Расширенный поиск

Постановление Администрации Тамбовской области от 27.11.2007 № 1284

 


                   АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

27.11.2007                    г. Тамбов                         N 1284

          Об утверждении Концепции демографической политики
               Тамбовской области на период до 2025 г.

     Во исполнение  протокола  заседания  четвертой   рабочей   группы
межведомственной    комиссии    по   анализу   региональных   программ
демографического развития Министерства здравоохранения  и  социального
развития  Российской  Федерации  от  25  июля  2007  г.  N 2 и в целях
улучшения демографической ситуации в Тамбовской области, ПОСТАНОВЛЯЮ:
     1. Утвердить   Концепцию   демографической   политики  Тамбовской
области на период до 2025 г. согласно приложению.
     2. Признать  утратившим  силу постановление администрации области
от  09.10.2006  N  1133  "О  Концепции  демографической   политики   в
Тамбовской области на период до 2015 года".
     3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить  на
заместителя главы администрации области К.В.Колончина.


     Глава администрации
     области         О.И.Бетин


                                               ПРИЛОЖЕНИЕ
                                               УТВЕРЖДЕНА
                                  постановлением администрации области
                                          от 27.11.2007 N 1284

                              КОНЦЕПЦИЯ
             демографической политики Тамбовской области
                         на период до 2025 г.

                          1. Общие положения
     
     В Послании    Президента    Российской    Федерации    В.В.Путина
Федеральному  Собранию  Российской Федерации в мае 2006 г.  определены
задачи   и   приоритеты   государства   в    проведении    комплексной
демографической    политики,   перед   регионами   поставлена   задача
"разработать    собственные     региональные     стратегии     решения
демографических    проблем,    стратегии,   учитывающие   региональную
специфику, традиции и особенности, с тем, чтобы у нас, в конце концов,
была  сформирована единая государственная политика по этому важнейшему
направлению".
     Концепция демографической     политики     Тамбовской     области
представляет собой систему  целей,  задач,  приоритетов  и  механизмов
регулирования  демографических процессов.  Концепция исходит из реалий
политической,  социально-экономической и  демографической  ситуации  в
России,    а   также   из   геополитического   статуса   и   характера
демографических процессов в Центральном федеральном  округе  (далее  -
ЦФО) и Тамбовской области.
     Концепция демографической     политики     Тамбовской     области
основывается на общепризнанных принципах международного права и нормах
международных   договоров   Российской   Федерации,   на   Конституции
Российской  Федерации,  федеральных и областных законодательных и иных
нормативных правовых актах,  а также учитывает  опыт  регулирования  и
проведения демографической политики в других регионах страны.

  2. Обоснование необходимости разработки концепции демографической
                     политики Тамбовской области
    
     Тамбовская область   граничит   с    Саратовской,    Воронежской,
Пензенской,  Липецкой и Рязанской областями и по численности населения
среди субъектов ЦФО занимает двенадцатое место,  на ее долю приходится
3% населения округа.
     Депопуляция, т.  е.   превышение   числа   умерших   над   числом
родившихся,  в Тамбовской области, как и в других регионах, входящих в
состав ЦФО,  наступила намного  раньше,  чем  по  России  в  целом.  К
настоящему  времени  область  продолжает  оставаться одним из основных
генераторов депопуляции в  ЦФО.  За  период  с  1995  г.  по  2006  г.
естественная убыль населения составила 150,4 тыс. человек.
     Показатель естественной убыли населения в 2006 г.  по сравнению с
1995  г.  увеличился  с  9,0 до 10,1 на 1000 населения,  что превышает
уровень естественной убыли по ЦФО и России (ЦФО - 9,0; Россия - 6,0).
     Показатель естественной   убыли   населения  в  1995  г.  в  трех
территориях области  (Мучкапском,  Сосновском  и  Моршанском  районах)
составлял  от  14,0  до  18,2  на  1000 населения,  а в 2006 г.  такие
показатели были зарегистрированы  уже  в  восьми  территориях  области
(Бондарском,    Мордовском,    Моршанском,   Мучкапском,   Петровском,
Пичаевском, Сосновском и Уваровском районах).
     Увеличение естественной  убыли  населения  вследствие неуклонного
увеличения числа умерших сопровождалось почти повсеместным уменьшением
величины  миграционного  прироста,  который  с  1999  г.  в Тамбовской
области превратился в миграционную убыль. Если в 2000 г. область из-за
рубежа  получила  2,9  тыс.  мигрантов,  то в 2006 г.  - лишь 0,9 тыс.
человек.
     Одна из  причин  убыли  -  неблагополучная   ситуация   в   сфере
рождаемости.    Сохранение   существующего   крайне   низкого   уровня
рождаемости неизбежно обрекает  область  на  продолжение  естественной
убыли населения. Суммарный коэффициент рождаемости в 2005 г. в области
составлял  1,1,  что   в   2   раза   ниже   уровня,   обеспечивающего
воспроизводство населения, и был самым низким среди регионов, входящих
в состав округа.  Подавляющее большинство (67%)  рождающихся  детей  -
первенцы,  тогда  как доля третьих и последующих рождений не достигает
8%.
     При существующей   рождаемости   каждое   новое  поколение  будет
составлять лишь 56%  от численности родительского поколения.  Проблема
низкой рождаемости в области носит застарелый характер - даже у женщин
1933-1937 гг.  рождения она обеспечивала воспроизводство не более, чем
на 83%.
     На селе  все  больше  распространяются  и   укрепляются   образцы
репродуктивного  поведения  горожан,  что ведет к дальнейшему снижению
рождаемости в целом у населения области.  Этому способствует  и  сдвиг
возрастной модели рождаемости к более старшим возрастам. Из родившихся
в Тамбовской области детей в 2006 г. наибольший процент (39%) родилось
у  матерей  в  возрасте  20-24  года,  26,6  процента детей родилось у
матерей в возрасте 25-29 лет.  За прошедшие 10  лет  снизился  процент
родившихся  детей  у  матерей  в  возрасте  до 20 лет и 20-24 года,  и
наоборот,  увеличивается процент родившихся детей у матерей в возрасте
25-29 лет, 30-34 года и 35-39 лет.
     Постепенное увеличение  среднего  возраста   матери   связано   с
откладыванием    рождения    первенца,    его    возможное   появление
воспринимается как угроза  сложившемуся  укладу  жизни.  Примерно  20%
женщин   откладывают  рождение  первенцев  или  даже  отказываются  от
рождения единственного ребенка,  суммарный коэффициент рождаемости  по
ним составляет 0,75-0,76.
     При неизбежно происходящем с возрастом ухудшении здоровья, в т.ч.
и  репродуктивного,  откладывание  рождения  детей  может  привести  к
невозможности их  иметь  вовсе.  Эту  проблему  актуализирует  большое
количество  абортов.  В  2006  году количество абортов в области в 1,2
раза превысило число рождений.
     Одна из  причин  сдвига  рождаемости  к старшим возрастам - более
позднее вступление в брак, откладывание регистрации брака или отказ от
него.  Среди молодых женщин,  опрошенных в 2006 г.  в регионах округа,
проживших не менее трех лет  в  зарегистрированном  первом  браке,  не
имели детей 7,1%,  а у тех,  чей первый брак не зарегистрирован,  этот
показатель более чем в 5 раз выше (37,5%).  Это  связано  с  тем,  что
изменились репродуктивные установки населения.  В настоящее время люди
ориентированы на однодетную семью. Все большее число женщин собирается
рожать меньше детей,  чем они желали бы иметь в своей семье.  Отказ от
рождения  желаемых  детей,  особенно  у  молодых  матерей,  становится
массовым явлением.
     Кроме того,   на  рождаемость  отрицательно  воздействуют  низкие
денежные доходы семей,  недостаточные для принятия решения о  рождении
ребенка,   занятость   отдельных   женщин,   находящихся   в  трудовых
отношениях,  тяжелым физическим трудом и  в  условиях,  не  отвечающих
санитарно-гигиеническим нормам,  желание  молодых  женщин  (до 24 лет)
получить  высшее  образование,  достичь  карьерного  роста,   добиться
независимого от мужчины материального благополучия.
     Одна из причин возросшей естественной убыли населения в области -
крайне  неблагополучная  ситуация со смертностью населения.  Ожидаемая
продолжительность жизни у мужчин в 2005 г.  уменьшилась по сравнению с
1995 г. на 0,1 года и составила 58,8 года, у женщин увеличилась на 0,5
года и составила - 73,7 года (ЦФО соответственно - 59,9 и 73,3, России
- 60,6 и 73,1).
     При более высокой продолжительности  жизни  населения  области  в
целом  существует  значительная  дифференциация  как ее уровня,  так и
тенденций смертности.  Если в 1995 г. вариация продолжительности жизни
в  территориях области составляла 3,1 года для мужчин (от 57,2 до 60,3
года) и 0,2 года для женщин (от 73,0 до 73,2 года),  то к 2005 г.  она
снизилась  до  2,6 года у мужчин (с 56,9 до 59,5 года) и увеличилась у
женщин до 1,2 года (с 73,0 до 74,2 года).
     Большая разница  в показателях продолжительности жизни для мужчин
и женщин обусловлена  чрезмерно  высокой  преждевременной  смертностью
мужчин, особенно в трудоспособном возрасте.
     Общий коэффициент смертности населения в 2006 г.  по сравнению  с
1995  г.  увеличился  на 0,8 и составил 18,3 умерших на 1000 населения
(ЦФО - 16,8;  России - 15,3).  Смертность в 2006  г.  превысила  число
родившихся в 2,2 раза (1995 г.  - в 2,1 раза). Из общего числа умерших
в 2006 г.  (20554 человека) 51,7 процента составляют  мужчины,  причем
более   41,0   процента   из   числа   умерших  мужчин  приходится  на
трудоспособный  возраст  и  58,0  процентов  -   на   возраст   старше
трудоспособного.
     В структуре  причин  смертности  населения  области   преобладает
смертность от болезней системы кровообращения,  доля которой в 2006 г.
составляла 61,6%  от общего количества умерших (1995 г.  - 52,8%),  от
новообразований  -  13,3%  (1995  г.  -  13,7%),  несчастных  случаев,
отравлений и травм - 10,8% (1995 г. - 11,5%).
     Младенческая смертность уменьшилась в 2006 г. по сравнению с 1995
г. в 2 раза и составила 9,7 на 1000 родившихся живыми.
     Основными составляющими  сокращения численности населения области
в настоящее время являются не только естественная,  но и  миграционная
убыль.  В  последние  годы  в  области отмечается отрицательное сальдо
миграции.
     Особого внимания   требует   процесс  "скрытой"  миграции.  Здесь
сказывается территориальная близость Московского  мегаполиса  (25%  от
числа  всех  мигрантов  из  области  приходится  на  этот  регион).  В
конкуренции за рабочую силу у  Тамбовской  области  оказываются  более
слабые  позиции по сравнению с Москвой и Московской областью:  меньший
уровень оплаты труда, меньшая возможность получить престижную работу.
     Наибольшую убыль от  миграции  несут  районы  области,  при  этом
выезжает  в другие регионы экономически активная часть населения,  так
как наиболее  высокой  миграционной  подвижностью  обладает  население
именно  в трудоспособном возрасте.  Среди прибывших в область граждане
трудоспособного возраста составляют 69,0%,  среди  выбывших  -  70,6%.
Удельный  вес  детей  в возрасте до 17 лет среди выбывших выше,  чем в
составе прибывших.
     Анализ образовательного  состава  встречных   потоков   мигрантов
показал,   что   за   счет   внешней  миграции  область  теряет  более
качественную  рабочую  силу.  В  последние  годы  доля  лиц  с  высшим
образованием в числе выбывших выше, чем в числе прибывших.
     Данные факторы  приводят   к   изменению   возрастной   структуры
населения и ухудшению баланса трудовых ресурсов.
     Анализ демографической ситуации области  свидетельствует  о  том,
что  область  во  все  истекшие  годы вносила большой вклад в масштабы
депопуляции в ЦФО.  В настоящее время необходимо  исходить  из  единых
научно-методологических принципов и подходов в проведении региональной
демографической политики,  и  следовать  требованиям  общей  концепции
демографического развития округа и входящих в его состав регионов.

   3. Цели, основные направления и задачи демографической политики
               Тамбовской области на период до 2025 г.

     Целями демографической политики Тамбовской области на  период  до
2025  г.  являются  замедление  темпов  естественной  убыли населения,
стабилизация численности населения на уровне  1084,1  тыс.  человек  к
2015  г.  и  на  основе  дальнейшей  реализации национальных проектов,
повышения эффективности мер демографической и  миграционной  политики,
обеспечение  к  2025  г.  роста численности населения до уровня 1117,1
тыс.  человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой
продолжительности жизни к 2015 г. до 68 лет, к 2025 г. - до 69 лет.
     Особенностью ближайших 15-20 лет будет  то,  что  в  эти  годы  в
области,  как  и  в  других  регионах  ЦФО,  на  возрастную  структуру
населения будет оказывать влияние демографическая волна,  возникшая  в
80-90  годы  прошлого столетия.  С этим будут связаны резкие колебания
численности демографических контингентов:  репродуктивных, дошкольных,
школьных,   призывных   и  т.д.  В  настоящее  время  наиболее  высока
численность лиц в самом активном репродуктивном возрасте (20-24 года).
Затем начнется уменьшение этого контингента.  Область столкнется также
с существенным  сокращением  численности  населения  в  трудоспособном
возрасте  и  уменьшением  в  нем доли 20-29-летних.  В эти годы особое
значение   будет   иметь   сокращение   смертности    среди    молодых
трудоспособных возрастов, прежде всего, предотвратимой при современном
состоянии  здравоохранения,   а   также   использование   миграционной
привлекательности области для возвращения соотечественников.
     Достижение целей демографической политики области в  значительной
степени  зависит от успешного решения широкого круга задач по основным
направлениям:  повышение рождаемости  и  укрепление  института  семьи,
повышение    продолжительности    жизни   и   сокращение   смертности,
регулирование постоянной и временной трудовой миграции.
     Основными задачами демографической политики Тамбовской области на
период до 2025 г. являются:
     повышение суммарного коэффициента рождаемости до уровня 1,8;
     повышение социального  статуса  семьи   с   несколькими   детьми,
создание благоприятных условий для их рождения и воспитания;
     обеспечение формирования установок на создание семьи, состоящей в
зарегистрированном браке, и ее сохранение;
     развитие культуры регулирования  деторождения,  прежде  всего,  с
целью  сокращения числа абортов и сохранения репродуктивного здоровья,
обеспечивающего возможность иметь желаемое число детей;
     сокращение преимущественно   экзогенной  компоненты  младенческой
смертности,  связанной с низким репродуктивным  здоровьем  матерей,  а
также неудовлетворительным уходом за детьми в семьях социального риска
(травмы, болезни органов дыхания, инфекции);
     снижение подростковой    смертности   и   устранение   негативных
тенденций смертности в молодых трудоспособных  возрастах  (20-39  лет)
путем сокращения численности маргинальных групп населения,  обладающих
максимальными   рисками    смерти    от    социально    обусловленных,
предотвратимых  при  современном развитии социальных институтов причин
(алкогольной кардиомиопатии,  циррозов  алкогольной  и  иной  природы,
пневмонии, насилия);
     сокращение смертности в старших трудоспособных  возрастах  (40-59
лет);
     увеличение продолжительности жизни пожилого населения (старше  60
лет);
     сокращение миграционной убыли населения.

      4. Приоритеты демографической политики Тамбовской области
                         на период до 2025 г.

     4.1. Приоритетами  демографической  политики  в области повышения
рождаемости и укрепления института семьи являются:
     4.1.1. оказание    содействия   молодым   семьям   и   семьям   с
несовершеннолетними детьми в решении социально-экономических и бытовых
проблем,  поддержание преимущественно семей с двумя и особенно с тремя
и более детьми:
     развитие системы  предоставления  пособий  в  связи с рождением и
воспитанием детей;
     расширение рынка  образовательных  услуг  для детей,  обеспечение
потребности в услугах дошкольного образования;
     создание в  городах  и  сельской  местности  благоприятной  среды
обитания для семей с детьми;
     создание условий  для  повышения  доступности жилья:  для молодых
семей с детьми за счет развития  ипотечного  кредитования,  реализации
региональной  программы  обеспечения жильем молодых семей;  малоимущих
граждан, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
     развитие системы адресной социальной помощи;
     4.1.2. обеспечение  наиболее  благоприятных  условий   совмещения
воспитания детей с профессиональной деятельностью, в том числе:
     создание для женщин,  выходящих из отпуска по уходу за  ребенком,
условий,   способствующих  их  возвращению  к  трудовой  деятельности,
организация системы повышения квалификации и переобучения  профессиям,
востребованным на рынке труда;
     расширение использования  гибких  форм   занятости,   позволяющих
совмещать работу с выполнением семейных обязанностей;
     разработка специальных программ,  позволяющих  женщинам  получать
новые профессии в случае их перевода с рабочих мест с вредными и (или)
опасными, тяжелыми условиями труда;
     4.1.3. стимулирование  молодежи к вступлению в зарегистрированный
брак и рождению  первого  ребенка  на  начальной  стадии  формирования
уклада   жизни   семьи   через   развитие  системы  консультативной  и
психологической поддержки семьи;
     4.1.4. осуществление профилактики абортов,  содействие сохранению
и улучшению репродуктивного  здоровья,  позволяющего  родить  желаемое
число детей;
     4.1.5. активизация деятельности по повышению значимости  семьи  с
несколькими  детьми,  как  главной  ценности  человеческой  жизни,  по
формированию  у  детей  и  подростков  позитивного  имиджа  семьи   со
стабильным  зарегистрированным  браком  супругов,  имеющей  нескольких
детей,  вырабатыванию  у  них  навыков  семейной   жизни,   содействие
сохранению семей, предотвращению разводов;
     4.1.6. акцентирование внимания на  стимулировании  неоткладывания
регистрации   брака   и   рождения   ребенка  с  целью  предупреждения
дальнейшего сдвига рождаемости к более старшим возрастам.
     4.2. Приоритетами  демографической  политики  в области повышения
продолжительности жизни и сокращения смертности являются:
     4.2.1. сокращение  разрыва  в  продолжительности  жизни  мужчин и
женщин, формируемого главным образом в трудоспособном возрасте за счет
опережающего  снижения  мужской  смертности  от  причин,  связанных  с
поведенческими факторами риска;
     4.2.2. уменьшение  территориальных  различий  в продолжительности
жизни на основе сокращения смертности населения  в  каждой  территории
области   до   уровней,  соответствующих  их  социально-экономическому
потенциалу;
     4.2.3. переход  к  стабилизации  и  с  этого  уровня - к снижению
смертности  от  социально  обусловленных  причин,  предотвратимых  при
современном    развитии    социальных   институтов   (здравоохранения,
образования, культуры, социальной поддержки и социального обслуживания
и др.), в том числе:
     сокращение уровня смертности от  заболеваний  сердечно-сосудистой
системы  за  счет  профилактики  факторов  риска,  ранней диагностики,
внедрения образовательных  программ,  направленных  на  предупреждение
развития  указанных  заболеваний,  развития системы восстановительного
лечения и реабилитации больных;
     сокращение уровня   смертности   и   травматизма   в   результате
дорожно-транспортных происшествий за счет повышения качества  дорожной
инфраструктуры, организации дорожного движения;
     сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных  случаев
на  производстве  и  профессиональных  заболеваний  за счет перехода в
сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками;
     сокращение уровня  смертности  от  самоубийств  за счет повышения
эффективности профилактической работы с гражданами групп риска;
     сокращение смертности   от  онкологических  заболеваний  за  счет
внедрения программ профилактики и скрининговых программ;
     сокращение уровня  смертности  от ВИЧ/СПИДа и туберкулеза за счет
совершенствования скрининговых программ профилактики  и  лечения  этих
заболеваний;
     4.2.4. сокращение  смертности   в   возрастах   старше   40   лет
опережающими темпами для мужчин путем создания условий для осознанного
выбора более здорового образа жизни,  а также повышения доступности  и
качества своевременной диагностики и лечения болезней;
     4.2.5. сокращение уровня материнской и  младенческой  смертности,
укрепление   репродуктивного  здоровья  населения,  здоровья  детей  и
подростков  за  счет  повышения  доступности   и   качества   оказания
бесплатной  медицинской помощи женщинам в период беременности и родов,
их новорожденным  детям,  проведения  профилактических  мероприятий  в
целях   раннего   выявления   нарушений  состояния  здоровья  детей  и
подростков,  организации  горячего  питания  школьников   и   учащихся
учреждений    начального    профессионального   образования,   занятий
физической культурой;
     4.2.6. укрепление   здоровья   населения,   создание   условий  и
формирование мотиваций для ведения  здорового  образа  жизни  за  счет
разработки  и  реализации  мер,  направленных  на  снижение количества
потребляемого алкоголя, на недопущение потребления алкоголя и табачных
изделий   детьми   и   подростками,  развития  услуг,  предоставляемых
санаторно-курортным учреждениями области,  развития  геронтологической
помощи.
     4.3. Приоритетами политики в области регулирования  постоянной  и
временной трудовой миграции являются:
     4.3.1. стимулирование миграции соотечественников из-за рубежа,  в
первую  очередь квалифицированных специалистов и молодежи из стран СНГ
и Балтии;
     4.3.2. привлечение  мигрантов  в  средние  специальные  и  высшие
учебные заведения области и  молодежь  из-за  рубежа  для  прохождения
службы  в  вооруженных силах по контракту (или альтернативной службы),
прежде всего,  из стран СНГ и Балтии,  с  последующим  предоставлением
российского  гражданства  в  упрощенном  порядке  и трудоустройством в
области;
     4.3.3. стимулирование   процесса   адаптации,   приживаемости   и
интеграции различных групп мигрантов,  прибывших на  постоянное  место
жительства  (в  том  числе  вынужденных  переселенцев  и  беженцев)  в
социально-экономическую и культурную среду области;
     4.3.4. обеспечение    баланса    трудовых    ресурсов   за   счет
организованной временной трудовой миграции из стран СНГ  и  Балтии  на
основе четко обоснованных потребностей в рабочей силе при приоритетном
праве на трудоустройство местного населения,  а также создание условий
для   легализации  и  увеличения  доли  легальных  временных  трудовых
мигрантов в общей структуре потока трудовых мигрантов;
     4.3.5. стимулирование  усыновления  детей  гражданами области для
сокращения их вывоза за границу;
     4.3.6. создание  условий  в сфере занятости для уменьшения выезда
из   области   за   границу   молодежи,   женщин,    квалифицированных
специалистов;
     4.3.7. изменение структуры  иммиграционного  прироста  в  сторону
увеличения доли мигрантов;
     4.3.8. создание  условий  для  прекращения  миграционного  оттока
населения.

        5. Основные этапы и ожидаемые результаты осуществления
   демографической политики Тамбовской области на период до 2025 г.

     Осуществлять демографическую  политику  области на период до 2025
г. планируется поэтапно.
     На первом  этапе  (в 2007-2010 гг.) планируется реализовать меры,
направленные  на  преодоление  сложившихся  негативных   тенденций   в
демографическом  развитии,  в  том числе основную часть мероприятий по
снижению  смертности  населения  в   результате   дорожно-транспортных
происшествий   и  от  сердечно-сосудистых  заболеваний,  по  повышению
качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности  и
родов,  развитию  перинатальных  семейно  ориентированных  технологий,
уменьшающих риск неблагоприятных  исходов  беременности  и  родов,  по
государственной адресной материальной поддержке семей,  имеющих детей,
включая проведение индексации пособий  этим  семьям  с  учетом  темпов
роста  потребительских  цен,  по  подготовке к приему в семью ребенка,
оставшегося  без  попечения  родителей,  психолого-педагогическому   и
медико-социальному  сопровождению,  материальной  поддержке замещающих
семей.
     На этом  этапе  планируется  разработать  региональную  программу
демографического   развития   области,  согласованную  с  реализуемыми
мероприятиями приоритетных национальных проектов в сфере  образования,
здравоохранения,  жилищной  политики,  развития  сельского  хозяйства,
которая   должна   быть   обеспечена   необходимым    финансированием,
методическим  и  информационным  сопровождением,  и  приступить  к  ее
реализации.
     Предполагается также разработать специальные меры по профилактике
и своевременному  выявлению  профессиональных  заболеваний,  улучшению
условий  труда,  по  содействию  занятости женщин,  имеющих малолетних
детей,  и  повышению  их  конкурентоспособности  на  рынке  труда,  по
развитию инфраструктуры дошкольного образования, обеспечению местами в
дошкольных образовательных учреждениях в  приоритетном  порядке  детей
работающих   женщин,   а  также  разработать  долгосрочные  программы,
направленные  на  популяризацию  здорового  образа  жизни,   повышение
миграционной привлекательности области.
     По итогам реализации мероприятий первого этапа к  концу  2010  г.
предполагается:
     замедлить темпы  естественной  убыли  населения  и  не  допустить
снижения численности населения ниже уровня 1090,8 тыс. человек;
     увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни до 67 лет;
по  сравнению с 2006 годом увеличить суммарный коэффициент рождаемости
до уровня 1,4;  снизить материнскую смертность на 100 тысяч родившихся
живыми  с 42 в 2007 г.  до 32,0 в 2010 г.  и младенческую смертность с
9,5  в  2007  г.  до  8,5  в  2010  г.  на  1000  родившихся   живыми;
приостановить  отток квалифицированных специалистов,  увеличить объемы
привлечения в Тамбовскую  область  соотечественников,  проживающих  за
рубежом.
     На втором  этапе  (2011-2015  гг.)  будет  продолжено  проведение
мероприятий по стабилизации демографической ситуации,  реализуемых  на
первом  этапе.  Особое  внимание  будет  уделено  внедрению  программы
здорового  образа  жизни,  специальных  мер  по  содействию  занятости
женщин,  имеющих  детей,  мероприятий по профилактике и своевременному
выявлению   профессиональных   заболеваний,    программы    поэтапного
сокращения  рабочих  мест  с  вредными  и опасными для репродуктивного
здоровья населения условиями  труда,  мероприятий  по  профилактике  и
своевременному выявлению профессиональных заболеваний.
     К 2015   г.   предусматривается   существенно  улучшить  здоровье
населения,  создать условия для  комфортной  жизнедеятельности  семей,
воспитывающих   детей,  сформировать  у  населения  самосохранительное
поведение.
     По итогам реализации второго этапа предполагается к 2015 г.:
     сохранить численность населения на уровне  не  ниже  1084,1  тыс.
человек;
     увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни до 68 лет;
по сравнению с 2007 г.  увеличить суммарный коэффициент рождаемости до
1,7,  снизить коэффициент материнской смертности до 21  и  коэффициент
младенческой   смертности  до  7;  уменьшить  отток  квалифицированных
специалистов,  увеличить  объемы  привлечения  в  Тамбовскую   область
соотечественников, проживающих за рубежом.
     На третьем  этапе  (2016-2025  гг.)  предусматривается  на основе
оценки влияния реализуемых  проектов  и  программ  на  демографическую
ситуацию принимать превентивные меры по сбережению населения.
     В связи  со  значительным уменьшением к этому периоду численности
женщин репродуктивного  возраста  потребуется  принять  дополнительные
меры, стимулирующие рождение второго и третьего ребенка.
     С целью замещения в результате возможного сокращения  рождаемости
естественной   убыли  населения  предстоит  активизировать  работу  по
привлечению  на   постоянное   жительство   в   Российскую   Федерацию
иммигрантов трудоспособного возраста.
     К 2025 г. предполагается:
     обеспечить рост  численности  населения  (в  том  числе  за  счет
замещающей  миграции)  до  уровня  1117,1  тыс.   человек;   увеличить
ожидаемую  продолжительность  жизни до 69 лет;  по сравнению с 2006 г.
увеличить суммарный коэффициент рождаемости до  1,8;  снизить  уровень
смертности; остановить процесс миграционной убыли населения.

         6. Механизмы осуществления демографической политики
                          Тамбовской области

     Механизмами осуществления демографической политики являются:
     6.1. нормативно-правовое  обеспечение  демографической  политики,
представляющее расширение региональной нормативно-правовой базы  путем
создания новых правовых актов и уточнения уже имеющихся;
     6.2. включение   задач   и   мероприятий,   призванных   улучшить
демографическую   ситуацию,  в  областные  и  муниципальные  программы
социально-экономического развития;
     6.3. учет   задач   демографической   политики  при  формировании
регионального и муниципальных бюджетов,  бюджетов внебюджетных фондов,
концентрация   финансовых   и   материальных   ресурсов,   привлечение
дополнительных внебюджетных источников;
     6.4. методическое  обеспечение  деятельности региональных органов
власти   и   местного   самоуправления   муниципальных    образований,
направленной  на  управление  демографическими процессами,  регулярное
проведение мероприятий по повышению квалификации  персонала  ведомств,
задействованных в разработке и реализации демографической политики;
     6.5. проведение  в  режиме  мониторинга  анализа  демографических
процессов в области и ее муниципальных образованиях, и корректировка с
учетом происшедших изменений мер демографической политики,  включенных
в Программу демографического развития Тамбовской области;
     6.6. осуществление    информационной     поддержки     проводимой
демографической политики в области путем расширения социальной рекламы
в  средствах  массовой  информации,  систематического   информирования
населения   об   осуществляемых   мерах,   направленных  на  повышение
рождаемости, снижение смертности и регулирование миграции.

      7. Объемы и источники финансирования мероприятий настоящей
                              Концепции

     Для решения    задач,   поставленных   в   настоящей   Концепции,
предусматривается обеспечить последовательное и стабильное  увеличение
расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья
населения.
     Источниками финансирования  расходов на государственную поддержку
семей  с  детьми  являются:  федеральный  бюджет,  бюджет   Тамбовской
области,  бюджеты муниципальных образований,  средства государственных
внебюджетных  фондов,   коммерческих   и   общественных   организаций,
благотворительных фондов и иные внебюджетные средства.

Информация по документу
Читайте также