Расширенный поиск
Постановление Главы администрации Орловской области от 30.03.2000 № 152РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ОРЛОВСКОЙОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 30 марта 2000 г. N 152 г. Орел Утратил силу - Постановление Коллегии администрации Орловской области от 18.04.2003 г. N 67 Об Основных направлениях региональной социальной политики по улучшению положения детей в Орловской области на 2000-2001 годы В целях реализации системы мер по решению приоритетных задач жизнеобеспечения детей и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 января 1998 года N 29 "О президентской программе "Дети России" на 1998-2000 годы", ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Основные направления региональной социальной политики по улучшению положения детей в области на 2000-2001 годы и план первоочередных мероприятий по их реализации утвердить согласно приложению. 2. Поручить управлениям общего и профессионального образования (Копылова А.В.), здравоохранения (Широков М.В.), социальной защиты населения (Ужокин Н.В.), по делам молодежи, физической культуре и туризму (Ливцов В.А.), культуры и искусства (Долягина О.М.) обеспечить реализацию Основных направлений региональной социальной политики по улучшению положения детей в области и плана первоочередных мероприятий на 2000-2001 годы. 3. Рекомендовать департаменту федеральной государственной службы занятости населения (Шведов А.И.), управлению внутренних дел (Савченко И.П.) принять меры, направленные на создание условий для обеспечения занятости детей и подростков, защиты их от насилия и жестокости. 4. Рекомендовать главам райгорадминистраций в срок до 1 мая т.г. провести в городах и районах области собрания актива с широким привлечением общественности, руководителей предприятий всех форм собственности, на которых рассмотреть вопрос о положении детей, наметить систему мер по обеспечению им нормальных условий жизни. 5. Управлению финансов и налоговой политики (Курганников В.Ф.) обеспечить приоритетное финансирование мероприятий по улучшению положения детей в 2000-2001 годах в общих расходах ведомств. 6. Контроль за выполнением данного постановления возложить на заместителя Главы администрации области Мосякина И.Я. Глава администрации Е.С. Строев Приложение к постановлению Главы администрации области 30 марта 2000 года N 152 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2000-2001 ГОДЫ (областной план действий в интересах детей) ВВЕДЕНИЕ Оценивая эффективность реализации в 1998-1999 года областных целевых программ по улучшению положения детей, разрабатываемых в соответствии с Основными направлениями региональной социальной политики по улучшению положения детей до 2000 года (областной план действий в интересах детей), следует отметить, что несмотря на общее ухудшение социально-экономического положения в стране, проблемы материнства и детства в Орловской области являются приоритетными. Их решение находит постоянную поддержку в органах исполнительской власти на местах, что помогает снижать социальную напряженность, избежать такие социальные беды как голод, безнадзорность детей, отказ в образовании, медицинской, педагогической, психологической, материальной помощи семьям с детьми. Вместе с тем, анализ положения семей области, проводимый на протяжении 90-х годов, показал, что стратегия развития семьи, заложенная в Концепции государственной семейной политики, реализуется не в полной мере. Такие основополагающие характеристики жизнедеятельности семьи, как воспроизводство поколений, воспитание детей и передача им опыта лучших традиций в духе заботы об интересах близких людей и Родины, экономическая самодостаточность укрепление самой семьи на основе взаимной любви и поддержки ее членов и многие другие, уже несколько лет подряд имеют отрицательные показатели и динамику. Наблюдается снижение практически всех параметров общепринятых стандартов детства, включая материальное обеспечение, потребление услуг здравоохранения, образования, культуры, что связано с увеличением доли населения, оказавшегося на грани или за чертой бедности, ослаблением инфраструктуры социальных отраслей. Исходя из этого, а также в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной Декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Президентской Программой "Дети России" и в продолжение развития "Основных направлений региональной социальной политики по улучшению положения детей Орловской области", принимается план первоочередных мероприятий по их реализации на 2000-2001 годы. Основные цели региональной социальной политики по улучшению положения детей в Орловской области на 2000-2001 годы Основная цель региональной социальной политики по улучшению положения детей в Орловской области состоит в преодолении негативных тенденций и стабилизации положения детей в современных социально-экономических условиях. Исходя из конкретных проблем современного положения детей, в качестве приоритетных определяются следующие основные направления региональной социальной политики по улучшению положения детей в Орловской области: укрепление правовой защиты детства; поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей; обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей; усиление помощи семье в воспитании, образовании и развитии детей; поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах. Реализация Основных направлений региональной социальной политики по улучшению положения детей предусматривает решение вышеназванных задач администрациями городов и районов, ведомствами социальной сферы, предприятиями и организациями всех форм собственности, общественными организациями при поддержке населения области и широкой пропаганде в средствах массовой информации. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ НА 2000-2001 ГОДЫ I. УКРЕПЛЕНИЕ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА В целях закрепления прав ребенка во всех сферах жизнедеятельности в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, в области приняты Законы "О защите прав ребенка", "Об образовании" и "О региональной государственной молодежной политике", "Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Приняты также областные целевые программы: - "Пятилетка оздоровления"; - "Реабилитация инвалидов Орловской области"; - "Профилактика пьянства и наркомании среди несовершеннолетних"; - "Нравственное и патриотическое воспитание граждан Орловской области"; - "Охрана здоровья женщин и детей области"; - "Профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Вместе с тем, с целью обеспечения прав и интересов детей во всех сферах их жизнедеятельности в современных социально-экономических условиях необходимо решить следующие задачи, предусмотренные в плане первоочередных мероприятий. ПЛАН ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА ______________________________________________________________________ N Наименование мероприятий Срок испол- Ответственные п/п нения ______________________________________________________________________ 1. Разработать и внести на рассмот- III квартал Областной Совет на- рение областного Совета 2000 года родных депутатов, народных депутатов проект управление общего и Закона Орловской области "О профессионального развитии дополнительного образования образования детей и подростков в Орловской области" 2. Разработать и внести на 1 квартал Областной Совет рассмотрение областного Совета 2000 г. народных депутатов, народных депутатов проект управление общего и Закона Орловской области "Об профессионального обеспечении государственных образования гарантий права граждан на общее образование" 3. Разработать и внести на III квартал Областной Совет рассмотрение областного Совета 2000 г. народных депутатов, народных депутатов проект управление Закона Орловской области "О социальной защиты дополнительной материальной населения поддержке матерей, родивших одного, двух, трех и более детей" 4. Внести на рассмотрение Главы IV квартал Управление общего и администрации области проект 2000 г. профессионального программы "Развитие образования образования в Орловской области на 2000-2001 годы" 5. Внести на рассмотрение Главы II квартал Управление общего и администрации области проект 2000 г. профессионального постановления "О мерах по образования улучшению охраны жизни и здоровья детей на воде" 6. Внести на рассмотрение Главы III квартал Комитет по анализу администрации области проект 2000 г. и координации областной целевой программы социальных по предупреждению социального программ, сиротства, улучшению управления общего положения детей сирот и детей, и профессионального оставшихся без попечения образования, родителей социальной защиты населения, здравоохранения 7. Разработать примерное IV квартал Управление общего и региональное положение об 2000 г. профессионального экстернатной форме обучения образования школьников в общеобразо- вательных учреждениях области 8. Внести на рассмотрение Главы II квартал Управление социа- администрации области проект 2000 г. льной защиты насе- постановления "Положение о ления социальных учреждениях семьи и детей Орловской области" 9. Подготовить проект областной II квартал Управление социа- целевой программы "Социальная 2000 г. льной защиты насе- поддержка инвалидов Орловской ления области на 2000-2005 годы" в части создания эффективной системы социальной помощи и поддержки детей-инвалидов 10. Обеспечить реализацию 2000-2001 гг. Управление общего и областных целевых программ: профессионального - "Пятилетка оздоровления" на образования, 1996-2000 гг."; социальной защиты населения, здравоохранения, по делам молодежи - "Реабилитация инвалидов физической Орловской области на 1997-2000 культуре и туризму, гг."; комитет по анализу и координации - "По предупреждению социальных распространения в области программ, комиссия заболевания, вызываемого по делам несовер- вирусом иммунодефицита шеннолетних человека (ВИЧ-инфекции) до 2000 года" - "Профилактика пьянства и наркомании среди несовершеннолетних на 1998-2000 гг."; - "Нравственного и патриотического воспитания граждан Орловской области"; - "Координации деятельности органов и учреждений, входящих в государственную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершен- нолетних на 1999-2000 гг." ______________________________________________________________________ II. ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ КАК ЕСТЕСТВЕННОЙ СРЕДЫ ЖИЗНОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ По состоянию на 1 января 2000 года в области проживает 196,1 тыс. детей и подростков в возрасте до 18 лет. Наблюдается тенденция к сокращению рождаемости, которая за период с 1992 по 1999 год уменьшилась с 9,7 до 7,7 на 1000 человек населения. Данные мониторинга социального положения семьи показывают, что в период 1995-1999 годов ее положение ухудшилось по ряду как демографических, так и социально-экономических параметров. Семьи с несовершеннолетними детьми по-прежнему характеризуются пониженными по сравнению с другими группами населения размерами среднедушевых доходов. В целом, по данным за 1999 год, доля семей с доходами ниже величины прожиточного минимума составила 40,9 %. Исходя из этого в городах и районах области разработаны и реализуются муниципальные межведомственные программы, способствующие повышению эффективности государственной и региональной поддержки граждан, имеющих детей, обеспечивающие целенаправленное использование финансовых ресурсов в условиях дефицита бюджетных средств, усиление контроля за правильностью их расходования, сокращению задержки выплат пособий, создание информационной базы для перехода на адресную выплату детских пособий, повышение экономической самостоятельности семей. В соответствии с разработанными программами самообеспечения и самозанятости, семьи включились в производство сельхозпродукции для самопотребления и продажи излишков. Всего в реализации программы в прошлом году участвовало около 11 тысяч семей. Они освоили 8 тыс. га земли, выращивали 5,5 тыс. голов скота, трудились в составе различных трудовых коллективов. Этому в немалой степени способствовало освобождение многодетных семей от взимания земельного налога сроком на 5 лет, предоставление 50 % дотации от стоимости строительных материалов для строительства надворных построек, выделение молодняка скота в личное пользование. 958 человек воспользовались сезонными работами и были трудоустроены на основе соглашения между департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Орловской области и областным управлением социальной защиты населения. В 1999 году получателями адресной социальной помощи стали 33,2 тыс. семей с несовершеннолетними детьми. Сумма социально-экономических, медико-социальных, бытовых, психолого-педагогических правовых услуг составила 14,5 млн. рублей (включая содержание учреждений) или 169 % к уровню прошлого года. Несмотря на сложности бюджетного финансирования в районах области выплата детских пособий производится в срок. По состоянию на 1 марта 2000г.задолженность имеется только в г. Орле за 1999 г. и два месяца т.г. и составляет 8,8 млн.рублей. Вместе с тем, анализ положения дел на местах показал, что сегодня 2140 семей области (1,5 %) не способны к самостоятельному выживанию без постоянной ежемесячной поддержки, а 18,5 тысяч нуждаются в ежеквартальной помощи и уже в текущем году органами соцзащиты населения принято на учет 60320 семей с детьми или 42% от общего числа. Несмотря на сложное финансовое положение, органам социальной защиты населения удалось не только сохранить, но и расширить сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей. Открыто 3 новых учреждения: 2 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних в Свердловском и Урицком районах и межрайонное стационарное отделение реабилитации детей-инвалидов в г. Болхове. Для абсолютно бедных семей в управлении социальной защиты населения, в каждом городском и районном центрах соцобслуживания населения созданы фонды натуральной помощи с правом бесплатной реализации или частичной оплаты. За истекший год учреждениями социальной помощи семье и детям было обслужено более 14,5 тысяч семей и 24,5 тысяч несовершеннолетних, 4,6 тысячи детей были временно помещены в эти учреждения и получили практическую помощь и поддержку. В целях дополнительной поддержки малообеспеченных семей с детьми школьного возраста пятый год в области проходит благотворительная акция "Дорога в школу". Только в 1999 году 7,5 тыс. семей получили помощь на сумму 762,2 тыс. рублей. В 1999 г. в соответствии с постановлением Главы администрации области от 24 февраля 1999 г. N 92 "О мерах по организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи" в летний период 1999 г. отдохнули и поправили свое здоровье 55,5 тыс. детей, что на 12 тыс. человек больше, чем 1998 году. Для проведения летней оздоровительной кампании были выделены средства областного бюджета в объеме 14,4 млн. руб. (38 % от общих затрат), 16,0 млн. руб. регионального фонда социального страхования (42,3 %),2,6 млн. руб. федерального бюджета (7,1 %). Затрачено 2,7 млн. руб. средств предприятий, учреждений, организаций (7,2 %). Путевки на сумму 2,0 млн. руб. (5,4 %) были приобретены за счет родителей. Общая сумма затрат составила 37,8 млн. руб. Проводимая в области работа позволила воспрепятствовать распространению массовой бедности, зафиксировать социально-экономическое положение значительной категории семей с детьми на социально - приемлемом уровне. Вместе с тем, понимания важность роли семьи в жизни общества, в воспитании нового поколения, обеспечении общественной стабильности и прогресса, а также в целях своевременной поддержки семьи и сохранения ее как социального института, предполагается продолжить работу по следующим направлениям: - предоставление семьям с детьми установленных законодательными актами льгот и социальных гарантий в т.ч. по развитию фермерства, подсобных хозяйств, содействие в трудоустройстве и получении дополнительного заработка; - включение семьи в экономически активные формы по самообеспечению, моральное и материальное стимулирование самозанятости семьи; - обеспечение приоритетного права на получение адресной материальной поддержки бедных семей с детьми; - развитие плодотворного партнерства с общественными организациями, фондами, учреждениями и предприятиями различных форм собственности в интересах семьи и детей. Эффективное использование финансовых ресурсов этих структур, направленных на социально-экономическую поддержку семьи и детей; - обеспечение гарантированной выплаты единого ежемесячного пособия на несовершеннолетних детей нуждающимся семьям; - помощь малообеспеченным семьям в оздоровлении детей. МЕРЫ ПО ПОДДЕРЖКЕ СЕМЬИ КАК ЕСТЕСТВЕННОЙ СРЕДЫ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ _____________________________________________________________________________________________________________________ NN Наименование мероприятий Срок ис- Исполнитель Объем фи- Источники финансирования полнения нансирования областной- бюджеты го- другие ис- бюджет родов и рай- точники онов _____________________________________________________________________________________________________________________ 1. Повышение экономической активности семей, создание условий для самостоятельного для жизнеобеспечения 1. Продолжить практику разра- ежегод- администра- городские, ботки и реализации межведом- но ции городов и районные ственных муниципальных про- районов об- бюджеты грамм повышения экономиче- ласти ской активности семей с детьми 2. Обеспечит приоритетную вре- 2000- департамент городские, менную занятость и обществен- 2001 г.г. фереральной районные ные работы для государствен- бюджеты остронуждающихся семей на ной службы 1200 мест занятости на- селения по Орловской области, администрации городов и рай- онов 3. Организовать общественные 2000- департамент городские, работы для подростков из ма- 2001 г.г. федеральной районные лообеспеченных семей на 1880 государствен- бюджеты мест ной службы занятости населения по Орловской области, администрации городов и районов 4. Рассмотреть возможность соз- 2000- управление дания дополнительных рабочих 2001 г.г. социальной мест в учреждениях соцобслу- защиты насе- живания населения для родите- ления лей малообеспеченных семей, имеющих специальность "социальный работник" 5. Содействовать первоочередно- ежегод- администра- городские му выделению финансовой по- но ции городов и и районные мощи женщинам- районов об- бюджеты предпринимателям малого и ласти среднего бизнеса 6. Обеспечить выделение много- посто- администра- городские, детным родителям, желающим янно ции городов и районные организовать крестьянские районов бюджеты (фермерские) хозяйства, малые предприятия земельных участков, а также предоставлять льготы по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения от налога на определенный срок, либо понижения ставок налога 7. Оказать содействие многодет- посто- администра- городские, ным семьям в предоставлении янно ции городов и районные беспроцентных ссуд для воз- районов бюджеты мещения расходов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства 8. Предусмотреть полное или час- посто- администра- тичное освобождение от уплаты янно ции городов и регистрационного сбора с фи- районов зических лиц для многодетных родителей, занимающихся предпринимательской деятель- ностью 9. Продолжить практику выделе- 2000- администра- ния многодетным семьям садо- 2001 г.г. ции городов и во-огородных участков в разме- районов ре не менее 0,15 га на семью 10. Продолжить практику продажи ежегод- администра- городские по льготным ценам поголовья но ции городов и и районные скота, семян, посадочного мате- районов бюджеты риала остро нуждающимся семьям с детьми, оказания помощи в обработке приусадебных и огородных участков 11. Обеспечить приоритетное пре- посто- администра- городские доставление малообеспеченным янно ции городов и и районные семьям с детьми дотаций, мате- районов, ассо- бюджеты риальной помощи на приобре- циация кре- тение строительных материалов стьянских хо- для строительства дачных и зяйств и сель- надворных построек, скота в скохозяйст- личное пользование венных коопе- ративов 12. За счет средств, выделяемых на 2000- администра- адресную помощь, предусмот- 2001 г.г. ции городов и реть выдачу краткосрочных районов, обла- кредитов (до 1 тыс.) малообес- стной Фонд печенным семьям с детьми на социальной приобретение и ремонт слож- поддержки ной бытовой техники, мебели с последующим погашением по поручению предприятий, где работают родители, или под за- лог недвижимости 13. Проводить областные смотры- ежегод- управления 30 тыс. руб. 15 тыс. руб. 15 тыс. руб. конкурсы на лучший приуса- но социальной дебный, дачный участок, лучшее защиты насе- подворье ления, сельского хо- зяйства, адми- нистрации го- родов и райо- нов 14. Организовать в каждом районе 2000 г. отделы соци- семейные группы взаимопомо- альной защи- щи и взаимоподдержки ты населения, учреждения соцобслужи- вания населения, семьи и детей 15. Провести месячник по проверке ежегод- областная соблюдения законодательства в но прокуратура, части реализации права женщи- управления ны, имеющей несовершенно- социальной летних детей, на труд защиты насе- ления, труда 16. Проводить областные, район- ежегод- управление ные конференции, встречи по но в социальной проблемам оптимизации жиз- День защиты насе- недеятельности семьи, улучше- семьи ления, город- ния положения женщин в обще- ские, район- стве, чествования трудовых се- ные админи- мейных коллективов страции 17. Освещать лучший опыт семей- посте- управление ных трудовых коллективов и янно печати, поли- семей по решению вопросов графии и самообеспечения средств мас- совой инфор- мации, ОГТРК 18. Организовать работу постоянно 1 раз в управление действующего "Круглого сто- квартал социальной ла" по социально- в тече- защиты насе- экономической проблеме жиз- ние все- ления недеятельности семьи для глав го пе- семейных трудовых коллекти- риода вов различных форм собствен- реали- ности зации про- граммы 19. Организовать областной клуб 1 полу- департамент женщин "Состоялась сама - годие федеральной помоги другим" 2000г. государственной службы занятос- ти населения по Орловской области, управление соци- альной защиты населения 2. Адресная материальная помощь семьям с детьми 1. Обеспечить своевременную вы- посто- управление 10,7 бюджеты плату ежемесячного пособия на янно финансов и млн.руб. городов и детей налоговой по- ежемесяч- районов литики, город- но ские и район- ные администра- ции 2. Предоставить многодетным управления в общих областной бюджеты семьям с 3-мя и более детьми финансов и ассигнова- бюджет городов и следующие льготы: налоговой по- ниях ве- районов литики, соци- домств скидку в размере 30% у станов- посто- альной защи- ленной платы за пользование янно ты населения отоплением, водой, канализаци- администра- ей, газом, элекстроэнергией, а ции городов и для семей, проживающих в до- районов мах, не имеющих центрального отопления, от стоимости топлива в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории; бесплатную выдачу лекарств по посто- управление в общих областной рецептам врачей для детей в янно здравоохране- ассигнова- бюджет возрасте до 15 лет и их родите- ния ниях на лям; здравоох- ранение право приема детей в дошколь- посто- управление ные учреждения в первую оче- янно общего и про- редь; фессионально- го образования, городские, районные ор- ганы образо- вания право бесплатного посещения посто- управление в общих областной музеев, парков культуры и от- янно культуры и ассигнова- бюджет дыха, выставок, кинотеатров, искусства ниях на спортивных сооружений(один культуру раз в месяц) 3. Предоставлять бесплатный посто- управления в общих областной местный проезд в городском транспорте янно финансов и ассигнова- бюджет бюджет (кроме такси) и на автомобиль- налоговой по- ниях на ном транспорте общего пользо- литики, соци- транспорт вания в сельской местности (в альной защи- пределах административного ты населения района) многодетным матерям, одиноким матерям и отцам, родителям - инвалидам, имею- щим несовершеннолетних детей 4. Освободить от платы за обуче- посто- управления в общих областной местные ние в музыкальных, художест- янно культуры и ассигнова- бюджет бюджеты венных, хореографических, хо- искусства, ниях учре- ровых школах детей-сирот, де- общего и про- ждений тей, оставшихся без попечения фессионально- культуры и родителей, воспитывающихся в го образова- образова- детских домах, школах- ния, финансов ния интернатах и в профессиональ- и налоговой но-технических училищах политики, ад- министрации городов и рай- онов 5. Предоставить 50% скидку за посто- управления в общих областной местные оплату обучения в художест- янно культуры и ассигнова- бюджет бюджеты венных, музыкальных школах, искусства, ниях учре- школах искусств детям: финансов и ждений налоговой по- культуры из многодетных семей; литики, адми- нистрации го- за второго ребенка из семей, в родов и рай- которых обучается двое детей; онов из семей, в которых зарабо- ток родителей (законных пред- ставителей) ниже минималь- ной заработной платы 6. Выплачивать многодетным семьям ежеме- управления фи- 49,6 тыс. руб. 49,6 тыс. руб. с 5-ю и более детьми пособие на сячно нансов и на- в месяц в месяц детей на 50% больше установ- логовой ленных на федеральном политики, уровне социальной за- щиты населения, администрации городов и рай- онов 7. Обеспечить приоритетное право 2000- управление 8,4 областной бюджеты привлечен- на получение адресной матери- 2001 г.г. социальной млн.руб. бюджет городов и ные сред- альной помощи на заявительной защиты насе- районов ства основе: ления, город- ские и район- нетрудоспособным родителям, ные админи- имеющим несовершеннолетних страции детей - 1500 семей; семьям, в которых оба роди- теля, а в неполной семье один, являются безработными и зарегистрированы в службе занятости - 2000 семей; семьям матерей-одиночек - 6700 семей; многодетным семьям с 3-мя и более несовершеннолетними детьми - 6000 семей; семьям, имеющих детей-инва- лидов - 2800 семей; опекунским семьям - 1100 се- мей; семьям, находящимся в сос- тоянии постоянной бедности - 12900 семей. 8. Продолжить работу отделений 2000- городские и 860 городские социальной помощи семье и де- 2001 г.г. районные ад- тыс. руб. и районные тям центров социального об- министрации ежегодно бюджеты служивания населения, соци- альной помощи семье и детям 9. Продолжить проведение благо- ежегод- управление городские привлечен- творительной акции "Дорога в но соцзащиты на- и районные ные сред- школу" селения, го- бюджеты ства родские и районные ад- министрации 10. Продолжить пополнение фон- 2000- управление дов натуральной помощи из 2001 г.г. социальной одежды, обуви, постельных защиты насе- принадлежностей территори- ления, город- альных центров соцобслужива- ские и район- ния населения для особо нуж- ные админи- дающихся семей с детьми с страции правом бесплатной реализации или частичной оплаты 11. Продолжить практику выдачи 2000- центры соци- внебюд- талонов на бытовые услуги, 2001 г.г. ального об- жетные предоставляемые семьям с служивания средства детьми бесплатно или по льгот- населения ным тарифам в учреждениях бытового обслуживания 12. Продолжить практику продажи 2000- городские и внебюд- продуктов питания малообеспе- 2001 г.г. районные ад- жетные ченным семьям с детьми хозяй- министрации, средства ствами области по льготным кооператив- ценам ные сельско- хозяйственные предприятия, акционерные общества, то- варищества 3. Организация отдыха и оздоровления детей 1. Организовать проведение лет- ежегод- управления по 44000,0 14000,0 5000,0 25000,0 ней оздоровительной компании но делам моло- тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. дежи, физи- ческой куль- туре и туризму, общего и про- фессионального образования, здравоохранения, социальной защиты насе- ления 2. Увеличить число детей и под- ежегод- управления по 5000 областной местный привлечен- ростков из малообеспеченных но делам моло- тыс. руб. бюджет бюджет ные сред- семей, охваченных бесплатным дежи, физиче- ства отдыхом в загородных оздоро- ской культуре вительных лагерях как на тер- и туризму, со- ритории области, так и за ее циальной за- пределами, до 2500 человек щиты населе- ния 3. Организовать социально- ежегод- управление 720,000 360,000 360,000 реабилитационные группы но социальной тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. дневного пребывания для 2000 защиты насе- подростков из семей социаль- ления, райго- ного риска в летний период радминистра- ции 4. Обеспечить санаторно- ежегод- управления 1000,0 500,0 500,0 курортным лечением 250 детей- но здравоохране- тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. инвалидов в специализирован- ния, социаль- ных здравницах за пределами ной защиты области по показаниям врачей населения 5. Распространить практику рабо- ежегод- управление 216,0 216,0 ты социально- но социальной тыс. руб. тыс. руб. реабилитационных групп для защиты насе- подростков с особыми пробле- ления, рай- мами на зимний период в кани- горадминист- кулярное время - 600 чел. рации 6. Организовать летний отдых де- ежегод- управление 13300,0 13300,0 тей-сирот на базе образователь- но общего и про- тыс. руб. тыс. руб. ных учреждений, загородных фессионально- оздоровительных лагерей и за го образова- рубежом ния 7. Выделить 300 путевок для ор- ежегод- управление 1500,0 1500,0 ганизации летнего отдыха уча- но общего и про- тыс. руб. тыс. руб. щихся учреждений начального фессионально- профессионального образова- го образова- ния из числа детей - сирот и де- ния тей, оставшихся без попечения родителей 8. Обеспечить детей - сирот и де- ежегод- управления 819,0 819,0 тей, оставшихся без попечения но общего и про- тыс. руб. тыс. руб. родителей, проживающих в фессионально- опекунских семьях, бесплатны- го образова- ми путевками в оздоровитель- ния, социаль- ные лагеря и санатории (546 ной защиты чел.) населения, по делам моло- дежи, физичес- кой культуре и туризму 9. Организовать летний отдых, оз- летний управления доровление, занятость трудных период социальной подростков в каникулярное защиты насе- время. В этих целях: ления, по де- лам молодежи, создать специализированные физической 150,0 150,0 смены в оздоровительных ла- культуре и ту- тыс. руб. тыс. руб. герях (100 чел.); ризму,отделы социальной организовать социально- защиты насе- 720,0 360,0 360,0 реабилитационные группы ления, комис- тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. дневного пребывания (2000 сия по делам чел.) несовершен- нолетних _____________________________________________________________________________________________________________________ III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОГО МАТЕРИНСТВА И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В соответствии с ежегодно принимаемой областной программой "Неотложные меры по охране здоровья женщин и детей", в которой предусматриваются совершенствование организации и повышение качества акушерско-гинекологической и педиатрической помощи, меры государственной поддержки безопасного материнства, во всех районах области были приняты соответствующие программы. В соответствии с программой в 1998-1999 годах введены в строй детский корпус Мценской центральной районной больницы, реабилитационный центр Ливенской центральной районной больницы, поликлиника Орловского района, продолжено строительство областной консультативной поликлиники и детской поликлиники в г. Орле. На эти цели было освоено 10,7 млн. рублей из областного бюджета и 4,7 млн. рублей средств фонда обязательного медицинского страхования. Проведен капитальный ремонт областного и городского родильных домов, областной детской и инфекционной больниц, детских отделений Кромской, Малоархангельской, Колпнянской центральных районных больниц, противотуберкулезного санатория "Красный Октябрь". В целях дальнейшего снижения материнской и младенческой смертности осуществлялись мероприятия по укреплению материально-технической базы детских и родовспомогательных учреждений, снабжению их дыхательной и ультрозвуковой аппаратурой. Освоено внедрение протокола первичной реанимационной помощи новорожденным в родильном зале, что значительно повысило качество и своевременность ее оказания. С целью раннего выявления патологии у детей во всех родовспомогательных учреждениях области внедрено обследование новорожденных. Так, из 6607 родившихся живыми в 1999 году обследовано 6570 новорожденных (99,4%). В 1997 году в г. Орле открыт "Центр планирования семьи и репродукции", где ведется медико-генетическое консультирование, осуществляются специализированные приемы по основной акушерской и гинекологической патологии. Показатель младенческой смертности в области в последние годы стабилизировался на уровне ниже среднего по России и в 1999 году составил 14,0 на 1000 родившихся (по России - 16,9). Основная причина смертности детей первого года жизни (65%) связана с состоянием перинатального периода и врожденными аномалиями. В то же время в 1999 году состояние здоровья детей в сравнении с 1998 годом ухудшилась. Общая заболеваемость детей составила 1367,8 на 1000 детей (1329,8 в 1998 году). Произошло также увеличение диспансерного контингента детей с 267 чел. на 1000 детей в 1998 году до 270,7 - в 1999 году. Высокой остается заболеваемость детей до года. В 1999 году она составила 2495,5 на 1000 детей (в 1998 г. 2297,1 на 1000 детей), что связано с состоянием здоровья матери и, в определенной мере, с условиями жизни детей в семье. В структуре заболеваемости детей и подростков в 1999 году первое место занимают болезни органов дыхания - 585,9 на 1000 человек, второе место - болезни нервной системы и органов чувств - 96,3, третье - травмы и отравления - 92,7, четвертое - болезни кожи - 66,7, пятое - болезни костно-мышечной системы - 54,5 на 1000 человек. Распространенность болезней крови, кроветворных органов за последние пять лет увеличилась в 1,4 раза, эндокринной системы в 1,1 раза, пищеварения - в 1,3 раза, костно-мышечной системы - в 1,8 раза, мочеполовой системы -в 1,4 раза, органов дыхания - в 1,5 раза. К окончанию школы почти половина выпускников имеют те или иные хронические заболевания или ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья. Результаты профилактических осмотров свидетельствует о росте количества детей с дефектами речи с 0,8% от числа осмотренных в 1991 году до 2,8% в 1999 году, с понижением зрения с 6,3% до 8,0%, со сколиозом с 1,2% до 9%, с нарушением осанки соответственно с 2,3% до 5,9%. В связи с ухудшением здоровья подростков отмечается устойчивое снижение готовности призывников к военной службе. По данным медосвидетельствования граждан, подлежащих призыву в Вооруженные Силы Российской Федерации в области за 1998-1999 годы не годными по состоянию здоровья к военной службе признано 26,5% юношей (в 1997-1998 гг. - 20,2%). Негативное влияние на здоровье подростков оказывают алкоголики и наркоманы. Причем проблемы алкоголизма, наркомании и токсикомании смещается на более ранние возрастные группы и нарастает быстрыми темпами. Если в 1995 году на учете в наркодиспансере не состояло ни одного несовершеннолетнего с наркологическими заболеваниями, то на 1 января 2000 года под наблюдением областного наркологического диспансера состоит 512 подростков, страдающих хроническим алкоголизмом - 314 (87 девочек), наркоманов - 53 (5 девочек), токсикоманов - 46 (6 девочек). В 1999 году впервые в наркодиспансер доставляются дети до 14 лет, учащиеся школ, потребляющие наркотические и токсические вещества. Непосредственно с ростом наркомании связано распространение вируса иммунодефицита человека. Число выявленных в 1999 году случаев заражения ВИЧ-инфекцией больше, чем в 1998 году в 9 раз и составило 200 случаев. Среди ВИЧ - инфицированных 13 подростков, 92% и их - наркоманы. Состояние здоровья подростков во многом определяет репродуктивное здоровье населения в будущем. По данным исследований среди основных причин бесплодия, которым страдают 15-20% семей, ведущей является нарушение репродуктивной функции в подростковом возрасте, что влечет за собой осложнения беременности, родов и находится в определенной связи с увеличением числа заболеваний, передаваемых половым путем. В 1999 году выявлено 65 подростков больных сифилисом (1998 г. - 91), 47 - гонореей (1998 г. - 58), 231 - трихомониазом (1998 г. - 255), 47 - хламидиозом (1998 г. - 52), 22 - гардиерелезом (1998 г. - 22). Неблагополучие в здоровье подростков связано, с одной стороны, с накоплением "отрицательного" генотипа предыдущих поколений, с другой стороны, с ухудшением социально-экономических условий, падением уровня жизни населения. Последнее не позволяет в полной мере обеспечить проведение мероприятий по первичной профилактике заболеваний, поэтому для раннего выявления патологии проводятся профосмотры детей (в 1999 г. осмотрено 98,6%, в 1998 г.- 96,9%). В области работает 23 подростковых кабинета, в т.ч. 1 - в наркодиспансере. В рамках программы "Дети Чернобыля" учреждениями здравоохранения совместно с коллективом сотрудников медицинского радиологического научного центра г. Обнинске проведено комплексное клиническое обследование с применением современных ультразвуковых методик исследования щитовидной железы, гормонального профиля учащихся школы N 3 г. Болхова, имеющих различные степени увеличения щитовидной железы с последующей коррекцией в ходе лечебно-оздоровительных мероприятий. В пяти районах области проведена контрольная оценка степени йодного дефицита (по показателям йодурии обследовано 500 детей), что имеет большое практическое значение в организации дальнейшего диспансерного наблюдения за детьми. Всего в 1999 году областными специалистами осмотрено 5326 детей, проживающих в условиях радионуклидного загрязнения. 388 из их прошли курс лечения и оздоровления в санаториях, причем 98 - в санаториях "Мать и дитя". За счет федеральных средств, направленных на реализацию программы "Дети Чернобыля", приобретено медицинское оборудование для Болховской центральной районной больницы, областного родильного дома, детской областной больницы, ГМО им. Боткина, а также поливитаминные препараты на общую сумму 2,2 млн. рублей. Основными направлениями в деятельности учреждений здравоохранения по обеспечению безопасного материнства и охране здоровья детей являются: - совершенствование организации и повышение уровня медицинской помощи женщинам и детям; - повышение качества здоровья женщин и детей; - снижение материнской и младенческой смертности; - предупреждение инвалидности детей; - улучшение системы подготовки и повышения квалификации медицинских кадров службы охраны здоровья женщин и детей; - развитие и укрепление службы планирования семьи; - совершенствование информационной системы для населения по вопросам охраны репродуктивного здоровья женщин. Одним из факторов сохранения здоровья детей, их гармоничного развития является рациональное питание. Нарушения питания беременных и кормящих женщин, наряду с другими неблагоприятными социально-экономическими факторами, привели к тому, что в области в 1999 году в искусственном вскармливании нуждалось 60% детей в возрасте от трех до шести месяцев и 83% детей от шести месяцев до 1 года. По сравнению с 1998 годом возросло число алиментарнозависимых заболеваний: рахит с 38,3 до 42,8, анемия с 87,3 до 119,9 на 1000 детей раннего возраста. Для решения проблемы обеспечения детей раннего возраста специальными продуктами питания в области функционирует 13 детских молочных кухонь (в 12 районах области). Однако в течение последних лет ни одна молочная кухня не была пущена в эксплуатацию, а мощность имеющихся крайне недостаточна. Не решена проблема бесплатного питания детей до 1 года в сельской местности. В соответствии с постановлением Главы администрации области "Об организации питания учащейся молодежи, обучающейся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях Орловской области" N 407 от 8.09.1999 г. изыскивается возможность выделения дотации на питание для 100% учащихся, когда в большинстве регионов страны, по данным статистики, охват горячим питанием школьников составляет 30-60%. В настоящее время одноразовым горячим питанием охвачено 98% школьников (1996-1997 уч. год - 90,4%), двух разовым питанием обеспечено 17,0% учащихся области. В дошкольных и интернатных образовательных учреждениях горячим питанием обеспечены 100% детей. В системе начального профессионального образования охват учащихся горячим питанием составляет 83,5% от общего количества детей. Для организации питания помимо предусмотренных бюджетных средств используются дополнительные резервы, направленные на улучшение питания учащихся, в т.ч.: - привлечение спонсорских средств; - доходы от подсобных хозяйств сельских образовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования; - доходы от производственной деятельности в мастерских учреждений начального профессионального образования. С целью экономии средств на питание ряд образовательных учреждений взяли столовые на свой баланс. В сельских районах, где отсутствуют пищеблоки школ, проделана работа по созданию комплексов "Детский сад-школа" на базе типовых дошкольных учреждений. Ведутся работы по строительству пристроек с пищеблоками к школе N 1 г. Болхова, школам NN 2, 24 г. Орла, сданы в эксплуатацию пристройки к Озерновской школе Покровского района, школе N 1 п. Нарышкино, проведена реконструкция пищеблоков школ Городищенской Свердловского, Данилевской Покровского, Волконской Дмитровского районов. Вместе с тем в течение длительного времени не решается вопрос обеспечения горячим питанием всех учащихся Хотынецкой школы. Оно организовано только для учащихся 1 классов и групп продленного дня, хотя имеются все возможности для организации полноценного питания всех детей. Не получают питание более 1900 учащихся в школах N 12,24 г. Орла, 4 сельских школ во Мценском районе. Не налажено дополнительное питание учащихся групп продленного дня в Сосковском районе, г. Малоархангельске. Сложная ситуация в организации питания сложилась в г. Орле, где не была увеличена сумма дотации на питание и составила 2 руб.50 коп. на одного учащегося и 3 руб. дополнительно на детей из групп продленного дня вместо 3 руб.50 коп. и 4 руб. соответственно, как предусмотрено постановлением Главы администрации области. В результате дотация на питание школьников в среднем только на 35% соответствует требуемой по физиологическим потребностям и рекомендуемому набору продуктов. Из-за высокой стоимости продолжает снижаться потребление наиболее ценных в биологическом отношении продуктов (мясо, рыба, яйца, кисломолочная продукция, фрукты). Фактическая калорийность питания в школах г. Орла составляет 250-400 ккал при норме 420-540 ккал. В связи с этим в числе важнейших направлений по улучшению организации питания детей остаются: - выполнение принятых законодательных и нормативных актов в части своевременного выделения средств на питание учащихся; - реализация федеральных и областных целевых программ по развитию индустрии детского питания, по поддержке грудного вскармливания, укреплению материально-технической базы столовых детских и подростковых учреждений; - организация детских молочных кухонь, прежде всего в сельской местности, строительство цеха детского питания; - установление налоговых и арендных льгот для предприятий, обеспечивающих продуктами образовательные учреждения; - стимулирование производства витаминных премиксов и пищевых продуктов, обогащенных белком, важнейшими микроэлементами, первоочередное обеспечение этими продуктами пищеблоков детских и подростковых учреждений; - усиление контроля со стороны органов здравоохранения, образования, санитарной службы за организацией питания детей, качеством и ассортиментом реализуемой продукции; - осуществление мониторинга состояния здоровья детей во взаимосвязи с организацией их питания, активизация разъяснительной работы среди родителей, педагогов и детей по проблемам организации питания, профилактики алиментарно-зависимых заболеваний. МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОГО МАТЕРИНСТВА И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ _________________________________________________________________________________________________________________________ N Наименование мероприятий Срок испол- Исполнители Объем фи- Источники финансирования п/п нения нансирова- областной бюджет другие ния бюджет городов источни- и райо- ки нов _________________________________________________________________________________________________________________________ I. Строительство учреждений детства и родовспоможения 1. Продолжить строительство: -областной консультативной поликлиники; 2000-2001 г. управление здраво- 5000 средства охранения тыс. руб. выделяе- - реабилитационного центра в г.Ливны с 2000 г. администрация 3000 мые по дневным стационаром; г.Ливны тыс. руб. федераль- - акушерского корпуса Болховской 2000-2001 г. администрация Бол- 8000 ной прог- центральной районной больницы; ховского района тыс. руб. рамме -лечебного корпуса с детским стационаром 2001 г. администрация 3000 областной "Дети Чер на 15 коек Свердловской центральной Свердловского рай- тыс. руб. бюджет нобыля" районной больницы; она - детской поликлиники Заводского района 2000 г. администрация 4000 бюджет средства г. Орла г.Орла тыс. руб. г. Орла фонда обяза- тель ного мед. стра- хова- ния II. Оснащение медицинским оборудованием учреждений детства и родовспоможения 1. Обеспечить медицинским оборудованием в течение управление здраво- 39200 областной бюджеты средства, учреждения здравоохранения: всего перио- охранения, админи- тыс. руб. бюджет городов и выделяе- - Областной родильный дом: да реализа - страции городов и районов мые по фе ции програм районов дераль - - хирургический лапароскоп - 1 ед.; мы 380 ным прог тыс. руб. раммам - гистероскоп резекционный - 1 ед.; 310 "Дети Чер тыс. руб. нобыля", - аппарат наркозно-дыхательный - 1ед.; 1200 "Безопас- тыс. руб. ное мате - аппарат ИВЛ "Бебилог-2000" - 2 ед.; 300 ринство, тыс. руб. средства - монитор фетальный - 2 ед.; 800 фонда обя тыс. руб. зательного - кардиомонитор - 3 ед.; 810 медицин- тыс. руб. кого стра анализатор газов крови - 2 ед.; 700 хования тыс. руб. параформалиновая камера для 550 дезинфекции дыхательной тыс. руб. аппаратуры 1 ед. Областной центр планирования семьи: - ультразвуковой сканер "Алока-1700" с 900 доплеровской приставкой - 1 ед.; тыс. руб. - набор эндоскопического оборудования 450 для диагностики бесплодия - 1 ед. тыс. руб. - аминоанализатор - 1 ед.; 500 тыс. руб. - анализатор хромосом автоматический, 1 ед. 600 тыс. руб. - микроскоп "Амерлайн" с фотонасадкой - 450 3 ед. тыс. руб. - инкубатор - 1 ед. 350 тыс. руб. Детская областная больницы: - наркозно-дыхательный аппарат - 2 ед.; 1800 тыс. руб. - аппарат ИВЛ (универсальный) - 3 ед.; 1950 тыс. руб. - монитор "Кардиокар" - 6 ед. с на- 1620 бором датчиков и манжеток; тыс. руб. - анализатор газов крови - 1 ед.; 650 тыс. руб. - иммуноферментный анализатор - 1 ед.; 700 тыс. руб. - кювез для новорожденных с двойными 1700 станками - 3 ед.; тыс. руб. - кислородные палатки - 6 ед.; 720 тыс. руб. - электроэнцефалограф "Энцефалан" - 1 ед.; 250 тыс. руб. - измерительный комплекс "Валента" - 1 ед. 320 тыс. руб. - электрокардиограф "Биосет 8000" - 1 ед.; 162 тыс. руб. - эхоэнцофалоскоп с анализатором - 1 ед.; 210 тыс. руб. - эхоэнцефалограф - 1 ед.; 400 тыс. руб. - анализатор электролитов - 1 ед.; 330 тыс. руб. - рентгеновский комплекс - 1 ед. 3000 тыс. руб. Детская инфекционная больница: - анализатор газов крови - 1 ед.; 650 тыс. руб. - биохимический экспресс-анализатор - 1 ед. 460 - бактериологический компьютеризирован- тыс. руб. ный комплекс 650 тыс. руб. ГМО им.Боткина - УЗсканер с доплеровской приставкой - 2000 1 ед.; тыс. руб. - гистепроскоп - диагностический - 1 ед.; 350 тыс. руб. - кардиотокограф - 1 ед.; 290 тыс. руб. - энцефолан - 1 ед.; 340 тыс. руб. - ФГДС (детский) - 1 ед.; 290 тыс. руб. - лазерная установка - 1 ед.; 120 тыс. руб. - диагностическо-компьютерный комплекс 320 "Цитадель" - 1 ед.; тыс. руб. - кювез для новорожденных (двустенный)- 1170 3 ед. тыс. руб. Городской родильный дом: - кювез для новорожденных с двойными 780 стенками - 2 ед.; тыс. руб. - датчик для УЗ-аппарата 3,5-5 Мгц - 1 ед. 150 тыс. руб. Детская поликлиника N 1 г. Орла: - рентгенологический комплекс - 1 ед. 2800 тыс. руб. - УЗсканер Алока-1700 с набором датчиков 1200 или - 1 ед.; тыс. руб. - малодозная цифровая рентгеновская 1000 установка, 1 ед. тыс. руб. - монитор холтеровский "Инкарт" - 1 ед.; 310 тыс. руб. - электроэнцефалограф "Энцефалан" - 1 ед. 250 тыс. руб. - электрокардиограф "Биосет-8000"- 1ед.; 162 тыс. руб. - биохимический экспресс-анализатор - 480 1 ед. тыс. руб. Плещеевская ЦРБ: - детский ФГДС - 1 ед.; 285 тыс. руб. - анализатор газов крови - 1 ед.; 650 тыс. руб. - электрокардиограф "Биосет-8000" -1ед.; 162 тыс. руб. - гистероскоп резекционный -1ед. 310 тыс. руб. Колпнянская ЦРБ: (детский стационар с реабилитационным центром) - электроэнцефалограф "Энцефалан" - 1 ед.; 250 тыс. руб. - биохимический экспресс-анализатор - 1 ед. 460 тыс. руб. Мценская ЦРБ: электроэнцефалограф "Энцефалан" - 1 ед.; 250 тыс. руб. биохимический анализатор - 1 ед. 460 тыс. руб. 3. Повышение квалификации специалистов в области охраны здоровья женщин и детей, обеспечения безопасного материнства 1. Обеспечить повышение квалификации постоянно Управление здра- 80 областной местный врачей акушеров-гинекологов, воохранения тыс. руб. бюджет бюджет неонатологов, педиатров ежегодно (текущее финанси- рование) 2. Организовать сертификацию врачей и постоянно Управление здра- 250 областной местный среднего медперсонала службы охраны воохранения тыс. руб. бюджет бюджет здоровья матери и ребенка ежегодно (текущее финанси- рование) 4. Совершенствование организации и качества акушерско-гинекологической, педиатрической помощи 1. Внедрить средства и методы профилактики 2000-2001 Управление здра- 100 областной основных видов патологии беременности и гг. воохранения тыс. руб. бюджет родов, диагностики и лечения ежегод- внутриутробного инфицирования плода и но(теку- новорожденного, предупреждение щее фи- инфекций, передаваемых половым путем, нансиро- включая СПИД, онкологические вание) заболевания репродуктивной системы женщин 2. Обеспечить меры поддержки грудного постоянно Управление здра- вскармливания, в т.ч. проведение воохранени социально-генетического мониторинга за состоянием здоровья кормящих матерей 3. Внедрить новые методы профилактики, 2000 г. Управление здра- 150 средства диагностики аномалий развития воохранени тыс. руб. выделяе- новорожденных мые по прог- рамме "Безопас - ное мате- ринство" 4. Совершенствовать стандарты интенсивной в течение Управление терапии новорожденных, в т.ч. всего здравоохранения недоношенных, внедрить методы периода профилактики и ранней диагностики социально значимых и социально обусловленных заболеваний у беременных и новорожденных 5. Совершенствовать методы терапии сепсиса,постоянно Управление септического шока в акушерстве, здравоохранения гинекологии 6. Внедрить и совершенствовать 2000 г. Управление эндоскопические методы в акушерстве и здравоохранения гинекологии, педиатрии 5. Информирование населения по вопросам безопасного материнства, здоровья женщин и детей 1. Подготовка информационно- в течение Управление образовательных материалов для всего здравоохранения населения, средств массовой информации периода по различным вопросам охраны здоровья реализации женщин, детей, семьи программы 2. Продолжить разработку и создание теле и в течение Управление радиопрограмм для населения под всего здравоохранения, рубрикой "Здоровье" - в каждую семью" периода ОГТРК реализации программы 6. Меры по улучшению питания детей 1. Продолжить практику организации В течение Управления Област- Бюдже- Привле- бесплатного питания учащихся всех всего общего и ной ты ченные общеобразовательных учреждений области, периода профессио- бюджет городов средства В этих целях: реализации нального и - обеспечить своевременное выделение программы образова- районов средств в соответствии с нормативами; ния, - обеспечить бесперебойное снабжение финансов и продовольственными товарами, налоговой гарантированного качества, исходя из политики, утвержденных норм питания; торговли и - обеспечить регулярную потребитель- профилактическую витаминизацию ских питания детей дошкольного и ресурсов, школьного возраста; администра- - дооснастить столовые необходимым ции городов технологическим и холодильным и районов оборудованием 2. Продолжить практику работы по В течение Управление Област- Бюдже- улучшению школьного питания за счет всего общего и ной ты производства овощей на школьных учебно- периода профессион- бюджет городов опытных участках реализации ального и программы образования районов 3. С целью увеличения объемов 2000- Управление 16120,0 тыс. 3420,0 12700,0 производства сельскохозяйственной 2001г.г. общего и руб. тыс. тыс. руб. продукции на школьных учебно- профессио- руб. опытных участках, приобрести трактора нального МТ-80, МТ-82 и малые средства образова- механизации. ния, администра- ции городов и районов 4. Обеспечить школьные столовые 1 полугодие Управления Текущее Област- нормативной документацией и 2000г. общего и финансиро- ной осуществлять контроль за использованием профессио- вание бюджет ее в работе нального (теку- образова- щее ния, финанси- торговли и рование) потребитель- ских ресурсов 5. Провести учебу с производственным 2-ое Управления персоналом школьных столовых полугодие общего и 2000г. профессио- нального образова- ния, торговли и потребитель- ских ресурсов 6. Продолжить практику создания комплексов В течение Управления Бюдже- "Детский сад-школа" с организацией на всего общего и ты их базе питания по нормативам дошколь- периода профессио- городов ных образовательных учреждений реализации нального и программы образова- районов ния, торговли и потребитель- ских ресурсов, администра- ции городов и районов 7. Обобщить опыт работы Мценского и 2-ой Управления Новосильского районов и рекомендовать квартал общего и для изучения и применения организации 2000г. профессио- питания в общеобразовательных нального учреждениях образования, торговли и потребитель- ских ресурсов, администра- ции городов и районов 8. Осуществлять контроль за организацией и В течение Управления качеством питания учащихся всего общего и периода профессио- реализации нального программы образования, торговли и потребитель- ских ресурсов, администра- ции городов и районов, Центр санэпиднад- зора _______________________________________________________________________________________________________________________________ IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ Система образования области в настоящее время представляет собой достаточно крупную отрасль народного хозяйства, которая оказывает значительное влияние на ускорение социально-экономического развития региона. Сегодня в области работает 624 общеобразовательные школы, 328 дошкольных учреждений в системе образования и 50 ведомственных, 12 вспомогательных школ и школ-интернатов, 100 учреждений дошкольного образования, 29 профессионально-технических училищ, 10 вузов, 20 средних специальных учебных заведений. В образовательных учреждениях области обучается и воспитывается более 140,4 тыс. детей, получают профессию 31 тыс. молодых людей. В июле 1999 года вступил в силу Закон Орловской области "Об образовании в Орловской области", который позволяет более полно регулировать правовые отношения на областном и муниципальном уровнях образования, обеспечивает экономическую поддержку образовательных учреждений, социальную защиту обучающихся и работников образовательных учреждений. Дошкольное образование составной частью входит в систему непрерывного образования. В области насчитывается 378 дошкольных учреждения, в которых воспитывается 24,0 тыс. детей. По сравнению с 1996 г. отмечается рост детских дошкольных учреждений в системе образования области за счет передачи ведомственных детских садов в муниципальную собственность. С другой стороны наблюдается снижение численности детей в дошкольных учреждениях, что можно объяснить следующими причинами: - сокращением рождаемости; - закрытием ведомственных детских садов в малых селах из-за отсутствия средств на их содержание. Процесс муниципализации позволил активнее провести дифференциацию дошкольных образовательных учреждений: за истекший срок количество детских специализированных садов увеличилось на 81, продолжилось развитие детских садов комбинированного вида, детских садов присмотра и оздоровления. В последние годы получили развитие образовательные комплексы "Детский сад-школа", что позволило создать наиболее благоприятные условия для адаптации детей младшего школьного возраста. Основными проблемами дошкольного образования остаются: - сохранение сети дошкольных образовательных учреждений, их финансирование; - изменение содержания образования путем внедрения в практику работы учреждений программ нового поколения, в том числе региональной программы "Творческое развитие личности дошкольника"; - дальнейшее развитие сети учреждений компенсирующего вида; - улучшение обеспечения дошкольных образовательных учреждений игрушками, развивающим оборудованием. Образовательные учреждения общего среднего образования являются основным звеном системы непрерывного образования. В области сохранена и развивается сеть образовательных учреждений и сегодня в системе общего среднего образования функционируют: школ среднего (полного) общего образования - 272, школ основного общего образования - 197, школ начального общего образования - 155. В том числе: школ с углубленным изучением предметов - 20, гимназий - 6, лицеев - 9. Кроме того работают 5 негосударственных школ. В настоящее время в общеобразовательных учреждениях учатся 116,4 тыс. детей (321 чел. - в негосударственных школах). По сравнению с 1991 годом число средних школ увеличилось на 35 ед., в основном, за счет образования их на базе основных и начальных в сельской местности. В результате возросла доступность получения среднего образования сельскими детьми, для части которых отпала необходимость пребывания в школе-интернате или преодолении больших расстояний до школы. Несмотря на то, что система образования нашей области работала в последние годы в условиях общего спада производства, накапливался инновационный материал, обновлялось содержание, осваивались новые педагогические технологии. Успешно отрабатываются различные методы и приемы медико-социального и психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Продолжается реформирование начального образования, в частности идет переход на четырехлетнее обучение. Учреждениями образования последовательно проводится работа по обновлению содержания, форм и методов образовательного процесса, преодолению единообразия учебно-воспитательных структур, осуществляется переход к вариативному личностно-ориентированному образованию. В 15 лицеях и гимназиях обучаются 16726 учащихся. В структуре инновационных общеобразовательных учреждений обучающиеся имели возможность заниматься углубленным изучением отдельных предметов. В области идет реализация программы "Одаренные дети". В очно-заочной школе для одаренных детей обучаются около 300 школьников, ежегодно организуются летние смены для одаренных детей. Результаты анализа работы инновационных общеобразовательных учреждений говорят о высоком качественном уровне знаний школьников. 90% выпускников этих учреждений поступают в высшие учебные заведения. В настоящее время в области функционируют "Школы здоровья" в Болховском, Мценском, Урицком районах, г. Мценске. В 1999 г. в школы поставлено специальное компьютерное, медицинское оборудование на сумму 260 тыс. руб. из средств федерального бюджета. За счет средств местных бюджетов введены дополнительные ставки, предоставлены помещения. Мониторинг, проводимый в школах, показал тенденцию к снижению показателей по таким заболеваниям как ОРВИ, сколиоз, а также наличие благоприятного психологического климата в этих учреждениях. В области продолжается процесс реформирования сельской школы, сохраняется принцип "в каждом селе - школа". Сельские малокомплектные школы составляют 80% от общего количества школ. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, социальную адаптацию детей "группы риска" обеспечивают службы социально-психологической и педагогической помощи детям, родителям, педагогам (СППП). Развитие этой службы началось с 1994 года, в рамках реализации в области Федеральной целевой программы "Дети Чернобыля". Сегодня она представлена областным центром СППП и 15 районными и городскими, 7 локальными центрами при интернатных учреждениях, 9 постоянно действующими психолого-педагогическими комиссиями (консультациями) и 70 психолого-педагогическими консилиумами в образовательных учреждениях области различных типов. В 1998-1999 учебном году всеми подразделениями службы СППП системы образования было обслужено 49948 клиентов. Анализ количественного состава воспитанников специальных (коррекционных) учреждений показывает, что в последние годы наметилась тенденция к снижению наполняемости школ и школ-интернатов. Это объясняется улучшением качества диагностической работы, способствующей своевременному выявлению детей с диагнозом "задержка психического развития", направляемых на обучение в классы коррекционно-развивающего обучения общеобразовательной школы. В связи с этим возникает потребность в организации интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями в условиях массовой школы. В плане эксперимента в некоторых школах области организованы вспомогательные классы для умственно отсталых детей. Основная направленность специальных учреждений - социальнотрудовая адаптация и реабилитация воспитанников. В области достаточно острой остается проблема обеспечения учебной литературой. В период перехода начальной школы на систему 1-4 возросла потребность в учебниках для начальной школы. В целом было приобретено 24105 экз., что составило 16% необходимого количества. Существует также большой спрос на учебники по таким школьным дисциплинам, как "история", "география", "литература", "иностранные языки". В целом обеспечение бесплатной литературой составило 10%. Остается нерешенной проблема обеспечения общеобразовательных учреждений учебно-наглядным оборудованием. В 1999 г. выполнена работа по капитальному ремонту учреждений образования в объеме 4,5 млн. рублей. Однако в настоящее время требуют капитального ремонта 200 зданий школ, школ-интернатов, ПТУ. В области 22 ветхих и аварийных здания. Из них не подлежит ремонту - 14. В 1997 г. введено в эксплуатацию 3 школы на 400 ученических мест, в 1998 г. 6 школ на 1341 ученическое место. В 1999 году сдана в эксплуатацию пристройка к средней школе в п. Нарышкино на 132 ученических места, первая очередь Карповской школы Орловского района. Финансирование строительства осуществлялось из областного бюджета. Выполнение плана капитального строительства составило 49,0 млн. рублей при плане 35,0 млн. руб. или 141,0%. Работы велись на 25 объектах в 17 районах области. В настоящее время в области функционируют четыре открытые (сменные) школы, в которых обучаются 584 учащихся и 27 учебноконсультативных пункта (охват детей - 668 чел.). Основной контингент учащихся сменных школ составляют социально-неблагополучные подростки. В связи с этим, основными функциями вечерних школ становятся социально-педагогическая реабилитация и психологическая поддержка подростков, остро нуждающихся в особом внимании. Образовательный потенциал данного типа школ недостаточен по ряду причин: слабый уровень оснащенности учебно-воспитательного процесса, материально-технической базы, отсутствие возможности для проведения спортивно-оздоровительной работы. Несмотря на имеющиеся проблемы, эти школы становятся центрами эффективной социализации подростков. В становлении системы непрерывного образования исключительно важна роль различных видов дополнительного образования, основное назначение которого - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. На начало 1999 года в Орловской области функционирует 100 учреждений дополнительного образования детей с контингентом обучающихся 53125 человек, что составляет 52% от общего количества учащихся. Занятость учащихся в объединениях по интересам: - прикладные 12%, художественные 18%, экологические 8%, туристско-краеведческие 6%, военно-прикладные 9%, технические 5%, физкультурные 25%, предметные кружки 9%. Большая роль в решении задач дополнительного образования отводится детским общественным организациям. На областном уровне зарегистрировано 5 организаций и 5 на районном. В системе дополнительного образования есть острые проблемы, ограничивающие возможности ее развития: отсутствие нормативного финансирования, недостаточная материально-техническая база для более широкого и качественного осуществления допрофессиональной подготовки подростков, их социальной адаптации. В соответствии с областной программой "Пятилетка оздоровления" сегодня в системе образования работают 40 ДЮСШ, ДЮКФП, СДЮШОР с охватом учащихся 17905 человек. Спортивная база составляет 39 спортивных залов, 118 встроенных приспособленных под спортзалы помещений, 6 плавательных бассейнов, 20 малоразмерных плавательных бассейнов при детских садах, 625 волейбольных, баскетбольных площадок, футбольных полей, 89 стрелковых тиров, 175 спортивных городков. В 1999 г. 49,7% школьников занимались физкультурой, спортом и туризмом (1998-45,3%). В учебном режиме дня 348 школ (1997 г.-305) в порядке эксперимента увеличили количество уроков физкультуры, на базе 139 сельских школ открыты филиалы спортивных школ и клубов. В школьную программу ряда образовательных учреждений включен новый предмет "Валеология". В среднем на одну статистическую личность области пропуски по болезни учащимися в 1999 г. составили II дней, в 1997 г. - 15. Вместе с тем, недостаточное финансирование в части строительства и капитального ремонта спортсооружений, обеспечении спортинвентарем не дает возможности выполнения программы в полном объеме. Начальное профессиональное образование входит в систему непрерывного профессионального образования, реализует профессиональные образовательные программы по подготовке квалифицированных рабочих для промышленности, строительства, сельского хозяйства, сферы бытового обслуживания, коммунального хозяйства и других отраслей. Сегодня система начального профессионального образования области включает 29 образовательных учреждений (в том числе 4 профессиональных лицея, 25 профессиональных училищ) с контингентом обучающихся 10,5 тысяч человек, в том числе 9,2 тыс. человек на дневном отделении, 7,7 тысяч человек, помимо профессиональной подготовки, получают в училищах полное (среднее) общее образование; 1382 учащихся лицеев обучаются по программе с повышенным уровнем профессиональной подготовки. Подготовка квалифицированных рабочих в области ведется по 72 профессиям, включающим в себя 148 специальностей, с учетом прогноза и потребности на рынке труда. Учитывая специфику экономического развития области, свертывание одних видов производства, наращивание темпов других, рост количества малых предприятий, акционерных обществ и других коммерческих структур, в области изменены направления профессиональной подготовки. Первое направление - это получение профессии под конкретные рабочие места на основе договоров с предприятиями и организациями. Второе направление - обучение профессиям, обеспечивающим индивидуальную трудовую занятость. В 1999 году по сравнению с 1997 годом возросло количество выпускников по специальностям: портной - в 1,4 раза, парикмахер - в 1,8 раза, сварщик - в 1,4 раза, мастер общестроительных работ - в 1,2 раза, мастер отделочных работ - в 1,5 раза, мастер сельскохозяйственного производства (фермер) - в 1,2 раза, хозяйка усадьбы - в 4,5 раза, автомеханик - в 1,5 раза. Все это обеспечивает максимальные гарантии трудоустройства выпускников на негосударственных предприятиях. Анализ распределения выпускников показал, что в 1997 году трудоустроено 12%, в 1998 году - 17%. Проблема трудоустройства выпускников профессиональных училищ решается совместно с Департаментом федеральной государственной службой занятости населения. Разработана и реализуется региональная программа развития начального профессионального образования до 2000 года. Так, в 1998 году, выпуск из учреждений начального профессионального образования составил 3512 человек, трудоустроены 2289 человек, ушли служить в ряды Российской Армии 604 человека, поступили в ВУЗы и ССУЗы 184 человека, свободно распределены (по семейным обстоятельствам) 279 человек. 156 выпускников, или 4,4% от общего количества, не трудоустроены из-за отсутствия рабочих мест на предприятиях, которые за время обучения учащихся в профессиональных училищах претерпели имущественные и структурные изменения или сократили объемы производства. На сегодня система начального профессионального образования области выполняет параллельно с подготовкой квалифицированных рабочих важную социальную функцию защиты молодежи. Из общего контингента учреждений начального профессионального образования 22% -дети из малообеспеченных семей, 10% проживают в неблагополучных семьях, 3% дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, 5% учащихся, самовольно оставившие школу и не имеющие основного общего образования. Благодаря проводимой воспитательной работе с учащимися в учреждениях начального профессионального образования, ежегодно наблюдается снижение подростковой преступности в области. Так, в 1995 году 188 учащихся совершили противоправные поступки, в 1999 году -118. Исходя из сложившейся ситуации, основными направлениями в работе образовательной системы являются: - сохранение и развитие в области многопрофильной, многоуровневой системы образовательных учреждений; - обновление содержания и технологии образовательного и воспитательного процесса; - повышение уровня профессионального мастерства учителей, воспитателей, организаторов образования; - разработка механизмов информационного, методического, управленческого обеспечения органов и учреждений образования; - создание условий для интеграции средней и высшей школы, взаимодействие науки и образования. УСИЛЕНИЕ ПОМОЩИ СЕМЬЕ В ВОСПИТАНИИ, ОБРАЗОВАНИИ И РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ __________________________________________________________________________________________________________________ N Наименование мероприятий Срок ис- Ответствен- Объем фи- Источники финансирования п/п полнения ные нансирова- Областной Бюджет Другие ис- ния бюджет городов и точники районов __________________________________________________________________________________________________________________ 1. Ввести в действие областную про- В течение Управление 5960,0 3500,0 960,0 1500,0 грамму "Деятельностная теория обу- всего пе- общего и тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. чения в практике образовательных риода реа- профессио- учреждений области" лизации нального об- программы разования 2. Ввести в действие новую образова- 2000- Управление 1066,0 860,0 110,0 96,0 тельную туристско-краеведческую 2001 г.г. общего и тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. программу "Моя Родина - Орлов- профессио- ский край" для: нального об- детей; разования учителей; родителей с детьми 3. Обеспечить выполнение "Ком- 2000- Управление плексной региональной программы 2001 г.г. общего и творческого развития дошкольника" профессио- нального об- разования, институт усо- вершенствова- ния учителей, ОГУ 4. Реализовывать систему мер по пере- 2000- Управление ходу начальной школы на программу 2001 г.г. общего и 1-4 профессио- нального об- разования 5. Реализовывать региональную про- 2000- Управление 19600,0 19600,0 грамму "Школьный учебник" 2001 г.г. общего и тыс. руб тыс. руб. профессио- нального образования 6. Формировать модель сельской шко- 2000- Управление лы как культурно-образовательного 2001 г.г. общего и центра профессио- нального образования, институт усовершен- ствования учите- лей 7. Продолжить поддержку областных 2000- Управление инновационных образовательных уч- 2001 г.г. общего и реждений по созданию новой прак- профессио- тики образования на основе: индиви- нального об- дуально ориентированной системы разования, обучения; системы развивающего институт усо- обучения Эльконина-Давыдова вершенство- вания учите- лей 8. Создать образовательно- 2001 г. Управление 4500,0 1500,0 800,0 2200,0 оздоровительный центр для детей общего и тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. школьного возраста в Покровском профессио- районе на базе образовательного уч- нального об- реждения "Солнышко" разования 9. Создать областной центр семейного 2001 г. Управление 15 15 образования общего и тыс. руб. тыс. руб. профессио- нального образова- ния 10. Осуществить повышение квалифи- 2001 г. Управление Текущее Областной кации и переподготовку кадров в общего и финансиро- бюджет (те- рамках перехода на 12-летнее обра- профессио- вание кущее фи- зование нального об- нансирова- разования, ние) институт усовершен- ствования учителей 11. Подготовить специалистов для сис- 2000- Управление 700,0 700,0 темы образования на базе ОГУ и 2001г.г общего и тыс. руб. тыс. руб. ОблИУУ профессио- - учителей-логопедов - 30 человек; нального об- - педагогов-психологов-60 человек разования - преподавателей-методистов 25 человек 12. Создать на базе общеобразователь- 2000- Администра- 750,0 150,0 600,0 ных школ в Дмитровском, Кромском 2001г.г. ции районов, тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. и Свердловском районах "Школы управление Здоровья> общего и профессио- нального об- разования 13. Организовать группы социальной, В течение Управление 300,0 300,0 психолого-педагогической поддерж- всего пе- общего и тыс. руб. тыс. руб. ки с круглосуточным пребыванием риода реа- профессио- детей на базе дошкольных учрежде- лизации нального об- ний программы разования, отделы об- разования городов и районов 14. Ввести в штатное расписание обще- 2000- Управление 150,0 150,0 образовательных школ, школ- 2001 г.г. общего и тыс. руб тыс. руб. интернатов ставок педагогов- профессио- психологов, валеологов, социаль- нального об- ных педагогов разования, отделы обра- зования го- родов и рай- онов 15. Организовывать проведение пред- 2000- Управление 750,0 750,0 метных олимпиад, конкурсов, фести- 2001г.г. общего и тыс. руб. тыс. руб. валей, обеспечить функционирование профессио- очно-заочной школы для одаренных нального об- детей разования 16. Обеспечить выплаты стипендий Гла- 2000- Управление 530,6 530,0 вы администрации области для сту- 2001г.г общего и тыс. руб. тыс. руб. дентов профессио- нального об- разования 17. Обеспечивать возможность целевого 2000- Управление направления на обучение в учрежде- 2001 г.г. общего и ния среднего и высшего профессио- профессио- нального образования выпускникам нального об- сельских общеобразовательных уч- разования реждений 18. Осуществлять кадровое обеспечение Весь пери- Управление общеобразовательных учреждений од общего и области в соответствии с современ- профессио- ными образовательными техноло- нального об- гиями разования 19. Разработать областную и районные 2000 г. Управление целевые программы "Кадры" общего и профессио- нального об- разования, отделы обра- зования горо- дов и райо- нов 20. Продолжить развитие сети вечерних Весь пери- Управление (сменных) школ, УКП и УКГ од общего и профес- сионального об- разования 21. Продолжить эксперимент по реали- 2000- Управление зации интегрированных образова- 2001 г.г. общего и тельных программ начального и профессио- среднего профессионального обра- нального об- зования на базе профессиональных разования лицеев N 7,9 г. Орла, N 8 г. Мценска, N 22 Орловского района 22. Обеспечить профессиональные учи- 2000- Управление 500,0 500,0 лища учебниками для реализации го- 2001 г.г. общего и тыс. руб. тыс. руб. сударственных образовательных профессио- стандартов в УНПО нального об- разования 23. Ежегодно квотировать 200 рабочих 2000- Департамент мест для выпускников учреждений 2001 г.г. службы заня- профессионального образования, тости особо нуждающихся в социальной защите 24. Реализовать 17-часовую программу Ежегодно Управление 3299,2 т 1362,0 1700,0 147,2 обучения детей и подростков облас- общего и тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. ти плаванию профессио- нального образования, ОСВОД 25. Строительство и ввод в эксплуата- 2000- ОГУП 150961,0 75000,0 75961,0 цию школ (15 школ на 2879 уч. мест) 2001 г.г. "Стройзаказ- тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. чик", управ- (феде- ление общего ральный и профессио- бюджет) нального об- разования 26. Капитальный ремонт и реконструк- 2000- Управление 96455,0 61000,0 35455,0 ция образовательных учреждений 2001г.г. общего и тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. профессио- нального об- разования 27. Ввод в эксплуатацию общественно- 2000 г. Облстройза- 9000,0 9000,0 бытового корпуса ПУ N 26 в с. Сос- казчик тыс. руб. тыс. руб. ково __________________________________________________________________________________________________________________ V. ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ОСОБО ТРУДНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ К группе детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах, относятся следующие категории: - дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей; - бездомные дети; - дети-инвалиды; - дети-беженцы; - дети-жертвы вооруженных конфликтов, стихийных бедствий; - дети, подвергшиеся насилию, вовлеченные в проституцию, потребление алкоголя и наркотиков; - дети несовершеннолетние правонарушители и преступники. Актуальность проблемы организации и содержания реабилитационной работы с детьми и подростками, нуждающимися в особой помощи и поддержке государства, обусловлена рядом факторов социально-экономического, демографического, экологического неблагополучия в обществе. Наиболее острой проблемой остается своевременное решение вопросов по устройству и жизнеобеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приоритетной формой устройства является передача детей на воспитание в семьи граждан. Для обеспечения информированности граждан, желающих усыновить или принять под опеку ребенка-сироту, в рамках Федеральной целевой программы "Дети-сироты" в 1996 г. на базе областного Центра социально-психологической и педагогической помощи сформирован региональный банк данных, позволяющий вести учет всех детей, подлежащих передаче в семьи. В настоящее время в области усыновлено 1696 детей (в т.ч. в 1998 г.- 106 человек, в 1999 г. - 104 человека). Однако по-прежнему самой распространенной формой устройства детей, лишившихся попечения родителей, остается их направление в интернатные учреждения. Так, в 1998-99 уч.году в детские дома и школы-интернаты было направлено 189 детей. В настоящее время в области функционирует четыре детских дома (из них - два для детей дошкольного, один - школьного возраста, один смешанного типа). В них содержатся 298 воспитанников, готовится к сдаче детский дом смешанного типа в с. Успенское Ливенского района. В трех общеобразовательных школах-интернатах содержатся 787 человек. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|