Расширенный поиск

Закон Смоленской области от 04.03.2002 № 29-з

                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
                          СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

                           ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН

                                     Утратил силу с 01.11.2006 г. -
                                        Закон Смоленской области
                                        от 02.10.2006 г. N 110-з

    О порядке рассмотрения обращений граждан в Смоленской области

Принят Смоленской областной Думой
21 февраля 2002 года

     Настоящий областной   закон   в   соответствии   с   Конституцией
Российской  Федерации,  федеральными  законами,   Уставом   Смоленской
области  и  областными  законами  регулирует отношения,  возникающие в
процессе реализации конституционного  права  граждан  на  обращения  в
связи с признанием,  соблюдением,  защитой их прав,  свобод и законных
интересов.
     Обращения граждан  рассматриваются как важное средство реализации
конституционного  права  граждан   на   непосредственное   участие   в
управлении  делами  государства и общества,  восстановления нарушенных
прав  и  свобод,  обеспечения  социальной  справедливости,   а   также
укрепления  связей органов государственной власти Смоленской области и
органов местного самоуправления муниципальных  образований  Смоленской
области с населением.

                       ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

                 Статья 1. Право граждан на обращения

     1. Граждане  Российской  Федерации  в  соответствии  с  настоящим
областным  законом  вправе  письменно  или  устно,  индивидуально  или
коллективно,    непосредственно   или   через   своих   представителей
обращаться:
     - к Главе администрации Смоленской области;
     - в органы  исполнительной  власти  Смоленской  области  и  к  их
должностным лицам;
     - в Смоленскую областную Думу и к ее должностным лицам;
     - в  иные органы государственной власти Смоленской области и к их
должностным лицам;
     - в  органы  местного  самоуправления  муниципальных  образований
Смоленской  области (далее по тексту - органы местного самоуправления)
и к их должностным лицам;
     - в  органы  территориального общественного самоуправления и к их
руководителям;
     - в органы управления организаций и к их руководителям.
     2. Органы,  указанные  в  пункте  1  настоящей   статьи,   и   их
должностные  лица  не  вправе  лишать  граждан  права  на  обращение с
предложениями, заявлениями и жалобами или ограничивать его.
     3. Заявления   и   жалобы   в  интересах  несовершеннолетних  или
недееспособных лиц вправе подать их законные  представители,  а  также
органы опеки и попечительства.
     4. Правом на обращение пользуются иностранные граждане и лица без
гражданства,  если иное не предусмотрено действующим законодательством
Российской Федерации или международными договорами.
     5. Обращения  граждан,  поступившие  в  установленном  порядке от
депутатов,  из редакций газет,  журналов,  телевидения, радио и других
средств   массовой  информации,  по  линии  прямой  телефонной  связи,
рассматриваются  в  порядке  и  сроки,  предусмотренные   федеральными
законами и настоящим областным законом.
     6. Право  на  обращение  от  имени  граждан  имеют   организации,
уполномоченные  уставными документами выступать в интересах и в защиту
граждан.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем областном законе

     Обращения граждан - индивидуальные  или  коллективные  заявления,
предложения,  жалобы,  ходатайства, изложенные в письменной или устной
форме.
     Заявления -  обращения граждан по поводу реализации принадлежащих
им прав и  свобод,  закрепленных  Конституцией  Российской  Федерации,
федеральным законодательством, Уставом Смоленской области и областными
законами.
     Предложения -   обращения   граждан,  направленные  на  улучшение
порядка организации  и  деятельности  органов  государственной  власти
Смоленской  области (далее по тексту - органы государственной власти),
органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций
независимо   от   форм  собственности,  общественных  объединений,  на
совершенствование  правовой  основы  государственной  и   общественной
жизни,    на    решение    вопросов    экономической,    политической,
социально-культурной  и  других  сфер   деятельности   государства   и
общества.
     Жалобы - обращения граждан по поводу восстановления прав,  свобод
или законных интересов,  нарушенных действиями или бездействием органа
государственной власти, органа местного самоуправления, их должностных
лиц, организаций.
     Ходатайства - письменные обращения граждан с просьбой о признании
за    ними   определенного   статуса,   прав,   свобод,   гарантий   с
предоставлением прав их подтверждающих.
     Коллективные обращения   -   обращения   двух  и  более  граждан,
обращения организаций от имени граждан,  а также резолюции митингов  и
собраний.

      Статья 3. Основные принципы работы органов государственной
        власти, органов местного самоуправления и должностных
                      лиц с обращениями граждан

     Основными принципами   работы   органов  государственной  власти,
органов местного самоуправления  и  должностных  лиц  по  рассмотрению
обращений   граждан,   коллективных   обращений  (далее  по  тексту  -
обращений) являются:
     - защита прав и свобод человека и гражданина;
     - законность, демократичность, доступность;
     - обязательность рассмотрения обращений;
     - своевременность,   объективность   и    полнота    рассмотрения
обращений;
     - равенство граждан при рассмотрении их обращений;
     - бесплатность.

               Статья 4. Законодательство об обращениях

     Законодательство об  обращениях состоит из Конституции Российской
Федерации,  федеральных законов, иных федеральных нормативных правовых
актов,  Устава Смоленской области, настоящего областного закона и иных
областных законов.

       Статья 5. Пределы действия настоящего областного закона

     Действие настоящего областного  закона  распространяется  на  все
обращения, за исключением:
     - связанных с изобретениями,  полезными  моделями,  промышленными
образцами,   открытиями,  рационализаторскими  предложениями,  порядок
рассмотрения которых регламентируется федеральным законодательством;
     - рассматриваемых   в   порядке   конституционного,   уголовного,
гражданского,  арбитражного судопроизводства,  а также производства по
делам об административных правонарушениях;
     - в отношении которых  федеральным  законодательством  установлен
особый порядок рассмотрения.

               ГЛАВА II. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ

                      Статья 6. Подача обращения

     1. Заявления,  предложения,  ходатайства направляются в те органы
государственной власти,  органы местного самоуправления,  организации,
должностным  лицам,  к  непосредственному  ведению  которых  относится
решение вопросов, содержащихся в обращении.
     2. Жалобы  направляются  в  органы  и должностным лицам,  которым
непосредственно подчинены органы и должностные лица,  чьи действия или
бездействия обжалуются.
     3. Письменное обращение должно  содержать  наименование  и  адрес
органа   или   должностного  лица,  которому  направляется  обращение,
изложение  существа  заявления,  предложения,   жалобы,   ходатайства,
фамилию, имя, отчество обращающихся, их адреса, дату и личную подпись.
     Обращение, не содержащее этих сведений,  признается  анонимным  и
рассмотрению не подлежит.
     Анонимные обращения,   содержащие   сведения   о   преступлениях,
направляются по подведомственности.

            Статья 7. Подведомственность дел по обращениям

     Обращения рассматриваются органами,  организациями,  должностными
лицами в соответствии со своей компетенцией.
     Органы, организации,  должностные лица,  получившие обращения, не
подведомственные  им,  обязаны  в  пятидневный  срок   направить   эти
обращения   органу   или   должностному  лицу  по  подведомственности,
письменно известив  об  этом  заявителя.  Орган  и  должностное  лицо,
направившие  указанные обращения по подведомственности,  извещаются по
их требованию о результатах рассмотрения обращения.
     Запрещается направлять  жалобы граждан для разрешения тем органам
и должностным лицам, действия которых обжалуются.

                Статья 8. Сроки рассмотрения обращений

     1. Обращения должны быть рассмотрены в течение одного  месяца  со
дня их регистрации. Обращения, не требующие дополнительного изучения и
проверки, рассматриваются в срок до 15 дней со дня их регистрации.
     При необходимости     проведения     дополнительной     проверки,
истребования материалов,  иных  действий,  связанных  с  рассмотрением
обращений,  срок  рассмотрения может быть продлен не более чем на один
месяц руководителем органа,  рассматривающего обращение,  с сообщением
об этом лицу, подавшему обращение.
     2. Заявления  и  жалобы  военнослужащих   и   членов   их   семей
разрешаются   безотлагательно,   но  не  позднее  7  дней  со  дня  их
поступления; в случае необходимости специальной проверки, истребования
дополнительных  материалов  либо  принятия других мер сроки разрешения
заявления или жалобы могут быть продлены,  но не более чем на 15 дней,
с сообщением об этом лицу, подавшему заявление или жалобу.

                       Статья 9. Прием граждан

     1. Должностные   лица   и  руководители  органов  государственной
власти,  органов  местного  самоуправления,  органов  территориального
общественного   самоуправления,  организаций,  в  компетенцию  которых
входит рассмотрение обращений, обязаны проводить личный прием граждан.
     2. Прием  должен проводиться в установленные дни и часы.  Порядок
личного  приема  граждан   регулируется   положениями,   утвержденными
органами государственной власти Смоленской области,  органами местного
самоуправления    и    органами     территориального     общественного
самоуправления.
     Информация о времени приема должна быть помещена в  общедоступном
для ознакомления месте.

       Статья 10. Организация работы по рассмотрению обращений

     1. Руководители органов,  указанных в пункте 1 статьи 1,  обязаны
организовать работу по рассмотрению обращений,  обеспечить необходимые
условия  для  быстрого и эффективного рассмотрения обращений,  личного
приема граждан должностными лицами,  правомочными принимать решения по
существу обращений.
     2. Обращения,  связанные  с  совершенствованием  правовой  основы
деятельности  органов  государственной  власти  Смоленской области,  с
решением  экономических,  политических,  социальных   вопросов   могут
рассматриваться   комиссией  Смоленской  областной  Думы,  в  порядке,
установленном Регламентом Смоленской областной Думы.
     3. Обращения,  изложенные  в  письменной и устной форме на личном
приеме, а также обращения, поступившие по почте, телефаксу, телеграфу,
электронной   почте,  должны  быть  зарегистрированы  в  установленном
порядке.
     4. Должностные  лица  (руководители)  при  рассмотрении обращений
обязаны  в  случае  необходимости  истребовать  документы,   направить
работников  на места для проверки сведений,  содержащихся в обращении,
принять обоснованное решение и обеспечить своевременное  и  правильное
исполнение данного решения.
     5. При  рассмотрении  коллективного  обращения  в   коллегиальных
органах    должностные    лица    (руководители)   обязаны   направить
представителю  обратившихся  граждан  или  организации  уведомление  о
времени и месте его рассмотрения.
     6. Должностные лица  обязаны  оказывать  содействие  гражданам  в
получении документов,  иной информации, если запрашиваемые сведения не
отнесены  законодательством   к   категории   сведений,   составляющих
государственную  тайну,  и  не  содержат  информации конфиденциального
характера.
     7. О решениях, принятых по обращениям, дается письменный ответ.
     В случае  отклонения  обращений  обязательно  указываются  мотивы
отклонения, разъясняется порядок обжалования.

    Статья 11. Неразглашение сведений, ставших известными органам
       или должностным лицам, в связи с рассмотрением обращений

     Сведения, ставшие известными органам или  должностным  лицам  при
рассмотрении  обращений,  не могут быть использованы во вред интересам
заявителей.
     При рассмотрении    обращений    запрещается    использование   и
распространение сведений о частной жизни граждан без их согласия.
     По просьбе  гражданина  не  подлежат  разглашению  сведения о его
фамилии, имени, отчестве, месте жительства, работы или учебы.

               Статья 12. Доказательства по обращениям

     При подаче обращения гражданином в  случае  необходимости  должны
быть представлены доказательства.
     Доказательствами являются любые факты, на основании которых орган
или должностное лицо, рассматривающие обращение, устанавливает наличие
или отсутствие обстоятельств,  обосновывающих требования, содержащиеся
в обращении,  и иных обстоятельств,  имеющих значение для рассмотрения
соответствующего обращения.
     Если представленные   доказательства   недостаточны,   орган  или
должностное лицо,  рассматривающие  обращение,  предлагает  гражданину
представить   дополнительные   доказательства   или   собирает  их  по
собственной инициативе.

    Статья 13. Обязанность представления письменных доказательств

     Органы государственной власти, органы местного самоуправления, их
должностные  лица  по  официальным запросам органов и должностных лиц,
рассматривающих обращения,  обязаны представить акты, другие документы
и материалы,  имеющие значение для рассмотрения обращений,  в качестве
доказательств,  за исключением тех,  которые содержат государственную,
служебную  или  иную охраняемую законом тайну и для которых установлен
особый порядок представления.

         Статья 14. Права граждан при рассмотрении обращений

     Граждане и организации при рассмотрении их обращений имеют право:
     - изложить свои доводы лицу, рассматривающему обращение;
     - представлять   дополнительные   материалы   к   тексту   своего
обращения;
     - знакомиться с  материалами  проверки  фактов  при  рассмотрении
обращения;
     - ходатайствовать   перед   органом   или   должностным    лицом,
рассматривающим обращение, об истребовании дополнительных материалов и
проведении дополнительных проверок;
     - непосредственно  или  через  своих представителей участвовать в
рассмотрении обращения коллегиальным органом;
     - требовать    получение   письменного   ответа   о   результатах
рассмотрения обращения в установленный срок.

       Статья 15. Решение по результатам рассмотрения обращений

     1. В результате рассмотрения обращений орган или должностное лицо
принимает решение:
     - о полном или частичном удовлетворении обращения;
     - об отказе в удовлетворении обращения;
     - о принятии мер по разрешению поставленных вопросов и устранению
выявленных нарушений.
     2. Решение по обращению должно быть мотивированным.
     3. Результаты   рассмотрения   обращений  и  содержание  принятых
решений со ссылкой на  нормативные  акты,  на  основании  которых  они
приняты, сообщаются заявителям.
     4. Рассмотрение обращения считается оконченным,  когда  разрешены
содержащиеся  в  нем  вопросы  либо  когда  их разрешение компетентным
органом невозможно, о чем сообщено заявителю.
     5. Вместе  с  сообщением  о  результатах  рассмотрения  обращения
заявителю возвращаются поступившие от  него  подлинные  документы,  за
исключением подлинных экземпляров обращения.

    Статья 16. Право граждан на обжалование решений по обращениям

     Гражданин, не  согласный  с решением,  принятым по его обращению,
или не получивший ответ в установленный срок,  имеет право  лично  или
через своих представителей обратиться с жалобой в тот орган или к тому
должностному  лицу,  которому  непосредственно  подчинен   орган   или
должностное лицо, принявшее обжалуемое решение, либо непосредственно в
суд.

           Статья 17. Рассмотрение обращений в организациях

     Порядок рассмотрения обращений и приема  граждан  в  организациях
всех   форм  собственности  устанавливается  руководителями  указанных
организаций в соответствии с нормами настоящего областного закона.

            Статья 18. Контроль за рассмотрением обращений

     Руководители вышестоящих органов и вышестоящие  должностные  лица
обязаны систематически, не реже одного раза в шесть месяцев, проверять
у нижестоящих органов и должностных лиц состояние дел по  рассмотрению
обращений,    правильность   принятых   решений,   соблюдение   сроков
рассмотрения,   обоснованность   отказа   в   полном   или   частичном
удовлетворении обращения.

               ГЛАВА III. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
                    ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБРАЩЕНИЯХ

       Статья 19. Ответственность за нарушение законодательства
                            об обращениях

     Нарушение прав  граждан  на  обращения  в  органы государственной
власти и местного самоуправления,  а также  к  их  должностным  лицам,
влечет  ответственность  в  соответствии  с  федеральным  и  областным
законодательством.

    Статья 20. Ответственность за преследование гражданина в связи
                           с его обращением

     Преследование гражданина  за содержащуюся в его обращении критику
влечет  за  собой   ответственность   виновных   должностных   лиц   в
соответствии с федеральным законодательством.

      Статья 21. Ответственность граждан за содержание обращений

     Граждане, чьи обращения содержат клевету,  оскорбление, призывы к
разжиганию  национальной,  расовой,  религиозной   вражды   и   розни,
привлекаются   к   ответственности   в   соответствии   с  федеральным
законодательством.

                  ГЛАВА IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

      Статья 22. Вступление в силу настоящего областного закона

     Настоящий областной закон вступает в силу по истечении 10 дней со
дня его официального опубликования.

Глава администрации
Смоленской области                                       А.Д. Прохоров

4 марта 2002 года
N 29-з


Информация по документу
Читайте также