Расширенный поиск
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10.10.1997 № 1786-II ГДПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации В соответствии со статьей 125 (пункт "а" части 3) Конституции Российской Федерации, подпунктом "а" пункта 2 части первой статьи 3, статьями 36, 92 и 93 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: 1. Обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с ходатайством о разрешении спора о компетенции между Президентом Российской Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу об обязательности подписания Президентом Российской Федерации принятых федеральных конституционных законов. 2. Поручить депутатам Государственной Думы Миронову Олегу Орестовичу и Попову Сергею Алексеевичу представлять Государственную Думу при рассмотрении указанного ходатайства в Конституционном Суде Российской Федерации. 3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н.Селезнев Москва 10 октября 1997 года N 1786-II ГД ____________________ ХОДАТАЙСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Конституционный Суд Российской Федерации о разрешении спора о компетенции между Президентом Российской Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу об обязательности подписания Президентом Российской Федерации принятых федеральных конституционных законов В соответствии со статьей 125 (пункт "а" части 3) Конституции Российской Федерации, подпунктом "а" пункта 2 части первой статьи 3, статьями 36, 92 и 93 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" и постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10 октября 1997 года N 1786-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации" Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации (г. Москва, ул. Охотный ряд, д. 1) просит Конституционный Суд Российской Федерации разрешить спор о компетенции между Президентом Российской Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу об обязательности подписания Президентом Российской Федерации принятых федеральных конституционных законов. Основанием для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации является обнаружившееся противоречие в позициях Президента Российской Федерации и Государственной Думы о принадлежности полномочия в споре о компетенции по вопросу об обязательности подписания Президентом Российской Федерации принятых федеральных конституционных законов. Государственная Дума полагает, что Президент Российской Федерации не обладает полномочием не подписывать одобренные палатами Федерального Собрания Российской Федерации федеральные конституционные законы. Президент Российской Федерации придерживается иной точки зрения. Им был возвращен без рассмотрения в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации принятый Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" (письмо Президента Российской Федерации от 21 мая 1997 года N Пр-780). Допустимость данного ходатайства согласно части первой статьи 93 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" определяется тем, что: оспариваемая компетенция определена статьей 108 (часть 2) Конституции Российской Федерации; спор не касается вопроса о подведомственности дела судам или о подсудности; спор не может быть и не был разрешен иным способом; Государственная Дума считает уклонение Президента Российской Федерации от совершения действия правового характера - подписания принятого Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" нарушением установленного Конституцией Российской Федерации разграничения компетенции между органами государственной власти. Уклонение Президента Российской Федерации от подписания федеральных конституционных законов, одобренных палатами Федерального Собрания Российской Федерации, означает непризнание Президентом Российской Федерации установленных статьей 108 (часть 2) Конституции Российской Федерации полномочий Государственной Думы и Совета Федерации одобрять федеральные конституционные законы, а также установленного статьей 101 (часть 4) Конституции Российской Федерации права Совета Федерации, принимая свой регламент, определять возможные способы голосования членов Совета Федерации по законопроектам; Государственная Дума ранее приняла обращение к Президенту Российской Федерации, в котором содержалось заявление о недопустимости уклонения от осуществления входящей в компетенцию Президента Российской Федерации обязанности подписывать принятые федеральные конституционные законы и одобренные в ранее принятой редакции федеральные законы (постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 13 июня 1997 года N 1530-II ГД); в течение месяца со дня получения вышеуказанного письменного заявления Президентом Российской Федерации не были устранены допущенные им нарушения и не был подписан Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации". Принятый Федеральным Собранием Российской Федерации Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" не был подписан и был возвращен без рассмотрения Президентом Российской Федерации в связи с тем, что, по его мнению, Советом Федерации была нарушена конституционная процедура одобрения названного Федерального конституционного закона, поскольку члены Совета Федерации голосовали подписными листами. По мнению Государственной Думы, голосование Совета Федерации подписными листами полностью соответствует: конституционной процедуре одобрения Советом Федерации федеральных конституционных законов, установленной статьей 108 (часть 2) Конституции Российской Федерации; статье 101 (часть 4) Конституции Российской Федерации, предоставляющей Совету Федерации право самостоятельно определять, каким образом может проводиться голосование членов палаты; статье 75 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Статьей 108 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливается только число голосов членов Совета Федерации, необходимое для одобрения федерального конституционного закона. При этом Конституцией Российской Федерации не определено, что голосование членов Совета Федерации должно проводиться исключительно на заседаниях палаты и в здании, занимаемом палатой. Федеральные конституционные законы "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и "О судебной системе Российской Федерации" были подписаны Президентом Российской Федерации в 1997 году. По каждому из них члены Совета Федерации голосовали подписными листами. В письме от 21 мая 1997 года N Пр-780 Президент Российской Федерации, обосновывая свое неприятие голосования Совета Федерации подписными листами, ошибочно ссылается на пункты 1 и 2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 марта 1995 года N 1-П по делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации. Названные пункты не имеют отношения к определению возможных форм волеизъявления членов Совета Федерации. В своем письме от 24 июня 1997 года N Пр-1007 Президент Российской Федерации, обосновывая причины своего отказа подписать Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", ссылается на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 марта 1995 года N 1-П по делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации и Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 1996 года N 10-П по делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации. Эти ссылки не являются обоснованными, поскольку названные Постановления Конституционного Суда Российской Федерации приняты по вопросам толкования положений Конституции Российской Федерации, посвященных отдельным вопросам принятия и подписания федеральных законов, но не федеральных конституционных законов. По мнению Государственной Думы, Конституция Российской Федерации не предоставляет Президенту Российской Федерации право не подписывать принятые Федеральным Собранием Российской Федерации федеральные конституционные законы. Данное обстоятельство находит подтверждение, в том числе в абзаце втором пункта 5 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 года N 15-П по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации. По мнению Государственной Думы, признание за Президентом Российской Федерации полномочия под каким-либо предлогом не подписывать принятые федеральные конституционные законы недопустимо, поскольку в таком случае будут ущемлены конституционные полномочия палат Федерального Собрания Российской Федерации, что приведет к несоблюдению установленного Конституцией Российской Федерации принципа разделения властей. Государственная Дума полагает, что в случае, если, по мнению Президента Российской Федерации, конституционная процедура принятия какого-либо федерального конституционного закона нарушена, то в соответствии с законодательством Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с ходатайством о разрешении спора о компетенции, но в любом случае обязан подписать федеральный конституционный закон. На основании вышеизложенного Государственная Дума просит Конституционный Суд Российской Федерации принять решение, отрицающее полномочие Президента Российской Федерации не подписывать принятые федеральные конституционные законы, в том числе принятый Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", и обязывающее его подписать и официально опубликовать названный Федеральный конституционный закон. Приложения: 1. Копия настоящего ходатайства в 30 экземплярах. 2. Текст постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 13 июня 1997 года N 1530-II ГД "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Президенту Российской Федерации о недопустимости уклонения от осуществления входящей в компетенцию Президента Российской Федерации обязанности подписывать принятые федеральные конституционные законы и одобренные в ранее принятой редакции федеральные законы" в 30 экземплярах. 3. Текст письма Президента Российской Федерации от 21 мая 1997 года N Пр-780 на 2 л. в 30 экземплярах. 4. Текст письма Президента Российской Федерации от 24 июня 1997 года N Пр-1007 на 2 л. в 30 экземплярах. 5. Документ об уплате государственной пошлины с 30 копиями. ____________ Приложение N 1 к ходатайству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10 октября 1997 года N 1786-II ГД) ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федераций "К Президенту Российской Федерации о недопустимости уклонения от осуществления входящей в компетенцию Президента Российской Федерации обязанности подписывать принятые федеральные конституционные законы и одобренные в ранее принятой редакции федеральные законы" Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: 1. Принять обращение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Президенту Российской Федерации о недопустимости уклонения от осуществления входящей в компетенцию Президента Российской Федерации обязанности подписывать принятые федеральные конституционные законы и одобренные в ранее принятой редакции федеральные законы". 2. Направить указанное Обращение Президенту Российской Федерации. 3. Опубликовать указанное Обращение в "Российской газете". 4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н.Селезнев Москва 13 июня 1997 года N 1530-II ГД ___________ ОБРАЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К Президенту Российской Федерации о недопустимости уклонения от осуществления входящей в компетенцию Президента Российской Федерации обязанности подписывать принятые федеральные конституционные законы и одобренные в ранее принятой редакции федеральные законы Уважаемый Борис Николаевич! 21 мая 1997 года Вами были возвращены без рассмотрения: одобренный Федеральным Собранием в ранее принятой редакции Федеральный закон "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" - в связи с тем, что, по Вашему мнению, палатами Федерального Собрания были допущены нарушения законодательной процедуры, установленной Конституцией Российской Федерации; принятый Федеральным Собранием Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" - в связи с тем, что, по Вашему мнению, Советом Федерации была нарушена конституционная процедура одобрения названного Федерального конституционного закона. В письмах от 21 мая 1997 года N Пр-780 и N Пр-782, обосновывая неприятие голосования Совета Федерации подписными листами, Вы ошибочно ссылаетесь на пункты 1 и 2 резолютивной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 марта 1995 года по делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации. Названные пункты не имеют отношения к определению возможных форм волеизъявления членов Совета Федерации. Голосование Совета Федерации подписными листами полностью соответствует: конституционной процедуре одобрения отклоненных Президентом Российской Федерации федеральных законов в ранее принятой редакции, установленной частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации; конституционной процедуре одобрения Советом Федерации федеральных конституционных законов, установленной частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации; части 4 статьи 101 Конституции Российской Федерации, предоставившей Совету Федерации право самостоятельно определять, каким образом может проводиться голосование членов палаты; статье 75 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Часть 3 статьи 107 и часть 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации устанавливают только число голосов членов Совета Федерации, необходимое соответственно для одобрения федерального закона в ранее принятой редакции и одобрения федерального конституционного закона. При этом Конституцией Российской Федерации не определено, что голосование Совета Федерации может проводиться только на заседаниях палаты и в здании, занимаемой палатой. Федеральные конституционные законы "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и "О судебной системе Российской Федерации" были приняты Федеральным Собранием и подписаны Вами в 1997 году. По каждому из них члены Совета Федерации голосовали подписными листами. В ответ на предъявленные в Вашем письме от 21 мая 1997 года N Пр-782 Государственной Думе претензии о нарушении порядка голосования по Федеральному закону "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" считаем необходимым обратить Ваше внимание на то, что число присутствующих на заседании депутатов определяется в соответствии с регламентом Государственной Думы в процессе электронного голосования, а не визуальным подсчетом депутатов полномочным представителем Президента Российской Федерации в Государственной Думе. В процессе голосования по названному Федеральному закону были четко зафиксированы результаты, которые соответствующим образом отражены в протоколах и стенограммах заседаний Государственной Думы. Иные механизмы фиксирования присутствия депутатов Государственной Думы на заседании палаты и фиксирования результатов голосования действующим законодательством не предусмотрены. Выражая озабоченность судьбой конституционной законности в Российской Федерации, на основании пункта 5 статьи 93 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Государственная Дума заявляет о недопустимости уклонения Президента Российской Федерации от входящей в его компетенцию согласно части 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации обязанности в течение семи дней подписывать одобренные в ранее принятой редакции федеральные законы и от входящей в его компетенцию согласно части 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации обязанности в течение четырнадцати дней подписывать принятые Федеральным Собранием федеральные конституционные законы. Государственная Дума поддерживает позицию Совета Федерации, выраженную в принятых 10 июня 1997 года постановлениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации "О повторном направлении Федерального закона "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования" и "О повторном направлении Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования". Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации считает попытку введения Вами практики возвращения без рассмотрения законов, принятых Федеральным Собранием, противоречащей требованиям конституционного законодательства и предлагает Вам вернуться к рассмотрению Федерального закона "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации", Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", подписать и опубликовать их. Москва 13 июня 1997 года ______________ Приложение N 2 к ходатайству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10 октября 1997 года N 1786-II ГД) ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ ПРЕЗИДЕНТ Председателю Государственной Думы РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Г.Н.СЕЛЕЗНЕВУ 21 мая 1997 г. N Пр-780 г. Москва, Кремль Возвращаю без рассмотрения представленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародавания Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" в связи с нарушением Советом Федерации процедуры его одобрения, установленной Конституцией Российской Федерации. 16 апреля 1997 г. Совет Федерации на своем заседании принял решение о проведении голосования по указанному Федеральному конституционному закону путем опроса членов Совета Федерации с закреплением их мнения в подписных листах, поскольку, по имеющимся данным, на заседании не присутствовало необходимое для голосования по вопросу об одобрении федерального конституционного закона количество членов Совета Федерации. 14 мая 1997 г. Совет Федерации подвел итоги указанного голосования. Учитывая, что согласно пунктам 1 и 2 резолютивной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 марта 1995 г. по делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации рассмотрение Советом Федерации федерального закона осуществляется только на заседаниях палаты и продолжается до вынесения решения о его одобрении либо отклонении, считаю, что голосование путем опроса с закреплением мнения членов Совета Федерации в подписных листах не соответствует конституционной процедуре одобрения федеральных конституционных законов Советом Федерации. Исходя из изложенного, не считаю Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" принятым в установленном частью 2 статьи 103 Конституции Российской Федерации порядке и полагаю невозможным его подписание. Б.Ельцин ____________ Приложение N 3 к ходатайству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10 октября 1997 года N 1786-II ГД) ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ ПРЕЗИДЕНТ Председателю Государственной Думы РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Г.Н.СЕЛЕЗНЕВУ 24 июня 1997 г. N Пр-1007 г. Москва, Кремль В связи с принятием Государственной Думой постановления от 13 июня 1997 г. N 1530-II ГД "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Президенту Российской Федерации о недопустимости уклонения от осуществления входящей в компетенцию Президента Российской Федерации обязанности подписывать принятые федеральные конституционные законы и одобренные в ранее принятой редакции федеральные законы" считаю, что Президент Российской Федерации обязан подписать федеральный конституционный закон, принятый в точном соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, в том числе касающимися порядка принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов. При нарушении конституционного порядка принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов, ставящем под сомнение результаты волеизъявления палат Федерального Собрания и само принятие закона, Президент Российской Федерации не имеет конституционных оснований подписать и обнародовать направленный ему палатами Федерального Собрания документ. В связи с этим не могу согласиться с тем, что порядок одобрения Советом Федерации Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", голосование по которому было проведено путем опроса членов Совета Федерации с закреплением их мнения в подписных листах, в полной мере отвечает требованиям части 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации. Принятие Советом Федерации такого решения, как это следует из стенограммы заседания палаты, было связано с отсутствием на заседании необходимого числа членов Совета Федерации для проведения голосования по указанному Федеральному конституционному закону. Полагаю, что предусмотренная Регламентом Совета Федерации возможность принятия решения по законам, подлежащим обязательному рассмотрению Советом Федерации, не на заседании палаты ставит под сомнение само одобрение этих законов в смысле части 3 статьи 107 и части 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации. Данная позиция основывается на постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 23 марта 1995 г. и от 22 апреля 1996 г. В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. по делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации в случае нарушения установленного Конституцией Российской Федерации порядка принятия федерального закона, если эти нарушения ставят под сомнение результаты волеизъявления палат Федерального Собрания и само принятие закона, Президент Российской Федерации в силу части 2 статьи 80 Конституции Российской Федерации вправе вернуть федеральный закон в соответствующую палату. Установленные Конституцией Российской Федерации требования к принятию федерального закона и предусмотренные ею условия и процедуры носят безусловный характер и не могут меняться по усмотрению участников законодательного процесса. Исходя из изложенного, не считаю Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" одобренным Советом Федерация в порядке, установленном частью 2 статьи 103 Конституции Российской Федерации. Б.Ельцин ____________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|