Расширенный поиск
Закон Смоленской области от 07.10.1996 № 31-ЗРОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Смоленская область ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН Утратил силу - Закон Смоленской области от 30.11.2005 г. N 124-З "О местном самоуправлении в Смоленской области" (В редакции Законов Смоленской области от 19.12.96 г. N 33-З; от 20.03.97 г. N 8-З; от 08.12.97 г. N 46-З; от 13.01.99 г. N 3-З; от 01.03.2001 г. N 15-З; от 15.10.2001 г. N 81-з; от 27.02.2002 г. N 27-з; от 04.07.2002 г. N 56-З; от 09.10.2002 г. N 69-З; от 29.09.2003 г. N 54-З) Принят Смоленской областной Думой 26 сентября 1996 года Настоящий закон устанавливает основные принципы функционирования системы местного самоуправления в Смоленской области и гарантии его осуществления, определяет права и обязанности населения по осуществлению местного самоуправления. ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия и термины 1. В отношении настоящего закона понятия и термины используются в следующих значениях: - муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления; - вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законодательством Смоленской области; - местный референдум - голосование населения (региона) муниципальных образований по вопросам местного значения; - органы местного самоуправления - выборные и другие органы муниципальных образований, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти; - представительный орган местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования; - должностное лицо местного самоуправления - выборное либо работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящееся к категории государственных служащих; - выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения; - муниципальная собственность - собственность муниципального образования; - местные налоги и сборы - налоги и сборы, устанавливаемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с налоговым законодательством; (В редакции Закона Смоленской области от 01.03.2001 г. N 15-З) - муниципальная служба - профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий. 2. Термины "муниципальный" и "местный" и словосочетания с этими терминами применяются в отношении органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления. Статья 2. Местное самоуправление в Смоленской области 1. Местное самоуправление в Смоленской области - форма народовластия, обеспечивающая населению возможность самостоятельно и под свою ответственность путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления решать вопросы местного значения. Статья 3. Правовая основа местного самоуправления 1. Правовую основу местного самоуправления составляют: Конституция Российской Федерации; федеральные законы; Устав Смоленской области; настоящий закон; законы Смоленской области; Уставы муниципальных образований. 2. Законы и иные правовые акты Смоленской области по вопросам местного самоуправления не могут противоречить настоящему закону. Статья 4. Право граждан на осуществление местного самоуправления 1. Граждане Российской Федерации, проживающие в Смоленской области, осуществляют местное самоуправление как непосредственно, так и через своих представителей. 2. Граждане имеют право: участвовать в местных референдумах, сходах и других формах прямого волеизъявления; избирать и быть избранными в органы местного самоуправления; состоять на муниципальной службе; получать полную и объективную информацию о деятельности органов местного самоуправления; защищать в судебном порядке свое право на осуществление местного самоуправления. 3. Организация деятельности населения, выборных и других органов местного самоуправления, их должностных лиц по осуществлению местного самоуправления закрепляется в уставе муниципального образования. Статья 5. Символика муниципальных образований Муниципальные образования вправе иметь собственную символику, отражающую их исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные особенности. Статья 6. Вопросы местного значения 1. Вопросами местного значения являются вопросы обеспечения жизнедеятельности населения, отнесенные Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", настоящим законом и другими законодательными актами к предметам ведения местного самоуправления, а также иные вопросы, неотнесенные законодательством Российской Федерации и Смоленской области к компетенции органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Смоленской области. 2. Основными вопросами местного значения в соответствии с федеральным законодательством являются: 1) принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением; 2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; 3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения; 4) комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования; 5) содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений; 6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, дополнительного внешкольного и профессионального образования; 7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения; 8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью; 9) регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований; 10) создание условий для жилищного и социально-культурного строительства; 11) контроль за использованием земель на территории муниципального образования; 12) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения; 13) организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации; 14) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом; 15) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; 16) благоустройство и озеленение территории муниципального образования; 17) организация утилизации и переработки бытовых отходов; 18) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; 19) организация и содержание муниципальных архивов; 20) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи; 21) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; 22) создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании; 23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности; 24) организация и содержание муниципальной информационной службы; 25) создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования; 26) создание условий для организации зрелищных мероприятий; 27) создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании; 28) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения; 29) участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования; 30) обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы. Статья 7. Полномочия муниципальных образований по решению вопросов местного значения 1. Муниципальные образования наделяются следующими полномочиями по решению вопросов местного значения: 1) в сфере комплексного социально-экономического развития территории: а) принятие и реализация за счет собственных материальных и финансовых ресурсов комплексных и по отдельным направлениям деятельности муниципальных планов и программ социально-экономического развития территории, определение условий и порядка приватизации муниципальных предприятий и муниципального имущества; б) привлечение материальных и финансовых ресурсов иных собственников для реализации комплексных муниципальных планов и программ социально-экономического развития территории; в) создание в соответствии с законом предприятий и организаций; (В редакции Закона Смоленской области от 01.03.2001 г. N 15-З) г) участие в разработке и реализации государственных планов и программ в части, касающейся подведомственной муниципальному образованию территории; д) координация деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций любых форм собственности по реализации планов и программ комплексного социально-экономического развития подведомственной территории; 2) в сфере рационального использования земель и иных природных ресурсов: а) владение, пользование, распоряжение и управление муниципальными землями в соответствии с действующим законодательством; б) определение долгосрочной перспективы развития территории; в) утверждение генеральных планов, проектов планировки и застройки территории муниципального образования; г) установление целевого назначения и разрешенного использования земель; д) отнесение и перевод земель из одной категории в другую в соответствии с земельным законодательством и Генеральным планом; е) зонирование территории; ж) приобретение земель в муниципальную собственность путем выкупа, принудительного выкупа, принятия в дар, передачи из государственной собственности, в том числе приобретения земель за пределами территории муниципального образования; з) разработка и реализация местных программ повышения плодородия почв, улучшения условий использования и охраны земель; и) исключение земель из оборота в соответствии с категориями, целевым назначением, значением для муниципального образования; к) установление перечня неотчуждаемых и ограниченно отчуждаемых земельных участков; л) передача муниципальных земель в оперативное управление и хозяйственное ведение; м) установление порядка использования земель и квот на разработку находящихся в их ведении месторождений полезных ископаемых и плату за их использование; н) целевое предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности; о) установление ограничений на использование земель; п) предоставление муниципальных земель в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение; р) продажа муниципальных земель в собственность; с) установление норм бесплатного предоставления земельных участков в собственность для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства; т) установление размеров платы за землю, предоставление льгот по плате за землю в соответствии с действующим законодательством; (В редакции Закона Смоленской области от 01.03.2001 г. N 15-З) у) инвентаризация земель и землеустройство; ф) контроль за использованием и охраной земель, находящихся в ведении органов местного самоуправления; х) предоставление в аренду или срочное пользование не используемых по назначению земель лесного хозяйства и обороны в соответствии с законодательством; ц) установление обременений и других сервитутов на земельных участках, находящихся в ведении органов местного самоуправления; ч) выдача разрешений на снос, реконструкцию, возведение построек на земельном участке, на передачу земельного участка новому собственнику имущества; ш) передача муниципальных земельных участков в уставной капитал хозяйственных товариществ и обществ, потребительских кооперативов, фондов; щ) беспошлинное обращение в суд по вопросам нарушения земельного законодательства и нормативных правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих земельные отношения; э) изъятие и предоставление земельных участков в соответствии с законодательством; ю) определение в соответствии с законодательством правил пользования природными ресурсами, приостановление строительства или эксплуатации объектов в случае нарушения экологических, санитарных, строительных норм; я) иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством, а также не исключенные из компетенции местного самоуправления и не входящие в состав полномочий других органов местного самоуправления и органов государственной власти; (В редакции Закона Смоленской области от 01.03.2001 г. N 15-З) 3) в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства территории: а) строительство и содержание за счет собственных и привлеченных средств муниципального жилья и объектов инженерной инфраструктуры; б) распоряжение и управление муниципальным жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры; в) благоустройство и текущее содержание территории; г) распределение в установленном порядке муниципального жилищного фонда, ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставление им жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда, решение вопросов продажи домов и квартир, использования нежилых помещений, аренды зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности, а также выдача ордера на заселение жилой площади, в порядке, установленном действующим законодательством; д) веденье кладбищами, обеспечение содержания в надлежащем состоянии иных мест погребения; 4) в сфере транспортных перевозок местного значения, строительства и связи: а) приобретение и эксплуатация транспорта для осуществления местных пассажирских и грузовых перевозок; б) создание, руководство, обслуживание и содержание муниципальных автохозяйств, предприятий местного водного и воздушного транспорта, контроль за работой иных транспортных предприятий и организаций, действующих на подведомственной территории, привлечение на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятий и организаций, действующих на подведомственной территории; в) утверждение (согласование) маршрутов и графиков движения для массовых пассажирских перевозок на подведомственной территории; г) установление правил транспортного обслуживания на подведомственной территории; д) строительство и содержание дорог, остановочных пунктов, стоянок, вокзалов, пристаней, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры местного значения; е) выдача разрешений и приостановка строительства объектов, на подведомственной территории, в установленном законодательством порядке; ж) назначение приемочных комиссий, утверждение актов о приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов, а также принятие участие в приемке в эксплуатацию других законченных объектов, расположенных на подведомственной территории; з) организация и обеспечение развития муниципальных предприятий связи, радио- и телевещания; 5) в сфере бытового и торгового обслуживания: а) строительство и содержание за счет собственных и привлеченных средств объектов, создание предприятий бытового и торгового обслуживания населения; б) установление правил бытового и торгового обслуживания населения на подведомственной территории и контроль за их исполнением; в) контроль в определенном законодательством порядке за установленными ценами и тарифами; г) контроль за санитарным состоянием мест торговли; 6) в сфере защиты прав потребителей: а) исполнение полномочий, определенных законодательством о защите прав потребителя; 7) в сфере муниципального здравоохранения: а) строительство и содержание за счет собственных и привлеченных средств объектов и учреждений муниципального здравоохранения (больниц, поликлиник, амбулаторий, фельдшерских и акушерских пунктов и др.); б) организация проведения на подведомственной территории гигиенических и санитарно-эпидемиологических мероприятий, а также обеспечение соблюдения санитарных правил, норм и гигиенических нормативов; 8) в сфере муниципального образования: строительство и содержание за счет собственных и привлеченных средств объектов и учреждений муниципального образования (школ, училищ, детских дошкольных учреждений и др.); 9) в сфере социальной поддержки населения: а) строительство, содержание и организация работы учреждений социальной помощи населению (дома престарелых, детские дома, интернаты и др.), реализация полномочий органов опеки и попечительства; (В редакции Закона Смоленской области от 01.03.2001 г. N 15-З) б) организация за счет собственных и привлеченных средств дополнительной социальной поддержки населения сверх установленной законодательством и государственными программами; в) разработка и реализация программ повышения уровня занятости населения; г) получение от предприятий и организаций, расположенных на подведомственной территории, необходимых сведений о проектах их планов и мероприятий, которые могут иметь экологические, демографические и иные последствия, затрагивающие интересы населения, осуществление обязательного для таких планов и мероприятий согласования; д) организация с целью обеспечения занятости населения общественных оплачиваемых работ по благоустройству, строительству и ремонту дорог, зданий, сооружений и тому подобного за счет средств местного бюджета, внебюджетных фондов и привлеченных средств; 10) в сфере сохранения исторических и культурных памятников, развития культуры, местных традиций и обычаев: а) реставрация и содержание местных памятников истории и культуры; б) строительство, содержание и организация работы муниципальных учреждений культуры (домов культуры, библиотек, театров, кинотеатров и др.); в) содействие сохранению и развитию местных традиций и обычаев, в том числе использование на эти цели собственных и привлеченных средств и материальных ресурсов; г) объявление природных и иных объектов местного значения, представляющих собой экологическую, историческую или научную ценность, памятниками природы, истории и культуры, определение правил их охраны и использования; 11) в сфере развития физической культуры и спорта: а) строительство, содержание и организация работы объектов и муниципальных учреждений физической культуры и спорта (спортивных площадок, стадионов, плавательных бассейнов, спортивных школ и др.); б) содействие развитию физической культуры и спорта, в том числе финансирование за счет собственных и привлеченных средств физкультурных и спортивных мероприятий; 12) в сфере охраны общественного порядка: а) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью; (В редакции Закона Смоленской области от 01.03.2001 г. N 15-З) б) создание и финансирование милиции общественной безопасности (муниципальной милиции) в соответствии с действующим законодательством; в) привлечение к административной ответственности за правонарушения в соответствии с законодательством; г) содействие созданию и деятельности добровольных общественных формирований по охране общественного порядка, и их финансирование за счет собственных и привлеченных средств; 13) в сфере охраны окружающей природной среды: а) контроль за состоянием и использованием окружающей природной среды (вод, лесов и недр, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, других природных ресурсов) на подведомственной территории; б) проведение за счет собственных и привлеченных средств мероприятий по охране и улучшению состояния окружающей природной среды, соблюдение правил охоты, рыбной ловли, сбора дикорастущих растений, плодов, ягод и другого; в) запрещение на основании соответствующих заключений проведения на подведомственной территории мероприятий, которые могут вызвать неблагоприятные экологические изменения, изменения демографической ситуации или другие негативные последствия; г) установление правил пользования водозаборными сооружениями, предназначенными для удовлетворения нужд населения, а также зон санитарной охраны водных объектов в соответствии с требованиями санитарных норм; д) привлечение к административной ответственности в соответствии с действующим природоохранительным законодательством. 2. К компетенции муниципальных образований относятся иные полномочия, установленные федеральным и областным законодательством. (В редакции Закона Смоленской области от 01.03.2001 г. N 15-З) 3. Муниципальные образования вправе самостоятельно принимать к своему исполнению полномочия, неотнесенные законодательством к компетенции других органов местного самоуправления и органов государственной власти. Статья 8. Исполнение органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий 1. Органы государственной власти могут возлагать законом на органы местного самоуправления исполнение отдельных государственных полномочий. 2. Возложение государственных полномочий законом должно в обязательном порядке предусматривать передачу органам местного самоуправления достаточных материальных и финансовых ресурсов. В случае необеспеченности государственных полномочий материальными и финансовыми ресурсами органы местного самоуправления не несут ответственности за осуществление этих полномочий. 3. Реализация государственных полномочий, возложенных на органы местного самоуправления законом, подконтрольна органам государственной власти. Порядок контроля за реализацией органами местного самоуправления государственных полномочий определяется законом. (Статья 9 исключена - Закон Смоленской области от 01.03.2001 г. N 15-З) ГЛАВА II. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 9. Территории муниципальных образований 1. Местное самоуправление организуется населением самостоятельно в границах территорий муниципальных образований. 2.Территориями муниципальных образований являются: территории районов и городов областного значения; территории городских, сельских поселений, рабочих и курортных поселков, нескольких поселений, объединенных общей территорией, в случае, если население примет решение о создании самостоятельного муниципального образования. 3. Население любой административно-территориальной единицы области независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления. Ограничение прав граждан на осуществление местного самоуправления на отдельных территориях допускается не иначе, как федеральным законом. 4. Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения. 5. Вопросы об образовании, объединении, о преобразовании или об упразднении муниципальных образований, расположенных в границах территории существующих муниципальных образований (в том числе внутригородских), установлении или изменении их территорий решаются с учетом мнения населения соответствующей территории представительным органом местного самоуправления муниципального образования в соответствии с его уставом. Статья 10. Установление границ муниципальных образований 1. Границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются Смоленской областной Думой в порядке, определенном законодательством Смоленской области, на основе исторически сложившихся территорий компактного проживания с учетом мнения населения. (В редакции Закона Смоленской области от 19.12.96 г. N 33-З) 2. Установление границ муниципальных образований производится на основе нормативов обеспечения земельными ресурсами с обязательным выделением земель общего пользования, рекреационных зон и земель, необходимых для развития. 3. Граница муниципального образования может быть изменена только с учетом мнения населения, выявленного путем проведения местного референдума, собрания (схода) граждан или в ином порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными и областными законами. (В редакции Законов Смоленской области от 19.12.96 г. N 33-З; от 29.09.2003 г. N 54-З) Статья 11. Земельные отношения на территории муниципальных образований 1. Порядок использования земель, переданных в ведение муниципального образования, устанавливается муниципальным образованием в соответствии с земельным, градостроительным и природоохранительным законодательством. 2. Органы местного самоуправления могут в интересах местного населения устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации дополнительные условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования. ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 12. Определение организационных форм и структуры органов местного самоуправления 1. Организационные формы и структура органов местного самоуправления определяются муниципальным образованием самостоятельно в соответствии с настоящим законом и закрепляются в уставе муниципального образования. До принятия Устава муниципального образования структура, организационные формы, наименования органов и должностных лиц местного самоуправления, порядок их формирования, избрания, назначения, компетенция, подотчетность определяются во временных правовых актах (схемах, положениях, регламентах и т.п.) органов местного самоуправления. (Дополнен - Закон Смоленской области от 20.03.97 г. N 8-З) 2. Решение об установлении организационной формы и структуры органов местного самоуправления принимается местным референдумом (сходом) или представительным органом местного самоуправления. 3. На местный референдум могут быть вынесены принципиальные вопросы организации местного самоуправления с последующим принятием по результатам референдума представительным органом структуры органов местного самоуправления. Статья 13. Устав муниципального образования 1. Муниципальное образование имеет свой Устав. 2. Устав муниципального образования принимается представительным органом местного самоуправления либо непосредственно населением (путем референдума, схода) и подлежит обязательной государственной регистрации в порядке, установленном законом Смоленской области. 3. Основанием для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования может быть только его несоответствие законодательству Российской Федерации и Смоленской области. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован муниципальным образованием в суд. 4. Абзац.(Исключен - Закон Смоленской области от 19.12.96 г. N 33-З) Правом внесения проекта устава муниципального образования, изменений и дополнений к нему на рассмотрение представительного органа муниципального образования обладают: (В редакции Закона Смоленской области от 19.12.96 г. N 33-З) граждане, проживающие на территории муниципального образования и обладающие избирательным правом, или их группы; (В редакции Закона Смоленской области от 19.12.96 г. N 33-З) общественные объединения граждан, зарегистрированные на территории муниципального образования, а также местные отделения общероссийских и региональных общественных объединений; (В редакции Закона Смоленской области от 19.12.96 г. N 33-З) органы местного самоуправления. (В редакции Закона Смоленской области от 19.12.96 г. N 33-З) 5. В уставе муниципального образования указываются: границы и состав территории муниципального образования; вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования; формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения; структура и порядок формирования органов местного самоуправления; наименование и полномочия выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления; виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления; основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления; статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий; гарантии прав должностных лиц местного самоуправления; условия и порядок организации муниципальной службы; экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с законами Российской Федерации и законодательством Смоленской области. Статья 14. Местный референдум 1. По вопросам местного значения может проводиться местный референдум. 2. Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления в соответствии с федеральными и областными законами, уставом муниципального образования. (В редакции Закона Смоленской области от 01.03.2001 г. N 15-З) 3. В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом. Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и на добровольной основе. 4. Голосование на местном референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается. 5. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию). 6. Порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения решений местного референдума устанавливается федеральными и областными законами, уставом муниципального образования. (В редакции Закона Смоленской области от 01.03.2001 г. N 15-З) Статья 15. Собрание (сход) граждан 1. В муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан. 2. Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законодательством Смоленской области. В случае осуществления собранием (сходом) граждан полномочий, находящихся в соответствии с настоящим законом в исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления, собрание (сход) граждан считается правомочным при участии в нем более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. Статья 16. Органы и должностные лица местного самоуправления 1. К органам местного самоуправления относятся: выборные органы, образуемые в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", настоящим законом, уставами муниципальных образований; другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований. Выборные и иные органы местного самоуправления могут являться юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования. (Дополнен - Закон Смоленской области от 20.03.97 г. N 8-З) Регистрация выборных и иных органов местного самоуправления как юридических лиц до принятия устава производится на основании временного правового акта (схемы, положения, регламента и т.п.) местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством Российской Федерации для юридических лиц. (Дополнен - Закон Смоленской области от 20.03.97 г. N 8-З) 2. Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным. (В редакции Закона Смоленской области от 19.12.96 г. N 33-З) 3. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. 4. В муниципальных образованиях с числом жителей до 1000 человек функции представительного органа может выполнять сход граждан, а организационно-распорядительные - избираемый глава муниципального образования - староста, управляющий и др. 5. В целях единообразия, могут быть установлены следующие наименования органов местного самоуправления: для представительного органа - представительное собрание; для организационно-распорядительного - администрация. 6. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается. 7. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. 8. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также иные выборные должности. 9. Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. 10. Наименование главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления, сроки их полномочий определяются уставом муниципального образования. 11. Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования подотчетны населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления. Статья 17. Избрание и образование органов, избрание и назначение должностных лиц муниципальных образований 1. Органы и должностные лица муниципальных образований образуются, избираются, назначаются в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", настоящим законом, на основании и в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования. (В редакции Закона Смоленской области от 19.12.96 г. N 33-З) 2. Органы местного самоуправления могут образовываться: населением, посредством выборов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; представительным органом местного самоуправления, собранием (сходом) граждан ; уполномоченным на то в соответствии с уставом муниципального образования должностным лицом самостоятельно или с согласия (по согласованию) коллегиального выборного органа. 3. Должностные лица местного самоуправления могут: избираться населением посредством выборов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; избираться или назначаться органом местного самоуправления, на собрании (сходе) граждан; назначаться уполномоченным на то в соответствии с уставом муниципального образования должностным лицом самостоятельно или с согласия (по согласованию) коллегиального выборного органа; наниматься по контракту (трудовому договору). 4. Не имеют права быть избранными в выборные органы и должностными лицами местного самоуправления граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. 5. Выборы представительного органа местного самоуправления проводятся в соответствии с законодательством Смоленской области и уставом муниципального образования. Статья 18. Глава муниципального образования 1. Глава муниципального образования может быть избран: гражданами, проживающими на территории муниципального образования, путем всеобщего равного и прямого тайного голосования; представительным органом местного самоуправления из своего состава простым большинством голосов от установленного числа депутатов при тайном голосовании; на собрании (сходе) жителей муниципального образования. Согласно уставу муниципального образования избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления. (Пункт в редакции Закона Смоленской области от 19.12.96 г. N 33-З) 2. В случае избрания главы муниципального образования на собрании(сходе) он может наделяться всеми полномочиями по решению вопросов местного значения за исключением полномочий, составляющих исключительную компетенцию представительного органа местного самоуправления, функции которого, согласно уставу муниципального образования, выполняет собрание (сход). 3. Порядок избрания глав муниципальных образований определяется федеральными и областными законами. Срок и объем полномочий, должностные обязанности, права и ответственность главы муниципального образования закрепляются в уставе муниципального образования. (В редакции Законов Смоленской области от 19.12.96 г. N 33-З; от 27.02.2002 г. N 27-з) Статья 19. Полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления 1. Органы и должностные лица местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения. 2. Органы местного самоуправления не вправе принимать к рассмотрению вопросы, отнесенные к ведению органов государственной власти Российской Федерации и Смоленской области или к ведению других органов местного самоуправления. 3. Представительные полномочия жителей муниципального образования могут осуществляться только выборными органами и выборными должностными лицами местного самоуправления. 4. В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся: принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования; утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; установление местных налогов и сборов; установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью; контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований. 5. Иные полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований. 6. Организационно-распорядительные полномочия местного самоуправления могут осуществляться: органами и должностными лицами местного самоуправления; хозяйствующими субъектами на основе договора по поручению органов местного самоуправления. 7. Разделение полномочий между органами и должностными лицами местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования. 8. Выборные должностные лица могут наделяться полномочиями органа местного самоуправления, за исключением полномочий, отнесенных настоящим Законом к исключительным полномочиям представительного органа местного самоуправления. Статья 20. Структурные подразделения органов местного самоуправления 1. Органы местного самоуправления вправе создавать структурные подразделения и назначать должностных лиц для осуществления отдельных полномочий, а также для повышения эффективности управления в административно-территориальных единицах расположенных на подведомственной территории и входящих в состав муниципального образования. 2. Полномочия и порядок формирования структурных подразделений и назначения должностных лиц, границы подведомственной территориальным подразделениям территории определяются уставом муниципального образования. Статья 21. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления 1. Органы и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают правовые акты. Коллегиальные органы в пределах своей компетенции принимают решения. Главы муниципальных образований в пределах своей компетенции издают постановления и распоряжения. Акты главы муниципального образования, имеющие нормативное содержание, затрагивающие права граждан, а также связанные с решением крупных вопросов экономического и социального развития, охраны общественного порядка, использованием муниципальной собственности и финансовых ресурсов, принимаются в форме постановлений. Акты органов и должностных лиц местного самоуправления должны быть доведены до сведения населения в полном объеме или в изложении. Акты, затрагивающие права граждан, доводятся до сведения населения в полном объеме. Виды правовых актов органов местного самоуправления, порядок их принятия и вступления в силу закрепляются уставом муниципального образования. 2. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления, изданные в пределах их компетенции, имеют юридическую силу, обязательны для исполнения всеми гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на соответствующей территории, и не нуждаются в утверждении какими-либо органами государственной власти. 3. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы, обязанности и интересы населения муниципального образования, вступают в силу после официального опубликования для всеобщего ознакомления. Форма опубликования определяется в уставе муниципального образования. 4. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или опротестованы в порядке прокурорского надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации. 5. Акты органов местного самоуправления, связанные с исполнением отдельных государственных полномочий, а также затрагивающие права и свободы граждан и юридических лиц, доводятся до сведения органов государственной власти Смоленской области. Статья 22. Порядок привлечения к ответственности выборных лиц местного самоуправления Депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления в течение срока полномочий на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора Смоленской области. (Статья в редакции Закона Смоленской области от 08.12.97 г. N 46-З) Статья 23. Муниципальная служба 1. Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. (В редакции Закона Смоленской области от 01.03.2001 г. N 15-З) 2. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с федеральным и областным законодательством. 3. Время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий, в соответствии с законодательством о государственной службе. Статья 24. Расходы на содержание органов и должностных лиц местного самоуправления Расходы, связанные с содержанием органов и должностных лиц местного самоуправления, осуществляются за счет местного бюджета. Статья 25. Право муниципальных образований на объединение и выход из объединенного муниципального образования 1. Население, проживающее в административно-территориальных единицах одного или различных муниципальных образований, имеющих общие границы, имеет право на добровольное объединение с образованием нового муниципального образования. 2. Решение об объединении принимается населением непосредственно либо представительными органами местного самоуправления при их наличии на момент принятия такого решения и должно предусматривать: отказ от самостоятельного осуществления местного самоуправления каждым из объединяющихся субъектов; передачу своих полномочий образованному в соответствии с настоящим законом новому муниципальному образованию. 3. Вновь образованное муниципальное образование обладает всеми полномочиями, закрепленными за муниципальным образованием настоящим законом. 4. Население административно-территориальных единиц, вошедших в состав объединенного муниципального образования, имеет право выхода из него для самостоятельного осуществления местного самоуправления. Статья 26. Право органов местного самоуправления на образование совместных органов 1. Для исполнения отдельных полномочий по решению вопросов местного значения муниципальные образования имеют право образовывать совместные органы по вопросам образования, здравоохранения, распоряжения и управления совместной собственностью и другие. 2. Образование совместных органов осуществляется на основании договора между органами местного самоуправления. 3. Объем полномочий совместных органов не может превышать объема полномочий органов местного самоуправления, их образовавших. Статья 27. Право органов местного самоуправления на участие в ассоциациях и заключение соглашений 1. Для разработки и осуществления совместных планов и программ, развития сотрудничества, реализации общих интересов органы местного самоуправления вправе образовывать объединения в форме ассоциаций или союзов, подлежащие регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц, и заключать соглашения о сотрудничестве, в том числе с участием органов местного самоуправления других субъектов Российской Федерации и государств. (В редакции Закона Смоленской области от 09.10.2002 г. N 69-З) 2. Ассоциациям не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления. 3. Конкретные формы, цели и порядок участия органов местного самоуправления в ассоциациях определяются учредительными документами данных ассоциаций, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, законодательству Смоленской области и международным обязательствам Российской Федерации и Смоленской области. ГЛАВА IV. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 28. Экономическая основа местного самоуправления Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования. (Статья в редакции Закона Смоленской области от 01.03.2001 г. N 15-З) Статья 29. Муниципальная собственность 1. Имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. 2. В состав муниципальной собственности входят муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, средства местного бюджета и целевых фондов, имущество органов местного самоуправления, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество, находящееся в собственности муниципального образования. (В редакции Закона Смоленской области от 01.03.2001 г. N 15-З) 3. Формирование муниципальной собственности происходит за счет: муниципальной собственности, имеющейся на момент вступления в силу настоящего закона; объектов (имущества) государственной собственности, передаваемых на безвозмездной основе в муниципальную собственность для выполнения полномочий местного самоуправления и отдельных государственных полномочий; имущества, находящегося на территории муниципального образования и не имеющего собственника; иного имущества, созданного или приобретенного на законных основаниях. 4. Муниципальное образование самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью. 5. От имени муниципального образования право пользования и распоряжения муниципальной собственностью передается органам и должностным лицам местного самоуправления. Органы и должностные лица местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью в порядке, установленном уставом муниципального образования. 6. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, может передаваться в полное хозяйственное ведение и оперативное управление муниципальным предприятиям и учреждениям в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации. 7. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не переданное муниципальным предприятиям и учреждениям, составляют муниципальную казну муниципального образования. 8. Муниципальная собственность защищается равным образом наряду с частной, государственной и иными формами собственности и не может быть изъята иначе, как по суду, в случаях, предусмотренных законодательством. 9. Условия и порядок отчуждения, в том числе приватизации, муниципальной собственности определяются самостоятельно представительными органами местного самоуправления или населением непосредственно. Статья 30. Финансовая основа местного самоуправления 1. Финансовую основу местного самоуправления составляют средства местного бюджета, внебюджетных фондов и целевых фондов, ценные бумаги, кредитные и иные финансовые ресурсы в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации и Смоленской области местные налоги, сборы, штрафы и иные платежи, являющиеся источниками финансовых средств для осуществления функций местного самоуправления, а также льготы по уплате местных налогов и сборов. (В редакции Закона Смоленской области от 01.03.2001 г. N 15-З) 3. Население непосредственно путем местного референдума, на собраниях (сходах) граждан или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения. 4. Органы местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами Смоленской области получают плату, в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории муниципального образования. Статья 31. Местный бюджет 1. Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. 2. В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов Смоленской области в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами Смоленской области, закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законодательством и решениями органов местного самоуправления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления. Средства от указанных источников зачисляются непосредственно в местный бюджет. Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. В доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий субъектов Российской Федерации. 3. Сумма превышения доходов над расходами местного бюджета по результатам отчетного года не подлежит изъятию органами государственной власти Российской Федерации и Смоленской области и не может служить основанием для снижения нормативов отчислений от государственных налогов и сборов на следующий финансовый год. 4. Органы государственной власти не вмешиваются в формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, за исключением случаев целевого финансирования через местный бюджет планов и программ, реализуемых на территории муниципального образования. Расходование средств на целевые дотации и субвенции подконтрольно органам государственной власти. Статья 32. Обеспечение минимальных местных бюджетов 1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Смоленской области в соответствии с законом обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов. 2. Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами Смоленской области на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности. 3. Доходная часть минимальных местных бюджетов обеспечивается путем закрепления на долговременной основе федеральным законом, законом Смоленской области доходных источников. В случаях, если доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет указанных доходных источников, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Смоленской области передают органам местного самоуправления иные доходные источники федерального бюджета и бюджета Смоленской области, при этом свободные переходящие остатки местных бюджетов предыдущего года в расчет не принимаются. 4. Органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем закрепления в доходы местных бюджетов федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Смоленской области отчислений от федеральных налогов и налогов Смоленской области. 5. Показатели финансовой и хозяйственной деятельности органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и организаций подлежат учету органами государственной статистики в установленном порядке. Статья 33. Финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, компенсация дополнительных расходов органов местного самоуправления 1. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете, в бюджете Смоленской области. 2. Увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Смоленской области, компенсируются органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств. Статья 34. Самостоятельная финансово-хозяйственная деятельность 1. Для исполнения функций местного самоуправления, удовлетворения интересов населения, создания условий финансово-экономической самостоятельности органы местного самоуправления ведут финансово-хозяйственную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Смоленской области. 2. Органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. 3. Представительные органы местного самоуправления вправе образовывать целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации. 4. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения. 5. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности. 6. Отношения между органами местного самоуправления и руководителями предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством. 7. Органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств. 8. Органы местного самоуправления в интересах населения в установленном законодательством Российской Федерации порядке вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность. Статья 35. Комплексное социально-экономическое развитие территории муниципального образования 1. Органы государственной власти Российской Федерации и Смоленской области содействуют комплексному социально-экономическому развитию территории муниципального образования. 2. Комплексное социально-экономическое развитие территории муниципального образования может осуществляться за счет: собственных средств муниципального образования, расходование которых осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно; средств федерального бюджета и бюджета Смоленской области, передаваемых органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям и организациям, расположенным на территории муниципального образования, для реализации федеральных программ и программ экономического и социального развития Смоленской области. Порядок контроля и условия расходования средств в этом случае определяются договором или программой; иных средств, привлекаемых органами местного самоуправления на договорных условиях для развития территории. 3. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования. Статья 36. Взаимоотношения с субъектами хозяйственной деятельности 1. По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров. 2. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами Смоленской области. ГЛАВА V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 37. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением 1. Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, физическими и юридическими лицами в соответствии с законодательством. 2. Ответственность перед населением наступает в случае нарушения устава муниципального образования, утраты органами и должностными лицами местного самоуправления доверия со стороны населения муниципального образования. 3. Население муниципальных образований имеет право на выражение недоверия, отзыв и досрочное прекращение полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления. 4. Отзыв выборных лиц и досрочное прекращение полномочий выборных органов местного самоуправления, избранных населением непосредственно, осуществляется на основе прямого волеизъявления граждан. 5. Досрочное прекращение полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления, образованных выборными органами и должностными лицами, осуществляется этими органами и лицами. 6. Порядок отзыва и досрочного прекращения полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законодательством области. 7. В случае принятия органом или должностным лицом местного самоуправления неправомерного решения оно может быть обжаловано в суд. Ущерб, причиненный в результате неправомерных решений, действий или бездействия органов и должностных лиц местного самоуправления, возмещается ими на основании судебного решения. Статья 38. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством 1. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, Устава Смоленской области, федеральных законов, законов Смоленской области, устава муниципального образования. 2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами. 3. Представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования, принявший (издавший) нормативный правовой акт, который признан судом противоречащим Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, Уставу Смоленской области, областному закону, уставу муниципального образования, несут ответственность в порядке, предусмотренном федеральными законами. (В редакции Закона Смоленской области от 01.03.2001 г. N 15-З) 4. Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением федеральных законов, законов Смоленской области и уставов муниципальных образований органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. (В редакции Закона Смоленской области от 01.03.2001 г. N 15-З) ГЛАВА VI. ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 39. Запрет на ограничение прав местного самоуправления 1. Ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим законом и другими законами Смоленской области, запрещается. Органы государственной власти области не вправе принимать не предусмотренные законодательством нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность органов местного самоуправления. 2. Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными актов, нарушающих права местного самоуправления, органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений а также права и свободы граждан. Статья 40. Обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления 1. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. 2. Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда. 3. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с законодательством. ГЛАВА VII. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 41. Государственная поддержка местного самоуправления Органы государственной власти Российской Федерации и Смоленской области способствуют становлению и развитию местного самоуправления, обеспечивают гарантированное Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Смоленской области участие граждан в решении вопросов местного значения, принимают программы поддержки местного самоуправления, создают условия организационно-правовой и финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления, создают и развивают систему подготовки и повышения квалификации муниципальных служащих. Статья 42. Взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления 1. Государственное регулирование местного самоуправления осуществляется законами Российской Федерации и Смоленской области. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе заключать договоры и соглашения. 3. Для решения отдельных вопросов, разработки и реализации долгосрочных планов и программ, организации постоянного взаимодействия органы государственной власти и органы местного самоуправления могут создавать совместные координационные, консультативные, совещательные и иные рабочие органы как временные, так и постоянно действующие. 4. Органы местного самоуправления вправе выступать с законодательной инициативой в Смоленской областной Думе в порядке, предусмотренном законодательством Смоленской области. 5. Предложения и обращения органов и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению теми органами государственной власти, организациями и учреждениями, в которые эти предложения направлены. О результатах рассмотрения соответствующему органу и должностному лицу местного самоуправления должен быть дан мотивированный ответ. (Статья 44 исключена - Закон Смоленской области от 01.03.2001 г. N 15-З) Статья 43. Взаимодействие муниципальных образований с органами государственной власти 1. По вопросам государственной поддержки местного самоуправления, закрепления источников доходов и нормативов отчислений в местные бюджеты, выделения дотаций и субвенций, исполнения отдельных государственных полномочий, передачи полномочий местного самоуправления органам государственной власти, разработки и осуществления государственных и совместных планов и программ социально-экономического развития, реализации общих интересов муниципальные образования взаимодействуют со Смоленской областной Думой и администрацией Смоленской области. 2. Муниципальное образование в органах государственной власти Смоленской области представляет уполномоченное муниципальным образованием должностное лицо. Статья 44. Государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления Органы государственной власти Смоленской области осуществляют контроль за реализацией органами и должностными лицами местного самоуправления государственных полномочий, переданных им в соответствии с областными законами, а также за соблюдением ими областных законов о местном самоуправлении. (Статья в редакции Закона Смоленской области от 01.03.2001 г. N 15-З) Статья 45. Разрешение споров и разногласий Споры и разногласия между органами государственной власти Российской Федерации, Смоленской области и органами и должностными лицами местного самоуправления разрешаются посредством согласительных процедур или судом. ГЛАВА VIII. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ Статья 46. Территориальное общественное самоуправление, формы участия населения в осуществлении территориального общественного самоуправления 1. В Смоленской области признается и гарантируется территориальное общественное самоуправление. 2. Территориальное общественное самоуправление населения - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления. 3. Граждане реализуют свое право на территориальное общественное самоуправление посредством: - собраний (сходов) граждан; - конференций граждан; - опросов граждан; - органов территориального общественного самоуправления; - иных форм непосредственной демократии. В общем собрании (сходе), конференции, опросе граждан могут принимать участие лица, достигшие 16 лет. (Пункт в редакции Закона Смоленской области от 15.10.2001 г. N 81-з) 4. Наряду с предусмотренными формами участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральному и областному законодательству. Статья 47. Правовая основа создания и деятельности органов территориального общественного самоуправления 1. Органы территориального общественного самоуправления входят в систему общественного самоуправления муниципальных образований. 2. Основные нормы и принципы организации территориального общественного самоуправления устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с действующим федеральным и областным законодательствами. 3. Деятельность общественных объединений регулируется законодательством об общественных объединениях. 4. Полномочия органов территориального общественного самоуправления устанавливаются положениями (уставами) этих органов в пределах их компетенции, предусмотренной уставом муниципального образования. Органы местного самоуправления муниципальных образований могут передавать свои отдельные полномочия органам территориального общественного самоуправления на основании решений и договоров с согласия органов территориального общественного самоуправления. Органам территориального общественного самоуправления не могут передаваться полномочия по принятию обязательных для исполнения органами местного самоуправления, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями правовых актов. 5. В уставе муниципального образования могут быть установлены перечень вопросов местного значения, решения по которым не могут быть приняты без согласования с органами территориального общественного самоуправления населения, а также сферы совместного ведения. 6. Органы территориального общественного самоуправления подлежат регистрации в органах местного самоуправления в порядке, установленном муниципальным образованием. Органы территориального общественного самоуправления могут быть юридическими лицами. В этом случае они подлежат также государственной регистрации в установленном законодательством РФ порядке. Статья 48. Право органов территориального общественного самоуправления на осуществление финансово- хозяйственной деятельности. Финансы органов территориального общественного самоуправления 1. В соответствии с уставом муниципального образования, для удовлетворения нужд населения, органы территориального общественного самоуправления могут наделяться правом ведения финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Смоленской области, что предусматривает: создание в установленном порядке предприятий и организаций, удовлетворяющих потребности населения в товарах и услугах; выступление заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории и коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры с использованием предусмотренных на их выполнение средств бюджета муниципального образования и собственных финансовых ресурсов; объединение на добровольной основе средств населения, предприятий, учреждений и организаций для финансирования целевых социальных программ; участие собственными ресурсами в создании и деятельности финансово-кредитных учреждений; организация иной экономической деятельности, не запрещенной законодательством, с целью удовлетворения социально-экономических потребностей населения; определение в соответствии со своим положением (уставом) штатов и порядка оплаты труда работников органов территориального общественного самоуправления. 2. Финансовые ресурсы органов территориального общественного самоуправления населения состоят из собственных, заемных средств, а также средств, передаваемых им органами и должностными лицами муниципальных образований. Собственные финансовые ресурсы образуются за счет доходов от экономической деятельности органов территориального общественного самоуправления населения, добровольных взносов и пожертвований предприятий, учреждений, организаций, граждан, а также других поступлений. 3. Органы территориального общественного самоуправления населения самостоятельно используют имеющиеся в их распоряжении финансовые ресурсы в соответствии с уставными целями и программами социально-экономического развития соответствующих территорий. ГЛАВА IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 49. О вступлении в силу настоящего закона Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Статья 50. О приведении правовых актов в соответствие с настоящим законом 1. Предложить органам государственной власти Смоленской области привести их правовые акты в соответствие с настоящим законом в течение трех месяцев со дня вступления его в силу. 2. Нормативные правовые акты до приведения их в соответствие с настоящим законом применяются в части, не противоречащей настоящему закону. Статья 51. Временное правовое регулирование отдельных отношений, предусмотренных настоящим законом 1. Впредь до принятия Смоленской областью законов, предусмотренных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и настоящим законом, вопросы, подлежащие регулированию законами Смоленской области за исключением указанных в пунктах 1, 2 статьи 56 Федерального закона, могут регулироваться уставами муниципальных образований, принятыми в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом и настоящим законом. 2. В случае, если в муниципальном образовании представительный орган местного самоуправления не сформирован, местный референдум может назначаться главой местной администрации (главой местного самоуправления) по требованию граждан в количестве не менее 5 процентов от числа избирателей муниципального образования. Местный референдум в этом случае проводится в соответствии с законом Смоленской области, а при отсутствии такого закона - в соответствии с правовыми актами, принятыми главой местной администрации (главой местного самоуправления). Статья 52. Проведение выборов представительных органов местного самоуправления и срок их полномочий Первые выборы в представительные органы местного самоуправления, при отсутствии вступивших в законную силу уставов в муниципальных образованиях, созданных в соответствии с настоящим законом, проводятся жителями муниципальных образований на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в порядке, устанавливаемом Смоленской областной Думой. Представительный орган - представительное собрание - первого созыва избирается сроком на 4 года в муниципальных образованиях с числом жителей: до 30 000 человек - 10 депутатов; от 30 000 до 100 000 человек - 15 депутатов; свыше 100 000 человек - 25 депутатов. Первые выборы представительных органов муниципальных образований проводятся в течение 1996 года. Первое заседание представительного собрания созывается и открывается председателем территориальной избирательной комиссии не позднее двух недель со дня официального подведения итогов выборов. (Дополнен - Закон Смоленской области от 19.12.96 г. N 33-З) Организационно-техническое обеспечение подготовки и проведения первого заседания представительного собрания осуществляет администрация соответствующего муниципального образования. (Дополнен - Закон Смоленской области от 19.12.96 г. N 33-З) Организационно-распорядительные органы муниципального образования по осуществлению местного самоуправления формируются муниципальным образованием самостоятельно, после принятия устава муниципального образования. При этом уставы муниципальных образований должны быть приняты в течение одного года после вступления в силу настоящего закона. В уставе муниципального образования с учетом требований федерального законодательства может устанавливаться иной срок полномочий представительного органа местного самоуправления. (Часть дополнена - Закон Смоленской области от 04.07.2002 г. N 56-З) (Статья 55 утратила силу - Закон Смоленской области от 13.01.99 г. N 3-З) (Статья 56 утратила силу - Закон Смоленской области от 13.01.99 г. N 3-З) Статья 53. О формировании муниципальной собственности 1. Смоленская область передает в собственность муниципальных образований объекты, находящиеся в собственности Смоленской области, за исключением предприятий, которые обеспечивают эксплуатацию объектов инженерной инфраструктуры энерго- и теплоснабжения одновременно в нескольких муниципальных образованиях, необходимые для решения вопросов местного значения, в соответствии с разграничением полномочий между Смоленской областью и муниципальными образованиями, а также между муниципальными образованиями. 2. Споры, возникающие в связи с передачей объектов государственной собственности в муниципальную собственность, разрешаются посредством согласительных процедур или судом. 3. Отсутствие муниципальной собственности на территории муниципального образования на момент вступления в силу настоящего закона не является основанием для упразднения или преобразования соответствующего муниципального образования либо отказа в образовании нового муниципального образования. Глава администрации Смоленской области А.Е.Глушенков 7 октября 1996 г. N 31-З Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|