Расширенный поиск
Закон Тамбовской области от 10.11.2008 № 452-ЗТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ З А К О Н Утратил силу - Закон Тамбовской области от 18.12.2008 г. N 477-З О Программе развития промышленности Тамбовской области на 2009-2010 годы Принят Тамбовской областной Думой 31 октября 2008 года Статья 1 Утвердить "Программу развития промышленности Тамбовской области на 2009-2010 годы" согласно приложению. Статья 2 Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2009 года. Глава администрации области О.И.Бетин г. Тамбов 10 ноября 2008 года N 452-З Утверждена Законом Тамбовской области "О Программе развития промышленности Тамбовской области на 2009-2010 годы" ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009-2010 годы Паспорт Программы Наименование Программа развития промышленности Программы Тамбовской области на 2009-2010 годы (далее - Программа) Заказчик Управление по развитию промышленности и Программы предпринимательства Тамбовской области Разработчик Управление по развитию промышленности и Программы предпринимательства Тамбовской области, Учебно-исследовательский центр "Региональные проблемы социально- экономического развития" ТГУ им. Г.Р.Державина Цели и задачи Цель - создание высокоэффективного Программы промышленного комплекса области, обладающего долгосрочным потенциалом динамичного роста, диверсифицированной структурой производства, значительным экспортным потенциалом и инновационной восприимчивостью, а также повышение на этой основе уровня жизни и занятости населения. Задачи Программы: - обеспечение высоких темпов роста производства за счет расширения инвестиционной и инновационной деятельности в промышленности; - повышение конкурентоспособности и рентабельности промышленности области, предприятий и выпускаемой продукции; - государственно-частное партнерство по развитию социально-трудовых отношений в промышленности области Сроки и этапы 2009-2010 годы реализации Программы Основание для Закон Тамбовской области N 327-З от разработки 27.12.2007 "О Программе социально- Программы экономического развития Тамбовской области на период 2007-2010 годы" Участники и Органы государственной власти и местного исполнители самоуправления Тамбовской области, Программы промышленные предприятия, кредитные учреждения, научно-образовательные учреждения, инвестиционные компании Объемы и Общий объем финансирования Программы источники 10354,1 млн. рублей, в том числе: финансирования 1) средства федерального бюджета - 434,0 Программы млн. рублей; 2) средства областного бюджета - 588,9 млн. рублей, в том числе по годам: 2009 г. - 291,8 млн. рублей; 2010 г. - 297,1 млн. рублей; 3) внебюджетные средства (собственные средства предприятий, средства кредитных организаций, прочие источники) - 9331 млн. рублей, в том числе по годам: 2009 г. - 3501 млн. рублей; 2010 г. - 5830 млн. рублей. Фактические объемы расходов на выполнение мероприятий Программы ежегодно уточняются в процессе исполнения областного бюджета и при формировании бюджета на очередной финансовый год Организация Администрация Тамбовской области и контроля за Тамбовская областная Дума исполнением Программы 1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевыми методами В Тамбовской области за 2001-2007 годы объем промышленного производства возрос на 58 процентов и составил в 2007 году 41,8 млрд. рублей. В 2007 году прирост промышленного производства в Тамбовской области достиг наибольшего уровня за последние годы, индекс физического объема составил 114,1%. Прирост промышленного производства области превысил аналогичные показатели в Российской Федерации (106,3%) и Центральном Федеральном округе (111,1%). Среди областей Центрального Федерального округа по приросту промышленного производства Тамбовская область вышла на 3 место, тогда как в 2006 году она занимала только 13 место. В целом по Российской Федерации по данному показателю область вышла на 11 место (в 2006 году - 34 место). За период с 2001 по 2007 годы в промышленности области произошли структурные сдвиги производства продукции. В зависимости от потребностей рынка сокращено производство отдельных традиционных видов деятельности, в тоже время обеспечено освоение новых видов экономической деятельности и диверсификация неэффективно работающих производств. Возрос удельный вес отраслей и видов деятельности: производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производства продукции стройиндустрии. С другой стороны снизилась доля топливно-энергетического комплекса, химического производства. Удельный вес производства машиностроительной продукции практически сохранился на прежнем уровне. На промышленных предприятиях области только за 2006-2007 годы освоен выпуск и усовершенствовано более 30 новых видов конкурентоспособной продукции, в том числе: новые виды азопигментов, новая модификация эпоксидной смолы, химический поглотитель нового поколения, пресс челюстной, колонка для химической промышленности, новые виды натуральной кожи, полипропиленовый материал "Спанбонд", теплоизоляционные материалы нового поколения "Трегран" и другие. Усовершенствован техпроцесс производства углей-катализаторов, освоен ремонт пассажирских вагонов с улучшенным интерьером и купейного типа, начат выпуск медицинского диагностического комплекса. За 2001-2007 годы повысилась рентабельность работы промышленности области. Объем убытков по крупным и средним промышленным предприятиям с 2001 по 2004 годы возрастал, затем наметилась устойчивая тенденция к уменьшению. Объем прибыли возрос относительно 2000 года в 2 раза и составил в 2007 году - 2,3 млрд. рублей. Сокращен удельный вес убыточных предприятий с 41,6% в 2000 году до 27,2% в 2007 году. Налоговые отчисления и платежи в бюджетную систему РФ от промышленного комплекса области возросли за 2001-2007 годы в 2,2 раза, в 2007 году объем уплаченных налогов и сборов составил более 4,9 млрд. рублей или около 40 процентов от всех налоговых поступлений области. Объем инвестиций в основной капитал по видам промышленной деятельности CDE за 2001-2007 годы составил более 14 млрд. рублей с приростом относительно 2000 года в 7,7 раза. Наибольшие объемы инвестиций привлечены в химическом производстве, машиностроении и электроэнергетике. Среднемесячная реальная заработная плата в промышленности области возросла за 2001-2007 годы в 2,7 раза и составила в 2007 году 9258 рублей (в 2000 году 1527 рублей). Среднесписочная численность всего персонала в промышленности области по состоянию на 1.01.2008 года составила 61,3 тыс. человек и сократилась относительно 2000 года на 25,7 процента. К проблемам предприятий Тамбовской области относятся: невысокая доля в выпуске наукоемкой, высокотехнологичной продукции, низкий уровень использования интеллектуальной собственности; низкая инновационная активность на фоне морально устаревших и физически изношенных производственных фондов, что препятствует модернизации производства и повышению производительности труда; технологическое отставание от мирового уровня, обуславливающее низкую конкурентоспособность в большинстве отраслей промышленности; высокий уровень ресурсоемкости производства на многих предприятиях и недостаточно эффективное применение ресурсо- и энергосберегающих технологий; невысокий уровень оплаты труда на ряде предприятий области; слабо развитые механизмы привлечения долгосрочных кредитных ресурсов. Несмотря на положительную динамику многих показателей развития промышленности, в целях обеспечения необратимого характера процессов развития целесообразно повысить эффективность проводимой промышленной политики, на что нацелены мероприятия Программы. 2. Основные цели и задачи развития промышленности области 2.1. Цель программы Целью программы является создание высокоэффективного промышленного комплекса области, обладающего долгосрочным потенциалом динамичного роста, диверсифицированной структурой производства, значительным экспортным потенциалом и инновационной восприимчивостью, а также повышение на этой основе уровня жизни и занятости населения. 2.2. Задачи Программы Обеспечение высоких темпов роста производства за счет расширения инвестиционной и инновационной деятельности в промышленности. Повышение конкурентоспособности и рентабельности промышленности области, предприятий и выпускаемой продукции. Государственно-частное партнерство по развитию социально-трудовых отношений в промышленности области. 3. Система программных мероприятий Система основных программных мероприятий по реализации промышленной политики Тамбовской области разработана исходя из направлений, определенных приоритетами развития промышленного комплекса области. Мероприятия сгруппированы по тематическим разделам (приложение 1). Для осуществления поставленных задач будут разрабатываться, вноситься новые и совершенствоваться действующие нормативные правовые акты для стимулирования инвестиционных и инновационных процессов промышленного развития. 3.1. Развитие инвестиционной деятельности В ходе реализации мероприятий программы в промышленности будут осуществляться около 30 крупных инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций более 10 млрд. рублей (приложение 6). Для решения задачи увеличения притока инвестиций в реальный сектор экономики будут реализованы следующие мероприятия: совершенствование форм государственной поддержки инвестиционной деятельности, повышение инвестиционной привлекательности предприятий области, оказание содействия предприятиям области в реализации инвестиционных проектов, в привлечении ресурсов федерального бюджета для развития и модернизации производства; стимулирование развития производства экспортно-ориентированной продукции высокой степени переработки и импортозамещающей продукции; поддержка разработки и внедрения наукоемких технологий, направленных на повышение конкурентоспособности продукции, улучшение экологии, энергосбережения, сохранение и развитие ресурсной базы Тамбовской области; содействие увеличению объема портфельных инвестиций, в т. ч. в создании совместных предприятий в установленном порядке, создание условий для развития рынка ценных бумаг; оказание содействия предприятиям области в эффективном использовании прав собственности на земельные участки; развитие финансовой инфраструктуры и сектора услуг для бизнеса, подписание соглашений с банками о лимите кредитования; исследование перспективных рынков промышленной продукции на долгосрочную перспективу с целью повышения доли конкурентоспособной продукции. Для реализации указанных мер ежегодно будет организовываться проведение заявочных кампаний по внесению на рассмотрение Экспертного совета при администрации области инвестиционных проектов, направленных на техническое перевооружение, модернизацию и реконструкцию производств для их включения в план реализации мероприятий Программы на очередной финансовый год. Предполагается оказание организационного, информационного и методического содействия техническому перевооружению и модернизации промышленных предприятий, выпускающих традиционно конкурентоспособную продукцию. Планируется содействовать кредитованию промышленных предприятий для приобретения ими оборудования и технологий по договорам лизинга с целью реализации технического перевооружения промышленного производства с учетом принципов экологической безопасности, ресурсо- и энергосбережения. Оказание государственной поддержки промышленным предприятиям области является необходимым условием осуществления намеченной цели. Для укрепления места Тамбовской области на рынке военно-технической продукции необходимо содействие развитию оборонно-промышленного комплекса. В этих целях: содействовать участию предприятий оборонного комплекса области в Федеральных целевых программах; во взаимодействии с Федеральной службой по оборонному заказу обеспечить своевременное выполнение оборонного заказа, расширение производства и экспорта высокотехнологичной продукции на предприятиях ОПК; взаимодействовать с руководством ФГУП "Рособронэкспорт" с целью развития экспортного потенциала Тамбовской области. 3.2. Внедрение инноваций и развитие инфраструктуры В целях развития инновационной деятельности в промышленности области предполагается осуществлять: мониторинг инноваций и хозяйствующих субъектов, способных в профессиональных областях создавать инновации; диагностику инновационной инфраструктуры, определение отсутствующих звеньев инновационной цепи, выстраивание технологических и инновационных коридоров; содействие во внедрении научно-технических разработок в промышленность; развитие механизмов предоставления субъектам промышленной деятельности, осуществляющих инновационную деятельность, финансово-кредитных ресурсов, включая инструменты местных фондов поддержки предпринимательства, кредитных союзов, лизинговых компаний, банковского сектора; развитие научно-технической среды, обеспечивающей превращение научных достижений организаций научно-производственного комплекса в рыночную конкурентоспособную продукцию; развитие приоритетных базовых технологий на территории области, обеспечение увеличения валового регионального продукта за счет освоения производства новых видов продукции и технологий. Развитие и расширение элементов инновационной инфраструктуры: инновационно-технологических центров, заявивших предприятиям о своих профессиональных интересах в химической, биохимической и машиностроительной промышленности; научно-образовательных центров, образованных промышленными предприятиями и университетами, бизнес-инкубаторов, ориентированных на развитие малого предпринимательства в наукоемкой сфере, прежде всего в направлениях аутсорсинга региональной промышленности; сотрудничества промышленных предприятий с Центром промышленной субконтрактации на базе Тамбовского инновационного бизнес-инкубатора. 3.3. Формирование кластеров и инвестиционных площадок В современных условиях конкурентные преимущества региональной экономики в решающей степени определяются ее способностью к ускоренному созданию и внедрению новейших технологий, определению "точек роста", территорий опережающего развития, воздействие на которые запустило бы цепную реакцию многовекторного развития как отдельных предприятий промышленности, так и всей экономики в целом. В Программе предлагается формирование конкурентоспособных региональных кластеров предприятий, в перспективе усиливающих позиции на внутреннем и внешнем рынках региона, которое будет осуществляться за счет: поддержки создания кластера стройиндустрии с участием перспективных действующих предприятий (ООО "Тамбовский домостроительный комбинат", ЗАО "Изорок") и строительством новых производств инвесторами ЗАО "Тамбов Ойл", ООО "Тамбов-цемент", ООО "Экспресс-индустрия"; содействия организации химического кластера с целью обеспечения домохозяйств, производств продукцией химического назначения и средств защиты с участием научно-производственной и технологической кооперации организаций и предприятий - ОАО "Пигмент", ОАО "АРТИ-Завод", ОАО "Тамбовмаш", ОАО "Корпорация "Росхимзащита". Предусматриваются меры по созданию для субъектов малого и среднего предпринимательства промышленных парков - инвестиционных площадок (технико-внедренческих и научно-производственных зон) с использованием международного опыта организации индустриальных парков. На первом этапе с участием международных экспертов предполагается проведение инспектирования (мониторинга) потенциальных объектов на предмет привлекательности их для потенциальных инвесторов, субъектов малого и среднего предпринимательства, идентификации в соответствии со статусом объекта, определения приоритетных вариантов развития и подготовки технического задания. Планируется подготовка инженерной инфраструктуры и передача обустроенных инвестиционных площадок инвесторам для реализации проектов регионального значения. 3.4. Улучшение качества и технического уровня продукции, освоение новых видов продукции Для сохранения устойчивых тенденций роста промышленного производства Тамбовской области необходимо обеспечить поддержку деятельности предприятий по внедрению новых конкурентоспособных видов продукции, обеспечению безопасности и качества продукции, внедрению систем управления качеством и систем менеджмента по опыту европейских организаций в условиях вхождения России в ВТО (приложение 4). В этих целях планируется: совместно с ФГУ "Тамбовский центр стандартизации, метрологии и сертификации" организация и проведение работ по подготовке к подтверждению соответствия продукции, интегрированных систем менеджмента на основе международных стандартов ИСО серии 9000, серии 14000, серии 18000, а также принципов ХАССП на предприятиях Тамбовской области, в том числе выполнение мероприятий систем менеджмента качества на промышленных предприятиях; участие в организации и проведении совещаний, семинаров и конференций по проблемам качества продукции и конкурентоспособности предприятий, подготовки к работе в условиях вхождения России в ВТО; организация и проведение с целью стимулирования выпуска высококачественной продукции регионального этапа Всероссийского конкурса "Сто лучших товаров" на премию администрации области по качеству в порядке, определяемом администрацией области. 3.5. Развитие выставочно-ярмарочной деятельности Для активизации продвижения промышленной продукции на внутренний и внешний рынки предполагается осуществить: организацию и проведение обучающих семинаров для специалистов предприятий, занимающихся вопросами внешнеэкономической деятельности; проведение презентаций, выставочных мероприятий на внутриобластном, всероссийском, международном уровнях; сотрудничество с Центром промышленной субконтрактации на базе Регионального центра управления и культуры; организацию информационно-справочного сопровождения деятельности промышленности области, издание каталогов, справочников, прайс-листов и других изданий; организацию постоянно действующей выставки продукции, выпускаемой предприятиями Тамбовской области (на конкурсной основе), постоянное ее обновление. Организация выставочно-ярмарочной деятельности предприятий промышленности осуществляется в соответствии с ежегодно утверждаемым Планом выставочно-ярмарочных мероприятий, включая возмещение затрат за аренду выставочной площади предприятиям промышленности, участвующим в коллективных экспозициях в рамках международных и всероссийских выставок и ярмарок, проводимых в городе Москве, регионах РФ и за рубежом в порядке, установленном администрацией области. 3.6. Диверсификация и финансовое оздоровление неэффективных предприятий Предполагается координация действий по разработке бизнес-планов финансового оздоровления неэффективных и убыточных промышленных предприятий, реализации проектов финансового оздоровления, направленных на расширение масштабов производства за счет технического перевооружения производства, организации производства новой продукции. В ходе реализации мероприятий программы по реструктуризации убыточных предприятий важна заинтересованность банков в обладании крупными пакетами акций должников. Следует развивать механизм капитализации задолженностей предприятий в акции, организовывать площадки по продаже долгов предприятий, реализовывать долговые обязательства предприятий, акции, облигации, полученные в залог от предприятий при реструктуризации задолженностей в бюджеты и внебюджетные фонды. Следует осуществлять содействие несостоятельным предприятиям промышленности (банкротам) в соответствии с разработанными антикризисными планами по восстановлению и развитию производства, продолжить практику приобретения предприятий-банкротов в областную собственность с целью дальнейшего использования для формирования инвестиционных площадок. 3.7. Содействие обеспечению кадрами предприятий и организаций промышленности и переподготовки К числу первоочередных мер для решения проблем подготовки и переподготовки квалифицированных научных, инженерных и рабочих кадров для организации промышленности относятся: усиление роли областного заказа на подготовку специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, рабочих кадров высокой квалификации; создание условий для подготовки рабочих высокой квалификации в ряде профессиональных учебных заведений, включая ресурсные центры на базовых организациях промышленности; введение механизма закрепления подготовленных специалистов и рабочих за конкретными промышленными предприятиями области; восстановление практики установления долгосрочных договорных обязательств между организациями промышленности и учебными заведениями; увязка информационных систем служб занятости районов с кадровыми службами организаций промышленности на сетевом уровне через Интернетсеть; совместно с потенциальными инвесторами составление прогноза потребностей в кадрах для реализации инвестиционных проектов и оценку источников покрытия этой потребности; привлечение внебюджетных источников финансирования на профессиональное образование и систему переподготовки кадров; развитие системы охраны труда. Для решения проблемы целесообразно достижение динамического равновесия спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, своевременное удовлетворение потребности промышленных предприятий области в рабочих кадрах соответствующего профиля и снижение риска невостребованности выпускников учреждений профессионального образования. Реализация мероприятий по организации совместных действий с заинтересованными органами исполнительной власти и работодателями в области кадровой политики будет способствовать устранению дисбаланса между спросом и предложением, созданию механизма прогнозирования потребностей отраслей экономики в рабочих кадрах и формированию государственного заказа на их подготовку. Мероприятия также будут способствовать оптимизации перечня подготавливаемых профессий, эффективному использованию финансовых средств, уменьшению доли выпускников, стоящих на учете в службе занятости, формированию согласованного заказа на подготовку специалистов и рабочих кадров. 3.8. Развитие социально-трудовых отношений Для реализации направления предполагается продолжить диалог "Бизнес - власть - общество" на основе взаимовыгодного договорного сотрудничества через реализацию действующих и разработку новых Соглашений о социально-экономическом сотрудничестве. В этих целях планируется: осуществление коллективно-договорных отношений на промышленных предприятиях области; активное участие промышленных предприятий в реализации Регионального соглашения между органами государственной власти Тамбовской области, областными объединениями работодателей и областными объединениями профсоюзов на 2008-2010 годы; проведение семинаров и конференций по вопросам развития государственного частного партнерства, улучшения условий труда на промышленных предприятиях области. 3.9. Государственный заказ на поставку продукции для областных государственных нужд Государственный заказ на поставку продукции (товаров, работ, услуг) для государственных, областных и муниципальных нужд должен стать поддержкой промышленных предприятий области и способствовать их конкурентоспособности. Заказ на поставку продукции среди субъектов промышленной деятельности размещается на конкурсной основе в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Тамбовской области. Развитие системы государственных закупок, в том числе электронных форм, и повышение ее эффективности даст субъектам промышленной деятельности возможность получения дополнительных контрактов в условиях открытых конкурсов, что окажет положительное воздействие на развитие предприятий. 4. Формы государственной поддержки субъектов промышленной деятельности в Тамбовской области Основными критериями государственной поддержки субъектов промышленной деятельности будут социальная, экономическая и бюджетная эффективность. Меры государственной поддержки будут направлены на реализацию инвестиционных проектов, имеющих максимальный мультипликативный эффект для экономики области, и проектов развития предприятий ведущих отраслей промышленности области, в том числе оборонно-промышленного комплекса, промышленности строительных материалов, химического производства, машиностроения, электроэнергетики. На территории Тамбовской области предусматриваются следующие формы государственной поддержки инвестиционной деятельности: предоставление инвесторам налоговых льгот; предоставление бюджетных инвестиций; предоставление инвесторам льгот по арендной плате за объекты, находящиеся в собственности Тамбовской области, в том числе объекты недвижимости, включая земельные участки; предоставление государственных гарантий Тамбовской области; предоставление субсидий на возмещение части затрат по уплате процентной ставки по кредитам и займам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов или лизинговым платежам, уплачиваемым лизинговым компаниям за имущество, приобретаемое по договорам лизинга для реализации инвестиционных проектов; предоставление залогового обеспечения; предоставление инвестиционного налогового кредита; разработка, утверждение и финансирование межмуниципальных инвестиционных проектов и инвестиционных проектов на объектах государственной собственности Тамбовской области за счет средств областного бюджета; формирование инвестиционных площадок; формирование технопарков; финансирование реконструкции и строительства коммунальной инфраструктуры, необходимой для подвода коммуникаций до границы объекта вложения инвестиций; вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в собственности Тамбовской области; заключения концессионных соглашений с российскими и иностранными инвесторами по итогам торгов (аукционов и конкурсов). 5. Этапы реализации Программы Программа реализуется в два этапа: 1 этап - 2009 год 2 этап - 2010 год. 6. Обоснование ресурсного обеспечения Программы Общий объем финансирования Программы составляет 10354,1 млн. рублей и осуществляется за счет: ---------------------------------------------------------------------- N | Источник |Структура | Объем финансирования, млн. рублей | финансирования |затрат, |------------------------------------ | |% | Всего | 2009 | 2010 ---------------------------------------------------------------------- Общий объем 100 10354,1 3986,9 6367,2 финансирования 1. Федеральный 4,2 434,0 194,0 240,0 бюджет 2. Областной 5,7 588,9 291,8 297,1 бюджет 3. Собственные 90,1 9331,2 3501,1 5830,1 средства ---------------------------------------------------------------------- 7. Механизм реализации Программы Программа рассчитана на период с 2009 по 2010 годы. По окончании сроков реализации Программы может быть принято решение о продлении (завершении) действия Программы в порядке, установленном Законом области от 24.11.2006 N 115-З "О целевых программах Тамбовской области". Ее реализацию предполагается осуществить в два этапа. Первый этап: 2009 год. На первом этапе должны быть созданы экономические условия для стабилизации работы предприятий промышленности различных форм собственности и дальнейшего роста производства. Одновременно должен быть реализован комплекс мероприятий по совершенствованию областной нормативно-правовой базы в области осуществления инновационной, инвестиционной и структурной политики. На предприятиях области: планируется разработать и приступить к реализации программ и мероприятий по техническому перевооружению, реконструкции и модернизации действующего производства, внедрению прогрессивных форм и методов организации производства, включая применение инновационных технологий. Второй этап: 2010 год. На втором этапе планируется осуществить переход к устойчивому росту объемов промышленного производства на предприятиях обрабатывающих производств, стройиндустрии на уровне 7-10 процентов в год. Реализация мероприятий Программы будет представлять собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей конкретных мероприятий. 8. Оценка социально-экономической и иной эффективности реализации областной целевой программы При выбранной стратегии реализации промышленной политики на 2009-2010 годы выполнение Программы предполагается по усредненному сценарию, который рассматривается в качестве наиболее вероятного и характеризуется высокими значениями определяющих показателей выполнения программных мероприятий. Выполнение Программы также предполагает достижение более высоких показателей работы промышленности за счет возможного увеличения средств бюджета области, направляемых на реализацию Программы, и компенсации ранее выданных предприятиям промышленности бюджетных средств. Ход реализации программы будет оцениваться индикаторами выполнения задач и мероприятий (приложения 2, 3). Индикаторы выполнения программы составят в 2010 году: объем промышленного производства - 68 млрд. рублей; объем инвестиций - 7 млрд. рублей; объем прибыли - 3,5 млрд. рублей; налоговые отчисления и платежи от промышленного комплекса области составят - 8 млрд. рублей; номинальная среднемесячная заработная плата в промышленности области - 22 тыс. рублей. В результате реализации Программы основные социально-экономические показатели достигнут за 2 года значений (приложение 5): рост объема промышленной продукции, востребованной на внутреннем и внешнем рынках в 1,2 раза; рост инвестиций в основной капитал промышленности в 1,4 раза; повышение производительности труда в 2 раза; увеличение налоговых поступлений в областной бюджет 1,4 раза; рост средней заработной платы по промышленности в 2 раза; создание 800 дополнительных рабочих мест (приложение 6); повышение качества жизни населения области за счет повышения доходов и расширения возможностей занятости и решения социальных проблем. Приложение 1 к Программе развития промышленности Тамбовской области на 2009-2010 годы Программные мероприятия ---------------------------------------------------------------------------------------------------- N | Программные | Источники | Финансовые затраты на |Сроки |Показатели |Заказчики п/п | мероприятия | финанси- | реализацию (тыс. рублей) |выпол-|эффективности |Программы | | рования |---------------------------|нения | |ответ- | | | Всего | 2009 | 2010 | | |ственные | | | | | | | |за вы- | | | | | | | |полнение ---------------------------------------------------------------------------------------------------- 1. Развитие инвестиционной деятельности 1.1. Реализация Внебюджет- 9120000 3410000 5710000 2009- Привлечение Управле- инвестиционных ные 2010 инвестиций ние по проектов средства гг. в основной разви- хозяйствующих капитал тию субъектов, в том промышлен- промыш- числе с ности ленности предоставлением области: и пред- государственной 2009 г. - принима- поддержки в формах 6000 тельства (в пределах млн. рублей области полномочий, 2010 г. - определенных 7000 федеральным и млн. рублей областным законодательством): субсидирования 2/3 Областной 38000 19000 19000 2009- Суммы затрат (ставки бюджет 2010 выданных рефинансирования ЦБ гг. кредитов РФ) на уплату под процентов по приобретение кредитам, получаемым оборудования предприятиями и технологий промышленности в в текущем российских кредитных году, сумма учреждениях или предоставлен- лизинговым платежам, ных субсидий, уплачиваемым за в тыс. рублей имущество, приобретаемое по договорам лизинга предоставления Областной 86445 44064 42381 2009- Общая сумма налоговых льгот по бюджет 2010 налоговых налогу на имущество гг. льгот организаций, налогу в стоимостном на прибыль выражении или количество предприятий, получивших налоговые льготы предоставления Областной 200000 100000 100000 2009- Количество государственных бюджет 2010 предприятий, гарантий Тамбовской гг. получивших области гарантии предоставления Областной 200000 100000 100000 2009- Количество залогового бюджет 2010 предприятий, обеспечения гг. которым было предприятиям предоставлено промышленности на залоговое проведение обеспечение в технического текущем году перевооружения (модернизации) производств 1.2. Отбор и экспертиза 2009- Количество Управле- проектов и 2010 предприятий ние по мероприятий для их гг. разви- включения в план тию реализации промыш- мероприятий ленности Программы на и пред- очередной финансовый принима- год и на плановый тельства период до 2010 года области 1.3. Участие промышленных Федеральный 434000 194000 240000 2009- Количество предприятий в бюджет 2010 проектов Федеральных целевых гг. промышленных программах Внебюджет- 128000 60000 68000 предприятий, ные участвующих в средства федеральных целевых программах 1.4. Развитие Областной 200 100 100 2009- Привлечение в Управле- сотрудничества бюджет 2010 область ние по областных гг. инвестиций разви- производителей для тию химической продукции реализации промыш- с российскими и инновационных ленности зарубежными проектов и пред- организациями, принима- работающими в сфере тельства химической индустрии области Итого по разделу 1 10206645 3927164 6279481 2. Внедрение инноваций и развитие инфраструктуры 2.1. Создание и развитие Областной 3000 2000 1000 2009- Количество Управле- инновационно- бюджет 2010 созданных ние по технологических гг. инновационно- разви- центров на базе технологи- тию предприятий ческих промыш- химической и центров, ленности машиностроительной увеличение и пред- промышленности доли принима- инновационной тельства продукции в области общем объеме выпускаемой: 2009 г. - на 4% 2010 г. - на 5% 2.2. Формирование и Областной 3000 2000 1000 2009- Объем НИОКР, Управле- развитие научно- бюджет 2010 тыс. руб., ние по образовательных гг. численность разви- центров с участием работников тию высших учебных центра промыш- заведений области на ленности конкурсной основе и пред- принима- тельства области 2.3. Обеспечение 2009- Количество Управле- деятельности Центра 2010 оказанных ние по промышленной гг. услуг разви- субконтрактации на тию базе Тамбовского промыш- инновационного ленности бизнес-инкубатора по и пред- сотрудничеству с принима- промышленными тельства предприятиями области 2.4. Проведение Областной 40 20 20 2009- Привлечение в Управле- семинаров, круглых бюджет 2010 область ние по столов, конференций гг. инвестиций разви- по развитию прямых для тию контактов и реализации промыш- сотрудничества инновационных ленности предприятий проектов в и пред- промышленности реальном принима- области с секторе тельства потенциальными экономики и области инвесторами кредитно- развития финансовыми инновационной учреждениями инфра- Тамбовской области и структуры; других областей, улучшение формирование взаимо- положительного действия с имиджа успешно руководителями развивающихся промышленных промышленных предприятий, предприятий кредитных учреждений Итого по разделу 2 6040 4020 2020 3. Формирование кластеров и инвестиционных площадок 3.1. Взаимодействие с Областной 44000 17500 26500 2009- Объемы затрат Управле- заинтересованными бюджет 2010 на создание ние по структурами по гг. инвестицион- разви- формированию ных площадок, тию кластеров, тыс. руб., промыш- инвестиционных количество ленности площадок (в созданных и пред- соответствии с рабочих мест, принима- постановлением увеличение тельства администрации объема области области от выпуска 18.06.2008 N 748), инновационной технопарков продукции к (промышленных 2010 г. парков), в том числе Количество финансирование объектов с строительства и готовой реконструкции инфра- коммунальной структурой инфраструктуры, промышленной необходимой для деятельности, подвода коммуникаций отраженных до границы объекта актами вложения инвестиций, приемки- передача передачи обустроенных объектов земельных участков инвесторам для реализации проектов регионального значения Итого по разделу 3 44000 17500 26500 4. Улучшение качества и технического уровня продукции, освоение новых видов продукции 4.1. Совместно с ФГУ Внебюджет- 200 100 100 2009- Количество Управле- "Тамбовский центр ные 2010 подтвержден- ние по стандартизации, средства гг. ных и разви- метрологии и зарегистри- тию сертификации" рованных промыш- организация и интегрирован- ленности проведение работ по ных систем и пред- подготовке к менеджмента, принима- подтверждению объемы тельства соответствия финансиро- области продукции, вания интегрированных на эти цели систем менеджмента на основе международных стандартов ИСО серии 9000, серии 14000, серии 18000, а также принципов ХАССП на предприятиях Тамбовской области, в том числе выполнение мероприятий систем менеджмента качества на промышленных предприятиях 4.2. Изучение опыта Областной 180 80 100 2009- Внедрение в Управле- регионов России и бюджет 2010 организациях ние по зарубежных стран, в гг. Тамбовской разви- которых размещены области опыта тию производства крупных стран- промыш- концернов в лидеров, ленности приоритетных для создание и пред- области отраслях новых принима- промышленности производств с тельства участием области иностранных произво- дителей 4.3. Организация и Областной 180 80 100 2009- Оценка Управле- проведение с целью бюджет 2010 достижений ние по стимулирования гг. промышленных разви- выпуска предприятий тию высококачественной региона в промыш- продукции области ленности регионального этапа качества, и пред- Всероссийского разработки и принима- конкурса "Сто лучших внедрения тельства товаров" на премию инновационной области администрации продукции области по качеству в порядке, определяемом администрацией области 4.4. Проведение семинаров Областной 50 25 25 2009- Улучшение и конференций по бюджет 2010 взаимо- проблемам качества гг. действия с продукции и руководи- конкурентоспособ- телями ности предприятий, служб подготовки к работе качества в условиях вхождения предприятий России в ВТО области Итого по разделу 4 610 285 325 5. Развитие выставочно-ярмарочной деятельности 5.1. Проведение Областной 6000 3000 3000 2009- Заключение Управле- презентаций, бюджет 2010 договоров на ние по выставочно- гг. поставки разви- ярмарочных Внебюджет- 40000 10000 30000 продукции, тию мероприятий на ные протоколов промыш- внутриобластном, средства намерений о ленности всероссийском и сотрудни- и пред- международном честве принима- уровнях, участие тельства промышленных области предприятий области в выставочно- ярмарочных мероприятиях 5.2. Подготовка, Областной 2000 1000 1000 2009- Привлечение в Управле- обновление, издание бюджет 2010 область ние по и распространение гг. инвестиций разви- презентационных для тию материалов о реализации промыш- промышленности инновационных ленности Тамбовской области проектов в и пред- (мультимедийной реальном принима- электронной секторе тельства презентации области экономики и области на компакт-дисках и развития в сети Интернет, инновационной буклетов о инфра- Тамбовской области) структуры 5.3. Создание Областной 5000 2500 2500 2009- Управле- передвижного бюджет 2010 ние по выставочного стенда гг. разви- промышленного тию комплекса Тамбовской промыш- области и его ленности периодическое и пред- обновление принима- тельства Итого по разделу 5 53000 16500 36500 области 6. Диверсификация и финансовое оздоровление неэффективных предприятий 6.1. Взаимодействие с 2009- Количество и заинтересованными 2010 результаты структурами по гг. вывода осуществлению планов предприятий финансового из кризиса оздоровления на промышленных предприятиях области, проходящих процедуру банкротства Итого по разделу 6 7. Содействие обеспечению кадрами предприятий и организаций промышленности 7.1. Проведение конкурсов Областной 400 200 200 2009- Сумма затрат Управле- профессионального бюджет 2010 на реализацию ние по мастерства на звание гг. проекта, разви- "Лучший по мероприятия тию профессии" среди при наличии промыш- работников экономи- ленности промышленных ческого и пред- предприятий области обоснования и принима- по номинациям эффективности тельства расходов. области 7.2. Участие в Областной 60 30 30 2009- Количество организации и бюджет 2010 мероприятий; проведение семинаров гг. численность по направлениям учебных совместной заведений и деятельности учебных предприятий- заведений и участников промышленных предприятий. 7.3. Подготовка и Внебюджет- 43000 21000 22000 2009- Количество переподготовка ные 2010 работников специалистов и средства гг. промышленных рабочих основных предприятий, профессий прошедших промышленных переподготовку предприятий или повышение квалификации Итого по разделу 7 43460 21230 22230 8. Развитие социально-трудовых отношений 8.1. Организация диалога Областной 2009- Решение Управле- "Бизнес - власть - бюджет 2010 вопросов ние по общество", активное гг. социального разви- участие промышленных развития, тию предприятий в повышение промыш- реализации жизненного ленности Регионального уровня и пред- соглашения между работающих, принима- органами обмен опытом, тельства государственной информиро- области власти Тамбовской вание о области, областными реализуемых объединениями областных и работодателей и федеральных областными законах и объединениями программах, профсоюзов на внесение 2008-2010 годы законодатель- ных инициатив 8.2. Проведение семинаров Областной 370 180 190 2009- и предложений и конференций, бюджет 2010 по совер- круглых столов по гг. шенствованию вопросам развития государствен- социально- ного частного экономического партнерства партнерства, условий труда на промышленных предприятиях области Итого по разделу 8 370 180 190 9. Государственный заказ на поставку продукции для областных государственных нужд 9.1. Участие промышленных 2009- Объем предприятий области 2010 государствен- в конкурсе на гг. ного заказа поставку продукции на поставку для областных продукции для государственных нужд областных государствен- ных нужд Итого по разделу 9 Всего Всего 10354125 3986879 6367246 инвестиций Федеральный 434000 194000 240000 бюджет Областной 588925 291779 297146 бюджет Внебюджет- 9331200 3501100 5830100 ные средства ---------------------------------------------------------------------------------------------------- Приложение 2 к Программе развития промышленности Тамбовской области на 2009-2010 годы Основные целевые индикаторы, отражающие степень достижения мероприятий и задач Программы -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Цель, задача, |Источники | Объемы финансирования |Сроки | Основные целевые индикаторы |Заказ- мероприятие |финанси- | (тыс. рублей) |выпол-|---------------------------------|чики |рования |-----------------------------|нения | наименование |единица |целе-|Програм- | |Всего |в том числе | | |измерения |вое |мы - | | | по годам | | | |зна- |ответ- | | |--------------------| | | |чение|ственные | | |2009 год | 2010 год | | | | |за вы- | | | | | | | | |полнение -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Цель: Создание высокоэффективного промышленного комплекса области, обладающего долгосрочным потенциалом динамичного роста, диверсифицированной структурой производства, значительным экспортным потенциалом и инновационной восприимчивостью, а также повышение на этой основе уровня жизни и занятости населения Задача 1 2009- Объем млн. 68000 Обеспечение высоких темпов 2010 отгруженных рублей роста производства за счет гг. товаров расширения инвестиционной и собственного инновационной деятельности производства, в промышленности выполненных работ и услуг собственными силами по добыче полезных ископаемых, обрабатывающим производствам, производству и распределению электроэнергии, газа и воды по полному кругу организаций Индекс % 110,0 физического объема промышленного производства (в % к предыдущему году) Объем млн. 7000 финансовых рублей средств (инвестиций), направленных в основной капитал (исходя из назначения строящихся объектов) в отчетном периоде Мероприятие 1 федераль- 434000 194000 240000 2009- Количество ед. 35 Развитие ный бюджет 2010 реализуемых инвестиционной гг. инвестиционных деятельности проектов Количество ед. 11 проектов промышленных предприятий, участвующих в Федеральных целевых программах областной 524645 263164 261481 бюджет внебюджет- 9248000 3470000 5778000 ные средства Мероприятие 2 областной 6040 4020 2020 2009- Доля % 18 Внедрение бюджет 2010 отгруженной инноваций и гг. инновационной развитие продукции в инфраструктуры общем объеме отгруженных товаров собственного производства внебюджет- ные средства Мероприятие 3 областной 44000 17500 26500 2009- Количество ед. 3 Формирование бюджет 2010 инвестиционных кластеров и гг. площадок инвестиционных площадок внебюджет- ные средства Итого федераль- 434000 194000 240000 2009- ный бюджет 2010 гг. областной 574685 284684 290001 бюджет внебюджет- 9248000 3470000 5778000 ные средства Задача 2 2009- Объем прибыли млн. 3500 Повышение 2010 в рублей конкурентоспособности и гг. промышленности рентабельности области промышленности области, предприятий и выпускаемой Коэффициент % 5,6 продукции обновления основных фондов (в % к стоимости основных фондов на конец года) Объем % 121,1 налоговых отчислений промышленных предприятий области (в % к уровню соответствую- щего периода прошлого года) Мероприятие 1 областной 410 185 225 2009- Освоение новых ед. 45 Улучшение бюджет 2010 видов качества и гг. продукции технического уровня продукции, освоение новых видов продукции внебюджет- 200 100 100 ные средства Мероприятие 2 областной 13000 6500 6500 2009- Участие в ед. 3 Развитие бюджет 2010 выставочно- выставочно- гг. ярмарочных ярмарочной мероприятиях деятельности внебюджет- 40000 10000 30000 ные средства Мероприятие 3 областной 2009- Количество ед. 1 Диверсификация бюджет 2010 предприятий, и финансовое гг. проходящих оздоровление процедуру неэффективных банкротства предприятий Удельный вес % убыточных предприятий внебюджет- ные средства Итого областной 13410 6685 6725 2009- бюджет 2010 гг. внебюджет- 40200 10100 30100 ные средства Задача 3 2009- Среднемесячная рублей 22000 Государственно-частное 2010 начисленная партнерство по развитию гг. заработная социально-трудовых плата отношений в промышленности работников в области промышленности Мероприятие 1 областной 460 230 230 2009- Количество ед. 5500 Содействие бюджет 2010 работников обеспечению гг. промышленных кадрами предприятий, предприятий и прошедших организаций переподготовку промышленности или повышение квалификации; объем млн. 22 финансовых рублей средств, направленных на переподготовку кадров внебюджет- 43000 21000 22000 ные средства Мероприятие 2 областной 370 180 190 2009- Количество ед. 1 Развитие бюджет 2010 проведенных социально- гг. семинаров и трудовых конференций по отношений вопросам развития социально- экономического партнерства, условий труда на промышленных предприятиях области внебюджет- ные средства Мероприятие 3 областной 2009- Объем млн. 40 Государственный бюджет 2010 государствен- рублей заказ на гг. ного заказа на поставку поставку продукции для продукции для областных областных государственных государственных нужд нужд внебюджет- ные средства Итого областной 830 410 420 бюджет внебюджет- 43000 21000 22000 ные средства Всего федераль- 434000 194000 240000 ный бюджет областной 588925 291779 297146 бюджет внебюджет- 9331200 3501100 5830100 ные средства -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Приложение 3 к Программе развития промышленности Тамбовской области на 2009-2010 годы Основные целевые индикаторы, отражающие степень достижения целей и задач Программы ------------------------------------------------------------------------------------- Цели, задачи | Целевой |Единица |Исход- |Показатель целевого | индикатор |измерения|ные |индикатора по годам | | |пока- |реализации Программы | | |затели |----------------------- | | |базо- |2009 |2010 |последний | | |вого |год |год |год (равен | | |года, | | |целевому | | |2008 | | |значению) | | |(прог- | | | | | |ноз) | | | ------------------------------------------------------------------------------------- Цель: Создание высокоэффективного промышленного комплекса области, обладающего долгосрочным потенциалом динамичного роста, диверсифицированной структурой производства, значительным экспортным потенциалом и инновационной восприимчивостью, а также повышение на этой основе уровня жизни и занятости населения Задача 1 Объем отгруженных млн. 49000 57000 68000 Обеспечение товаров рублей высоких темпов собственного роста производства, производства за выполненных работ и счет расширения услуг собственными инвестиционной и силами по добыче инновационной полезных деятельности в ископаемых, промышленности обрабатывающим производствам, производству и распределению электроэнергии, газа и воды по полному кругу организаций Индекс физического % 108,0 108,5 110,0 объема промышленного производства (в % к предыдущему году) Объем финансовых млн. 5000 6000 7000 средств рублей (инвестиций), направленных в основной капитал (исходя из назначения строящихся объектов) в отчетном периоде Задача 2 Коэффициент % 5,5 5,4 5,6 Повышение обновления основных конкурентоспособности фондов (в % к и рентабельности стоимости основных промышленности фондов на конец области, года) предприятий и Объем налоговых % 111,4 120,0 121,1 выпускаемой отчислений продукции промышленных предприятий области (в % к уровню соответствующего периода прошлого года) Объем прибыли в млн. 2500 2900 3500 промышленности рублей области Задача 3 Среднемесячная рублей 12400 17300 22000 Государственно- начисленная частное заработная плата партнерство по работников в развитию промышленности социально- трудовых отношений в промышленности области ------------------------------------------------------------------------------------- Приложение 4 к Программе развития промышленности Тамбовской области на 2009-2010 годы Увеличение производства важнейших видов продукции промышленностью области в натуральном выражении за 2009-2010 годы ---------------------------------------------------------------------- N | Наименование | Единица | 2009 год | 2010 год | продукции | измерения|------------------------------- | | |прогноз|% к |прогноз|% к | | | |2008 г.| |2009 г. ---------------------------------------------------------------------- 1. Электроэнергия млн. 1616 103,1 1650 102,1 кВтч 2. Теплоэнергия тыс. 6550 102,3 6700 102,3 гкал 3. Красители тонн 4460 105,0 4780 107,0 синтетические 4. Лакокрасочные тонн 46220 108,0 51770 112,0 материалы 5. Химическое млн. 1068 120,0 1180 110,0 оборудование руб. 6. Оборудование млн. 1420 110,0 1710 120,0 нефтепромысловое, руб. буровое, геологоразведочное и запчасти к нему 7. Оборудование млн. 820 105,0 910 110,0 технологическое для руб. перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса и запчасти к нему 8. Электродвигатели малой тыс. 56,5 105,0 59,0 105,0 мощности шт. 9. Приборы, средства млн. 126 107,0 138 109,8 автоматизации и руб. запасные части к ним 10. Автобусы штук 166 102,0 170 103,0 11. Тракторы штук 360 1620 сельскохозяйственного назначения 12. Плиты цементно- куб. 34700 106,0 37200 107,1 стружечные метр 13. Дома деревянные тыс. 22,0 110,0 25,0 114,0 заводского кв. м изготовления 14. Цемент тыс. тн. - 500 15. Конструкции и детали тыс. 118,0 110,0 136,0 115,0 сборные железобетонные куб. м 16. Стеновые материалы млн. 120,0 110,0 138,0 115,0 усл. кирпичей 17. Минеральная вата и тыс. 1120 107,0 1250 110,0 изделия из нее (в куб. м пересчете на сырую вату) 18. Нетканые материалы тыс. 22920 107,2 24550 107,1 типа тканей кв. м 19. Шерстяные ткани тыс. 2260 102,0 2320 102,7 кв. м 20. Хромовые кожтовары тыс. 57500 104,0 60380 105,0 кв. дм. 21. Обувь тыс. пар 924 105,0 980 106,0 22. Трикотажные изделия тыс. 1240 105,0 1330 107,0 штук 23. Швейные изделия млн. 210 105,0 218 104,0 руб. ---------------------------------------------------------------------- Приложение 5 к Программе развития промышленности Тамбовской области на 2009-2010 годы Основные социально-экономические показатели "Программы развития промышленности Тамбовской области на 2009-2010 годы" ---------------------------------------------------------------------- N | Показатель | Единица | 2009 | 2010 | 2010 в п/п | | измерения | год | год | % к | | | | | 2008 | | | | | году ---------------------------------------------------------------------- 1. Произведено и отгружено млн. 57000 68000 138,8 товаров собственного рублей производства по полному кругу предприятий 2. Индексы физического в % к 108,5 110,0 119,4 объема промышленного предыдущему производства году 3. Среднемесячная рублей 17300 22000 177,4 номинальная заработная плата работников на крупных и средних предприятиях, всего добыча полезных 13660 16250 143,3 ископаемых обрабатывающие 16940 21690 183,0 производства производство и 19210 24010 158,7 распределение электроэнергии, газа и воды 4. Инвестиции в основной млн. 6000 7000 140,0 капитал, всего рублей обрабатывающие 3700 4400 146,7 производства производство и 2300 2600 130,0 распределение электроэнергии, газа и воды 5. Доля отгруженной % 16,9 18,0 111,1 инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров собственного производства ---------------------------------------------------------------------- Приложение 6 к Программе развития промышленности Тамбовской области на 2009-2010 годы Освоение инвестиций и создание дополнительных рабочих мест на промышленных предприятиях области по видам деятельности в 2009-2010 годах ---------------------------------------------------------------------- Наименование вида | Объемы инвестиций | Создание новых деятельности | (млн. рублей) | рабочих мест | | (человек) |---------------------------------------- |Всего | 2009 | 2010 |Всего | 2009| 2010 ---------------------------------------------------------------------- Добыча полезных 250 150 100 90 40 50 ископаемых (С) Обрабатывающие 7250 3850 3400 710 280 430 производства (D), в том числе: текстильное и швейное 40 20 20 70 50 20 производство (DB) обработка древесины и 100 50 50 20 10 10 производство изделий из дерева (DD) химическое производство 900 400 500 100 50 50 (DG) производство прочих 2800 1500 1300 220 70 150 неметаллических минеральных продуктов (DI) производство машин и 1000 500 500 130 30 100 оборудования (DK) производство 800 500 300 50 20 30 электрооборудования, электронного и оптического оборудования (DL) производство транспортных 500 300 200 40 20 20 средств и оборудования (DM) другие виды деятельности 1110 580 530 80 30 50 Производство и 4500 2000 2500 распределение электроэнергии, газа и воды (Е) Итого 13000 6000 7000 800 320 480 ---------------------------------------------------------------------- Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|