Расширенный поиск

Постановление Правительства Орловской области от 16.02.2012 № 55

 

                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

                   ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

          Утратил силу - Постановление Правительства Орловской области

                                                   от 06.08.2015 № 362

     
     16 февраля 2012 г.                                           N 55
     г. Орел
     
     
     О комплексе  мер по  модернизации  системы общего  образования  в
Орловской области в 2012 году

 

      (В редакции Постановления Правительства Орловской области

                       от 12.11.2012 г. N 411)

 

 

     Во исполнение  поручения  Председателя  Правительства  Российской
Федерации  В.В.   Путина  по  вопросу   модернизации  системы   общего
образования и  повышения заработной  платы учителей, а  также в  целях
реализации постановления Правительства Орловской области от 2 сентября
2010  года  N  321  "Об  утверждении  долгосрочной  областной  целевой

программы "Развитие образования в Орловской области на 2011-2015 годы"
Правительство Орловской области постановляет:
     1. Утвердить:
     состав регионального  совета   по  модернизации  системы   общего
образования в Орловской области в 2012 году согласно приложению 1;
     комплекс мер  по  модернизации   системы  общего  образования   в
Орловской области в 2012 году согласно приложению 2.
     2. Управлению   пресс-службы,   связей   с   общественностью    и
аналитической работы  Аппарата Губернатора  и Правительства  Орловской
области (М.Е. Ивашина)  опубликовать настоящее постановление в  газете
"Орловская   правда",   а    также   разместить   в    государственной
специализированной информационной системе "Портал Орловской области  -
публичный информационный центр" в сети Интернет.
     3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя
Председателя Правительства  Орловской   области,  руководителя   блока
социального развития О.Н. Ревякина.
     
     
     Председатель Правительства
     Орловской области                                     А.П. Козлов
     
     
     
                                                          Приложение 1
                                         к постановлению Правительства
                                                     Орловской области
                                            от 16 февраля 2012 г. N 55

 

                                Состав
             регионального совета по модернизации системы
          общего образования в Орловской области в 2012 году

 

|————————————————————————————————|———|————————————————————————————————————————————————————|
| Ревякин                        | - | заместитель Председателя Правительства Орловской   |
| Олег Николаевич                |   | области, руководитель блока социального развития,  |
|                                |   | председатель совета                                |
|                                |   |                                                    |
|————————————————————————————————|———|————————————————————————————————————————————————————|
| Гоцакова                       | - | депутат Орловского областного Совета народных      |
| Ирина Георгиевна               |   | депутатов, сопредседатель совета (по согласованию) |
|                                |   |                                                    |
|————————————————————————————————|———|————————————————————————————————————————————————————|
| Казначеева                     | - | руководитель Департамента образования, молодежной  |
| Галина Анатольевна             |   | политики и спорта Орловской области, заместитель   |
|                                |   | председателя совета                                |
|                                |   |                                                    |
|————————————————————————————————|———|————————————————————————————————————————————————————|
| Зубова                         | - |      начальник отдела образования администрации    |
| Ирина Викторовна               |   | Залегощенского района                              |
|                                |   |      (по согласованию)                             |
|                                |   |                                                    |
|————————————————————————————————|———|————————————————————————————————————————————————————|
| Ивашина                        | - |      начальник управления пресс-службы, связей с   |
| Марина Евгеньевна              |   | общественностью и аналитической работы Аппарата    |
|                                |   | Губернатора и Правительства Орловской области      |
|                                |   |                                                    |
|————————————————————————————————|———|————————————————————————————————————————————————————|
| Коростелева                    | - | начальник управления финансов Департамента         |
| Ирина Валентиновна             |   | образования, молодежной политики и спорта          |
|                                |   | Орловской области                                  |
|                                |   |                                                    |
|————————————————————————————————|———|————————————————————————————————————————————————————|
| Кусков                         | - | начальник отдела образования, молодежной политики, |
| Александр Владиславович        |   | физической культуры и спорта администрации         |
|                                |   | Малоархангельского района (по согласованию)        |
|                                |   |                                                    |
|————————————————————————————————|———|————————————————————————————————————————————————————|
| Лабейкина                      | - | директор бюджетного образовательного учреждения    |
| Галина Александровна           |   | Орловской области дополнительного                  |
|                                |   | профессионального образования (повышения           |
|                                |   | квалификации) специалистов "Орловский институт     |
|                                |   | усовершенствования учителей"                       |
|                                |   |                                                    |
|————————————————————————————————|———|————————————————————————————————————————————————————|
| Мартынова                      | - | начальник управления образования Департамента      |
| Татьяна Валентиновна           |   | образования, молодежной политики и спорта          |
|                                |   | Орловской области                                  |
|                                |   |                                                    |
|————————————————————————————————|———|————————————————————————————————————————————————————|
| Перелыгина                     | - | председатель обкома профсоюзов работников          |
| Надежда Михайловна             |   | народного образования и науки                      |
|                                |   | (по согласованию)                                  |
|                                |   |                                                    |
|————————————————————————————————|———|————————————————————————————————————————————————————|
| Ревин                          | - | глава Ливенского района (по согласованию)          |
| Юрий Николаевич                |   |                                                    |
|                                |   |                                                    |
|————————————————————————————————|———|————————————————————————————————————————————————————|
| Рудаков                        | - | глава Новодеревеньковского района                  |
| Алексей Михайлович             |   | (по согласованию)                                  |
|                                |   |                                                    |
|————————————————————————————————|———|————————————————————————————————————————————————————|
| Савченко                       | - | руководитель Орловского регионального отделения    |
| Лариса Викторовна              |   | Всероссийского педагогического собрания (по        |
|                                |   | согласованию)                                      |
|                                |   |                                                    |
|————————————————————————————————|———|————————————————————————————————————————————————————|
| Щипкова                        | - | руководитель Департамента финансов Орловской       |
| Валентина Григорьевна          |   | области                                            |
|————————————————————————————————|———|————————————————————————————————————————————————————|

 

 

 

                                                          Приложение 2
                                         к постановлению Правительства
                                                     Орловской области
                                            от 16 февраля 2012 г. N 55

 

       Комплекс мер по модернизации системы общего образования
                   в Орловской области в 2012 году

 

     1. Текущее  состояние  системы  общего  образования  в  Орловской
области.
     По состоянию на 1 декабря 2011 года в Орловской области действуют
411 общеобразовательных учреждений,  реализующих программы  начального
общего, основного общего и  среднего (полного) общего образования,  из
них:  403 муниципальных,  4  областных (в  том  числе 3  вечерние  при
исправительных учреждениях) и 4 негосударственных  общеобразовательных
учреждения с общей численностью обучающихся 71 228 человек.
     Кроме того,  программы  начального  общего,  основного  общего  и
среднего (полного) общего образования реализуются в 4  образовательных
учреждениях интернатного типа, в которых обучаются 613 человек.
     Система общего  образования  в Орловской  области  развивается  в
соответствии с основными  направлениями, определенными в  национальной
образовательной инициативе "Наша новая школа", комплексом  мероприятий
приоритетного  национального   проекта   "Образование"  и   областными
целевыми программами в сфере образования.
     Расходы консолидированного бюджета по  отрасли имеют тенденцию  к
увеличению и составляли по годам:
     2009 год - 5 508 336,4 тыс. рублей;
     2010 год - 6 336 093,4 тыс. рублей;
     2011 год - 7 536 084,2 тыс. рублей.
     Во исполнение Федерального закона от 8  мая 2010 года N 83-ФЗ  
внесении  изменений  в   отдельные  законодательные  акты   Российской
Федерации   в   связи   с   совершенствованием   правового   положения
государственных  (муниципальных)   учреждений"  завершена  работа   по
созданию казенных и бюджетных образовательных учреждений.
     Средняя наполняемость классов в 2011 году составляла 6 человек  в
сельских,  22  -  в  городских  школах,  что  ниже   среднероссийского
показателя.
     В 2011 году количество  учащихся по  Орловской области на  одного
учителя  составляло: в  городской  местности  13,55,  в сельской  -  4
человека.  В среднем  на  одного  учителя  приходится 8,6,  на  одного
сотрудника   из  числа   прочего   обслуживающего  персонала   -   8,9
обучающихся. Соотношение фонда оплаты труда педагогического и  прочего
обслуживающего персонала  в среднем  по области составляет  48% и  52%
соответственно. Согласно порядку определения нормативов финансирования
муниципальных  общеобразовательных  учреждений  в  части  расходов  на
реализацию   общеобразовательных   программ,   утвержденному   Законом
Орловской области от 25 декабря  2008 года N 868-ОЗ, доля расходов  на
фонд  оплаты   труда   административного,  учебно-вспомогательного   и
обслуживающего персонала  определена  на уровне  35%  от общего  фонда
оплаты труда  в  городских общеобразовательных  учреждениях,  40% -  в
сельских, 25% - в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях.
     В IV  квартале  2011  года  средняя  заработная  плата   учителей
общеобразовательных учреждений превышала среднюю по экономике  региона
за I  квартал 2011  года (12  998,  30 руб.)  на 1,6%.  Вместе с  тем,
повышение заработной платы другим категориям педагогических работников
общеобразовательных учреждений не осуществлено.
     Общая численность  работников общеобразовательных  учреждений  на
отчетный период составляет 15 539 человек (город - 8 382, село - 7 157
человек), из них педагогических работников - 8 756 человек (город -  4
447, село - 4309), прочих работников - 6 783 человека (город - 3  935,
село - 2 848).
     На начало 2011-2012 учебного года доля педагогических  работников
общеобразовательных учреждений Орловской области, имеющих стаж  работы
более 20 лет, составила 54,8%, от 10 до 20 лет - 29,5%, от 5 до 10 лет
- 8,3%, от 2 до 5 лет - 3,9%, менее 2 лет - 3,5%.
     В области продолжается работа  по модернизации системы  повышения
квалификации педагогических и руководящих кадров. Реформируется модель
повышения квалификации, формируется новый порядок итоговой  аттестации
слушателей   и   промежуточного  контроля,   расширяется   доступность
предлагаемых образовательных услуг.
     Бюджетным образовательным    учреждением    Орловской     области
дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)
специалистов "Орловский институт усовершенствования учителей" (далее -
Орловский  институт  усовершенствования учителей)  активно  внедряется
модульно-накопительная  система   повышения  квалификации   педагогов.
Обучение  проводится по  индивидуальным  учебным планам,  изменения  в
которые  могут  вноситься  по  результатам  входной  диагностики,  что
позволяет в полной мере удовлетворить большинство запросов  педагогов.
В  рамках  модернизации  и  обновления  форм  повышения   квалификации
педагогов   и  руководителей   образовательных   учреждений  на   базе
школ-победителей   конкурсного    отбора   в   рамках    приоритетного
национального  проекта  "Образование"  активно  создаются   стажерские
площадки.
     Система повышения   квалификации  и   переподготовки   работников
образования  развивается в  условиях  социального и  профессионального
партнерства  с  учреждениями  высшего  профессионального   образования
области.
     На сайте   Орловского   института   усовершенствования   учителей
размещены  нормативные   документы,  регламентирующие  новый   порядок
аттестации педагогических работников области, требования по аттестации
педагогических   работников   на   предмет   соответствия   занимаемой
должности.
     Ежегодно в   области   проводятся   конкурсы    профессионального
мастерства для всех  категорий педагогических работников.  Наблюдается
рост   активности  участия   педагогов   в  конкурсном   движении.   В
региональный  этап  Всероссийского  конкурса  "Учитель  года"  введены
номинации  "Будущий  учитель"  и "Молодой  учитель".  Средний  возраст
участников конкурсов за последние пять  лет варьируется в рамках 27  -
32 года.
     Проведены мероприятия   по    обеспечению   готовности    системы
образования в регионе к введению нового федерального  государственного
образовательного стандарта  (далее -  ФГОС), осуществлено  опережающее
введение ФГОС в начальной школе.
     Большое внимание  уделяется  введению  профильного  обучения   на
старшей  ступени  общеобразовательной   школы.  На  сегодняшний   день
приоритетными являются: социально-гуманитарный - 50  класс-комплектов,
социально-экономический   -    31,    физико-математический   -    27,
информационно-технологический  -  17,  химико-биологический  -  20.  В
лицеях, гимназиях и школах с углубленным изучением отдельных предметов
профильное обучение  ведется  по индивидуальным  учебным  планам. С  1
сентября 2011 года в штатное расписание отдельных  общеобразовательных
учреждений введена должность тьютора.
     Поиску и поддержке талантливых детей способствуют:
     участие школьников  в   олимпиадном  движении,  всероссийских   и
региональных конкурсах и акциях;
     работа областной   очно-заочной   школы   для   одаренных   детей
"Интеллект".
     В Орловской  области  формируется  региональная  система   оценки
качества   образования   (РСОКО),   распространяющаяся   на    уровень
образовательного   учреждения,   муниципального  района,   региона   и
включающая следующие элементы:
     1) лицензирование образовательной деятельности;
     2) государственная аккредитация образовательных учреждений;
     3) проведение государственной  (итоговой) аттестации  выпускников
средней школы в форме единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ);
     4) проведение государственной (итоговой) аттестации  обучающихся,
освоивших  образовательные  программы  основного  общего  образования,
(далее - ГИА)  с использованием  механизмов независимой оценки  знаний
путем создания территориальной экзаменационной комиссии;
     5) организация   проведения   диагностики   учебных    достижений
обучающихся;
     6) мониторинг состояния системы  образования Орловской области  с
использованием   индикаторов   и  показателей   по   оценке   качества
образования;
     7) контрольно-надзорная деятельность;
     8) аттестация педагогических и руководящих работников.
     Количество учебных  предметов   для  проведения   государственной
(итоговой) аттестации выпускников в форме ЕГЭ увеличилось в 2011  году
до  14.  Доля  выпускников  образовательных  учреждений,   проходивших
итоговую  аттестацию по  русскому  языку  и  математике в  форме  ЕГЭ,
составила   99%,   доля   выпускников   образовательных    учреждений,
проходивших аттестацию по 3 и более предметам в форме ЕГЭ, - 89%.
     Одним из показателей  качества  образования является  прохождение
выпускниками  государственной (итоговой)  аттестации  и получение  ими
аттестата о среднем полном (общем) образовании.
     В Орловской  области  в  2011  году  98,7%  выпускников  получили
аттестат  о  среднем  полном (общем)  образовании,  11,2%  выпускников
окончили школу с медалями "За особые успехи в учении".
     ГИА выпускников 9 классов с использованием механизмов независимой
оценки знаний проводится  в регионе  с 2009 года.  Доля выпускников  9
классов, принявших участие  в государственной (итоговой) аттестации  в
новой форме, составила в 2011 году 93%.
     При проверке  работ   по   математике  и   физике  была   впервые
использована  автоматизированная   информационная  система   обработки
материалов и результатов АИС "ГИА".
     В области создана система подбора, утверждения и обучения  кадров
для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9, 11
(12) классов  общеобразовательных учреждений. Подготовка  специалистов
осуществляется  Орловским  институтом  усовершенствования  учителей  и
казенным  учреждением  Орловской области  "Региональный  центр  оценки
качества образования"  (далее -  РЦОКО). В  2011 году  в области  было
обучено 1 324 человека, из них 11 посетили курсы в Москве.
     Диагностика учебных  достижений  обучающихся  общеобразовательных
учреждений   ежегодно    проводится   в    9   -    11   классах    по
контрольно-измерительным материалам, идентичным материалам ЕГЭ и ГИА в
новой форме,  что дает  возможность ребенку  оценить свои  возможности
перед сдачей  выпускных  экзаменов, родителям  - получить  объективную
картину успехов своих детей.
     Доля охвата обучающихся диагностическими процедурами  увеличилась
на 84% в сравнении с 2010 годом.
     Результаты предварительных диагностических  и оценочных  процедур
качества  образования  используются  также  при  проведении  процедуры
государственной аккредитации образовательных  учреждений. В 2011  году
по такой схеме было аккредитовано 9 образовательных учреждений.
     Сохранению и   укреплению   здоровья   школьников    способствует
обеспечение за счет бюджетных  средств горячим питанием всех  учащихся
муниципальных общеобразовательных школ с 1 по 11 класс,  дополнительно
в рацион учащихся 1-9 классов входит бесплатное молоко за счет средств
областного бюджета.
     Условия для   занятий   физической   культурой   и   спортом    в
общеобразовательных учреждениях Орловской области созданы в 52%  школ.
Из них в  69,3% учреждений  имеются в наличии  спортивные залы, в  том
числе  в 28,5%  учреждений  для  детей с  ограниченными  возможностями
здоровья.
     Бассейнами оснащены   1,1%   общеобразовательных  школ   и   0,9%
учреждений   для  детей   с   ограниченными  возможностями   здоровья,
спортивными площадками - 91,7% и 65,7% соответственно. Доля спортивных
площадок с  искусственным  покрытием составляет  2,2%, с  естественным
покрытием - 87,4%.
     Доля общеобразовательных учреждений, в которых введен третий  час
физической культуры, составляет 100%.
     В целях   обеспечения  доступности   образования   в  2011   году
бесплатный  и безопасный  подвоз  к месту  учебы  и обратно  для  4041
учащихся обеспечивает 171 школьный автобус (61 - закуплены в 2011 году
и оборудованы системами ГЛОНАСС и Алкозамок) по 318 маршрутам.
     Во всех  школах  области  обеспечена  возможность   использования
образовательных ресурсов  сети Интернет  с одновременным  ограничением
доступа  к   информации,  несовместимой  с   задачами  образования   и
воспитания,   осуществляется   переход   на   свободное    программное
обеспечение.
     Общеобразовательные учреждения   области   получили   техническую
возможность   использовать    единую   систему   электронной    почты,
неотъемлемым компонентом повышения управленческой культуры  становятся
сайты  образовательных  учреждений (доля  образовательных  учреждений,
имеющих  собственные  сайты, составляет  83%),  муниципальных  органов
управления  образованием,  информационный  Портал  Орловской  области.
Созданы основы  единой информационной среды,  обеспечивающей доступ  к
ней всех участников образовательного процесса.
     На решение   задач   модернизации  системы   общего   образования
направлена система мероприятий по оптимизации сети общеобразовательных
учреждений.  Целью  оптимизации  сети  учреждений  является   создание
необходимых  условий  для  достижения  нового,  современного  качества
общего  образования  путем   выравнивания  в  соответствии  с   новыми
государственными  образовательными  стандартами  возможностей  доступа
всех  школьников  к  получению  качественных  образовательных   услуг,
повышения эффективности расходования бюджетных средств.
     Сложившаяся практика  создания   базовых  школ  (113)   позволила
значительно улучшить  и  модернизировать материально-техническую  базу
образовательных  учреждений  области, создать  "точки"  инновационного
развития, обеспечить доступность качественного образования.
     На сегодняшний  день базовые  школы  области оснащены  учебным  и
учебно-лабораторным   оборудованием  в   пределах   60%,  но   большую
озабоченность   вызывает  оснащение   сельских   школ  с   количеством
обучающихся 70-150 детей. Их учебно-материальная база оснащена учебным
и учебно-лабораторным оборудованием в пределах 20-25%.
     По состоянию  на  1  сентября  2011  года  в  Орловской   области
реорганизовано  50  образовательных  учреждений    том  числе  18  в
качестве  структурных  подразделений  и  филиалов),  ликвидировано  11
образовательных учреждений,  22 структурных  подразделения и  филиала,
переименовано 11 образовательных учреждений.
     К началу нового  2011-2012 учебного  года открыты  новые школы  в
микрорайоне  Лужки  г.  Орла и  в  н.п.  Спасско-Лутовиново  Мценского
района.       Муниципальное       общеобразовательное       учреждение
"Малоархангельская общеобразовательная  школа N 2"  Малоархангельского
района открыто после реконструкции.
     Расходы консолидированного бюджета на подготовку  образовательных
учреждений  области  к  новому учебному  году  составили  279,035  млн
рублей,  из них  доля  регионального  бюджета  - 189,539  млн  рублей,
бюджетов муниципальных образований - 89,496 млн рублей.
     Одновременно проводится   планомерная  работа   по   капитальному
ремонту  зданий  общеобразовательных  учреждений. По  состоянию  на  1
декабря   2011   года  5   общеобразовательных   учреждений   признано
аварийными, из них на 4 изготовлена проектно-сметная документация, 1 -
определено под снос.
     Из 113 базовых  общеобразовательных учреждений  30% построены  до
70-х годов XX века и имеют большую степень физического и механического
износа зданий, что требует проведения капитального и текущего ремонта.
     Согласно предписаниям  надзорных  органов  необходимо  проведение
текущих и капитальных работ по предупреждению преждевременного  износа
конструкций,  ремонта  кровель,  фасадов,  инженерного   оборудования,
замена оконных блоков, а также работ по устранению мелких  повреждений
и неисправностей, очередных плановых ремонтов.
     Проведение текущего и  капитального  ремонта позволит  обеспечить
эффективную  эксплуатацию  зданий  с  учетом  конструктивных  решений,
улучшит эксплуатационные  показатели  ремонтируемых зданий  (отдельных
элементов здания), повысит уровень инженерного оборудования,  наружных
сетей.
     
  2. Описание итогов реализации комплекса мер по модернизации в 2011
          году системы общего образования Орловской области.
     
     Во исполнение  поручения  Председателя  Правительства  Российской
Федерации  В.  В.  Путина  по  вопросу  модернизации  системы   общего
образования и  повышения заработной  платы учителей, а  также в  целях
реализации постановления Правительства Орловской области от 2 сентября
2010  года  N  321  "Об  утверждении  долгосрочной  областной  целевой
программы "Развитие образования в Орловской области на 2011-2015 годы"
принято постановление Правительства Орловской  области от 7 июля  2011
года  N  202    мерах по  модернизации  системы  общего  образования
Орловской  области",   которым  утвержден   перечень  мероприятий   по
модернизации системы общего образования Орловской области в 2011 году,
состав регионального совета и положение о нем.
     В ходе  реализации  мероприятий по  модернизации  системы  общего
образования Орловской области в 2011 году решались следующие задачи:
     совершенствование экономических механизмов в сфере образования;
     развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;
     совершенствование содержания и технологии образования;
     повышение эффективности управления в системе образования;
     совершенствование системы  выявления  и поддержки  талантливых  и
одаренных детей и молодежи.
     Сформированная в Орловской области нормативная правовая база  для
реализации комплекса мер  по модернизации региональной системы  общего
образования  в полной  мере  обеспечила организационно-методическое  и
финансово-экономическое     сопровождение     проекта     модернизации
образования,    что    способствовало    достижению    запланированных
результатов, а также успешной его реализации в дальнейшем.
     Одной из    задач    при   переходе    на    нормативно-подушевое
финансирование  в  общем  образовании  в  Орловской  области  являлось
решение проблемы сокращения числа малокомплектных школ, прежде всего с
численностью до 20  учащихся. Число муниципальных  общеобразовательных
учреждений в 2011  году сократилось  до 403 учреждений.  Освобожденные
средства полностью остались  в системе общего  образования и наряду  с
дополнительно  выделенными  средствами  областного  бюджета  позволили
увеличить базовую  единицу для  расчета  базовых ставок  учителей с  1
сентября 2011 года до 3700 рублей и нормативы финансирования  основных
общеобразовательных программ.
     Учитывая преимущественно     сельскохозяйственное     направление
Орловской области и связанное с этим большое количество сельских  школ
с низкой наполняемостью, в регионе при расчете субвенции муниципальным
образованиям  применялись  следующие  методы  выравнивания  финансовой
обеспеченности муниципальных школ:
     1. Финансирование малокомплектных школ по фактическим расходам.
     2. Применение   повышающих   коэффициентов   при    распределении
субвенции  за  счет  высвободившихся  средств  при  оптимизации   сети
учреждений.
     3. Учет     в     нормативах     финансирования      особенностей
общеобразовательных    программ   повышенного    уровня    (лицейские,
гимназические), коррекционного и компенсирующего направления, заочного
и   вечернего    обучения,   дошкольного   образования,    фактической
наполняемости прежде всего в сельской местности (более 40 нормативов).
     В 2011 году в  общеобразовательных учреждениях Орловской  области
продолжала  действовать  и  отраслевая  система  оплаты  труда.   Были
разработаны  методические рекомендации  по  отраслевой системе  оплаты
труда  в  общеобразовательных   учреждениях,  с  сентября  2011   года
действует  примерное  положение  по  оплате  труда  в  образовательных
учреждениях. Характерной  особенностью  системы является  то, что  при
расчете базовой ставки педагогического работника учитывается не только
стаж,  образование  и  уровень квалификации,  но  и  специфика  работы
педагога. Применяется  более 20  коэффициентов, многие  из которых  по
своему содержанию носят стимулирующий характер.
     Переход на   отраслевую    систему   оплаты   труда    работников
общеобразовательных    учреждений    позволил    повысить    мотивацию
педагогических работников при предоставлении образовательных услуг.
     В рамках реализации комплекса мер по модернизации системы  общего
образования Орловской области с  1 июля 2011 года осуществлен  переход
на  новую  систему   оплаты  труда  в  муниципальных   образовательных
учреждениях,   реализующих   программы   дошкольного   образования   и
финансируемых за счет местных бюджетов, что дало возможность увеличить
среднюю   заработную   плату  педагогических   работников   дошкольных
учреждений на  30%. На  эти  цели из  областного бюджета  в 2011  году
выделено  95 925,4  тыс.  рублей  в виде  предоставления  межбюджетных
трансфертов.
     С 1 сентября  2011 года  переведены на  новую отраслевую  систему
оплаты  труда  работники  областных  государственных   образовательных
учреждений, на  данные цели  из областного бюджета  выделено 74,0  млн
рублей.
     С 1 сентября  2011 года  в результате  изменения базовой  единицы
оплаты труда учителей с  3000 до 3700  рублей, а также введения  новых
федеральных  государственных  образовательных  стандартов  и  размеров
страховых  взносов  произошло   повышение  средней  заработной   платы
учителей, на что из  областного бюджета дополнительно выделено 80  млн
рублей.
     Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в  Орловской
области за  IV квартал  2011  года и  среднемесячной заработной  платы
работников  в  целом по  экономике  региона  за  I квартал  2011  года
составило 102%, что выше  запланированного значения показателя на  2%.
Средняя  заработная плата  учителя  за IV  квартал  2011 года  на  30%
превысила среднюю заработную плату учителя за I квартал 2011 года.
     Вместе с тем, не оправдались ожидания иных категорий работников в
сфере образования  по   поводу  повышения   оплаты  труда.   Требуется
дальнейшее решение данного вопроса.
     Департаментом образования, молодёжной политики и спорта Орловской
области открыта "горячая линия" по вопросам повышения заработной платы
учителей - (4862) 475-500.
     В соответствии с Соглашением от 11 июля 2011 года N 18.G64.240012
между Министерством  образования  и   науки  Российской  Федерации   и
Правительством Орловской области о предоставлении в 2011 году субсидии
из  федерального бюджета  бюджету  Орловской области  на  модернизацию
региональной системы  общего  образования (далее  также -  Соглашение)
поступили  финансовые  средства  в  объёме  134,52  млн  рублей.  Доля
областного софинансирования составила 7,08 млн рублей.
     Данные средства  без возмещения  расходов  областного бюджета  на
развитие системы образования  в полном  объеме были направлены  (путем
размещения заказов на электронных торговых площадках) на приобретение:
     61 школьного   автобуса,   оборудованного   в   соответствии    с
современными требованиями ремнями  безопасности и системами ГЛОНАСС  и
Алкозамок  (66,78  млн  рублей),  55  были  переданы  в  муниципальные
общеобразовательные  учреждения  и  1 -  в  областное  образовательное
учреждение интернатного типа;
     187 комплектов  учебно-наглядного  оборудования  для   предметных
кабинетов,   170    из   которых   переданы    в   57    муниципальных
общеобразовательных учреждения и  17 -  в 8 областных  образовательных
учреждений;
     33 интерактивных аппаратно-программных комплексов;
     295 компьютеризированных рабочих мест преподавателей,  включающих
в себя мультимедиа-проектор и  ноутбук (места оборудованы в 57  школах
области).
     Компьютерное оборудование на сумму 2,5 млн рублей поставлено в 20
областных образовательных учреждений.
     Кроме того,  в  рамках  направления  "Совершенствование   системы
поддержки талантливых детей" в IV квартале 2011 года создан  областной
центр  дистанционного  обучения  для одарённых  детей  с  16  пунктами
подключения в муниципальных образовательных учреждениях, что позволило
обеспечить доступность образования для детей из малообеспеченных семей
и  удаленных  территорий. Доля  таких  общеобразовательных  учреждений
составила 4%, что превысило запланированное значение показателя на 1%.
Для  6  областных  общеобразовательных  интернатных  учреждений   было
закуплено новое спортивное оборудование на сумму 0,53 млн рублей.
     В рамках осуществления мер  по энергосбережению в системе  общего
образования  2,7 млн  рублей  направлены в  муниципальные  образования
области  для  проведения  энергоаудита  образовательных  учреждений  и
изготовление   энергопаспортов   86   муниципальных    образовательных
учреждений. Наблюдается  положительная  динамика снижения  потребления
образовательными  учреждениями   всех  видов   топливно-энергетических
ресурсов.
     Проведены мероприятия   по    обеспечению   готовности    системы
образования в регионе к введению нового федерального  государственного
образовательного стандарта  (далее -  ФГОС), осуществлено  опережающее
введение ФГОС в начальной школе.
     725 учителей начальных классов (675 учителей первых классов и  50
учителей  вторых  классов)  прошли  обучение  по  теме  "Содержание  и
технология  введения ФГОС  начального  общего образования  в  практику
работы ОУ". 100% учителей начальных классов, которые работают в первых
классах в 2011-2012 учебном году, прошли курсовую подготовку.
     На курсах   руководителей  образовательных   учреждений   области
"Введение в должность" 406 человек прослушали 12-часовой  тематический
цикл по  теме "Федеральный  государственный образовательный  стандарт.
Современные модели  организации  обучения". Кроме  того, был  проведен
семинар для 254 заместителей руководителей образовательных  учреждений
по  теме   "Федеральный   государственный  образовательный   стандарт.
Современные модели организации обучения".
     По итогам    2011   года    доля    учителей   и    руководителей
общеобразовательных учреждений,  прошедших повышение квалификации  для
работы в соответствии с федеральными государственными образовательными
стандартами,  в  общей  численности  учителей  составила  15,6%.  Доля
школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным
стандартам, в общей численности школьников составила 11%, в том  числе
в  общей  численности  учащихся  I ступени  обучения  -  27,6%.  Таким
образом,  значение  целевого  показателя,  прописанное  в  Соглашении,
достигнуто в полном объеме.
     В Орловской  области  с  марта  2011  года  началась   аттестация
педагогических    работников    государственных    и     муниципальных
образовательных  учреждений  в  соответствии  с  порядком   аттестации
педагогических    работников    государственных    и     муниципальных
образовательных   учреждений,   утвержденным   приказом   Министерства
образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 года N  209.
Разработан  административный  регламент  предоставления  Департаментом
образования,   молодежной   политики  и   спорта   Орловской   области
государственной  услуги   по   аттестации  педагогических   работников
государственных    и   муниципальных    образовательных    учреждений,
подготовлен пакет  документов, регламентирующих  порядок аттестации  в
Орловской области, экспертные материалы в соответствии с  федеральными
и региональными нормативными документами. Необходимая нормативная база
размещена на сайте Орловского института усовершенствования учителей.
     В 2011 году через все  формы повышения квалификации прошли 5  544
педагога. По накопительной  системе повышения квалификации подано  640
заявлений. Обучение  проводилось  по 39  образовательным модулям.  292
педагога    получили    удостоверения    государственного     образца.
Переподготовку (500 часов) с целью получения диплома на право  ведения
дополнительной   профессиональной   деятельности   по    специальности
"Педагогика и методика дошкольного образования" прошли 38 человек.
     Система повышения   квалификации  и   переподготовки   работников
образования  развивается в  условиях  социального и  профессионального
партнерства.    Орловский   институт    усовершенствования    учителей
сотрудничает       с       Государственным       университетом       -
учебно-научно-производственным   комплексом    (ОрёлГТУ),   ГОУ    ВПО
"Орловский государственный университет", Орловским филиалом Российской
академии народного хозяйства  и государственной службы при  Президенте
Российской Федерации.
     В 2011 году 945 учителей получили в установленном порядке  первую
квалификационную  категорию, 780  учителей  - высшую  квалификационную
категорию. Доля учителей,  получивших в установленном порядке  первую,
высшую  квалификационную   категорию   и  подтверждение   соответствия
занимаемой должности, составляет  23%. Данный показатель  перевыполнен
на  8%.  Повышение  активности педагогов  обусловлено  потребностью  в
моральном и материальном стимулировании труда.
     В систему  повышения   квалификации   с  высокой   эффективностью
внедряются     инновационные     технологии     обучения,      включая
информационно-коммуникационные.  Многие  учителя  создают  собственные
сайты, что формирует открытое образовательное пространство. Все  школы
области подключены  к  сети Интернет,  имеют лицензионное  программное
обеспечение, доступ к электронным образовательным ресурсам.
     Одной из   приоритетных   задач   модернизации   системы   общего
образования   в   Орловской  области   являлось   повышение   качества
образовательных услуг путем введения единой независимой системы оценки
качества   образования.  В   рамках   выполнения  поставленных   задач
проводилась государственная (итоговая) аттестация выпускников  средней
школы в  форме ЕГЭ, обучающихся,  освоивших образовательные  программы
основного общего образования, с использованием механизмов  независимой
оценки знаний путем создания территориальной экзаменационной комиссии,
диагностика учебных достижений обучающихся.
     РЦОКО обеспечивает проведение  диагностических  процедур с  целью
адаптации  выпускников  к  новым  формам  проведения   государственной
(итоговой)   аттестации.   Результаты   используются   для    принятия
управленческих  решений,  а  также  при  государственной  аккредитации
образовательных учреждений.
     В 2011  году с  целью  определения результативности  модернизации
системы  общего  образования  Орловской области  и  выяснения  степени
удовлетворённости  опрашиваемых возможностью  получения  качественного
образования,  изменениями  в школьной  инфраструктуре,  условиями  для
сохранения и укрепления  здоровья и перспективам развития  профильного
образования был проведён социологический опрос с четырьмя  категориями
респондентов: учителя, учащиеся 5-9 классов, учащиеся 10-11 классов  и
родители.  В  результате  более 90%  всех  респондентов  удовлетворены
условиями  для  получения  качественного  образования.  Большая  часть
респондентов (84,4%)  считают, что  в общеобразовательных  учреждениях
имеются  необходимые  условия для  сохранения  здоровья  подрастающего
поколения:  рационально  построен  рабочий  день  для  обучающихся   и
педагогов, равномерно распределена нагрузка в течение учебной  недели,
организовано  горячее питание.  Значительная  часть педагогов  региона
(93,7%)  и   обучающихся  всех  возрастных   групп  (86,8%)   признала
удовлетворительной    как    материально-техническую    базу    своего
образовательного  учреждения,   так   и  деятельность   администрации,
направленную  на  её  развитие.  По  мнению  большинства  респондентов
(83,95%),  в   общеобразовательных  учреждениях  созданы   оптимальные
условия   для   развития  профильного   образования:   предоставляется
возможность  не  только выбирать  содержание  образования  (спецкурсы,
профили и  т. д.),  но направить образовательный  процесс на  развитие
личности каждого ребёнка.  Об эффективности образовательного  процесса
свидетельствуют  полученные   количественные  характеристики   ответов
респондентов, демонстрирующие единство в восприятии взрослых и  детей,
что   свидетельствует    о    позитивных   результатах    деятельности
образовательных учреждений области.
     Вышеназванные мероприятия  и   результаты  модернизации   системы
общего образования в течение  2011 года получили активное освещение  в
средствах массовой информации,  что позволило сформировать  позитивное
общественное   отношение   и  обеспечить   информационную   открытость
деятельности   органов    исполнительной   власти   регионального    и
муниципального уровней и образовательных учреждений.
     По итогам 2011 года Орловской областью выполнены обязательства по
обеспечению достижения    значений    показателей     результативности
предоставления субсидии в соответствии  с Соглашением от 11 июля  2011
года  N   18.G64.240012  между  Министерством   образования  и   науки
Российской   Федерации   и   Правительством   Орловской   области    о
предоставлении в 2011  году субсидии  из федерального бюджета  бюджету
Орловской  области   на  модернизацию   региональной  системы   общего
образования.
     Централизованная, четко  спланированная  работа  регионального  и
муниципальных  органов  управления образованием  позволила  не  только
достигнуть,  но   и  превысить  ряд   значений  целевых   показателей.
Достигнутые положительные результаты свидетельствуют об  эффективности
принятых мер по повышению уровня инновационной активности и творческой
инициативы учителей,  качества общего образования  и его  доступности,
независимо от  места  жительства учащихся,  о росте  удовлетворенности
населения  качеством  общего  образования,  а  также  необходимости  и
целесообразности дальнейшей  модернизации региональной системы  общего
образования.
     
     3. Описание  реализации проекта  по  модернизации системы  общего
образования в Орловской области в 2012 году (далее - проект).
     Целью реализации  проекта  является модернизация  системы  общего
образования  в  Орловской   области  в  соответствии  с   приоритетами
государственной политики в сфере образования.
     Комплекс мер  по  модернизации   системы  общего  образования   в
Орловской  области  в   2012  году  (далее   также  -  комплекс   мер)
предполагает решение следующих задач:
     1. Обеспечение  доступного  качественного  образования  для  всех
категорий обучающихся.
     2. Обеспечение   безопасных   условий   пребывания   учащихся   в
общеобразовательных учреждениях.
     3. Поддержка талантливых детей и молодежи.
     4. Улучшение здоровья обучающихся.
     5. Повышение    профессиональной    компетенции    учителей     и
руководителей общеобразовательных учреждений.
     6. Повышение  энергетической  эффективности   общеобразовательных
учреждений.
     7. Развитие школьной инфраструктуры.
     8. Доведение среднемесячной заработной платы учителей в 2012 году
до среднемесячной заработной  платы  работников в  целом по  экономике
региона за 2011 год.
     Основными мероприятиями   комплекса   мер   являются    следующие
(приложение 1):
     1. Приобретение  учебно-лабораторного,  учебно-производственного,
спортивного, компьютерного оборудования.
     С 2007  года основной  акцент  в оснащении  новым  оборудованием,
отвечающим современным требованиям, за счет средств консолидированного
бюджета  делался  на  базовые  школы,  укомплектованность  которых  на
сегодняшний  день  составляет  60%.  В  связи  с  этим  в  2012   году
планируется  завершить  оснащение   базовых  школ  и  закупить   новое
оборудование  для   не  являющихся  базовыми   сельских  и   городских
общеобразовательных учреждений со стабильной численностью  обучающихся
(не  менее  70  детей)  и  положительной  тенденцией   демографической
ситуации в населенном  пункте. Реализация данных мероприятий  позволит
оснастить школы оборудованием,  необходимым для выполнения  требований
ФГОС, и  активизировать деятельность научно-исследовательских  обществ
учащихся.
     Обновление учебно-производственного    оборудования    предметных
кабинетов особенно актуально  в рамках реализации системы  профильного
обучения, что соответствует Стратегии развития Российской Федерации на
период до 2020 года, которой предусмотрено выстраивание системы поиска
и   продвижения    талантливых    детей,   в    первую   очередь    по
естественнонаучным и техническим направлениям.
     Для решения  задачи  улучшения здоровья  подрастающего  поколения
основополагающее   значение   имеют   мероприятия,   направленные   на
обновление  и  приобретение спортивного  оборудования  для  спортивных
залов и площадок общеобразовательных учреждений. В настоящий момент  в
100% общеобразовательных  учреждений Орловской  области введен  третий
час  физической   культуры,   однако  оснащенные   в  разной   степени
необходимым оборудованием спортивные  залы и  площадки имеются лишь  в
69,3% и 91,7% соответственно образовательных учреждениях.
     В рамках  реализации   Плана  мероприятий  по   совершенствованию
порядка проведения  ЕГЭ на 2011-2013  годы, утвержденного  Президентом
Российской  Федерации  10 апреля  2011  года  N  Пр-941, в  2012  году
планируется  провести   технологическую  модернизацию   информационных
систем, обеспечивающих:
     1) рассмотрение апелляций  через сеть  Интернет с  использованием
дистанционно-коммуникационных технологий видеоконференцсвязи;
     2) организацию   защищенного   электронного   взаимодействия    и
информационного обмена между уполномоченными органами и  организациями
регионального уровня в рамках организации и проведения ЕГЭ;
     3) апробацию проведения ЕГЭ по информатике в компьютерной форме и
введения в ЕГЭ по иностранному языку компонента устной формы.
     Кроме того, в 2012 году планируется использование станций  приема
экзаменационных материалов ЕГЭ не только  на базе РЦОКО, но и на  базе
каждого пункта проведения  экзамена, для чего необходимо  приобретение
сканеров штрих-кодов.
     2. Приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся.
     В связи с оптимизационными мероприятиями значительно  увеличилось
количество  маршрутов  школьных автобусов,  что  требует  приобретения
новых единиц транспорта. Имеющийся  в наличии парк школьных  автобусов
устарел на 50%, кроме  того, большая часть эксплуатируемой техники  не
оснащена современными средствами безопасности.
     3. Пополнение фондов библиотек общеобразовательных учреждений.
     На сегодняшний  день  обеспеченность школьных  библиотек  учебной
литературой составляет около 40%. Требуется обновление фондов  учебной
литературы,   приобретение   учебников,   соответствующих   ФГОС,    и
учебно-методических комплексов по новым образовательным курсам.
     4. Развитие  школьной  инфраструктуры  (текущий  ремонт  с  целью
обеспечения  выполнения  требований  к  санитарно-бытовым  условиям  и
охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений  для
установки   оборудования).    Проведение   капитального   ремонта    и
реконструкции общеобразовательных учреждений.
     Развитие школьной    инфраструктуры    в    2012    году    будет
реализовываться через  систему мероприятий,  направленных на  текущий,
капитальный  ремонт  и  реконструкцию  образовательных  учреждений.  5
общеобразовательных учреждений Орловской области признано  аварийными,
из них на 4 изготовлена проектно-сметная документация, 1 -  определено
под снос. Из 113 базовых общеобразовательных учреждений 30%  построены
до 70-х годов XX века  и имеют значительный физический и  механический
износ  зданий,  требуя  проведения капитального  и  текущего  ремонта.
Согласно предписаниям надзорных органов необходимо проведение  текущих
и  капитальных   работ  по   предупреждению  преждевременного   износа
конструкций,  ремонта  кровель,  фасадов,  инженерного   оборудования,
замены оконных блоков, а также работ по устранению мелких  повреждений
и неисправностей, очередных плановых  ремонтов. Текущий ремонт в  2012
году в  общеобразовательных учреждениях  будет проводиться  также и  с
целью подготовки помещений для установки нового оборудования.
     В связи с этим планируется израсходовать из средств  федерального
бюджета 100,0 млн  рублей на  проведение капитального ремонта  базовых
общеобразовательных учреждений и 100,0 млн рублей на текущий ремонт не
менее 30 базовых общеобразовательных учреждений. Проведение текущего и
капитального  ремонта  обеспечит  эффективную  эксплуатацию  зданий  с
учетом  конструктивных  решений,  соблюдение  требований  СанПиНов   к
условиям и  организации обучения, подготовку  помещений под  установку
нового оборудования, улучшит эксплуатационные показатели ремонтируемых
зданий  (отдельных  элементов  зданий),  повысит  уровень  инженерного
оборудования, наружных сетей.
     5. Повышение   квалификации,   профессиональная    переподготовка
руководителей общеобразовательных учреждений и учителей.
     Повышение профессиональной    компетенции    педагогических     и
руководящих работников предполагает  проведение в  2012 году наряду  с
тематическими и  проблемными  курсами повышения  квалификации на  базе
Орловского института  усовершенствования учителей  выездных сессий  по
обмену опытом работы с коллегами из других регионов, а также участие в
дистанционном  обучении  экспертов  предметных комиссий  ЕГЭ  на  базе
Федерального  центра  тестирования. Планируется  организация  обучения
методистов   и   педагогического   персонала   Орловского    института
усовершенствования   учителей   на  базе   федеральных   стажировочных
площадок.
     6. Модернизация общеобразовательных учреждений путём  организации
в них дистанционного обучения для школьников.
     В 2011 году создан региональный центр дистанционного обучения для
одаренных детей. Создание  2 новых центров  дистанционного обучения  в
2012 году позволит связать базовые школы со всеми общеобразовательными
учреждениями  муниципальных  образований и  организовать  качественное
обучение   всех   категорий   учащихся,   в   том   числе    удаленных
малокомплектных  школ,  через сетевое  взаимодействие  образовательных
учреждений.
     7. Осуществление мер, направленных на энергосбережение в  системе
общего образования.
     Решение задачи повышения энергоэффективности будет осуществляться
через проведение   энергетического  обследования   общеобразовательных
учреждений и изготовление  энергопаспортов. В 2011 году  энергопаспорт
был  получен  86  муниципальными  и  22  областными   образовательными
учреждениями.  Кроме того,  в  2012  году планируется  приобретение  и
установка энергосберегающих ламп внутреннего и наружного освещения.
     Комплекс мер   рассчитан   на  достижение   целевых   показателей
(приложение 2).  Все  представленные целевые  индикаторы и  показатели
соответствуют  целям  и  задачам  проекта.  Базовые  значения  целевых
индикаторов  и  показателей  рассчитаны  исходя  из  анализа   текущей
ситуации в системе образования Орловской области.
     В 2012  году  будет  продолжаться  работа  в  рамках   реализации
Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в
отдельные  законодательные  акты   Российской  Федерации  в  связи   с
совершенствованием правового положения государственных (муниципальных)
учреждений".  Финансовое обеспечение  получивших  в 2011  году  статус
казённых и бюджетных  образовательных учреждений будет  осуществляться
на  основании   разработанных   и  доведенных   до  них   учредителями
муниципальных и государственных заданий.
     В связи с  тем, что в  IV квартале  2011 года показатели  средней
заработной платы  учителей превысили средние  показатели по  экономике
региона за I квартал 2011 года на 8,9%, то во II и III кварталах  2012
года  планируется  увеличение  фондов  оплаты труда  на  0,1%  и  0,2%
соответственно в связи с  оптимизацией сети учреждений. В IV  квартале
2012 года планируется  повышение фонда оплаты  труда учителей на  9,3%
для доведения средней заработной платы учителей до средней  заработной
платы в целом по экономике региона за 2011 год (приложение 3).
     В течение 2011 года  проводился мониторинг ситуации с  повышением
заработной    платы    учителей,    распределением    средств    между
общеобразовательными    учреждениями,    соотношением    базовой     и
стимулирующей   части   фондов   оплаты   труда    общеобразовательных
учреждений.  В  результате  проведенного  анализа  и  собеседований  с


Информация по документу
Читайте также