Расширенный поиск

Решение Думы г. Тамбова от 30.03.2016 № 196

 

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ – ГОРОД ТАМБОВ

 

ТАМБОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

Шестой созыв

 

Десятое заседание

 

 

РЕШЕНИЕ

 

30.03.2016

 

№ 196

 

Об отчёте администрации города Тамбова о результатах осуществления муниципального земельного контроля в городе Тамбове за 2015 год

 

Рассмотрев представленный Главой города Тамбова отчёт о результатах осуществления муниципального земельного контроля в городе Тамбове за 2015 год, и в соответствии с Уставом города Тамбова, Положением «О муниципальном земельном контроле в городе Тамбове», утверждённым решением Тамбовской городской Думы от 16.09.2004 № 576, с учётом рекомендации комитета Тамбовской городской Думы шестого созыва по муниципальной собственности и развитию предпринимательства,

 

Тамбовская городская Дума решила:

 

1. Работу администрации города Тамбова по осуществлению муниципального земельного контроля в городе Тамбове за 2015 год признать удовлетворительной.

2. Утвердить отчёт администрации города Тамбова о результатах осуществления муниципального земельного контроля в городе Тамбове за 2015 год (прилагается).

3. Решение вступает в силу после принятия и подлежит официальному опубликованию.

 

 

Председатель Тамбовской городской

Думы

В.В.Путинцев


 

УТВЕРЖДЁН

 

решением Тамбовской городской Думы

 

от 30.03.2016 № 196

 

Отчёт

администрации города Тамбова о результатах осуществления муниципального земельного контроля в городе Тамбове за 2015 год

 

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Создание благоприятной среды для жителей муниципальных образований составляет основу деятельности органов местного самоуправления. Эти конституционные принципы являются приоритетной основой в организации муниципального земельного контроля.

Дальнейший рост городов и соответственно увеличение площадей использования земель под застройку увеличили и количество городских землепользователей и, следовательно, усилили значение земельного контроля в городах.

Согласно статье 72 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пункту 16 части 1 статьи 36 Устава города Тамбова к полномочиям администрации города Тамбова относится осуществление муниципального земельного контроля. В соответствии со статьёй 1 Положения «О муниципальном земельном контроле в городе Тамбове», утверждённого решением Тамбовской городской Думы от 16.09.2004 № 576 (далее – Положение), муниципальный земельный контроль осуществляется администрацией города Тамбова в лице комитета земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова (далее – уполномоченный орган).

В своей деятельности специалисты, осуществляющие муниципальный земельный контроль (далее – должностные лица), руководствуются Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, Тамбовской области и органов местного самоуправления муниципального образования городского округа – город Тамбов.

Муниципальный земельный контроль направлен на:

обеспечение соблюдения органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах муниципального образования городского округа – город Тамбов, требований законодательства Российской Федерации и Тамбовской области, за нарушение которых законодательством Российской Федерации и Тамбовской области предусмотрена административная и иная ответственность;

выявление и предупреждение указанных выше нарушений требований земельного законодательства.

Муниципальный земельный контроль в городе Тамбове призван выполнять функции контроля за:

использованием объекта земельных отношений в соответствии с его целевым назначением (принадлежностью к категории земель населённых пунктов) и (или) разрешённым использованием;

использованием объектов земельных отношений, занятых городскими лесами и водными объектами;

использованием объекта земельных отношений, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого объекта земельных отношений в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом;

соблюдением требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия объекта земельных отношений, в том числе использование объекта земельных отношений лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный объект земельных отношений;

соблюдением требований земельного законодательства о недопущении самовольной уступки права пользования землёй и самовольной мены объекта земельных отношений;

соблюдением юридическим лицом, использующим объект земельных отношений на праве постоянного (бессрочного) пользования, требований земельного законодательства о выполнении в установленный федеральным законом срок обязанности данного юридического лица по переоформлению такого права на право аренды или по приобретению этого объекта земельных отношений в собственность;

соблюдением иных требований земельного законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Муниципальный земельный контроль осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок, проводимых на основании распоряжения руководителя или заместителя руководителя уполномоченного органа.

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года на основании ежегодного плана проверок, утверждённого руководителем уполномоченного органа.

Внеплановые проверки проводятся:

в отношении используемых гражданами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, объектов земельных отношений на основании непосредственного обнаружения должностными лицами фактов, указывающих на наличие нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации и Тамбовской области предусмотрена административная и иная ответственность, или получения от органов государственной власти, местного самоуправления, юридических и физических лиц документов и (или) иных доказательств, свидетельствующих о таком нарушении;

для установления факта устранения или неустранения ранее выявленного указанного выше нарушения;

по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

По результатам проверки должностными лицами составляется акт проверки в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю или его уполномоченному представителю, гражданину или его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица и уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя и его уполномоченного представителя, гражданина и его уполномоченного представителя, а также в случае отказа указанных лиц дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, акт проверки направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле уполномоченного органа.

В случае выявления в ходе проведения проверки нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения и копия этого акта проверки направляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, в орган государственного земельного надзора с целью рассмотрения вопроса о принятии решения о возбуждении или об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Таким образом, муниципальный земельный контроль осуществляется во взаимодействии с уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора федеральными органами исполнительной власти.

За период с 01.01.2015 по 31.12.2015 в рамках осуществления муниципального земельного контроля проведено 157 проверок соблюдения норм земельного законодательства, в том числе: 6 плановых проверок и 151 внеплановая проверка, из которых:

28 проверок в отношении земельных участков под объектами капитального строительства;

98 проверок в отношении земельных участков под объектами движимого имущества: металлическими гаражами, киосками, павильонами, контейнерами, вагончиками и др.;

31 проверка в отношении земельных участков, свободных от зданий, строений, сооружений, объектов движимого имущества.

Общая площадь обследованных земельных участков составила более 8 га.

По результатам проведённых проверок составлено 157 актов проверок, из которых 59 – в отношении земельных участков, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, 98 – в отношении земельных участков, используемых физическими лицами.

Следует отметить, что наибольшая часть проведённых внеплановых проверок в 2015 году связана с обращениями граждан, организаций, органов государственной власти, прокуратуры, поступающих в администрацию города Тамбова. Большинство из них связаны с различными земельными спорами, большое количество из которых разрешается при проведении муниципального земельного контроля, что оказывает положительное влияние на использование земель в городском округе – город Тамбов.

За отчётный период в рамках осуществления муниципального земельного контроля рассмотрено и дано разъяснений (письменных и устных) по 705 обращениям граждан и юридических лиц, из них: 393 – от физических лиц, 312 – от юридических лиц.

При проведении проверок особое внимание уделялось таким вопросам, как выявление фактов самовольного занятия земельных участков, использования земельных участков с нарушением разрешённого использования земельных участков, проведение профилактических мероприятий по предупреждению правонарушений в сфере землепользования, а также принимались меры по снижению задолженности по оплате за использование земли.

В результате проведения проверок выявлено 131 нарушение земельного законодательства, в том числе:

нарушение разрешённого использования земельных участков, указанных в постановлениях администрации города Тамбова и заключённых в соответствии с этими постановлениями договорах аренды земельных участков – 6;

отсутствие оформленных в установленном законодательством порядке прав на земельные участки – 104, из которых: 47 земельных участков под гаражами (44 – под металлическими гаражами, 3 – под капитальными гаражами), 35 земельных участков под нестационарными торговыми объектами, 5 земельных участков под иными объектами капитального строительства (нежилое здание, хозяйственные строения), 15 огороженных земельных участков, 2 земельных участка под иными самовольно размещёнными объектами (контейнер, кошачий домик);

наличие задолженности по оплате за пользование земельными участками – 21.

Кроме того, в результате проведённых более чем пятидесяти обследований земельных участков, выявлено 19 нарушений земельного законодательства, в том числе:

использование земельных участков не в соответствии с разрешённым использованием – 2;

отсутствие оформленных в установленном законодательством порядке прав на земельные участки – 17, из которых: 9 земельных участков под нестационарными торговыми объектами, 1 земельный участок под нежилым зданием, 7 огороженных земельных участков.

Так как действующим законодательством не определены полномочия по сносу самовольно установленных объектов движимого имущества (металлические гаражи, киоски, павильоны и т. д.) или самовольно построенных объектов капитального строительства в одностороннем порядке без выявления лиц, осуществивших установку или строительство таких объектов, главная трудность в решении проблемы, связанной с освобождением самовольно занятых земельных участков, которое возможно произвести только в судебном порядке, – это выявление правонарушителей, то есть лиц, осуществивших установку или строительство данных объектов.

В случае, если в ходе проведения проверок в рамках осуществления муниципального земельного контроля или обследования земельных участков не представляется возможным выявить правонарушителей, то в соответствии со статьёй 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» информация о самовольно установленных или построенных объектах направляется в УМВД России по городу Тамбову с целью установления правонарушителей.

Так, с целью выявления лиц, допустивших самовольное занятие земельных участков, принятия в отношении них мер административного воздействия сведения о 48 нарушениях направлены в УМВД России по городу Тамбову, согласно ответной информации которого установлены правонарушители по 14 фактам нарушений.

С целью активизации работы по выявлению лиц, использующих земельные участки без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов, администрацией города Тамбова организована работа с представителями советов территорий города Тамбова с целью сбора сведений о лицах, которые предположительно могут являться владельцами незаконно установленных металлических гаражей, расположенных на соответствующих территориях города Тамбова, для использования в работе по выявлению владельцев таких гаражей.

В связи с тем, что муниципальный земельный контроль входит в единую систему земельного надзора (контроля), в случае выявления признаков, указывающих на наличие административных правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс) в статье 7.1 «Самовольное занятие земельного участка» и статье 8.8 «Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению», материалы проверок и информация об обследовании земельных участков направляются для рассмотрения в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – Росреестр) по Тамбовской области.

В соответствии со статьями 71, 72 Земельного кодекса Российской Федерации и с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1515 «Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль» в управление Росреестра по Тамбовской области направлена информация по:

87 фактам использования земельных участков без оформленных в соответствии с действующим законодательством прав, из которых по: 21 факту правонарушители привлечены к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса; 47 фактам отказано в возбуждении административного производства (по 26 фактам – ввиду невозможности возбуждения административного производства, по 7 фактам – ввиду отсутствия состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса, по 14 фактам – ввиду устранения правонарушений); 19 фактам информация рассматривается управлением Росреестра по Тамбовской области;

2 фактам использования земельных участков не в соответствии с разрешённым использованием, из которых по: 1-му факту правонарушитель привлечён к административной ответственности по статье 8.8 Кодекса; 1-му факту отказано в возбуждении административного производства ввиду устранения правонарушения.

Кроме того, c целью профилактики совершения земельных правонарушений администрацией города Тамбова в рамках информационно-разъяснительных встреч с населением города Тамбова проводилась в летний период 2015 года работа по ознакомлению с мерами административной ответственности за самовольное занятие земельных участков.

По итогам работы, проведённой в рамках осуществления муниципального земельного контроля, должниками в добровольном порядке погашена задолженность по оплате за землю на общую сумму 8093 тыс. руб.

В 2015 году по результатам осуществления муниципального земельного контроля предъявлены иски о взыскании задолженности, образовавшейся вследствие использования земельных участков, по которым исковые требования удовлетворены на общую сумму 30210 тыс. руб.

Вместе с тем следует отметить, что наиболее эффективным средством борьбы с самовольным занятием земельных участков является освобождение таких земельных участков путём подачи соответствующих исковых заявлений в суд.

Так, по результатам проверок за отчётный период подготовлено и направлено исков об освобождении 50 земельных участков, из которых: исковые требования удовлетворены по 17 земельным участкам, по 16 земельным участкам в настоящее время дела рассматриваются в суде. По 12 земельным участкам ведётся досудебное урегулирование земельного спора. Освобождено: 21 земельный участок в добровольном порядке, 1 земельный участок согласно принятому судебному решению. На 7 земельных участков оформлены права и разрешение на использование.

При осуществлении муниципального земельного контроля также уполномоченным органом выявляются признаки нарушений градостроительного законодательства. Так как муниципальный земельный контроль выявляет земельные нарушения на раннем этапе строительства (например, самовольное занятие земельного участка путём организации строительной площадки), создаются условия для раннего выявления нарушений градостроительного законодательства. Так, в 2015 году по 8 фактам выявленных нарушений градостроительного законодательства информация направлена в комитет градостроительства администрации города Тамбова и комитет архитектуры, развития и реконструкции администрации города Тамбова.

В рамках мероприятий по муниципальному земельному контролю в 2015 году осуществлялась работа по обмену информацией с управлением Росреестра по Тамбовской области (104), правоохранительными органами (86), органами прокуратуры (25).

Отчётный период можно охарактеризовать как плодотворный в деятельности администрации города Тамбова при выполнении одной из своих основных функций – осуществление муниципального земельного контроля. В связи с усилением контроля за использованием земель повысилась ответственность арендаторов, пользователей земельных участков, что привело к значительному снижению уровня задолженности по оплате за пользование землёй, уменьшению количества иных нарушений в сфере земельного законодательства.

Также необходимо отметить, что количество выявляемых нарушений, своевременность проводимых мероприятий по муниципальному земельному контролю оказывают значительное профилактическое влияние на общую ситуацию с соблюдением требований земельного законодательства. Потенциальные нарушители воздерживаются от ненадлежащего использования земли, самостоятельно принимают меры по оформлению прав на земельные участки и разрешений на их использование.

Таким образом, муниципальный земельный контроль в городе Тамбове является необходимым звеном общей системы земельного надзора (контроля) и действенным механизмом (инструментом), обеспечивающим соблюдение требований по надлежащему и эффективному использованию земель.

 


Информация по документу
Читайте также