Расширенный поиск
Закон Тверской области от 13.10.1995 № 10ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ 3 А К О Н Тверской области О выборах Губернатора Тверской области (В редакции Законов Тверской области от 29.12.98 г. N 42-ОЗ-2; от 24.06.99 г. N 66-ОЗ-2 текст закона включен отдельным документом) 13.10.95г. N 10 Утратил силу - Закон Тверской области от 07.04.2003 г. N 20-ЗО ГЛАВА I. Общие положения Статья 1. Основные принципы выборов Губернатора Тверской области Губернатор Тверской области (в дальнейшем Губернатор) избирается гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими на территории Тверской области, на основе всеобщего равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие граждан, в выборах является добровольным. Статья 2. Законодательство о выборах Губернатора Выборы Губернатора проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом "0б основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", Уставом области, настоящим законом. Статья 3. Избирательные права граждан 1. Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Тверской области и достигшие на день выборов 18 лет, имеют право избирать Губернатора. 2. Губернатором может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом, достигший на день выборов 30-летнего возраста. (В редакции Закона Тверской области от 29.12.98 г. N 42-ОЗ-2) 3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Статья 4. Назначение выборов Губернатора 1. Выборы Губернатора назначаются Законодательным Собранием. Дата выборов назначается с тем, чтобы срок со дня назначения выборов до дня выборов был не менее двух месяцев. 2. При прекращении полномочий Губернатора до истечения срока, определенного Уставом и законами области, Законодательное Собрание назначает досрочные выборы Губернатора, которые должны состояться не позднее трех месяцев со дня принятия решения об их назначении. 3. Постановление Законодательного Собрания о назначении даты выборов Губернатора должно быть официально опубликовано в средствах массовой информации в трехдневный срок со дня принятия. Статья 5. Выборы Губернатора Выборы Губернатора проводятся на всей территории области. Губернатор избирается сроком на 4 года. ГЛАВА II. Избирательные участки. Списки избирателей Статья 6. Образование избирательных участков 1. Для проведения голосования и подсчета голосов при выборах Губернатора территория области делится на избирательные участки. 2. Избирательные участки образуются главами администраций районов, городов областного значения по согласованию с областной избирательной комиссией не позднее чем за 45 дней до дня выборов из расчета не более 3000 избирателей на один участок. 3. Избирательные участки образуются с учетом максимальных удобств для избирателей. 4. В санаториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания избирателей могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня выборов. 5. Избиратели-военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В порядке исключения допускается образование избирательных участков в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях. В этих случаях избирательные участки образуются командирами воинских частей по решению областной избирательной комиссии. При этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам. 6. Перечень избирательных участков с указанием их границ, адресов участковых избирательных комиссий публикуется территориальной избирательной комиссией в местной печати не позднее чем за 40 дней до дня выборов. Статья 7. Список избирателей и порядок его составления 1. Список избирателей составляет участковая избирательная комиссия на основании данных, представляемых главой местной администрации. Периодическое уточнение списка зарегистрированных избирателей по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года осуществляет глава местной администрации. Данные об избирателях глава местной администрации направляет в избирательную комиссию не позднее чем за 40 дней до дня выборов. 2. Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц) и место жительства избирателя. 3. Список избирателей-военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, если они проживают в районе расположения воинской части, составляется на основании данных, представляемых командиром воинской части в срок, установленный частью первой настоящей статьи. 4. Военнослужащие, проживающие вне воинской части, включаются в список избирателей по месту жительства на общих основаниях. 5. Списки избирателей, которые в день выборов будут находиться в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания избирателей, составляются на основании данных, представляемых руководителями указанных учреждений. 6. Список избирателей составляется в двух экземплярах по форме, утверждаемой областной избирательной комиссией, и подписывается председателем участковой избирательной комиссии и ее секретарем. Один экземпляр списка избирателей остается в участковой избирательной комиссии, а второй экземпляр передается в соответствующую территориальную избирательную комиссию не позднее чем за 16 дней до дня выборов. Статья 8. Порядок включения граждан в списки избирателей 1. Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. 2. Избиратели, находящиеся в день выборов в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания избирателей, включаются в список избирателей по их месту нахождения. 3. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после представления списка избирателей для всеобщего ознакомления, а также избиратели, по какой-либо иной причине не включенные в список избирателей, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих место жительства на территории данного избирательного участка. Статья 9. Ознакомление избирателей со списками избирателей 1. Списки избирателей представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня выборов. 2. Каждому гражданину Российской Федерации, обладающему избирательным правом, предоставляется право заявить в участковую комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. 3. Участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и устранить ошибку или неточность, либо не позднее чем через 24 часа выдать заявителю ответ в письменной форме с изложением мотивов отклонения заявления. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а в день выборов - немедленно. При положительном для заявителя решении исправление в списке избирателей производится участковой избирательной комиссией немедленно. 4. Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается. ГЛАВА III. Избирательные комиссии Статья 10. Система избирательных комиссий Организацию и проведение выборов Губернатора осуществляют: а) областная избирательная комиссия, выступающая в качестве областной комиссии по выборам Губернатора; б) территориальные (районные, городские) избирательные комиссии по выборам Губернатора; в) участковые избирательные комиссии. Статья 11. Областная избирательная комиссия Областная избирательная комиссия образуется и действует в соответствии с Положением "О Тверской областной избирательной комиссии" и настоящим законом. Статья 12. Порядок формирования территориальной (районной, городской) избирательной комиссии 1. Территориальная (районная, городская) избирательная комиссия формируется не позднее чем за 50 дней до дня выборов в количестве 5-9 членов. Состав территориальной избирательной комиссии назначается представительным органом местного самоуправления. Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии. 2. При определении кандидатур в состав территориальной избирательной комиссии представительный орган местного самоуправления учитывает предложения общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства. 3. В случае, если представительный орган местного самоуправления не назначил состав территориальной избирательной комиссии в срок, установленный пунктом первым настоящей статьи, либо если на данной территории представительный орган местного самоуправления отсутствует, формирование территориальной избирательной комиссии производится областной избирательной комиссией. 4. Каждый зарегистрированный кандидат на должность Губернатора вправе назначить по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в каждую территориальную избирательную комиссию. Статья 13. Порядок формирования участковой избирательной комиссии 1. Участковая избирательная комиссия формируется представительными органами местного самоуправления не позднее чем за 45 дней до дня выборов в количестве 5-1O членов. 2. При определении кандидатур в состав участковой избирательной комиссии представительный орган местного самоуправления учитывает предложения общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства. Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии. 3. В случае, если представительный орган местного самоуправления не назначил состав участковой избирательной комиссии в срок, установленный пунктом первым настоящей статьи, либо если на данной территории представительный орган местного самоуправления отсутствует, формирование участковой избирательной комиссии производится соответствующей территориальной избирательной комиссией. 4. В день голосования каждый кандидат вправе назначить наблюдателей в участковые избирательные комиссии, которые имеют право находиться в помещении для голосования с начала голосования до окончания оформления документов об итогах голосования. Статья 14. Полномочия территориальной (районной, городской) избирательной комиссии 1. Территориальная (районная, городская) избирательная комиссия: а) осуществляет контроль за организацией подготовки и проведения выборов Губернатора на соответствующей территории; б) координирует деятельность участковых избирательных комиссий; в) обеспечивает соблюдение равных правовых условий участия в выборах всех кандидатов на должность Губернатора; г) организует доставку выборной документации, а также бюллетеней участковым избирательным комиссиям; д) оказывает организационно-техническую помощь участковым избирательным комиссиям в проведении голосования на избирательных участках; е) организует досрочное голосование в помещении комиссии; ж) подводит итоги голосования на соответствующей территории и передает протокол об итогах голосования вместе с протоколами участковых комиссий в областную избирательную комиссию; з) распоряжается денежными и материальными средствами, выделенными на проведение выборов; и) рассматривает заявления и жалобы на действия участковых комиссий и принимает по ним решения; к) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим законом. 2. Территориальные избирательные комиссии действуют до истечения срока полномочий Губернатора. Статья 15. Полномочия участковой избирательной комиссии 1. Участковая избирательная комиссия: а) составляет список избирателей по участку; б) проводит ознакомление избирателей со списками избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списках избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений; в) оповещает население о месте нахождения и номере телефона участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также о дне выборов и месте голосования; г) контролирует размещение предвыборных агитационных материалов в порядке и объемах, предусмотренных настоящим законом; д) обеспечивает подготовку помещений для голосования, избирательных ящиков и другого избирательного оборудования; е) организует на своем избирательном участке голосование в день выборов; ж) производит подсчет голосов, определяет результаты голосования на участке и передает их в районную, городскую избирательную комиссию, обеспечивает передачу документации в архивный отдел администрации района, города; з) рассматривает заявления, жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения; и) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим законом. 2. Участковые избирательные комиссии действуют до истечения месяца со дня проведения выборов Губернатора. Статья 16. Статус члена избирательной комиссии 1. Членом избирательной комиссии может быть гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории Тверской области и обладающий избирательными правами. 2. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии. 3. В состав избирательной комиссии не могут входить кандидаты на должность Губернатора, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов, лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении. 4. Член избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса: а) заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии; б) вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования; в) вправе задавать другим участникам заседания избирательной комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; г) вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий и получать заверенные копии этих документов. 5. При принятии решения избирательной комиссией члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют. 6. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден от обязанностей члена избирательной комиссии до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случаях: а) подачи членом избирательной комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий; (Исключен - Закон Тверской области от 29.12.98 г. N 42-ОЗ-2) в) утраты членом избирательной комиссии гражданства Российской Федерации; г) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена избирательной комиссии; д) признания члена избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим. 7. Члену избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденному на период подготовки и проведения выборов от основной работы, оплата труда производится за счет средств, выделенных на проведение выборов. Статья 17. Гласность в деятельности избирательных комиссий 1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать кандидаты на должность Губернатора и их доверенные лица, уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп избирателей и представители средств массовой информации. 2. Решения избирательных комиссий публикуются в печати и передаются другим средствам массовой информации. 3. Областная избирательная комиссия доводит до сведения граждан итоги регистрации кандидатов на должность Губернатора, их биографические данные, источники формирования фондов кандидатов, текст бюллетеней для голосования, итоги голосования по каждому кандидату и результаты выборов Губернатора. 4. В день голосования с момента начала работы участковой избирательной комиссии до окончания формирования документов об итогах голосования на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, направленные кандидатами, общественными и избирательными объединениями, избирательными блоками, иностранные (международные) наблюдатели, а также представители средств массовой информации. 5. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме кандидатом, общественным или избирательным объединением, избирательным блоком, чьи интересы он представляет, с указанием его фамилии, имени и отчества, места жительства, а также номера избирательного участка, на который он направляется. Данный документ действителен только при предъявлении паспорта (удостоверения личности, его заменяющего). Предварительное уведомление о направлении наблюдателя на избирательный участок не требуется. 6. Наблюдатель вправе: а) присутствовать при голосовании избирателей, которые по состоянию здоровья или другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования; б) знакомиться со списками избирателей; в) обращаться в участковую избирательную комиссию с предложениями и замечаниями; г) обжаловать действия (бездействие) участковой избирательной комиссии в территориальную избирательную комиссию. 7. Вмешательство в действия участковой избирательной комиссии не допускается. Замечания и предложения наблюдателей рассматриваются председателем участковой избирательной комиссии, а при необходимости - на заседании участковой избирательной комиссии. Статья 18. Организация деятельности избирательных комиссий 1. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. 2. При принятии решений избирательными комиссиями в случае равного числа голосов "за" и "против" голос председателя избирательной комиссии является решающим. 3. Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их полномочий, обязательны для органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также для нижестоящих избирательных комиссий. 4. Решения избирательных комиссий об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, об установлении итогов голосования принимаются большинством голосов от установленного числа членов избирательных комиссий с правом решающего голоса. 5. Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. 6. Решение избирательной комиссии подписывается председателем и секретарем избирательной комиссии. 7. Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым избирательной комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем избирательной комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок, а за три дня до дня выборов и в день выборов - немедленно. 8. Решение избирательной комиссии, противоречащее законодательству, либо принятое избирательной комиссией с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. 9. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя избирательной комиссии. Заседания избирательной комиссии проводятся также по требованию не менее трети членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. 10. На заседаниях избирательных комиссий при рассмотрении жалоб (заявлений) вправе присутствовать представители заинтересованных сторон. 11. По решению избирательной комиссии любой ее член с правом решающего голоса в период подготовки и проведения выборов может работать в избирательной комиссии на оплачиваемой основе. Оплата их труда производится в пределах выделенных избирательной комиссии бюджетных средств в порядке и размерах, определяемых областной избирательной комиссией. Статья 19. Содействие деятельности избирательных комиссий Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в том числе в предоставлении необходимых помещений, транспорта, средств связи, технического оборудования, а также предоставлять сведения и материалы, возможность для размещения печатной информации избирательных комиссий, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, а за пять дней до выборов и в день выборов - немедленно. Статья 20. Обжалование решений и действий избирательных комиссий 1. Решения и действия (бездействие) областной избирательной комиссии и ее должностных лиц могут быть обжалованы в суд. 2. Решения и действия (бездействие) территориальных, участковых избирательных комиссий и их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. Предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд. 3. Решения по жалобам (заявлениям), поступившим в вышестоящую избирательную комиссию в ходе подготовки выборов, принимаются в пятидневный срок с момента поступления жалобы в избирательную комиссию, а в день выборов - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах (заявлениях), требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. 4. Вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы (заявления), отменив при этом решение нижестоящей избирательной комиссии. ГЛАВА IV. Выдвижение и регистрация кандидата на должность Губернатора Статья 21. Право выдвижения кандидатов на должность Губернатора Право выдвижения кандидатов на должность Губернатора принадлежит избирательным объединениям, избирательным блокам и непосредственно избирателям, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства. Статья 22. Ограничения на право занятия должности Губернатора Губернатор не может одновременно быть депутатом законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления (за исключением членства в Совете Федерации), находиться на иной государственной службе, заниматься другой деятельностью, приносящей личный доход, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности. Статья 23. Порядок выдвижения кандидатов на должность Губернатора 1. Выдвижение кандидатов на должность Губернатора начинается с момента опубликования постановления Законодательного Собрания о назначении выборов и заканчивается за 30 дней до их проведения. 2. Избирательное объединение выдвигает кандидата решением уполномоченного в соответствии с уставом органа партии или политического движения, в случае создания блока - по совместному решению уполномоченных органов общественных объединений. При этом избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвинуть не более одного кандидата на должность Губернатора. Решения о выдвижении кандидатов от избирательных объединений и избирательных блоков принимаются тайным голосованием. 3. Выдвижение кандидата непосредственно избирателями проводится на собрании группы избирателей в количестве не менее 50 человек 4. Инициаторы проведения собрания, конференции обязаны за два дня уведомить областную избирательную комиссию о месте и времени их проведения. 5. Кандидатура на должность Губернатора, выдвинутая избирательным объединением, избирательным блоком, группой избирателей, представляется в областную избирательную комиссию. При этом указывается фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата. Одновременно избирательное объединение, избирательный блок, группа избирателей представляют решение и протокол конференции общественного объединения, собрания группы избирателей, на котором был выдвинут кандидат, согласие кандидата баллотироваться на должность Губернатора. Избирательное объединение должно представить также копию устава, в котором предусмотрено их участие в избирательной кампании. 6. Не позднее 5 дней после назначения выборов список избирательных объединений, имеющих право выдвижения кандидатов, публикуется в печати управлением юстиции администрации области, а избирательных блоков - областной избирательной комиссией. Статья 24. Сбор подписей в поддержку кандидата на должность Губернатора 1. Избирательное объединение, избирательный блок, группа избирателей, выдвинувшие кандидата на должность Губернатора, обязаны собрать в его поддержку не менее трех тысяч подписей избирателей. При этом на один район, город областного значения должно приходиться не более 500 подписей избирателей. 2. Подписные листы изготавливаются по форме, утверждаемой областной избирательной комиссией. 3. При сборе подписей в поддержку кандидата на должность Губернатора в каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, год рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата. 4. При сборе подписей в поддержку кандидата на должность Губернатора, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, кроме указанных данных в подписном листе сообщается принадлежность кандидата к соответствующему избирательному объединению, избирательному блоку. 5. Избиратели вправе ставить подпись в поддержку кандидатов от различных избирательных объединений, избирательных блоков или групп избирателей, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата. При этом избиратель указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), место жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его удостоверения личности, а также дату внесения подписи. 6. Подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием своих фамилии, имени, отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его удостоверения личности и уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока или инициативной группы избирателей, выдвинувших кандидата, с указанием тех же данных. В каждом подписном листе должен быть указан населенный пункт, где проводился сбор подписей избирателей. 7. Сбор подписей избирателей проводится по месту работы (в том числе в трудовых коллективах), службы, учебы, жительства, на предвыборных мероприятиях, а также в других местах, где агитация и сбор подписей не запрещены законом. При этом недопустимы любые формы принуждения и подкупа избирателей со стороны лица, собирающего подписи. 8. Администрация и трудовые коллективы предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности обязаны оказывать содействие в создании равных условий для сбора подписей в поддержку кандидатов. 9. После окончания сбора подписей уполномоченные представители избирательного объединения, избирательного блока, групп избирателей подсчитывают число собранных подписей избирателей по каждому населенному пункту, где проводился их сбор, а также общее число подписей избирателей по району, городу областного значения. 1О. Подписные листы, сброшюрованные и пронумерованные, заявление кандидата о согласии баллотироваться на должность Губернатора передаются уполномоченными представителями избирательных объединений, избирательных блоков и групп избирателей до 18 часов не позднее чем за 30 дней до дня выборов в областную избирательную комиссию. 0бластная избирательная комиссия выдает указанным уполномоченным представителям подтверждение в письменной форме о приеме документов. 11. При проведении повторных выборов сбор подписей избирателей не проводится в поддержку тех кандидатов, которые баллотировались ранее. Статья 25. Регистрация кандидатов на должность Губернатора 1. Кандидаты на должность Губернатора регистрируются областной избирательной комиссией по представлению избирательных объединений, избирательных блоков, групп избирателей, выдвинувших кандидатов в депутаты. 2. Уполномоченные представители этих объединений, блоков, групп избирателей или сами кандидаты представляют в областную избирательную комиссию уставы избирательных объединений, доверенность уполномоченного представителя (для избирательного объединения, избирательного блока), подписные листы, данные о кандидате, включающие фамилию, имя, отчество, дату рождения, место работы, занимаемую должность (род занятий), заявление кандидата о его согласии баллотироваться но должность Губернатора, решение избирательного объединения, избирательного блока, либо группы избирателей о выдвижении этого кандидата на должность Губернатора. В случае, если кандидат не принадлежит к какому-либо избирательному объединению, он участвует в выборах как независимый кандидат. 3. Областная избирательная комиссия проверяет соответствие выдвижения кандидатов требованиям закона о выборах Губернатора и в течение пяти дней со дня внесения подписных листов, сведений о кандидатах, решений избирательных объединений, блоков либо групп избирателей о выдвижении кандидатов, заявления кандидата о его согласии баллотироваться, регистрирует их и выдает им удостоверения о регистрации с указанием ее даты и времени, либо отказывает в регистрации с мотивировкой отказа. 4. При приемке подписных листов областная избирательная комиссия удостоверяет каждый подписной лист печатью избирательной комиссии и затем выдает уполномоченному представителю или кандидату письменное подтверждение о принятии подписных листов. 5. 0 регистрации кандидатов на должность Губернатора области - областная избирательная комиссия составляет протокол. 6. Регистрация кандидатов на должность Губернатора заканчивается за 25 дней до проведения выборов. 7. Кандидат на должность Губернатора не может состоять в областной, территориальной или участковой комиссии. Лицо, состоящее в одной из указанных комиссий и выдвинутое кандидатом в депутаты, считается освобожденным от обязанностей члена комиссии с момента регистрации его кандидатом на должность Губернатора. 8. Областная избирательная комиссия в течение трех дней после регистрации кандидата на должность Губернатора публикует сообщение в печати о регистрации с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, занимаемой должности, места работы, рода занятий кандидата, его принадлежности к какому-либо избирательному объединению. 9. Если на день выборов останется менее двух кандидатов на должность Губернатора, выборы откладываются по решению областной избирательной комиссии на два месяца для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. Статья 26. Права и обязанности кандидатов на должность Губернатора 1. Со дня регистрации кандидаты на должность Губернатора, находящиеся на государственной службе, службе в органах местного самоуправления, а также работающие в средствах массовой информации, не вправе использовать преимущества своего служебного положения. 2. Кандидаты на должность Губернатора имеют право по личному заявлению освобождаться от работы, военной службы и военных сборов, учебы со дня регистрации до дня официального опубликования результатов выборов. В течение этого срока областная избирательная комиссия за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, выплачивает кандидату денежную компенсацию в размере его среднего месячного дохода, но не более пятикратного минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом на день назначения выборов. 3. Кандидат на должность Губернатора не может быть уволен с работы по инициативе администрации (работодателя), переведен без его согласия на другую работу или должность, в том числе на работу в другую местность, а также направлен в командировку, и военные сборы со дня регистрации до дня официального опубликования результатов выборов. Время участия кандидата на должность Губернатора в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом. (В редакции Закона Тверской области от 29.12.98 г. N 42-ОЗ-2) 4. Кандидат с момента регистрации до момента опубликования результатов выборов имеет право на возмещение транспортных расходов (кроме такси и заказных рейсов) в пределах территории области. Порядок оплаты транспортных расходов кандидатов определяется областной избирательной комиссией. Транспортные расходы кандидатов возмещаются областной избирательной комиссией. 5. Кандидат на должность Губернатора не может быть привлечен к уголовной ответственности или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора области. 6. Кандидат на должность Губернатора может иметь до 50 доверенных лиц, регистрируемых областной избирательной комиссией. Доверенные лица получают от областной избирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидата. На указанный в пункте 1 настоящей статьи период работодатели обязаны предоставить доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Кандидаты, избирательные объединения, блоки, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом областную избирательную комиссию, которая аннулирует выданные таким доверенным лицам удостоверения. 7. Кандидат на должность Губернатора вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру. Если кандидатура снята без вынуждающих к тому обстоятельств (болезнь и пр.), избирательная комиссия относит на его счет соответствующую часть понесенных ею расходов, включая расходы на предвыборную кампанию. 8. Информация о выбытии кандидата на должность Губернатора не позднее трех дней со дня выбытия публикуется областной избирательной комиссией в печати, сообщается в средства массовой информации. ГЛАВА V. Предвыборная агитация Статья 27. Предвыборная агитация и сроки ее проведения 1. Избиратели, кандидаты на должность Губернатора, избирательные объединения, избирательные блоки, группы избирателей вправе беспрепятственно проводить предвыборную агитацию. 2. Запрещается проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные предвыборные материалы: а) органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей; б) членам избирательных комиссий с правом решающего голоса. 3. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до дня выборов. В день выборов и предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные вне помещений избирательных комиссий, могут оставаться на прежних местах. 4. В течение трех дней до дня выборов и в день голосования опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается. 5. Предвыборная агитация может проводиться: а) через средства массовой информации; б) путем проведения публичных предвыборных мероприятий (предвыборных собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных предвыборных мероприятий); в) путем выпуска или распространения печатных агитационных материалов; г) другими не запрещенными законом формами. Статья 28. Недопустимость злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации 1. При проведении предвыборной агитации не допускаются злоупотребления свободой массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны. В случае совершения указанных нарушений избирательные комиссии вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата. Указанное предложение рассматривается судом в трехдневный срок. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации. 2. Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, группы избирателей и их уполномоченные представители не вправе вручать избирателям денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение предвыборной организационной работы (дежурств на избирательных участках, сбор подписей и тому подобное), проводить льготные распродажи товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстративных материалов, а также значков, специально изготовленных для избирательной кампании. Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, группы избирателей и их уполномоченные представители не вправе при проведении предвыборной агитации воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг и иных материальных благ. 3. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации. Поставленные в известность о противоправных выступлениях или о распространении противоправных агитационных материалов, они вправе принять меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, обратиться в соответствующие органы с представлениями о пресечении противоправной агитационной деятельности. Областная избирательная комиссия вправе обратиться в суд с представлением об отмене решения о регистрации кандидата. Указанные представления рассматриваются судом в трехдневный срок. Статья 29. Предвыборная агитация на радио и телевидении 1. Кандидатам на должность Губернатора предоставляется на равных основаниях (бесплатно, равное количество предоставленного эфирного времени, одно время выхода в эфир и другие условия) эфирное время на каналах телерадиокомпаний, которые финансируются за счет средств областного бюджета. 2. В целях осуществления предвыборной агитации избирательные объединения, избирательные блоки и группы избирателей, кандидаты которых зарегистрированы в установленном порядке, вправе использовать государственные и муниципальные телерадиокомпании. 3. Инструкция о порядке предоставления эфирного времени кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам и группам избирателей на каналах государственных телерадиокомпаний издается областной избирательной комиссией с участием государственных органов, обеспечивающих соблюдение конституционных прав и свобод в области массовой информации, при обязательном рассмотрении предложений кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и групп избирателей. 4. Кандидаты на должность Губернатора вправе использовать для проведения предвыборной агитации муниципальные телерадиокомпании. 5. Предвыборная агитация на радио и телевидении осуществляется в виде публичных предвыборных дебатов, "круглых столов", пресс-конференций, интервью, выступлений, политической рекламы и в иных не запрещенных законом формах. При этом кандидат, избирательное объединение, избирательный блок, группа избирателей вправе самостоятельно определить форму и характер предвыборной агитации. 6. Запрещается прерывать теле- и радиопрограммы (передачи), содержащие предвыборную агитацию, рекламой товаров, работ и услуг. 7. В информационных теле- и радиопрограммах (передачах) сообщения о проведении предвыборной агитации кандидатами, избирательными объединениями, блоками и группами избирателей должны даваться исключительно отдельным блоком, как правило в начале указанных программ, без комментариев. Данные информационные блоки кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками и группами избирателей не оплачиваются. 8. Журналистам, должностным лицам редакций средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении выборов через средства массовой информации, в том числе в теле- и радиопрограммах (передачах), если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов. 9. Теле- и радиопрограммы (передачи), содержащие предвыборную агитацию, выпускаются в эфир с параллельной видео- и аудиозаписью, которая хранится в течение шести месяцев со дня выхода указанных программ (передач) в эфир. Статья 3О. Предвыборная агитации в периодических печатных изданиях 1. Периодическое печатное издание, одним из учредителей (соучредителей) которого являются государственные или муниципальные органы, государственные предприятия, учреждения, организации либо которое финансируется полностью или частично за счет средств областного бюджета и которое предоставило кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, группе избирателей место на полосе, не вправе отказать другим кандидатам, избирательному объединению, избирательному блоку, группе избирателей в месте на полосе на тех же условиях и обязано это сделать в ближайших номерах. 2. Порядок публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях, указанных в пункте первом настоящей статьи, устанавливается областной избирательной комиссией с участием государственных органов, обеспечивающих соблюдение конституционных прав и свобод в области массовой информации. 3. Положения пункта первого настоящей статьи не распространяются на периодические печатные издания, учрежденные кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, группами избирателей, а также входящими в избирательные объединения общественными объединениями. Статья 31. Условия проведения предвыборных собраний, встреч с избирателями 1. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам на должность Губернатора, избирательным объединениям, избирательным блокам и группам избирателей в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. 2. Заявления о выделении помещений для проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления в трехдневный срок со дня их подачи и удовлетворяются в порядке, устанавливаемом территориальной избирательной комиссией. 3. По требованию избирательных комиссий помещения, пригодные для проведения массовых мероприятий и находящиеся в государственной и муниципальной собственности, в собственности государственных предприятий, учреждений и организаций, безвозмездно предоставляются в пользование на установленное избирательной комиссией время для встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возможности для всех кандидатов. Статья 32. Распространение агитационных печатных материалов 1. Кандидаты на должность Губернатора, избирательные объединения, избирательные блоки и группы избирателей вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные печатные материалы. 2. Агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и о лицах, ответственных за их выпуск. 3. Запрещается распространение анонимных агитационных печатных материалов. 4. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте с согласия собственника или владельца указанных объектов. 5. Запрещается вывешивать агитационные печатные материалы на памятниках, обелисках, на зданиях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещении избирательной комиссии и в помещении для голосования. 6. Не позднее чем за 25 дней до дня выборов местная администрация обязана выделить специальные места для вывешивания или расклейки агитационных печатных материалов . Такие места должны быть удобны для посещения избирателями и их должно быть не менее одного в пределах территории каждого избирательного участка. Кандидату на должность Губернатора, избирательному объединению, избирательному блоку и группе избирателей должна быть выделена равная площадь для вывешивания или расклейки агитационных печатных материалов. 7. Избирательная комиссия, поставленная в известность о распространении анонимных либо подложных агитационных печатных материалов, принимает меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности. ГЛАВА VI. Финансирование выборов Статья 33. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов 1. Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов Губернатора, а также по обеспечению деятельности избирательных комиссий в течение срока их полномочий производятся за счет средств областного бюджета. Соответствующие расходы предусматриваются отдельной строкой в областном бюджете. 2. Средства на проведение выборов Губернатора, предусмотренные областным бюджетом, поступают в распоряжение областной избирательной комиссии в десятидневный срок со дня назначения выборов и распределяются ею между территориальными избирательными комиссиями. 3. Порядок перечисления денежных средств избирательным комиссиям устанавливается областной избирательной комиссией совместно с Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Тверской области. 4. Председатели избирательных комиссий распоряжаются денежными средствами и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям избирательных комиссий по финансовым вопросам. Неизрасходованные бюджетные средства после окончания выборов остаются на счете областной избирательной комиссии для использования на цели, предусмотренные пунктом первым настоящей статьи. Статья 34. Избирательный фонд кандидата на должность Губернатора 1. Кандидат на должность Губернатора создает собственный избирательный фонд для финансирования предвыборной агитации. Средства избирательного фонда должны содержаться на специальном временном счете в отделении Сберегательного банка Российской федерации. Право распоряжения средствами избирательного фонда для указанных целей принадлежит исключительно создавшему этот фонд кандидату. 2. Отделения Сберегательного банка Российской федерации открывают зарегистрированным кандидатам на основе сообщения в письменной форме областной избирательной комиссии специальные временные счета для формирования избирательных фондов. Доходы по указанным счетам не начисляются и не выплачиваются. 3. Избирательные фонды могут формироваться за счет следующих денежных средств: - средств, выделенных кандидату на предвыборную агитацию областной избирательной комиссией; - собственных средств кандидата, которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда, остановленный Федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 100 раз; - средств, которые выделены кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой избирателей и которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда, установленный Федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 200 раз; - добровольных пожертвований физических лиц, каждое из которых не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный Федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 10 раз; - добровольных пожертвований юридических лиц, каждое из которых не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный Федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 200 раз. 4. Предельная сумма расходов кандидата за счет средств избирательного фонда не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный Федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 2 тысячи раз. 5. Не допускаются пожертвования в избирательные фонды со стороны: - иностранных государств, организаций и граждан; - лиц без гражданства; - российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала в их уставном капитале превышает 30 процентов; - международных организаций и международных общественных движений; - органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий, учреждений, организаций; - воинских частей, военных учреждений, благотворительных организаций и религиозных объединений. 6. Банки предоставляют областной избирательной комиссии сведения о поступлении средств на специальные временные счета кандидатов в трехдневный срок со дня их поступления. 7. Если добровольные пожертвования поступили в избирательные фонды кандидатов от физических или юридических лиц, не имеющих права осуществлять такие пожертвования, либо в превышающих предусмотренные настоящей статьей размерах, кандидаты обязаны вернуть эти пожертвования соответственно полностью или часть их, превышающую установленный размер пожертвования, жертвователям с указанием причины возврата. Анонимные пожертвования перечисляются в доход областного бюджета. 8. Кандидатам запрещается использовать иные денежные средства для ведения предвыборной агитации, кроме средств, поступивших в их избирательные фонды. 9. По запросу областной избирательной комиссии банки предоставляют в письменной форме сведения о расходовании средств, находящихся на специальных временных счетах кандидатов. 10. Если кандидат для ведения предвыборной агитации помимо средств, поступивших в его избирательный фонд, использовал иные денежные средства, областная избирательная комиссия вправе обратиться в суд с представлением об отмене решения о регистрации кандидата. Указанное представление рассматривается судом в пятидневный срок, а за пять и менее дней до дня выборов - немедленно. 11. Все финансовые операции со специальными временными счетами кандидатов, открываемыми для формирования их избирательных фондов, прекращаются в день выборов. Областная избирательная комиссия может на основании ходатайства кандидата продлить срок проведения финансовых операций по оплате расходов, произведенных до дня выборов. Статья 35. Порядок учета денежных средств и финансовая отчетность 1. Порядок учета поступления и расходования бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов Губернатора, и средств избирательных фондов кандидатов определяется областной избирательной комиссией в соответствии с законодательством. 2. Формы финансового отчета избирательных комиссий о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, и финансового отчета кандидатов устанавливаются областной избирательной комиссией в соответствии с законодательством. 3. Кандидаты представляют в областную избирательную комиссию финансовый отчет не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов выборов. Копии указанных финансовых отчетов передаются областной избирательной комиссией средствам массовой информации. 4. Участковые избирательные комиссии представляют территориальным избирательным комиссиям финансовые отчеты не позднее чем через три дня со дня проведения выборов. Территориальные избирательные комиссии представляют финансовый отчет областной избирательной комиссии не позднее чем через 15 дней со дня проведения выборов. 5. Областная избирательная комиссия представляет финансовый отчет о расходовании средств областного бюджета Законодательному Собранию не позднее чем через два месяца со дня официального опубликования результатов выборов. Указанный финансовый отчет должен быть опубликован областной избирательной комиссией в средствах массовой информации не позднее чем через месяц со дня его представления Законодательному Собранию. Статья 36. О неизрасходованных денежных средствах избирательных фондов 1. Кандидат на должность Губернатора не позднее чем через 30 дней после дня выборов возвращает областной избирательной комиссии неизрасходованные денежные средства избирательного фонда в размере, пропорциональном размеру денежных средств, выделенных ему областной избирательной комиссией. По истечении этого срока неизрасходованные бюджетные средства по указанию областной избирательной комиссии перечисляются отделениями Сберегательного банка Российской Федерации на счет областной избирательной комиссии в бесспорном порядке. 2. Остатки денежных средств на счетах кандидатов после окончания выборов перечисляются кандидатами пропорционально вложенным средствам на текущие (расчетные) счета организаций и лиц, осуществивших пожертвования в избирательные фонды. ГЛАВА VII. Голосование и определение результатов выборов Статья 37. Помещение для голосования Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой соответствующей местной администрации. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины для тайного голосования, либо должны быть пригодные для тайного голосования комнаты. Кабины, специально оборудованные места либо комнаты для тайного голосования оснащаются столиками и письменными принадлежностями. Применение для этих целей карандашей не допускается. В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая комиссия оборудует стенд, на котором помещаются образцы заполненных избирательных бюллетеней и информационные материалы обо всех баллотирующихся кандидатах. В информационных материалах о кандидатах не должно содержаться агитационных призывов. Образцы заполненных избирательных бюллетеней, помещенные на стенде, не должны содержать фамилии кандидатов, баллотирующихся на должность Губернатора. Статья 38. Избирательный бюллетень 1. Для выборов Губернатора каждый избиратель получает избирательный бюллетень. Текст избирательного бюллетеня утверждается областной избирательной комиссией не позднее чем за 25 дней до дня выборов. Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной стороне избирательного бюллетеня. 2. Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества всех зарегистрированных кандидатов на должность Губернатора и сведения о них, предусмотренные пунктом вторым статьи 25 настоящего закона. В случае, если кандидат выдвинут избирательным объединением, избирательным блоком, указывается наименование избирательного объединения, избирательного блока, а также принадлежность кандидата к политической партии или иному общественному объединению, входящему в состав избирательного объединения, избирательного блока, если такая принадлежность имеет место. В бюллетене указывается также независимый статус кандидата. Справа от данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце перечня кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом . 3. Каждый избирательный бюллетень должен содержать разъяснение о порядке его заполнения. 4. Избирательные бюллетени печатаются по распоряжению областной избирательной комиссии не позднее чем за 20 дней до дня выборов. Территориальные избирательные комиссии получают от областной избирательной комиссии избирательные бюллетени не позднее чем за 17 дней до дня выборов. Участковые избирательные комиссии получают от территориальных избирательных комиссий избирательные бюллетени не позднее чем за четыре дня до дня выборов. По каждому району, городу число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число избирателей, включенных в списки избирателей по избирательному участку, более чем на 0,5 процента. В правом верхнем углу избирательного бюллетеня ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Не заверенные участковой избирательной комиссией избирательные бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются. 5. В случае выбытия отдельных кандидатов после изготовления бюллетеней, территориальные и участковые комиссии по указанию областной избирательной комиссии вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о соответствующих кандидатах. Статья 39. Порядок голосования 1. В день выборов голосование проводится с восьми до двадцати двух часов по местному времени. 2. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом. 3. На избирательных участках, образованных в воинских частях, лечебных учреждениях, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным раньше времени, установленного пунктом первым настоящей статьи, если проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей. 4. Избиратель, который в день выборов по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательные бюллетени в помещении территориальной (за 15-4 дня до выборов) или участковой (не ранее чем за три дня до выборов) избирательной комиссии, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Если избиратель голосует досрочно в помещении территориальной или участковой избирательной комиссии, то на обороте выдаваемого ему избирательного бюллетеня ставятся подписи двух членов территориальной или участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью территориальной или участковой избирательной комиссии. Заполненные избирательные бюллетени избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену территориальной или участковой избирательной комиссии. На месте склейки, на конверте ставятся подписи двух членов соответственно территориальной или участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью соответствующей избирательной комиссии. Территориальная избирательная комиссия передает список проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до выборов. 5. В случае досрочного голосования в помещении территориальной избирательной комиссии секретарь участковой избирательной комиссии, на территории которой проживает данный избиратель, делает в соответствующей строке списка избирателей запись: "досрочное" (после поступления в участковую избирательную комиссию запечатанного конверта с избирательным бюллетенем из территориальной избирательной комиссии) и расписывается. 6. В восемь часов в день выборов председатель участковой избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым и предъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии предъявляет конверты, оставленные досрочно проголосовавшими избирателями. При этом проверяются целостность каждого конверта, наличие на нем заверительных подписей и печати, а также соответствие количества конвертов числу соответствующих отметок в списке избирателей. Затем конверты вскрываются и извлеченные из них избирательные бюллетени опускаются в избирательный ящик. В случае, если из конверта извлечено более одного избирательного бюллетеня, все извлеченные из конверта избирательные бюллетени погашаются, о чем составляется специальный акт. После этого председатель участковой избирательной комиссии приглашает избирателей приступить к голосованию. 7. При получении избирательного бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего его удостоверения личности. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего его удостоверения личности могут быть внесены в список избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается. 8. В случае, если избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением доверенных лиц кандидатов, наблюдателей от избирательных объединений, избирательных блоков, кандидатов и членов участковой избирательной комиссии. Лицо, оказавшее избирателю помощь, расписывается в списке избирателей в графе "Подпись избирателя о получении избирательного бюллетеня" с указанием своей фамилии. 9. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение избирательного бюллетеня производится в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, в которых не допускается присутствие кого бы то ни было, за исключением этого избирателя. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, вправе пригласить в кабину, специально оборудованное место или комнату для тайного голосования любое лицо, за исключением члена избирательной комиссии, наблюдателей, доверенных лиц кандидатов. Фамилия этого лица указывается в списке избирателей рядом с подписью избирателя о получении избирательного бюллетеня. 10. В избирательном бюллетене избиратель ставит любой знак в пустом квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном справа от строки "Против всех кандидатов". 11. Заполненный избирательный бюллетень избиратель опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. 12. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность всем избирателям участвовать в голосовании, в том числе избирателям, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях в участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением территориальной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. В заявлении должны содержаться также данные об избирателе, что и в списке избирателей. После получения избирательных бюллетеней избиратель делает отметку об этом в своем заявлении и ставит подпись. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Число заявлений избирателей, а также число использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Одновременно в списке избирателей делается отметка о том, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе участвовать наблюдатели. По возвращении членов участковой избирательной комиссии в помещение для голосования переносной избирательный ящик не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей. Организация и проведение голосования вне помещения для голосования должны исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно возможность нарушения тайны голосования или искажения волеизъявления избирателя. 13. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В случае отсутствия председателя участковой избирательной комиссии его заменяет заместитель председателя участковой избирательной комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член участковой избирательной комиссии, уполномоченный ею. 14. В случае, если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей напротив фамилии соответствующего избирателя. Испорченный избирательный бюллетень погашается и учитывается в сумме с неиспользованными погашенными бюллетенями. По испорченным бюллетеням составляется акт. 15. При проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протоколов об итогах голосования участковыми избирательными комиссиями на избирательных участках вправе находиться наблюдатели, направленные кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, доверенные лица кандидатов, иностранные (международные) наблюдатели, а также представители средств массовой информации. Статья 4О. Подсчет голосов избирателей на избирательном участке 1. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет о том, что получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования. 2. Перед вскрытием избирательных ящиков члены избирательной комиссии в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов, избирательные объединения, избирательные блоки и иностранных (международных) наблюдателей, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные избирательные бюллетени. Число этих избирательных бюллетеней оглашается и заносится в протокол об итогах голосования, после чего председатель участковой избирательной комиссии проверяет неповрежденность печатей или пломб на избирательных ящиках, дает удостовериться в их неповрежденности членам участковой избирательной комиссии, наблюдателям и доверенным лицам и вскрывает избирательные ящики. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно - вначале переносных избирательных ящиков, затем стационарных избирательных ящиков. 3. Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных избирательных ящиках. Их число не должно превышать число заявлений в письменной форме избирателей о проведении голосования вне помещения для голосования. 4. В случае обнаружения в переносном избирательном ящике большего числа бюллетеней, чем число указанных заявлений, все избирательные бюллетени, находившиеся в переносном избирательном ящике, признаются недействительными решением участковой избирательной комиссии. 5. Этот факт с указанием фамилий членов участковой избирательной комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу об итогах голосования. 6. При подсчете голосов избирателей прежде всего отделяются бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально, либо не заверенные избирательной комиссией, и недействительные избирательные бюллетени. Недействительными считаются избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя, в частности, такие, в которых любой знак (знаки) проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них. При возникновении сомнений участковая избирательная комиссия разрешает вопрос голосованием. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины недействительности. Эта запись заверяется подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. Недействительные избирательные бюллетени упаковываются отдельно от других избирательных бюллетеней. 7. Подсчет голосов избирателей должен проводиться непосредственно членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, в том числе и иностранные (международные) наблюдатели. 8. Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования. 9. В протокол об итогах голосования вносятся следующие данные: а) число избирателей, внесенных в список избирателей, включая избирателей, внесенных в список дополнительно; б) число избирательных бюллетеней, полученных избирательной комиссией; в) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день выборов; г) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно; д) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования; е) число погашенных избирательных бюллетеней; ж) число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); з) число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); и) число действительных избирательных бюллетеней; к) число избирательных бюллетеней, признанных недействительными (в том числе отдельной строкой - число избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций); фамилии, имена и отчества, а при их совпадении - иные данные о внесенных в избирательный бюллетень кандидатах; л) число голосов избирателей, поданных за каждого кандидата; м)число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов; 10. Протокол составляется в двух экземплярах в присутствии всех членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей, доверенных лиц кандидатов и подписывается всеми членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Член участковой избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего закона, поступившие в участковую избирательную комиссию в день голосования, а также принятые по ним решения избирательной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решения участковой избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола. 11. Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой избирательной комиссии, а также при сомнении в правильности составления протокола вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение о повторном подсчете голосов избирателей соответствующей участковой избирательной комиссией. Повторный подсчет голосов избирателей проводится участковой избирательной комиссией в присутствии члена (членов) вышестоящей избирательной комиссии. 12. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии после его подписания незамедлительно направляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию. 13. Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями со списками членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов избирателей, передается в архивный отдел администрации района, города в течение недели после дня голосования. 14. Заверенная копия экземпляра протокола предоставляется для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации. Статья 41. Установление итогов голосования территориальной избирательной комиссией 1. На основании протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования путем суммирования содержащихся в них данных территориальная избирательная комиссия в течение дня после выборов устанавливает итоги голосования на соответствующей территории. Суммирование данных, содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий, осуществляют непосредственно члены территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса. 2. По итогам голосования территориальная избирательная комиссия составляет протокол, в который заносятся данные о числе участковых комиссий на соответствующей территории и числе протоколов участковых избирательных комиссий, на основании которых составляется протокол об итогах голосования, а также суммарные данные протоколов участковых избирательных комиссий, установленные пунктом девятым статьи 40 настоящего закона. 3. Протокол территориальной избирательной комиссии составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами территориальной избирательной комиссии. К протоколу в обязательном порядке прилагается сводная таблица, которая включает данные протоколов всех участковых избирательных комиссий на соответствующей территории. Член территориальной избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. 4. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего закона, поступившие в территориальную избирательную комиссию в день голосования, а также принятые по ним решения избирательной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений территориальной избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола. 5. Первый экземпляр протокола территориальной избирательной комиссии после его подписания и сводная таблица вместе с протоколами участковых избирательных комиссий незамедлительно направляются в областную избирательную комиссию. 6. Второй экземпляр протокола и сводная таблица вместе с протоколами участковых избирательных комиссий, со списками членов территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протокола, передается в архивный отдел администрации района, города в течение недели после дня голосования. 7. Заверенные копии экземпляра протокола и сводной таблицы предоставляются для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации. Статья 42. Определение результатов выборов Губернатора 1. На основании протоколов территориальных, участковых избирательных комиссий об итогах голосования путем суммирования содержащихся в них данных областная комиссия в течение двух дней со дня выборов определяет результаты выборов Губернатора. Суммирование содержащихся в протоколах территориальных избирательных комиссий данных осуществляют непосредственно члены областной избирательной комиссии с правом решающего голоса. 2. Избранным считается кандидат на должность Губернатора, получивший наибольшее количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании. 3. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в избирательных ящиках. 4. Областная избирательная комиссия признает выборы несостоявшимися, если в них приняло участие менее 25 процентов зарегистрированных избирателей. 5. Число избирателей, принявших участие в выборах, определяется по числу подписей избирателей в списках избирателей при получении избирательных бюллетеней. 6. Областная избирательная комиссия признает выборы недействительными, если допущенные при их проведении нарушения настоящего закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей. 7. О результатах выборов Губернатора областная избирательная комиссия составляет протокол, в который вносятся следующие данные: а) число территориальных избирательных комиссий; б) число протоколов территориальных избирательных комиссий, на основе которых составлен данный протокол; в) число избирателей, внесенных в список избирателей, включая избирателей, внесенных в список дополнительно; г) число избирательных бюллетеней, выданных участковым избирательным комиссиям: д) число избирательных бюллетеней, выданных на избирательных участках в день выборов; е) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещений для голосования; ж) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно; з) число погашенных избирательных бюллетеней; и) число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); к) число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); л) общее число действительных избирательных бюллетеней; м) общее число избирательных бюллетеней, признанных недействительными (в том числе отдельной строкой - число избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций); фамилии, имена и отчества, а при их совпадении - иные данные о внесенных в избирательный бюллетень кандидатах, н) число голосов избирателей, поданных за каждого кандидата, о) число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. 8. К протоколу о результатах выборов Губернатора в обязательном порядке прилагается сводная таблица, которая включает данные протоколов всех территориальных избирательных комиссий. 9. Официальное объявление о результатах выборов Губернатора в средствах массовой информации публикуется областной избирательной комиссией не позднее чем через три дня со дня подписания протокола. Статья 43. Повторные выборы 1. В случае, если выборы Губернатора признаны несостоявшимися или недействительными, Законодательное Собрание назначает повторные выборы Губернатора. 2. Выдвижение и регистрация кандидатов на должность Губернатора, другие избирательные действия, связанные с проведением повторных выборов, осуществляются в порядке, установленном настоящим законом. Сообщение о проведении повторных выборов публикуется в средствах массовой информации. 3. Повторные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня первоначальных выборов. (Исключен - Закон Тверской области от 29.12.98 г. N 42-ОЗ-2) Статья 44. Опубликование итогов голосования и результатов выборов Губернатора 1. Итоги голосования по каждому избирательному участку, району, городу, области в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии, должны представляться для ознакомления любому избирателю или наблюдателю, а также представителю средств массовой информации. 2. Территориальная избирательная комиссия публикует данные, содержащиеся в ее протоколе об итогах голосования, не позднее чем через пять дней со дня проведения выборов, а данные, содержащиеся в протоколах участковых избирательных комиссий об итогах голосования, не позднее чем через 15 дней со дня выборов. 3. Областная избирательная комиссия публикует в средствах массовой информации результаты выборов Губернатора, в том числе данные протоколов всех территориальных избирательных комиссий об итогах голосования , не позднее чем через две недели со дня выборов. Статья 45. Регистрация и вступление в должность Губернатора 1. Областная избирательная комиссия после подписания протокола об итогах выборов извещает об этом кандидата, избранного Губернатором. Кандидат, избранный Губернатором, в двухдневный срок в письменной форме обязан сообщить в областную избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей, не совместимых со статусом Губернатора. 2. В случае, если избранный Губернатор не выполнит в двухдневный срок требование о сложении с себя обязанностей, не совместимых со статусом Губернатора, областная избирательная комиссия аннулирует итоги выборов .Законодательное Собрание назначает повторные выборы . 3. Областная избирательная комиссия после официального опубликования общих итогов выборов проводит регистрацию избранного Губернатора и выдачу ему удостоверения об избрании. Губернатор вступает в должность с момента принесения присяги на расширенном заседании Законодательного Собрания. ГЛАВА VIII. Ответственность за нарушения избирательных прав граждан Статья 46. Ответственность за нарушения избирательных прав граждан Лица, путем насилия, обмана, подлога или иным способом препятствующие свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным, либо лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а равно лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню выборов и в день выборов, либо препятствующие работе избирательных комиссий или голосованию на избирательных участках, несут ответственность в соответствии с уголовным и административным законодательством, федеральными законами. ГЛАВА IX. Заключительные положения Статья 47. Вступление в силу настоящего закона Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Глава администрации Тверской области В.А. Суслов Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|