Расширенный поиск
Постановление Администрации Смоленской области от 08.11.2013 № 894 АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 08.11.2013 N 894
Об утверждении областной государственной программы "Экономическое развитие Смоленской области, включая создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата" на 2014-2020 годы
В соответствии с постановлением Администрации Смоленской области от 19.09.2013 N 703 "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке областных государственных программ, их формирования и реализации" Администрация Смоленской области п о с т а н о в л я е т: Утвердить прилагаемую областную государственную программу "Экономическое развитие Смоленской области, включая создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата" на 2014-2020 годы (далее также - Государственная программа). И.о. Губернатора
Смоленской области М.Ю. Питкевич УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации
Смоленской области
от 08.11.2013 N 894
ОБЛАСТНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
"Экономическое развитие Смоленской области, включая создание
благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата"
на 2014-2020 годы
ПАСПОРТ
областной государственной программы "Экономическое развитие
Смоленской области, включая создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата" на 2014-2020 годы
|—————————————————————————————|————————————————————————————————————————————| |Администратор |Департамент экономического развития | |Государственной программы |Смоленской области | |—————————————————————————————|————————————————————————————————————————————| |Ответственные исполнители |Департамент экономического развития | |подпрограмм Государственной |Смоленской области | |программы | | |—————————————————————————————|————————————————————————————————————————————| |Исполнители основных |Департамент экономического развития | |мероприятий Государственной |Смоленской области; | |программы |Департамент Смоленской области | | |по информационным технологиям; | | |Смоленская Торгово-промышленная палата; | | |некоммерческая организация "Смоленский | | |областной фонд поддержки | | |предпринимательства" | |—————————————————————————————|————————————————————————————————————————————| |Наименование подпрограмм |- подпрограмма "Повышение | |Государственной программы |инвестиционного потенциала Смоленской | | |области" на 2014-2020 годы; | | |- подпрограмма "Развитие малого и | | |среднего предпринимательства в | | |Смоленской области" на 2014-2020 годы; | | |- обеспечивающая подпрограмма | |—————————————————————————————|————————————————————————————————————————————| |Цель Государственной |создание благоприятного | |программы |предпринимательского климата и условий | | |для ведения бизнеса в Смоленской области | |—————————————————————————————|————————————————————————————————————————————| |Целевые показатели реализации|- количество реализованных требований |
|Государственной программы |стандарта деятельности органов | | |исполнительной власти субъекта | | |Российской Федерации по обеспечению | | |благоприятного инвестиционного климата в | | |Смоленской области; | | |- прирост оборота продукции и услуг, | | |производимых субъектами малого | | |предпринимательства, в том числе | | |микропредприятиями и индивидуальными | | |предпринимателями; | | |- доля среднесписочной численности | | |работников (без внешнего |
| |совместительства) малых и средних | | |предприятий в среднесписочной | | |численности работников (без внешнего |
| |совместительства) всех организаций; | | |- отклонение ключевых фактических | | |показателей развития экономики | | |Смоленской области от прогнозируемых в | | |предыдущем году | |—————————————————————————————|————————————————————————————————————————————| |Сроки (этапы) реализации |1-й этап: 2014-2016 годы; | |Государственной программы |2-й этап: 2017-2020 годы | |—————————————————————————————|————————————————————————————————————————————| |Объемы ассигнований |общий объем финансирования | |Государственной программы |Государственной программы - | |(по годам реализации и в |711 862,9 тыс. рублей, в том числе по годам:|
|разрезе источников |1-й этап: | |финансирования) |2014 год -101 694,7 тыс. рублей; | | |2015 год -101 694,7 тыс. рублей; | | |2016 год -101 694,7 тыс. рублей; | | |2-й этап (2017-2020 годы) - 406 778,8 тыс. | | |рублей. | | |Источник финансирования - областной | | |бюджет. | | |Также предполагается привлечение | | |субсидий из федерального бюджета на | | |государственную поддержку малого и | | |среднего предпринимательства на | | |основании постановления Правительства | | |Российской Федерации от 27.02.2009 N 178 | | |"О распределении и предоставлении | | |субсидий из федерального бюджета | | |бюджетам субъектов Российской | | |Федерации на государственную поддержку | | |малого и среднего предпринимательства, | | |включая крестьянские (фермерские) | | |хозяйства" | |—————————————————————————————|————————————————————————————————————————————| |Ожидаемые результаты |- рост инвестиций в основной капитал; | |реализации |- рост валового регионального продукта; | |Государственной программы |- повышение производительности труда; | | |- увеличение объемов налоговых и | | |неналоговых доходов консолидированного | | |бюджета Смоленской области; | | |- рост реальных располагаемых денежных | | |доходов населения; | | |- повышение вклада малого и среднего | | |предпринимательства в экономику | | |Смоленской области; | | |- улучшение условий ведения бизнеса в | | |Смоленской области; | | |- снижение инвестиционных и | | |предпринимательских рисков; | | |- снижение уровня безработицы; | | |- повышение качества действующей | | |системы стратегических документов и | | |создание практических механизмов их | | |реализации | |—————————————————————————————|————————————————————————————————————————————| 1. Общая характеристика социально-экономической сферы реализации
Государственной программы
В 2010-2012 годах в экономике Смоленской области положительные темпы роста отмечены в промышленности, сельском хозяйстве, на потребительском рынке. Улучшилась ситуация на рынке труда, повысился уровень жизни населения. Наибольший удельный вес в валовом региональном продукте (далее также - ВРП) по итогам за 2011 год занимают: обрабатывающие производства (22,3%), оптовая и розничная торговля (19,7%), строительство (10,7%), транспорт и связь (9,3%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (7,4%), сельское хозяйство (7,3%). По объему валового регионального продукта в расчете на душу населения Смоленская область среди регионов Центрального федерального
округа (далее - ЦФО) в 2011 году занимала 10-е место, в России в 2010
году - 48-е место. За 2012 год объем ВРП составил 187,1 млрд. рублей (оценка) с ростом к уровню 2010 года на 14,8%. По индексу физического объема ВРП
Смоленская область в 2011 году занимала 14-е место по ЦФО и 54-е место по России. Рост индекса промышленного производства за период с 2010 по 2012 год составил 111,7%, однако темп роста данного показателя снизился со 108,3% в 2010 году до 101,3% в 2012 году. В 2012 году индекс промышленного производства ниже, чем в среднем
по России, на 1,3% (102,6%) (13-е место по ЦФО). Наибольший рост объемов отгруженной продукции в 2012 году по сравнению с 2011 годом отмечен по таким видам деятельности, как обработка древесины и производство изделий из дерева (на 15%), производство резиновых и пластмассовых изделий (на 13%), производство
электрооборудования, электронного и оптического оборудования (на
8,6%). Сокращение объемов отгруженной продукции произошло в производстве
пищевых продуктов, химическом производстве, текстильном и швейном производстве, производстве машин и оборудования. Снижение производства
электроэнергии произошло в результате планового текущего ремонта энергоблоков на Смоленской АЭС. Таким образом, за последние годы темпы роста экономики Смоленской
области находятся на уровне ниже средних по ЦФО и России.
Годовой объем инвестиций (в сопоставимых ценах) в период с 2010 по 2012 год вырос на 115,3%. Доля инвестиций в основной капитал в общем объеме ВРП в Смоленской области в 2012 году, по оценке, составила 15,8% (по России - 20%). Однако за этот же период отмечается замедление темпов роста инвестиций в основной капитал: с 124,7% в 2010 году до 86,8% в 2012 году (14-е место по ЦФО, 72-е место по России). Замедление темпов роста инвестиций в основной капитал в основном связано с завершением в 2011 году реализации инвестиционного проекта по строительству участка Балтийской трубопроводной системы (БТС-II) протяженностью 284 км, общий объем инвестиций в 2009-2011 годах составил около 17 млрд. рублей (в 2011 году - около 3,5 млрд. рублей). Замещение данного инвестиционного проекта новыми не произошло.
Темпы роста экономики Смоленской области напрямую зависят от инвестиционного и предпринимательского климата. В целях улучшения инвестиционного климата на территории Смоленской области действует долгосрочная областная целевая программа
"Повышение инвестиционного потенциала Смоленской области" на 2012-2015 годы, утвержденная постановлением Администрации Смоленской области от 30.09.2011 N 603. Общий объем финансирования указанной Программы составляет 167,6 млн. рублей. В 2012 году объем ее финансирования за счет средств областного бюджета составил 20,2 млн. рублей. Льгот инвесторам по налогу на прибыль и имущество организаций предоставлено
на сумму 11,5 млн. рублей. В сентябре 2012 года рейтинговое агентство Fitch Ratings присвоило Смоленской области следующие рейтинги: долгосрочные рейтинги в иностранной и национальной валюте "B+", краткосрочный рейтинг в иностранной валюте "B" и национальный долгосрочный рейтинг "A-(rus)". В декабре 2012 года рейтинговое агентство "Эксперт РА" подтвердило инвестиционный рейтинг Смоленской области - 3В1, что означает пониженный потенциал и умеренный риск. Среди регионов России
Смоленская область занимает 45-е место по инвестиционному риску и 46-е - по инвестиционному потенциалу. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 10.09.2012
N 1276 "Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей
высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности" утверждена дорожная карта по внедрению стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата (далее также - стандарт) в Смоленской области
(далее - дорожная карта). В настоящее время признаны соответствующими требованиям стандарта шесть мероприятий дорожной карты. Среди нереализованных следует отметить ряд положений, существенно
влияющих на инвестиционный и предпринимательский климат. Необходимо разработать инвестиционную стратегию Смоленской области, внедрить механизм сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна", создать специализированную организацию по привлечению инвестиций и работе с инвесторами. Для обеспечения благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса в Смоленской области необходимо создать благоприятные условия для деятельности малого и среднего предпринимательства. На территории Смоленской области в 2009-2012 годах действовала долгосрочная областная целевая программа "Развитие субъектов малого и
среднего предпринимательства в Смоленской области", утвержденная постановлением Администрации Смоленской области от 02.10.2008 N 525. Общий объем финансирования указанной Программы составил 1 249,7 млн. рублей, из них в 2012 году - 392,1 млн. рублей. Увеличение количества малых и средних предприятий за период с 2010 по 2012 год составило 110,4% (в 2012 году - 13 795). На 1 тыс. человек населения в 2012 году приходилось 14 малых и средних предприятий (4-е место по ЦФО). Для сравнения: в 2009 году - 8-е место. Смоленская область по доле среднесписочной численности работников
малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех организаций переместилась с 11-го места по ЦФО (в 2009 году) (25,3%) на 4-е место (в 2011 году) (31,8%). Оборот малых и средних предприятий с 2009 по 2011 год вырос на 33,9 %. В структуре малого и среднего предпринимательства доминирует сектор торговли: - 51,5% всех малых предприятий (в секторе производства товаров - 10%); - 58% всего оборота (в секторе производства товаров - 10%);
- 33% занятых на малых и средних предприятиях Смоленской области (в секторе производства товаров - 17%). Таким образом, за последние годы в Смоленской области отмечены положительные темпы развития малого и среднего предпринимательства. Однако сложившаяся отраслевая структура малого и среднего предпринимательства, численность занятых на малых и средних
предприятиях свидетельствуют о его преимущественном развитии в сфере оптовой и розничной торговли. Являясь менее трудоемкой, сфера оптовой и розничной торговли обеспечивает занятостью 1/3 всех занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса. Поступление налогов от предприятий сферы оптовой и розничной торговли не превышает 41% от общего объема налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства. Смоленская область по количеству малых и средних предприятий в расчете на 1 тыс. человек населения занимает в ЦФО 4-е место, однако по доле продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме
ВРП всех организаций находится только на 13-м месте. Таким образом, сложившаяся отраслевая структура с преобладанием сектора торговли недостаточна эффективна с точки зрения вклада в ВРП.
2. Приоритеты региональной государственной политики в сфере
реализации Государственной программы, цель, целевые показатели,
описание ожидаемых конечных результатов, сроки и этапы реализации
Государственной программы
Приоритеты региональной государственной политики в сфере повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста Смоленской области, в том числе создания благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, определяются указами Президента Российской Федерации от 12.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", от 21.08.2012 N 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации", от 10.09.2012 N 1276 "Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших
исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности", Стратегией социально-экономического
развития Смоленской области до 2020 года, утвержденной постановлением
Администрации Смоленской области от 26.11.2007 N 418. Одной из ключевых задач Администрации Смоленской области в рамках
обозначенных на заседании Государственного совета по повышению инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации и созданию благоприятных условий для развития бизнеса 27.12.2012 под председательством Президента Российской Федерации В.В. Путина задач является создание достойных, хороших условий для работы предпринимателей. В настоящее время на федеральном уровне реализуется национальная предпринимательская инициатива. В сотрудничестве с бизнесом устраняются административные барьеры, совершенствуются законодательство и административные институты. Под созданием условий для ведения бизнеса понимается не столько финансовая поддержка, сколько поддержка инфраструктурная и организационная (в том числе уменьшение административных барьеров).
На федеральном уровне поставлена задача достижения и повышения позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса с 112-й в 2012 году до 20-й в 2018 году. На федеральном уровне разработана государственная программа Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", целью которой является создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса. Цель Государственной программы - создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса в Смоленской области. Целевыми показателями реализации Государственной программы являются: - количество реализованных требований стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Смоленской области. Согласно дорожной карте до 2014 года необходимо исполнить 15
требований стандарта. Все требования стандарта в дальнейшем будут поддерживаться в актуальном состоянии; - прирост оборота продукции и услуг, производимых субъектами малого предпринимательства, в том числе микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями; - доля среднесписочной численности работников (без внешнего совместительства) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешнего совместительства) всех организаций; - отклонение ключевых фактических показателей развития экономики Смоленской области от прогнозируемых в предыдущем году. Данный показатель находится на уровне, предусмотренном в государственной программе Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная
экономика", - не более 20%. Ожидаемые результаты реализации Государственной программы будут способствовать в полной мере реализации вышеперечисленных указов Президента Российской Федерации. Ожидаемыми результатами реализации Государственной программы являются: - рост инвестиций в основной капитал;
- рост ВРП;
- повышение производительности труда;
- увеличение объемов налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Смоленской области; - рост реальных располагаемых денежных доходов населения;
- повышение вклада малого и среднего предпринимательства в экономику Смоленской области; - улучшение условий ведения бизнеса в Смоленской области;
- снижение инвестиционных и предпринимательских рисков;
- снижение уровня безработицы;
- повышение качества действующей системы стратегических документов и создание практических механизмов их реализации. Достижение перечисленных результатов должно явиться итогом согласованных действий со стороны органов власти как федерального, так
и регионального уровня, а также частного бизнеса и общества в целом. Непосредственно влияние на степень достижения поставленных в рамках
Государственной программы целей и результатов будут оказывать итоги реализации других областных государственных программ. Реализация Государственной программы осуществляется в 2 этапа:
- 1-й этап - 2014-2026 годы;
- 2-й этап - 2017-2020 годы.
Целевые показатели реализации Государственной программы приведены
в приложении N 1 к Государственной программе. 3. Обобщенная характеристика основных мероприятий Государственной программы и подпрограмм
В структуре Государственной программы предусмотрены следующие подпрограммы: - подпрограмма "Повышение инвестиционного потенциала Смоленской области" на 2014-2020 годы; - подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства в Смоленской области" на 2014-2020 годы; - обеспечивающая подпрограмма.
Основное мероприятие Государственной программы - прогнозирование социально-экономического развития Смоленской области. Данное мероприятие реализуется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 N 596 "О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации". Функцией прогнозирования является оценка динамики социально-экономического развития Смоленской области. Подпрограмма "Повышение инвестиционного потенциала Смоленской области" на 2014-2020 годы нацелена на выполнение комплекса мероприятий, ориентированных на привлечение инвестиций в экономику Смоленской области, повышение эффективности их вложения, призвана обеспечить оптимизацию условий, способствующих привлечению российских
и иностранных инвесторов на территорию региона, и усовершенствовать механизмы приема и освоения инвестиций. Подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства в Смоленской области" на 2014-2020 годы разработана в рамках реализации основных положений Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и направлена на осуществление государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Смоленской области. План реализации Государственной программы приведен в приложении N 2 к Государственной программе. 4. Обоснование ресурсного обеспечения Государственной программы
Расходы Государственной программы формируются за счет средств областного бюджета. Общий объем финансирования Государственной программы за счет средств областного бюджета составляет 711 862,9 тыс. рублей, в том числе по годам:
- 1-й этап:
- 2014 год -101 694,7 тыс. рублей;
- 2015 год -101 694,7 тыс. рублей;
- 2016 год -101 694,7 тыс. рублей;
- 2-й этап (2017-2020 годы) - 406 778,8 тыс. рублей.
Объемы финансирования Государственной программы подлежат ежегодному уточнению исходя из реальных возможностей областного бюджета. Также предполагается привлечение субсидий из федерального бюджета
на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 N 178 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" при участии Смоленской области в конкурсном отборе в порядке и на условиях, которые установлены Министерством экономического развития Российской
Федерации. 5. Основные меры правового регулирования в сфере реализации
Государственной программы
Нормативные правовые акты, касающиеся сферы реализации Государственной программы: - Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике"; - Указ Президента Российской Федерации от 21.08.2012 N 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации"; - Указ Президента Российской Федерации от 10.09.2012 N 1276 "Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей
высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности"; - Федеральный закон от 25.02.99 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"; - Федеральный закон от 09.07.99 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; - постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 N 596 "О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации"; - распоряжение Правительства Российской Феденрации от 17.11.2008 N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года"; - распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.09.2011 N 1540-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития ЦФО на долгосрочную перспективу (до 2020 года)"; - областной закон от 23.12.2002 N 95-з "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Смоленской области"; - областной закон от 28.04.2003 N 16-з "О налоговых льготах, предоставляемых инвесторам, реализующим одобренные инвестиционные проекты Смоленской области"; - областной закон от 27.11.2003 N 83-з "О налоге на имущество организаций"; - областной закон от 28.11.2008 N 153-з "О развитии малого и среднего предпринимательства в Смоленской области"; - областной закон от 30.04.2009 N 32-з "О налоговых ставках для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, в случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов"; - областной закон от 30.11.2011 N 114-з "О налоговых льготах на 2012-2014 годы"; - областной закон от 19.11.2012 N 90-з "О введении в действие патентной системы налогообложения и применении ее индивидуальными предпринимателями на территории Смоленской области"; - постановление Администрации Смоленской области от 26.11.2007 N 418 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Смоленской области на долгосрочную перспективу (до 2020 года)"; - постановление Администрации Смоленской области от 15.04.2013 N 280 "О создании Совета по экономике и инвестициям при Администрации
Смоленской области"; - распоряжение Губернатора Смоленской области от 12.09.2013 N 917-р "Об утверждении дорожной карты внедрения стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Смоленской области". В течение срока реализации Государственной программы планируется разработать следующие нормативные правовые акты: - постановление Администрации Смоленской области, утверждающее порядок разработки прогноза потребностей рынка труда в специалистах различных направлений, основанного на потребностях инвесторов и прогнозе социально-экономического развития (на 7 лет);
- постановление Администрации Смоленской области, утверждающее регламент сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна"; - постановление Администрации Смоленской области, утверждающее инвестиционную стратегию Смоленской области; - нормативные документы, регламентирующие работу специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами; - нормативные документы, регламентирующие развитие инфраструктуры
поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации Государственной программы представлены в приложении N 3 к Государственной программе. 6. Применение мер государственного регулирования в сфере реализации Государственной программы
В соответствии с областным законом от 28.04.2003 N 16-з "О налоговых льготах, предоставляемых инвесторам, реализующим одобренные инвестиционные проекты Смоленской области" инвесторам, реализующим одобренные инвестиционные проекты Смоленской области, предоставляются льготы по налогу на имущество организаций и по налогу
на прибыль организаций. Налоговые льготы предоставляются на расчетный срок окупаемости инвестиционного проекта, но не более трех лет для инвестиционных проектов, предусматривающих капитальные вложения на сумму менее 500 млн. рублей, и не более пяти лет для инвестиционных проектов, предусматривающих капитальные вложения на сумму 500 млн. рублей и более. Минимальный объем капитальных вложений инвестиционного проекта (без учета НДС) за период с даты начала реализации инвестиционного проекта до даты окончания предельного периода предоставления государственной поддержки инвестиционной деятельности должен составлять: - 50 млн. рублей - для субъектов малого и среднего предпринимательства; - 100 млн. рублей - для юридических лиц, которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства. В соответствии с областным законом от 30.04.2009 N 32-з "О налоговых ставках для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, в случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов" на территории Смоленской области устанавливается налоговая ставка в размере 5 процентов для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, в случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, за исключением налогоплательщиков, осуществляющих следующие виды деятельности: 1) розничная и оптовая торговля моторным топливом, включая авиационный бензин; 2) деятельность по организации азартных игр.
Налогоплательщики, осуществляющие виды деятельности, указанные в подпунктах 1, 2 настоящего раздела, применяют налоговую ставку 15 процентов. Реализация областного закона от 19.11.2012 N 90-з "О введении в действие патентной системы налогообложения и применении ее индивидуальными предпринимателями на территории Смоленской области" будет способствовать дальнейшему стимулированию развития малого и среднего предпринимательства вследствие максимального упрощения налогообложения, а также легализации деятельности физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Основные меры государственного регулирования в сфере реализации Государственной программы: - освобождение инвесторов от уплаты налога на имущество организаций в части имущества, созданного (возведенного,
реконструированного) и (или) приобретенного в результате реализации одобренного инвестиционного проекта Смоленской области; - снижение налоговой ставки по налогу на прибыль организаций в части прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта, на 4,5 процентного пункта в отношении налога, зачисляемого в областной бюджет, для инвесторов, которые ввели в эксплуатацию имущество, созданное (возведенное, реконструированное) и (или) приобретенное в результате реализации одобренного инвестиционного проекта Смоленской области, на сумму, составляющую не менее 70 процентов суммарного объема предусмотренных в одобренном инвестиционном проекте Смоленской области капитальных вложений; - снижение налоговой ставки по налогу для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, в случае если объектом
налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов; - упрощение налогообложения индивидуальных предпринимателей, легализация предпринимательской деятельности. Оценка применения мер государственного регулирования в сфере реализации Государственной программы представлена в приложении N 4 к Государственной программе. ПАСПОРТ подпрограммы "Повышение инвестиционного потенциала Смоленской области" на 2014-2020 годы
|—————————————————————————|————————————————————————————————————————————————| |Ответственные исполнители|Департамент экономического развития |
|подпрограммы |Смоленской области | |—————————————————————————|————————————————————————————————————————————————| |Исполнители основных |Департамент экономического развития | |мероприятий подпрограммы |Смоленской области; |
| |некоммерческая организация "Смоленский | | |областной фонд поддержки | | |предпринимательства"; | | |Департамент Смоленской области | | |по информационным технологиям | |—————————————————————————|————————————————————————————————————————————————| |Цель подпрограммы |улучшение инвестиционного климата | | |в Смоленской области | |—————————————————————————|————————————————————————————————————————————————| |Целевые показатели |- количество реализованных требований | |реализации подпрограммы |стандарта деятельности органов исполнительной | | |власти субъекта Российской Федерации по | | |обеспечению благоприятного инвестиционного | | |климата в Смоленской области; | | |- ежегодная оценка предпринимательским | | |сообществом эффективности реализации | | |внедренных составляющих стандарта | | |деятельности органов исполнительной власти | | |субъекта Российской Федерации по | | |обеспечению благоприятного инвестиционного | | |климата в Смоленской области | |—————————————————————————|————————————————————————————————————————————————| |Сроки (этапы) реализации |1-й этап: 2014-2016 годы; |
|подпрограммы |2-й этап: 2017-2020 годы | |—————————————————————————|————————————————————————————————————————————————| |Объемы ассигнований |общий объем финансирования подпрограммы | |подпрограммы (по годам |составляет 11 325,0 тыс. рублей, в том числе по |
|реализации и в разрезе |годам: | |источников |1-й этап: | |финансирования) |2014 год - 3 775,0 тыс. рублей; | | |2015 год - 1 675,0 тыс. рублей; | | |2016 год - 1 175,0 тыс. рублей; | | |2-й этап (2017-2020 годы) - 4 700,0 тыс. рублей.|
| |Источник финансирования - областной бюджет | |—————————————————————————|————————————————————————————————————————————————| 1. Общая характеристика социально-экономической сферы реализации
подпрограммы
Основной целью инвестиционной политики Смоленской области является обеспечение экономического подъема региона. Обязательным условием повышения инвестиционного потенциала Смоленской области и эффективности использования этого потенциала является проведение целенаправленной инвестиционной политики, основывающейся на государственном регулировании инвестиционной деятельности. Ключевую роль в этом процессе играет создание максимально благоприятных условий как для поддержки уже реализуемых проектов, так и для привлечения внутренних и внешних инвестиций в Смоленскую область с целью реализации перспективных проектов, соответствующих приоритетам долгосрочного развития экономики и социальной сферы региона. В результате проведенной оценки инвестиционного климата в Смоленской области и анализа текущей ситуации выявлены следующие основные тенденции в сфере инвестиционной деятельности Смоленской области. В целом в 2010-2012 годах ситуация в сфере инвестиций в основной капитал характеризовалась позитивной тенденцией роста инвестиций. Общий объем инвестиций, направленный на социально-экономическое развитие региона, составил 162,1 млрд. рублей. По оценке, в 2013 году
на развитие экономики Смоленской области будут направлены инвестиции в
объеме 58,6 млрд. рублей (индекс физического объема составит 96,3% в
сопоставимых ценах), прогнозный показатель на 2014 год определен на уровне 55,7 млрд. рублей.
В 2012 году в Смоленской области удельный вес инвестиций по отношению к ВРП, по оценке, составил 15,8%. По России объем инвестиций к валовому внутреннему продукту в среднем не превышает 20%. В то же время в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" Правительству Российской Федерации поручено принять меры, направленные в том числе на увеличение объема инвестиций не менее чем до 25% от ВВП к 2015 году и до 27% - к 2018 году. В связи с этим перед
субъектами Российской Федерации ставятся аналогичные задачи в данном направлении.
По показателю "Индекс физического объема инвестиций в основной капитал" по итогам 2012 года Смоленская область заняла 72-е место среди всех субъектов Российской Федерации (в 2010 году - 13-е место) и 14-е место по ЦФО (в 2010 году - 2-е место). Очевидно, что по сравнению с другими субъектами Российской Федерации существующий темп
роста инвестиций в Смоленской области является недостаточно высоким. Снижение объема инвестиций в основной капитал в основном связано с завершением в 2011 году реализации крупного инвестиционного проекта по
строительству участка Балтийской трубопроводной системы (БТС-II) протяженностью 284 км, общий объем инвестиций в 2009-2011 годах составил около 17 000,0 млн. рублей (в 2010 году - 9 409,5 млн.
рублей, в 2011 году - около 3 400,0 млн. рублей). Такая зависимость от
крупных инвестиционных вложений в перспективе создает риски спада инвестиционной деятельности в целом по Смоленской области после завершения реализации этих масштабных инвестиционных проектов при отсутствии адекватной замены подобным проектам.
Основной удельный вес в структуре инвестиций в основной капитал в 2012 году имели следующие виды экономической деятельности: производство и распределение электроэнергии, газа и воды (25,1%), транспорт и связь (17,0%), обрабатывающие производства (16,2%), здравоохранение и предоставление социальных услуг (11,1%), образование (6,4%), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (5,1%). Значительный рост инвестиций в сферу здравоохранения и предоставления
социальных услуг, образования обусловлен значительным вложением бюджетных средств в рамках реализация мероприятий, связанных с подготовкой и проведением в 2013 году празднования 1150-летия основания города Смоленска. В целях увеличения производственного потенциала Смоленской области следует наращивать объемы инвестиций в предприятия реального сектора экономики, сосредотачивая меры государственной поддержки на товаропроизводителях. В 2012 году в структуре инвестиций в основной капитал по видам произошло перераспределение по отношению к структуре в 2010-2011 годах. В 2012 году удельный вес инвестиций в активную часть основных фондов (машины, оборудование, транспортные средства) снизился по отношению к уровню 2010 года (42,6%) и к уровню 2011 года (38,1%) и составил 37,4%. Удельный вес инвестиций в пассивную часть основных фондов (здания и сооружения) также снизился по отношению к уровню 2010 года (46,9%) и к уровню 2011 года (46,1%) и составил 37,6%. Такие изменения произошли в связи со значительным ростом удельного веса инвестиций, направляемых в жилища (с 9% в 2010 году до 21,6% в 2012
году). Дефицит собственных средств, недостаточно устойчивое финансовое положение значительной части организаций в регионе, препятствующее привлечению заемных инвестиционных ресурсов, не позволяют большинству
субъектов инвестиционной деятельности привлечь необходимые средства не только для модернизации, реконструкции и расширения собственных производств, но и для простого обновления основных фондов. Степень износа основных фондов по Смоленской области довольно высока (на конец
2011 года - 49,6%).
Основным источником инвестиций в 2010-2012 годах явились привлеченные средства. Однако их доля в структуре инвестиций в основной капитал уменьшилась на 14,4% (с 80,1% (28 247,2 млн. рублей)
в 2010 году до 65,7% (21 313,1 млн. рублей) в 2012 году). Произошло серьезное перераспределение: возросла на 17,7% доля бюджетных средств
(с 11,2% (3 935,1 млн. рублей) в 2010 году до 28,9% (9 361,5 млн.
рублей) в 2012 году) и снизилась на 27,8% доля заемных средств других
организаций (с 30,3% (10 680,4 млн. рублей) в 2010 году до 2,5% (815,6
млн. рублей) в 2012 году).
Доля кредитов банков возросла с 7,5% (2 641,3 млн. рублей) в 2010
году до 11,6% (4 496,5 млн. рублей) в 2011 году, затем произошло снижение до 8,5% (2 765,0 млн. рублей) в 2012 году. Такие колебания связаны в основном со стоимостью и доступностью привлечения кредитных средств для осуществления инвестиций в форме капитальных вложений.
Таким образом, на протяжении последних трех лет в структуре инвестиций увеличивалась доля собственных средств предприятий (с 19,9%
(7 015,4 млн. рублей) в 2010 году до 34,3% (11 134,1 млн. рублей) в 2012 году). Такая тенденция наблюдается в 2010-2012 годах и по России в целом (произошло увеличение с 41,0% в 2010 году до 45,4% в 2012
году). В сфере иностранных инвестиций в 2011 году был отмечен наивысший показатель за последние годы - 359,3 млн. долларов США (почти 3,9 раза
к уровню 2008 года), связанный с существенным притоком иностранных инвестиций в обрабатывающие производства, транспорт и связь. В 2010-2011 годах в структуре иностранного капитала преобладали прочие инвестиции (98,0%), в основном поступающие в виде торговых и прочих кредитов. Доля прямых инвестиций в суммарном объеме иностранных инвестиций за этот же период составила 1,9%. В 2012 году, несмотря на незначительное снижение (на 7%) объема иностранных инвестиций, которые составили 334,4 млн. долларов США, резко возросла доля прямых инвестиций (до 35,3%, что 21,5 раза больше,
чем в 2010 году), что связано с ростом взносов в капитал зарубежных совладельцев организаций. В распределении иностранных инвестиций по видам экономической деятельности в 2010-2012 годах наблюдается стабильное преобладание инвестиций в обрабатывающие производства, доля которых в среднем составила более 90%. Страновая структура зарубежных инвестиций за последние годы не претерпела значительных изменений: по-прежнему, главными инвесторами остаются Германия, Украина, Китай, Швейцария, Литва, с 2012 года - Австрия. В целях повышения устойчивости инвестиционной сферы Смоленскойобласти в части, формируемой за счет иностранных инвестиций, требуется расширение круга стран-инвесторов. В Смоленской области создана система мер государственной поддержки инвестиционной деятельности, направленная на стимулирование инвестиционных процессов в регионе, оказание финансовой и административной поддержки инвесторам, реализующим инвестиционные
проекты на территории региона. Предусмотрены такие формы государственной поддержки инвесторов, как налоговые льготы; сопровождение инвестиционных проектов; методическая, информационная, организационная поддержка субъектов инвестиционной деятельности и другие. В соответствии с областным законом от 23.12.2002 N 95-з "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Смоленской области" в 2010 году государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Смоленской области за счет средств областного бюджета была оказана 24 предприятиям для реализации 27 одобренных инвестиционных проектов Смоленской области, в 2011 году - 26 предприятиям для реализации 29 одобренных инвестиционных проектов Смоленской области. Среди них такие крупные предприятия региона, как ОАО "ОСРАМ", ОАО "Айсберг", ООО "Арсенал СТ", ООО "Ярцевский хлопчатобумажный комбинат", ФГУП "СПО "Аналитприбор", ЗАО "РОСНЕРУД", ООО "Птицефабрика "Сметанино", ООО "Банкон" и другие. Размер государственной поддержки инвестиционной деятельности в 2012 году составил 28,3 млн. рублей (что на 30,6% меньше, чем в 2011
году), в том числе в форме: - субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и лизинговым платежам - 16,7 млн. рублей (что на 43,3%
меньше, чем в 2011 году); - льгот по налогам - 11,5 млн. рублей (что на 2,7% больше, чем в 2011 году).
Предоставление государственной поддержки инвестиционной деятельности в 2012 году в форме субсидий сопряжено с нехваткой средств областного бюджета, в связи с чем с 2013 года основной акцент сделан на привлечение средств федерального бюджета по направлениям стимулирования инвестиционной активности субъектов малого и среднего предпринимательства Смоленской области. В период реализации подпрограммы будет продолжена практика предоставления государственной поддержки инвестиционной деятельности в
форме налоговых льгот, целью которой является стимулирование использования финансовых ресурсов предприятий для расширения и обновления производств с целью выпуска конкурентоспособной продукции.
В законодательство Смоленской области будут внесены изменения, касающиеся порядка сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна". Будет разработан новый нормативный правовой акт, описывающий регламент сопровождения инвестиционных проектов, включая процедуры взаимодействия с другими органами исполнительной власти Смоленской области. Такая форма государственной поддержки инвестиционной деятельности направлена на решение задач по созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций в Смоленскую область, развитию предпринимательской деятельности, сокращению сроков согласовательных процедур при осуществлении инвестиционной деятельности. Важными факторами формирования благоприятного имиджа Смоленской области в целях привлечения как внутренних, так и внешних инвестиций в
регион являются повышение уровня информированности бизнес-сообщества об инвестиционном потенциале региона, продвижение Смоленской области на российский и международные рынки, что создает основу для устойчивого экономического роста и способствует регулярному обмену информацией и деловому сотрудничеству. В настоящее время в Смоленской области сформировано свыше 300 инвестиционных площадок, на которых возможно создание новых предприятий. Информация о каждой инвестиционной площадке содержит сведения о категории земельного участка, разрешенных видах использования, условиях предоставления (пользования), обеспеченности земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. В целях содействия потенциальным инвесторам в подборе земельных участков для реализации на их территории инвестиционных проектов разработана инвестиционная карта Смоленской области, которая содержит
визуализированную информацию об инвестиционных возможностях Смоленской
области, ее географическом, социально-экономическом положении, свободных инвестиционных площадках Смоленской области в привязке к географическому месторасположению с указанием их основных характеристик, а также инвестиционные паспорта муниципальных образований Смоленской области. Инвестиционная карта Смоленской области размещена на сайтах Администрации Смоленской области и Департамента экономического развития Смоленской области и доступна по адресу http://sm2. mystand.ru/. Потенциальным инвесторам в режиме on-line доступны сервисы поиска объектов по типам, характеристикам, а
также отображения подробных сведений о них. Также в Смоленской области создан специализированный многоязычный Интернет-портал "Инвестиционный портал Смоленской области", который обеспечивает наглядное представление инвестиционных возможностей Смоленской области, ее инфраструктуры, потенциальных направлений Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|