Расширенный поиск
Закон Тамбовской области от 02.07.2008 № 408-ЗТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ З А К О Н Утратил силу - Закон Тамбовской области от 18.12.2008 г. N 477-З Об областной целевой программе "Развитие туризма в Тамбовской области на 2008-2012 годы" Принят Тамбовской областной Думой 27 июня 2008 года Статья 1 Утвердить областную целевую программу "Развитие туризма в Тамбовской области на 2008-2012 годы" согласно приложению. Статья 2 Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Глава администрации области О.И.Бетин г. Тамбов 02 июля 2008 года N 408-З УТВЕРЖДЕНА Законом Тамбовской области "Об областной целевой программе "Развитие туризма в Тамбовской области на 2008-2012 годы" Областная целевая программа "Развитие туризма в Тамбовской области на 2008-2012 годы" Паспорт программы Наименование Областная целевая программа Программы "Развитие туризма в Тамбовской области на 2008-2012 годы" (далее - Программа) Заказчик Программы Управление по развитию промышленности и предпринимательства Тамбовской области Разработчик Программы Управление по развитию промышленности и предпринимательства Тамбовской области Цели и задачи Главная стратегическая цель Программы Программы заключается в формировании в Тамбовской области конкурентоспособной туристско- рекреационной отрасли в качестве одной из ведущих, приоритетных отраслей экономики, обеспечивающей, с одной стороны, спрос потребителей (как российских, так и зарубежных) на удовлетворение своих потребностей в туристско- рекреационных услугах, с другой, значительный вклад в социально- экономическое развитие региона за счет увеличения доходной части областного бюджета, притока инвестиций, увеличения числа рабочих мест, улучшения здоровья населения, сохранения и рационального использования культурно-исторического и природного наследия. Разработка Программы исходит из модели устойчивого туризма. Устойчивым туризмом называется модель экономического развития в следующих целях: - увеличение доходов от туризма, совершенствование системы налогообложения. Рост налоговых поступлений от туристской деятельности в областной бюджет к 2010 году составит более 20 млн. рублей; - повышение качества жизни, благосостояния населения области. Использование социальной роли туризма (отдых тамбовчан, развитие социальных контактов, связей между людьми); - приток инвестиций и создание новых рабочих мест; - обеспечение комфортных условий пребывания туристов; - рост национального достоинства, как следствие гостеприимства и обращения к культурно-историческому наследию. В качестве основных задач Программы выступают: - определение основных направлений деятельности администрации Тамбовской области по управлению туристскими ресурсами и туристской индустрией региона; - формирование нормативно-правовой базы туристской отрасли; - развитие предпринимательства в сфере туризма, и, прежде всего, малого и среднего предпринимательства; - стимулирование развития материальной базы туристской отрасли путем привлечения российских и иностранных инвестиций для реконструкции действующих и создания новых туристских объектов и средств размещения; - развитие инфраструктуры туризма, необходимое для повышения конкурентоспособности Тамбовской области на международном и внутреннем туристских рынках, что в свою очередь, скажется на развитии социальной инфраструктуры области; - создание условий для развития туристских зон на территории области. Сотрудничество с соседними регионами России на основе соглашений в области развития туризма. Новое строительство и реконструкция действующих туристских объектов: музеев, мемориальных мест, объектов показа, архитектурных памятников, садово- парковых ансамблей и др. Приведение в порядок исторических мест в городах и районах области, часто посещаемых туристами; - развитие событийного туризма, опирающегося на привлечение массового контингента туристов, пользуясь каким-либо событием в жизни области. Формирование программы событийного туризма (конгрессы, фестивали, конкурсы, областные и городские праздники и т. д.). Разработка ключевых, "знаковых" событий года и своевременное информирование о них; - возрождение в Тамбовской области социального туризма. Подъем внутреннего туризма в области и на этой основе - подъем жизненного уровня населения, гармонизация социальной и общественной жизни, возрождение интереса к родной стране, родному краю, решение вопросов сохранения историко- культурного наследия и защита окружающей среды; - превращение Тамбовской области в современный международный центр деловой активности, привлечение бизнес-туристов из-за рубежа и других регионов России, поскольку бизнес-туристы представляют наиболее платежеспособную категорию туристов, а деловой туризм наиболее подходит для условий современной жизни города и области; - проведение активной рекламно- информационной деятельности, направленной на формирование имиджа Тамбовской области как благоприятной туристической зоны и продвижение регионального туристского продукта на российском и международном туристских рынках. Сроки реализации Программа рассчитана на 2008-2012 Программы годы и реализуется в 2 этапа: I - 2008-2010 годы; II - 2011-2012 годы. Объемы и источники Общий объем финансирования финансирования Программы за счет средств всех источников финансирования составляет 757,221 млн. рублей, в т. ч. средства областного бюджета - 84,721 млн. рублей: 2008 год - 14,894 млн. рублей; 2009 год - 15,803 млн. рублей; 2010 год - 16,098 млн. рублей; 2011 год - 18,173 млн. рублей; 2012 год - 19,753 млн. рублей; внебюджетные средства - 672,5 млн. рублей: 2008 год - 134,5 млн. рублей; 2009 год - 134,5 млн. рублей; 2010 год - 134,5 млн. рублей; 2011 год - 134,5 млн. рублей; 2012 год - 134,5 млн. рублей. I. Характеристика проблемы и обоснование ее решения программно- целевыми методами Нацеленная, прежде всего, на организацию отдыха населения современная туристическая индустрия является одной из динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Число рабочих мест в сфере туризма к 2006 году составило более 200 млн. или 8% от общих показателей занятости в мире (по данным Всемирной туристской организации (ВТО). По данным ВТО и международного валютного фонда (МВФ), туризм с 1998 года вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг (532 млрд. долларов США, или 7,9% от 673,8 трлн. долларов США), обогнав автомобильную промышленность (7,8%), производство химических продуктов (7,5%), продуктов питания (6,6%), компьютеров и офисного оборудования (5,9%) и топлива (5,1%). Средние темпы роста туризма составили в 1950-1999 годах 7% в год, что намного выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом. По прогнозам ВТО, в ближайшие десятилетия темпы роста туризма сохранятся, так к 2020 году число международных туристских прибытий должно вырасти в 2,2 раза по отношению к 2000 году (с 698 млн. до 1,581 млрд. поездок). Еще более значительно - в 4,2 раза должны увеличиться доходы от туризма: с 476 млрд. до 2 трлн. долларов США. Туризм представляет собой такую отрасль экономики, которая позволяет при сравнительно небольших капиталовложениях обеспечить рентабельное использование ресурсов, историко-культурного и природного наследия, традиций. Правильно спланированный и рационально организованный туризм является особым и очень эффективным видом экспорта, не требующим вывоза материальных и природных богатств, на месте представляющим потребителю услуги. Индустрия туризма как ни одна другая отрасль хозяйства заинтересована в сохранении природы, культуры, облика исторических городов, благоприятной экологической ситуации. Выбор туризма как одного из видов отраслевой специализации экономики Тамбовской области определяется не только наличием уникального комплекса туристских ресурсов, но и условиями наиболее эффективного использования совокупного производственного и социо-культурного потенциала территории при сохранении экологического и культурного наследия и равновесия. Включение Тамбовской области в региональный, федеральный и международный туристские рынки требует не только материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и четкого представления о принципах деловой стратегии, характере и особенностях формирования сети туристских объектов. Необходима разработка моделей наиболее перспективных предприятий турбизнеса с представлением их экономических характеристик, определение туризма как фактора сохранения и возрождения уникальных исторических и природных территорий, активизация экономики области. Опыт стран мира с развитым туристским сектором показывает, что планирование развития туризма необходимо вести на всех уровнях: национальном, региональном, местном и муниципальном и в тесной увязке с планами общего социально-экономического развития. Это особенно важно в плане продвижения местных туристских продуктов на международные туристские рынки, привлечение крупных отечественных и зарубежных инвесторов. В настоящее время в условиях положительного изменения социально-экономической ситуации в Тамбовской области туризм может стать весомым фактором стабилизации всего социально-экономического процесса, обеспечивая приток денежных средств, создавая рабочие места, прежде всего для местного населения, стимулируя производство товаров и услуг, улучшая инфраструктуру и коммуникации, внося реальный вклад в улучшение платежного баланса. Являясь важным средством физического и духовного оздоровления, воспитания, познания и повышения культурного уровня населения, туризм оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, здравоохранение, производство товаров народного потребления и может составить одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики области. Развитие туризма требует обеспечения экологической чистоты территории, поскольку туристы становятся все более требовательными к состоянию окружающей среды. Это отражается в повышении спроса на сельский и экологический туризм. Таким образом, туризм является важной составляющей региональной стратегии устойчивого развития. Программа направлена на создание правовой, организационной и экономической среды для формирования современной туристической индустрии в Тамбовской области. Оказание содействия развитию материальной базы туризма. Программа разработана на основании: Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"; Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании"; Федерального закона от 25 ноября 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"; Закона Тамбовской области "О целевых программах Тамбовской области" от 24 ноября 2006 года N 115-З; Закона области от 5 декабря 2007 года N 303-З "О государственной инвестиционной политике Тамбовской области и государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Тамбовской области"; Закона области от 11 октября 2002 года N 58-З "О природных ресурсах и природопользовании в Тамбовской области"; Постановления администрации области от 19 марта 2007 года N 269 "Положение о порядке разработки целевых программ Тамбовской области и реализации программных мероприятий". Программа носит комплексный инновационный характер и призвана стимулировать процесс становления в сфере туризма современных рыночных отношений и адекватных им механизмов государственного регулирования. Реализация Программы предполагает органичное сочетание бюджетных и внебюджетных источников финансирования с преимущественным использованием последних. Система мероприятий Программы сформирована с учетом выделения средств регионального бюджета, в пределах ежегодных ассигнований. Современная туристическая индустрия является одной из динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Наряду с важнейшими факторами развития отрасли являются природно-рекреационный и историко-культурный туризм. Наличие богатого культурного и природного потенциалов позволяет странам и регионам, даже не относящимся к числу наиболее экономически развитых, завоевывать серьезные позиции на мировом туристическом рынке при обязательном условии - проведении активной государственной политики в области развития туризма. Основными направлениями этой политики являются - защита прав путешествующих, интересов производителей отечественного туристического продукта и всемерная поддержка внутреннего и въездного туризма. Формы такой поддержки варьируются от прямых инвестиций, направленных на формирование туристической инфраструктуры, расходов на подготовку кадров и рекламно-информационное обеспечение продвижения национального туристического продукта на мировом рынке до налоговых и таможенных льгот, стимулирующих приток инвестиций, развитие внутреннего и въездного туризма. Индустрия въездного туризма состоит из множества видов туризма. Одни из них играют малозначимую и/или вспомогательную роль, другие же оказывают системообразующее воздействие на развитие всей отрасли. К последним, прежде всего, относятся городской и сельский туризм. Тамбов и многие другие города области обладают необходимыми предпосылками для разработки и реализации политики развития городского туризма, которая возможно станет одной из первых в России. Таким образом, стратегия городского туризма предусматривает тесное взаимодействие между: - муниципальной политикой, главным инструментом которой будет являться создание большого туристического городского офиса (дома туризма); - предприятиями и др. администрациями; - населением. Город должен существовать в устойчивом симбиозе со своим окружением - сельскими территориями, для которых он играет ряд важных функций культурного, социально-экономического, научного и административного центра. В том числе городской туризм способствует развитию сельского туризма и сам взаимообогащается от него. Сельский туризм - это сектор туристической отрасли, использующий природные, культурно-исторические, социальные и иные ресурсы сельской местности для создания комплексного туристического продукта. В широком смысле он включает все виды рекреационной деятельности в сельской местности: экологический, спортивный, гастрономический, агротуризм, паломничество, охоту, рыбалку и многие другие. Обязательным условием является то, чтобы ночлег туристов находится в сельской местности, включая малые города без промышленной и многоэтажной застройки. В развитых странах сельский туризм является высокодиверсифицированной сферой, которая предлагает полный спектр услуг, связанных с сельской рекреацией, включая: просторные и уютные деревенские дома, ненарушенную природу, продукцию народных промыслов и ремесел. При этом Россия рассматривается международными организациями как одна из стран наиболее обеспеченных ресурсами для развития сельского туризма. Население придает все большее значение здоровому образу жизни. По данным Всемирной Организации Здравоохранения продолжительность жизни горожан в среднем на 4 года ниже, чем у живущих в сельской местности. А для москвичей эта разница и вовсе 8-10 лет. Сельская местность может дать ответы на большинство вопросов, связанных с улучшением качества жизни. Поэтому в последние годы возрастает популярность туризма в сельской местности. Уже 30% европейцев проводят свои отпуска в деревнях, предпочитая разнообразие сельской жизни другим видам отдыха. Вместе с тем, возрастает требовательность туристов к условиям сельской рекреации. Такая новая психологическая ориентация требуют нового подхода к организации отдыха и досуга, то есть от туриндустрии требуются новая концепция и новое наполнение турпродукта. Кроме того, утверждается тенденция к индивидуализации пакета турпродукта. В сельском туризме это удачно сочетается с возможностью малогруппового и семейного отдыха. Таким образом, важнейшим фактором успешного развития сельского туризма стало то, что его туристический продукт отвечал запросам нового потребителя, который составляет крупнейший сегмент платежеспособного спроса. В политике развития сельских территорий ЕС сельский туризм изначально рассматривался в качестве социального амортизатора при реструктуризации аграрного сектора экономики, позволяя перевести избыток трудовых ресурсов в альтернативный сектор производства услуг и создавать новые рабочие места в сельской местности. Не случайно программы развития сельского туризма реализуются, прежде всего, в экономически отсталых районах. Тамбовская область является преимущественно аграрным регионом. Высокоинтенсивное сельскохозяйственное производство приводит к высвобождению трудовых ресурсов, которые вынуждены искать источники несельскохозяйственных доходов. В современных условиях меры по развитию аграрного производства должны быть дополнены проектами комплексного и устойчивого развития сельских территорий, охватывающих не только аграрное производство, но и лесное, водное хозяйства, местную промышленность, туризм, социально-бытовую инфраструктуру и другие виды деятельности, без развития которых неосуществимо увеличение эффективности сельской экономики и улучшение условий проживания в сельской местности. Многие сельские районы Тамбовской области обладают значительными культурным и природным наследием, относительно развитой инфраструктурой и находятся вблизи от крупных городов и транспортных магистралей. Для них сельский туризм представляется важным направлением создания гибкого и диверсифицированного рынка труда, позволяющего увеличить занятость и, соответственно, доходы сельских семей. Сельский туризм является отраслью, где наиболее ярко проявляется мультипликационный эффект, который заключается в том, что с развитием туризма создаются рабочие места для работников различного уровня квалификации во многих других сферах экономики: на транспорте, в гостиничном бизнесе, связи, банковской сфере. К тому же, многие другие сферы: сельское хозяйство, строительство, культура, местные ремесла и др. значительно выигрывают от развития туризма. Важным преимуществом сельского туризма является его быстрая окупаемость. По сравнению с другими секторами туриндустрии (особенно, связанными с развитием крупного гостиничного хозяйства и инфраструктуры) микроэкономическая модель сельского туризма малозатратна, а значит, он может конкурировать по показателю "цена-качество" с другими турпродуктами. Сельский туризм является одним из редких видов деятельности, позволяющей комбинировать различные производственные аспекты, увеличивая получаемую прибыль сельскохозяйственного предприятия за счет прямой реализации натуральной аграрной продукции туристам (цены выше оптовых) и лучшего использования имеющейся недвижимости (организация кафе и гостиниц). Таким образом, сельский туризм позволяет сельским жителям сочетать диверсификацию сельскохозяйственной деятельности с валоризацией производимой ими продукции и имеющейся у них недвижимой собственности. Сельский туризм, как важное направление областной целевой программы "Развитие туризма в Тамбовской области на 2008-2012 годы", позволит получить следующие дополнительные эффекты: - развитие смежных с сельским туризмом отраслей: сельского хозяйства, связи, строительства, сферы услуг и др.; - развитие сельских муниципальных образований на основе наиболее полного использования потенциалов территорий и местных инициатив; - развитие альтернативной занятости в аграрной сфере, способной обеспечить достойный уровень доходов и новые привлекательные профессии, в особенности для женщин и молодежи; - развитие кооперации на селе и содействия развитию эффективного товарообмена, в том числе на основе регионального маркетинга. Администрация Тамбовской области развивает сотрудничество в сфере устойчивого развития сельских территорий с Министерством сельского хозяйства и рыболовства Франции, Французским Национальным Центром по обустройству сельских территорий (CNASEA). Одним из главных направлений этого сотрудничества является техническая поддержка в области развития сельского туризма. Эта поддержка может стать определяющей для разработки программ развития сельского туризма в регионах, имеющих для этого необходимые потенциалы. Например, во Франции соответствующая государственная, региональная и департаментальная поддержки позволили стать сельскому туризму процветающей отраслью туризма. В соответствии с меморандумом о сотрудничестве между Францией и Тамбовской областью в области устойчивого развития сельских территорий региона планируется размещение перспектив развития сельского туризма (агротуризма). Эти перспективы откроют "эффект рычага" и в других секторах развития регионального туризма. Этот вид туризма входит в заключительный раздел данного "Меморандума". В ходе реализации программы сотрудничества, обозначенной в общих рамках "Меморандума", будет дано расширенное понятие специфичности городского туризма, тесно связанного с сельским туризмом Тамбовской области. В связи с этим будут предусмотрены несколько командировок экспертов по этим типам туризма, а также учебные поездки во Францию. При разработке Программы были учтены исследования в области развития городского и сельского туризма в Тамбовской области, проведенные Центром устойчивого развития сельских территорий Российского государственного аграрного университета - МСХА им. К.А.Тимирязева и французской консалтинговой организации "Тайга-Европа". С недавних пор развитие сельского туризма имеет государственную поддержку. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446 была утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Тамбовская область относится к числу регионов с благоприятными историко-культурными, природно-климатическими и пока неиспользованными возможностями для развития туризма. Тамбовщина - уникальный в географическом, историческом и культурном отношениях край. Древнейшим населением тамбовского края были мордва-мокша. Первые русские переселенцы появились здесь еще в домонгольское время, но окончательное заселение произошло в XVII веке. Город Тамбов был основан 17 апреля 1636 года на топких лесистых берегах Цны, в том месте, где сливается с ней речка Студенец. По указу царя Михаила Федоровича стольник и воевода Роман Боборыкин начал строительство города-крепости Тамбов для защиты Московского государства от кочевников. Более ста лет г. Тамбов исправно выполнял военное назначение. С середины XVII века он становится торговым, а с конца XIX века - торгово-экономическим центром России. Проведение в 1870-е гг. через Тамбов железной дороги из Москвы в Поволжье приблизило город к столице, значительно улучшило его транспортные связи. Это благополучно сказалось на экономическом положении и торговле. Почти без изменений губерния сохранялась до 1928 года, когда вошла в состав Центрально-Черноземной, а затем Воронежской области. В 1937 году была образована самостоятельная Тамбовская область. В настоящее время в состав области входят семь городов областного подчинения, один - районного и 23 района. С момента образования Тамбовской области на ее территории произошли разительные экономические, социальные и культурные перемены. Из чисто сельскохозяйственной губернии она превратилась в крупную индустриально-аграрную область. Сейчас ее промышленность представлена машиностроением и металлообработкой, химической, нефтехимической, пищевой, электроэнергетической и приборостроительными отраслями. В области действуют 240 крупных и средних промышленных предприятий, на которых трудится почти 80 тысяч рабочих, инженерно-технических работников и служащих. Тамбовский край, имеющий богатую историю и славные духовные традиции, известен как родина или место деятельности многих знаменитых в России людей: писателей, художников, музыкантов, деятелей искусства и культуры. С именами этих видных деятелей науки, культуры и искусства связаны многие памятники истории и культуры. Отдельные туристические маршруты формируются и будут формироваться непосредственно в места, связанные с их жизнью и деятельностью. Тамбов - старинный русский город, у которого есть неоспоримые достоинства, как близкое (всего 470 км) от Москвы и других крупных городов страны расположение, удобные авиа, железнодорожное и авто сообщение, небольшие, но полноводные реки, замечательная природа. Природа Тамбовской области своеобразна, красива, а главное - нигде не повторяется в таком сочетании. Именно в нашей области встретились и остановились две природы: природа северных лесов, так называемой европейской тайги, и природа степей. Окрестности Тамбова представляют собой единственное в своем роде сочетание таежной и степной фауны и флоры и, благодаря своей живописности и разнообразию, являются прекрасными местами для отдыха. Нынешняя Тамбовщина - это промышленно-аграрная область с многолетней историей и высокой культурой. В регионе представлены практически все пласты исторического наследия: от мезолита до позднего средневековья. Памятники военно-оборонительного и культурного характера XII-XVI вв., усадебные ансамбли XVIII-XIX - начала XX вв. Четыре города области вошли в перечень исторических городов России - это Тамбов, Кирсанов, Мичуринск, Моршанск. В последние годы растет интерес к православным памятникам, сохранившимся и восстановленным храмам и монастырям. Паломников заинтересуют православные святыни земли Тамбовской - Спасо-Преображенский кафедральный собор, Казанский мужской и Вознесенский женский монастыри города Тамбова, Ильинский храм и Боголюбский собор г. Мичуринска, Моршанский Троицкий собор, Иоано-Предтеченский Трегуляев мужской монастырь со святым источником и купальней и др. Среди дошедших до наших дней храмов есть уникальные, являющиеся национальным достоянием. Например, Благовещенская церковь с керамическим иконостасом в с. Новотомниково Моршанского района и Михаило-Архангельская церковь с фарфоровым иконостасом в р. п. Мордово. Досуг и развлечения: Тамбовский государственный драматический театр, Мичуринский государственный драматический театр, Тамбовский государственный театр кукол, областная филармония, стерео-кинотеатр, областная картинная галерея, три спортивных стадиона, два дворца спорта, фитнес-центр, зоопарк и т. д. Сфера бытовых услуг представлена широкой сетью парикмахерских, салонов красоты, швейных ателье и ремонтных мастерских, современных предприятий химчистки, бань и прачечных. В 2006 году в областном центре начали функционировать новая гостиница на 14 номеров "Губернская", отель "VIP-класса" "Парк Берендей" на территории Горельского лесхоза Тамбовского района и др. Тамбовская область располагает благоприятными возможностями для развития различных видов туризма. Климатические условия позволяют использовать для этих целей ее территорию практически в течение всего года. Спрос на санаторно-курортные и туристско-экскурсионные услуги после снижения в переходный период и длительного периода эксплуатации через систему социального страхования начал возрастать. Но, к сожалению, большая часть существующей сети туристических учреждений региона вместе с санаторно-курортными учреждениями, пансионатами, домами и базами отдыха в значительной степени нуждается в реконструкции, количество мест в соответствующих учреждениях сократилось. Тамбовская область, несмотря на наличие туристического потенциала, занимает весьма скромное место на региональном, общероссийском, и тем более на мировом туристических рынках. Поэтому реализация Программы позволит более эффективно использовать имеющийся туристический потенциал, оживить отечественный туристический рынок, укрепить материальную базу, сократить дефицит квалифицированных кадров и получить необходимую поддержку развития туризма со стороны государства. Согласно анализу, проведенному управлением по развитию промышленности и предпринимательства области по репрезентативной выборке, в Тамбовской области наблюдается существенный рост активности в сфере туризма. Таблица 1 Основные показатели туристско-экскурсионных услуг ---------------------------------------------------------------------- Показатели | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. ---------------------------------------------------------------------- Количество туристских компаний 12 18 23 Объем предоставленных услуг 10,8 16,3 24,1 (в сфере выездного туризма) (млн. руб.) Количество туристских гостиниц и 32 34 37 аналогичных средств размещения Совокупный номерной фонд (мест) 1811 1985 2025 Объем услуг (млн. руб.) 57,0 66,9 111,8 Среднегодовая загрузка гостиниц, % 49 54 61 Количество принятых туристов 11,1 13,0 14,5 (тыс. чел.) Объем предоставленных услуг 32,2 41,6 47,9 (млн. руб.) Количество экскурсантов (тыс. чел.) 3,4 4,3 6,1 Объем предоставленных услуг 21,1 32,3 54,1 (млн. руб.) ---------------------------------------------------------------------- На рынке туристских услуг Тамбовской области в последние годы наблюдается положительная тенденция. Так, за 2006 год объем туристских услуг, предоставленных населению области, в сопоставимых ценах возрос против 2005 года на 63,6% и составил 54,1 млн. рублей. Увеличение объема платных туристско-экскурсионных услуг произошло за счет образования новых фирм, имеющих статус юридического лица, и предпринимателей. В среднем одному жителю области оказано туристко-экскурсионных услуг на 50,5 руб. против 30,3 руб. в 2005 году. Таблица 2 Динамика развития оказания платных туристско-экскурсионных услуг населению Тамбовской области за период 2000-2006 гг. ---------------------------------------------------------------------- Период (годы) | Объем туристско-экскурсионных услуг |---------------------------------------------------- |На душу населения | Индекс физического объема |(руб.) | (в % к соотв. периоду | | прошлого года) ---------------------------------------------------------------------- 2000 6363 - 2001 - - 2002 7895 В 2,2 раза 2003 8251 88,5 2004 20872 В 2,3 раза 2005 34432 145,8 2006 54153,2 163,3 ---------------------------------------------------------------------- Таблица 3 Состояние туристской отрасли в Тамбовской области ---------------------------------------------------------------------- Показатели |Единицы|Базовый|Прогнозные данные по годам реализации |измере-|2006 г.| программы |ния | |------------------------------------- | | |2007 |2008 |2009 |2010 |2011 |2012 ---------------------------------------------------------------------- Количество ед. 55 56 58 60 65 70 75 средств размещения Совокупный койко- 5450 5500 5800 6000 6500 7000 7500 номерной фонд мест Среднегодовая % 60 70 100 100 100 100 100 загрузка гостиниц Численность тыс. 81 100 150 200 250 300 350 занятых в сфере чел. туризма Количество ед. 42 46 50 52 55 60 65 туристских фирм Турпоток тыс. 6,7 8,1 10,0 12,0 13,5 14,0 14,5 чел. Въездной туризм тыс. 0,3 0,6 1,2 1,8 2,4 3,0 3,5 чел. Выездной туризм тыс. 6,7 7,5 8,0 8,5 9,0 10,0 10,5 чел. Внутренний тыс. 4,2 5,2 6,0 6,5 7,0 8,5 10,0 туризм чел. Объем млн. 54,1 83,4 94,0 105,5 120,3 138,3 160,4 предоставленных руб. туристских услуг Темп роста % 163,3 113,0 113,5 114,0 114,5 114,7 115,0 туристско- экскурсионных услуг Налоговые млн. 2,3 4,6 4,9 5,1 5,5 6,5 7,0 отчисления в руб. бюджеты всех уровней ---------------------------------------------------------------------- Выполнение намеченных мероприятий позволит увеличить темп роста туристических услуг на 15% к соответствующему периоду прошлого года и достичь объема в сумме 83,0 млн. руб. Принимая во внимание ограниченные возможности инвестирования развития материальной базы туризма за счет регионального бюджета, предусматривается использование различных форм государственного стимулирования для привлечения в сферу туризма частных инвестиций, в том числе иностранных. Программа призвана способствовать развитию и продвижению регионального туристического продукта на внутреннем и внешнем рынках, предупреждению и смягчению последствий имеющих место негативных явлений и создать реальные предпосылки для решения задач, поставленных в области развития туризма. Несмотря на это, основными факторами, сдерживающими развитие туризма в области, в настоящее время являются те же, что и для России в целом: - недостаточно развитая туристическая инфраструктура; - недостаточное количество современного гостиничного номерного фонда (снижение числа гостиничных и аналогичных средств размещения, туристских баз и домов отдыха по сравнению с 1991 годом в 4 раза, туристского транспорта в 10 раз), центров спорта, отдыха, развлечений и т. п.; - невысокое качество обслуживания во всех секторах туристической индустрии, низкая квалификация кадров; - несоответствие цены и качества размещения в гостиницах, базах отдыха, пансионатах и санаториях; - отсутствие рекламы туристских возможностей области за ее пределами; - отсутствие благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов, инфраструктуру туризма; - недостаточная поддержка молодежного, спортивно-оздоровительного, сельского, экологического туризма. На конъюнктуру внутреннего туристского рынка повлияли в основном следующие факторы: - слишком большая доля транспортной составляющей в общей стоимости тура, делающая неконкурентоспособными предложения на внутреннем рынке по сравнению с зарубежными поездками; - значительный рост стоимости предложения на внутреннем рынке, достигшей международного уровня при более низком качестве обслуживания, что также стимулирует переориентацию спроса на зарубежные поездки; - уменьшение общей подвижности населения; более чем в два раза увеличилась доля населения, проводящая отпуск на даче, у родственников и знакомых; до 60% населения проводит отпуск дома; - разрушение системы руководства отраслью, что привело к ее распаду на отдельные звенья, потере координации деятельности объектов, ликвидации региональных маршрутов; - недостаток квалифицированных кадров менеджеров, способных работать в новых экономических условиях. Отличие регионального туристского предложения от аналогов, с избытком предлагающихся на рынке, состоит в том, что в Тамбовской области имеется уникальная возможность сочетать различные виды туризма. Анализ современного состояния внутреннего регионального туризма указывает на недостаточный уровень его развития, как по качественным, так и по количественным характеристикам и позволяет выделить причины внешнего и внутреннего характера. Причины внешнего характера: - недостаточность поддержки туризма как отрасли экономики (неразвитость федеральной нормативно-законодательной базы, отсутствие финансирования федеральных программ и т. д.); - негативная информация о России в зарубежных средствах массовой информации (преступность, низкий уровень жизни, слабая инфраструктура, недостатки в обслуживании и т. п.); - отсутствие информации о Тамбовской области как регионе, благоприятном для туризма в масштабах страны. Причины внутреннего характера: - отсутствие региональных туроператоров, осуществляющих деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта; - отсутствие программы поддержки турфирм, занимающихся въездным туризмом; - отсутствие комплексного взгляда на характер и специфику Тамбовской области как туристского места; - неразвитость туристской инфраструктуры и, в первую очередь, ее транспортной составляющей, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, практическое отсутствие средств размещения туристского класса с современным уровнем комфорта; - разобщенность усилий по развитию внутреннего туризма, отсутствие интереса к внедрению механизмов экономической кооперации и управления; - отсутствие специализированного реестра существующих и перспективных туристских объектов в регионе, требующих дальнейшей разработки; - отсутствие необходимой нормативной законодательной базы и, как следствие, отсутствие гибкой системы стимулирования (в том числе, отсутствие налоговых льгот) туристских предприятий, занимающихся въездным туризмом и инвестирования в средства размещения, создание историко-культурных и природных заповедников в регионе и иную туристскую инфраструктуру; - отсутствие средств для комплекса мероприятий по рекламе и продвижению Тамбовской области на внутренний и международные туристские рынки; - отсутствие целостной внутрирегиональной статистики туризма; - невысокое качество обслуживания в секторах туристской индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров для работы в современных условиях; - малое количество информации в центральных средствах массовой информации об исторических ценностях, памятниках и памятных местах Тамбовщины; - недостаточное финансирование областных и районных станций туристов для приобретения спортивного и туристского снаряжения: - ориентация на коммерческий туризм не могла не повлиять на сокращение размеров отчислений от туристской деятельности в областной бюджет, перераспределение доходов в пользу теневой экономики. Элитарный туризм обеспеченных одиночек не вызвал туристского бума, омертвил основные фонды, во много раз уменьшил оборотные средства от туризма. Тамбовская область может быть представлена как центр деловой, политической, научной, духовной и культурной жизни России, получив при этом уникальные возможности развивать наиболее перспективные виды туризма во всех имеющихся формах. Существующие возможности по развитию различных видов туризма позволят существенно разнообразить предложение и повысить конкурентоспособность регионального туристского продукта. Спектр регионального туристского продукта достаточно широк и может базироваться, прежде всего, на сохранившихся фрагментах историко-архитектурной среды городов и районов области, памятниках архитектуры, инженерного искусства, истории, археологии и культуры. Развитию туризма благоприятствует и удобное географическое расположение Тамбовской области в самом центре России, связанное с другими историко-культурными памятниками и городами прямым автомобильным и железнодорожным сообщением. Для правильного определения основных направлений и масштабов развития туризма в Тамбовской области, целесообразно проанализировать общие тенденции развития туризма в других исторических городах (предлагающих аналогичный продукт), основываясь, в том числе, на зарубежный опыт. II. Основные цели и задачи Программы Главная стратегическая цель Программы - формирование в Тамбовской области конкурентоспособной туристско-рекреационной отрасли в качестве одной из ведущих, приоритетных отраслей экономики, обеспечивающей, с одной стороны, спрос потребителей (как российских, так и зарубежных) на удовлетворение своих потребностей в туристско-рекреационных услугах, с другой, значительный вклад в социально-экономическое развитие региона за счет увеличения доходной части местного бюджета, притока инвестиций, увеличения числа рабочих мест, улучшения здоровья населения, сохранения и рационального использования культурно-исторического и природного наследия. Разработка Программы исходит из модели устойчивого туризма. Устойчивым туризмом называется модель экономического развития в следующих целях: - увеличение доходов от туризма, совершенствование системы налогообложения. Областной бюджет к 2010 году пополнится на 10% за счет поступлений от туристской деятельности; - повышение качества жизни, благосостояния населения области. Использование социальной роли туризма (отдых тамбовчан, развитие социальных контактов, связей между людьми); - приток инвестиций и создание новых рабочих мест; - обеспечение комфортных условий пребывания туристов; - рост национального достоинства, как следствие гостеприимства и обращения к культурно-историческому наследию. В качестве основных задач Программы выступают: - определение основных направлений деятельности администрации Тамбовской области по управлению туристскими ресурсами и туристской индустрией региона; - формирование нормативно-правовой базы туристской отрасли; - развитие предпринимательства в сфере туризма и, прежде всего, малого и среднего предпринимательства; - стимулирование развития материальной базы туристской отрасли путем привлечения российских и иностранных инвестиций для реконструкции действующих и создания новых туристских объектов и средств размещения; - развитие инфраструктуры туризма, необходимое для повышения конкурентоспособности Тамбовской области на международном и внутреннем туристских рынках; - создание условий для развития туристских зон на территории области. Новое строительство и реконструкция действующих туристских объектов: музеев, мемориальных мест, объектов показа, архитектурных памятников, садово-парковых ансамблей и др. Приведение в порядок исторических мест в городах и районах области, часто посещаемых туристами; - развитие событийного туризма, опирающегося на привлечение массового контингента туристов, пользуясь каким-либо событием в жизни области. Формирование программы событийного туризма (конгрессы, фестивали, конкурсы, областные и городские праздники и т. д.). Разработка ключевых, "знаковых" событий года и своевременное информирование о них; - возрождение в Тамбовской области социального туризма. Подъем внутреннего туризма в области и на этой основе - подъем жизненного уровня населения, гармонизация социальной и общественной жизни, возрождение интереса к родной стране, родному краю, решение вопросов сохранения историко-культурного наследия и защита окружающей среды; - превращение Тамбовской области в современный международный центр деловой активности, привлечение бизнес-туристов из-за рубежа и других регионов России, поскольку бизнес-туристы представляют наиболее платежеспособную категорию туристов, а деловой туризм наиболее подходит для условий современной жизни города и области; - проведение активной рекламно-информационной деятельности направленной на формирование имиджа Тамбовской области как благоприятной туристической зоны и продвижение регионального туристского продукта на российском и международном туристских рынках. Определение стратегии развития въездного туризма требует выбора соответствующих программ. Анализ показал, что Тамбовская область в настоящее время не входит в число регионов с традиционно сильно развитым туристическим сектором. Вместе с тем она обладает многими перспективными возможностями развития туризма. Стратегической задачей является "перетягивание" туристических потоков путем создания новых востребованных турпродуктов, обеспечения условий для появления новых туристических направлений. Существующий латентный туристический спрос на новые направления, особенно 2-3 дневные, позволяет создавать новые рынки и открывает новые возможности для развития туризма в Тамбовской области. Переход к устойчивому развитию туризма требует развития обоих существующих направлений туризма в Тамбовской области: городского и сельского туризма. Стратегия заключается в объединении этих двух направлений в единой программе развития туризма Тамбовской области, где более развитый городской туризм даст толчок для развития сельского туризма. Программу предлагается реализовать в два этапа. I. 2008-2010 годы На данном этапе необходимо решить следующие вопросы: - содействие созданию прозрачной и эффективной структуры конкурентного рынка туризма; - создание новых организационных структур: Координационный совет и Совет руководителей турагентств (с принятием им устава), Туристический Информационный Центр (ТИЦ); - разработка и внедрение (в т. ч. с помощью областных и муниципальных властей) механизма сотрудничества с государственными и негосударственными фондами; - разработка программы действий в области развития городского и сельского туризма, развития новых перспективных видов туризма, поиска источников финансирования; - закладка базы внутриотраслевого, межотраслевого и институционального сотрудничества настоящей Программы с другими программами и концепциями; - определение партнеров и целевых направлений; - определение форм содействия и величины льгот (со стороны участников Программы), направляемых в рамках социальной защиты населения (как правило, в санаторно-курортный комплекс) и поддержки развития прогрессивных инвестиционных институтов и направлений деятельности (как правило, в строительстве и обновлении основных фондов); - разработка механизмов и начало внедрения схем эффективной интеграции туристической деятельности и санаторно-курортного комплекса с учетом существующих условий; - создание единого реестра выполнения основных задач Программы (отслеживание ситуации по улучшению качества сервиса, реализации маркетинговой стратегии, создание организационно-правовых и экономических условий); - получение положительных результатов в областях повышения сервиса и защиты потребителей туристических услуг; - укрепление и развитие внутриотраслевых, отраслевых и институциональных связей участников Программы; - повышение стабильности, доступности, надежности и эффективности функционирования внедренных на I этапе механизмов и схем; - использование возможностей парабанковских институтов (государственных и негосударственных фондов и др.) для развития туризма; - продолжение внедрения прогрессивных технологий и инструментов выполнения Программы; - продолжение формирования и дальнейшее развитие сбалансированного конкурентного рынка туристического комплекса, применение в регионе положительных результатов по улучшению сервиса и действию защиты туристов; - четкая организация выполнения мероприятий согласно перечню задач Программы и контроль за их выполнением. II. 2011-2012 годы В данный период необходимо решить следующие вопросы: - окончательное оформление и эффективная реализация системы функционирования туристического комплекса в современных рыночных условиях с учетом результатов межотраслевой, межрегиональной и институциональной интеграции Программы; - полноценная реализация системы программных мероприятий, подготовленных и выполняемых на начальных этапах; - обеспечение и поддержание стабильного функционирования системы институциональных интересов участников Программы на основе интегрального системного подхода с целью придания импульса социально-экономическому развитию в Тамбовской области в целом; - проведение активной региональной политики по выравниванию действия Программы в различных муниципальных образованиях области; - дальнейшее развитие основ, заложенных на начальных этапах. Совершенствование социально-экономических, организационно-правовых условий развития туристического комплекса, маркетинговой стратегии туризма в Тамбовской области, уровня обслуживания в туристическом комплексе. III. Система программных мероприятий Система необходимых мероприятий построена в соответствии с основными направлениями Программы и включает разделы, разработка которых позволит получить инструмент, позволяющий Тамбовской области сформировать туристский продукт, отвечающий потребностям и возможностям региона, а также основным тенденциям развития туризма. 1. Создание условий для развития туризма. Государственная поддержка туризма в Тамбовской области. Совершенствование структуры управления и развития туризма. Важная роль этого направления в формировании нормативно-правовой базы отводится основам системы регулирования туристской деятельности на уровне субъекта РФ, принятию соответствующих постановлений администрации Тамбовской области, а также заключению международных соглашений и соглашений с субъектами Российской Федерации о сотрудничестве в области развития туризма, созданию новых организационных структур: Координационного совета при региональном органе исполнительной власти в сфере туризма в целях совершенствования межотраслевой, межрайонной и межрегиональной координации в этой области, по упорядочению использования государственной собственности в туристской индустрии, Совета руководителей турагентств (с принятием устава); Туристского информационного центра (ТИЦ). Реализация этих мероприятий позволит создать систему государственного регулирования и стимулирования развития туризма, адекватную природе рыночных отношений и учитывающую мировой опыт в этой области. 2. Разработка Тамбовского туристского продукта. Туристская стратегия Тамбовской области должна преследовать двойную цель: - сохранять и укреплять достигнутое положение в традиционной туристской области, для чего предполагается создавать дополнительное предложение, которое реагировало бы на изменение потребительского спроса в рамках уже сформировавшегося продукта, ориентацию на сегмент рынка группового и экскурсионного туризма; - формировать новый туристский продукт, выходящий за рамки традиционного представления о туристском предложении Тамбовской области, и который бы учитывал историко-культурную специфику региона, а также позволял существенно разнообразить традиционное предложение, благодаря его комбинированию с услугами, ранее для Тамбовской области не характерными. Культурный и народно-этнографический аспект может быть положен в основу развития следующих видов туризма в Тамбовской области: - деловой и познавательно-деловой туризм, рассчитанный на бизнесменов и иных специалистов, приезжающих не только в Тамбовскую область, но и в города, находящиеся рядом, и сочетающих возможности расширения деловых контактов с отдыхом и знакомством с жизнью местного населения; - инсентив или поощрительный туризм; - специализированный туризм; - лицензионный научный (проведение археологических раскопок на территории области, исследовательских работ на базе историко-культурных памятников); - научный и учебный туризм, предполагающие обучение русскому языку, реставрации памятников, проведение археологических экспедиций, а также другие разновидности специализированного туризма; - религиозный, паломнический туризм, широко распространенный в мировой туристской практике и вполне перспективный для Тамбовской области с ее комплексами монастырей, церквей и т. д.; - культурно-познавательный туризм; - маршруты выходного дня; - сельский (экотуризм). Для Тамбовской области, как и для России в целом, с ее не развитой туристской инфраструктурой и одновременно невостребованным туристским потенциалом, развитие именно альтернативного направления в туризме представляет наибольший интерес с точки зрения привлечения обеспеченных российских и иностранных туристов, достаточно избалованных и много повидавших, и именно поэтому стремящихся разумнее и необычнее использовать свой отпуск или свободное время. Общие характеристики альтернативного туризма: - более мелкий масштаб услуг; - преобладание местного капитала и менеджмента; - более низкие цены, из-за которых потребности туристов отличаются от потребностей тех туристов, кто останавливается в традиционных крупных отелях. Такие туристы более подготовлены к временной ассимиляции в новом для них обществе и менее социально ранимы. Альтернативный туризм основывается на собственных предложениях населения. Специализированные виды туризма способны стать резервом туристского развития области. Это, в первую очередь, относится к деловому туризму и его разновидностям по целям поездки: конференции, семинары, инсентив-туризм, собственно деловой или бизнес-туризм. Туризм, ориентированный на транспорт - религиозный, этнический, а также в значительной мере экологический туризм, ни в коей мере не относятся к массовым видам туризма, являясь индивидуальными видами. Для Тамбовской области эти виды туризма не могут рассматриваться в качестве основных, их назначение в данном контексте служить дополнительным фактором, способным разнообразить проведение досуга при поездке в нашу область. Активное развитие социального туризма в целом отвечает интересам Тамбовской области. Следует отметить, что сроки окупаемости инвестиций в объекты туристской инфраструктуры, особенно в объекты социального туризма, значительно меньше по сравнению с промышленной сферой. Так, для средней гостиницы они составляют 5 лет, организация работы туристской фирмы может окупиться и в более короткие сроки. Таким образом, несмотря на кризисные явления, структурная перестройка экономики в целом позволяет говорить и о возможности структурной перестройки туристской сферы, в первую очередь, путем изменения приоритетов переходе от исключительной ориентации на элитарный туризм к заинтересованности в развитии недорогих массовых видов туризма. Социальный, самодеятельный (спортивно-оздоровительный), детско-юношеский туризм - это самостоятельная, социально-ориентированная сфера деятельности общества, которая является эффективным средством физического оздоровления, активного отдыха, нравственного и патриотического воспитания и развития человека, основанное на реальном знакомстве с жизнью, историей, культурой и обычаями региона. Самодеятельный туризм может решать множество социальных задач: давать дополнительные навыки, решать вопросы по отвлечению молодежи от наркомании и влияния улицы, физической подготовки допризывной молодежи, реабилитации инвалидов, развиваться как спорт и т. д. 3. Продвижение регионального туристического продукта на внутреннем и внешнем рынках. Рекламно-информационная деятельность. Создание комфортной информационной среды для туристов. Важной ролью данного направления является создание имиджевой стратегии Тамбовской области как туристского места для внешнего и внутреннего российского рынка (места, доступного для желанных гостей из зарубежья и различных российских регионов, интересного и разнообразного для различных социальных групп туристов). Консолидация рекламно-информационной работы различных участников туррынка в руках независимой от влияния отдельных компаний областной структуры - Туристский Информационный центр (ТИЦ), в целях оказания информационно-справочных услуг о туристских ресурсах и объектах туристской индустрии региона, а также для ведения рекламной и маркетинговой деятельности. В состав информационно-справочных услуг данного центра входят: 1) информационный блок для создания и регулярного обновления информационных баз для туристов: - база данных "Путеводитель": обзорная информация о Тамбовской области (история, статистика, достопримечательности, культурная программа, развлечения, шопинг, праздники, события, специальные мероприятия, карта Тамбова и области); - база данных "Планирование и бронирование": информация об организации поездки и пребывания в Тамбовской области, возможность ознакомления с областными агентствами, вариантами транспортных услуг, размещения в гостиницах, получения консультации, размещения заказа, бронирования, аренды и т. д. - база данных "Дневник Тамбовской жизни": сбор, обработка и классификация всей информации о событиях в культурной и общественной жизни области происходящих в области, репертуары театров, программы ночных клубов, экскурсий, предоставление достоверной информации о работе объектов туристской индустрии Тамбовской области, туристских ресурсов, туристских продуктов; 2) предоставление справок по телефону на трех языках; 3) прием заказов на бронирование услуг, с последующим получением заказчиком ваучера на заказанную услугу; 4) переадресация звонков в адрес поставщиков услуг. Средствами создания комфортной информационной среды для туристов могут служить: маркетинговая деятельность; создание и распространение рекламных и пропагандистских материалов о туристическом комплексе Тамбовской области, о планируемых в области событиях и о самом ТИЦ; изучение туристских ресурсов, отслеживание достоверности данных о ресурсах хранимых в базах данных центра; разработка и организация новых маршрутов, новых для нашего региона видов туризма (паломнический, сельский, молодежный, образовательный), планирование необходимой инфраструктуры (дорог, гостиниц, предприятий общепита и др.); продвижение новых туристских продуктов; организация презентаций новых туристских продуктов с приглашением их владельцев, инвесторов, а также туроператоров и турагентств; коммерческая деятельность; организация областных фестивалей, ярмарок, семинаров, конференций по туризму; проведение групповых информационно-методических консультаций с органами местного самоуправления; организация рекламных и PR-кампаний. 4. Развитие инфраструктуры и материально-технической базы туризма. Для удовлетворения потребностей туристов по классической схеме предоставления туристского продукта: "транспорт + размещение + развлечения", необходимо обеспечение туристов следующими услугами: - проживанием, что должно удовлетворяться нескольким типами основных и дополнительных средств размещения; - питанием, что связано с необходимостью обеспечения разнообразным, в том числе, занимательным питанием; - туристскими впечатлениями; - транспортом. Для удовлетворения потребностей туристов предлагается политика "малых шагов", направленная на строительство малых частных гостиниц, гостиниц "туркласса" и других типов средств размещения. Развитие объектов туристской индустрии должно "работать" на генеральную идею сохранения исторического облика городов области, их своеобразия, реновации их исторической застройки. Формирование единой системы туристских зон Тамбовской области в соответствии с требованиями действующего федерального и областного законодательства о природоохранных зонах. Всего примерно 15 зон: Цнинский лесной массив - 2, Иловайский лесной массив - 2, Воронинский лесной массив - 2, Тамбовский район - 4, Бондарский район - 2, Староюрьевский район - 1, Моршанский район - 1, Уваровский район - 1. Создание туристских рекреационных зон и связанных с ними полноценных туристских маршрутов, ориентированных на разные категории туристов, позволит обеспечить полный комплекс услуг для туристов - транспортная доступность, проживание, обслуживание (справочно-информационное, экскурсионное, досуг и развлечения, торговля сувенирами, бытовые услуги, питание, здравоохранение и т. д.). В Цнинском и Иловайском массивах есть необходимые условия для создания природных парков. В Воронинском массиве находится комплексный заповедник федерального значения. В буферной зоне Воронинского массива возможна организация экологического туризма, возрождение и организация байдарочных маршрутов (сплав по реке Ворона). На территории Тамбовского района (Горельский лесхоз, "Сосновый угол" и т. д.) есть прекрасная возможность создания туристской рекреационной зоны спортивно-оздоровительного типа круглогодичного использования, с перспективой дальнейшего развития. Под туристской зоной понимается территория, на которой развитие туристской инфраструктуры является приоритетным по отношению к другим отраслям деятельности. Туристская зона - это территория, на которой сосредоточены объекты показа, привлекающие туристов, а также другие объекты и услуги. В туристской зоне формируется определенный туристский продукт, т. е. туристское предложение, включающее такие элементы как: осмотр достопримечательностей, посещение музеев, театров, фестивалей, отдых (активный и просто прогулки), посещение сувенирных магазинов, художественных салонов и галерей, а также питание, размещение, транспорт, услуги гида и т. д. Прогрессивным является создание туристских продуктов, рассчитанных на различные сегменты рынка, и, следовательно, туристские зоны тоже должны носить тематический характер. Туристское зонирование тесно связано с социально-экономическими и экологическими факторами. Для эффективного поэтапного развития необходимо осуществить отбор разнообразных туристских зон, чтобы при необходимости их можно было экономично и эффективно развивать по отдельности. Определение поэтапного развития основано на ряде соображений: - транспортная и пешеходная доступность; - сроки создания или дополнения базовой инфраструктуры; - спрос на туристском рынке; - целесообразность развития достопримечательностей и объектов туристского показа; - социальное восприятие туристского развития населением, проживающим в этих туристских зонах. Тип и функциональные особенности зоны зависят, в первую очередь, от туристского потенциала - историко-культурного или природного. На территории, где располагаются достопримечательности или объекты туристского приближения (музеи, театры, зрелищные и спортивные объекты), фокусируются и объекты туристского обслуживания. "Кустовая" организация туристских достопримечательностей и видов деятельности является важным принципом планирования. Группирование достопримечательностей в определенных зонах может привлечь больше туристов в каждую из них и способствовать их более длительному пребыванию. Это удешевляет создание инфраструктуры и более удобно для организации туров. "Кустовой" подход заключается и в развитии нескольких дополнительных достопримечательностей вблизи основной, притягивающей туристское внимание. Эти вторичные элементы могут уже существовать в данной зоне и только нуждаться в обустройстве. В других случаях они могут быть мобильными (какая-либо культурная массовая акция, событие, зрелище), или развиваться с нуля (например, организация центра для экспозиций и продажи изделий народных промыслов). Группировка объектов туристской инфраструктуры и форм время провождения по функциональным признакам, таких, как объекты размещения, культурные объекты, объекты организации досуга. Размещение должно правильно соотноситься с основными достопримечательностями, не вторгаясь на их территорию, чтобы сохранить исторический облик среды и, в то же время, обеспечивая удобную транспортную и пешеходную доступность. Устройство стоянок для туристского транспорта вне дорожно-уличной сети для предотвращения пробок и иных сбоев уличного движения - важное преимущество туристского зонирования. Организация зоны зависит от расположения объектов туристской инфраструктуры по отношению друг к другу, их близости. Вторым условием, позволяющим определить туристскую зону, является ее максимально органичное вхождение в градостроительную систему городов области. Необходима "увязка" зон с решением экологических, транспортных и социальных проблем в соответствии со схемой территориального планирования области. Такой подход обеспечивает гармоничную интеграцию туризма в жизнь областного центра, городов и районов области, что сведет к минимуму проблемы, связанные с конкуренцией за использование земельных участков, с хронической перегрузкой транспортной сети, с определением функционального использования памятников. Важной частью плана являются природоохранные зоны. Это имеет непосредственное отношение к развитию туристских зон, на которых они располагаются. В соответствии с федеральным и областным законодательством в целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства предполагается создать охранные зоны с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Необходима координация развития туристской инфраструктуры с другими отраслями областного хозяйства: модернизация автодорог, строительство автостоянок, в том числе для экскурсионного транспорта, развитие городского общественного транспорта, развитие коммунального хозяйства, восстановление парков, дворянских усадеб, музеев и других культурно-зрелищных учреждений, здравоохранение, экология, связь, приспособленность городов и районов области для людей пожилого возраста и инвалидов. Развитие туризма в Тамбовской области через единую систему мероприятий по созданию сети маршрутов и развитию материальной базы туризма, а также инфраструктуры в связанных с Тамбовской областью регионах, прежде всего с Воронежской, Рязанской, Пензенской и Липецкой областями, предполагает возможность создания "туристических кластеров", объединяющих заявки нескольких регионов. Организация системы обеспечения безопасности организации и ведения туристской деятельности включает в себя строительство спасательной станции в г. Тамбов и создание на ее базе водного экскурсионного пути по р. Цна, строительство спасательных станций на р. Ворона (Инжавинский р-н), реконструкция действующих спасательных станций, приобретение спецсредств, оборудование объектов туризма современными системами видеонаблюдения, кнопками экстренной связи с милицией, привлечение, в установленном порядке, специализированных организаций в целях обеспечения безопасности туристов, проведение профилактических мероприятий на туристических маршрутах и оценка природных и техногенных рисков. Мероприятия, связанные с развитием материальной базы туризма, предусматривают разработку предложений по механизму финансирования реконструкции и строительства туристических объектов преимущественно за счет внебюджетных источников, а также содействие в реализации инвестиционных проектов, предусматривающих развитие средств размещения и туристической инфраструктуры в регионе. 5. Кадровое и научное обеспечение Решение задач кадрового обеспечения развития туризма в регионе включает в себя: - определение потребностей туристской инфраструктуры в квалифицированных специалистах; - определение перечня туристических профессий и соответствующих учебных специальностей; - разработку учебных программ и методических пособий для подготовки и переподготовки специалистов для сферы туризма. Все эти мероприятия направлены на создание единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристических кадров. Проблему подготовки кадров для туристической отрасли намечается решить при помощи Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина, Российского Нового Университета (РосНоУ), Тамбовского бизнес-колледжа и Тамбовского колледжа новых социо-культурных технологий. Вместе с тем, важна роль государства в создании системы научного и рекламно-информационного обеспечения, продвижения отечественного туристического продукта на внутреннем и внешнем рынках. Именно на эти цели направляется более половины средств национальных туристических администраций стран, занимающих ведущие позиции на мировом туристическом рынке. Программа развития туризма в Тамбовской области требует надлежащего научного обеспечения. В соответствии с задачами Программы намечены перспективные направления научных исследований, включающие: - разработку программ развития специализированных видов туризма; - проведение маркетинговых исследований спроса и предложения на туристском рынке области, России и за рубежом, создание аналитического центра при управлении по развитию промышленности и предпринимательства области, дающего краткосрочные прогнозы развития въездного туризма, определяющего перспективы увеличения потоков, планирующего мероприятия по стимулированию въезда; - совершенствование статистической отчетности по всем видам туризма (туристские прибытия, сроки пребывания, поступления, изменения в мощности различных предприятий турбизнеса, уровень загрузки средств размещения), формирование и ведение областного реестра туроператоров и турагентств области, разработка обоснованных отраслевых экономических нормативов, итоговых показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий туротрасли области, выделение индустрии гостеприимства в отдельный объект статистического учета и анализа; - создание системы учета реальных доходов и расходов в туристическом бизнесе, разработка системы, позволяющей учитывать каждый рубль, который зарабатывается в сфере туризма и который следует принимать в расчет при анализе ситуации на рынке и принятии решений об инвестициях, определение стоимости туристских ресурсов и размеров отчислений от прибыли в бюджет области в зависимости от степени их использования; - сбор информации для обоснования решений администрации области и независимых участников рынка об инвестициях в туристскую отрасль в целях определения наиболее доходных и перспективных участков рынка, где возможно сокращение издержек, анализ проблем, тормозящих развитие туротрасли в целом; - исследование эффективности затрат на рекламно-информационную деятельность; - содействие в разработке региональных, межрегиональных и муниципальных программ развития туризма, подготовка соответствующих методических материалов, проведение комплекса базовых исследований туристического потенциала региона, разработка методологии и методики оценки эффективности инвестиционных проектов в сфере туризма; - анализ и прогнозирование конъюнктуры туристического рынка с последующей разработкой Генеральной схемы развития и размещения зон и объектов туризма на территории Тамбовской области. Перспективные бизнес-идеи развития туризма на территории Тамбовской области изложены в приложении. IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы Источниками финансирования Программы являются средства областного бюджета в рамках финансирования соответствующих статей бюджета Тамбовской области по линии управления по развитию промышленности и предпринимательства Тамбовской области и внебюджетные средства - собственные средства организаций сферы туризма, кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, средства частных отечественных и иностранных инвесторов. Таблица 4 Объемы и источники финансирования Программы (млн. руб.): ---------------------------------------------------------------------- Наименование | 2008 г. | 2009 г.| 2010 г.| 2011 г.| 2012 г.| всего | | | | | | (млн. | | | | | | руб.) ---------------------------------------------------------------------- Средства 14,894 15,803 16,098 18,173 19,753 84,721 областного бюджета Внебюджетные 134,5 134,5 134,5 134,5 134,5 672,5 средства Итого: 149,394 150,303 150,598 152,673 154,253 757,221 ---------------------------------------------------------------------- Объемы финансирования Программы на 2008-2012 годы за счет средств областного бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при принятии областного бюджета на соответствующий финансовый год. В этом случае финансовый эффект от реализации программных мероприятий будет в дальнейшем реинвестироваться в развитие туристического комплекса в Тамбовской области. Выделение средств из областного бюджета предусмотрено для строительства, реконструкции и развития инфраструктуры в ходе реализации инвестиционных проектов в сфере туризма Тамбовской области на 2008-2012 годы, продвижения регионального туристического продукта на внутреннем и внешнем рынках, рекламно-информационную деятельность, создание комфортной информационной среды для туристов. Общий объем финансовых средств, необходимых для реализации мероприятий Программы 2008-2012 гг. составит 757,221 млн. рублей. V. Механизм реализации Программы Реализация Программы предусматривает участие законодательного (представительного) и исполнительных органов государственной власти Тамбовской области в координации деятельности исполнителей по реализации мероприятий и эффективному расходованию средств. Реализация Программы включает: - организацию взаимодействия участников и исполнителей Программы в формировании единого информационного пространства Тамбовской области; - организацию использования возможностей инвестиционных институтов в создании и укреплении имиджа инвестиционной привлекательности Тамбовской области в сфере туризма; - деятельность по интеграции данной Программы в федеральные целевые программы, причастные к сфере туризма; - деятельность по интеграции данной Программы в федеральные и областные целевые программы по развитию инфраструктуры. С этой целью управление по развитию промышленности и предпринимательства ежегодно представляет в администрацию области конкретные предложения, включающие: - организационно-финансовый план реализации Программы (ежегодное согласование плана мероприятий и своевременное представление отчетности по использованию средств); - порядок обеспечения публичности (открытости) информации по реализации программных мероприятий и условиях участия в них исполнителей; - условия взаимодействия участников и исполнителей Программы с заказчиками федеральных и областных целевых программ по развитию инфраструктуры; - возможность интеграции Программы в федеральные целевые программы, причастные к сфере туризма. Реализация Программы на уровне муниципальных образований районов области осуществляется управлением по развитию промышленности и предпринимательства Тамбовской области в рамках соглашений (договоров) с конкретными муниципальными образованиями. Механизм реализации программы предусматривает отработку организационно-финансовых схем обеспечения системы мероприятий и проектов развития материально-технической базы туризма в соответствии с содержанием этапов выполнения Программы. Подготовка системы программных мероприятий и их реализации будут осуществляться в основном путем распределения ежегодно выделяемых бюджетных средств среди исполнителей на конкурсной основе посредством заключения государственных контрактов (договоров). Управление по развитию промышленности и предпринимательства области совместно с комитетом государственного заказа области организует проведение открытых конкурсов для выбора исполнителей с целью наиболее эффективного размещения заказов для выполнения работ по каждому мероприятию. Дополнительными внебюджетными источниками финансирования мероприятий Программы могут быть средства, получаемые в установленном порядке за разработку и издание базового пакета рекламно-информационных материалов. Формирование информационных банков данных предполагается осуществлять за счет совместного финансирования (средства регионального бюджета и внебюджетных источников). Развитие материальной базы туризма будет осуществляться путем реализации конкретных приоритетных проектов, в основном за счет привлечения внебюджетных средств, привлекаемых в ходе проведения мер прямой и косвенной государственной поддержки при реализации инициативных негосударственных инвестиционных проектов. В целях расширения возможностей аккумулирования средств частных отечественных и зарубежных инвесторов для реализации мероприятий и проектов Программы предполагается создать подведомственные управлению по развитию промышленности и предпринимательства области унитарные предприятия. Государственная поддержка реализации инвестиционных проектов Программы осуществляется в соответствии с областным законодательством. С целью координации работ по реализации Программы будет создан Координационный Совет по вопросам развития туризма в Тамбовской области, возглавляемый заместителем главы администрации области. Взаимодействие управления по развитию промышленности и предпринимательства области с субъектами туристской деятельности по реализации мероприятий Программы осуществляется через Совет руководителей турагентств и информационный туристский центр Тамбовской области. Управление по развитию промышленности и предпринимательства Тамбовской области осуществляет мониторинг эффективности выполнения Программы, определяет формы и методы управления ее реализацией. Работа среди населения по освещению целей и задач программы организуется управлением по развитию промышленности и предпринимательства Тамбовской области с участием органов местного самоуправления через средства массовой информации, а также путем проведения выставок, конференций, семинаров. VI. Оценка социально-экономической эффективности Программы Важнейшим результатом осуществления Программы станет формирование современного высокоэффективного туристического комплекса. Главный социальный эффект Программы будет состоять в создании прочных предпосылок и условий для удовлетворения потребностей населения в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям. При этом особое внимание уделено решению проблем отдыха и туризма наименее социально защищенных слоев населения. Реализация Программы станет одним из факторов решения проблемы занятости населения. Согласно прогнозным оценкам, к концу реализации Программы, в сфере туризма и сопряженных отраслях будет создано более 1 тысячи новых рабочих мест, в том числе около трехсот в сельской местности. Выполнение намеченных Программой мероприятий приведет к значительному укреплению материальной базы туризма, расширению географии и многообразия туристических маршрутов. Формирование регионального туристического комплекса окажет стимулирующее воздействие на развитие других отраслей экономики. Активно будут развиваться транспорт, связь, торговля и общественное питание, строительство и реконструкция автодорог, благоустройство городов и населенных пунктов, сельское хозяйство и др. Существенный вклад в структурную перестройку народного хозяйства Тамбовской области внесет развитие туристской инфраструктуры (рекреационных зон, организация новых маршрутов, строительство гостиничных комплексов и др.). В результате осуществления Программы будут созданы условия для сохранения и возрождения объектов культурного и природного наследия Тамбовской области, прежде всего, в важнейших центрах развития туризма, а также в малых и средних городах и районах, имеющих богатые исторические традиции. При воссоздании в них исторической застройки, памятников истории и культуры эти города и села станут популярными центрами отдыха и туризма. Развитие туристической сферы позволит обеспечить значительные финансовые поступления в бюджеты всех уровней, прежде всего, за счет увеличения доходов от оказания туристических услуг и связанных с ними видов деятельности. Намеченные в Программе меры будут способствовать значительному расширению притока в регион туристов, увеличению денежных поступлений. После завершения первого этапа Программы ежегодный прирост финансовой выручки за счет развития въездного и внутреннего туризма прогнозируется на уровне 30,0 млн. руб. В результате реализации Программы по мере роста затрат на мероприятия по развитию туризма, с учетом естественного прироста потока туристов, за счет улучшения экономической, экологической, криминогенной, санитарно-эпидемиологической ситуаций в Тамбовской области увеличение турпотока прогнозируется на уровне 14-15 процентов, что подтверждается показателями, полученными в результате анализа статистических данных по развитию мирового туризма. Реализация новых высокорентабельных проектов, в том числе с участием иностранного капитала, будет способствовать повышению общей экономической эффективности Программы. Развитие в Тамбовской области высокоэффективного туристического комплекса значительно повысит его привлекательность как сферы международного предпринимательства и делового сотрудничества, создаст стимулы для притока в региональную экономику иностранного капитала, что даст возможность реализовать ряд крупномасштабных проектов в области развития туризма в региональном центре и других городах и районах Тамбовщины. Выполнение программных мероприятий по совершенствованию инфраструктуры туризма, укреплению его материальной базы, обустройству территорий и объектов туристского показа с последующим вовлечением их в разнообразные туристские маршруты определит опережающие, по сравнению с общеобластными, темпы экономического развития отрасли, в виду освоения резервов вовлечения в организованное туристское обслуживание значительного числа самодеятельных туристов. Ожидается существенный рост доходов от туризма и связанных с ним видов хозяйственной деятельности, базирующийся на увеличении количества и повышении уровня качества оказываемых услуг, качественном прорыве в рекламно-информационном обеспечении отрасли, внедрении инновационных проектных технологий, в том числе с участием иностранного капитала. По различным экспертным оценкам к окончанию реализации Программы выход совокупного валового дохода от услуг туризма в Тамбовской области составит около 1,5 млрд. рублей. Обладая мощным мультипликативным эффектом, выступая в качестве "точки экономического роста", стимулирующей развитие всего хозяйственного комплекса региона, туризм будет способствовать снижению рисков в развитии экономики и социальной сферы региона от действия неблагоприятных факторов и кризисных явлений в экономике. Реализация программных мероприятий позволит создать систему государственного регулирования и стимулирования развития туризма, адекватную природе рыночных отношений и учитывающую мировой опыт в этой области. Разработка проекта закона "О туристской деятельности в Тамбовской области" с учетом региональных особенностей функционирования туристической отрасли, будет способствовать регулированию налогообложения, имущественных отношений, внешнеэкономической деятельности, вопросов природопользования, охраны памятников природы, истории, культуры и других вопросов, регламентирующих туристическую деятельность. Работа по созданию соответствующих мировой практике систем для защиты прав потребителей туристических услуг, а также страхования жизни, здоровья и имущества путешествующих, осуществление конкретных мероприятий, направленных на реализацию соответствующих нормативных правовых актов, составит основу системы по совершенствованию организации туристической деятельности и управления развитием туризма в регионе. Мероприятия, связанные с развитием материальной базы туризма, предусматривают разработку предложений по механизму финансирования реконструкции и строительства туристических объектов, преимущественно за счет внебюджетных источников, а также содействие в реализации инвестиционных проектов, предусматривающих развитие средств размещения и туристической инфраструктуры, рекламно-информационное обеспечение развития туризма в регионе. Таблица 5 Целевые индикаторы Программы ---------------------------------------------------------------------- N | Индикатор |Ед. | 2008 |2009 |2010 | 2011 | 2012 | Итого п/п | (показатель) |изм. | | | | | | ---------------------------------------------------------------------- 1. Формирование современного высокоэффективного туристического комплекса в Тамбовской области 1.1. Развитие Ед. туристской инфраструктуры: - строительство 1 1 1 1 1 5 и реконструкция гостиничных комплексов; - организация 3 3 3 3 3 15 туристских маршрутов; - организация 3 3 3 3 3 15 туристских рекреационных зон; 1.2. Сохранение и Ед. 4 4 4 4 4 20 возрождение объектов культурного и природного наследия 1.3. Повышение ед. 100<*> 150 200 300 300 1050 занятости населения, создание новых рабочих мест 1.4. Увеличение % 8,0<*> 10,0 12,0 14,0 15,0 туристского потока за счет развития внутреннего и въездного туризма прогнозируется на уровне 1.5. Рост объемов млн. 90,0<*> 120,0 150,0 180,0 210,0 750,0 от оказания рублей туристских услуг прогнозируется на уровне 1.6. Сумма млн. 2,5<*> 2,8 3,1 3,5 4,0 15,9 поступлений рублей налогов на совокупный доход в консолидиро- ванный бюджет области 1.7. Доля туризма % 0,6<*> 0,7 0,8 0,9 1,0 4,0 в общем объеме платных услуг оказываемых населению области 2. Создание условий для организации взаимодействия участников и исполнителей Программы в формировании единого информационного пространства Тамбовской области 2.1. Создание ед. 1 - - - - 1 информационного туристического центра Тамбовской области (ТИЦ) 2.2. Выделение чел. 4 - - - - 4 дополнительных штатных единиц. Расходы на млн. 0,6 0,6 0,6 0,6 0,6 3,0 содержание рублей 2.3. Приобретение млн. 3,5 0,5 0,5 0,5 0,6 5,6 помещения для рублей ТИЦ, оргтехники, офисного оборудования 2.4. Создание ед. 2 3 1 1 2 9 адресных тематических рубрик в СМИ 2.5. Разработка и ед. - 2 - - - 2 реализация рекламно- информационных программ по туризму, в т. ч. создание теле- и радио программ на областном радио и ТВ 3. Содействие продвижению регионального туристского продукта 3.1. Создание ед. 1 - - - - 1 некоммерческого партнерства "Совет руководителей турагентств области" с принятием им устава 3.2. Организация ед. 1 - - - 1 2 туроператорской деятельности (региональный туроператор) 3.3. Количество тыс. 2,0 2,5 2,5 3,5 3,5 14,0 выпущенной штук рекламной продукции (каталоги, путеводители, буклеты, карты, CD-диски) 3.4. Проведение ед. 1 2 2 2 2 9 рекламных, ознакомительных туров по Тамбовской области для туроператоров, турагентов, журналистов 3.5. Участие в ед. 3 4 5 6 6 24 российских и международных туристских выставках, ярмарках 3.6. Проведение ед. - 1 1 1 1 4 областных туристских выставок 4. Развитие и совершенствование системы повышения квалификации и дополнительного образования в туризме 4.1. Проведение ед. 1 1 1 1 1 5 мастер- классов, тренингов с участием организаций - заказчиков кадров 4.2. Проведение ед. 1 2 2 3 4 12 учебно- методических семинаров, организация участия в научно- практических конференциях по туризму ---------------------------------------------------------------------- <*> прогнозный показатель Показатели планового периода определенны на основании прогнозов развития туризма в Тамбовской области. VII. Мероприятия Программы -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- N п/п | Программные |Источники |Финансовые затраты на реализацию (тыс. рублей) |Сроки |Заказчики Программы | мероприятия |финансиро-|-------------------------------------------------------------|выполне-|- ответственные | |вания |Всего | в том числе по годам |ния |за выполнение | | | | | | | | | |-------------------------------------------------| | | | | | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1. Создание условий для развития туризма. Государственная поддержка туризма в Тамбовской области. Совершенствование структуры управления и развития туризма. 1.1 Разработка 2008- Управление по экономических и 2012 развитию правовых промышленности и механизмов по предприниматель- приоритетной ства области, поддержке правовое въездного туризма управление (совершенствование администрации организации области туристической деятельности и управление развитием туризма - защита прав потребителей туруслуг, обеспечение безопасности) 1.2 Разработка 2008- Управление по предложений по 2012 развитию стимулированию промышленности и инвестирования в предприниматель- сферу туризма ства области, области управление инвестиций области 1.3 Разработка 2008- Управление по проектов 2010 развитию нормативных промышленности и правовых актов по предприниматель- совершенствованию ства области государственного регулирования туристского рынка (имущественные отношения, внешнеэкономическая деятельность, вопросы природопользования, охраны памятников природы, истории, культуры и другие вопросы регламентирующие туристскую деятельность с учетом региональных особенностей) 1.4 Разработка 2008- Управление по предложений о 2012 развитию мерах промышленности и государственной предприниматель- поддержки и ства области регулирования туристской деятельности для внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации, Государственную Думу (наделение полномочиями субъектов РФ в сфере туризма, разработка и принятие федеральной программы развития туризма с участием субъектов РФ) 1.5. Совершенствование Областной 4400,0 600,0 800,0 900,0 1000,0 1100,0 2008- Управление по системы бюджет 2012 развитию обеспечения промышленности и безопасности предприниматель- организации и ства области, ведения управление по туристской предупреждению и деятельности ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаров области, управление по вопросам безопасности и правопорядка администрации области 1.6 Создание новых Администрация организационных Тамбовской структур: области, Координационного управление по совета; Совета развитию руководителей промышленности и турагентств (с предприниматель- принятием ства области устава); Туристского информационного центра (ТИЦ). 2. Разработка Тамбовского туристского продукта 2.1 Поддержка Областной 45700,0 8500,0 9000,0 9000,0 9000,0 10200,0 2008- Управление по развития туризма бюджет 2012 развитию в муниципальных промышленности и образованиях предприниматель- области ства области, (разработка новых управление туристских культуры и продуктов, архивного дела проведение области, маркетинговых управление исследований по образования и определению науки области целевых рынков спроса, развитие инфраструктуры, улучшение качества оказания сервиса туристических услуг и т. д.) 2.2 Определение 2008- Управление по приоритетных 2012 развитию объектов промышленности и туристского предприниматель- показа в городах ства области, и районах области управление и разработка мер культуры и по их развитию, в архивного дела т. ч. путем, области, включения в новые управление туристские образования и маршруты науки области, комитет по физической культуре и спорту области 2.3 Формирование Областной 1690,0 338,0 338,0 338,0 338,0 338,0 2008- Управление по новых туристских бюджет 2012 развитию продуктов, промышленности и организация и предприниматель- Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|