Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Орловской области от 03.10.2013 № 363-р

 

                   ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

 

           Утратил силу - Распоряжение Правительства Орловской области
                                                  от 26.02.2016 № 79-р
     
     3 октября 2013 г. N 363-р
     г. Орёл
     

 

       (В редакции Распоряжения Правительства Орловской области

                      от 24.07.2014 г. N 241-р)

     
     В целях создания условий для улучшения инвестиционного климата  в
Орловской области:
     
     1. Утвердить  прилагаемую   Инвестиционную  стратегию   Орловской
области на период до 2020 года.
     2. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя

Председателя Правительства  Орловской   области,  руководителя   блока

финансово-экономического развития М. М. Бабкина. (В           редакции

Распоряжения Правительства Орловской области от 24.07.2014 г. N 241-р)
     
     
     Председатель Правительства
     Орловской области                                     А.П. Козлов
     

 

 

                                                            Приложение
                                                        к распоряжению
                                       Правительства Орловской области
                                          от 3 октября 2013 г. N 363-р

 

 

                       Инвестиционная стратегия
                          Орловской области
                        на период до 2020 года

 

 

    Раздел 1. Общие положения и область применения Инвестиционной
          стратегии Орловской области на период до 2020 года

 

   1.1. Прогнозный сценарий развития российской и мировой экономики
                             до 2020 года

 

 Инвестиционная стратегия Орловской  области  на период  до 2020  года
(далее - Стратегия) определяет  цели и задачи органов  государственной
исполнительной власти Орловской области по обеспечению  благоприятного
инвестиционного климата,  а также принципы  инвестиционной политики  с
учетом требований Стандарта деятельности органов исполнительной власти
субъекта   Российской   Федерации   по   обеспечению    благоприятного
инвестиционного   климата    в    регионе,   утвержденного    решением
Наблюдательного   совета    автономной   некоммерческой    организации
"Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов"  от
3 мая 2012 года.
 Стратегия учитывает положения следующих нормативно-правовых актов:
 1) Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596  
долгосрочной государственной экономической политике";
 2) Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об
основных направлениях   совершенствования   системы   государственного
управления";
 3) Концепции    долгосрочного    социально-экономического    развития
Российской   Федерации   на   период  до   2020   года,   утвержденной
распоряжением Правительства  Российской  Федерации от  17 ноября  2008
года N 1662-р;
 4) Стратегии    социально-экономического    развития     Центрального
федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 года N 1540-р;
 5) Стратегии социально-экономического  развития Орловской области  до
2020 года, утвержденной распоряжением Коллегии Орловской области от 28

октября 2008 года N 372-р.
     В долгосрочной перспективе  развитие  российской экономики  будет
определяться следующими основными тенденциями:
     1) адаптацией к замедлению  роста мировой  экономики и спроса  на
углеводороды;
     2) усилением  зависимости  платежного  баланса  и  экономического
роста от  притока  иностранного капитала  и состояния  инвестиционного
климата;
     3) исчерпанием имеющихся технологических заделов в ряде высоко- и
среднетехнологичных отраслей  экономики  при  усилении  потребности  в
активизации инновационно-инвестиционной компоненты роста;
     4) необходимостью  преодоления  ограничений  в   инфраструктурных
отраслях (электроэнергетика, транспорт);
     5) начавшимся сокращением населения  в трудоспособном возрасте  в
сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и  инженерных
кадров;
     6) усилением конкуренции  как  на внутренних,  так  и на  внешних
рынках при  значительном сокращении  ценовых конкурентных  преимуществ
из-за опережающего роста заработной платы, энергетических издержек.
     С учетом      этого     основные      варианты      долгосрочного
социально-экономического  развития Российской  Федерации  определяются
степенью реализации следующих ключевых факторов:
     развитие и   реализация  сравнительных   преимуществ   российской
экономики в  энергетике, науке  и образовании,  высоких технологиях  и
других сферах;
     интенсивность инновационного      обновления       обрабатывающих
производств и динамика производительности труда;
     модернизация транспортной и энергетической инфраструктуры;
     развитие институтов,    определяющих    предпринимательскую     и
инвестиционную активность, эффективность государственных институтов;
     укрепление доверия  в   обществе  и  социальной   справедливости,
включая вопросы легитимности собственности;
     интенсивность повышения   качества   человеческого   капитала   и
формирование среднего класса;
     интеграция евразийского экономического пространства.
     В зависимости от степени реализации этих факторов выделяются  три
сценария социально-экономического развития в долгосрочной перспективе:
консервативный, инновационный и целевой (форсированный).
     Консервативный сценарий  (вариант 1)  характеризуется  умеренными
(не  более  3,6%)  долгосрочными темпами  роста  экономики  на  основе
активной модернизации  топливно-энергетического  и сырьевого  секторов
российской  экономики  при  сохранении  относительного  отставания   в
гражданских  высоко-  и  среднетехнологичных  секторах.   Модернизация
экономики ориентируется в  большей степени  на импортные технологии  и
знания.
     Среднегодовые темпы роста  ВВП  оцениваются на  уровне 3,03,2%  в
20132020 годах, доля России  в мировом ВВП  в 2020 году сохранится  на
уровне 2012 года и составит 3,8%.
     Инновационный сценарий  (вариант  2)  характеризуется   усилением
инвестиционной направленности экономического роста. Сценарий опирается
на    создание     современной    транспортной    инфраструктуры     и
конкурентоспособного   сектора   высокотехнологичных   производств   и
экономики знаний наряду с модернизацией энерго-сырьевого комплекса.
     Сценарий предполагает   превращение  инновационных   факторов   в
ведущий   источник  экономического   роста   и  прорыв   в   повышении
эффективности человеческого  капитала  на рубеже  20202022 годов,  что
позволяет улучшить социальные параметры развития.
     Среднегодовые темпы  роста  российской экономики  оцениваются  на
уровне 4,04,2%  в 20132020  годах,  что будет  превышать рост  мировой
экономики и позволит увеличить долю  России в мировом ВВП к 2020  году
до 4,0%.
     Целевой (форсированный) сценарий (вариант  3) разработан на  базе
инновационного сценария,  при этом  он характеризуется  форсированными
темпами  роста,   повышенной  нормой   накопления  частного   бизнеса,
созданием масштабного несырьевого  экспортного сектора и  значительным
притоком иностранного капитала.
     Сценарием предусматривается   полномасштабная   реализация   всех
задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации:
     1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N  596
"О долгосрочной государственной экономической политике".
     2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N  597
"О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
     3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N  598
    совершенствовании     государственной    политики    в     сфере
здравоохранения".
     4. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N  599
"О мерах по реализации государственной политики в области  образования
и науки".
     5. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N  600
  мерах по  обеспечению  граждан  Российской Федерации  доступным  и
комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг".
     6. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N  601
"Об основных  направлениях совершенствования системы  государственного
управления".
     7. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N  602
"Об обеспечении межнационального согласия".
     8. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N  603
"О реализации планов  (программ) строительства и развития  Вооруженных
Сил  Российской  Федерации,  других  войск,  воинских  формирований  и
органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса".
     9. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N  604
   дальнейшем   совершенствовании  военной   службы   в   Российской
Федерации".
     10. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 605
"О мерах   по   реализации   внешнеполитического   курса    Российской
Федерации".
     11. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606
"О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации".
     Среднегодовые темпы роста ВВП повышаются до 4,6% в 20132015 годах
и до 6,8% в  20162020 годах, что повышает  вес российской экономики  в
мировом ВВП до 4,6% к 2020 году.
     Различие сценариев вытекает из внутренних факторов, разной модели
поведения бизнеса и  государственной политики  развития и  обеспечения
макроэкономической сбалансированности.
     Инновационный и форсированный сценарии предполагают более сложную
модель управления и для государства,  и для бизнеса. Сценарии  связаны
со значительными объемами инвестирования в проекты по развитию высоких
технологий и человеческого капитала с параметрами окупаемости,  далеко
выходящими за  сложившиеся  на рынке  среднесрочные пределы.  Основные
барьеры вызваны дефицитом  конкурентоспособных, по мировым  критериям,
профессиональных кадров  как на  уровне  корпораций, так  и на  уровне
государственного управления,  неэффективностью механизмов  координации
совместных усилий.
     
            1.2. Миссия, видение, цели и задачи Стратегии
     
      В складывающихся экономических условиях развитие  инвестиционной
деятельности  стало   краеугольным  камнем   для  ускорения   динамики
социально-экономического развития области.
      Правительством области на  протяжении  ряда лет  предпринимались
системные меры  по  поддержанию в  регионе инвестиционной  активности.
Главной целью принимаемых мер  являлось создание прозрачного и  хорошо
отлаженного  механизма  по  привлечению  и  реализации  поступающих  в
область инвестиций.
      Вместе с  тем  дальнейшее  развитие  инвестиционной   активности
требует коренного улучшения  основных подходов по созданию  комфортных
условий для инвесторов, реализующих свои проекты в Орловской области.
      Так, по оценке  Министерства  регионального развития  Российской
Федерации, среднероссийское  значение показателя  объема инвестиций  в
основной капитал в расчете на 1 человека составляет 87,8 тыс. рублей.
     В то же время значение указанного показателя по Орловской области
установилось на уровне  51,9  тыс. рублей  (57-е  место по  Российской
Федерации).
 При этом средние значения показателя по регионам-лидерам достигают от
150,3 тыс. рублей  до  1 млн  рублей  (Краснодарский край,  Республика
Коми, Ямало-Ненецкий автономный округ).
      В этой  связи  миссией  Орловской  области  является  разрешение
проблем, существенно сдерживающих развитие инвестиционного процесса:
1. Необходимость  преодоления  конкурентного отставания  в  борьбе  за
привлечение инвестиционных ресурсов с ведущими регионами страны.
2. Инфраструктурные      ограничения,     препятствующие      созданию
высокотехнологичных энергоемких  производственных мощностей с  высокой
производительностью труда.
3. Отсутствие  региональных  институтов  развития,  интегрированных  в
федеральный и международный инвестиционные процессы.
4. Низкая ликвидность основных  фондов большинства предприятий и,  как
следствие,   невозможность  активного   использования   инвестиционных
механизмов, таких  как долгосрочное  кредитование, лизинг  (финансовая
аренда).
5. Низкая инвестиционная и эмиссионная активность предприятий.

 

           1.3. Стратегическая цель инвестиционной политики
                          Орловской области

 

 Стратегической целю  инвестиционной  политики  Орловской  области  на
период до 2020 года  является создание эффективной системы  управления
инвестиционным  процессом  для  формирования  максимально   комфортных
условий  осуществления   инвестиционной   деятельности  и   интеграции
регионального   производственного    комплекса    в   федеральный    и
международный инвестиционные процессы.
 Достижение стратегической цели  инвестиционной политики  предполагает
решение ряда задач:
     1. Создание    доступной     инфраструктуры    для     размещения
производственных и иных объектов инвесторов.
 На территории   региона   создается   сеть   индустриальных   парков,
"территорий  развития"  и  отдельных  свободных  земельных   участков,
обеспеченных   всей  необходимой   производственной   инфраструктурой,
позволяющих инвестору приступить немедленно к реализации проекта.
     2. Формирование специализированной инфраструктуры по  привлечению
инвестиций и работе с инвесторами.
      На территории  региона  создано  ОАО  "Дирекция   индустриальных
парков Орловской области", которое не только занимается строительством
коммуникаций  на территории  парков,  но оказывает  резидентам  парков
содействие  в  получении  согласований  и  разрешительных  документов,
обеспечении безопасности  объектов, предоставлении клининговых  услуг,
поддержании в рабочем состоянии систем энергоснабжения, газоснабжения,
дорожных покрытий,  систем  водоснабжения и  сточных вод,  привлечении
профильного рабочего персонала.
      Кроме того,    обособленное   подразделение    дирекции    будет
сопровождать  инвесторов  на   всех  этапах  реализации  проекта:   от
подготовки  бизнес-плана до  ввода  в эксплуатацию  вновь  построенных
объектов.
 Основные задачи обособленного подразделения:
      консультирование Правительства Орловской области,  муниципальных
образований  и  предприятий,  а  также  оказание  помощи  по  вопросам
повышения их инвестиционной привлекательности, привлечения инвестиций,
составления  инвестиционных   программ  и  бизнес-планов,   управления
инвестиционными проектами и оценки их эффективности;
      сотрудничество с      Правительством     Орловской      области,
муниципальными образованиями и предприятиями, иностранными  компаниями
и  другими  организациями  в  реализации  инвестиционных  проектов  на
территории Орловской области;
          оказание содействия инвесторам.
     3. Создание позитивного инвестиционного имиджа Орловской области.
     Включает в себя проведение агрессивной PR-кампании,  направленной
на быстрое  продвижение информации  об Орловской  области для  целевой
аудитории отечественных и иностранных инвесторов.
     4. Модернизация  нормативной  правовой  базы  и  административной
среды развития инвестиционной деятельности в Орловской области.
     Предусматривает адаптацию   нормативно-правовой  базы   Орловской
области,  регулирующей  инвестиционную  деятельность,  к  изменяющимся
условиям федерального законодательства  и деловой практики  реализации
инвестиционных проектов.
     5. Развитие  финансовых   механизмов   привлечения  и   поддержки
инвестиций.
     Обеспечивает расширение     спектра     механизмов      поддержки
инвестиционной   деятельности,   в   том  числе   за   счет   создания
регионального   инвестиционного    фонда   и   финансовой    поддержки
перспективных   видов   производственной   деятельности   с    высокой
добавленной стоимостью.
     6. Создание комфортных  условий  для развития  среднего и  малого
предпринимательства.
     Предусматривает активное    продолжение    реализации    программ
поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
     7. Кадровое обеспечение инвестиционного процесса.
     Предполагает использование  естественного преимущества  Орловской
области, выражающегося в значительной концентрации различных категорий
учебных   заведений,    позволяющих   готовить   специалистов    любой
квалификации всего спектра профессий.
 
         Раздел 2. Уровень социально-экономического развития
                          Орловской области

 

       2.1. Общая характеристика Орловской области как региона,
                    привлекательного для инвестора
     
                   2.1.1. Географическое положение
     
     Орловская область  находится  в  юго-западной  части  Европейской
территории Российской Федерации, в центре Среднерусской возвышенности,
в южной части Центрального экономического района.
     В северном направлении  область граничит с  Тульской областью,  в
северо-западном - с Калужской,  в западном - с  Брянской, в южном -  с
Курской, в восточном - с Липецкой областями.
     Протяженность территории с севера на юг составляет более 150  км,
в широтном направлении - свыше 200 км. Площадь территории - 24,7  тыс.
кв.  км. Численность  постоянного  населения  Орловской области  на  1
января 2013 года  составила 775,9 тыс. человек.  Областной центр -  г.
Орёл. Наиболее  крупные города  г. Ливны  и г.  Мценск. Расстояние  от
города Орла до города Москвы 350 км.
     Географическое расположение  Орловской  области  представлено  на
рисунке 1.

 

                                                             Рисунок 1

 

     
                           2.1.2. Экономика

 

     Экономика Орловской    области    представлена    всеми    видами
экономической  деятельности,  ведущими из  которых  являются  сельское
хозяйство,  обрабатывающие  производства, строительство,  транспорт  и
связь,       торговля.      Регион       располагает       достаточным
производственно-экономическим     потенциалом     аграрно-промышленной
направленности  для  решения   внутриобластных  задач,  а  также   для
нормального взаимодействия на межрегиональном уровне в соответствии со
сложившимся разделением труда.
     По основным   макроэкономическим  показателям   в   среднедушевом
исчислении Орловская  область приближается к  средним показателям  для
регионов  Центрального   федерального  округа.  Валовый   региональный
продукт на душу населения в  2010 году составил 129,9 тыс. руб.  (157,
44  тыс.  руб.  - среднее  значение  валового  регионального  продукта
регионов Центрально федерального округа без учета города Москвы).

 

                     2.1.3. Промышленный комплекс
     
     Промышленный комплекс  выступает базовой  составляющей  экономики
Орловской области.
     Сегодня в Орловской области производится:
     15% российского производства керамической плитки;
     14% российского производства насосов и насосного оборудования;
     более 29% российского производства дорожной техники;
     14% российского производства коммунальной техники;
     около 19% российского производства холодильного оборудования;
     10% российского    производства   трикотажных    чулочно-носочных
изделий.
     Одной из характерных особенностей промышленности области является
ее высокий  уровень межотраслевой  кооперации  с предприятиями  других
регионов, поскольку  до  85% всех  потребляемых материальных  ресурсов
ввозится   из-за  пределов   области,   за  исключением   предприятий,
выпускающих пищевые продукты и строительные материалы, ориентированных
прежде всего на использование местной сырьевой базы.
     В промышленном комплексе области  по состоянию  на 1 января  2013
года  зарегистрировано  1777  хозяйствующих  субъектов,   занимающихся
промышленным производством, функционирует около 160 крупных и  средних
предприятий.
     Численность работников более 54 тыс. человек. Это около  четверти
общей численности работающих в экономике области.
     В структуре  промышленного  производства  области  в  2012   году
обрабатывающие   производства   составили   84,3%,   производство    и
распределение электроэнергии,  газа и  воды -  15,4%, добыча  полезных
ископаемых - 0,3%.
     Более 82%  промышленного  производства области  сосредоточено  на
крупных и  средних  предприятиях и  организациях  городов Орёл  (61%),
Ливны (10%) и Мценск (11,0%).

 

                   2.1.4. Агропромышленный комплекс
     
     Агропромышленный комплекс  Орловской области  представляет  собой
многоотраслевое образование, объединяющее производство, переработку  и
реализацию сельскохозяйственной продукции.
     Орловская область  располагает благоприятными  агроклиматическими
условиями  для ведения  сельскохозяйственного  производства. Одним  из
наиболее  важных преимуществ  Орловской  области является  наличие  на
юго-востоке территории региона плодородных черноземных почв.
     Сельское хозяйство является  не только основой  агропромышленного
комплекса, но и важнейшей отраслью региональной экономики. Его доля  в
объеме валового регионального продукта составляет 16%.
     В общей  земельной   площади  области,   составляющей  2,47   млн
гектаров,  1,9  млн,  или 77%,  занимают  земли  сельскохозяйственного
назначения, из которых 1,5 млн гектаров, или 79,4%, пашня.
     Сегодня область  способна  производить более  2,5  миллиона  тонн
зерна.
     По этим  показателям  в  2012  году она  занимает  4-е  место  по
Центральному  федеральному   округу  после   Воронежской,  Курской   и
Белгородской областей, 11-е место по России.
     По объему производства продукции сельского хозяйства в фактически
действовавших ценах в хозяйствах всех категорий в 2012 году  Орловская
область располагается на 8-м месте по Центральному федеральному округу
и на 33-м месте по России.

 

                         2.1.5. Строительство

 

     Строительство является  одной  из  важнейших  отраслей  реального
сектора  экономики.  Доля   строительства  в  общем  объеме   валового
регионального продукта в 2012  году составила 4,6%, в общих  налоговых
поступлениях - 8,5%.
     Всего по  виду экономической  деятельности  "Строительство" на  1
января 2013  года осуществляли  свою деятельность  1404 предприятия  и
организации всех форм собственности.
     Жилищное строительство  является  наиболее  важной   составляющей
деятельности строительных организаций области. Ежегодно вводится более
350 тыс. кв. метров жилья.
     В целом за 20082012 годы в области введено в эксплуатацию 1 569,6
тыс. кв. метров общей площади жилья.
     
                     2.1.6. Потребительский рынок
     
     Среднемесячная заработная плата одного работника в целом по  всем
видам экономической  деятельности в  2012  году сложилась  в сумме  16
921,8 рубля.  Ежегодный темп  роста  в среднем  за последние  5 лет  -
114,5%, в реальном исчислении - 104,7%.
     Денежные доходы населения  в  2012 году  достигли  154 950,6  млн
рублей, что на 12,9% больше, чем в 2011 году, и на 60,6% больше, чем в
2008 году.
     Темп роста денежных расходов населения, сложившихся в размере 139
699,3 млн рублей, составил 114,2% к 2011 году и 161,2% к 2008 году.
     Оборот розничной торговли  за январь-декабрь  2012 года  составил
81,6 млрд рублей.

 

                       2.1.7. Финансовый сектор

 

     В 2012 году  в  консолидированный бюджет  области поступило  17,0
млрд рублей налоговых и неналоговых платежей, что на 13% больше, чем в
2011  году,  и   на  38,2%  выше  показателя   2008  года     учетом
корректировки).
     Консолидированный бюджет области за 2012 год исполнен по  доходам
в сумме 28,4 млрд рублей,  что больше поступлений предыдущего года  на
2,2  млрд  рублей.  В 2012  году  расходы  консолидированного  бюджета
сохранили   социальную   направленность.   Расходы   на   образование,
здравоохранение,  социальную   политику,  культуру,  спорт,   средства
массовой информации  составили 21,8  млрд рублей,  или 69,4%  расходов
регионального бюджета, и выросли по сравнению с уровнем прошлого  года
на 30,1%, относительно 2008 года на 92,2%.
     
        2.1.8. Развитие малого и среднего предпринимательства
     
     Орловская область занимает  пятое  место в  рейтинге регионов,  в
которых за  последние годы прослеживается  наиболее активное  развитие
малого и среднего бизнеса.
     На 1  января  2013   года,  по  данным  Территориального   органа
Федеральной службы государственной статистики по Орловской области,  в
регионе   действовало   7,9   тыс.   субъектов   малого   и   среднего
предпринимательства,    а     также    20,9    тыс.     индивидуальных
предпринимателей.
     Доля предприятий малого и  среднего бизнеса (юридических лиц)  на
конец  2012  года  составила   48,5%  от  числа  всех  организаций   и
предприятий области.  Наибольшее число предприятий  малого и  среднего
бизнеса  действует   в  таких   отраслях,  как:   торговля  -   24,6%,
обрабатывающая промышленность  -  21,6%, сфера  операции с  недвижимым
имуществом - 18%, сельское хозяйство - 9,8%.
     Доля продукции,  произведенной   субъектами  малого  и   среднего
предпринимательства, в общем объеме ВРП в 2012 году составила 26,8%.
     По показателю инвестиции  в основной капитал  субъектов малого  и
среднего   предпринимательства   Орловская  область   среди   регионов
Центрального  федерального округа  занимает  14-е  место, в  целом  по
России - 45-е.
     
           2.1.9. Уровень международной деловой активности
     
     Основными задачами  внешнеэкономической  деятельности   Орловской
области являются:
     1) повышение эффективности внешних связей;
     2) содействие росту экспортного потенциала;
     3) координация импортной политики;
     4) обеспечение инвестиционной привлекательности региона.
     Выполнение перечисленных задач способствует устойчивому  развитию
экономики  области,  формированию современных  рыночных  отношений,  а
также повышению конкурентоспособности местных товаропроизводителей.
     В 20132020 годах прогнозируется увеличение объема внешнеторгового
оборота Орловской области на 910%.
     Партнерами региона являются  предприятия  и организации  Франции,
Ирландии, Италии,  Украины,  Литвы, Латвии,  Германии, Китая,  Турции,
Соединённого  Королевства,  Аргентины,  Польши,  Чешской   Республики,
Словакии,  Венгрии,  Гонконга,  Испании,  Греции,  Эстонии,  Монголии,
Румынии, Бельгии, Финляндии, Швейцарии, Венесуэлы, Болгарии.
     Предприятиями области  на  экспорт  поставляются  коммунальная  и
дорожно-строительная  техника,  насосное  оборудование,  фильтры   для
автомобильной    техники,    нефтеналивное    и     топливораздаточное
оборудование,     комплектующие    электротехнического     назначения,
холодильное и морозильное  оборудование, изделия  из черных и  цветных
металлов,  керамическая плитка,  молочная  продукция, злаки,  пшеница,
подсолнечное и рапсовое масла.
     На территорию  области  ввозятся  механическое  и   электрическое
оборудование, изделия  из  пластмассы и  резины,  корма для  животных,
продукты  переработки фруктов  и  пищевых продуктов  для  производства
напитков, соки фруктовые и овощные, сыры, ячмень, изделия из черных  и
цветных металлов,  инструменты и  аппараты оптические,  фильтровальная
бумага,  расходные  материалы для  производства  керамической  плитки,
щебень гранитный,  мебель, фармацевтическая  продукция, парфюмерные  и
косметические средства.
     
      2.1.10. Научно-технический потенциал и система подготовки
                    высококвалифицированных кадров

 

     В Орловской области действует многоуровневая система образования,
основанная на использовании современных методик и программ.
     На начало 2011/2012 учебного года в Орловской области действовало
6 самостоятельных учреждений высшего профессионального образования.
     Численность студентов  вузов  в области  (включая  обучающихся  в
филиалах) составила 41,0 тыс. человек.
     В 2012  году  система  начального  профессионального  образования
Орловской области  включала  15 профессиональных  училищ. Кроме  того,
подготовку рабочих кадров  по профессиям начального  профессионального
образования  осуществляли  10  учреждений  среднего  профессионального
образования и 2 учреждения высшего профессионального образования.
     Численность учащихся в  образовательных учреждениях,  реализующих
программы начального профессионального образования, на конец 2012 года
составила 6 029 человек.
     На начало  2012/2013  учебного  года  в  Орловской  области  вели
подготовку специалистов  со средним  профессиональным образованием  22
самостоятельных образовательных учреждения среднего  профессионального
образования.
     Численность студентов в образовательных учреждениях,  реализующих
программы  среднего профессионального  образования,  составила 12  001
человек.

 

             2.1.11. Высокая обеспеченность и доступность
                       энергетических ресурсов

 

     На территории  области   действуют   две  электростанции   общего
пользования   -   Орловская   и  Ливенская   ТЭЦ,   которые   являются
подразделениями  филиала ОАО  "Квадра"  - "Центральная  генерация",  а
также 95 электростанций при промышленных, транспортных, строительных и
прочих организациях. На долю Орловской и Ливенской ТЭЦ приходится  85%
установленной  мощности и  более  91% областного  объема  выработанной
электроэнергии.
     Показатели установленной  мощности  электростанций  и   выработки
собственной  электроэнергии  в  области в  2012  году  характеризуются
следующими данными: количество электростанций - 97, мощность на  конец
года - 403,9 тыс. кВт, выработка электроэнергии - 1 272,2 млн кВт. ч.
     Потребность хозяйствующих  субъектов  области  в   энергоресурсах
удовлетворяется как за счет собственного производства  электроэнергии,
так и за счет перетоков от смежных энергосистем.
     В 2012   году   область  получила   электроэнергии   от   смежных
энергосистем в 1,5  раза больше, чем  выработала сама. Получено  из-за
пределов  области 1  994,6  млн кВт.  ч,  выработано электроэнергии  в
области -  1  272,2 млн  кВт. ч.  Общее  потребление электроэнергии  в
области за 2012  год составило  2 845,8 млн  кВт. ч. Доля  собственной
электроэнергии в общем потреблении по области составила около 45%.
     Основная часть   потребляемой   электроэнергии   приходится    на
обрабатывающие  производства  - 24,9%,  производство  и  распределение
электроэнергии,  газа и  воды  - 10,8%,  транспорт  и связь  -  10,5%,
сельское хозяйство - 4,1%, потреблено населением - 18,5%.
     
                 2.1.12. Минерально-сырьевые ресурсы

 

     Орловская область занимает по природно-ресурсному потенциалу 70-е
место среди субъектов Российской Федерации.
     На территории области  выявлено и разведано  254 месторождения  и
отдельных участка полезных ископаемых по 14 видам минерального  сырья,
в том числе: 1 месторождение  железных руд, 88 месторождений 12  видов
неметаллических полезных ископаемых (глины тугоплавкие и легкоплавкие,
трепела, минеральные краски, цементное сырье, камни строительные,  мел
для производства извести, пески для строительных работ и  производства
силикатных  изделий, глины  и  суглинки для  производства  минеральной
ваты), 78 месторождений торфа (площадью более 10 га), 82 месторождения
и отдельных участка пресных подземных вод и 5 - минеральных.

 

 2.1.13. Развитие транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры

 

     Орловская область  располагает достаточно  развитой  транспортной
инфраструктурой,  выгодность  которой  предопределяется  прежде  всего
относительной близостью к столице России - г. Москве.
     Так, через область и непосредственно  через областной центр -  г.
Орёл проходят важнейшие транспортные магистрали федерального значения.
     Важнейшие транспортные    магистрали    федерального    значения,
проходящие через Орловскую область, представлены в таблице 1.

 

                                                             Таблица 1

 

|————————————————————|——————————————————————————|———————————————————————————————————————|
|        Виды        | Направления относительно |             Наименование              |
|    магистралей     |         области          |              магистралей              |
|————————————————————|——————————————————————————|———————————————————————————————————————|
| Железнодорожные    | С севера на юг           | Москва-Харьков-Крым-Кавказ            |
|————————————————————|——————————————————————————|———————————————————————————————————————|
|                    | С запада на восток       | Рига-Воронеж-Саратов                  |
|————————————————————|——————————————————————————|———————————————————————————————————————|
| Автомобильные      | С севера на юг           | Москва-Орел-Харьков-Симферополь       |
|————————————————————|——————————————————————————|———————————————————————————————————————|
|                    | С севера на юго-запад    | Москва-Киев                           |
|————————————————————|——————————————————————————|———————————————————————————————————————|
|                    | На восток                | Орел-Тамбов                           |
|————————————————————|——————————————————————————|———————————————————————————————————————|
|                    | На запад                 | Орел-Брянск                           |
|————————————————————|——————————————————————————|———————————————————————————————————————|
     
     Протяженность железнодорожных путей общего пользования составляет
более 596 км; автомобильных  дорог с твердым покрытием  - около 5  700
км,  то  есть  практически до  каждого  населенного  пункта.  Крупными
железнодорожными узлами области являются станции: Орёл, Ливны, Мценск,
Верховье, Лужки (в юго-восточной части г. Орла).
     В настоящее  время  в   области  активно  проводятся  работы   по
укреплению  и  развитию материально-технической  базы  средств  связи,
приоритетными  направлениями  которой являются:  создание  современной
электронной информационной сети  в рамках  системы информации и  связи
России; техническое перевооружение и реконструкция сети  электрической
связи, в том числе переход с аналоговой на цифровую систему; оснащение
системы почтовой связи терминалами нового поколения.
     
                   2.1.14. Территориальное развитие

 

     В области   насчитывается   267  муниципальных   образований:   3
городских округа (Орёл,  Ливны, Мценск),  24 муниципальных района,  17
городских  поселений,  223  сельских   поселения  и  2  922   сельских
населенных пункта.

 

                   2.1.15. Демографическая ситуация

 

Демографическая ситуация  в  Орловской  области  остается   достаточно
сложной.  По предварительной  оценке  Росстата,  на начало  2013  года
численность населения Орловской области составила 775,9 тыс.  человек,
из которых 510,6 тыс. человек (65,8%) - горожане и 265,3 тыс.  человек
(34,2%) - сельские жители.
     Число жителей области за 20082012  годы сократилось на 29,3  тыс.
человек,  или  на  3,6%. При  этом  уменьшение  численности  сельского
населения происходило  несколько быстрее,  чем городского  (на 5,3%  и
2,7% соответственно).

 

                     2.1.16. Уровень безработицы
     
     Уровень безработицы составил 1,1% в конце 2012 года против 1,5% в
конце 2008  года и  2,0%  в конце  2009  года. Самый  высокий  уровень
регистрируемой  безработицы  по  состоянию  на  1  января  2013   года
зафиксирован  в   Корсаковском   районе  Орловской   области  -   1,8%
экономически активного населения, самый  низкий 0,8% - в Верховском  и
Знаменском районах.
     SWOT анализ развития  инвестиционной  деятельности представлен  в
таблице 2.
     
        2.2. SWOT - анализ развития инвестиционной деятельности

 

                                                             Таблица 2

 

|———————————————————————————————————————————————|—————————————————————————————————————————|
|              Сильные стороны (S)              |           Слабые стороны (W)            |
|———————————————————————————————————————————————|—————————————————————————————————————————|
|                       1                       |                    2                    |
|———————————————————————————————————————————————|—————————————————————————————————————————|
|1. Выгодное экономико-географическое положение:|1. Необходимость преодоления             |
|благоприятные климатические условия;           |конкурентного отставания в борьбе за     |
|транспортное транзитное расположение;          |привлечение инвестиционных ресурсов с    |
|стабильное социально-политическое положение.   |ведущими регионами страны.               |
|2. Нормативная база.                           |2. Инфраструктурные ограничения,         |
|2.1. Государственная поддержка при             |препятствующие созданию                  |
|осуществлении инвестиционной деятельности      |высокотехнологичных энергоемких          |
|согласно Закону Орловской области от 6 октября |производственных мощностей с высокой     |
|2009 года N 969-ОЗ "О государственной поддержке|производительностью труда.               |
|инвестиционной деятельности в Орловской        |3. Отсутствие региональных институтов    |
|области" предусматривает:                      |развития, интегрированных в федеральный и|
|а) льготы по налогу на прибыль организаций;    |международный инвестиционные процессы.   |
|б) льготы по налогу на имущество организаций;  |4. Недостаточно эффективное использование|
|в) частичное субсидирование за счет средств    |существующих на данный момент преимуществ|
|областного бюджета расходов по выплате         |экономико- географического положения.    |
|процентной ставки за пользование кредитами     |5. Низкая ликвидность основных фондов    |
|банков, привлеченными для осуществления        |большинства предприятий и, как следствие,|
|инвестиционных проектов, по которым заключены  |невозможность активного использования    |
|соответствующие договоры                       |инвестиционных механизмов, таких как     |
|(соглашения) с Правительством Орловской        |долгосрочное кредитование, лизинг        |
|области;                                       |(финансовая аренда).                     |
|г) предоставление субсидий в целях обеспечения |6. Низкая инвестиционная и эмиссионная   |
|производственных площадок на территории        |активность предприятий.                  |
|Орловской области производственной             |7. Зависимость экономики области         |
|инфраструктурой, включая проведение работ по   |от внешних факторов: конъюнктуры рынков и|
|землеустройству, постановку сформированных     |цен на сельскохозяйственную продукцию,   |
|земельных участков, предназначенных для        |размеров транспортных тарифов, тарифов на|
|размещения указанной инфраструктуры, на        |топливно-энергетические ресурсы.         |
|государственный кадастровый учет и             |8. Снижение численности населения        |
|государственную регистрацию прав на них        |региона.                                 |
|2.2. Предоставление государственных гарантий   |9. "Слабость" бюджетной базы.            |
|Орловской области по кредитам, привлекаемым    |10. Отсутствие крупных интегрированных   |
|юридическими лицами на осуществление           |производственных кластеров, способных    |
|инвестиционных проектов, и кредитам,           |стать локомотивом в своих отраслях       |
|привлекаемым юридическими лицами, участвующими |                                         |
|в реализации областных программ при            |                                         |
|строительстве (реконструкции) объектов         |                                         |
|социального назначения (постановление          |                                         |
|Правительства Орловской области от 15 июня 2011|                                         |
|года N 178 "О предоставлении государственных   |                                         |
|гарантий Орловской области по кредитам,        |                                         |
|привлекаемым юридическими лицами на            |                                         |
|осуществление инвестиционных проектов, и       |                                         |
|кредитам, привлекаемым юридическими лицами,    |                                         |
|участвующими в реализации областных программ   |                                         |
|при строительстве (реконструкции) объектов     |                                         |
|социального назначения").                      |                                         |
|2.3. Реализация подпрограммы "Развитие         |                                         |
|инвестиционной деятельности в Орловской области|                                         |
|на период до 2020 года" в составе              |                                         |
|государственной программы "Развитие            |                                         |
|предпринимательства и деловой активности в     |                                         |
|Орловской области", которая утверждена         |                                         |
|постановлением Правительства Орловской области |                                         |
|от 8 октября 2012 года N 353 "Об утверждении   |                                         |
|государственной программы Орловской области    |                                         |
|"Развитие предпринимательства и деловой        |                                         |
|активности в Орловской области".               |                                         |
|3. Высокопродуктивное сельское хозяйство и     |                                         |
|сохраненный промышленный потенциал.            |                                         |
|4. Благоприятный инвестиционный климат.        |                                         |
|Стабильный рейтинг инвестиционного потенциала. |                                         |
|5. Один из самых низких уровней стоимости жизни|                                         |
|в России, что для функционирования экономики и |                                         |
|реализации инвестиционных проектов             |                                         |
|обуславливает возможность значительной экономии|                                         |
|при найме рабочей силы.                        |                                         |
|6. Развитая образовательная база, способная    |                                         |
|обеспечить подготовку специалистов высокого    |                                         |
|уровня, необходимых для научно-инновационного  |                                         |
|развития региона.                              |                                         |
|7. Обширные экономические связи хозяйствующих  |                                         |
|субъектов с другими регионами страны и         |                                         |
|зарубежными странами.                          |                                         |
|8. Создание нового производственного кластера -|                                         |
|производство медицинских препаратов.           |                                         |
|9. Развитие индустриального парка "Зеленая     |                                         |
|роща" (на площади 140,5 га на территории       |                                         |
|Мценского района Орловской области) для        |                                         |
|формирования максимально комфортных условий для|                                         |
|создания новых производств.                    |                                         |
|10. Единый оператор по организации и управлению|                                         |
|индустриальными парками (ОАО "Дирекция         |                                         |
|индустриальных парков Орловской области",      |                                         |
|распоряжение Правительства Орловской области от|                                         |
|21 июня 2011 года N 258-р)                     |                                         |
|———————————————————————————————————————————————|—————————————————————————————————————————|
|                Возможности (О)                |               Угрозы (T)                |
|———————————————————————————————————————————————|—————————————————————————————————————————|
|1. Снижение инвестиционных рисков.             |1. Увеличение конкурентного отставания в |
|Активизация инвестиционной деятельности в      |борьбе за привлечение инвестиционных     |
|результате улучшения инвестиционного климата.  |ресурсов с ведущими регионами страны.    |
|2. Привлечение новых партнеров, ранее не       |2. Ограничение доступа продукции         |
|работавших в регионе.                          |Орловской области на внешние рынки.      |
|3. Дальнейшая реализация действующих на данный |3. Изменение федерального                |
|момент инвестиционных проектов в экономике     |законодательства, ухудшающего            |
|области. На их основе:                         |инвестиционные условия в регионах.       |
|а) расширение спектра производимых медицинских |Дискриминационный механизм координации   |
|препаратов;                                    |инвестиционных потоков в пользу          |
| б) расширение экспорта продукции              |федеральных особых экономических зон и   |
|агропромышленного комплекса;                   |более крупных                            |
|в) развитие экспорта машинно-технической,      |регионов.                                |
|приборостроительной и электронной продукции.   |4. Снижение инвестиционных возможностей  |
|4. Поиск и обсуждение с инвесторами наиболее   |бюджета области в реальном секторе       |
|насущных проблем и путей их решения.           |экономики при повышении нагрузки по      |
|5. Развитие государственно-частного            |исполнению социальных обязательств.      |
|партнерства на основе существующего опыта      |5. Зависимость международных и           |
|взаимодействия с инвесторами                   |межрегиональных связей от внешней        |
|                                               |экономической конъюнктуры и политической |
|                                               |ситуации                                 |
|———————————————————————————————————————————————|—————————————————————————————————————————|

 

 

     Выбор стратегий  на базе  анализа  соотношений сильных  и  слабых
сторон с возможностями и угрозами представлен в таблице 3.

 

                                                             Таблица 3

 

|————————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————|———-----------—|
|                 "Сила" (S)                 |             "Слабость" (W)             |               |
|————————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————|————-----------|
|                     SO                     |                   WO                   |               |
|                                            |                                        |               |
|————————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————|———————————————|
|                     1                      |                   2                    |               |
|————————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————|———————————————|
| 1. Совершенствование механизма             | 1. Формирование региональных           | "Возможности" |
| предоставления государственных гарантий    | институтов развития, интегрированных в |      (О)      |
| области по займам и кредитам, направляемым | федеральный и международный            |               |
| на реализацию инвестиционных проектов (в   | инвестиционные процессы.               |               |
| сфере государственной поддержки            | 2. Создание условий для повышения      |               |
| инвестиционной деятельности).              | инвестиционной и эмиссионной           |               |
| 2. Планомерная работа по повышению         | активности предприятий.                |               |
| качества и конкурентоспособности           | 3. Защита экономических интересов      |               |
| выпускаемой продукции и услуг; повышению   | области в межрегиональной и            |               |
| уровня и качества жизни населения;         | международной торговле, рациональное   |               |
| развитию производственного, трудового и    | использование возможностей глобального |               |
| интеллектуального потенциала области.      | рынка товаров и услуг.                 |               |
| 3. Расширение круга участников в ежегодно  | 4. Повышение роли государственной      |               |
| проводимых в области мероприятиях -        | поддержки при реализации проектов,     |               |
| экономических форумах.                     | направленных на создание               |               |
| 4. Формирование и инженерное обустройство  | производственной и бытовой             |               |
| инвестиционных площадок для размещения     | инфраструктуры.                        |               |
| новых производств.                         | 5. Осуществление демографической       |               |
| 5. Вовлечение в инвестиционный процесс     | политики, способствующей притоку       |               |
| законсервированных и приостановленных      | населения региона                      |               |
| объектов.                                  |                                        |               |
| 6. Развитие системы реализации             |                                        |               |
| инвестиционных проектов на основе          |                                        |               |
| принципов государственно-частного          |                                        |               |
| партнерства.                               |                                        |               |
| 7. Повышение международного и              |                                        |               |
| национального рейтингов кредитоспособности |                                        |               |
| и инвестиционной привлекательности         |                                        |               |
| Орловской области                          |                                        |               |
|————————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————|———————————————|
|                     ST                     |                   WT                   |               |
|————————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————|———————————————|
| 1. Привлечение корпоративных инвесторов,   | 1. Изменение политической конъюнктуры  |  "Угрозы" (Т) |
| реализующих инвестиционные проекты с       | и создание зарубежными странами        |               |
| широкой географией; участие предприятий    | искусственных барьеров по продвижению  |               |
| Орловской области в данных проектах.       | продукции на внешние рынки.            |               |
| 2. Повышение качества корпоративного       | 2. Негативные изменения цен на рынках  |               |
| управления, уровня менеджмента, развития   | естественных монополий могут привести  |               |
| маркетинговых служб и дилерской сети с     | к снижению конкурентоспособности       |               |
| использованием экономических связей с      | продукции                              |               |
| хозяйствующими субъектами других регионов  |                                        |               |
| и зарубежных стран.                        |                                        |               |
| 3. Дальнейшее совершенствование            |                                        |               |
| законодательства на региональном уровне    |                                        |               |
| для повышения инвестиционной               |                                        |               |
| привлекательности региона                  |                                        |               |
|————————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————|———————————————|

 

 Результат SWOT   анализа    развития   инвестиционной    деятельности
представлен  в  системе  целей,  задач  и  показателей  инвестиционной
политики в приложении 1.

 

             Раздел 3. Инвестиционные приоритеты региона

 

3.1
                     . Территориальные приоритеты
     
 Территориальные приоритеты определяются исходя из степени  вовлечения
муниципальных  образований  в  инвестиционный  процесс,  необходимости
активного  привлечения инвестиционных  ресурсов  и поддержки  развития
депрессивных территорий.
 Исходя из  указанных   параметров  муниципальные  образования   можно
разделить на 5 условных групп:
 1 группа - крупнейшие центры Орловской области, представляющие  собой
сосредоточение  промышленных,  образовательных,  культурных  объектов.
Муниципальные  образования   этой  группы  являются   демографическими
центрами региона.
 Данные территории   развиваются   с  темпами,   как   правило,   выше
среднеобластных показателей,  способны вести самостоятельную  политику
по  привлечению  инвестиционных   ресурсов  и  развитию   промышленных
объектов   в   соответствии   с   определенными   ранее    отраслевыми
приоритетами.
 Вместе с   тем   существенными   сдерживающими   факторами   являются
отсутствие серьезных земельных  ресурсов для перспективного  развития;
неспособность   ранее    существовавших   производственных    площадок
удовлетворить  потребности  развития;  существенные   инфраструктурные
ограничения.
 2 группа  - "столичные  районы",  представляющие собой  муниципальные
образования,  охватывающие  территорией  крупнейшие  центры  Орловской
области.
 Данные территории муниципальных образований развиваются, как правило,
в пределах  среднеобластных  показателей. Близость  к  демографическим
центрам обуславливает  наличие  значительного количества  производств,
развитую энергетическую,  дорожную инфраструктуру, возможность  выбора
земельных участков для  развития новых производств, развитый  аграрный
сектор. Муниципальные  образования этой группы  являются резервом  для
дальнейшего  территориального   роста  крупнейших  центров   Орловской
области.
 3 группа  -  муниципальные  образования,  имеющие  в  своем   составе
развитые районные  центры, в  том числе относящиеся  к "малым  городам
Орловщины". По  своему  производственному и  аграрному потенциалу  они
были способны составить внутрирегиональную территориальную конкуренцию
"столичным районам". Вместе с  тем по ряду объективных и  субъективных
причин потеряли былой  производственный и демографический  потенциалы.
Ухудшающими   факторами  являются   их   удаленность  от   сложившихся
демографических  центров  и  отсутствие  в  ряде  случаев  необходимой
производственной   инфраструктуры.  В   то   же  время   муниципальные
образования этой группы имеют свободную энергетическую  инфраструктуру
и  значительные  земельные  ресурсы,  пригодные  для  создания   новых
производств, развития аграрного комплекса.
 4 группа   -  муниципальные   образования,   не  имеющие   серьезного
производственного потенциала, но в то же время являющиеся лидерами  по
производству сельскохозяйственной продукции.
 5 группа - муниципальные образования, демонстрирующие показатели ниже
среднеобластных, не имеющие ярко выраженных производственных  объектов
и  имеющие   умеренно   развитый  аграрный   комплекс.  Основа   таких
муниципалитетов - предпринимательство и бюджетный сектор.
 Деление территорий    с     точки     зрения    их     инвестиционной
привлекательности,   описанное   выше,  является   условным.   Факторы
ухудшения  и  улучшения  инвестиционной  привлекательности  вследствие
инфраструктурного  развития,  улучшения административной  среды  могут
приводить  к переходу  муниципальных  образований  из одной  группы  в
другую.
     Сложившаяся отраслевая   структура   территорий    (муниципальных
образований региона) приведена в приложение 2.
      Очевидно, что  для   достижения  мультипликативного  эффекта   в
создании новых производственных объектов необходимо объединение усилий
муниципальных   образований  двух   первых   групп:  первые   обладают
необходимыми    людскими    ресурсами    и    возможностью    создания
производственной   инфраструктуры,   вторые   земельными    ресурсами,
соответственно  поддержка   муниципалитетов   указанных  групп   будет
направлена на координацию совместных усилий по развитию, прежде всего,
индустриальных парков, располагаемых на границах муниципалитетов.
 3 группа  способна привлечь  и  обеспечить всем  необходимым  средние
производства.
 При этом активизация инвестиционной  деятельности может быть  связана
как с созданием индустриальных парков вблизи границ районных  центров,
так  и   "территорий   развития",  несколько   удаленных  от   центров
муниципалитетов.
 Необходимость такого подхода диктует возможность концентрации, прежде
всего, промышленных  предприятий   среднего  бизнеса  в   относительно
небольших индустриальных парках  на площадях до  50 га, привязанных  к
трудовым ресурсам, сосредоточенным в районных центрах.
 В то  же время  создание  "территорий развития"  позволит  обеспечить
льготные  условия для  размещения  новых производств  на  значительных
территориях, удаленных от центров концентрации ресурсов, но обладающих
потенциалом  и интересных  для  инвесторов. Новые  производства  могут
иметь в этом случае самый широкий отраслевой спектр.
 4 группа - преимущественно проекты, связанные с аграрным бизнесом как
средним, так и крупным.
 Соответственно оптимальным  видится   создание  крупных  по   площади
"территорий развития", позволяющих эффективно решать вопросы  развития
аграрного бизнеса и переработки сельскохозяйственного сырья.
 5 группа -  проекты  производственных и  аграрных предприятий  малого
бизнеса.
 5 группа муниципалитетов  - прежде  всего среда  для развития  малого
предпринимательства,   активизации  инвестиционной   деятельности,   в
которых  будет  связана  с  эффективными  мерами  поддержки  в  рамках
мероприятий  долгосрочной  областной  целевой  программы  "Развитие  и
поддержка малого и среднего предпринимательства в Орловской области на
2012-2020 годы".
 Вместе с  тем  подобное  деление  ни  в  коей  мере  не  ограничивает


Информация по документу
Читайте также