1.
Краткий анализ ситуации
Региональная социальная политика в сфере защиты детства направлена на
обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье. С этой целью на
территории Тамбовской области с 2008 года реализуется стратегия единой
системы профилактики социального сиротства, которая объединила ресурсы администрации
области, органов исполнительной власти области, местного самоуправления, институтов
гражданского общества, социально-ориентированного бизнеса и средств массовой информации.
За последние 3 года наметился ряд положительных тенденций по важнейшим
показателям состояния благополучия детей, нуждающихся в поддержке
государства:
на 42% сократилось число детей, находящихся в социально опасном положении;
на 14% уменьшилось число детей, оставшихся без попечения родителей;
на 85% сократилось число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, возвращенных в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, из замещающих семей;
на 75% сократилось число детей, родители которых лишены родительских
прав;
увеличилась доля детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных
на семейные формы воспитания, в общей численности таких детей с 77,3% до
82,5%.
Положительные результаты достигнуты благодаря специально выстроенной
региональной системе профилактики социального сиротства, которая включает в
себя два основных направления:
отработка и внедрение технологий раннего выявления и сопровождения
семей «группы риска» по социальному сиротству с целью сохранения для ребенка
кровной семьи;
развитие системы семейного жизнеустройства детей, оставшихся без попечения
родителей.
Создано организационно-правовое поле межведомственного взаимодействия
в данной сфере.
Действует областной Координационный совет по профилактике социального
сиротства и предотвращению жестокого обращения с детьми, который обеспечивает
взаимодействие всех структур системы профилактики.
Создана рабочая группа по реализации Указа Президента Российской Федерации
от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики
в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
На уровне муниципальных районов, городских округов созданы координационные
советы, аналогичные областному.
На уровне сельских поселений работают Советы помощи семье и детям.
С целью обеспечения межведомственного взаимодействия в сфере профилактики
социального сиротства в области разработан и утвержден постановлением администрации
области от 27.02.2012 № 203 Порядок
межведомственного взаимодействия по выявлению детей, нуждающихся в государственной
защите, с целью профилактики социального сиротства, предупреждения отказов от
детей и устранения причин нарушения их прав и законных интересов, который регламентирует
основные этапы деятельности в этом направлении и определяет единый порядок мер
по защите прав детей во всех муниципальных образованиях области.
В регионе реализуется ряд проектов и программ, направленных на обеспечение
права каждого ребенка жить и воспитываться в семье:
концепция создания социального кластера «Региональная инновационная система
защиты детства Тамбовской области» (постановление администрации области от 05.09.2012 № 1064),
реализуется совместно с Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения;
Стратегия действий в интересах детей Тамбовской области на 2012-2017
гг. (постановление администрации области от 27.11.2012 № 1471);
комплексная программа области «Право быть равным» на 2013-2015 гг. (постановление
администрации области от 10.06.2013 № 604), мероприятия
которой направлены на поддержку семей с детьми-инвалидами, реализуется на
условиях софинансирования с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации;
государственная программа Тамбовской области
«Социальная поддержка граждан» на 2014-2020 годы» (постановление
администрации области от
13.08.2014 № 894). (В редакции Постановления Администрации Тамбовской
области от
08.11.2017 № 1097)
Областным законодательством предусмотрены меры материальной поддержки
замещающих семей:
единовременная выплата при усыновлении (удочерении) ребенка (150 тыс. руб.); (В
редакции Постановления Администрации Тамбовской области от
08.11.2017 № 1097)
ежемесячные выплаты на содержание детей в семьях опекунов (попечителей)
дифференцированы в зависимости от возраста ребенка и наличия инвалидности
(ежегодно индексируются);
ежемесячное вознаграждение приемным родителям и патронатным воспитателям.
Меры социальной поддержки замещающих семей приравнены к мерам социальной
поддержки, установленным для многодетных семей (Закон области от 26.05.2011 № 11-З «О
социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области»).
Создана необходимая инфраструктура.
С 2006 года в области работает Центр по развитию семейных форм устройства
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Ради будущего»,
который является базовым методическим учреждением в системе семейного жизнеустройства
детей, осуществляет подготовку кадров, издает свой журнал «Семейный причал».
Это учреждение в рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития
образования на 2011-2015 годы определено базовой площадкой по направлению «Социализация
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Центр имеет свои филиалы,
созданные на базе областных организаций, осуществляющих образовательную деятельность
(всего на их базе функционируют 50 центров и служб, оказывающих помощь семье
и детям).
На территориях городских округов, муниципальных районов области во
взаимодействии с органами опеки и попечительства работают службы по устройству
детей в семью и сопровождению замещающих семей, школы приемных родителей.
Полномочие органов опеки и попечительства по подбору и подготовке граждан,
выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся
без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным
законодательством формах, в установленном порядке передано 14 областным образовательным
организациям, из которых 7 являются организациями для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей. Приказом управления образования и науки области от
04.09.2012 утвержден реестр органов и организаций, осуществляющих подготовку лиц,
желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без
попечения родителей.
Организационная модель сопровождения института семейного устройства
детей включает в себя несколько основных направлений:
подготовка кандидатов в замещающие родители (приказом управления образования
и науки области от 25.09.2012 № 2562 утверждены порядок и программа
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка,
оставшегося без попечения родителей);
подготовка ребенка к проживанию в семье;
осуществление социально-психолого-педагогического сопровождения функционирующих
семей;
проведение информационно-просветительской работы, направленной на развитие
семейных форм устройства.
Всего в службах сопровождения замещающих семей работают 56 подготовленных
специалистов (социальные педагоги, психологи, педагоги), которые сопровождают
80% всех функционирующих на территории области семей опекунов и приемных
семей.
В целях укрепления института профессионально подготовленной замещающей
семьи, оказания содействия и поддержки принимающим родителям выстраивается
работа вновь созданных структур:
областного Совета замещающих семей (создан 16.05.2013), аналогичные
советы созданы в городских округах, муниципальных районах области;
некоммерческой организации «Центр социальных проектов», учредителем которой
является Центр по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, «Ради будущего» (зарегистрирована
12.07.2013).
В области широко используются нематериальные формы стимулирования граждан
к приему детей на воспитание в семью: выездные школы замещающих семей,
творческие конкурсы с замещающими семьями, слеты замещающих семей, новогодние
праздники для семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, различные акции с участием волонтеров и добровольческих
организаций.
Для более эффективной работы по профилактике социального сиротства на территории
области сформирована непрерывная система межведомственного разноуровневого
повышения квалификации специалистов посредством проведения курсов,
конференций, интерактивных семинаров, круглых столов, совещаний, супервизий и
т. д.
В процессе формирования данной системы разработаны и реализуются 6
обучающих программ для специалистов, работающих с семьями и детьми.
В работу по профилактике социального сиротства вовлечены областные
организации, осуществляющие образовательную деятельность. На территории
области функционирует 8 таких организаций:
6 детских домов (1 дошкольный детский дом, 1 детский дом для детей
школьного возраста и 4 детских дома смешанного типа);
2 образовательные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, реализующие адаптированную образовательную программу.
С 2007 года количество организаций для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, в регионе сократилось почти в 2 раза (с 15 до 8
организаций). За последние 3 года была ликвидирована только 1 организация для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По состоянию на 01.01.2014 в образовательных организациях для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывается 491 ребенок. За
последние 3 года их численность сократилась на 280 человек (36,3%). В областном
специализированном доме ребенка воспитывается 45 детей, оставшихся без
попечения родителей.
Средняя наполняемость организаций составляет 61 человек, в том числе
средняя численность воспитанников в детских домах – 39 человек, в школах-интернатах,
реализующих адаптированную образовательную программу – 77 человек.
Контингент воспитанников в основном составляют категории детей, которых
непросто устроить в семьи: 65% – дети подросткового возраста, 40,9% – дети с
ограниченными возможностями здоровья, в том числе 21,6% – дети-инвалиды.
Среди педагогических работников образовательных организаций для детей-сирот
имеют высшее образование – 73,1% (2012 г. – 71,1%, 2011 г. – 71,9%), среднее
профессиональное образование – 23,6% (2012 г. – 24,4%, 2011 г. – 14,8%). Высшую
квалификационную категорию имеют 3,8% педагогических работников (2012 г. – 3,6%, 2011 г. – 4,7%), первую категорию
– 31,6% (2012 г. – 32,4%, 2011 г. – 29,7%), вторую – 15,1%
(2012 г. – 20,4%, 2011 г. – 26,6%), аттестованы на
соответствие занимаемой должности – 8% (2012 г. – 3,6%, 2011 г. – 0,8%).
Условия, созданные в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, соответствуют требованиям пожарной безопасности,
санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и иным требованиям действующего
законодательства, являются комфортными и максимально приближенными к
домашним.
Жизнедеятельность 50% организаций для детей-сирот организована по принципу
семейного воспитания, что способствует формированию у воспитанников социальной
компетентности, развитию навыков самостоятельной жизни.
Обучение воспитанников детских домов организовано в близлежащих общеобразовательных
школах на договорной основе. Воспитанники получают в школах образовательные
услуги, а также дополнительное образование и прочие услуги, предоставляемые
обучающимся школы.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется непосредственно
в организациях для детей-сирот по адаптированным образовательным программам в
соответствии с заключением центральной психолого-медико-педагогической
комиссии. С детьми данной категории проводятся необходимые коррекционные занятия
и реабилитационные мероприятия.
Воспитательная работа во всех организациях направлена на всестороннее
развитие личности ребенка и его творческих способностей, социальную адаптацию
и трудовую подготовку воспитанников, профилактику правонарушений. С этой целью
используются современные технологии воспитания, дети вовлечены в систему дополнительного
образования, а также привлекаются к активному участию в массовых
мероприятиях.
Дополнительное образование дети получают в общеобразовательных школах,
детских домах и школах-интернатах, на базе которых функционируют кружки и
секции (91 кружок и 24 секции (2012 г. – 88 кружков и 22
секции)), в которых заняты 98,2% воспитанников (2012 г. – 90%), а также в
организациях дополнительного образования на основании договоров (занимаются
26,1% воспитанников (2012 г. – 20,5%).
На базе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
организована допрофессиональная и профессиональная подготовка. Допрофессиональная
подготовка осуществляется в 6 организациях (2012 г. – 4 организации) по 10 профилям
(2012 г. – 9 профилей),
профессиональная подготовка – в 5 организациях (2012 г. – 4 организации) по 7
специальностям (2012 г. – 7 специальностей). По
программам допрофессиональной и профессиональной подготовки обучается 100%
воспитанников старшего школьного возраста.
В условиях сокращения контингента воспитанников, высвобождения кадров накопленный
опыт, ресурсы организаций для детей-сирот используются в целях профилактики
социального сиротства и семейного устройства детей, оставшихся без попечения
родителей.
Для этого на базе организаций созданы новые структурные подразделения,
которые предоставляют следующие услуги:
подготовка детей к помещению в семью;
подбор и подготовка граждан, желающих принять детей-сирот на воспитание
в свои семьи;
социальное, медицинское, психологическое и педагогическое сопровождение
замещающих семей;
временная передача детей-сирот на период каникул, выходных или праздничных
дней в семьи граждан;
профилактика жестокого обращения с детьми;
реинтеграция воспитанника в кровную семью;
раннее выявление семейного неблагополучия;
оказание помощи семье, попавшей в трудную жизненную ситуацию, с целью
профилактики отказа родителей от воспитания своих детей и др.
Реализация комплекса мер, направленных на повышение благополучия детей,
согласованных по целям, ресурсам, срокам выполнения, позволила улучшить ситуацию
в регионе в сфере профилактики социального сиротства.
Однако, несмотря на положительную динамику основных показателей по
семейному устройству детей, в данной сфере сохраняется ряд проблем:
отмечается низкий процент устройства на воспитание в семьи граждан Российской
Федерации детей, оставшихся без попечения родителей, подросткового возраста и
детей-инвалидов;
в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
не поставлена на должный уровень работа с родителями и близкими
родственниками воспитанников с целью их передачи в кровную семью;
организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
не всегда укомплектованы квалифицированными кадрами, знающими специфику
работы с данной категорией детей.
Указанные проблемы планируется решать с помощью мероприятий, приведенных
в разделе 2.
2.
Мероприятия по обеспечению семейного устройства детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей (далее – дети-сироты)
|