российская
федерация
администрация
города рязани
постановление
от 16 декабря 2011 г. N 5711
Об утверждении комплекса мероприятий
по развитию потребительского рынка муниципального образования -
городской округ город Рязань
В целях реализации распоряжения
Правительства Рязанской области от
22.06.2011 N 284-р, в соответствии с распоряжением
главы муниципального образования, председателя Рязанской городской Думы от
29.06.2011 N 248-д "О программных мероприятиях по развитию
потребительского рынка муниципального образования - городской округ город
Рязань", руководствуясь статьями 39, 41 Устава
муниципального образования - городской округ город Рязань Рязанской области,
администрация города Рязани постановляет:
1. Утвердить прилагаемый
комплекс
мероприятий по развитию потребительского рынка муниципального
образования - городской округ город Рязань.
2. Отделу по связям со
средствами массовой информации аппарата администрации города Рязани
(С.Б. Якунина) опубликовать настоящее постановление в газете "Рязанские
ведомости".
3. Контроль за исполнением
настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации
С.В. Горячкину.
Глава администрации В.Е. Артемов
Комплекс мероприятий
по развитию потребительского рынка
муниципального образования - городской округ город Рязань
(утв. постановлением администрации города Рязани
от 16 декабря 2011 г. N 5711)
Введение
Комплекс мероприятий по
развитию потребительского рынка муниципального образования - городской округ
город Рязань (далее - Комплекс мероприятий) разработан в соответствии с Федеральным
законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах
государственного регулирования торговой деятельности в Российской
Федерации", распоряжением Правительства Рязанской области от 22.06.2011
N 284-р, распоряжением главы муниципального образования,
председателя Рязанской городской Думы от 29.06.2011 N 248-д "О
программных мероприятиях по развитию потребительского рынка муниципального
образования - городской округ город Рязань", в целях повышения
социально-экономической эффективности потребительского рынка, создания условий
для предоставления комплекса услуг и их доступности населению.
Основными задачами Комплекса мероприятий
являются: совершенствование координации и правового регулирования в сфере
потребительского рынка, развитие инфраструктуры потребительского рынка, в том
числе розничной и оптовой торговли, общественного питания и бытового
обслуживания населения, повышение уровня квалификации работников в сфере
потребительского рынка.
Реализация Комплекса
мероприятий обеспечит: ежегодный рост оборота розничной и оптовой торговли на 5
- 7%, оборота общественного питания - на 1 - 5%, объема бытовых услуг - на 1 -
5%; обеспечение жителей города Рязани к 2015 году на 1000 жителей:
площадью торговых объектов до 950 кв. метров, посадочными местами в
организациях общественного питания в общедоступной сети - до 40 единиц; повышение качества
производимых товаров и услуг.
При разработке Комплекса мероприятий
использованы статистические данные, представленные территориальным органом
Федеральной службы государственной статистики по Рязанской области за период с
2008 по 2010 год и I полугодие 2011 года.
1. Мероприятия, направленные на развитие
потребительского рынка
Состояние розничной торговли и сферы услуг в
значительной степени определяется следующими факторами:
- создание условий для обеспечения жителей
города Рязани услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
- осуществление защиты прав потребителей на
территории города Рязани;
- содействие развитию малого и среднего
предпринимательства на территории города Рязани.
1.1. Оптовая торговля
Состояние оптовой торговли, ее
организационно-техническое развитие, складская инфраструктура, формы и методы
обслуживания клиентов, технология доставки товаров не всегда соответствуют
современным требованиям рынка и слабо обеспечивают решение задач по увеличению
розничного товарооборота, а также продвижению продукции рязанских
товаропроизводителей.
Сегодня рынок логистических
услуг на продовольственном рынке города Рязани не развит, что приводит к росту
издержек в сфере обращения и снижению конкурентоспособности отечественного
продовольствия на потребительском рынке. Применение логистики может привести к
сокращению издержек на 20 - 25%, а следовательно к
снижению цен и повышению конкурентоспособности отечественных товаров.
Формирование эффективной системы функционирования оптового рынка и создание
современных логистических распределительных центров
является одной из основных задач в сфере развития потребительского рынка муниципального
образования.
В настоящее время на территории города Рязани
работает 3698 предприятий оптовой торговли, из них осуществляют оптовую
торговлю пищевыми продуктами, включая напитки и торговлю табаком - 452
предприятия. В 2010 году общий объем оборота оптовой торговли организаций
составил 35,95 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 41,2% больше, чем
в 2009 году.
1.2. Розничная торговля
В настоящее время на территории города Рязани
осуществляют деятельность 1768 предприятий розничной торговли с общей торговой
площадью 394,2 тыс. кв.м, из них
продовольственных - 684, непродовольственных -1084.
Оборот розничной торговли в 2010 году
составил 63,66 млрд. руб. и увеличился в товарной массе по сравнению
с предыдущим годом на 1,7%, а с учетом роста цен розничной торговли увеличился
на 8% (без учета инфляции).
При нормативе
минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по городу
Рязани 574,4 кв. м на 1000 человек, по итогам 2010 года
фактическая обеспеченность в целом по городу Рязани составила
902,3 кв. м на 1000 человек, что составляет 157% от норматива и 173%
от базового показателя по Российской Федерации (521 кв. м на 1000
человек), в том числе продовольственными товарами 193,1% и непродовольственными
138,5%.
В городе Рязани в среднем обеспеченность
современными торговыми площадями составляет чуть более 140 кв. м на
1000 жителей. Обеспеченность жителей России современными торговыми площадями
составляет 73 кв. м на 1000 человек, в развитых странах ЕЭС этот
показатель в 3,5 раза больше - более 500 кв. м.
На территории города Рязани работают 95 торговых
предприятий, 14 крупных продовольственных международных, федеральных и
региональных торговых сетей, из них международных: "Зельгрос", "Метро", "Глобус",
"Атак"; федеральных: "7 Континент", "Дикси", "Магнит", "Пятерочка" и
региональных: "Барс", "Снедь",
"Подсолнух", "Сорока", "Макро",
"Алфавит".
Торговая сеть, реализующая непродовольственную
группу товаров, представлена региональными компаниями: "Галактика",
"Канцлер", "АЗ-Арт", "Центрювелирторг", "Апельсин", "Элекс", "Фламинго" и другими.
В 2010 году открылись новые предприятия
торговли: торговый дом "Никольский", супермаркеты: ЗАО "Торговый
дом "Перекресток", ООО "Барс", ООО "Тандер", ООО "Супермаркет "Алфавит";
магазины: ООО "Эталон", ООО "ПродПрестиж",
"Банная сказка", "Автомама" и
другие. В первом полугодии 2011 года открылись супермаркеты: ЗАО
"Денвер", ООО "Норма"; магазины: ООО "Калинка",
"Италика, "Рыбалов", "Апельсин", "Prof инструмент", "Юничел"
и другие.
На территории города Рязани организованы 24
розничных рынка общей площадью 136,8 тыс. кв.м,
в том числе 17 универсальных, 6 специализированных, 1 сельскохозяйственный.
Количество торговых мест на рынках - 6335. Обеспеченность на 1000 жителей
города торговыми местами на розничных рынках составляет 204,4%. Администрацией
города Рязани совместно с Правительством Рязанской области во 2 квартале
2012 года планируется введение в действие двух новых крытых розничных
рынков (универсального и сельскохозяйственного) общей площадью около 12 тыс. кв.м в районе пос. Борки (около
развязки северного обхода города Рязани). На вновь
организованных розничных рынках будет организовано 1036 торговых мест, из них
420 торговых мест предназначены для продовольственных товаров и 616 торговых
мест - для непродовольственных товаров.
Розничные рынки, как структура потребительского
сектора, вносят свой вклад в решение ряда социальных задач благодаря
установлению относительно низких цен, широкому ассортименту, территориальной
доступности товаров и услуг; обеспечению занятости населения посредством
создания рабочих мест в сфере непосредственной
торговой деятельности, управления и обслуживания рынков. Рынки играют важную
роль в развитии свободной конкуренции, как между собой, так и с розничными
торговыми предприятиями.
Федеральным законом от 30.12.2006
N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс
Российской Федерации", предусмотрено, что с 1 января 2013 года для
организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг)
на рынках управляющие рынками компании вправе использовать исключительно
капитальные здания, строения, сооружения, что потребует значительных финансовых
вложений со стороны управляющих рынками компаний.
В настоящее время 6 рынков города Рязани готовы
к работе в новых условиях: ООО "Горторгсервис",
ООО "Слово и дело", ЗАО фирма "КРЕМАС", ООО
"Земля", ООО "Сфера", ООО "Ямской тракт".
Наиболее серьезно ситуация складывается на 8
(33%) рынках города Рязани, которые должны быть закрыты и на которых может быть
сокращено 1418 торговых мест, расположенных на открытых площадках (в
контейнерах или в виде открытых прилавков): ООО "Агро-Рязань",
ООО "Бастион", ООО "ДИО", ЗАО фирма "КРЕМАС", ООО
"Ореол", ООО "Астарта", ООО "Стимул", ООО
"Троицкая Слобода". Сокращение торговых мест на розничных рынках
города Рязани не сможет оказать сильного негативного влияния на потребителей,
так как обеспеченность населения города превышает установленный норматив
обеспеченности населения торговыми площадями на 57%.
На 16 (67%) рынках города Рязани 28% торговых
мест расположены в капитальных зданиях, 5% во временных сооружениях
(павильонах) и 67% торговых мест на открытых площадках.
Из 16 рынков на 11 планируется строительство
новых капитальных сооружений, два рынка (ООО "Горторгсервис",
ЗАО фирма "КРЕМАС") ведут активное строительство капитальных
объектов, два рынка (ООО "ССТ", ОАО "Росконтракт")
планируют провести перепрофилирование из универсального в сельскохозяйственный.
На период строительства и реконструкции рынков
размещение предпринимателей планируется перенести на другие свободные площади в
торговых центрах и действующих розничных рынках.
В соответствии с Федеральным законом
от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования
торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон) органы
местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают
условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. В
целях решения данного вопроса местного значения администрацией города Рязани разработана
схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального
образования - городской округ город Рязань (далее - Схема).
Схемой предусмотрено размещение 639
нестационарных торговых объектов, в том числе для реализации хлеба и хлебобулочных
изделий 64 объекта, молока и молочной продукции 176 объектов, мясопродуктов 2
объекта, плодоовощной продукции 7 объектов. При этом,
в соответствии с требованиями Закона 397 объектов (64,4%)
предусмотрено для использования субъектами малого и среднего
предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность.
Размещение нестационарных торговых объектов,
являющихся временными конструкциями, и нестационарных торговых объектов,
являющихся передвижными сооружениями, на имуществе, находящемся во владении,
пользовании, распоряжении муниципального образования - городской округ город
Рязань осуществляется в соответствии со Схемой. Данной Схемой предусматривается
265 адресных ориентиров, по которым могут быть размещены соответствующие
нестационарные торговые объекты рязанских товаропроизводителей. В настоящее
время на территории города размещено 197 объектов рязанских
товаропроизводителей.
Реализация продукции местных
товаропроизводителей осуществляется через фирменную торговую сеть с
минимальными торговыми наценками или по ценам завода изготовителя,
представленную 72 магазинами, 107 отделами, 100 временными сооружениями
(киоски, павильоны), 265 нестационарными торговыми объектами.
Для обеспечения жителей
города сельскохозяйственной продукцией и продукцией пищевых и перерабатывающих
организаций Рязанской области по более низким ценам, а также повышения ценовой
доступности товаров для всех слоев населения, в соответствии с распоряжением
Правительства Рязанской области от 02.09.2008 N 407-р и постановлением
администрации города Рязани от 20.10.2011 N 4531 "О проведении
ярмарок выходного дня" еженедельно на территории города организуются и
проводятся
ярмарки по 5 адресам:
Театральная площадь:
- ул. Крупской, д. 17 (ЦНТИ);
- ул. Новоселов, 13 (кинотеатр
"Октябрь");
- ул. Станкозаводская,
д. 30 (ТЦ "Кит");
- ул. Высоковольтная, д. 33 (площадка
около супермаркета "Квазар").
Проведение ярмарок выходного дня способствует
созданию условий для наиболее полного удовлетворения спроса жителей города на
качественные потребительские товары рязанских товаропроизводителей.
Администрация города Рязани проводит активную работу по привлечению местных
производителей к участию в ярмарках выходного дня. В 2010 году
администрацией города совместно с Правительством Рязанской области организовано
и проведено 217 ярмарок, а в первом полугодии 2011 года - 96 ярмарок. В
еженедельных ярмарках принимают участие более 100 товаропроизводителей
Рязанской области, а также граждане, ведущие личные подсобные хозяйства,
крестьянские (фермерские) хозяйства или занимающиеся садоводством и
огородничеством.
Предприятия розничной
торговли различных форм собственности предоставляют инвалидам, участникам
Великой Отечественной войны и малоимущей категории граждан постоянные скидки на
социально значимые продовольственные товары со скидкой 5 -10%. В настоящее
время на территории города реализация социально значимых групп товаров льготной
категории граждан с применением торговых скидок осуществляется в 21 розничном
торговом предприятии: в магазинах ООО "ТД "Барс", в
супермаркетах "Сорока", в сети магазинов "Подсолнух", в
супермаркете "Урожай" и других.
1.3. Общественное питание
На территории города Рязани в 2010 году
функционировало 699 предприятий общественного питания на 32,3 тыс.
посадочных мест, в том числе 603 общедоступных предприятия на 21,3 тыс.
посадочных мест. В 2010 году были открыты новые предприятия общественного
питания: кафе ООО "Вкусная музыка", ООО "Бок о бок", ООО
"АГОАВО", рестораны ООО "Мартель",
ЗАО "Синемаменеджмент", кафетерий ИП
Оганесян Г.Г. и другие. В первом полугодии 2011 года количество
предприятий общественного питания увеличилось до 713, количество посадочных
мест увеличилось до 33,8 тыс., в том числе общедоступных 617 предприятий
на 22,8 тыс. посадочных мест. За данный период открыты новые предприятия:
кафе ООО "Винотека", рестораны: ООО "Сервис+",
ООО "Софита", "Вишневая соната" и другие.
Оборот общественного питания в 2010 году
составил 2070,4 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 8,5% больше, чем
в 2009 году. Обеспеченность посадочными местами в 2010 году в
общедоступной сети предприятий общественного питания составила 149,5%. За
первое полугодие данный показатель увеличился на 5,8% и составил 155,3%.
Основными задачами по развитию и
совершенствованию общественного питания являются: расширение сети предприятий
общественного питания, обеспечивающих питанием учащихся общеобразовательных
учреждений; стимулирование развития сети общественного питания, применяющих
передовые технологии приготовления пищи; открытие цехов на действующих
предприятиях, специализирующихся на приготовлении полуфабрикатов высокой
степени готовности для организации общественного питания в учебных заведениях
города. Для реализации этих мероприятий в МП "Детское питание"
необходимо провести переоборудование школьных столовых, обеспечить их
современным высокотехнологичным оборудованием, что позволит расширить
ассортимент выпускаемой продукции, улучшить качество приготовляемой пищи,
создать дополнительные рабочие места. В 2010 году на проведение
мероприятий по переоснащению базовой столовой МП "Детское питание"
было направлено 2 865,8 тыс. руб.
В 2011 году Рязанская область приняла
участие в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации для реализации
экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания в
муниципальных образовательных учреждениях города Рязани (далее - муниципальные
учреждения) и по итогам конкурсного отбора вошла в число победителей. Это
позволило привлечь 30 млн. рублей из федерального бюджета на приобретение
современного технологического оборудования в пищеблоки муниципальных учреждений
города Рязани. 10 млн. рублей областного бюджета были направлены на
покупку мебели в обеденные залы и приобретение посуды. Из бюджета города Рязани
направлено 30 млн. рублей на проведение капитального ремонта столовых
муниципальных учреждений. В скором времени состоится презентация 21 современной
столовой муниципальных учреждений и начнется следующий этап реализации проекта.
Результатом реализации программы станет повышение качества и безопасности
питания в муниципальных учреждениях, увеличение охвата обучающихся качественным
горячим питанием в соответствии с их физиологическими потребностями и
санитарно-гигиеническими нормативами, укрепление материально-технической базы в
столовых муниципальных учреждений.
Для совершенствования организации питания,
развития и повышения престижа предприятий и организаций общественного питания
на территории города Рязани ежегодно совместно с Правительством Рязанской
области организуются и проводятся конкурсы кулинарного мастерства. Информация о
проведении городских мероприятий размещается на сайте
администрации города Рязани в сети Интернет.
1.4. Бытовое обслуживание
В сфере бытового
обслуживания населения на территории города Рязани действует 901 предприятие,
из них: 280 парикмахерские, 84 ателье по ремонту и изготовлению швейных и
трикотажных изделий, 33 мастерских по ремонту бытовой техники, 5 бань и 50
саун, 78 станций технического обслуживания автотранспортных средств, 69
фотоателье, 33 предприятия по оказанию ритуальных услуг и прочие, с общим
количеством рабочих мест 4338. В первом полугодии 2011 года по сравнению
с 2010 годом сеть предприятий, оказывающих бытовые услуги населению,
увеличилась на 4 объекта, а количество рабочих мест на 30 единиц.
Обеспеченность рабочими местами предприятий бытового обслуживания за I
полугодие 2011 года увеличилась на 0,2% и составила 106,1% по сравнению с
аналогичным периодом 2010 года.
Объем бытовых услуг, оказанных населению города
Рязани в 2010 году, составил 185,6 млн. рублей, что в сопоставимых
ценах на 14,2% меньше, чем в 2009 году. Наибольший удельный вес в
структуре объема бытовых услуг занимают техническое обслуживание и ремонт автотранспортных
средств, ритуальные услуги, услуги бань, изготовление и ремонт мебели, ремонт и
пошив швейных изделий, услуги парикмахерских.
Успешное развитие бытового обслуживания
населения возможно при наличии благоприятных экономических, социальных и других
условий. Основной целью развития бытового обслуживания населения является
удовлетворение спроса на бытовые услуги. Для этого необходимо укрепление
материально-технической базы сферы бытовых услуг, повышение эффективности
производства, развитие предпринимательства, создание необходимых условий для
увеличения количества рабочих мест.
1.5. Защита прав потребителей
Во исполнение
полномочий, возложенных на органы местного самоуправления Законом
Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав
потребителей", в 2010 году специалистами администрации города Рязани
рассмотрено 4949 обращений граждан по вопросам, связанным с нарушением прав
потребителей в сфере торговли, общественного питания и бытовых услуг, в том
числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В первом полугодии
2011 года в администрацию города Рязани обратилось 1694 человека, которые
получили консультации по интересующим их вопросам.
В рамках просветительной работы по вопросам законодательства
о защите прав потребителей работниками администрации города Рязани проведено 66
бесед, опубликовано в региональных средствах массовой информации 2 материала,
основанных на обращениях потребителей, прочитано 9 лекций в ГОУ "Учебный
центр занятости", принято участие в просветительском курсе по теме: "Защита
прав потребителей" для выпускных классов муниципальных учреждений при
Рязанской областной универсальной научной библиотеке им. Горького. С
представителями товариществ собственников жилья и управляющих компаний
проведены обучающие семинары по разъяснению норм Жилищного кодекса
РФ.
1.6. Содействие развитию малого и среднего
предпринимательства
В 2010 году администрация города Рязани
завершила реализацию муниципальной целевой программы "Комплексная поддержка
малого предпринимательства в городе Рязани на 2007 - 2010 годы",
утвержденной решением Рязанского городского Совета от 26.04.2007
N 313-III.
Постановлением администрации города Рязани от
20.09.2011 N 4059 утверждена долгосрочная целевая программа
"Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в городе Рязани
на 2011 - 2013 годы" (далее - Программа), целью которой
является создание условий для развития малого и среднего предпринимательства на
территории муниципального образования. В рамках Программы
запланированы следующие мероприятия: создание условий для совершенствования
нормативного правового обеспечения деятельности субъектов малого и среднего
предпринимательства; финансовая поддержка: предоставление субсидий в виде
грантов начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства,
предоставление субсидий на прохождение образовательных программ; возмещение
части затрат, связанных с участием в выставках и с сертификацией продукции,
товаров и услуг; организация конкурсов профессионального мастерства,
фестивалей, конференций и других мероприятий.
Финансирование мероприятий Программы
будет осуществляться за счет средств бюджета города Рязани в размере
3800 тыс. руб., областного бюджета - 1830 тыс. руб., и
федерального бюджета - 26985,536 тыс. руб.
В рамках деятельности межведомственной комиссии
по укреплению финансовой дисциплины юридических и физических лиц по платежам,
поступающим в доход городского бюджета, утвержденной постановлением
администрации города Рязани от 12.12.2008 N 7544, проводилась работа с
юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по повышению заработной
платы, выплачиваемой работникам.
Проведена работа по актуализации сведений о
предприятиях гостиничного бизнеса, осуществляющих свою деятельность на
территории города Рязани. Также проводится еженедельный мониторинг текущей финансово-экономической
ситуации в сфере потребительского рынка, осуществляется мониторинг розничных и
оптовых цен на социально значимые товары в магазинах и на рынках города Рязани.
Проводится работа по информированию и привлечению предпринимателей к участию в
городских и областных конкурсах.
2. Цели и задачи
Основными целями Комплекса мероприятий являются
повышение социально-экономической эффективности потребительского рынка,
создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей населения в качественных
товарах и услугах.
Для достижения целей Комплекса мероприятий
необходимо выполнение следующих задач:
- совершенствование координации и правового
регулирования в сфере потребительского рынка;
- развитие инфраструктуры потребительского
рынка, в том числе розничной и оптовой торговли, общественного питания и
бытового обслуживания населения;
- повышение уровня квалификации работников в
сфере потребительского рынка.
Исполнитель Комплекса
мероприятий - отдел предпринимательства, потребительского рынка и наружной
рекламы администрации города Рязани ежеквартально не позднее 30 числа месяца,
следующего за отчетным кварталом, и ежегодно до 05.02.2016 года
представляет информацию о ходе реализации Комплекса мероприятий в Рязанскую
городскую Думу и в министерство экономического развития и торговли Рязанской
области.
Информация о ходе и итогах реализации Комплекса
мероприятий открыта для широкой аудитории и размещается на сайте
администрации города Рязани в разделе "Бизнесу" в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".