Расширенный поиск
Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2000 № 625ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 25 августа 2000 г. N 625 г. Москва О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 14.02.2002 г. N 104; от 23.10.2002 г. N 767) Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить на 2001-2002 годы прилагаемые федеральные целевые программы "Дети-инвалиды", "Развитие социального обслуживания семьи и детей", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Дети-сироты", "Одаренные дети", "Развитие всероссийских детских центров "Орленок" и "Океан", "Дети Севера", "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев", "Дети Чернобыля", "Безопасное материнство". Представить Президенту Российской Федерации указанные программы для решения вопроса о включении их в состав президентской программы "Дети России". 2. Определить государственными заказчиками: федеральных целевых программ "Дети-инвалиды", "Развитие социального обслуживания семьи и детей", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" - Министерство труда и социального развития Российской Федерации; федеральных целевых программ "Дети-сироты", "Одаренные дети", "Развитие всероссийских детских центров "Орленок" и "Океан" - Министерство образования Российской Федерации; федеральной целевой программы "Дети Севера" - Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2002 г. N 104) федеральной целевой программы "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев" - Министерство внутренних дел Российской Федерации; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2002 г. N 104) федеральной целевой программы "Дети Чернобыля" - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; федеральной целевой программы "Безопасное материнство" - Министерство здравоохранения Российской Федерации. 3. Министерству труда и социального развития Российской Федерации: обеспечить межведомственную и межрегиональную координацию работы федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации федеральных целевых программ, указанных в пункте 1 настоящего постановления; представлять совместно с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации в Правительство Российской Федерации ежеквартально сводные отчеты о реализации программных мероприятий, включающие данные о финансировании, своевременности выполнения и эффективности программных мероприятий. 4. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации предусматривать в проектах федерального бюджета на 2001 и 2002 годы средства на реализацию федеральных целевых программ, указанных в пункте 1 настоящего постановления. 5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить дополнительные мероприятия по улучшению положения детей в Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации М.Касьянов __________________________ УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2000 г. N 625 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ" (2001-2002 годы) ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Дети-инвалиды" (2001-2002 годы) Наименование Программы - федеральная целевая программа "Дети-инвалиды" (2001-2002 годы) Дата и номер решения о - поручение Правительства Российской разработке Программы Федерации от 24 июля 1999 г. N ВМ-П12-24807 о разработке проектов федеральных целевых программ по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы Государственный заказчик - Министерство труда и социального Программы развития Российской Федерации Основные разработчики - Министерство труда и социального Программы развития Российской Федерации Министерство здравоохранения Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации Министерство культуры Российской Федерации Цель Программы - формирование основ комплексного решения проблем детей-инвалидов создание условий для их полноценной жизни Срок реализации - 2001-2002 годы Программы Исполнители мероприятий - Министерство труда и социального Программы развития Российской Федерации Министерство здравоохранения Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации Министерство культуры Российской Федерации Объемы и источники - 714 млн. рублей за счет средств финансирования Программы федерального бюджета, в том числе на 2001 год - 342,5 млн. рублей средства бюджетов субъектов Российской Федерации, а также внебюджетных источников (по согласованию) Ожидаемые конечные - уменьшение числа детей с врожденными и результаты реализации наследственными заболеваниями, Программы детей-инвалидов и детей с различными функциональными нарушениями, приводящими к инвалидности создание необходимых условий интеграции для детей с отклонениями в развитии в общество Система контроля за - контроль за реализацией Программы исполнением Программы осуществляется в установленном порядке Министерством труда и социального развития Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации (в части НИОКР) _______________ Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами В Российской Федерации, как и во всем мире, наблюдается рост числа детей-инвалидов. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, рост травматизма, отсутствие возможности вести здоровый образ жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей. Несмотря на проводимые мероприятия по улучшению условий жизни, медицинского обслуживания, повышению качества образования, трудовой и профессиональной подготовки детей и подростков-инвалидов, остается нерешенным целый комплекс социальных, экономических, педагогических и медицинских вопросов. Принятие в 1993 году федеральной целевой программы "Дети-инвалиды" (далее именуется - Программа) явилось актом признания остроты и актуальности проблемы детской инвалидности. В рамках реализации Программы внедрены и обеспечиваются неонатальное обследование на фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз, пренатальная диагностика, аудиологическое обследование новорожденных и детей первого года жизни в родильных домах и детских поликлиниках. В результате реализации мероприятий Программы обследованием на два наследственных заболевания - фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз - охвачены 90 процентов новорожденных, что позволяет выявить больных этими заболеваниями, а следовательно, предотвратить их инвалидизацию. За счет средств Программы в 6 федеральных и 10 межрегиональных медико-генетических центрах проведено более 11 тыс. цитогенетических, 879 тыс. пренатальных исследований, в результате чего предупреждено рождение 14,2 тыс. детей с генетическими и врожденными заболеваниями. Программа является основным источником обеспечения слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих детей техническими средствами как индивидуального, так и коллективного пользования. В детских реабилитационных центрах внедряются новейшие технологии реабилитации. Многие реабилитационные центры и детские дома-интернаты обеспечены автотранспортом. Но из-за недостаточного и нестабильного финансирования не выполнен ряд мероприятий Программы: не завершено оснащение региональных реабилитационных центров для детей, не введен в действие ни один из региональных центров кардиохирургии для детей раннего возраста, не закончена разработка типового регионального регистра детской инвалидности и медико-генетического регистра. За период реализации Программы оснащение необходимым оборудованием федеральных медико-генетических центров и региональных медико-генетических консультаций выполнено только на 54,7 процента, перинатальных центров - на 11,5 процента. По-прежнему остается нерешенной проблема оснащения детских реабилитационных центров, школ и домов-интернатов высокоэффективными средствами реабилитации, отечественным и импортным оборудованием. Кроме того, в связи с изменением законодательства Российской Федерации о признании инвалидами детей в возрасте до 18 лет увеличиваются нагрузка, материальные и финансовые затраты на содержание реабилитационных учреждений всех видов. Во исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в субъектах Российской Федерации создается государственная служба медико-социальной экспертизы, в задачи которой входит разработка индивидуальных программ реабилитации для детей-инвалидов, что позволит усилить межведомственный подход в сфере реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов и совершенствовать работу реабилитационных учреждений различной ведомственной принадлежности. Цель и задачи Программы Целью Программы является формирование основ комплексного решения проблем детей с отклонениями в развитии, создание условий для их полноценной жизни. Программа предусматривает решение следующих задач: усиление профилактической работы по предупреждению детской инвалидности; создание условий для проведения комплексной медицинской, педагогической и социальной реабилитации детей-инвалидов; обеспечение детей-инвалидов техническими средствами реабилитации и средствами, облегчающими бытовое самообслуживание; организация научных исследований по актуальным проблемам детской инвалидности; создание системы информационного обеспечения решения проблем детской инвалидности; обеспечение систематического повышения квалификации кадров, работающих с детьми-инвалидами; укрепление материально-технической базы специальных учреждений для детей-инвалидов. Основные направления реализации Программы Предусматриваются мероприятия, направленные на раннее выявление врожденных и наследственных заболеваний, нарушений слуха и зрения, центральной нервной системы. Предлагаются меры по оснащению отделений реанимации детей раннего возраста, детских больниц, перинатальных центров, межрегиональных медико-генетических центров и консультаций медицинской аппаратурой, оборудованием и реактивами. По прогнозам, создание и развитие медико-генетической службы и пренатальной диагностики на современном уровне позволят в ближайшие пять лет снизить рождение детей-инвалидов на 15-25 процентов. Предусматривается повышение уровня технической оснащенности детских реабилитационных учреждений для внедрения современных методов реабилитации детей-инвалидов. Планируется обеспечение реабилитационных центров, детских домов-интернатов, специальных школьных (коррекционных) и дошкольных учреждений аппаратурой, оборудованием и другими техническими средствами реабилитации и самообслуживания коллективного и индивидуального пользования. Предполагается проведение научных исследований по проблемам детской инвалидности в целях разработки базовых типовых комплексных реабилитационных программ, современных методов снижения числа детей, рождающихся с отклонениями в физическом и умственном развитии, и детей-инвалидов, уменьшения тяжести функциональных нарушений, приводящих к инвалидности, предотвращения инвалидизации детей, страдающих хроническими заболеваниями, отработки методов ранней диагностики психофизических и личностных особенностей детей с отклонениями в развитии и их реабилитации. Предусматривается выпуск научно-методических рекомендаций и информационных материалов, включая видеофильмы по проблемам детей-инвалидов и детской инвалидности. Планируется обеспечение детских домов-интернатов и реабилитационных центров автотранспортом для различных нужд: перевозки больных к лечебным учреждениям и реабилитационным центрам, проведения культурно-массовых мероприятий, медико-педагогических консультаций, социального патронажа, проведения вместе с детьми сельскохозяйственных работ в подсобных хозяйствах домов-интернатов. Предусматриваются мероприятия по организации переподготовки специалистов по социальной работе с детьми-инвалидами, проведение семинаров и конференций по проблемам детей-инвалидов и проблемам детской инвалидности. Планируется реализация мер по приобщению детей с умственными и физическими отклонениями к активному отдыху и участию в культурной жизни. Выявление творческого потенциала ребенка с умственными и физическими отклонениями позволит развить его возможности и привлечь к активному участию в жизни общества. Предусматриваются создание региональных центров творческой реабилитации детей-инвалидов, издание книг для слепых и слабовидящих детей, проведение фестивалей художественного творчества детей-инвалидов. Будет завершено строительство детских домов-интернатов и реабилитационных центров системы социальной защиты населения. Строительство и реконструкция учреждений для детей-инвалидов позволят ликвидировать очередь в детские дома-интернаты, привести их площади в соответствие с санитарно-гигиеническими нормами, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению условий проживания, воспитания, развития и реабилитации детей-инвалидов. Ресурсное обеспечение Программы Объем финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета составит 714 млн. рублей, в том числе на капитальные вложения - 330,8 млн. рублей, на прочие расходы - 381,4 млн. рублей, на НИОКР - 1,8 млн. рублей. Объемы финансирования мероприятий Программы из федерального бюджета будут ежегодно уточняться в установленном порядке при формировании федерального бюджета на соответствующий год. Для реализации ряда мероприятий Программы планируется привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. Доля финансирования участников Программы из числа субъектов Российской Федерации и организаций при реализации Программы будет определяться ежегодно после принятия федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Механизм реализации Программы К участию в реализации Программы привлекаются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации, в том числе научные учреждения. Исполнение Программы осуществляется на основе контрактов (договоров), заключаемых государственным заказчиком - Министерством труда и социального развития Российской Федерации с исполнителями программных мероприятий, которые определяются в установленном порядке на конкурсной основе. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации Для осуществления управления реализацией Программы при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации создается межведомственный экспертно-координационный совет. Министерство труда и социального развития Российской Федерации как государственный заказчик осуществляет контроль за сроками выполнения мероприятий Программы, целевым расходованием выделяемых финансовых средств и эффективностью их использования, ежегодно уточняет затраты по программным мероприятиям и состав исполнителей. Оценка эффективности Программы Основным результатом Программы должно быть прежде всего уменьшение на 20-25 процентов случаев рождения детей с врожденными и наследственными заболеваниями, пороками развития, ведущими к инвалидности. Внедрение новых технологий всех видов реабилитации и обеспечение детей с ограниченными возможностями индивидуальными техническими средствами позволят повысить эффективность реабилитационных мероприятий, обеспечив детям-инвалидам доступ к образованию, спорту, культуре. Предусматривается увеличение числа детских реабилитационных центров до 215, укрепление их материально-технической базы, доведение численности обслуживаемых в них детей до 150 тыс. человек. _______________ П Е Р Е Ч Е Н Ь мероприятий федеральной целевой программы "Дети-инвалиды" (2001-2002 годы) +-------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ ¦ ¦ ¦ ¦Стоимость (млн. рублей)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦федеральный бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ Срок ¦ +-----------------------¦ ¦ ¦ ¦ исполне- ¦ Исполнители ¦2001- ¦ в том числе ¦ Ожидаемые результаты ¦ ¦ ¦ ния ¦ ¦2002 +---------------¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦годы - ¦ 2001 ¦ 2002 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦всего ¦ год ¦ год ¦ ¦ +-------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ Профилактика детской инвалидности Организация массового 2001-2002 Минздрав России 116 58 58 предотвращение инвалидизации обследования новорожденных годы 600-700 детей ежегодно на фенилкетонурию, врожденный гипотиреоз Внедрение массового 2001-2002 Минздрав России 5,8 3,4 2,4 вовремя выявленное нарушение аудиологического годы слуха у новорожденных обследования новорожденных позволит предупредить развитие глухонемоты Оснащение необходимым 2001-2002 Минздрав России 14,6 7,3 7,3 создание и оснащение медико- оборудованием федеральных и годы генетической службы позволит межрегиональных медико- снизить рождение детей с генетических центров и умственными и физическими консультаций отклонениями на 10-15 процентов Закупка по импорту для 2001-2002 Минздрав России 7,2 3,6 3,6 больных фенилкетонурией годы лечебных продуктов, лишенных фенилаланина Оснащение техническими средствами реабилитации учреждений для детей с умственными и физическими отклонениями Приобретение технических 2001-2002 Минтруд России 60 30 30 обеспечение 200 детских изделий индивидуального годы реабилитационных центров, пользования для домов-интернатов детей-инвалидов высокоэффективными средствами реабилитации Закупка высокоэффективных около 20 тыс. детей получат средств реабилитации, слуховые аппараты технических изделий нового поколения, современного слепые дети будут отечественного и импортного обеспечиваться считывающими оборудования, средств устройствами, квази-очками творческой и трудовой реабилитации в том числе для более 5 тыс. детей получат ортезные изделия детских реабилитационных 2001-2002 Минтруд России 35 17,5 17,5 центров Минтруда России годы 6 тыс. детей с сахарным детских домов-интернатов 2001-2002 Минтруд России 30 15 15 диабетом получат глюкометры Минтруда России годы и лакмусовые полоски детских реабилитационных 2001-2002 Минздрав России 15 7,5 7,5 центров Минздрава России годы детских реабилитационных 2001-2002 Минобразование 26 13 13 центров, специальных годы России школьных (коррекционных) и дошкольных учреждений Минобразования России детских реабилитационных 2001-2002 Минкультуры 6 3 3 центров Минкультуры России годы России в том числе 2 1 1 стационарных 4 2 2 передвижных Проведение научно-исследовательских работ по проблемам детской инвалидности Разработка программы 2001-2002 Минздрав России источники и средства, внедрение современных создания и деятельности годы предусмотренные методик определения пренатальных учреждений для на текущее реабилитационного потенциала проведения интенсивной финансирование у ребенка-инвалида, процесса терапии новорожденных его реализации до достижения состояния исчерпания, типовых схем алгоритмов всего процесса реабилитации и его отдельных стадий, технология включения родителей детей-инвалидов в достижение положительных результатов реабилитации процесса комплексная экспертиза, включающая в себя медицинское, психологическое, педагогическое и социальное обследование ребенка-инвалида, а также психологическое и социальное обследование его родителей создание предпосылок к современным компьютерным технологиям реабилитации детей-инвалидов Разработка препарата 2001-2002 Минздрав России источники и средства, лечебного сурфактанта годы предусмотренные человека из амниотической на текущее жидкости для профилактики и финансирование лечения синдрома дыхательных расстройств новорожденных детей Разработка программы 2001-2002 Минздрав России источники и средства, "Психологические методы годы предусмотренные мобилизации внутренних на текущее ресурсов онкологических финансирование больных детей" Разработка новых 2001-2002 Минтруд России 1,6 0,8 0,8 индивидуальных методов и годы организационных технологий для реабилитации детей-инвалидов по 5 нозологиям Разработка новых методов 2001-2002 Минобразование 0,2 0,1 0,1 развития творческих годы России изобразительных навыков у детей с нарушением зрения с целью их социальной адаптации Разработка программ по 2001-2002 Минобразование источники и средства, обучению детей с синдромом годы России предусмотренные Дауна на текущее финансирование Создание компьютерной 2001-2002 Минобразование источники и средства, программы по преодолению годы России предусмотренные боязни общения у детей с на текущее ранним аутизмом финансирование Разработка и опытное 2001-2002 Минкультуры источники и средства, внедрение новых технологий годы России предусмотренные творческой реабилитации и на текущее ускорения социальной финансирование адаптации детей-инвалидов средствами культуры и искусства Научно-методическое и информационное обеспечение решения проблем детской инвалидности Разработка и издание 2001-2002 Минздрав России 2 1 1 обеспечение научно-методических и годы Минтруд России 2 1 1 специализированных информационных материалов Минобразование 1,5 0,75 0,75 реабилитационных учреждений по проблемам России для детей-инвалидов детей-инвалидов и детской Минкультуры 0,8 0,4 0,4 достижениями науки и инвалидности России техники, новейшими реабилитационными технологиями, опытом работы по данному направлению Обеспечение автотранспортом учреждений для детей-инвалидов Обеспечение 2001-2002 Минтруд России 18 9 9 более 300 реабилитационных специализированным годы центров, домов-интернатов, автотранспортом, учреждений медико-социальной автобусами и Минтруд России 10 5 5 экспертизы получат автобусы микроавтобусами, с подъемниками, грузовым автотранспортом, Минтруд России 8 4 4 микроавтобусы, грузовой сельскохозяйственными Минтруд России 4 2 2 автотранспорт и машинами сельскохозяйственную технику Организация подготовки и повышения квалификации кадров, работающих с детьми-инвалидами Переподготовка на базе 2001-2002 Минтруд России 3 1,5 1,5 более 1000 специалистов по высших учебных заведений годы Минобразование 4 2 2 работе с детьми-инвалидами специалистов по социальной России пройдут переподготовку на работе с детьми-инвалидами базе высших учебных заведений, опорно-экспери- ментальных центров Совместные с родителями 2001-2002 Минтруд России 3 1,5 1,5 детей-инвалидов, годы детьми-инвалидами и работниками социальной службы занятия на базах опорно-экспериментальных центров по вопросам психолого-медико-педагоги- ческой и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями Культурные и спортивные мероприятия, отдых и оздоровление детей-инвалидов Проведение специальных 2001-2002 Минтруд России 2 1 1 более 50 тыс. детей- спартакиад для детей- годы Минобразование 1,5 0,75 0,75 инвалидов примут участие в инвалидов России спортивных соревнованиях Минкультуры 2 1 1 России органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию) Проведение всероссийского и 2001-2002 Минтруд России 2 1 1 около 500 тыс. детей- региональных фестивалей годы Минкультуры 2 1 1 инвалидов примут участие в художественного творчества России региональных фестивалях детей-инвалидов органы художественного творчества исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию) Оздоровление детей- 2001-2002 органы - - - инвалидов в санаториях годы исполнительной "Мать и дитя" власти субъектов Российской Федерации (по согласованию) Развитие сотрудничества с 2001-2002 Минтруд России - - - общественными годы организациями, занимающимися детской инвалидностью Строительство и реконструкция учреждений Строительство и 2001-2002 Минтруд России 330,8 150,4 180,4 завершение строительства и реконструкция детских годы реконструкции 37 объектов домов-интернатов, для детей-инвалидов реабилитационных центров Всего по Программе 714 342,5 371,5 ______________ УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2000 г. N 625 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДЕТИ-СИРОТЫ" (2001-2002 годы) (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.2002 г. N 767) ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Дети-сироты" (2001-2002 годы) Наименование - федеральная целевая программа Программы "Дети-сироты" (2001-2002 годы) Дата и номер решения - поручение Правительства Российской о разработке Программы Федерации от 24 июля 1999 г. N ВМ-П12-24807 о разработке проектов федеральных целевых программ по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы Государственный заказчик - Министерство образования Российской Программы Федерации Основные разработчики - Министерство образования Российской Программы Федерации Министерство труда и социального развития Российской Федерации Министерство здравоохранения Российской Федерации Цель Программы - предупреждение сиротства и создание условий для полноценной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Срок реализации - 2001-2002 годы Программы Исполнители мероприятий - Министерство образования Российской Программы Федерации Министерство труда и социального развития Российской Федерации Министерство здравоохранения Российской Федерации Объемы и источники - 652,150 млн. рублей за счет средств финансирования Программы федерального бюджета, в том числе на 2001 год - 325,89 млн. рублей 276,4 млн. рублей за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (по согласованию) 5,89 млн. рублей за счет средств внебюджетных источников (по согласованию) Ожидаемые конечные - увеличение числа своевременно результаты реализации выявленных детей, нуждающихся в помощи Программы государства увеличение числа передаваемых на воспитание в семьи граждан детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей расширение сети учреждений по защите прав детей повышение качества подготовки выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей расширение сети инновационных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Система контроля за - контроль за реализацией Программы исполнением Программы осуществляется в установленном порядке Министерством образования Российской Федерации совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации ________________ Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей. В современных условиях распространенными явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. За последние годы катастрофически выросло количество "социальных сирот" - детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Вооруженные конфликты, природные, техногенные и социальные катастрофы - причины, способствующие тому, что дети остаются без родителей. К концу 1998 г. число детей, находящихся на полном государственном обеспечении, достигло 620 тысяч. Увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, неизбежно ведет к увеличению числа учреждений для детей-сирот - домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, приютов и т. д. Вместе с тем многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что помещение ребенка в учреждение интернатного типа не обеспечивает удовлетворения его основных потребностей, что в свою очередь приводит к нарушению развития ребенка. Результатом проживания ребенка в условиях интернатного учреждения является его неготовность к самостоятельной жизни, к поиску работы и ее сохранению в условиях безработицы, неумение организовать свой быт, досуг, создать и сохранить свою семью. Важнейшим инструментом предупреждения социального сиротства является долгосрочная государственная программа, предусматривающая поэтапное решение указанной проблемы с учетом конкретной ситуации. Проблемы, связанные с предупреждением сиротства, жизнеобеспечением и развитием детей-сирот, настолько масштабны и многообразны, что требуют для их разрешения целенаправленных, скоординированных усилий государственных и общественных институтов. Все это вызывает необходимость проведения комплексных мероприятий на федеральном уровне программными методами. На основе федеральной целевой программы "Дети-сироты" (далее именуется - Программа) в большинстве регионов Российской Федерации разработаны и утверждены региональные программы "Дети-сироты". В ходе реализации Программы наметились положительные тенденции и получены социально значимые результаты. Начала создаваться сеть служб по предупреждению социального сиротства во многих регионах России, разработано методическое обеспечение этих служб. Создан и ведется государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время федеральный банк данных связан компьютерной сетью с 56 регионами Российской Федерации. Ведется работа по созданию системы учета семей потенциальных усыновителей, воспитателей, в результате которой значительно увеличилось число детей, переданных на усыновление, под опеку или попечительство. Развивается новая форма устройства детей-сирот - помещение ребенка на воспитание в семьи граждан. Открываются психолого-медико-педагогические центры, обеспечивающие индивидуальную диагностику, социально-психологическую реабилитацию детей, оставшихся без попечения родителей. Значительным пополнением системы государственных учреждений для детей-сирот стало введение в действие социальных приютов, центров временного пребывания детей, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в которых развиваются новые формы семейного воспитания детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Создание первых центров постинтернатной адаптации помогает смягчить процесс интеграции в общество выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Создана сеть детских домов, в которых дети овладевают профессиональными навыками. Для детских домов в 76 регионах Российской Федерации приобретено оборудование для пищеблоков, прачечных, мастерских, физкультурно-оздоровительное и медицинское оборудование, автотранспорт. В целях укрепления здоровья детей используются новые технологии немедикаментозного оздоровления детей - 6 детских домов в 6 регионах России работают по технологии "Детский дом здоровья". На средства, выделяемые для финансирования мероприятий Программы, построены и введены в строй 9 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и 43 детских дома находятся в стадии завершения строительства. Однако, несмотря на принимаемые меры, проблемы, связанные с положением детей, оставшихся без попечения родителей, требуют комплексного решения на государственном уровне. Решение этих проблем должно строиться на основе создания и совершенствования государственной системы защиты прав детей. Полноценная государственная помощь может быть обеспечена только в случае четко организованной работы по раннему выявлению потенциально опасных ситуаций для ребенка. Для полноценного развития личности ребенка-сироты крайне важным является его проживание в условиях, близких к семейным. Необходимо разработать формы передачи детей-сирот в семьи граждан (приемные, патронатные семьи и др.), создать инновационные государственные и негосударственные учреждения для детей-сирот (профильные школы, лицеи для творчески одаренных детей и т. п.). Такие изменения в системе обеспечения жизнедеятельности, воспитания и обучения детей-сирот требуют ее реформирования, разработки новых технологий подготовки кадров, специалистов, работающих с детьми-сиротами, допрофессиональной подготовки самих сирот, обучения конкурентоспособным профессиям. Цель и задачи Программы Целью Программы является предупреждение сиротства, создание условий для полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обеспечение условий для их интеграции в общество, социальной и личностной самореализации. Программа предусматривает решение следующих основных задач: формирование системы государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; реформирование системы обеспечения жизнедеятельности, воспитания и обучения детей-сирот; ресурсное обеспечение новых технологий и поддержка региональных проектов. Основные направления реализации Программы Программа предусматривает реализацию мероприятий по предупреждению сиротства, создание центров помощи семье, внедрение и развитие семейных форм устройства детей-сирот (приемная, патронатная семья, семейная группа и т. п.). Намечается внедрение системы учета детей-сирот, разработка критериев отбора семей, которые могут принять ребенка на воспитание, обеспечение психолого-педагогического сопровождения таких семей, социальной защищенности в ней ребенка, совершенствование оплаты труда приемных родителей. Для обеспечения поддержки и помощи в постинтернатный период Программой предусматриваются разработка и внедрение моделей служб поддержки выпускников. Планируются мероприятия по реформированию системы обеспечения жизнедеятельности, воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это позволит создать новые виды и формы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2002 году планируется ввести в эксплуатацию 53 учреждения для детей-сирот в большинстве регионов Российской Федерации, осуществить плановое завершение строительства и реконструкцию 16 учреждений для детей-сирот. Ресурсное обеспечение Программы Объем финансирования мероприятий за счет средств федерального бюджета составляет 652,15 млн. рублей, в том числе на: предупреждение сиротства, выявление, устройство и охрану прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 1,2 млн. рублей; реформирование системы обеспечения жизнедеятельности, воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 3,275 млн. рублей; ресурсное обеспечение учреждений для детей-сирот, новые технологии, поддержку инновационных проектов - 47,675 млн. рублей; капитальное строительство - 600 млн. рублей. Объемы финансирования Программы из федерального бюджета будут ежегодно уточняться в установленном порядке при формировании проектов федерального бюджета на соответствующий год. Для выполнения Программы планируется привлечь средства бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 276,4 млн. рублей, средства внебюджетных источников - 5,89 млн. рублей. Механизм реализации Программы К участию в реализации Программы привлекаются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, различные организации, в том числе научные учреждения. Исполнение Программы осуществляется на основе контрактов (договоров), заключаемых государственным заказчиком - Министерством образования Российской Федерации - с исполнителями программных мероприятий, которые определяются в установленном порядке на конкурсной основе. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации Для оперативного управления реализацией Программы, привлечения внебюджетных источников финансирования и контроля за эффективностью выполняемых мероприятий создана исполнительная дирекция Программы. Министерство образования Российской Федерации как государственный заказчик осуществляет контроль за сроками выполнения мероприятий Программы, целевым расходованием выделяемых финансовых средств и эффективностью их использования, ежегодно уточняет затраты по программным мероприятиям и состав исполнителей. Оценка эффективности Программы Эффективность Программы будет оцениваться по следующим показателям: своевременное выявление детей, нуждающихся в помощи государства; увеличение числа передаваемых на воспитание в семьи граждан детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; укрепление материально-технической базы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; улучшение качества жизни детей в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ___________ П Е Р Е Ч Е Н Ь мероприятий федеральной целевой программы "Дети-сироты" (2001-2002 годы) +-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ Стоимость (млн. рублей) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------------------------------¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бюджеты субъектов ¦ внебюджетные ¦ ¦ ¦ ¦Срок ¦ ¦ федеральный бюджет ¦ Российской ¦ источники ¦ ¦ ¦ ¦испол-¦ Исполнители ¦ ¦ Федерации ¦ ¦ Ожидаемые ¦ ¦ ¦нения ¦ +--------------------+-------------------+------------------¦ результаты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2001- ¦ ¦2001- ¦ ¦2001- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2002 ¦ ¦2002 ¦ ¦2002 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦годы -¦в том числе ¦годы -¦ в том числе¦годы -¦в том числе¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦всего +-------------¦всего +------------¦всего +-----------¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2001 ¦2002 ¦ ¦2001 ¦2002 ¦ ¦ 2001¦ 2002¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦год ¦год ¦ ¦год ¦год ¦ ¦ год ¦ год ¦ ¦ +-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ Предупреждение сиротства, выявление, устройство и охрана прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Разработка и 2001- Минобразование 0,6 0,3 0,3 - - - - - - своевременное внедрение 2002 России выявление детей, технологий годы Минтруд России нуждающихся в своевременного Минздрав России помощи выявления детей, государства нуждающихся в помощи государства Развитие системы 2001- Минобразование - - - 0,5 0,25 0,25 - - - создание 5 центров помощи 2002 России региональных семье годы Минтруд России центров помощи семье Разработка моделей 2001- Минобразование - - - - - - 0,3 0,15 0,15 разработка 3 взаимодействия 2002 России моделей органов опеки и годы взаимодействия попечительства органов опеки и с учреждениями для попечительства детей-сирот и с учреждениями детей, оставшихся для детей-сирот без попечения и детей, родителей, всех оставшихся без видов, типов и попечения ведомственной родителей подчиненности Создание 2001- органы - - - 0,16 0,08 0,08 - - - создание 3 экспериментальных 2002 исполнительной экспериментальных региональных годы власти субъектов центров центров Российской усыновления усыновления Федерации (по согласованию) Внедрение 2001- Минобразование 0,4 0,2 0,2 - - - - - - учет системы учета 2002 России потенциальных потенциальных годы усыновителей усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей Совершенствование 2001- органы - - - 0,3 0,15 0,15 - - - выявление и учет порядка учета 2002 исполнительной детей-сирот и детей-сирот и годы власти субъектов детей, оставшихся детей, Российской без попечения оставшихся без Федерации (по родителей попечения согласованию) родителей Разработка и 2001- Минобразование 0,2 0,1 0,1 - - - - - - создание 2 внедрение 2002 России моделей инновационных годы Минтруд России устройства моделей детей-сирот в устройства семьи граждан детей-сирот в семьи граждан Разработка и 2001- Минобразование - - - - - - 0,28 0,2 0,08 межведомственные внедрение 2002 России программы межведомственных годы социальной программ защищенности по социальной выпускников защищенности образовательных выпускников учреждений образовательных учреждений для детей-сирот Развитие и 2001- Минобразование - - - - - - 0,6 0,2 0,4 6 региональных внедрение 2002 России моделей служб моделей служб годы охраны прав охраны прав детей-сирот выпускников и детей, образовательных оставшихся без учреждений из попечения числа детей- родителей сирот Разработка и 2002 Минобразование - - - - - - 0,1 - 0,1 введение в апробация год России действие линии телефона доверия телефона доверия "Детская линия" в г. Новгороде (г. Новгород) Формирование 2001- Минобразование - - - - - - 1 0,4 0,6 социальная общественного 2002 России реклама мнения по проблеме годы (телевизионные сиротства через ролики, СМИ радиопрограммы, статьи), связанная с проблемами сиротства и охраной прав детей-сирот Методическое и 2001- Минобразование - - - - - - 0,46 0,26 0,2 создание организационное 2002 России детского обеспечение годы сайта в реализации прав Интернете ребенка, в том числе создание детского сайта в сети Интернет Реформирование системы обеспечения жизнедеятельности, воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Внедрение 2001- Минобразование 0,6 0,3 0,3 - - - - - - внедрение 5 инновационных 2002 России инновационных форм и видов годы Минтруд России форм и видов образовательных Минздрав России учреждений государственных и для детей-сирот негосударственных на 5 эксперимен- учреждений для тальных площадках детей-сирот Разработка и 2001- Минздрав России - - - - - - 0,15 0,06 0,09 внедрение 2 внедрение программ 2002 Минобразование программ воспитания и годы России реабилитации реабилитации детей-сирот детей-сирот раннего раннего возраста возраста (от 0 до 3 лет) Разработка и 2001- Минобразование - - - - - - 0,3 0,15 0,15 внедрение 4 внедрение программ 2002 России программ медико- медико-психолого- годы психологической педагогической и социальной и социальной поддержки детей- поддержки сирот детей-сирот Внедрение 2001- Минздрав России 0,275 0,175 0,1 - - - - - - проведение современных 2002 Минобразование семинаров по методов годы России передаче опыта оздоровления для работников детей-сирот учреждений для детей-сирот Разработка и 2001- Минобразование - - - - - - 0,6 0,25 0,35 создание программ апробация 2002 России обучения, вариативных годы профдиагностики и программ обучения профориентации конкурентоспо- детей-сирот собным профессиям Разработка и 2001- Минтруд России - - - - - - 0,4 0,2 0,2 внедрение 2 внедрение моделей 2002 Минобразование моделей временного и годы России трудоустройства постоянного детей-сирот трудоустройства (временного детей-сирот и постоянного), программы поддержки работающих воспитанников Проведение 2001- Минобразование 2,4 1,2 1,2 - - - 0,5 0,25 0,25 проведение всероссийских 2002 России фестивалей и региональных годы Минтруд России творчества мероприятий с детей-сирот, целью интеграции спортивных детей-сирот праздников, в общество выставок творчества Проведение 2001- Минобразование - - - - - - 0,5 0,2 0,3 проведение экспертизы 2002 России экспертизы и внедрение годы и внедрение региональных отобранных проектов на конкурсной основе 8 регинальных проектов деятельности учреждений для детей-сирот Ресурсное обеспечение учреждений для детей-сирот, новых технологий, поддержка инновационных проектов Оснащение центров 2001- Минобразование 0,57 0,19 0,38 0,3 0,1 0,2 - - - оснащение усыновления 2002 России оборудованием 3 организационно- годы экспериментальных техническим центров оборудованием Оснащение 2002 Минобразование 0,57 - 0,57 0,3 - 0,3 - - - оснащение общественных год России оборудованием приемных и и обучение консультационных специалистов пунктов 5 общественных организационно- приемных и техническим консультационных оборудованием, пунктов базами данных Материально- 2001- Минобразование 17,925 8,963 8,962 - - - - - - поставка в 130 техническое 2002 России учреждений обеспечение новых годы для детей-сирот технологий минипекарен, допрофессиональной миницехов по и начальной переработке профессиональной сельхозпродукции, подготовки компьютерных детей-сирот классов, оборудования для швейных, вязальных мастерских, автоклассов Материально- 2001- Минобразование 20,766 10,766 10 99,24 45 54,24 0,1 0,05 0,05 поставка в 140 техническое 2002 России учреждений обеспечение новых годы Минздрав для детей-сирот технологий России автотранспорта и инновационных и агротехники, проектов оснащение 6 учреждений по технологии "школа здоровья" Оснащение домов 2001- Минздрав России 0,9 0,3 0,6 - - - - - - оснащение 6 ребенка и 2002 Минобразование учреждений образовательных годы России для детей-сирот учреждений дидактическими для детей-сирот и техническими дидактическими средствами и техническими обучения средствами обучения Оснащение лечебно- 2001- Минобразование 5 2,4 2,6 - - - - - - поставка профилактических 2002 России современного и образовательных годы Минздрав России медицинского учреждений оборудования для детей-сирот в 25 учреждений современным для детей-сирот медицинским оборудованием Проведение 2001- Минобразование 0,22 0,11 0,11 - - - 0,2 0,1 0,1 проведение конкурсов 2002 России 4 конкурсов профессионального годы профессионального мастерства мастерства специалистов, специалистов работающих с учреждений детьми-сиротами для детей-сирот Проведение 2001- Минобразование 0,8 0,35 0,45 - - - - - - проведение экспертизы 2002 России экспертизы и издание годы разработок и информационно- издание методической информационно- литературы методической в помощь литературы воспитателям, психологам, социальным работникам, специалистам по охране прав детей Ведение банка 2001- Минобразование 0,184 0,092 0,092 - - - - - - постоянно данных о 2002 России обновляемый реализации годы банк данных по программных Программе мероприятий в в сети Интернет сети Интернет Проведение 2001- Минобразо- 0,2 0,1 0,1 - - - 0,1 0,05 0,05 организация работ, организационно- 2002 вание открытых конкурсов методических годы России по отбору мероприятий по поставщиков Программе товаров, работ, в том числе 0,05 - 0,05 - - - - - - услуг, мониторинг содержание исполнения исполнительной государственных дирекции контрактов, Программы экспертиза выполненных работ по Программе (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.2002 г. N 767) Мониторинг 2001- Минобразование 0,54 0,34 0,2 - - - 0,3 0,15 0,15 мониторинг эффективности 2002 России реализации реализации годы проектов, анализ федеральных выявленных и региональных проблем и программных методические проектов рекомендации по их устранению Капитальное строительство Завершение 2001- Минобразование 600 300 300 175,6 100 75,6 - - - ввод в строительства 2002 России эксплуатацию и реконструкции годы в 2002 году детских домов и 53 учреждений учреждений для для детей-сирот; детей-сирот и завершение детей, строительства и оставшихся реконструкции без попечения 16 учреждений родителей для детей-сирот Всего по Программе 652,15 325,89 326,26 276,4 145,58 130,8 5,89 2,67 3,22 _____________ УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2000 г. N 625 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ" (2001-2002 годы) ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (2001-2002 годы) Наименование - федеральная целевая программа Программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (2001-2002 годы) Дата и номер решения о - поручение Правительства Российской разработке Программы Федерации от 24 июля 1999 г. N ВМ-П12-24807 о разработке проектов федеральных целевых программ по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы Государственный заказчик - Министерство труда и социального Программы развития Российской Федерации Основные разработчики - Министерство труда и социального Программы развития Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации Министерство внутренних дел Российской Федерации Министерство здравоохранения Российской Федерации Цель Программы - укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних создание условий для социальной, психолого-педагогической, медицинской помощи и реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации Срок реализации - 2001-2002 годы Программы Исполнители мероприятий - Министерство труда и социального Программы развития Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации Министерство внутренних дел Российской Федерации Министерство здравоохранения Российской Федерации Министерство юстиции Российской Федерации Объемы и источники - 218,64 млн. рублей за счет средств финансирования федерального бюджета, Программы в том числе на 2001 год - 109,31 млн. рублей средства бюджетов субъектов Российской Федерации (по согласованию) Ожидаемые конечные - создание условий для обеспечения результаты реализации защиты прав детей, их социальной Программы реабилитации и адаптации в обществе стабилизация числа беспризорных детей и подростков преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних Система контроля за - контроль за реализацией Программы исполнением Программы осуществляется в установленном порядке Министерством труда и социального развития Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации __________ Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами Ухудшение социально-экономического положения большинства российских семей, безработица, резко возросшая миграция населения, особенно из неблагоприятных в экономическом и социальном отношении регионов, остро отразились на положении детей, привели к росту безнадзорности, агрессии, нетерпимости, преступности и правонарушений в детской и подростковой среде. По данным Министерства внутренних дел Российской Федерации 424,3 тыс. несовершеннолетних состоят на учете в органах внутренних дел. Стабильно высоким остается показатель количества детей, оставшихся без попечения родителей. В 1998 году по сравнению с 1995 годом на 19,5 процента увеличилось число исков о лишении родительских прав, удовлетворенных судами Российской Федерации. Несовершеннолетние, чьи родители лишены родительских прав и которые в силу разных причин вынуждены проживать в семье, пополняют ряды безнадзорных. 132 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются в соответствующих образовательных учреждениях, только за последние 3 года число таких детей возросло на 13,2 тыс. человек. Отмечаются случаи, когда безнадзорные дети становятся объектами сексуальных посягательств и предметом торговли. Нарастающими темпами распространяется наркомания и токсикомания среди детей. На начало 1998 года на учете в медицинских учреждениях состояло около 37 тыс. несовершеннолетних, употребляющих наркотические и психотропные средства. Уровень заболеваемости наркоманией среди несовершеннолетних в 2,5 раза выше, чем среди взрослых. Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации. Реализация федеральной целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее именуется - Программа) в 1997-1999 годах позволила частично уменьшить остроту проблем детской безнадзорности и социального сиротства. Результатом реализации Программы явилось увеличение числа специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. По состоянию на 1 января 2000 г. в Российской Федерации действует 701 такое учреждение (в 1994 году - 30). В результате реализации Программы эти учреждения, а также специальные учебно-воспитательные учреждения, центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам системы органов образования, центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей системы органов внутренних дел были обеспечены автотранспортом, сельскохозяйственными машинами, медицинским, бытовым, реабилитационным оборудованием, аудио-, видео- и компьютерной техникой. Это позволило улучшить условия содержания детей, создать базу для внедрения современных технологий их социальной и медико-психологической реабилитации. Однако незавершенность формирования и оснащения сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, перегруженность учреждений, недостаточный уровень подготовки кадров, способных осуществлять профилактическую и реабилитационную работу, снижают эффективность предпринимаемых действий и свидетельствуют о необходимости продолжения начатой работы по решению проблем детской безнадзорности программно-целевым методом. Не в полной мере отвечает современным требованиям нормативно-правовое, информационно-аналитическое, научно-методическое обеспечение работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации. Программа разработана на основе предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти - основных разработчиков Программы и с учетом опыта реализации федеральной целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в 1997-1999 годах. Цель и задачи Программы Целью Программы является дальнейшее комплексное решение проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации. Программа предусматривает решение следующих задач: совершенствование правовых, организационных, финансово-экономических механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие учреждений профилактики безнадзорности несовершеннолетних; осуществление мер общей профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, содействующих развитию позитивных интересов детей, их полезной деятельности во внеучебное время; дальнейшее развитие специализированных учреждений, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, укрепление их материально-технической базы; создание и укрепление служб, осуществляющих лечение и реабилитацию детей и подростков, страдающих наркоманией, токсикоманией, психическими расстройствами; проведение исследований проблем безнадзорности, девиантного поведения несовершеннолетних, разработка и апробация новых коррекционно-реабилитационных технологий и программ социальной, медицинской, психолого-педагогической, трудовой реабилитации несовершеннолетних, информационное и научно-методическое обеспечение развития новых форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей; переподготовка и повышение квалификации специалистов по социальной работе, коррекционно-развивающей педагогике и психологии, наркологов. Основные направления реализации Программы Предполагается осуществить меры общей и специальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, содействующие реализации способностей и позитивных интересов детей, их общественно-полезной и развивающей деятельности во внеучебное время. Предусматривается оснащение учреждений по профилактике, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних необходимым медицинским, бытовым и спортивным оборудованием, оборудованием для профессиональной подготовки и трудовой реабилитации, автотранспортом с целью создания необходимых условий проживания и реабилитации детей и подростков. Намечается проведение научно-исследовательских работ в целях анализа и составления прогноза детской безнадзорности и преступности. Предполагается обобщить и распространить опыт внедрения новых моделей и форм жизнеустройства детей, экспериментально апробировать современные технологии и программы социальной адаптации, социально-медицинской и психологической реабилитации различных категорий несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут проведены мероприятия по организации переподготовки специалистов разного профиля, работающих с безнадзорными детьми и подростками-правонарушителями. Ресурсное обеспечение Программы Объем финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета составляет 218,64 млн. рублей, в том числе на: мероприятия общей и специальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - 9,92 млн. рублей; государственную поддержку учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - 206,12 млн. рублей; научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - 2,1 млн. рублей; организацию переподготовки и повышения квалификации кадров, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, - 0,5 млн. рублей. Объемы финансирования мероприятий Программы из федерального бюджета будут ежегодно уточняться в установленном порядке при формировании проектов федерального бюджета на соответствующий год. Для реализации ряда мероприятий Программы планируется привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Участие конкретных субъектов Российской Федерации в выполнении Программы согласовывается после принятия федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Механизм реализации Программы К участию в реализации Программы привлекаются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации, в том числе научные учреждения. Исполнение Программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых государственным заказчиком - Министерством труда и социального развития Российской Федерации с исполнителями программных мероприятий, которые определяются в установленном порядке на конкурсной основе. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации С целью осуществления управления реализацией Программы при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации создается дирекция Программы, в состав которой входят представители исполнителей мероприятий Программы. Министерство труда и социального развития Российской Федерации как государственный заказчик осуществляет контроль за сроками выполнения мероприятий Программы, целевым расходованием выделяемых финансовых средств и эффективностью их использования, ежегодно уточняет затраты по программным мероприятиям и состав исполнителей. Оценка эффективности реализации Программы В результате реализации мер общей профилактики (создание профильных лагерей для несовершеннолетних, поддержка клубов для детей и подростков по месту жительства и в образовательных учреждениях, апробация и распространение программ и проектов профилактической и реабилитационной работы и другие) будет обеспечиваться развитие способностей и позитивных интересов детей, их общественно-полезная деятельность во внеучебное время, предотвращение вовлечения несовершеннолетних в асоциальные группы и криминальные структуры. Государственная поддержка учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних позволит расширить их сеть, оснастить различным оборудованием и автотранспортом, в результате чего улучшатся условия проживания воспитанников, более эффективно будет осуществляться их социальная адаптация и реабилитация. Реализация Программы позволит: стабилизировать показатель количества беспризорных детей и подростков на уровне, не превышающем показатели 1999 года; увеличить до 850 единиц количество специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в которых будут оказаны различные виды социальных услуг 185 тыс. детей. ____________ П Е Р Е Ч Е Н Ь мероприятий федеральной целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (2001-2002 годы) +------------------------------------------------------------------------------------------------------+ ¦ ¦Срок ¦ ¦Стоимость (млн. рублей)¦ ¦ ¦ ¦испол-¦ Исполнители ¦ федеральный бюджет ¦ Ожидаемые результаты ¦ ¦ ¦нения ¦ +-----------------------¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2001- ¦ в том числе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2002 +---------------¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦годы - ¦2001 год¦ 2002 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦всего ¦ ¦ год ¦ ¦ +------------------------------------------------------------------------------------------------------+ Общая и специальная профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Создание профильных 2001- Минтруд России 2,2 1,1 1,1 отдых и оздоровление в 4 оздоровительных лагерей 2002 Минобразование летних лагерях 1 тыс. для несовершеннолетних, годы России несовершеннолетних, относящихся к "группе органы относящихся к "группе риска" исполнительной риска" власти субъектов Российской Федерации (по согласованию) Проведение Всероссийской 2001- МВД России источники и средства, предупреждение детской операции "Подросток", 2002 Минобразование предусмотренные на безнадзорности и направленной на годы России текущее финансирование правонарушений предупреждение Минтруд России несовершеннолетних в безнадзорности и летний период правонарушений несовершеннолетних, улучшение индивидуальной воспитательной работы с подростками-правонаруши- телями Проведение Всероссийского 2002 Минобразование 1 - 1 обеспечение досуга смотра-конкурса детских и год России подростков с целью подростковых спортивных органы профилактики клубов на базе исполнительной безнадзорности и образовательных власти субъектов правонарушений учреждений и по месту Российской несовершеннолетних, жительства Федерации улучшение качества работы (по согласованию) детских клубов Создание цикла теле- и 2001- Минтруд России 1,22 0,62 0,6 обеспечение информирования радиопередач по вопросам 2002 Минобразование населения о состоянии профилактики годы России решения проблем безнадзорности и профилактики правонарушений безнадзорности и несовершеннолетних правонарушений несовершеннолетних Издание и распространение 2001- Минтруд России 1,37 0,5 0,87 обеспечение информирования справочно-информационных 2002 Минобразование родителей бюллетеней, буклетов, годы России несовершеннолетних, памяток по предупреждению МВД России оказавшихся в трудной детской безнадзорности и Минздрав России жизненной ситуации, о противоправного поведения соответствующих службах, несовершеннолетних учреждениях и возможных видах помощи Проведение Всероссийского 2001 Минтруд России 1,79 1,79 - разработка и внедрение 100 конкурса программ и год органы программ и проектов проектов превентивной, исполнительной профилактической и охранно-защитной и власти субъектов реабилитационной работы коррекционно-реабилита- Российской ционной работы с детьми, Федерации находящимися в трудной (по согласованию) жизненной ситуации Распространение опыта 2002 Минтруд России 2,34 - 2,34 финансовая поддержка 10 победителей год органы программ победителей, Всероссийского конкурса исполнительной проведение 3 региональных программ и проектов власти субъектов обучающих семинаров превентивной, Российской охранно-защитной и Федерации коррекционно-реабилита- (по согласованию) ционной работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации Государственная поддержка развития учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений Создание двух федеральных 2001- Минобразование 0,6 0,4 0,2 апробация модели центра по экспериментальных центров 2002 России предупреждению зависимости профилактики аддиктивного годы органы от алкоголя и наркотиков с поведения детей и исполнительной последующим внедрением подростков власти субъектов новых форм работы Российской Федерации (по согласованию) Обеспечение медицинским, создание в учреждениях бытовым, спортивным, профилактики развивающим безнадзорности и оборудованием, аудио-, правонарушений видео-, компьютерной несовершеннолетних техникой и оргтехникой, условий, необходимых для оборудованием для оказания своевременной трудовой реабилитации и помощи детям, обеспечения профессиональной процесса их социальной подготовки: реабилитации специальных учебно- 2001- Минобразование 30 15 15 воспитательных учреждений 2002 России для несовершеннолетних, годы органы центров психолого- исполнительной педагогической и медико- власти субъектов социальной помощи детям и Российской подросткам, учреждений Федерации дополнительного (по согласованию) образования центров временной 2001- МВД России 8 4 4 изоляции для 2002 органы несовершеннолетних годы исполнительной правонарушителей власти субъектов Российской Федерации (по согласованию) специализированных 2001- Минтруд России 89,52 45 44,52 учреждений для 2002 органы несовершеннолетних, годы исполнительной нуждающихся в социальной власти субъектов реабилитации Российской Федерации (по согласованию) воспитательных колоний 2001- Минюст России 7 4 3 2002 годы Обеспечение оснащение необходимым автотранспортом и автотранспортом и сельскохозяйственной сельскохозяйственной техникой техникой специальных учебно- 2001- Минобразование 10 5 5 воспитательных учреждений 2002 России для несовершеннолетних годы органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию) воспитательных колоний 2001- Минюст России 5 2,5 2,5 2002 годы центров временной 2001- МВД России 6 3 3 изоляции для 2002 органы несовершеннолетних годы исполнительной правонарушителей власти субъектов Российской Федерации (по согласованию) специализированных 2001- Минтруд России 50 25 25 учреждений для 2002 органы несовершеннолетних, годы исполнительной нуждающихся в социальной власти субъектов реабилитации Российской Федерации (по согласованию) Научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Разработка и внедрение 2001- Минтруд России 1 0,5 0,5 методическое обеспечение коррекционно-реабилита- 2002 специализированных ционных технологий и годы учреждений для программ социальной, несовершеннолетних, медицинской и нуждающихся в социальной психолого-педагогической реабилитации реабилитации несовершеннолетних Разработка и внедрение в 2001- Минздрав 0,75 0,3 0,45 методическое обеспечение 3 опытно-экспериментальных 2002 России опытно-экспериментальных учреждениях программ годы Минобразование учреждений социальной, медицинской, России психологической реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами Разработка модели 2001 Минобразование 0,15 0,15 - методическое обеспечение патронатного воспитания год России работы по созданию новых обучающихся форм семейного устройства образовательных учреждений начального профессионального образования из семей, относящихся к "группе риска" Разработка модели 2001 Минобразование 0,15 0,15 - методическое обеспечение постинтернатной адаптации год России проведения постинтернатной воспитанников специальных адаптации воспитанников учебно-воспитательных специальных учреждений для учебно-воспитательных несовершеннолетних учреждений для несовершеннолетних Разработка 2001 МВД России 0,05 0,05 - издание криминологического криминологического год прогноза прогноза основных тенденций подростковой преступности Организация повышения квалификации кадров, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Организация курсов 2001- Минтруд России источники и средства, повышение квалификации 500 повышения квалификации 2002 Минздрав России предусмотренные на специалистов с работников учреждений, годы Минобразование текущее финансирование использованием специальных осуществляющих России программ, ориентированных профилактику на внедрение новых безнадзорности и технологий профилактики правонарушений безнадзорности и несовершеннолетних, правонарушений обучение этих работников несовершеннолетних методам работы с уличными детьми, с несовершеннолетними с аддиктивным поведением, оказание психологической помощи детям, пострадавшим от насилия, имевшим суицидальные попытки Организация курсов 2001- Минтруд России 0,5 0,25 0,25 обмен опытом работы и повышения квалификации 2002 повышение квалификации работников комиссий по годы штатных работников делам несовершеннолетних комиссий по делам и защите их прав несовершеннолетних и субъектов Российской защите их прав Федерации ВСЕГО по Программе 218,64 109,31 109,33 ___________ УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2000 г. N 625 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" (2001-2002 годы) (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.2002 г. N 767) П А С П О Р Т федеральной целевой программы "Одаренные дети" (2001-2002 годы) Наименование Программы - федеральная целевая программа "Одаренные дети" (2001-2002 годы) Дата и номер принятия - поручение Правительства Российской решения о разработке Федерации от 24 июля 1999 г. Программы N ВМ-П12-24807 о разработке проектов федеральных целевых программ по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы Государственный заказчик - Министерство образования Российской Программы Федерации Основной разработчик - Министерство образования Российской Программы Федерации Цель Программы - создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей в Российской Федерации Срок реализации Программы - 2001-2002 годы Исполнители основных - Министерство образования Российской мероприятий Программы Федерации Министерство культуры Российской Федерации Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму Объемы и источники - 9,58 млн. рублей за счет средств финансирования Программы федерального бюджета, в том числе на 2001 год - 4,79 млн. рублей 28,62 млн. рублей за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (по согласованию) 5,35 млн. рублей за счет средств внебюджетных источников (по согласованию) Ожидаемые конечные - увеличение числа одаренных детей, результаты Программы которым оказывается государственная поддержка совершенствование системы работы с одаренными детьми, создание условий для ее устойчивого существования повышение качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с одаренными детьми расширение сети инновационных учреждений, работающих с одаренными детьми Система контроля за - контроль за реализацией Программы исполнением Программы осуществляется в установленном порядке Министерством образования Российской Федерации совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации ____________ Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами Многолетняя кризисная ситуация негативно отражается на образовательном и интеллектуальном уровне населения России, сопровождается утечкой интеллектуальных ресурсов, снижением заинтересованности и реальных возможностей родителей и педагогов в выявлении и развитии одаренных детей. В сложившейся ситуации выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей должна стать приоритетной задачей государства и общества в целом. Сложность и специфика работы с одаренными детьми требуют привлечения к ее решению различных специалистов - педагогов, психологов, ученых, деятелей культуры и спорта. Необходимым условием полноценного и позитивного развития ребенка является взаимодействие педагогов и других специалистов с его родителями. Работа с одаренными детьми не может исходить исключительно из эмпирического, стихийно возникающего опыта, она должна иметь в своей основе серьезные научно-методические разработки. Содержащиеся в федеральной целевой программе "Одаренные дети" (далее именуется - Программа) мероприятия соответствуют государственной социальной политике и согласуются с основными положениями Конвенции ООН о правах ребенка и других международных документов. Опыт реализации Программы в 1998-1999 годах показал, что основные направления и механизм реализации программных мероприятий определены правильно, они отражают реальные проблемы, способствуют их поэтапному решению и поддерживаются на уровне субъектов Российской Федерации. На основе Программы в подавляющем большинстве регионов России разработаны и утверждены региональные программы. В ходе реализации Программы наметились положительные тенденции и получены социально значимые результаты, в том числе разработаны основы психолого-педагогической работы с одаренными детьми, создана концепция "Одаренность", в которой сделана попытка выработки общей позиции специалистов по детской одаренности. Создана и успешно функционирует поддерживаемая Программой система всероссийских предметных олимпиад, которые проводятся как на уровне образовательного учреждения, так и на федеральном уровне. Заметнее становятся успехи российских детей и на международных олимпиадах. Продолжается работа по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей путем проведения олимпиад, конкурсов, конференций, слетов, фестивалей и других мероприятий. В рамках Программы издана библиотека "Одаренные дети", в которую вошли 17 научных, учебно-методических и практических пособий по работе с одаренными детьми. Сформированы основы системного подхода к работе по переподготовке и повышению квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми. Разработан и внедрен порядок утверждения стипендиатов - одаренных детей из разных регионов Российской Федерации. Укреплена материально-техническая база ведущих учреждений, центров, экспериментальных площадок, работающих с одаренными детьми. Все указанные направления работы - итог многолетней систематической деятельности, которая должна быть продолжена на новом этапе реализации Программы. В предстоящий период необходимо сделать действенным механизм реализации прав одаренных детей путем оказания материальной и моральной поддержки и создания системы государственных грантов (стипендий). Необходимой представляется работа с одаренными детьми с ограниченными физическими возможностями, их социальная адаптация и интеграция в общество. Изменения в системе обеспечения жизнедеятельности, воспитания и развития одаренных детей требуют разработки новых методов подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, работающих с данной категорией детей. Цель и задачи Программы Целью Программы является создание на государственном уровне условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения. Программа предусматривает решение следующих задач: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей; осуществление поддержки одаренных детей; развитие и поддержка организаций, работающих с одаренными детьми; подготовка и повышение квалификации кадров, работающих с одаренными детьми; осуществление необходимых мероприятий по научному, методическому и информационному обеспечению Программы. Основные направления реализации Программы Перечень мероприятий Программы предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям на всех стадиях создания условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, включая материально-техническое, методическое, кадровое, информационное и организационное обеспечение. Предусматривается развитие и поддержка учреждений и организаций, работающих с одаренными детьми. Предполагается внедрение новых методов работы с одаренными детьми, адресной индивидуальной поддержки одаренных детей через систему государственных премий и стипендий, проведение на федеральном уровне мероприятий, реализация которых позволит детям демонстрировать свои достижения, встречаться с ведущими учеными, представителями технической и художественной интеллигенции. Предусматривается внедрение инновационных моделей учреждений для одаренных детей, создание образовательных программ нового поколения в области переподготовки и повышения квалификации кадров, работающих с одаренными детьми. Планируется разработка и издание методических пособий по работе с одаренными детьми для педагогов, воспитателей, родителей, проведение конкурса образовательных программ, осуществление информационного и организационного обеспечения мероприятий, пополнение федерального банка данных "Одаренные дети". Ресурсное обеспечение Программы Объем финансирования мероприятий за счет средств федерального бюджета составляет 9,58 млн. рублей, в том числе на: развитие и поддержку учреждений и организаций, работающих с одаренными детьми, - 2,8 млн. рублей; осуществление государственной поддержки одаренных детей - 5,98 млн. рублей; методическую работу - 0,4 млн. рублей; информационное и организационное обеспечение мероприятий Программы - 0,4 млн. рублей. Объемы финансирования мероприятий Программы из федерального бюджета будут ежегодно уточняться в установленном порядке при формировании проектов федерального бюджета на соответствующий год. Для выполнения Программы планируется привлечь средства бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 28,62 млн. рублей и средства внебюджетных источников - 5,35 млн. рублей. Механизм реализации Программы К участию в реализации Программы привлекаются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации, в том числе научные учреждения. Исполнение Программы осуществляется на основе контрактов (договоров), заключаемых государственным заказчиком - Министерством образования Российской Федерации с исполнителями программных мероприятий, которые определяются в установленном порядке на конкурсной основе. Организация управления Программой и контроль за ходом Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|