Расширенный поиск
Закон Орловской области от 16.08.1997 № 48-ОЗРОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ЗАКОН ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Утратил силу - Закон Орловской области от 29.12.2000 г. N 177-ОЗ О выборах Главы администрации Орловской области (В редакции Закона Орловской области от 20.08.97 г. N 49-ОЗ) Принят Орловской областной Думой 15 августа 1997 года Настоящий закон регулирует условия, порядок подготовки и проведения выборов Главы администрации области. ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Законодательство о выборах Главы администрации области Выборы Главы администрации области проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", Уставом (Основным Законом) области и настоящим законом. Статья 2. Основные принципы выборов Главы администрации области Глава администрации области избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории области, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Каждый гражданин имеет один голос и участвует в выборах непосредственно, лично и добровольно. Граждане Российской Федерации и их объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами осуществлять деятельность, побуждающую избирателей к голосованию "за" или "против" того или иного кандидата. Статья 3. Ограничения пассивного избирательного права граждан при выборах Главы администрации области Главой администрации области может быть избран любой гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий на территории области не менее одного года независимо от его политической принадлежности, имущественного состояния, социального положения, отношения к религии и иных подобных обстоятельств. Одно и то же лицо не может занимать должность Главы администрации области более двух сроков подряд. Глава администрации области не может быть депутатом представительных органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления, находиться на государственной и муниципальной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской или иной творческой деятельности. Статья 4. Ограничения активного избирательного права граждан при выборах Главы администрации области В выборах Главы администрации области участвуют граждане Российской Федерации, проживающие на территории области и достигшие на день голосования 18 лет. Не имеют права избирать граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Запрещаются любые иные не предусмотренные настоящим законом прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в выборах Главы администрации области в зависимости от национальности, расы, пола, языка, происхождения, образования, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, продолжительности проживания в области, рода и характера занятий. Статья 5. Органы, обеспечивающие подготовку и проведение выборов Главы администрации области Подготовка и проведение выборов Главы администрации области, подведение итогов выборов, контроль за соблюдением избирательных прав граждан возлагаются на избирательные комиссии. При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий. Статья 6. Гласность при подготовке и проведении выборов Главы администрации области Подготовка и проведение выборов Главы администрации области осуществляются открыто и гласно. На заседании избирательных комиссий в установленном законом порядке вправе принимать участие кандидаты, наблюдатели, представители кандидатов, избирательных объединений и избирательных блоков, средств массовой информации. ГЛАВА II. НАЗНАЧЕНИЕ ВЫБОРОВ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ОБРАЗОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ЕДИНИЦ Статья 7. Назначение выборов Главы администрации области Выборы Главы администрации области и дата их проведения назначаются областным Советом народных депутатов не позднее чем за 60 дней до дня выборов. Сообщение о дне выборов публикуется в печати. В случае досрочного прекращения полномочий Главы администрации области по основаниям, предусмотренным Уставом (Основным Законом) области, выборы Главы администрации области назначаются областным Советом народных депутатов не позднее чем через две недели со дня досрочного прекращения полномочий ранее избранного Главы администрации области. Статья 8. Избирательный округ Избирательным округом по выборам Главы администрации области является единая территория в границах Орловской области. Статья 9. Образование избирательных участков Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. Избирательные участки образуются главой местной администрации по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий, с целью создания удобств для избирателей из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке и не позднее чем за 45 дней до дня выборов. В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей избирательные участки могут образовываться в том же порядке и в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня выборов. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В порядке исключения допускается образование избирательных участков в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях. В этих случаях избирательные участки образуются в том же порядке с разрешения окружной избирательной комиссии. При этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам избирательной комиссии, наблюдателям , кандидатам и их доверенным лицам. Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы территориальной избирательной комиссией в местной печати не позднее чем за 40 дней до дня выборов. ГЛАВА III. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ Статья 10. Система избирательных комиссий Подготовку и проведение выборов Главы администрации области осуществляют: - избирательная комиссия области; - окружная избирательная комиссия; - территориальные (районные, городские) избирательные комиссии; - участковые избирательные комиссии. Функции окружной избирательной комиссии решением областного Совета народных депутатов могут возлагаться на избирательную комиссию области. Избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан. Статья 11. Порядок формирования территориальных избирательных комиссий Территориальные избирательные комиссии образуются не позднее чем за 50 дней до дня выборов Главы администрации области в количестве 5-9 членов. Состав территориальной избирательной комиссии назначается соответствующим представительным органом местного самоуправления. Кандидатуры в состав территориальной избирательной комиссии представительный орган местного самоуправления определяет на основе предложений общественных организаций, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства. Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов территориальной избирательной комиссии. В случае, если представительный орган местного самоуправления не назначил состав территориальной избирательной комиссии в срок, установленный настоящим законом, либо на данной территории представительный орган местного самоуправления отсутствует, формирование территориальной избирательной комиссии производится окружной избирательной комиссией. Статья 12. Порядок формирования участковых избирательных комиссий Участковые избирательные комиссии формируются представительными органами местного самоуправления не позднее чем за 40 дней до дня выборов в количестве 7-11 членов. Кандидатуры в состав участковой избирательной комиссии представительный орган местного самоуправления определяет на основе предложений общественных организаций, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства. Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой избирательной комиссии избираются из числа членов участковой избирательной комиссии на ее первом заседании тайным голосованием. В случае, если представительный орган местного самоуправления не образовал участковую избирательную комиссию в срок, установленный настоящим законом, либо на данной территории представительный орган местного самоуправления отсутствует, формирование участковой избирательной комиссии производится территориальной избирательной комиссией. Статья 13. Члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса После регистрации кандидата избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие кандидата, или сам кандидат вправе назначить в каждую избирательную комиссию по одному члену с правом совещательного голоса. Полномочия членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса в случаях, когда соответствующий кандидат будет избран Главой администрации области, продолжаются до окончания регистрации кандидатов на следующих выборах Главы администрации области. Полномочия остальных членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса прекращаются через 30 дней после опубликования полных итогов выборов. Статья 14. Статус члена избирательной комиссии Члены избирательной комиссии, имеющие право решающего голоса, обязаны присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии. В состав избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут входить кандидаты на должность Главы администрации области, их доверенные лица, близкие родственники кандидатов, а также лица, находящиеся в их непосредственном подчинении. Члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса имеют право доступа ко всем материалам и документам соответствующей избирательной комиссии, должны оповещаться о всех заседаниях избирательной комиссии, имеют право выступать на ее заседаниях. При принятии решения избирательной комиссией члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют. Члены избирательной комиссии, освобожденные на время проведения выборов от основной работы, вправе получать соответствующую денежную компенсацию за счет средств, выделенных на проведение выборов. Члены избирательной комиссии, освобожденные на время проведения выборов от основной работы, не могут быть по инициативе администрации уволены с работы во время проведения выборов или без их согласия переведены на другую должность. Статья 15. Полномочия окружной избирательной комиссии Окружная избирательная комиссия: - руководит работой территориальных и участковых избирательных комиссий, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия этих комиссий и принимает по ним решения; - осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан; - осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке и проведении выборов Главы администрации области; - дает разъяснения о порядке применения настоящего закона и обеспечивает его единообразное применение; - регистрирует избирательные блоки; - устанавливает единую нумерацию избирательных участков; - регистрирует кандидатов на должность Главы администрации области и их доверенных лиц, выдает им удостоверения установленного образца; - обеспечивает соблюдение равных условий участия в выборах всем кандидатам на должность Главы администрации области; - распределяет между территориальными избирательными комиссиями денежные средства, выделенные на организацию и проведение выборов, обеспечивает контроль за целевым расходованием этих средств; - устанавливает форму избирательного бюллетеня, списков избирателей и других избирательных документов; - утверждает текст избирательного бюллетеня для голосования; - утверждает образцы печатей избирательных комиссий; - обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней и снабжение ими участковых избирательных комиссий; - контролирует обеспечение территориальных и участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения выборов; - устанавливает результаты выборов; - выдает избранному Главе администрации области удостоверение об избрании; - организует в предусмотренных настоящим законом случаях повторные выборы Главы администрации области; - осуществляет иные полномочия в соответствии с законом. Статья 16. Полномочия территориальной избирательной комиссии Территориальная избирательная комиссия: - осуществляет контроль за организацией подготовки и проведения выборов Главы администрации области на соответствующей территории; - руководит работой участковых избирательных комиссий; - совместно с окружной избирательной комиссией на соответствующей территории обеспечивает соблюдение равных условий предвыборной деятельности всех кандидатов на должность Главы администрации области; - организует доставку избирательных документов участковым избирательным комиссиям; - оказывает организационно-техническую помощь участковым избирательным комиссиям в проведении голосования на избирательных участках; - организует досрочное голосование в помещении комиссии; - устанавливает итоги голосования на соответствующей территории и передает протоколы об итогах голосования в окружную избирательную комиссию; - контролирует расходование денежных средств, выделенных на проведение выборов; - рассматривает жалобы на решения и действия участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения; - осуществляет другие полномочия в соответствии с законом. Полномочия территориальной избирательной комиссии прекращаются после опубликования общих итогов выборов Главы администрации области. Статья 17. Полномочия участковой избирательной комиссии Участковая избирательная комиссия: - оповещает население о месте нахождения участковой избирательной комиссии и времени ее работы, а также о дне выборов и месте голосования; - составляет списки избирателей по избирательному участку; - проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений; - обеспечивает подготовку помещения для голосования, избирательных ящиков и другого оборудования; - организует на участке голосование в день выборов, а также досрочное голосование; - производит подсчет голосов, определяет результаты голосования на избирательном участке; - рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения; - осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим законом. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются после опубликования общих итогов выборов Главы администрации области. Статья 18. Организация работы избирательных комиссий Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности. Заседания избирательной комиссии считаются правомочными, если на них присутствует большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, граждан, а также для нижестоящих избирательных комиссий. Решения избирательных комиссий о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях избирательных комиссий большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательной комиссии по другим вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем избирательной комиссии. Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым избирательной комиссией, вправе в письменной форме высказать свое особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок. Решение избирательной комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем избирательной комиссии или по его поручению заместителем председателя избирательной комиссии. Заседания избирательной комиссии проводятся также по требованию не менее одной трети членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. По решению окружной избирательной комиссии отдельные члены окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса могут работать в комиссии в период организации и проведения выборов с отрывом от основной работы на срок не более 40 дней. По решению территориальной избирательной комиссии, утвержденному окружной избирательной комиссией, председатель и отдельные члены территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса могут работать в комиссии в период организации и проведения выборов с отрывом от основной работы в течение срока, не превышающего 30 дней. По решению участковой избирательной комиссии, утвержденному соответствующей территориальной избирательной комиссией, председатель и отдельные члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса могут работать в комиссии в период организации и проведения выборов с отрывом от основной работы в течение срока, не превышающего 30 дней. Оплата работы освобожденных членов избирательных комиссий производится в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на содержание избирательных комиссий, но не ниже среднемесячной заработной платы, получаемой ими по основному месту работы. Статья 19. Обжалование нарушений избирательных прав граждан В соответствии с Конституцией Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. Решение суда по существу жалобы, заявления является окончательным. Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд. Решения по жалобам, поступившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок, а в день выборов - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы. ГЛАВА IV. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ Статья 20. Список избирателей и порядок его составления Списки избирателей составляются участковыми избирательными комиссиями отдельно по каждому избирательному участку на оснований сведений, предоставляемых главами местных администраций. Уточнение списков зарегистрированных избирателей осуществляется главой местной администрации по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Указанные сведения направляются в соответствующие избирательные комиссии сразу после назначения дня выборов. Списки избирателей составляются в двух экземплярах по форме, утверждаемой окружной избирательной комиссией, и подписываются председателем и секретарем участковой избирательной комиссии. Первый экземпляр списка избирателей находится в участковой избирательной комиссии, второй экземпляр списка избирателей не позднее 15 дней с момента его подписания председателем и секретарем участковой избирательной комиссии направляется в вышестоящую территориальную избирательную комиссию. Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения и место проживания (адрес) избирателя. В отношении граждан, которым в день голосования исполняется 18 лет, дополнительно указывается день и месяц рождения. Список избирателей, которые в день голосования будут находиться в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других стационарных лечебно-профилактических учреждениях, в следственных изоляторах, в иных местах временного пребывания граждан, составляется на основании данных, представляемых руководителями указанных учреждений. Список избирателей-военнослужащих, находящихся в воинских частях, а также членов семей военнослужащих и других избирателей, если они проживают в районах расположения воинских частей, составляется на основании сведений, представляемых командиром воинской части в сроки, установленные в настоящим законом. Военнослужащие, проживающие вне воинской части, включаются в список избирателей по месту жительства на общих основаниях. Статья 21. Порядок включения граждан в списки избирателей В списки избирателей включаются граждане Российской Федерации, проживающие на территории Орловской области, обладающие активным избирательным правом в соответствии с настоящим законом. Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его проживания на территории этого избирательного участка, устанавливаемый в соответствии с федеральным законом, регулирующим право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации. Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Избиратели, находящиеся в день голосования в стационарных лечебно-профилактических учреждениях, а также в иных местах временного пребывания, расположенных на территории Орловской области, включаются в списки по месту их нахождения. Аспиранты, студенты и учащиеся дневной формы обучения высших и средних учебных заведений Орловской области, проживающие в общежитиях, включаются в списки по месту нахождения общежития. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после представления списка избирателей для всеобщего ознакомления, а также избиратели, по какой-либо иной причине не внесенные в списки, включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей дополнительно на основании документов, удостоверяющих личность и подтверждающих их место жительства на территории данного избирательного участка. Статья 22. Ознакомление избирателей со списками избирателей Списки избирателей представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня выборов. Каждому гражданину, обладающему активным избирательным правом, предоставляется право заявить о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. Заявление о невключении в список избирателей, об ошибке или неточности в списке избирателей подается в участковую избирательную комиссию. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов - немедленно. Вносить исправления в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается. ГЛАВА V. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ НА ДОЛЖНОСТЬ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 23. Право выдвижения кандидатов Право выдвижения кандидатов на должность Главы администрации области принадлежит избирательным объединениям, избирательным блокам и группам избирателей. Каждое избирательное объединение, избирательный блок и группа избирателей могут выдвинуть не более одного кандидата. Выдвижение кандидатов на должность Главы администрации области начинается со дня опубликования постановления областного Совета народных депутатов о назначении даты выборов Главы администрации области и заканчивается не позднее чем за 25 дней до дня выборов. Cтатья 24. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями и избирательными блоками Кандидатов на должность Главы администрации области вправе выдвигать избирательные объединения и избирательные блоки. Избирательными объединениями по смыслу настоящего закона являются: - областное структурное подразделение общероссийского или межрегионального общественного объединения, созданного в установленном законом порядке, устав которого предусматривает участие в выборах в органы государственной власти посредством выдвижения кандидатов и зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации не позднее чем за шесть месяцев до назначения выборов; - областное общественное объединение, созданное в установленном законом порядке, устав которого предусматривает участие в выборах в органы государственной власти посредством выдвижения кандидатов и зарегистрирован Управлением юстиции администрации Орловской области не позднее чем за шесть месяцев до назначения выборов. Избирательные блоки могут образовываться не менее чем двумя общественными объединениями, являющимися по смыслу настоящего закона избирательными объединениями. В случае, если общественное объединение входит в состав избирательного блока, оно не может выступать в период проведения выборов в качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в другой избирательный блок. Решение о вхождении в избирательный блок принимается уполномоченным органом общественного объединения в соответствии с уставом общественного объединения. Избирательные блоки регистрируются окружной избирательной комиссией не позднее чем в трехдневный срок после представления в окружную избирательную комиссию протоколов решений уполномоченных органов общественных объединений о вхождении в избирательный блок и совместного решения общественных объединений о создании избирательного блока, подписанного уполномоченными представителями этих общественных объединений. Выдвижение кандидатов на должность Главы администрации области от избирательных объединений осуществляется на съездах (конференциях) или собраниях избирательных объединений. Выдвижение кандидатов на должность Главы администрации области от избирательного блока осуществляется на съезде или на конференции представителей общественных объединений, входящих в избирательный блок. Избирательное объединение, избирательный блок не позднее чем за три дня до выдвижения кандидата на должность Главы администрации области обязаны уведомить об этом окружную избирательную комиссию. Решения о выдвижении кандидатов на должность Главы администрации области от избирательных объединений и избирательных блоков принимаются тайным голосованием. Избирательное объединение, избирательный блок вправе назначить представителей, уполномоченных в соответствии с настоящим законом представлять их по всем вопросам, связанным с участием избирательного объединения, избирательного блока в выборах Главы администрации области. В поддержку кандидатов, выдвинутых от избирательных объединений и избирательных блоков, собираются подписи избирателей в количестве не менее 1,8 процентов от числа избирателей в каждом районе области, а также в городах Орел, Ливны и Мценск. (В редакции Закона Орловской области от 20.08.97 г. N 49-ОЗ) Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом. Сбор подписей проводится по месту работы, службы, учебы и жительства. Администрации и трудовые коллективы предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности обязаны оказывать содействие в создании равных условий для выдвижения кандидатов. Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложении 1 к настоящему закону. В каждом подписном листе указывается фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность, место жительства и принадлежность кандидата к соответствующему избирательному объединению. Подписные листы могут заполняться с двух сторон. Избиратель, ставя свою подпись на подписном листе, указывает свою фамилию, имя, отчество, год рождения (для лиц в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер своего паспорта или иного документа, его заменяющего. Избиратель вправе ставить свою подпись в поддержку нескольких кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата. Подписной лист удостоверяется с обеих сторон лицом, собиравшим подписи, с указанием его фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа, а также удостоверяется уполномоченным представителем избирательного объединения или избирательного блока, выдвигающего кандидата. Избирательное объединение, избирательный блок вправе начать сбор подписей с момента выдвижения кандидата. Статья 25. Выдвижение кандидатов от групп избирателей Выдвижение кандидатов на должность Главы администрации области от групп избирателей проводится путем сбора подписей избирателей. Гражданин считается выдвинутым кандидатом на должность Главы администрации области, если в его поддержку собрано не менее 1,8 процентов подписей от числа избирателей в каждом районе области, а также в городах Орел, Ливны и Мценск. (В редакции Закона Орловской области от 20.08.97 г. N 49-ОЗ) Инициатива сбора подписей может исходить от любого избирателя. Инициаторы сбора подписей в поддержку кандидата на должность Главы администрации области в письменной форме уведомляют окружную избирательную комиссию о своей инициативе. Подписные листы изготавливаются по форме, установленной в приложении 2 к настоящему закону. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность и место жительства кандидата. Подписные листы могут заполняться с двух сторон. Избиратель, ставя подпись на подписном листе, указывает свою фамилию, имя, отчество, год рождения (для лиц в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа. Подписной лист удостоверяется с обеих сторон лицом, собиравшим подписи, с указанием его фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа, а также удостоверяется кандидатом. Статья 26. Регистрация кандидатов на должность Главы администрации области Кандидаты на должность Главы администрации области после завершения процедуры сбора подписей регистрируются окружной избирательной комиссией. Для регистрации кандидатов на должность Главы администрации области, выдвинутых от избирательных объединений или избирательных блоков, их уполномоченные представители или сами кандидаты представляют в окружную избирательную комиссию не позднее 25 дней до дня выборов подписные листы, данные о кандидате, включающие его фамилию, имя, отчество, дату рождения, место работы, занимаемую должность, место жительства кандидата, заявление кандидата о его согласии баллотироваться на должность Главы администрации области, а также решение избирательного объединения о выдвижении этого кандидата. Для регистрации кандидата на должность Главы администрации области, выдвинутого от группы избирателей, кандидат представляет в окружную избирательную комиссию не позднее чем за 25 дней до дня выборов подписные листы, данные о кандидате, включающие его фамилию, имя, отчество, дату рождения, место работы, занимаемую должность, место жительства кандидата, заявление кандидата о его согласии баллотироваться на должность Главы администрации области. В представленных документах указывается принадлежность кандидата к какому-либо избирательному объединению или избирательному блоку. В случае, если кандидат не принадлежит к какому-либо избирательному объединению или избирательному блоку, он участвует в выборах как независимый кандидат. Запись о принадлежности кандидата к какому-либо избирательному объединению или о его независимом статусе заносится в избирательный бюллетень. Подписные листы с подписями в количестве не менее 1,8 процентов от общего числа избирателей области представляются для регистрации кандидата в окружную избирательную комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. При их приемке окружная избирательная комиссия удостоверяет каждый подписной лист печатью и затем выдает уполномоченному представителю или кандидату письменное подтверждение о принятии подписных листов. (В редакции Закона Орловской области от 20.08.97 г. N 49-ОЗ) Окружная избирательная комиссия в течение пяти дней со дня получения документов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего закона и принимает решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации. При проверке окружной избирательной комиссией правильности оформления подписных листов и других документов вправе присутствовать уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, а также кандидаты на должность Главы администрации области. В случае сомнения в достоверности данных, содержащихся в подписных листах или достоверности подписей избирателей, окружная избирательная комиссия организует проверку подписных листов. В случае отказа зарегистрировать кандидата на должность Главы администрации области окружная избирательная комиссия обязана незамедлительно выдать кандидату, его доверенному лицу или уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока копию решения окружной избирательной комиссии с изложением мотивов отказа. Мотивом отказа может служить только невыполнение требований законодательства о выборах Главы администрации области. Решение окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в его регистрации может быть обжаловано в суд. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение суток после регистрации сообщаются в средствах массовой информации. Если в период после завершения регистрации кандидатов до дня выборов остается менее двух кандидатов, выборы Главы администрации области откладываются по решению окружной избирательной комиссии на два месяца для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий в соответствии со сроками, указанными в настоящем законе. Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру. ГЛАВА YI. СТАТУС КАНДИДАТОВ Статья 27. Равенство кандидатов Все зарегистрированные кандидаты на должность Главы администрации области обладают равными правами и несут равные обязанности. Статья 28. Права и гарантии деятельности кандидатов С момента регистрации кандидаты на должность Главы администрации области, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения. После регистрации кандидаты на должность Главы администрации области по личному заявлению освобождаются от работы, военной службы и военных сборов на время участия в выборах. В течение этого срока окружная избирательная комиссия из средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, выплачивает кандидатам на должность Главы администрации области денежную компенсацию в размере, не превышающем десятикратный размер минимальной заработной платы. Кандидаты на должность Главы администрации области во время проведения выборов не могут быть по инициативе администрации уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу. Время участия кандидата на должность Главы администрации области в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом. Кандидат на должность Главы администрации области может иметь до 10 доверенных лиц, которые регистрируются окружной избирательной комиссией. Доверенные лица получают от окружной избирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную и другую деятельность, способствующую избранию кандидатов. Доверенным лицам кандидатов на должность Главы администрации области по их просьбе с согласия работодателей представляется неоплачиваемый отпуск, но не более чем на 30 календарных дней. Кандидаты, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом окружную избирательную комиссию, которая аннулирует выданные таким лицам удостоверения. Кандидат на должность Главы администрации области не может быть привлечен без согласия прокурора области к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия прокурор области обязан немедленно известить об этом окружную избирательную комиссию. ГЛАВА YII. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ Статья 29. Предвыборная агитация и сроки ее проведения Органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают свободное проведение предвыборной агитации всеми участниками избирательного процесса. Граждане и их объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за или против любого кандидата, избирательного объединения или избирательного блока. Кандидатам, избирательным объединениям и избирательным блокам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов. Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок имеют право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации через средства массовой информации. В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий, органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также их должностные лица. Должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в проведении предвыборной агитации на равных основаниях с другими кандидатами. Предвыборная агитация проводится со дня регистрации кандидатов и прекращается за день до дня выборов. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, могут сохраняться на прежних местах. В течение трех дней до дня выборов, включая день голосования, опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается. Журналистам, должностным лицам средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных и муниципальных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами на должность Главы администрации области, их доверенными лицами или членами избирательных комиссий. Статья 30. Недопустимость злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации. Предвыборные программы, агитационные предвыборные материалы и выступления на собраниях, сходах граждан, в средствах массовой информации не должны содержать призывы к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации. Запрещается агитация или пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, выпуск и распространение сообщений и материалов, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную вражду, ущемляющих честь, достоинство и деловую репутацию граждан, избирательных объединений. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации. В случае совершения указанных нарушений соответствующие избирательные комиссии вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата. Указанное предложение рассматривается судом в трехдневный срок. Предвыборная агитация должна вестись с соблюдением принятых в обществе этических норм. Статья 31. Предвыборная агитация на радио и телевидении Кандидаты на должность Главы администрации области, избирательные объединения и избирательные блоки на равных основаниях имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени по каналам государственных и муниципальных телерадиокомпаний, осуществляющих телевизионное и радиовещание на территории области. Кандидаты на должность Главы администрации области, избирательные объединения, избирательные блоки имеют право на основании заключенного с государственной или муниципальной телерадиокомпанией договора получить за плату эфирное время сверх эфирного времени, предоставляемого бесплатно. Условия оплаты по отношению к кандидатам, избирательным объединениям и избирательным блокам должны быть равными. Кандидат, избирательное объединение или избирательный блок имеют право требовать от телерадиокомпании, действующей на территории области и предоставившей другому кандидату, избирательному объединению или избирательному блоку эфирное время для проведения предвыборной агитации, предоставить ему равное эфирное время на равных условиях. Предвыборная агитация на радио и телевидении осуществляется в виде публичных предвыборных дебатов, "круглых столов", пресс-конференций, интервью, выступлений, политической рекламы и в иных не запрещенных законом формах. Запрещается прерывать теле- и радиопередачи, содержащие предвыборную агитацию, рекламой товаров, работ и услуг. В информационных теле- и радиопрограммах (передачах) сообщения о проведении предвыборной агитации кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, инициативными группами должны даваться исключительно отдельным блоком, как правило в начале указанных программ, без комментариев. Данные информационные блоки кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками и инициативными группами не оплачиваются. Журналист, являющийся кандидатом на должность Главы администрации области либо доверенным лицом кандидата, обязан приостановить свое участие в подготовке передач на телевидении и радио в качестве журналиста. Теле- и радиопередачи, содержащие предвыборную агитацию, выпускаются в эфир с параллельной видео- и аудиозаписью, которая хранится в течение шести месяцев со дня выхода передачи в эфир. Статья 32. Предвыборная агитация в периодической печати В период агитационной компании редакция периодического печатного издания, предоставившая кандидату на должность Главы администрации области, избирательному объединению или избирательному блоку место на полосе, не вправе отказать другому кандидату на должность Главы администрации области, избирательному объединению или избирательному блоку в предоставлении места на полосе на тех же условиях и обязана это сделать в ближайших выпускаемых номерах. Статья 33. Распространение агитационных печатных материалов Кандидаты на должность Главы администрации области, избирательные объединения, избирательные блоки вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте с согласия собственника или владельца этих объектов. Агитационные печатные материалы беспрепятственно вывешиваются в помещениях, зданиях, сооружениях и иных объектах, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Запрещается вывешивание печатных и иных агитационных материалов на памятниках, обелисках, на зданиях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещении избирательной комиссии и в помещениях для голосования. Окружная избирательная комиссия, поставленная в известность о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, принимает меры по прекращению этой деятельности или обращается в органы внутренних дел с представлением о применении необходимых мер административного принуждения. Статья 34. Условия проведения предвыборных собраний, встреч с избирателями Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам на должность Главы администрации области, избирательным объединениям и избирательным блокам в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Заявления о выделении помещений для проведения таких встреч и собраний рассматриваются соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления в пятидневный срок. Владельцы помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обязаны по требованию избирательных комиссий безвозмездно предоставлять их в пользование на установленное время для встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возможности всем кандидатам, избирательным объединениям и избирательным блокам. ГЛАВА YIII. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 35. Финансовое и материальное обеспечение подготовки и проведения выборов Главы администрации области Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов Главы администрации области производятся за счет средств областного бюджета. Государственные и муниципальные предприятия, учреждения и организации бесплатно предоставляют в распоряжение избирательных комиссий помещения и оборудование, необходимое для подготовки и проведения выборов. Аренда помещений и оборудования негосударственных и немуниципальных организаций оплачивается избирательными комиссиями из средств, выделенных на проведение выборов Главы администрации области. Председатели избирательных комиссий несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям избирательных комиссий по финансовым вопросам. Отчет окружной избирательной комиссии о расходовании выделенных на проведение выборов Главы администрации области средств представляется областному Совету народных депутатов не позднее двух месяцев с момента официального объявления результатов выборов. Статья 36. Избирательные фонды и порядок их создания Кандидаты на должность Главы администрации области создают собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Избирательные объединения и избирательные блоки могут создавать избирательные фонды в случае необходимости. Избирательные фонды могут создаваться за счет следующих средств: - средств, выделенных избирательному объединению, избирательному блоку или кандидату на должность Главы администрации области в равных размерах на предвыборную агитацию окружной избирательной комиссией; - собственных средств избирательных объединений, избирательных блоков или кандидатов за исключением случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники; - добровольных пожертвований юридических и физических лиц. В целях предвыборной агитации допускается использование кандидатами на должность Главы администрации области только денежных средств, перечисленных в их избирательные фонды. Не допускаются добровольные пожертвования со стороны: иностранных государств, организаций и граждан; лиц без гражданства; российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала в их уставном капитале превышает 30 процентов; международных организаций; органов государственной власти и органов местного самоуправления; государственных и муниципальных предприятий, учреждений, организаций; религиозных объединений. Сумма перечисляемых в избирательный фонд кандидата на должность Главы администрации области собственных средств кандидата не может превышать 100 минимальных размеров оплаты труда. Сумма перечисляемых в избирательный фонд кандидата на должность Главы администрации области средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением не может превышать 500 минимальных размеров оплаты труда. Сумма перечисляемых в избирательный фонд избирательного объединения, избирательного блока средств избирательного объединения, избирательного блока не может превышать 1000 минимальных размеров оплаты труда. Сумма добровольного пожертвования отдельного физического лица в избирательный фонд кандидата на должность Главы администрации области не может превышать 10 минимальных размеров оплаты труда, а в избирательный фонд избирательного объединения или избирательного блока - 15 минимальных размеров оплаты труда. Сумма пожертвования отдельного юридического лица в избирательный фонд кандидата или в избирательный фонд избирательного объединения, избирательного блока не может превышать установленный законом размер минимальной оплаты труда более чем в 1000 раз. Окружная избирательная комиссия до дня выборов обязана периодически публиковать сведения о размерах и источниках создания избирательных фондов на основании сведений, предоставляемых кандидатом, избирательным объединением или избирательным блоком. Кандидат, избирательное объединение или избирательный блок не позднее чем через 30 дней по окончании выборов обязаны представить в окружную избирательную комиссию отчет о размерах и всех источниках создания своих избирательных фондов, а также о всех произведенных затратах, а окружная избирательная комиссия обязана опубликовать этот отчет не позднее 45 дней после его представления в окружную избирательную комиссию. Статья 37. Порядок расходования средств избирательных фондов Все денежные средства, создающие избирательный фонд, перечисляются на специальный счет в Сберегательном банке Российской Федерации, который открывается кандидатом на должность Главы администрации области, избирательным объединением или избирательным блоком с разрешения окружной избирательной комиссии после регистрации кандидата на должность Главы администрации области. Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит создавшим их кандидатам на должность Главы администрации области или избирательным объединениям, избирательным блокам. Остатки денежных средств на счетах кандидатов на должность Главы администрации области, избирательных объединений и избирательных блоков после завершения выборов перечисляются пропорционально вложенным средствам на текущие (расчетные) счета организаций и лиц, осуществивших перечисления и пожертвования. ГЛАВА IX. ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ, ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ, УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ И ИХ ОПУБЛИКОВАНИЕ Статья 38. Помещение для голосования Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий главой соответствующей местной администрации. Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования, либо пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в кабины для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. В помещении для тайного голосования либо непосредственно перед ним участковой избирательной комиссией должен быть оборудован стенд с образцами избирательных бюллетеней, информацией о всех избирательных объединениях, избирательных блоках и выдвинутых ими кандидатах, а также о всех баллотирующихся кандидатах, с обязательным указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, места работы, занимаемой должности, места жительства каждого кандидата, а также принадлежности его к избирательному объединению, избирательному блоку либо о независимом статусе кандидата. Статья 39. Избирательный бюллетень Для участия в выборах Главы администрации области каждый избиратель получает один избирательный бюллетень. Форма и текст избирательного бюллетеня утверждаются окружной избирательной комиссией. Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только с одной стороны. Избирательный бюллетень содержит список всех зарегистрированных кандидатов на должность Главы администрации области с указанием в алфавитном порядке фамилии, имени, отчества, даты рождения, места работы, занимаемой должности, места жительства, принадлежности кандидата к избирательному объединению, избирательному блоку или о его независимом статусе. Справа от данных о каждом кандидате на должность Главы администрации области помещается пустой квадрат. В конце списка кандидатов помещается строка "против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом. В каждом избирательном бюллетене должно помещаться разъяснение о порядке его заполнения. Избирательный бюллетень печатается на русском языке. Избирательные бюллетени печатаются по распоряжению окружной избирательной комиссии и передаются по акту территориальным избирательным комиссиям не позднее чем за 15 дней до дня выборов. Участковые избирательные комиссии получают по акту от территориальных избирательных комиссий избирательные бюллетени не позднее чем за 4 дня до дня выборов. Число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число включенных в список избирателей более чем на 0,5 процента. На обороте избирательного бюллетеня проставляются печать участковой избирательной комиссии или подписи двух ее членов. В случае выбытия отдельных кандидатов до дня выборов, но после изготовления избирательных бюллетеней, территориальные или участковые избирательные комиссии по указанию окружной избирательной комиссии вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах либо окружной избирательной комиссией изготавливаются новые избирательные бюллетени. Статья 40. Порядок голосования Голосование проводится с 8 до 22 часов по московскому времени. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации. В случае необходимости, с учетом местных условий, территориальные избирательные комиссии по согласованию с окружной избирательной комиссией могут изменять время голосования при сохранении его продолжительности. Об изменении времени и места голосования избиратели немедленно оповещаются через средства массовой информации. Избиратель, который в течение 15 дней до дня выборов включительно будет отсутствовать по месту жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательный бюллетень в помещении территориальной избирательной комиссии (за 15-4 дней до дня выборов) или участковой избирательной комиссии (за 3-1 дней до дня выборов). Если избиратель голосует в помещении территориальной избирательной комиссии, то на обороте выдаваемого избирательного бюллетеня ставится печать соответствующей территориальной избирательной комиссии. Для обеспечения тайны волеизъявления гражданин после заполнения избирательного бюллетеня вкладывает его в конверт, который заклеивается, и место склейки скрепляется печатью или заверяется подписью дежурного члена территориальной или участковой избирательной комиссии. Одновременно с комплектом избирательных бюллетеней территориальные избирательные комиссии передают списки проголосовавших избирателей и запечатанные конверты с бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию по акту, где в списке избирателей напротив фамилий проголосовавших избирателей делается запись: "досрочно", заверенная подписью члена участковой избирательной комиссии. В 8 часов утра в день выборов председатель участковой избирательной комиссии предъявляет членам участковой избирательной комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики и опечатывает их. Затем в избирательный ящик председатель участковой избирательной комиссии опускает извлеченные из конвертов избирательные бюллетени, заполненные досрочно проголосовавшими избирателями. При этом проверяется целостность конверта, наличие на нем печати и заверительной подписи, а также соответствие количества конвертов отметкам в списках для голосования. Председатель участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования, приглашает избирателей получить избирательные бюллетени и приступить к голосованию. В помещении для голосования во время голосования вправе находиться кандидаты, наблюдатели, доверенные лица кандидатов, представители избирательных объединений, избирательных блоков, средств массовой информации. При получении избирательного бюллетеня избиратель проверяет правильность произведенной членом участковой избирательной комиссии записи о серии и номере паспорта или иного документа, удостоверяющего личность избирателя, и расписывается в получении избирательного бюллетеня в списке избирателей. Если избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня, он вправе воспользоваться помощью другого лица, не входящего в состав участковой избирательной комиссии. Фамилия этого лица указывается в списке избирателей в графе "подпись избирателя в получении избирательного бюллетеня". Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение избирательного бюллетеня производится в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, в которых не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, вправе пригласить в кабину, специально оборудованное место или комнату для тайного голосования любое лицо, за исключением члена избирательной комиссии, наблюдателей или доверенных лиц кандидатов. В избирательном бюллетене избиратель ставит любой знак в пустом квадрате справа от фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном справа от строки "против всех кандидатов". Заполненный избирательный бюллетень избиратель опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. В случае, когда избиратель не может прибыть на избирательный участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по письменной или устной его просьбе участковая избирательная комиссия организует голосование по месту жительства избирателя с использованием специального переносного избирательного ящика. Количество переносных избирательных ящиков определяется решением окружной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. Заявление должно содержать те же данные об избирателе, что и списки избирателей. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Число заявлений избирателей, а также число использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечаются в отдельном акте. Одновременно в списке избирателей делается отметка о том, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать наблюдатели. По возвращении членов участковой избирательной комиссии в помещение для голосования переносной избирательный ящик не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей. Организация и проведение голосования вне помещения для голосования должны исключать возможность нарушения избирательных прав граждан, а равно возможность нарушения тайны голосования или искажения волеизъявления избирателей. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих в помещении для голосования обязательны. В случае отсутствия председателя участковой избирательной комиссии его заменяет заместитель председателя участковой избирательной комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член участковой избирательной комиссии, уполномоченный ею. Член участковой избирательной комиссии отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель незамедлительно удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией. В случае, если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член участковой избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей справа от фамилии соответствующего избирателя. Испорченный избирательный бюллетень погашается, о чем составляется акт. Статья 41. Подсчет голосов избирателей на избирательном участке По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет о том, что получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования. Перед вскрытием избирательных ящиков члены участковой избирательной комиссии в присутствии наблюдателей и представителей кандидатов, избирательных объединений и избирательных блоков, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные избирательные бюллетени. Число этих избирательных бюллетеней оглашается и заносится в протокол об итогах голосования, после чего председатель участковой избирательной комиссии проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно - вначале переносных избирательных ящиков, затем стационарных избирательных ящиков. Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихсяв переносных избирательных ящиках. Их число не должно превышать число заявлений в письменной форме избирателей о проведении голосования вне помещения для голосования. В случае обнаружения в переносном избирательном ящике большего числа бюллетеней, чем число указанных заявлений, все избирательные бюллетени, находившиеся в переносном избирательном ящике, признаются недействительными решением участковой избирательной комиссии. Этот факт с указанием фамилий членов участковой избирательной комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу об итогах голосования. При подсчете голосов избирателей прежде всего отделяются недействительные избирательные бюллетени. Недействительными считаются избирательные бюллетени неустановленной формы и бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя, в частности, такие, в которых знак проставлен избирателем более чем в одном квадрате либо знак не проставлен ни в одном из них. Избирательный бюллетень признается бюллетенем неустановленной формы, если он изготовлен неофициально, либо если на нем отсутствуют печать участковой избирательной комиссии или подписи двух ее членов, а в случае досрочного голосования за 4 - 15 дней до дня выборов - если на нем отсутствует печать территориальной избирательной комиссии. При возникновении сомнения участковая избирательная комиссия разрешает вопрос голосованием. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины недействительности. Эта запись заверяется подписями не менее чем трех членов участковой избирательной комиссии. Недействительные избирательные бюллетени упаковываются отдельно от других избирательных бюллетеней и при определении числа избирателей, принявших участие в голосовании, не учитываются. Подсчет голосов избирателей должен проводиться непосредственно членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели и представители кандидатов, избирательных объединений и избирательных блоков, присутствующие при подсчете голосов. По итогам подсчета голосов участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования на данном избирательном участке. В протокол об итогах голосования вносятся следующие данные: - число зарегистрированных избирателей и число избирателей, дополнительно внесенных в список; - число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией; - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день выборов; - число погашенных избирательных бюллетеней; - число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно; - число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими на дому; - число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках; - число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках; - число действительных избирательных бюллетеней; - число избирательных бюллетеней, признанных недействительными; - число голосов избирателей, поданных за каждую из позиций, содержащихся в избирательном бюллетене, в том числе за позицию "против всех кандидатов". Протокол составляется в трех экземплярах в присутствии всех членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей, представителей кандидатов, избирательных объединений и избирательных блоков и подписывается присутствующими членами участковой избирательной комиссии. Член участковой избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы и заявления, поступившие в участковую избирательную комиссию в день голосования, а также принятые по ним решения участковой избирательной комиссии. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии после его подписания незамедлительно направляется в вышестоящую территориальную избирательную комиссию. Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, списками членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов избирателей, хранится у секретаря участковой избирательной комиссии до окончания ее работы. Третий экземпляр протокола участковой избирательной комиссии предоставляется для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации. По требованию любого члена участковой избирательной комиссии или наблюдателя участковая избирательная комиссия обязана предоставить им заверенную копию протокола об итогах голосования. Статья 42. Установление итогов голосования территориальной избирательной комиссией На основании протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования путем суммирования содержащихся в них данных территориальная избирательная комиссия немедленно устанавливает итоги голосования на соответствующей территории. По итогам голосования территориальная избирательная комиссия составляет протокол, в который заносятся данные о числе участковых избирательных комиссий на соответствующей территории и числе протоколов участковых избирательных комиссий, на основании которых составляется протокол об итогах голосования, а также суммарные данные протоколов участковых избирательных комиссий. Протокол территориальной избирательной комиссии составляется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами территориальной избирательной комиссии. Член территориальной избирательной комиссии, не согласный с содержанием протокола в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы, заявления, поступившие в территориальную избирательную комиссию в день голосования, а также принятые по ним решения территориальной избирательной комиссии. Первый экземпляр протокола территориальной избирательной комиссии после его подписания немедленно направляется в окружную избирательную комиссию. Второй экземпляр протокола вместе с протоколами участковых избирательных комиссий, списками членов территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подведении итогов голосования и составлении протокола, хранится у секретаря территориальной избирательной комиссии до окончания ее работы. Третий экземпляр протокола территориальной избирательной комиссии предоставляется для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации. По требованию любого члена территориальной избирательной комиссии или наблюдателя территориальная избирательная комиссия обязана предоставить им заверенную копию протокола об итогах голосования. Статья 43. Установление результатов выборов окружной избирательной комиссией На основании протоколов территориальных избирательных комиссий об итогах голосования путем суммирования содержащихся в них данных окружная избирательная комиссия устанавливает результаты выборов Главы администрации области. По результатам выборов окружная избирательная комиссия составляет протокол, в который вносятся данные о числе территориальных избирательных комиссий на территории области, о количестве протоколов территориальных избирательных комиссий, а также суммарные данные протоколов территориальных избирательных комиссий. Протокол окружной избирательной комиссии подписывается всеми присутствующими членами окружной избирательной комиссии. Член окружной избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К протоколу приобщаются жалобы, заявления, поступившие в окружную избирательную комиссию в день голосования, а также принятые по ним решения окружной избирательной комиссии. По требованию любого члена окружной избирательной комиссии или наблюдателя окружная избирательная комиссия обязана предоставить им заверенную копию протокола об итогах голосования. Кандидат считается избранным Главой администрации области, если за него подано большее количество голосов избирателей по сравнению с количеством голосов, поданных за других кандидатов при условии, если количество голосов, поданных против всех кандидатов, не превышает количества голосов, поданных за кандидата, получившего относительное большинство голосов избирателей. При равном количестве голосов избирателей, поданных за двух и более кандидатов и получивших относительное большинство голосов избирателей, избранным считается кандидат, в чью поддержку собрано большее количество подписей. При равном количестве поданных в поддержку кандидата подписей избранным считается кандидат, зарегистрированный ранее. Статья 44. Несостоявшиеся и недействительные выборы Окружная избирательная комиссия признает выборы несостоявшимися, если в них приняло участие менее 25 процентов от числа граждан, внесенных в списки избирателей, либо если число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, превышает количество голосов, поданных за кандидата, получившего относительное большинство голосов. Окружная избирательная комиссия признает выборы в целом или по отдельным избирательным территориальным единицам недействительными, если допущенные в процессе подготовки к выборам, голосования и подведения итогов выборов нарушения настоящего закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей. Статья 45. Повторные выборы В случае, если выборы Главы администрации области признаны несостоявшимися, недействительными и ни один кандидат не был избран Главой администрации области, областной Совет народных депутатов назначает повторные выборы Главы администрации области. Выдвижение и регистрация кандидатов на должность Главы администрации области, другие действия, связанные с проведением повторных выборов, осуществляются в порядке, установленном настоящим законом. Сообщение о проведении повторных выборов публикуется в средствах массовой информации. Повторные выборы проводятся не позднее чем через три месяца со дня проведения первоначальных выборов. Повторные выборы проводятся, как правило, тем же составом избирательных комиссий. Статья 46. Хранение избирательной документации Окружная избирательная комиссия обеспечивает хранение избирательной документации с соблюдением следующих сроков: избирательные бюллетени хранятся в течение одного года, протоколы участковых избирательных комиссий хранятся в течение одного года с момента объявления даты следующих выборов, подписные листы хранятся в течение четырех лет, протоколы территориальных и окружной избирательной комиссии хранятся в течение четырех лет. Статья 47. Регистрация и вступление в должность Главы администрации области Окружная избирательная комиссия после подписания протокола об итогах выборов извещает об этом кандидата, избранного на должность Главы администрации области. Кандидат, избранный на должность Главы администрации области, в трехдневный срок в письменном виде обязан сообщить в окружную избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей, несовместимых с занятием должности Главы администрации области. Окружная избирательная комиссия на основании протоколов о результатах выборов Главы администрации области не позднее трех дней с момента официального сообщения об итогах выборов производит регистрацию Главы администрации области и выдает лицу, избранному на эту должность, соответствующее удостоверение. Глава администрации области вступает в должность с момента его регистрации окружной избирательной комиссией. Прежний Глава администрации области осуществляет полномочия до вступления в должность вновь избранного Главы администрации области. При неоднократном признании выборов Главы администрации области несостоявшимися или недействительными полномочия прежнего Главы администрации области сохраняются до регистрации окружной избирательной комиссией вновь избранного Главы администрации области. При вступлении в должность Глава администрации области приносит населению области присягу: "Клянусь при осуществлении полномочий Главы администрации Орловской области уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, Устав (Основной Закон) Орловской области, верно служить народу". Присяга приносится в торжественной обстановке на расширенном заседании областного Совета народных депутатов с участием представителей органов местного самоуправления области и общественности. Статья 48. Опубликование итогов голосования и результатов выборов Главы администрации области Итоги голосования по каждой избирательной территориальной единице в объеме данных, содержащихся в протоколах участковых, территориальных и окружной избирательных комиссий, должны предоставляться для ознакомления любому избирателю, кандидату, наблюдателю или представителю средств массовой информации. Окружная избирательная комиссия направляет общие данные о результатах выборов в средства массовой информации в течение трех дней после окончания выборов Главы администрации области. Окружная избирательная комиссия и территориальные избирательные комиссии публикуют полные данные, содержащиеся в протоколе об итогах выборов и протоколах об итогах голосования, на основании которых подводились результаты выборов. Публикация должна быть осуществлена в течение месяца после окончания выборов. ГЛАВА X. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН Статья 49. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан Лица за нарушение законодательства о выборах Главы администрации области несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законом. Статья 50. Последствия фальсификации подписных листов В случае обнаружения фальсификации подписей в подписных листах, если количество таковых превышает три процента собранных подписей либо количество оставшихся подписей недостаточно для регистрации согласно условиям настоящего закона, окружная избирательная комиссия отказывает в регистрации данному кандидату. Если фальсификация в указанных размерах устанавливается после выборов в отношении избранного кандидата, выборы признаются недействительными и проводятся новые выборы. Признание выборов недействительными устанавливает окружная избирательная комиссия на основании решения суда. Статья 51. Последствия нарушения при ведении финансовых операций при проведении предвыборной кампании В случае неоднократного и грубого нарушения порядка учета поступающих финансовых средств на счет избирательного фонда кандидата, ограничения доступа к информации о состоянии избирательного фонда и об источниках его финансирования, порядка использования и расходования средств на проведение агитационной кампании окружная избирательная комиссия отказывает в регистрации данному кандидату. Если факт подобных действий устанавливается после выборов в отношении избранного кандидата, выборы признаются недействительными. Признание выборов недействительными устанавливает окружная избирательная комиссия на основании решения суда. Статья 52. Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти области В соответствии с Уставом (Основным Законом) области законодательный (представительный) орган государственной власти области до избрания депутатов нового созыва именуется Орловской областной Думой. До избрания депутатов нового созыва нормы настоящего закона, устанавливающие правомочия областного Совета народных депутатов, распространяются на Орловскую областную Думу. Статья 53. Порядок вступления закона в силу Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Глава администрации Орловской области Е.С. Строев г. Орел 16 августа 1997 г. N 48-ОЗ ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 ПОДПИСНОЙ ЛИСТ Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение избирательным объединением (избирательным блоком) _________________________________ _____________________________________________________________________ (наименование избирательного объединения или избирательного блока) кандидатом на должность Главы администрации Орловской области гражданина Российской Федерации _____________________________________ _____________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) родившегося _________________________________________________________ работающего _________________________________________________________ проживающего в ______________________________________________________ _____________________________________________________________________ Год рождения (для лиц N Фамилия, в возрасте Адрес Серия и номер Дата Подпись п/п имя, 18 лет - места паспорта или подпи- отчество дополнитель- жительства заменяющего сания но день и его документа месяц рождения _____________________________________________________________________ 1. _____________________________________________________________________ 2. _____________________________________________________________________ Подписной лист удостоверяю : _____________________________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, собиравшего подписи) (Подпись и дата) Уполномоченный представитель избирательного объединения (избирательного блока):___________________________________________ __________________________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа уполномоченного избирательного объединения или избирательного блока) __________________________________________________________________ (Подпись и дата) ПРИЛОЖЕНИЕ N 2 ПОДПИСНОЙ ЛИСТ Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом на должность Главы администрации Орловской области гражданина Российской Федерации_____________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) родившегося___________________________________________________________ работающего___________________________________________________________ проживающего в _______________________________________________________ _____________________________________________________________________ Год рождения (для лиц N Фамилия, в возрасте Адрес Серия и номер Дата Подпись п/п имя, 18 лет - места паспорта или подпи- отчество дополнитель- жительства заменяющего сания но день и его документа месяц рождения _____________________________________________________________________ 1. _____________________________________________________________________ 2. _____________________________________________________________________ Подписной лист удостоверяю : _____________________________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, собиравшего подписи) (Подпись и дата) Кандидат на должность Главы администрации Орловской области: _____________________________________________________________________ (Подпись и дата) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|