Расширенный поиск

Постановление Главы администрации Орловской области от 02.07.1998 № 353

                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ


     2 июля 1998 г.                                              N 353
     г. Орел
                                   Утратил силу - Постановление Главы
                                     администрации Орловской области
                                         от 28.08.2000 г. N 415

     Об организации социально-гигиенического мониторинга


     В соответствии с Законом  РСФСР  "О  санитарно-эпидемиологическом
благополучии  населения"  и  постановлением  Правительства  Российской
Федерации от 6 октября 1994 г.  N 1146 в целях координации  усилий  по
охране  здоровья  населения  от  неблагоприятного воздействия факторов
среды обитания ПОСТАНОВЛЯЮ:
     1. Утвердить   прилагаемое  Положение  о  социально-гигиеническом
мониторинге за состоянием здоровья  населения  в  связи  с  состоянием
среды его обитания (далее именуется СГМ).
     2. Возложить          на          центр          Государственного
санитарно-эпидемиологического  надзора  в  Орловской  области (Одинцов
Ю.А.) создание, ведение и общее руководство деятельностью системы СГМ,
подготовку       ежегодно       государственного       доклада       о
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения области.
     3. Утвердить  прилагаемое  распределение  санкций  в  системе СГМ
между органами исполнительной власти,  структуру ежегодного доклада  о
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
     4. Центру Государственного санитарно-эпидемиологического  надзора
в Орловской области (Одинцов Ю.А.):
     4.1. Совместно с заинтересованными учреждениями  и  организациями
разработать и утвердить основные нормативные и методические документы,
определяющие порядок создания, функционирования и развития СГМ;
     4.2. Предусмотреть     финансирование     инженерно-технического,
научного  и  информационного  обеспечения   СГМ   в   соответствии   с
приложением N 2 данного постановления из внебюджетного фонда.
     5. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя
главы администрации области Мосякина И.Я.


     Первый заместитель
     Главы администрации                                   В.А. Кочуев



                                                        Приложение N 1
                                                          "Утверждено"
                                                  постановлением Главы
                                       администрации Орловской области
                                               от 2 июля 1998 г. N 353

                              ПОЛОЖЕНИЕ
                  о социально-гигиеническом мониторинге

     1. Общие положения.
     1.1. Социально-гигиенический мониторинг (далее именуется  СГМ)  -
государственная система наблюдения, оценки и прогнозирования изменений
в   состоянии   здоровья   населения,   происходящих   под    влиянием
неблагоприятных   факторов  среды  обитания  человека  и  условий  его
жизнедеятельности.
     1.2. СГМ   является  интегрированной  информационно-аналитической
системой открытого типа, функционирующей на региональном уровне.
     1.3. Настоящее    Положение    разработано   в   соответствии   с
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 1994 г.
N 1146 и определяет цели,  задачи, организационную структуру, принципы
функционирования системы СГМ и порядок  взаимодействия  участвующих  в
ней организаций.
     2. Цели и задачи СГМ.
     2.1 Основными целями СГМ являются:
     - обеспечение органов  государственной  власти  и  управления  на
региональном и местном уровнях, предприятий, организаций, учреждений и
граждан достоверной и объективной  информацией  о  состоянии  здоровья
населения   в   связи   с   состоянием   среды  обитания  и  условиями
жизнедеятельности человека;
     - подготовка  Ежегодных  докладов  о санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения области;
     - разработка  положений  и  рекомендаций,  являющихся основой для
конструктивного  взаимодействия  органов  государственной   власти   и
управления  области,  органов  местного самоуправления,  хозяйствующих
субъектов,  общественных  объединений   и   граждан   по   обеспечению
санитарно-эпидемиологического  благополучия  населения,  по проведению
сбалансированной социально-экономической политики,  ориентированной на
жизнеобеспечение   и  охрану  здоровья  социально  незащищенных  слоев
населения.
     2.2 Для  достижения  поставленных  целей  в  рамках  системы  СГМ
решаются следующие задачи:
     - обеспечение   наблюдения  и  контроля  за  состоянием  здоровья
населения и среды обитания человека на основе единства  методологии  и
программ сбора, обработки и передачи информации;
     - выявление   причинно-следственных   связей   между   состоянием
здоровья  и  среды  обитания  человека,  оценка  и  анализ наблюдаемых
изменений в состоянии здоровья населения под влиянием  неблагоприятных
факторов  окружающей  природной,  производственной и социальной среды,
установление  этой  зависимости,  причин  и  условий   распространения
массовых заболеваний населения;
     - прогнозирование предполагаемых изменений состояния  здоровья  в
связи  с  воздействием  факторов  окружающей  среды  и условиями жизни
населения;
     - обоснование  приоритетных  направлений  в социальной политике и
обеспечении  санитарно-эпидемиологического   благополучия   населения,
охраны  здоровья и профилактики заболеваний,  снижению преждевременной
смертности,  оздоровления  среды  обитания  человека  и  условий   его
жизнедеятельности,  а  также  предложений  и рекомендаций для принятия
решений по этим вопросам.
     2.3. В  системе  СГМ  выполняются  следующие  функции:
     - выбор, обследование, составление характеристик,  учет объектов,
факторов, явлений наблюдения;
     - организация и  проведение  наблюдения  (обследование  объектов,
лабораторные  и  инструментальные  исследования  и измерения факторов,
расследование  случаев  заболеваний  и  отравлений  людей,  проведение
социально-гигиенических,   эпидемиологических  исследований  и  другие
формы       деятельности       в        рамках        государственного
санитарно-эпидемиологического         надзора        и        программ
научно-исследовательских  работ),  сбор,  хранение,  обработка  данных
наблюдения,   представление   их   в  виде,  удобном  для  дальнейшего
использования;
     - получение  и  обработка информации государственных и отраслевых
систем   мониторинга   здоровья   населения,   окружающей   природной,
производственной    и   социальной   среды,   социально-экономического
развития,  государственной   статистики,   характеризующей   состояние
санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
     - системный   анализ   показателей,   полученных   в   результате
наблюдений,  характеризующих  состояние  здоровья  и среды обитания на
основе закономерностей взаимодействия организма  человека  и  факторов
внешней   среды,   установление   причинно-следственных  связей  и  их
характеристик;
     - оценка экономического ущерба,  нанесенного здоровью населения в
результате экологических и санитарных правонарушений;
     - создание  информационных  и информационно-аналитических систем,
сетей, программных продуктов и баз данных СГМ;
     - организация  нормативно-справочной  информации,  используемой в
статистических регистрах,  базах данных, комплексах автоматизированной
обработки информации;
     - передача   информации   пользователям   системы   СГМ   и    ее
распространение среди заинтересованных организаций и населения.
     3. Принципы функционирования СГМ.
     3.1. Система   организации  и  проведения  наблюдения,  оценки  и
прогнозирования состояния здоровья в связи с состоянием среды обитания
населения базируется на следующих основных принципах:
     - использование  единых  и  обязательных  для  всех  организаций,
участвующих  в системе СГМ,  методологических подходов и гигиенических
критериев оценки влияния на состояние здоровья факторов среды обитания
человека,   основанных   на   современных   научных  представлениях  о
взаимодействии в системе "человек-окружающая среда";
     - применение   взаимосогласованных   нормативных  и  методических
документов,  обеспечивающих единство методов,  способов и показателей,
по  которым  осуществляется  сбор,  накопление  и  обработка  данных в
системе наблюдения и контроля за состоянием здоровья и среды обитания;
     - организационное объединение информации;
     - открытость данных системы СГМ для широкого круга пользователей,
обмен  информацией  между  организациями,  участвующими в системе,  на
бесплатной основе.
     4. Организационная структура СГМ.
     4.1. СГМ   ведется  Государственной  санитарно-эпидемиологической
службой  (центр  госсанэпиднадзора  в  Орловской  области)  по  данным
наблюдения  и  контроля,  осуществляемого  в  рамках  государственного
санитарно-эпидемиологического надзора,  а также на  основании  данных,
характеризующих   состояние   здоровья  населения,  окружающей  среды,
социально-экономического развития  области,  получаемых  региональными
органами   исполнительной   власти  по  государственным  и  отраслевым
системам мониторинга и статистики.
     4.2. Основными   учреждениями,  осуществляющими  сбор,  хранение,
первичную  обработку  и  оценку  информации,  а   также   формирующими
первичные базы данных, являются центр госсанэпиднадзора РЕГИОНА.
     4.3. Региональный   центр   госсанэпиднадзора   проводит   анализ
полученных   данных,   выявляет   причинно-следственные   связи  между
показателями здоровья и среды обитания человека,  составляют  прогнозы
динамики наблюдаемых явлений на уровне регионов.
     4.4. Базы     данных      СГМ      поддерживаются      комплексом
программно-технологических  и технических средств,  функционирующих на
региональном уровне.
     4.5. Программно-технологическое  обеспечение  предусматривает при
сохранении   имеющихся   функциональных   возможностей   формирование,
использование,  обновление,  актуализацию  и  представление всех видов
показателей, включенных в системы СГМ.
     5. Содержание информационного фонда СГМ.
     5.1. Информационной  основой  СГМ  являются  данные наблюдения за
качеством  окружающей  природной   среды   в   местах   проживания   и
хозяйственной деятельности населения,  условиями труда,  быта, отдыха,
воспитания,  обучения  населения,  за   безопасностью   для   здоровья
продуктов  питания,  питьевой  воды,  товаров  народного  потребления,
потенциально опасными  химическими  и  биологическими  веществами,  за
состоянием      инфекционной,      паразитарной,      профессиональной
заболеваемостью  населения,  массовыми  неинфекционными  заболеваниями
людей,   связанными  с  влиянием  факторов  среды  обитания  человека,
получаемые      органами      и      учреждениями      Государственной
санитарно-эпидемиологической     службы     РЕГИОНА     в     процессе
государственного  санитарно-эпидемиологического   надзора,   а   также
данные,   получаемые   от   органов   и   учреждений  государственной,
муниципальной   и   частной    системы    здравоохранения,    комитета
государственной  статистики,  и  других заинтересованных организаций и
ведомств,  а  также  данных,  получаемых  в  процессе   выборочных   и
единовременных исследований.
     5.2. Информационный фонд СГМ состоит из следующих данных:
     - показателей,  характеризующих  состояние здоровья населения,  в
том числе по социально обусловленным заболеваниям и другим  состояниям
организма человека;
     - гигиенических и эпидемиологических показателей, характеризующих
состояние среды обитания населения;
     - социально-экономических  показателей,  характеризующих  уровень
социально-экономического положения региона и территорий;
     - справочных  банков  данных.
     5.3 Информационными    базами   СГМ   являются:
     5.3.1. Данные  наблюдений,   осуществляемые   в   рамках   Единой
государственной системы экологического мониторинга за:
     - природно-климатическими факторами;
     - источниками  антропогенного воздействия на окружающую природную
среду;
     - качеством атмосферного воздуха,  поверхностных и подземных вод,
почвы;
     - загрязнением   окружающей   природной  среды  и  осуществляемые
природоохранные мероприятия.
     5.3.2. Данные    наблюдения    за   радиационной   безопасностью,
осуществляемые  в  рамках  Единой  государственной  автоматизированной
системы контроля за радиационной обстановкой.
     5.3.3. Данные  Государственной  системы  учета  и  статистики  за
состоянием социальной среды обитания человека, социально-экономическим
положением в стране,  регионах и на территориях,  включая  информацию,
характеризующую:
     - демографическую обстановку;
     - развитие  промышленности,  сельского  хозяйства  и  транспорта,
торговли и общественного питания;
     - производство    товаров    народного    потребления,    включая
продовольственное сырье и пищевые продукты;
     - уровень жизни и доходы населения;
     - развитие  городов  и  населенных   пунктов,   их   коммунальное
благоустройство и уровень культурно-бытового обслуживания населения;
     - условия проживания населения и жилищную проблему;
     - проблемы  образования  и  условия воспитания и обучения детей и
подростков.
     5.3.4 Данные наблюдения за состоянием, охраной и условиями труда.
     5.3.5 Данные наблюдения  за  условиями,  структурой  и  качеством
питания   населения,   водоснабжением   населения,  безопасностью  для
здоровья  человека  продовольственного  сырья,  пищевых  продуктов   и
питьевой воды.
     5.3.6. Данные  системы  мониторинга  за  состоянием  здоровья   и
физического развития населения за:
     - смертностью,    рождаемостью,    средней     продолжительностью
предстоящей жизни;
     - заболеваемостью;
     - инвалидностью;
     - уровнем физического развития.
     5.3.7. Медицинское    обеспечение    населения.
     5.3.8. Данные институтов и результатов  их  деятельности.
     5.3.9. Данные справочных банков.
     Источником формирования   справочной   базы    данных    являются
существующие  и  создаваемые информационные банки данных регионального
уровней органов государственной власти  и  управлении,  министерств  и
ведомств  и  других  хозяйствующих  субъектов,  а  также международных
организаций.
     6. Порядок разработки ежегодного  государственного  доклада.
     6.1. Ежегодный доклад о санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения   РЕГИОНА  (далее  именуется  -  доклад)  является  итоговым
официальным документом по результатам ведения социально-гигиенического
мониторинга,  подготавливаемым  в  целях  обеспечения  государственных
органов управления и населения РЕГИОНА объективной систематизированной
информацией  об  условиях  и  факторах формирования здоровья различных
групп   населения    и    санитарно-эпидемиологическом    благополучии
территорий,  о  мерах,  принимаемых и необходимых по охране укреплению
здоровья населения.
     6.2. Доклад должен содержать основные  разделы:
     6.2.1. Проблемы формирования здоровья населения.
     6.2.2. Факторы  риска  и  причины   санитарно-эпидемиологического
неблагополучия.
     6.2.3. Территории  и  группы  риска среди населения (региональные
проблемы).
     6.2.4. Контроль     за     выполнением     закона      РФ      "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
     6.2.5. Необходимые меры по охране и укреплению здоровья населения
Региона.
     6.3. Подготовка доклада осуществляется центром  санэпиднадзора  в
Орловской   области,   при  участии  заинтересованных  государственных
органов,  организаций,  учреждений и предприятий,  предоставляющих для
этого   необходимую   информацию,   аналитические  материалы,  включая
прогнозы и рекомендации по  обеспечению  санитарно-эпидемиологического
благополучия населения и экономически устойчивого развития РЕГИОНА.
     6.4. Региональный   центр    санэпиднадзора,    как    специально
уполномоченный  орган  по подготовке и распространению доклада,  несет
ответственность за его объективность, качество и представляют доклад в
Администрацию области ежегодно к 1 июля.
     7. Этапы создания СГМ.
     Первый этап (1998-99 г)
     7.1. Создание   системы   СГМ   на   областном  уровне,  а  также
организация отделов социальный гигиены в ЦГСЭН  в г. Орле  и  ЦГСЭН  в
Мценском,  Ливенском,  Орловском,  Новосильском, Верховском, Кромскому
районах.
     7.2. Внедрение  упрощенной  модели  СГМ  и  ЦГСЭН,  где созданы и
оснащены необходимой орг- и вычислительной техникой специализированные
подразделения.
     7.3. Выбор базовых ЦГСЭН районного  уровня  для  апробации  новых
подходов и развития системы СГМ по уровням район-область,  а также для
обобщения  и  экстраполяции  результатов  СГМ,   полученных   базовыми
центрами, на Орловскую область в целом.
     Задачи первого этапа внедрения СГМ на региональном уровне.
     1. Организационные задачи:
     - создание нормативно-правовой базы СГМ;
     - выбор базовых технологий  ведения  СГМ  и  его  информационного
обеспечения;
     - организация связи м обмена информацией между субъектами СГМ.
     2. Информационные задачи:
     - организация   региональных   баз   данных   (БД)  коллективного
пользования;
     - обеспечение   сбора,   подготовки   и  хранения  информации;
     - разработка и внедрение программного обеспечения  для  работы  с
БД.
     Второй этап (1999-2000 г.)
     7.4. Внедрение  апробированных  технологий  ведения  СГМ  во всех
районных, а также городских ЦГСЭН, включенных в систему СГМ.
     7.5. Апробация  новых  технологий  СГМ  в  интеграции  с  другими
государственными информационными системами,  включение базовых ЦГСЭН в
федеральные информационные системы.
     Третий этап (2000-2005 г.)
     7.6. Совершенствование системы  СГМ  всех  уровней  и  их  полная
интеграция  и  общегосударственной  и  международными  информационными
системами.
     8. Порядок   взаимодействия  субъектов  и  пользователей  СГМ.
     8.1. Координация  работ  по созданию и ведению СГМ осуществляется
центром госсанэпиднадзора в Орловской области  при  участии  субъектов
СГМ.
     8.2. Обмен  информацией  из  распределенных  банков  данных между
субъектами  СГМ  осуществляется  бесплатно  в  соответствии  с   ранее
принятым  постановлением  главы  администрации N 93 от 23.03.94 г.  по
установленным каналам связи.
     8.3. Пользователями системы СГМ могут быть органы государственной
власти  и  управления,  общественные   объединения,   заинтересованные
предприятия,  организации и учреждения, средства массовой информации и
граждане.
     8.4. Пользователям  запрещается  передача  информации системы СГМ
третьим лицам на коммерческой основе.
     9. Финансирование создания и ведения системы СГМ.
     9.1. Финансирование работ по созданию и функционированию  системы
СГМ  осуществляется  за  счет  средств  государственного  бюджета всех
уровней,  местных  бюджетов,  внебюджетных  и   иных   источников,   в
соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
     9.2. Генеральным заказчиком  по  созданию  системы  СГМ  является
ЦГСЭН    В    Орловской   области,   через   которого   осуществляется
централизованное финансирование основных исполнителей.




                                                        Приложение N 2
                                                 к постановлению главы
                                       администрации Орловской области
                                               от 2 июля 1998 г. N 353

    Перечень мероприятий по информационно-техническому обеспечению
 системы социально-гигиенического мониторинга в Орловской области на
                         период 1998-2000 гг.

----------------------------------------------------------------------
                                             Финансирование работ на
Наименование мероприятия                           период (руб.)
                                          ----------------------------
                                           на 1998 год    до 2000 года
----------------------------------------------------------------------
1. Оснастить  программно-техническими        30000            120000
   комплексами на базе Intel Pentium
   и средствами телекоммуникации
   абонентские пункты системы социально-
   гигиенического мониторинга первого
   уровня - все районные центры
   Госсанэпиднадзора.
2. Оснастить  программно-техническими        30000            120000
   комплексами на базе Intel Pentium
   и средствами телекоммуникации
   абонентские пункты системы
   эпидемиологического мониторинга
   первого уровня - все районные центры
   Госсанэпиднадзора.
3. Оснастить  программно-техническими        15000
   комплексами на базе Intel Pentium
   отделы ОЦГСЭН, организовать ЛВС с
   числом терминалов по количеству
   рабочих мест на базе рабочей станции
   Silicon grafics с использованием ГИС.
4. Организовать в ОЦГСЭН постоянно                             10000
   действующий почтовый UUPC-сервер
   для обеспечения связи с райЦГСЭН.
5. Организовать в ОЦГСЭН                                       10000
   автоматизированную систему хранения
   нормативно-справочной и нормативно-
   правовой документации коллективного
   пользования.
6. Установить в ОЦГСЭН издательско-          15000
   множительный комплекс для подготовки
   нормативных, санитарно-просветительных
   и аналитических материалов.
                  ВСЕГО:                     90000            260000
----------------------------------------------------------------------

Информация по документу
Читайте также