Расширенный поиск
Постановление Администрации Тамбовской области от 28.10.2011 № 1479АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 28.10.2011 г. Тамбов N 1479 Утратилo силу - Постановление Администрации Тамбовской области от 27.01.2014 г. N 66 О внесении изменений в областную целевую программу "Стимулирование развития жилищного строительства в Тамбовской области на 2011-2015 годы", утвержденную постановлением администрации области от 31.12.2010 N 1599 Администрация области постановляет: 1. Внести в областную целевую программу "Стимулирование развития жилищного строительства в Тамбовской области на 2011-2015 годы" (далее - Программа), утвержденную постановлением администрации области от 31.12.2010 N 1599 (в редакции от 28.10.2011), следующие изменения: в паспорте Программы: позицию "Важнейшие целевые индикаторы и показатели" изложить в следующей редакции: ---------------------------------------------------------------------- Важнейшие целевые В 2015 году должны быть достигнуты индикаторы и показатели следующие результаты: годовой объем ввода жилья - 690 тыс. квадратных метров общей площади жилья, 6584 жилых единицы, в том числе: малоэтажного жилья (не более трех этажей) - 462 тыс. квадратных метров общей площади жилья, 3050 жилых единиц; многоэтажного жилья (более трех этажей) - 288 тыс. квадратных метров общей площади жилья, 3534 жилых единицы. Доля ввода малоэтажного жилья (не более трех этажей) - 67 процентов от общего объема ввода. Доля ввода жилья экономического класса (класс энергоэффективности "С") - 60 процентов от общего объема ввода, 414 тыс. квадратных метров общей площади жилья. Доля аварийного жилья в жилищном фонде - 0,12 процента от общей площади жилищного фонда. Уровень обеспеченности населения жильем - 25,9 квадратных метров на 1 человека, 497 жилых единиц на 1000 человек населения. Коэффициент доступности жилья для населения - 3,8 лет. Доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств - 28 процентов. Количество семей, улучшивших свои жилищные условия с помощью ипотечных кредитов (займов) - 5710 семей. Объем предоставляемых ипотечных кредитов - 5360 млн. руб. Общая площадь земельных участков, вовлеченных в оборот под комплексное освоение территорий - 681,6 га. Увеличение числа специалистов строительных специальностей, осуществляющих трудовую деятельность в строительстве жилья, с 4087 человек в 2011 году до 4512 человек в 2015 году. ---------------------------------------------------------------------- позицию "Перечень подпрограмм" изложить в следующей редакции: ---------------------------------------------------------------------- Перечень подпрограмм "Кадровое обеспечение задач строительства" (приложение N 13); "Снижение административных барьеров в строительстве" (приложение N 14); "Развитие промышленности строительных материалов и стройиндустрии Тамбовской области" (приложение N 15); "Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства" (приложение N 16); "Развитие ипотечного жилищного кредитования" (приложение N 17); "Государственная поддержка отдельных категорий граждан при ипотечном жилищном кредитовании" (приложение N 18); "Молодежи - доступное жилье" (приложение N 19) ---------------------------------------------------------------------- позицию "Объемы и источники финансирования" изложить в следующей редакции: ---------------------------------------------------------------------- Объемы и источники Общий объем финансирования Программы финансирования за счет всех предусмотренных источников финансирования в 2011-2015 годах составит 79793,04 млн. рублей, в том числе: средства федерального бюджета (прогнозно) - 276,12 млн. рублей; средства областного бюджета (прогнозно) - 6534,27 млн. рублей; средства местных бюджетов (прогнозно) - 594,97 млн. рублей; внебюджетные источники - 72387,68 млн. рублей, из них: средства открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее - ОАО "АИЖК") - 2000,0 млн. рублей; средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд ЖКХ) - 407,72 млн. рублей ---------------------------------------------------------------------- позицию "Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели эффективности" изложить в следующей редакции: ---------------------------------------------------------------------- Ожидаемые конечные реализация Программы должна обеспечить результаты реализации достижение в 2015 году следующих результатов программы и показатели (в сравнении с базовым 2009 годом): эффективности увеличение годового объема ввода жилья - с 564,1 тыс. квадратных метров общей площади жилья в 2009 году до 690,0 тыс. квадратных метров в 2015 году; повышение доступности приобретения жилья, когда средняя стоимость стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра будет равна среднему годовому совокупному денежному доходу семьи из 3 человек за 3,8 лет (в 2009 году - 3,8 лет); улучшение жилищных условий граждан Российской Федерации, проживающих на территории Тамбовской области (рост жилищной обеспеченности - с 23,9 кв. метров на человека до 25,9 кв. метров на человека); увеличение доли семей, которым будет доступно приобретение жилья, соответствующего стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств - с 18 до 28 процентов; увеличение доли ввода жилья, соответствующего стандартам экономического класса, - с 3 до 60 процентов; ликвидация 40,63 тыс. квадратных метров и расселение 2678 граждан из аварийного жилья. Кроме того, реализация мероприятий Программы обеспечит: получение муниципальными образованиями документов территориального планирования в полном объеме; формирование эффективных механизмов регулирования градостроительной деятельности, развития инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры; увеличение объема кредитных ресурсов в жилищное строительство; достижение динамического баланса между потребностями отрасли жилищного строительства Тамбовской области в квалифицированных кадровых ресурсах и возможностями их подготовки, переподготовки и повышения квалификации ---------------------------------------------------------------------- в пункте 3.12 раздела 3 Программы: абзац четвертый изложить в следующей редакции: "Исходя из плановых программных мероприятий, определена расчетная потребность в квалифицированных кадрах для отрасли на период 2011-2015 годов, в том числе: с начальным профессиональным образованием - 17154 человека, со средним профессиональным образованием - 23150 человек, с высшим профессиональным образованием - 17911 человек"; в абзаце пятом цифру "9" заменить цифрами "11", слова "7 учреждений начального профессионального образования" исключить; в абзаце шестом цифры "1475" заменить цифрами "2256", цифры "1227" заменить цифрами "1285", цифры "1338" заменить цифрами "777"; в абзаце тринадцатом цифры "1295" заменить цифрами "2646", цифры "1530" заменить цифрами "2683", цифры "2136" заменить цифрами "9575"; в абзаце четырнадцатом цифры "300" заменить цифрами "1573", цифры "2861" заменить цифрами "2876"; абзацы первый - шестой раздела 4 Программы изложить в следующей редакции: "Общий объем финансирования Программы за счет всех предусмотренных источников финансирования в 2011-2015 годах составит 79793,04 млн. рублей, в том числе: средства федерального бюджета (прогнозно) - 276,12 млн. рублей; средства областного бюджета (прогнозно) - 6534,27 млн. рублей; средства местных бюджетов (прогнозно) - 594,97 млн. рублей; внебюджетные источники - 72387,68 млн. рублей, из них: средства ОАО "АИЖК" - 2000,0 млн. рублей; средства Фонда ЖКХ - 407,72 млн. рублей"; приложение N 1 к Программе изложить в редакции согласно приложению N 1 к настоящему постановлению; приложение N 2 к Программе изложить в редакции согласно приложению N 2 к настоящему постановлению; приложение N 13 к Программе "Прогноз потребности строительного комплекса в подготовке квалифицированных кадров на 2011-2015 годы" изложить в редакции согласно приложению N 3 к настоящему постановлению. 2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Тамбовская жизнь". Глава администрации области О.И.Бетин ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 к постановлению администрации области от 28.10.2011 N 1479 ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 к областной целевой программе "Стимулирование развития жилищного строительства в Тамбовской области на 2011- 2015 годы" Важнейшие целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы ----------------------------------------------------------------------------------------- N | Целевой индикатор | Единица |Исход- | Показатели эффективности реализации п/п | | измерения |ные | Программы | | |показа-| | | |тели |---------------------------------------- | | |базо- | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | | |вого | год | год | год | год | год | | |года | | | | | ----------------------------------------------------------------------------------------- 1. Годовой объем ввода тыс. кв. м 564,1 570 578 590 640 690 жилья: жил. ед. 4679 5112 5457 5558 6067 6584 1.1. годовой ввод тыс. кв. м 417,3 374 380 390 426 462 малоэтажного жилья (не более 3-х этажей) жил. ед. 2100 2100 2395 2472 2755 3050 1.2. годовой ввод тыс. кв. м 146,9 196 198 200 214 288 многоэтажного жилья (более 3-х этажей) жил. ед. 2579 3012 3062 3086 3312 3534 2. Доля малоэтажного % 74 65,6 65,8 66,0 66,5 67,0 жилья в общем объеме ввода жилья 3. Доля ввода жилья тыс. кв. м 17,0 228 260 295 352 414 экономического класса в общем объеме ввода % 3 40 45 50 55 60 жилья 4. Уровень кв. м на 23,9 24,4 24,7 25,1 25,5 25,9 обеспеченности человека населения жильем жил. ед. на 477 482 485 489 494 497 1000 чел. 5. Доля аварийного жилья % от общей 0,33 0,25 0,20 0,17 0,15 0,12 в жилищном фонде площади % от числа 0,58 0,39 0,28 0,22 0,16 0,1 квартир в МКД 6. Коэффициент лет 3,8 4,1 4,0 3,9 3,8 3,8 доступности жилья 7. Доля семей, имеющих % 18,0 20,0 22,0 24,0 26,0 28,0 возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств 8. Объем млн. руб. 515,0 1000,0 1030,0 1065,0 1100,0 1165,0 предоставляемых ипотечных кредитов 9. Количество семей, семей 572 1060 1100 1140 1190 1220 улучивших свои жилищные условия с помощью ипотечных кредитов (займов) 10. Общая площадь га 74 74,6 95 120 178 214 земельных участков, вовлеченных в оборот под комплексное освоение территорий 11. Количество человек 4043 4078 3987 3924 4182 4512 специалистов строительного профиля, осуществляющих трудовую деятельность в строительстве жилья ----------------------------------------------------------------------------------------- Зам. главы администрации области Н.В.Коновалов ПРИЛОЖЕНИЕ N 2 к постановлению администрации области от 28.10.2011 N 1479 ПРИЛОЖЕНИЕ N 2 к областной целевой программе "Стимулирование развития жилищного строительства в Тамбовской области на 2011-2015 годы" ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ "СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2015 ГОДЫ" ------------------------------------------------------------------------------------------------- N |Наименование |Источники | Объемы и сроки финансирования (млн. руб.) п/п|проекта |финансирования|------------------------------------------------------------ | | | итого| 2011 год| 2012 год| 2013 год| 2014 год| 2015 год ------------------------------------------------------------------------------------------------- Всего по ВСЕГО 79793,04 15647,33 19798,39 18823,33 17836,42 7687,57 Программе Федеральный 276,12 33,95 60,45 60,51 60,58 60,63 Областной 6534,27 908,61 871,78 1303,42 1740,58 1704,88 бюджет Местный бюджет 594,97 123,08 73,95 113,01 143,48 141,45 Внебюджетные 72387,68 14576,69 18792,21 17346,39 15891,78 5780,61 1. Подпрограмма ВСЕГО 5583,89 615,42 635,98 1111,63 1602,71 1618,15 "Комплексное освоение и Федеральный 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 развитие территорий в Областной 4639,60 558,99 483,99 896,66 1343,82 1356,14 целях бюджет жилищного строительства" Местный бюджет 435,10 16,53 60,62 99,68 130,15 128,12 Внебюджетные 509,19 39,90 91,37 115,29 128,74 133,89 2. Подпрограмма ВСЕГО 11436,87 1678,78 4923,34 3974,27 728,5 131,98 "Развитие промышленности Федеральный 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 строительных материалов и Областной 45,00 3,02 5,00 5,00 15,00 16,98 стройиндустрии бюджет Тамбовской области" Местный 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 Внебюджетные 11391,87 1675,76 4918,34 3969,27 713,5 115 3. Подпрограмма ВСЕГО 9763,80 1853,50 1899,30 1954,00 2008,50 2048,50 "Развитие ипотечного Федеральный 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 жилищного кредитования" Областной 458,75 101,75 101,75 101,75 101,75 51,75 бюджет Местный 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 Внебюджетные, 9305,05 1751,75 1797,55 1852,25 1906,75 1996,75 в том числе: средства 2000,00 390,00 395,00 400,00 405,00 410,00 целевого займа ОАО "АИЖК Тамбовской области" по программе "Стимул" 4. Подпрограмма ВСЕГО 114,45 114,45 0,00 0,00 0,00 0,00 "Снижение административных Федеральный 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 барьеров в строительстве" Областной 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 бюджет Местный бюджет 88,25 88,25 0,00 0,00 0,00 0,00 Внебюджетные 26,20 26,20 0,00 0,00 0,00 0,00 5. Подпрограмма ВСЕГО 1736,89 213,08 380,95 380,95 380,95 380,95 "Молодежи - доступное Федеральный 273,56 33,56 60,0 60,0 60,0 60,0 жилье" Областной 273,56 33,56 60,0 60,0 60,0 60,0 бюджет Местный бюджет 60,79 7,46 13,33 13,33 13,33 13,33 Внебюджетные 1128,98 138,5 247,92 247,92 247,92 247,92 6. Подпрограмма ВСЕГО 312,16 33,54 53,92 65,89 74,31 84,50 "Государственная поддержка Федеральный 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 отдельных категорий Областной 312,16 33,54 53,92 65,89 74,31 84,50 граждан при бюджет ипотечном жилищном Местный 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 кредитовании" бюджет Внебюджетные 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 7. Подпрограмма ВСЕГО 6,06 1,01 1,10 1,21 1,32 1,42 "Кадровое обеспечение Федеральный 2,56 0,39 0,45 0,51 0,58 0,63 задач строительства" Областной 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 бюджет Местный 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 бюджет Внебюджетные 3,50 0,62 0,65 0,70 0,75 0,79 8. Мероприятия по ВСЕГО 198,12 163,12 15,00 20,00 0,00 0,00 модернизации объектов Федеральный 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 коммунальной инфраструктуры Областной 172,79 137,79 15,00 20,00 0,00 0,00 бюджет Местный бюджет 6,33 6,33 0,00 0,00 0,00 0,00 Внебюджетные 19,00 19,00 0,00 0,00 0,00 0,00 9. Мероприятия по ВСЕГО 1356,8 303,65 393,12 220,01 220,01 220,01 переселению граждан из Федеральный 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 аварийного жилищного Областной 944,57 78,5 206,04 220,01 220,01 220,01 фонда бюджет Местный бюджет 4,51 4,51 0,00 0,00 0,00 0,00 Внебюджетные, 407,72 220,64 187,08 0,00 0,00 0,00 в том числе: средства фонда 407,72 220,64 187,08 0,00 0,00 ЖКХ 10. Средства ВСЕГО 49594,97 10704,32 11549,30 11160,96 12894,13 3286,26 застройщиков на строительство Федеральный 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 жилья, в том числе Областной 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 привлеченные бюджет средства граждан и кредитных Местный бюджет 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 ресурсов Внебюджетные 49594,97 10704,32 11549,30 11160,96 12894,13 3286,26 ------------------------------------------------------------------------------------------------- Ресурсное обеспечение реализации Программы может быть скорректировано в течение периода ее действия с учетом особенностей реализации федеральных, областных, ведомственных программ и механизмов, на которых она базируется, а также с учетом ежегодного утверждения бюджетов Российской Федерации и Тамбовской области на очередной финансовый год. Зам. главы администрации области Н.В.Коновалов ПРИЛОЖЕНИЕ N 3 к постановлению администрации области от 28.10.2011 N 1479 ПРИЛОЖЕНИЕ N 13 к областной целевой программе "Стимулирование развития жилищного строительства в Тамбовской области на 2011-2015 годы" ПОДПРОГРАММА "КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАДАЧ СТРОИТЕЛЬСТВА" Паспорт Подпрограммы Наименование "Кадровое обеспечение задач строительства" Подпрограммы (далее - Подпрограмма) Дата принятия Приказ Министерства регионального развития решения о Российской Федерации от 21.03.2011 N 101, разработке поручение заместителя Министра регионального Подпрограммы развития Российской Федерации от 25.03.2011 N 363ф-КК/08 Заказчик - Управление строительства и архитектуры координатор области Подпрограммы Заказчики Управление строительства и архитектуры Подпрограммы области, управление образования и науки области Основные Управление строительства и архитектуры разработчики области, управление образования и науки Подпрограммы области Цель и задачи Цель подпрограммы: Подпрограммы кадровое обеспечение задач строительства областной целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Тамбовской области на 2011-2015 годы". Задачи подпрограммы: развитие профессионально-отраслевой структуры подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров, адекватной потребностям регионального строительного рынка труда; развитие частно-государственного партнерства в области подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов строительных специальностей; стимулирование подготовки образовательными учреждениями специалистов по новым востребованным профессиям строительного профиля; стимулирование трудоустройства молодых специалистов и привлечение в отрасль кадров, имеющих строительное образование; создание и реализация эффективных механизмов повышения качества профессионального образования Важнейшие целевые Увеличение годового объема ввода жилья с 570 показатели тыс. кв. м в 2011 году до 690 тыс. кв. м в Подпрограммы 2015 году, в том числе малоэтажного. Увеличение числа специалистов строительных специальностей, осуществляющих трудовую деятельность по специальности, с 15685 человек в 2011 году до 17355 человек в 2015 году, в том числе в строительстве жилья с 4087 человек до 4512 человек при увеличении расчетной потребности специалистов строительных специальностей с 14039 человек в 2011 году до 17174 человек в 2015 году. Оптимизация годового объема выпуска специалистов строительного профиля с 917 человек в 2011 году до 895 человек в 2015 году. Увеличение числа привлеченной иностранной рабочей силы в строительную отрасль с 1838 человек в 2011 году до 2500 человек в 2015 году. Сохранение количества учебных заведений в Тамбовской области, выпускающих работников строительных специальностей, на уровне 2011 года - 11 учебных заведений среднего профессионального образования и 1 учебное заведение высшего профессионального образования Сроки и этапы Программа реализуется в течение 2011-2015 гг. реализации Первый этап: 2011-2012 годы - формирование Подпрограммы институтов организационного и информационного обеспечения развития кадрового потенциала отрасли, проведение первоочередных мероприятий по формированию комплексного механизма управления кадровым потенциалом отрасли. Второй этап: 2013-2015 годы - реализация эффективных механизмов управления формированием, воспроизводством, развитием и использованием кадрового потенциала отрасли и реализация основных программных мероприятий, развитие материально-технической базы и организация опережающей подготовки кадров по стратегически перспективным для отрасли профессиям, специальностям и видам деятельности Объемы и источники Общие затраты на реализацию Подпрограммы в финансирования 2011-2015 гг. за счет всех источников Подпрограммы финансирования составят 6060,0 тыс. рублей: в том числе: федеральный бюджет (по согласованию) - 2559,0 тыс. рублей: областной бюджет - финансирование мероприятий осуществляется в рамках комплексной программы развития профессионального образования Тамбовской области на 2011-2015 годы; внебюджетные средства - 3501,0 тыс. рублей Ожидаемые конечные Достижение динамического баланса между результаты потребностями отрасли жилищного строительства Тамбовской области в квалифицированных кадровых ресурсах и возможностями их подготовки, переподготовки и повышения квалификации; создание механизмов формирования, воспроизводства и развития кадрового потенциала отрасли жилищного строительства региона на основе долгосрочного прогноза потребности в трудовых ресурсах; создание информационной системы мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в жилищном и ином строительстве; развитие инфраструктуры для рациональной организации ресурсов областной сети учреждений профессионального образования строительного профиля; организация сетевого взаимодействия учреждений профессионального образования различных уровней, предприятий и организаций; формирование системы частно-государственного партнерства, системы профессионального образования с работодателями и общественными объединениями; модернизация системы управления профессиональным образованием на уровне региона и образовательного учреждения в связи с внедрением в систему независимой системы оценки качества образования; своевременное, гибкое и эффективное реагирование системы профессионального образования на изменяющиеся запросы строительного рынка труда; повышение эффективности деятельности системы профессионального образования, создание системы ее многоканального финансирования и поэтапное приведение материально-технической базы учреждений профессионального образования в соответствие с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов; повышение инновационной активности учреждений профессионального образования, педагогических и руководящих работников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования; формирование положительного имиджа профессий строительного профиля. 1. Характеристика проблемы и обоснование ее решения программно-целевыми методами В целях выполнения стратегической задачи, поставленной Правительством Российской Федерации, выйти к 2020 году на ежегодный объем вводимого жилья на уровне 1 квадратного метра на каждого жителя Тамбовской области принята областная целевая программа "Стимулирование развития жилищного строительства в Тамбовской области на 2011-2015 годы" (далее - Программа), утвержденная постановлением администрации области от 31 декабря 2010 г. N 1599. Активизация строительной деятельности в рамках Программы сталкивается с определенными кадровыми ограничениями, что обусловлено наличием широкого спектра актуальных проблем в системе профессиональной подготовки кадров для строительной отрасли, требующих комплексного решения. Данная Подпрограмма разработана в целях обеспечения реализации задач, запланированных в Программе, и представляет собой комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на повышение количества и качества подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации специалистов всех уровней образования и достижение баланса между потребностями строительной отрасли в кадрах и их подготовкой. Демографическая ситуация в области является типичной для большинства регионов России. В условиях миграционного оттока населения особые масштабы приобретает проблема старения населения при одновременном сокращении доли детей и подростков, а также населения трудоспособного возраста. При сохранении текущих тенденций фактически неизбежным в ближайшие годы становится масштабное выбытие трудовых ресурсов, сопровождающееся ростом конкуренции среди отраслей экономики и отдельными предприятиями за рабочую силу, необходимостью привлечения трудовых ресурсов из других регионов. На 01.01.2011 в отрасли насчитывалась 831 строительная организация и 115 предприятий, осуществляющих выпуск строительных материалов. Доля занятых в строительстве в 2010 году составила 2,9% (13,9 тыс. человек) от общей численности занятых в экономике области, в том числе в жилищном строительстве было занято 29% строителей или 4073 работника. Среднесписочная численность работников предприятий и организаций, занятых видом экономической деятельности "Строительство", за 2008-2010 гг. сократилась на 600 человек (4,2%). Кроме того, одновременно с сокращением рабочих мест, в 2008-2010 годах наблюдалась высокая текучесть кадров работников строительных организаций. Показатель убытия специалистов из жилищного строительства в 2008 году был самым высоким и составил 45%. В последующие годы ситуация в строительстве начала выправляться и показатель убытия соответственно составил: 2009 г. - 34%; 2010 г. - 30%. При этом в основных подрядных организациях, занятых в строительстве жилья и реализации приоритетных проектов, в течение 2008-2010 гг. насчитывалось от 374 (в 2008 г.) до 706 (в 2010 г.) вакансий рабочих основных строительных специальностей: каменщиков, штукатуров, бетонщиков, сварщиков (таблица 1). Таблица 1 Баланс потребности в кадрах и безработицы по строительной отрасли --------------------------------------------------------------------------- Уровень |2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 1 квартал образования | | | | 2011 г. |------------------------------------------------------- |вакан-|безра-|вакан-|безра-|вакан-|безра-|вакан-|безра- | сии |ботные| сии |ботные| сии |ботные| сии |ботные --------------------------------------------------------------------------- высшее 11 23 19 52 16 23 12 26 профессиональное образование среднее 6 8 11 26 5 11 7 18 профессиональное образование начальное 357 214 376 311 685 182 1024 270 профессиональное образование всего: 374 245 406 389 706 216 1043 314 --------------------------------------------------------------------------- Решая проблему нехватки рабочей силы, в указанный период на стройки области привлекалась иностранная рабочая сила (ИРС) в соответствии с выделенной квотой: 2008 г. - 1228 работников, 2009 г. - 1378 работников, 2010 г. - 1701 работник, в том числе 40-43% ИРС было занято в жилищном строительстве. Сведения о межрегиональной миграции специалистов строительных профессий отсутствуют, так как сбор данных по указанным сведениям уполномоченными органами не осуществляется. К 2011 году ситуация в строительстве стабилизировалась, за первое полугодие из крупных и средних организаций уволилось 172 работника, в тоже время было принято 197 работников. Основные показатели деятельности строительного комплекса Тамбовской области приведены в приложении N 5 к Подпрограмме. Таблица 2 Индикаторы кадрового обеспечения регионального строительного комплекса Ккорс ---------------------------------------------------------------------- Годы | 2008 | 2009 | 2010 ---------------------------------------------------------------------- Годовой объем капитального строительства 560400 559220 569100 (кв. м) Общее количество персонала организаций, 14123 14152 13943 осуществляющих строительство (N), в том числе: специалисты (N 1) 3432 3340 3291 линейный персонал (N 2) 4435 4316 4253 рабочие (N 3) 6256 6496 6400 КкорсI (интегральный), S/N 39,7 39,5 40,8 Ккорс. спец., S/N 1 163,3 167,4 172,9 Ккорс. лин., S/N 2 126,4 129,6 133,8 Ккорс. раб, S/N 3 89,6 86,1 88,9 ---------------------------------------------------------------------- Индикаторы Ккорс (интегральный и по категориям персонала) характеризуют общую и по категориям кадровую обеспеченность осуществленных объемов капитального строительства. Таблица 3 Индикатор соотношения кадрового ресурса между категориями персонала Кскп ---------------------------------------------------------------------- Годы | 2008 | 2009 | 2010 ---------------------------------------------------------------------- специалисты 1 1 1 линейный персонал 1,29 1,29 1,29 рабочие 1,82 1,94 1,94 ---------------------------------------------------------------------- Индикатор Кскп характеризует соотношение между различными категориями персонала. Таблица 4 Индикатор соотношения кадрового ресурса между уровнями профессионального образования Купо ---------------------------------------------------------------------- Годы | 2008 | 2009 | 2010 ---------------------------------------------------------------------- Количество специалистов, имеющих: высшее профессиональное образование, NВПО 3432 3340 3291 среднее профессиональное образование, NСПО 4435 4316 4252 начальное профессиональное образование, 2966 3198 3151 NНПО без профессионального образования, NБПО 3291 3297 3249 Индикатор соотношения кадрового ресурса между уровнями профессионального образования, Купо NВПО/NВПО 1 1 1 NСПО/NВПО 1,29 1,29 1,29 NНПО/NВПО 0,86 0,96 0,96 NБПО/NВПО 0,96 0,99 0,99 ---------------------------------------------------------------------- Индикатор Купо характеризует соотношение между различными уровнями профессионального образования персонала. Таблица 5 Индикатор миграционной компоненты кадрового обеспечения регионального строительного комплекса Кмигр ---------------------------------------------------------------------- Годы | 2008 | 2009 | 2010 ---------------------------------------------------------------------- Количество иностранных работников в 1228 1378 1701 строительстве (М), в том числе: специалисты, М1 0 0 0 линейный персонал, М2 0 0 0 рабочие, М3 1228 1378 1701 Индикатор миграционной компоненты, К мигр М1/М 0 0 0 М2/М 0 0 0 М3/М 1 1 1 ---------------------------------------------------------------------- Индикатор Кмигр характеризует общую и по категориям долю привлекаемой иностранной рабочей силы. Активное участие в мониторинге и прогнозировании потребностей строительной отрасли в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования принимают саморегулируемые организации, зарегистрированные на территории Тамбовской области. Силами некоммерческого партнерства "Союз тамбовских строителей" был проведен кадровый аудит в 246 организациях - членах саморегулируемой организации (СРО). На основании данных мониторинга по профессиональному составу и уровню образования работников обследованных организаций выведено процентное соотношение между разными категориями специалистов и эмпирическим путем определен состав специалистов отрасли на 01.01.2011. По данным обследования процентное соотношение числа работников со строительным и нестроительным образованием варьируется в зависимости от размера организации. В приложении 4.1-а отражено наличие в регионе специалистов, работающих на должностях, к которым предъявляются требования знаний и навыков по различным профессиям НПО: 59% от общего числа специалистов состоят в СРО строителей, из них 43% не имеют соответствующего образования. Из специалистов, не состоящих в СРО строителей, 49% не имеет соответствующего образования. В приложении 4.1-б отражено наличие в Тамбовской области специалистов, работающих на должностях, к которым предъявляются требования наличия знаний и навыков по указанным профессиям среднего специального и высшего образования. Среднее специальное и высшее образование имеют 56% всех занятых в отрасли, из них в СРО состоит 74%, в том числе 5% членов СРО не имеют соответствующего профессионального образования. В организациях, не состоящих в СРО строителей, из специалистов, занимающих должности, требующие высшего и среднего специального образованием, также 5% не имеет соответствующего профессионального образования. В регионе подготовкой кадров для строительной отрасли занимаются 11 учреждений среднего профессионального образования, 1 учреждение высшего профессионального образования, которые располагаются в 9 территориях (приложение N 6). Контингент обучающихся и студентов строительных специальностей всех уровней образования в текущем году составляет 3348 человек (на 16% меньше, чем в 2008 учебном году), подготовка специалистов ведется по 14 направлениям и специальностям (приложения N 4.3-а, N 4.3-б к Подпрограмме). Сокращение контингента обучающихся произошло за счет уровня начального и среднего профессионального образования. В 2010 году количество выпускников по строительным специальностям составило 735 человек, что на 315 человек или на 30% меньше выпуска 2008 г. Причем сокращение выпуска произошло за счет специалистов начального и среднего профессионального образования, выпуск которых за 2008-2010 годы сократился на 350 человек или 37,5% (таблица 6). Таблица 6 Выпуск специалистов НПО, СПО, ВПО в Тамбовской области в 2008-2010 годах ---------------------------------------------------------------------- Год | Количество выпускаемых специалистов |------------------------------------- | НПО | СПО | ВПО ---------------------------------------------------------------------- 2008 600 330 120 2009 501 251 144 2010 396 184 155 ---------------------------------------------------------------------- Ситуация с трудоустройством выпускников в регионе достаточно благополучная: процент нетрудоустроенных выпускников 2008-2010 годов по строительному профессиональному образованию на 01.04.2011 составляет 0,04%, тогда как в среднем по Российской Федерации этот показатель около 8%. На 01.04.2011 в качестве безработных не зарегистрировано ни одного выпускника 2010 г., обучавшегося по строительным профессиям и специальностям. Повышение квалификации руководящих кадров строительного комплекса организовано на базе научно-технического центра при Архитектурно- строительном факультете государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Тамбовский государственный технический университет" (далее - ТГТУ). За последние три года прошли повышение квалификации по программе "Строительство зданий и сооружений" 956 человек, по программе "Проектирование зданий и сооружений" - 300 человек (таблица 7). Таблица 7 Подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников строительной отрасли за 2008-2010 годы ---------------------------------------------------------------------- год | Вид повышения | Количество | Финансирование, | квалификации | повысивших | тыс. руб. | | квалификацию, |------------------- | | чел. | внебюджетные | | | средства ---------------------------------------------------------------------- Научно-технический центр ТГТУ Всего за 2008-2010 гг. 1573 10850,0 2008 Курсы повышения 368 2392,0 квалификации "Строительство зданий и сооружений" Курсы повышения 250 1625,0 квалификации "Проектирование зданий и сооружений Итого: 618 4017,0 2009 Курсы повышения 348 2262,0 квалификации "Строительство зданий и сооружений" Курсы повышения 190 1235,0 квалификации "Проектирование зданий и сооружений Итого: 538 3497,0 2010 Курсы повышения 240 1920,0 квалификации "Строительство зданий и сооружений" Курсы повышения 177 1416,0 квалификации "Проектирование зданий и сооружений Итого: 417 3336,0 ОАО "Центр развития строительства и подготовки кадров" Всего за 2009-2010 гг. 13519 25853,0 2008 Курсы повышения 2430 7793,0 квалификации 2009 Курсы повышения 2646 8600,0 квалификации 2010 Курсы повышения 2683 9460,0 квалификации ---------------------------------------------------------------------- Подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих и специалистов осуществляет открытое акционерное общество "Центр развития строительства и подготовки кадров". В Центре строительства и подготовки кадров в 2008 г. прошли подготовку и повысили квалификацию 2430 человек, в 2009 г. - 2646 человек, в 2010 г. - 2683 человека. Развивается взаимодействие работодателей со сферой образования в виде новых механизмов частно-государственного партнерства в области организации процедур независимой оценки качества профессионального образования. В 2008 году впервые апробированы и запущены процедуры сертификации профессиональных квалификаций выпускников учреждений начального профессионального образования совместно с Торгово- промышленной палатой области. Созданы два центра сертификации на базе Многопрофильного и Строительного колледжей. Активное участие в разработке региональных профессиональных стандартов приняли саморегулируемые организации в строительстве. В 2010 г. сертификацию профессиональной квалификации прошли 46 выпускников учреждений начальной и средней профессиональной подготовки, в 2009 г. - 45 выпускников, в 2008 г. - 30 выпускников. С целью концентрации ресурсов (кадровых, информационных, учебно-технологических) в системе начального и среднего профессионального образования с 2006 г. функционируют 2 ресурсных центра профессионального образования по направлениям "Строительство" и "Деревообработка". Ресурсные центры созданы с целью формирования условий для подготовки в системе начального и среднего профессионального образования высококвалифицированных рабочих и специалистов. Профессионально-отраслевая структура подготовки кадров для строительной отрасли также в последние годы начала модернизироваться с учетом развития современных технологий и региональной потребности в кадрах. В 2010 г. начата подготовка по профессии "Мастер сухого строительства". В 2011-2012 гг. планируется открытие новых рабочих специальностей: "Производство неметаллических строительных изделий и конструкций", "Станочник деревообрабатывающих станков", "Мастер столярного и мебельного производства", "Мастер жилищно-коммунального хозяйства", а также инженеров по профессии "Строительство уникальных зданий и сооружений" (приложения N 4.4-а, N 4.4-б). В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 г. предусматривается создание в регионе кластера промышленности строительных материалов. В рамках кластера планируется модернизация существующих и создание новых для региона производств основных строительных материалов, в том числе строительство цементного завода, линий по производству энергоэффективных стеновых материалов, современного домостроительного комбината и прочих. Планируется государственная поддержка строительства жилья, социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 гг. Реализация поставленных задач требует подготовки квалифицированных кадров и специалистов нового качества, дальнейшего изменения профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров. Анализ современной ситуации показывает, что существующая система планирования подготовки кадров для строительной отрасли не в полной мере отвечает изменившимся условиям их воспроизводства: в основу положено ежегодное краткосрочное и среднесрочное прогнозирование, а реализация областной программы развития жилищного строительства требует долгосрочного прогноза в подготовке кадров; подготовка кадров осуществляется для массовых профессий, не учитывая внедрения современных производственных технологий; существует практика завышения планов приема в учреждения по профессиям, популярным у населения, но не востребованным на рынке труда; региональная система профессионального образования недостаточно привлекательная для работодателей, о чем свидетельствует отсутствие масштабных государственно-частных альянсов, низкий платежеспособный спрос на образовательные программы начального и среднего профессионального образования, слабое участие работодателей в организации образовательного процесса по программам профессионального образования; формируемый краткосрочный прогноз в подготовке кадров не дает возможность учреждениям профессионального образования целенаправленно адаптировать свои внутренние ресурсы и аккумулировать дополнительные средства для развития актуальных направлений. Для решения проблемы развития кадрового потенциала области необходимо объединить усилия и ресурсы всех заинтересованных сторон - органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, учреждений профессионального образования. К решению проблемы должен быть выстроен комплексный подход. Задача создания условий для новых форм прогнозирования потребности и подготовки кадров требует совершенствования нормативной правовой базы в данной сфере и стимулирования проведения преобразований на местах. Необходимость ускоренного перехода к устойчивому эффективному функционированию кадровой политики в строительной отрасли и ее развитию определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем, поскольку они: отражены в основных направлениях стратегии социально- экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года и областной целевой программе "Стимулирование развития жилищного строительства в Тамбовской области на 2011-2015 годы"; носят межотраслевой и межведомственный характер и не могут быть решены без участия федерального центра; не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных расходов до 2015 года включительно; носят комплексный характер, а их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие в обществе, общее экономическое развитие и рост производства. Вместе с тем применение программно-целевого метода в решении поставленных Подпрограммой задач сопряжено с определенными рисками. Так, в процессе реализации Подпрограммы возможны отклонения в достижении результатов из-за финансово-экономических изменений на рынке образования, а также в отрасли жилищного строительства. 2. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации, целевые показатели Цели и задачи Подпрограммы определяются долгосрочными стратегическими целями и приоритетными задачами государственной образовательной политики, а также целями и задачами Программы, поскольку Подпрограмма является инструментом ее реализации. Общей целью Программы является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания гражданам Тамбовской области. Основной целью Подпрограммы является: кадровое обеспечение задач строительства областной целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Тамбовской области на 2011-2015 годы". Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач: развитие профессионально-отраслевой структуры подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров, адекватной потребностям регионального строительного рынка труда; развитие частно-государственного партнерства в области подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов строительных специальностей; стимулирование подготовки образовательными учреждениями специалистов по новым востребованным профессиям строительного профиля; стимулирование трудоустройства молодых специалистов и привлечение в отрасль кадров, имеющих строительное образование; создание и реализация эффективных механизмов повышения качества профессионального образования. Подпрограмма реализуется в течение 2011-2015 гг. в два этапа. Первый этап: 2011-2012 годы - формирование институтов организационного и информационного обеспечения развития кадрового потенциала отрасли, проведение первоочередных мероприятий по формированию комплексного механизма управления кадровым потенциалом отрасли. Второй этап: 2013-2015 годы - реализация эффективных механизмов управления формированием, воспроизводством, развитием и использованием кадрового потенциала отрасли и реализация основных программных мероприятий, развитие материально-технической базы и организация опережающей подготовки кадров по стратегически перспективным для отрасли профессиям, специальностям и видам деятельности. Достигнутые результаты в профессиональной подготовке кадров для строительной отрасли, в том числе сферы жилищного строительства, и сложившаяся на кадровом рынке ситуация обусловливают необходимость согласования целей и задач Подпрограммы, направленных на преодоление существующих проблем в сфере подготовки кадров, с долгосрочными стратегическими целями и приоритетами государственной жилищной политики. Целевые показатели Подпрограммы по годам реализации приведены в приложении N 1 к Подпрограмме. Перспективы обеспечения строительной отрасли, в том числе сферы жилищного строительства региона квалифицированными кадрами рассчитаны на основании информации о специалистах той или иной квалификации, формирующейся в единой базе данных о членах в саморегулируемых организациях на 1 января 2011 г. Количество занятых видом деятельности "строительство" до 2015 года рассчитано на основе анализа статистических данных по вводу жилья и количеству работающих в строительной отрасли, начиная с 2000 года. Теоретический расчет был произведен исходя из предположения, что показатель производительности труда в последующие 2011-2015 годы останется на наилучшем уровне, достигнутом в 2007-2008 годах. В последующие годы, при достижении показателей производительности, превышающих уровень 2007 года, данные расчета могут быть скорректированы. Потребность в специалистах в профессионально-квалификационном разрезе определена на основании сложившейся структуры спроса на строительном рынке труда на 1 января 2011 г. Сведения о потребности в специалистах с разбивкой по годам, уровню образования приведены в приложениях N 4.2-а, N 4.2-б к Подпрограмме. 3. Система программных мероприятий Система программных мероприятий охватывает реализацию вышеуказанных задач (приложение N 2 к Подпрограмме). В частности планируется обеспечить выполнение следующих мероприятий в 2011-2015 годах: формирование нормативно-правовой базы регионального уровня и методического сопровождения подготовки кадров для строительной отрасли, в том числе: внедрение единой методики долгосрочного прогнозирования потребности строительной отрасли в кадрах; разработка концепции частно-государственного партнерства в области подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов строительных специальностей; совершенствование схемы взаимодействия образовательных учреждений всех уровней и подчиненностей и органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам подготовки специалистов, профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов строительных специальностей; развитие ресурсных центров профессионального образования и центров сертификации профессиональных квалификаций, утверждение на региональном уровне нормативных документов, определяющих их деятельность; создание единого информационного пространства по проблемам кадрового обеспечения строительных компаний; стимулирование образовательных учреждений в подготовке специалистов по новым востребованным профессиям; стимулирование трудоустройства молодых специалистов; повышение квалификации профессорско-преподавательского состава учебных заведений. 4. Обоснование ресурсного обеспечения Подпрограммы Общие затраты на реализацию Подпрограммы в 2011-2015 гг. за счет всех источников финансирования составят 6060,0 тыс. рублей: 2011 год - 1008,0 тыс. рублей; 2012 год - 1097,0 тыс. рублей; 2013 год - 1212,0 тыс. рублей; 2014 год - 1320,0 тыс. рублей; 2015 год - 1423,0 тыс. рублей в том числе: федеральный бюджет (по согласованию) - 2559,0 тыс. рублей: в т. ч. по годам: 2011 год - 391,0 тыс. рублей; 2012 год - 450,0 тыс. рублей; 2013 год - 513,0 тыс. рублей; 2014 год - 575,0 тыс. рублей; 2015 год - 630,0 тыс. рублей Финансирование мероприятий Подпрограммы из областного бюджета предусматривается в рамках комплексной программы развития профессионального образования Тамбовской области на 2011-2015 годы. Внебюджетные средства: всего - 3501,0 тыс. рублей; в т. ч. по годам: 2011 год - 617,0 тыс. рублей; 2012 год - 647,0 тыс. рублей; 2013 год - 699,0 тыс. рублей; 2014 год - 745,0 тыс. рублей; 2015 год - 793,0 тыс. рублей. Привлечение федеральных средств будет осуществляться в соответствии с ежегодно заключаемыми соглашениями с Федеральным агентством по образованию. Объемы расходов на выполнение мероприятий Подпрограммы подлежат корректировке по мере изменения макроэкономических параметров (индикаторов экономического развития региона, контингента и выпуска обучающихся учреждений общего и профессионального образования, финансовых возможностей областного бюджета, внебюджетных источников финансирования). 5. Механизм реализации Подпрограммы Реализация Подпрограммы потребует координации действий всех заинтересованных сторон и консолидации финансовых ресурсов. Управление строительства и архитектуры области в процессе реализации программных мероприятий: обеспечивает создание единой системы мониторинга и оценки состояния регионального и муниципальных рынков труда, потребностей работодателей и спроса населения в строительных вакансиях; осуществляет прогнозирование тенденций на рынке труда, выявление факторов, влияющих на спрос населения на строительные вакансии, оценку воздействия на рынок труда реализуемых в рамках Подпрограммы мероприятий; осуществляет мониторинг и оценку реализации Подпрограммы. В зависимости от результатов мониторинга и оценки выполнения мероприятий Подпрограммы, изменения целевых показателей областной целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Тамбовской области на 2011-2015 годы", изменения потребностей работодателей и спроса населения в строительных вакансиях и с учетом выделенных на реализацию в текущем году финансовых средств управление строительства и архитектуры области уточняет целевые индикаторы, затраты по программным мероприятиям и осуществляет корректировку Подпрограммы. Управление строительства и архитектуры области является координатором выполнения мероприятий Подпрограммы. Функции управления реализацией Подпрограммы осуществляет отраслевой Совет по профессиональному образованию и кадровой политике в строительной отрасли Тамбовской области. Управление образования и науки области представляет свою информацию о ходе реализации Подпрограммы за отчетный период управлению строительства и архитектуры области. Управление строительства и архитектуры области по итогам за полугодие и год представляет по электронной почте и на бумажном носителе в управление экономической политики администрации области информацию о ходе реализации и финансировании Подпрограммы. Контроль исполнения программных мероприятий осуществляет администрация области. Вопросы о ходе выполнения Подпрограммы периодически выносятся на заседания областного координационного комитета по развитию кадрового потенциала в сфере реальной экономики и содействию занятости населения. 6. Оценка эффективности реализации Подпрограммы В результате реализации Подпрограммы предусматривается: достижение динамического баланса между потребностями отрасли жилищного строительства Тамбовской области в квалифицированных кадровых ресурсах и возможностями их подготовки, переподготовки и повышения квалификации; создание механизмов формирования, воспроизводства и развития кадрового потенциала отрасли жилищного строительства региона на основе долгосрочного прогноза потребности в трудовых ресурсах; создание информационной системы мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в жилищном и ином строительстве; развитие инфраструктуры для рациональной организации ресурсов областной сети учреждений профессионального образования строительного профиля; организация сетевого взаимодействия учреждений профессионального образования различных уровней, предприятий и организаций; формирование системы частно-государственного партнерства, системы профессионального образования с работодателями и общественными объединениями; модернизация системы управления профессиональным образованием на уровне региона и образовательного учреждения в связи с внедрением в систему независимой системы оценки качества образования; своевременное, гибкое и эффективное реагирование системы профессионального образования на изменяющиеся запросы строительного рынка труда; повышение эффективности деятельности системы профессионального образования, создание системы ее многоканального финансирования и поэтапное приведение материально-технической базы учреждений профессионального образования в соответствие с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов; повышение инновационной активности учреждений профессионального образования, педагогических и руководящих работников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования; формирование положительного имиджа профессий строительного профиля. Ожидаемые результаты представлены количественно измеримыми целевыми индикаторами. Таблица 8 Индикаторы кадрового обеспечения регионального строительного комплекса Ккорс ---------------------------------------------------------------------- Годы | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 ---------------------------------------------------------------------- Годовой объем капитального 570000 578000 590000 640000 690000 строительства (кв. м) Общее количество персонала 15685 15335 15091 16086 17355 организаций, осуществляющих строительство (N), в том числе: специалисты (N 1) 3702 3619 3561 3796 4096 линейный персонал (N 2) 4784 4677 4603 4906 5293 рабочие (N 3) 7199 7039 6927 7383 7966 КкорсI (интегральный), S/N 36,3 37,7 39,1 39,8 39,8 Ккорс. спец., S/N1 154,0 159,7 165,7 168,6 168,5 Ккорс. лин., S/N2 119,1 123,6 128,2 130,4 130,4 Ккорс. раб, S/N3 79,2 82,1 85,2 86,7 86,6 ---------------------------------------------------------------------- Таблица 9 Индикатор соотношения кадрового ресурса между категориями персонала Кскп ---------------------------------------------------------------------- Годы | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 ---------------------------------------------------------------------- специалисты 1 1 1 1 1 линейный персонал 1,29 1,29 1,29 1,29 1,29 рабочие 1,94 1,94 1,94 1,94 1,94 ---------------------------------------------------------------------- Таблица 10 Индикатор соотношения кадрового ресурса между уровнями профессионального образования Купо ---------------------------------------------------------------------- Годы |2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 ---------------------------------------------------------------------- Количество специалистов, имеющих: высшее профессиональное образование, 3702 3619 3561 3796 4096 NВПО среднее профессиональное образование, 4784 4677 4603 4906 5293 NСПО начальное профессиональное 3545 3466 3411 3635 3922 образование, NНПО без профессионального образования, 3655 3573 3516 3748 4044 NБПО Индикатор соотношения кадрового ресурса между уровнями профессионального образования, К упо NВПО/NВПО 1 1 1 1 1 NСПО/NВПО 1,29 1,29 1,29 1,29 1,29 NНПО/NВПО 0,96 0,96 0,96 0,96 0,96 NБПО/NВПО 0,99 0,99 0,99 0,99 0,99 ---------------------------------------------------------------------- Таблица 11 Индикатор миграционной компоненты кадрового обеспечения регионального строительного комплекса Кмигр ---------------------------------------------------------------------- Годы | 2011 |2012 |2013 | 2014 | 2015 ---------------------------------------------------------------------- Количество работников в строительстве (М), в том числе: специалисты, М1 0 0 0 0 0 линейный персонал, М2 0 0 0 0 0 рабочие, М3 1838 1985 2144 2315 2500 Индикатор миграционной компоненты, Кмигр М1/М 0 0 0 0 0 М2/М 0 0 0 0 0 М3/М 1 1 1 1 1 ---------------------------------------------------------------------- Эффективность реализации Подпрограммы и использования выделенных с этой целью средств областного бюджета будет обеспечена за счет исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств. Оценку эффективности реализации Подпрограммы планируется осуществлять на основе индикаторов (приложение N 3 к Подпрограмме). ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 к подпрограмме "Кадровое обеспечение задач строительства" Перечень целевых показателей Подпрограммы --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- N | Наименование целевого показателя | Общее значение | Значения целевых показателей по годам реализации | Примечания п/п| | целевого | Подпрограммы | | | показателя |------------------------------------------------------| | | | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1. Годовой объем ввода жилья (тыс. кв. м 3068,0 570,0 578,0 590,0 640,0 690,0 Прогнозные общей площади жилья и показатели областной количество жилых единиц), 28778 5112 5457 5558 6067 6584 целевой программы в том числе: в том числе: "Стимулирование жилья эконом-класса (тыс. кв. м) 1549,0 228,0 260,0 295,0 352,0 414,0 развития жилищного малоэтажного жилья (тыс. кв. м) 2032,0 374,0 380,0 390,0 426,0 462,0 строительства в многоэтажного жилья (тыс. кв. м) 1036,0 196,0 198,0 200,0 214,0 228,0 Тамбовской области:" 2. Наличие в Тамбовской области специалистов строительных специальностей, осуществляющих трудовую деятельность по специальности (человек), 79552 15685 15335 15091 16086 17355 в том числе: с высшим профессиональным 18774 3702 3619 3561 3796 4096 образованием со средним профессиональным 24263 4784 4677 4603 4906 5293 образованием с начальным профессиональным 17979 3545 3466 3411 3635 3922 образованием без профессионального образования 18536 3655 3573 3516 3748 4044 3. Наличие в Тамбовской области 20683 4078 3987 3924 4140 4512 специалистов строительных специальностей, осуществляющих трудовую деятельность по специальности (для жилищного строительства), в том числе: с высшим профессиональным 4881 962 941 926 987 1065 образованием со средним профессиональным 6309 1244 1216 1197 1276 1373 образованием с начальным профессиональным 4675 922 901 887 945 1020 образованием без профессионального образования 4818 950 929 914 974 1051 4. Расчетная потребность в Тамбовской 75899 14039 14238 14525 15923 17174 области специалистов строительных специальностей (человек), в том числе: с высшим профессиональным 17911 3313 3360 3428 3757 4053 образованием со средним профессиональным 23150 4282 4343 4430 4857 5238 образованием с начальным профессиональным 17154 3173 3218 3283 3599 3881 образованием со средним общим образованием 17684 3271 3317 3384 3710 4002 4.1 Расчетная потребность в Тамбовской 19831 3684 3736 3814 4137 4460 области специалистов строительных специальностей (человек), осуществляющих трудовую деятельность по специальности (для жилищного строительства) 5. Годовой объем выпуска специалистов 877/40 743/40 810/40 833/40 855/40 (с разбивкой по уровню образования и форме обучения) с начальным профессиональным 579 395 404 439 439 образованием со средним профессиональным 194/15 209/15 260/15 266/15 281/15 образованием (очная/заочная) с высшим профессиональным 104/25 139/25 146/25 128/25 135/25 образованием (очная/заочная) 6. Привлечение иностранной рабочей 1838 1985 2144 2315 2500 силы 7. Количество учебных заведений в 12 12 12 12 12 12 Оптимизация сети Тамбовской области: учебных заведений начального профессионального - - - - - - профобразования образования (далее - НПО); произведена среднего профессионального 11 11 11 11 11 11 в 2009-2010 гг. образования (далее - СПО); высшего профессионального 1 1 1 1 1 1 образования (далее - ВПО) --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ПРИЛОЖЕНИЕ N 2 к подпрограмме "Кадровое обеспечение задач строительства" План мероприятий по выполнению Подпрограммы ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- N | Цель, задачи, | Источники | Объемы финансирования |Сроки | Основные целевые индикаторы | Заказчики п/п | мероприятие | финансиро- | (тыс. рублей) |выпол- |--------------------------------------| Программы - | | вания |-----------------------------------------------------|нения |наименование |едини-|целевое | ответственные за | | | всего | в том числе по годам: | | |ца |значение | выполнение | | | |--------------------------------------------| | |изме- |(по годам | | | | | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | | |рения |реализации) | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Цель: кадровое обеспечение задач строительства областной целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Тамбовской области на 2011- 2015 годы" Задача 1. Развитие территориально-отраслевой структуры подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров, адекватной потребностям регионального строительного рынка труда 1.1. Разработка и Управление утверждение строительства нормативно-правовых и архитектуры актов, необходимых для области реализации (далее - УсиА) подпрограммы 1.2. Разработка и 2011г. Порядок Ед. 2011 г. - 1 Управление утверждение порядка образования и взаимодействия науки области образовательных (далее - УоиН), учреждений УсиА строительного профиля всех подчиненностей, уровней образования и органов исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам подготовки специалистов, профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов строительных специальностей 1.3. Совершенствование - - - - - - 2011 г. Внесение УоиН механизма изменений в формирования постановление прогнозных администрации потребностей области от строительной отрасли в 15.01.2006 кадрах на N 1281 среднесрочную и долгосрочную перспективу 1.4. Формирование - - - - - - 2011- Перечень Ед. 2012г. - 1 УоиН, актуального перечня 2015 актуальных 2013 г. - 1 УсиА программ гг. программ 2014 г. - 1 профессионального профессиональ- 2015 г. - 1 образования на ного среднесрочную образования перспективу в соответствии с кадровыми потребностями строительной отрасли Итого федеральный - - - - - - бюджет Итого областной - - - - - - бюджет Итого внебюджетные - - - - - - средства учреждений Итого средства - - - - - - работодателей Задача 2. Развитие частно-государственного партнерства в области подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов строительных специальностей 2.1. Разработка и 2011- Концепция Ед. 2011 г. - 1 УсиА, УоиН утверждение концепции 2012гг. частно-государственного партнерства в области подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов строительных специальностей 2.2. Развитие ресурсных Областной В рамках комплексной программы развития 2011- Количество Ед. 2011 г. - 4 УоиН центров, центров бюджет профессионального образования Тамбовской 2015 созданных и 2012 г. - 4 сертификации области на 2011-2015 годы гг. поддержанных 2013 г. - 4 профессиональных центров на базе 2014 г. - 4 квалификаций по учреждений 2015 г. - 4 профессиям среднего строительства и профессиональ- деревообработки на базе ного образова- учреждений среднего ния профессионального образования 2.3. Развитие учебных центров Областной В рамках комплексной программы развития 2011- Количество Ед. 2011 г. - 2 УоиН профессиональной бюджет профессионального образования Тамбовской 2015 созданных и 2012 г. - 2 квалификации на базе области на 2011-2015 годы гг. поддержанных 2013 г. - 2 учреждений среднего центров на базе 2014 г. - 2 профессионального учреждений 2015 г. - 2 образования среднего про- фессионального образования 2.4. Развитие материально- Внебюджет- 500,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 2011- Количество Ед. 2011 г. - 1 Саморегулиру- технической базы ные средства 2015 учреждений 2012 г. - 1 емые открытого акционерного работодателей гг. профессиональ- 2013 г. - 1 организации в общества "Центр ной подготовки, 2014 г. - 1 строительстве развития строительства и переподготовки 2015 г. - 1 (далее - СРО в подготовки кадров" и повышения строительстве) квалификации, отремонтиро- ванных и оснащенных специальным оборудованием Итого федеральный - - - - - - бюджет Итого областной - - - - - - бюджет Итого внебюджетные - - - - - - средства учреждений Итого средства 500,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 работодателей Задача 3. Стимулирование образовательных учреждений в подготовке специалистов по новым востребованным профессиям строительного профиля 3.1. Создание в Областной В рамках комплексной программы развития 2011- Количество Ед. 2011 г. - 2 УоиН учреждениях бюджет профессионального образования Тамбовской 2015 учреждений 2012 г. - 3 начального и среднего области на 2011-2015 годы гг. начального и 2013 г. - 3 профессионального среднего 2014 г. - 3 образования условий профессио- 2015 г. - 3 для обеспечения нального подготовки рабочих образования, кадров отремонтиро- и специалистов для ванных и высокотехнологичных оснащенных производств специальным оборудованием 3.2. Конкурсный отбор и Областной В рамках комплексной программы развития 2011- Количество Ед. 2011 г. - 1 УоиН, подготовка бюджет профессионального образования Тамбовской 2012 проведенных 2012 г. - 1 УсиА инновационных области на 2011-2015 годы гг. конкурсов управленческих кадров для строительной отрасли 3.3. Проведение - - - - - - 2011- УоиН конкурсного 2015 распределения гг. бюджетных мест на подготовку рабочих и специалистов среднего звена в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования 3.4. Проведение областных Внебюджет- 250,0 50,0 50,0 50,0 50,0 50,0 2011- Количество Ед. 2011 г. - 2 УоиН этапов Всероссийских ные средства 2015 проведенных 2012 г. - 2 олимпиад учреждений гг. олимпиад 2013 г. - 2 профессионального профессиональ- 2014 г. - 2 мастерства по ного мастерства 2015 г. - 2 профессиям строительного профиля среди обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования 3.5. Проведение областного Внебюджет- 250,0 50,0 50,0 50,0 50,0 50,0 2011- Количество Ед. 2011 г. - 1 УоиН конкурса трудовых ные средства 2015 проведенных 2012 г. - 1 бригад учреждений учреждений гг. конкурсов среди 2013 г. - 1 начального и среднего педагогических 2014 г. - 1 профессионального работников 2015 г. - 1 образования "Что нам учреждений на- стоит дом построить" чального и среднего про- фессионального образования Итого федеральный - - - - - - бюджет Итого областной - - - - - - бюджет Бюджеты муниципальных - - - - - - районов и городских округов Итого внебюджетные 500,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 средства учреждений Итого средства - - - - - - работодателей Задача 4. Стимулирование трудоустройства молодых специалистов и привлечение в отрасль кадров, имеющих строительное образование 4.1. Организация - - - - - - 2011- УоиН деятельности в 2015 учреждениях гг. профессионального образования бюро (службы) по трудоустройству выпускников 4.2. Проведение конкурса на Внебюджет- 50,0 50,0 - - - - 2011 г. Количество Ед. 2011 г. - 1 УоиН лучшую практику ные средства проведенных деятельности центров учреждений конкурсов содействия трудоустройству выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования 4.3. Проведение областных Внебюджет- 250,0 50,0 50,0 50,0 50,0 50,0 2011 г. Количество Ед. 2011 г. - 4 УоиН, СРО в молодежных акций: ные средства проведенных 2012 г. - 4 строительстве "День карьеры", "Твоя учреждений конкурсов среди 2013 г. - 4 будущая профессия", учреждений на- 2014 г. - 4 "Один день в чального и 2015 г. - 4 профессии", "День среднего профессий" профессиональ- ного образова- ния 4.4. Проведение массовых Внебюджет- 500,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 2011- Количество Ед. 2011 г. - 2 УсиА, СРО в презентационных ные средства 2015 проведенных 2012 г. - 2 строительстве мероприятий, учреждений гг. мероприятий 2013 г. - 2 направленных на 2014 г. - 2 формирование 2015 г. - 2 положительного имиджа профессии и преимуществ работы по строительным специальностям Итого федеральный - - - - - - бюджет Итого областной - - - - - - бюджет Итого внебюджетные 800,0 200,0 150,0 150,0 150,0 150,0 средства учреждений Итого средства - - - - - - работодателей Задача 5. Создание и реализация эффективных механизмов повышения качества профессионального образования 5.1. Повышение Федеральный 2559,0 391,0 450,0 513,0 575,0 630,0 2011- Количество Чел. 2011 г. - Тамбовский квалификации бюджет 2015 преподавателей, 19 государствен- профессорско- гг. защитивших 2012 г. - ный преподавательского кандидатские и 22 технический состава учебных докторские 2013 г. - университет заведений в темпе диссертации 24 совершенствования Внебюджет- 1576,0 192,0 272,0 324,0 370,0 418,0 2014 г. - технологий ные средства 27 проектирования и учреждений 2015 г. - строительства зданий и 29 сооружений 5.2. Материально- Внебюджет- 125,0 25,0 25,0 25,0 25,0 25,0 2011- Доля % 2011 г. - Тамбовская техническое оснащение ные средства 2015 выпускников 10/5; областная центра сертификации работодате- гг. программ 2012 г. - торгово- профессиональных лей профессио- 20/10; промышленная квалификаций при нального 2013 г. - палата Тамбовской областной образования/пр- 25/15; торгово-промышленной офессио- 2014 г. - палате нальной 30/20; подготовки, 2015 г. - успешно 50/25 прошедших сертификаци- онные процедуры 5.3. Создание и внедрение - - - - - - 2011- Доля лиц, % 2011 г. - УоиН механизма учета 2015гг. обучающихся 29/9/2; результатов по программам 2012 г. - общественно- НПО/СПО/ 30/11/2,3; профессиональной ВПО, 2013 г. - аккредитации прошедшим 31/13/2,4; профессиональных профессио- 2014 г. - программ при нально- 32/14/2,5; проведении общественную 2015 г. - государственной аккредитацию 33/15/3 аккредитации, государственного контроля качества 5.4. Мониторинг УС иА, УоиН реализации подпрограммы Итого федеральный 2559,0 391,0 450,0 513,0 575,0 630,0 бюджет Итого областной - - - - - - бюджет Итого внебюджетные 1576,0 192,0 272,0 324,0 370,0 418,0 средства учреждений Итого средства 125,0 25,0 25,0 25,0 25,0 25,0 работодателей ИТОГО федеральный бюджет 2559,0 391,0 450,0 513,0 575,0 630,0 ИТОГО областной бюджет - - - - - - ИТОГО муниципальные бюджетные - - - - - - средства ИТОГО внебюджетные средства 2876,0 492,0 522,0 574,0 620,0 668,0 учреждений ИТОГО средства работодателей 625,0 125,0 125,0 125,0 125,0 125,0 ВСЕГО: 6060,0 1008,0 1097,0 1212,0 1320,0 1423,0 ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ПРИЛОЖЕНИЕ N 3 к подпрограмме "Кадровое обеспечение задач строительства Основные целевые индикаторы, отражающие степень достижения цели и задач Подпрограммы ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Цель, задачи | Целевой индикатор | Едини- | Исходные | Показатель целевого индикатора по годам реализации | | ца | показатели | Программы: | | измере- | базового года (с | | | ния | указанием | | | | источников |---------------------------------------------------- | | | получения | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | | | данной | | | | | | | | информации) | | | | | ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Цель: кадровое обеспечение задач строительства областной целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Тамбовской области на 2011-2015 годы" Задача 1. Индикатор 1. % 100/91 100/ 100/ 100/ 100/ 100/ Развитие Соотношение данные 95 96 97 98 100 территориально- потребности в управления отраслевой структуры строительных кадрах образования и подготовки, и выпуска науки области профессиональной специалистов (далее - УоиН) переподготовки и и саморегу- повышения лируемые квалификации кадров, организации в адекватной строитель- потребностям стве (СРО) регионального строительного рынка Индикатор 2. Ед. 1 3 2 1 1 1 труда Открытие новых данные Уои Н специальностей, соответствующих потребностям строительного комплекса Задача 2. Индикатор 1. % 7,2/22,3 8/ 8,5/ 9/ 9,5/ 10/ Развитие частно- Доля лиц, данные УоиН 23 23,5 24,5 24,5 25 государственного обучающихся партнерства в области строительным подготовки, специальностям по профессиональной программам переподготовки и НПО/СПО на повышения условиях квалификации софинансирования за специалистов счет средств строительных работодателей специальностей Индикатор 2. % 36,2/16,0/2,5 37,5/ 34/ 36,2/ 38,3/ 38/ Доля доходов данные УоиН 17,8/ 17,8/ 17,7/ 17,7/ 17,9/ учреждений 2,9 2,8 2,5 2,4 2,7 начального, среднего и высшего образования строительного профиля в Тамбовской области от реализации программ повышения квалификации и профессиональной подготовки по заказам работодателей Индикатор 3. % 100 100 100 100 100 100 Доля учреждений данные УоиН профессионального образования, имеющих органы самоуправления, обеспечивающие демократический, государственно- общественный характер управления учреждением профессионального образования Индикатор 4. % 50/25 50/ 50/ 50/ 50/ 50/ Доля представителей данные УоиН 30 32 35 38 40 строительной отрасли в составе преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения в учреждениях НПО/СПО в Тамбовской области Задача 3. Индикатор 1. % 2,03 3 3,5 3,8 4 5 Стимулирование Доля средств, данные УоиН подготовки распределяемых по образовательными госзаказу на учреждениями конкурсной основе, специалистов по новым от всех средств востребованным областного бюджета профессиям на подготовку кадров, строительного профиля повышение квалификации, переподготовку кадров строительного профиля Задача 4. Индикатор 1. % 97/96/96 97,5/ 98/ 98,5/ 99/ 99,5/ Стимулирование Доля выпускников данные УоиН 96,5/ 97/ 97,5/ 98/ 98,5/ трудоустройства молодых очной формы 96,5 97 97,5 98 98,5 специалистов и обучения привлечение в отрасль государственных и кадров, имеющих негосударственных строительное образование учреждений НПО/СПО/ВПО строительного профиля, трудоустроившихся не позднее 1 года после выпуска Индикатор 2. % 9,3/14,5/90 9,5/ 9,8/ 10/ 10,3/ 10,5/ Доля взрослых, данные УоиН 14,7/ 15/ 15,2/ 15,5/ 15,7/ прошедших обучение 90,5 91 91,5 92 92,5 по программам НПО/СПО/дополните- льного образования строительного профиля Задача 5. Индикатор 1. % 0/0/16 2/ 3/ 5/ 6/ 7/ Создание и реализация Доля преподавателей данные УоиН 3/ 4/ 7/ 8/ 10/ эффективных механизмов учреждений 20 23 26 29 31 повышения качества НПО/СПО/ВПО, профессионального прошедших образования переподготовку/повы- шение квалификации Индикатор 2. % 5/1 10/5 20/10 25/15 30/20 50/25 Доля выпускников данные УоиН программ профессионального образования/професс- иональной подготовки, успешно прошедших сертификационные процедуры Индикатор 3. % 28/7/2 29/ 30// 31/ 32/ 33/ Доля лиц, данные УоиН 9/ 11/ 13/ 14/ 15/ обучающихся по 2 2,3 2,4 2,5 3 программам НПО/СПО/ВПО, прошедшим профессионально- общественную аккредитацию ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ПРИЛОЖЕНИЕ N 4.1-а к подпрограмме "Кадровое обеспечение задач строительства Наличие в Тамбовской области специалистов, работающих на должностях, к которым предъявляются требования знаний и навыков по указанным профессиям начального профессионального образования, на 01.01.2011 г. ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Наличие | Начальное профессиональное образование специалистов |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | ИТОГО| 270800 |270802.01 -|270802.02 - |270802.03 -|270802.04 -|270802.05 -|270802.06 -|270802.07|270802.08 |270802.09 - | НПО | - |арматурщик-|изготовитель| монтажник |трубоклад | каменщик |кровельщик | - мастер| - мастер | мастер | |строите-| бетонщик | арматурных | трубопро- | | | |столярно-| сухого |общестрои- | | льство | | сеток и | водов | | | | плотнич-|строитель-| тельных | | | | каркасов | | | | | ных и | ства | работ | | | | | | | | |паркетных| | | | | | | | | | | работ | | ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ВСЕГО 6400 4820 300 96 147 41 1193 254 15 23 158 в т. ч. не 3249 2495 154 48 71 22 606 132 8 12 92 имеют соответст- вующего образования в СРО 3748 2899 184 54 79 24 736 152 0 0 104 строителей в т. ч. не 1868 1491 91 27 37 13 372 81 0 0 64 имеют соответст- вующего образования вне СРО 2652 1921 116 42 68 17 457 102 15 23 54 строителей в т. ч. не 1381 1004 63 21 34 9 234 51 8 12 28 имеют соответст- вующего образования ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|