Расширенный поиск
Постановление Думы Рязанской области от 21.11.2001 № 539-III РОДРОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ РЯЗАНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 21 ноября 2001 года N 539 - III РОД О Концепции (приоритетах) развития образования в Рязанской области на 2001-2004 годы Рассмотрев проект Концепции (приоритеты) развития образования в Рязанской области на 2001-2004 годы, принятый областной Думой за основу и доработанный комитетом областной Думы по социальной политике с учетом поступивших замечаний и предложений, Рязанская областная Дума п о с т а н о в и л а : 1. Утвердить Концепцию (приоритеты) развития образования в Рязанской области на 2001-2004 годы. 2. Опубликовать указанную Концепцию в газете "Рязанские ведомости". 3. Рекомендовать органам государственной власти и должностным лицам Рязанской области учитывать положения указанной Концепции при осуществлении своих полномочий. 4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель областной Думы В.Н.Федоткин Утверждена постановлением Рязанской областной Думы от 21 ноября 2001 года N 539 - III РОД КОНЦЕПЦИЯ (ПРИОРИТЕТЫ) развития образования в Рязанской области на 2001-2004 годы Концепция (приоритеты) развития образования в Рязанской области (далее - Концепция) является организационной основой региональной политики в сфере образования. Данный документ определяет стратегию приоритетного развития системы образования области и меры ее реализации, учитывает культурные, социально-экономические, экологические, демографические и другие особенности региона. Разработчиками Концепции являются областные органы власти, государственные органы местного самоуправления, учредители образовательных учреждений, образовательные учреждения различных форм, типов и видов, профсоюзы, общественные организации, детские и молодежные общественные объединения. Стратегические цели и принципы образовательной политики Рязанской области: обеспечение условий для реализации равных прав граждан области на образование всех уровней и ступеней; создание нормативной правовой базы в области образования, обеспечивающей функционирование и развитие системы образования; формирование и реализация экономических механизмов развития системы образования региона; разработка дополнительных к федеральным норм и нормативов финансового, материально-технического и иного ресурсного обеспечения системы образования; реализация мер, обеспечивающих функционирование системы образования в период формирования новых социально-экономических условий жизни общества; введение и реализация преемственных государственных образовательных стандартов и соответствующих им примерных образовательных программ различных уровней и направлений образования; внедрение содержания образования, соответствующего современному российскому и мировому уровню техники, науки, культуры; развитие, разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных; развитие научно-исследовательской и научно-технической деятельности организаций системы образования, интеграция науки и образования; совершенствование системы лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений; обеспечение контроля качества образования; развитие системы подготовки и переподготовки работников образовательных учреждений; совершенствование системы государственной аттестации педагогических и руководящих работников; разработка комплекса мер по государственной и социальной поддержке работников системы образования и всех категорий обучающихся и воспитанников; совершенствование системы непрерывного образования; организация подготовки и издания учебной, научной и методической литературы; организация централизованного обеспечения фондов библиотек системы образования за счет средств бюджетов всех уровней; обновление учебного и научного оборудования, приборов и средств обучения различного назначения; развитие материально-технической базы, энергосберегающих технологий; развитие полноправного партнерства Рязанской системы образования с системами образования других регионов; участие в формировании единого образовательного пространства в Российской Федерации. I. Состояние и тенденции развития региональной системы образования -----T---------------------T-----------------T-------------------¬ ¦ N ¦ Уровень образования ¦ Количество ¦ Численность ¦ ¦ п/ ¦ ¦ образовательных ¦ обучающихся (тыс. ¦ ¦ п ¦ ¦ учреждений ¦ чел.) ¦ +----+---------------------+-----------------+-------------------+ ¦ ¦ Дошкольное ¦ 476 ¦ 28,6 ¦ +----+---------------------+-----------------+-------------------+ ¦ ¦ Общее (дневные ¦ 823 ¦ 162,4 ¦ ¦ ¦ школы) ¦ ¦ ¦ +----+---------------------+-----------------+-------------------+ ¦ ¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ +----+---------------------+-----------------+-------------------+ ¦ ¦ начальное ¦ 171 ¦ 47768 ¦ +----+---------------------+-----------------+-------------------+ ¦ ¦ Основное ¦ 268 ¦ 87735 ¦ +----+---------------------+-----------------+-------------------+ ¦ ¦ полное среднее ¦ 311 ¦ 20666 ¦ +----+---------------------+-----------------+-------------------+ ¦ ¦ школы-интернаты ¦ 40 ¦ 4,1 ¦ ¦ ¦ для детей с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ недостатками ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ умственного или ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ физического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ развития ¦ ¦ ¦ +----+---------------------+-----------------+-------------------+ ¦ ¦ Начальное ¦ 39 ¦ 15,5 ¦ ¦ ¦ профессиональное ¦ ¦ ¦ +----+---------------------+-----------------+-------------------+ ¦ ¦ Среднее ¦ 28 ¦ 18,3 ¦ ¦ ¦ профессиональное ¦ ¦ ¦ +----+---------------------+-----------------+-------------------+ ¦ ¦ Высшее ¦ 16 ¦ 24,1 ¦ ¦ ¦ профессиональное ¦ ¦ ¦ +----+---------------------+-----------------+-------------------+ ¦ ¦ Послевузовское ¦ 1 ¦ 7,5 ¦ ¦ ¦ профессиональное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дополнительное ¦ ¦ ¦ +----+---------------------+-----------------+-------------------+ ¦ ¦ Дополнительное ¦ 96 ¦ 35,1 ¦ ¦ ¦ образование детей ¦ ¦ ¦ +----+---------------------+-----------------+-------------------+ ¦ ¦ Вечерние (сменные) ¦ 7 ¦ 1,6 ¦ ¦ ¦ образовательные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учреждения ¦ ¦ ¦ L----+---------------------+-----------------+-------------------- В сфере образования области трудятся около 30 тысяч педагогических работников. В сфере образования в целом трудится каждый 10-й из занятого населения области. Образовательный уровень кадров характеризуется достаточно высокими показателями с тенденцией к ежегодному улучшению: удельный вес педагогов, имеющих высшее образование, наиболее высок в системе в системе общего среднего образования - 80,1%, в системе дополнительного образования - 90%, в системе среднего и высшего профессионального образования приближается к 100%, в системе дошкольного образования - 32%. К концу 90-х годов усиливается процесс старения и феминизации педагогического коллектива области: удельный вес работающих пенсионеров составляет около 10%, 4/5 из числа работающих в сфере образования - женщины. В области сегодня сложилась гибкая система подготовки квалифицированных педагогических кадров, ориентированная на полное обеспечение рынка образовательных услуг региона. Ядром этой системы являются: Рязанский государственный педагогический университет, Касимовское педагогическое училище, Спасский и Рязанский педагогические колледжи, в которых обучается около 13,1 тыс.человек по 32 специальностям и более чем 50 специализациям; общий ежегодный прием студентов составляет 1900 человек, а выпуск - порядка 1000 и более человек. Действующая в области система повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, ключевым звеном которой является Рязанский областной институт развития образования, обеспечивает непрерывность профессионального образования на основе овладения новыми научными знаниями, высокоэффективными образовательными технологиями и методиками. Реализации различных образовательных запросов способствует структурная перестройка сети образовательных учреждений. Число учреждений повышенного уровня образования - лицеев (2), профессиональных лицеев (II), гимназий (3), колледжей (2) - достигло 18 с общим числом обучающихся 1050 человек. Учреждения дополнительного образования детей продолжают способствовать обогащению культуры и традиций воспитания детей. В Рязанской области функционируют 28 средних специальных учебных заведений, в которых обучается 18300 человек по 82 специальностям. В 4-х государственных вузах (РГМУ, РГПУ, РГРТА, РГСХА) получают профессиональную подготовку 19,5 тысяч студентов, в филиалах государственных вузов (МГУК и МГОУ) обучается 4692 студента, около 2-х тысяч человек - студенты негосударственных высших учебных заведений. Таким образом, общее количество студентов в вузах региона, обучающихся по 90 специальностям, составляет более 26 тысяч человек, то есть, каждый 50-й житель области. (В данное количество не входят слушатели и курсанты высших военных учебных заведений. Соответственно, этот показатель должен быть значительно выше). Проблемное поле развития образования Развитие образования области происходит в сложнейшей ситуации. На деятельность образовательных учреждений дестабилизирующее воздействие оказывают факторы, среди которых основными являются: социальная и экономическая нестабильность в обществе, дефицит финансовых средств в связи с кризисным положением в экономике; неполнота нормативной правовой базы в области образования; развитие негативных тенденций, связанных с демографической ситуацией. Неудовлетворительное финансирование является одной из основных причин, сдерживающих развитие региональной системы образования. Сохраняется тенденция сокращения реального объема ассигнований на нужды образования. В нарушение законодательства не обеспечивается защита образовательных учреждений от штрафов и пеней, начисляемых независимо от отсутствия или несвоевременности финансирования из бюджетов разных уровней, в том числе и федерального. Дефицит финансовых ресурсов вызывает опасность потери лучшего из того, что имелось и еще имеется в системе образования Рязанской области. Далеко не все положения законодательства в области образования нашли свое отражение в соответствующих нормативных правовых актах органов исполнительной власти, что создает сложности в исполнении указанных положений. Особой проблемой является создание действенных механизмов контроля за исполнением норм законодательства, защиты прав субъектов образовательного процесса, соблюдения гарантий в области образования. В последние годы отчетливо проявляются тенденции ухудшения социального положения и здоровья детей. Не последнюю роль в ухудшении здоровья имеет тяжелая ситуация, в которой оказались сами образовательные учреждения. Учебно-материальная база образовательных учреждений приходит в негодность, устаревает. Резко сократились капитальные вложения, темпы износа зданий существенно опережают темпы их реконструкции и нового строительства. Здания и сооружения системы образования требуют капитального ремонта и реконструкции. Недостаточными темпами ведется строительство объектов системы образования. Не решена проблема обеспечения образовательных учреждений учебниками, класснолабораторным оборудованием, наглядными пособиями, техническими и информационными средствами обучения и специализированной мебелью. В целом остается проблемой кадровое обеспечение образовательных учреждений. Сохраняется устойчивая тенденция старения педагогических работников образовательных учреждений всех типов и видов, недостаточно молодых специалистов вследствие низкого уровня оплаты труда и социального престижа профессии педагога, слабой социальной защищенности педагогических и научно-педагогических работников образовательных учреждений. Увеличение количества негосударственных образовательных учреждений всех уровней образования создало проблему необходимости усиления контроля их деятельности, качества предлагаемого образования. Периодичность аттестации образовательных учреждений раз в пять лет не дает достаточной гарантии обеспечения качественного образования. Уменьшается количество дошкольных образовательных учреждений и количество посещающих их детей (ежегодное сокращение до 40-50 ДОУ). Растет число детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, нуждающихся в психолого-педагогической коррекции. В тяжелом положении находятся образовательные учреждения дополнительного образования и обеспечивающие досуг детей учреждения, сокращается оказание услуг, связанных с занятиями научно-техническим творчеством, туризмом, детским спортом. Низкий уровень доходов большинства граждан значительно снижает доступность указанного вида образования. Важнейшей проблемой является восстановление единства систем обучения и воспитания. Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, формирующей гражданственность и патриотизм. II. Основные направления развития системы образования 2.1. В сфере дошкольного образования: обеспечение общедоступности услуг образовательных дошкольных учреждений для всех групп населения; создание условий для наиболее полного развития способностей и интересов детей дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, на основе индивидуального подхода; сохранение и развитие системы различных видов дошкольных образовательных учреждений и обеспечение их функционирования в соответствии с потребностями населения; содействие семьям в обучении и воспитании детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения; обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, развитие интеграции дошкольных образовательных учреждений с образовательными учреждениями общего дополнительного образования, внедрение новых образовательных технологий в системе дошкольного образования; совершенствование воспитательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья. 2.2. В сфере общего образования сохранение, поддержка и развитие государственных и муниципальных образовательных учреждений общего образования и обеспечение образовательных потребностей населения, в том числе за счет малокомплектных образовательных учреждений общего образования в сельской местности; совершенствование педагогических технологий, создание условий, обеспечивающих вариативность образования и развитие различных форм его получения; разработка преемственности типовых программ с федеральными и региональными компонентами и соответствующих им комплектов учебников для начального, основного и полного (среднего) общего образования, учебного оборудования, в том числе с использованием информационных технологий; совершенствование структуры и содержания образования граждан, сочетающих общее образование с трудовой деятельностью; развитие гуманитарной, экологической и практической направленности общего образования; совершенствование системы профессиональной ориентации; развитие возможностей для образования одаренных обучающихся с учетом их индивидуальности; обеспечение общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья; совершенствование обучения лиц с девиантным поведением в специальных учебно-воспитательных учреждениях; совершенствование механизмов государственной итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений. 2.3. В системе начального профессионального образования: обеспечение сохранения начального профессионального образования и развития его основных образовательных, культурных и профессиональных функций; осуществление подготовки квалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на основе самоопределения личности и ориентации ее на удовлетворение развивающихся потребностей общества; разработка методик прогнозирования потребностей в рабочих кадрах по отраслям и регионам; сохранение и развитие системы образовательных учреждений начального профессионального образования, в том числе инновационных (лицеев) и других видов учреждений начального профессионального образования, особенно по перспективным направлениям общественно полезной деятельности; разработка механизмов заинтересованности предприятий в развитии начального профессионального образования; обновление содержания начального профессионального образования, педагогических технологий в указанной области образования и профессиональной подготовки обучающихся; научно-методическое обеспечение начального профессионального образования и профессиональной подготовки обучающихся, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 2.4. В системе высшего и среднего профессионального образования: одним из приоритетных направлений деятельности высших и средних учебных заведений области является формирование динамической и адаптивной системы, обеспечивающей равноправный доступ населения Рязанской области к высшему и среднему образованию; сохранение и развитие потенциала высшей и средней школы, расширение возможностей получения желаемого образования, профессии, квалификации в соответствии с индивидуальными намерениями, интересами региона, потребностями развития культуры, науки и производства; увеличение вклада высшей школы в распространение научных знаний, повышение качества научных исследований при единстве учебно-научного процесса; развитие вузов и ссузов как учебно-научно-производственных систем; повышение качества высшего и среднего профессионального образования; формирование и проведение политики устойчивой моральной и финансово-материальной поддержки высшего и среднего образования со стороны государства и общества; формирование финансово-экономической системы высшей и средней школы к соответствующим условиям регулируемого рынка; укрепление и дальнейшее развитие материально-технической базы высших и средних профессиональных учебных заведений. 2.5. В системе послевузовского профессионального дополнительного образования: обеспечение эффективной государственной поддержки системы переподготовки и повышения квалификации кадров; совершенствование работы по формированию, стимулированию и удовлетворению потребностей в повышении квалификации и профессиональной переподготовки кадров; организация деятельности образовательных учреждений дополнительного профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда и развивающегося производства; повышение эффективности системы дополнительного профессионального образования путем применения современных средств и методов обучения, новых педагогических и информационных технологий; постоянное обновление содержания обучения в тесной связи с достижениями современной техники и технологии, наук о природе, обществе и человеке. 2.6. В сфере дополнительного образования детей: обеспечение сохранения и развития системы дополнительного образования детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья; разработка методической базы для различных видов учреждений дополнительного образования детей; изучение спроса на услуги дополнительного образования детей и формирование соответствующих предложений; организация форм дополнительного образования детей в образовательных учреждениях общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального образования, интеграции дополнительного и общего образования, дополнительного и начального профессионального образования. III. Основные направления реализации прав различных категорий молодежи 3.1. Концепция определяет реализацию государственных и социальных гарантий обучающихся: обеспечение реализации права граждан на бесплатное общее, в том числе среднее полное образование, начальное профессиональное образование и дополнительное образование детей; расширение доступности получаемого впервые бесплатного (на конкурсной основе) среднего, высшего и послевузовского профессионального образования с реализацией дополнительных гарантий права на образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; предоставление возможности выбора профессиональных образовательных программ, индивидуализация обучения, создание условий, обеспечивающих профессиональное самоопределение и трудоустройство обучающихся; обеспечение условий для получения обучающимися горячего питания в столовых образовательных учреждений, в том числе на льготных финансовых условиях или бесплатно; предоставление финансовых льгот обучающимся при пользовании услугами организаций социально-культурного назначения (общежитиями, государственными и муниципальными библиотеками, музеями, объектами культурно-массового и физкультурно-оздоровительного назначения) и транспортом; развитие самоуправления обучающихся в учебе, в быту и на отдыхе; разработка и реализация системы мер охраны жизни и здоровья обучающихся; обеспечение условий для получения профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья; расширение системы мер поощрения за успехи в учебе и научной деятельности за счет средств областного и муниципальных бюджетов; расширение системы мер по созданию рабочих мест для обучающихся на период прохождения учебно-производственной практики с оплатой труда за выполненную работу; совершенствование правовых основ взаимоотношений педагогических работников, обучающихся и их родителей (законных представителей). 3.2. Реализация государственной молодежной политики на территории Рязанской области предполагает: поддержку молодежного предпринимательства; решение жилищной проблемы молодежи и молодых семей; поддержку студенческой молодежи; развитие системы социальной адаптации, реабилитации молодежи; поддержку молодых талантов; развитие художественного творчества молодежи; развитие системы детского, молодежного и семейного отдыха, спорта и туризма; развитие системы военно-патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи; поддержку деятельности молодежных и детских общественных объединений; создание системы информационного обеспечения молодежи и молодежной политики. IV. Ресурсное обеспечение системы образования 4.1. Обеспечение системы образования квалифицированными кадрами В этих целях необходимо: осуществление модернизации системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования; формирование единой региональной системы непрерывного образования педагогических и управленческих кадров на основе внедрения единых образовательных стандартов по подготовке педагогических работников; улучшение системы социальной защиты и укрепления здоровья работников образования. В первую очередь, повышение жизненного уровня и улучшение жилищно-бытовых условий работников образования; внедрение системы адресной подготовки и переподготовки специалистов для региональной сферы образования, предполагающей ориентир на конкретные запросы образовательных учреждений при безусловном сохранении личностью свободы выбора образовательной траектории; создание необходимых предпосылок для становления и развития профессионального мастерства педагогических работников; информатизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования; внедрение действенных методик исследования структуры и потребностей рынка образовательных услуг применительно к сфере педагогического образования; изменение содержания подготовки специалистов для сферы образования на основе формирования у студентов готовности к освоению новых знаний и умений, усиление их научной и культурологической направленности; реализация программы развития среднего педагогического образования в Рязанской области; развитие региональной системы непрерывного педагогического образования. 4.2. Материально-техническое обеспечение развития системы образования В этих целях необходимо: сохранение и развитие материально-технической базы образовательных учреждений и других организаций системы образования в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, социальных норм и нормативов; отработка механизма оснащения образовательных учреждений и других организаций системы образования средствами обучения, инвентарем, учебно-наглядными пособиями, станочным, лабораторным и научным оборудованием, приборами, вычислительной, информационной и множительной техникой, печатной учебно-методической продукцией с использованием современных форм хозяйствования в виде тендеров, конкурсов и торгов; разработка и реализация комплекса мер по поддержке производителей оборудования учебного назначения, мягкого и жесткого инвентаря и иных средств оснащения образовательных учреждений и других организаций системы образования; оснащение образовательных учреждений защитными средствами, обеспечивающими защиту педагогических и других работников организаций системы образования, обучающихся в условиях чрезвычайных ситуаций и военного положения; соблюдение строительных норм и правил, норм проектирования всех видов и типов образовательных учреждений. V. Финансовое обеспечение системы образования Средства бюджетов всех уровней, выделяемые на образование области в настоящий период, не позволяют полностью финансировать расходы на выплату заработной платы, на питание учащихся, оплату коммунальных услуг, текущее содержание зданий и сооружений. Недостаточны средства в бюджетах на укрепление учебно-материальной базы образовательных учреждений и, тем более, на развитие образования. Выделяемое финансирование не позволяет выполнять в полном объеме положения законодательства в сфере образования по обеспечению образовательного процесса на уровне современных требований, реализации социальных нормативов, предоставлению государственных гарантий педагогическим и другим работникам системы образования области, обучающимся. Предполагается, с одной стороны, постепенное увеличение ассигнований из областного и муниципальных бюджетов на функционирование системы образования области по законам Рязанской области об областном бюджете, а с другой стороны, выделение отдельной строкой расходов на выполнение мероприятий, установленных областными программами "Развитие образования Рязанской области на 2001-2004 годы", "Развитие образования на селе", "Одаренные дети", "Дети-сироты", "Организация летнего отдыха детей", "Профилактика правонарушений в детской и молодежной среде", "Молодежь Рязанщины" и др. с достижением к 2004 году расчетной потребности в финансовых средствах. Финансовое обеспечение системы образования области предполагается осуществить путем: увеличения бюджетного финансирования по указанным выше каналам; софинансирования целевых программ из федерального, областного, муниципальных бюджетов; создания условий для привлечения внебюджетных средств в учреждения образования. сохранения, систематизации и расширения льгот, в т.ч. налоговых, на частные вложения в образование. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|