Расширенный поиск

Постановление Администрации Тамбовской области от 28.06.2007 № 726

 



                   АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

28.06.2007                    г. Тамбов                          N 726

    Об утверждении Методики расчета платежеспособности областного
    бюджета и Методики расчета объема возможного привлечения новых
                        долговых обязательств

     В целях    повышения    эффективности    управления     долговыми
обязательствами  и  в  рамках  реализации  областной целевой программы
"Реформирование региональных финансов Тамбовской области на  2006-2008
годы",  утвержденной  Законом  области  от 31 октября 2006 г.  N 93-3,
ПОСТАНОВЛЯЮ:
     1. Утвердить   Методику   расчета  платежеспособности  областного
бюджета Тамбовской области согласно приложению N 1.
     2. Утвердить Методику расчета объема возможного привлечения новых
долговых обязательств Тамбовской области согласно приложению N 2.
     3. Рекомендовать  органам  местного  самоуправления муниципальных
районов и городских округов области принять нормативные правовые  акты
по  расчету платежеспособности муниципальных бюджетов и расчету объема
возможного привлечения новых долговых обязательств.
     4. Опубликовать  настоящее  постановление  в  газете  "Тамбовская
жизнь".
     5. Контроль  за  выполнением настоящего постановления оставляю за
собой.
     6. Настоящее   постановление   вступает  в  силу  с  момента  его
опубликования.


     Глава администрации
     области          О.И.Бетин


                                             ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
                                               УТВЕРЖДЕНА
                                  постановлением администрации области
                                          от 28.06.2007 N 726

        Методика расчета платежеспособности областного бюджета 

                          1. Общие положения

     1.1. Методика  расчета  платежеспособности   областного   бюджета
(далее  -  Методика) разработана в целях оценки способности областного
бюджета своевременно и в полном объеме исполнять расходные и  долговые
обязательства.
     1.2. В Методике используются следующие понятия:
     платежеспособность областного  бюджета  -  способность Тамбовской
области как субъекта Российской  Федерации  своевременно  и  полностью
выполнять свои  платежные  обязательства  за  счет  средств областного
бюджета;
     фактическая платежеспособность      областного      бюджета     -
платежеспособность, рассчитанная за отчетный финансовый год;
     потенциальная платежеспособность     областного     бюджета     -
платежеспособность,  рассчитанная  за  прогнозный  период,  включающий
текущий финансовый год, очередной финансовый год и плановый период;
     просроченные обязательства   по    государственному    долгу    -
неисполненные  долговые  обязательства  по  погашению  основной  суммы
государственного долга и не  осуществленные  расходы  на  обслуживание
государственного долга, срок уплаты которых наступил;
     краткосрочная задолженность - совокупность долговых  обязательств
со  сроком  погашения  менее  одного  года и просроченной кредиторской
задолженности областных государственных учреждений.
     1.3. В рамках Методики оцениваются следующие расходные и долговые
обязательства области (далее - расходные, долговые обязательства):
     кредитные соглашения и договоры;
     государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг;
     договоры и  соглашения о получении бюджетных кредитов от бюджетов
других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
     договоры о предоставлении государственных гарантий;
     соглашения и договоры, заключенные от имени Тамбовской области, о
пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет;
     просроченная кредиторская задолженность бюджетных учреждений.
     1.4. Обязательства Тамбовской области классифицируются как прямые
и условные.
     1.5. Прямые  обязательства  включают  в  себя  все обязательства,
предполагающие выплаты в объемах,  в  сроки  и  на  условиях,  которые
установлены заранее:
     кредитные соглашения и договоры;
     государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг;
     договоры и соглашения о получении бюджетных кредитов от  бюджетов
других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
     соглашения и договоры, заключенные от имени области о пролонгации
и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет;
     просроченную кредиторскую задолженность  бюджетных  учреждений  в
определении  действующих  в  Российской  Федерации норм бухгалтерского
учета.
     1.6. Под    условными   обязательствами   администрации   области
понимаются обязательства  по  таким  формам  соглашений,  договоров  и
прочих   контрактов,   финансовая  ответственность  по  которым  может
возникнуть в будущем при наступлении заранее оговоренных  событий,  не
полностью    подконтрольных    администрации   области.   К   условным
обязательствам   относятся   государственные   гарантии   области   по
обязательствам перед третьими лицами.
     1.7. Временной     интервал,     по     которому      оценивается
платежеспособность областного бюджета, состоит из:
     фактического периода,  включающего два предыдущих финансовых года
и прошедшую часть текущего года, для расчета некоторых показателей;
     прогнозного периода - от начала текущего года до года,  в котором
производится погашение долгового обязательства,  с максимальным сроком
погашения.
     Интервал расчета     платежеспособности     областного    бюджета
разбивается на годовые периоды.
     1.8. По  целям  заимствований прямые обязательства подразделяются
на:
     заимствования на рефинансирование, привлекаемые для погашения уже
существующих обязательств;
     заимствования на  покрытие  кассовых разрывов бюджета.  Погашение
таких заимствований должно быть  произведено  в  пределах  финансового
года, в котором они были привлечены;
     инвестиционные заимствования -  заимствования,  привлекаемые  для
финансирования   инвестиционных  расходов  бюджета  и  погашаемые  вне
пределов финансового года, в котором они были привлечены.
     1.9. Расчет платежеспособности областного бюджета проводится один
раз в год при формировании проекта  областного  бюджета  на  очередной
финансовый год и плановый период. Расчет платежеспособности областного
бюджета может  проводиться  также  при   возникновении   необходимости
привлечения заимствований (предоставлении гарантий) в течение года,  а
также при проведении операций рефинансирования,  реструктуризации  или
досрочного выкупа действующих долговых обязательств.
     1.10. Расчет платежеспособности областного бюджета осуществляется
на  основании  двух прогнозов - оптимистического и консервативного,  в
соответствии с:
     прогнозами социально-экономического развития области на очередной
финансовый год и на среднесрочную перспективу;
     основными направлениями бюджетной политики;
     прогнозами основных показателей областного бюджета;
     предположениями о   графике  погашения  и  обслуживания  долговых
обязательств;
     предположениями о состоянии фондового и кредитного рынков;
     оценками возможных изменений стоимости  заимствований  (в  случае
наличия долговых обязательств с плавающей процентной ставкой).
     1.11. Результатом расчета платежеспособности  областного  бюджета
является    систематическая    ежегодная    (ежеквартальная)   оценка,
позволяющая  определить  степень  нагрузки  долговых  обязательств  на
областной бюджет.
     В расчет оценки платежеспособности  областного  бюджета  заложены
следующие принципы:
     текущие расходы областного бюджета должны покрываться доходами.
     Данный принцип    должен    соблюдаться    для    всех    уровней
платежеспособности выше критического;
     объем прямых   и  условных  обязательств  должен  сохраняться  на
экономически безопасном уровне.  Данный принцип должен соблюдаться для
абсолютного и нормального уровней платежеспособности.
     Для оценки соблюдения принципов  платежеспособности  используются
понятия  долговой  емкости  областного  бюджета  и  доступной долговой
емкости областного бюджета.
     1.12. Долговая  емкость  областного  бюджета  (далее  -  долговая
емкость) - это превышение доходов областного бюджета над его  текущими
расходами  без  учета расходов на обслуживание существующих долговых и
условных обязательств в каждом периоде интервала расчета.
     1.13. Доступная  долговая  емкость  областного  бюджета  (далее -
доступная долговая емкость) определяется как  разница  между  долговой
емкостью  в  каждом  периоде  интервала  расчета и объемом платежей по
обслуживанию и погашению долговых обязательств.
     Если значение  доступной  долговой  емкости отрицательно,  то оно
показывает,    какой    объем    заимствований    для     вынужденного
рефинансирования долговых обязательств необходим.
     Если значение доступной долговой  емкости  положительно,  то  оно
показывает,  какой  объем  доходов  областного  бюджета остается после
покрытия текущих расходов  и  расходов  по  погашению  и  обслуживанию
долга, который может быть направлен:
     на финансирование капитальных расходов за  прошлые  периоды  (при
предположении    неизменности    остатков    областного    бюджета   и
незначительности поступлений от продажи активов);
     на финансирование  капитальных  расходов  и  досрочное  погашение
обязательств в текущем году с  целью  снижения  долговой  нагрузки  на
бюджеты будущих лет;
     на финансирование  капитальных  расходов  в   последующие   годы,
досрочное погашение обязательств,  а также на погашение и обслуживание
новых заимствований.
     1.14. Основными  элементами  методики  расчета платежеспособности
областного бюджета с  учетом  действующих  и  планируемых  к  принятию
долговых обязательств, включая кредиторскую задолженность, являются:
     порядок расчета  объема  действующих  долговых  обязательств   на
очередной  финансовый  год  и  среднесрочную перспективу (раздельно по
видам  задолженности,  срокам  погашения  с  выделением   просроченной
задолженности,   источникам  с  обязательным  выделением  кредиторской
задолженности);
     порядок расчета  предельного  и оптимального соотношений долговых
обязательств и собственных  доходов  на  очередной  финансовый  год  и
среднесрочную  перспективу  (раздельно по видам задолженности,  срокам
погашения  с  выделением  просроченной  задолженности,  источникам   с
обязательным выделением кредиторской задолженности);
     порядок использования  методики   в   кратко-   и   среднесрочном
бюджетном планировании;
     систематизация (выделение   в    отдельные    группы)    долговых
обязательств  с установлением различных требований к их обслуживанию и
привлечению новых обязательств;
     определение оптимальных  видов  и  иных  условий  для привлечения
новых   заимствований,    реструктуризации,    досрочного    погашения
действующих  заимствований  с  учетом  реальной  потребности в заемных
средствах и прогнозируемых собственных доходов.

       2. Порядок расчета платежеспособности областного бюджета

     2.1. Процедура  расчета  уровня   платежеспособности   областного
бюджета включает в себя следующие этапы:
     построение основных   макроэкономических   показателей   прогноза
социально-экономического  развития  области  на  весь интервал расчета
(оптимистический и консервативный прогноз);
     построение прогноза  основных  показателей  областного бюджета на
весь интервал расчета (оптимистический и консервативный);
     составление графика платежей по погашению и обслуживанию долговых
обязательств (оптимистический и консервативный);
     расчет платежеспособности областного бюджета.
     2.2. Построение прогноза основных макроэкономических  показателей
Тамбовской  области  на весь интервал расчета осуществляется на основе
среднесрочных макроэкономических прогнозов для Российской Федерации  и
Тамбовской  области,  а  также фактических значений макроэкономических
показателей за предыдущие три года.
     Прогнозируются показатель  валового регионального продукта (далее
- ВРП),  индекс потребительских цен (далее -  инфляция)  в  Тамбовской
области. Для показателя ВРП прогнозируются номинальный объем, реальный
рост/снижение ВРП и дефлятор ВРП.
     На ближайшие   три  года  значения  показателей  ВРП  и  инфляции
формируются на основании  прогноза  социально-экономического  развития
Тамбовской области на соответствующий период.
     На период от четырех лет и до  конца  периода  интервала  расчета
показатели  ВРП  и  инфляции  определяются  на  основании долгосрочных
федеральных макроэкономических прогнозов  и  ориентиров  по  указанным
показателям  для  Российской Федерации в целом.  Для этого построенный
прогноз показателей для Российской Федерации корректируется  с  учетом
сопоставления  динамики указанных показателей в Российской Федерации и
Тамбовской области по фактическим данным за предшествующие три года  и
прогнозных   данных   социально-экономического   развития   Российской
Федерации и Тамбовской области на ближайшие три года.
     2.3. Построение  прогноза основных показателей областного бюджета
осуществляется  на  весь  период  интервала  расчета.   Прогнозируются
следующие основные показатели областного бюджета:
     доходы областного бюджета;
     безвозмездные перечисления  от  бюджетов других уровней бюджетной
системы Российской Федерации;
     расходы областного   бюджета   в   разрезе  действующих  и  вновь
принимаемых обязательств;
     долговые обязательства областного бюджета.
     Значения указанных показателей на ближайшие три года определяются
по перспективному финансовому плану области.
     2.4. Прогноз значений указанных  показателей  областного  бюджета
строится  на  основе  определенных  в  пункте  2.2  Методики прогнозов
основных макроэкономических показателей,  а также гипотез об изменении
объема доходов бюджета относительно ВРП, структуры расходов, гипотез о
распределении   (изменении   распределения)   доходных   и   расходных
полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.
     2.5. В  итоге  определяются  оптимистический   и   консервативный
показатели областного бюджета.
     2.6. Процедура планирования расходов по обслуживанию и  погашению
уже  принятых  прямых  и  условных  обязательств  состоит из следующих
этапов:
     на основе  данных  об  объеме  и  условиях  привлечения  прямых и
условных обязательств,  составляется  сводный  график  обслуживания  и
погашения  существующих  прямых  обязательств  и  ожидаемой финансовой
ответственности по условным обязательствам.
     Весь интервал    времени,   на   котором   производится   расчет,
разбивается  на  периоды  расчета.  Для  каждого  периода  расчета   i
определяется  суммарный  объем  платежей  по  обслуживанию и погашению
существующих прямых обязательств и резервирования  финансовых  средств
под  возможную  ответственность  по принятым условным обязательствам в
данном  периоде,  СГi.  Расчет  сводного  графика  осуществляется   по
следующей формуле:
                           j               j                          k
     СГi = Сумма (Погашение  + Обслуживание ) + Сумма Ожидаемый платеж,
                j          i               i         k                i

     где      j
     Погашение  -
              i

     расходы на погашение  прямого  обязательства  j  в  i-ом  периоде
(например, в квартале);

                 j
     Обслуживание  -
                 i

     расходы на обслуживание прямого обязательства j в i-ом периоде;

                     k
     Ожидаемый платеж -
                     i

     объем резерва  по  ожидаемой  финансовой ответственности по k-ому
условному обязательству в i-ом периоде.
     Механизмы формирования  резерва  на  покрытие возможных потерь по
предоставленным государственным гарантиям приведены в приложении N 1 к
Методике.
     Если погашение  или  обслуживание  обязательства не произведено в
срок,  то при построении сводного  графика  обслуживания  и  погашения
существующих    прямых    обязательств    и    ожидаемой    финансовой
ответственности   по   условным   обязательствам,   исполнение    всех
просроченных обязательств относится на ближайший следующий период. При
таком   подходе   погашение   всей   неурегулированной    просроченной
кредиторской задолженности относится к текущему году.
     Набор СГi для всех периодов  представляет  собой  сводный  график
обслуживания  и погашения существующих прямых обязательств и ожидаемой
финансовой ответственности по условным  обязательствам,  СГ  =  {СГi},
i = 1,..., N, где N - число периодов в интервале расчета.
     В зависимости от целей планирования  (оперативное,  краткосрочное
или  долгосрочное)  периодом графика может быть день,  неделя,  месяц,
квартал или год;
     сводный график   обслуживания  и  погашения  существующих  прямых
обязательств  и  ожидаемой  финансовой  ответственности  по   условным
обязательствам  сравнивается  с  долговой емкостью бюджета.  Для этого
строится разность долговой емкости и сводного графика ДДЕi:

     ДДЕi = ДЕi - СГi,

     где

     ДЕi - долговая емкость в i-ом периоде;
     СГi - сводный график обслуживания и погашения существующих прямых
обязательств   и  ожидаемой  финансовой  ответственности  по  условным
обязательствам в i-ом периоде;
     набор ДДЕi   для   всех  периодов  представляет  собой  доступную
долговую  емкость  бюджета  для  новых  заимствований   на   выбранном
интервале планирования ДДЕ = {ДДЕi}, i = 1,..., N.
     При средне- и долгосрочном планировании ДДЕ строится с  периодом,
равным году,  а при оперативном и краткосрочном планировании - с более
мелким временным периодом.
     Сводный график   обслуживания  и  погашения  существующих  прямых
обязательств  и  ожидаемой  финансовой  ответственности  по   условным
обязательствам   передается   в  систему  бюджетного  планирования,  а
остальные результаты данного этапа планирования используются  системой
управления  долгом  и условными обязательствами при планировании вновь
привлекаемых долговых и условных обязательств.
     
           3. Расчет платежеспособности областного бюджета

     3.1. Значение  уровня   платежеспособности   областного   бюджета
складывается  из  значения потенциальной платежеспособности областного
бюджета  и  префикса,  означающего   ожидаемое   отличие   фактической
платежеспособности  от  потенциальной  платежеспособности  (от условий
платежеспособности).
     Потенциальная платежеспособность    областного    бюджета   может
принимать следующие значения:
     абсолютная (А)    -    областной   бюджет   способен   обеспечить
финансирование текущих расходов,  погашение  долговых  обязательств  и
достаточно   высокий   уровень   капитальных   расходов   с  возможным
привлечением  новых  заимствований  при   соблюдении   соответствующих
ограничений по долговым обязательствам;
     нормальная (В)   -   областной   бюджет   способен   обеспечивать
финансирование  текущих  расходов,  погашение  долговых обязательств и
достаточный уровень  капитальных  расходов  с  возможным  привлечением
новых  заимствований  при  соблюдении  соответствующих  ограничений по
долговым обязательствам;
     неустойчивая (С)   -   областной   бюджет  способен  обеспечивать
финансирование текущих расходов,  погашение  долговых  обязательств  и
минимально   необходимый  уровень  капитальных  расходов  с  возможным
привлечением  новых  заимствований  при   соблюдении   соответствующих
ограничений по долговым обязательствам. Возможно проведение небольшого
объема вынужденного рефинансирования;
     кризисная (Д)  -  средств  областного  бюджета  недостаточно  для
покрытия текущих расходов  и/или  погашения  долговых  обязательств  -
долговая   емкость  и/или  доступная  долговая  емкость  отрицательна.
Невозможно доведение платежеспособности областного  бюджета  до  более
высокого   уровня   с   помощью  проведения  операций  резервирования,
досрочного погашения долговых  обязательств  или  осуществления  новых
заимствований    при   соблюдении   соответствующих   ограничений   по
государственному долгу.
     К показателю   потенциальной   платежеспособности   приставляется
префикс,  обозначающий ожидаемое отличие  реальной  платежеспособности
областного  бюджета относительно потенциальных условий.  Префикс может
принимать следующие значения:
     (+) -  реальная  (фактическая)  платежеспособность  ожидается  на
более  высоком  уровне,  чем   потенциальная   (расчетная,   условная)
платежеспособность;
     (-) -  (реальная)  фактическая  платежеспособность  ожидается  на
более   низком   уровне,   чем   потенциальная  (расчетная,  условная)
платежеспособность;
     (0) -  (реальная)  фактическая  платежеспособность  ожидается  на
таком  же  уровне,   как   и   потенциальная   (расчетная,   условная)
платежеспособность.
     Уровень платежеспособности областного  бюджета  определяется  как
агрегированный показатель следующих составляющих:
     показателя фактической платежной дисциплины  областного  бюджета,
рассчитанного по фактическому периоду;
     показателя потенциальной платежеспособности  областного  бюджета,
рассчитанного по фактическому и прогнозному периодам.
     3.2. Расчет фактической платежной дисциплины  областного  бюджета
производится следующим образом.
     Рассчитываются показатели    уровня     фактической     платежной
дисциплины,  приведенные  в  приложении  N  2  к Методике.  Полученные
значения по каждому показателю сопоставляются с  уровнями  фактической
платежной дисциплины.
     Каждый показатель имеет статус:
     1 - ограничительный;
     2 - расчетный.
     Если для  показателя  со  статусом  "1"  выполняется соотношение,
указанное в таблице приложения N 2 к Методике,  для некоторого  уровня
фактической платежной дисциплины областного бюджета,  то общий уровень
фактической платежной дисциплины не может быть выше данного уровня.
     Для каждого   показателя  со  статусом  "2"  сопоставляется  балл
(условная оценка):
     для абсолютного уровня - 4;
     для нормального - 3;
     неустойчивого - 2;
     кризисного - 1.
     Итоговый балл фактической платежной дисциплины областного бюджета
рассчитывается путем расчета  средневзвешенного  балла  показателей  с
учетом  указанных  в  графе "Вес показателей" таблицы приложения N 2 к
Методике.
     Уровень фактической   платежной   дисциплины  областного  бюджета
определяется по  полученному  итоговому  баллу  фактической  платежной
дисциплины  областного  бюджета с учетом ограничений,  предусмотренных
для областного бюджета показателей со статусом "1".
     3.3. Определяются    четыре    возможных   уровня   потенциальной
платежеспособности областного бюджета:
     абсолютный уровень    платежеспособности.    Для   каждого   года
прогнозного периода доходов областного бюджета достаточно для покрытия
текущих  расходов,  погашения  долга и обеспечения достаточно высокого
уровня капитальных расходов или возможно привести бюджетные и долговые
показатели  к абсолютному уровню платежеспособности за счет проведения
операций досрочного  погашения  действующих  долговых  обязательств  и
осуществления   новых  заимствований  при  соблюдении  соответствующих
ограничений по долгу;
     нормальный уровень    платежеспособности.    Для   каждого   года
прогнозного периода  доходов  бюджета  достаточно  для  покрытия  всех
текущих  расходов,  погашения  долга и обеспечения достаточного уровня
капитальных  расходов  или  возможно  привести  бюджетные  и  долговые
показатели  к нормальному уровню платежеспособности за счет проведения
операций досрочного  погашения  действующих  долговых  обязательств  и
осуществления   новых  заимствований  при  соблюдении  соответствующих
ограничений по долгу;
     неустойчивый уровень   платежеспособности.   Для   каждого   года
прогнозного периода доходов областного бюджета достаточно для покрытия
всех   текущих   расходов,  погашения  долга  и  обеспечения  хотя  бы
минимального  уровня  капитальных  расходов  или   возможно   привести
бюджетные    и    долговые    показатели    к   неустойчивому   уровню
платежеспособности за счет проведения операций резервирования средств,
досрочного погашения действующих долговых обязательств и осуществления
значительного    объема    новых    заимствований    при    соблюдении
соответствующих ограничений по долгу;
     кризисный уровень платежеспособности.  Доходов областного бюджета
в  каком-либо  году  прогнозного  периода  недостаточно  для  покрытия
текущих расходов и/или погашения долга (долговая емкость бюджета и/или
доступная   долговая  емкость  отрицательна)  и  невозможно  доведение
бюджетных  и   долговых   показателей   до   более   высокого   уровня
платежеспособности за счет проведения операций резервирования средств,
досрочного погашения действующих долговых обязательств и осуществления
новых заимствований при соблюдении ограничений по долгу.
     Уровень капитальных  расходов  определяется   отношением   объема
капитальных  расходов  к  доходам  областного  бюджета.  Достаточность
уровня капитальных расходов определяется следующими значениями:
     достаточно высокий уровень капитальных расходов - > 15%;
     достаточный уровень капитальных расходов - 5-15%;
     минимальный уровень капитальных расходов - 2-5%;
     уровень капитальных расходов ниже минимального - < 2%.
     Данные значения   могут  корректироваться  исходя  из  текущих  и
ожидаемых потребностей областного бюджета в капитальных расходах.
     Показатель потенциальной  платежеспособности  областного  бюджета
рассчитывается  отдельно  для   консервативного   и   оптимистического
прогнозов.
     Уровень потенциальной   платежеспособности   областного   бюджета
определяется отдельно по фактическому и прогнозному периодам.
     3.4. Для  расчета  потенциальной  платежеспособности   областного
бюджета     по     фактическому     периоду    вводится    коэффициент
платежеспособности  областного   бюджета,   равный   отношению   суммы
доступной долговой емкости и объема заимствований к доходам областного
бюджета:
     
     Yi = (ДДЕi + заимствованияi) / доходыi,

     где:

     i - порядковый номер года фактического периода, i = 1,2;
     ДДЕi - доступная долговая емкость областного бюджета в i-м году;
     доходыi - доходы областного бюджета в i-м году;
     заимствованияi -  объем  заимствований  областного  бюджета в i-м
году.
     Указанное соотношение  показывает,  на  каком  уровне  могут быть
профинансированы    капитальные    расходы     областного     бюджета,
осуществляемые  как  за счет доходов,  так и за счет привлечения новых
заимствований.
     Далее рассчитывается      среднее      значение      коэффициента
платежеспособности  областного  бюджета  по  фактическому  периоду  по
формуле:
     
     Y = (Y1 + Y2) / 2
     
     По значению  коэффициента  платежеспособности  областного бюджета
определяется  уровень  потенциальной   платежеспособности   областного
бюджета:
     абсолютный > 15%;
     нормальный 5-15%;
     неустойчивый 2-5%;
     кризисный < 2%.
     Вышеприведенные уровни      потенциальной      платежеспособности
областного   бюджета   соответствуют   уровням  капитальных  расходов,
определенным   в   пункте   3.3   Методики,   поскольку    коэффициент
платежеспособности  областного  бюджета  равен  отношению  капитальных
расходов  к  доходам  областного  бюджета  при  условии   неизменности
остатков на счетах областного бюджета и незначительности поступлений в
областной бюджет от продажи акций и земельных участков,  находящихся в
государственной собственности.
     3.5. Для     определения     значения     префикса     показателя
платежеспособности  областного бюджета сравнивается полученный уровень
потенциальной платежеспособности областного  бюджета  по  фактическому
периоду и уровень фактической платежной дисциплины областного бюджета,
рассчитанный в соответствии с пунктом 3.2 Методики.
     Если уровень  платежной  дисциплины областного бюджета ниже,  чем
уровень  потенциальной  платежеспособности   областного   бюджета   по
фактическому периоду,  префикс  равен (-),  т.  е.  платежеспособность
областного бюджета сложится  в  прогнозном  периоде  на  более  низком
уровне, чем расчетная потенциальная платежеспособность.
     Если уровень    платежной    дисциплины    выше     потенциальной
платежеспособности областного  бюджета,  то префикс равен (+),  т.  е.
реальная (фактическая) платежеспособность областного бюджета ожидается
в  прогнозном  периоде  на  более  высоком  уровне,  чем его расчетная
потенциальная платежеспособность.
     Если уровень    платежной    дисциплины    равен    потенциальной
платежеспособности областного бюджета,  то префикс равен  (0),  т.  е.
реальная (фактическая) платежеспособность областного бюджета ожидается
в  прогнозном  периоде  на  том  же  уровне,  что  и   его   расчетная
потенциальная платежеспособность.
     3.6. Для  расчета  потенциальной  платежеспособности   областного
бюджета по прогнозному периоду вводится коэффициент платежеспособности
(Y),  равный отношению  суммы  доступной  долговой  емкости  и  объема
заимствований  к  объему  доходов  областного бюджета для каждого года
прогнозного периода:
     
     Yi = (ДДЕi + заимствованияi) / доходыi,

     где:

     i - порядковый номер года,  i = 1,  ...,  N , где N - число лет в
прогнозном периоде;
     ДДЕi - доступная долговая емкость областного бюджета в i-м году;
     доходыi - доходы областного бюджета в i-м году;
     заимствованияi - объем заимствований  областного  бюджета  в  i-м
году.
     Уровень потенциальной  платежеспособности  областного  бюджета  в
прогнозном  периоде  определяется  как максимально достижимое значение
коэффициента  платежеспособности  областного  бюджета  по  всем  годам
прогнозного   периода   с   учетом   возможности  проведения  операций
резервирования  средств,  досрочного  погашения  действующих  долговых
обязательств и привлечения новых заимствований.
     Расчет потенциальной   платежеспособности   областного    бюджета
проводится в два этапа:
     определение исходного  уровня  потенциальной   платежеспособности
областного бюджета;
     определение возможности повышения исходного уровня  потенциальной
платежеспособности  областного  бюджета  с помощью проведения операций
резервирования,   досрочного   погашения   и    осуществления    новых
заимствований.
     3.7. Исходный уровень потенциальной платежеспособности областного
бюджета     определяется     с     помощью    коэффициента    исходной
платежеспособности областного  бюджета,  равного  отношению  доступной
долговой емкости к доходам для каждого года прогнозного периода:
     
     Yi = ДДЕi / доходыi,

     где:

     i - порядковый номер года,  i = 1,  ...,  N , где N - число лет в
прогнозном периоде;
     ДДЕi - доступная долговая емкость в i-м году;
     доходыi - доходы областного бюджета в i-м году.
     Для каждого  года  прогнозного  периода  по  полученным значениям
данного коэффициента определяется уровень исходной  платежеспособности
областного бюджета в текущем году:
     абсолютный > 15%;
     нормальный 5-15%;
     неустойчивый 2-5%;
     кризисный < 2%.
     Если значения      коэффициента      исходной       потенциальной
платежеспособности областного бюджета соответствуют абсолютному уровню
его платежеспособности для всех  лет  прогнозного  периода,  то  общий
уровень    потенциальной    платежеспособности    областного   бюджета
абсолютный.
     3.8. Возможность       повышения       уровня       потенциальной
платежеспособности областного     бюджета     осуществляется     путем
последовательного    применения   операций   резервирования   средств,
досрочного погашения действующих долговых обязательств  и  привлечения
новых  заимствований  с  учетом  результатов,  полученных  при расчете
исходного уровня потенциальной платежеспособности.
     3.9. Возможность  повышения  уровня платежеспособности областного
бюджета с  помощью  резервирования  средств  осуществляется  следующим
образом.  Проводится поиск двух соседних лет,  для которых коэффициент
исходной  платежеспособности  в  первом  году  выше,  чем  во  втором.
Осуществляется  резервирование  средств  с  первого  года  на второй в
объеме,  выравнивающем коэффициенты  исходной  платежеспособности  для
этих лет. Данная операция отражается в расчетах как уменьшение доходов
областного бюджета в первом году и увеличение его доходов  на  эту  же
сумму  во  втором  году.  Причем  каждый год может быть задействован в
данной операции только один раз.
     3.10. Возможность  повышения уровня платежеспособности областного
бюджета с помощью проведения досрочного погашения действующих долговых
обязательств осуществляется следующим образом. Производится поиск двух
лет (не обязательно соседних) начиная с  текущего  года,  для  которых
значение  коэффициента исходной платежеспособности в первом году выше,
чем во втором. Осуществляется досрочное погашение действующих долговых
обязательств    на    сумму,   выравнивающую   коэффициенты   исходной
платежеспособности для этих лет. Данная операция отражается в расчетах
как  корректировка  графика  платежей:  удаляются  досрочно погашенное
обязательство (или его часть) и платежи по его  обслуживанию  (или  их
часть).
     3.11. Возможность повышения уровня платежеспособности  областного
бюджета с  помощью  осуществления  новых  заимствований осуществляется
следующим  образом.  Определяется  минимальное  значение  коэффициента
платежеспособности в прогнозном периоде. Задается уровень коэффициента
платежеспособности  на  единицу  выше,  чем  минимальное  значение   в
прогнозном  периоде  (далее также - заданный уровень) и осуществляется
доведение  значений  коэффициента  платежеспособности  по  всем  годам
прогнозного периода до заданного уровня.
     Для этого  определяется  год  (начиная со следующего года от даты
расчета),  для которого значение коэффициента платежеспособности  ниже
заданного уровня. Вычисляется объем заимствований (А), необходимый для
доведения коэффициента платежеспособности в  этом  году  до  заданного
уровня:
     
     А = (15% - Y) x доходы,
     
     где:

     Y -   значение   коэффициента   исходной   платежеспособности   в
рассматриваемом году.
     Далее проводится    построение    графика    погашения    данного
заимствования.  Погашение заимствования  распределяется  на  срок,  на
который  возможно привлечение новых заимствований с кредитного рынка в
данном году.  Распределение погашения  заимствования  производится  по
принципу  максимально  возможного  выравнивания  значения коэффициента
платежеспособности.
     При этом   на   каждом  этапе  вычислений  производится  проверка
соблюдения    следующих    ограничений,    соответствующих     уровням
платежеспособности (приложение N 3 к Методике).
     Если удалось построить график погашения для нового заимствования,
аналогичная   процедура   проводится   для   следующих   лет,  имеющих
коэффициент платежеспособности ниже  заданного  уровня.  Если  процесс
построения  новых  заимствований  не  прерывается до конца прогнозного
периода,   то   считается,   что   заданный    уровень    коэффициента
платежеспособности достижим. Затем производится аналогичный расчет для
коэффициента платежеспособности на единицу выше заданного.
     Если процесс   построения   новых  заимствований  прерывается  на
каком-либо году  прогнозного  периода,  то  считается,  что   заданный
уровень   коэффициента   платежеспособности   недостижим.  Максимально
достижимый  уровень  платежеспособности   определяется   по   значению
предыдущего уровня коэффициента платежеспособности.


                                             ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
                                 к Методике расчета платежеспособности
                                           областного бюджета

 Положение по оценке резервов на возможные потери по предоставленным
                      государственным гарантиям

                          1. Общие положения

     1.1. Положение   по   оценке  резервов  на  возможные  потери  по
предоставленным  государственным   гарантиям   (далее   -   Положение)
определяет механизмы формирования резерва на покрытие возможных потерь
по предоставленным государственным гарантиям (далее - резерв).
     1.2. Резерв   формируется   при   предоставлении  государственной
гарантии на основе объема и  условий  гарантируемого  обязательства  и
оценки   уровня   кредитного  риска  (риска  наступления  гарантийного
случая),  присущего  предоставляемой  гарантии   (далее   -   качество
гарантии). Резерв формируется в пределах суммы обязательств гаранта по
предоставленной гарантии,  возникающих у гаранта в случае  наступления
гарантийного случая.
     1.3. В момент предоставления государственной  гарантии  (далее  -
гарантии)   качество   гарантии   оценивается  на  основе  финансового
положения получателя гарантии и качества исполнения им обязательств по
существующим   на   момент   оценки   заимствованиям,  гарантированным
гарантом.
     1.4. В  течение  срока  действия  гарантии величина резерва может
изменяться в случае изменения качества гарантии, а также при изменении
объема  гарантированных  обязательств.  Расчет  нового  объема резерва
производится  в  соответствии  с  Положением  на  основе   финансового
положения получателя гарантии и качества исполнения им обязательств по
заимствованию,  на  которое  выдана  гарантия,  принимая  во  внимание
погашение   и  обслуживание  других  существующих  на  момент  анализа
обязательств, гарантированных гарантом.
     1.5. В    целях    определения   размера   резерва   производится
классификация гарантий по уровню качества.  Любая гарантия может  быть
отнесена к одной из пяти категорий:
     I (высшая) категория качества (стандартные гарантии)  -  величина
кредитного риска признается несущественной;
     II категория  качества  (нестандартные   гарантии)   -   величина
кредитного риска является незначительной;
     III категория  качества  (сомнительные   гарантии)   -   величина
кредитного риска является значительной;
     IV категория  качества  (проблемные  гарантии)  -   соответствует
высокому кредитному риску;
     V (низшая)   категория   качества   (безнадежные   гарантии)    -
соответствует   чрезмерно   высокому   кредитному  риску:  вероятность
исполнения обязательств по заимствованию,  на которое выдана гарантия,
близка  к  нулю  в  силу  неспособности или отказа получателя гарантии
выполнять обязательства по заимствованию.
     1.6. Оценку  качества  гарантии  по  каждой  выданной  гарантии и
размера резерва  по  предоставленным  гарантиям  необходимо  проводить
гарантом в следующих случаях:
     при предоставлении гарантии;
     после получения   данных   квартальной  бухгалтерской  отчетности
получателя гарантии и иной  периодической  информации,  требуемой  для
оценки  резерва  и  предоставляемой  получателем  гарантии по условиям
договора об условиях предоставления гарантии;
     в случае  появления  оперативной информации,  влияющей на уровень
кредитного риска, связанного с гарантией;
     в случае  появления  оперативной  информации  об изменении объема
гарантируемого обязательства.

         2. Оценка финансового положения получателя гарантии

     2.1. Оценка финансового положения получателя гарантии  проводится
в два этапа:
     на первом этапе  проводится  предварительная  оценка  финансового
состояния на основе количественных финансовых показателей;
     на втором  этапе   оценка   корректируется   в   соответствии   с
качественным анализом.
     2.2. Для  оценки  финансового   состояния   получателя   гарантии
используются три группы базовых финансовых индикаторов:
     коэффициенты ликвидности;
     коэффициент соотношения собственных и заемных средств;
     показатель рентабельности.
     Расчет осуществляется    на    основе    бухгалтерского   баланса
предприятия (форма N 1) и отчета о прибылях и убытках (форма N 2).
     Дополнительно получателем  гарантии  предоставляется информация о
роде деятельности  предприятия  и  о  наличии  у  получателя  гарантии
активов    в    форме    государственных   облигаций   или   облигаций
Сберегательного Банка Российской Федерации.
     Качественный анализ   основывается   на   анализе  дополнительной
информации о получателе гарантии,  находящейся в свободном доступе или
предоставляемой получателем гарантии в региональные органы власти.  По
результатам анализа этой информации  финансовое  положение  получателя
гарантии  может  быть  оценено  как  хорошее,  удовлетворительное  или
неудовлетворительное:
     Финансовое положение  получателя  гарантии может быть оценено как
хорошее,  если имеющаяся информация свидетельствует о стабильности его
основной деятельности (производство или реализация товаров, проведение
работ,  предоставление услуг),  положительной величине чистых активов,
хорошей  рентабельности и платежеспособности,  и отсутствии каких-либо
негативных  явлений  (тенденций),  способных  негативно  повлиять   на
финансовую  устойчивость  получателя гарантии в перспективе (в течение
срока действия гарантии).  К негативным  явлениям  (тенденциям)  могут
быть отнесены не связанные с сезонными факторами существенное снижение
поступлений   от   основной   деятельности   предприятия,    ухудшение
показателей  рентабельности,  существенный  рост  кредиторской и (или)
дебиторской задолженности, другие явления.
     Финансовое положение    получателя   гарантии   оценивается   как
удовлетворительное,  если комплексный анализ  деятельности  получателя
гарантии  или иные сведения о нем свидетельствуют об отсутствии прямых
угроз  текущему  финансовому  положению.  Тем  не  менее,   существуют
негативные  явления  (тенденция),  которые до окончания срока действия
гарантии  могут  привести  к  появлению  финансовых  трудностей,  если
получателем гарантии не будут приняты необходимые превентивные меры.
     Финансовое положение   получателя   гарантии   оценивается    как
неудовлетворительное, если получатель гарантии признан несостоятельным
(банкротом) в соответствии с законодательством либо существует  угроза
признания его  банкротом,  т.  е.   предприятие   является   устойчиво
неплатежеспособным  или  анализ получателя гарантии свидетельствует об
угрожающих негативных явлениях,  вероятным результатом  которых  могут
явиться   устойчивая   неплатежеспособность   получателя   гарантии  в
ближайшем  будущем.  К  негативным  явлениям  могут   быть   отнесены:
убыточная   деятельность,  отрицательная  величина  либо  существенное
сокращение чистых активов,  существенное падение  объемов  выручки  от
основной   деятельности,   существенный   рост  кредиторской  и  (или)
дебиторской задолженности, другие явления.
     2.3. Финансовое  положение  получателя  гарантии  не  может  быть
оценено   как  хорошее,  если  выявлено  хотя  бы  одно  из  следующих
обстоятельств:
     наличие просроченной задолженности по платежам и сборам в бюджеты
любых уровней,  наличие просроченных  долговых  обязательств,  наличие
любой   просроченной   кредиторской  задолженности  перед  работниками
предприятия или контрагентами;
     наличие у   получателя   гарантии   скрытых   потерь   (например,
неликвидных запасов готовой продукции или  требований,  безнадежных  к
взысканию)  в размере,  равном или превышающем 25 процентов его чистых
активов;
     выявлены случаи    неисполнения   в   течение   последнего   года
гарантополучателем обязательств по иным  договорам  с  гарантом,  либо
прекращение   гарантополучателем  обязательств  по  иным  договорам  с
гарантом предоставлением взамен исполнения обязательства отступного  в
форме  имущества,  которое  не  реализовано  гарантом  в  течение  180
календарных дней или более;
     убыточная деятельность    получателя    гарантии,   приведшая   к
существенному (25 процентов и более) снижению его чистых  активов  (по
сравнению с их максимальным уровнем за последние 5 лет).
     2.4. В случае,  если имеющаяся  информация  в  силу  расхождений,
неполноты или необъективности позволяет сделать двоякие выводы, то для
оценки используется наиболее пессимистичный вывод.

 3. Оценка обслуживания получателем гарантии предоставленной гарантии

     3.1. В зависимости от истории обслуживания  получателем  гарантии
своих   обязательств   по   заимствованию,  на  которое  предоставлена
гарантия,  все предоставленные ему гарантии относятся в одну  из  трех
категорий   качества  обслуживания:  хорошее,  удовлетворительное  или
неудовлетворительное:
     обслуживание заимствования,  на  которое  выдана гарантия,  может
быть признано хорошим,  если погашение  и  обслуживание  обязательства
осуществляется получателем гарантии своевременно и в полном объеме;
     обслуживание заимствования,   на   которое    выдана    гарантия,
признается   удовлетворительным,   если   имеется   единичный   случай
просроченного платежа по погашению и обслуживанию обязательства сроком
до  15 календарных дней,  который не повлек возникновение гарантийного
случая;
     обслуживание заимствования,    на    которое   выдана   гарантия,
признается   неудовлетворительным,   если   имеется    более    одного
просроченного  платежа по погашению и обслуживанию обязательства,  или
имеется хотя бы один случай  просроченного  платежа  сроком  свыше  15
календарных  дней,  и  во  всех  случаях  нарушение сроков не повлекло
наступление гарантийного случая.
     3.2. Если   при   оценке   качества  обслуживания  заимствования,
фактические операции по нему не совершались,  то качество  оценивается
как:
     хорошее, если финансовое положение оценивается как хорошее;
     удовлетворительное, если  финансовое  положение  оценивается  как
удовлетворительное;
     неудовлетворительное, если  финансовое  положение оценивается как
неудовлетворительное.

                     4. Оценка качества гарантии

     4.1. Определение  качества  гарантии  осуществляется  на   основе
оценки  финансового  положения и качества обслуживания заимствования в
соответствии с таблицей N 1.

     Таблица 1. Определение категории качества гарантии с учетом
  финансового положения получателя гарантии и качества обслуживания
                            заимствования

----------------------------------------------------------------------
Обслуживание |Хорошее        |Удовлетворительное |Неудовлетворительное
обязательства|               |                   |
-------------|               |                   |
Финансовое   |               |                   |
положение    |               |                   |
----------------------------------------------------------------------
Хорошее        Стандартные       Нестандартные         Сомнительные
               (I категория      (II категория         (III категория
               качества)         качества)             качества)

Удовлетвори-   Нестандартные     Сомнительные          Проблемные
тельное        (II категория     (III категория        (IV категория
               качества)         качества)             качества)

Неудовлетво-   Сомнительные      Проблемные            Безнадежные
рительное      (III категория    (IV категория         (V категория
               качества)         качества)             качества)
----------------------------------------------------------------------

     4.2. Если в течение периода  более  одного  квартала  отсутствует
информация  о финансовом положении получателя гарантии,  требуемая для
оценки качества гарантии,  то такая гарантия классифицируется не выше,
чем сомнительная (III категория качества).
     4.3. Если  одному  получателю  гарантии  предоставлено  несколько
гарантий,   то  качество  всех  гарантий  следует  относить  к  классу
наихудшей из всех предоставленных гарантий.

                      5. Оценка размера резерва

     5.1. Размер резерва по гарантии определяется на  основе  качества
гарантии в соответствии с таблицей N 2.

 Таблица 2. Величина резерва по возможной финансовой ответственности 
          получателя гарантии по предоставленным гарантиям.

----------------------------------------------------------------------
Категория          |    Наименование     |Размер расчетного резерва в
качества           |                     |процентах от суммы
                   |                     |гарантируемых обязательств
----------------------------------------------------------------------
I категория                Стандартные                0%
качества
(высшая)

II категория               Нестандартные              от 1% до 20%
качества

III категория              Сомнительные               от 21% до 50%
качества

IV категория               Проблемные                 от 51% до 100%
качества

V категория                Безнадежные                100%
качества
(низшая)
----------------------------------------------------------------------


                                             ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
                                 к Методике расчета платежеспособности
                                           областного бюджета
                                
    Показатели фактической платежной дисциплины областного бюджета

----------------------------------------------------------------------------
Наименование           |Уровень фактической платежной     |Статус   |Вес
                       |дисциплины                        |показате-|пока-
                       |----------------------------------|лей<*>   |зателей
                       |абсо- |нормаль-|неустой-|кризисный|         |
                       |лют-  |ный     |чивый   |         |         |
                       |ный   |        |        |         |         |
----------------------------------------------------------------------------
Ограничения Бюджетного кодекса Российской Федерации

Отношение накопленного                            > = 100%       1         -
объема основного долга
к доходам областного
бюджета за вычетом
финансовой помощи из
бюджетов других
уровней бюджетной
системы Российской
Федерации, максимальное
значение по двум годам
фактического периода

Отношение объема                                  > = 15%        1         -
расходов
на обслуживание долга к
расходам областного
бюджета, максимальное
значение по двум годам
фактического периода

Отношение дефицита                                > = 15%        1         -
областного бюджета к
доходам за вычетом
финансовой помощи из
федерального бюджета,
максимальное значение
по двум годам фактического
периода

Объем доходов                                     < = 0          1         -
областного                                        рублей
бюджета за вычетом
текущих
расходов областного
бюджета (долговая
емкость), минимальное
значение по двум годам
фактического периода

Наличие и динамика просроченных долговых обязательств                    40%

Наличие случаев                                                          50%
несвоевременного
выполнения
обязательств по
выплате основного
долга.
Отношение объема
просроченных долговых
обязательств к объему
годовых расходов, в
среднем за последние 2
года и истекший период
текущего года

Наличие случаев                         0-1%      > 1%         1,2       10%
несвоевременного                        расходов  расходов
выполнения
обязательств по
обслуживанию долга.
Отношение объема
просроченных платежей
к объему расходов, в
среднем
за последние 2 года и
истекший период
текущего
года

Наличие и динамика просроченной кредиторской задолженности               40%

Отношение накопленной   < 2,5%    2,5-7%   7-10%  > 10%          2       50%
просроченной
кредиторской
задолженности к
доходам
бюджета на начало
текущего
года по отношению к
плановым доходам
бюджета
на текущий год

Прирост просроченной    < = 0%    0-2%     2-5%   > 5%           2       50%
кредиторской
задолженности
к непроцентным
расходам за
последние два года

Качество условных долговых обязательств                                  20%

Доля условных долговых  < 10%     10-20%   20-50%   > 50%        2       70%
обязательств, по которым
наступили гарантийные
случаи (по сумме), в
среднем за последние
два
года

Доля условных долговых  < 10%     10-20%   20-50%   > 50%        2       30%
обязательств, по
которым
наступили гарантийные
случаи (по числу
гарантий) в среднем за
последние два года
----------------------------------------------------------------------------


<*> 1 - ограничительный; 2 - расчетный


                                             ПРИЛОЖЕНИЕ N 3
                                 к Методике расчета платежеспособности
                                           областного бюджета

    Показатели потенциальной платежеспособности областного бюджета

----------------------------------------------------------------------
Наименование             |Уровень потенциальной платежеспособности
                         |--------------------------------------------
                         |абсолютный |нормальный |неустой-  |кризисный
                         |           |           |чивый     |
----------------------------------------------------------------------
Ограничения Бюджетного кодекса Российской Федерации

Отношение накопленного     < 100%                             > = 100%
объема основного долга к
доходам областного
бюджета
за вычетом финансовой
помощи из бюджетов
других
уровней бюджетной
системы

Отношение объема           < 15%                              > = 15%
расходов
на обслуживание долга к
расходам областного
бюджета

Отношение дефицита         < 15%                              > = 15%
областного бюджета к
доходам за вычетом
финансовой помощи из
федерального бюджета

Другие ограничения

Доля капитальных           < 60%                  > 60%
расходов,
финансируемых за счет
заимствований

Отношение объема           -                      0-5%        > 5%
рефинансирования
долговых
обязательств к доходам
областного бюджета

Отношение объема           < 10%                              > 10%
заимствований к доходам
областного бюджета

Отношение выплат по        < 10%                  10-15%      > 15%
обслуживанию и погашению
долга к доходам
областного
бюджета

Отношение накопленного     < 60%                  60-100%     > 100%
долга к доходам
областного
бюджета
----------------------------------------------------------------------


                                             ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
                                               УТВЕРЖДЕНА
                                  постановлением администрации области
                                        от 28.06.2007 N 726
     
            Методика расчета объема возможного привлечения
                     новых долговых обязательств

                          1. Общие положения
     
     1.1. Методика   расчета   объема   возможного  привлечения  новых
долговых обязательств (далее - Методика) определяет  объемы  возможных
заимствований,   не  нарушающих  заданный  уровень  платежеспособности
областного бюджета.
     1.2. Расчет   объема   возможного   привлечения   новых  долговых
обязательств (далее также - объем заимствований) основан  на  Методике
расчета  платежеспособности  областного  бюджета  (приложение  N  1  к
постановлению).
     1.3. Расчет   объема   возможного   привлечения   новых  долговых
обязательств проводится раз в год при формировании проекта  областного
бюджета на очередной финансовый год.
     Обновление указанного расчета может дополнительно проводиться при
планировании привлечения новых заимствований.
     1.4. Временной интервал,  по которому производится расчет  объема
заимствований,  охватывает  период  от  начала  текущего  года до даты
погашения максимально длительного действующего долгового обязательства
Тамбовской  области.  Интервал  расчета  платежеспособности областного
бюджета разбивается на годовые периоды.
     1.5. Рассматриваются      следующие      виды      заимствований,
классифицированные по целям их проведения:
     инвестиционные заимствования  -  заимствования,  привлекаемые для
финансирования капитальных расходов областного бюджета;
     рефинансирование -    заимствование   с   целью   погашения   уже
существующих обязательств Тамбовской области.  Рефинансирование  может
быть  вынужденным,  когда  объемы обслуживания и погашения действующих
обязательств превышают возможности текущего бюджета, или добровольным,
когда  оно  осуществляется  в  целях  улучшения условий обслуживания и
погашения действующих обязательств.
     
           2. Порядок расчета объема возможного привлечения
                     новых долговых обязательств
     
     2.1. Объем  возможного  привлечения новых долговых обязательств в
данном году определяется на основании:
     ограничений областного      бюджета,      задаваемых     уровнями
платежеспособности областного бюджета;
     условий возможных    заимствований   на   кредитном   рынке   для
администрации Тамбовской области;
     потребностей в заимствованиях, в том числе:
     на инвестиционные расходы;
     на рефинансирование действующих долговых обязательств.
     2.2. Определение объемов заимствований, не приводящих к нарушению
определенного    уровня    платежеспособности    областного   бюджета,
производится  путем  определения  предельного  объема   заимствований,
превышение  которого  приведет  к  снижению  уровня платежеспособности
областного бюджета.
     Расчет осуществляется для всех уровней платежеспособности, равных
и более низких,  чем текущее  значение  платежеспособности  областного
бюджета.
     Расчет производится   в   соответствии   с   Методикой    расчета
платежеспособности  областного  бюджета  согласно  приложению  N  1  к
постановлению.
     Для определенного объема заимствований рассчитывается оптимальный
график погашения.  Расчет производится исходя из принципа  максимально
возможного выравнивания коэффициента платежеспособности, определяемого
как отношение суммы  доступной  долговой  емкости  и  заимствований  к
доходам областного бюджета.
     Результатом указанного расчета являются:
     рассчитанные объемы   возможных   заимствований,  соответствующие
уровню платежеспособности областного бюджета;
     соответствующие графики      погашения      указанных     объемов
заимствований.
     2.3. Определение  условий  привлечения  заимствований для области
проводится путем сбора информации обо всех заимствованиях, привлечение
которых   возможно   в  настоящее  время.  В  отношении  каждого  вида
заимствования собирается информация о его стоимости, сроках возможного
привлечения средств.
     Условия возможного  привлечения   заимствований   по   банковским
кредитам оцениваются одним из следующих способов:
     по статистическим данным Центрального банка Российской  Федерации
об  условиях  кредитования  юридических лиц кредитными учреждениями на
территории Тамбовской области;
     по условиям  фактически  предоставленных  кредитов  за предыдущие
годы;
     на основе   опроса  кредитных  учреждений  о  возможных  условиях
привлечения кредитов.
     Условия привлечения  кредитов из федерального бюджета оцениваются
на  основании  положений  нормативных  правовых   актов   Министерства
финансов  Российской  Федерации  и  федерального  закона о федеральном
бюджете на очередной финансовый год.
     Возможные условия  эмиссии  региональных   облигаций   Тамбовской
области определяются на основании комплексной оценки рынка облигаций.
     Итоговая оценка  проводится  на  основе  обобщения результатов по
отдельным видам долговых финансовых инструментов.
     2.4. Потребности   в   заимствованиях   определяются   как  сумма
потребностей  в  инвестиционных  заимствованиях  и  заимствованиях  на
вынужденное и добровольное рефинансирование долговых обязательств.
     Потребности в  заимствованиях  на  вынужденное   рефинансирование
удовлетворяются в первую очередь и являются необходимыми.  Потребности
в инвестиционных заимствованиях  и  потребности  в  заимствованиях  на
добровольное рефинансирование удовлетворяются по мере возможностей.
     2.5. Для определения потребности в  вынужденном  рефинансировании
проводится  расчет  значений  показателей  согласно  приложению  N 1 к
Методике.
     Если для   каждого   года  прогнозного  периода  значения  данных
показателей не превышают установленных для них пороговых значений,  то
вынужденного   рефинансирования   существующих  долговых  обязательств
проводить не требуется.
     Если в  каком-либо периоде значение хотя бы одного из показателей
попадает в диапазон критических значений,  это означает,  что  в  этом
периоде   исполнение   долговых  обязательств  осложнено  и  требуется
проведение вынужденного рефинансирования обязательств.
     2.6. Для   определения   объемов   заимствований  на  вынужденное
рефинансирование проводятся следующие расчеты:
     определение критических периодов.
     Каждому показателю,  на основании которого принимается решение  о
вынужденном рефинансировании, присвоен статус: "1" - обязательный; "2"
- рекомендуемый.  Каждому  периоду,  в  котором  значение  одного  или
нескольких  показателей  находится  в  диапазоне критических значений,
присваивается показатель статуса:  "1" - период,  в котором  требуется
провести  обязательное  рефинансирование;  "2"  -  период,  в  котором
рекомендуется провести рефинансирование,  равное минимальному значению
одного из статусов показателей;
     определение долговых обязательств, рефинансирование которых при-
ведет значения показателей в диапазон некритических значений.
     Определяются конкретные  долговые   обязательства,   платежи   по
обслуживанию  или  погашению которых приходятся на критические периоды
расчета.  Эти  долговые  обязательства  становятся  претендентами   на
рефинансирование.
     Для каждого  критического  периода  и  для  каждого   отобранного
обязательства    проверяется,    приведет    ли   исключение   данного
обязательства  (или  его  части)  к  устранению  критичности  значения
показателей.
     В первую очередь рассматриваются периоды с более низким значением
статуса. Процедура отбора долговых обязательств проводится до тех пор,
пока значения показателей в каждом  периоде  перестанут  находиться  в
критическом диапазоне.
     Отбор начинается  с  обязательств,   имеющих   наибольший   объем
обслуживания,  затем рассматриваются обязательства, имеющие наименьший
объем.
     Каждому выбранному  долговому  обязательству  также приписывается
статус,  равный минимальному статусу соответствующего периода. В итоге
получается набор существующих в настоящее время долговых обязательств,
ранжированных    по    степени    необходимости    их     вынужденного
рефинансирования;
     определение объемов заимствований,  необходимых для  вынужденного
рефинансирования.
     Для каждого  выбранного  долгового   обязательства,   вынужденное
рефинансирование  которого требуется провести,  определяется стоимость
его досрочного выкупа:
     для ценных  бумаг,  обращающихся  на  фондовом рынке,  стоимостью
выкупа является средневзвешенная цена за период,  предшествующий  дате
расчета. Период может быть выбран в зависимости от изменения стоимости
ценной бумаги;
     для банковских  кредитов  и  кредитов из федерального бюджета,  в
договоре о предоставлении  которых  оговорена  возможность  досрочного
выкупа,  стоимость выкупа рассчитывается с учетом условий договора.  В
случае,  если такие параметры не заданы,  цена выкупа оценивается  как
номинальная стоимость кредита с учетом начисленных,  но не выплаченных
на текущий момент процентных платежей;
     в других  случаях  стоимость  выкупа  оценивается как номинальная
сумма основного  долга  и  начисленных,  но  невыплаченных  процентных
платежей.   Более  точно  стоимость  выкупа  определяется  в  процессе
переговоров с кредиторами.
     Суммарный объем  стоимости  выкупа  всех  долговых  обязательств,
приводящих к нарушению пороговых значений критериев,  является объемом
требуемых заимствований для проведения вынужденного рефинансирования.
     2.7. Потребность  в  проведении  добровольного   рефинансирования
определяется   условиями,   сложившимися  в  данный  момент  на  рынке
заимствований,  и  условиями  привлечения  уже  действующих   долговых
обязательств.
     Объем заимствований на добровольное рефинансирование определяется
объемом  действующих  долговых  обязательств,  стоимость  обслуживания
которых выше, чем стоимость альтернативных заимствований для области.
     Кроме того,  объем заимствований на добровольное рефинансирование
ограничивается требованием,  чтобы платежи по обслуживанию и погашению
долга,  рассчитанные  с  учетом новых заимствований,  в каждом периоде
были близкими по величине и новые заимствования не приводили  значения
показателей   вынужденного  рефинансирования  в  диапазон  критических
значений.
     Для определения  потребности  в  добровольном рефинансировании по
всем действующим долговым обязательствам,  по которым есть возможность
досрочного  погашения,  а  также  по  всем  доступным  для привлечения
заимствованиям (но,  тем не  менее,  удовлетворяющим  ограничениям  по
риску)   рассчитывается  показатель  отношения  приведенной  стоимости
платежей по обслуживанию  долгового  обязательства  (заимствования)  к
приведенной стоимости платежей по выплате основного долга.
     Если значение    указанного    показателя    для    какого-нибудь
действующего   долгового   обязательства  выше,  чем  значение  объема
возможного  привлечения  заимствований,  то  проведение  добровольного
рефинансирования данного долгового обязательства целесообразно.
     2.8. Потребность  в  инвестиционных  заимствованиях  определяется
администрацией области.
     Потребность рассчитывается на  основе  инвестиционной  программы,
представляемой   в  форме  упорядоченного  по  социально-экономической
значимости  списка  инвестиционных  проектов  (программ)  с  указанием
потребности в финансировании.
     Для определения объема  инвестиционных  заимствований  проводятся
следующие  расчеты.  Определяется  объем  доходов  областного бюджета,
который может быть направлен на финансирование капитальных расходов  в
данном году.
     Объем доходов областного  бюджета,  направляемых  на  инвестиции,
рассчитывается как разница между доходами областного бюджета, текущими
расходами и погашением  долга,  увеличенная  на  сумму  поступлений  в
областной бюджет от продажи акций и земельных участков,  находящихся в
государственной собственности.
     Разность между  общим  объемом инвестиционной программы и объемом
ее  возможного  финансирования  за  счет  доходов  областного  бюджета
представляет   собой   объем  средств,  требуемый  для  финансирования
капитальных расходов за счет  заимствований,  то  есть  потребность  в
инвестиционных заимствованиях.
     2.9. Если  возможности  областного  бюджета   в   заимствованиях,
определенные его платежеспособностью и ограничениями кредитного рынка,
выше,  чем потребности в заимствованиях,  производится заимствование в
объемах потребностей.
     Если возможности областного бюджета ниже,  чем  его  потребности,
полностью удовлетворяются потребности в вынужденном рефинансировании и
по остаточному принципу потребности в инвестиционных заимствованиях  и
добровольном рефинансировании.
     2.10. Процедура выбора конкретных заемных финансовых инструментов
реализуется в два этапа:
     проведение анализа доступных заемных финансовых инструментов;
     выбор заемных финансовых инструментов.
     Анализ доступных  заемных  финансовых  инструментов  представляет
собой процедуру сбора информации обо всех возможных заимствованиях.  В
отношении  каждого  финансового   инструмента   собирается   следующая
информация:  процентная  ставка  и  правила  ее  изменения  (в  случае
плавающих  ставок);  условия  погашения   (в   частности   возможность
досрочного погашения); возможный объем заимствований.
     Выбор конкретных  финансовых  инструментов  из   всех   доступных
осуществляется   на   основании  последовательного  анализа  следующих
факторов:
     величины рисков,  связанных с конкретным финансовым инструментом.
Основным оцениваемым риском является риск процентной ставки.  Величина
риска   определяется   как   увеличение  стоимости  заимствований  при
неблагоприятном развитии событий на рынке заимствований по сравнению с
планируемой  или  текущей  ситуацией.  По результатам оценки доступные
заимствования ранжируются в порядке увеличения риска.  Обязательства с
неприемлемым уровнем риска исключаются из дальнейшего рассмотрения;
     соответствия срочности финансовых инструментов графику погашения.
Заимствования,  не  соответствующие графику погашения,  исключаются из
дальнейшего рассмотрения;
     стоимости финансовых   инструментов.  При  доступности  на  рынке
нескольких финансовых  инструментов  с  приемлемыми  уровнем  риска  и
сроками   погашения   определяющим   критерием   становится  стоимость
заимствования.  Стоимость  заимствований  сравнивается  на  основе  их
нормированной  приведенной  стоимости,  рассчитываемой  как  отношение
приведенной стоимости платежей по обслуживанию долгового обязательства
(заимствования)   к   объему   заимствований.   Приведенная  стоимость
государственного  долга  Тамбовской  области  по   каждому   долговому
обязательству рассчитывается согласно приложению N 2 к Методике.


                                             ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
                                  к Методике расчета объема возможного
                                       привлечения новых долговых
                                              обязательств
                                                                
        Показатели, на основании которых принимается решение о
    вынужденном рефинансировании действующих долговых обязательств
                          Тамбовской области
                                
----------------------------------------------------------------------
Наименование         |Диапазон    |Статус    | Описание значения
                     |критических |критерия  | показателей
                     |значений    |(1 -      |
                     |пока-       |обяза-    |
                     |зателей     |тельный,  |
                     |            |2 -       |
                     |            |рекоменду-|
                     |            |емый      |
----------------------------------------------------------------------
Показатели - требования Бюджетного кодекса Российской Федерации

Отношение             > = 100%         1      объем государственного
накопленного объема                           долга субъекта
основного долга к                             Российской Федерации
доходам областного                            (далее - РФ) не должен
бюджета за вычетом                            превышать объем доходов
финансовой помощи из                          его бюджета без учета
бюджетов других                               финансовой помощи из
уровней бюджетной                             бюджетов других уровней
системы Российской                            бюджетной системы
Федерации                                     Российской Федерации
                                              (ст. 107 Бюджетного
                                              кодекса Российской
                                              Федерации (далее - БК
                                              РФ)

Отношение объема      > = 15%          1      предельный объем
расходов на                                   расходов на обслуживание
обслуживание                                  государственного долга
государственного                              субъекта Российской
долга Тамбовской                              Федерации не должен
области к расходам                            превышать 15% объема
областного бюджета                            расходов его бюджета
                                              (ст. 111 БК РФ)

Отношение дефицита    > = 15%          1      размер дефицита бюджета
областного бюджета к                          субъекта РФ не может
его доходам за                                превышать 15% объема его
вычетом финансовой                            доходов без учета фи-
помощи из                                     нансовой помощи из Фе-
федерального бюджета                          дерального бюджета. Пре-
                                              дельный размер дефицита
                                              бюджета субъекта РФ
                                              может превышать это
                                              ограничение, но не более
                                              чем на величину
                                              поступлений в его бюджет
                                              от продажи имущества
                                              (ст. 92 БК РФ)

Объем доходов         < = 0            1      текущие расходы не могут
областного            рублей                  превышать объем доходов
бюджета за вычетом                            бюджета субъекта РФ (ст.
текущих расходов                              92 БК РФ)
бюджета (долговая
емкость)

Показатели платежеспособности бюджета

Доступная долговая    < 0 рублей       1      остаток средств после
емкость бюджета                               покрытия всех
                                              обязательных расходов и
                                              расходов на
                                              обслуживание и погашение
                                              существующих долговых
                                              обязательств

Показатели долговой нагрузки на бюджет

Отношение выплат по   > 15%            2      показывает процент
обслуживанию и                                доходов бюджета субъекта
погашению долга за                            РФ,
период к доходам                              отвлеченных на погашение
бюджета                                       и обслуживание долговых
                                              обязательств

Отношение выплат по   > 25%            2
обслуживанию и
погашению долга за
период к доходам
бюджета за вычетом
финансовой помощи из
федерального бюджета

Отношение             > 60%            2      ограничение на объем
накопленного объема                           накопленного долга по
основного долга к                             отношению к собственным
доходам областного                            доходам
бюджета

Показатели краткосрочной  ликвидности  и  равномерности  распределения
долгового бремени

Удельный вес долговых > 30%            2      показывает долю
обязательств, срок                            краткосрочных
погашения которых                             обязательств в структуре
наступает в текущем                           долга и равномерность
году, в объеме                                распределения долгового
долговых                                      бремени (выявляет "пики"
обязательств, срок                            выплат по долговым
погашения которых                             обязательствам)
наступает в течение
ближайших четырех лет
(при условии, что
значение долговой
нагрузки (отношение
выплат по долговым
обязательствам
к доходам в текущем
году) > 8%)
----------------------------------------------------------------------


                                            ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
                                 к Методике расчета объема возможного
                               привлечения новых долговых обязательств
     
                               Порядок
         расчета приведенной стоимости государственного долга
                          Тамбовской области
     
     1. Под приведенной стоимостью государственного  долга  Тамбовской
области  подразумевается  сумма  приведенных  стоимостей  всех выплат,
осуществляемых по обслуживанию и погашению основной суммы долга.
     2. Под    приведенной    стоимостью    выплаты    понимается   ее
дисконтированная стоимость,  рассчитанная с учетом срока осуществления
этой выплаты и заданной ставки дисконтирования.
     3. Под  ставкой  дисконтирования  понимается  процентная  ставка,
используемая при расчете приведенной стоимости выплат.
     4. В качестве ставки дисконтирования может использоваться  ставка
рефинансирования  Центрального  банка  Российской Федерации.  Значение
ставки рефинансирования на дату  проведения  расчета  определяется  из
официальных данных, публикуемых на сайте Центрального банка Российской
Федерации (www.cbr.ru).
     5. Приведенная  стоимость долга по обязательствам на дату расчета
определяется по следующей формуле:
     
         n
     PV(D) = SUM PV(Рt),
         j=1    j
     
     где:
     D -  суммарный объем выплат по долговым обязательствам Тамбовской
области;
     PV(D) -  приведенная стоимость выплат по погашению и обслуживанию
долга Тамбовской области;
     PV(Рt) - приведенная   стоимость выплаты  Pt   по    обслуживанию
        j                                       j

или погашению долга Тамбовской области, осуществляемая на дату t;
                                                               j

     n - количество дней, на которые приходятся выплаты по погашению и
обслуживанию долга в соответствии со сводным графиком платежей;
     t  - дата проведения расчета приведенной стоимости долга;

      0
     t - дата j-й по счету выплаты;
      j

     (t - t ) - число дней расчета до даты выплаты t;
       j   0                                                                     j
     
     Pt  - объем   выплат    по    обслуживанию  и   погашению  долга,
       j

приходящихся на дату t .
     Текущая приведенная стоимость выплаты Pt для  прямых  долговых  j
обязательств рассчитывается по формуле:
     
                        Pt
                          j
     PV(Рt) = ------------------------
      j           [(t - t ) / 365]
                     j   0
               (1 + r)
     
     Приведенная    стоимость   выплаты   Pt  для   условных  долговых
                                            j
обязательств рассчитывается по формуле:
     
                        Pt
                          j
     PV(Рt) = ------------------------ x P ,
      j           [(t - t ) / 365] j
                     j   0
               (1 + r)
     
     где:
     P - прогнозная вероятность наступления гарантийного случая  j  по
условному обязательству.
     Вероятность наступления   гарантийного   случая    по    условным
обязательствам,  предоставленным  юридическим  лицам,  оценивается как
доля условных обязательств,  по которым наступил гарантийный случай, в
общем объеме условных обязательств за последние два финансовых года.

Информация по документу
Читайте также