Расширенный поиск
Постановление Думы Тамбовской области от 08.09.2000 № 724РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Тамбовская областная Дума ПОСТАНОВЛЕНИЕ 08 сентября 2000 г. г. Тамбов N 724 Утратилo силу - Закон Тамбовской области от 03.05.2007 г. N 192-З О Концепции промышленной политики Тамбовской области Рассмотрев во втором чтении Концепцию промышленной политики Тамбовской области и заключение комитета по промышленности, строительству, транспорту, связи и развитию предпринимательства, Тамбовская областная Дума п о с т а н о в л я е т: 1. Принять в целом Концепцию промышленной политики Тамбовской области. 2. Опубликовать Концепцию промышленной политики Тамбовской области в газете "Тамбовская жизнь". Председатель Тамбовской областной Думы В.Н.Карев ------------------------------ Концепция промышленной политики Тамбовской области Введение Развитие промышленного производства в условиях реформирования экономики, перехода на рыночные отношения остается стержневой основой, обеспечивающей функционирование всего экономического комплекса, улучшение условий жизни населения области. Одной из важнейших задач своей деятельности администрация области и областная Дума считают формирование долгосрочной активной промышленной политики, основанной на эффективном взаимодействии органов власти, промышленных предприятий, финансовых структур, научных и общественных организаций. Необходимость разработки такой политики обусловлена высокой значимостью промышленного комплекса в экономике и социальной сфере области, потребностью определения приоритетных направлений развития промышленности области, совершенствования структуры управления, экономической поддержки собственного товаропроизводителя. Настоящая Концепция (конструктивный принцип) разработана в соответствии с Законом Тамбовской области от 29.06.99 г. N 66-З "О промышленной политике в Тамбовской области" и является программным документом на 2000-2005 годы. Главной задачей Концепции является определение системы, выбор конструктивных направлений использования и развития промышленного потенциала области, способствующих, в частности: стабилизации промышленного, сельскохозяйственного, строительного и иного производства с последующим наращиванием его объемов и объемов валового регионального продукта; сохранению перспективных и созданию новых рабочих мест, обеспечению эффективной занятости населения; повышению доходности промышленного производства, оздоровлению финансово-экономического положения предприятий промышленности и на этой основе - повышению заработной платы работников, устойчивому наполнению бюджетов и внебюджетных фондов, восстановлению и развитию социальной сферы области; оптимизации структуры промышленности, рациональному использованию интеллектуальных, природных, трудовых и финансовых ресурсов области. Концепция промышленной политики области является составной частью социально-экономической политики Тамбовской области на период до 2005 года и направлена на реализацию стратегических и тактических целей в промышленном секторе экономики. 1. Анализ состояния промышленности области К настоящему моменту завершен первый этап экономических реформ. Его основным результатом стал переход от планово-распределительной к рыночно-ориентированной экономике. В области управления и организации промышленности работа строилась на основе принципа невмешательства государства в хозяйственную деятельность товаропроизводителей. Создана профессионально-общественная организация - ассоциация промышленников и предпринимателей Тамбовской области. В ходе реформ сложилась новая социально-экономическая структура. Среди крупных и средних предприятий к государственной собственности относится менее 10 процентов. Остальная часть приходится на предприятия акционерного и кооперативного типа. В аграрном секторе также произошли глубокие структурные сдвиги. Более чем в два раза упал удельный вес аграрного сектора в валовом региональном продукте. Снизилась доля сельского хозяйства в АПК. Растениеводство превратилось в преобладающую отрасль аграрной экономики. Приватизировано подавляющее большинство предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, а также агросервиса. Осуществлено разгосударствление системы закупок и реализации промышленной и сельскохозяйственной продукции, снабжение средствами производства, оптовой и розничной торговли. Вводится конкурсный порядок закупок продукции для государственных нужд области. Изменилась структура регионального валового продукта и бюджета области. Удельный вес производства и платежей по отраслям в 1991, 1996, 1999 годах выглядят следующим образом: ---------------------------------------------------------------------- Тамбовская область | Удельный вес в РВП | Удельный вес | (%) | платежей ---------------------------------------------------------------------- | 1991 г.| 1996 г.| 1999 г.| 1996 г.| 1999 г. ---------------------------------------------------------------------- Электроэнергетика 1,1 10,4 7,4 8,1 4,4 Химическая и 6,8 10,2 10,2 7,43 6,7 нефтехимическая промышленность Машиностроение и 10,0 15,0 10,2 11,0 12,38 металлобработка Легкая и 16,4 2,0 1,8 1,58 1,1 текстильная промышленность Пищевая промышленность 12,3 13,3 14,5 21,0 29,14 ---------------------------------------------------------------------- Проводимые преобразования сочетаются с низкой эффективностью производства, падением производительности труда, резким сокращением объема выпускаемой продукции. Общий объем продукции в области составил 48% к 1990 году. Наибольший спад произошел в машиностроении и металлообработке - до 28,4%, легкой промышленности - до 16,2%. В целом промышленность и аграрный сектор области в 1991-1999 годах находились в состоянии тяжелого и затяжного кризиса. Он имеет системный характер. Наряду с глубоким спадом производства наблюдается сокращение доли наукоемкой, высокотехнологичной продукции, деградация отраслей. Не обеспечивается минимальная потребность отраслей в материально-технических и других ресурсах, не обновляются основные фонды. В результате деформированности рыночных отношений происходит их криминализация. Большое число посредников и предприятий-спутников у товаропроизводителей ведет к удорожанию продукции, неэффективному использованию финансовых средств, в первую очередь бюджетных. Значительный спад производства и высокая степень незагруженности производственных мощностей при одновременном сохранении у них размеров имущества и земельных участков приводит к увеличению доли накладных расходов в себестоимости выпускаемой продукции, снижает конкурентоспособность товаров, создает дефицит оборотных средств и влечет рост неплатежей. Хроническая неплатежеспособность и значительная просроченная задолженность большинства предприятий привела к натурализации экономических отношений. Недоступность кредитных ресурсов стала причиной усугубления тяжелого экономического положения товаропроизводителей. Опережающий рост цен на продукцию и услуги естественных монополий, непосильное налогообложение, сохранение острого положения с неплатежами приводит к интенсивному банкротству предприятий. Сокращение числа занятых в промышленности и увеличение явной и скрытой безработицы, низкий заработок и его несвоевременная выплата, высокие темпы инфляции приводят к сокращению доходов работников, обнищанию населения, оттоку высококвалифицированных кадров с предприятий. Преодоление указанных выше проблем, устранение причин, вызвавших кризис в экономике, диктуют необходимость разработки приоритетов развития промышленности и на их основе первоочередных мер по стимулированию эффективных преобразований в экономике области. 2. Прогноз развития промышленности области до 2005 года Анализ экономических показателей в промышленности области показывает, что наметилась тенденция роста объемов производства. По прогнозной оценке за 2000-2005 гг. объем выпуска промышленной продукции возрастет на 40-50 процентов к уровню 1999 г. В электроэнергетике предусматривается увеличение выработки электрической и тепловой энергии, соответственно на 5,0 и 6,7 процента. Это будет достигнуто за счет ввода новых турбин на Тамбовской ТЭЦ и Котовской ТЭЦ. В 2000-2005 гг. также прогнозируется увеличение производства в химической и нефтехимической отрасли на 40-50 процентов к уровню 1999 г. Рост выпуска продукции прогнозируется на всех предприятиях этой отрасли. Значительный рост объемов производства в эти годы намечается в пищевой промышленности, индекс физического объема по полному кругу предприятий составит 140 процентов к уровню 1999 г. Основной вклад будет внесен сахарной промышленностью. Для производства сахара будет использоваться не только импортное сырье (сырец), но и увеличение переработки сахарной свеклы за счет поддержки и стимулирования сельских производителей сахарной свеклы. Оживление работы промышленности позволит к 2005 г. увеличить выпуск потребительских товаров на 40% к уровню 1999 г., что произойдет, в основном, вследствие увеличения производства в пищевой и перерабатывающей промышленности, где рост ожидается на 50%. За счет улучшения инвестиционной деятельности и увеличения прибыльности в 2000-2005 гг. на предприятиях промышленности больше средств будет направляться на обновление основных фондов и развитие материально-технической базы. Закон "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории области" позволяет прогнозировать рост инвестиций в 2000 г. - 104,7%, в 2001 г. - 108,9%. На реконструкцию и расширение производственных мощностей и воспроизводство основных фондов ожидается использовать около 35% инвестиций. Наибольшее инвестирование получат отрасли: химическая и нефтехимическая промышленность (15-30%), электроэнергетика (15-20%), пищевая и перерабатывающая промышленность -(10-30%). Это в значительной степени будет способствовать расширению и обновлению производства, созданию новых мощностей. В этих условиях становится особенно важным закрепление стабилизационных процессов через определение приоритетов, через активную промышленную политику с последующим переходом к экономическому росту. 3. Приоритетные направления развития промышленности области В энергетике ставится задача дальнейшей реализации мероприятий по наращиванию электрической мощности Тамбовской и Котовской ТЭЦ, формированию системы экономически обоснованных и способствующих развитию промышленности энергетических тарифов. Предстоит рассмотреть совместно с Федеральной Энергетической Комиссией механизм перевода особо важных объектов промышленности с двух на одноставочный тариф, усовершенствовать порядок подачи заявок и защиты лимитов потребления электроэнергии, не допуская неоправданных штрафных санкций за перерасход или недоиспользование утвержденных лимитов. Более жестко ставится задача реализации программы энергосбережения, широкого внедрения современных систем учета количества и качества подачи электроэнергии и тепла, газа. Для бюджетных учреждений утверждаются лимиты потребления. Предусматривается развитие нетрадиционных схем обеспечения теплом и горячей водой - индивидуальное поквартирное отопительное оборудование, блочные, крышные и другие котельные малой мощности без затратных магистральных и распределительных сетей. Будет продолжена и активизирована программа газификации области. С целью погашения кредиторской задолженности за потребленный газ и электроэнергию предусматривается передача на баланс АО "Тамбовэнерго" муниципальных объектов энергетики, на баланс АО "Тамбовоблгаз" и "Межрегионгаз" газовых сетей, построенных на средства должников. Устранить на этой основе саму возможность ограничения подачи электроэнергии и газа. В жилищно-коммунальном хозяйстве в рамках разработанной федеральной программы должны быть реализованы меры по снижению издержек оказания услуг. На этой базе направлять высвобождающиеся средства на реконструкцию, капитальный ремонт и текущее обслуживание объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивая бесперебойную их работу. В пищевой и перерабатывающей промышленности политика основывается на организации замкнутого цикла производства продовольственной продукции - создание холдинговых компаний по производству и реализации продуктов питания. Потребности производства в сырье, молоке, мясе, сахарной свекле, плодоовощной группе, табаке и махорке, зерне, маслосеменах подсолнечника и т.д. будут обеспечиваться прежде всего за счет ресурсов области. С этой целью исходя из баланса потребности области в продуктах питания, наличия производственных мощностей, экономической выгоды хозяйствующих субъектов сформируется структура посевных площадей по каждой культуре и объемы договорных поставок выращенной продукции. При этом предприятиям-переработчикам предстоит кредитовать сельскохозтоваропроизводителей из своих или заемных финансовых ресурсов. Администрация области предусматривает конкурсное размещение заказов на поставку продовольствия для нужд области, осуществление стимулирующих мер по защите интересов товаропроизводителей. Легкая и текстильная промышленность. Развитие отрасли осуществляется в рамках Закона области "О государственной поддержке предприятий легкой и текстильной промышленности в Тамбовской области" и одноименной Программы. Предстоит более полно реализовать положения названных документов и добиться оживления работы наиболее крупных предприятий - Рассказовских АО "Текстильная фирма "Арженка" и меховой фабрики (бывшее АО "Рамеако"), АО "Рассказовский трикотаж", АО "Моршанская мануфактура", АО "Тамбовская обувная фабрика" и других. Некоторые предприятия на основе действующего законодательства претерпят структурные преобразования. Одним из направлений в легкой промышленности предусматривается создание единой маркетинговой службы с развитием собственной товаропроводящей сети, формированием региональных оптовых и мелкооптовых баз. Для реализации потенциала предприятий легкой промышленности предстоит инициировать разработку федеральной программы развития отрасли. Строительство и стройиндустрия. Политика ориентирована на оживление работы предприятий стройиндустрии и подрядных организаций за счет использования ипотечного кредитования жилищного строительства и реализации программы индивидуального жилищного строительства "Свой дом", окончания строительства на территории области незавершенных объектов жилья с привлечением сбережений населения и бюджетных средств. Для поддержания объемов выпуска стройматериалов капитальные вложения, предусмотренные в бюджетах области, через подрядные организации направляются в первую очередь заводам строительных материалов. Ставится задача более глубокой переработки древесины в фирме "Тамак" и переход на возобновление выпуска и строительство жилых домов. Предусматривается государственная поддержка дорожных организаций. По предприятиям ВПК главным направлением работы должно стать взаимодействие и координация федеральных, областных органов власти и руководства предприятий по преодолению кризиса в ВПК. Администрация области выйдет на подписание соглашения с Правительством РФ о разграничении полномочий, связанных с оборонными предприятиями. Соглашениями необходимо определить предприятиям долгосрочную перспективу с объемами, номенклатурой, загрузкой мощностей оборонным государственным заказом. Этим же соглашением должны определяться меры по погашению задолженности предприятиям ВПК со стороны Министерства обороны РФ, по реализации государственного оборонного заказа и целевых программ на основе решений Правительства РФ. Важным элементом является установление горизонтальных связей между предприятиями, развитие внутрирегиональной кооперации. Представляется целесообразным инициирование в масштабах области консорциума оборонных и гражданских предприятий по производству и ремонту радио- и телекоммуникационных систем и приборов, включая приборы бытового назначения (НИИ "Эфир", з-д "Октябрь", з-д "Электроприбор", з-д "Ревтруд", з-д "Тамбоваппарат"), а также консорциума по средствам защиты (институт "ТамбовНИХИ", АО "Тамбовмаш", АО "Тамбовасборезинотехника", АО "ОКТБ"). Организация таких консорциумов позволит решить не только общие региональные проблемы в этой области, но и даст возможность каждому предприятию закрепиться на региональном рынке и выйти на рынки соседних регионов и международные рынки. В транспорте главным направлением становится выполнение Закона "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Тамбовской области", становление и эффективное функционирование управления транспорта администрации области, обеспечение бесперебойного и качественного транспортного обслуживания населения области. Приоритетным условием здесь является развитие общественного транспорта, рациональное определение пассажирских маршрутов, эффективное вовлечение в деятельность унитарных транспортных предприятий и коммерческих перевозчиков. На основе заключения договоров с ними стимулировать снижение тарифов перевозки и повышение качества обслуживания. Предусматривается перевод общественного пассажирского транспорта с бензина и дизтоплива на природный газ высокого давления. С целью снижения издержек транспортных предприятий будет организована централизованная поставка для них горюче-смазочных материалов, запасных частей, резины, транспортных средств. Бюджетные средства на дотацию отрасли предусматривается направлять в том числе Мичуринскому авторемзаводу на закупку автобусов для обновления и пополнения автопарка транспортников и с целью увеличения производства автобусов. Получит дальнейшее развитие производство по ремонту и восстановлению железнодорожного подвижного состава и транспортной инфраструктуры на ООО "Милорем", Тамбовском вагоноремонтном заводе, организуется выпуск запасных частей для автомобилей и сельхозтехники. По каждому приоритетному направлению должна быть разработана соответствующая программа, входящая в состав единой Программы развития промышленности Тамбовской области на период до 2005 года. Программой предусматриваются меры государственной поддержки на основе принципов промышленной политики. 4. Основные принципы промышленной политики Основными принципами промышленной политики являются: - признание приоритета промышленности в социально-экономическом развитии области, ее значимости в формировании бюджета области и реализации важнейших социальных задач; - сочетание общегосударственных, региональных, местных и частных интересов субъектов промышленной политики с интересами населения области; - программно-целевая реализация и государственное регулирование промышленной политики на основе долгосрочных прогнозов и планов социально-экономического развития области; - обеспечение государственной поддержки субъектов промышленной политики и государственной защиты интересов товаропроизводителей Тамбовской области; - концентрация всех видов ресурсов области прежде всего на приоритетных направлениях развития промышленности. 5. Меры государственной поддержки промышленности области Государственная поддержка промышленности области осуществляется через реализацию администрацией области инвестиционной региональной политики программно-целевым способом с хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в приоритетных направлениях промышленности, используя при этом все не запрещенные законодательством Российской Федерации формы поддержки, способствующие эффективному функционированию бюджета области, а именно: - предоставление отсрочки или рассрочки налоговых платежей в областной бюджет, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита в соответствии с требованиями части первой Налогового кодекса Российской Федерации; - проведение протекционистской политики в федеральных органах государственной власти и управления с целью получения для предприятий области выгодных условий работы; - содействие субъектам промышленной политики в получении мер поддержки от органов местного самоуправления; - содействие предприятиям промышленности в принятии региональной энергетической комиссией мер по снижению тарифов на энергоносители для приоритетных отраслей и объектов промышленности; - предоставление гарантий органов государственной власти для инвесторов. 6. Организационные и институциональные преобразования в промышленном комплексе Особенностью промышленной политики на 2000-2005 гг. должны стать процессы формирования и развития эффективных институциональных форм промышленного производства. Основные мероприятия будут направлены на: - реформирование неэффективно работающих предприятий, повышение уровня управляемости ими в соответствии с действующим законодательством; - совершенствование механизмов санации и банкротств предприятий; - формирование интегрированных структур как базисных элементов промышленного комплекса; - развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства. Предполагается проанализировать деятельность неэффективно работающих предприятий, определить причины их нерезультативной работы и программно наметить меры по выводу их из кризисного состояния. В этих целях на основе анализа эффективности проведения внешнего управления и конкурсного производства несостоятельных предприятий принимать решения об их санации или продаже потенциальным инвесторам. Будет продолжена работа по формированию интегрированных структур. В частности будет проработан вопрос создания научно-производственного объединения на базе ТНИИР "Эфир" и Тамбовских заводов "Ревтруд" и "Октябрь". Развитие предпринимательства и поддержка малого бизнеса является одним из основных направлений организационных и институциональных преобразований в промышленности области. В рассматриваемый период должно быть завершено создание действенной системы государственной поддержки предпринимательства, в которой следует предусмотреть: - стабильность правовой базы развития малого предпринимательства; - формирование финансовой структуры поддержки малого бизнеса, включая систему фондов, финансовых, инвестиционных и страховых структур; - упорядочение системы лицензирования деятельности малых предприятий на региональном уровне; - содействие деятельности ассоциаций и объединений предпринимателей малого бизнеса; - установление выгодных условий для малых предприятий на рынке недвижимости; - организацию системы обучения и переподготовки предпринимателей, включающую основы организации бизнеса и менеджмента; - безусловное использование интеллектуального, кадрового, материального потенциалов научных и образовательных учреждений и предприятий, финансируемых за счет федерального или областного бюджетов в научном, методическом сопровождении мероприятий, определенных промышленной политикой области. Следует продолжить формирование системы информационного обеспечения предпринимательства на основе сети региональных информационно-аналитических центров. 7. Развитие внутрирегиональной кооперации Условием эффективного функционирования рыночной экономики является взаимодействие товаропроизводителей и потребителей через торговую инфраструктуру. В связи с этим ставится задача развития сети оптовых рынков, способствующих формированию заказов производства и гарантирующих производителям реализацию основной части продукции. В целях эффективного размещения областного заказа необходимо создать унитарное государственное предприятие "Центр государственных заказов и поставок", обеспечивающее конкурсное пополнение всех видов ресурсов, необходимых для реализации социально-экономической программы области. Необходимо ввести в практику аналитической деятельности экономических служб администрации области системный учет материальных, финансовых и иных потоков экспортно-импортных результатов хозяйственной деятельности предприятий области с целью создания условий экономической, интеллектуальной и ресурсной самодостаточности региона. Одной из приоритетных проблем администрации области становится развитие и поддержка внутрирегиональной кооперации хозяйствующих субъектов с целью максимального, допустимого законом протекционизма местного товаропроизводителя, формирование региональных финансово-промышленных групп и иных объединений хозяйствующих субъектов региона с финансовым капиталом, создание инвестиционного климата, способствующего инвестиционной привлекательности региона. Помимо внутреннего рынка не менее важно поддерживать предприятия области для завоевания внешнего рынка как внутрироссийского, так и мирового. На основе межрегиональных соглашений будет оказано содействие в реализации табачных изделий, алкогольной продукции, консервов, овощей на Урал, в Сибирь, на Север, в страны ближнего зарубежья. Предстоит возродить систему закупок сельхозпродуктов у населения для переработки и отправки в районы Крайнего Севера и другие регионы. 8. Инвестиционная политика в промышленности области Важной задачей на 2000-2005 годы становится преодоление инвестиционного кризиса. В соответствии с Законом "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Тамбовской области" необходимо создать условия, способствующие притоку инвестиционных ресурсов в промышленность области. Для этого предстоит обеспечить стабильность законодательства, предусматривающее создание привлекательных механизмов в области финансового, налогового, институционального регулирования и активной позиции администрации области в создании привлекательности инвестиционного климата. По инвестиционным проектам, включенным в областную целевую программу, предприятиям предоставляются льготные инвестиционные налоговые кредиты, льготы по региональным налогам на расширение производства, обновление основных фондов. К числу безусловных приоритетов следует отнести участие предприятий, учреждений в федерально-целевых программах, государственных конкурсах, грантах, способствующих образованию дополнительных источников формирования регионального бюджета и развитию регионального импорта. Администрация области считает своей основной задачей проведение плановой политики протекционизма инновационным проектам и предложениям субъектов области для вхождения их в федеральные и межрегиональные целевые программы. В целях формирования положительного инвестиционного имиджа Тамбовской области предстоит более широко использовать федеральные, областные и международные СМИ для пропаганды инвестиционной деятельности области и распространения информации о ее конкурентных преимуществах. Продолжится развитие отношений с международными организациями - Мировым и Европейским банками реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией. Предстоит довести до реализации программу ЮНИДО "Привлечение инвестиций в промышленность Тамбовской области", соглашений с РАО "Газпром", правительствами г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, республики Саха (Якутия), Рязанской администрацией, республикой Беларусь. Необходимо плодотворное использование дипломатических международных контактов руководства области в целях развития инвестиционного сотрудничества. В рамках реализации инвестиционной политики области особую роль необходимо отводить инфраструктуре по обслуживанию субъектов инвестиционной деятельности в части подготовки инвестиционного законодательства области, поиска инвесторов, продвижения инвестиционных проектов, экспертизы проектов, информационного обслуживания предприятий по различным аспектам деятельности, проведения семинаров и встреч потенциальных инвесторов с предпринимателями области. Важность преодоления инвестиционного кризиса диктует необходимость разработки целевой программы инновационной и инвестиционной деятельности на срок до 2005 года и прогноза до 2015 года. 9. Структурная перестройка промышленности В целях определения перспектив развития промышленного сектора экономики области необходимо провести исследование предприятий всех форм собственности и профиля работы по состоянию уровня технологий, организации управления производством, экономического состояния, качества выпускаемой продукции, возможности участия в реализации программ по принятым в области приоритетным направлениям. По результатам изучения предприятия классифицируются по четырем категориям. К первой категории относятся предприятия, производящие конкурентоспособную продукцию, экономически устойчивые, обладающие наукоемкими технологиями. Таким предприятиям создаются благоприятные условия и поддержка по сохранению и расширению производства. Ко второй категории относятся бюджетообразующие и градообразующие, социально значимые и жизнеобеспечивающие предприятия. Они образуют группы приоритетных направлений действия администрации области и территорий. Предприятия третьей категории, имеющие неопределенные перспективы стабилизации и развития, составляют и защищают в администрации собственные программы выхода из кризиса, развития и достижения эффективности производства. Под экономически обоснованные программы и обязательства на конкурсной основе выделяются налоговые инвестиционные кредиты, привлекаются другие инвестиционные ресурсы, создаются благоприятные условия деятельности с помощью регионального заказа и другими формами. Предприятия четвертой категории, экономически несостоятельные, потенциально неконкурентоспособные, подвергаются реструктуризации, процедуре банкротства, продажи стратегическим инвесторам, представляющим реальные планы вывода данного предприятия из кризиса, или закрытию, консервации. Структурные преобразования в агропромышленном комплексе предусматривают проведение комплекса взаимоувязанных мероприятий. На первом этапе восстанавливаются мощности перерабатывающих предприятий и таким образом определяется сырьевая база для этой группы предприятий. В этот период сосредотачиваются ресурсы для поддержки стабильных товаропроизводителей, происходит "завязывание" в технологическую цепочку сельхозпроизводителей, способных за счет гарантированного рынка сбыта поднять свое экономическое состояние. В процессе анализа определяется перспектива дальнейшего развития отстающих и экономически слабых хозяйств. На втором и третьем этапах стабилизации модернизируются и вводятся новые мощности перерабатывающей промышленности, обеспечивающие глубокую и комплексную переработку сырья, осуществляется комплексная ресурсная поддержка стабильных предприятий, имеющих возможность осуществлять возврат ресурсов в той или иной форме. В этот период осуществляются организационные структурные преобразования: реструктурирование задолженностей, передача имущественного комплекса экономически более сильным хозяйствам, организация агрофирм, интегрирующим элементом которых станут экономически устойчивые собственники, эффективные товаропроизводители, создание машино-тракторных станций. Государственная собственность в АПК концентрируется, в основном, в предприятиях с высокой технологией, выполняющих стратегически значимые функции: экологические, исследовательские, экспериментальные, выведение новых сортов культур и пород животных, производство семян высших репродукций, выращивание высококлассного скота. Фермерство будет поддерживаться во всех случаях, особенно когда коллективное производство социально недееспособно эффективно использовать имеющиеся ресурсы, а также в отраслях АПК, не требующих больших капитальных вложений и высокой капиталоемкости производства. 10. Финансовое и налоговое сопровождение концепции В качестве основных инструментов мобилизации и эффективного использования промышленного потенциала области рассматриваются осуществление реструктуризации кредиторской задолженности предприятий перед бюджетами всех уровней в 2000-2001 годах. В области предстоит создать расчетно-клиринговые центры для выполнения операций вексельного, товарного и денежного клиринга, взаимной отсрочки платежей, погашения задолженностей и т.п. Система налогообложения в области должна стимулировать производство товаров и услуг, снизить общее налоговое бремя товаропроизводителей. Процедура консервации незадействованных производственных мощностей и вывода их из-под налогообложения осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми положениями текущего финансового года. Предприятия освобождаются от налога на имущество в части, подлежащей зачислению в областной бюджет, им устанавливается льготная ставка налога на пользователей автомобильными дорогами, предоставляется льготный налоговый инвестиционный кредит, по соглашению с администрацией области, при условии восполнения ими выпадающих доходов платежами в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды за счет увеличения доходности предприятия, роста объемов производства, расширения рабочих мест и т.п. Для денежной наполняемости бюджетов и внебюджетных фондов предусматривается ликвидация недоимки, сокращение системы взаимозачетов и др. суррогатных платежей. Администрация области будет ставить вопрос перед Правительством РФ об увеличении денежной рублевой массы в соответствии с существующими нормативами по отношению к ВВП. В кредитной сфере предусматривается создание условий и механизмов, стимулирующих инвестирование в производство за счет направления средств коммерческих банков в приобретение региональных облигаций инвестиционных займов и региональные инвестиционные и инновационные фонды. С целью недопущения нецелевого использования средств государственного кредита предусматривается выдача связанных кредитов для сельскохозяйственных товаропроизводителей с их обеспечением средствами производства и материалами (техника, удобрения, семена, ГСМ и т.п.). 11. Этапы реализации концепции Первый этап - создание организационных и финансово-экономических условий для устойчивого роста в большинстве отраслей промышленного производства и прекращение спада в отстающих отраслях. Разработка и создание на основе настоящей концепции системы управления и реализации программы вывода промышленности региона на уровень устойчивого развития. Определение отраслей, предприятий, способных стать движущей силой ("точками роста") промышленного производства, общего подъема экономики региона. Критерии этапа: Первый этап - двухлетний период 2000-2001 годы, в течение которого мог бы быть обеспечен выход на ускоренный рост за счет реанимации существующих, но бездействующих мощностей, прежде всего в обрабатывающей промышленности. В эти два года основными факторами роста могут стать: преодоление платежного кризиса в промышленном секторе; восстановление оборотного капитала; задействование быстроокупаемых инвестиционных проектов. Второй этап - формирование рациональной структуры экономики региона. Привлечение и реализация инвестиционных ресурсов в "точках роста". Обеспечение устойчивого роста промышленности во всех отраслях и производствах. Критерии этапа: Второй этап - трехлетний период 2002-2004 гг., в ходе которого, с одной стороны, происходит исчерпание возможностей роста за счет загрузки бездействующих мощностей, с другой стороны, на волне экономического подъема 2000-2001 гг. начинается реализация долгосрочных и среднесрочных инвестиционных проектов. Рост промышленного производства приобретает новое содержание. Он происходит за счет структурно-технологических сдвигов в реальном секторе экономики региона, повышения эффективности и конкурентоспособности отраслей и производств. Третий этап - завершение формирования перспективной производственной структуры, достижение уровня производства докризисного периода, устойчивое расширенное воспроизводство. Критерии этапа: Третий этап - трехлетний период 2003-2005 гг. Для достижения целей этапа валовый продукт в регионе должен достигнуть уровня, налогооблагаемая база которого обеспечит самодостаточность регионального и муниципальных бюджетов, максимально сократить зависимость бюджета области от федеральных трансфертов. Восстановление докризисного уровня объемов промышленного производства. Вывод региона на этап устойчивого социально-экономического развития и обеспечение его экономической безопасности потребует 5-6 лет. Если на первом этапе основной акцент делается на восстановление части производственных мощностей, достижение экономического роста за счет эффективного использования уже имеющегося производственного потенциала без существенных внешних инвестиций, в основном, на существующих мощностях, то на втором следует программировать возрождение научно-технического и другого ресурсного потенциала региона, переход к практической реализации наукоемких технологий, техническое перевооружение на качественно новом уровне. Третий этап можно рассматривать как завершение формирования новой структуры промышленного сектора и обеспечение его устойчивого развития. Второй, третий этапы потребуют значительных капитальных вложений, реализация которых создаст необходимость реформирования региональной финансово-кредитной системы, ее ориентация на решение задач вывода производства на новый уровень развития. В процессе восстановления экономики у предприятий и в бюджете региона появятся средства, которые можно будет направлять на инвестиции, обеспечивая дальнейший рост производства. З А К Л Ю Ч Е Н И Е Последовательная реализация концепции промышленной политики Тамбовской области через целевую поддержку приоритетных и бюджетообразующих отраслей и предприятий позволит преодолеть негативные и закрепить положительные тенденции в развитии промышленности, обеспечить достижение производственно-экономических показателей докризисного уровня. На этой основе добиться увеличения налогооблагаемой базы до самообеспечения области финансами. Преодоление кризиса в промышленности обеспечит максимальную занятость трудоспособного населения, увеличение вдвое заработной платы работников реального сектора экономики, повышение платежеспособного спроса и уровня жизни населения области. ------------------------------ Приложение к Концепции промышленной политики Тамбовской области П Л А Н подготовки нормативных правовых актов по вопросам реализации Концепции промышленной политики Тамбовской области ---------------------------------------------------------------------- N | Содержание вопроса и | Орган, | Срок | Ответственные пп| вид документа | принимающий | подготовки | исполнители | | нормативный | | | | акт | | ---------------------------------------------------------------------- 1. Постановление главы Глава Сентябрь Администрация администрации области администрации 2000 года области о механизме исполнения области Концепции 2. Целевые программы по Областная Сентябрь - Администрация приоритетным Дума октябрь области направлениям и 2000 года Комплексная программа развития промышленности на 2000-2005 годы. Постановление областной Думы 3. Постановление о порядке Глава Октябрь Администрация исполнения Программы администрации 2000 года области развития промышленности области на 2000-2005 годы 4. Проект закона области о Областная Сентябрь Администрация внесении изменений и Дума 2000 года области дополнений в Закон Тамбовской области "Об областном бюджете на 2000 год", касающихся механизма применения изменений и дополнений в законы о едином налоге и налоге с продаж, а также льготного налогообложения предприятий торговли в соответствии с заключаемыми соглашениями с администрацией области 5. Целевая программа Областная Октябрь Администрация инвестиционной Дума 2000 года области деятельности на 2000-2005 годы, постановление областной Думы 6. Письмо в Правительство Глава Август 2000 Администрация РФ с предложением о администрации года области разработке федеральной области, программы развития председатель легкой и текстильной областной промышленности Думы ---------------------------------------------------------------------- Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|