления

Депутаты, главы муниципальных образований и иные выборные должностные лица местного самоуправления (далее - депутаты и должностные лица) избираются гражданами Российской Федерации, на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие граждан в выборах является добровольным.

 

Статья 2. Законодательство о выборах

Выборы депутатов и должностных лиц проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом области, областным законом "О системе органов государственной власти Тверской области", настоящим законом, уставами муниципальных образований.(В редакции Закона  Тверской области от 30.07.1998 № 31-ОЗ-2)

 

Статья 3. Избирательные права граждан

Право избирать принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему на день выборов 18 лет и постоянно или преимущественно проживающему на территории соответствующего муниципального образования. (В редакции Закона  Тверской области от 24.04.1997 № 63)

Право быть избранным должностным лицом принадлежит гражданину, достигшему на день выборов 21 года. (В редакции Закона  Тверской области от 30.07.1998 № 31-ОЗ-2)

Право быть избранным депутатом принадлежит гражданину, достигшему на день выборов 18 лет. (В редакции Закона  Тверской области от 30.07.1998 № 31-ОЗ-2)

(Часть исключена - Закон  Тверской области от 30.07.1998 № 31-ОЗ-2)

Представительный орган местного самоуправления может признать право на осуществление местного самоуправления и других граждан по их ходатайству.

Не имеют право избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

 

Статья 4. Назначение выборов

Выборы депутатов, должностных лиц назначаются    представительным    органом   местного   самоуправления муниципального образования не позднее чем за три месяца  до  истечения срока полномочий депутатов, должностных лиц.

При досрочном  прекращении  полномочий  представительного  органа местного  самоуправления,  главы  муниципального образования в течение месяца  дата  выборов   назначается   Законодательным   Собранием   по согласованию с Губернатором.

(Статья 4 в редакции Закона  Тверской области от 24.04.1997 № 63)

 

ГЛАВА II. Избирательные  округа.  Избирательные участки.

Списки избирателей.

 

Статья 5. Образование избирательных округов

Депутаты могут избираться на основе единой нормы представительства для данного органа местного самоуправления:

а) по одномандатным избирательным округам с допустимым отклонением от среднего количества избирателей в округе не более 10 процентов, а в отдаленных местностях - не более 15 процентов;

б) по многомандатным (многомандатному) избирательным округам с числом мандатов не более пяти; (В редакции Закона  Тверской области от 30.07.1998 № 31-ОЗ-2)

в) по одномандатным и многомандатным (многомандатному) избирательным округам.

Средняя норма представительства избирателей на один мандат устанавливается территориальной избирательной комиссией путем деления общего числа избирателей муниципального образования на число мандатов, установленное для данного органа местного самоуправления.

Допустимое отклонение от средней нормы представительства не может быть более 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях - более 15 процентов. При образовании избирательных округов на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов отклонение от средней нормы представительства может превышать указанные пределы не более чем на 30 процентов. (В редакции Закона  Тверской области от 24.04.1997 № 63)

Избирательным округом по выборам глав муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления является вся территория муниципального образования или та его часть, на которой лицо осуществляет полномочия.

Избирательные округа образуются территориальной избирательной комиссией на основании данных о численности избирателей, представляемых главой муниципального образования. (В редакции Закона  Тверской области от 24.04.1997 № 63)

Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются территориальной избирательной комиссией и утверждаются представительным органом местного самоуправления не позднее чем за 75 дней до выборов. Избирательный округ образует единую территорию. Не допускается создание избирательного округа из неграничащих между собой территорий, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами и иными правовыми актами Законодательного Собрания. (В редакции Закона  Тверской области от 24.04.1997 № 63)

Перечень избирательных округов с указанием границ, численности избирателей, числа мандатов, количества необходимых подписей избирателей для регистрации кандидата и место нахождения территориальной избирательной комиссии публикуются территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня выборов. (В редакции Закона  Тверской области от 24.04.1997 № 63)

 

Статья 6. Образование избирательных участков

Для проведения голосования и подсчета голосов при выборах депутатов, должностных лиц территория муниципального образования делится на избирательные участки.

Избирательные участки образуются главой муниципального образования не позднее чем за 60 дней до дня выборов из расчета не более 3000 избирателей на один участок. (В редакции Закона  Тверской области от 24.04.1997 № 63)

Избирательные участки образуются с учетом максимальных удобств для избирателей.

В санаториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания избирателей могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня выборов.

Избиратели-военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В порядке исключения допускается образование избирательных участков в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях. В этих случаях избирательные участки образуются командирами воинских частей по решению территориальной избирательной комиссии. При этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам.

Списки избирательных участков с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых избирательных комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой муниципального образования не позднее чем за 55 дней до дня выборов. (В редакции Закона  Тверской области от 30.07.1998 № 31-ОЗ-2)

 

Статья 7. Список избирателей и порядок его составления

Список избирателей составляется территориальной избирательной комиссией в двух экземплярах по форме, утверждаемой областной избирательной комиссией, на основании данных, представляемых главой муниципального образования, а в отношении избирателей-военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей в случае, если они проживают на территории расположения воинской части, - командиром воинской части.

Списки избирателей, постоянно или преимущественно проживающих на территории соответствующего муниципального образования, которые в день выборов будут находиться в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания на этой же территории, составляются на основании данных, представляемых руководителями указанных учреждений.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если эти военнослужащие до призыва на военную службу постоянно или преимущественно не проживали на территории данного муниципального образования, при проведении выборов в органы местного самоуправления не включаются в списки избирателей и не учитываются при определении числа избирателей на указанных выборах.

Составление и распечатка списков избирателей допускается с помощью комплексов ГАС "Выборы".

Сведения об избирателях, включаемые в список избирателей, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, по адресам избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места постоянного или преимущественного проживания избирателя. Список избирателей подписывается председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии, а после передачи указанного списка в участковую избирательную комиссию также председателем и секретарем участковой избирательной комиссии. На избирательных участках, образованных на территории воинской части, список избирателей подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии. Список избирателей заверяется печатями соответственно территориальной и участковой избирательных комиссий.

Соответствующая территориальная избирательная комиссия передает по акту участковым избирательным комиссиям списки избирателей конкретного избирательного участка не позднее чем за 30 дней до дня голосования".

(Статья 7 в редакции Закона  Тверской области от 30.07.1998 № 31-ОЗ-2)

 

Статья 8. Порядок включения граждан в списки избирателей

Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.

Избиратели, находящиеся в день выборов в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания избирателей, включаются в список избирателей по их месту нахождения.

Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после представления списка избирателей для всеобщего ознакомления, а также избиратели, по какой-либо иной причине не включенные в список избирателей, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих место жительства на территории данного избирательного участка.

Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его постоянного или преимущественного, а в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, также временного проживания на территории этого участка, определяемый в соответствии с федеральным законодательством. (Дополнен - Закон  Тверской области от 30.07.1998 № 31-ОЗ-2)

 

Статья 9. Ознакомление избирателей со списками избирателей

Списки избирателей представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня выборов.

Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования - в течение 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования, участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления. Исключение гражданина из списка избирателей после его подписания председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии производится только на основании сведений, полученных от соответствующих органов, осуществляющих регистрацию (учет) избирателей. При этом в списке избирателей указываются дата исключения гражданина из списка и причина такого исключения. Данная запись заверяется подписью председателя участковой избирательной комиссии. (В редакции Закона  Тверской области от 30.07.1998 № 31-ОЗ-2)

 Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд (по месту нахождения участковой избирательной комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день голосования немедленно.  (В редакции Закона  Тверской области от 30.07.1998 № 31-ОЗ-2)

Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается.

 

ГЛАВА III. Избирательные комиссии

 

Статья 10. Система избирательных комиссий

Подготовку и проведение выборов депутатов, должностных лиц осуществляют:

а) Тверская областная избирательная комиссия;

б) территориальные (районные, городские, поселковые, сельские и др.) избирательные комиссии;

в) участковые избирательные комиссии.

С учетом местных условий по решению областной избирательной комиссии полномочия участковой комиссии может осуществлять территориальная комиссия.

 

Статья 11. Областная избирательная комиссия

Областная избирательная комиссия образуется и действует в соответствии с Положением "О Тверской областной избирательной комиссии" и настоящим законом

.

Статья 12. Порядок формирования территориальной избирательной комиссии

Территориальная избирательная комиссия формируется не позднее чем за 80 дней до дня выборов в количестве 5-13 членов. Состав территориальной избирательной комиссии назначается представительным органом местного самоуправления. Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии. (В редакции Закона  Тверской области от 24.04.1997 № 63)

(Абзацы второй – третий исключены - Закон  Тверской области от 30.07.1998 № 31-ОЗ-2)

Формирование территориальных избирательных комиссий осуществляется на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, избирательных комиссий предыдущего состава выборным органом местного самоуправления. Выборный орган местного самоуправления обязан назначить не менее одной трети состава территориальной избирательной комиссии на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Законодательном Собрании Тверской области и в выборном органе местного самоуправления. При этом может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков. (Дополнен - Закон  Тверской области от 30.07.1998 № 31-ОЗ-2)

В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Законодательного Собрания Тверской области, органа местного самоуправления право внесения предложений о составе избирательной комиссии сохраняется за избирательными объединениями, избирательными блоками, имевшими депутатские фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Законодательном Собрании Тверской области, органе местного самоуправления последнего созыва. (Дополнен - Закон  Тверской области от 30.07.1998 № 31-ОЗ-2)

Государственные служащие и лица, замещающие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, не могут составлять более одной трети от общего числа членов территориальной избирательной комиссии. (Дополнен - Закон  Тверской области от 30.07.1998 № 31-ОЗ-2)

 

Статья 13. Порядок формирования участковой избирательной комиссии

Участковая избирательная комиссия формируется представительным органом местного самоуправления не позднее чем за 45 дней до дня выборов в количестве 5-12 членов.

Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии. (В редакции Закона  Тверской области от 30.07.1998 № 31-ОЗ-2)

Формирование участковых избирательных комиссий осуществляется на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы выборным органом местного самоуправления. Выборный орган местного самоуправления обязан назначить не менее одной трети состава участковой избирательной комиссии на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Законодательном Собрании Тверской области и в выборном органе местного самоуправления. При этом может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков. (Дополнен - Закон  Тверской области от 30.07.1998 № 31-ОЗ-2)

В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Законодательного Собрания Тверской области, органа местного самоуправления право внесения предложений о составе избирательной комиссии сохраняется за избирательными объединениями, избирательными блоками, имевшими депутатские фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Законодательном Собрании Тверской области, органе местного самоуправления последнего созыва. (Дополнен - Закон  Тверской области от 30.07.1998 № 31-ОЗ-2)

Государственные служащие и лица, замещающие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, не могут составлять более одной трети от общего числа членов территориальной избирательной комиссии. (Дополнен - Закон  Тверской области от 30.07.1998 № 31-ОЗ-2)

В случае, если представительный орган местного самоуправления не назначил состав участковой избирательной комиссии в срок, установленный частью первой настоящей статьи, формирование участковой избирательной комиссии производится соответствующей территориальной избирательной комиссией.

(Абзац исключен - Закон  Тверской области от 30.07.1998 № 31-ОЗ-2)

 

Статья 14. Полномочия территориальной избирательной комиссии

Территориальная избирательная комиссия:

а) осуществляет контроль за подготовкой и проведением выборов на соответствующей территории;

б) регистрирует кандидатов и их доверенных лиц, выдает им удостоверения установленного образца;

в) утверждает текст избирательного бюллетеня по каждому избирательному округу (по округу), обеспечивает изготовление бюллетеней;

г) устанавливает результаты выборов по каждому округу и на территории в целом;

д) координирует деятельность участковых избирательных комиссий, а также разъясняет вопросы действующего законодательства по выборам;

е) обеспечивает соблюдение разных правовых условий участия в выборах всех кандидатов;

ж) организует доставку выборной документации, а также бюллетеней участковым избирательным комиссиям;

з) оказывает организационно-техническую помощь участковым избирательным комиссиям в проведении голосования на избирательных участках;

и) организует досрочное голосование в помещении комиссии;

к) распоряжается денежными и материальными средствами, выделенными на проведение выборов;

л) рассматривает заявления и жалобы на действия участковых комиссий и принимает по ним решения;

м) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим законом.

н) составляет списки избирателей. (Дополнен - Закон  Тверской области от 30.07.1998 № 31-ОЗ-2)

Территориальные избирательные комиссии действуют до назначения новых выборов.

 

Статья 15. Полномочия участковой избирательной комиссии

1. Участковая избирательная комиссия:

а) Регистрирует в специальном реестре заявления (обращения) избирателей  о предоставлении возможности проголосовать вне  помещения для голосования; (В редакции Закона  Тверской области от 30.07.1998 № 31-ОЗ-2)

б) проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;

в) оповещает население о месте нахождения и номере телефона участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также о дате выборов и месте голосования;

г) контролирует размещение предвыборных агитационных материалов в порядке и объемах, предусмотренных настоящим законом;

д) обеспечивает подготовку помещений для голосования, избирательных ящиков и другого избирательного оборудования;

е) организует на избирательном участке досрочное голосование, а также голосование в день выборов;

ж) производит  подсчет голосов,  определяет результаты голосования на участке и передает их в территориальную избирательную комиссию  для  последующей сдачи в архивный отдел администрации муниципального образования; (В редакции Закона  Тверской области от 24.04.1997 № 63)

з) рассматривает заявления, жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения;

и) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим законом.

2. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов, если в адрес вышестоящей избирательной комиссии не поступило жалоб и протестов на действия (бездействие) данной избирательной комиссии, в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов, и если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования или опротестования итогов голосования полномочия участковой комиссии прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией или судом. (В редакции Закона  Тверской области от 30.07.1998 № 31-ОЗ-2)

 

Статья 16. Статус члена избирательной комиссии

1. Членом избирательной комиссии может быть гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории муниципального образования, где проводятся выборы, обладающий избирательным правом.

2. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии.

3. Членами избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления, выборные должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, судьи, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица групп избирателей и избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, супруги и близкие родственники кандидатов, зарегистрированных кандидатов или лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов, зарегистрированных кандидатов. (В редакции Закона  Тверской области от 30.07.1998 № 31-ОЗ-2)

4. Член избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса:

а) заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии;

б) вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования;

в) вправе задавать другим участникам заседания избирательной комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;

г) вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий и получать заверенные копии этих документов (за исключением  списков  избирателей, избирательных бюллетеней). (В редакции Закона  Тверской области от 30.07.1998 № 31-ОЗ-2)

5. При принятии решения избирательной комиссией члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют.

6. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден от обязанностей члена избирательной  комиссии до истечения срока полномочий  по решению органа, его назначившего  в  случаях: (В редакции Закона  Тверской области от 30.07.1998 № 31-ОЗ-2)

а) подачи членом избирательной комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий;

б) (Исключен - Закон  Тверской области от 29.12.1998 № 42-ОЗ-2)

в) утраты членом избирательной комиссии гражданства  Российской Федерации;

г) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена избирательной комиссии;

д) признания члена избирательной  комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;

е) приобретения  статуса,  несовместимого с членством  в избирательной комиссии.

ж) смерти члена избирательной комиссии; (Дополнен - Закон  Тверской области от 30.07.1998 № 31-ОЗ-2)

з) признания члена избирательной комиссии на основании заявления соответствующей  избирательной комиссии решением  суда,  вступившим  в законную силу, систематически невыполняющим обязанности. (Дополнен - Закон  Тверской области от 30.07.1998 № 31-ОЗ-2)

(Абзац исключен - Закон  Тверской области от 30.07.1998 № 31-ОЗ-2)

(Пункт 6 в редакции Закона  Тверской области от 24.04.1997 № 63)

7. Члену избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденному на период подготовки и проведения выборов от основной работы, сохраняется средний заработок по месту основной работы. Члену избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденному на период подготовки и проведения выборов от основной работы, дополнительная оплата труда может производиться за счет средств, выделенных на проведение выборов, в размерах и порядке, установленных избирательной комиссией, на которую законом возложено руководство деятельностью нижестоящих избирательных комиссий по подготовке и проведению соответствующих выборов. (В редакции Закона  Тверской области от 30.07.1998 № 31-ОЗ-2)

 

Статья 17. Гласность в деятельности избирательных комиссий

1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица, уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков и представители средств массовой информации.

2. Решения избирательных комиссий публикуются в печати и передаются другими средствами массовой информации.

3. Территориальная избирательная комиссия доводит до сведения граждан итоги регистрации кандидатов, их биографические данные, источники формирования фондов кандидатов, текст бюллетеней для голосования, итоги голосования по каждому кандидату и результаты выборов.

4. В день голосования с момента начала работы участковой избирательной комиссии до подписания членами комиссии протокола об итогах голосования на избирательных участках вправе присутствовать  кандидаты, их доверенные лица, наблюдатели, направленные кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, а также представители средств массовой информации. (В редакции Закона  Тверской области от 24.04.1997 № 63)

5. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, чьи интересы он представляет, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства, а также номера избирательного участка, на который он направляется. Данный документ действителен только при предъявлении паспорта (удостоверения личности, его заменяющего). Предварительное уведомление о направлении наблюдателя на избирательный участок не требуется.

6. Наблюдатели вправе:

а) знакомиться со списками избирателей;

б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования;

в) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;

г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержания бюллетеней для голосования; знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте б) настоящей статьи;

д) обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

е) знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий об итогах голосования и результатах выборов, изготавливать либо получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов, а также иных документов, поступивших в соответствующие избирательные комиссии, либо составленных указанными комиссиями в период, указанный в пункте б) настоящей статьи, в том числе списка лиц, присутствовавших при голосовании. По требованию наблюдателя избирательная комиссия обязана выдать или заверить указанные копии;

ж) обжаловать действия (бездействие) участковой избирательной комиссии, иной избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию или в суд;

з) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях.

Наблюдатель не вправе:

а) выдавать избирателям избирательные бюллетени;

б) расписываться за избирателя по его просьбе в получении избирательных бюллетеней;

в) заполнять за избирателя по его просьбе избирательные бюллетени;

г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

д) принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;

е) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;

ж) вести агитацию среди избирателей;

з) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.

(Пункт 6 в редакции Закона  Тверской области от 30.07.1998 № 31-ОЗ-2)

7. Вмешательство в действия участковой избирательной комиссии не допускается. Замечания и предложения наблюдателей рассматриваются председателем участковой избирательной комиссии, а при необходимости на заседании участковой избирательной комиссии.

 

Статья 18. Организация деятельности избирательных комиссий

Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.

При принятии решений избирательными комиссиями в случае равного числа голосов "за" и "против" голос председателя избирательной комиссии является решающим.

Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, а также для нижестоящих избирательных комиссий.

Решения избирательной комиссии об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными, о проведении повторных выборов, об отмене решения избирательной комиссии, противоречащего законодательству о выборах либо принятому с превышением установленных полномочий, принимаются на заседании избирательной комиссии большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. (В редакции Закона  Тверской области от 30.07.1998 № 31-ОЗ-2)

Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Решение избирательной комиссии подписывается председателем и секретарем избирательной комиссии.

Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым избирательной комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем избирательной комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок, а за три дня до дня выборов и в день выборов немедленно.

Решение избирательной комиссии, противоречащее законодательству либо принятое избирательной комиссией с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом.

Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя избирательной комиссии. Заседания избирательной комиссии проводятся также по требованию не менее трети членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.

На заседаниях избирательных комиссий при рассмотрении жалоб (заявлений) вправе присутствовать представители заинтересованных сторон.

По решению избирательной комиссии любой ее член с правом решающего голоса в период подготовки и проведения выборов может работать в избирательной комиссии на оплачиваемой основе. Оплата их труда производится в пределах выделенных избирательной комиссии бюджетных средств в порядке и размерах, определяемых территориальной избирательной комиссией.

 

Статья 19. Содействие деятельности избирательных комиссий

Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в том числе в предоставлении необходимых помещений, транспорта, средств связи, технического оборудования, а также предоставлять сведения и материалы, возможность для размещения печатной информации избирательных комиссий, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, а за пять дней до выборов и в день выборов - немедленно.

 

Статья 20. Обжалование решений и действий избирательных комиссий

Решения и действия (бездействие) областной избирательной комиссии и ее должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Решения и действия (бездействие) территориальных, участковых избирательных комиссий и их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. Предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.

Решения по жалобам (заявлениям), поступившим в вышестоящую избирательную комиссию в ходе подготовки выборов, принимаются в пятидневный срок с момента поступления жалобы в избирательную комиссию, а в день выборов - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах (заявлениях), требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.

Вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы (заявления), отменив при этом решение нижестоящей избирательной комиссии.

 

ГЛАВА IV. Выдвижение и регистрация кандидатов

 

Статья 21. Право выдвижения кандидатов

Кандидаты могут быть выдвинуты избирателями соответствующего избирательного округа и в порядке самовыдвижения.

Кандидаты могут быть выдвинуты также избирательными объединениями, избирательными блоками.

Выдвижение кандидатов возможно при условии представления письменного заявления лица о согласии баллотироваться кандидатом и обязательства в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. Указанное заявление вместе с уведомлением о начале сбора подписей направляется в соответствующую избирательную комиссию.

Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Кандидаты, замещающие государственные и муниципальные должности, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Законе следует понимать:

привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, иных государственных и муниципальных служащих для осуществления в служебное время деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию;

использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, в случае, если иные кандидаты либо зарегистрированные кандидаты не могут использовать эти же помещения на таких же условиях;

использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию;

бесплатное или на льготных условиях использование для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанным транспортом в соответствии с федеральным законодательством о государственной охране;

проведение сбора подписей, предвыборной агитации государственными или муниципальными служащими в ходе служебных (оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок;

преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами, зарегистрированными кандидатами) к средствам массовой информации в целях проведения сбора подписей или предвыборной агитации.

Соблюдение перечисленных ограничений не должно препятствовать выполнению депутатами, выборными должностными лицами своих обязанностей перед избирателями.

(Статья 21 в редакции Закона  Тверской области от 30.07.1998 № 31-ОЗ-2)

 

Статья 22. Порядок выдвижения кандидатов

Выдвижение кандидатов начинается за 75 дней и заканчивается за 40 дней до проведения выборов. (В редакции Закона  Тверской области от 24.04.1997 № 63)

Решение о выдвижении кандидатов (списка кандидатов) от избирательных объединений принимается на конференциях, собраниях городских, районных отделений этих избирательных объединений. Выдвижение кандидатов (списка кандидатов) от избирательного блока проводится на конференции представителями городских, районных общественных объединений, входящих в избирательный блок.

Входящие в избирательный блок избирательные объединения не могут на тех же выборах входить в иные избирательные блоки и выступать в качестве самостоятельных избирательных объединений.

Избирательное объединение, избирательный блок может выдвигать не более одного списка кандидатов в депутаты по многомандатным (многомандатному) избирательным округам, не более одного кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу, а также не более одного кандидата в главы муниципального образования.

Общее число кандидатов в списке выдвигаемых избирательным объединением, избирательным блоком по многомандатному округу не может превышать установленное число мандатов.

Решения о выдвижении кандидатов от избирательных объединений и избирательных блоков принимаются тайным голосованием.

Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями проводится путем самовыдвижения, а также по инициативе избирателя, группы избирателей, обладающих активным избирательным правом при голосовании за данного кандидата, с уведомлением об этом территориальной избирательной комиссии и последующим сбором подписей в поддержку кандидатов. (В редакции Закона  Тверской области от 30.07.1998 № 31-ОЗ-2)

Инициатива сбора подписей под заявлением кандидата о его выдвижении может исходить от любого избирателя. О своей инициативе он уведомляет территориальную избирательную комиссию.

Инициаторы выдвижения представляют в территориальную комиссию данные о выдвинутом кандидате, в том числе фамилию, имя, отчество, дату рождения, место работы, занимаемую должность (род занятий) и место жительства. Избирательное объединение, избирательный блок представляют также решение уполномоченных ими органов, на которых был выдвинут кандидат.

Избирательное объединение должно представить копию устава, в котором предусмотрено их участие в избирательной кампании.

 

Статья 23. Сбор подписей в поддержку кандидата

Избирательное   объединение, избирательный блок,   непосредственно  избиратели  обязаны  собрать  в одномандатном избирательном округе подписи не менее одного процента от числа  избирателей  в  округе.  При  сборе  подписей  в многомандатном избирательном  округе  число  необходимых  для  регистрации  кандидата подписей  должно  быть  не  менее  одного  процента  от  средней нормы представительства на один мандат  по  соответствующему  избирательному округу.  В  этом  случае  средняя норма представительства определяется путем деления общего количества избирателей соответствующего округа на количество  мандатов  в  нем.  Подписи  могут  собираться только среди избирателей того  избирательного  округа,  по  которому  баллотируется кандидат в депутаты. При этом подписи, собранные сверх одного процента от числа избирателей в округе,  могут не  учитываться  территориальной избирательной комиссией. (В редакции Закона  Тверской области от 24.04.1997 № 63)

Подписные листы изготавливаются по форме, утверждаемой областной избирательной комиссией, за счет средств инициаторов выдвижения кандидатов.

При сборе подписей в поддержку кандидата в каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, год рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата.

При сборе подписей в поддержку кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, кроме указанных данных в подписном листе сообщается принадлежность кандидата к соответствующему избирательному объединению, избирательному блоку.

(Часть пятая исключена - Закон  Тверской области от 24.04.1997 № 63)

Избиратели вправе ставить подпись в поддержку различных кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата. Избиратель, ставя подпись в подписном листе, собственноручно указывает в нем свои фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, дату внесения подписи. (В редакции Закона  Тверской области от 30.07.1998 № 31-ОЗ-2)

Подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием своих фамилии, имени, отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его удостоверения личности и уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувших кандидата, или кандидатом с указанием тех же данных. В каждом подписном листе должен быть указан номер округа населенный пункт, где проводился сбор подписей избирателей. (В редакции Закона  Тверской области от 24.04.1997 № 63)

Сбор подписей избирателей проводится по месту работы (в том числе в трудовых коллективах), службы, учебы, жительства, на предвыборных мероприятиях, а также в других местах, где агитация и сбор подписей не запрещены законом. При этом недопустимы любые формы принуждения и подкупа избирателей со стороны лица, собирающего подписи.

(Абзац исключен - Закон  Тверской области от 30.07.1998 № 31-ОЗ-2)

Администрация и трудовые коллективы предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности обязаны оказывать содействие в создании равных условий для сбора подписей в поддержку кандидатов.

 

Статья 24. Регистрация кандидатов

Кандидаты (список кандидатов) при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в их поддержку, регистрируются территориальной избирательной комиссией по письменному заявлению кандидата о самовыдвижении, а также представлению отдельных избирателей, групп избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов (список кандидатов), при наличии заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу. (В редакции Закона  Тверской области от 30.07.1998 № 31-ОЗ-2)

Уполномоченные   представители избирательных объединений, избирательных блоков, групп избирателей или сами кандидаты представляют в территориальную  избирательную  комиссию до 18 часов не позднее 40 дней до дня выборов подписные листы,  данные о  кандидате,  включающие  фамилию,  имя,  отчество,  дату   рождения, образование,  семейное положение,  место работы,  занимаемую должность (род занятий),  сведения о наличии судимости, партийной принадлежности (по    желанию   кандидата),   краткую   автобиографическую   справку, фотографию,  заявление кандидата о  его  согласии  баллотироваться  по данному округу. (В редакции Закона  Тверской области от 24.04.1997 № 63)

Если  кандидат  занимается деятельностью,  не совместимой со статусом депутата  представительного органа,  должностного  лица  муниципального  образования,  он подает в территориальную  избирательную   комиссию   письменное   заявление   о прекращении этой деятельности в случае его избрания депутатом. (Дополнен - Закон  Тверской области от 24.04.1997 № 63)

Прием и проверку  правильности  оформления  подписных  листов  с подписями   избирателей,   собранных   избирательными   объединениями, избирательными  блоками,  группами  избирателей  в   поддержку   своих кандидатов,  и иных документов для регистрации кандидатов осуществляют члены избирательной  комиссии  с  правом  решающего  голоса.  В  целях осуществления  качественной  и своевременной проверки подписных листов избирательная комиссия может образовать рабочую группу из числа членов избирательной  комиссии  с  правом  решающего  голоса  и  привлеченных специалистов. При проведении проверки подписей, представленных каждым избирательным объединением, избирательным блоком, кандидатом, вправе присутствовать все представившие установленное количество подписей кандидаты, представители кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов (списки кандидатов), представители избирателей, осуществивших инициативу выдвижения кандидата. (В редакции Закона  Тверской области от 30.07.1998 № 31-ОЗ-2)

Признаются недействительными   подписные  листы,  если:

а) лист неустановленной формы;

б) отсутствует номер округа, наименование населенного пункта;

в) неполные   либо   недостоверные  данные  о  сборщике  подписей (отсутствует  подпись  сборщика  подписей,   дата   подписи   сборщика подписей.  Нет  имени,  отчества,  неполный  адрес  места  жительства, неверные паспортные данные, подпись сборщика подписей выполнена другим лицом).

Признаются недействительными подписи, если:

а) указаны неполные либо недостоверные данные об избирателе;

б) подписные листы содержат повторяющиеся данные об одном  и  том же избирателе;

в) лист подписали лица моложе 18 лет;

г) дата подписи сборщика проставлена раньше подписи избирателя;

д) дата подписи избирателя проставлена раньше даты уведомления  о начале сбора подписей.

В случае, если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного кандидата либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему, выборы в данном избирательном округе по решению территориальной избирательной комиссии откладываются на срок не более четырех месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. (В редакции Закона  Тверской области от 30.07.1998 № 31-ОЗ-2)

(Часть вторая дополнена - Закон  Тверской области от 24.04.1997 № 63)

Территориальная избирательная комиссия проверяет соответствие выдвижения кандидатов требованиям настоящего закона и в течение пяти дней со дня внесения подписных листов, сведений о кандидатах, решений избирательных объединений, избирательных блоков о выдвижении кандидатов, заявления кандидатов о их согласии баллотироваться, регистрирует их и выдает им удостоверения о регистрации с указанием ее даты и времени, либо отказывает в регистрации с мотивировкой отказа.

При приемке подписных листов территориальная избирательная комиссия удостоверяет каждый подписной лист печатью избирательной комиссии и затем выдает уполномоченному представителю письменное подтверждение о принятии подписных листов.

О регистрации кандидатов территориальная избирательная комиссия составляет протокол.

Регистрация кандидатов заканчивается за 35 дней до проведения выборов. (В редакции Закона  Тверской области от 24.04.1997 № 63)

Кандидат может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу. (Дополнен - Закон  Тверской области от 24.04.1997 № 63)

Кандидат не может состоять в территориальной и участковой комиссии. Лицо, состоящее в одной из указанных комиссий и выдвинутое кандидатом в депутаты, считается освобожденным от обязанностей члена комиссии с момента регистрации его кандидатом.

Территориальная избирательная комиссия в течение трех дней после регистрации кандидата публикует сообщение в печати о регистрации с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, занимаемой должности, места работы, рода занятий кандидата, его принадлежности к какому-либо избирательному объединению, избирательному блоку.

Если на день выборов останется в одномандатном избирательном округе менее двух кандидатов, а в многомандатном избирательном округе число зарегистрированных кандидатов равно или менее установленного количества мандатов, выборы откладываются по решению территориальной избирательной комиссии и проводятся не  позднее  чем  через шесть месяцев со дня первоначальных выборов. (В редакции Закона  Тверской области от 24.04.1997 № 63)

 

Статья 25. Права и обязанности кандидатов

Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности.

На следующий день после регистрации  кандидаты,  находящиеся  на государственных  или  муниципальных  должностях,  а также работающие в средствах  массовой  информации,  на  время  их  участия   в   выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей.

Кандидаты не вправе использовать преимущества  своего  служебного положения независимо от занимаемой должности и места работы.

(Часть 2 в редакции Закона  Тверской области от 24.04.1997 № 63)

Кандидаты по их личному заявлению освобождаются от работы, военной службы и военных сборов, учебы со дня регистрации до дня официального опубликования результатов выборов. В течение этого срока территориальная избирательная комиссия за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, выплачивает кандидату денежную компенсацию в размере его среднего месячного дохода, но не более пятикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день назначения выборов.

Кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу.

Время участия в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом.

Кандидат с момента регистрации до момента опубликования результатов выборов имеет право на возмещение транспортных расходов (кроме такси и заказных рейсов) в пределах территории муниципального образования.

Порядок оплаты транспортных расходов кандидатов определяется территориальной избирательной комиссией.

Транспортные расходы кандидатов возмещаются территориальной избирательной комиссией.

Кандидат после регистрации не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора района, города. При даче согласия прокурор обязан известить избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата.

Кандидат может иметь до пяти доверенных лиц, регистрируемых территориальной избирательной комиссией. Доверенные лица получают от территориальной избирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидата. На указанный во второй части настоящей статьи период работодатели обязаны предоставить доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом территориальную избирательную комиссию, которая аннулирует выданные таким доверенным лицам удостоверения.

После регистрации территориальной избирательной комиссией кандидат вправе назначить в территориальную и участковую избирательные комиссии по одному члену комиссии с правом совещательного голоса. (В редакции Закона  Тверской области от 30.07.1998 № 31-ОЗ-2)

Кандидат вправе не позднее чем за три дня до дня выборов снять свою кандидатуру. Избирательное объединение, избирательный блок могут не позднее чем за 30 дней до дня выборов отозвать любого кандидата по решению уполномоченного органа за исключением тех, в поддержку которых собраны подписи избирателей. Если кандидатура снята без вынуждающих к тому обстоятельств, территориальная избирательная комиссия может отнести на счет кандидата либо избирательного объединения, избирательного блока соответствующую часть понесенных ею расходов, включая средства, выделенные избирательной комиссией кандидату или избирательному объединению, избирательному блоку на предвыборную агитацию.

В случае невыполнения кандидатом в установленный срок требований,  содержащихся в части второй  настоящей статьи,  территориальная  избирательная  комиссия после предупреждения кандидата вправе принять решение об отмене его регистрации. (Дополнен - Закон  Тверской области от 24.04.1997 № 63)

 

ГЛАВА V. Предвыборная агитация

 

Статья 26. Предвыборная агитация и сроки ее проведения

1. Избиратели, кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки вправе беспрепятственно проводить предвыборную агитацию.

2. Запрещается проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные предвыборные материалы:

а) органам государственной власти, органам местного самоуправления, должностным лицам государственных органов и органов местного самоуправления;

б) членам избирательных комиссий с правом решающего голоса. Журналистам, должностным лицам редакций средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственной и муниципальных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении выборов через средства массовой информации, в том числе в теле- и радиопрограммах (передачах), если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов.

в) благотворительным организациям, религиозным объединениям; (Дополнен - Закон  Тверской области от 30.07.1998 № 31-ОЗ-2)

г) военнослужащим при исполнении ими своих служебных обязанностей. (Дополнен - Закон  Тверской области от 30.07.1998 № 31-ОЗ-2)

3. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. В день выборов и предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные вне помещений избирательных комиссий, могут оставаться на прежних местах. (В редакции Закона  Тверской области от 30.07.1998 № 31-ОЗ-2)


Информация по документу
Читайте также